танк Второй мировой, никогда не участвовавший в сражениях » Военное обозрение
Крейсерский танк Mk.V «Ковенантер» (Tank Cruiser Mk.V «Covenanter») — британский крейсерский танк периода Второй мировой войны. Был создан в 1939 году, представлял собой дальнейшее развитие серии английских крейсерских танков, должен был прийти на замену Tank Cruiser Mk.III и Tank Cruiser Mk.IV. Всего с 1939 года был выпущен 1771 танк Covenanter. Все они использовались главным образом в учебных целях, танки не отличались надежностью и были признаны неудачными.Ни одна из этих боевых машин не приняла участия в боевых действиях в годы Второй мировой войны, став самым массовым танком тех лет, который так и не вышел на поля сражений. При этом часть танков была переделана в командирские машины, БРЭМ и мостоукладчики. Несмотря на то, что ни один из танков Covenanter не принимал участия в боевых действиях, до наших дней сохранился всего один целый экземпляр, который сегодня можно встретить в экспозиции английского танкового музея в Бовингтоне.
Танк получил свое название в честь пресвитерианцев (covenanters) — шотландской религиозной фракции на британских островах, которая существовала во времена Войны трех королевств. Это был первый английский крейсерский танк, которому после создания было присвоено имя. Боевая машина была сконструирована в Лондоне инженерами компаний Midland и Scottish Railway на замену крейсерскому танку Cruiser Mk. IV. По сравнению с последним, Covenanter был лучше бронирован. Танк был запущен в производство в 1939 году еще до постройки машин экспериментальной партии. По этой причине проблемы его конструкции было выявлены лишь после того, как боевая машина была запущена в массовое производство.
В 1939 году от английских военных поступил заказ на создание нового, хорошо бронированного, «тяжелого» крейсерского танка, который должен был прийти на смену боевой машине Cruiser IV. Производство уже спроектированных танков А16 и А14 конструкции Nuffield было очень сложным и дорогим, поэтому в том же 1939 году более легкий в освоении и дешевый крейсерский танк (по спецификации генштаба A13 Mk III Cruiser Mark V) был рекомендован к запуску в производство. Новый танк не имел ничего общего с другими модификациями А13, за исключением подвески от А13 Christie.
Танк вооружили орудием QF 2 Pounder и одним пулеметом, также он получил подвеску от А13 Christie на низком корпусе, «стандартную броню» 30 мм и планетарную рулевую трансмиссию. Все вертикальные части корпуса танка должны были изготавливаться из бронеплит толщиной 30 мм. Чтобы сохранить низкий силуэт танка, в подвеске использовались шатуны и низкопрофильный двигатель. Силовая установка специально для данной боевой машины была форсирована до 340 л.с.
Компоновка крейсерского танка Covenanters была классической. Силовая установка располагалась в корме корпуса, там же были места для топливных баков. Боевое отделение занимало среднюю часть танка, а отделение управления, которое было сопряжено с боевым, занимало переднюю часть корпуса боевой машины. Башня с 40-мм орудием QF 2 Pounder и спаренным с ним пулеметом находилась в средней части корпуса. Экипаж танка состоял из 4-х человек, все они за исключением механика-водителя располагались в боевом отделении. Для посадки и высадки членов экипажа в крыше башни имелся большой люк, крышка которого не поднималась вверх, как обычно, а сдвигалась назад. Еще один люк, предназначенный для механика-водителя, располагался в передней части корпуса.
Работы над созданием танка вели компании London, Midland and Scottish Railway Company (LMS). Стоит отметить, что данные компании не имели полноценного опыта создания и выпуска военной техники, однако были привлечены к участию в британской политике конверсии производства. Конструкторы отдали предпочтение цельносварному корпусу, отказавшись от клепанного, что несколько уменьшало вес боевой машины. Башня была разработана компанией Nuffield совместно с Henry Meadows, последняя компания создала низкопрофильный двигатель для данного танка. 17 апреля 1939 года еще до выпуска хотя бы одного опытного образца поступил первый заказ на 100 боевых машин. При этом, хотя в танке использовались некоторые элементы и решения от компании Nuffield, в последней предпочли также создать свою версию танка, которая получила название А13: Cruiser Mk.VI Crusader.
Из-за стремительно надвигающейся войны конструкция танка Covenanter так и не прошла доводку. Были проблемы с двигателем и компоновкой его отсека. 12-цилиндровый двигатель был слишком широким и не оставил места для радиаторов, которые пришлось расположить в передней части боевой машины. Такое решение привело к серьезным проблемам с охлаждением и перегревом. Система труб охлаждения двигателя, которая шла к радиаторам в передней части танка, нагревала и боевые модули. В танке было очень жарко, что исключало его использование в боевых действиях в Северной Африке, куда были в итоге отправлены Cruiser Mk.VI Crusader, а также американские боевые машины.
Вообще, моторно-трансмиссионное отделение и его теснота и стали главным бичом этого танка. Конструкторы перестарались с попыткой уменьшения высоты корпуса. МТО было настолько сильно сжато, что места там оставалось на один лишь двигатель, а другие агрегаты пришлось разносить по всему танку. К тому же очень тесная компоновка МТО серьезно осложняла процесс обслуживания и эксплуатации танка. Так воздушные фильтры оказались на крыше МТО, их пришлось защищать специальными бронированными коробами. Радиаторы системы охлаждения вынесли в носовую часть корпуса, они располагались с левой стороны и также прикрывались дополнительными броневыми накладками, толщина которых составляла 25 мм. Ящик с запчастями и инструментом хранился на крыше МТО и надгусеничных полках.
Коснулись изменения и конструкции трансмиссии. Инженеры решили отказаться от доступной на тот момент времени трансмиссии Willson, а также рулевого управления. Вместо них на танке появились планетарные рулевые элементы. В этой связи пришлось уменьшать размер вентиляторов, установленных в трансмиссионном отсеке. Опытный образец танка был готов в 1940 году и продемонстрировал неплохие результаты на испытаниях, но уже тогда у машины были проблемы с охлаждением двигателя. Серийные поставки танков не осуществлялись вплоть до сражения под Дюнкерком, а производство башен отставало от производства корпусов.
Несмотря на тот факт, что британские экспедиционные силы во Франции остро нуждались в новых танках с лучшим бронированием, поставки танка Covenanter не удавалось осуществить вплоть до июня 1940 года. Задержка производства была связана с развертыванием выпуска корпусов и башен новой конструкции, к чему предприятия Англии оказались просто не готовы. Танк отличало наличие шестигранной башни достаточно сложной формы. При этом британские инженеры решили применить не только двускатные борта с толщиной брони 30 мм, но и наклонную крышу, в центре которой размещался перископический прибор наблюдения Mk.IV, который прикрывался 11-мм бронированным «стаканом». Второй подобный прибор, который предназначался для заряжающего, был расположен спереди справа. Для улучшения обзорности в бортах башни имелись смотровые приборы со специальными стеклоблоками.
Странностью представленной башни было то, что конструкторы вспомнили о рациональных углах наклона брони, но почему-то это касалось лишь бортов и кормы башни. Лобовая деталь башни так и осталась расположенной практически под прямым углом. В лобовой части башни, имевшей толщину 30 мм, был выполнен вырез под установку стандартной английской 2-фунтовой пушки (QF 2 pounder) с длиной ствола 52 калибра и одного 7,92-мм пулемета BESA. В качестве дополнительного вооружения мог использоваться зенитный пулемет Bren, который устанавливался на специальном складном штыре.
Также процесс запуска танка в производство усугублялся нехваткой квалифицированных сварщиков, поэтому пришлось обратиться даже к аварийному варианту со сборкой клепаных корпусов, что привело к росту массы танка на 100 килограмм. Вместо сварки при запуске в серийное производство вернулись к клепке. Первые серийные танки военные начали получать уже после поражения Франции и завершения французской кампании британских экспедиционных сил.
К этому момент в Управлении механизации пришли к мнению, что танк Covenanter непригоден к использованию в боевых действиях. Причин такого решения было несколько, главная из них была связана с охлаждением двигателя танка. Трубопровод, который шел от МТО к радиаторам, проходил через боевое отделение, создавая для экипажа дискомфортные условия работы из-за повышения температуры внутри корпуса танка. Помимо этого, размещение основных элементов системы охлаждения в носовой части боевой машины было признано не самым удачным конструкторским решением. Максимальная скорость серийных танков должна была составлять 50 км/ч, но на испытаниях редко удавалось достичь 48 км/ч. Выросшая до 18,2-18,3 тонн масса танка негативно влияла на проходимость, ходовые качества и исключала путь дальнейшего развития и наращивания боевых возможностей машины.
В дальнейшем проводилось 4 этапа модернизации танка, все они были направлены на улучшение работы силовой установки, однако решить проблему комплексно так и не удалось. И хотя повоевать танку так и не пришлось, Covenanter был признан британцами очень хорошей учебно-боевой машиной, которая идеально подходила для подготовки личного состава. Все танки, за исключением лишь нескольких экземпляров, эксплуатировались исключительно на территории Великобритании с осени 1940 года по конец 1943 года включительно. В частности эти танки находились на вооружении Гвардейской танковой дивизии и 1-й Польской Бронетанковой дивизии во время их формирования в Великобритании. При этом в этих частях танки были заменены на другие боевые машины еще до отправки подразделений на фронт. Исключение составляли лишь несколько мостоукладчиков, построенных на базе танка Covenanter, эти инженерные машины сохранялись в обеих дивизиях и использовались во время наступления через Бельгию и Нидерланды.
Мостоукладчики Covenanter Bridgelayer были созданы в 1941 году. Эти боевые машины представляли собой серийные танки, с которых была демонтирована башня. На ее месте устанавливался раскладной мост типа «ножницы» длиной чуть более 10 метров и шириной 2,9 метра. Мост выдерживал максимальную нагрузку — до 24 тонн. Такая модификация оказалась удачной и в течение 1942-1943 года в мостоукладчики переделали несколько десятков уже готовых крейсерских танков. Помимо польской бронетанковой дивизии они также использовались в составе 1-й чехословацкой бронетанковой бригады во время высадки в Нормандии. А несколько таких мостоукладчиков получила армия Австралии. В 1942 году они использовались австралийцами в Бирме.
В боевых действиях был потерян всего один танк Covenanter, да и тот был уничтожен на территории Великобритании. Машина была потеряна во время авианалета немцев на город Ковентри 31 мая 1942 года. К концу 1943 года танк был признан устаревшим и слабо вооруженным, он не мог бороться с немецкими танками, особенно новыми «Пантерами» и «Тиграми». Каким-то образом решить эту проблему без кардинальной переделки конструкции танка было нельзя. Поэтому машину признали устаревшей, тогда же поступил приказ об их утилизации. Исключение составляли лишь модификации танка, которые выполняли различные вспомогательные функции.
Тактико-технические характеристики Cruiser Mk.V «Covenanter»:
Габаритные размеры: длина корпуса — 5790 мм, ширина — 2620 мм, высота — 2240 мм.
Боевая масса — 18,3 т.
Бронирование — 7-40 мм.
Силовая установка — 12-цилиндровый двигатель Meadows D.A.V мощностью 340 л.с.
Максимальная скорость — 50 км/ч (по шоссе).
Запас топлива — 420 л.
Запас хода — 160 км.
Вооружение — 40-мм пушка QF 2 Pounder и 7,62-мм пулемет BESA.
Боекомплект — 131 снаряд и 3750 патронов.
Экипаж — 4 человека (командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий).
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/cruiser_a13_mk3.htm
http://tanki-v-boju.ru/tank-kovenanter-mk-v-covenanter
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:GB60_Covenanter/История
Материалы из открытых источников
topwar.ru
Нелюбимый родственник английских танков. Крейсерский танк «Ковенантер»
Попытки поиска АИ здесь, по одному из английских танков не увенчались успехом. Вероятно, вы с ним просто не знакомы. Так как я сам подобные статьи не осилю, то воспользуюсь услугами другого автора вот здесь: http://pro-tank.ru/bronetehnika-england/kreyserskie-tanki/183-mk5-kowenanter. Разрешите представить:
Крейсерский танк «Ковенантер»
Танк «Ковенантер» разработан фирмой «Наффилд» в 1939 году в результате длительных работ по освоению технических решений, заложенных в машинах американского конструктора Кристи. В отличие от советских конструкторов, которые развивали в серии БТ оригинальный колесно-гусеничный вариант танка Кристи, английские конструкторы с самого начала разрабатывали только гусеничный вариант. Первая машина с ходовой частью типа Кристи была запущена в производство под названием «Крейсерский танк Мк IV» в 1938 г. и производилась до 1941 г. Броневая защита этого быстроходного танка была признана недостаточной, и после выпуска 665 машин этого типа в производство был запущен крейсерский Mk.V «Ковенантер».
Как и его предшественник, танк «Ковенантер» имел пять обрезиненных опорных катков на борт, расположенные сзади ведущие колеса и сравнительно низкий корпус, броневые листы которого соединялись с помощью заклепок. Вооружение в виде 40-мм пушки и спаренного с ней 7,92-мм пулемета располагалось в невысокой башне, броневые листы которой имели большие углы наклона. Mk.V имел неплохое для своего времени бронирование: лобовая броня корпуса и башни имела толщину 40 мм, а бортовая броня – 30 мм. Машина находилась в производстве сравнительно недолго и после выпуска 1365 единиц была заменена в производстве крейсерским танком Mk.VI «Крусайдер» с более сильной броней. «Ковенантер» состояли на вооружении танковых бригад бронетанковых дивизий.
После своей поездки в Россию в 1936 г. подполковник Мартель, помощник директора Управления моторизации, предложил в дополнение к крейсерскому – средний танк с толщиной брони до 30 мм и большой скоростью хода, способный к самостоятельным действиям. Это стало результатом его знакомства с Т-28, находившимся в достаточно большом количестве на вооружении в СССР и созданным под влиянием британского 16-тонного танка 1929 г., разработанного на тех же основаниях. Были составлены тактико-технические требования, построен масштабный макет, в конце концов приняли решение о постройке двух опытных моделей с трехместной башней но упрощенным требованиям Генштаба.
Они получили обозначения соответственно А14 и А15 (позднее А16). «Ландон-Миддэнд» и «Скоттиш Рэйлвэй» построили первую модель по плану, выработанному старшим интендантом Управления разработки танков. Машина имела подвеску типа Хортемана, бортовые экраны, V-образный 12-цилиндровый двигатель «Торникрофт» и вновь разработанную планетарную трансмиссию. А16 поручили «Наффилду», которая произвела впечатление на Мартеля быстрой разработкой танка А13. А16 на деле выглядел как более тяжелая модификация А13. Компоновка и башни А14 и А16 были аналогичны машинам серии А9/А10.
Тем временем, в качестве временной меры, бронирование А9 довели до 30 мм (так он стал моделью А10), а А14 и А16 создавались уже по требованиям к средним (или тяжелым крейсерским) танкам. Испытания А14 в начале 1939 г. показали, что он слишком шумен и механически сложен, так же как и опытная модель А13 с той же толщиной брони. Тогда КМ5 предложили прекратить работы нал А14 и заняться усовершенствованием А13 – проект А13 Мk.III. Речь шла о максимальном использовании узлов и агрегатов А13, но с задачей, сохранив толщину брони до 30 мм, снижения общей высоты машины. В апреле 1939 г. заказчику предъявили деревянный макет танка.
Для уменьшения высоты профиля машины использовали двигатель «Флэт»12 «Медоуз» (модификация, использованная на легком танке «Тетрарх») и двойная планетарная трансмиссия «Вильсон» (примененная на А14). По сравнению с А13 Мk.II – или крейсерским танком Мk.IV – место механика-водителя перенесли вправо, а радиатор двигателя разместили слева в передней части корпуса. Первые серийные модели поставили в начале 1940 г., но они не отвечали требованиям из-за проблем с охлаждением, приводивших к частым остановкам перегретого двигателя. Требовались различные модификации машины, но конструктивные проблемы так и не преодолели. Менее серьезной задачей оказалось снижение удельного давления на грунт из-за превышения массы.
В середине 1940 г. танк получил официальное имя «Ковенантер» в соответствии с введенной в это время британской практикой обозначения боевых машин. Общий выпуск танков «Ковенантер» составил 1771 машину, но они никогда не применялись в боях, хотя до 1943 г. использовались в базировавшихся в Великобритании дивизиях в качестве учебных. Некоторые машины в том же качестве направили на Ближний Восток, другие переделали в танковые мостоукладчики. Работы над А14 и А16 практически прекратились в конце 1939 г. до того, как собрали вторые опытные модели каждого типа.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса – 18.2 тонны
Длина – 5790 мм
Ширина – 2630 мм
Высота – 2240 мм
Экипаж – 4 человека
Вооружение – 1×40-мм пушка, 1×7,92-мм пулемёт
Боекомплект – 131 снаряд, 3750 патронов
Бронирование: лоб корпуса – 40 мм, лоб башни – 40 мм
Тип двигателя – карбюраторный «Медоуз»
Максимальная мощность – 300 л.с.
Максимальная скорость – 48 км/час
Запас хода – 150 км
Модификации крейсерского танка «Ковенантер»:
- 1. «Ковенантер» IV. «Ковенантер» III с дополнительными встроенными радиаторами воздушного охлаждения на кормовом листе корпуса.
- 2. «Ковенантер» С8 (с различными индексами). Часть танков комплектовалась гаубицей вместо 2-фунтовой пушки.
- 3. Танковый мостоукладчик «Ковенантер». Вариант 30-футового моста типа «ножницы» грузоподъемностью 30 т, который с 1936 г. устанавливался на танках. Благодаря запасу мощности «Ковенантер» на ряде машин Мk.I и Мk.II вместо боевого отделения установили мост «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов, приводившихся гидравликой. В основном они использовались для обучения и опытов наряду с мостоукладчиками на шасси «Валентайна». Мост имел 34 фута в длину и 9,5 фута в ширину. Несколько таких машин применяли австралийцы в Бирме в 1942 г.
- 4. «Ковенантер» АМКА. В 1942 г. «Ковенантер» использовался только для испытаний вновь разработанного противоминного каткового устройства, который крепился впереди корпуса танка для превращения его в самоходный минный трал.
- 5 «Ковенантер» ОР (машина наблюдателей), командирская и ремонтно-эвакуационная машины.
Источники:
- • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915–2000 гг».;
- • М. Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939–1945 гг;
- • David Fletcher, Peter Sarson: Crusader Cruiser Tank 1939–1945;
- • David Fletcher, The Great Tank Scandal – British Armour in the Second World War;
- • Janusz Ledwoch, Janusz Solarz. Czołgi brytyjskie 1939–45.
P.S.
На данный момент в мире есть только 3 экземпляра данного танка. Это связано скорее всего с отношением самих военных к этой машине. Чтобы дать понятие, о чём я говорю, расскажу, что второй и третий экземпляр нашли в одном месте. В мусорной яме буквально! В 1944 году после закрытия одной из школ по обучению борьбы с танками их скинули в противотанковый ров вместе с остальным школьным мусором и закопали. Сейчас на этом месте виноградники. Первый нашли случайно в Новой Зеландии, т.е. так далеко от дома, что о нём просто забыли.
alternathistory.com
Covenanter: обзор, характеристики, сравнение параметров
При разработке нового крейсерского танка британские инженеры использовали такие новшества, как оппозитный двигатель, вынесение радиаторов системы охлаждения в переднюю часть корпуса, широкое применение сварки. Доработка проекта несколько затянулась, и заказ на первые 100 машин поступил только 17 апреля 1939 года. За время серийного выпуска был изготовлен 1771 танк четырёх основных модификаций. Танки Covenanter использовались в основном в качестве учебных машин на территории Великобритании в период с 1940 по 1943 год.
Нация Великобритания Великобритания
Уровень Уровень IV
Тип Лёгкий танк Лёгкий танк
Стоимость Кредиты 110 000 Опыт 2 300
worldoftanks.ru
«Ковенантер» — британский крейсерский танк
В феврале 1939 года правительством Великобритании было выдано задание на разработку нового крейсерского танка Cruiser Tank Mk.V.
В 1930-е годы в Великобритании закрепилось разделение танков на три класса: легкие (для разведки), пехотные (для поддержки пехоты, с мощной броней, но тихоходные) и крейсерские (с более тонкой броней и высокой скоростью, действующие в составе механизированных соединений). Первые четыре модели крейсерских танков — Cruiser («круизер» — крейсер) Tank Mk.I, II, III и IV — не особо удовлетворяли требования военных как по подвижности, так и по защищенности. Именно поэтому было выдано задание на разработку CruiserTank Mk.V. Новая боевая машина должна была сохранить ходовую часть типа Кристи, опробованную на танках CruiserTank Mk.I и II. Максимальная толщина брони определялась в 40 мм, а вооружение должно было состоять из 2-фунтовой (40-мм) пушки и 7,92-мм пулемета BESA. При этом по массе новый танк не должен был значительно превосходить предшественников — CruiserTank Mk. III и IV.
Существенным нововведением стала разработка для «пятерки» нового специального танкового двигателя, которую поручили фирме «Медоус» — стоявшие на «тройках» и «четверках» моторы «Наффилд-Либерти», представлявшие собой переделку авиационных двигателей времен Первой мировой войны, не удовлетворяли военных из-за своих эксплуатационных характеристик.
Общим проектированием танка занималась фирма LMS («Лондон, Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлуэй Компани»), а башню проектировала фирма «Наффилд».
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Проект танка, получивший обозначение А13 Mk.III, был готов в апреле 1939 года. Вместо модернизации предыдущих образцов у конструкторов из LMS получился фактически новый танк, унаследовавший от предшественников только ходовую часть. Но и та подверглась переделке — свечи расположили не вертикально, а наклонно, что позволило уменьшить высоту корпуса. Последнему способствовал и новый двигатель — 12-цилиндровый мотор DAV мощностью 300 л. с. выполнили по оппозитной схеме. То есть он был «плоским». А вот следующий шаг, предпринятый разработчиками в стремлении уменьшить габариты корпуса танка, оказался откровенно неудачным. Радиаторы системы охлаждения не удалось втиснуть в моторно-трансмиссионное отделение. Их перенесли в переднюю часть корпуса слева, а рубку механика-водителя сдвинули вправо от продольной оси. Воздух к радиаторам поступал через жалюзи, оказавшиеся в самом уязвимом для обстрела месте.
Первоначально А13 Mk.III должен был получить сварной корпус, но оказалось, что для массового производства танков попросту не хватит квалифицированных рабочих-сварщиков. Поэтому конструкторам пришлось переделать проект под клепку. Это привело к утяжелению конструкции примерно на 100 кг, но сняло технологические ограничения по объемам производства — рабочих-клепальщиков на паровозостроительной фирме LMS было вполне достаточно. Сам же корпус выполнялся двухслойным — из двух листов, установленных без зазора. Чтобы, например, получить общую толщину 40 мм, брали листы толщиной 21 и 19 мм, причем внутренний — из обычной, а не броневой стали.
БАШНЯ И ВООРУЖЕНИЕ
Башня, разработанная фирмой «Наффилд», была трехместной. Ее бортовые и кормовые листы установили под рациональными углами наклона, что повышало снарядостойкость. Но вот лобовой был вертикальным. Еще одним недостатком стал отказ от командирской башенки. Пользоваться перископом командиру было неудобно, поскольку он располагался по центру башни — над казенной частью пушки. В крыше башни сделали один большой люк, крышка которого в откинутом положении служила сиденьем. В башне установили 40-мм пушку и спаренный с ней 7,92-мм пулемет. Кроме того, справа от орудийной установки смонтировали 2-дюймовый (50,8-мм) казнозарядный гранатомет, предназначавшийся для стрельбы дымовыми гранатами.
ПОДГОТОВКА К ПРОИЗВОДСТВУ
Представленный проект вполне устроил военных, и уже 17 апреля 1939 года фирма LMS получила заказ на первую партию — 100 танков CruiserTank Mk.V. Следом были выданы заказы фирмам «Инглиш Электрик» (на 100 танков) и «Лейланд Моторс» (на 151 машину). Танк приняли на вооружение, не успев даже построить прототип, — Европа все быстрее катилась к большой войне, и британским танкистам остро требовалась новая машина. В процессе подготовки к производству конструкцию танка пришлось упростить. От планетарной трансмиссии «Вильсон» отказались, поставив коробку передач «Медоус» (применявшуюся на CruiserTank Mk.IV). Также вместо катков из алюминиевого сплава применили стальные. Они были на 10 кг тяжелее, но приоритетом в получении алюминия пользовалась не танковая промышленность, а авиационная.
Испытания опытного танка начались в мае 1940 года, а в сентябре к нему присоединилась первая серийная машина. Сразу проявились проблемы с плохим охлаждением и недостаточной проходимостью. Вторую проблему удалось решить, внедрив более широкую гусеницу. А вот с перегревом справиться никак не удавалось. В итоге выпуск Cruiser Tank Mk.V начали только в декабре 1940 года, сдав до конца года семь экземпляров.
МОДИФИКАЦИИ И СЛУЖБА
Несмотря на существенные недостатки, проявившиеся в ходе испытаний, производство танков «Ковенантер» — такое название получил CruiserTank Mk.V — разворачивалось. Всего до начала 1943 года выпустили 1771 такой танк.
Первый вариант «Ковенантер» I (CruiserTank Mk.V) был построен в 353 экземплярах. На второй модификации «Ковенантер» II (CruiserTank Mk.V*) попытались улучшить охлаждение, добавив дополнительный масляный радиатор. Изготовили 101 танк. Кроме того, в этот вариант переделали некоторое количество машин первой модификации.
Наиболее многочисленным (954 единицы — более половины общего объема выпуска) стал вариант «Ковенантер» III (Cruiser Tank Mk.V**). Он отличался радикально переделанной системой охлаждения (с маслорадиаторами, установленными по бокам двигателя), усовершенствованными воздушными фильтрами и новым типом сцепления. Наконец, «Ковенантер» IV (366 танков) фактически повторял вторую модель, но со сцеплением от четвертой. Стоявшая на «Ковенантере» 40-мм пушка имела хорошие бронебойные характеристики, но в ее боекомплекте отсутствовал осколочный снаряд, что делало орудие малоэффективными против небронированных целей. Поэтому некоторое количество танков «Ковенантер» II, III и IV переделали в вариант CS (Close Support), на котором вместо 40-мм пушки установили 76,2-мм гаубицу.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ
Один экземпляр танка в 1942 году переделали в бронированную ремонтно-эвакуационную машину «Ковенантер» ARV. Более распространенными стали машины передовых артиллерийских наблюдателей «Ковенантер» ОР. Они отличались отсутствием пушки (вместо ее ствола устанавливали муляж) и мощным радиооборудованием, включавшим две радиостанции № 19 и одну — № 18. Командирские танки «Ковенантер Комманд» были похожи на «Ковенантер» ОР, но имели только две радиостанции № 19. Самыми востребованными из всех спецвариантов стали мостоукладчики «Ковенантер Бриджлайер». Эти машины появились в 1941 году и представляли собой серийные танки с демонтированными башнями, на месте которых устанавливали 34-футовый (10,36 -метровый) раскладной мост типа «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов на гидроприводах. Ширина моста составляла 9,5 футов (2,9 м), максимальная нагрузка — до 24 тонн. Модификация оказалась удачной и в 1942-1943 годах в мостоукладчики переделали 20 танков «Ковенантер» I и 60 «Ковенантер» IV.
СЛУЖБА
«Ковенантеру» так и не суждено было стать полноценной боевой машиной. Несмотря на несколько этапов доработок, предпринятых с целью улучшения работы силовой установки, полностью решить эту проблему не удалось. Тем не менее «Ковенантер» был признан вполне подходящим на роль учебно-боевой машины для подготовки личного состава.
Первым на новые машины начал переучивание 4/7-й уланский полк, ранее укомплектованный пулеметными легкими танками Mk.VIb. Появление в апреле 1941 года танков «Ковенантер», вооруженных пушками и имевших гораздо лучшее бронирование, вызвало положительную реакцию. Но очень скоро мнение танкистов изменилось в диаметрально противоположную сторону. Многочисленные проблемы, связанные с работой силовой установки, нерациональной компоновки основных агрегатов системы охлаждения и высокого удельного давления на грунт, не позволяли в полной мере реализовать возможности новой машины.
Получалось, что армия получала небоеспособные танки, использовать которые в Северной Африке было просто невозможно — а именно этот регион стал для британцев главным театром военных действий в 1940-1942 годах. Чтобы хоть как-то оправдать средства, затраченные на «Ковенантер», правительство преподнесло этот танк как самую современную боевую машину для защиты метрополии. Следом танки этого типа получили 13/18-й гусарский полк, а также части Гвардейской танковой дивизии и 1 -й польской танковой дивизии, формировавшейся в Великобритании. Во всех случаях «Ковенантеры» использовались как учебные.
Четыре «Ковенантера» были все-таки отправлены в Египет для испытаний. Два из них были переданы в качестве учебных новозеландским танковым частям. А единственным вариантом «Ковенантера», применявшимся в боевых условиях, стал мостоукладчик.
С октября 1944 года несколько таких машин использовала 1-я чехословацкая танковая бригада во время осады Дюнкерка. Применялись они даже на Тихоокеанском театре военных действий — восемь «Ковенантер Бриджлайер» передали Австралии. Они служили в составе 4-й австралийской танковой бригады на Бугенвиле и Баликпапане. Линейные же танки «Ковенантер» в феврале 1944 года были объявлены устаревшими и вскоре списаны.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
3305warfor.me
Танк «Ковенантер»
Tank Cruiser Covenanter.
Танк «Ковенантер» разработан фирмой «Наффилд» в 1939 году в результате длительных работ по освоению технических решений, заложенных в машинах американского конструктора Кристи. В отличие от советских конструкторов, которые развивали в серии БТ оригинальный колесно-гусеничный вариант танка Кристи, английские конструкторы с самого начала разрабатывали только гусеничный вариант. Первая машина с ходовой частью типа Кристи был запущен в производство под названием «Крейсерный танк Мк IV» в 1938 г. и производился до 1941 г. Броневая защита этого быстроходного танка была признана недостаточной и после выпуска 665 машин этого типа в производство был запущен крейсерный Мк V «Ковенантер».
Как и его предшественник, танк «Ковенантер» имел пять обрезиненных опорных катков на борт, расположенные сзади ведущие колеса и сравнительно низкий корпус, броневые листы которого соединялись с помощью заклепок. Вооружение в виде 40-мм пушки и спаренного с ней 7,92-мм пулемета располагалось в невысокой башне, броневые листы которой имели большие углы наклона. Мк V имел неплохое для своего времени бронирование: лобовая броня корпуса и башни имела толщину 40-мм, а бортовая броня — 30-мм. Машина находилась в производстве сравнительно недолго и после выпуска 1365 единиц была замена в производстве крейсерным танком Мк VI «Крусайдер» с более сильной броней. «Ковенантер» состояли на вооружении танковых бригад бронетанковых дивизий.
После своей поездки в Россию в 1936 г. подполковник Мартель, помощник директора Управления моторизации, предложил в дополнение к крейсерскому — средний танк с толщиной брони до 30-мм и большой скоростью хода, способный к самостоятельным действиям. Это стало результатом его знакомства с Т-28, находившимся в достаточно большом количестве на вооружении в СССР и созданным под влиянием британского 16-тонного танка 1929 г., разработанного на тех же основаниях. Были составлены тактико-технические требования, построен масштабный макет, в конце концов приняли решение о постройке двух опытных моделей с трехместной башней но упрощенным требованиям Генштаба.
Они получили обозначения соответственно А14 и А15 (позднее А16). «Ландон-Миддэнд» и «Скоттиш Рэйлвэй» построили первую модель по плану, выработанному старшим интендантом Управления разработки танков. Машина имела подвеску типа Хорте мана, бортовые экраны, V-образный 12-цилиндровый двигатель «Торникрафт» и вновь разработанную планетарную трансмиссию. А16 поручили «Нафилду», которая произвела впечатление на Мартеля быстрой разработкой танка А13. А16 на деле выглядел как более тяжелая модификация А13. Компоновка и башни А14 и А16были аналогичны машинам серии А9/А10.
Тем временем, в качестве временной меры, бронирование А9 довели до 30-мм (так он стал моделью А10), а А14 и А16 создавались уже по требованиям к средним (или тяжелым крейсерским) танкам. Испытания А14 в начале 1939 г. показали, что он слишком шумен и механически сложен, так же как и опытная модель А13 с той же толщиной брони. Тогда КМ5 предложили прекратить работы нал А14 и заняться усовершенствованием А13 — проект А13 М1с 111. Речь шла о максимальном использовании узлов и агрегатов А13, но с задачей, сохранив толщину брони до 30-мм, снижения общей высоты машины. В апреле 1939 г. заказчику предъявили деревянный макет танка.
Для уменьшения высоты профиля машины использовали двигатель «Флэт»12 «Медоуз» (модификация, использованная на легком танке «Тетрарх») и двойная планетарная трансмиссия «Вильсон» (примененная на А14). По сравнению с А13 Мк II — или крейсерским танком МК IV — место механика-водителя перенесли вправо, а радиатор двигателя разместили слева в передней части корпуса. Первые серийные модели поставили в начале 1940 г., но они не отвечали требованиям из-за проблем с охлаждением, приводившим к частым остановкам перегретого двигателя. Требовались различные модификации машины, но конструктивные проблемы так и не преодолели. Менее серьезной задачей оказалось снижение удельного давления на грунт из-за превышения массы.
В середине 1940 г. танк получил официальное имя «Ковенантер» в соответствии с введенной в это время британской практикой обозначения боевых машин. Общий выпуск танков «Ковенантер» составил 1771 машину, но они никогда не применялись в боях, хотя до 1943 г. использовались в базировавшихся в Великобритании дивизиях в качестве учебных. Некоторые машины в том же качестве направили на Ближний Восток, другие переделали в танковые мостоукладчики. Работы над А14 и А16 практически прекратились в конце 1939 г. до того, как собрали вторые опытные модели каждого типа.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
18,2 т |
Размеры: | |
длина |
5790 мм |
ширина |
2630 мм |
высота |
2240 мм |
Экипаж |
4 человека |
Вооружение |
1 х 40-мм пушка 1 х 7,92-мм пулемет |
Боекомплект |
131 снаряд 3750 патронов |
Бронирование: | |
лоб корпуса |
40 мм |
лоб башни |
40 мм |
Тип двигателя |
карбюраторный «Медоуз» |
Максимальная мощность | 300 л.с. |
Максимальная скорость | 48 км/час |
Запас хода |
150 км |
Модификации крейсерского танка Ковенантер:
- «Ковенантер» IV. «Ковенантер» III с дополнительными встроенными радиаторами воздушного охлаждения на кормовом листе корпуса.
- «Ковенантер» С8 (с различными индексами). Часть танков комплектовалась гаубицей вместо 2-фунтовой пушки.
- Танковый мостоукладчик «Ковенантер», Вариант 30-футового моста типа «ножницы» грузоподъемностью 30 т, который с 1936 г. устанавливался на танках. Благодаря запасу мощности «Ковенантер» на ряде машин МК 1 и М1с II вместо боевого отделения установили мост «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов, приводившихся гидравликой. В основном они использовались для обучения и опытов наряду с мостоу кладчикам и на шасси «Валентайна». Мост имел 34 фута в длину и 9,5 фута в ширину. Несколько таких машин применяли австралийцы в Бирме в 1942 г.
- «Ковенантер» АМКА. В 1942 г. «Ковенантер» использовался только для испытаний вновь разработанного противоминного каткового устройства, который крепился впереди корпуса танка для превращения его в самоходный минный трал.
- «Ковенантер» ОР (машина наблюдателей), командирская и ремонтно-эвакуационная машины.
Источники:
- Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг».;
- М.Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 гг;
- David Fletcher, Peter Sarson: Crusader Cruiser Tank 1939-1945;
- David Fletcher, The Great Tank Scandal — British Armour in the Second World War;
- Janusz Ledwoch, Janusz Solarz Czołgi brytyjskie 1939-45.
pro-tank.ru
Cruiser Tank Mk.V “Covenanter” A13 Mk.III Крейсерский танк
Официальное обозначение: Cruiser Tank Mk.V
Альтернативное обозначение: “Covenanter”, A13 Mk.III
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: 1940 г.
Стадия завершения работ: построен 1771 танк, в боевых действиях не использовались.
Крейсерский танк A13 Mk.III, более известный под названием «Covenanter», во многих авторитетных изданиях посвященных истории бронетанковой техники позиционируется как переходная модель от более ранних вариантов А13 к широко известным А15 «Crusader». Как следствие, у читателя формируется мнение, что это был танк второстепенный, не оказавший заметного влияния на ход конструкторской мысли в Великобритании. Это далеко не так. Хотя «Covenanter» действительно оказался не самой удачной боевой машиной по многим параметрам он не уступал своим современникам.
История танка «Covenanter» началась в 1939 году. Ещё в ходе проектирования модели A13 Mk.II было ясно, что накладная броня толщиной 14-15 мм не решает проблему общей защищенности танка. Необходимо было разработать улучшенную конструкцию, способную нести полноценное 30-мм бронирование без ущерба для ходовых качеств танка.
К тому времени в разработке ещё находились проекты тяжелых крейсерских танков А14 и А16, уже дошедших до стадии прототипов. Представители Mechanization Board (Управления Механизации) проявляли к ним всё меньше интереса, поскольку наличие трех пулеметных башен уже считалось анахронизмом. Согласно новым требованиям от конструкторов требовалось облегчить и удешевить конструкцию, сделав её максимально приближенной к серийным танкам. В результате этого решения фирмам-разработчикам было предложено отказаться от продолжения работ по бесперспективном трехбашенным танкам и сосредоточить усилия на новой машине.
Работы, начатые в феврале 1939 года бригадой инженеров под руководством Уолтера Уилсона, привели к созданию модели Cruiser Tank Mk.V (того самого «Covenanter»), которая завершила линию развития первых крейсерских танков с восьмикатковой ходовой частью типа Christie. Выполняя требования заказчика конструкторская бригада выбрала в качестве базового варианта танк А13 Mk.II, хорошо освоенный в серийном производстве. Существенным доработкам подвергся корпус, а башня была создана заново, но со старым комплектом вооружения.
Итак, ходовая часть Cruiser Tank Mk.V с некоторыми доработками перешла от серийной модели. Применительно на один борт она включала четыре сдвоенных опорных катка диаметром 812,8 мм с индивидуальной подвеской на пружинным рессорах. Все катки были оснащены резиновыми бандажами с ветиляционными отверстиями по всему диаметру. Ведущие колеса цевочного зацепления (с 20 зубцами каждое) располагались сзади, направляющие колеса – спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми металлическими траками сухого сцепления шириной 273 мм. Часть серийных танков оборудовалась броневыми фальшбортами и металлическими дисками на опорных катках.
Непосредственное проектирование корпуса поручили фирме London Midland and Scottish Railway (LMSR), в то время как Nuffield отвечала за разработку башни. Корпус танка, сравнительно с Cruiser Tank Mk.IV, подвергся достаточно серьёзным изменениям. Прежде всего, он стал сварным, что позволило «сэкономить» на заклёпках. Далее, чтобы снизить общую массу, а заодно и общую высоту танка, было решено максимально уменьшить высоту корпуса. Таким изменениям способствовало использование горизонтально-оппозитного двигателя, но из-за этого пришлось изменить расположение агрегатов системы охлаждения, что впоследствии вызвало массу проблем.
В ходе проектирования проект постиг новый удар — Генеральный Штаб армии внезапно осознал, что лобовая броня крейсерских танков А13 толщиной 28-30 мм уже не обеспечивает достаточной защищенности и толщину бронирования вертикальных поверхностей было приказоно довести до 40 мм. Чтобы уложиться в измененные требования разработкчики пошли на весьма нетривиальный шаг — ещё одной «изюминкой» нового танка стало двухслойное бронирование при котором броневым был только верхний лист, в то время как нижний выполнялся из обычной высококачественной стали. В результате лобовое бронирование башни состояло из двух листов толщиной 20 и 19 мм, бортов — 10 и 9,5 мм, кормы — 12 и 12,5 мм соответственно. В то же время, нижние бортовые бронелисты сохранили толщину 14 мм, низ носовой части – 16 мм, крыша – 7 мм, днище – 7 мм. Фактически, по защищенности «Covenanter» возвращался на уровень более раннихх моделей А13.
Компоновка корпуса не изменилась. В передней части с правой стороны располагалось место водителя, защищенного коробчатой бронированной рубкой с тремя смотровыми щелями и передним двухсекционным люком. Боевое отделение находилось в средней части корпуса, на крыше которого устанавливалась трехместная башня. Внутри размещались места для командира машины, наводчика и заряжающего, а также радиостанция No.19 со штыревой антенной. Кормовую часть корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, где устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Meadows D.A.V. развивавший максимальную мощность 340 л.с. Трансмиссия включала коробку передач c планетарным механизмом поворота типа Wilson, главный фрикцион Borg & Berg и бортовые предачи.
Как это часто бывает, исправление одним недостатков вызывает появление новых проблем, иногда даже более существенных. Так, стараясь уменьшить высоту корпуса, британские конструкторы настолько сильно «сжали» моторно-трансмиссионное отделение, что места в для других агрегатов силовой установки а нём практически не осталось. В результате воздушные фильтры были вынесены на крышу МТО и защищались бронированными коробками. Радиаторы системы охлаждения размещалась в носовой части корпуса с левой стороны и защищалась четырьмя дополнительными бронированными накладками толщиной 25 мм. Ящики с инструментами и запасными частями крепились на надгусеничных полках и на крыше МТО.
Шестигранная башня клёпаной конструкции имела достаточно сложную форму. Британские инженеры решили применить не только двускатные борта с толщиной брони 30 мм, но и наклонную крышу, в центре которой устанавливался перископический прибор наблюдения Mk.IV защищенный 11-мм бронированным «стаканом». Второй такой прибор, преназначенный для заряжающего, размещался спереди-справа. Для улучшения обзорности в бортах башни были сделаны смотровые приборы со стеклоблоками. В лобовой части башни, также имевшей 30-мм броню, был сделан вырез под установку 2-фунтовой пушки с длиной ствола 52 калибра и одного 7,92-мм пулемета BESA. Углы вертикального наведения для пушки находились в предалах от +20° до -15°, для пулемета — 150°.; Орудие и пулемет защищались общей маской конструктивно схожей с маской для танка «Valentine» Mk.I. Дополнительно на борту мог крепиться продолговатый ящик для зенитного пулемета Bren, устанавливаемого в боевом положении на складном штыре. Также был изменена конструкция крышки верхнего люка – теперь она не поднималась вверх, а сдвигалась назад. На такнах раннего выпуска к кормовому листу башни крепился бак с водой, но затем его перенесли внутрь корпуса.
Спустя всего несколько месяцев, 17-го апреля 1940 года, ещё до постройки первого прототипа, военное ведомство заключило контракт с LMSR на постройку серийных 100 танков. Более того, к сентябрю были подписаны дополнительные контракты ещё на 250 танков, размещенные на предприятиях фирм English Electric и Leyland Motors. Впоследствии общее количество всех собранных «Covenanter» составило 1771 единиц, включая два прототипа произведенных в «рамках серийного строительства». Таким образом, новый крейсерский танк по численности превзошел более ранние «крейсера» вместе взятые. Хотя в плане защищенности и общей боевой эффективности «Covenanter» оценивался выше A13 Mk.II, в боевых условиях проверить это не удалось.
Первый прототип «Covenanter» Mk.I был доставлен 21-го мая 1940 года на полигон Экспериментального Центра Механизации (МЕЕ) в Фарнборо. Предварительные испытания показали, что опытный образец даже с неотрегулированным двигателем способен развить скорость до 60 км\ч. Далее был проведен пробег протяженностью 1000 миль, не выявивший каких-либо слабых мест в конструкции сварного корпуса. Вместе с тем, был отмечен постоянный перегрев двигателя. В октябре на прототип установили экспериментальный образец трансмиссии Merrit-Brown, которую предполагалось установить на серийные танки, но фактически от этого шага отказались. Второй опытный образец был на полигон в сентябре 1940 года, но отчеты о его испытаниях теперь были менее оптимистичными — перегрев двигателя, на этот раз, очень убедительно показали низкую эффективность системы охлаждения.
Несмотря на то, что Экспедиционные силы во Франции остро нуждались в новых танках с усиленным бронированием поставки «Covenanter» не удалось осуществить вплоть до июня 1940 года. Задержка была обусловлена развертыванием выпуска башен и корпусов новой конструкции, к чему британские предприятия оказались не готовы. Положение усугублялось нехваткой кавлифицированных сварщиков — из-за этого пришлось обратиться к «аварийному» варианта со сборкой клёпаных корпусов, что увеличивало массу танка на 100 кг. Помимо этого выяснилось, что использовать опорные катки из алюминиевого сплава не получится и их пришлось заменить на штампованные сварные, ещё более утяжелившие машину.
Лишь после завершения французской кампании Royal Tank Corps начал получать первые серийные машины. Впрочем, к этому времени в Управлении Механизации пришли к выводу о непригодности «Covenanter» к использованию во фронтовых условиях. Причин для этого шага было несколько, но главной из них стала система охлаждения силовой установки. Трубопровод, шедший от МТО к радиаторам, проходил через боевой отсек, создавая дискомфортные условия для работы экипажа из-за повышенной температуры внутри корпуса. Кроме того, размещение основных элементов системы охлаждения в носовой части танки признали не самым удачным конструкторским решением. Максимальная скорость серийных танков определялась фирмой в 50 км\ч, но в ходе эксплуатации она редко доходила до 48 км\ч. Увеличавшаяся до 18200-18300 кг боевая масса, кроме всего прочего, повлияла на ходовые качества при передвижении по пересеченной местности, поскольку при прежней ширине гусеничных траков увеличилась нагрузка на грунт.
Вслед за появлением первой серийной модели, обозначенной как «Covenanter» Mk.I, последовал ряд модернизированных вариантов, отличавшихся составом оборудования:
«Covenanter» Mk.II (Cruiser Mk V*) – установлен дополнительный масляной охладитель, на некоторых машинах убран бронекожух радиатора;
«Covenanter» Mk.II CS – модификация предусматривала установку 3-дюймовой (76,2-мм) гаубицы вместо 2-фунтовой пушки, переоборудовано несколько танков;
«Covenanter» Mk.III (Cruiser Mk V**) – первая модификация с обширным пакетом улучшений: установлено два новых масляных охладителя по обе стороны двигателя и новый вертикальный бронекожух, модернизирована трансмиссия, добавлены воздухоочистители на корме, глушители сдвинуты назад, появилась укладка ЗИП на верхнем лобовом листе корпуса по обе стороны от бронированного кожуха фары дальнего света;
«Covenanter» Mk.III CS – вариант серийного танка Mk.III оснащенного 3-дюймовой гаубицей;
«Covenanter» Mk.IV – модернизированные танки Mk.II, на которых устанавливалась доработанная трансмиссия от Mk.III и дополнительные радиаторы воздушного охлаждения на кормовом листе корпуса;
«Covenanter» Mk.IV CS – вариант серийного танка Mk.IV оснащенного 3-дюймовой гаубицей;
«Covenanter» ARV – единственный прототип ремонтно-эвакуационной машины, полученный путем переоборудования из серийного танка в 1942 году;
«Covenanter» OP – Observation Post, бронемашина наблюдателей на базе модификаций Mk.II и Mk.IV, созданная для использования частями полевой артиллерии (также могла использоваться в качестве БРЭМ): дополнительно устанавливалось две радиостанции No.19 и одна No.18, но вместо пушки монтировался её муляж;
«Covenanter Command» – командирский танк на базе Mk.II практически аналогичный ОР, но оснащенный только с двумя радиостанциями No.19.
В целом, все четыре этапа модернизации проводились с целью улучшения работы силовой установки, но комплексно решить эту проблему не удалось. Тем не менее, «Covenanter» был признан хорошей учебно-боевой машиной, подходящей для подготовки личного состава. Волею судьбы все танки этого типа, за исключением нескольких учебных образцов, эксплуатировались только на территории Великобритании с осени 1940-го по конец 1943-го года включительно.
Первым на новые машины начал переучивание 4\7-й Гвардейский Уланский полк укомплектованный легкими танками Mk.VIb. Поначалу появление в апреле 1941 года танков «Covenanter», имевших 2-фунтовое орудие и почти противоснарядное бронирование, вызвало положитльную реакцию. Крейсерский танк смотрелся на порядок лучше Mk.VI, однако, очень скоро мнение танкистов изменилось в диаметрально противоположную сторону. Многочисленные проблемы, связанные с работой силовой установки, нерациональной компоновки основных агрегатов сиситемы охлаждения и высокого удельного давления на грунт, не позволяли в полной мере реализовать все преимущества, залеженные в конструкцию «Covenanter». По сути, британская армия получала небоеспособные танки, использовать которые в Северной Африке (а именно туда для Великобритании переместился «центр тяжести» в 1940-1941 гг.) было просто невозможно. Чтобы хоть как-то оправдать средства, затраченные из «Covenanter», правительство преподнесло этот танк как самую современную боевую машину для защиты метрополии.
Следующим стал 13/18-й Гусарский полк, дислоцированный в Тетфорде, который принял танки «Covenanter» в августе и уже в следующем месяце эти машины приняли участие в 5-дневных маневрах «Bumper» проходивших на Английской равнине. Впоследствии полк перед передан в распоряжение 9-й, а затем 79-й танковой дивизии. В составе последней «Covenanter» использовались вплоть до переформирования этого соединения в полк плавающих танков DD.
И всё же, несколько танков этого типа оказались в Западной пустыне. Случилось это поздней осенью 1940 года, когда в Африку были отправлены первые танки «Crusader». Было решено, что вместе с ними следует отправить пару единиц «Covenanter» для использования в учебных целях. Однако, острая необходимость в бронетехнике заставило местное командование переквалифицировать их в эвакуационные бронемашины и передать в распоряжение REME (Royal Electrical and Mechanical Engineers). В настоящее время не ясно, использовались ли эти «Covenanter» в боях с немецко-итальянскими войсками, хотя ряд признаков указывает на то, что они использовались в подразделениях оснащенных пехотными танками «Churchill».
И ещё один малоизвестный факт — в период с декабря 1942 по сентябрь 1943 года два «Covenanter» использовались для обучения личного состава 19-го бронетанкового полка новозеландской армии (19th Armoured Regiment), также воевавшей с составе сил Британского содружества в Северной Африке. Более того, именно эти машины стали первыми танками, полученными 4-й новозеландской бронебригадой с момента её формирования в октябре 1942 г.
В начале 1942 года танки «Covenanter» были переданы в состав Гвардейской Танковой (Guards Armoured Division) и 1-й польской танковой дивизий (1st Polish Armoured Division). В первом случае они предназначались для усиления трех танковых полков 5-й и 6-й бронетанковых бригад, задачей которых являлась защита Британских островов от возможного немецкого вторжения. Впрочем, уже в конце года дивизия была переоснащена танками «Crusader» Mk.III, а в 1944 года экипажи танковых полков пересели на «Sherman».
Втрое соединение практически целиком комплектовалось из военнослужащих бывшей польской армии и граждан Польши, пожелавших сражаться с Германией вместе с союзниками. Формирование 1-й польской бронетанковой дивизии началось в феврале 1942 года и первое время на оснащение поступала устаревшая техника вроде танков «Covenanter», «Crusader» и «Valentine», предназначавшаяся только для обучения. Надо отметить, что польскими солдатами копмлектовали не только танковые подразделения, но и экипажи бронепоездов, действовавших на юге и востоке Великобритании. Часть из них впоследствии была передена в танкисты, которые также получили танки «Covenanter» и «Valentine» предназначавшиеся для сопровождения бронепоездов. По большому счету, полубронированные железнодорожные площадки, оснащенные старыми 6-фунтовыми орудиями и пулеметами (локомотивы зачастую вообще не бронировались), вряд ли смогли бы стать достаточным препятствием для немецких танков или авиации, но в годы их формирования у британской армии не было большого выбора. В ряде случаев самым сильным «броневагоном» можно было считать танк, установленный на железнодорожную платформу и дополнительно защищенный бронеплитами и мешками с песком. Именно тогда случилась единственная боевая потеря — в ходе ночного налёта немецкой авиации 31-го мая 1942 года бомба попала в площадку бронепоезда «Н», уничтожив находившейся на ней «Covenanter».
С течением времени 1-й польская танковая дивизия получили более новые танки «Centaur» и «Cromwell», на которых они воевали с июня 1944 года.
Исключение составили только мостоукдачики «Covenanter Bridgelayer» – эти машины появились в 1941 году и представляли собой серийные танки с демонтированными башнями, на месте которых устанавливался 34-футовый («30 ft No. 1», длина в метрической системе – 10,36 метра) раскладной мост типа «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов на гидроприводах. Ширина моста составляла 9,5 футов (2,9 метра), максимальная нагрузка – до 24 тонн. Модификация оказалась удачной и в течении 1942-1943 гг. в мостоукладчики переделали несколько десятков крейсерских танков. Помимо польской дивизии они использовались в составе 1-й чехословацкой бронебригады во время высадки в Нормандии. Также несколько машин было передано австралийской армии – в течении 1942 года эти мостоукладчики применялись в Бирме. В 1944 году одна из машин была модифицирована и могла выдерживать нагрузку до 30 тонн.
В экспериментальном порядке несколько танков было переоборудовано в вариант AMRA (Anti Mine Rolling Attachment). Модификация включала крепление к носовой части танка минного трала, представлявшего собой металлическую раму с двумя парами колёс напротив каждой гусеничной колеи. Хотя во время испытаний были достигнуты положительные результаты в массовом порядке танки «Covenanter» AMRA Mk.IC никогда ими не оснащались.
В настоящее время сохранился только один танк данного типа относящийся к модификации «Covenanter» Mk.IV. После войны этот танк почему-то не был утилизирован, а оставлен на территории фермы около г.Доркинг., который находится в 34 км к югу от Лондона. Находившая в частично разобранном виде машина была восстановлена и отправлена в экспозицию музея бронетанковой техники в Бовингтоне. Также этот музей располагает одной башней от «Covenanter» ранней модели. Кроме того, на территории Великобритании находятся два корпуса в разобранном виде. Судя по всему один из них использовался ранее в качестве мишени на полигоне.
Два мостоукладчика «Covenanter Bridgelayer» сохранились только в Австралии. Один из них можно увидеть в экспозиции Royal Australian Armoured Corps Tank Museum (г.Пакупуньял, штат Виктория), а второй находится на территории Royal New South Wales Lancers Lancer Barracks (г.Парраматта, штат Новый Южный Уэльс).
Источники:
D.Fletcher «Crusader and Covenanter Cruiser Tanks 1939-45». 2000. Osprey Publishing
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003
М.Барятинский «Крусейдер и другие. Британские крейсерские танки Mk.I — Mk.VI» (Бронеколлекция МК 2005-06)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА
Cruiser Tank Mk.V “Covenanter” Mk.I образца 1939 г.
БОЕВАЯ МАССА | 18289 — 18300 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5790 |
Ширина, мм | 2620 |
Высота, мм | 2240 |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 2-фунтовая (40-мм) пушка и один 7,92-мм пулемет BESA в башне |
БОЕКОМПЛЕКТ | 87 (?) выстрелов и 3700 (?) патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 30-40 мм борт корпуса (верх) — 30 мм борт корпуса (низ) — 14 мм корма корпуса — 28 мм крыша — 7 мм днище — 7 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Meadows D.A.V, карбюраторный, 12-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 340 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | Meadows, механического типа: 4-скоростная планетарная коробка передач Wilson |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая |
СКОРОСТЬ | 48 км\ч по дороге |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 160 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | 0,46 |
Глубина брода, м | 0,95 |
Ширина рва, м | 2,10 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанция No.19 со штыревой антенной |
aviarmor.net
Танки Самолеты | Tank Cruiser Covenanter. Танк «Ковенантер» разработан фирмой «Наффилд» в 1939 году в результате длительных работ по освоению технических решений, заложенных в машинах американского конструктора Кристи. В отличие от советских конструкторов, которые развивали в серии БТ оригинальный колесно-гусеничный вариант танка Кристи, английские конструкторы с самого начала разрабатывали только гусеничный вариант. Первая машина с ходовой частью типа Кристи был запущен в производство под названием «Крейсерный танк Мк IV» в 1938 г. и производился до 1941 г. Броневая защита этого быстроходного танка была признана недостаточной и после выпуска 665 машин этого типа в производство был запущен крейсерный Мк V «Ковенантер». Как и его предшественник, танк «Ковенантер» имел пять обрезиненных опорных катков на борт, расположенные сзади ведущие колеса и сравнительно низкий корпус, броневые листы которого соединялись с помощью заклепок. Вооружение в виде 40-мм пушки и спаренного с ней 7,92-мм пулемета располагалось в невысокой башне, броневые листы которой имели большие углы наклона. Мк V имел неплохое для своего времени бронирование: лобовая броня корпуса и башни имела толщину 40-мм, а бортовая броня — 30-мм. Машина находилась в производстве сравнительно недолго и после выпуска 1365 единиц была замена в производстве крейсерным танком Мк VI «Крусайдер» с более сильной броней. «Ковенантер» состояли на вооружении танковых бригад бронетанковых дивизий. После своей поездки в Россию в 1936 г. подполковник Мартель, помощник директора Управления моторизации, предложил в дополнение к крейсерскому — средний танк с толщиной брони до 30-мм и большой скоростью хода, способный к самостоятельным действиям. Это стало результатом его знакомства с Т-28, находившимся в достаточно большом количестве на вооружении в СССР и созданным под влиянием британского 16-тонного танка 1929 г., разработанного на тех же основаниях. Были составлены тактико-технические требования, построен масштабный макет, в конце концов приняли решение о постройке двух опытных моделей с трехместной башней но упрощенным требованиям Генштаба. Они получили обозначения соответственно А14 и А15 (позднее А16). «Ландон-Миддэнд» и «Скоттиш Рэйлвэй» построили первую модель по плану, выработанному старшим интендантом Управления разработки танков. Машина имела подвеску типа Хорте мана, бортовые экраны, V-образный 12-цилиндровый двигатель «Торникрафт» и вновь разработанную планетарную трансмиссию. А16 поручили «Нафилду», которая произвела впечатление на Мартеля быстрой разработкой танка А13. А16 на деле выглядел как более тяжелая модификация А13. Компоновка и башни А14 и А16были аналогичны машинам серии А9/А10. Тем временем, в качестве временной меры, бронирование А9 довели до 30-мм (так он стал моделью А10), а А14 и А16 создавались уже по требованиям к средним (или тяжелым крейсерским) танкам. Испытания А14 в начале 1939 г. показали, что он слишком шумен и механически сложен, так же как и опытная модель А13 с той же толщиной брони. Тогда КМ5 предложили прекратить работы нал А14 и заняться усовершенствованием А13 — проект А13 М1с 111. Речь шла о максимальном использовании узлов и агрегатов А13, но с задачей, сохранив толщину брони до 30-мм, снижения общей высоты машины. В апреле 1939 г. заказчику предъявили деревянный макет танка. Для уменьшения высоты профиля машины использовали двигатель «Флэт»12 «Медоуз» (модификация, использованная на легком танке «Тетрарх») и двойная планетарная трансмиссия «Вильсон» (примененная на А14). По сравнению с А13 Мк II — или крейсерским танком МК IV — место механика-водителя перенесли вправо, а радиатор двигателя разместили слева в передней части корпуса. Первые серийные модели поставили в начале 1940 г., но они не отвечали требованиям из-за проблем с охлаждением, приводившим к частым остановкам перегретого двигателя. Требовались различные модификации машины, но конструктивные проблемы так и не преодолели. Менее серьезной задачей оказалось снижение удельного давления на грунт из-за превышения массы. В середине 1940 г. танк получил официальное имя «Ковенантер» в соответствии с введенной в это время британской практикой обозначения боевых машин. Общий выпуск танков «Ковенантер» составил 1771 машину, но они никогда не применялись в боях, хотя до 1943 г. использовались в базировавшихся в Великобритании дивизиях в качестве учебных. Некоторые машины в том же качестве направили на Ближний Восток, другие переделали в танковые мостоукладчики. Работы над А14 и А16 практически прекратились в конце 1939 г. до того, как собрали вторые опытные модели каждого типа. Тактико-технические характеристики
Модификации крейсерского танка Ковенантер:
Источники:
|
wikiwar.ru