танк Второй мировой, никогда не участвовавший в сражениях » Военное обозрение

Крейсерский танк Mk.V «Ковенантер» (Tank Cruiser Mk.V «Covenanter») — британский крейсерский танк периода Второй мировой войны. Был создан в 1939 году, представлял собой дальнейшее развитие серии английских крейсерских танков, должен был прийти на замену Tank Cruiser Mk.III и Tank Cruiser Mk.IV. Всего с 1939 года был выпущен 1771 танк Covenanter. Все они использовались главным образом в учебных целях, танки не отличались надежностью и были признаны неудачными.

Ни одна из этих боевых машин не приняла участия в боевых действиях в годы Второй мировой войны, став самым массовым танком тех лет, который так и не вышел на поля сражений. При этом часть танков была переделана в командирские машины, БРЭМ и мостоукладчики. Несмотря на то, что ни один из танков Covenanter не принимал участия в боевых действиях, до наших дней сохранился всего один целый экземпляр, который сегодня можно встретить в экспозиции английского танкового музея в Бовингтоне.


Танк получил свое название в честь пресвитерианцев (covenanters) — шотландской религиозной фракции на британских островах, которая существовала во времена Войны трех королевств. Это был первый английский крейсерский танк, которому после создания было присвоено имя. Боевая машина была сконструирована в Лондоне инженерами компаний Midland и Scottish Railway на замену крейсерскому танку Cruiser Mk. IV. По сравнению с последним, Covenanter был лучше бронирован. Танк был запущен в производство в 1939 году еще до постройки машин экспериментальной партии. По этой причине проблемы его конструкции было выявлены лишь после того, как боевая машина была запущена в массовое производство.

В 1939 году от английских военных поступил заказ на создание нового, хорошо бронированного, «тяжелого» крейсерского танка, который должен был прийти на смену боевой машине Cruiser IV. Производство уже спроектированных танков А16 и А14 конструкции Nuffield было очень сложным и дорогим, поэтому в том же 1939 году более легкий в освоении и дешевый крейсерский танк (по спецификации генштаба A13 Mk III Cruiser Mark V) был рекомендован к запуску в производство. Новый танк не имел ничего общего с другими модификациями А13, за исключением подвески от А13 Christie.

Танк вооружили орудием QF 2 Pounder и одним пулеметом, также он получил подвеску от А13 Christie на низком корпусе, «стандартную броню» 30 мм и планетарную рулевую трансмиссию. Все вертикальные части корпуса танка должны были изготавливаться из бронеплит толщиной 30 мм. Чтобы сохранить низкий силуэт танка, в подвеске использовались шатуны и низкопрофильный двигатель. Силовая установка специально для данной боевой машины была форсирована до 340 л.с.

Компоновка крейсерского танка Covenanters была классической. Силовая установка располагалась в корме корпуса, там же были места для топливных баков. Боевое отделение занимало среднюю часть танка, а отделение управления, которое было сопряжено с боевым, занимало переднюю часть корпуса боевой машины. Башня с 40-мм орудием QF 2 Pounder и спаренным с ним пулеметом находилась в средней части корпуса. Экипаж танка состоял из 4-х человек, все они за исключением механика-водителя располагались в боевом отделении. Для посадки и высадки членов экипажа в крыше башни имелся большой люк, крышка которого не поднималась вверх, как обычно, а сдвигалась назад. Еще один люк, предназначенный для механика-водителя, располагался в передней части корпуса.

Работы над созданием танка вели компании London, Midland and Scottish Railway Company (LMS). Стоит отметить, что данные компании не имели полноценного опыта создания и выпуска военной техники, однако были привлечены к участию в британской политике конверсии производства. Конструкторы отдали предпочтение цельносварному корпусу, отказавшись от клепанного, что несколько уменьшало вес боевой машины. Башня была разработана компанией Nuffield совместно с Henry Meadows, последняя компания создала низкопрофильный двигатель для данного танка. 17 апреля 1939 года еще до выпуска хотя бы одного опытного образца поступил первый заказ на 100 боевых машин. При этом, хотя в танке использовались некоторые элементы и решения от компании Nuffield, в последней предпочли также создать свою версию танка, которая получила название А13: Cruiser Mk.VI Crusader.

Из-за стремительно надвигающейся войны конструкция танка Covenanter так и не прошла доводку. Были проблемы с двигателем и компоновкой его отсека. 12-цилиндровый двигатель был слишком широким и не оставил места для радиаторов, которые пришлось расположить в передней части боевой машины. Такое решение привело к серьезным проблемам с охлаждением и перегревом. Система труб охлаждения двигателя, которая шла к радиаторам в передней части танка, нагревала и боевые модули. В танке было очень жарко, что исключало его использование в боевых действиях в Северной Африке, куда были в итоге отправлены Cruiser Mk.VI Crusader, а также американские боевые машины.

Вообще, моторно-трансмиссионное отделение и его теснота и стали главным бичом этого танка. Конструкторы перестарались с попыткой уменьшения высоты корпуса. МТО было настолько сильно сжато, что места там оставалось на один лишь двигатель, а другие агрегаты пришлось разносить по всему танку. К тому же очень тесная компоновка МТО серьезно осложняла процесс обслуживания и эксплуатации танка. Так воздушные фильтры оказались на крыше МТО, их пришлось защищать специальными бронированными коробами. Радиаторы системы охлаждения вынесли в носовую часть корпуса, они располагались с левой стороны и также прикрывались дополнительными броневыми накладками, толщина которых составляла 25 мм. Ящик с запчастями и инструментом хранился на крыше МТО и надгусеничных полках.

Коснулись изменения и конструкции трансмиссии. Инженеры решили отказаться от доступной на тот момент времени трансмиссии Willson, а также рулевого управления. Вместо них на танке появились планетарные рулевые элементы. В этой связи пришлось уменьшать размер вентиляторов, установленных в трансмиссионном отсеке. Опытный образец танка был готов в 1940 году и продемонстрировал неплохие результаты на испытаниях, но уже тогда у машины были проблемы с охлаждением двигателя. Серийные поставки танков не осуществлялись вплоть до сражения под Дюнкерком, а производство башен отставало от производства корпусов.

Несмотря на тот факт, что британские экспедиционные силы во Франции остро нуждались в новых танках с лучшим бронированием, поставки танка Covenanter не удавалось осуществить вплоть до июня 1940 года. Задержка производства была связана с развертыванием выпуска корпусов и башен новой конструкции, к чему предприятия Англии оказались просто не готовы. Танк отличало наличие шестигранной башни достаточно сложной формы. При этом британские инженеры решили применить не только двускатные борта с толщиной брони 30 мм, но и наклонную крышу, в центре которой размещался перископический прибор наблюдения Mk.IV, который прикрывался 11-мм бронированным «стаканом». Второй подобный прибор, который предназначался для заряжающего, был расположен спереди справа. Для улучшения обзорности в бортах башни имелись смотровые приборы со специальными стеклоблоками.


Странностью представленной башни было то, что конструкторы вспомнили о рациональных углах наклона брони, но почему-то это касалось лишь бортов и кормы башни. Лобовая деталь башни так и осталась расположенной практически под прямым углом. В лобовой части башни, имевшей толщину 30 мм, был выполнен вырез под установку стандартной английской 2-фунтовой пушки (QF 2 pounder) с длиной ствола 52 калибра и одного 7,92-мм пулемета BESA. В качестве дополнительного вооружения мог использоваться зенитный пулемет Bren, который устанавливался на специальном складном штыре.

Также процесс запуска танка в производство усугублялся нехваткой квалифицированных сварщиков, поэтому пришлось обратиться даже к аварийному варианту со сборкой клепаных корпусов, что привело к росту массы танка на 100 килограмм. Вместо сварки при запуске в серийное производство вернулись к клепке. Первые серийные танки военные начали получать уже после поражения Франции и завершения французской кампании британских экспедиционных сил.

К этому момент в Управлении механизации пришли к мнению, что танк Covenanter непригоден к использованию в боевых действиях. Причин такого решения было несколько, главная из них была связана с охлаждением двигателя танка. Трубопровод, который шел от МТО к радиаторам, проходил через боевое отделение, создавая для экипажа дискомфортные условия работы из-за повышения температуры внутри корпуса танка. Помимо этого, размещение основных элементов системы охлаждения в носовой части боевой машины было признано не самым удачным конструкторским решением. Максимальная скорость серийных танков должна была составлять 50 км/ч, но на испытаниях редко удавалось достичь 48 км/ч. Выросшая до 18,2-18,3 тонн масса танка негативно влияла на проходимость, ходовые качества и исключала путь дальнейшего развития и наращивания боевых возможностей машины.

В дальнейшем проводилось 4 этапа модернизации танка, все они были направлены на улучшение работы силовой установки, однако решить проблему комплексно так и не удалось. И хотя повоевать танку так и не пришлось, Covenanter был признан британцами очень хорошей учебно-боевой машиной, которая идеально подходила для подготовки личного состава. Все танки, за исключением лишь нескольких экземпляров, эксплуатировались исключительно на территории Великобритании с осени 1940 года по конец 1943 года включительно. В частности эти танки находились на вооружении Гвардейской танковой дивизии и 1-й Польской Бронетанковой дивизии во время их формирования в Великобритании. При этом в этих частях танки были заменены на другие боевые машины еще до отправки подразделений на фронт. Исключение составляли лишь несколько мостоукладчиков, построенных на базе танка Covenanter, эти инженерные машины сохранялись в обеих дивизиях и использовались во время наступления через Бельгию и Нидерланды.

Мостоукладчики Covenanter Bridgelayer были созданы в 1941 году. Эти боевые машины представляли собой серийные танки, с которых была демонтирована башня. На ее месте устанавливался раскладной мост типа «ножницы» длиной чуть более 10 метров и шириной 2,9 метра. Мост выдерживал максимальную нагрузку — до 24 тонн. Такая модификация оказалась удачной и в течение 1942-1943 года в мостоукладчики переделали несколько десятков уже готовых крейсерских танков. Помимо польской бронетанковой дивизии они также использовались в составе 1-й чехословацкой бронетанковой бригады во время высадки в Нормандии. А несколько таких мостоукладчиков получила армия Австралии. В 1942 году они использовались австралийцами в Бирме.

В боевых действиях был потерян всего один танк Covenanter, да и тот был уничтожен на территории Великобритании. Машина была потеряна во время авианалета немцев на город Ковентри 31 мая 1942 года. К концу 1943 года танк был признан устаревшим и слабо вооруженным, он не мог бороться с немецкими танками, особенно новыми «Пантерами» и «Тиграми». Каким-то образом решить эту проблему без кардинальной переделки конструкции танка было нельзя. Поэтому машину признали устаревшей, тогда же поступил приказ об их утилизации. Исключение составляли лишь модификации танка, которые выполняли различные вспомогательные функции.

Тактико-технические характеристики Cruiser Mk.V «Covenanter»:
Габаритные размеры: длина корпуса — 5790 мм, ширина — 2620 мм, высота — 2240 мм.
Боевая масса — 18,3 т.
Бронирование — 7-40 мм.
Силовая установка — 12-цилиндровый двигатель Meadows D.A.V мощностью 340 л.с.
Максимальная скорость — 50 км/ч (по шоссе).
Запас топлива — 420 л.
Запас хода — 160 км.
Вооружение — 40-мм пушка QF 2 Pounder и 7,62-мм пулемет BESA.
Боекомплект — 131 снаряд и 3750 патронов.
Экипаж — 4 человека (командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий).

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/cruiser_a13_mk3.htm
http://tanki-v-boju.ru/tank-kovenanter-mk-v-covenanter
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:GB60_Covenanter/История
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Нелюбимый родственник английских танков. Крейсерский танк «Ковенантер»

 

Попытки поиска АИ здесь, по одному из английских танков не увенчались успехом. Вероятно, вы с ним просто не знакомы. Так как я сам подобные статьи не осилю, то воспользуюсь услугами другого автора вот здесь: http://pro-tank.ru/bronetehnika-england/kreyserskie-tanki/183-mk5-kowenanter. Разрешите представить:

Крейсерский танк «Ковенантер»

Танк «Ковенантер» разработан фирмой «Наффилд» в 1939 году в результате длительных работ по освоению технических решений, заложенных в машинах американского конструктора Кристи. В отличие от советских конструкторов, которые развивали в серии БТ оригинальный колесно-гусеничный вариант танка Кристи, английские конструкторы с самого начала разрабатывали только гусеничный вариант. Первая машина с ходовой частью типа Кристи была запущена в производство под названием «Крейсерский танк Мк IV» в 1938 г. и производилась до 1941 г. Броневая защита этого быстроходного танка была признана недостаточной, и после выпуска 665 машин этого типа в производство был запущен крейсерский Mk.V «Ковенантер».

Как и его предшественник, танк «Ковенантер» имел пять обрезиненных опорных катков на борт, расположенные сзади ведущие колеса и сравнительно низкий корпус, броневые листы которого соединялись с помощью заклепок. Вооружение в виде 40-мм пушки и спаренного с ней 7,92-мм пулемета располагалось в невысокой башне, броневые листы которой имели большие углы наклона. Mk.V имел неплохое для своего времени бронирование: лобовая броня корпуса и башни имела толщину 40 мм, а бортовая броня – 30 мм. Машина находилась в производстве сравнительно недолго и после выпуска 1365 единиц была заменена в производстве крейсерским танком Mk.VI «Крусайдер» с более сильной броней. «Ковенантер» состояли на вооружении танковых бригад бронетанковых дивизий.

После своей поездки в Россию в 1936 г. подполковник Мартель, помощник директора Управления моторизации, предложил в дополнение к крейсерскому – средний танк с толщиной брони до 30 мм и большой скоростью хода, способный к самостоятельным действиям. Это стало результатом его знакомства с Т-28, находившимся в достаточно большом количестве на вооружении в СССР и созданным под влиянием британского 16-тонного танка 1929 г., разработанного на тех же основаниях. Были составлены тактико-технические требования, построен масштабный макет, в конце концов приняли решение о постройке двух опытных моделей с трехместной башней но упрощенным требованиям Генштаба.

Они получили обозначения соответственно А14 и А15 (позднее А16). «Ландон-Миддэнд» и «Скоттиш Рэйлвэй» построили первую модель по плану, выработанному старшим интендантом Управления разработки танков. Машина имела подвеску типа Хортемана, бортовые экраны, V-образный 12-цилиндровый двигатель «Торникрофт» и вновь разработанную планетарную трансмиссию. А16 поручили «Наффилду», которая произвела впечатление на Мартеля быстрой разработкой танка А13. А16 на деле выглядел как более тяжелая модификация А13. Компоновка и башни А14 и А16 были аналогичны машинам серии А9/А10.

Тем временем, в качестве временной меры, бронирование А9 довели до 30 мм (так он стал моделью А10), а А14 и А16 создавались уже по требованиям к средним (или тяжелым крейсерским) танкам. Испытания А14 в начале 1939 г. показали, что он слишком шумен и механически сложен, так же как и опытная модель А13 с той же толщиной брони. Тогда КМ5 предложили прекратить работы нал А14 и заняться усовершенствованием А13 – проект А13 Мk.III. Речь шла о максимальном использовании узлов и агрегатов А13, но с задачей, сохранив толщину брони до 30 мм, снижения общей высоты машины. В апреле 1939 г. заказчику предъявили деревянный макет танка.

Для уменьшения высоты профиля машины использовали двигатель «Флэт»12 «Медоуз» (модификация, использованная на легком танке «Тетрарх») и двойная планетарная трансмиссия «Вильсон» (примененная на А14). По сравнению с А13 Мk.II – или крейсерским танком Мk.IV – место механика-водителя перенесли вправо, а радиатор двигателя разместили слева в передней части корпуса. Первые серийные модели поставили в начале 1940 г., но они не отвечали требованиям из-за проблем с охлаждением, приводивших к частым остановкам перегретого двигателя. Требовались различные модификации машины, но конструктивные проблемы так и не преодолели. Менее серьезной задачей оказалось снижение удельного давления на грунт из-за превышения массы.

В середине 1940 г. танк получил официальное имя «Ковенантер» в соответствии с введенной в это время британской практикой обозначения боевых машин. Общий выпуск танков «Ковенантер» составил 1771 машину, но они никогда не применялись в боях, хотя до 1943 г. использовались в базировавшихся в Великобритании дивизиях в качестве учебных. Некоторые машины в том же качестве направили на Ближний Восток, другие переделали в танковые мостоукладчики. Работы над А14 и А16 практически прекратились в конце 1939 г. до того, как собрали вторые опытные модели каждого типа.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса – 18.2 тонны

Длина – 5790 мм

Ширина – 2630 мм

Высота – 2240 мм

Экипаж – 4 человека

Вооружение – 1×40-мм пушка, 1×7,92-мм пулемёт

Боекомплект – 131 снаряд, 3750 патронов

Бронирование: лоб корпуса – 40 мм, лоб башни – 40 мм

Тип двигателя – карбюраторный «Медоуз»

Максимальная мощность – 300 л.с.

Максимальная скорость – 48 км/час

Запас хода – 150 км

Модификации крейсерского танка «Ковенантер»:

  • 1. «Ковенантер» IV. «Ковенантер» III с дополнительными встроенными радиаторами воздушного охлаждения на кормовом листе корпуса.
  • 2. «Ковенантер» С8 (с различными индексами). Часть танков комплектовалась гаубицей вместо 2-фунтовой пушки.
  • 3. Танковый мостоукладчик «Ковенантер». Вариант 30-футового моста типа «ножницы» грузоподъемностью 30 т, который с 1936 г. устанавливался на танках. Благодаря запасу мощности «Ковенантер» на ряде машин Мk.I и Мk.II вместо боевого отделения установили мост «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов, приводившихся гидравликой. В основном они использовались для обучения и опытов наряду с мостоукладчиками на шасси «Валентайна». Мост имел 34 фута в длину и 9,5 фута в ширину. Несколько таких машин применяли австралийцы в Бирме в 1942 г.
  • 4. «Ковенантер» АМКА. В 1942 г. «Ковенантер» использовался только для испытаний вновь разработанного противоминного каткового устройства, который крепился впереди корпуса танка для превращения его в самоходный минный трал.
  • 5 «Ковенантер» ОР (машина наблюдателей), командирская и ремонтно-эвакуа­ци­он­ная машины.

Источники:

  • • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915–2000 гг».;
  • • М. Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939–1945 гг;
  • • David Fletcher, Peter Sarson: Crusader Cruiser Tank 1939–1945;
  • • David Fletcher, The Great Tank Scandal – British Armour in the Second World War;
  • • Janusz Ledwoch, Janusz Solarz. Czołgi brytyjskie 1939–45.

P.S.

На данный момент в мире есть только 3 экземпляра данного танка. Это связано скорее всего с отношением самих военных к этой машине. Чтобы дать понятие, о чём я говорю, расскажу, что второй и третий экземпляр нашли в одном месте. В мусорной яме буквально! В 1944 году после закрытия одной из школ по обучению борьбы с танками их скинули в противотанковый ров вместе с остальным школьным мусором и закопали. Сейчас на этом месте виноградники. Первый нашли случайно в Новой Зеландии, т.е. так далеко от дома, что о нём просто забыли.

alternathistory.com

Covenanter: обзор, характеристики, сравнение параметров

При разработке нового крейсерского танка британские инженеры использовали такие новшества, как оппозитный двигатель, вынесение радиаторов системы охлаждения в переднюю часть корпуса, широкое применение сварки. Доработка проекта несколько затянулась, и заказ на первые 100 машин поступил только 17 апреля 1939 года. За время серийного выпуска был изготовлен 1771 танк четырёх основных модификаций. Танки Covenanter использовались в основном в качестве учебных машин на территории Великобритании в период с 1940 по 1943 год.

Нация Великобритания Великобритания

Уровень Уровень IV

Тип Лёгкий танк Лёгкий танк

Стоимость Кредиты 110 000 Опыт 2 300

worldoftanks.ru

«Ковенантер» — британский крейсерский танк

В феврале 1939 года правительством Великобритании было выдано задание на разработку нового крейсерского танка Cruiser Tank Mk.V.

В 1930-е годы в Великобритании закрепилось разделение танков на три класса: легкие (для разведки), пехотные (для поддержки пехоты, с мощной броней, но тихоходные) и крейсерские (с более тонкой броней и высокой скоростью, действующие в составе механизированных соединений). Первые четыре модели крейсерских танков — Cruiser («круизер» — крейсер) Tank Mk.I, II, III и IV — не особо удовлетворяли требования военных как по подвижности, так и по защищенности. Именно поэтому было выдано задание на разработку CruiserTank Mk.V. Новая боевая машина должна была сохранить ходовую часть типа Кристи, опробованную на танках CruiserTank Mk.I и II. Максимальная толщина брони определялась в 40 мм, а вооружение должно было состоять из 2-фунтовой (40-мм) пушки и 7,92-мм пулемета BESA. При этом по массе новый танк не должен был значительно превосходить предшественников — CruiserTank Mk. III и IV.

Существенным нововведением стала разработка для «пятерки» нового специального танкового двигателя, которую поручили фирме «Медоус» — стоявшие на «тройках» и «четверках» моторы «Наффилд-Либерти», представлявшие собой переделку авиационных двигателей времен Первой мировой войны, не удовлетворяли военных из-за своих эксплуатационных характеристик.

Общим проектированием танка занималась фирма LMS («Лондон, Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлуэй Компани»), а башню проектировала фирма «Наффилд».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Проект танка, получивший обозначение А13 Mk.III, был готов в апреле 1939 года. Вместо модернизации предыдущих образцов у конструкторов из LMS получился фактически новый танк, унаследовавший от предшественников только ходовую часть. Но и та подверглась переделке — свечи расположили не вертикально, а наклонно, что позволило уменьшить высоту корпуса. Последнему способствовал и новый двигатель — 12-цилиндровый мотор DAV мощностью 300 л. с. выполнили по оппозитной схеме. То есть он был «плоским». А вот следующий шаг, предпринятый разработчиками в стремлении уменьшить габариты корпуса танка, оказался откровенно неудачным. Радиаторы системы охлаждения не удалось втиснуть в моторно-трансмиссионное отделение. Их перенесли в переднюю часть корпуса слева, а рубку механика-водителя сдвинули вправо от продольной оси. Воздух к радиаторам поступал через жалюзи, оказавшиеся в самом уязвимом для обстрела месте.

Первоначально А13 Mk.III должен был получить сварной корпус, но оказалось, что для массового производства танков попросту не хватит квалифицированных рабочих-сварщиков. Поэтому конструкторам пришлось переделать проект под клепку. Это привело к утяжелению конструкции примерно на 100 кг, но сняло технологические ограничения по объемам производства — рабочих-клепальщиков на паровозостроительной фирме LMS было вполне достаточно. Сам же корпус выполнялся двухслойным — из двух листов, установленных без зазора. Чтобы, например, получить общую толщину 40 мм, брали листы толщиной 21 и 19 мм, причем внутренний — из обычной, а не броневой стали.

БАШНЯ И ВООРУЖЕНИЕ

Башня, разработанная фирмой «Наффилд», была трехместной. Ее бортовые и кормовые листы установили под рациональными углами наклона, что повышало снарядостойкость. Но вот лобовой был вертикальным. Еще одним недостатком стал отказ от командирской башенки. Пользоваться перископом командиру было неудобно, поскольку он располагался по центру башни — над казенной частью пушки. В крыше башни сделали один большой люк, крышка которого в откинутом положении служила сиденьем. В башне установили 40-мм пушку и спаренный с ней 7,92-мм пулемет. Кроме того, справа от орудийной установки смонтировали 2-дюймовый (50,8-мм) казнозарядный гранатомет, предназначавшийся для стрельбы дымовыми гранатами.

ПОДГОТОВКА К ПРОИЗВОДСТВУ

Представленный проект вполне устроил военных, и уже 17 апреля 1939 года фирма LMS получила заказ на первую партию — 100 танков CruiserTank Mk.V. Следом были выданы заказы фирмам «Инглиш Электрик» (на 100 танков) и «Лейланд Моторс» (на 151 машину). Танк приняли на вооружение, не успев даже построить прототип, — Европа все быстрее катилась к большой войне, и британским танкистам остро требовалась новая машина. В процессе подготовки к производству конструкцию танка пришлось упростить. От планетарной трансмиссии «Вильсон» отказались, поставив коробку передач «Медоус» (применявшуюся на CruiserTank Mk.IV). Также вместо катков из алюминиевого сплава применили стальные. Они были на 10 кг тяжелее, но приоритетом в получении алюминия пользовалась не танковая промышленность, а авиационная.

Испытания опытного танка начались в мае 1940 года, а в сентябре к нему присоединилась первая серийная машина. Сразу проявились проблемы с плохим охлаждением и недостаточной проходимостью. Вторую проблему удалось решить, внедрив более широкую гусеницу. А вот с перегревом справиться никак не удавалось. В итоге выпуск Cruiser Tank Mk.V начали только в декабре 1940 года, сдав до конца года семь экземпляров.

МОДИФИКАЦИИ И СЛУЖБА

Несмотря на существенные недостатки, проявившиеся в ходе испытаний, производство танков «Ковенантер» — такое название получил CruiserTank Mk.V — разворачивалось. Всего до начала 1943 года выпустили 1771 такой танк.

Первый вариант «Ковенантер» I (CruiserTank Mk.V) был построен в 353 экземплярах. На второй модификации «Ковенантер» II (CruiserTank Mk.V*) попытались улучшить охлаждение, добавив дополнительный масляный радиатор. Изготовили 101 танк. Кроме того, в этот вариант переделали некоторое количество машин первой модификации.

Наиболее многочисленным (954 единицы — более половины общего объема выпуска) стал вариант «Ковенантер» III (Cruiser Tank Mk.V**). Он отличался радикально переделанной системой охлаждения (с маслорадиаторами, установленными по бокам двигателя), усовершенствованными воздушными фильтрами и новым типом сцепления. Наконец, «Ковенантер» IV (366 танков) фактически повторял вторую модель, но со сцеплением от четвертой. Стоявшая на «Ковенантере» 40-мм пушка имела хорошие бронебойные характеристики, но в ее боекомплекте отсутствовал осколочный снаряд, что делало орудие малоэффективными против небронированных целей. Поэтому некоторое количество танков «Ковенантер» II, III и IV переделали в вариант CS (Close Support), на котором вместо 40-мм пушки установили 76,2-мм гаубицу.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

Один экземпляр танка в 1942 году переделали в бронированную ремонтно-эвакуационную машину «Ковенантер» ARV. Более распространенными стали машины передовых артиллерийских наблюдателей «Ковенантер» ОР. Они отличались отсутствием пушки (вместо ее ствола устанавливали муляж) и мощным радиооборудованием, включавшим две радиостанции № 19 и одну — № 18. Командирские танки «Ковенантер Комманд» были похожи на «Ковенантер» ОР, но имели только две радиостанции № 19. Самыми востребованными из всех спецвариантов стали мостоукладчики «Ковенантер Бриджлайер». Эти машины появились в 1941 году и представляли собой серийные танки с демонтированными башнями, на месте которых устанавливали 34-футовый (10,36 -метровый) раскладной мост типа «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов на гидроприводах. Ширина моста составляла 9,5 футов (2,9 м), максимальная нагрузка — до 24 тонн. Модификация оказалась удачной и в 1942-1943 годах в мостоукладчики переделали 20 танков «Ковенантер» I и 60 «Ковенантер» IV.

СЛУЖБА

«Ковенантеру» так и не суждено было стать полноценной боевой машиной. Несмотря на несколько этапов доработок, предпринятых с целью улучшения работы силовой установки, полностью решить эту проблему не удалось. Тем не менее «Ковенантер» был признан вполне подходящим на роль учебно-боевой машины для подготовки личного состава.

Первым на новые машины начал переучивание 4/7-й уланский полк, ранее укомплектованный пулеметными легкими танками Mk.VIb. Появление в апреле 1941 года танков «Ковенантер», вооруженных пушками и имевших гораздо лучшее бронирование, вызвало положительную реакцию. Но очень скоро мнение танкистов изменилось в диаметрально противоположную сторону. Многочисленные проблемы, связанные с работой силовой установки, нерациональной компоновки основных агрегатов системы охлаждения и высокого удельного давления на грунт, не позволяли в полной мере реализовать возможности новой машины.

Получалось, что армия получала небоеспособные танки, использовать которые в Северной Африке было просто невозможно — а именно этот регион стал для британцев главным театром военных действий в 1940-1942 годах. Чтобы хоть как-то оправдать средства, затраченные на «Ковенантер», правительство преподнесло этот танк как самую современную боевую машину для защиты метрополии. Следом танки этого типа получили 13/18-й гусарский полк, а также части Гвардейской танковой дивизии и 1 -й польской танковой дивизии, формировавшейся в Великобритании. Во всех случаях «Ковенантеры» использовались как учебные.

Четыре «Ковенантера» были все-таки отправлены в Египет для испытаний. Два из них были переданы в качестве учебных новозеландским танковым частям. А единственным вариантом «Ковенантера», применявшимся в боевых условиях, стал мостоукладчик.

С октября 1944 года несколько таких машин использовала 1-я чехословацкая танковая бригада во время осады Дюнкерка. Применялись они даже на Тихоокеанском театре военных действий — восемь «Ковенантер Бриджлайер» передали Австралии. Они служили в составе 4-й австралийской танковой бригады на Бугенвиле и Баликпапане. Линейные же танки «Ковенантер» в феврале 1944 года были объявлены устаревшими и вскоре списаны.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь