тяжёлый, технические характеристики (ТТХ), конструкция, история создания, боевое применение

В 1941 году имевшиеся в РККА тяжелые танки КВ-1 без проблем боролись с любой бронетехникой Вермахта. Основным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, приведшая к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый танк «Тигр», бороться с которым на равных КВ-1 с 76 мм пушкой уже не мог.

Начиная с 1942 года стали появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками увеличенного калибра. Наиболее успешным стал танк ИС-1, который послужил базой для еще более тяжеловооруженной машины ИС-2, продержавшейся в строю до середины 90-х годов.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Описание конструкции

Корпус тяжелого танка ИС-1 состоит из катаных листов брони толщиной 20-90 мм и литой носовой части, соединенных электродуговой сваркой под флюсом. Литая передняя часть имеет стенки переменной толщины в диапазоне 30-120 мм. Причем в ходе боевой эксплуатации был отмечен случай пробития детали в тонком месте бронебойной пулей, выпущенной из ружья Pz.B.41.

Башня обтекаемой конфигурации, изготовлена по технологии литья, толщина стенки 100 мм.

Фронтальная часть башни сложной криволинейной формы, несущая на себе амбразуру орудия, изготовлена в виде отдельной детали, соединенной с основным элементом болтами. Линия стыка погона имела заглубление в плоскость крыши корпуса, что снижало вероятность заклинивания конструкции при попадании снаряда. На внутренней кромке погона башни устанавливалась мерная шкала, использовавшая для наведения орудия при стрельбе с закрытой позиции.

Три члена экипажа размещались в башне, в суженной передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сбоку от механика имелась точка установки пулемета с дистанционным приводом спуска, на поздних машинах от монтажа конструкции отказались. Для наблюдения за местностью на башне танка имелась башенка литой конструкции, в которой располагались смотровые приборы.

Основным вооружением ИС-1 являлась 85 мм пушка Д-5Т, установленная в цапфах. Конструкция орудия позволяла смещать ствол в горизонтальном направлении на малый угол без поворота башни. В боекомплект танка входили 59 унитарных патронов с бронебойными и осколочными снарядами. С пушкой был спарен 7,62 мм пулемет ДТ, еще один ствол располагался на задней стенке башни в специальном приливе.

В состав силового агрегата входил 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный дизель В-2-ИС и оригинальная 4-скоростная коробка с 2-ступенчатым делителем. Крутящий момент передавался на ведущие колеса заднего расположения через планетарные редукторы с дополнительными фрикционами, обеспечивавшими разворот машины.

Ходовая часть оборудовалась торсионами.

Для ограничения хода балансиров на корпусе стоят стальные отбойники. Катки оснащены внутренними резиновыми амортизирующими кольцами. Гусеничная лента набрана из 86 траков шириной 650 мм, натяжение выполняется кривошипом фронтального ленивца.

Технические характеристики ИС-1

Ближайшими конкурентами советского ИС-1 стали немецкие тяжелые машины «Пантера « и «Тигр», вооруженные длинноствольными 75 или 88 мм орудиями. Танк Pz.Kpfw.V, превосходивший отечественную машину в подвижности, несколько уступал по бронированию, расположенному под выгодными углами наклона.

Машина Pz.Kpfw.VI являлась более опасным противником благодаря толстой броне и мощному 88 мм орудию.

 ИС-1Pz.Kpfw.VAusf.DPz.Kpfw.VIAusf.E
Масса, кг442004480057000
Длина (без ствола), мм677068706316
Ширина, мм307032703705
Высота, мм274029952930
Толщина брони, мм30-12017-11028-100
Скорость хода по шоссе, км/ч375538
Запас хода, км150250195

Общей проблемой германской техники стало использование бензиновых двигателей, не отличавшихся надежностью. Применение шахматной подвески улучшало плавность хода, но в зимнее время отмечались случаи заклинивания катков из-за намерзающей грязи. Большой проблемой являлась замена внутренних катков, для демонтажа узла приходилось снимать соседние колеса.

Боевое применение

Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.

Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов – Белая Церковь.

Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.

В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.

Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.

След в истории и игромании

Мелкосерийный по сути ИС-1 стал пробной машиной, позволившей создать танки ИС-2, заметно превосходившие немецкую технику по мощности вооружения. Отмеченная уже на ИС-1 слабая броневая защита фронтальных проекций перешла и к преемнику, который только в середине 1944 года получил модернизированную отливку носовой части.

Танки ИС-1 являются игровыми машинами в компьютерных симуляторах World of Tanks, War Thunder и ряде других.

Единственным производителем модели ИС-1 в масштабе 1:35 является компания Dragon. При этом копийность набора далека от идеальной – требуется замена элементов ходовой части и башни, а также применение фототравленых деталей, улучшающих восприятие модели.

Видео

warbook.club

Оружие. Мировое оружие. Энциклопедия оружия

ИС-1 – тяжелый серийный танк времен Второй мировой войны производства СССР. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Соответственно ИС-1 – первый серийный танк этого семейства. Помимо названия ИС-1, он так же известен как ИС-85. Цифра 85 соответствует главному калибру вооружения машины.

Танк ИС-1 берет начало от тяжелых танков КВ-1 и среднего танка КВ-13. Конструкторская группа, которая разрабатывала сей танк, состояла из 4-х человек: Г.Н. Москвин отвечал за общую компоновку танка, К.И. Кузьмин за корпус, С.В. Мицкевич за ходовую часть и Н.М. Синев за компоновку башни. Скорость создания танка ускорилась на хороший порядок благодаря появлению на полях сражений в 1942-1943 годах немецких тяжелых танков «Тигр». Изготовление танка должно было осуществляться на №100 НКТП и Кировском заводе в г. Челябинск. За базу при изготовлении танка взят последний вариант танка КВ-13.

По своей сути ИС-1 – это глубокая модернизация танка КВ-1 и КВ-1с. В значительной степени подверглись улучшению вооружение и броня танка. Танк ИС-1 оснащался новейшей коробкой передач планетарного типа, что существенно улучшило эксплуатационные характеристики танка. Компоновка танка ИС-1 классическая – бронированный корпус машины делился на три отделения – боевое, моторно-трансмиссионное и отделение управления. Экипаж машины составлял 4 человека: механик-водитель размещался в отделении управления, остальные три члена экипажа размещались в боевом отделении. Боевое отделение танка состояло из средней части бронекорпуса и башни. В нем же были расположены орудие, боекомплект к нему и часть баков для топлива. В корме танка ИС-1 размещались трансмиссия и двигатель.

Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Катаные броневые плиты сваривались между собой, образуя броневой корпус танка ИС-1. Их толщина – 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Обтекаемая лобовая деталь танка была литой, ее толщина в разных частях варьировалась от 30 до 120 мм. Остальные детали соединялись с этой деталью сваркой. Литая башня имела обтекаемую форму, с толщиной бортов в 100 мм. Башня имела повышенную снарядостойкость благодаря угловому расположению к вертикали.

В центре передней части бронекорпуса танка размещался механик-водитель. В отличии от КВ-1с, в ИС-1 не было предусмотрено пятого челна экипажа – стрелка-радиста. Функции его же выполняли механик-водитель (ведение неприцельного огня из курсового пулемета) и командир танка (работа с радиостанцией). Остальные три члена экипажа были размещены в башне.

Основное оружие ИС-1 – танковая пушка Д-5Т, калибром 85 мм, образца 1943 года. Для этой пушки существовало четыре вида снарядов: БР-365 (тупоголовый, с баллистическим наконечником, с локализаторами, трассирующий), БР-365П (подкалиберный бронебойный снаряд, трассирующий, катушечного типа), О-365К (стальная цельноеорпусная граната, осколочная), БР-365К (остроголовый снаряд, трассирующий, с локализаторами). Танковая пушка монтировалась на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Боекомплект танка ИС-1 состоял из 59 снарядов унитарного заряжания. Так же танки ИС-1 оснащались тремя пулеметами ДТ, калибром 7,62 мм. Общий боекомплект составлял 2520 патронов. Так же для обороны танка было несколько ручных гранат Ф-1.

Для наблюдения за окружающей обстановкой вокруг танка использовались 2 перископических прибора МК-4. В командирской башенке было 5 смотровых щелей с защитными стеклами, водитель-механик вел обзор через смотровой прибор с триплексом.

Средства связи – радиостанции 10Р или 10РК-26, переговорное устройство ТПУ-4-Бис.

Тяжелый танк ИС-1 не имел модификаций. На его базе была разработана лишь ИСУ-152 (САУ).

Тактико-технические характеристики танка ИС-1

Боевая масса

44 т

Компоновочная схема

классическая

Экипаж

4 чел

Количество выпущенных

130 шт

Длина корпуса

6770 мм

Длина с пушкой вперёд

8560 мм

Ширина корпуса

3070 мм

Высота

2735 мм

Клиренс

470 мм

Тип брони

гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб

Лоб корпуса (верх)

120/30 и 60/78 мм/град.

Лоб корпуса (низ)

90/−30 мм/град.

Борт корпуса

90/0 мм/град.

Корма корпуса (верх)

60/49 мм/град.

Корма корпуса (низ)

60/−41 мм/град.

Днище

20

Крыша корпуса

30 мм

Маска орудия

100 мм/град.

Борт башни

100/15 мм/град.

Корма башни

100/15 мм/град.

Калибр и марка пушки

1 × 85мм Д5-Т85

Длина ствола

52 калибров

Боекомплект пушки

59 шт

Пулемёты

3 × 7,62мм ДТ

Тип двигателя

V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель

Мощность двигателя

520 л. с.

Скорость по шоссе

37 км/ч

Скорость по пересечённой местности

10—15 км/ч

Запас хода по шоссе

240 км

Запас хода по пересечённой местности

110—125 км

Удельная мощность

11,8 л. с./т

Тип подвески

торсионная индивидуальная

Удельное давление на грунт

0,78 кг/см²

Преодолеваемый подъём

36 град.

Преодолеваемая стенка

1

Преодолеваемый ров

2,5 м

Преодолеваемый брод

1,3 м

world-weapons.ru

ИС (серия танков) — Википедия. Что такое ИС (серия танков)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«ИС» — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина.

  • ИС-1 (Объект 237) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
  • ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.Выпущено более 3000 ед.
  • ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
  • ИС-4 (Объект 701) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвертой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
  • ИС-5 (Объект 730) — проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
  • ИС-6 (Объект 252) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
  • ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
  • ИС-8(ИС-5) (Т-10) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.

wiki.sc

Танк ИС — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2015; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2015; проверки требуют 12 правок.

«ИС» — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина.

  • ИС-1 (Объект 237) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
  • ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.Выпущено более 3000 ед.
  • ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
  • ИС-4 (Объект 701) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвертой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
  • ИС-5 (Объект 730) — проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
  • ИС-6 (Объект 252) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
  • ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
  • ИС-8(ИС-5) (Т-10) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.

encyclopaedia.bid

ИС (танк) Википедия

«ИС» — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина.

  • ИС-1 (Объект 237) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
  • ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.Выпущено более 3000 ед.
  • ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
  • ИС-4 (Объект 701) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвертой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
  • ИС-5 (Объект 730) — проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
  • ИС-6 (Объект 252) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
  • ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
  • ИС-8(ИС-5) (Т-10) — советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *