Содержание

Современные американские танки — Танки мира


Первоначально танк обозначался как CCVL (сокращение от Close Combat Vehicle Light — легкая машина для ведения ближнего боя), затем обозначение изменили на ХМ8 (X — experimental).

В середине 1992 года армия США на основе результатов международных сравнительных испытаний выбрала для оснащения мобильных сил, в частности 82-й воздушно-десантной дивизии, бронированную пушечную систему (АОЗ) ХМ8 корпорации РМС. Эта система — легкий танк — представляет собой дальнейшее развитие созданной в начале 1980-х годов в инициативном порядке легкой боевой машины ближнего боя.


рвый образец такой бронемашины был выпущен в августе 1985 года. Он в значительной мере повторял конструкцию БМП М2 «Брэдли», в частности, моторно-трансмиссионный блок был размещен в правой передней части корпуса, водитель слева от него, а башня была смещена к корме. Однако уже второй образец имел другую, болеет радиционную для легких танков компоновку и более мощный двигатель. Основные изменения в ХМ8 по сравнению с предыдущими системами включают установку 105-мм нарезной пушки, разработанной Уотерфлайтским арсеналом, и отказ от отдельного тепловизионного прибора наблюдения командира.

С целью уменьшения общей стоимости танка за жизненный цикл в ее конструкции широко используются существующие хорошо отработанные сборочные единицы, например, двигатель, который устанавливается в тяжелом (8×8) грузовике М977, трансмиссия и ручные приводы наведения командира и наводчика с БМП «Брэдли», лазерный дальномер и датчик бокового ветра с танка М1А1, панель баллистического вычислителя с танка » Челленджер» Мк 2.

 

Источник: pro-tank.ru

10.Леклерк

Данный танк составляет основу армии современной Франции, а также 388 единиц стоит на вооружении у ОАЭ, что объясняется его высокой себестоимостью – 8 миллионов долларов. Однако, всё это меркнет на фоне 120-мм дула, с боекомплектом в 40 снарядов, а также двумя дополнительным пулемётами, общим магазинов в 4000 патронов, что в совокупности с возможностью разгонятся до 71 км/ч делает его превосходным в борьбе с пешими силами противника.

9.Меркава

Мы не могли не включить в рейтинг самых лучших и мощных танков в мире Меркава, являющихся гордостью оборонной промышленности Израиля. Помимо пугающего ствола калибром в 120 мм, танк способен стрелять управляемыми противотанковыми ракетами, что позволяет прицельно выводить из строя боевую технику противника. При этом защита обеспечивается стальным модульным бронированием последнего поколения, что, хотя и прибавляет веса, позволяет оставаться неуязвимым для выстрелов некоторых типов ручных гранатомётов.

8.Аль-Халид

Произведённый в Пакистане, данный танк впитал в себя последние разработки ведущих инженеров своего региона, что позволяет ему оставаться одинаково эффективным в независимости от времени суток. 125 мм гладкоствольное орудие способно поразить практически любую технику противника, но ради его расширенного боезапаса пришлось пожертвовать одним из пулемётов, что вовсе не уменьшает эффективности боевой машины.

7.K1А1

Также среди самых мощных танков мира расположился венец современной военной промышленности Южной Кореи. Сверхмощное гладкоствольное орудие калибром в 120 мм требует одновременного обслуживания сразу двумя членами экипажа, но крайне эффективно против вражеских разведывательных беспилотников, которые попадают в её поле зрения. Эффективность против пехотинцев обеспечивается одним коаксиальным или двумя стандартными пулемётами в зависимости от модификации.

6.Челленджер 2

Гордость британского танкостроения, признаётся одним из лучших в мире, благодаря своей надежности. Состоит на вооружении Соединённого Королевства и Омана. Крайне эффективен против пеших солдат и слабо бронированной техники, ведь помимо 120 мм нарезного ствола имеет в распоряжении два спаренных и один подвижный пулемёт. Однако, подобная огневая мощь негативно сказывается на мобильности танка – он способен развивать скорость лишь в 56 км/ч.

5.PT-91

Основная боевая машина польской армии расположилась на пятой строчке списка 10 самых мощных в мире танков. Помимо ужасающего гладкоствольного орудия калибром 125 мм, танк оснащён активной броней, что гарантирует отсутствие больших повреждений после первого выстрела противника. Более того, наличие трёх пулемётов позволяет уничтожать зенитные орудия противника и их экипаж на средних и близких дистанциях.

4.T-90

Как ни странно, представитель российского танкостроения отличается своей компактностью и лёгкостью, гарантирующими манёвренность, свойственную танкам советского производства. Помимо техники противника, благодаря двум мощным пулемётам, танк не испытывает трудностей с артиллерией, к которой, ввиду малого веса, и, соответственно, высокой скорости передвижения, он способен добраться практически молниеносно.


90 по праву считается одним из самых лучших танков в мире с большой огневой мощью и высокими скоростными характеристиками. Бронирование корпуса выполнено с использованием композитной стали, что не даёт Т-90 стать лёгкой мишенью для пехоты противника, вооруженной противотанковым орудием, даже на близком расстоянии.

3.Тип 99

Данная машина китайского производства, открывающая тройку в топ 10 самые мощные танки в мире, отнюдь не отличается дешевизной: за одну единицу придётся выложить около 22 миллионов долларов, что значительно снижает его конкурентоспособность. Относительно лёгкий танк оснащён 125 мм гладкоствольным орудием, в дополнение к которому прилагаются три пулемёта: для расправы с зенитными орудиями и два спаренных, эффективных против пехоты.

2.K2 Черная Пантера

Данному танку характерна высокая стоимость производства, свойственная большинству южнокорейских боевых машин. Разработчики объясняют это тем, что ими была применена комбинированная броня, дающая массу преимуществ в ближнем бою, а благодаря низкому весу всего в 62 тонны, им удалось получить дополнительную скорость и манёвренность. Несмотря на всё это, «Чёрная Пантера», вооружённая пушкой 55 калибра, смогла выиграть лишь половину тренировочных боёв.

1.M1A2 Абрамс

Венцом нашего рейтинга становится детище американской оборонной промышленности, которая занимает лидирующие позиции ещё с конца прошлого века, благодаря постоянному улучшению своей техники в ответ на изменение стиля ведения современной войны.


A2 Абрамс – самый лучший танк в мире. Его «изюминкой» является вовсе не оружейный потенциал, хотя стоит сказать, что и огневая мощь отнюдь не уступает конкурентам, а техническая составляющая. Машина буквально напичкана различной электроникой, позволяющей координировать действия с союзными войсками и авиацией, что позволяет быть максимально эффективным на поле боя. И, в отличии от большинства представленных танков, M1A2 доказал собственную эффективность в условиях реальных военных действий.

+Т-14 Армата

Танк Армата стал воплощением уникальных разработок прошлых лет и достижений современного ВПК России. Т-14 уникальная боевая машина 3-го поколения. Возможно, после проведения всех испытаний, Армата получит звание самый лучший и мощный танк в мире. Его особенностью является то, что экипаж располагается не в башне, а в бронированной капсуле, обеспечивающей выживание даже при детонации боекомплекта. Этот новейший танк России был впервые продемонстрирован в 2015 году на параде Победы.

Из уникальных технических характеристик стоит отметить: конструктивные особенности, делающие танк слабо заметным на радарах противника, в инфракрасном и магнитном диапазоне и даже трудно различимым на местности при визуальном контакте, по сути применена технология «стелс». Также в машине применена новейшая активная защита «Афганит», способная предотвратить попадание противотанкового снаряда, а броня 4-го поколения «Малахит» защищает практически от 100% выстрелов из ручных гранатометов. Огневая мощь обеспечивается 125 мм гладкоствольным орудием с боекомплектом 45 снарядов и двумя пулеметами: Корд (12,7-мм) и ПКТМ (7,62-мм). По автотрассам Т-14 развивает скорость до 90 км/ч.

Источник: best-top10.ru

Не смотря на то, что в интернете очень много разнообразных рейтингов и просто статей на тему современных танков, я все же решил сделать свою и это тоже будет своего рода рейтинг. Но я не буду сравнивать современные танки с точки зрения их технических характеристик, чтобы попытаться определить самый сильный из них – оставим это знатокам современного танкостроения, а просто распределю танки с точки зрения их эстетичности исключительно на мой субъективный взгляд. Если же я где-то совсем не угадаю – поправьте меня в комментариях. Мы все же не обойдем стороной основные технические и статистические характеристики современных танков, посмотрим сколько стоит тот или иной танк, а также попробуем определить отличительные черты и своего рода “фишки” каждого из них

. Поехали…


Наш новый танк Т-14 “Армата” мы не включили в рейтинг, потому что, во-первых, когда он составлялся было не так много информации по нему, а, во-вторых, можно сказать, что все выше рассмотренные танки относятся к танкам 3-го поколения (разве, что возможно за исключением японскоко Тайп-10), а “Армату” – относят к новейшему 4-му поколению. С самым подробным обзором о танке Т-14 “Армата”, включающим историю и предпосылки его создания, его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях в можете ознакомится в нашей статье “Лучший в мире танк — Т-14 «Армата»”.

В ниже представленном слайдере мы собрали другие известные современные танки, не вошедшие в наш рейтинг: “Оплот” (Украина), “C1 Ariete” (Италия), “Strv 103” (Швеция), “Type 99” (Китай), “Arjun” (Индия), “Al-Khalid” (Пакистан).

Ну а вместо заключения, вот вам лучшие обои современных танков на рабочий стол в разрешении 1920х1080 (FullHD).

Кстати, если вы являетесь любителем разнообразной военной техники и вам интересны красивые обои на рабочий стол с изображениями танков, кораблей и самолетов (в разрешении 1920х1080), то мы можем вам предложить ознакомиться с подборками обоев по знаменитой трилогии игр Wargaming: World of Tanks, World of Warships и World of Warplanes.

Источник: in-rating.ru


tankimira.life

Разработки перспективного танка в США » Военное обозрение

В 80-е — начале 90-х годов в ведущих танкопроизводящих странах – СССР, США, ФРГ, Франции активно велась разработка перспективного танка. При этом велся активный поиск решений по компоновке, составу экипажа и распределению его задач. Улучшение характеристик танка можно было достичь за счет сокращения экипажа за счет установки автомата заряжания, это решение было принято во всех перспективных разработках западных стран. Это позволяло уменьшить внутренний объем танка, усилить бронирование без значительного роста массы.
Развитие электроники и средств автоматизации позволило пойти в развитии компоновки еще дальше, сократить экипаж до двух человек. Сокращение экипажа до двух человек позволяет решить целый ряд проблемных вопросов: повышение защиты, дублирование работы экипажа, более полное выполнение эргономических требований, уменьшение массы и габаритов танка. Вместе с тем возникает и ряд нерешенных вопросов связанных с перегруженностью экипажа и управлению подразделением [1].

Выбор варианта компоновки танка и состава экипажа был очень актуальным вопросом, как в СССР, так и в западных странах и окончательной точки в этом вопросе еще не поставлено.

В материале рассмотрен ряд концепций компоновки перспективного танка в США исследовавшихся в конце 80-х, начале 90-х годов тактико-технологическим управлением агентства по разработке перспективных проектов DARPA [2] и их сравнением с некоторыми известными разработками проводившимися в бывш. СССР.

Вариант танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней
Танк с экипажем два человека имеет высокие показатели по подвижности, низкий силуэт. Соотношение длины и ширины корпуса по гусеницам в этом варианте близко к идеальному 1,5:1, что обеспечивает хорошую поворотливость.

Танк выполнен по шестиопорной схеме ходовой части. Высота башни соответствует высоте башни танка «Абрамс», но ее площадь уменьшена на 50% в передней проекции и на 40% в боковой. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает высокую защиту отделения экипажа от боеприпасов, атакующих сверху (в случае если башня повернута вперед), кроме того, имеются дополнительные противоосколочные экраны над местами экипажа.

Центр масс танка смещен вперед (между 2 и 3 катком), так как основная масса бронирования (около 9 тонн) размещена в передней части корпуса. Общая прогнозируемая масса танка составляет 50.3 тонн, что при установке двигателя мощностью 1500 л.с. обеспечит высокую удельную мощность (27 л.с./т).

Конструкция люков реализована таким образом, чтобы экипаж мог покинуть танк даже при опущенной пушке. Люки имеют электрический и ручной приводы и оснащены стеклоблоками для вождения по походному. В днище под одним из сидений есть люк аварийного выхода, который применяется в случае повреждения люков и чрезвычайных ситуациях. Отделение экипажа довольно тесное, выделено по 70 см на каждого члена экипажа по ширине.




Забор воздуха фильтровентиляционной установки осуществляется за левым люком экипажа, блок ФВУ размещен в носовой части танка в нише в нижней лобовой детали корпуса. Очищенный кондиционированный воздух вдается в районе ног экипажа и далее поступает в ниши электронных блоков.

Общая емкость топливной системы танка 1250 литров, топливо частично размещено внутри корпуса перед двигателем, остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.



Сравнение бортовой проекции танка М1А1 и перспективного танка с экипажем 2 человека с необитаемой башней.

Сравнение площади лобовой проекции танка с электромагнитной пушкой, перспективного танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней и М1А1 «Абрамс».

Впервые разработки по созданию перспективного танка с экипажем два человека были предприняты в ХКБМ им А.А. Морозова в 70-е годы, работы были продолжены Е.А. Морозовым. Прототип перспективного танка с экипажем 2 человека был изготовлен ХКБМ.

Близкий к данной идеологии проект перспективного танка с экипажем 2 человека разрабатывался в России ОАО «Спецмаш» в 90-е годы. При этом была реализована переднемоторная компоновка, во многом по причинам применения газотурбинного двигателя. Был изготовлен ходовой макет шасси.

Вариант танка с экипажем 3 человека и необитаемой башней
Следующим рассматриваемым вариантом компоновки танка является более радиционный вариант с экипажем из трех человек. При создании такого варианта американские специалисты предлагали два варианта решения:

Первый предполагает размещение 3 членов экипажа в линию. При таком варианте удается сохранить габариты танка с шестиопорной схемой ходовой части, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

В СССР такой вариант был предложен в рамках разработки перспективного среднего танка А. А. Морозовым во второй половине 70-х.

Второй вариант заключается в размещении двух членов экипажа спереди и третьего за ними (размещение одного из членов экипажа спереди не рационально для обеспечения равностойкого бронирования).

Такой вариант позволяет сохранить достаточный уровень защиты бортов корпуса и удовлетворительные условия комфорта для экипажа. Хотя условия хуже, чем в первом варианте т.к. ноги третьего члена экипажа размещены меду двумя находящимися спереди. Освободившийся объем по бокам от третьего члена экипажа может быть использован для размещения запаса пищи, биотуалета и пр.

При этом длина корпуса увеличивается примерно на 80 см, масса танка возрастает на 5 тонн. Танк выполнен по семиопорной схеме ходовой части с расчетной массой 55,3 тонны.




Соотношение длины и ширены корпуса по гусеницам в этом варианте составляет 1,7:1. Бронирование лобовой части необитаемой башни обеспечивает меньшую защиту отделения экипажа от боеприпасов атакующих сверху из-за удлинения корпуса на 80 см.

Близкий к данной идеологии проект танка «Т-95» разрабатывался в российским ОАО УКБТМ в 2000-е годы.

Вариант танка с экипажем 3 человека с классической компоновкой и автоматом заряжания
Во всех предлагаемых вариантах с размещением экипажа в передней части корпуса есть ряд недостатков. Одним из наиболее существенных из них зарубежные специалисты называют отсутствие возможности кругового визуального наблюдения у командира. На танках с размещением экипажа в корпусе угол обзора при открытых люках составляет не более 270 град.

Компоновка с размещением командира и наводчика в башне и водителя в корпусе позволяет реализовать круговой визуальный обзор командира. Кроме того, размещение наводчика в вращающейся башне устраняют проблемы с дезориентацией, также имеется возможности устранять ряд задержек при стрельбе.

Такая компоновка наиболее близка к французскому танку «Леклерк», в ходе разработки которого также рассматривался ряд вариантов с размещением экипажа в корпусе, в итоге был выбран более традиционный вариант с низкопрофильной башней.

Недостатком данной компоновки для перспективного танка является большая масса лобовой брони, ограничения по обеспечению защиты сверху, большая площадь лобовой проекции. Еще одним компоновочным недостатком является невозможность применения автомата заряжания карусельного типа из-за требования к раздельного размещения экипажа и боекомплекта.

При создании такого варианта предлагалось два варианта решения:

Первый предполагает разделенное размещение боекомплекта, готовые к применению выстрелы размещены в автомате заряжания, дополнительный боекомплект размещается в изолированном отсеке перед моторно-трансмиссионным отделением.

Второй вариант предполагает размещение всего боекомплекта в едином объеме автомата заряжания размещенного в изолированном отсеке за башней. Такой вариант потребует достаточно большой и широкой башни. Данная идеология была реализована в российском танке, разработанным ОАО ОКБТМ в 90-е годы и получившего название «Черный орел» (объект 640).




В данном варианте компоновки реализован круговой обзор командира танка при сохранении подъемно-мачтовых устройств с комплексами наблюдения командира и наводчика.

При этом командиру для обеспечения кругового обзора необходимо подниматся над уровнем башни по пояс. Как отмечал теоретик боевого применения танков Р. Симпкин [4] , танк «на полпути на небеса» (т.е. очень уязвим к огню противника). Обзору мешает крыша центральной части башни с подъемом для обеспечения требуемых углов снижения орудия.

Реализована возможность взаимного доступа из отделения управления в боевое отделение (при положении пушки вперед). Оба члена экипажа в башне, командир и наводчик, могут обеспечить круговой обзор, подняв голову над уровнем крыши башни.

Из-за большего объема в корпусе есть возможность применить материалы бронирования с меньшей габаритной эффективностью, а также более мощную ФВУ из-за возросшего внутреннего объема.

Как и в других вариантах компоновки перспективного танка, проблемным вопросом остается реализация требуемых углов снижения орудия, связанных с конструкционным ослаблением башни.

Расчетная масса варианта танка с обитаемой башней составляла 67,4 тонны.

Вариант танка с экипажем 3 человека, с размещением командира в башне
Данный вариант компоновки обеспечивает хороший обзор командиру танка, при этом реализована возможность применить автомат заряжания карусельного типа в корпусе. Как и все варианты представленных компоновок, она не лишена недостатков. Среди них неудовлетворительные условия размещения командира, воздействие на него импульса отдачи основного вооружения, необходимость дублировать системы ФВУ, ППО и пр.




В данном варианте компоновки давление на грунт увеличено на 34% по сравнению с вариантом танка с экипажем 2 человека и необитаемой башней, при этом башня шире на 74 сантиметра и выше на 20 см. Расчетная масса такого варианта составляет 67,7 тонн.

Огневая мощь
При моделировании DARPA вариантов компоновки перспективного танка с были заданы требования увеличения дульной энергии с 9МДж у М256 до 20 МДж и начальной скорости до 2 км/с.

Масса активной части БПС с ведущим устройством составляет 10 кг, масса сердечника около 5 кг. Длина БПС с баллистическим наконечником и оперением – 750 мм. Для достижения требуемых характеристик требуется пороховой заряд массой 20 кг при объеме 17 л. Выбранный калибр пушки 135 мм требовал применения выстрелов раздельного заряжания.

Калибр основного вооружения, используемого для анализа перспективных разработок, был выбран на основе имевшихся в США данных о разработке в СССР танка с вооружением такого калибра.

В СССР действительно осуществлялись разработки танка с экипажем 3 человека с вынесенной пушкой калибра 130 мм (командир и наводчик располагались слева от пушки), но впоследствии (с 1984 г) для перспективного танка был принят калибр 152 мм [3].


Заряжение осуществляется автоматом заряжания карусельного типа с размещением выстрела в контейнере. Габариты контейнера 850х160х340 мм. Основной заряд (БПС) размещен в одной ячейке, снаряд с дополнительным зарядом – в другой. В карусели АЗ размещено 35 кассет с выстрелами раздельного заряжания.

При моделировании различных вариантов компоновки танков был выбран автомат заряжания фирмы «Ares inc» состоящий из карусельного механизма в «корзине» башни. Механизм подъема поднимает контейнер на линию досылания, после чего досылается снаряд, контейнер опускается для досылания заряда, после чего осуществляется его досылание.

Данные решения автомата заряжания перспективного танка схожи с принятыми для автомата заряжания перспективного танка ОАО УКБТМ.


Схема автомата заряжания с механизмом подачи выстрелов. Учитывая габариты системы и особенности ее размещение возможности ручного дублирования работы АЗ не предусматривается.

Автомат заряжания пополняется выстрелами раздельного заряжания в кассетах в автоматическом режиме через люк в кормовой части башни. Это является шагом вперед по сравнению с ручной загрузкой боекомплекта, снижающим существующую трудоемкость обслуживания.

Углы снижения пушки -10, подъема +20 град. Для обеспечения требуемого угла снижения пушки предлагалось реализовать выдвижной вариант крыши башни.

Управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости еще на -6/+6 град.

Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62 мм пулемет с боекомплектом 10 000 патронов. Предполагалась установка дополнительного 7,62 мм пулемета с независимым наведением на одном из подъемно-мачтовых устройств с боекомплектом 3400 патронов

Система управления огнем
Система управления огнем рассматривалась с учетом обеспечения высокой вероятности поражения цели (высотой 2 м) на дистанции 4000 м. Для этого ошибка стрельбы должна составлять не более 0,2 мрад. Требования по возможности поражения низколетящих вертолетов требуют приводы наведения башни, обеспечивающие поворот со скорость 60 град/с. Модули с прицельно-наблюдательными комплексами разработчики предлагалось устанавливать на подъемно-мачтовых устройствах с круговым вращением. В состав каждого из модулей входит тепловизионный, телевизионный дневной, лазерный дальнометрический канал. Кроме того, предусматривается установка акустических датчиков и в перспективе РЛС миллиметрового диапазона. Кроме того, на башне может устанавливаться вспомогательный прицел. Передачу информации планировалось осуществлять по оптико-волоконным каналам.

Защита
Расчетные габариты бронирования составляли 1300 мм для верхней детали корпуса (700…380 для нижней). 1300 мм для лобовой части башни и защиты амбразуры, предполагался барбет перед стыком корпуса и баш­ни и пр. При этом лобовая защита башни прикрывает от атаки сверху и отделение экипажа.


Подвижность
В перспективных проектах танка предполагалось применение компактного МТО с газотурбинным двигателем мощностью 1500 л.с. МТО разрабатывалось фирмой по программе Advanced Integrated Propulsion System (AIPS), вариант ГТД разрабатывался фирмой General Electric вариант с дизелем — Cummins. Главное требование к новому МТО снижение массы с 6400 (М1А1) до 5 000 кг объема с 7 до 5,9 м3. МТО по программе AIPS разрабатывалось для модернизация танка М1А1 Блок III и тяжелой БМП. Наименование МТО General Electric, созданного по программе AIPS — ГТД LV-100.

Выводы
На основе анализа различных вариантов компоновок выяснилось, что в каждой есть как преимущества, так и недостатки. Выбор того или иного варианта идеологии танка зависит от планируемых особенностей его применения. Американские разработчики (DARPA) представили обзор возможных компоновок, показав преимущества и недостатки каждой из них.

При этом отмечается, что танк с экипажем два человека имеет лучшие показатели по подвижности, заметности, стоимости.
В то же время исследования по разработке танка с экипажем два человека проводившиеся в 80-е годы в СССР не показали решения, обеспечивающие танковым управлением подразделения с таким экипажем. В случае выполнения наводчиком функций командира танкового подразделения от взвода до батальона его танк будет неспособен вести огонь. Анализ загруженности экипажа танка также свидетельствовал в пользу экипажа из трех человек.

При этом экипаж из трех человек обеспечивает возможность одновременного ведения огня, поиска целей, ведения связи и управление боем танкового подразделения. Преимуществом в этом случае является и возможность одновременной стрельбы из дополнительного вооружения — дистанционно-управляемого пулемета или малокалиберной пушки.

Источники
1. Проблема сокращения численности экипажа основного танка. Ю. М. Апухтин, А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов, П. И. Назаренко. Вестник бронетанковой техники». №6 за 1980 г.
2. An Exploration of Integrated Ground Weapons Concepts for Armor/Anti-Armor Missions. Randall Steeb, Keith Brendley, Dan Norton, John Bondanella, Richard Salter, Teriell G. Covington. RAND, NATIONAL DEFENSE RESEARCH INSTITUTE, 1991.
3. ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»). Юрий Апухтин. Харьков – 2009 http://btvt.narod.ru/bokser/bokser_0.htm
4. R. E. Simpkin, Human Factors in Mechanized Warfare, Brassey’s, New York, 1984.

topwar.ru

Топ-5 танков НАТО . Чёрт побери

НАТО является крупнейшим военно-политическим блоком на планете. Исторически он создавался Соединенными Штатами Америки и наиболее развитыми странами Западной Европы для противостояния СССР, который виделся им в то время главным врагом и источником напряженности.

Мысли о неудержимом красном танковом катке не давали покоя западным военным и политикам. Чем на многочисленные танковые армии ГСВГ могли ответить западные конструкторы? Какие страны НАТО достигли наибольших успехов в танкостроении и какие западные танки являются лучшими? Мы постараемся ответить на этот вопрос и представим пять наиболее совершенных и современных танков. В следующем материале — техника другого «блока».

5. Английский «Челленджер-2»

Очень харизматичная машина, созданная в конце 80-х гг. как модернизация не совсем удачного «Челленджера-1» по результатам боев в Персидском заливе. Танк обладает мощным бронированием, 120-мм нарезным орудием и достаточно совершенной системой управления огнем. Его вес составляет около 63 т. Экипаж — 4 человека. Всего было выпущено порядка 400 машин.

«Челленджер», или «Чалли», как его называют, расположился на последнем месте нашего рейтинга ввиду того, что он имеет ряд существенных недостатков.

Нарезное орудие — на данный момент анахронизм среди ведущих танкостроителей. Нарезная пушка L30 не позволяет использовать мощные подкалиберные снаряды с высокой начальной скоростью и имеет раздельное заряжание.

Малая мощность двигателя и, как следствие, — низкая тяговооруженность. Двигатель CV12 мощностью 1200 л. с. является недостаточным для машины, весящей более 60 т.

Очень высокая масса. В последних версиях «Челленджер-2» с комплектом брони для городских условий весит почти под 70 т, что превращает его из танка в малоподвижный ДОТ.

Вот чего у «Челленджера» не отнять, так это очень солидной и презентабельной внешности.

4. Турецкий «Алтай»

Турция до последнего времени не проектировала и не изготавливала танки, а покупала их за рубежом (у Германии и США). Тем не менее расположение страны в очень горячем регионе требует наличия сильной армии, оснащенной самой современной техникой.

Танк «Алтай» был разработан в тесном сотрудничестве с южнокорейскими танкопроизводителями, на основе новейшего танка К2 «Черная пантера» (о котором мы расскажем в следующей статье).

Машина оснащена комбинированной броней, 120-мм гладкоствольной пушкой и мощным двигателем. Система управления огнем «Алтая» — одна из самых дорогих и совершенных в мире. Занять более высокое место этому очень интересному танку не позволило то, что о нем имеется крайне мало достоверной информации — в данный момент «Алтай» проходит испытания. Всего изготовлено только четыре опытных образца.

3. Французский «Леклерк»

«Леклерк» был создан корпорацией GIAT в 80-е гг. и сразу вывел Францию в ведущие танкостроительные державы. На момент своего появления он считался наиболее сложным и компьютеризированным танком в мире. И самым дорогим, соответственно. Стоимость машины достигла 8 млн долларов. По ряду показателей «Леклерк» опережает даже танки, занявшие более высокое место в нашем рейтинге.

Так, удельная мощность машины массой 56 т с двигателем V8Х-1500, оснащенным турбокомпрессором (1500 л. с.), превосходит все танки нашего обзора, обеспечивая «Леклерку» феноменальную подвижность. «Умная» гидропневматическая подвеска позволяет изменять клиренс, наклонять корпус танка в разные стороны, что улучшает проходимость и плавность хода.

«Леклерк» оснащен очень мощной 120-мм пушкой французского производства и одной из самых продвинутых и сложных систем управления огнем в мире, позволяющей стрелять как с места, так и в движении, днем и ночью, в любую погоду. Впервые в мире на «Леклерке» применили модульное бронирование. Так, поврежденные бронемодули могут быть легко заменены на новые. В отличие от большинства западных танков, на «Леклерке» установили автомат заряжания, позволивший избавиться от 4-го члена экипажа и уменьшить вес и габариты машины.

Однако очень высокая стоимость и чрезвычайно сложная конструкция не позволили «Леклерку» занять более высокое место в нашем рейтинге. Согласитесь, что если для хранения танку необходим специальный бокс с постоянно поддерживаемым микроклиматом, то в тяжелых условиях такая машина может подвести. «Леклерк» — не очень многочисленная модель: для французской армии и на экспорт изготовлено менее 900 штук.

Полноценного испытания боем этот танк еще не прошел, хотя есть упоминания о применении «Леклерков» ОАЭ в Йемене.

2. Немецкий «Леопард-2»

Германия, наряду с СССР, имела одну из самых старых и заслуженных школ танкостроения. И «Леопард-2», созданный технически грамотными немцами в конце 70-х гг., стал одним из лучших танков того времени. Его предшественник «Леопард-1» не обладал достаточной огневой мощью и, самое главное, надежной броневой защитой. Он не мог на равных бороться с появившимися в 70-х гг. очень мощными советскими танками Т-64 и Т-72. Им нужен был достойный ответ. И «Леопард-2» стал им в полной мере.

На танк установили новейшую гладкоствольную пушку Rh220L44, совершенную систему управления огнем, толстую комбинированную броню и мощный 1500-сильный дизельный двигатель.

«Леопард-2» оказался настолько удачным, что его приняли на вооружение почти в 20 странах мира. Всего изготовлено более 3000 таких машин. Наряду с «Абрамсом», «Леопард-2» являлся и является основным танком блока НАТО в 15 европейских странах.

На протяжении более 30 лет с момента своего появления «Леопард-2» непрерывно модернизировался. Так, в версии 2А5 он получил новую навесную броню, а в версии 2А6 — более мощную пушку Rh220L55 c удлиненным стволом. Постоянно улучшалась система управления огнем.

Совсем недавно вышла последняя модификация «Леопард-2А7», по праву признаваемая ведущими военными экспертами наиболее сбалансированной в мире.

И лишь полное отсутствие боевого опыта не позволило «Леопарду» взобраться на вершину нашего пьедестала.

1. Американский «Абрамс М1»

Итак, наш победитель. Один из самых медийных и узнаваемых танков мира, «родной брат» немецкого «Леопарда» и его основной конкурент.

Оба танка «выросли» из одного общего проекта MBT-70. Германия и США хотели объединить усилия и создать единый основной танк. Но в процессе разработки пути их разошлись, и свет увидели «Абрамс М1» и« Леопард-2». Эти машины очень похожи своей компоновкой, идеями и даже внешним видом.

Чем же «Абрамс» лучше «Леопарда»?

Изначально немецкий «брат» превосходил своего американского «родственника» вооружением (120-мм пушка против 105-мм) и лучшей по своей архитектуре системой управления огнем. «Леопард» регулярно выигрывал соревнования среди танков и танкистов стран НАТО. Но со временем американцам удалось устранить практически все недостатки. «Абрамс М1А1» получил такую же немецкую пушку калибром 120 мм и современнейшую систему управления огнем с панорамным прицелом и тепловизором (версия танка М1А2). Отставание в огневой мощи было ликвидировано, а с появлением оперенных бронебойных подкалиберных снарядов сверхвысокого удлинения М829А3 «Абрамс» вышел в лидеры.

Начиная с модификации М1А1НА (Heavy Armor, тяжелая броня), танк получил новейшую броню на основе керамики из обедненного урана. Эта прочнейшая броня делает лоб машины практически непробиваемым. Оригинальная схема хранения боекомплекта в нише башни с вышибными панелями позволяет выжить экипажу даже при возгорании снарядов.

Есть ли слабые места у этого монстра? Да. Главный из них — силовая установка. Вслед за советским Т-80, «Абрамс» получил вместо дизеля газотурбинный двигатель AGT-1500. Обладая малыми размерами и высокой габаритной мощностью, данный мотор имеет и недостатки. Это чрезмерный расход топлива (гораздо больший, чем у дизеля) и сложная система очистки воздуха.

Именно по причине своего «летучего» двигателя «Абрамс» проиграл ряд тендеров немецкому «Леопарду-2». В качестве еще одного недостатка (впрочем, свойственного всем западным машинам) называется очень слабая бортовая броня корпуса.

Тем не менее первое место у «Абрамса» вполне заслуженное. Ведь он — самый воюющий среди современных западных и второй после советского Т-72 танк в мире. Ряд конфликтов, в которых машина принимала участие, показал ее высочайшие боевые характеристики. По результатам операций «Абрамс» проходил очередную модернизацию. Наиболее современной версией является М1А2SEPV2.

Но, как показывает практика, неуязвимых танков не бывает. Даже наш победитель горел в Ираке и в 1991-м, и в 2003-м. Горят «Абрамсы» и сейчас, в том же Ираке и Йемене, ибо залог победы — это грамотный и обученный экипаж.

chert-poberi.ru

Современные танки | Военное оружие и армии Мира

Окончание холодной войны, устранение блокового противостояния и распад Советского Союза привели к существенному снижению военных бюджетов в странах НАТО и бывших странах-участницах Варшавского договора — основных действующих лиц гонки вооружений. Значительные по численности танковые парки стали не нужны, программы производства были либо совсем свернуты, либо сильно сокращены. От излишков танков стали активно избавляться, что привело к существенному обновлению мирового танкового парка. Так, например, к началу XXI века в армии и национальной гвардии США не осталось танков серии М60, не говоря уже о М48. Бундесвер, полностью избавившись от«Леопард-1», вовсю распродает излишки танков «Леопард-2».

ЕВРОПА И США

Для сегодняшнего дня является характерным полное прекращение серийного выпуска танков в таких ведущих танкостроительных державах как США, Великобритания, Франция и Германия. В последней до недавнего времени сохранялось небольшое экспортное производство танков «Леопард-2А5» и «Леопард-2А6» в рамках шведского и греческого заказов. При этом лицензионное производство «Леопард-2А6» в 2003 году стартовало в Испании, а в 2006 году — в Греции. Впрочем, уже тогда из-за недофинансирования производство шло медленно, а сейчас из-за кризиса и вовсе встало. Совершенно ясно, что и Испании и уж тем более Греции сейчас не до «Леопардов». Американцы как всегда быстро подсуетились и предложили Греции 400 «Абрамсов» практически бесплатно — грекам нужно оплатить только транспортировку. Правда, «Абрамсы» модификации Ml А1, которые не идут ни в какое сравнение с «Леопард-2А6».

АЗИЯ

Другой характерной приметой нашего времени стало пополнение клуба стран-производителей танков несколькими азиатскими государствами — Южной Кореей, Пакистаном и Ираном. Вместе с Японией, Китаем и Индией они образуют азиатскую составляющую мирового танкостроения. Причем составляющую действующую. Здесь не только продолжается производство, но и ведется разработка и принимаются на вооружение новые образцы, такие как японский «Тип 10» и южнокорейский К2. И если японские и южнокорейские танки являются представителями западной школы танкостроения, то остальные государства Азии твердо идут советским путем, либо создавая свои боевые машины на основе советских образцов, либо производя российскую технику по лицензии.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Изменившаяся обстановка в мире (как сейчас принято говорить — «новые вызовы»), а также ограничение финансирования заставили ведущие державы сосредоточиться на новом этапе модернизации своих танков с целью продления сроков их эксплуатации до 2040 и даже до 2050 года. Надо сказать, что процесс этот идет не без успеха. При этом различные составляющие конструкции того или иного танка затрагиваются модернизацией в разной степени. Например, почти без изменений остаются силовые установки, трансмиссии и ходовые части. В том числе и из-за достаточно жестких весовых ограничений при модернизации. Больше уделяется внимания бронированию (навесные комплекты, встроенная защита нового поколения), вооружению (подкалиберные снаряды большого удлинения, усовершенствованные пушки и прицельные комплексы) и, конечно, электронике. В современных условиях не столь важно, с какой дистанции танк может поразить противника, важно, на какой дистанции он его сумеет обнаружить. «Абрамс» модификации М1А2 SEP V2, в электронику которого внедрены технологии, разработанные по программе «Боевые системы будущего», в состоянии обнаружить танк противника вне пределов прямой видимости, например, на обратном скате высоты: картинку в онлайн-режиме на дисплей командира танка могут передать командир пехотного подразделения, занимающего позицию где-нибудь на гребне высоты, или беспилотный самолет-разведчик. Наконец, командир танка может получить ее со спутника. Отнюдь не случайно современная цифровая танковая электроника, обеспечивающая совершенно иное качество ведения боя, составляет уже более 50 % стоимости танка. По упомянутой программе будет модернизировано 435 «Абрамсов» армии США. Примерно такое же оснащение имеют «Леопарды» модификации 2А6 и французские «Леклерки». Впрочем, израильские специалисты утверждают, что электроника «Меркавы-4» гораздо совершеннее.

ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Наряду с модернизацией повсеместно продолжаются НИОКР по созданию основного боевого танка четвертого поколения. Подобные работы, разумеется, секретны, поэтому какой-либо детальной, а главное — достоверной, информации о перспективных машинах получить практически невозможно. Об их характеристиках можно судить лишь по косвенным признакам, на основе элементов, которые обкатываются на последних модернизированных образцах танков третьего поколения. И тут Россия снова громко заявила о себе, как о законодателе мод в мировом танкостроении — 9 мая 2015 года в Москве на военном параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне был показан танк четвертого поколения Т-14. Эта машина является основой новой боевой платформы «Армата» — целого семейства боевых бронированных машин различного назначения.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь