Легкие танки в Великой Отечественной войне : spetsialny — LiveJournal


Самым многочисленным на 22 июня 1941 года был танк Т-26 – в войсках их было 10000 в самых различных модификациях, построенных с 1931 по 1941 гг. На фото танки Т-26 под Москвой в декабре 1941 г. В колонне танки разных модификаций, имеющие башни различных типов



Вооруженные двумя пулеметами калибра 7,62 мм, самые ранние двухбашенные модификации Т-26 к началу войны безнадежно устарели. На фото немецкие солдаты фотографируются рядом с подбитым двухбашенным танком образца 1931. Машина, предположительно, из состава 5-го мехкорпуса 16-й Армии Юго-Западного фронта, август 1941 г.

На второстепенных участках фронта Т-26 воевали еще дольше. Фото сделано на мурманском направлении: по одним данным, на острове Кильдин, по другим – на полуострове Рыбачий

Кроме использования по прямому назначению, Т-26 служили в качестве тягачей, их шасси использовались для производства импровизированных САУ. На фото, сделано осенью 1941 г., рабочие ленинградского завода им. Кирова устанавливают на шасси танка 76-мм пушку. Эти машины активно использовались в боях под Ленинградом

Символический кадр лета 1944 года – основной советский танк позднего периода войны Т-34-85 проезжает на запад мимо погибшего при отступлении на восток в 1941 году основного танка первого года войны Т-26

Кроме Т-26, легкие танки в РККА на начало войны были представлены семейством «быстроходных» танков БТ — БТ-2, БТ-5 и БТ-7. К июню 1941 г. в строю еще находилось более 500 танков БТ-2, выпущенных в 1931-1933 гг. Переведенные к началу войны в разряд учебных, тем не менее, эти вооруженные 37-мм пушкой или спаркой 7-62-мм пулеметов машины вынуждены были вступить в бой

Солдаты вермахта у горящего пулеметного танка БТ-2 из 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса в районе Дубно, Юго-Западный фронт, июнь 1941 года. Закрытые люки и вывалившаяся заглушка для стрельбы из личного оружия в башне говорят о том, что экипаж погиб вместе с машиной

Танк БТ-5, выпускавшийся в 1933-1934 гг., стал развитием конструкции БТ-2. Эта машина, вооруженная 45-мм пушкой, была уже более боеспособной. Фото сделано на осенних тактических маневрах 1939 г.

Танки БТ-5 идут на фронт по проспекту Володарского в блокадном Ленинграде

БТ-5, брошенный у дороги из-за неисправности. Возможно, машина из состава 24-й танковой дивизии 8-й Армии Северо-Западного фронта

Наиболее совершенной моделью семейства БТ был производившийся в 1935-1940 гг. БТ-7. К началу войны в войска поступило более 5000 таких машин. На фото БТ-7 Ленинградского военного округа на первомайском параде 1941 г.

Части, вооруженные танками БТ-7, не избежали разгрома летом 1941 года. На фото два подбитых танка поздних серий, брошенных при попытке эвакуации

Танки 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. На переднем плане БТ-7, за ним виден Т-34. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД)

Кроме Т-26 и БТ, в бой с началом войны вступили и машины, которым было давно пора на покой. На фото поврежденные и брошенные первые серийные танки советской разработки Т-18М (МС-1), производство которых было прекращено еще в 1931 году. Предполагалось, что они будут переоборудованы в неподвижные огневые точки, но некоторым пришлось воевать и как танкам

Пришлось повоевать и безнадежно устаревшим на начало войны танкеткам Т-27. На фото немецкие солдаты позируют на фоне уничтоженного Т-27, осень 1941 г.

В качестве импровизированного танка использовался в первый год войны вооруженный пулеметом винтовочного калибра бронированный тягач Т-20 «Комсомолец». Фото сделано на параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве

Неизвестно, использовался ли в годы войны по прямому назначению малосерийный танк Т-46, выпускавшийся в 1936-1937 гг., но известно о его применении в качестве неподвижных огневых точек. На фото такой танк из экспозиции музея на Поклонной горе в Москве

Много было в войсках на июнь 1941 года и легких плавающих танков Т-37А и Т-38, которых было выпущено около 2500 и 1300 штук соответственно. Вооруженные 7,62-мм пулеметами, они использовались, в основном, для ведения разведки и были выбиы в первый год войны. Советский легкий плавающий танк Т-37А на Киевских маневрах 1935 г.

Легкие плавающие танки Т-37А, захваченные немцами в Бресте

Захваченный финнами легкий плавающий танк Т-37А после ремонта и покраски

Развитием Т-37А стал Т-38. Фото сделано на уже упомянутом выше параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве

Сгоревший Т-38, оставленный экипажем, лето 1941 г.

Для замены Т-37 и Т-38 был создан танк Т-40, который производился в 1940-1941 гг. Он, а также его модификация с усиленным бронированием Т-30 были построены серией более 700 штук. Вооружались Т-40 и Т-30 крупнокалиберным пулеметом ДШК, либо авиационной 20-мм пушкой ШВАК

Т-40 на улице освобожденного Юхнова, Западный фронт, март 1942 г.

Легкий танк Т-30

Развитием Т-40 стал легкий танк Т-60, выпущенный в 1941-1943 гг. большой серией (5920 экз.) и прозванный в Вермахте за многочисленность «неистребимой саранчой». На фото Т-60, захваченный вермахтом у города Холм

Легкий танк Т-60 с десантом на броне проезжает мимо сапера с миноискателем

Наиболее многочисленным советским легким танком военной постройки стал Т-70, воевавший до конца войны. В 1941-1943 гг. был выпущен 8231 экземпляр этой вооруженной 45-мм орудием машины. На фото Т-70 5-го Гвардейского танкового корпуса со спешившимся танковым десантом движутся развернутым боевым порядком

Сгоревший в бою Т-70

Т-70 с десантом на броне

Т-70 форсирует реку Шпрее

На фото опытный образец легкого танка Т-80, 1942 г. Всего было выпущено от 75 до 85 этих машин, ставших развитием Т-70 с новой двухместной башней. В серию они пошли тогда, когда пересматривалась сама концепция применения легких танков, да и производственные мощности требовались под производство самоходки СУ-76, производившейся на шасси Т-70

Наиболее удачным легким серийным танком многими специалистами признается Т-50, вооруженный 45-мм пушкой. Разработанный в 1940 году, он, к сожалению, по ряду причин был выпущен очень небольшой серией (не более 75 штук)

Серийный Т-50, 1941 г.

При рассказе о легких танках, использовавшихся советскими танкистами, нельзя не упомянуть танки, поставлявшиеся по ленд-лизу союзниками. Одним из двух типов стал американский M3A1 «Стюарт». Поставленный в СССР в количестве 1681 экземпляра, он является самым многочисленным легким танком Второй мировой войны (23685 шт.)

M3A1 «Стюарт» с собственным именем «Суворов». Донской фронт, 1942 г.

Завершает обзор британский пехотный танк Mk.III «Валентайн», классифицировавшийся в СССР как легкий. Всего было построено 8275 машин, из них 3332 поставлено в Советский Союз. На фото запечатлена погрузка танка на судно

Подбитый в бою «Валентайн» с собственным именем «За Сталина!» Эти подвижные хорошо вооруженные и бронированные машины были востребованы до конца войны в качестве командирских, ими комплектовались танковые части кавалерийских корпусов

Читайте по теме: Подвиг лейтенанта (на танке Т-60)

spetsialny.livejournal.com

Танки времён ВОВ. -Виртуальный музей

16.09.2017, 578 просмотров.

Танки времён ВОВ.


Цель экскурсии: познакомить с моделями лучших советских и германских танков в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и выполнить их сравнительный анализ.
В ходе Второй мировой войны первое место в «мировой табели о рангах» танкостроителей делили советские и немецкие конструкторы. Немецкая школа сделала упор на увеличение бронирования и длины орудий, улучшение приборов наблюдения (включая инфракрасные приборы ночного видения), улучшению обитаемости, а советская школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьёзные изменения в конструкцию базовых типов танков (Т-34, КВ и ИС) лишь при крайней необходимости. Советская танковая школа создала также достаточно удачные модели других типов бронетанковой техники, самоходные артиллерийские установки и истребители танков. Наиболее удачными немецкими танками стали Pz.IV (самый массовый), «Пантера», и, с некоторыми оговорками, «Тигр» и «Королевский тигр».

Танк T-34.
Лучшими советскими танками, принимавшими участие во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85 с разными модификациями 85 мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2. Советский танк Т-34 один из лучших средних танков Великой Отечественной войны. Поясняю. 1. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. 2. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. 3. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день. 4. Один из лучших немецких асов-танкистов Отто Кариус в своей книге «Тигры в грязи» : «Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки «Т-34?! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка?. «Т-34? с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас? 5. Выдержка из книги Пауля Кареля «Гитлер идет на Восток»: «Но самым грозным противником стал советский Т-34 — бронированный гигант длинной 5,92 м, шириной 3 м и высотой 2,44 м, обладавший высокой скоростью и маневренностью. Весил он 26 тонн, вооружен 76-мм пушкой, имел большую башню, широкие траки гусениц и наклонную броню. Именно недалеко от реки Стырь стрелковая бригада16-й танковой дивизии впервые столкнулась с ним. По танку противника! Дальность 100 метров. Русский танк продолжал приближаться. Огонь! Попадание. Еще одно и еще одно попадание. 37-мм снаряд ударил в броню стального колосса, отскочив от нее, как горох от стенки. Артиллеристы громко ругались. Их командир побелел от напряжения. Дистанция сократилась до 20 метров.

— Целься в опору башни, — приказал лейтенант. Наконец то они достали его. Танк развернулся и начал откатываться. Шариковая опора башни была поражена, башню заклинило, но в остальном танк оставался неповрежденным. Расчет противотанкового орудия вздохнул с облегчением. — Ты это видел? — спрашивали артиллеристы один другого.». 6. Т-34 стал легендой в первую очередь потому, что в него верили те люди, которые садились за рычаги и к прицельным приспособлениям его пушки и пулеметов. В воспоминаниях танкистов прослеживается мысль, высказанная известным русским военным теоретиком А. А. Свечиным: «Если значение материальных средств на войне весьма относительно, то громадное значение имеет вера в них». 8. Единственным преимуществом двигателей немецких танков перед двигателем Т-34 танкисты считали меньшую шумность. «Бензиновый двигатель, с одной стороны, огнеопасный, а с другой стороны — тихий. Т-34, он не только ревет, но и клацает гусеницами», — вспоминает командир танка младший лейтенант Арсентий Константинович Родькин 9. Вместе с тем танк Т-34 значительно уступал другим танкам Второй Мировой войны в удобстве работы экипажа и эксплуатации. Можно сказать что значительное преимущество советского танка над немецкими было куплено за счет удобства экипажа и его живучести.К примеру каждый член экипажа немецкого танка имел свой собственный люк, в то время как в советском танке было всего два люка на четверых. Излишне говорить, что это означало в условиях боя. 10. Еще одно, присущее Т-34, сочетание минусов и плюсов – приоритет простоты и дешевизны конструкции в ущерб качественным характеристикам конструкции в целом.

Оружие не бывает фашистским или советским. Это всего лишь желание людей которые используют данное оружие не более. Ибо убивает не оружие, а человек который жмет на курок. Для меня лично танк Т-34 является великолепным образцом инженерного искусства так же как и танк «Тигр».

Танк «Тигр».
Тигр — самый грозный немецкий танк Второй мировой войны, своего рода символ гитлеровских Панцерваффе . И если два других самых знаменитых танка тех лет — Т-34 и Шерман — во многом обязаны своей известностью гигантскими объёмами производства, то Тигр заслужил свою славу исключительно благодаря выдающимся боевым качествам. И можно только сожалеть, что эти качества использовались в борьбе за неправое дело… На момент создания, этот танк являлся сильнейшим по вооружению и бронированию среди всех танков мира. Вооружён 88-мм пушкой, выполненной на базе эпичнейшей зенитки. Отсюда мы имеем хорошую скорострельность и пробиваемость. Ходовая часть танка, отдельный ахтунг. Конструкцию ходовой придумал инженер Г. Книпкамп — активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин. Основная фишка ходовой — шахматное расположение катков, что давало высокую плавность хода, однако процесс замены повреждённых частей ходовой превращался в мучение, перед которым блекнет возня в гараже с мотором самого убитого таза.

Отдельно хочется упомянуть и трансмиссию. Техническое обслуживание трансмиссии осуществлялось без выхода экипажа из танка. Вместе с тем при более сложных неисправностях ее демонтаж без снятия башни был невозможен. Что доставляло техникам радости, особенно в полевых условиях. На момент создания, «Тигр» имел самое мощное бронирование. Были случаи, когда эпичные советские Т-34 и американские M4 Sherman вообще не пробивали «Тигра» в борт, даже в упор. Что добавляло головной боли танкистам союзников. Лучшая модель 1943 года Т 6 “Тигр I” Panzerkampfwagen VI произвела на советских арттллеристов неизгладимое впечатление. Танк “Тигр I” был абсолютно неуязвим для русских противотанковых 45 и 56 мм орудий. После появления “Тигра” в театре военных действий, советским войскам срочно потребовались противотанковые орудия калибра 76 мм. Танк «Тигр» имеет два типа гусениц: боевые и транспортировочные. Каждая из 96 звеньев боевой гусеницы танка весила порядка 30 килограммов. Общий вес одной боевой гусеницы составлял 2,88 тонны (во время транспортировки танка по ж/д путям приоходилось менять гусеницы. В эти момены экипажу доставалось несладко). Благодаря специфической подвески танка «Тигр» его ход был довольно мягким. Вес танка (57 тонн) равномерно рапсределялся на всей подвеске.
В то же время, все преимущества подвески перечеркивались, когда в нее забивалась грязь и снег. Порой с загрязненной ходовой частью, танк не мог сдвинуться с места, чем пользовались вражеские истребители танков. На каждом блоке подвески находилось по три катка диаметром 880 мм каждый. Место механика-водителя танка «Тигр» «Tiger» Pz VI. выглядит как в автомобиле. Такой же руль, рычаги переключения скоростей. Сидение механика-водителя регулировалось в положение вперед-назад. Судя по всему, место у этого члена экипажа танка было самым удобным. Спинка, на переднем плане, откидывалась назад. «Миска» прикрепленная к пулеметму, лежала на голове стрелка и из-за тяжести пулемета стрелок-радист испытывал небольшой дискомфорт при стрельбе. Танки «Тигр» » в ходе сражения на Курской Дуге. понесли тяжелые потери: 503-й тяжелый танковый батальон потерял 9 из 14 танков «Тигр» в первый же день битвы.

Танки Т-34 и «Тигр». Сравнение параметров.

Источники: архивные документы; статьи газеты «Комсомольская правда»; Википедия; сайт «История военной техники»; сайт «История государства»: сайт «Русский портал»

school30.com.ru

Самые известные танки Великой Отечественной войны

Танки сыграли решающую роль во Второй мировой войне. Эти боевые машины прорывали оборону и сдерживали наступление противника, а сражение под Прохоровкой в 1943 году вошло в историю как крупнейшая битва бронетанковых сил. Перед вами самые известные танки Великой Отечественной.

ИС-2 (СССР).
ИС-2 («Иосиф Сталин») был первым советским танком, ворвавшимся в Берлин 24 апреля 1945 года. Снаряд, выпущенный из мощного 122-мм орудия этого тяжелого танка, пробивал немецкий PzKpfw V «Пантера» насквозь.Т-34 (СССР).
Легендарная «тридцатьчетверка» — самый узнаваемый советский танк. Практически все специалисты сходятся на том, что Т-34 был лучшим танком, оказавшим серьезное влияние на исход войны и дальнейшее развитие танкостроения. Это признавали и враги. В начале октября 1941 года генерал Гудериан заявил, что Т-34 не может сравниться с лучшими образцами немецких танков. Не прошло и месяца, как он признал явное преимущество Т-34 перед основным танком Pz.IV.
Т-34 выпускался с 1940 по 1958 год, было произведено более 84 тысяч «тридцатьчетверок».Tiger I (“Тигр”, Германия).
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз быстро выяснилось, что основной танк вермахта PzKpfw IV сильно уступает советским «тридцатьчетверкам». Над созданием нового тяжелого танка работали одновременно концерн Henschel-Werke и конструктор Фердинанд Порше. Выбор германского военного руководства пал на Henschel-Werke, и первые «Тигры» появились на Восточном фронте 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом. Наряду с достоинствами (танк мог поразить цель на расстоянии до 4 км) «Тигры» имели и крупные недостатки: они были весьма тяжелыми, неповоротливыми и сложными в ремонте. К тому же Tiger I был в два раза дороже любого танка тех времен и стоил 800 тысяч рейхсмарок.Panther (“Пантера”, Германия).
Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах. Впервые вермахт использовал «Пантеры» во время битвы на Курской дуге: 200 танков получил 39-й танковый полк. Через несколько дней боев 31 «Пантера» была безвозвратно потеряна, а 131 танк нуждался в ремонте. Превосходство «Пантер» было очевидно только при лобовых танковых сражениях; советская противотанковая артиллерия жгла «Пантеры» не хуже остальных.M3 Lee (США).
На Восточном фронте американские танки «Ли», полученные по ленд-лизу, появились в середине 1942 года, однако не вызвали большого восторга. У советских экипажей он получил печальное прозвище «братская могила на шестерых»: броня не спасала от мощных танковых и противотанковых орудий вермахта.M4 Sherman (США).
У советских танкистов «Шерман» имел прозвище «эмча» (от М4). В Курской битве участвовало несколько десятков «Шерманов». Танкисты приняли американские танки хорошо. С весны 1944 года «Шерманы» принимали участие почти во всех сражениях на фронтах Великой Отечественной войны. В целом «Шерманы» мало уступали Т-34. С февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка.Matilda II (Великобритания).
Первые 20 танков прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего Красная армия получила 918 машин. В целом «Матильда» по боевым возможностям превосходила все советские танки начала войны, уступая лишь Т-34. Однако танк предназначался для боевых действий в европейских условиях и с русским бездорожьем справлялся плохо. Советское командование использовало «Матильды» в первую очередь на южных направл

rusevik.ru

ФотоТелеграф » Танки Великой Отечественной войны

Танки сыграли решающую роль во Второй мировой войне. Эти боевые машины прорывали оборону и сдерживали наступление противника, а сражение под Прохоровкой в 1943 году вошло в историю как крупнейшая битва бронетанковых сил. Перед вами известные танки, участвовавшие в Великой Отечественной.

ИС-2 (СССР).
ИС-2 («Иосиф Сталин») был первым советским танком, ворвавшимся в Берлин 24 апреля 1945 года. Снаряд, выпущенный из мощного 122-мм орудия этого тяжелого танка, пробивал немецкий PzKpfw V «Пантера» насквозь.

Т-34 (СССР).
Легендарная «тридцатьчетверка» — самый узнаваемый советский танк. Практически все специалисты сходятся на том, что Т-34 был лучшим танком, оказавшим серьезное влияние на исход войны и дальнейшее развитие танкостроения. Это признавали и враги. В начале октября 1941 года генерал Гудериан заявил, что Т-34 не может сравниться с лучшими образцами немецких танков. Не прошло и месяца, как он признал явное преимущество Т-34 перед основным танком Pz.IV.

Т-34 выпускался с 1940 по 1958 год, было произведено более 84 тысяч «тридцатьчетверок».

Tiger I (“Тигр”, Германия).
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз быстро выяснилось, что основной танк вермахта PzKpfw IV сильно уступает советским «тридцатьчетверкам». Над созданием нового тяжелого танка работали одновременно концерн Henschel-Werke и конструктор Фердинанд Порше. Выбор германского военного руководства пал на Henschel-Werke, и первые «Тигры» появились на Восточном фронте 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом. Наряду с достоинствами (танк мог поразить цель на расстоянии до 4 км) «Тигры» имели и крупные недостатки: они были весьма тяжелыми, неповоротливыми и сложными в ремонте. К тому же Tiger I был в два раза дороже любого танка тех времен и стоил 800 тысяч рейхсмарок.

Panther (“Пантера”, Германия).
Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах. Впервые вермахт использовал «Пантеры» во время битвы на Курской дуге: 200 танков получил 39-й танковый полк. Через несколько дней боев 31 «Пантера» была безвозвратно потеряна, а 131 танк нуждался в ремонте. Превосходство «Пантер» было очевидно только при лобовых танковых сражениях; советская противотанковая артиллерия жгла «Пантеры» не хуже остальных.

M3 Lee (США).
На Восточном фронте американские танки «Ли», полученные по ленд-лизу, появились в середине 1942 года, однако не вызвали большого восторга. У советских экипажей он получил печальное прозвище «братская могила на шестерых»: броня не спасала от мощных танковых и противотанковых орудий вермахта.

M4 Sherman (США).
У советских танкистов «Шерман» имел прозвище «эмча» (от М4). В Курской битве участвовало несколько десятков «Шерманов». Танкисты приняли американские танки хорошо. С весны 1944 года «Шерманы» принимали участие почти во всех сражениях на фронтах Великой Отечественной войны. В целом «Шерманы» мало уступали Т-34. С февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка.

Matilda II (Великобритания).
Первые 20 танков прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего Красная армия получила 918 машин. В целом «Матильда» по боевым возможностям превосходила все советские танки начала войны, уступая лишь Т-34. Однако танк предназначался для боевых действий в европейских условиях и с русским бездорожьем справлялся плохо. Советское командование использовало «Матильды» в первую очередь на южных направлениях фронта.

Churchill (Великобритания).
Танк «Черчилль» был единственным тяжелым танком, который поставлялся союзниками по программе ленд-лиза. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года, всего в течение 1942-43 годов в СССР было поставлено 344 танка. Мощная броня «Черчилля» хорошо защищала экипаж, он был неплохо вооружен и отлично управлялся. Интересно, что танк почему-то не нравился самому Уинстону Черчиллю, который сказал: «Танк, носящий мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»

fototelegraf.ru

О советских и немецких танках в великой отечественной войне 1941-1945 годов.Строев Сергей Всеволодович. Публикации 2010


 О танках в Великой Отечественной войне

 ( С комментарием Сергея В. Строева)

С такими танками мы начинали войну. На советском танке Т-26 немецкие солдаты.

Лёгкий советский танк БТ-7 начала войны. Сзади два разбитых в хлам БТ-7.

Такие танки создавались для борьбы с пехотой более слабого противника, но не для борьбы с более мощными танками более сильного противника. Эти быстроходные танки были хороши для преследования беспорядочно отступающей пехоты противника, не имеющей противотанковых средств. Но отступала РККА в 1941-1942 г.г.

Средний советский танк Т-34-76. Уступал немецкому Т-4, но был лучше чем немецкий Т-3

Как это ни странно, но Гитлер не знал об этих танках и их появление, пусть и в ограниченном количестве, было шоком для немецкого командования, потому, что в первые месяцы войны у Т-34 было более мощное пушечное вооружение, чем у немецких танков. В танковых дуэлях 1941 года с Т-34 немцев выручал большой боевой опыт, слаженность танковых экипажей в бою, НАЛИЧИЕ ДВУСТРОННЕЙ СВЯЗИ с о всеми танками ( чего не было в советских танковых взводах , ротах, батальонах), отсутствие в экипаже Т-34 КОМАНДИРА танка, что снижало боеспособность советских танковых подразделений в бою. Танк командира подразделения выделялся своей высокой антенной, и его немцы всегда старались уничтожить первым, после чего остальные танки, лишенные даже односторонней связи  с командиром фактически лишались единого командования и сражались сами по себе.

Этот недостаток был устранен только на Т-34-85, после страшных потерь на Курской дуге, к январю 1944 года.

Средний немецкий танк Т-3 (Panzer-III ). Основной немецкий танк первых месяцев войны.

Справочный материал            

 


На 1 июня 1941 г. танковый парк Красной Армии насчитывал 23.106 танков, из них боеготовых – 18.691 или 80,9%. В пяти приграничных поенных округах (Ленинградском, Прибалтийском, Западном Особом, Киевском Особом и Одесском) имелось 12.782 танка, в том числе боеготовых – 10.540 или 82,5% (ремонта, следовательно требовали 2.242 танка). Большая часть танков (11.029) входили в состав двадцати механизированных корпусов (остальные – в составе некоторых стрелковых, кавалерийских и отдельных танковых частей). С 31 мая по 22 июня в эти округа поступили 41 KB, 138 Т-34 и 27 Т-40, то есть еще 206 танков, что доводило их общее число до 12.988. В основном это были морально устаревшие легкие танки Т-26 и БТ. 

Новых же тяжелых танков KB и средних танков Т-34 было 549 и 1.105, соответственно. На 1 июня 1941 г. танковый парк Красной Армии насчитывал 23.106 танков, из них боеготовых – 18.691 или 80,9%. В пяти приграничных поенных округах (Ленинградском, Прибалтийском, Западном Особом, Киевском Особом и Одесском) имелось 12.782 танка, в том числе боеготовых – 10.540 или 82,5% (ремонта, следовательно требовали 2.242 танка). Большая часть танков (11.029) входили в состав двадцати механизированных корпусов (остальные – в составе некоторых стрелковых, кавалерийских и отдельных танковых частей). С 31 мая по 22 июня в эти округа поступили 41 KB, 138 Т-34 и 27 Т-40, то есть еще 206 танков, что доводило их общее число до 12.988. 

В составе танковых и моторизованных дивизий механизированных корпусов Т-34 приняли участие в боях, образно говоря, с первых же часов вторжения гитлеровского вермахта в нашу страну.

По штатам 1940 г. две танковые дивизии корпуса должны были иметь по 375, а моторизованная – 275 танков. Из них Т-34 соответственно 210 и 17. Остальными были БТ, Т-26, а в танковой дивизии – еще 63 КВ. Шесть танков у командования корпусом дополняло их общее число до 1.031, из них 437 – Т-34. Не трудно подсчитать, какой процент составляли те 1.105 Т-34 от штатной численности двадцати МК. Он равен 5,4 процента !

Большинство корпусов не имели положенных им по штату танков. Например, 9-й, 11-й, 13-й, 18-й, 19-й и 24-й МК имели 220-295 танков, а 17-й и 20-й, имевшие соответственно 63 и 94 танка вообще только числились мехкорпусами, а на самом деле ими не были. Командиры корпусов и дивизий этих, в большинстве своем недавно сформированных или еще формирующихся соединений, в основном пришли из кавалерии или пехотных частей, не имели опыта управления механизированными соединениями. Экипажи еще слабо владели новыми машинами. Старые же, по большей части, требовали ремонта, имели ограниченный моторесурс. Поэтому мехкорпуса в большинстве своем были не очень боеспособными. Оно и понятно. За короткий срок (несколько месяцев) практически было невозможно сформировать такое большое количество мехкорпусов. По этим и по другим причинам в боях первых дней войны наши танковые соединения понесли большие и невосполнимые потери.

Уже в августе, например, 6-й, 11-й, 13-й, 14-й МК, входившие в состав Западного фронта, потеряли около 2.100 танков, т.е. 100 процентов имевшихся машин. Многие танки были взорваны своими экипажами, поскольку они не могли двигаться из-за неисправности или отсутствия горючего…http://www.otvaga2004.narod.ru/publ_w4/050_t34.htm

Начиная с 1943 года с переходом немецких войск к позиционной обороне основной формой наступательного боя советских войск стал прорыв. Для его успешного осуществления, особенно при глубоко эшелонированной обороне, включающей сплошные позиции, обязательным являлось сосредоточение мощных средств для уничтожения и подавления огневых точек и живой силы противника, высокий темп наступления, а также смелый инициативный маневр на поле боя. Залогом успеха было привлечение танков непосредственной поддержки пехоты (НПП) на направлениях главных ударов с последовательным повышением плотности танков и САУ на участках прорыва и обеспечением тесного взаимодействия танков со всеми силами и средствами, участвовавшими в бою. Сопровождая пехоту на всю глубину главной полосы обороны, тяжелые танки ИС-85, ИС-122, самоходно-артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152 проделывали проходы в проволочных заграждениях; уничтожали огневые средства и живую силу противника, отражали контратаки пехоты и танков.

В задачу самоходной артиллерии, кроме того, входило разрушение укреплений и борьба с танками и САУ.

Для непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиционной обороны с начала 1944 года применялись отдельные гвардейские тяжелые танковые полки (ОГв.ТТП), а с декабря 1944 года и отдельные гвардейские тяжелые танковые бригады (ОГв.ТТБр). ( Немцы так и не смогли создать танковые бригады тяжелых танков. По причине нехватки тяжелых танков. Полки тяжелых танков «Тигр» придавались танковым корпусам, состоящих из средних танков. С.Строев).      Для них и предназначались танки ИС-85 и ИС-122. По штату полк состоял из четырех танковых рот (в каждой по пять машин), роты автоматчиков, роты технического обеспечения, взвода управления, саперного и хозяйственного взводов и полкового медицинского пункта (ПМП). Каждый полк должен был иметь 374 человека личного состава и 21 танк ИС, включая танк командира. При создании этим полкам сразу присваивалось почетное наименование «гвардейский», так как на них возлагалась самая сложная задача – прорыв совместно с пехотой и артиллерией заранее подготовленной обороны противника и созданных им полевых укрепленных районов…..http://www.otvaga2004.narod.ru/publ_w1/2006-06-26_is1.htm 

====================================================================================

      Комментарий С.Строева

Что примечательно, тяжелые танки у нас, и у немцев, в основном применялись сходным образом: для усиления в бою основных средних танков. Немцы тоже создавали из «Тигров» отдельные полки тяжелых танков Т-6. Обычно их нумерация начиналась с цифры 5.

Тяжелый немецкий танк «Тигр». Появился в единичных экземплярах еще в 1942 году.

Гитлер затянул начало Курской битвы, ожидая поступления большего количества тяжелых танков «Тигр». Но нисмотря на их участие в качестве полков усиления, роль «Тигров» оказалась не столь уж и большой, что оправдывало бы перенос даты немецкого наступлению на июль 1943 года, что давало возможность советской армии создать глубоко эшелонированную стратегическую оборону на Курском выступе. Начало наступления в жаркие июльски дни дало еще один неожиданный эффект. Немецкие танки все были на бензиновых двигателях и бензин при страшной жаре легко испарялся и нередко немецкий танк загорался от попадания советского снаряда, которые не мог пробить броню тяжелого танка, но поджигал пары бензина. В войне всего не предугадать…

Тяжелый советский танк ИС-2. На фронт поступил уже после Курской битвы

Например, 502-й полк тяжелых танков «Тигр» «засветился» от Курской дуги до боев на территории Германии… У нас полки тяжелых танков « с автоматически « становились гвардейскими, у немцев они тоже были «гвардейскими» — то есть формировались как подразделения  войсковой СС — то есть не охранные подразделения СС, а именно войсковые, которые изначально создавались,  как элитные войсковые подразделения.

Некоторые танковые соединения СС имели громкую репутацию, отличились в боях. Например, 2-ой танковый корпус СС, который чуть было не прорвал все три линии обороны  южнее Прохоровки, а затем в первый же день контрнаступления советской 5-ой гвардейской танковой армии уничтожил до половины контратакующих советских танков этой 5-й гвардейской танковой армии.  Там большую роль играл сам командир корпуса — Хауссер, который буквально выпестовал своих танкистов за несколько лет. 11 июля 1943 года его танки остановились на ночь, чтобы утром возобновить наступление и прорвать последнюю линию обороны под Прохоровкой. Но немецкая разведка доложила о шуме танковых моторов с советской стороны и Хаусер в 12 ночи послал на разведку танковый батальон «Пантер», который столкнулся с  выдвигавшимся на исходные позиции для утреннего наступления танками 5-ой гвардейской танковой армии.

Советский легкий танк Т-70, широко использовавшийся во время танковых боев на Курской дуге.

Эта легкобронированная машина со слабым орудией была легкой мишенью для немцев.

 Немцы после часового боя отошли на свои исходные позиции несостоявшегося утреннего наступления, так кА ситуация изменилась. Танкисты, вернувшиеся с разведки боем доложили  командиру обстановку: советские танки готовятся к массированной атаке.  Уже в час ночи Хаусссер отдал приказ – подготовку к наступлению отменить и срочно готовить оборонительные позиции для танков и противотанковых орудий для встречи советских танков огнем с места.

Немцы умели очень быстро переходить от наступления к обороне. К утру часть их танков была закопана в землю по башню и противотанковая  артиллерия подготовлена к  советской танковой атаке. И когда 5-я гвардейская армия пошла в атаку утром, без разведки и без артподготовки, она была встречена стеной огня. Потери у советских танкистов и самоходчиков были ужасные. Контрнаступление захлебнулось. Немцев не удалось сдвинуть с места. Большинство советских танков и все самоходные артиллерийские (легкобронированные) орудия были уничтожены.

 Но превосходство советских войск в количестве танков и  пехоты из резервов Степного фронта всё-таки вынудили немцев после 5 дней уже их оборонительных боев начать организованно отступать в сторону Белгорода, откуда они и начали 5 июля 1943 года свое наступление на южном фасе Курской дуги. Немцы вклинились в нашу оборону километров на 35-50 и ввиду неравенства сил к 17 июля, а также в силу больших потерь в танках и особенно в пехоте они боялись ударов под основание уже их выступа, их «маленькой Курской дуги». Поэтому они предпочли выровнять фронт и избежать возможного тактического окружения части своих подразделений и соединений, хотя  за неделю до этого немцы всё же  умудрились окружить один советский стрелковый корпус, который с большими потерями успел частично выйти из этого окружения на южном фасе Курской дуги. На северном фасе Курской дуги немцы имели более скромные успехи, чем на южном.

Мы очень многое  не знаем о реалиях боев на Курской дуге. Даже Сталин не знал их. Потому что потерянные 300 с лишним танков за четыре часа бесплодного наступления  12 июля — это было очень опасно для Рокоссовского и он отрапортовал Сталину об этих  потерях, но растянув их на 2-3 дня «ожесточенных боев с немецкими танками» …. Боялся за свою голову… И не зря. Даже за 3 дня такие потери в танках ввели Сталина в состояние сильного гнева. Но Рокоссовский уцелел…

Много мифов написано в советские времена о Курской дуге и о Прохоровском танковом встречном бое…. Только сейчас открываются архивы и правда начинает становиться доступной для военных историков.  Вряд ли можно подвергать сомнению то, что немцы и в 1943 году превосходили Красную Армию по части управления танковыми войсками ( особенно в маневренной войне) и по организации управления войсками в целом. Но в 1943 году советские бойцы уже понимали, что выжить в такой бойне вряд ли удастся. А коли помирать, то надо убить как можно больше немцев. Обе стороны сражались с крайним ожесточением, но за два года войны немцы потеряли свою первоклассную пехоту образца 1940 года и восполнялись эти потери менее боеспособным пополнением. Когда РККА создала свою первую танковую армию, немцы с пренебрежением писали:»Русские создали инструмент, на котором они не смогут играть». Со средины 1943 годы этот русский «инструмент» всё чаще играл для немцев похоронный марш.

С появлением у немцев среднего тяжелого танка «Пантера» и очень тяжелого танка «Тигр» танковый баланс по качеству бронетехники стал меняться в пользу немцев, но ненадолго. Уже в  январе-феврале 1944 года на фронт стали поступать модернизированные танки Т-34-85, с более мощной 85 мм пушкой, с более мощной бронезащитой и, наконец, с местом для командира танка. Для командира не было места в танке Т-34-76, хотя Гальдер в своем дневнике еще осенью 1941 года писал, что отсутствие командира в Т-34 серьезно снижает боеспособность танкового экипажа и эффективность использования этих танков в бою. Но даже на Курской дуге, в июле 1943 года советским танкистам приходилось воевать на Т-34-76 и на легких танках Т-70, которые могли подбить «Тигр» в борт с дистанции менее 300 метров, в то время как «Тигр» мог их достать на дистанции до двух километров. Танковая дуэль на дистанции в один километр превращалась в расстрел советских танков без потерь и повреждений для немецких тяжелых танков. Однако, русские  солдаты и командиры устояли.

Средний модернизированный советский танк Т-34-85. На фронт поступил в январе 1944 года.

Мужество и стойкость советского солдата сорвали операцию «Цитадель», крах которой означал коренной перелом во всей войне с немцами. Больше у немцев не было сил для такой стратегической наступательной операции. Инициатива полностью перешла к Красной армии.

 О  немецком  танке Т-IV

Немецкий средний танк Т-4 с экипажем.

Я читал в каких-то мемуарах, что советские танковые командиры иногда использовали этот трофейный танк Т-IV , как командирский танк. Он был просторнее, чем наш Т-34 -76 и имел лучшую  бронезащиту. Плюс его командирская башенка , которая отсутствовала на наших Т-34-76  до 1944 года. Плюс хорошая рация….Плюс хорошая оптика, хорошие прицелы….  Плюс длинноствольное с 1942 года орудие.  Хороший был танк… Выпускался серийно немцами до самого конца войны. Немецкий Т-3 и особенно чехословацкий t-38 были значительно слабее.

Основной средний немецкий танк Т-4. Выпускался серийно до конца войны.

Кстати, немцы тоже «не стеснялись» использовать советские трофейные Т-34 в своих боевых порядках. Это особенно удобно было при наступлении, когда Т-34 с немецким экипажем мог вплотную подойти к советским танкам, артиллерии или пехоте и открыть внезапно огонь буквально в упор. Такие случаи, в частности, имели место во время боев на Курской дуге, где были нередки ночные бои.

 О советских трофейных танках в арабо-израильской войне  1973 года.

Советские трофейные танки сыграли решающую роль в арабо-израильской войне 1973 года. Они сыграли решающую роль в захвате переправ через Суэцкий канал, когда трофейные советские танки с израильскими экипажами «мирно подъехали» к переправам со стороны Израиля и внезапно открыли огонь. Уцелевшие арабы разбежались, а переправы были захвачены израильской армией, в результате чего уже переправившаяся на «израильский» берег канала арабская 2-я танковая армия оказалась отрезанной от тыловых частей: от боеприпасов  и топлива. Навести новые переправы через канал, видимо не было у египтян возможности. Так успешно начатая арабами война 1973 года одним танковым ударом одного батальона трофейных советских танков по египетским переправам через Суэцкий канал была полностью проиграна.

         О танках  «Пантера»

Формально средний, но достаточно тяжёлый немецкий танк «Пантера» ( Т-5 ).

Был создан по приказу Гитлера , как «глубоко модернизированная Т-34». Имел очень хорошее длинноствольное орудие, хорошую бронезащиту ( отсюда и вес танка). Но не имел дизельного двигателя, как на Т-34, так как немцам не хватало дизельного топлива. Оно всё предназначалось для дизельных подводных лодок.

В  отношении Т-5 «Пантеры» до сих пор нет четко определенного вывода — насколько это был хороший танк. Есть критические замечания в адрес его надежности, ходовой части. Насколько он был лучше Т-4 трудно сказать, так как Т-4 выпускался и эффективно использовался до конца войны. Возможно это связано и с тем, что «Пантера» была еще «сыровата», а Т-IV был технологически отработанный серийный танк… Но вот, что примечательно — при формировании новых дивизий СС, например, таких как 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд», вооружали их всё-таки «Пантерами».  Ясно, что элитные войска СС не согласились бы на плохой танк, при наличии более хорошего. Да и в мемуарах немецких танкистов, как правило, танковые асы воевали именно на «Пантерах».  «Тигров» тоже было не так уж и мало выпущено, ( хотя  и значительно меньше чем «Пантер» ), но мемуаров танкистов, воевавших на «Тиграх», я нигде не встречал, кроме описания одного эпизода, летом 1944 года.

Танкисты 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» на построении у своих «Пантер».

Дивизия воевала в основном на Западном фронте с момента высадки десанта союзников в Нормандии. Несмотря на то, что экипажи были укомплектованы совсем молодыми танкистами в возрасте 17-18 лет, прошедшими шестимесячную подготовку, дивизия сражалась стойко.  К концу 1944 года была почти полностью выбита в людях и танках. Была переформирована и брошена на Восточный фронт в Венгрию. К маю 1945 году в дивизии оставалось в живых менее 500 солдат и унтер офицеров и всего 1 танк. ( В июле 1944 г. было 16 тыс. человек)

Тяжелый танк «Тигр». Дальность прямого выстрела более двух километров.

Этот эпизод с участием тяжелых танков «Тигр» и ИС-2  описан одним танкистом из экипажа одного «Тигра», который стоял в высоком кустарнике и ждал свои жертвы – танки Т-34. Когда на ровном поле, в среднем удалении от засады, всё таки появился один танк Т-34, немецкий «Тигр» из засады сделал первый пристрелочный выстрел по «приманке» — появившемуся на поле советскому танку, но уже  через несколько секунд весь экипаж «Тигра»  потерял сознание от прямого попадания в «Тигр» крупнокалиберного снаряда ИС-2.  Этим снарядом по немецкому тяжелому танку «Тигр» выстрелил также тяжелый советский танк  ИС-2, который ТОЖЕ стоял в засаде и тоже охотился, но не за средними танками, а именно за этим «Тигром», до поры успешно прятавшимся  в засаде. ( Всё таки научились воевать советские танкисты !!). Кроме этого эпизода больше нигде записки танкистов с «Тигра» мне не попадалось. Вряд ли это случайность.  Видимо, немецкие танковые асы СС на этом этапе войны предпочитали всё же тяжелые «Пантеры», а также хорошие танки Т-4 оставались в танковых дивизиях Вермахта.

Тяжелый советский танк прорыва ИС-2 с десантом на броне. 1945 год. » На Берлин!»

 Кстати, в эпизоде с «Тигром», после прямого попадания снаряда ИС-2 «Тигр» был отправлен в капитальный ремонт, а весь экипаж был отправлен в госпиталь, но никто из экипажа не погиб, все были сильно контужены.

Бронезащита у этого танка была очень мощной, хотя она за счет веса танка, снижала моторесурс танка и позволяла использовать его далеко не на любой местности. Так, описан эпизод, в котором советские танкисты  на Т-34-85 ожидали утренней атаки немецких тяжелых танков, предварительно закидав свои танки стогами сена таким образом, что даже танковые орудия не высовывались из стогов, а для сообщения между танками командиры ползали по полю, чтобы не быть замеченными с другой стороны реки.

С началом атаки «Тигры» успешно вброд перешли через небольшую реку, но подъем на взгорок советского берега этой речушки занял у переднего танка «Тигр» около получаса, потому что тяжелый «Тигр» с большим трудом поднимался  на  взгорок по речному песку. Когда на тяжелом для маневрирования песчаном подъеме скопилось достаточное количество танков противника, советские танкисты открыли огонь с ближней дистанции. Немецкая танковая атака была отбита с большими потерями в танках для немцев.

О фронтовом ремонте танков

  Безвозвратные потери в танках зависели от того, за кем осталось на ночь поле боя

В первые два года войны, когда немцы наступали, поле боя, как правило, оставалось за ними и они ночью вытаскивали тягачами свои подбитые танки для ремонта и ввода их снова в бой. Иногда в течении суток. При серьезных повреждениях подбитые танки отправлялись на более удаленные от линии фронта ремонтные базы и даже в Германию. Советские танки Т-34, которые были ремонтопригодны, немцы забирали себе и впоследствии также использовали их в боях. Для ремонта  танков немцы создавали хорошо экипированные мастерские в 25-30 км. от линии фронта, где работали как немецкие механики, так и советские военнопленные – бывшие танкисты. Немцы считали, что русские танковые механики лучше, чем русские танкисты. Квалификация русских механиков не вызывала у немцев никакого сомнения.  Немцы также  ценили трофейные советские пушки выпуска 1938 года с калибром от 76 до 85 мм.  Но при отступлении немцев  их использование лимитировалось нехваткой снарядов.

Переломным моментом в войне в целом  и в маневренной танковой войне было сражение на Курской дуге. Особенно на ее южном фасе. С 5 по 12 июля 1943 года немецкие танковые и механизированные войска медленно прогрызали три линии стратегической обороны. За неделю боев две линии советской  стратегической обороны были немцами прорваны и немцы закрепились на них. Наступление шло медленно, но поля боя, обычно оставалось или за немцами или оно представляло ночью нейтральную полосу, с которой и немцы, и советские танкисты  под минометным и пулеметным огнём противника старались вытащить подбитую технику. В это время немцы уже старались вытаскивать свои танки, а советские, по возможности, взрывать фугасами большой мощности после чего танк превращался в груду металлома. С 12 по 17 июля бои шли с переменным успехом без особых продвижений с какой-либо стороны, а с 17 июля немцы начали организованный отход на исходные позиции к Белгороду. С этого момента подбитые немецкие танки в основном становились советскими трофеями, так как немцы отступали до самого конца войны. Отдельные немецкие контрнаступления и даже окружения советских подразделений были всё же локальными успехами. Которые затем сменялись дальнейшим отступлением на Запад.

Захваченный без боя «Тигр» и другую бронетехнику  можно увидеть в танковом музее в Кубинке.

*    *     *


                                                                                                 

Боже, храни Россию !

stroev-articles.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *