Танк Сен-Шамон

Последней операцией, в которой «Сен-Шамоны» участвовали в качестве боевых машин, стало наступление союзников 18 июля 1918 г. XI и XII полковые группы танков обеспечивали огневую поддержку 1-й Американской дивизии, а Х полковая группа — 38-й и 48-й французских дивизий. В течение суток напряженных боев материальная часть этих танковых соединений была полностью уничтожена. Наступала новая эпоха — в бой пошли легкие танки «Рено».
Чтобы понять накал борьбы и тяжелейшие условия, в которых сражались французские танкисты Первой мировой, приводится следующая история о танковом экипаже «Сен-Шамона», рассказанная одним из офицеров армий Антанты:
«Ночь 11-го июня 1918 года. Наша группа расположилась на опушке леса и готовится к сражениям следующего дня. Вдруг меня окликают:
— Мой командир! Командир, повернитесь. На поле находится танк. Танк возвращается к нашим позициям. Все повернулись в ту сторону, откуда был слышен лязг гусениц.
— «Шнейдер» или «Сен-Шамон»?- спросил Перре.
— «Сен-Шамон»,- ответил Майан.- Я узнал его по звуку двигателя.
В тот же момент двигатель заглох, и танк остановился.
— Давайте сходим и посмотрим, — сказал кто-то. Мы побежали туда, где стоял танк. Хотя нелегко было разыскать его темной ночью, машину все-таки нашли.
— Мой командир! Здесь есть номер машины,- сообщил мне Тирион, артиллерист 3-й батареи.- Но дверь заперта и никто не отзывается!
Мы увидели номер — 80341 (не совсем ясно, о каком номере идет речь. — Прим.авт.) Каилло, который ходил вокруг танка, крикнул:
— Есть кто-нибудь внутри?
Все слушали, но ответа не последовало.
— Мой командир! Верхний люк открыт!
— Посмотрите внутри!- ответил я. Тирион залез внутрь, и через несколько секунд раздался его крик:
— О, мой Бог! Здесь только один человек из экипажа, но он весь в крови и мертвый и, похоже, что держит в руках рычаги управления.
Взяв лампу, Майан тоже проник внутрь, а затем открыл дверь.
— Здесь все погибли,- заключил он. — Четыре пулеметчика, стрелок, механик. Я думаю, водитель — лейтенант Блондель. Он умер последним».

fishki.net

Сен-Шамон (танк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сен-Шамон

«Сен-Шамон» в танковом музее Самюра (Франция).
Saint Chamond
Классификация Средний танк
Боевая масса, т 22
Экипаж, чел. 8
История
Производитель  FAMH Forges et
Acieries de la
Marine et
d’Homecourt
Годы разработки 1916
Годы производства 1916—1918
Годы эксплуатации
1917—1919
Количество выпущенных, шт. ~ 400
Размеры
Длина корпуса, мм 7910
Длина с пушкой вперёд, мм 8830
Ширина, мм 2670
Высота, мм 2360
Клиренс, мм 410
Бронирование
Тип брони Стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 17
Борт корпуса, мм/град. 8,5
Корма корпуса, мм/град. 8
Днище, мм 5
Крыша корпуса, мм 5
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм T.R.
или
75-мм мод. 1897
Длина ствола, калибров 36,3
Боекомплект пушки 106
Углы ВН, град. −4°…+10°
Углы ГН, град.
Пулемёты 4 × 8-мм Hotchkiss Mle1914,
7488 патронов
Подвижность
Тип двигателя «Panhard», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 90
Скорость по шоссе, км/ч 8
Скорость по пересечённой местности, км/ч ~ 5
Запас хода по шоссе, км 60
Тип подвески блокированная, с винтовыми пружинами
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,79
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,3—0,4
Преодолеваемый ров, м 1,8—2,4
Преодолеваемый брод, м 0,8
 Сен-Шамон на Викискладе

Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Один из первых построенных танков в мире.

Всего было собрано 400 машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 года.

Имел плоскую крышу; был вооружён одной 75 мм пушкой, четырьмя пулемётами. Двигатель мощностью 90 л. с. Экипаж — 8 человек. Бронирование — 17 мм.

Создание

Танки «Сен-Шамон» первой серии на учениях, 1917 год.

Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.

Подвижность танка на влажном грунте ещё более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 т. Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость уширить гусеницу. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с неё скатывались гранаты. Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Нововведения

Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы, каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч, хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч.

Применение в бою

В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». После разгрома французских танковых частей 16 апреля 1917 года командование Франции более осторожно и с большей эффективностью использовало новое оружие.

Например, в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись вглубь обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков, из строя выбыло 8 тыс. человек. Немцы потеряли 38 тыс. человек только убитыми.

Дальнейшее применение танков союзников шло с переменным успехом. При массированном использовании они добивались некоторых успехов. Но одновременно возрастал и боевой опыт немецких войск. Строились противотанковые заграждения, рвы, создавались части противотанковой артиллерии, способной поражать бронированные машины на расстоянии 1500 м. 98 % всех боевых потерь танки понесли именно от огня артиллерии. Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков.[источник не указан 344 дня] Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия

[когда?] в строю осталось 72.

Итог

Подобно «Шнейдерам», большинство из них было переделаны в транспортёры. Оба типа тяжёлых танков по существу являлись самоходными артиллерийскими установками. «Сен-Шамон» лучше подходил для этой роли благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно вёлся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию[когда?] в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортёры. Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. На этом история этих машин закончилась.

Литература

  • Танки мира. Составитель Р. Исмагилов. — Смоленск: Русич, 2002. ISBN 5-8138-0277-0

wikipedia.green

Сен-Шамон (танк) — это… Что такое Сен-Шамон (танк)?

«Сен-Шамон» в танковом музее Самюра (Франция).
Saint Chamond
КлассификацияСредний танк
Боевая масса, т22
Экипаж, чел.8
История
Производитель FAMN
Годы разработки1916
Годы производства
1916—1918
Годы эксплуатации1917—1919
Количество выпущенных, шт.~ 400
Размеры
Длина корпуса, мм7910
Длина с пушкой вперёд, мм8830
Ширина корпуса, мм2670
Высота, мм2360
Клиренс, мм410
Бронирование
Тип брониСтальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.17
Борт корпуса, мм/град.8,5
Корма корпуса, мм/град.8
Днище, мм5
Крыша корпуса, мм5
Вооружение
Калибр и марка пушки75-мм T.R.
или
75-мм мод. 1897
Длина ствола, калибров36,3
Боекомплект пушки106
Углы ВН, град.−4°…+10°
Углы ГН, град.
Пулемёты4 × 8-мм Hotchkiss Mle1914,
7488 патронов
Подвижность
Тип двигателя«Panhard», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.90
Скорость по шоссе, км/ч8
Скорость по пересечённой местности, км/ч~ 5
Запас хода по шоссе, км60
Тип подвескиблокированная, с винтовыми пружинами
Удельное давление на грунт, кг/см²0,79
Преодолеваемый подъём, град.32
Преодолеваемая стенка, м0,3—0,4
Преодолеваемый ров, м1,8—2,4
Преодолеваемый брод, м0,8
Дополнительно
Изображения на Викискладе?Сен-Шамон (танк)

Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Один из первых построенных танков в мире.

Всего было собрано 400 машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 года.

Имел плоскую крышу; был вооружён одной 75 мм пушкой, четырьмя пулемётами. Двигатель мощностью 90 л. с. Экипаж — 8 человек. Бронирование — 17 мм.

Создание

Танки «Сен-Шамон» первой серии на учениях, 1917 год.

Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.

Подвижность танка на влажном грунте еще более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 т. Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость уширить гусеницу. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с нее скатывались гранаты. Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Нововведения

Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы. каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч. хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч.

Применение в бою

В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». После разгрома французских танковых частей 16 апреля 1917 года командование Франции более осторожно и с большей эффективностью использовало новое оружие. Например в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись вглубь обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков, из строя выбыло 8 тыс. человек. Немцы потеряли 38 тыс. только убитыми.

Дальнейшее применение танков союзников шло с переменным успехом. При массированном использовании они добивались некоторых успехов. Но одновременно возрастал и боевой опыт немецких войск. Строились противотанковые заграждения, рвы, создавались части противотанковой артиллерии, способной поражать бронированные машины на расстоянии 1500 м. 98 % всех боевых потерь танки понесли именно от огня артиллерии. Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков. Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия в строю осталось 72.

Итог

Подобно «Шнейдерам», большинство из них было переделаны в транспортёры. Оба типа тяжелых танков по существу являлись самоходными артиллерийскими установками. «Сен-Шамон» лучше подходил для этой роли благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно велся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортеры. Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. На этом история этих машин закончилась.

Литература

  • Танки мира. Составитель Р. Исмагилов. — Смоленск: Русич, 2002. ISBN 5-8138-0277-0

dic.academic.ru

Второй – лишний? | Warspot.ru

Второй по счету французский танк, «Сен-Шамон», появился без большой военной необходимости. Армейское командование уже «дало добро» на разработку CA1 «Шнейдер», и только конкуренция официальных инстанций, отвечавших за выдачу заказов на военную технику, привела к появлению альтернативного проекта. Надо сказать, что по своему качеству он не смог далеко обогнать «Шнейдер», хотя и имел некоторые преимущества.

Строго говоря, создание танка «Сен-Шамон» (Saint-Chamond) было незапланированным и отчасти даже ненужным. Свою роль здесь сыграл человеческий фактор. «Отец» французских танков Жан Этьен реализовал свой проект в экстраординарном порядке, вмешавшись с личной инициативой в выполнение фирмой «Шнейдер» заказа на бронированную машину, полученного от французских артиллеристов. Это задело государственный секретариат артиллерии и лично начальника армейского управления моторизации, которые и выдавали заказы на закупку соответствующей боевой техники, и они повторили свой заказ на разработку бронетрактора, на этот раз фирме FAMH, расположенной в городе Сен-Шамон. Отсюда и взялось название новой машины. Так на самой заре бронетехники у французской армии появилась не одна, а сразу две модели первого танка.

27 апреля 1916 г., спустя два месяца после начала разработки, проект был подготовлен. Госсекретарь артиллерии доложил главнокомандующему, что располагает вариантом бронированной машины, имеющей серьезные преимущества перед образцом фирмы «Шнейдер». Армия не стала скупиться на стальную новинку, способную приблизить окончание войны, и консорциум FAMH получил заказ на 400 машин, ради которого секретариат и стремился «обскакать» Этьена.

Надо сказать, что спешка не пошла на пользу новому детищу французского машиностроения: его пришлось дорабатывать в ходе испытаний, да и в целом машина оказалась не слишком эргономичной. Но обо всем по порядку. Разработкой танка ведал главный конструктор фирмы FAMH (Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt) полковник Эмиль Римальо (Émile Rimailho). За основу для новой боевой машины он взял, что не удивительно, «первопредка» всех английских и французских танков, трактор Holt. Однако при этом Римальо увеличил длину опорной поверхности гусениц вдвое, поскольку в принципе планировал создать машину длиннее и просторнее, чем конкуренты из «Шнейдера». На ходовую часть ставилась клепаная броневая коробка корпуса со скошенными носом и кормой, далеко выходившими за габариты гусениц для уравновешивания друг друга.

В носу располагались основное вооружение и пост управления, в корме – дублирующий пост, между ними помещался двигатель с электрической трансмиссией «Кроше-Колард» (Crochet-Kolard), главным нововведением в конструкции танка. Бензиновый двигатель фирмы «Панар» (Panhard) мощностью 90 л.с. передавал крутящий момент на динамомашину, ток с которой поступал на два электродвигателя, приводивших в движение гусеницы. Это облегчало работу водителя машины, однако усложнение системы сказалось на ее надежности. Хотя на испытаниях «Сен-Шамон» разгонялся до 12 км/ч, из-за опасений поломок в боевых условиях из него не выжимали больше 8 км/ч. Крыша танка была сделана плоской, с двумя цилиндрическими башенками. Дополнительные броневые листы на бортах защищали гусеницы. Вооружение танка составляли 75-мм пушка специальной разработки в носу корпуса и 4 пулемета системы «Гочкис» калибра 8 мм, размещенные по периметру. Толщина бронирования первых образцов была следующей: лоб корпуса – 15 мм, борт – 8,5 мм, корма – 8 мм, днище и крыша – по 5 мм. Длина корпуса без пушки составляла 7,91 м, ширина – 2,67 м, высота – 2,36 м. Экипаж этой махины составлял 8 человек: командир, водитель, наводчик, четыре пулеметчика и механик (который также мог взяться за пулемет в случае необходимости).

Погрузка танка «Сен-Шамон» на железнодорожную платформу (http://wwimodeller.co.nz)

Недостатки данной модели выявились уж в ходе первых испытаний в середине 1916 г. Удлиненный корпус «Сен-Шамона» затруднял преодоление даже невысоких вертикальных препятствий (даром что спереди и сзади у него были установлены специальные ролики), а любой ров шире 1,8 м попросту останавливал танк. К тому же выяснилось, что для оригинальной гусеницы шириной в 32 см машина слишком тяжелая (до 24 т) и вязнет во влажном грунте. Чтобы преодолеть эти «детские болезни», с танка сняли броневую защиту гусениц, а их ширину увеличили сперва до 41 см, а потом и до 50 см. Это несколько улучшило проходимость «Сен-Шамона», не столько в плане преодоления препятствий (для этого пришлось бы перепроектировать весь корпус), сколько в плане передвижения по мягкой почве.

«Сен-Шамон», модифицированный в машину технической поддержки (http://www.aviarmor.net)

Следующая серия модификаций была проведена уже в 1917 г., исходя из опыта реальных боевых действий. Во-первых, была скорректирована форма корпуса – крышу сделали с наклоном к бортам (поскольку в оригинальной версии на нее было легко забросить ручную гранату), а башенки командира и водителя – прямоугольными. Во-вторых, толщину лобовой брони увеличили до 17 мм, чтобы ее не могли пробить новые немецкие бронебойные пули марки «К». В-третьих, танк стали вооружать полевой 75-мм пушкой образца 1897 г., которая была универсальной и достаточно скорострельной за счет гидропневматического тормоза отката (опытный расчет в условиях полигона мог достичь скорострельности до 30 выстрелов в минуту).

Следует, впрочем, отметить, что в реальных условиях процесс модификации машин шел не всегда последовательно. В результате бывали случаи, когда новые башенки наваривались на старый корпус или, например, в новый корпус ставили прежнее орудие.

Всего за время выпуска «Сен-Шамона» было изготовлено 400 машин, которыми были укомплектованы 12 танковых групп. К окончанию войны в строю оставалось лишь 72 машины этого типа. После окончания боевых действий большую их часть (50 штук) переделали в транспортеры, остальные пустили на слом.

Экипаж машины боевой. Редкая модификация «Сен-Шамона» с тремя башнями (http://www.chars-francais.net)

Резюмируя историю «Сен-Шамона», следует отметить, что в положительную сторону его выделяли электротрансмиссия и расположение артиллерийского орудия строго по оси танка, а не сбоку, как у CA1 «Шнейдер». Правда, наводить его все равно приходилось поворотом всего танка, без этого угол наведения составлял всего от −4º до +10º по вертикали. По горизонту же он составлял лишь 8º, и с этим уже практически ничего нельзя было сделать. Кроме того, пушка имела относительно длинный откат, из-за чего танку и требовалась такая большая носовая часть. Тем не менее, он нес больший боезапас, чем CA1, и был более подвижен. В результате у фирмы FAMH получилась скорее самоходная артиллерийская установка, чем танк в полном смысле этого слова. Однако искусство применения танков в бою только начинало развиваться, в результате чего «Сен-Шамоны» либо бросали в лобовую атаку как обычный танк, вперемешку с CA1 и FT-17, либо использовали для ведения огня с закрытых позиций как полевую артиллерию.

warspot.ru

Saint-Chamond M1916 M1917 Средний танк поддержки пехоты

Официальное обозначение: Saint-Chamond M1916 \ M1917
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1916 г.
Дата постройки первого прототипа: 1916 г.
Стадия завершения работ: построено около 400 танков.

В противовес танку фирмы Schneider главный конструктор фирмы FAMH полковник Римальо пошел несколько иным путем. Как и в первом случае, за основу было взято шасси трактора Holt, но его база была значительно удлинена, что позволило увеличить опорную поверхность гусениц и снизить тем самым давление на грунт. Ходовая часть теперь состояла из восьми опорных катков на борт сблокированных в 3 тележки (передняя тележка включала два катка, две остальные – по три), пять поддерживающих роликов и ведущего колеса заднего расположения. Тележки соединялись с корпусом и друг с другом посредством шарнирных рычагов, рама корпуса опиралась на тележки через вертикальные винтовые цилиндрические пружины. В вилке передней тележки крепилось направляющее колесо с механизмом натяжения гусениц. Непосредственно гусеница состояла из 36 крупнозвенчатых траков, состоявшими из подушки (“башмака”) шириной 324 мм и двух рельс.

Корпус танка, в силу выбранного вооружения и компоновки, получился очень длинным, с большим выносом носовой части за габариты шасси. Он собирался из бронелистов толщиной от 5 до 17 мм методом клёпки, и имел при виде в профиль вид зубила. К такому неожиданному по тем временам решению инженеры фирмы FAMH пришли не случайно. В качестве основного вооружения предполагалась установка 75-мм пушки T.R. специальной конструкции, ход отката которой оказался весьма большим. Стрельба велась штатными унитарными выстрелами. Для своего времени T.R. имела весьма неплохие показатели – начальная скорость её осколочного снаряда составляла 529 м\с, что позволяла не только эффективно бороться с пехотой противника, но и уничтожать его укрепления. Недостатками установки этого орудия в танк стали ограниченные углы наводки. По горизонтали расчет мог наводить пушку в пределах 8°, а по вертикали – от -4° до +10°, так что перенос огня часто сопровождался поворотом всей машины.
Размещение орудия в носовой части корпуса повлекло за собой его резкое удлинение. Здесь также, со смещением к левому борту, располагались места водителя и командира танка. Справа от орудия размещался пулеметчик, обслуживавший носовой пулемет, и ещё четыре пулеметчика, один из которых выполнял функции механика, размещались по бортам и в корме танка.

Для уравновешивания создавшегося дисбаланса распределения массы корму также пришлось удлинить, причем в образовавшемся пространстве оборудовали второй пост управления. По замыслу создателей танка, это позволило бы танку быстро выйти из боя, как это делали экипажи бронеавтомобилей, но на практике почти никто из танковых экипажей не смог воспользоваться этой функцией в боевых условиях.

На танке стоял бензиновый двигатель Panard с четырьмя раздельными цилиндрами диаметром 125 мм и ходом поршня 150 мм. При 1500 об\мин. максимальная мощность составляла 80-85 л.с., а при 145 об\мин она увеличивалась до 90 л.с., что в любом случае для 23-тонной машина было недостаточно. Запуск двигателя осуществлялся с помощью стартера или заводной рукоятки. Топливные баки разместили по бортам (два слева и один справа), но учитывая опыт британских коллег их выполнили бронированными.

Электротрансмиссия танка имела оригинальную схему. Двигатель работал на динамо-машину (генератор) с двумя индукторами, каждый из которых давал напряжение 200В и ток 260А. В случае, когда они включались последовательно, напряжение составляло 400В, ток – 140А. От генератора напряжение подавалось на два тяговых электромотора, приводившие в движение через механическую понижающую передачу одну гусеницу. Начиная движение водитель одной педалью одновременно включал сопротивление первичной обмотки и управлял дроссельной заслонкой карбюратора. Таким образом регулировались обороты двигателя и ток в первичной обмотке. Скорость вращение электромоторов задавалась потенциометрами. Когда требовалось перевести машину на задний ход водитель использовал специальный рубильник. Поворот с малым радиусом осуществлялся при помощи короткого замыкания соответствующего двигателя, а гусеница подтормаживалась обычным механическим тормозом.

Преимущества трансмиссии такого типа состояли в том, что танк имел возможность плавно начинать движение и в широком диапазоне бесступенчато менять скорость и радиус поворота. Вместе с тем, электротрансмиссия обладала большой массой, громоздкостью и была в то время крайне ненадежной.

Сборка первого прототипа (заводской номер 414) проводилась на заводе в г.Сен-Шамон (Saint-Chamond), откуда и появилось широко известное название танка, хотя также встречается обозначение Н-16. Начавшиеся летом 1916 г. испытания новой машины принесли больше разочарований, чем успехов. Подвижность и проходимость танка на грунте оказалась даже хуже, чем у СА1, который в этом плане тоже не “блистал”. Пришлось увеличить ширину трака сначала до 412, а затем до 500 мм. Также переделали масляной радиатор и систему смазки, которые часто ломались, выводя из строя двигатель. Впоследствии улучшили изоляцию электрических трансформаторов, а выхлопную трубу вывели вдоль крыши на корму. Перед началом серийной постройки отказались от фальшборта, прикрывавшего на прототипе ходовую часть.

Серийный выпуск танков Saint-Chamond M1916 начали в конце 1916 г., спустя три месяца передав первые машины боевым частям.
Впервые их попытались применить в ходе наступления Нивеля на рее Эн, запланированное на 16 апреля 1917 г. Сосредоточение техники в этом районе проводилось без соблюдения должной секретности, поэтому немецкая разведывательная авиация достаточно легко “вскрыла” район нахождения первых французских танков. Положение атакующих осложнилось ещё и тем, что все 48 прибывших танков М1916 вышли из строя по техническим причинам, поэтому в бой пошли только 132 СА1. Меткий огонь немецких орудий буквально накрыл французов, которые потеряли 76 машин. Можно сказать, “сен-шамонам” здесь повезло.

Не оставляя надежды на прорыв немецкой обороны у плато Лаффо французы решили задействовать в новом наступлении 19 СА1 1-й и 10-й танковых групп, а также 12 М1916 из 31-й группы. Продвинувшись по фронту шириной 3,2 км на глубину 500 метров танковые части потеряли шесть машин, но смогли удержать захваченные позиции. Это вселило определенную уверенность в боевые возможности “сен-шамонов”, которые были остановлены только глубокой грязью и 3-метровым рвом.

Более успешным было использование танков поддержки при Ла Мальмезон в полосе 6-й армии. Собранные там 20 танков 31-й и 33-й групп, вместе с 38 СА1 из 8-й,11-й и 12-й групп пошли в атаку ранним утром 23 октября. Немецкую линию обороны смогли преодолеть только 20 танков, но и этого вполне хватило – на 12-км фронте французам удалось продвинуться вглубь на 6 км.

Дорого полученный опыт пошел на пользу. Например, если танки 400-600 серий имели плоскую крышу, то с 700-й серии она стала покатой к бортам, чтобы с неё скатывались забрасываемые немецкими пехотинцами ручные гранаты. Кроме того, вместо цилиндрических смотровых башенок ввели прямоугольные, но из-за этого ухудшился обзор и конструкторам пришлось дорабатывать верхние люки.

Не обошли стороной и усиление бронирования. Как оказалось, 15-мм бортовая броня танка отлично пробивалась бронебойными пулями типа “K”, которые немцы с успехом использовали в борьбе с танками и бронемашинами союзников. Чтобы лишний раз не перегружать машину толщину брони довели до 17 мм. Изменилось и вооружение. Вместо не оправдавшей себя танковой пушки T.R. на танки начали устанавливать её модернизированный вариант, отличающийся наличием качающейся части полевого 75-мм орудия 1897 г. с длиной ствола 36,3 калибра и крановым затвором.

С 1917 года модифицированные танки “сен-шамон” получили обозначение М1917. Выпуск этих танков продолжался чуть больше года, пока в марте 1918 г. цех не покинул последний 400-й серийный М1917 с заводским номером 813. Впрочем, усилиями полевых ремонтных бригад на свет появились “гибридные” варианта танка, имевшие старый корпус с новой пушкой или квадратные башенки на плоской крыше.

А тем временем боевое применение “сен-шамонов” продолжалось. В преддверии немецкого наступления, состоявшегося весной 1918 г., французы сконцентрировали основные танковые силы в полосе 3-й армии, где ожидался главный удар. Здесь “сен-шамоны” большую часть времени провели в резерве и снова были введены в бой только летом, когда на обескровленных немцев союзники обрушили свою контрудар.

Пытаясь парировать удар 18-й немецкой армии в битве за Ле Мае задействовали практически все имевшиеся на этом участке фронта средние танки. Во ходе тяжелейшего боя из 103 М1917 и 56 СА1 французские танковые подразделения потеряли 46% от их первоначального состава (42 и 31 танк соответственно), однако наступление немцев на Компьен было остановлено.

Через неделю, 18 июля 1917 г., под Суассоном, на противника двинулась самая большая танковая группировка, которую смогли собрать французы в период Первой Мировой войны. Против немецкой эшелонированной обороны был выдвинут 131 “сен-шамон” и 220 FT-17. Как это обычно бывает, танки обогнали залегшую пехоту и вклинились в оборону противника. Здесь более мощное бронирование очень помогло экипажам М1917, так как пехотинцам, под прикрытием массивных корпусов танков, все же удалось прорваться сквозь первую линию немецких окопов. Дальше продвинуться они не смогли в виду запаздывания с атакой шедших позади кавалерийских и пехотных частей. В ходе операции французы недосчитались 103 танков всех типов, что составило примерно 40% от начального количества, при этом глубина продвижения составила всего 2,5-3 км.

В дальнейшем танки “сен-шамон” использовались в боях эпизодически. Последними крупными операциями с их участием стало совместное франко-американское наступление у Сен-Миель состоявшееся 12-13 сентября (задействовано 36 М1917 34-й и 35-й групп) и боевые действия в Шампани, длившиеся там с 26 сентября. Правда, здесь “первую скрипку” играли легкие танки FT-17, а средние танки Schneider CA1 в октябре окончательно вывели из боевых подразделений, превратив их в гусеничные машины снабжения. Такая же участь в скором времени была уготована и 72 уцелевшим танкам Saint-Chamond M1917. Как уже указывалось ранее, большая половина из них была подвергнута переделке, аналогичной СА1, однако несколько машин сохранили в первоначальном виде и отправили на склады. Опыт их боевого применения подсказывал, что “сен-шамоны” выгоднее всего было бы использовать как самоходные артиллерийские установки. В этом случае польза от них оказывалась намного больше, а потери меньше.

Последнее упоминание о танках М1917 относятся к лету 1940 года. На этот момент единичные экземпляры этих машин находились в учебных центрах и танковых школах. Вероятнее всего их техническое состояние было таково, что использовать старые «сен-шамоны» можно было только в качестве несамоходных учебныъ пособий. Тем не менее, некоторые из них сохранили 75-мм пушку. В таков виде последние М1917 были захвачены немецкими войсками после частичной оккупации станы летом 1940 г.

На этом история М1917 завершилась. после войны танки были отправлены на переплавку, хотя одну машину все же сохранили и сейчас она демонтрируется в танковом музее в Самюре.

Информация об участии танков Saint-Chamond в Советско-польской войне 1919-1921 гг. на стороне польских войск не подтверждается. Впрочем, иногда встречаются утверждения об эксплуатации М1917, якобы захваченных у РККА, в составе польской армии.
То же касается войны в Марокко, где якобы также участвовали Saint-Chamond. На самом деле против племен риффов воевали здесь только Reanault FT-17 и, как это ни странно, шесть сохранившихся Schneider CA1, которые были закуплены у Франции в 1921 и отправлены в Африку в качестве САУ.

Наиболее реальным вариантом использования танков Saint-Chamond, оказавшихся неподходящими в качестве средства поддержки пехоты, было их применение в качестве САУ. Собственно, ближе к концу войны французы так и поступили. Параллельно с танками поддержки с апреля 1917 г. выпускались танки снабжения (Le Char Kesson), отличавшиеся отсутствием вооружения и чаще всего использовавшиеся для буксировки подбитых машин и подвоза боеприпасов. Впоследствии 54 стандартных танка, отвергнутых армией, были переделаны именно в этот вариант. Полученные таким образом аналоги британских «тендеров» с успехом использовалис не только французскими, но и американскими войсками.

Далее, в ходе 1-й Мировой войны французскими инженерами предпринимались попытки приспособить этот не особо удачный танк для других целей. В 1918 году на базе М1917 концерном FAMH был разработана подвижная мостовая опора оборудованная электромотором. От танка оставили только базовое шасси, на котором мотнировался переработанный корпус и мост выдвижной конструкции. По проекту, мостоукладчик должен был управляться дистанционно. Войдя на некоторое расстояние в воду он наводил мост. Машина получила название “hydrochenille” и была достаточно перспективной, но в декабре 1918 года все работы по ней были прекращены.

Источники:
Г.Л.Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой Войны». Иллюстрированный справочник, Москва. АСТ\Астрель. 2002
М.Коломиец «Шнейдер и Сен-Шамон» («Фронтовая иллюстрация» 2008-03)
В.Маликов «Для маневра огнем и колесами» («Техника-молодежи» 1996-01)
P.Touzin «Les vehicules blindes francais 1900-1944», EPA
Chars Francais: 1916 CHAR SAINT-CHAMOND

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНГО ТАНКА ПОДДЕРЖКИ ПЕХОТЫ
Saint-Chamond М1917

БОЕВАЯ МАССА23000 кг
ЭКИПАЖ, чел.8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм8830 (с пушкой)
Ширина, мм2668
Высота, мм2362
Клиренс, мм410
ВООРУЖЕНИЕодна 75-мм пушка T.R. и три 8-мм пулемета Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ106 выстрелов и 7500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 17 мм
борт корпуса — 8,5 мм
корма — 8 мм
крыша — 5 мм
днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬPanard, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 90 л.с., запас топлива 250 литров
ТРАНСМИССИЯэлектрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 8 сдввоенных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, переднеее направляющее и заднее ведущее колесо, подвеска блокированная с вертикальными пружинами, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ8 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ59 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м0,38
Глубина брода, м0,80
Ширина рва, м2,43
СРЕДСТВА СВЯЗИ

aviarmor.net

Танк «Сен-Шамон»

Занимаясь созданием танка, полковник Римальо — главный конструктор фирмы FAMH, за основу взял узлы ходовой части трактора » Холт», но вдвое удлинил шасси. Так как из-за более мощного вооружения возросла масса танка. Еще одной оригинальной особенностью французского танка «Сен-Шамон» была электрическая трансмиссия Кроше-Колардо. В то время электротрансмиссия использовалась на тяжелых транспортных машинах. Пост управления и 75-мм длинноствольная пушка с расчетом были размещены в большом переднем выступе корпуса, уравновешивавшийся кормовой нишей, а трансмиссию и двигатель — в средней части.

Функции командира и водителя на танке «Сен-Шамон» были разделены (в отличии от танка » Шнейдер» СА 1), и впереди слева находился водитель, который для наблюдения мог использовать бронеколпак и смотровую щель. По оси танка установлена пушка; слева от пушки был расположен наводчик. Место пулеметчика — правее пушки. В корме и у бортов находились еще четыре пулеметчика, один из которых выполнял функции механика. Поскольку идея » бронечелнока» с двумя постами управления была популярна в то время, то в корме танка первой мировой войны «Сен-Шамон» находился второй пост управления. Двери в бортах в передней части французского танка служили для посадки-высадки экипажа.

Прототип танка «Сен-Шамон», середина 1916 года      
Нажмите на изображение для увеличения      

Первые 165 танков «Сен-Шамон» были оснащены 75-мм пушкой T.R специальной конструкции, но потом использовали качающуюся часть 75-мм полевой пушки модели 1897 г., с длиной ствола 36,3 калибра и крановым затвором. Французы считали эту «скорострельную» пушку универсальной до первой мировой войны. Огонь велся штатными унитарными выстрелами. 529 м/с — начальная скорость осколочного снаряда, имевшего массу 7,25 кг.

Танк «Сен-Шамон», первые машины ранней серии,
сентябрь-октябрь 1916 года      
Нажмите на изображение для увеличения      

Большая длина носовой части корпуса была обусловлена относительно длинным откатом пушки. Наведение по горизонту было ограничено 8°. Огонь можно было вести в узком секторе прямо по курсу, перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Угол наведения по вертикали — от -4 до +10°. Дальность прицельной стрельбы составляла не более 1500 м, хотя из-за неудовлетворительных условий стрельбы и этот предел оказывался не достижимым).

Танк «Сен-Шамон», октябрь 1917 года

Корпус представлял собой броневую коробку со скошенными скулами носа и кормы и плоской крышей, собранную клепкой на каркасе и установленную на раме. На прототипе впереди имелись командирская и водительская цилиндрические башенки, на серийных образцах их заменили овальными колпаками. Вначале бронелисты бортов, прикрывавшие ходовую часть, доходили до земли, но после первых испытаний в середине 1916 г. от этого отказались, в связи с тем, что такая защита ухудшала и без того плохую проходимость. Смотровые щели и окна были снабжены заслонками.

Танк «Сен-Шамон», второй партии ранней серии,
зима-весна 1917 года      
Нажмите на изображение для увеличения      

На французские танки «Сен-Шамон» устанавливали бензиновые двигатели фирмы » Панар»с четырьмя раздельными цилиндрами. Диаметр цилиндров — 125 мм, ход поршня — 150 мм. При 1350 об./мин двигатель развивал мощность 80-85 л.с., при 1450 об./мин — 90 л.с. Запуск производился стартером или заводной рукояткой. На раме у левого борта крепились два бронированных топливных бака, один — у правого. Подача топлива — под давлением.

Танк «Сен-Шамон» поздней серии, весна 1918 года      
Нажмите на изображение для увеличения      



< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Сен-Шамон (танк) — Howling Pixel

Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Один из первых построенных танков в мире.

Всего было собрано 400 машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 года.

Имел плоскую крышу; был вооружён одной 75 мм пушкой, четырьмя пулемётами. Двигатель мощностью 90 л. с. Экипаж — 8 человек. Бронирование — 17 мм.

Сен-Шамон

«Сен-Шамон» в танковом музее Самюра (Франция).
Классификация Средний танк
Боевая масса, т 22
Экипаж, чел. 8
Производитель  FAMH Forges et
Acieries de la
Marine et
d’Homecourt
Годы разработки 1916
Годы производства 1916—1918
Годы эксплуатации 1917—1919
Количество выпущенных, шт. ~ 400
Длина корпуса, мм 7910
Длина с пушкой вперёд, мм 8830
Ширина, мм 2670
Высота, мм 2360
Клиренс, мм 410
Тип брони Стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 17
Борт корпуса, мм/град. 8,5
Корма корпуса, мм/град. 8
Днище, мм 5
Крыша корпуса, мм 5
Калибр и марка пушки 75-мм T.R.
или
75-мм мод. 1897
Длина ствола, калибров 36,3
Боекомплект пушки 106
Углы ВН, град. −4°…+10°
Углы ГН, град.
Пулемёты 4 × 8-мм Hotchkiss Mle1914,
7488 патронов
Тип двигателя «Panhard», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 90
Скорость по шоссе, км/ч 8
Скорость по пересечённой местности, км/ч ~ 5
Запас хода по шоссе, км 60
Тип подвески блокированная, с винтовыми пружинами
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,79
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,3—0,4
Преодолеваемый ров, м 1,8—2,4
Преодолеваемый брод, м 0,8

Создание

Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.

Подвижность танка на влажном грунте ещё более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 т. Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость уширить гусеницу. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с неё скатывались гранаты. Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Нововведения

Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы, каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч, хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч.

Применение в бою

В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». После разгрома французских танковых частей 16 апреля 1917 года командование Франции более осторожно и с большей эффективностью использовало новое оружие.

Например, в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись вглубь обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков, из строя выбыло 8 тыс. человек. Немцы потеряли 38 тыс. человек только убитыми.

Дальнейшее применение танков союзников шло с переменным успехом. При массированном использовании они добивались некоторых успехов. Но одновременно возрастал и боевой опыт немецких войск. Строились противотанковые заграждения, рвы, создавались части противотанковой артиллерии, способной поражать бронированные машины на расстоянии 1500 м. 98 % всех боевых потерь танки понесли именно от огня артиллерии. Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков. Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия[когда?] в строю осталось 72.

Итог

Подобно «Шнейдерам», большинство из них было переделаны в транспортёры. Оба типа тяжёлых танков по существу являлись самоходными артиллерийскими установками. «Сен-Шамон» лучше подходил для этой роли благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно вёлся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию[когда?] в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортёры. Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. Имеются сведения о приобретении некоторого числа танков «Сен-Шамон» Испанией.

Литература

  • Танки мира. Составитель Р. Исмагилов. — Смоленск: Русич, 2002. ISBN 5-8138-0277-0
75-мм пушка образца 1897 года

75-мм полевая пушка образца 1897 года (фр. Canon de 75 mle 1897) — французская лёгкая полевая пушка начала XX века. Является одним из первых образцов современной полевой артиллерии, поскольку имела гидропневматический тормоз отката (первым серийным орудием современного образца была скорострельная пушка Барановского обр. 1877 г.).

Огнестрельное оружие

Огнестре́льное ору́жие — кинетическое оружие, в котором для разгона и выбрасывания снаряда (мины, пули) из канала ствола используется сила давления газов, образующихся при сгорании метательного взрывчатого вещества (пороха) или специальных горючих смесей. Сочетает в себе средство непосредственного поражения (артиллерийский снаряд, мина, пуля) и средство метания их к цели (пушка, миномёт, пулемёт и др.). (По второму признаку может также считаться разновидностью метательного оружия.) Подразделяется на артиллерийское, стрелковое оружие и гранатомёты.

Формально к огнестрельному оружию относятся и реактивные системы залпового огня.

Танковое вооружение

Запрос «Танковое орудие» перенаправляется сюда.Танковое вооружение — комплекс средств поражения, автоматических систем и приборов управления огнём, устанавливаемых на танках.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *