Содержание

Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 2. Лёгкий разведывательный танк «Рысь»

К малоизвестным танкам Второй мировой войны можно отнести немецкий легкий разведывательный танк «Рысь» (полное наименование Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs»). Он серийно производился в Германии в 1942-1943 годах. Несмотря на первоначальный заказ на 800 танков, заводские цеха компаний MAN и Henschel покинули (по разным данным) 140 или 142 танка. Несмотря на свою малочисленность, данные боевые машины успели поступить на вооружение нескольких дивизий, которые воевали как на Восточном, так и на Западном фронте.

Данная боевая машина позиционировалась как дальнейшее развитие строившегося крупной серией легкого танка PzKpfw II. На деле же «Luchs» был абсолютно новым танком. Как и у своих более крупных и грозных родственников по семейству кошачьих «Тигров» и «Пантер», легкий разведывательный танк «Рысь» получил ходовую часть с шахматным расположением опорных катков. Установленный на танке 6-цилиндровый 180-сильный двигатель разгонял его по шоссе до скорости 60 км/ч, также на танке были установлены новые приборы наблюдения. А вот схема бронирования и основное вооружение – автоматическая 20-мм пушка KwK 38 достались «Рыси» от оригинального PzKpfw II, что автоматически стало главными недостатками новой боевой машины, которые не добавляли ей популярности в войсках.


Появлению у вермахта запроса на легкий разведывательный танк способствовал ряд обстоятельств. На начальном этапе Второй мировой войны с задачами ведения разведки в интересах моторизованных и танковых частей германской армии вполне справлялись многочисленные бронеавтомобили. Их использованию в данной роли в немалой степени способствовала и развития разветвленная дорожная сеть Западной Европы (здесь имелось большое количество дорог с твердым покрытием) и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны. Нетрудно догадаться, что после нападения на СССР ситуация кардинальным образом изменилась, вместо дорог появились направления, особенно ситуация обострялась осенью и весной, когда немецкая техника буквально вязла в русской грязи. Вторым неприятным сюрпризом для вермахта стало то, что стрелковые дивизии РККА оказались вооружены достаточным количеством противотанковой артиллерии, к тому же советские солдаты во все всевозрастающих масштабах начинали применять противотанковые ружья. 14,5-мм бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, легко пробивала броню всех немецких легких и тяжелых бронеавтомобилей.

Чтобы выправить положение, в разведывательные батальоны начали массово передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, также для разведки начали использовать легкие танки Pz.38(t) и Pz.II, но потребность в специализированном разведывательном танке стала еще более очевидной. Впрочем, работники Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий, инициировав работы по созданию легкого разведывательного танка еще до начала Второй мировой войны. Однако эти работы, по сути, закончились ничем и первый по настоящему разведывательный танк был создан лишь в 1942 году, а пошел в серийное производство в конце августа того же года. Это был танк VK 1303 компании MAN, который в июне 1942 года проходил испытания на известном полигоне в Куммерсдорфе. В ходе испытаний машина прошла 2484 километра и была принята на вооружение под обозначением Pz. II Ausf. L «Luchs». Предварительный заказ предусматривал выпуск 800 танков данного типа.

Удивительно, но танк устарел уже к началу производства: бронирование явно было недостаточным, хотя и превосходило бронирование бронеавтомобилей, а 20-мм автоматическая пушка являлась слишком слабым вооружением. Бронирование корпуса танка в диапазоне от 10 мм (крыша и днище) до 30 мм (лоб корпуса) было явно недостаточным, особенно для выхода на поля сражений 1943-1944 годов. Сварной коробчатый корпус легкого разведывательного танка был разделен на три отделения: управления (оно же трансмиссионное отделение), боевое и моторное. В передней части корпуса находились рабочие места механика-водителя (слева) и радиста (справа). В распоряжении обоих имелись приборы наблюдения, расположенные в лобовом листе корпуса, они могли закрываться бронезаслонками. В двухместной танковой башне располагались места командира танка, который также выполнял функции наводчика, и заряжающего.

Башня танка была сварной, но по какой-то причине на ней отсутствовала командирская башенка. В то же время в крыше башни были установлены два перископических прибора наблюдения – в крышках люка командира и заряжающего. В распоряжении последнего имелся также смотровой прибор и в правом борту башни. В отличие от всех модификаций линейных танков Pz.II, на «Рыси» башня была установлена симметрично относительно продольной оси боевой машины, вращение башни осуществлялось вручную. Все танки оснащались двумя радиостанциями: коротковолновой радиостанцией Fspr «f» и УКВ-радиостанцией FuG 12.

Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall-Borsig KwK 38, вместе с ней был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки доходила до 220 выстрелов в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Он мог пробить 25-мм лист брони, размещенный под углом 30 градусов на дистанции 350 метров. Для начала войны такой пушки хватало, чтобы уверенно бороться с советскими легкими танками БТ и Т-26, но против средних и тяжелых танков пушка была практически полностью бесполезна, хотя шанс отбиться от легких танков Т-60 и Т-70 был даже с таким орудием. Низкой была и эффективность осколочных боеприпасов. Боекомплект танка состоял из 330 выстрелов к пушке и 2250 патронов к пулемету.

Немецкие конструкторы еще в ходе проектирования понимали, что для 1942 года 20-мм пушка окажется очень слабой, что значительно ограничит тактические возможности нового танка. По этой причине с апреля 1943 года предлагалось перейти на выпуск танка, вооруженного длинноствольной 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такое же орудие устанавливалось на немецкие танки Pz.IIl модификаций J, L и М, его было достаточно для борьбы с Т-34. При этом разместить орудие планировалось в новой башне, так как старая для него была слишком мала. Еще одной особенностью было то, что новая расширенная башня была открытой сверху, что также обеспечивало экипажу лучший обзор и возможности по наблюдению за полем боя (все-таки танк изначально создавался как разведывательная машина). Прототип танка с такой башней был известен как VK 1303b, но его производство в итоге ограничилось считанными единицами.

Сердцем танка был 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Maybach HL 66р жидкостного охлаждения, он развивал максимальную мощность 180 л.с. при 3200 оборотах в минуту. С этим двигателем танк разгонялся до 60 км/ч при движении по шоссе, что было более чем достаточно. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом 76, емкость двух имеющихся бензобаков составляла 235 литров. Запас хода по шоссе составлял примерно 290 км, при движении по пересеченной местности – не более 150 км.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных катков расположенных в два ряда (в шахматном порядке), направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса переднего расположения. На первом и пятом опорных катках были расположены телескопические гидравлические амортизаторы. В целом за счет использования шахматного расположения катков танк отличался хорошей плавностью хода.

Легкий разведывательный танк «Рысь» серийно производился на двух немецких предприятиях: MAN и Henschel. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. При этом из цехов компании MAN вышли 118 PzKpfw II aufs. L Luchs, компания Henschel собрала всего 18 боевых машин. Все они были вооружены 20-мм автоматической пушкой KwK 38. Точное количество собранных танков, оснащенных 50-мм орудием, неизвестно, по различным данным, заводские цеха покинуло всего от 4 до 6 таких боевых машин (и это по самым оптимистичным оценкам).

Первые серийные танки начали поступать в боевые части уже осенью 1942 года. По планам ими планировалось вооружить по одной роте в разведывательных батальонах танковых дивизий. Но на деле выпущенного количества танков не хватало, новые разведывательные машины получили лишь немногие части. К примеру, на Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии. На Западном фронте – 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Помимо этого несколько «Рысей» находилось на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». Несмотря на свою малочисленность PzKpfw II aufs. L Luchs достаточно активно использовались вплоть до конца 1944 года, а в 4-й танковой дивизии, в которой данными танками была полностью укомплектована 2-я рота 4-го разведывательного батальона (27 танков на октябрь 1943 года) последние сохранившиеся машины использовались и в 1945 году.

Боевое применение данных танков подтвердило слабость их броневой защиты и вооружения и если с первым немцы пытались что-то сделать даже в полевых условиях, то с перевооружением танков сделать ничего было нельзя. Достоверно известно, что в 4-й танковой дивизии часть «Рысей» получила дополнительные 20-мм бронелисты в лобовой проекции, что доводило толщину бронирования лба корпуса легкого танка до 50 мм.

Подавляющее большинство данных танков было потеряно в ходе боевых действий на Восточном и Западном фронтах. До нашего времени сохранилось всего два экземпляра PzKpfw II aufs. L Luchs. Один легкий разведывательный танк находится во Франции, в танковом музее в Самюре, второй – в Великобритании, в танковом музее в Бовингтоне.

Тактико-технические характеристики PzKpfw II aufs. L Luchs («Рысь»):

Габаритные размеры: длина корпуса – 4630 мм, ширина – 2480 мм, высота – 2210 мм.
Боевая масса – 11,8 т.
Силовая установка – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.
Максимальная скорость – до 60 км/ч (по шоссе), до 30 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода – 290 км (по шоссе), 150 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и 7,92-мм пулемет MG-34.
Боекомплект – 330 снарядов, 2250 патронов к пулемету.
Экипаж – 4 человека.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzII/luchs
http://tanki-v-boju.ru/tank-pz-kpfw-ii-ausf-l-luchs-sdkfz-123
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/pz2l.htm
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Малоизвестные танки периода Второй мировой войны. Лёгкий разведывательный танк «Рысь» (14 фото)

К малоизвестным танкам Второй мировой войны можно отнести немецкий легкий разведывательный танк «Рысь» (полное наименование Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs»). Он серийно производился в Германии в 1942-1943 годах. Несмотря на первоначальный заказ на 800 танков, заводские цеха компаний MAN и Henschel покинули (по разным данным) 140 или 142 танка.


Несмотря на свою малочисленность, данные боевые машины успели поступить на вооружение нескольких дивизий, которые воевали как на Восточном, так и на Западном фронте.


Данная боевая машина позиционировалась как дальнейшее развитие строившегося крупной серией легкого танка PzKpfw II. На деле же «Luchs» был абсолютно новым танком. Как и у своих более крупных и грозных родственников по семейству кошачьих «Тигров» и «Пантер», легкий разведывательный танк «Рысь» получил ходовую часть с шахматным расположением опорных катков. Установленный на танке 6-цилиндровый 180-сильный двигатель разгонял его по шоссе до скорости 60 км/ч, также на танке были установлены новые приборы наблюдения. А вот схема бронирования и основное вооружение – автоматическая 20-мм пушка KwK 38 достались «Рыси» от оригинального PzKpfw II, что автоматически стало главными недостатками новой боевой машины, которые не добавляли ей популярности в войсках.


Появлению у вермахта запроса на легкий разведывательный танк способствовал ряд обстоятельств. На начальном этапе Второй мировой войны с задачами ведения разведки в интересах моторизованных и танковых частей германской армии вполне справлялись многочисленные бронеавтомобили. Их использованию в данной роли в немалой степени способствовала и развития разветвленная дорожная сеть Западной Европы (здесь имелось большое количество дорог с твердым покрытием) и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны. Нетрудно догадаться, что после нападения на СССР ситуация кардинальным образом изменилась, вместо дорог появились направления, особенно ситуация обострялась осенью и весной, когда немецкая техника буквально вязла в русской грязи. Вторым неприятным сюрпризом для вермахта стало то, что стрелковые дивизии РККА оказались вооружены достаточным количеством противотанковой артиллерии, к тому же советские солдаты во все всевозрастающих масштабах начинали применять противотанковые ружья. 14,5-мм бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, легко пробивала броню всех немецких легких и тяжелых бронеавтомобилей.


Чтобы выправить положение, в разведывательные батальоны начали массово передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, также для разведки начали использовать легкие танки Pz.38(t) и Pz.II, но потребность в специализированном разведывательном танке стала еще более очевидной. Впрочем, работники Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий, инициировав работы по созданию легкого разведывательного танка еще до начала Второй мировой войны. Однако эти работы, по сути, закончились ничем и первый по настоящему разведывательный танк был создан лишь в 1942 году, а пошел в серийное производство в конце августа того же года. Это был танк VK 1303 компании MAN, который в июне 1942 года проходил испытания на известном полигоне в Куммерсдорфе. В ходе испытаний машина прошла 2484 километра и была принята на вооружение под обозначением Pz. II Ausf. L «Luchs». Предварительный заказ предусматривал выпуск 800 танков данного типа.


Удивительно, но танк устарел уже к началу производства: бронирование явно было недостаточным, хотя и превосходило бронирование бронеавтомобилей, а 20-мм автоматическая пушка являлась слишком слабым вооружением. Бронирование корпуса танка в диапазоне от 10 мм (крыша и днище) до 30 мм (лоб корпуса) было явно недостаточным, особенно для выхода на поля сражений 1943-1944 годов. Сварной коробчатый корпус легкого разведывательного танка был разделен на три отделения: управления (оно же трансмиссионное отделение), боевое и моторное. В передней части корпуса находились рабочие места механика-водителя (слева) и радиста (справа). В распоряжении обоих имелись приборы наблюдения, расположенные в лобовом листе корпуса, они могли закрываться бронезаслонками. В двухместной танковой башне располагались места командира танка, который также выполнял функции наводчика, и заряжающего.


Башня танка была сварной, но по какой-то причине на ней отсутствовала командирская башенка. В то же время в крыше башни были установлены два перископических прибора наблюдения – в крышках люка командира и заряжающего. В распоряжении последнего имелся также смотровой прибор и в правом борту башни. В отличие от всех модификаций линейных танков Pz.II, на «Рыси» башня была установлена симметрично относительно продольной оси боевой машины, вращение башни осуществлялось вручную. Все танки оснащались двумя радиостанциями: коротковолновой радиостанцией Fspr «f» и УКВ-радиостанцией FuG 12.


Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall-Borsig KwK 38, вместе с ней был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки доходила до 220 выстрелов в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Он мог пробить 25-мм лист брони, размещенный под углом 30 градусов на дистанции 350 метров. Для начала войны такой пушки хватало, чтобы уверенно бороться с советскими легкими танками БТ и Т-26, но против средних и тяжелых танков пушка была практически полностью бесполезна, хотя шанс отбиться от легких танков Т-60 и Т-70 был даже с таким орудием. Низкой была и эффективность осколочных боеприпасов. Боекомплект танка состоял из 330 выстрелов к пушке и 2250 патронов к пулемету.


Немецкие конструкторы еще в ходе проектирования понимали, что для 1942 года 20-мм пушка окажется очень слабой, что значительно ограничит тактические возможности нового танка. По этой причине с апреля 1943 года предлагалось перейти на выпуск танка, вооруженного длинноствольной 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такое же орудие устанавливалось на немецкие танки Pz.IIl модификаций J, L и М, его было достаточно для борьбы с Т-34. При этом разместить орудие планировалось в новой башне, так как старая для него была слишком мала. Еще одной особенностью было то, что новая расширенная башня была открытой сверху, что также обеспечивало экипажу лучший обзор и возможности по наблюдению за полем боя (все-таки танк изначально создавался как разведывательная машина). Прототип танка с такой башней был известен как VK 1303b, но его производство в итоге ограничилось считанными единицами.


Сердцем танка был 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Maybach HL 66р жидкостного охлаждения, он развивал максимальную мощность 180 л.с. при 3200 оборотах в минуту. С этим двигателем танк разгонялся до 60 км/ч при движении по шоссе, что было более чем достаточно. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом 76, емкость двух имеющихся бензобаков составляла 235 литров. Запас хода по шоссе составлял примерно 290 км, при движении по пересеченной местности – не более 150 км.


Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных катков расположенных в два ряда (в шахматном порядке), направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса переднего расположения. На первом и пятом опорных катках были расположены телескопические гидравлические амортизаторы. В целом за счет использования шахматного расположения катков танк отличался хорошей плавностью хода.

Легкий разведывательный танк «Рысь» серийно производился на двух немецких предприятиях: MAN и Henschel. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. При этом из цехов компании MAN вышли 118 PzKpfw II aufs. L Luchs, компания Henschel собрала всего 18 боевых машин. Все они были вооружены 20-мм автоматической пушкой KwK 38. Точное количество собранных танков, оснащенных 50-мм орудием, неизвестно, по различным данным, заводские цеха покинуло всего от 4 до 6 таких боевых машин (и это по самым оптимистичным оценкам).


Первые серийные танки начали поступать в боевые части уже осенью 1942 года. По планам ими планировалось вооружить по одной роте в разведывательных батальонах танковых дивизий. Но на деле выпущенного количества танков не хватало, новые разведывательные машины получили лишь немногие части. К примеру, на Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии. На Западном фронте – 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Помимо этого несколько «Рысей» находилось на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». Несмотря на свою малочисленность PzKpfw II aufs. L Luchs достаточно активно использовались вплоть до конца 1944 года, а в 4-й танковой дивизии, в которой данными танками была полностью укомплектована 2-я рота 4-го разведывательного батальона (27 танков на октябрь 1943 года) последние сохранившиеся машины использовались и в 1945 году.


Боевое применение данных танков подтвердило слабость их броневой защиты и вооружения и если с первым немцы пытались что-то сделать даже в полевых условиях, то с перевооружением танков сделать ничего было нельзя. Достоверно известно, что в 4-й танковой дивизии часть «Рысей» получила дополнительные 20-мм бронелисты в лобовой проекции, что доводило толщину бронирования лба корпуса легкого танка до 50 мм.

Подавляющее большинство данных танков было потеряно в ходе боевых действий на Восточном и Западном фронтах. До нашего времени сохранилось всего два экземпляра PzKpfw II aufs. L Luchs. Один легкий разведывательный танк находится во Франции, в танковом музее в Самюре, второй – в Великобритании, в танковом музее в Бовингтоне.


Тактико-технические характеристики PzKpfw II aufs. L Luchs («Рысь»):
Габаритные размеры: длина корпуса – 4630 мм, ширина – 2480 мм, высота – 2210 мм.
Боевая масса – 11,8 т.
Силовая установка – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.
Максимальная скорость – до 60 км/ч (по шоссе), до 30 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода – 290 км (по шоссе), 150 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и 7,92-мм пулемет MG-34.
Боекомплект – 330 снарядов, 2250 патронов к пулемету.
Экипаж – 4 человека.

chert-poberi.ru

Танк рысь — Танки мира

Pz.Kpfw. II Luchs в игре

Исследование и прокачка

Лёгкий танк Pz.Kpfw. II Luchs исследуется на Pz.Kpfw. I Ausf. C за 4 200 .

Pz.Kpfw. II Luchs — лёгкий танк, главным козырем которого является скорость и манёвр, поэтому нужно сосредоточить усилия на прокачку ходовых качеств.

Танк исследуется на Pz.Kpfw. I Ausf. C за 4 200 или на Pz.Kpfw. II Ausf. G за 4 400 .

  1. Ходовая Luchs verstärkteketten{«type»:»Шасси», «mark»: «Luchs verstärkteketten», «data»: { «Уровень»: «V», «Макс. нагрузка»: «15.5 т», «Скорость поворота»: «33 гр/сек», «Вес»: «3000 кг», «Цена»: «9650» } } для установки новых модулей;

  2. Двигатели Maybach HL 66 P{«type»:»Двигатель», «mark»: «Maybach HL 66 P», «data»: { «Уровень»: «IV», «Мощность»: «180 лс», «Вероятность пожара»: «20 %», «Вес»: «550 кг», «Цена»: «8650» } } и Maybach HL 90{«type»:»Двигатель», «mark»: «Maybach HL 90», «data»: { «Уровень»: «V», «Мощность»: «360 лс», «Вероятность пожара»: «20 %», «Вес»: «550 кг», «Цена»: «16400» } }, с которыми танк становится резвым и скоростным;
  3. Радиостанции FuG 7{«type»:»Радио», «mark»: «FuG 7», «data»: { «Уровень»: «VI», «Дальность связи»: «415 м», «Вес»: «70 кг», «Цена»: «8160» } } и FuG Spr. 1{«type»:»Радио», «mark»: «FuG Spr. 1», «data»: { «Уровень»: «VII», «Дальность связи»: «455 м», «Вес»: «150 кг», «Цена»: «21600» } } для передачи местоположения врагов дружественной артиллерии;
  4. Пушка 5 cm Kw.K. 39 L/60{ «type»:»Орудие», «mark»: «5 cm Kw.K.
    L/60», «data»: { «Уровень»: «IV», «Пробитие»: «67/130/25 мм», «Урон»: «70/70/90 ед», «Средний урон в минуту»: «1680/1680/2160 ед/мин», «Скорострельность»: «24 выстр/мин», «Время перезарядки»: «2.5 с», «Разброс»: «0.4 м/100м», «Сведение»: «2.3 с», «Вес»: «700 кг», «Цена»: «13970» } }, попутно исследовав башню Luchs 5 cm{«type»:»Башня», «mark»: «Luchs 5 cm», «data»: { «Уровень»: «V», «Броня»: «50/30/30 мм», «Поворот»: «38 гр/сек», «Обзор»: «360 м», «Вес»: «2000 кг», «Цена»: «10500» } }, но стоит не забывать, что, установив топовую башню, Luchs частично потеряет свои ходовые качества, так как прибавит в массе около 10%.
  5. Топовая пушка для лёгкой башни, 3 cm M.K.103 может быть исследована или после топовой башни с её пушками, или перед ней, если упор в игре делается на максимальную лёгкость и динамику. С этой пушкой, обладающей хорошим бронепробитием, танк приобретёт средство самообороны вдобавок к скорости, так как это орудие V уровня, а остальные для лёгкой башни — I или II. Также следует учесть, что снаряды, выпущенные из 3 cm M.K. 103{ «type»:»Орудие», «mark»: «3 cm M.K.
    3», «data»: { «Уровень»: «V», «Пробитие»: «95/110/15 мм», «Урон»: «30/30/40 ед», «Средний урон в минуту»: «933/933/1244 ед/мин», «Скорострельность»: «31.11 выстр/мин», «Время перезарядки»: «18 с», «Обойма (барабан)»: «10 шт», «Перезарядка в обойме»: «0.14 c», «Отстрел обоймы»: «1.29 c», «Разброс»: «0.5 м/100м», «Сведение»: «2.1 с», «Вес»: «141 кг», «Цена»: «33500» } } наносят урон на ближней и средней дистанции, стрелять из этого орудия по удаленным целям (>395 метров) бесполезно.

Боевая эффективность

Танк Pz.Kpfw. II Luchs на поле боя может играть две роли:

  • «боец»;
  • «светляк» (активный/пассивный).

Танк Luchs в роли «бойца» может выступать в любом бою, куда его распределяет балансер, как находясь в вершине списка, так и в самом низу, и следует помнить, главным козырем для танка является топовая пушка, оснащенная магазинным заряжанием 3 cm M.K. 103{ «type»:»Орудие», «mark»: «3 cm M.K. 103», «data»: { «Уровень»: «V», «Пробитие»: «95/110/15 мм», «Урон»: «30/30/.


}, способная пробивать многих противников уровнем выше, а также отличная скорость и манёвренность, с помощью которых можно с лёгкостью вести так называемые «карусели» (крутиться вокруг врага, не давая ему возможности попасть по Лучу). Но стоит не забывать, что броня на танке Pz.Kpfw. II Luchs слабая, так что всё время желательно стараться двигаться или прятаться за укрытиями.

Светить можно как активно, так и пассивно. Активная разведка подразумевает, что танк перемещается в области с укрытиями, и провоцирует противника на открытие огня, заставляя его демаскироваться. Но, за счёт скорости и маневрирования, Лучик легко уклоняется от снарядов и скрывается. Также можно просвечивать противника «рентгеном» через препятствия. Пассивный свет следует вести, укрываясь главным образом в кустах, при этом стараясь не вести огонь, который может выдать позицию танка. Если же противник приблизился на расстояние близое 50 м, следует либо сменить позицию, либо завязать бой, если это позволяет ситуация.

Экипаж

У Luchs’а командир совмещен с наводчиком, поэтому выбор перков для него является спорным вопросом. Первым перком для командира является Шестое чувство. Для того чтобы рационально выбрать последующие дополнительные умения, необходимо определиться с тем какой стиль игры для вас предпочтителен: светляка или дамагера.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

Оборудование

  • Просветленная оптика увеличит дальность обзора.
  • Стереотруба увеличит дальность обзора неподвижного танка.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики танка.
Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Боекомплект

Весь боекомплект составляет бронебойные снаряды. Подкалиберные снаряды нецелесообразно брать из-за их микроскопического преимущества в бронепробитии. Осколочно-фугасные снаряды такого калибра совершенно неэффективны.

Галерея скриншотов


Оценка PzKpfw II Luchs

История изменений

Историческая справка

Luchs («Лухс» — рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: отделение управления (оно же было объединено с трансмиссионным), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Фотографии и рисунки

Источник: wiki.wargaming.net

На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: «Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку». Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей — как легких, так и тяжелых.

Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.

Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение — 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).

Программа развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 — в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 — со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

Luchs («Лухс» — рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой — в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего — смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки — 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда — 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось — для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо — этилированный бензин с октановым числом 76 — размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

«Лухсы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f».

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 «лухсов», фирма Henschel — 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе — 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

Источник: www.yaplakal.com

На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: «Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку». Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей — как легких, так и тяжелых.

Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.

Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение — 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).

Программа развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 — в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 — со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

Luchs («Лухс» — рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой — в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего — смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки — 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда — 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось — для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо — этилированный бензин с октановым числом 76 — размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

«Лухсы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f».

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 «лухсов», фирма Henschel — 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе — 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

Источник: topwar.ru


tankimira.life

Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 2. Лёгкий разведывательный танк «Рысь»

К малоизвестным танкам Второй мировой войны можно отнести немецкий легкий разведывательный танк «Рысь» (полное наименование Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs»). Он серийно производился в Германии в 1942-1943 годах. Несмотря на первоначальный заказ на 800 танков, заводские цеха компаний MAN и Henschel покинули (по разным данным) 140 или 142 танка. Несмотря на свою малочисленность, данные боевые машины успели поступить на вооружение нескольких дивизий, которые воевали как на Восточном, так и на Западном фронте.

Данная боевая машина позиционировалась как дальнейшее развитие строившегося крупной серией легкого танка PzKpfw II. На деле же «Luchs» был абсолютно новым танком. Как и у своих более крупных и грозных родственников по семейству кошачьих «Тигров» и «Пантер», легкий разведывательный танк «Рысь» получил ходовую часть с шахматным расположением опорных катков. Установленный на танке 6-цилиндровый 180-сильный двигатель разгонял его по шоссе до скорости 60 км/ч, также на танке были установлены новые приборы наблюдения. А вот схема бронирования и основное вооружение – автоматическая 20-мм пушка KwK 38 достались «Рыси» от оригинального PzKpfw II, что автоматически стало главными недостатками новой боевой машины, которые не добавляли ей популярности в войсках.

Появлению у вермахта запроса на легкий разведывательный танк способствовал ряд обстоятельств. На начальном этапе Второй мировой войны с задачами ведения разведки в интересах моторизованных и танковых частей германской армии вполне справлялись многочисленные бронеавтомобили. Их использованию в данной роли в немалой степени способствовала и развития разветвленная дорожная сеть Западной Европы (здесь имелось большое количество дорог с твердым покрытием) и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны. Нетрудно догадаться, что после нападения на СССР ситуация кардинальным образом изменилась, вместо дорог появились направления, особенно ситуация обострялась осенью и весной, когда немецкая техника буквально вязла в русской грязи. Вторым неприятным сюрпризом для вермахта стало то, что стрелковые дивизии РККА оказались вооружены достаточным количеством противотанковой артиллерии, к тому же советские солдаты во все всевозрастающих масштабах начинали применять противотанковые ружья. 14,5-мм бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, легко пробивала броню всех немецких легких и тяжелых бронеавтомобилей.


Чтобы выправить положение, в разведывательные батальоны начали массово передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, также для разведки начали использовать легкие танки Pz.38(t) и Pz.II, но потребность в специализированном разведывательном танке стала еще более очевидной. Впрочем, работники Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий, инициировав работы по созданию легкого разведывательного танка еще до начала Второй мировой войны. Однако эти работы, по сути, закончились ничем и первый по настоящему разведывательный танк был создан лишь в 1942 году, а пошел в серийное производство в конце августа того же года. Это был танк VK 1303 компании MAN, который в июне 1942 года проходил испытания на известном полигоне в Куммерсдорфе. В ходе испытаний машина прошла 2484 километра и была принята на вооружение под обозначением Pz. II Ausf. L «Luchs». Предварительный заказ предусматривал выпуск 800 танков данного типа.

Удивительно, но танк устарел уже к началу производства: бронирование явно было недостаточным, хотя и превосходило бронирование бронеавтомобилей, а 20-мм автоматическая пушка являлась слишком слабым вооружением. Бронирование корпуса танка в диапазоне от 10 мм (крыша и днище) до 30 мм (лоб корпуса) было явно недостаточным, особенно для выхода на поля сражений 1943-1944 годов. Сварной коробчатый корпус легкого разведывательного танка был разделен на три отделения: управления (оно же трансмиссионное отделение), боевое и моторное. В передней части корпуса находились рабочие места механика-водителя (слева) и радиста (справа). В распоряжении обоих имелись приборы наблюдения, расположенные в лобовом листе корпуса, они могли закрываться бронезаслонками. В двухместной танковой башне располагались места командира танка, который также выполнял функции наводчика, и заряжающего.

Башня танка была сварной, но по какой-то причине на ней отсутствовала командирская башенка. В то же время в крыше башни были установлены два перископических прибора наблюдения – в крышках люка командира и заряжающего. В распоряжении последнего имелся также смотровой прибор и в правом борту башни. В отличие от всех модификаций линейных танков Pz.II, на «Рыси» башня была установлена симметрично относительно продольной оси боевой машины, вращение башни осуществлялось вручную. Все танки оснащались двумя радиостанциями: коротковолновой радиостанцией Fspr «f» и УКВ-радиостанцией FuG 12.

Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall-Borsig KwK 38, вместе с ней был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки доходила до 220 выстрелов в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Он мог пробить 25-мм лист брони, размещенный под углом 30 градусов на дистанции 350 метров. Для начала войны такой пушки хватало, чтобы уверенно бороться с советскими легкими танками БТ и Т-26, но против средних и тяжелых танков пушка была практически полностью бесполезна, хотя шанс отбиться от легких танков Т-60 и Т-70 был даже с таким орудием. Низкой была и эффективность осколочных боеприпасов. Боекомплект танка состоял из 330 выстрелов к пушке и 2250 патронов к пулемету.

Немецкие конструкторы еще в ходе проектирования понимали, что для 1942 года 20-мм пушка окажется очень слабой, что значительно ограничит тактические возможности нового танка. По этой причине с апреля 1943 года предлагалось перейти на выпуск танка, вооруженного длинноствольной 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такое же орудие устанавливалось на немецкие танки Pz.IIl модификаций J, L и М, его было достаточно для борьбы с Т-34. При этом разместить орудие планировалось в новой башне, так как старая для него была слишком мала. Еще одной особенностью было то, что новая расширенная башня была открытой сверху, что также обеспечивало экипажу лучший обзор и возможности по наблюдению за полем боя (все-таки танк изначально создавался как разведывательная машина). Прототип танка с такой башней был известен как VK 1303b, но его производство в итоге ограничилось считанными единицами.

Сердцем танка был 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Maybach HL 66р жидкостного охлаждения, он развивал максимальную мощность 180 л.с. при 3200 оборотах в минуту. С этим двигателем танк разгонялся до 60 км/ч при движении по шоссе, что было более чем достаточно. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом 76, емкость двух имеющихся бензобаков составляла 235 литров. Запас хода по шоссе составлял примерно 290 км, при движении по пересеченной местности – не более 150 км.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных катков расположенных в два ряда (в шахматном порядке), направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса переднего расположения. На первом и пятом опорных катках были расположены телескопические гидравлические амортизаторы. В целом за счет использования шахматного расположения катков танк отличался хорошей плавностью хода.

Легкий разведывательный танк «Рысь» серийно производился на двух немецких предприятиях: MAN и Henschel. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. При этом из цехов компании MAN вышли 118 PzKpfw II aufs. L Luchs, компания Henschel собрала всего 18 боевых машин. Все они были вооружены 20-мм автоматической пушкой KwK 38. Точное количество собранных танков, оснащенных 50-мм орудием, неизвестно, по различным данным, заводские цеха покинуло всего от 4 до 6 таких боевых машин (и это по самым оптимистичным оценкам).

Первые серийные танки начали поступать в боевые части уже осенью 1942 года. По планам ими планировалось вооружить по одной роте в разведывательных батальонах танковых дивизий. Но на деле выпущенного количества танков не хватало, новые разведывательные машины получили лишь немногие части. К примеру, на Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии. На Западном фронте – 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Помимо этого несколько «Рысей» находилось на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». Несмотря на свою малочисленность PzKpfw II aufs. L Luchs достаточно активно использовались вплоть до конца 1944 года, а в 4-й танковой дивизии, в которой данными танками была полностью укомплектована 2-я рота 4-го разведывательного батальона (27 танков на октябрь 1943 года) последние сохранившиеся машины использовались и в 1945 году.

Боевое применение данных танков подтвердило слабость их броневой защиты и вооружения и если с первым немцы пытались что-то сделать даже в полевых условиях, то с перевооружением танков сделать ничего было нельзя. Достоверно известно, что в 4-й танковой дивизии часть «Рысей» получила дополнительные 20-мм бронелисты в лобовой проекции, что доводило толщину бронирования лба корпуса легкого танка до 50 мм.

Подавляющее большинство данных танков было потеряно в ходе боевых действий на Восточном и Западном фронтах. До нашего времени сохранилось всего два экземпляра PzKpfw II aufs. L Luchs. Один легкий разведывательный танк находится во Франции, в танковом музее в Самюре, второй – в Великобритании, в танковом музее в Бовингтоне.

Тактико-технические характеристики PzKpfw II aufs. L Luchs («Рысь»):
Габаритные размеры: длина корпуса – 4630 мм, ширина – 2480 мм, высота – 2210 мм.
Боевая масса – 11,8 т.
Силовая установка – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.
Максимальная скорость – до 60 км/ч (по шоссе), до 30 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода – 290 км (по шоссе), 150 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и 7,92-мм пулемет MG-34.
Боекомплект – 330 снарядов, 2250 патронов к пулемету.
Экипаж – 4 человека.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzII/luchs
http://tanki-v-boju.ru/tank-pz-kpfw-ii-ausf-l-luchs-sdkfz-123
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/pz2l.htm
Материалы из открытых источников

www.globalwarnews.ru

Немецкая «рысь» в британском «зоопарке»

Этот танк официально назывался Sd.Kfz.123 PzKpfw II Ausf. L, реже его именовали «Luchs» (в переводе с немецкого – «рысь»). Всего был собран 131 такой лёгкий танк-разведчик, эти машины участвовали в боях до 1945 года включительно. До нашего времени уцелели лишь два таких танка: один – в Танковом музее во французском Сомюре, второй – в Танковом музее в Бовингтоне (Англия). Об истории создания этой машины рассказывает статья Юрия Пашолока «Кошки-разведчицы», которую дополняет фотоообзор редкого танка из коллекции в Бовингтоне.

Sd.Kfz.123 PzKpfw II Ausf. L, он же Luchs – общий вид Вид спереди: смотровая щель механика-водителя с бронекозырьком и единственная фара, оставшаяся на танке после модернизации 1943 года Вид слева: на левой надгусеничной полке расположен ящик ЗИП с балочным крестом (балкенкройцем) Вид сзади Вид справа Левое ведущее колесо со съёмными венцами Левая гусеница с опорными катками крупным планом Левое направляющее колесо и заднее крыло Левое направляющее колесо со внутренней стороны Левая гусеница (вид изнутри) и часть днища танка Днище: в лючке видны гофрированные шланги Правая гусеница и днище – вид изнутри справа Корма PzKpfw II Ausf. L, вид слева Выхлопная труба Luchs крупным планом Корма, вид справа. Хорошо заметны крепления для канистр на правом борту Правое заднее крыло Ходовая часть Luchs (детище фирмы MAN), вид справа Правый ведущий каток крупным планом В кадре – траки и правый буксировочный рым на носу танка Крыша моторно-трансмиссионного отделения на корме Luchs. На фото хорошо видны решётки воздухозаборников и люк в корме башни, закрытый навесным замком Правый борт и башня танка, на подбашенной коробке заметен бронированный стакан антенного вывода Крепления канистр на борту башни являются указанием на принадлежность машины к 9-й танковой дивизии вермахта, точнее – к 1-й роте 9-го разведывательного батальона в составе этой дивизии Башня Luchs, вид спереди слева – вооружение танка: спарка автоматической пушки 2cm KwK 38 и пулемёта MG 34 Надпись «13000 Kg» на левом борту башни указывает на 13-тонный весовой класс шасси машины На нижней лобовой детали заметны траки Траки на нижней лобовой детали крупным планом. Траки на нижней лобовой детали крупным планом. «Рыси» участвовали в боевых действиях вплоть до окончания Второй мировой войны. До наших дней в музеях Европы сохранились всего два экземпляра этого танка-разведчика

warspot.ru

Танки.Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 2. Лёгкий разведывательный танк «Рысь»

К малоизвестным танкам Второй мировой войны можно отнести немецкий легкий разведывательный танк «Рысь» (полное наименование Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs»). Он серийно производился в Германии в 1942-1943 годах. Несмотря на первоначальный заказ на 800 танков, заводские цеха компаний MAN и Henschel покинули (по разным данным) 140 или 142 танка. Несмотря на свою малочисленность, данные боевые машины успели поступить на вооружение нескольких дивизий, которые воевали как на Восточном, так и на Западном фронте.

Данная боевая машина позиционировалась как дальнейшее развитие строившегося крупной серией легкого танка PzKpfw II. На деле же «Luchs» был абсолютно новым танком. Как и у своих более крупных и грозных родственников по семейству кошачьих «Тигров» и «Пантер», легкий разведывательный танк «Рысь» получил ходовую часть с шахматным расположением опорных катков. Установленный на танке 6-цилиндровый 180-сильный двигатель разгонял его по шоссе до скорости 60 км/ч, также на танке были установлены новые приборы наблюдения. А вот схема бронирования и основное вооружение – автоматическая 20-мм пушка KwK 38 достались «Рыси» от оригинального PzKpfw II, что автоматически стало главными недостатками новой боевой машины, которые не добавляли ей популярности в войсках.

Появлению у вермахта запроса на легкий разведывательный танк способствовал ряд обстоятельств. На начальном этапе Второй мировой войны с задачами ведения разведки в интересах моторизованных и танковых частей германской армии вполне справлялись многочисленные бронеавтомобили. Их использованию в данной роли в немалой степени способствовала и развития разветвленная дорожная сеть Западной Европы (здесь имелось большое количество дорог с твердым покрытием) и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны. Нетрудно догадаться, что после нападения на СССР ситуация кардинальным образом изменилась, вместо дорог появились направления, особенно ситуация обострялась осенью и весной, когда немецкая техника буквально вязла в русской грязи. Вторым неприятным сюрпризом для вермахта стало то, что стрелковые дивизии РККА оказались вооружены достаточным количеством противотанковой артиллерии, к тому же советские солдаты во все всевозрастающих масштабах начинали применять противотанковые ружья. 14,5-мм бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, легко пробивала броню всех немецких легких и тяжелых бронеавтомобилей.

Чтобы выправить положение, в разведывательные батальоны начали массово передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, также для разведки начали использовать легкие танки Pz.38(t) и Pz.II, но потребность в специализированном разведывательном танке стала еще более очевидной. Впрочем, работники Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий, инициировав работы по созданию легкого разведывательного танка еще до начала Второй мировой войны. Однако эти работы, по сути, закончились ничем и первый по настоящему разведывательный танк был создан лишь в 1942 году, а пошел в серийное производство в конце августа того же года. Это был танк VK 1303 компании MAN, который в июне 1942 года проходил испытания на известном полигоне в Куммерсдорфе. В ходе испытаний машина прошла 2484 километра и была принята на вооружение под обозначением Pz. II Ausf. L «Luchs». Предварительный заказ предусматривал выпуск 800 танков данного типа.

Удивительно, но танк устарел уже к началу производства: бронирование явно было недостаточным, хотя и превосходило бронирование бронеавтомобилей, а 20-мм автоматическая пушка являлась слишком слабым вооружением. Бронирование корпуса танка в диапазоне от 10 мм (крыша и днище) до 30 мм (лоб корпуса) было явно недостаточным, особенно для выхода на поля сражений 1943-1944 годов. Сварной коробчатый корпус легкого разведывательного танка был разделен на три отделения: управления (оно же трансмиссионное отделение), боевое и моторное. В передней части корпуса находились рабочие места механика-водителя (слева) и радиста (справа). В распоряжении обоих имелись приборы наблюдения, расположенные в лобовом листе корпуса, они могли закрываться бронезаслонками. В двухместной танковой башне располагались места командира танка, который также выполнял функции наводчика, и заряжающего.

Башня танка была сварной, но по какой-то причине на ней отсутствовала командирская башенка. В то же время в крыше башни были установлены два перископических прибора наблюдения – в крышках люка командира и заряжающего. В распоряжении последнего имелся также смотровой прибор и в правом борту башни. В отличие от всех модификаций линейных танков Pz.II, на «Рыси» башня была установлена симметрично относительно продольной оси боевой машины, вращение башни осуществлялось вручную. Все танки оснащались двумя радиостанциями: коротковолновой радиостанцией Fspr «f» и УКВ-радиостанцией FuG 12.

Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall-Borsig KwK 38, вместе с ней был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки доходила до 220 выстрелов в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Он мог пробить 25-мм лист брони, размещенный под углом 30 градусов на дистанции 350 метров. Для начала войны такой пушки хватало, чтобы уверенно бороться с советскими легкими танками БТ и Т-26, но против средних и тяжелых танков пушка была практически полностью бесполезна, хотя шанс отбиться от легких танков Т-60 и Т-70 был даже с таким орудием. Низкой была и эффективность осколочных боеприпасов. Боекомплект танка состоял из 330 выстрелов к пушке и 2250 патронов к пулемету.

Немецкие конструкторы еще в ходе проектирования понимали, что для 1942 года 20-мм пушка окажется очень слабой, что значительно ограничит тактические возможности нового танка. По этой причине с апреля 1943 года предлагалось перейти на выпуск танка, вооруженного длинноствольной 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такое же орудие устанавливалось на немецкие танки Pz.IIl модификаций J, L и М, его было достаточно для борьбы с Т-34. При этом разместить орудие планировалось в новой башне, так как старая для него была слишком мала. Еще одной особенностью было то, что новая расширенная башня была открытой сверху, что также обеспечивало экипажу лучший обзор и возможности по наблюдению за полем боя (все-таки танк изначально создавался как разведывательная машина). Прототип танка с такой башней был известен как VK 1303b, но его производство в итоге ограничилось считанными единицами.

Сердцем танка был 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Maybach HL 66р жидкостного охлаждения, он развивал максимальную мощность 180 л.с. при 3200 оборотах в минуту. С этим двигателем танк разгонялся до 60 км/ч при движении по шоссе, что было более чем достаточно. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом 76, емкость двух имеющихся бензобаков составляла 235 литров. Запас хода по шоссе составлял примерно 290 км, при движении по пересеченной местности – не более 150 км.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных катков расположенных в два ряда (в шахматном порядке), направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса переднего расположения. На первом и пятом опорных катках были расположены телескопические гидравлические амортизаторы. В целом за счет использования шахматного расположения катков танк отличался хорошей плавностью хода.

Легкий разведывательный танк «Рысь» серийно производился на двух немецких предприятиях: MAN и Henschel. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. При этом из цехов компании MAN вышли 118 PzKpfw II aufs. L Luchs, компания Henschel собрала всего 18 боевых машин. Все они были вооружены 20-мм автоматической пушкой KwK 38. Точное количество собранных танков, оснащенных 50-мм орудием, неизвестно, по различным данным, заводские цеха покинуло всего от 4 до 6 таких боевых машин (и это по самым оптимистичным оценкам).

Первые серийные танки начали поступать в боевые части уже осенью 1942 года. По планам ими планировалось вооружить по одной роте в разведывательных батальонах танковых дивизий. Но на деле выпущенного количества танков не хватало, новые разведывательные машины получили лишь немногие части. К примеру, на Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии. На Западном фронте – 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Помимо этого несколько «Рысей» находилось на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». Несмотря на свою малочисленность PzKpfw II aufs. L Luchs достаточно активно использовались вплоть до конца 1944 года, а в 4-й танковой дивизии, в которой данными танками была полностью укомплектована 2-я рота 4-го разведывательного батальона (27 танков на октябрь 1943 года) последние сохранившиеся машины использовались и в 1945 году.

Боевое применение данных танков подтвердило слабость их броневой защиты и вооружения и если с первым немцы пытались что-то сделать даже в полевых условиях, то с перевооружением танков сделать ничего было нельзя. Достоверно известно, что в 4-й танковой дивизии часть «Рысей» получила дополнительные 20-мм бронелисты в лобовой проекции, что доводило толщину бронирования лба корпуса легкого танка до 50 мм.

Подавляющее большинство данных танков было потеряно в ходе боевых действий на Восточном и Западном фронтах. До нашего времени сохранилось всего два экземпляра PzKpfw II aufs. L Luchs. Один легкий разведывательный танк находится во Франции, в танковом музее в Самюре, второй – в Великобритании, в танковом музее в Бовингтоне.

Тактико-технические характеристики PzKpfw II aufs. L Luchs («Рысь»):
Габаритные размеры: длина корпуса – 4630 мм, ширина – 2480 мм, высота – 2210 мм.
Боевая масса – 11,8 т.
Силовая установка – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.
Максимальная скорость – до 60 км/ч (по шоссе), до 30 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода – 290 км (по шоссе), 150 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и 7,92-мм пулемет MG-34.
Боекомплект – 330 снарядов, 2250 патронов к пулемету.
Экипаж – 4 человека.

 Источник:https://topwar.ru/142140-pyat-maloizvestnyh-tankov-perioda-vtoroy-mirovoy-voyny-chast-2-legkiy-razvedyvatelnyy-tank-rys.html

alex-news.ru

Рысь в World of Tanks — что за зверь?

Привет танкисты! Хотел рассказать о немецком легком танке 3 уровня PzKpfw II Luchs ( Рысь).

У него много достоинств, как я считаю намного больше чем недостатков, рассмотрим характеристики, а потом я расскажу что это за зверь.

Характеристики PzKpfw II Luchs

  • Прочность 190
  • Мощность движка 140
  • Максимальная скорость 49
  • Скорость поворота 35
  • Броня корпуса 30/20/20
  • Броня башни 30/20/20
  • Урон 11/11
  • Бронепробиваемость 23/46
  • Скорострельность 222,22-260,87
  • Скорость поворота башни 45
  • Обзор 370
  • Дальность связи 350М

Заметьте, это при стоковых модулях, если же установлен «топ», картина сразу меняется, увеличивается до 260 мощность «двигла», убойность пушки, чуть наращивается броня на башне и так далее.


В итоге вы получаете чуть ли не бронированный Порше с бронебойной пушкой и кучей азарта в багажнике. Да конечно по масималке он не дотягивает до «америкосовского»  премиумного T2 LT( замечу самого быстрого в игре), но и не уступает сильно, зато по «вертлявости» Luchs однозначно лучше.

Вообще Для многих этот танк является всего лишь проходным к  «Леопарду», я тоже думал что в моем ангаре он надолго не задержится, но поняв каков у него потенциал, прокачал его по полной и оставил,  считаю он один из лучших на 3 уровне.

Сейчас сражаясь на «тяжах» и иногда ругая их за излишнюю медлительность, беру в бой свой верный Порше,  ой извините оговорился – Luchs, получаю массу адреналина и радости. Но что то я ушел от темы, это уже не «Worlf of Tanks» получается, а какой-то «Need for speed».

Итак к чему же мы пришли? Каковы достоинства, а главное недостатки у нашей «Рыси»?

Достоинства и недостатки Luchs в World of Tanks

«Рысь» быстрая и юркая (скорость и поворачиваемость), как и подобает подобному зверю, да она небольшая, но это скорее достоинство

Она очень зоркая (дальность обзора), может притаиться и ждать своей добычи в засаде, давая понять своим сородичам где может произойти атака, а может проскочив мимо значительно более крупных хищников, которые даже не успевают повернуть голову (башню) в вашу сторону. После напасть с тыла ведь у нее тоже есть острые зубы (хорошая пушка) или пожрать их союзников — не менее кровожадных, но более уязвимых и неповоротливых арт-хищников.

Балансер обычно закидывает вас к танкам вашего уровня, редко к более тяжелым, но даже тут Люхс не остается без работы. И хот встреча с зверем типа КВ, один на один почти верная смерть для вас, потому что его шкура вам не по зубам, но ему же надо еще попасть в вас, «карусельте» вокруг, его башня не угонится за вами, делайте ноги при первой возможности. Та же самая тактика против вражеских АРТ-САУ, с той разницей, что их то вы пробить можете, ну а если встретите ПТ, то либо прижмитесь к его борту и спокойно расстреливайте не давая повернуть на вас орудие, либо опять старая добрая «каруселька».

Из минусов

  1. Поворот топовой башни медленнее поворота самого танка.
  2. Долгое сведение 5 мм пушки.
  3. Средненькое бронирование.

Оборудование

Лучшим выбором будет дооснащение танка Вентиляцией, Усиленным приводом наводки, Просветленной оптикой, ну а там по желанию, кто-то любит засады, тогда его выбор Масксеть и Стереотруба, противоосколочный подбой считаю бесполезным для этого танка.

Снаряды

«Бронебойка» и только она, фугас не эффективен при столь малом калибре

Снаряжение

Тут все просто ремкомплект и аптечка, огнетушитель за все время боев не использовал ни разу.

worldoftanksgame.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *