Реактивный танк - это не шутка

Реактивный танк — это не шутка, а часть истории танков. Причем речь не только об установке реактивного двигателя на шасси танка с целью использования его струи для разминирования, очистки дорог и взлетной полосы от снега. По просторам интернета ходит видео испытаний танка с пороховыми ускорителями. 

Даешь ускорение

Еще в 30-х годах известный изобретатель Леонид Васильевич Курчевский предложил установить на легкий танк реактивный двигатель — с тем, чтобы быстро преодолеть простреливаемое артиллерией предполье и приступить к уничтожению вражеской пехоты в ее окопах. Расчет был на то, что вражеская артиллерия не станет стрелять по своим собственным позициям и солдатам.

Идея понравилась, и уже в 1929—1930 годах появляется проект реактивной танкетки Т-21. Она имела экипаж из двух человек, броню 13 мм, в конструкции использовались узлы танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонён из-за недостаточной скорости.

Тогда в качестве базы для экспериментов был выбран легкий танк Т-27 (советская копия танкетки Карден-Ллойд, Mk.IV Carden-Loyd). Ее шасси было более приспособлено для развития высокой скорости. В передней части корпуса находилась трансмиссия, в средней части — двигатель и в задней части — экипаж, состоящий из 2 человек (механика-водителя и командира). Танкетка была снабжена четырёхтактным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Форд-АА (ГАЗ-АА) мощностью 40 л.с., который сам по себе, без использования реактивного двигателя, не мог придать машине большой скорости, но позволял сохранить подвижность после выработки реактивного топлива. Трансмиссия  механическая, состояла из сухого однодискового сцепления и автомобильной четырёхступенчатой КПП с задней передачей. Будённый был против наличия задней передачи, поскольку красные танкисты не должны отступать — но вносить изменения в автомобильную КПП не стали, а Буденного успокоили тем, что в реактивном двигателе никакого заднего хода нет, и когда топливо загорится — танкисты смогут ехать только вперед, на врага.

Благодаря мелкозвенчатой цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, двум направляющим колёсам заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы, 12 опорным каткам с наружной амортизацией и двум большим ведущим колёсам переднего расположения цевочного зацепления шасси машины было неплохо приспособлено для высоких скоростей движения.

После испытаний аэродинамика была сочтена приемлемой, недостаточная стабильность траектории была парирована установкой горизонтального стабилизатора в задней части бронированной рубки, после чего на танкетку установили пороховой реактивный двигатель конструкции Курчевского:

Реактивный двигатель находился посередине танка внутри рубки, все части двигателя, кроме сопла, были закрыты броней. Полигонные испытания новая машина выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты. Хотя танкетка и развивала огромную скорость, практически летела над полем, не обращая внимания на неровности грунта, реактивный двигатель, находящийся между водителем и командиром, сильно разогревался, вызывая невыносимую жару в боевом отделении.

И у  Королева не получилось

Альтернативное решение предложил изобретатель Павел Игнатьевич Гроховский — по его схеме, пара реактивных двигателей должна была быть установлена снаружи танка, по бортам. Пара реактивных двигателей конструкции Гроховского должны были быть установлены по бокам башни плавающего танка Т-37, а на танкетке Т-27 двигатель предполагался один — на крыше, между люками мехвода и командира. По расчетам Гроховского, танк Т-37 с двумя реактивными двигателями должен был выйти на глиссирование и очень быстро пересечь водную преграду, не давая противнику себя утопить сосредоточенным огнем, ну а танкетка Т-27 должна была, как и у Курчевского, быстро достичь окопов противника.

Дальше всех продвинулись работы по созданию реактивного танка на базе Т-27. В КБ ленинградского завода «Большевик» был создан так называемый «дуплекс», состоявший из собственно реактивного танка Т-27Р и машины его огневой поддержки Т-27М, которая, хотя и имела гораздо более низкую скорость, зато была вооружена пушкой и перевозила в специальной гусеничной тележке сменные пороховые заряды к реактивному двигателю:

Была также предпринята попытка установить на танк Т-27Р вместо порохового двигателя Курчевского ЖРД разработки ГИРД (конструкторы Цандер и Вевер). Использование ЖРД, установленного снаружи бронекорпуса, решило проблему перегрева боевого отделения. Однако смерть Ф.А.Цандера 28 марта 1933 года, последующая чехарда в ГИРД вокруг его наследия, и затем произошедшие репресии не позволили преемнику Цандера С.П.Королёву завершить эти многообещающие работы.

Тем не менее, в августе 1936 года реактивная танкетка была показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было принято решение об организации её крупномасштабного производства. Тухачевский даже добился создания учебного фильма «Реактивная танкетка» для пропаганды нового оружия, причём сценарий к фильму он написал сам.

Материалы по реактивному танку Т-27Р (как, впрочем, и по подводному танку Т-27ПХ, а также телеуправляемой боевой машине ТТ-27) еще недавно были засекречены.

world-tanks.ru

«Реактивные» танки вернутся в строй

«Прожорливые», но тихие танки с газотурбинными силовыми установками вновь поступят на вооружение российской армии. Сегодня, 14 ноября, газета «Известия» сообщила о том, что Минобороны РФ поручило АО «Омсктрансмаш» и питерскому АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» модернизировать танки Т-80БВ.

Т-80 — основной боевой танк, производившийся в СССР с 1976 года и ставший первой в мире серийной боевой машиной с единой газотурбинной силовой установкой. В 70–80-е годы было создано несколько модификаций танка Т-80, включая Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У и Т-80УД. Известно, что на складах Минобороны Российской Федерации сегодня находится около 3000 танков Т-80БВ, а ещё порядка 200 единиц Т-80У (более современная модификация танка Т-80) состоят на вооружении 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии.

Танк Т-80БВ
typo.livejournal.com

Газотурбинная силовая установка в танках была неоднозначно воспринята в войсках. В частности, танки Т-80БВ отличались «прожорливостью» в сравнении с дизельными аналогами. Так, во время пиковых нагрузок расход топлива у танка с газотурбинной силовой установкой мог достигать 8 л на 1 км пути, тогда как у машины с дизельным двигателем — 2–4 л на 1 км. При этом танк Т-80БВ заводился, издавая звук авиационного двигателя (за что в армии его прозвали «реактивным»), но при движении был существенно тише аналогов на дизельном топливе.

При возвращении в строй танки Т-80БВ получат новую систему управления огнём «Сосна-У» с тепловизором, лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели, а также современную систему динамической защиты. Кроме того, у обновлённых танков сократится расход топлива, и они смогут эксплуатироваться в условиях крайне низких температур (до −50 градусов Цельсия). Первые «реактивные» танки начнут поступать на вооружение российской армии уже в следующем году. При этом количество машин, которое вернётся в строй после хранения, пока не раскрывается.

Ходовые испытания танка Т-80БВ

В 2002 году Минобороны РФ уже планировало запустить программу модернизации танков Т-80 и его модификаций (было намечено восстановить порядка 3000 единиц). Модернизированные танки должны были получить новую пушку со специальными боеприпасами повышенной мощности, новую систему динамической защиты и ряд других улучшений. Программа не была реализована по организационным и финансовым причинам.

warspot.ru

Ящик пандоры – «Реактивные танки»


Минобороны и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» окончательно определились с обликом модернизации уникального для российской армии «реактивного танка» Т-80.

Динамическая защита, новый прицельный комплекс и автомат сопровождения целей, а также боеприпасы повышенного могущества, но, самое главное, топливная экономичность. Минобороны и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» окончательно определились с обликом модернизации уникального для российской армии «реактивного танка» Т-80. Долгосрочный контракт был подписан в рамках выставки-форума «Армия-2017», и уже в ближайшее время в цехах «Омсктрансмаша» начнется работа по модернизации самых быстрых и маневренных танковых болидов советской и российской армии.


По данным специализированного издания MilitaryBalance, в настоящее время на складах российской армии находится три тысячи танков Т-80БВ. Еще 200 танков Т-80У стоит на вооружении танковых полков 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Впервые вернуть в строй танки Т-80 планировали еще в начале нулевых годов. В рамках той программы военные хотели восстановить все имеющиеся Т-80. Для танка была отработана система единого боевого отделения, новая пушка, для которой были разработаны специальный боеприпас повышенного могущества, система динамической защиты и ряд других улучшений. Но работа так и не началась.

Т-80 уникален, прежде всего, своей силовой установкой. Вместо привычного дизеля у него газотурбинная установка, близкая по конструкции к вертолетному двигателю. Т-80 стал первым в мире серийным танком с такой компоновкой. Звук работающего Т-80 не спутать ни с одним другим танком. Он напоминает взлетающий самолет. Впрочем, в движении этот рев быстро сходит на нет, превращаясь в свист ветра. За это в войсках Т-80 называют «реактивным танком».


Газотурбинный двигатель (ГТД), установленный на Т-80, превосходит дизельный по многим параметрам: запускается в любой мороз, вплоть до минус 40 градусов, за три минуты. Для дизеля норматив – 30 мин. Его надо сначала «подогреть». Это обусловлено тем, что в ГТД нет жидкостной системы охлаждения. Ему не нужны ни вода, ни антифриз, ни тосол, ни само устройство подачи охлаждающей жидкости. Во-вторых, у ГТД лучшая приемистость, чем у дизеля. А это дает огромный выигрыш в скорости и маневрировании на поле боя. Танк способен разогнаться до 70 км/ч. В-третьих, танк с ГТД легче ремонтируется: для замены силового блока с ГТД требуется не более четырех часов, для замены же дизеля – в два-три раза больше времени.

Правда, ремонт ГТД требует его полного демонтажа и отправки на завод-изготовитель. В полевых условиях из-за сложности конструкции починить его практически невозможно. Этот момент – один из недостатков газотурбинной установки. Второй и самый главный – ее прожорливость. По сравнению с дизельными танками расход топлива у Т-80 достигает в наиболее тяжелых условиях восьми литров на километр. Для сравнения: у танков Т-72 и Т-90 этот показатель составляет два-четыре литра. Собственно, этот момент и поставил в свое время вопрос о целесообразности эксплуатации Т-80 в войсках. По сравнению с обычными машинами он оказался слишком дорог. Тем более что исчезла и главная цель его существования.


В конце 70-х годов прошлого века, когда он создавался, Т-80 рассматривали как машину первого удара. Группировка Т-80 была развернута в основном в Западной группе советских войск в Германии. В угрожаемый период они буквально за несколько дней должны были сокрушить оборону НАТО в Европе и мощным клином выйти к берегам Ла-Манша. При этом Т-80 был абсолютно автономен. Силовая установка танка всеядна. То есть заправить машину в ходе броска к Ла-Маншу советские танкисты могли на любой бензоколонке, аэродроме или железнодорожной станции.

Как говорят в Минобороны, сегодня у ГТД больше достоинств, чем недостатков. Вызвано это тем, что в последние время, пока Т-80 стоял на базах хранения, конструкторы из санкт-петербургского АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (входит в состав корпорации «Уралвагонзавод») занимались повышением его эффективности. Главное из нововведений – это система синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя. Именно этот момент делает Т-80 более экономичным, приближая расход топлива на нем к показателям дизельных Т-72Б3 и Т-90.


На обновленном танке будет стоять современная система управления огнем «Сосна-У» с тепловизором, лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели. От вражеских снарядов и ракет Т-80 защитят блоки современной динамической защиты. Благодаря этому «реактивный танк» вновь займет достойное место в танковых бригадах и армиях как средство первого удара. Правда, новым местом службы для него станет не западная граница, а Крайний Север. Бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны Сергей Маев говорит, что после модернизации Т-80 военные получат не только современнейший танк, но и машину, приспособленную для работы в условиях низких температур. То есть способную действовать в составе мотострелковых соединений арктических бригад российской армии.

Источник: nnm.me

pandoraopen.ru

«Реактивный» танк Т-80БВМ получил урановые снаряды

Российские «ломики» превзошли американские, повысив шансы нашей «брони» на поле боя

Российский модернизированный танк Т-80БВМ получил возможность применять орудийные боеприпасы, в которых используется обедненный уран, сообщает Министерство обороны РФ.

Речь идет о бронебойном оперенном подкалиберном снаряде 3БМ60 «Свинец-2», сердечник которого изготавливается из обедненного урана с добавлением вольфрама для придания твердости. Такие снаряды называют «ломиками», их используют практически во всех странах, в которых существует танкостроительная промышленность.

При выборе в качестве материала для изготовления «ломиков» урана соображения относительно его радиоактивных свойств в расчет не принимаются. Ценность этого материала заключается, во-первых, в его большой удельной массе, которая равна 19 г/см.куб. Это значительно превышает удельную массу не только железа — 7,9 г/куб.см., но и свинца — 11,3 г/куб.см.

По законам элементарной физики, тот снаряд имеет большую кинетическую энергию, масса которого выше. Дополнительное качество достигается за счет того, что «ломик» имеет существенно меньший, чем калибр орудия, диаметр. Благодаря этому в полете снижается сопротивление воздуха и уменьшается падение скорости. Соответственно, и возрастает бронебойная способность.

В модернизированном танке Т-80 используется также подкалиберный снаряд «Свинец-1», у которого сердечник изготовлен из карбида вольфрама. Он способен пробивать 700−740 мм гомогенной (однородной) брони на дистанции в 2 км. У «Свинца-2» эта характеристика достигает 800−830 мм. Для сравнения — американский подкалиберный снаряд М829А1 пробивает до 700 мм гомогенной брони, М829А2 — 750 мм, М829А3 — 770 мм.

Во-вторых, уран — пирофорный материал. При попадании внутрь танка «ломик» разлетается на мельчайшие осколки, которые самовоспламеняются, вызывая пожар. То есть добавляется еще один поражающий фактор.

Работы по теме «Свинец», начавшись в Советском Союзе, проходили в рваном темпе из-за скудного финансирования и организационной неразберихи, начавшейся в конце 80-х годов. Снаряды были готовы лишь в конце 90-х годов.

Но при этом их мощь вошла в противоречие с танковыми пушками. Прироста качества удалось достичь за счет увеличения длины снаряда до 740 мм. Боеприпас получился перспективным, поскольку автоматы заряжания в существовавших в стране тогда танках могли работать лишь с боеприпасами меньшей длины. Но вскоре для новых модификаций танков — Т-90А и Т-72Б3 — создали новые пушки с соответствующей автоматизацией, приспособленные под новые боеприпасы. Начальная скорость сердечника «Свинец-2» — 1750 м/с, масса — 4,6 кг. У американского снаряда М829А3 скорость — 1675 м/с, масса — 4,9 кг.

Для того чтобы танк Т-80 смог использовать нештатные по длине бронебойные подкалиберные снаряды, его последнюю модификацию оснастили новой пушкой 2А46М-4.

Сегодня конструкторы танковых боеприпасов наращивают мощь «ломиков», создавая новый бронебойный оперенный подкалиберый снаряд «Вакуум» для танка Т-14 «Армата». В этом танке используется новая для танковой линейки орудий пушка 2А82М. Длина снаряда достигает 1000 мм. По имеющимся сведениям, он должен пробивать 900−1000 мм гомогенной брони.

Все вышеперечисленные боеприпасы используются для гладкоствольных пушек калибра 125 мм. Американские — 120 мм. Однако «Уралвагонзавод» проводит работы по созданию второй модификации танка Т-14. В нем будет использоваться пушка калибра 152 мм 2А83. Для нее создается свой набор боеприпасов.

Как было сказано, военные «танковых держав» уже давно используют «ломики» из обедненного урана. И столько же времени разнообразные общественные организации борются за их запрет. При этом ссылаются на радиоактивное заражение местности, которое возникает после использования таких боеприпасов.

Вначале необходимо разобраться, что же такое обедненный уран. В содержащемся в природе данном 92-м элементе таблицы Менделеева присутствуют два изотопа — U-235 и U-238. В процессе переработки из природного урана выделяют 235-й изотоп, который используют для АЭС, а также для ядерных боеприпасов. В оставшемся веществе, которое и является обедненным ураном, главной радиоактивной составляющей, U-235, остается не более 0,2%. Период полураспада изотопа U-238, из которого и состоит обедненный уран, — 4,4 млрд. лет. И это очень хорошо, поскольку, чем выше этот период, тем ниже уровень радиационного «истечения». Выделяются лишь альфа-частицы низкой энергии, которые не в состоянии проникнуть через человеческую кожу.

Обедненный уран используется не только в бронебойных снарядах, но и в танковой броне. Неоднократные исследования показывают, что танкисты за год службы на таком танке получают лишь четвертую часть допустимой радиоактивной дозы.

При ближайшем рассмотрении не выдерживает критики и миф о том, что работа на урановых рудниках настолько опасна, что на нее отправляют закоренелых преступников, от которых необходимо навсегда изолировать общество. Так, статистика по заболеваниям на канадском урановом руднике «Эльдорадо» показывает, что в период с 1950 года по 1999 год статистических отклонений от картины по стране не наблюдалось.

Однако изотоп U-238 токсичен. Он может поступать в организм «естественным путем» — то есть, содержась в питьевой воде. Считается, что его безопасная концентрация — 30 микрограммов на литр. Однако в естественных условиях концентрация в воде изотопа U-238 может быть гораздо больше. Например, в Южной Финляндии она составляет 7,8 миллиграмма или же 7800 микрограммов на литр. Однако финны — одна из самых здоровых наций в мире.

Но, конечно, при массированных обстрелах ограниченных площадей может происходить существенное накапливание ядовитого изотопа в растениях и в воде.

И, наконец, о самом танке Т-80БВМ. Модернизация его производится на Омсктрансмаше.

Базовая модель — Т-80 — была принята на вооружение в 1976 году. Она содержала революционные для мирового танкостроения решения. Так, впервые была использована динамическая защита брони. Танк сразу же назвали «реактивным», поскольку в качестве силовой установки в нем был использован газотурбинный двигатель, аналогичный авиационному турбовинтовому двигателю. Но при этом энергия поступает на вращение не винта, а вала, приводящего в движение ведущие колеса танка.

К достоинствам газотурбинного двигателя относится более высокая удельная мощность, в связи с чем танк обладает высокой скоростью и проходимостью на сильно пересеченной местности. Также он очень удобен при эксплуатации в широтах с суровым климатом в холодное время года, поскольку заводится, можно сказать, мгновенно, не требуя предварительного разогрева. В связи с военным освоением Арктики данная модернизация более чем своевременна.

Однако есть и недостатки — более высокое потребление топлива, чем у дизельного двигателя.

Модернизацию проходят машины Т-80БВ, произведенные в середине 80-х годов. Разумеется, вначале они поступают на капитальный ремонт.

Устанавливается новый двигатель ГТД-1250ТД мощностью 1250 л.с., благодаря чему танк сможет развивать скорость до 70 км/ч и иметь запас хода в 500 км.

Повышена защищенность танка с помощью динамической защиты брони «Реликт» и кормовых экранов. В прошлом году на форуме «Армия-2017» был также заявлен комплекс активной защиты «Арена», но впоследствии от него отказались.

Как было сказано, появилась новая пушка. А также комплекс управления огнем «Сосна-У», в состав которого входят прицелы командира и наводчика с дневным и ночным каналами и лазерным дальномером.

Помимо пушки танк вооружен двумя пулеметами — 7,62 мм и 12,7 мм, а также противотанковыми ракетами «Инвар» с тандемной кумулятивной боевой частью.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

Ящик пандоры – «Реактивные танки»


Минобороны и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» окончательно определились с обликом модернизации уникального для российской армии «реактивного танка» Т-80.

Динамическая защита, новый прицельный комплекс и автомат сопровождения целей, а также боеприпасы повышенного могущества, но, самое главное, топливная экономичность. Минобороны и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» окончательно определились с обликом модернизации уникального для российской армии «реактивного танка» Т-80. Долгосрочный контракт был подписан в рамках выставки-форума «Армия-2017», и уже в ближайшее время в цехах «Омсктрансмаша» начнется работа по модернизации самых быстрых и маневренных танковых болидов советской и российской армии.


По данным специализированного издания MilitaryBalance, в настоящее время на складах российской армии находится три тысячи танков Т-80БВ. Еще 200 танков Т-80У стоит на вооружении танковых полков 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Впервые вернуть в строй танки Т-80 планировали еще в начале нулевых годов. В рамках той программы военные хотели восстановить все имеющиеся Т-80. Для танка была отработана система единого боевого отделения, новая пушка, для которой были разработаны специальный боеприпас повышенного могущества, система динамической защиты и ряд других улучшений. Но работа так и не началась.

Т-80 уникален, прежде всего, своей силовой установкой. Вместо привычного дизеля у него газотурбинная установка, близкая по конструкции к вертолетному двигателю. Т-80 стал первым в мире серийным танком с такой компоновкой. Звук работающего Т-80 не спутать ни с одним другим танком. Он напоминает взлетающий самолет. Впрочем, в движении этот рев быстро сходит на нет, превращаясь в свист ветра. За это в войсках Т-80 называют «реактивным танком».


Газотурбинный двигатель (ГТД), установленный на Т-80, превосходит дизельный по многим параметрам: запускается в любой мороз, вплоть до минус 40 градусов, за три минуты. Для дизеля норматив – 30 мин. Его надо сначала «подогреть». Это обусловлено тем, что в ГТД нет жидкостной системы охлаждения. Ему не нужны ни вода, ни антифриз, ни тосол, ни само устройство подачи охлаждающей жидкости. Во-вторых, у ГТД лучшая приемистость, чем у дизеля. А это дает огромный выигрыш в скорости и маневрировании на поле боя. Танк способен разогнаться до 70 км/ч. В-третьих, танк с ГТД легче ремонтируется: для замены силового блока с ГТД требуется не более четырех часов, для замены же дизеля – в два-три раза больше времени.

Правда, ремонт ГТД требует его полного демонтажа и отправки на завод-изготовитель. В полевых условиях из-за сложности конструкции починить его практически невозможно. Этот момент – один из недостатков газотурбинной установки. Второй и самый главный – ее прожорливость. По сравнению с дизельными танками расход топлива у Т-80 достигает в наиболее тяжелых условиях восьми литров на километр. Для сравнения: у танков Т-72 и Т-90 этот показатель составляет два-четыре литра. Собственно, этот момент и поставил в свое время вопрос о целесообразности эксплуатации Т-80 в войсках. По сравнению с обычными машинами он оказался слишком дорог. Тем более что исчезла и главная цель его существования.


В конце 70-х годов прошлого века, когда он создавался, Т-80 рассматривали как машину первого удара. Группировка Т-80 была развернута в основном в Западной группе советских войск в Германии. В угрожаемый период они буквально за несколько дней должны были сокрушить оборону НАТО в Европе и мощным клином выйти к берегам Ла-Манша. При этом Т-80 был абсолютно автономен. Силовая установка танка всеядна. То есть заправить машину в ходе броска к Ла-Маншу советские танкисты могли на любой бензоколонке, аэродроме или железнодорожной станции.

Как говорят в Минобороны, сегодня у ГТД больше достоинств, чем недостатков. Вызвано это тем, что в последние время, пока Т-80 стоял на базах хранения, конструкторы из санкт-петербургского АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (входит в состав корпорации «Уралвагонзавод») занимались повышением его эффективности. Главное из нововведений – это система синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя. Именно этот момент делает Т-80 более экономичным, приближая расход топлива на нем к показателям дизельных Т-72Б3 и Т-90.


На обновленном танке будет стоять современная система управления огнем «Сосна-У» с тепловизором, лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели. От вражеских снарядов и ракет Т-80 защитят блоки современной динамической защиты. Благодаря этому «реактивный танк» вновь займет достойное место в танковых бригадах и армиях как средство первого удара. Правда, новым местом службы для него станет не западная граница, а Крайний Север. Бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны Сергей Маев говорит, что после модернизации Т-80 военные получат не только современнейший танк, но и машину, приспособленную для работы в условиях низких температур. То есть способную действовать в составе мотострелковых соединений арктических бригад российской армии.

Источник: nnm.me

pandoraopen.ru

Реактивный танк Сталина — Старый Русский Топ

Поскольку легким танкам того времени было трудно соперничать с полевой артиллерией в мощности огня, и броня их была недостаточна для защиты от артиллерийских снарядов, известный изобретатель Леонид Васильевич Курчевский предложил установить на танк реактивный двигатель — с тем, чтобы быстро преодолеть простреливаемое артиллерией предполье и приступить к уничтожению вражеской пехоты в ее окопах. Расчет был на то, что вражеская артиллерия не станет стрелять по своим собственным позициям и солдатам.

Идея понравилась, и уже в 1929—1930 годах появляется проект реактивной танкетки Т-21. Она имела экипаж из двух человек, броню 13 мм, в конструкции использовались узлы танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонён из-за недостаточной скорости.

Тогда в качестве базы для экспериментов был выбран легкий танк Т-27 (советская копия танкетки Карден-Ллойд, Mk.IV Carden-Loyd). Ее шасси было более приспособлено для развития высокой скорости. В передней части корпуса находилась трансмиссия, в средней части — двигатель и в задней части — экипаж, состоящий из 2 человек (механика-водителя и командира). Танкетка была снабжена четырёхтактным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Форд-АА (ГАЗ-АА) мощностью 40 л.с., который сам по себе, без использования реактивного двигателя, не мог придать машине большой скорости, но позволял сохранить подвижность после выработки реактивного топлива. Трансмиссия (заимствовалась у грузового автомобиля Форд-АА/ГАЗ-АА) механическая, состояла из сухого однодискового сцепления и четырёхступенчатой КПП с задней передачей. Будённый был против наличия задней передачи, поскольку красные танкисты не должны отступать — но вносить изменения в автомобильную КПП не стали, а Буденного успокоили тем, что в реактивном двигателе никакого заднего хода нет, и когда топливо загорится — танкисты смогут ехать только вперед, на врага.

Благодаря мелкозвенчатой цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, двум направляющим колёсам заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы, 12 опорным каткам с наружной амортизацией и двум большим ведущим колёсам переднего расположения цевочного зацепления шасси машины было неплохо приспособлено для высоких скоростей движения.

Аэродинамика танкетки на высоких скоростях была проверена путем подвески под бомбардировщиком ТБ-3 и последующими полетами:

После испытаний аэродинамика была сочтена приемлимой, недостаточная стабильность траектории была парирована установкой горизонтального стабилизатора в задней части бронированной рубки (см.фото в заголовке), после чего на танкетку установили пороховой реактивный двигатель конструкции Курчевского:

Реактивный двигатель находился посередине танка внутри рубки, все части двигателя, кроме сопла, были закрыты броней. Полигонные испытания новая машина выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты. Хотя танкетка и развивала огромную скорость, практически летела над полем, не обращая внимания на неровности грунта, реактивный двигатель, находящийся между водителем и командиром, сильно разогревался, вызывая невыносимую жару в боевом отделении.

Альтернативное решение предложил изобретатель Павел Игнатьевич Гроховский — по его схеме, пара реактивных двигателей должна была быть установлена снаружи танка, по бортам:

Точнее, пара реактивных двигателей конструкции Гроховского должны были быть установлены по бокам башни плавающего танка Т-37, а на танкетке Т-27 двигатель предполагался один — на крыше, между люками мехвода и командира. По расчетам Гроховского, танк Т-37 с двумя реактивными двигателями должен был выйти на глиссирование и очень быстро пересечь водную преграду, не давая противнику себя утопить сосредоточенным огнем, ну а танкетка Т-27 должна была, как и у Курчевского, быстро достичь окопов противника.

Рассматривался и проект снабжения реактивными двигателями Гроховского только что появившегося тогда «автострадного танка» БТ-2. Два реактивных двигателя на прессованном бездымном порохе крепились по бортам корпуса БТ-2 на надгусеничных полках, а их запуск осуществлялся из боевого отделения в том случае, если танк попадал под огонь артиллерии противника и ему надо было быстро выйти из-под огня.

Как бы там ни было, но дальше всех продвинулись работы по созданию реактивного танка на базе Т-27. В КБ ленинградского завода «Большевик» был создан так называемый «дуплекс», состоявший из собственно реактивного танка Т-27Р и машины его огневой поддержки Т-27М, которая, хотя и имела гораздо более низкую скорость, зато была вооружена пушкой и перевозила в специальной гусеничной тележке сменные пороховые заряды к реактивному двигателю:

Перевозка пороховых зарядов во внешней тележке позволяла обезопасить танк при их возгорании из-за попадания горячих осколков или зажигательных пуль.

Была также предпринята попытка установить на танк Т-27Р вместо порохового двигателя Курчевского ЖРД разработки ГИРД (конструкторы Цандер и Вевер):

Использование ЖРД, установленного снаружи бронекорпуса, решило проблему перегрева боевого отделения. Однако смерть Ф.А.Цандера 28 марта 1933 года, последующая чехарда в ГИРД вокруг его наследия, и затем произошедшие репресии не позволили преемнику Цандера С.П.Королёву завершить эти многообещающие работы.

Тем не менее, в августе 1936 года реактивная танкетка была показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было принято решение об организации её крупномасштабного производства. Тухачевский даже добился создания учебного фильма «Реактивная танкетка» для пропаганды нового оружия, причём сценарий к фильму он написал сам.

Опробование двигателя реактивной танкетки Т-27Р:

По странному стечению обстоятельств, тогда же в августе 1936 года последовали первые аресты военачальников в рамках Большой «чистки» Вооружённых сил: были арестованы комкоры В. М. Примаков и В. К. Путна. 10 мая 1937 года Тухачевский был переведён с поста первого заместителя наркома обороны на должность командующего войсками Приволжского военного округа. 22 мая он был арестован в Куйбышеве, 24 мая перевезён в Москву, 26 мая после очных ставок с Примаковым, Путной и Фельдманом дал первые признательные показания.

Леонид Васильевич Курчевский был арестован в том же 1937 году по обвинению в создании неперспективных систем вооружений по заданию Тухачевского и 25 ноября 1937 года приговорён к высшей мере наказания.

Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве, после ареста работавшего над проектом реактивного танка Ивана Терентьевича Клеймёнова и других работников Реактивного института.

Павел Игнатьевич Гроховский арестован 5 ноября 1942 года. Умер в 1946 году в заключении; реабилитирован в 1957 году посмертно.

Случайны ли все эти совпадения? Или каким-то могущественным силам мировой закулисы было необходимо не допустить появления у РККА СССР такого могучего оружия, как реактивный танк? Вряд ли мы узнаем правду в ближайшие годы — ведь материалы по реактивному танку Т-27Р (как, впрочем, и по подводному танку Т-27ПХ, а также телеуправляемой боевой машине ТТ-27) засекречены до сих пор.

topru.org

Про реактивный танк. - Альтернативная История

Эту жесть нашел сегодня утром. Прочитал и … решил не ждать дня смеха. Хотя смеяться и не хочется.

Страна получила первую партию модернизированных боевых машин. Вот как они собираются на заводе до отправки на защиту северных границ России.

Четверг. Снежное морозное утро в деревне Стрельна, в 30 км от Санкт-Петербурга. Сотни людей медленно волочат ноги от железнодорожного вокзала и близлежащих домов к 61-й мастерской танкового ремонтного завода, где они соберут новую партию T-80 (Перед глазами кадры хроники. Советские военнопленные, медленно передвигаются по дороге, под охраной молодчиков с собаками). Эти боевые машины в конечном итоге будут отправлены в самые холодные районы страны.

Рабочий день начинается в 8 утра в мастерской, содержащей полметровые (да, да именно полметровые) полки, уложенные с запасными частями (Странный склад. Полки и рядом с ними запчасти) для всех моделей танков (Наверно есть и для танков всех моделей, МС-1, Т-26, 27, 34, 35, 37, 38 и тд). Единственное, что вы не найдете здесь, это части для танков нового формата Армата, потому что они никогда не ремонтировались на заводе (Еще бы).

Несколько групп, состоящих из четырех-девяти мужчин среднего возраста, представляют менеджеру-женщине список всех необходимых частей, а затем расходятся между полок (тех самых полметровых). Затем они устанавливают ящики (Ага. Ящики. Только откуда) на тележки и отправляют их в мастерские, где стоят около 150 советских танков с реактивными двигателями (Охренеть просто. Коллеги Е.Том и Редстар72, а также коллега Бякин запасаются успокоительным. Если что, у меня есть. Литров 30).

Эти танки Т-80, своего рода Ferrari или Lamborghini в мире бронированных технологий, будут модернизированы. Только вместо автобана эти гусеничные звери будут разрывать полигоны, грунтовые дороги и поля битвы (Даже если предположить, что это танки с навесным инженерным оборудованием… Зачем им тогда пушка с пулеметами? По своей глупости предполагал, что танки создаются для других целей).

В 1970-х годах советские инженеры создали этого 46-тонный (Мамка! Курки, яйко, млеко, тафай) металлического монстра . Он может двигаться по пересеченной местности со скоростью 70 км/ч (предложить автору сего опуса испытать на себе эти цифры. Не поймет. А жаль). Только новая Армата может соперничать с этим (См. выше).

Однако, как и в случае с роскошными автомобилями, стоимость содержания танков T-80 была невероятно высокой. В самых непроходимых местах эта машина сжигала один литр топлива за один километр (Тигр II "кушал" 800 литров на сто км. А наш-то. При запасе 1840 литров … это мне до Бллаговещенска и обратно и еще 400 км. Утру скупую слезу и куплю). Вот почему несколько лет назад инженерам-оружейникам завода «Уралвагонзавод» (вот не знал. Санкт-Петербург и "Уралвагонзавод" это одно и то же оказывается) было предложено решить эту проблему и модернизировать танки.

В результате каждый танк теперь разбирается болт за болтом. Для разборки 46-тонных монстров  ( Странно. 64-тонный "Абрамс" – не монстр, "Меркава" – тоже. Даже "Леклерк". А наш. Может я не так понимаю значение слова Монстр) требуется пять человек, кран и до четырех дней.

После этого монтажники, сборщики, «оптики» и электрики начинают свою работу.

Часть команды занята модернизацией двигателя. В отличие от своих братьев – дизельных двигателей – (Мне смутно вспоминается школа. Что-то здесь со знаками препинания, не так) танки Т-80 имеют турбомоторы, такие как двигатели самолетов (Я знаю такие. Например АвиаБеланка "Турбо Викинг" 300А, Цессна 210 "Турбо Центурион", Цессна Т303 "Крусейдер", Цессна Т310, ФФА АС202 "Тёбин Браво", Лэйк Ла-250 "Турбо Ренегейд", Пайпер Па-23 "Ацтек" Ф и много других. Поищите в тырнете фото). T-80 даже звучат, как самолет при взлете с взлетно-посадочной полосы.

Полный цикл модернизации занимает до 60 дней для каждого танка. В течение этого периода двигатель проверяется, изношенные детали заменяются новыми, и двигатель помещается на подставку, чтобы «сердце» металлического монстра (опять монстр) можно было точно настроить.

Все провода и электроника T-80 разбираются и припаиваются снова и снова (Может с припоем чего. Или паяльники мощней надо). Электронные системы машины собирают пыль в ангарах более 30 лет с момента распада Советского Союза.

Готовые партии новоиспеченной (Б…ть. Они пекутся или припаиваются?) электроники помещаются в тележки и опускаются в цех, где они устанавливаются в танки.

Рядом с людьми, работающими на проводах (там в цеху еще и ЛЭП есть?), находится пожилой коренастый человек, который работает с увеличительными стеклами (Так и не понял. Он очкарик как и я? Или стекла протирает?). Он отвечает за приборы ночного видения, лазерные и оптические прицелы (А! Как там техника, в порядке? Отвечаю!).

Кроме того, механики и монтажники должны изучить все системы стрельбы Т-80. Каждая 125-мм пушка удаляется из танковых башен — холостые патроны (это еще откуда?) затем выстреливаются из каждой посреди мастерской, чтобы проверить механизм. Гул (?????) настолько громкий, что окна вибрируют, а стены дрожат (Аффтар на стрельбище был когда-нибудь?).

Когда заменены все детали, системы охлаждены (скоропорт наверно), электроника установлена, двигатель отточен (вот не знал, что двигатели со временем тупятся), а необходимые нюансы зафиксированы (Но прибежали санитары и зафиксировали нас), команда из девяти человек начинает сборку танка.

Готовая модель (не указан масштаб) отправляется на полигон, где перед отправкой в армию, они должны преодолеть около 100 км и «прыгать» по вырубленным деревьям, канавам и траншеям (Говорил же, инженерная машина).

После всех испытаний на заводе и полигоне обновленные машины Т-80 собираются под одной крышей. Там они ждут прибытия военных, которые проведут собственные испытания, после чего их отправят (обратно на завод, где … Сотни людей медленно волочат ноги от железнодорожного вокзала и близлежащих домов к 61-й мастерской танкового ремонтного завода) в воинские части, охраняющие границы России на Крайнем Севере (А мы пойдем на Север … вернемся, не будет никого. Не будет Лягушонка и косточек его. Эх бедный малый).

alternathistory.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *