Карманный «Тигр» | Warspot.ru

Одним из любимых занятий многих танковых экспертов, а также людей, считающих себя таковыми, является составление рейтингов. Как правило, в них создатели пытаются определить лучший танк. И если здесь за долгие годы выработалось хотя бы какое-то подобие системного подхода, то с выявлением худших боевых машин дело обстоит сложнее. Нередко составители рейтингов «самых плохих танков» делают свой выбор по непонятной системе и называют самые разные боевые машины — причём некоторые из них такой позорный ярлык получают не совсем заслуженно.

Если же исходить из соотношения характеристик танка, времени его появления на поле боя и боевой эффективности, то одним из худших танков Второй мировой войны окажется немецкий Pz.Kpfw.I Ausf.F. Концептуально очень похожий на британский Infantry Tank Mk.I, он появился на фронте в середине Второй мировой войны, имея крайне сомнительные для этого времени характеристики.

Штурмовой малыш

В отношении французских военных звучат очень часто вполне справедливые упрёки в том, что в период между мировыми войнами они готовились к войне прошедшей. Но не стоит забывать, что и в других странах хватало военачальников, полагавших, что в грядущей войне будут происходить сражения, очень похожие на битвы Первой мировой войны. Были подобные полководцы и в немецкой армии. В их числе оказался и генерал-полковник Вальтер фон Браухич, 4 февраля 1938 года назначенный на должность главнокомандующего сухопутными войсками вермахта.

Нельзя сказать, что фон Браухич был закоренелым консерватором, но некоторые его решения вызывают вопросы. Герой этой статьи появился как раз благодаря указанию, отданному Браухичем 24 ноября 1938 года. Связано это указание было с тем, что немцы готовились не только к манёвренной войне, но и к штурму заблаговременно подготовленных и глубоко эшелонированных линий обороны. Из соседей Германии таковые имелись у Чехословакии, Бельгии и Франции. Для «вскрытия» укреплений предполагалось использовать зенитную артиллерию, а также специализированные самоходные установки. Одна из них, Pz.Sfl.IVa, даже дошла до стадии опытных образцов и повоевала. Правда, уже в качестве истребителя танков.

Полноразмерный макет VK 18.01. Его башня ещё не получила жестяного «воротника»

Использование зенитной артиллерии для борьбы с укреплениями, а также создание в этих целях специальных САУ выглядели разумно. Но фон Браухич своим указанием дал жизнь и идее создания тяжёлых танковых рот, задачей которых также должна была стать борьба с вражескими линиями обороны. Для этого требовались танки с максимально возможной защитой.

Сама по себе идея сделать танк с противоснарядным бронированием не выглядела плохой. Вопрос в том, какие именно танки захотела для этих целей In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных войск). Первый из них, VK 65.01, более-менее соответствовал поставленным задачам. С боевой массой в 65 тонн он должен был иметь броню толщиной до 80 мм и вооружение в виде короткоствольного орудия калибром 105 (позже 75) мм.

Второй же танк ничего, кроме недоумения, не вызывает. В 6-й отдел Департамента вооружений пришел запрос на машину, аналогичную по функциям… лёгкому танку Pz.Kpfw.I. То есть на двухместную боевую машину с экипажем из двух человек и двумя пулемётами в качестве вооружения. При этом уровень защиты такого танка ограничивался только одним параметром — грузоподъёмностью понтонных переправ, составлявшей 18 тонн.

Таким был опытный образец VK 18.01. Машина несколько отличалась от серийного танка, в том числе и конструкцией траков

На тот момент концерн Krupp, разработчик основной серии Pz.Kpfw.I, оказался «оттёрт» от разработки новых машин. Отказавшись от работы по спецификациям, разработанным Генрихом Книпкампом, концерн сам себя лишил перспектив по дальнейшему развитию проекта La.S. По состоянию на конец 1938 года работами по лёгкому танку, позже получившему обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.C, занималась компания Krauss-Maffei (Krauss & Comp.-J. A. Maffei AG) из Мюнхена. На тот момент машина, называвшаяся VK 6.01, всё ещё находилась на стадии проектных работ, причём в их ходе внешний вид VK 6.01 сильно видоизменился. Вполне естественно, что контракт на немецкий «малый танк тяжёлого бронирования» тоже передали Krauss-Maffei. Разработку башни традиционно доверили заводу Daimler-Benz AG Werk 40 в Мариенфельде (южная часть Берлина).

То, что Krauss-Maffei получил задание, отнюдь не означало, что работы над проектом танка, получившим обозначение VK 18.01 (гусеничное шасси 18-тонного класса, первый образец), тут же начнутся. Как уже упоминалось, на тот момент основным заданием фирмы было создание VK 6.01, а оно затягивалось. Во многом это было связано с переделкой конструкции ходовой части.

Примерно в это же время очень похожее на VK 18.01 задание — трёхместный танк с максимально возможной броневой защитой — было поручено компании MAN. Эта машина получила индекс VK 16.01. Поразмыслив, в 6-м отделе Департамента вооружений решили эти проекты объединить. При этом речь не шла о том, что две фирмы будут делать один танк. Тем не менее очень похожие технические задачи наводили на мысль, что по ряду узлов и агрегатов эти машины вполне можно унифицировать.

Рабочее место командира, который был также наводчиком и заряжающим. В отличие от «обычного» Pz.Kpfw.I, здесь было довольно просторно

19 ноября 1939 года состоялось совещание, в котором участвовали представители обеих компаний. На нём было принято соглашение об объединении усилий, при этом в большей степени использовались имевшиеся наработки по шасси Krauss-Maffei. Что вполне логично, поскольку к тому моменту прогресс по VK 6.01 был довольно значительный, работы приближалось к финальному варианту. Разумеется, речь шла только о концепции, поскольку в три раза большая масса не позволяла использовать ходовую часть лёгкого танка в неизменном виде. От VK 6.01 обе тяжело бронированные машины получали схему с пятью опорными катками на борт, переработанную подвеску, а также двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 лошадиных сил.

На Krauss-Maffei возлагалась разработка переделанной ходовой части, включая траки. Фирма MAN тоже не оставалась без работы: на её долю выпала разработка ведущих колес, бортовых передач и главной передачи. В танке было решено использовать коробку передач ZF SSG 47. Каждая из фирм строила по 4 опытных шасси, при этом Krauss-Maffei делала для себя и MAN 8 комплектов ходовой части, а MAN — 8 комплектов трансмиссий и ведущих колёс.

Более продуманным оказалось и рабочее место механика-водителя

29 декабря 1939 года In 6 дала добро на изготовление нулевой серии VK 18.01. Krauss-Maffei изготавливала 30 шасси, а Daimler-Benz — 30 башен. Подбашенные коробки в контракт не входили, поскольку корпус танка на сей раз представлял единое целое.

Новая башня Daimler-Benz сильно отличалась по конструкции от предыдущих разработок. Она имела прямые углы наклона бортов и кормы, но при этом на ней зачем-то крепился кожух сложной формы, стенки которого имели наклон. Не совсем понятно, в чём была причина появления этой бутафории.

Все смотровые приборы разместились в крыше башни, чтобы не ослаблять её борта. Толщина стенок башни и орудийной маски составляла 80 мм. Толщина корпуса в лобовой проекции и с бортов составляла 80 мм, а с кормы — 60 мм. Такое бронирование обеспечивало надёжную защиту от огня 50-мм противотанковой пушки Pak 38. Несмотря на то что концерн Krupp даже не участвовал в конкурсе, обиженным он не остался. Броневые листы и для корпуса, и для башни танка изготовлялись в Эссене. Контракт с Krupp на 30 комплектов брони заключили 3 февраля 1940 года. Что же касается опытного образца VK 18.01, то его решили строить из неброневой стали.

Отдельно стоит упомянуть вариант VK 18.01, который так и не был построен в металле, но усилиями некоторых историков был «запущен в серию». Речь идет о проекте VK 18.02, датированном 9 июля 1940 года. Это был всё тот же VK 18.01, но с другой коробкой передач. Вместо SSG 47 в нем было предложено использовать 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach SRG 15319 с механизмом поворота LG 45 R. Дальше проекта эти работы не пошли, серийные танки оснащались коробками передач SSG 47.

В условиях отсутствия целей

Согласно утверждённым в апреле 1940 года планам, первый танк нулевой серии предполагалось собрать в декабре 1940 года, а последний — в марте 1941-го. Первые комплекты брони концерн Krupp должен был поставить в ноябре 1940 года. В реальности за 1940 год Krupp изготовил лишь один комплект брони для корпуса и два комплекта листов для башен. При этом все эти детали были сделаны из неброневой стали и предназначалось для прототипа. Опытную машину собрали на Krauss-Maffei к 17 июня 1940 года.

Pz.Kpfw.I Ausf.F, серийный номер 15329, предпоследняя машина нулевой серии

Комичность разворачивавшейся вокруг немецкого малого танка тяжёлого бронирования ситуации заключалась в том, что к моменту выхода на испытания целей для него не осталось. Линию Мажино и другие эшелонированные участки обороны своих противников немцы взяли безо всяких танков с противоснарядным бронированием. К этому моменту выяснилось также, что танк должен обладать не только бронёй, но и высокой подвижностью. Ведь тех же французов ставка, сделанная на броню, привела к поражению в войне. Char B1, Renault D2, Renault R 35 и другие танки с хорошей защитой, но посредственной подвижностью не смогли защитить Францию от блицкрига.

Кроме того, опыт французской кампании показал, что танкам крайне нежелательно пересекать отметку в 30 тонн боевой массы. Жертвой ограничения боевой массы оказался 65-тонный проект VK 65.01, его разработку отменили в октябре 1940 года. Всё говорило о том, что следует отменять и VK 18.01, но сделать этого никто не догадался, ведь его боевая масса не превышала 30 тонн. Так бюрократическая машина Третьего рейха просто «не заметила» танк, который Германии был уже совсем не нужен.

Этот же танк с открытыми люками. Они кажутся маленькими, но на деле обеспечивают вполне удобный доступ в машину

Концерн Krupp сильно затянул поставки комплектов брони. Тем не менее уже к 30 сентября 1941 года отгрузка листов для нулевой серии закончилась. Что же касается Krauss-Maffei, то здесь ситуация оказалась более запущенной. Фирма продолжала возиться с другим лёгким танком, VK 6.01. Между тем на горизонте уже маячил контракт на VK 18.01 первой серии. В In 6 предполагали заказать сразу 100 танков с запуском производства в конце 1941 года.

Ход событий показал, что в Инспекции моторизованных войск сидели откровенные оптимисты: первые VK 18.01 нулевой серии покинули Мюнхен только в марте 1942 года. Внешне эти машины несколько отличались от прототипа. Для начала, на танк установили радиостанцию Fu 2. С учётом результатов испытаний опытной машины шаг трака был уменьшен со 160 до 130 мм. Небольшие изменения в передней части претерпел корпус, а бортовые люки стали меньше в диаметре. На орудийной маске появились ограждения для защиты пулемётов, а на кормовом листе корпуса появились запасные траки и блок приборов дымопуска.

В отличие от опытного образца, серийные танки оснащались радиостанциями

Серийное производство танка продолжалось неспешными темпами. Машины получили серийные номера 15301–15330. В мае было выпущено сразу 12 штук, затем случился перерыв в 2 месяца, далее небольшими партиями танки выпускали вплоть до декабря 1942 года.

За это время произошло два события, имевших отношение к VK 18.01. Во-первых, танк получил обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.F. Во-вторых, в конце июня 1942 года чиновники In 6 начали о чём-то догадываться. 1 июля заказ на танки 1-й серии был отменён. Тем не менее, немецкой армии отгрузили 30 танков с крайне сомнительными боевыми качествами.

В бой хоть куда-нибудь

Первоначально Pz.Kpfw.I Ausf.F определили в весьма специфичную, но все же хоть как-то подходящую для его первоначальных задач часть. 30 мая 1942 года был сформирован 66-й танковый батальон особого назначения. Предназначалось это подразделение для вполне конкретной задачи – штурма Мальты, который планировался под названием «Операция Геркулес». Пять Pz.Kpfw.I Ausf.F вошли в состав 1-й танковой роты, куда также попали пять Pz.Kpfw.II Ausf.J и двенадцать Pz.Kpfw.IV в тропическом исполнении. Командовал ротой обер-лейтенант Бетке. Вторая рота 66-го батальона получилась еще более экзотической: туда попали трофейные КВ-1, КВ-2 и Т-34.

Батальону, впрочем, так и не пришлось штурмовать Мальту – в июне операцию «Геркулес» отменили. Это стало лишь началом злоключений батальона.

Один из танков 66-го танкового батальона особого назначения

27 июля было принято решение разделить 66-й танковый батальон пополам. Его 1-я рота отправилась под Ленинград, причем не куда-нибудь, а в район Мги, местность болотистую и, мягко говоря, не особо подходящую для этих танков. Роту подчинили 12-й танковой дивизии, при этом число Pz.Kpfw.I Ausf.F в ней выросло до 7. На месте машины получили двухцветный камуфляж. Долго сидеть без дела батальону не пришлось – в конце августа 1942 года началась Синявинская операция.

Осмотр прибывшей в районе Мги матчасти. В черной форме и фураже спиной к фотографу стоит обер-лейтенант Бетке, командир 1-й роты 66-го танкового батальона особого назначения

К 10 сентября, когда состоялся боевой дебют Pz.Kpfw.I Ausf.F, шесть из семи машин были в исправном состоянии. В тот день танки пошли в атаку на Тортолово, и финал боя оказался совсем не таким, каким представлялся немецкому командованию. Бетке был смертельно ранен и умер 12 числа. Из принимавших участие в бою Pz.Kpfw.I Ausf.F два было уничтожено, а два застряло в болоте. К 24 сентября один танк удалось эвакуировать. Два дня спустя еще одну машину немцы потеряли на марше. Позже один танк пришлось отправить на ремонт.

Pz.Kpfw.I Ausf.F месит грязь на Волховском фронте. Широкие гусеницы обеспечивали вполне достойную проходимость

Нельзя сказать, что Pz.Kpfw.I Ausf.F оказался совсем бесполезным: благодаря широким крепким гусеницам и толстому днищу этот танк порой изображал из себя минный трал. 2 октября 1942 года роту окончательно включили в состав 12-й танковой дивизии, где она стала 8-й ротой 29-го танкового полка. По состоянию на декабрь 1942 года пять Pz.Kpfw.I Ausf.F этого подразделения все еще находились в рабочем состоянии. 23 января в полк прибыло еще пять таких машин. В феврале три танка оказались потеряны в бою, еще два были списаны в апреле 1943 года. По состоянию на май четыре танка входили в состав штаба 2-го батальона, еще одна оставалась в составе 8-й роты. Последнее упоминание об этих машинах датировано 10 июля.

Прибытие в район боевых действий 2-й полицейской танковой роты. Под конец боевой карьеры Pz.Kpfw.I Ausf.F использовались в основном карателями

Следующей частью, которая получила Pz.Kpfw.I Ausf.F, стал 2-й батальон 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. Туда попало восемь танков этого типа, а также два Pz.Kpfw.I Ausf.C, сочетание весьма сомнительное. Впрочем, на тот момент 1-я танковая дивизия находилась в оккупированной Греции, так что боевых действий с ее участием не намечалось. К ноябрю дивизия оказалась под Киевом, где ей пришлось столкнуться с частями советской 3-й гвардейской танковой армии. Здесь броня Pz.Kpfw.I Ausf. F не особо помогла: к 20 ноября только один танк оставался в рабочем состоянии. Позже один танк удалось вернуть в работу, а один сгорел. С фронта машины вывели в промежутке между 10 и 21 декабря, под конец года в 1-м танковом полку остался один Pz.Kpfw.I Ausf.F.

Pz.Kpfw.I Ausf.F с серийным номером 150329 из 2-й полицейской танковой роты, захваченный в Белоруссии. НИП ГБТУ КА, осень 1944 года

Еще шесть танков данного типа оказались в 221-й танковой роте, которая, подобно 66-му танковому батальону, имела весьма разношерстный состав. Летом 1943 года эти танки использовались в контрпартизанских операциях на территории Белоруссии. По состоянию на 11 марта 1944 года рота все еще имела в своем составе 5 танков Pz.Kpfw.I Ausf.F, из них 4 в рабочем состоянии. Вероятнее всего, именно один из этих танков ныне находится в экспозиции музея возле замка Калемегдан, что в Белграде.

Из-за характерной эмблемы полка в СССР машина получила обозначение «Танк Медведь»

К карателям попали и остальные Pz.Kpfw.I Ausf.F. 17 мая 1943 года пять этих танков (часть из них – отремонтированные, из других подразделений) оказалось во 2-й полицейской танковой роте. Там они заменили трофейные Panzerkampfwagen 35R (f). Роту прикомандировали к 4-му полицейскому полку СС, который с августа 1943 года действовал на территории Белоруссии. По состоянию на июнь 1944 года полк и танковая рота находились в полосе действия 4-й армии. Здесь каратели разделили судьбу остальной группировки, попав под удар частей 1-го Прибалтийского фронта. Остатки 2-й танковой роты прибыли в августе 1944 года в Вену.

Машина досталась в неплохом техническом состоянии

Среди оставленной 2-й полицейской танковой ротой матчасти оказался и Pz.Kpfw.I Ausf.F с серийным номером 150 329, выпущенный в ноябре 1942 года. Согласно документам, он прибыл на НИП ГБТУ КА в конце лета 1944 года. Интересно, что в документах он обозначается как «танк Медведь». Это название он получил благодаря тому, что на лбу и корме корпуса красовалась полковая эмблема в виде медведя. Испытаний танка не проводилось, дело ограничилось техническим описанием машины.

Схема подвески Pz.Kpfw.I Ausf.F, составленная специалистами НИП ГБТУ КА

Позже, осенью 1945 года, танк все же привлек снимание специалистов полигона. Дело в том, что его ходовая часть была достаточно специфичной, а на полигоне шла работа по изучению торсионной подвески танков разного типа. Так подвеска этого танка попала в научную работу по торсионным подвескам, к которой прилагался альбом чертежей.

Подвеска танка, иллюстрация из альбома торсионных подвесок, подготовленных НИАБТ Полигоном в 1945 году

Как можно заметить, единственным задачей, с которой более-менее справлялись Pz.Kpfw.I Ausf.F, оказалось участие в контрпартизанских операциях. Этому способствовала мощная броня и крепкая ходовая часть, хорошо «державшая» мины. Но создавали Pz.Kpfw.I Ausf.F совсем для других задач. К тому моменту, когда этот танк попал на фронт, его эффективность на нормальном поле боя приближалась к нулевой.

Здесь можно, конечно, вспомнить схожий британский Infantry Tank Mk.I, но его концепция родилась в середине 30-х годов. А немецкий «легкий танк тяжелого бронирования» даже проектировался во время, когда уже было ясно, что чисто пулеметные танки не нужны. Кроме того, совершенно непонятно, что бы делали эти машины с укреплениями, которые они должны были штурмовать. Таким образом, Pz.Kpfw.I Ausf.F можно назвать вполне неплохим по конструкции танком, разработанным по бездарному техническому заданию.


Источники:

  • Материалы NARA
  • Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
  • Материалы ЦАМО РФ
  • Материалы из фотоархива автора

warspot.ru

Как создавался танк Panzerkampfwagen I » Военное обозрение

Версальский мирный договор запрещал Германии иметь бронетанковые войска. Тем не менее, уже в середине двадцатых годов Рейхсвер начал прорабатывать вопрос создания новых боевых бронированных машин, и в будущем такие работы дали желаемый результат. К середине следующего десятилетия военная промышленность завершила разработку первого немецкого танка современного облика. Вскоре в войска пошли серийные машины Pz.Kpfw.I, поставка которых дала старт созданию Панцерваффе.

Во второй половине двадцатых годов сразу несколько немецких предприятий, не обращая внимания на условия Версальского мира, проработали целый ряд новых проектов бронетехники. Были разработаны, построены и испытаны машины нескольких типов, но они не устроили армию, и работы были продолжены. Новый этап бронетанковой программы стартовал в 1931 году по приказу инспектора автомобильных войск генерала Освальда Лутца. В проработке требований к новой технике ведущую роль сыграл Гейнц Гудериан, позже получивший большую известность.



Первый прототип шасси Kleintraktor

Задание 1931 года предусматривало разработку и строительство перспективного легкого танка с массой до 5 т и пушечно-пулеметным вооружением. Машина должна была показывать максимально возможные характеристики, но во главу угла ставилась технологичность и простота производства. Изначально планировалось построить большое количество линейных танков для подготовки личного состава и возможного участия в боях. Позже новый танк мог стать основой для техники иных классов.

До определенного времени немецкие военные и инженеры старались поддерживать секретность. По этой причине проект нового танка изначально получил наименование Kleintraktor – «Малый трактор». Чуть позже появилось официальное название Landwirtschaftliche Schlepper («Сельскохозяйственный трактор») или La.S. В 1935 году ввели обозначения M.G. Panzerwagen и M.G. Kampfwagen («Пулеметная боевая машина») и только после этого появилось самое известное название – Panzerkampfwagen I или Pz.Kpfw.I.

К программе разработки танков привлекли сразу четыре ведущие компании германской оборонной промышленности. Свои варианты проекта, соответствующего заданию заказчика, предложили компании Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall. Проект компании «Крупп» был представлен уже в середине 1931 года, но заказчик потребовал изменить его. По опыту испытаний предыдущих образцов, было предложено перекомпоновать разработанный танк. Предполагалось, что перенос ведущих колес в переднюю часть корпуса улучшит характеристики шасси.

В начале марта 1932 год Рейхсвер и «Крупп» подписали контракт на завершение разработки проекта и последующее строительство опытного шасси нового типа. Опытный Kleintraktor должен был выйти на испытания к началу июля того же года. При этом конструкторам предстояло вновь доработать проект в соответствии с обновленными требованиями.

Во избежание утечек информации и негативных последствий разработка нового легкого танка была разделена на два самостоятельных проекта. Первый предназначался для создания шасси, тогда как целью второго было проектирование надстройки и башни. Подбашенную коробку и боевое отделение планировалось разработать лишь к концу осени 1932 года, причем с определенного времени одновременно создавалось два проекта: одним занимались инженеры Krupp, вторым – Daimler-Benz.


Схема серийного La.S. / Pz.Kpfw.I Ausf.A

Весной и летом 1932-го заказчик несколько раз вносил коррективы в существующее техническое задание. Это усложняло разработку проекта и приводило к смещению сроков. Опытный «Кляйнтрактор» начали строить с заметным опозданием относительно изначального графика. Его представили заказчику только в последних числах июля – почти через месяц после изначально определенной даты.

Был построен объект с открытым корпусом из конструкционной стали. В передней части машины находились устройства трансмиссии, рядом с которыми помещался водитель. В центре оставалось место для боевого отделения, а корму занимала силовая установка. «Малый трактор» имел бензиновый двигатель Krupp M.301 мощностью не более 52 л.с. К этому времени были определены основные особенности ходовой части, более не изменявшиеся. В передней части корпуса находились крупные ведущие колеса, за которыми находились четыре опорных катка и направляющие колеса, опущенные на грунт. В составе подвески использовались листовые рессоры и пружины. Снаружи на ходовой монтировались характерные продольные балки.

При создании проекта конструкторам не удалось выполнить все технические требования. Машина весила почти 3 т, что на 300 кг превышало ограничения военных; недостаточно мощный двигатель позволял разогнаться всего до 28 км/ч вместо требуемых 50-54 км/ч. Также имелись некоторые иные проблемы и недочеты как конструктивного, так и технологического характера. После недолгих испытаний началась доработка проекта и построенной опытной машины. В самом начале осени состоялись новые испытания, и 19 сентября комиссия Управления вооружений Рейхсвера официально приняла ее.

Доводка первого опытного шасси не дала все желаемые результаты, и потому в конце 1932 и в начале 1933 года компания Krupp переработала проект в целом. Одновременно с изменением шасси продолжалась разработка надстройки с башней. Работы в этом направлении затянулись по вине заказчика. Осенью 1932 года армия решила, что новый танк не нуждается в 20-мм пушке, которую следует заменить пулеметом. Потребовалась серьезная переработка частично готового проекта башни. В итоге как шасси, так и башню для него удалось завершить только в первых месяцах следующего 1933 года.


Весной 1933 года, еще до завершения основных конструкторских работ, армия заказала строительство пяти опытных шасси обновленной версии. В отличие от единственного предшественника, эти Kleintraktor должны были строиться из броневой стали и нести надстройку с оружием. Заказ предусматривал сдачу пять полноценных опытных образцов к середине июля. Далее военные планировали провести все необходимые испытания, включая стрельбу, и вынести окончательное решение по всему проекту.


Новейшие Panzerkampfwagen I на марше

Уже после начала строительства требуемой техники Управление вооружений сообщило о планах на закупку первой серии из 150 бронемашин. Кроме того, в этот период рабочее название «Кляйнтрактор» заменили на Landwirtschaftliche Schlepper или La.S.

В связи с различными проблемами фирма «Крупп» вновь отклонилась от графика. Первую машину вывели на испытания только через несколько дней после крайнего срока, в конце июля, а оставшиеся – в начале августа. При этом речь шла только о шасси. В ходе разработки боевого отделения вновь возникли проблемы, в результате чего пять новых прототипов остались без надстроек и башен.

Вероятно, по причине задержек при строительстве опытных образцов, заказ на первую серийную партию разделили между несколькими производителями. Основным изготовителем танков назначили компанию Krupp, которой предстояло собрать 135 машин. Также к работам привлекли Daimler-Benz, Grüsonwerke, Henschel, MAN и Rheinmetall. Каждая из этих организаций должна была представить по три танка и показать свой потенциал в контексте выпуска новой бронетехники. Шесть контрактов на первую серийную партию танков были подписаны уже в июле 1933 года, до завершения испытаний. Последние машины по этому заказу должны были выйти из цеха к лету 1934-го.

Работы вновь отстали от графика, и полторы сотни шасси были достроены только осенью 1934 года. Однако это было не самой серьезной проблемой. Надстройка и башня от фирмы «Крупп» все еще не были готовы к серийному производству и монтажу на выпущенные шасси. В результате этого компания лишилась контракта на этот проект, и башней занялась фирма Daimler-Benz. Новый вариант верхней части корпуса и боевого отделения появился только в следующем году. Были изготовлены несколько десятков надстроек из броневой стали, которые тут же установили на имеющиеся шасси. По очевидным причинам, бронетехника в такой комплектации в дальнейшем использовалась только в качестве учебной.

К этому времени ключевые посты в военном и политическом руководстве Германии заняли Адольф Гитлер и его соратники. Дальнейшее развитие проекта La.S., равно как и других разработок военного назначения, теперь велось с прицелом на дальнейшее строительство полноценной армии со всеми желаемыми возможностями. Впрочем, до определенного времени нацисты не торопились открыто заявлять о своих планах и продолжали вести работы в атмосфере секретности.


Танк на фронте

С начала 1934 года военное и политическое руководство Германии занималось составлением новых планов по строительству бронетанковых войск, и неоднократно меняло свое мнение. К примеру, в середине весны было решено выпустить вторую серию танков La.S. и на этом завершить их строительство для высвобождения производственных мощностей для нового танка La.S. 100 (будущий Pz.Kpfw.II). Чуть позже планы серьезно изменились. Вторую серию увеличили до 300 машин, а в дальнейшем общее количество танков решили довести до 1000 единиц. При этом речь шла о полноценных боевых машинах с броневыми корпусами и надстройками, а также с пулеметным вооружением.

Компания Krupp уже не могла справиться с запланированными заказами самостоятельно. К работам вновь привлекли пять других организаций. К июлю 1935 года шесть фирм совместными усилиями должны были довести общую численность La.S. до тысячи. Наиболее заметный вклад в выпуск техники внес завод Grüsonwerke. Без серьезного отставания от графика он передал армии почти 330 танков. Также отличились компании MAN и Henschel, поставившие 160 и 150 танков соответственно.

16 мая 1935 года германские власти официально объявили о создании полноценных вооруженных сил и отказе от дальнейшего соблюдения условий Версальского договора. К этому времени промышленность успела выполнить большую часть заказа на выпуск легких танков La.S., однако Вермахт все еще должен был получить существенные количества техники.

Более не нуждаясь в конспирации, Германия переименовала новый легкий танк. Теперь он назывался M.G. Panzerwagen. Чуть позже ввели название M.G. Kampfwagen. Только весной следующего года появилось самое известное официальное обозначение – Panzerkampfwagen I. Первая серийная модификация была обозначена как Ausführung A. Впрочем, более старые названия забылись не сразу. До определенного времени новые Pz.Kpfw.I продолжали по привычке называть La.S.

По тем или иным причинам, командование решило расширить парк новейших танков. В связи с этим в 1935 году появились заказы на третью и четвертую серии из 152 и 175 бронемашин соответственно. Их строительство велось по базовому проекту Pz.Kpfw.I Ausf.A. В рамках четырех серий несколько предприятий к осени 1936 года сумели построить более 1300 легких танков. На некоторый период бывший «Кляйнтрактор» обеспечил себе почетное звание самого массового танка Вермахта.


Один из сохранившихся Pz.Kpfw.I на военно-историческом мероприятии

Еще осенью 1932 года, до завершения работ по первой версии танка, был предложен проект модернизации. La.S. на тот момент имел недостаточно мощный двигатель, и в новом проекте предлагалось использовать новый мотор мощностью 80 л.с. Более мощный двигатель отличался увеличенными габаритами, из-за чего пришлось увеличить корпус, уменьшить боевое отделение, а также добавить пару опорных катков, переработать подвеску и поднять задние направляющие колеса над грунтом.

Позже проект получил развитие, и в 1935 году появилось предложение об использовании двигателя Maybach NL 388 Tr мощностью 100 л.с. Корпус и ходовую часть вновь пришлось доработать в связи с особенностями силовой установки. Такой проект носил рабочее обозначение La.S.-May. В 1935 году фирма «Крупп» построила и испытала опытный образец такого танка. После некоторой доводки появился заказ на серийное производство.

В январе 1936 года появился заказ на выпуск более 300 новых танков, обозначенных как Pz.Kpfw.I Ausf.B. Производство машин вновь поручили нескольким предприятиям. Через несколько месяцев 72 шасси велели перестроить в командирские танки, в связи с чем появился дополнительный контракт на 150 линейных бронемашин.

По известным данным, до конца 1937 года четыре завода совместными усилиями построили четыре сотни танков модификации Ausführung B. В первую серию входило около 250 машин, во вторую – около 150. Общая численность построенных танков двух модификаций превысила 1500 единицы.

В 1936 году Управление вооружений заказало разработку и строительство учебных машин на базе существующих легких танков. Для подготовки экипажей танков Pz.Kpfw.I Ausf.A по-прежнему можно было использовать недостроенные шасси первой партии, оставшиеся без надстроек. Для учебы водителей ЗPz.Kpfw.I Ausf.B требовалась иная техника. В том же году предприятие Grüsonwerke получило заказ на 295 учебных машин, получивших название Schulfahrzeuge. Такая техника представляла собой танковое шасси с легкой надстройкой из конструкционной стали.


Танк Pz.Kpfw.I Ausf.B в музее

Чуть позже появилась учебная машина Umsetz-Fahrzeuge. Она так же основывалась на конструкции серийного танка и не имела броневой надстройки с вооружением. При этом новый проект позволял переоборудовать учебную машину в полноценный танк путем демонтажа легкой надстройки и установки броневой коробки с башней. Было собрано почти полторы сотни таких машин.

В 1936 году стартовала разработка двух проектов, предназначавшихся для выхода на международный рынок. На основе танка Pz.Kpfw.I Ausf.A был разработан упрощенный и облегченный образец под названием Leichter Kampfwagen Ausland (L.K.A.). Позже появился экспортный вариант Pz.Kpfw.i Ausf.B – L.K.B. Для испытаний построили только один танк L.K.A. и три L.K.B. В течение нескольких лет фирма «Крупп» искала заказчиков, но не преуспела в этом деле. В серию экспортные танки не пошли.

Проект Kleintraktor / Landwirtschaftliche Schlepper / M.G. Panzerwagen / Panzerkampfwagen I оказался первой успешной попыткой Германии создать по-настоящему современный и массовый танк. Проектирование стартовало в тот период, когда немецкие власти и промышленность все еще делали вид, что соблюдают условия Версальского договора. Позже к власти пришли нацисты, которые не планировали даже создавать видимость этого. Серийное производство новой бронетехники, ранее скрывавшееся, теперь велось открыто.

Недавно созданный Вермахт за считанные годы получил полторы тысячи легких танков и сотни вспомогательных машин на их базе. При этом продолжалась разработка новых проектов, которые вскоре тоже были доведены до серийного производства. Танк Pz.Kpfw.I дал старт строительству Панцерваффе. Кроме того, он первым отправился на войну – во время боев в Испании. Позже такой технике пришлось работать на всех европейских театрах военных действий Второй мировой войны. Вряд ли Европа, наблюдая за строительством Вермахта, а также производством и применением бронетехники для него, могла представить, чем все это закончится, и каким кошмаром обернется появление немецких танков.

По материалам:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
https://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны 1933-1945. М.: АСТ, Астрель, 2003.

topwar.ru

Боевое применение. Легкий танк Pz. I История, конструкция, вооружение, боевое применение

Боевое применение

Танк Pz.Kpfw.l Aus f. А «сокрушает» все преграды на своем пути — типичный пример пропагандистского фото.

Демонстрация слаженности действий пехотных и танковых частей вермахта в Нюрнберге. 1934 г.

На начальном этапе создания германских бронетанковых войск предполагалось наладить в течение двух лет массовое производство легких танков (Pz.I, Pz.II) и на их базе сформировать костяк моторизованных частей. Параллельно с обучением экипажей машин планировалось закончить разработку и развернуть выпуск средних танков (Pz.HI, Pz.IV), которые в конечном итоге должны были составить основу танковых соединений. Но в реальности события развивались по другому сценарию. Немецкая тяжелая промышленность еще не оправилась в полной мере от последствий первой мировой войны, унизительных ограничений Версальского договора и не смогла оперативно справиться с поставленными перед ней задачами. Не получалось даже производить в достаточном объеме Pz.II, не то что «тройки». Поэтому Pz.I, кроме того, что он стал «танком-первенцем», поступившим на вооружение Panzerwaffe, пришлось еще долгое время составлять большую часть танкового парка Германии.

В 1934 году начались поставки боевых машин в войска и появились первые танковые части. Во многом этому способствовала деятельность нового военного министра генерала Бломберга и генерала Рейхенау, возглавлявшего канцелярию военного министерства. Они придерживались современных военных взглядов и хорошо понимали то значение, какое предстоит сыграть танкам в недалеком будущем. Гитлер тоже, в свою очередь, проявлял неподдельное внимание к новому, динамично развивающемуся роду войск. В конце 1934 года рейхсканцлер присутствовал на показательном выступлении механизированных подразделений вермахта. Хайнц Гудериан рассказывал об этом в своей книге «Воспоминания солдата»: «Я показал Гитлеру мотоциклетный взвод, противотанковый взвод, взвод учебных танков Pz.I, взвод легких и взвод тяжелых бронемашин. Быстрота и точность действий, проявленные нашими подразделениями во время своего движения, произвели на него большое впечатление, и он воскликнул: «Вот это то, что мне и нужно!» После этого события стали развиваться форсированными темпами.

К середине октября 1935 года Германия уже обладала тремя танковыми дивизиями, 1-я дивизия базировалась в районе Веймара (командир- генерал Вейхс), 2-я располагалась в Вюрцбурге (командир — полковник Гудериан), 3-я дислоцировалась в самом Берлине (командир — генерал Фессман). 95 % материальной части этих соединений были укомплектованы танками Pz.I, остальные 5 % приходились на долю Pz.II, производство которого в 1935 году еще только набирало обороты.

Боевой дебют Pz.I состоялся в годы гражданской войны в Испании (1936–1939 гг.), когда Италия и Г ермания буквально с первых дней мятежа стали оказывать военно-техническую помощь генералу Франко. Гитлер и немецкое военное руководство решили воспользоваться благоприятным моментом, соединив «приятное с полезным». С одной стороны — благородная помощь испанским националистам, борющимся против угрозы леворадикального и коммунистического режима, а с другой — прекрасная возможность испытать технику и отработать в настоящих боевых условиях тактику ведения современного боя. По прямому указанию фюрера был создан «добровольческий» легион «Kondor», в состав которого вошли немецкие военнослужащие и техника, действовавшие на стороне франкистов.

В октябре 1936 года легион получил первые девять танков Pz.IA, и уже к концу месяца около Толедо была сформирована механизированная группа «Drohne» под командованием майора Риттера фон Тома. В состав группы входили 88-й танковый батальон, состоявший из двух рот (по три взвода в каждой), и подразделения поддержки (отделение противотанковой артиллерии, огнеметное отделение, автотранспортная секция и ремонтная мастерская), Каждая танковая рота насчитывала 18 боевых машин. Боевую технику обслуживали 180 немецких солдат и офицеров (из 6-го танкового полка), прибывших в Испанию в качестве «туристов».

Танки Pz.IA и их экипажи выстроились в шеренги во время учений в 1934 г. На машины нанесены необычные опознавательные знаки: символы игральных карт (на задних щитках) и белые круги.

Бойцы республиканской милиции ведут огонь, укрывшись за подбитым немецким танком Pz.I Ausf.A. Университетский городок в предместье Мадрида. Ноябрь 1936 г.

Pz.I Ausf.A во время маневров.

Танковая колонна националистов (Pz.I Ausf.A) по дороге на Мадрид. 1936 г.

Первоначально планировалось, что немецкий персонал будет заниматься только инструктажем своих испанских коллег, но на деле самую ответственную и трудную работу пришлось выполнять немецким «волонтерам», А работа оказалась действительно трудной и к тому же весьма опасной. Первая же встреча с советскими танками Т-26, состоявшими на вооружении республиканцев, наглядно продемонстрировала полное превосходство этих боевых машин. 28 октября 1936 года Pz.IA поддерживали атаку кавалерии националистов и были контратакованы республиканскими танками. Немецкие танки с их тонкой броней и слабым вооружением оказались легкой мишенью для 45-мм орудий, стоявших на Т-26. С началом поставок Советским Союзом республиканцам БТ-5 положение еще больше осложнилось.

В декабре 1936 года в Испанию прибыла первая партия (19 машин) Pz.IB, и группу «Drohne» перебросили под Мадрид, где она принимала участие в штурме города, неся серьезные потери. Удрученный этим, фон Тома объявил, что заплатит за каждый захваченный республиканский танк 500 песет. Этот шаг, надо сказать, принес свои плоды. В марте 1937 года в состав группы «Drohne» была включена целая рота, полностью укомплектованная трофейными советскими Т-26.

В августе 1937 года началась коренная реорганизация группы, ставшей к марту 1938 года испанской частью «Bandera de Carros de Combate de la Legion». В организационном плане она являлась частью испанского Иностранного легиона и состояла из двух батальонов: 1-й был вооружен немецкими легкими танками Pz.I (модификации «А» и «В»), 2-й- советскими Т-26. Батальоны участвовали в самых кровопролитных и ожесточенных сражениях 1938–1939 гг.: под Теруэлем и Брунете, на реке Эбро, в Каталонском прорыве.

В ходе боевых действий предпринимались попытки усилить огневую мощь немецких танков — на одной из машин 88-го батальона немцы увеличили высоту башни и установили итальянскую 20-мм зенитную пушку «Breda» model 1935. Республиканцы, в свою очередь, тоже переоборудовали несколько захваченных танков Pz.I, вооружив их французскими противотанковыми легкими 25-мм орудиями Hotchkiss. Но эксперименты оказались неудачными, слишком страдала от перегрузки и без того не блиставшая надежностью ходовая часть.

Во время испанской войны погибло 7 немецких танкистов, В знак уважения заслуг и помощи, оказанной Франко и его сторонникам, личный состав танковых частей легиона «Kondor» принимал участие 19 мая 1939 года в параде франкистских войск, устроенном в Мадриде в честь победы.

Всего около 180 танков Pz.I (Ausf.A, Ausf.B и Kleiner Panzerbefehlswagen) принимали участие в боях в составе легиона «Kondor» и частей националистов. Некоторые из них продолжали службу в испанской армии вплоть до конца 40-х годов.

Тем не менее, танки Pz.I не отличались надежностью. Конфуз произошел в марте 1938 года во время аншлюса Австрии. Легкие немецкие танки не выдерживали длительных маршей и десятками выходили из строя. И это, учитывая качество австрийских дорог. 2-я танковая дивизия генерала Гудериана по пути в Вену (420 км) растеряла не менее трети своих машин (в основном Pz.I). Обочины шоссе были усеяны бронетехникой. Пришлось в срочном порядке улучшать систему работы эвакуационно-ремонтных служб, что было сделано незамедлительно. Результаты не заставили себя долго ждать.

В октябре 1938 года Гитлер при попустительстве Англии и Франции оккупировал Судетскую область, принадлежавшую Чехословакии. На сей раз особых проблем с танками не наблюдалось, благодаря тому, что большая их часть перевозилась на специально оборудованном для этих целей автотранспорте.

Еще в 1938 году командование вермахта пришло к выводу, что Pz.I морально и технически устарел и не может выступать в роли основного боевого танка, тем не менее, к началу второй мировой войны его доля в Panzerwaffe составляла почти 50 %.

1 сентября 1939 года немецкие войска пересекли границу Польши. В первых эшелонах наступающих сил находились мобильные соединения: 7 танковых дивизий (1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 10-я, «Kempf»), 4 легкие (1-я, 2-я, 3-я и 4-я) и 4 моторизованные пехотные дивизии. В их составе действовало 1445 танков Pz.I, причем в каждой дивизии их количество было различным.

Самая мощная 1 — я танковая дивизия (в ней находилось больше всего средних танков) располагала 85 Pz.I всех модификаций, в то время как 2-я и 3-я имели 300 таких машин (по 150 в каждой), 5-я танковая насчитывала 150 танков. «Kempf» и 10-я танковые дивизии, имевшие в своем составе по одному танковому полку, не могли «похвастаться» большим количеством «единиц» — 78 и 73 машины соответственно. Меньше же всего Pz.I воевало в легких дивизиях: в 1-й — 54, 2-й — 47, 3-й — 47 и 4-й — 41.

Танки Pz.IA, состоявшие на вооружении франкистских войск (Иностранный легион). На одной из машин установлена 20-мм пушка «Breda». На заднем фоне видны трофейные республиканские Т-26.

Франкистский Pz.I Ausf.A в Каталонии. 1939 г.

Польская армия смогла выставить против захватчиков около 900 танков. Реально же из этого числа танками можно было назвать всего несколько сотен машин: 132 легких танка 7ТР, 102 FT-17 (машины времен первой мировой войны, некоторые из которых были модернизированы), примерно 50 R-35 и 3 Н-35, 38 6-тонных Vickers. Остальная часть (574 машины) представляла собой танкетки (ТК и TKS). Поляки называли их легкими разведывательными танками. Танки действовали в составе легких танковых батальонов и рот, танкетки — в составе пехотных дивизий, кавалерийских бригад и небольших отдельных подразделений. Кроме того, существовала 10-я механизированная бригада и находилась в стадии формирования Варшавская моторизованная бригада.

Командирский танк KI.Pz.Bf.Wg. во время Польской кампании. 1939 г.

Танк Pz.I В в пригороде Варшавы. Сентябрь 1939 г.

Немецкие легкие танки несли большие потери в ходе боев с польскими войсками, несмотря на то, что те испытывали острую нехватку противотанковых средств. Так, 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии при прорыве пограничных укреплений, которые обороняла Волынская кавалерийская бригада, потерял за несколько часов 11 Pz.I от огня 37-мм противотанковых орудий Bofors wz.36 и противотанковых ружей. Весьма эффективными оказались даже танкетки, когда им удавалось из засады обстреливать бронебойными пулями бензобаки и моторное отделение. Если же Pz.I попадал под огонь 75-мм польской полевой пушки, стрелявшей прямой наводкой, шансов выйти «живым» практически не было. Целиться артиллеристам помогали яркие белые кресты и тактические номера, нанесенные на лобовую и бортовую броню немецких танков.

Pz.I Ausf.A

Вид спереди

Вид сзади

Pz.I Ausf.B

Вид спереди

Вид сзади

Kl.Pz.Bf. Wg. 3KIB

Вид спереди

Вид сзади

Ladungsleger I (второй вариант)

Вид сзади

Panzerjager I

Вид спереди

Вид сзади

Первый вариант рубки

САУ15 cm sIG 33

Вид спереди

Вид сзади

ЗСУ 2 cm FlaK 38

Вид спереди

Вид сзади

Pz.I Aus f.F

Вид спереди

Вид сзади

Kl.Pz.Bf. Wg.l Ausf.A. Зимой 1939–1940 гг. в Рейнской области (вблизи французской границы) проводились крупные войсковые учения, в ходе которых отрабатывались тактические методы взаимодействия всех родов войск. Во время учений на танки (в т. ч. командирские) наносилась легкосмываемая белая краска.

Pz.Kpfw.t Ausf.A. Один из первых серийных танков, участвовавших в 1935 г. на Нюрнбергском параде. Тогда танк еще не имел опознавательных знаков и был окрашен в стандартный для немецких бронетанковых частей довоенного времени темно-серый цвет.

Pz.Kpfw.l Ausf.A. Летом 1936 г. китайское правительство купило десять танков Pz. IA. В армии Чан Кайши машины сохранили типичный немецкий камуфляж. На бортовую часть наносились опознавательные знаки китайских националистов. К 1941 г. все танки были потеряны либо захвачены японскими войсками.

Pz.Kpfw.l Ausf.C из состава 58-го резервного корпуса. На танках этого типа устанавливали башню от Pz. II с 20-мм автоматической пушкой. Танки Pz.IC предназначались для оснащения немецких парашютных дивизий, но тяжелая ситуация на фронтах диктовала иные условия. С формированием новых авиадесантных соединений решили повременить, а машины передали в учебные части. В немецких учебных подразделениях на танки наносился темно-желтый камуфляж. Франция, лето 1943 г.

Ladungsleger I из 58-го инженерного батальона 7-й танковой дивизии. Франция, июнь 1940 г.

Pz.Kpfw.l Ausf.A из танковой дивизии «Kempf». Хорошо просматривается восьмиугольный каркас центральной части корпуса, на котором устанавливалась башня. Большое количество смотровых щелей и изломов не самым лучшим образом сказывалось на и без того слабой броневой защите танка. Во время Польской кампании на некоторых машинах в полевых условиях в качестве опознавательных знаков наносились желтые кресты в белой обводке (взамен стандартных белых). Польша, сентябрь 1939 г.

ЗСУ FlaK 38 из 614-го зенитного дивизиона, принимавшего участие в операции «Блау» летом 1942 г.

Тактико-технические характеристики

МодификацияPz.I Ausf.APz.I Ausf.BPz.I Ausf.CPz.I Ausf.FPanzerjager IСАУ 15 cm sIG 33
Вес, т5,45,88216.48,5
Экипаж, чел.223234
Размеры, мДлина4,024,424,1954,3794,424,42
Ширина2,062,061,922,641,852,68
Высота1.721,722,012,052,253,35
Броня, ммКорпусФронтальная часть131330801313
Борт, корма2050
Башня (рубка)13133050-8014,510
Крыша6(8)6(8)202566
Днище66202566
Вооружение2 пулемета 7,92-мм MG-132 пулемета 7,92-мм MG-3420-мм орудие EW-141 и пулемет MG-342 пулемета MG-3447-мм орудие PaK (t)150-мм орудие sIG 33
Боекомплект1525 (с 1936 г. — 2250)2250нет данныхнет данных8618
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч374079254235
Запас хода, кмПо шоссе145140300150140100
По пересеченной местности971159590
ПреодолениеШирина, м1,41.41,21,51,41.4
препятствий
Высота, м0,360,360,30,330,370.37
Глубина (брода), м0,580,580,8750,570,60,6
Угол подъема, град.3030нет данных303020

Польские танкисты сражались с отчаянием обреченных и не раз наносили тяжелые потери немецким танковым частям. Самыми опасными противниками являлись, безусловно, танки 7ТР, похожие по классу и боевым характеристикам на советские Т-26 (кроме вооружения). 5.сентября 1939 года польские войска предприняли несколько сильных контратак около города Петркув-Трыбунальски. В ходе этих боев один 7ТР из 2-го танкового батальона уничтожил пять Pz.I. Самое крупное танковое сражение во время Польской кампании произошло 18 сентября возле Томашева-Дюбель — ского — только с польской стороны в нем участвовало около 80 танков и танкеток.

Наибольшие потери Pz.I понесли во время осады Варшавы, когда в результате необдуманного решения командования 4-я танковая дивизия была втянута в ожесточенные уличные бои и за один день потеряла половину своих танков (60 из 126).

В общей сложности за месяц боевых действий в Польше немцы потеряли более 300 танков Pz.I. По немецким данным, безвозвратные потери составили 89 машин.

В начале апреля 1940 года немецкие войска напали на Данию и Норвегию — началась операция «Везербунг». В операции участвовал 40-й отдельный танковый батальон (Panzer Abteilung zur besonderer Vervendung 40). Батальон был создан 8 марта 1940 года и состоял из трех рот. К моменту начала боевых действий в нем насчитывалось 69 танков — из них сорок два Pz.I и шесть Pz.Kl.Bf.Wg.

9 апреля 1940 года 1 — я и 2-я роты пересекли вместе с остальными частями вермахта датскую границу, в то время как 3-я направлялась к берегам Норвегии на борту транспортных кораблей. К месту назначения добрались только две машины: Panzerkampfwagen I и Pz.II, остальные ушли на дно вместе с судном после атаки английской подводной лодки. 20 апреля в Осло прибыли 1 — я и 2-я роты.

40-й батальон поддерживал 164-ую пехотную дивизию, наступавшую в Центральной Норвегии в районе озера Мьёса. Хотя французы применяли несколько R-35, танковых столкновений во время этих боев не произошло. Точных данных о потерях батальона кет, но возможно, что их доля составила 25 % от общего числа задействованных машин (15 из 69). После операции «Везербунг» 40-й танковый батальон находился в Осло. Зимой 1942 года его перевели в Финляндию.

10 мая 1940 года к началу кампании на Западе в эксплуатации еще находилось 1214 танков Pz.I. В развернувшемся наступлении участвовало 523 танка и около 90 командирских машин. Большая их часть была сосредоточена в танковых дивизиях группы армий «В» генерал-полковника фон Бока, наносивших удар по Бельгии и Голландии — 3-я, 4-я и 9-я дивизии располагали 380 Pz.I. Танковые соединения армейской группы «А», находившейся под командованием генерал-полковника фон Рундштедта, имели относительно немного таких машин. Только 5-я танковая дивизия насчитывала 140 Pz.I, в остальных дивизиях их число не превышало 30 единиц.

Pz.I А возглавляет танковую колонну. Польша, 1939 г.

Pz.Kpfw.l Ausf.A в Южной Норвегии. Апрель 1940 г.

Первое крупное танковое сражение произошло 12–13 мая 1940 года около Намюра, где 3-я и 4-я немецкие танковые дивизии встретились с французской механизированной бригадой. Французы применили большое количество танков S-35 и Н-35, которые нанесли чувствительные потери корпусу Гепнера, В сражении было подбито 64 Pz.I.

Французские танки превосходили все типы немецких машин по бронированию, вооружению, но в то же время существенно проигрывали им в скорости. Тактические методы и системы связи танковых частей были, мягко говоря, архаичны.

Французское командование распылило все бронетанковые силы по пехотным дивизиям, придерживаясь военной доктрины времен первой мировой войны, и не смогло адекватно реагировать на стремительное продвижение мобильных частей вермахта. Французские танки еще не раз пытались остановить врага, проведя десятки контратак. Особенно сильное впечатление на немецких танкистов произвела атака французской бронетанковой дивизии 10 июня 1940 года, когда они столкнулись с большим количеством тяжелых В-Ibis. Входе боя немцы лишились более 100 машин (в т. ч. около 40 Pz.I). 11 июня сложилась похожая ситуация — на поле битвы неподвижно застыли 35–40 немецких танков. В этих сражениях впервые отличился генерал де Голль. Но французы медлили и не сумели развить свой первоначальный успех. Немцы тем временем подтянули тяжелую артиллерию, бросили в бой пикирующие бомбардировщики и быстро переломили ситуацию. 25 июня Франция пала. За шесть недель боев немцы потеряли 182 танка Pz.I.

В Балканской кампании Pz.I применялся в очень незначительном количестве в составе 2-й, 5-й и 11-й танковых дивизий. Оборона югославских войск была прорвана уже в первый день наступления, а через неделю были подавлены все серьезные очаги сопротивления, Греческая армия сражалась более упорно, но потери, понесенные во время боев с итальянцами, и общая неблагоприятная стратегическая обстановка вскоре привели греков к полному поражению. Сведений о боевых потерях среди Pz.I нет, лишь в мемуарах некоторых немецких офицеров встречаются упоминания о машинах, вышедших из строя по техническим причинам.

В конце марта 1941 года в Северной Африке развернули наступление немецко-итальянские войска под командованием генерала Роммеля. Гитлер и командование вермахта основное внимание в это время уделяли подготовке операции «Барбаросса», поэтому танковый парк немецкого Африканского корпуса оставлял желать лучшего. Так, в составе 5-й легкой дивизии в Триполи прибыли 25 танков Pz.I. В течение следующих нескольких месяцев еще не менее 20 таких машин было направлено на африканский театр боевых действий. Pz.I, воевавшие в североафриканской пустыне, оснащались большими фильтрами и улучшенной системой вентиляции.

Pz.I Aus f. А в районе озера Мьёса (Центральная Норвегия). Апрель 1940 г.

Pz.I Ausf.B (№ 634) перевозится на железнодорожной платформе из Осло в Северную Норвегию. Май 1940 г.

В мае 1941 года один Pz.I Ausf.A (по некоторым данным несколько) был превращен в огнеметный танк. В башне с правой стороны вместо одного из пулеметов установили ручной пехотный огнемет Flammenwerfer 40, позволявший производить 12 выстрелов на дистанции до 25 м, Машина участвовала в осаде Тобрука.

22 июня 1941 года немцы бросили против Красной Армии 410 танков Pz.I. Правда, в частях первой линии действовало только немногим более 70 боевых машин. Еще 245 танков находились в ремонте или проходили переоборудование. Немецкие легкие танки могли вести бой на равных только с такими советскими машинами, как Т-37, Т-38 и Т-40. В остальных случаях могли выручить лишь скорость и мастерство экипажа.

К концу 1941 года практически все Pz.I, задействованные на Восточном фронте, были уничтожены. В 1942 году боевые потери среди «единичек» составили около сотни машин. Вскоре их сняли с вооружения и вывели из состава полевых частей.

Немецкая механизированная колонна в Норвегии. На переднем плане — легкие танки Pz.I А и Pz.IlD. На заднем — грузовики с противотанковыми 37-мм пушками PaK 38 на прицепах.

Pz.Kpwf.l из 7-го танкового полка 10-й бронетанковой дивизии. Слева — группа пленных советских солдат и немецкая штабная машина. Восточный фронт, зима 1941–1942 гг.

Большую часть направили в Германию для подготовки танкистов, остальные переделали в машины снабжения и технической помощи, Некоторые продолжали службу в полицейских войсках, боровшихся с партизанами.

Но если сами танки Pz.I уже закончили свою боевую карьеру, то башни многих из них продолжали «нести службу» и использовались как неподвижные огневые точки на фортификационных сооружениях до конца войны. По состоянию на 26 марта 1945 года в составе линий береговой обороны и различных укрепрайонов находилось 363 танковые башни Pz.I, вооруженные одним пулеметом (в Дании- 97, вИталии- 91, на «Атлантическом валу» — 143, на Восточном фронте — 32), и 260 башен с двумя пулеметами (в Дании — 20, на Западе — 3 и на Востоке — 237).

В 1941–1942 гг. трофейные танки Pz.I использовались и в Красной Армии. Предпринимались даже попытки их модернизации. Одна из таких машин была создана в Москве на опытном заводе ВИМ, производившем ремонт танков, немалую долю которых составляли трофейные.

Pz.I А из состава Африканского корпуса Роммеля в районе Эль-Агейлы. Апрель 1941 г.

Pz.I Ausf.B (плавающий вариант). Выставка трофейной техники в ЦПКиО имени Горького (Москва), 1945 г.

В феврале 1942 года на завод привезли три немецких командирских танка (на базе Pz.I Ausf.B), Поначалу эти машины остались не у дел, поскольку фронту требовалась хорошо вооруженная бронетехника, да и радиостанции, стоявшие на KLPz.I.Bf.Wg., не могли найти применения в красноармейских частях. Решение нашли- на предприятии был устроен конкурс на лучший проект трофейных танков, вооруженных отечественными артиллерийскими орудиями.

Один из победителей конкурса И, Беликов предложил переделать Kl.Pz.IBf.Wg, в своеобразную самоходную артиллерийскую установку (САУ) — с танка снималось все радиооборудование, а вместо пулемета в увеличенной шаровой установке монтировалась 20-мм зенитная автоматическая пушка ШВАК.

Несколько таких САУ было переоборудовано в марте 1942 года. В лобовой части корпуса прорезали большую амбразуру и прикрепили к ней литую орудийную маску. Для ведения огня использовался упрощенный спусковой механизм с плечевым упором. После проведения учебных стрельб пушку дополнительно оборудовали винтовым стопором. Две машины отправили на фронт, где они, вероятно, и закончили свой боевой путь. Во всяком случае, их дальнейшая судьба неизвестна.

Германия практически не экспортировала Pz.I. Даже ее союзники не получили сколько-нибудь значимого числа этих «грозных» танков. В 1934 году одна машина была продана Венгрии. Предположительно, еще несколько учебных танков венгры приобрели в 1942 году. Возможно, в единичных экземплярах Pz.I попали в финскую и хорватскую армии.

Самым экзотическим покупателем стал Китай, В середине 30-х годов правительство Чан Кайши ьсупило десять Pz.I Ausf.A, которые принимали участие в боевых действиях против Японии, Один из них был захвачен японской армией в 1941 году,

Pz.I В, брошенный немецкими войсками во время отступления. Великие Луки, 1943 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Танк Pz-1 — Мир танков

Изначально первая модель этого танка должна была служить для учебных целей: на ней тренировались молодые танкисты. Но очень скоро танк Pz-1 стал самым первым боевым танком нацистской Германии. В различных модификациях он применялся до самого окончания Великой отечественной войны. С начала тридцатых прошлого века, еще до того, как к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, прототипы этих танков назывались сельскохозяйственными тягачами. А потом, с 1935 года, танковые модели стали называться весьма сложной аббревиатурой Р/ Kpfw I Ausf А, что в переводе означало «бронированная боевая машина, класс А. Понятное дело, такую сложную аббревиатуру произносить было сложно, поэтому ее сократили до более простого Pz-1.

Изначально на вооружении германской армии состояли две модификации этого танка, номер первый и номер второй соответственно. У них были одинаковы башни и одинаковое пулеметное вооружение, но первая модификация обладала намного более мощным мотором, чья мощность была в 100 лошадиных сил. А ходовая часть, в отличие от четырехтактовой, как это было на танке Pz-2 IB, была пятитактовой.

Первые боевые действия, в которых задействованы были эти танки, произошли в Испании, во время тамошней гражданской войны. И тогда стало ясно, что бронирование, впрочем как и вооружение, не такое сильное, как у советских машин Т26 и бронетранспортеров БТ5. А когда Pz-1 пришлось столкнуться с польскими танками, три немецких машины пали от атаки обычных танкеток ТКБ, которые были вооружены пушками калибра 20 миллиметров.

Когда началась Великая отечественная война, германская армия сосредоточила на границе Советского союза больше четырехсот машин Pz-2. И до следующего, сорок второго, практически все они были потеряны, а потом и вовсе исчезли из вооружения вермахата. Но перспективные танки продолжали модернизировать и выпускать. Усиливали броню, ставили новую ходовую часть, приспособили новый мотор в 150 лошадиных сил. Эти танки поступили в вооружение к 1943 году.

А танк Рг-1Р имел еще более мощную броню, а его масса была больше 20 тонн. Гусеницы были более широкими, а катки располагались в шахматном порядке. Внешний вид танка напоминал «Тигров»,  только разве что описываемые нами танки были меньших размеров. Но именно эта машина использовался в войне с партизанами в последние годы Великой отечественной войны.

Продолжение следует.



Newer news items:

Older news items:


www.wartanks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *