Катунский А.М. Вождение танков (1976)



Катунский А. М. Вождение танков. — М.: Воениздат, 1976.
174 с. с ил.
Тираж 27000 экз.
Scan: А.Мятишкин, DjVu: dns

Книга рассчитана на широкий круг читателей, в том числе личный состав танковых экипажей, курсантов учебных частей и училищ, а также офицеров-танкистов и прапорщиков как пособие при начальном обучении и при совершенствовании мастерства вождения, т. е. при подготовке классных механиков-водителей. Наряду с общепринятыми способами и приемами вождения танков в книге излагаются практические советы и рекомендации по вождению танков в различных условиях на максимально допустимых местностью скоростях движения.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Основы вождения танка
1. Силы, действующие на танк, и основы его движения
2. Подготовка танка к движению
3. Основные правила управления танком
Глава II. Вождение танков в различных условиях местности, климата и погоды
1. Вождение танков по дорогам
2. Вождение танков по пересеченной местности
3. Вождение танков зимой
4. Преодоление препятствий и ограниченных проходов
5. Вождение танков в условиях ограниченной видимости
Глава III. Преодоление водных преград
1. Преодоление водных преград по дну водоемов
2. Вождение танков на плаву
3. Использование переправочных средств
Глава IV. Мастерство и скорость вождения
Глава V. Вождение танков на марше и в бою

1. Вождение танков на марше
2. Транспортировка танков по железной дороге и автотранспортом
3. Вождение танков в бою
Глава VI. Эвакуация танков
1. Самовытаскивание танка
2. Вытаскивание танков с использованием тягачей и полиспастов
3. Буксировка танков
Глава VII. Особенности вождения танков с навесным оборудованием
1. Особенности вождения танка при работе с танковым бульдозером
2. Особенности вождения танка при работе с танковым снегоочистителем
3. Особенности вождения танка с минным тралом
4. Основные правила техники безопасности
Глава VIII. Возможные неисправности танков, препятствующие нормальному их вождению
1. Силовая установка
2. Силовая передача
3. Ходовая часть
4. Водометный движитель

amyatishkin.livejournal.com

I. Требования мер безопасности при вождении танка (боевой машины) [ПРАВИЛА ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ВИДА СПОРТА] — последняя редакция

I. Требования мер безопасности при вождении танка
(боевой машины)

1. Строго соблюдать установленный порядок и правила вождения танков (боевых машин).

2. Все люки должны быть закрыты и застопорены, личный состав должен находиться на своих местах (в случае необходимости разрешается открывать люк только по команде главного судьи соревнования).

3. Использовать только технически исправные машины.

4. ЗИП на машинах должен быть правильно уложен и закреплен.

5. Производить пуск двигателя и начинать движение машины разрешается только по команде главного судьи соревнования.

6. Перед пуском двигателя проверять положение рычага переключения передач, который должен находиться в нейтральном положении.

7. Движение машин с исходной линии начинать только по команде заместителя главного судьи соревнования.

8. Командир танка должен иметь постоянную связь по ТПУ с экипажем и главным судьей соревнования.

9. Во время движения по маршруту совершать обгон впереди идущей машины допускается только на разрешенных участках обгона.

10. Загрузку боеприпасов в отведенных для этого местах осуществлять только с заглушенным двигателем.

11. Перед преодолением препятствий (заграждений), на которых возможно утыкание пушки в грунт, необходимо придать ей необходимый угол возвышения или развернуть башню пушкой назад.

12. В случае остановки танка на маршруте по техническим причинам экипаж должен находиться внутри до прибытия эвакуационной группы. Дальнейшие действия экипаж должен производить только под руководством старшего эвакуационной группы.

13. Судьи для контроля на трассе должны находиться в стороне от препятствий в безопасном месте, восстанавливать препятствия только после прохождения машин.

14. Не допускать посторонних лиц и транспорт на участки вождения.

15. Запрещается:

а) садиться в машину, выходить из нее и находиться впереди или сзади нее при работающем двигателе;

б) начинать движение без команды руководителя соревнования;

в) двигаться с незастопоренными люками и без подачи предупредительного сигнала;

г) находиться во время движения на корпусе и башне машины;

д) находиться в боевой машине без шлема;

и) использовать для вождения технически неисправные машины;

к) загружать боеприпасы с незаглушенным двигателем;

л) останавливать машину у закрытых поворотов;

м) ремонтировать машину на маршруте и на исходной линии;

н) продолжать движение при отсутствии видимости.

bazanpa.ru

Катунский А. М. Вождение танков

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Катунский Арсений Михайлович
Вождение танков



Издание: Катунский А. М. Вождение танков. — М.: Воениздат, 1976. — 174 с. с ил. / Цена 42 коп. Тираж 27000 экз.
Scan: Андрей Мятишкин
DjVu: dns

Аннотация издательства: Книга рассчитана на широкий круг читателей, в том числе личный состав танковых экипажей, курсантов учебных частей и училищ, а также офицеров-танкистов и прапорщиков как пособие при начальном обучении и при совершенствовании мастерства вождения, т. е. при подготовке классных механиков-водителей. Наряду с общепринятыми способами и приемами вождения танков в книге излагаются практические советы и рекомендации по вождению танков в различных условиях на максимально допустимых местностью скоростях движения.

Книга в формате DjVu — 2.9 мб

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение (стр. 3)
Глава I. Основы вождения танка (стр. 5)
1. Силы, действующие на танк, и основы его движения

(стр. 5)
2. Подготовка танка к движению (стр. 16)
3. Основные правила управления танком (стр. 20)
Глава II. Вождение танков в различных условиях местности, климата и погоды (стр. 35)
1. Вождение танков по дорогам (стр. 35)
2. Вождение танков по пересеченной местности (стр. 40)
3. Вождение танков зимой (стр. 56)
4. Преодоление препятствий и ограниченных проходов (стр. 61)
5. Вождение танков в условиях ограниченной видимости (стр. 73)
Глава III. Преодоление водных преград (стр. 81)
1. Преодоление водных преград по дну водоемов (стр. 81)
2. Вождение танков на плаву (стр. 89)
3. Использование переправочных средств (стр. 101)
Глава IV. Мастерство и скорость вождения (стр. 103)
Глава V. Вождение танков на марше и в бою
(стр. 127)
1. Вождение танков на марше (стр. 127)
2. Транспортировка танков по железной дороге и автотранспортом (стр. 130)
3. Вождение танков в бою (стр. 135)
Глава VI. Эвакуация танков (стр. 142)
1. Самовытаскивание танка (стр. 143)
2. Вытаскивание танков с использованием тягачей и полиспастов (стр. 151)
3. Буксировка танков (стр. 153)
Глава VII. Особенности вождения танков с навесным оборудованием (стр. 156)
1. Особенности вождения танка при работе с танковым бульдозером (стр. 158)
2. Особенности вождения танка при работе с танковым снегоочистителем (стр. 159)
3. Особенности вождения танка с минным тралом (стр. 159)
4. Основные правила техники безопасности (стр. 160)
Глава VIII. Возможные неисправности танков, препятствующие нормальному их вождению
(стр. 162)
1. Силовая установка (стр. 163)
2. Силовая передача (стр. 166)
3. Ходовая часть (стр. 171)
4. Водометный движитель (стр. 171)

www.amyat.narod.ru

В помощь молодому офицеру — Подводное вождение

При преодолении водной преграды машина с предварительно установленным на ней оборудованием для подводного вождения проходит по дну водоема. На этом отрезке экипаж не имеет возможности визуального наблюдения за окружающим пространством и механик-водитель ориентируется только по приборам.

Если будут допущены ошибки при определении курса движения, танк может попасть на глубину превышающую допустимую и, как следствие, затонуть. Это же может случиться в случае длительной остановки под водой из-за неисправности машины.

Создание такой опасной ситуации вызывает значительное нервно-психическое напряжение членов экипажа. Утонувший танк они могут покинуть через люки, но внешнее давление воды настолько сильный, что их открыть невозможно. Например, при толщине слоя воды в 1 м давление на люк равна 300-400 кг.

Открываются люки достаточно легко только после полного заполнения танка водой, когда давление ее внутри сравнится с внешним.

Прежде, чем приступить к заполнению танка водой экипаж должен тщательно подготовиться, чтобы к выходу на поверхность некоторое время дышать под водой. Для этого предназначены специальные изолирующие дыхательные аппараты,Изолирующие дыхательные аппараты Принцип действия, устройство, типы ИДА пользоваться которыми танкистов обучают во время тренировок. Они обеспечивают полную возможность дыхания во время выхода экипажа с затонувших танка на поверхность, но танкистам надо хорошо знать и четко выполнять ряд правил техники безопасности.

Необходимо оберегать дыхательный мешок противогаза от сжатия, так как вследствие этого наступает нарушение дыхания, а через 2-3 мин — головокружение и удушье. Резкие удары по дыхательной мешке могут привести к баротравмы легких (разрыв легочной ткани с тяжелыми последствиями).

Эвакуация затопленного танка связана со значительными трудностями. Для создание безопасных условий труда водолазам при проведении подводных работ по подъему танка необходимо бесперебойно поставлять воздуха и предупредить их переохлаждения за счет сокращения времени пребывания под водой и использования теплой одежды и гидрокостюмов.

Основные правила подготовки танкистов к подводному вождению танков и поведения экипажа при преодолении водных преград и возможном затоплении танка изложены в специальных руководствах.

На медицинскую службу возлагаются задачи по ознакомлению членов экипажей с физиологическими особенностями деятельности организма при нахождении танкиста под водой в изолирующем дыхательном аппарате, изучение правил техники безопасности и мер оказания первой медицинской помощи.

Кроме того, в состав спасательной группы, создаваемой при преодолении танками водных рубежей, начальник медицинской службы выделяет фельдшера или санинструктора с необходимым имуществом для оказания медицинской помощи пострадавшим.

www.compancommand.com

Трудно ли управлять танком?

В четверг сирийские повстанцы захватили боевой танк регулярной армии и воспользовались им для атаки на силы президента Башара Асада. Но можно ли управлять танком без специальной подготовки? 

Сложно, но возможно. К счастью для Сирийской свободной армии, некоторые ее солдаты прошли подготовку до того, как сбежали из правительственных сил. Научиться управлять танком без специальных курсов значит действовать «методом тыка», что требует немалого терпения и удачи. 

Дело в том, что на панели управления расположено около ста кнопок, шкал и переключателей, которые отвечают за турбины, оружие, средства связи, электронное оборудование, противопожарные системы, гироскоп и т.д. Не говоря уже о целом наборе сложных систем, которые находятся в двигателе.


Куча кнопок, море указателей и лес рычагов

Большая часть элементов управления сопровождается сокращениями, которые совершенно ничего не говорят непосвященному. Все это чрезвычайно затрудняет даже такую банальную вещь, как поиск кнопки запуска двигателя или рычага коробки передач (в некоторых старых моделей нужно было еще несколько минут прогревать мотор перед тем как тронуться). Отпустить тормоз тоже бывает непросто: во многих танках водитель должен одновременно снять ногу с педали и потянуть за рычаг. 

Как только все эти базовые этапы пройдены, управление танком становится относительно интуитивным. Педали тормоза и акселератора работают так же, как и в обычной машине. В более современных танках установлен напоминающий о самолетах штурвал, тогда как в более старых моделях для этих целей используются два рычага. Если потянуть за правый рычаг, правая гусеница замедляет ход, что позволяет танку повернуть в этом направлении. Левый рычаг, как несложно догадаться, позволяет сделать обратное. 

Новые боевые танки оборудованы автоматической коробкой передач — в отличие от старых моделей (в том числе и захваченного в четверг повстанцами танка советского производства), которые требуют ручного переключения скоростей. В некоторых установлено целых три педали сцепления, что, однако, не мешает им легко глохнуть.

Начинающие обычно учатся вести танк, высунув голову из люка. Тем не менее, в боевой обстановке водителю необходимо ориентироваться с помощью перископов, что может стать для новичка нетривиальной задачей.

Равнины, скалы и грязь

На ровной поверхности современный боевой танк может развить скорость более 95 км/ч. Тем не менее, на пересеченной местности ему приходится держаться крейсерской скорости в 16-25 км/ч. Особой осторожности в выборе пути не требуется, так как машина рассчитана на то, чтобы ездить практически по чему угодно. (В танковых школах, которые в большей степени распространены в Великобритании, чем в США, ученикам позволяют давить автомобили так, что от кузова остается блин толщиной не более чем в 30 сантиметров). 

Тем не менее, если местность покрыта жидкой грязью, осторожность не помешает. Если корпус танка войдет в соприкосновение с твердой поверхностью в то время, как гусеницы загребают «пустоту», он безнадежно застрянет. И чтобы сдвинуть его с места, вам понадобится помощь другого танка. Еще одно возможное решение — это положить перед гусеницами ствол дерева и постепенно продвигать танк вперед на равную его длине дистанцию, пока он не выберется из грязи.

Пушка

Если кто-то еще не догадался, пушкой пользоваться — не менее сложно, чем управлять танком. Для вращения пушки и управления электронными устройствами служит сразу множество кнопок. К тому же, определить, какая из них отвечает за выстрел, тоже непросто. Предназначенная для стрелка обзорная система очень сильно увеличивает окружающий пейзаж, в результате — следить за обстановкой ему еще сложнее, чем водителю. 

В истории бывали случаи, когда водителям-самоучкам удавалось заставить танк тронуться с места. Так, например, в 2006 году венгерские активисты сели в танк Т-34 времен Второй Мировой войны, в котором они проехали около ста метров… однако, затем старый зверь остановился прямо перед линией заграждения полицейских отрядов из-за нехватки топлива. В баке было от силы 0,3 литра солярки.

navoine.info

«Пантера» — Вождение танка

Трогание с места

Трогать с места (на горизонтальных участках пути) на I, II и III передачах. На тяжелых участках начинать движение на I передаче. Для того чтобы начать движение, необходимо запустить двигатель, дать ему прогреться, убедиться в том, что он работает нормально. Затем выключить, нажав левой ногой на педаль, главный фрикцион. Пользуясь рычагом переключения коробки перемены передач, включить ее и, плавно опуская педаль главного фрикциона, одновременно медленно нажимать правой ногой на акселератор.

Когда танк «Пантера» тронется с места, прибавить скорость, нажав ногой на педаль акселератора, после чего, вновь быстро выключив главный фрикцион и одновременно уменьшив число оборотов двигателя, включить следующую передачу; таким образом постепенно переходить с низших передач на высшие. Водить танк на такой передаче, на которой не чувствуется перегрузки двигателя, т. е. число оборотов двигателя не снижается самопроизвольно. Включать передачи заднего хода можно только при полной остановке танка.

Повороты танка

Когда оба рычага поворота танка находятся в нижнем положении, танк движется по прямой. Для поворота танка вправо необходимо правый рычаг потянуть на себя. При частичном подъеме рычага танк поворачивается плавно, при полном подъеме происходит резкий поворот танка. Для поворота танка влево необходимо действовать левым рычагом. Перед крутым поворотом движение замедлить, а поворот совершать на низших передачах.

Преодоление препятствий

Перед преодолением препятствий (ров, вал, канава) необходимо перейти на низшую передачу. Преодолеватъ препятствие под прямым углом; поворотов на них не совершать.
Разрушать препятствия с выключенным главным фрикционом, используя живую силу танка. При движении по болотистым участкам по возможности не переключать передач и не делать поворотов.

Преодоление водных преград

Перед преодолением водных преград все люки плотно закрываются. Плотность достигается постановкой резиновых прокладок. В соединениях между башней и корпусом прокладывается резиновая лента. Вооружение и башня закрывается чехлами. Над моторным отделением устанавливается труба, служащая для приема воздуха в танк. Вентиляторы охлаждения выключаются, так как охлаждение двигателей обеспечивается заливающейся в отсеки радиаторов водой (отсеки радиаторов отделены от остальной части корпуса танка водонепроницаемыми перегородками).

Все трубы, сообщающие полость танка с отсеками охлаждения, перекрываются заслонками. Заслонки закрываются и открываются из боевого отделения. Для откачивания из корпуса танка воды, проникшей туда через неплотности, рычаг включения водяной помпы, который расположен у сиденья механика-водителя, справа от него и сзади рычага управления коробки перемены передач, включается.

< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Особенности вождения танков . Чёрт побери

На полигоне, у разбитой танками колеи, толпилась группка офицеров. От нее доносились клубы табачного дыма и легкий матерок.

Майор погранвойск убеждал флегматичного преподавателя-подполковника: — Поймите, мне этот танк ни в …, ни в Красную армию, у меня на заставах их и нету вовсе, туда только на лошадях можно попасть! Зачем мне это вождение?

— Нет вождения, нет зачета. — Препод смотрел вдаль, откуда уже появлялись заляпанные грязью танки.

  Похожие на зелено-коричневых жуков, они ползли по полигону, притормаживая перед наполненными грязью ямами, медленно спускались в них, а после взревев и плюнув клубом сизого дыма выкатывались вместе с волнами коричневой жижи наверх.  

— Да я только на тестином москвичонке и ездил, мать его. — Продолжал ныть майор.

— Ну тем более справитесь, там еще проще, все скорости в ряд. И на занятиях не спать надо было, а учить, запоминать, записывать, а то как войдешь с утра в аудиторию, так такой перегар, что сразу за огурцом тянешься.
При слове «перегар» оживился зампотех батальона обеспечения, пытаясь подмигнуть преподу, а на самом деле изображая нервный тик левым глазом, подобрался поближе к беседующим: — А может решим вопрос полюбовно? Ну чего машину то гробить?

— Три коньяка, — подумав сказал подполковник. — И без всяких падений на хвост, лично мне.
-Нну-у-у, — разочарованно протянул зампотех, — я не потяну, оно мне надо? — И выразительно покосился на пограничника.
Тот скривился: — Пустой весь, последний же зачет.
— На нет и суда нет. — Тут, за разговором, танки уже выкатились на площадку и из люков устало выползали бойцы. — Товарищи офицеры — по машинам!!!
Зампотех широким шагом подошел к передовой машине: — Турсунбаев, ты вроде опытный, вон тебе майор, тем более двигло скоро в капиталку!

— Таварища майора, — заныл Турсунбаев, — у меня шапка не работает, совсем не слышно ничего.
— А зачем тебе слышать, ты говорить должен!
Офицеры уже расходились по танкам, а пограничник все уламывал преподавателя.
Зампотех замахал руками: — Майор, иди сюда лучший танк, лучший механик! Залезай сюда.
Майор подошел к танку, запрыгнул на нос и заглянул в люк мехвода: — Ну и угробище, на этом сарае и не стронешься наверное.
— Да тут все просто, садись вот сюда, по боевому.
— Не видно отсюда нифига. — Пограничник втиснулся в люк и выглянул оттуда.
— Зато безопасно! Турсунбаев, давай сюда шапку говорящую.
— У меня и эта не работает.

— Вот ты марал. Ладно поступим так, майор, садись по походному, ну дерни вот этот рычаг, да-да, именно этот, во-о-о-т, подняли сиденье, держи шлемофон. Узбек мой родной, садись с пушкой, пристегивайся ремнем, будешь обезьянкой с пальмой. Связь будете держать ногами, по левому уху э-э-э.. дотронется — влево рули, по правому — вправо, по затылку прилетит — тормози потихоньку. Правая вот эта палка — на себя тянешь — вправо заворачиваешь, левая — влево. Селектор передач вон там, педали как на машине, все пошли! — Закончил зампотех инструктаж и спрыгнул в сторону с танка.

Все остальные танки уже ушли на трассу, запоздавший пограничный танк дернулся и замер.
— Вторую ищет, — закурив, прокомментировал зампотех, — вон вынырнул, счас поедет.
И правда, танк поехал, дергаясь, но набирая скорость и скрылся за поворотом.
Через полчаса почти все танки уже собрались на стартовой площадке. Ждали пограничника. Вот показался летевший на полной скорости танк, не снижая ее — рухнул в яму, словил мощного «дельфина» и ревя двигателем понесся прямо на танки.
— Турсунбек хренов, муфлон конченный, — выплюнув сигарету заорал зампотех. — По башке его бей, по башке!

С дороги порскнули и офицеры, и бойцы, прямо в кюветную грязь. Танк пролетел мимо и сбросив скорость, стал разворачиваться.
— Майор с ума сошел, сейчас на таран пойдет, а все ты, хрен принципиальный. — Мягко укорил подполковника зампотех, стоя по колено в грязи. — И не убежишь по такой жиже.
Но танк остановился, заглох мотор, за пушку держался бледный Турсунбаев, до груди покрытый грязью.

— Майора, я ему стучу, а он едет, я стучу — а он едет. — Лепетал узбек.
Все смотрели на майора, который глиняным столбиком торчал из люка мехвода. Его лицо покрывала корка из грязи. Он поднялся из люка, комбез тоже был весь залит коричневой жижей, стащил шлемофон, грязный овал лица резко контрастировал со светлыми ушами и ежиком волос. Глиняная маска дрогнула, пошла морщинками, открылся в улыбке рот и оттуда донеслось:
— А можно еще разок,а? я доплачу!!!
— Твою ж мать да через забор! — Всхлипнул зампотех.

chert-poberi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *