Содержание

Плавающий танк A/T 1 (Великобритания) » Военное обозрение

В годы Второй мировой войны предлагалось и прорабатывалось множество способов преодоления водных преград на боевых бронированных машинах. Особый интерес в этом контексте представляют британские работы вокруг танка Covenanter. Они начались с самых очевидных решений, но затем привели к созданию совершенно нового проекта. Для получения желаемых возможностей и тактико-технических характеристик пришлось едва ли не с нуля разработать новый плавающий танк. Эта машина получила обозначение A/T 1.

Водные преграды негативно сказываются на темпе наступления, и потому войскам необходимы различные плавсредства, а также бронетехника, способная перемещаться по воде без чужой помощи. В самом начале сороковых годов британские военные и инженеры начали искать способы превращения имеющихся бронемашин в плавающие, и особое внимание при этом уделялось новейшему крейсерскому танку Cruiser tank Mk V, также известному как A13 Mk III Covenanter.



Опытный танк A/T 1* на испытаниях

Изначально конструкторы проработали самый простой вариант обеспечения плавучести. Танк оснастили крупными поплавками, позволявшими ему держаться на воде. Движение осуществлялось за счет перемотки гусениц. «Ковенантер» с особым оснащением мог работать на воде, но фактические характеристики оказывались недостаточными. Было ясно, что поплавки не имеют реальных перспектив. Требовались иные, более смелые решения.

Вскоре появилось новое предложение, позволявшее решить все основные задачи. Следовало разработать новую боевую машину, изначально приспособленную для работы на суше и на воде. При этом в ее конструкции можно было широко использовать узлы и агрегаты серийного танка A13 Mk III. Таким образом, перспективная машина могла бы показывать высокие ходовые характеристики на воде, но при этом иметь огневую мощь танка Covenanter.

Новый проект плавающей бронемашины получил официальное обозначение Medium Tank A/T 1. В дальнейшем проект дорабатывался и изменялся, что отражалось в его индексе. В соответствии с традициями того времени, новые проекты обозначались как A/T 1* и A/T 1**. Дополнительное имя проекту не присваивалось.

Для плавающего танка A/T 1 следовало разработать совершенно новый корпус с ходовой частью. Силовую установку и трансмиссию можно было взять у существующего крейсерского танка. У «Ковенантера» также предлагалось заимствовать башню с вооружением и часть прочего оборудования. Несмотря на применение готовых агрегатов, перспективный средний танк должен был отличаться оригинальным внешним видом с характерными «морскими» обводами.

Новый броневой корпус шасси предлагалось изготавливать из отдельных катаных листов и собирать при помощи заклепок. По уровню защиты новый корпус был похож на корпус танка A13 Mk III. Лобовые детали такого корпуса имели толщину до 40 мм и обеспечивали защиту от пуль и снарядов. Прочие детали отличались меньшей толщиной. Крыша и днище выполнялись из 7-мм листов. Для получения требуемого запаса плавучести корпус должен был иметь большую высоту. При этом использовалась классическая танковая компоновка. В передней части корпуса помещался крупный обитаемый отсек, условно разделенный на отделение управления и боевое отделение. В центре и корме располагались агрегаты силовой установки.


Крейсерский танк Covenanter с установленными поплавками

Корпус перспективного танка имел «мореходные» обводы. Так, он получил крупную изогнутую нижнюю лобовую деталь, установленную со значительным наклоном вперед. Борта корпуса-лодки образовывались выступающими спонсонами больших размеров, вокруг которых натягивались гусеницы. Снаружи ходовая часть прикрывалась дополнительным щитком многоугольной формы. Нижний кормовой лист также был изогнутым и улучшал обтекаемость на воде.

Верхний лобовой лист корпуса устанавливался с большим наклоном назад. Непосредственно за ним располагалась сравнительно небольшая подбашенная коробка со скошенной передней частью. Крыша корпуса позади боевого отделения состояла из горизонтальных листов, размещенных на разной высоте. На ней предусматривались несколько кожухов для разных устройств.

Башня для A/T 1 заимствовалась у серийного крейсерского танка. Ее купол изготавливался из нескольких броневых листов разных форм и размеров, образовывавших многоугольную конструкцию средней высоты. В лобовом листе башни имелась установка для монтажа вооружения. Часть верхних листов представляла собой крышки люка. Под куполом башни сохранялась корзина с креплениями для необходимых устройств.

В центральной части корпуса, со сдвигом назад, поместили бензиновый двигатель Meadows D.A.V мощностью 340 л.с., заимствованный у базового танка. Агрегаты трансмиссии тоже взяли у существующей техники, однако их дополнили новыми устройствами. В трансмиссию включили дополнительную коробку передач с двумя режимами работы, предназначенную для движения по воде и выхода на берег. Такая трансмиссия была связана с ведущими колесами заднего расположения.


Особые задачи машины привели к появлению специфической ходовой части. В передней части корпуса, на большой высоте над грунтом, помещались направляющие колеса с пружинным механизмом натяжения. Схожим образом в корме разместили ведущие колеса. Снизу на каждом бортовом спонсоне предлагалось устанавливать 16 опорных катков малого диаметра. В первой версии проекта все катки закреплялись на корпусе жестко. Верхняя ветвь гусеницы лежала на поддерживающих роликах, расположенных на крыше спонсона.


Плавающий танк A/T1 на испытаниях

По неким причинам, плавающий танк не получил отдельного движителя для перемещения по воде. Плавать предлагалось за счет перемотки гусениц. Также отсутствовала и специализированная рулевая система. Осуществлять маневры следовало при помощи изменения скорости движения гусениц. Впрочем, машина не осталась без особого «морского» оснащения. Внутри лобовой части корпуса разместили балластную цистерну. При плавании она должна была компенсировать вес двигателя в корме. Кроме того, при спуске на воду или выходе на берег балласт можно было использовать для перевода центра тяжести назад или вперед. Так, при выходе на берег нагруженная носовая цистерна повышала нагрузку на переднюю часть гусениц и улучшала сцепление с грунтом.

Для увеличения общего объема корпуса и, соответственно, улучшения плавучести, были разработаны навесные поплавки. Эти изделия отличались большим размером и занимали почти всю боковую проекцию машины. В то же время, они были сравнительно узкими. Поплавки закреплялись на бортовых спонсонах корпуса.

В проекте Medium Tank A/T 1 использовалась заимствованная башня, что сказалось на составе вооружения танка. Основным оружием машины стала 40-мм пушка Ordnance QF 2 pounder. Она могла разгонять снаряды до скоростей порядка 1280 м/с и имела эффективную дальность огня до 1000 ярдов. Наиболее эффективный снаряд на такой дальности пробивал до 57 мм гомогенной брони. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет Besa. Горизонтальная наводка осуществлялась поворотом всей башни и обеспечивала обстрел целей на любых направлениях. Вертикальное наведение выполнялось в пределах менее крупного сектора.

Экипаж танка состоял из пяти человек. В передней части корпуса, под собственным люком, находился механик-водитель. За ним, под защитой башни, работали командир, наводчик и заряжающий. Пятый член экипажа являлся бортинженером и должен был работать внутри бронекорпуса. Он должен был следить за работой двигателя и трансмиссии. Во время движения по воде инженер также отвечал за балластную цистерну и держал танк «на ровном киле».

Машина A/T 1, имея особый корпус-лодку, должна была отличаться не самыми маленькими габаритами. Длина составляла 7,3 м, ширина вместе с поплавками – более 3,9 м. Высота по крыше башни достигала нехарактерных для танков того времени 3,4 м. Боевая масса составила 31 т. Несмотря на такой вес, танк мог плавать. Впрочем, значительная масса, а также отсутствие мягкой подвески сокращали подвижность машины на воде и на суше. Максимальная скорость не могла превышать нескольких десятков километров в час.


Компоновочная схема танка A/T 1*

В 1942 году британская промышленность построила опытный Medium Tank A/T 1, предназначенный для проведения испытаний. Проверки на суше провели на одном из полигонов в графства Суррей. Морские испытания планировалось осуществить в Южном Уэльсе, вблизи острова Барри. Уже первые тесты показали, что опытная машина не в полной мере соответствует требованиям и пока не может показывать расчетные характеристики.

Изначально предполагалось, что танк сможет развивать на суше скорость до 20 миль в час (около 30-32 км/ч), однако фактические характеристики были заметно ниже. Причины этого крылись в несовершенстве конструкции силовой установки и ходовой части. Двигатель, расположенный глубоко внутри корпуса, под нагрузкой быстро перегревался, а жесткая подвеска серьезно затрудняла работу экипажа. В итоге на определенном этапе испытаний появилось предложение о совершенствовании проекта.

Улучшенный танк под названием A/T 1* следовало оснастить новыми средствами подвода воздуха к радиаторам двигателя. Кроме того, было решено упростить трансмиссию. Теперь она представляла собой копию устройств «Ковенантера». Наконец, предлагалось доработать ходовую часть. Несколько передних опорных катков, вывешенных над грунтом, получили простую пружинную подвеску. Она поглощала часть энергии удара и в определенной мере упрощала преодоление препятствий. Вскоре имеющийся опытный танк прошел ремонт и модернизацию по новому проекту. Затем его вновь вывели на испытания.

После перестройки характеристики A/T 1* немного улучшились, что позволило перейти к испытаниям на воде. Во время этих проверок в первую очередь, выяснилось, что танк имеет недостаточный запас плавучести: над поверхностью воды оставались лишь башня и подбашенная коробка. Гусеницы опять показали себя в качестве не самого лучшего движителя на воде. Отсутствие руля корабельного типа тоже стало проблемой. За счет перемотки гусениц модернизированный танк мог развивать скорость не более 5 миль в час (около 8 км/ч).

При всех своих недостатках, опытный плавающий танк имел серьезное преимущество перед другой техникой. Он сочетал в себе возможность пересечения водоемов вплавь и танковое вооружение при серьезной защите. Впрочем, соотношение плюсов и минусов конструкции было явно не в пользу танка.

С учетом результатов второго этапа испытаний было проведено еще одно обновление конструкции. Такой вариант танка получил обозначение A/T 1**. Главное отличие этого проекта заключалось в использовании в составе трансмиссии системы Synchro-Self-Shifting от компании Sinclair. Она упрощала переключение передач и уменьшала нагрузку на прочие агрегаты. Кроме того, в проекте «**» предусматривались различные изменения технологического характера.

Насколько известно, существующий опытный Medium Tand A/T 1* не стали дорабатывать по новому проекту. Предложенная модернизация улучшала отдельные характеристики, но не оказывала решающего влияния на параметры машины в целом. В первую очередь, переработка трансмиссии не могла увеличить запас плавучести, а кроме того, не затрагивала комплекс вооружений. Таким образом, модернизация имеющегося прототипа по новому проекту не имела смысла.

В некоторых источниках упоминается проработка еще одного проекта, обозначенного сразу тремя астерисками. Тем не менее, подробные сведения о плавающем танке A/T 1*** отсутствуют. Возможно, этот проект вовсе не существовал, а сведения о нем являются результатом некой путаницы. Впрочем, даже если этот проект и разрабатывался, опытный образец новой модели не появился.

В 1943 году сложилась особая ситуация, определявшая реальное будущее плавающего танка A/T 1. Во-первых, испытания опытной машины показали, что ее тактико-технические характеристики далеки от идеала и не позволяют эффективно решать поставленные задачи. Во-вторых, дальнейшее развитие имеющегося проекта не имело смысла. Для избавления от имеющихся недостатков требовалась кардинальная переработка всей машины.

Наконец, на перспективы плавающей бронемашины повлияла служба танков Covenanter. К концу 1943 года эта техника окончательно растеряла свой потенциал. Крейсерский танк имел недостаточную защиту и не отличался мощным вооружением, из-за чего не мог на равных бороться с современными немецкими танками. По этой причине часть перспективных разработок на его базе не имели реального будущего. «Ковенантер» прекратил активную службу, а ряд новых образцов на его базе так и не продвинулся дальше стадии испытаний.

Не позднее начала 1944 года британское командование распорядилось прекратить работы по развитию танка A/T 1 ввиду отсутствия реальных перспектив. Единственный построенный прототип, к тому времени доработанный по проекту A/T 1*, вскоре отправился на разборку за ненадобностью. В наше время его можно увидеть только на немногочисленных фотографиях. К радости любителей бронетехники, некоторые снимки прошли процесс колоризации.

Неудача проекта Medium Tank A/T 1 имела несколько последствий. Главное из них заключалось в том, что к моменту высадки десанта в Нормандии у британской армии отсутствовали плавающие танки. Это в некоторой мере усложнило планируемую десантную операцию, но не оказало на нее фатального влияния. Союзники смогли решить поставленные задачи и без плавающих танков Великобритании.

По материалам:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://wwiivehicles.com/
https://shushpanzer-ru.livejournal.com/
https://forum.warthunder.com/
Fletcher D., Sarson P. Crusader, Cruiser Tank 1939–45. Osprey Publishing. 1995.

topwar.ru

Плавающий танк — Википедия

Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде[1].

Существуют три возможности обеспечить плавучесть танка: за счёт водоизмещения его корпуса, с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

История развития

Межвоенный период и Вторая мировая война

Великобритания

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса».

В 1929 году в Великобритании был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать матриархом плавающих танков как класса боевых машин. Назвали её танк-амфибия «Виккерс-Карден-Ллойд» типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем.

СССР

В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило её остойчивость, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.

В середине 30-х годов XX века плавающие танки сделали пробег, в течение которого шли по воде, в том числе по озеру Ильмень, от устья Шелони до истока Волхова, от Волхова до Ладоги, по ладожскому каналу в Неву, по Неве до Петропавловской крепости. Была осуществлена переброска плавающих танков на большие расстояния по водным путям на буксире пароходов. Опыт вполне удался, на буксире водили взвод танков со скоростью до 10 км в час по Неве[2].

США

1922—1927 годах в США Уолтером Кристи велись аналогичные английским разработки. В серию ни одна из созданных машин запущена не была.

В ходе войны в 1942—1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Выпущено их было много — около 18 500 единиц. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне. Также более 1000 танков — в основном «Валентайнов» и «Шерманов» — в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), использовавшей раздвижной экран.

Япония

Ещё одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-Ми. Этот танк держался на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов, установленных спереди и сзади корпуса. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Вдобавок, из-за общей отсталости японского танкостроения, масштабы его производства были очень невелики — всего 180 экземпляров.

Послевоенный период

СССР

После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 гг. под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП. Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ (2С1 «Гвоздика», 2С9 «Нона-C» и др.), а также — БМП.

Другие государства

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Тип 63, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким.

Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.

В наши дни только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.

Китай

На основе глиссрующего бронтеранспортёра/БМП ZBD2000 была создана модификация представляющая собой единственный в мире глиссирующий плавающий танк, развивающий на воде скорость в 50 км/ч.

См. также

Примечания

Литература

wikipedia.green

описание, характеристики и интересные факты

Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе имелся большой опыт по созданию плавающей бронированной техники. В сорок первом году у Красной армии был крупнейший парк подобной техники, однако за время ведения боевых действий подавляющее большинство экземпляров уничтожили вражеские войска. Оставшиеся машины явно не соответствовали целям правительства и мало могли усилить армию. Образец ПТ-76 – плавающий танк, серийный выпуск которого был налажен в послевоенные годы. На его базе выпущено несколько модификаций. Рассмотрим характеристики и особенности амфибии.

История создания

Плавающий танк ПТ-76 планировалось оснастить пушкой калибром 76 мм. Он должен был быть способен транспортировать солидный запас боеприпасов и иметь возможность переброски на броне до двух десятков десантников. Разработкой новой техники занялось конструкторское бюро судостроительного комбината в Нижнем Новгороде («Красное Сормово»).

Первая пара опытных образцов была изготовлена в 1948 году. К сожалению, модели не прошли тестирование, после чего разработкой занялось ВНИИ транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Изготавливающим предприятием был назначен Сталинградский транспортный завод. Общее руководство проектом осуществлял Ж. Я. Котин. В свое время под его управлением создавались тяжелые самоходные артиллерийские установки. В роли ведущего конструктора выступил Шамшурин Н. Ф.

Новый проект получил индекс 740. К лету 1950 года выпустили опытные экземпляры. В тяжелых испытаниях новая боевая машина на голову превзошла своего конкурента (К-90 от московских производителей), пройдя успешно все преграды. В августе 1951 года объект получил наименование «плавающий танк ПТ-76» и был принят на вооружение.

Конструкционные особенности

Рассматриваемая военная машина обладает классической компоновкой, относится к легкому классу. Бронированный корпус оборудован тремя отсеками:

  1. Отделением управления, размещенным в носовой части.
  2. Боевым отсеком, находящимся в центре корпуса, оборудованным башней конической конфигурации.
  3. Силовым отделением в корме корпуса. Здесь расположен дизельный мотор и пара водометных движителей (впервые использованных на базе такой техники).

В серийный выпуск машина была пущена уже в 1951 г. Массовое производство продолжалось до 1967 г. Всего с конвейера сошло около четырех тысяч экземпляров. В 1967 г. техника была снята с вооружения.

Танк ПТ-76: характеристики

Ниже приведены характеристики тактико-технического плана:

  • Тип машины – плавающий танк.
  • Год выпуска – 1951.
  • Состав экипажа – три человека.
  • Схема компоновки – классическая.
  • Длина/ширина/высота – 6,91/3,18/2,19 м.
  • Толщина брони – от 5 до 13 мм, в зависимости от расположения (нос, бока, днище, башня).
  • База – 4,08 м.
  • Колея – 2,74 мм.
  • Просвет дорожный – 37 см.
  • Тип брони – катанная гомогенная из стали повышенной прочности.
  • Вооружение – нарезная пушка калибром 76 мм, пулемет СГМТ калибром 7,62 мм.
  • Дальность выстрела – до 12 км.
  • Тип прицела – телескопический марки ТШК-66.
  • Силовая установка – дизельный мотор В-6 мощностью 240 лошадиных сил.
  • Показатель скорости (максимальный) – 44 км/ч по суше, 10,2 км/ч — на плаву.
  • Вес – 14 тонн.
  • Преодолеваемый ров – 2,8 м.
  • Запас хода по пересеченной местности/на плаву – 210/70 км.
  • Подвеска – индивидуальная торсионного типа.
  • Мощность удельная – 17,1 л. с/т.

Приспособления наблюдения и связи

Легкий плавающий танк ПТ-76 оборудован тремя перископическими устройствами, которые размещены во вращающейся башенке командира. Приспособления смонтированы плотно и обеспечивают качественный обзор довольно узкого сектора.

Приборы имеют пятикратное увеличение и поле зрения 7,5 градуса по горизонту. По бокам расположены перископы ТНП с однократным увеличением. Заряжающий для обзора местности может использовать только один поворотный прибор однократного увеличения МК-4. Он находится перед люком в башенной крыше.

В небоевых условиях механик-водитель ведет наблюдение за местностью через открытый люк. В боевых условиях для обзора служат три устройства типа ТНП. Для управления машиной в условиях плохой видимости или ночью предусмотрен бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2Б. Он включает в себя инфракрасный фильтр, электронную начинку и оптику. Дальность видения составляет порядка 60 метров, при этом угол обзора составляет не более 30 градусов.

Танк ПТ-76: описание двигателя и ходовой части

По большому счету силовой агрегат рассматриваемой амфибии является модернизированным мотором танка Т-34. Коробка передач также заимствована у этой модели. Приличную скорость и хорошую маневренность на воде обеспечивают водометные движители. Благодаря этим элементам плавающий танк ПТ-76 мог без проблем преодолевать водоемы, заросшие кустарником.

При этом отмечается низкое удельное давление траков на почву, что гарантировало машине легкое пересечение сильно заболоченных территорий. Боевая амфибия стала компактнее и проще в обслуживании, а также получила гидравлические амортизаторы, взаимодействующие с индивидуальной торсионной подвеской. Эти узлы обеспечивали технике улучшение плавности хода и увеличение крейсерской скорости. Плавающий танк ПТ-76 С 60 оснастили системой защиты от ОМП и автоматическим противопожарным устройством. Техника отлично показала себя в форсированных маршах дальностью до 500 километров.

Модификации

На базе рассматриваемой машины выпущено несколько модификаций. Среди них:

  1. Модель с 76-миллиметровой пушкой Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, у нее появился эжектор, внутренняя рация, прибор ночного видения, противодымовое термическое приспособление. Высота корпуса увеличена на 13 миллиметров. Год усовершенствования – 1957.
  2. Модернизированный танк ПТ-76Б выпущен в 1959 году. Он оснащен двухплоскостным орудием Д-56ТС, стабилизирующим устройством СТП-2П, вентиляционной установкой с фильтрами. На поздних версиях устанавливался гирополукомпас.
  3. В 1967 году на рассматриваемом танке устанавливается курсовой пулемет ПКТ, переговорное устройство Р-123. Машина состояла на вооружении разведывательных корпусов и в морской пехоте.
  4. На базе ПТ-76 создан бронетранспортер БТР-50, пусковые установки для ракетных комплексов «Луна», дивизионный комплекс для разминирования УР-67.

Интересные факты

Первое серьезное боевое столкновение ПТ-76 состоялось в марте 69-го года во Вьетнаме. Команда из двенадцати машин и бронетранспортеров атаковала американскую базу Бен-Хет с целью уничтожения пушечной батареи. Головной ПТ-76 подорвался на мине, однако экипаж не вышел из строя и продолжал вести огонь. Остальные машины вступили в противостояние со взводом «Паттон» и парой зенитных самоходных машин. Потери понесли обе стороны, но атака не продолжилась после потери двух танков и одного БТР.

Весной 65-го года Индия обратилась к СССР за помощью для получения защиты от возможного вторжения Пакистана. Первую партию амфибий Индия получила летом 65-го. Всего страна имела два полка таких машин общей численностью около 90 экземпляров.

В сентябре 1965 г. бригада ПТ-76 в составе седьмого индийского машинного полка атаковала захваченную пакистанцами деревню. В итоге противника удалось выбить, потеряв один танк со своей стороны. За время военных действий Индия лишилась около роты ПТ-76, некоторые из которых были захвачены армией Пакистана.

Участие в других военных конфликтах

Среди наиболее известных противостояний с участием рассматриваемой машины можно отметить следующие вооруженные конфликты:

  • Война между Индией и Пакистаном в 1971 году. За четырнадцать дней боев было уничтожено и повреждено 13 танков ПТ-76, а пакистанцы потеряли все свои тяжелые машины. Это был один из весомых вкладов в победу.
  • Война 1967 года (шестидневная) между Египтом и Израилем. У египтян в арсенале было 29 рассматриваемых машин. Однако они были использованы не по назначению. В результате две единицы уничтожены, 7 – брошено. Трофейные модели израильцы переработали и установили на них американское вооружение.
  • Война судного дня в 1973 г. В ней ПТ-76 участвовали как со стороны Египта, так и со стороны Израиля.
  • Кроме того, машины принимали участие в югославских войнах и противостоянии в Чечне.

В завершение

Сейчас легкий плавающий танк ПТ-76 и БТР-50 – великолепные и ненужные «поплавки». В СССР они сняты с вооружения в 1967 году. Тем не менее списанные машины получили популярность у стран ближнего Востока и активно использовались. Для своего времени данная техника проявила себя весьма успешно, причем как на суше, так и на воде.

Легкие плавающие танки активно экспортировались в государства варшавского договора, а также большинство просоветских африканских и юго-восточных стран. Трофейные египетские машины модернизировались израильскими инженерами, а Китай выпускал собственный аналог под индексом «тип-63».

fb.ru

Плавающий танк — Википедия. Что такое Плавающий танк

Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде[1].

Существуют три возможности обеспечить плавучесть танка: за счёт водоизмещения его корпуса, с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

История развития

Межвоенный период и Вторая мировая война

Великобритания

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса».

В 1929 году в Великобритании был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать матриархом плавающих танков как класса боевых машин. Назвали её танк-амфибия «Виккерс-Карден-Ллойд» типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем.

СССР

В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило её остойчивость, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.

В середине 30-х годов XX века плавающие танки сделали пробег, в течение которого шли по воде, в том числе по озеру Ильмень, от устья Шелони до истока Волхова, от Волхова до Ладоги, по ладожскому каналу в Неву, по Неве до Петропавловской крепости. Была осуществлена переброска плавающих танков на большие расстояния по водным путям на буксире пароходов. Опыт вполне удался, на буксире водили взвод танков со скоростью до 10 км в час по Неве[2].

США

1922—1927 годах в США Уолтером Кристи велись аналогичные английским разработки. В серию ни одна из созданных машин запущена не была.

В ходе войны в 1942—1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Выпущено их было много — около 18 500 единиц. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне. Также более 1000 танков — в основном «Валентайнов» и «Шерманов» — в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), использовавшей раздвижной экран.

Япония

Ещё одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-Ми. Этот танк держался на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов, установленных спереди и сзади корпуса. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Вдобавок, из-за общей отсталости японского танкостроения, масштабы его производства были очень невелики — всего 180 экземпляров.

Послевоенный период

СССР

После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 гг. под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП. Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ (2С1 «Гвоздика», 2С9 «Нона-C» и др.), а также — БМП.

Другие государства

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Тип 63, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким.

Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.

В наши дни только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.

Китай

На основе глиссрующего бронтеранспортёра/БМП ZBD2000 была создана модификация представляющая собой единственный в мире глиссирующий плавающий танк, развивающий на воде скорость в 50 км/ч.

См. также

Примечания

Литература

wiki.sc

Плавающий танк — Википедия

Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде[1].

Существуют три возможности обеспечить плавучесть танка: за счёт водоизмещения его корпуса, с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

История развития

Межвоенный период и Вторая мировая война

Великобритания

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса».

В 1929 году в Великобритании был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать матриархом плавающих танков как класса боевых машин. Назвали её танк-амфибия «Виккерс-Карден-Ллойд» типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем.

СССР

В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило её остойчивость, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.

В середине 30-х годов XX века плавающие танки сделали пробег, в течение которого шли по воде, в том числе по озеру Ильмень, от устья Шелони до истока Волхова, от Волхова до Ладоги, по ладожскому каналу в Неву, по Неве до Петропавловской крепости. Была осуществлена переброска плавающих танков на большие расстояния по водным путям на буксире пароходов. Опыт вполне удался, на буксире водили взвод танков со скоростью до 10 км в час по Неве[2].

США

1922—1927 годах в США Уолтером Кристи велись аналогичные английским разработки. В серию ни одна из созданных машин запущена не была.

В ходе войны в 1942—1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Выпущено их было много — около 18 500 единиц. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне. Также более 1000 танков — в основном «Валентайнов» и «Шерманов» — в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), использовавшей раздвижной экран.

Япония

Ещё одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-Ми. Этот танк держался на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов, установленных спереди и сзади корпуса. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Вдобавок, из-за общей отсталости японского танкостроения, масштабы его производства были очень невелики — всего 180 экземпляров.

Послевоенный период

СССР

После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 гг. под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП. Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ (2С1 «Гвоздика», 2С9 «Нона-C» и др.), а также — БМП.

Другие государства

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Тип 63, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким.

Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.

В наши дни только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.

Китай

На основе глиссрующего бронтеранспортёра/БМП ZBD2000 была создана модификация представляющая собой единственный в мире глиссирующий плавающий танк, развивающий на воде скорость в 50 км/ч.

Видео по теме

См. также

Примечания

Литература

wiki2.red

Плавающий танк Википедия

Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде[1].

Существуют три возможности обеспечить плавучесть танка: за счёт водоизмещения его корпуса, с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

История развития[ | ]

Межвоенный период и Вторая мировая война[ | ]

Великобритания[ | ]

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде, перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса».

В 1929 году в Великобритании был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать матриархом плавающих танков как класса боевых машин. Назвали её танк-амфибия «Виккерс-Карден-Ллойд» типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем.

СССР[ | ]

В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило её остойчивость, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью д

ru-wiki.ru

Плавающий танк ПТ-76 | Военное оружие и армии Мира

ПТ-76 эксплуатировался в частях Советской армии и Военно-Морского Флота более 40 лет. Благодаря своим исключительным амфибийным качествам этот танк по праву считается лучшим плавающим танком в мире.

Техзаданием, разработанным сразу после окончания Великой Отечественной войны, предусматривалось создание двух боевых машин — плавающего легкого танка и бронетранспортера с максимально возможной степенью унификации. Тактико-технические требования, выдвинутые военными, были беспрецедентными. Они предусматривали вооружить легкий танк не только 7б-мм пушкой, но и перевозить на плаву десант из 20 человек. Бронетранспортер, в свою очередь, должен был вмещать 25 пехотинцев с оружием или перевозить на себе (в полном смысле этого слова) вплавь все тяжелое вооружение стрелкового полка. Словом, речь шла о создании десантно-штурмовых бронированных машин первого броска.

СОЗДАНИЕ

Разработку танка и бронетранспортера поручили заводу №112 «Красное Сормово», по-видимому, посчитав, что судостроительный завод, приобретший в годы войны опыт танкостроения, лучше других справится с этой задачей. Проектирование боевых машин, получивших индексы Р-39 и Р-40 соответственно, началось в 1946 году. В 1948 году опытный образец плавающего танка представили на испытания, которых он не выдержал. Во время заводских испытаний танк Р-39 затонул из-за недостаточной остойчивости, малого запаса плавучести и превышения массы. Слабое бронирование, меньшая скорость движения по воде по сравнению с требуемой, а также недостаточная прочность и надежность некоторых узлов и агрегатов привели к прекращению работ на заводе № 112 по данной теме.

После этой неудачной попытки разработка, изготовление и представление на государственные испытания плавающих танка и бронетранспортера были поручены ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданному в Ленинграде на базе филиала челябинского Опытного танкового завода № 100. Вся стендовая отработка узлов и механизмов была сосредоточена в Ленинграде, а разработку документации возложили на объединенную конструкторскую бригаду, находившуюся в Челябинске.

ПРОИЗВОДСТВО

Серийный выпуск танков ПТ-76 был развернут на Сталинградском тракторном заводе. В течение 15 лет серийного производства танк ПТ-76 неоднократно подвергался модернизации, связанной в основном с улучшением вооружения, приборов наблюдения, средств связи, установкой дополнительного оборудования и изменением формы и размеров бронекорпуса.

С 1955 года на танк стали устанавливать пушку Д-56ТМ, имевшую двухкамерный дульный тормоз и эжекционное устройство для продувки канала ствола, новые приборы наблюдения у командира и механика- водителя, прибор ночного видения механика-водителя Т8Н-2Б. новые фары, радиостанцию Р-113, внутреннее переговорное устройство Р-120 и термодымовую аппаратуру ТДА. Кроме того, высота корпуса была увеличена и, соответственно, возросло водоизмещение. Для лучшего схода воды задней части крыши корпуса придали небольшой обратный уклон. Тем не менее характеристики машины при движении на плаву несколько ухудшились: расход горючего возрос до 270-440 л на 100 км, а запас хода уменьшился до 60-70 км. С 1959 года началось производство машины, модернизированной в соответствии с требованиями обеспечения возможности действовать в условиях применения ядерного оружия. Для этого танк оснастили нагнетателем и системой ПАЗ. Кроме того, было установлено орудие Д-56ТС, снабженное двухплоскостным стабилизатором СТП-2П. Для увеличения запаса хода танка смонтировали три топливных бака: один кормовой внутренний и два наружных. Общая емкость всех топливных баков достигла 580 л. Боевые машины, выпущенные после 1959 года, получили обозначение ПТ-76Б. Последняя группа изменений внедрялась также на танки ПТ-76 и ПТ-76Б раннего выпуска в ходе их капитального ремонта. Кроме того, в ходе ремонта на танки ПТ-76, выпущенные до 1957 года, устанавливались пушки Д-56ТМ. С 1967 года на всех танках спаренные пулеметы СГМТ стали заменять на более современные ПКТ. Вместо радиостанций Р-113 стали ставить радиостанции Р-123, а переговорные устройства Р-120 уступили место Р-124. При капитальном ремонте старые гладкие опорные катки ходовой части заменялись новыми — с выштамповками.

Конструкция и служба

Плавающий танк ПТ-76 — боевая бронированная машина легкого типа, имеющая классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Внутри корпус танка разделен на три отделения: управления, боевое и силовое.

Герметичный корпус танка сваривался из броневых катаных листов толщиной 8-16 мм, и ему была придана форма, обеспечивавшая минимальное сопротивление при движении на плаву. Сварная башня танка имела форму усеченного конуса. В башне устанавливалась 7б-мм танковая пушка Д-56Т (боекомплект 40 выстрелов) с дульным тормозом реактивного типа и спаренный с ней 7(62-мм пулемет СГМТ (боекомплект 1000 патронов). На танках ПТ-76, выпущенных после 1955 года, была установлена 76-мм пушка Д-56ТМ (2А16), которая отличается от пушки Д-56Т наличием двухкамерного дульного тормоза, эжекционного устройства для продувки канала ствола и конструкцией крышек цилиндров противооткатных устройств. Танки ПТ-76Б вооружались 76-мм пушкой Д-56ТС, стабилизированной в двух плоскостях наведения.

Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета используются телескопический шарнирный прицел ТШК-66, боковой уровень и угломерный круг на погоне башни.

Наведение пушки на цель осуществляется вращением рукоятки маховика вертикального наведения и поворотом башни с помощью ручного или электрического привода, а при включенном стабилизаторе — с помощью пульта управления. На танке ПТ-76Б установлен стабилизатор СТП-2П «Заря», который обеспечивает: автоматическое удержание пушки и спаренного пулемета в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения при движении танка; наведение пушки и спаренного пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скоростей наведения.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

В кормовой части танка установлен шестицилиндровый рядный дизельный двигатель B-6 мощностью 240 л. с. при 1800 об/мин. Он имел подогреватель, эжекционную систему охлаждения и механизм защиты от попадания воды. Механическая пятискоростная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен заимствована у танка Т-34. Установленные в ходовой части пустотелые опорные катки создают дополнительный запас плавучести.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

В систему питания двигателя танка ПТ-76 входят два топливных бака общей емкостью 250 л (большой бак емкостью 150 л, малый — 100 л). Они размещены в силовом отделении справа от двигателя. На крыше кормовой части корпуса на кронштейнах могут устанавливаться два наружных цилиндрических топливных бака емкостью по 90 л каждый. На танке ПТ-76Б был введен третий внутренний топливный бак емкостью 140 л, расположенный в корме корпуса поперек силового отделения. Вместо цилиндрических установлены два наружных топливных бака прямоугольной формы емкостью 95 л каждый. Ни в первом, ни во втором случае наружные топливные баки не включены в систему питания, а используются для дозаправки основных топливных баков.

ДВИЖЕНИЕ НА ПЛАВУ

Движение на плаву осуществляется при помощи двух гидрореактивных водометных движителей, установленных в силовом отделении танка вдоль бортов корпуса. При включении водометного движителя вращение от ведущего вала внутреннего редуктора передается на рабочее колесо водяного насоса. Вода, засасываемая насосами, проходит через направляющие аппараты, водопроточные трубы и при открытых кормовых патрубках с большой скоростью выбрасывается за корму танка, создавая при этом реактивный напор (силу тяги), под действием которого танк движется вперед.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТ-76Б

Боевая масса, т: 14,4
Экипаж, чел.: 3
Габаритные размеры, мм:
длина: 7625
ширина: 3140
высота: 2551
клиренс: 370
Скорость макс, км/ч:
на суше: 44
на плаву: 10,2
Запас хода, км:
на суше: 370
на плаву: 120

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь