Содержание

Первое боевое применение танков

Полковник В. Нестёркин

В сентябре 2016 года исполняется 100 лет с начала боевого применения танков. Это произошло во время Первой мировой войны. Танки первый раз приняли участие в боевых действиях на стороне англичан в операции на р. Сомма 15 сентября, а затем, почти через полгода, в апреле 1917-го их применили французы в сражении под Краоном. В Германии первоначально недооценили значение танков. Время было упущено, и до конца войны там было произведено всего около 100 бронированных гусеничных боевых машин. Таким образом, боевые действия на р. Сомма стали отправной точкой, с которой отсчитывается появление нового вида вооружения — танков.

 

 

Британский танк «Марк-1»

Боевой эффект от английских машин на Сомме тогда оценивался весьма неопределенно, хотя следует отметить, что и количество танков, принимавших участие в боевых действиях, было небольшим — на фронте шириной 10 км действовало всего 18 машин. Англичане продвинулись вперёд на 4-5 км, но полностью задачу прорыва решить не удалось. Тактический успех не был развит в оперативный. Те танки производили в основном психологический эффект. Современники писали, что немцы «чувствовали себя совершенно беззащитными перед лицом этих страшилищ, которые карабкались на бруствер окопов, постоянно поливая их пулеметным огнем. За ними следовали небольшие группы пехоты, забрасывавшие траншеи ручными гранатами». Но в целом танки успешно выполнили роль противодействия пулеметному огню (потери в живой силе у англичан в той наступательной операции были почти в 20 раз меньше, чем в аналогичных условиях ранее) и явились средством прорыва обороны, хотя и не были надежны с технической точки зрения (из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32, 17 танков вышли из строя из-за технических неполадок, из 32 начавших атаку пять застряло в болоте и еще девять вышли из строя также по техническим причинам). Тем не менее даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться в глубь обороны на 5 км.

Серьезной предпосылкой того, что необходим новый вид вооружения, стало положение на фронтах. В 1915 году Германия сосредоточила главные усилия на Восточном фронте, намечая вывести Россию из войны. Но, отразив прорыв германских армий, русские войска вынудили противника перейти к позиционным формам борьбы. На Западном фронте обе стороны вели также стратегическую оборону. Боевые действия перешли в стадию окопной войны. Противники окружили себя рядами колючей проволоки, оборудовали укрытия для пушек и пулеметов. Любая атака стоила больших людских потерь, несоизмеримых с некоторыми достигаемыми результатами. Окопная война зашла в тупик в значительной мере в связи с появлением пулеметов.

Многие военные специалисты считали, что помочь решить эту проблему помогли бы бронированные боевые машины. К тому же на фронтах уже действовали многочисленные и разнообразные бронеавтомобили, успешное применение которых подтверждало их значимость. Однако они имели существенный недостаток: проходимость тяжелых машин на поле боя была низкой.

Чтобы справиться с трудной задачей, военные инженеры предлагали устанавливать на эти боевые средства вместо колесного автомобильного шасси, гусеничное. К тому времени подобные механизмы уже активно производились в различных странах (использовались на гусеничных тракторах) и технологии изготовления гусениц в целом были отработаны. В военное ведомство Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу.

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был организован специализированный Комитет по сухопутным кораблям. Создание этой организации курировала Военно-морская авиационная служба, у которой был свой интерес к бронированным боевым машинам. Они были необходимы для охраны континентальных военно-морских баз.

Окончательное решение о постройке танков было принято в 1915 году, а первый прототип боевой машины был готов в 1916-м. Танком, то есть «баком» (от английского tank — цистерна, бак, резервуар), это средство назвали для того, чтобы дезинформировать противника при его транспортировке по железной дороге. После успешных испытаний был выдан первый заказ на 100 машин и приступили к их производству. Это был танк «Марк-1» (иногда его именуют Мк.I) — довольно несовершенная, даже по тем временам, боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — танк-«самка» («женщина», от английского female tank) боевой массой 27,43 т и танк-«самец» («мужчина», от английского male tank) массой 28,45 т. Впоследствии длительное время использовался термин male tank в значении «пушечный танк».

В профиль Мк.1 имел необычную ромбовидную форму. Это должно было обеспечить наибольшую длину гусеницы, что позволяло бы преодолевать проволочные заграждения и широкие окопы (2,7-3,5 м), которые преобладали на полях сражений того периода войны. Броня боевой машины защищала от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадании самого снаряда.

Применение такой формы корпуса делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой общей высоты). В связи с этим основное вооружение было размещено в спонсонах по бортам танка (спонсон — корабельный термин, обозначающий участок верхней палубы, выступающий за линию борга). Компоновка машины не предполагала четкого разделения ее на отделения. Двигатель с трансмиссией, устанавливаемые в длину, занимали значительную часть объема внутреннего пространства. Они отделялись от бортов и спонсонов с вооружением проходами. В лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления.

Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка (младший лейтенант — лейтенант) выполнял также функции стрелка из лобового пулемета (иногда помощника водителя) и размещался, как и сам водитель, в отделении управления слева, водитель — справа. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на «самцах») либо два пулеметчика (на «самках»), а в проходах в кормовой части корпуса находились двое помощников водителя. В ряде случаев в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка (у радиатора), из личного оружия защищать кормовой сектор танка от пехоты противника.

На танках-«самцах» основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки с длиной ствола 40 клб. Каждая представляла собой доработанный в 1915 году вариант скорострельного морского орудия (принятого на вооружение еще в 1885-м). Обе пушки монтировались в спонсонах на тумбовых поворотных установках. К вращающейся части крепились цилиндрические броневые щиты, закрывавшие амбразуру спонсона. Наведение орудия осуществлялось при помощи плечевого упора, без каких-либо механизмов. Наводчик орудия каждого борта находился слева от него, и его положение ограничивало углы горизонтального наведения. Полный боекомплект орудий включал 334 (в некоторых образцах 207) унитарных выстрела, которые находились в укладках в нижней части спонсонов и на специальных стеллажах. Максимальная дальность стрельбы пушек составляла 6 860 м, а эффективная — около 1 800 м.

За пушками устанавливались два 7,7-мм пулемета «Гочкисс» с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов такой пулемет размещался в его лобовой части, а в некоторых случаях еще один устанавливался на корме. «Гочкисс» был съемным и вел огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками.

Танки варианта «самка» вооружались только четырьмя 7,7-мм пулеметами «Виккерс», которые имели водяное охлаждение стволов. Это оружие монтировалось на тумбовых установках с поворотными щитами, подобными защите 57-мм орудий. Углы наведения пулеметов обеспечивали в целом значительный сектор обстрела, ограничиваемый лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Патроны для них хранились в снаряженных лентах по 320 штук, при этом полный боекомплект составлял 5 760 штук для male tank и 30 080 для female tank.

Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которого в разных частях танка были предусмотрены закрывавшиеся броневыми крышками порты (амбразуры). Из-за малоподвижности боевой машины и наличия закрытых секторов обстрела для основного вооружения личному оружию экипажа отводилась важная роль в качестве средства защиты в ближнем бою.

Основным средством наблюдения за местностью для экипажа были смотровые лючки в различных частях корпуса, которые закрывались броневыми крышками, позволявшими в некоторых пределах регулировать смотровую щель. Кроме этого, у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за сложности пользования ими в боевых условиях от них вскоре отказались. С внутренней стороны смотровые щели закрывались защитным стеклом, но последнее при обстреле легко разбивалось, и танкисты часто получали ранения от их осколков или брызг свинца, попадавших через открытые щели.

Каких-либо средств внутренней и внешней связи в танке не имелось. Для внешней связи пытались использовать различные визуальные средства — флажки, фонари, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными. На некоторых танках применялась голубиная почта, но птицы плохо переносили условия внутри машины и погибали. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через разматываемый с танка кабель, но его длина оказывалась недостаточной. Единственно надежным, но, естественно, опасным средством была связь через пеших посыльных.

На Mk.I в средней части корпуса устанавливался рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения рабочим объемом 13 л и максимальной мощностью 105 л/с, позволявший двигаться по шоссе со скоростью до 6,4 км/ч. Два топливных бака емкостью по 114 л размещались по бортам в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотеком. Заправки бензина хватало на 38 км шоссейной дороги. При сильном наклоне танка во время движения подача топлива могла прерываться, и тогда один из членов экипажа вручную переливал бензин бутылкой из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей.

На танке устанавливались три коробки передач: главная двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями и две бортовые (также двухступенчатые)» которые соединялись между собой дифференциалом. В управлении трансмиссией принимали участие одновременно три-четыре человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.

Задние колеса выполняли в танке роль поворачивающего механизма. В одном из боев колеса были отбиты снарядом, но боевая машина не потеряла управляемости. После этого задние колеса на танки не устанавливали.

Танки Mk.I выпускались в 1916-1917 годах. Всего было произведено 75 единиц каждого вида.

Основные размеры танка (в мм): длина 8060 без задних колёс, 9910 с колесами, ширина корпуса 4 200 («самец») и 4 380 («самка»), высота 2 450, клиренс 420. В качестве защиты применялась стальная катанная броня толщиной (в мм): в лобовой части корпуса, борт и корма — 10-11, крыша и днище — 5-6. Танк мог преодолеть: подъем с наклоном в 22°, стенку высотой 1 м, ров шириной до 3,5 м и брод глубиной 0,45 м.

Хотя из-за малого количества танков (которые вначале называли «наземными кораблями», поскольку в них на суше стремились воспроизвести основные характеристики морских боевых кораблей) и их несовершенства в 1916 году фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, подтвердив, что у него большое будущее.

К концу войны танки стали применять в значительно больших масштабах, однако им предстоял еще долгий путь до полной реализации своих возможностей. Высокие боевые качества и приемлемая технологичность производства в последующие годы явились основой того, что танк стал массовым оружием.

Несмотря на то что в те годы в России были разработаны свои оригинальные проекты боевых машин повышенной проходимости (в 1916 году В. Д. Менделеевым, в 1917-м С. П. Навроцким) и построены экспериментальные образцы (в 1916-м Н. А. Гулькевичем, в 1917-м Н. Н. Лебеденко), из-за недальновидности царского правительства собственных танков в то время русская армия не имела.

Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

Источник: http://factmil.com/publ/strana/velikobritanija/pervoe_boevoe_primenenie_tankov/9-1-0-1034

politinform.su

Что способствовало появлению танков в Первую мировую войну » Военное обозрение

Эволюция и перспективы танков всегда вызывают большой интерес как у специалистов, так и любителей.

Сто лет тому назад


Танки появились сто лет назад, в Первую мировую войну, уверенно заняли свою нишу в структуре многих армий мира и остаются главной ударной силой сухопутных войск. За это время танки прошли определенную эволюцию — от громоздких и тихоходных «чудищ» до маневренного, хорошо защищенного и эффективного оружия поля боя.

Сменилось уже несколько поколений танков. Они приобрели определенную форму и назначение военной техники. Сегодня танк — это бронированная гусеничная машина с вращающейся башней, оснащенной пушкой и пулеметами. Существует и упрощенная версия танка — самоходная артиллерийская установка с не вращающейся или частично вращающейся башней.

Первые танки выглядели совершенно по-другому, и задачи перед ними ставились несколько иные. В связи с этим интересна эволюция танков с точки зрения развития инженерной мысли, принимаемых технических решений в процессе их совершенствования, тупиковых и перспективных направлений развития. Представляет интерес также история того, что подвигло на создание танка, какие задачи ставились перед танками и как они трансформировались в процессе эволюции.

Бронированный монстр


Танки как вид оружия появились во время Первой мировой войны. Этому способствовало развитие в конце XIX века нарезного стрелкового и артиллерийского вооружения, обладающего высокой поражающей способностью живой силы противника.

Идея защитить воина на поле боя витала давно, и рыцарские латы — тому подтверждение. От огнестрельного оружия никакие латы уже не могли спасти. Вместо индивидуальной защиты стали искать коллективную защиту, способную маневрировать на поле боя.

Технический прогресс создал предпосылки для решения этой проблемы. С созданием парового двигателя и паровоза стали появляться такие проекты. Одним из первых был предложенный французом Буйеном в 1874 году проект гусеничного бронированного поезда. Он предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. Ввиду сомнительности реализации проект был отклонен. Был еще ряд таких же сомнительных проектов.

Танк Буйена

На базе паровоза в начале XX века были созданы бронепоезда, обеспечивающие доставку на поле боя живой силы со стрелковым оружием и артиллерией, при этом с хорошей защитой от средств поражения противника.

Но данный вид оружия обладал существенным недостатком. Бронепоезд мог передвигаться только по железнодорожным рельсам и был ограничен в своей маневренности. Противник всегда мог заранее предусмотреть способы нейтрализации этой угрозы, а там, где железной дороги не было, отсутствовала и опасность появления грозного бронепоезда.

Защита живой силы и проект Хетерингтона


Вопрос защиты живой силы особо остро встал в разгар Первой мировой войны, которая приняла характер «окопной войны» (с позиционными боями, многокилометровыми окопами и проволочными заграждениями). Живая сила противоборствующих сторон несла колоссальные потери, необходимо было средство защиты солдат, идущих в атаку на хорошо подготовленную оборону противника. Армии требовалось маневренное средство доставки и защиты живой силы и оружия на поле боя и прорыва обороны противника.


Идея создания такой машины начала реализовываться в конкретных проектах. Майор английской армии Хетерингтон предложил проект по созданию технического монстра высотой 14 метров, массой 1000 тонн, на огромных колесах, вооруженного корабельными пушками. Но от проекта отказались по причине сложности технической реализации и уязвимости на поле боя.

Танк Хетерингтона

Танк изобретателя Пороховщикова


Аналогичные проекты начали предлагаться и в России. В мае 1915 года в России начались испытания опытного образца первого танка «Вездеход» изобретателя Пороховщикова. Танк был весом 4 тонны, длиной 3,6 м, шириной 2,0 м и высотой 1,5 м (без башни). Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая резиновая гусеничная лента.

Танк Пороховщикова

В корме танка размещался бензиновый двигатель мощностью 10 л. с. Через карданный вал и механическую планетарную коробку передач на ведущий барабан передавался крутящий момент. Натяжение гусеницы осуществлялось специальным барабаном. По бокам в передней части танка были расположены два колеса, за счет которых танк поворачивался. Колеса соединялись со штурвалом с помощью системы тяг. Танк развивал скорость по шоссе до 25 км/час.

Ходовая была колесно-гусеничной. По дорогам танк двигался на колесах и заднем барабане гусеницы. При рыхлом грунте и преодолении препятствий танк ложился на гусеницу и преодолевал препятствие.

Корпус танка был обтекаемой формы со значительными углами наклона брони. Броня была комбинированной многослойной и имела толщину 8 мм. Она состояла из двух слоев упругого и жесткого металла и особых вязких и упругих прокладок из морской травы и волоса, которая не пробивалась пулеметными очередями. Ходовая часть защищалась фальшбортами.

Конструкция танка Пороховщикова

Над корпусом размещалась вращающаяся башня цилиндрической формы с одним или двумя 7,62-мм пулеметами. В средней части танка на двух смежных сидениях размещались два члена экипажа — водитель и командир-пулеметчик.

По результатам испытаний опытного образца танк «Вездеход» показал неплохие разгонные характеристики, высокую скорость, удовлетворительную проходимость через препятствия. За счет широкой гусеничной ленты танк не оседал днищем и преодолевал препятствия.

Военно-техническое управление указало на ряд недостатков проекта (ненадежность, уязвимость и проскальзывание ленты по барабану, крайняя затрудненность поворотов, низкая проходимость по рыхлой почве, невозможность одновременной стрельбы из пулеметов) и отклонил проект.

В начале 1917 года Пороховщиков усовершенствовал проект танка, дав ему название «Вездеход-2» и увеличив количество пулеметов до четырех с возможностью независимого наведения и огня по целям. Но принципиальные недостатки проекта не были устранены, и его закрыли.

Танк «Вездеход» был испытан на несколько месяцев раньше испытаний английского «Маленького Вилли», который с января 1916 года под маркой МК-1 был принят на вооружение и стал первым в мире серийным танком. Существует версия, что чертежи танка «Вездеход» были предложены владельцу французской автомобилестроительной компании Луи Рено. Он отказался от их приобретения, но потом смог восстановить их по памяти и положил в основу французского танка Renault-17, самого массового танка времен Первой мировой войны.

«Царь-танк» капитана Лебеденко


В январе 1915 года Военно-техническое управление одобрило хорошо обоснованный проект капитана Лебеденко на разработку «Царь-танка» и выделило средства на изготовление опытного образца. Танк представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами со спицами и в рост человека рулежным колесом в конце лафета. Наверху лафета размещались три бронированные рубки, одна по центру на высоте 8 метров и две чуть ниже по бокам, в которых устанавливалось вооружение, два орудия и пулеметы.

Танк Лебеденко

Обслуживать танк должны были 15 человек. Длина танка достигала 17 м, а ширина 12 м, вес порядка 60 т. Расчетная скорость должна была быть на уровне 17 км/час. Каждое колесо приводилось в движение собственным бензиновым немецким двигателем «Майбах» мощностью 240 л. с. Основными недостатками этого танка была низкая проходимость из-за высокого давления на грунт и легкая уязвимость спиц от артиллерии противника.

Изготовленный образец танка в августе 1915 года продемонстрировали представителям армии и военного министерства. Танк уверенно начал движение, но, пройдя несколько десятков метров, застрял задним колесом в неглубокой ямке, и, несмотря на все усилия, не смог двигаться дальше. После таких «испытаний» интерес к танку пропал, он несколько лет пролежал в этом месте и был разобран на металлолом.

В России был также предложен еще ряд проектов танка, не доведенных до изготовления и испытаний опытных образцов.

Проект полковника Суинтона


Более удачным был проект полковника английской армии Суинтона, регулярно подготавливавшего с начала войны отчеты о боевых действиях на Западном фронте и видевшего убийственную мощь пулеметного огня. Он предложил использовать для «пролома» обороны противника применяющиеся в английской армии в качестве тягачей гусеничные тракторы, защитив их броней.

Его предложение заключалось в создании бронированной машины, которая должна была быть самоходной, иметь броню, защищающую от вражеских пуль, и вооружение, способное подавить неприятельские пулеметы. Машина должна была передвигаться по полю боя, преодолевать траншеи и эскарпы и разрывать проволочные заграждения.

Суинтон в феврале 1915 года изложил свою идею министру военно-морского флота Англии Черчиллю, поддержавшему идею и создавшему специальный Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработку «сухопутного броненосца». Комитет сформулировал требования к будущей машине. У нее должна была быть противопульная броня, она должна преодолевать и форсировать препятствия и воронки глубиной до 2 м и диаметром до 3,7 м, рвы в 1,2 м шириной, прорывать проволочные заграждения, обладать скоростью не меньше 4 км/ч, запасом топлива на 6 часов хода и иметь в качестве вооружения пушку и два пулемета.

Появление двигателя внутреннего сгорания и создание «самодвижущихся повозок», первых автомобилей способствовало созданию нового вида оружия. Но использование в качестве базы будущего танка уже существующих колесных бронеавтомобилей не обеспечивало выполнение стоящей задачи по причине их плохой проходимости и невозможности преодоления препятствий на поле боя.

Танк начали проектировать морские офицеры как морской крейсер, взяв за основу американский гусеничный трактор «Катерпиллер» и используя в конструкции отработанные узлы и системы паровых английских тракторов.

Для танка был выбран гусеничный вариант ходовой. Она оказалась настолько удачной, что сохранилась до сегодняшнего времени, и попытки перейти на другие виды движителя, например, на колесный, пока не нашли широкого применения.

Сухопутный броненосец


В разрабатываемом танке «Маленький Вилли» ходовую и силовой блок использовали от трактора, для поворота рулевые колеса разместили сзади на тележке, как руль на корабле. Бронированный корпус был коробчатый с вертикальной броней. На нем размещалась вращающаяся круглая башня с 40-мм пушкой, отделение управления была впереди, боевое отделение по центру, силовое с бензиновым двигателем мощностью 105 л. с. в корме. Башню потом убрали и заменили ее спонсонами по бортам танка, поскольку его проектировали морские офицеры и видели в нем «сухопутный броненосец».

Танк «Маленький Вилли»

Испытания опытного образца танка показали, что при длине танка 8 м и весе 14 т он обладает неудовлетворительной проходимостью и его пришлось полностью переделывать. Военные потребовали, чтобы танк мог форсировать ров шириной 2,44 м и стенку высотой в 1,37 м, под такие требования ходовая от трактора не годилась. Для танка была разработана новая оригинальная гусеница, охватывающая весь корпус танка, и с этого времени началась история «ромбовидных» английских танков, первым из которых стал танк «Большой Вилли», или Mk1. Танки этой серии разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки и три пулемета, «самки» только пять пулеметов.

Танк Mk.I

«Большой Вилли»


С появлением танка Mk.I связано и название этой машины — «танк». В английском языке это слово означает «бак, емкость». Казус заключается в том, что одна из первых партий танков направлялись на фронт в Россию, и из соображений секретности на них писали «тank» и по-русски «танк», имея в виду самодвижущаяся емкость, бак, для воды. Так это слово и прижилось, но немцы принципиально называют танк «рanzerkampfwagen» — бронированный боевой вагон.

Танк представлял собой огромное неповоротливое сооружение на ромбовидных гусеницах, охватывающих весь корпус танка, чтобы пушки и пулемёты могли стрелять вперёд и в стороны. Из танка во все стороны торчали пушки и пулемёты, установленные в боковых выступах — спонсонах. Танк был весом 28 т, длинной 8 м и высотой 2,5 м, мог двигаться по пересеченной местности со скоростью 4,5 км/час и по шоссе 6,4 км/час. Так в Англии началась разработка линейки «тяжелых» по критериям того времени и неповоротливых танков для обеспечения пехоте прорыва хорошо подготовленной обороны противника.

Башни на танке не было, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным.

Конструктивно к каркасу из уголков и полосовой стали заклепками крепились броневые листы толщиной до 10 мм, обеспечивающие противопульную защиту. На корпусе крепились ведущие и опорные колеса и бортовые коробки передач. Каждая гусеница была шириной 520 мм и состояла из 90 плоских траков. Удельное давление танка на грунт достигало 2 кг/см, что ограничивало проходимость, в особенности на сырой и болотистой почве и танки часто зарывались в землю и садились днищем на грунт.

Внутри танк напоминал машинное отделение небольшого корабля. Большую часть занимал бензиновый двигатель «Даймлер» мощностью 105л.с., трансмиссия и топливные баки. Сзади танка через шарнир крепилась тележка с поворотными колесами.

Экипаж танка состоял из восьми человек: командира, водителя, двух механиков и четырёх артиллеристов или пулемётчиков.

Конструкция танка Mk.I

Амортизации ходовой части танка не было и при движении его сильно трясло. Внутри корпуса температура иногда доходила до 60°, скапливались пороховая гарь, пары бензина и выхлопные газы, сильно отравлявшие экипаж и доводившие его до обмороков.

Управление танком также требовало значительных усилий. В управлении движением принимали участие водитель и командир танка, который отвечал за тормоза гусениц правого и левого бортов, а также два трансмиссионщика, работавших на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды голосом или жестами. Поворот осуществлялся торможением одной из гусениц и переключением коробки передач. Для поворота с большим радиусом тележку с колесами сзади танка поворачивали при помощи специального троса, который накручивали вручную на барабан внутри танка.

Для наблюдения использовались смотровые щели, закрытые стеклами, которые часто разбивались, и ранили танкистам глаза. Не особенно помогали и специальные очки — стальные пластины со множеством дырочек и кольчужные маски.

Весьма оригинально решалась проблема связи, в каждом танке имелась клетка с почтовыми голубями.

Путь совершенствования


На протяжении войны танк совершенствовался. Появились модели Mk.II и Mk.III, а затем более мощные Mk.IV и Mk.V. Последняя модель, выпускаемая с 1918 года, была серьезно усовершенствована, на ней установили специальный танковый двигатель «Рикардо» мощностью 150 л. с., планетарную коробку передач, убрали бортовые коробки передач и тележку с поворотными колесами, что позволило управлять движением танка одним человеком. Также усовершенствовали рубку командира и сзади установили один пулемет.

Первое боевое крещение танки получили во Франции при битве на Сомме в сентябре 1915 года. В атаку на немецкие позиции пошло 49 танков, повергнув немцев в панику, но по причине несовершенства танков вернулось из боя всего 18 машин. Остальные вышли из строя из-за поломок или застряли на поле боя.

Применение танков на поле боя показало, что они являются не только надежной защитой членов экипажа, но и эффективным средством нанесения удара по противнику. Немцы это оценили и вскоре подготовили свой ответ англичанам.

Продолжение следует…

topwar.ru

Технологический прорыв. Первое боевое применение танков — ЖЖ

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

www.livejournal.com

Развитие танков после Первой мировой войны

После того как на полях сражении появились первые танки, а их боевое применение определило исход Первой мировой войны, многие специалисты стали возлагать на них большие надежды. Некоторые военные задумались о том, что бронированными машинами нужно снабдить чуть ли не всех пехотинцев. К тому же экипажи подобных машин должны были сопровождать кавалерию, вести разведку, доставлять донесения, таскать за собой лёгкие пушки.

Танкетки

Работа над маленькими танками, рассчитанными на одного-двух членов экипажа, закипела во многих странах мира. Их стали строить в Англии, СССР, Франции, США. Строительство танков не приостановил даже экономический кризис конца 1920-х гг., затронувший многие страны Европы и США. А всё потому, что подобные боевые машины были простыми и дешёвыми. Так на свет появились танкетки. Наиболее удачной в те годы оказалась английская танкетка «Карден-Лойд» Мк-VI. Она стала одной из самых известных в мировом танкостроении. Танкетка весила всего полторы тонны (как современный легковой автомобиль). Оснащённая двигателем мощностью всего в 22 л. с., она носилась с достаточно высокой для тех времён скоростью — 45 км/ч. При этом никакой башни и даже крыши у этого «мини-танка» не было.

Т-27

Польская танкетка TKS

Экипаж, состоящий из двух человек и прикрытый противопульной бронёй толщиной всего 6-9 мм, мог вести огонь поверх бронелистов лишь из обычного пулемёта. Эту танкетку закупили многие страны, а затем на её базе выпускали машины собственного производства. В Советском Союзе появилась более мощная, чем английская, танкетка Т-27. Она была защищена 10-мм бронёй и весила уже более 2,5 т.

В Польше построили почти 600 танкеток. Именно эти слабые машины составили основу польских бронетанковых войск. Польская танкетка TKS получила полностью закрытый корпус, а японская танкетка «тип 2592» даже поворотную башню с пулемётом. Японская танкетка, по существу, была малым танком массой 3 т, имела 14-мм броню и шла со скоростью 45 км/ч. Правда, уже первый опыт боевых действий в ходе Гражданской войны в Испании показал, что танкеткам нет места на поле боя: их броня пробивалась даже пулями крупнокалиберных пулемётов, а ходовая часть выходила из строя от близкого разрыва ручной гранаты.

Итальянская танкетка

Японская танкетка

Хотя танкетки не проявили себя в боях, они дали толчок развитию лёгких плавающих танков, авиадесантных самоходных артиллерийских установок и лёгких бронетранспортёров.

Схожие решения

Успех французских лёгких танков «Рено» FT-17, оснащённых поворотной башней, заставил танкостроителей во всём мире обратиться к подобной схеме. Один из лучших проектов аналогичного танка в 1928 г. предложила английская фирма «Виккерс». Этот танк так и назывался «Виккерс 6-тонный». По сравнению с французским «Рено», он был куда более маневренным и мог развивать скорость до 35 км/ч, в то время как «Рено» двигался не быстрее 10 км/ч. Сами англичане не проявляли к этому танку особого интереса. Они тогда выпускали для своей армии куда более быстроходный лёгкий 5-тонный танк Мк-VI, способный двигаться со скоростью до 55 км/ч.

Однако «Виккерс 6-тонный» оценили за рубежом. Для своего времени это была настолько удачная конструкция, что подобные танки в Англии стали покупать другие страны. Мало того, лицензию на производство данного танка купили Польша и Советский Союз, где собственное танкостроение ещё только зарождалось.

В Советском Союзе «Виккерс 6-тонный» получил обозначение Т-26. Этот танк выпускался в разных вариантах: и с двумя пулемётными башнями, стоящими рядом, и с одной баш ней, в которой размещалась сначала 37-мм, а затем и 45-мм пушка. Т-26 постоянно модернизировался: усиливалась его броня, повышалась скорость хода.

Т-26 участвовал в Гражданской войне в Испании и Великой Отечественной войне. На базе Т-26 выпускались также специальные огнемётные танки

С 1937 г. башня приобрела коническую форму, было усилено бронирование. Однако вес танка вырос незначительно — до 10 т, благодаря чему Т-26 сохранял высокую маневренность. Затем на базе Т-26 выпускались и огнемётные танки.

Советский Т-26 оказался очень удачным танком, а потому выпускался десять лет – с 1931 г. до начала 1941 г. –и стал своеобразным рекордсменом довоенного периода. Всего в СССР было выпущено более 11 тыс. подобных машин.

В польской армии танки «Виккерс» получили обозначение 7ТР, что означало «7-тонный, польский». Танк имел 17-мм броню в лобовой части корпуса, скорость 32 км/ч, экипаж состоял из трёх человек. Но самое главное — это был первый танк в мировом танкостроении, оснащённый дизель-мотором мощностью 110 л. с. До Второй мировой войны поляки выпустили 135 таких боевых машин. Вооружение польского танка было слабее советского танка Т-26 и меньше был запас хода. Однако 7ТР был быстроходнее и лучше бронирован. Когда польские танки встретились в бою с немецкими, то они оказались сильнее Pz-I и Pz-ll.

Польский танк 7TP

Ходовую часть от английского танка «Виккерс» позаимствовали и итальянцы при создании своего танка «Ансальдо-29», а затем М-11/39.

Правда, итальянские танкостроители смогли построить всего 24 боевые машины по этому образцу.

На гусеницах и на колесах

Во все времена генералы мечтали о том, чтобы их армии могли совершать стремительные переходы на большие расстояния. Вот только как можно совершать такие марш-броски в условиях современной войны без поддержки танков? А танки в начале своей истории были малоподвижными и тихоходными. Специальных автомобильных трейлеров, способных быстро доставить танк в нужное место, тогда ещё не было. Тогда инженеры предложили сделать гусеницы съёмными. Считалось, что по хорошей дороге танк сможет двигаться на своих катках, как на колёсах. Первым такое необычное колёсно-гусеничное шасси создал американский конструктор, инженер и изобретатель Дж. У. Кристи. Некоторые образцы его опытных машин на колёсах разгонялись до скорости 100 км/ч!

Советский танк БТ-5 без гусениц передвигался по шоссе со скоростью до 70 км/ч

В 1930 г. советское правительство купило у Кристи два усовершенствованных опытных образца шасси танка, именуемого автором М.1930 (Модель 1930 г.) и лицензию на производство шасси по его образцу. После существенной переработки проекта в нашей стране с 1931 г. начали выпускать колёсно-гусеничные танки БТ-2 (аббревиатура БТ означала «быстроходный танк»). Первые танки типа БТ-2 оснащались маленькой 37-мм пушкой и имели противопульную броню толщиной 13 мм. Эту машину весом 11 т обслуживал экипаж из трёх человек. БТ-2 развивал скорость 52 км/ч на гусеницах и 72 км/ч на колёсах. Продолжая совершенствовать колёсно-гусеничный ход, советские конструкторы сумели создать ещё более мощные танки БТ-5 и БТ-7 с 45-мм и даже с 76-мм пушками.

Последние модификации танка БТ-7 с конической башней, аналогичной танку Т-26, оснащались мощными и экономичными дизельными моторами, а их скорость на колёсном ходу достигала 80 км/ч

Дизельный БТ-7М являлся одним из самых скоростных танков в мире, так как даже на гусеницах развивал скорость свыше 60 км/ч. При этом без дозаправки БТ-7М мог пройти на гусеницах расстояние в 600 км, а на колёсах — даже и 700! И это в то время, когда все остальные лёгкие и средние танки имели пробег порядка 200-250 км. Главным недостатком БТ являлась его слабая броня. Однако эти танки прекрасно проявили себя на Халхин-Голе в боях против японской армии, на вооружении которой состояли в основном более слабые лёгкие танки. Но они уже никак не могли противостоять германской армии, оснащённой более мощными танками, сухопутные войска которой были оснащены противотанковыми средствами.

Перед началом Великой Отечественной войны танки БТ наряду с танками типа Т-26 были основными в Красной армии. В общей сложности тогда на вооружении имелось почти 8 тыс. танков БТ и более 9 тыс. танков Т-26.

Французское решение

После окончания Первой мировой войны французы, считавшие себя главными победителями и обладателями самого большого в мире парка бронетанковой техники, долгие годы почивали на лаврах, занимаясь лишь модернизацией своего старого лёгкого танка «Рено» F-17. К созданию новых танков французы приступили лишь в 1933 г., после прихода Гитлера к власти в Германии, когда в воздухе запахло новой мировой войной. Не случайно уже в 1935 г. во Франции появился целый ряд новых боевых машин. Все они получили в своём обозначении цифру 35. Это были лёгкие танки «Рено» R-35 и «Гочкис» Н-35, а также средний танк «SOMUA» S-35. Последний французы называли кавалерийским танком, потому что его скорость превышала 40 км/ч и позволяла ему действовать не только совместно с пехотой.

Оригинальной была сама конструкция танка S-35 – корпус и башня были цельнолитыми. Это был первый в мире танк, на котором использовались столь большие отливки

Для своего времени «SOMUA» S-35 являлся действительно лучшим танком мира. Кроме достаточной скорости он имел самое мощное бронирование толщиной до 60 мм, а его вооружение включало 47-мм пушку, снаряд которой пробивал броню всех имеющихся тогда танков в мире.

В те же годы французы создали тяжёлый «двухэтажный» танк типа В 1. Толщина брони этого танка тоже доходила до 60 мм. Наличие столь совершенных боевых машин, явно превосходящих по своей боевой мощи германские танки, создало у французского командования благостное настроение. Французы надеялись, что в будущей войне с Германией сумеют отсидеться за мощнейшими оборонительными фортификационными сооружениями так называемой линии Мажино, а потому созданию бронетанковых войск уделяли недостаточное внимание. Считалось, что если немцы на каком-то участке и прорвут укрепрайон, то будут уничтожены имеющимися в наличии средними и тяжёлыми танками. Когда же в 1940 г. германские полчища, обойдя линию Мажино стороной, вырвались на оперативный простор, французы не сумели собрать разрозненные танковые подразделения в мощный бронированный кулак и дать немцам достойный отпор.

В лобовой части корпуса танка B1 устанавливалась мощная 75-мм пушка, а во вращающейся башне, как и на танке S-35, ещё одна пушка калибра 47 мм

Многие французские танки, захваченные немцами, были переделаны под огнемётные танки или под самоходные артиллерийские установки. Они также использовались в качестве учебных танков и танков, поддерживающих карательные отряды, ведущие борьбу с партизанами.

Французские танки для начального периода войны считались весьма неплохими боевыми единицами. Но немцы трофейные машины особо не жаловали и часть из них передали союзникам – в итальянскую армию.

Танки-гиганты

В конце 1920 г. в Великобритании построили огромный пятибашенный танк «Индепендент». Вскоре и в СССР запустили в серийное производство ещё более мощный танк Т-35. Это был настоящий сухопутный крейсер с тремя пушками и шестью пулемётами, размещёнными в пяти поворотных башнях, а его экипаж составлял 11 человек. При создании Т-35 не предполагали, что через десяток лет появится противотанковая артиллерия, предназначенная для борьбы с такими монстрами. Но в начале 1930-х гг. таких пушек не было.

Т-35 был защищён 20–30-мм бронёй. Военные считали, что это бронирование защитит его от осколков снарядов полевой артиллерии

Появление новых бронебойных снарядов позволило даже лёгким 37-мм противотанковым орудиям пробивать 30-мм броню. На Т-35 начали усиливать броню, лобовую броню довели до 70 мм. Но весь огромный танк мощной бронёй прикрыть было невозможно. Его вес и так уже превышал 50 т. Большего веса могла не выдержать ходовая часть. Практика эксплуатации многобашенных танков Т-35 показала, что все подобные машины имеют серьёзный недостаток: командиру сложно следить за разными целями и управлять огнем сразу нескольких башен. Даже если командир хотел сосредоточить огонь всех орудий на одной цели, это не всегда получалось, ведь у снарядов 76-мм и 45-мм орудий были разные баллистические характеристики. Да и цель, которую видел наводчик верхней башни, из нижней вообще могла быть не видна.

Эвакуация подорвавшегося на мине Т-100 с поля боя показала, что сверхтяжёлый танк не столько вредит противнику, сколько создаёт проблемы своим войскам

Весной 1938 г было решено создать новый танк с противоснарядным бронированием и двумя башнями. В то время для защиты от 37-мм и 47-мм противотанковых пушек считалось достаточным иметь броню толщиной 60 мм. Разработка нового танка велась на двух заводах в Ленинграде. Первый завод разрабатывал танк СМК, другой — танк Т-100. Летом 1939 г. оба танка были готовы. В ноябре 1939 г. началась советско-финляндская война. Оба танка направили на фронт для продолжения испытаний в боевых условиях. Заводские испытатели прошли специальную программу обучения, после чего вместе с танками отправились воевать. Мощная броня новых танков себя оправдала. Финнам не удалось подбить их из своих пушек.

Военные поняли, что сверхтяжёлому, неповоротливому стальному монстру СМК не место на поле боя

«Смертный приговор» сверхтяжёлым советским танкам подписал тяжёлый танк КВ. Фактически это был СМК, но только однобашенный и укороченный на два опорных катка. Так как он ока зался легче, то толщину брони увеличили до 75 мм. КВ в Финляндии показал превосходство над двухбашенными «собратьями».

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Танки в Первой Мировой войне — Циклопедия

Великие танковые сражения: танки I-й мировой Танки первой мировой Первый танковый бой в истории! Искатели: Царь Танк

Танки в Первой мировой войне — применение танков в ходе Первой Мировой войны.

Закономерным выходом из тупика окопной войны стало появление во время Первой Мировой войны танков, как оружия прорыва фронта. Танки стали одним из новшеств данной войны, наряду с химическим оружием, подводной войной и военной авиацией.

[править] Танки Великобритании

Первый танк в войне — «Little Willie» — был построен в Великобритании 9 сентября 1915 года. Танк был доведён до ума под названием серийного танка «Mk I». 15 сентября 1916 года «Mk I» впервые пошли в бой в ходе битвы на Сомме во Франции.

Британские тяжёлые танки «Mark IV», впервые участвовавшие в бою 7 июня 1917 года, имели экипаж 8 человек. Длина корпуса составляла 7930 мм, высота — 2610 мм. Толщина брони — от 8 до 16 мм. Вооружение — пушка 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/23 и пулемёты 4 × 7,7-мм «Льюис».

«Mark VII» весил 37 т, при экипаже 8 человек. Имел две пушки 57-мм «гочкис» L/40 и пять пулемётов 8-мм «Гочкис».

Первый французский танк «CA-1 Шнейдер» был впервые применён 16 апреля 1917 года. Танк имел длину корпуса 6320 мм, ширину — 2050 мм, высоту — 2300 мм. Экипаж 6 человек. Вооружение — 75-мм орудие «Блокхаус-Шнейдер» и 8-мм пулемёты «Hotchkiss Mle1914».

В 1917 году был применён французами ещё один тяжёлый танк — «Сен-Шамон». Танк имел длину корпуса 7910 мм (с пушкой 8830 мм), ширину — 2670 мм, высоту — 2360 мм. Экипаж 8 человек. Вооружение — пушка 75-мм T.R. или 75-мм мод. 1897 и пулемёты 8-мм «Hotchkiss Mle1914».

Французы в 1916 году построили в и первый серийный лёгкий танк «Renault FT 17». Экипаж 2 человека. Вооружение — орудия «Puteaux SA 18» или 7,92-мм пулемёт «Гочкиса».

Ещё до Мировой войны, в Российской империи существовал проект танка, разработанный инженером Василием Дмитриевичем Менделеевым, сыном знаменитого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Длиной в 11 м, и имеющий 120-мм морскую пушку и 7,62-мм пулемёт «Максим». Однако этот проект не был реализован.

Первым российским танком стал «Царь-танк», разработанный инженером Николаем Лебеденко в 1914−1915 годах. Он имел экипаж 15 человек, длину корпус в 17,8 м. Вооружение — 76,2-мм орудия, пулемёты «Максим». Однако, танк не был принят на вооружение.

[править] Танки Германии

Первым серийным танком Германии во время войны стал тяжёлый танк «A7V». Экипаж его составлял 18 человек. Длина корпуса составляла 7305 мм, ширина — 3060 мм, высота — 3300 мм. Стальная броня достигала 30 мм толщины. Танк был вооружён 57-мм нарезной пушкой Максима-Норденфельда, а также пятью пулемётами 7,92-мм «MG-08».

Примерно в тогда же в 1917 году, был выпущен лёгкий танк (лёгкая боевая машина) «LK I», экипаж которого составлял 2 человека. Вооружение — пулемёт 7,92-мм «MG-08».

Интересен также немецкий сверхтяжёлый танк «K-Wagen», 1918 года выпуска. Длина — 12,8 м, ширина — 5,9 м, высота — 3,3 м. Экипаж составлял 22 человека. Броня была толщиной 30 мм. Вооружение — две-четыре 77-мм капонирных пушек, четыре пулемётов 6—7 х 7,92-мм «MG-08», два огнемёта.

cyclowiki.org

История создания и применения танков в Первой мировой войне.

Лекция № 1

История создания первых танков и их применения в Первой мировой войне (1914-18 гг.). Последующее развитие танкостроения и выпуск танков странами Европы и США.

Начальные годы второго десятилетия прошлого века характеризовались нарастающим обострением экономических противоречий между группами европейских стран. Экономически усиливающаяся Германия настойчиво пробивала себя в лидерство капиталистической системы. Военный конфликт назревал неминуемо. Поводом к нему послужило убийство наследника австро-венгерского престола в Сараево 28 июня 1914 года. С этого и началась Первая мировая война. Число втягиваемых в эту войну стран возрастало, что привело к возникновению или организации противоборствующих коалиций. Это страны германо-австрийского блока, и, с другой стороны, страны Антанты. Царская Россия также была на стороне Антанты.

Правящие лидеры и военные каждой из стран коалиций считали, что война будет молниеносной, и каждый рассчитывал при этом на победу, не помышляя втягиваться в затяжные военные действия. Всего в войне было задействовано 38 государств. Численность действующих армий превысила 29 млн. человек. Но, уже в первый год войны, наступающие характеры воюющих армий привели к тому, что сухопутные войска воюющих коалиций полегли в братские могилы и заполнили госпиталя. Мобилизованные людские резервы исчерпались, сил для наступлений не хватало. Наступил военный кризис, война стала нести затяжной характер, зарываясь в окопы, прикрываясь заграждениями и колючей проволокой. Для достижения успехов при наступательных действиях странам Антанты теперь еще необходимо было взламывать оборону противника, преодолевая заграждения.

         Одним из первых, кому принадлежит мысль и идея создания машины с высокими показателями проходимости через окопы с проволочными заграждениями, был военный инженер, подполковник при штабе британской экспедиционной армии, Эрнест Суинтон. Уже в октябре 1914 года он обратился в Комитет имперской обороны с предложением использовать в боевых действиях шасси трактора «Холт». Однако в тот период военный министр Великобритании фельдмаршал лорд Китченер его письмо с указанным предложением оставил без ответа. В ноябре 1914 года капитан Туллок, управляющий пароходной компанией в Чильворте , обратился в тот же Комитет с предложением создания «сухопутного крейсера». Были и другие проекты.

В 1915 году уже демонстрировались некоторые переоборудованные трактора и проводились пробные испытания. Однако члены военного министерства Великобритании сочли эти проекты бесперспективными. Но неожиданно эти проекты и предложения заинтересовали первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. А настойчивое мнение многих фронтовых военных заставило заняться решением вопросов о создании боевых машин для преодоления заграждений на полях боевых действий. Секретарем Комитета имперской обороны был назначен уже известный нам военный инженер Суинтон, который и занялся координацией работ по созданию гусеничных боевых машин. 15 июня 1915 года был образован Совместный комитет Армии и Флота, которым был выдан заказ Машиностроительной фирме в Линкольне на разработку вездеходной машины с использованием силового блока тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского трактора «Буллок». Работой руководил управляющий фирмой инженер Уильям Триттон. Из действующего резерва ВМС Великобритании ему в помощь был направлен лейтенант Гордон Вильсон. Все работы  шли при полной и тщательной секретности. Первая машина получила название «№1 Линкольн» и представляла собой установленный на шасси трактора «Буллок» коробчатый бронированный корпус с грубым макетом башни.

         10 сентября 1915 года прошли первые испытания. Испытания показали недостаточную надежность ходовой части при нагрузках. Используя различные конструктивные варианты ходового движителя, Триттон и Вильсон выбрали лучший вариант – звеньевая гусеница с жесткой подвеской. К концу ноября 1915 года изготовили новую машину, назвав ее «Маленький Вилли» (рабочие фирмы усмотрели в этом варианте  сходство с Вильсоном).

 

ТТХ машины:

Масса – 18,3 тонны

Размеры – длина 5,45 м (без опорного хвостового устройства), ширина 2,8 м, высота 2,41 м

Толщина стенок корпуса – 6 мм

Силовая установка – шестицилиндровый бензиновый двигатель «Даймлер» мощностью 105 л.с. при 100 об/мин. кол.вала.

Вооружение – пулемет «Винкерс» калибра 7,7 мм. По бортам корпуса имелись лючки для стрельбы из личного оружия.

Экипаж – 4-6 чел.

Машина преодолевала препятствия:

— ров шириной 1,52 м

— стенку высотой 0,6 м

— подъем до 20 градусов

Скорость движения – 3,2 км/час.

Первые боевые применения этих машин показали недостаточные технические характеристики, и фирма продолжала работы по их улучшению. Поэтому, по другим источникам, характеристики показаны несколько отличными. И, тем не менее, появление танков на полях боев оказалось неожиданным и эффективным.

Откуда пошло название «танк»? Машины везли при соблюдении секретности, зачехленные, закрытые под макеты баков, емкостей, на английском это произносится «танк», отсюда и окончательное название.

Применение этих машин на полях сражений в Первую мировую войну в 1916 году дало молниеносный толчок развитым европейским странам и США на создание своих отечественных вездеходных боевых машин. Наиболее интересным и удачным танком того периода можно назвать французский «Рено FT-17». Принят на вооружение с лета 1918 года. Его можно назвать первым танком классической конструкции – с башней, имевшей пушечное вооружение, и полным круговым обстрелом на 360 градусов.

Мы не случайно более подробно остановились на этой машине, т.к. именно она в 20-30-х годах прошлого столетия предстала вариантом базовой машины для конструирования и создания первых советских отечественных танков.

 

ТТХ танка «Рено FT-17»:

— масса – 6600 кг

— размеры: длина с опорным «хвостом» 5,0 м, ширина 1,71 м, высота 2,133 м

— силовая установка  — один 4-х цилиндровый бензиновый двигатель «Рено» мощностью 35 л.с.

— максимальная скорость при движении по дороге  — 7,7 км/час

— запас хода – 35,4 км

— вооружение – 1 пушка калибра 37 мм или 1 пулемет

— экипаж – 2 чел.

За оставшийся период Первой мировой войны было выпущено 3000 танков «Рено». На некоторые машины уже тогда устанавливали радиопередатчики.

С целью военно-тактических познаний о боевом применении танков надо отметить их первое применение объединенным командованием массированно. Так, в одной из контратак в районе Суассона участвовало 480 танков. Насколько этот танк оказался удачным, можно судить по факту использования их на вооружении в армиях некоторых государств вплоть по 1939 год.

Танк «Уиппет» Мк А. Изготовитель — государство Великобритания. Серийное производство начато в конце 1917 года.

 

ТТХ танка «Уиппет» Мк А.:

— масса – 14300 кг

— длина 6,1 м, ширина 2,62 м, высота 2,74 м

— силовая установка – два 4-х цилиндровых бензиновых двигателя «Тэйлор» мощностью каждый в 45 л.с.

— максимальная скорость движения по дороге – 13,4 км/час

— запас хода 257 км

— толщина брони 5-14 мм

— вооружение – 2 пулемета «Гочкисс»

— экипаж – 4-5 чел.

Первый бой произошел в марте 1918 года. За несколько минут до боя семь английских танков неожиданно были атакованы немецкими танками А7V. Один из атакованных танков был уничтожен сразу, второй поврежден. Оставшиеся пять танков атаковали немецкие позиции. Уничтожено до 400 солдат, оставшиеся – до 2-х батальонов – обратились в бегство. Обладая хорошим запасом  хода, эти танки глубоко проникали в оборону противника, наводя панику в тылу немецких войск.

Немецкий тяжелый танк А7V. Этот танк спешно разрабатывался немецкими инженерами в 1917 году в ответ на появление первых британских танков. За основу ходовой части немцы также взяли подвеску трактора «Холт». Уже в декабре немецкое командование заказало для изготовления 100 танков А7V. Однако, промышленность Германии к этому времени работала уже с перебоями. Изготовлено было всего 20 танков. Эти танки вошли в историю, как участвовавшие первыми в танковом бою (т.е. танки против танков).

 

ТТХ танка А7V:

— масса – 33500 кг

— длина 8,0 м, ширина 3,06 м, высота 3,3 м

— силовая установка – два бензиновых двигателя «Даймлер» мощностью 100 л.с.

— максимальная скорость при движении по дороге – 12,9 км/час

— запас хода – 40 км

— толщина брони – 10-30 мм

— вооружение – пушка калибра 57 мм, шесть пулеметов

— экипаж – 18 чел.

Несколько позже в США был разработан и выпущен танк «Кристи», который для нас вошел в историю, как базовый вариант создания отечественных танков марки БТ в конце 20-х — начале 30-х годов.

В прошедшей войне Германия потерпела поражение. Оправдывая причины своего поражения, некоторые германские генералы считали применение силами Антанты нового вида оружия, а именно танков. Так, по высказыванию генерала фон Цвеля: «Нас победил не гений Фоша*, а генерал Танк». И хотя это прикрытие под причину поражения, но доля истины в этом есть.

Первые танки еще не обладали достаточно эффективными тактико-техническими характеристиками, но они показали – будущее за ними и огромные возможности для их совершенствования реальны и необходимы.

*Фердинанд Фош (1851-1929 гг.), маршал Франции. В Первую мировую войну командовал армией, группой армий, в 1917-18 гг. – начальник Генштаба, с апреля 1918 г. – Верховный главнокомандующий союзными войсками. (Советский энциклопедический словарь. Стр. 1422. Издание второе, Москва, 1983).

Подполковник (в отставке) Г. А. Михайлов

park-pobeda-nnov.ru

Как танки учились воевать. Лабиринты Первой мировой | История и техника

Европейские стратеги планировали закончить войну, вспыхнувшую в августе 1914 года, всего за несколько недель. Многие молодые офицеры боялись, что не успеют проявить доблесть на фронте. К сожалению, те и другие ошибались. Прошло совсем немного времени, и разгорающаяся мировая война зашла в позиционный тупик. Все наступления теперь заканчивались одинаково: продвижением на несколько сотен или даже десятков метров с огромными человеческими жертвами.

Обе стороны конфликта искали выход из ситуации, изобретали новые и новые виды оружия. И вот сентябрьским утром 1916 года впервые в истории над полем боя раздался гул танковых моторов и лязг гусениц.

Стройные теории и «порочная практика»

Английский военный теоретик Эрнест Суинтон и француз Жан-Батист Этьен доказывали необходимость танков на поле боя и детально описывали, как их правильно использовать. Они говорили о том, что танки должны применяться внезапно, большими массами и только на подходящей местности. При этом Суинтон, излагая свои взгляды, сразу же сделал оговорку о том, что между теорией и реальностью зачастую лежит пропасть.

Пресса писала бравурные заметки о том, как танкисты хохотали над противниками, безрезультатно пытавшимися пробиться под броню. Реальность не имела ничего общего с газетной эйфорией

Так оно и вышло в первых танковых операциях. Армии, истощённой в битве на Сомме, нужна была надежда на победу, причём не через год или два, а прямо сейчас. Ни о каком накоплении танков, доработке их конструкции, полноценном обучении экипажа и отработке взаимодействия с пехотой и речи быть не могло. Промедление грозило тем, что немцы перехватят инициативу в битве. Так что вместо бронированных армад в бой 15 сентября 1916 года пошли всего 32 танка. Пять из них застряли в грязи и воронках, у девяти отказали двигатели — нетрудно подсчитать, сколько в итоге приняли участие в бою.

Конечно же, первая танковая атака шокировала немцев. Но мизерное число машин не могло кардинально повлиять на фронтовую ситуацию. Да и немцы быстро оправились и больше не бросались убегать от «дьявола», явившегося на поле боя. Они сражались против танков — и небезуспешно. Бравурные заметки в прессе союзников об ошеломительном успехе танков не имели ничего общего с действительностью.

Опасения Суинтона подтвердились уже в первом бою, и в дальнейшем ситуация повторялась с удручающим постоянством. Танки шли в бой по изрытому рвами и воронками грунту, застревали в нём без помощи сапёров — и гибли под вражеским огнём. Пехота шла за танками неумело, немецкие пулемёты быстро выкашивали тех, кто оказывался между машинами, к тому же много солдат гибло при попадании снаряда в сам танк — их выбивало осколками. А танки без пехоты становились лёгкой добычей для противника. Союзники ожидали чудо-оружия, а получили разочарование и объект для критики.

 

«Неприоритетные» помощники пехоты

Несмотря ни на что, танки были признаны полезным изобретением. К завершению Первой мировой войны в 1918 году даже успели сложиться бронетанковые войска. Но из-за технического несовершенства тогдашняя бронетехника не могла решать сколь-нибудь самостоятельные задачи. Танки действовали в тесной взаимосвязи с пехотой, причём был разработан чёткий регламент, что и в каком порядке надлежит делать.

Танковое наступление должно было начинаться на рассвете, чтобы водители могли видеть дорогу. Следовало избегать лишнего шума. Машины двигались группами по три: передовой танк подавлял противника, а ещё два наступали вместе с пехотой через колючую проволоку и траншеи. На каждый танк полагалось не более одного взвода пехоты (25–30 человек). Танк проделывал довольно узкие проходы в проволоке, так что слишком много солдат создали бы ненужное столпотворение и рисковали сильно пострадать от вражеского огня.

Пехота делилась на группу «чистильщиков», группу обеспечения и группу поддержки. Первая группа вместе с танками уничтожала противника в траншеях. Вторая группа обозначала метками проходы в заграждениях и удерживала их от контратак врага. Группа поддержки помогала первым двум, а также следующим атакующим отрядам.

Главным было то, чтобы пехота не теряла связи с танками. Бронетехника прикрывала её и заставляла противника укрываться, а то и просто отвлекала от наступающих солдат. Часть танков при атаке деревни или леса старались отправлять во фланг или тыл противнику. Манёвры техники прикрывались дымовой завесой. Ещё несколько танков защищали свои фланги.

Если возникала задержка, то танкам следовало найти укрытие. После чего их командиры и стрелки должны были покинуть машины и обсудить с пехотными командирами дальнейшие действия.

Победа при Хамеле — хрестоматийный успех

Классический пример грамотной танковой атаки — битва при Хамеле 4 июля 1918 года. При её подготовке особо тщательно было отработано взаимодействие пехоты и танков. Чтобы «подружить» солдат с пока ещё довольно экзотической техникой, на каждой машине мелом было написано название. Это упрощало связь и положительно влияло на моральный дух. При совместных учениях танки и пехота проходили через настоящие траншеи и проволоку. Солдаты не только ездили на танках или внутри танков, но и сами пробовали их водить.

93

минуты понадобилось союзникам при Хамеле, чтобы сокрушить вражескую оборону

Союзники провели тщательную разведку вражеских позиций. Авиация постоянно летала над фронтом, а по утрам артиллерия и пулемёты открывали внезапный огонь. Так понемногу притуплялась бдительность немцев, которые не знали, будет ли это мощное наступление или очередной рутинный день позиционной войны.

Когда началась реальная атака, гулом самолётов союзники заглушили шум от выдвигающихся танков. Эта хитрость использовалась в дальнейшем не раз, например при атаке на Амьен в августе 1918 года или Красной армией в операции «Багратион» 1944 года.

Наступление вели 60 новейших танков Mark V. Машины прижимались к огневому валу артиллерии. Каждые три-четыре минуты вал смещался вперёд примерно на сто метров. Танки оказали огромную помощь в борьбе с пулемётчиками. В результате союзники захватили около полутора тысяч пленных и много трофейного оружия, в том числе и новинку — противотанковые ружья.

Прекрасно было отработано обеспечение боя. Боевые танки несли по два ящика боеприпасов, снаряжённые магазины к пулемётам Льюиса и питьевую воду. Их поддерживали танки снабжения, переоборудованные в транспортёры. Четыре такие машины всего через полчаса после захвата вражеских позиций доставили более 20 тонн грузов: патроны, гранаты, воду, колючую проволоку и колья. Впервые в истории авиация не только вела разведку и поддерживала пехоту огнём с воздуха, но и сбрасывала на парашютах патроны для пулемётчиков.

Австралийский генерал Джон Монаш, командовавший операцией, написал позднее: «Всё было решено за 93 минуты».

Итак, за два года Первой мировой войны танки прошли путь от сомнительных технических диковинок до полноценного рода войск. На этом поступательное развитие танковой тактики и стратегии прервалось: Европа слишком устала от войны. И хотя до 1939 года случилось ещё много конфликтов, но все они были локальными. Их опыт был ограниченным и своеобразным. И в новой большой войне, начавшейся в 1939 году, танковая наука снова начала развиваться практически с нуля.

Также читайте:

Автор текста — Евгений Белаш

Евгений Белаш — историк, автор книг и статей о Первой и Второй мировой войне. Наиболее известная работа — «Мифы Первой мировой». Автор книги «Танки межвоенного периода» об участии бронетехники в военных конфликтах 20-х — 30х годов прошлого века.

Источники:

  • Fletcher David. Tanks and Trenches: first hand accounts of tank warfare in the First World War. History Press, 2009. P. 116–120.
  • Infantry and tank co-operation and training. War department, 1918.
  • List, Single, Major. The battle of Booby’s Bluffs. United States Infantry Association, 1922.
  • Monash, John. The Australian victories in France in 1918. London Hutchinson, 1920. P. 48–60.
  • Митчель Ф. Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914–1918 гг. М.: Госвоениздат, 1935. С. 24–26, 66–69.

worldoftanks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *