Танк немецкий Т-4: тактико-технические характеристики

Никто на заводе «Крупп» в 1936 году не мог предположить, что эта массивная машина, оснащенная короткоствольной пушкой поддержки пехоты и считавшаяся вспомогательной, будет так широко использоваться в немецкой армии. С конечным итогом в 9000 единиц она стала наиболее массовым танком, выпускавшимся когда-либо в Германии, объемы производства которого, несмотря на нехватку материалов, росли до самых последних дней Второй мировой войны в Европе.

Рабочая лошадь вермахта

Несмотря на то что появились боевые машины, более современные, чем немецкий танк Т-4 – «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр», он не только составлял большую часть вооружения вермахта, но также входил в состав многих элитных дивизионов СС. Рецепт успеха заключался, вероятно, в большом корпусе и башне, простоте обслуживания, надежности и надежном шасси, что позволило расширить массив вооружений, по сравнению с Panzer III. Начиная с модели A до F1 ранние модификации, использовавшие короткий 75-мм ствол, постепенно были заменены на «длинные», с F2 по Н, с очень эффективной высокоскоростной пушкой, унаследованной от Pak 40, которая могла справиться с советскими КВ-1 и Т-34. В конце концов немецкий танк Т-4 (фото представлено в статье) полностью превзошел Panzer III как по численности, так и своим возможностям.

Дизайн прототипа «Круппа»

Первоначально предполагалось, что немецкий танк Т-4, технические характеристики которого были определены в 1934 году ваффенамтом, будет выполнять функции «сопровождающего транспортного средства», чтобы скрыть его истинную роль, запрещенную условиями Версальского договора.

Участие в разработке концепции принимал Хайнц Гудериан. Эта новая модель должна была стать танком поддержки пехоты и размещаться в арьергарде танковых дивизий. Планировалось, что на уровне батальона одна такая машина должна приходиться на каждые три Panzer III. В отличие от Т-3, оснащенного вариантом стандартной 37-мм пушки Pak 36 с хорошими противотанковыми характеристиками, короткий ствол гаубицы Panzer IV мог быть использован против всех видов укреплений, блокгаузов, дотов, противотанковых пушек и артиллерийских позиций.

Вначале лимит веса боевой машины составлял 24 тонны. Компании MAN, Krupp и Rheinmetall-Borsig создали три прототипа, и Krupp получил главный контракт. Подвеска сперва была совершенно новой, с шестью чередующимися колесами. Позже армия потребовала установить стержневые рессоры, обеспечивавшие лучшее вертикальное отклонение. По сравнению с предыдущей системой, это делало ход более плавным, но необходимость в новом танке остановила дальнейшие разработки. Krupp вернулся к более традиционной системе с четырьмя сдвоенными колесными тележками и листовыми рессорами, облегчающими обслуживание. Планировался экипаж из пяти человек – трое находилось в башне (командир, заряжающий и наводчик), а водитель с радистом – в корпусе. Боевое отделение было относительно просторным, с улучшенной звукоизоляцией заднего моторного отсека. Немецкий танк Т-4 внутри (фото в материале это иллюстрируют) оснащался системой бортовой связи и радио.

Хотя это не очень заметно, но корпус Panzer IV асимметричный, башня смещена на 6,5 см влево, а двигатель – на 15 см вправо. Это было сделано для того, чтобы непосредственно соединить кольцо башни с трансмиссией для более быстрого ее поворачивания. Ящики с боеприпасами вследствие этого располагались справа.

Прототип, разработанный и построенный в 1936 году на заводе Krupp AG в Магдебурге, был обозначен Управлением вооружений сухопутных сил как Versuchskraftfahrzeug 622. Тем не менее в новой довоенной номенклатуре он быстро стал известен как Pz.Kpfw.IV (Sd.Kfz. 161).

Танк имел бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., и коробку SGR 75 c пятью передними и одной задней передачами. Максимальная скорость на испытаниях на ровной поверхности составляла 31 км/ч.

75-мм пушка – низкоскоростная Kampfwagenkanone (KwK) 37 L/24. Это орудие предназначалось для стрельбы фугасными снарядами по бетонным укреплениям. Тем не менее некоторую противотанковую способность обеспечивал бронебойный снаряд ​​Panzergranate, скорость которого достигала 440 м/с. Он мог пробить 43-мм лист стали на расстоянии 700 м. Два пулемета МГ-34 завершали вооружение, один соосный и другой в передней части машины.

В первой партии танков типа A толщина брони корпуса не превышала 15 мм и башни – 20 мм. Хотя это и была закаленная сталь, такая защита могла противостоять только легкому огнестрельному оружию, легкой артиллерии и осколкам гранатометов.

Ранние «короткие» предварительные серии

Немецкий танк Т-4 A являлся своего рода предварительной серией из 35 единиц, произведенных в 1936 г. Следующим стал Ausf. B с модифицированным командирским куполом, новым двигателем Maybach HL 120TR, развивающим мощность 300 л. с., а также новой передачей SSG75.

Несмотря на дополнительный вес, максимальная скорость возросла до 39 км/ч, и была усилена защита. Толщина брони достигла 30 мм в фронтальной наклонной части корпуса и 15 мм в других местах. Кроме того, пулемет был защищен новым люком.

После выпуска 42 машин производство переключилось на танк немецкий Т-4 C. Толщина брони на башне возросла до 30 мм. Общий вес составил 18,15 тонны. После поставки 40 единиц в 1938 г. танк был улучшен за счет установки нового двигателя Maybach HL 120TRM для следующей сотни машин. Вполне логично, что последовала модификация D. «Дору» можно отличить по вновь установленному на корпусе пулемету и выведенной наружу амбразуре. Толщина боковой брони увеличилась до 20 мм. Всего было изготовлено 243 машины данной модели, последняя из которых – в начале 1940 года. Модификация D стала последней предсерийной, после которой командование приняло решение о наращивании масштабов производства.

Стандартизация

Немецкий танк Т-4 E стал первой крупномасштабной серией, которую начали производить во время войны. Хотя многие исследования и доклады говорят о недостаточной проникающей способности 37-мм орудия Panzer III, его замена была невозможной. В поисках решения для проведения испытаний на один прототип Panzer IV Ausf. D была установлена модификация среднескоростной 50-мм пушки Pak 38. Первоначальный заказ на 80 единиц отменили после окончания французской кампании. В танковых сражениях, в частности, против британской «Матильды» и французского «Б1 бис», окончательно выяснилось, что толщина брони является недостаточной, а пробивная сила пушки слабая. В Ausf. E осталось короткоствольное орудие KwK 37L/24, но толщина передней брони была увеличена до 50 мм, с 30-мм стальными накладками пластин в качестве временной меры. К апрелю 1941 года, когда эта модификация была заменена Ausf. F, ее производство достигло 280 единиц.

Последняя «короткая» модель

Очередная модификация существенно изменила немецкий танк Т-4. Характеристики ранней модели F, переименованной в F1 при появлении следующей, изменились по причине замены передней накладной пластины 50-мм плитой и увеличения толщины боковых частей корпуса и башни до 30 мм. Общий вес танка вырос до более 22 тонн, что вызвало другие изменения, такие как увеличение ширины гусениц с 380 до 400 мм для уменьшения давления на грунт с соответствующей заменой двух натяжных и ведущих колес. F1 был произведен в количестве 464 единиц до его замены в марте 1942 г.

Первая «длинная»

Даже с бронебойным снарядом Panzergranate низкоскоростная пушка Panzer IV не могла противостоять хорошо бронированным танкам. В контексте предстоящей кампании в СССР должно было быть принято решение по крупному обновлению танка Т-3. Доступное теперь орудие Pak 38L/60, эффективность которого подтвердилась, предназначалось для установки в башне Panzer IV. В ноябре 1941 года создание прототипа завершилось, и было запланировано производство. Но при первых боях с советскими КВ-1 и Т-34 изготовление 50-мм пушки, также используемой в Panzer III, было прекращено в пользу новой, более мощной модели компании Rheinmetall на основе орудия калибром 75 мм Pak 40L/46. Это привело к появлению KwK 40L/43, относительно длинного калибра, оснащенного дульным тормозом, что позволило снизить отдачу. Начальная скорость снаряда Panzergranade 39 превысила 990 м/с. Он мог пробить 77-мм броню на расстоянии до 1850 м. После создания в феврале 1942 года первого прототипа началось серийное производство F2. К июлю их было изготовлено 175 единиц. В июне танк немецкий Т-4 F2 был переименован на Т-4 G, но для ваффенамта оба типа обозначались как Sd.Kfz.161/1. В некоторых документах модель именуется F2/G.

Переходная модель

Танк немецкий Т-4 G являлся улучшенным вариантом F2 с изменениями, касавшимися экономии металла путем использования прогрессивной лобовой брони, утолщенной у основания. Лобный гласис был усилен новой 30-мм пластиной, что в сумме увеличивало толщину до 80 мм. Этого оказалось достаточно для успешного противостояния советскому 76-мм орудию и 76,2-мм противотанковой пушке. Вначале решили привести к этому стандарту только половину производства, но в январе 1943 года Адольф Гитлер лично отдал приказ о полном переходе. Однако вес машины вырос до 23,6 тонны, выявив ограниченные возможности шасси и трансмиссии.

Немецкий танк Т-4 внутри претерпел значительные изменения. Башенные смотровые щели были устранены, вентиляция двигателя и зажигание при низких температурах улучшены, установлены дополнительные держатели для запасных колес и скобы для гусеничных звеньев на гласисе. Они служили и в качестве временной защиты. Были обновлены фары, проведено укрепление и видоизменение бронекупола.

В более поздних версиях весной 1943 г. появилась боковая броня на корпусе и на башне, а также дымовые гранатометы. Но самое главное, появилась новая, более мощная пушка KwK 40L/48. После выпуска 1275 стандартных и 412 улучшенных танков производство сместилось в сторону модели Ausf.H.

Основная версия

Немецкий танк Т-4 Н (фото представлено ниже) оснащался новой длинноствольной пушкой KwK 40L/48. Дальнейшие изменения касались облегчения производства – были удалены бортовые смотровые щели, использовались общие с Panzer III запчасти. В общей сложности, до появления следующей модификации Ausf. J в июне 1944 г. было собрано 3774 машины.

В декабре 1942 года «Крупп» получил заказ на танк с полностью наклонной броней, из-за дополнительного веса требовавшей разработки нового шасси, трансмиссии и, возможно, двигателя. Тем не менее производство началось с обновленной версией Ausf.G. Танк немецкий Т-4 получил новую коробку передач ZF Zahnradfabrik SSG-76, новый набор радиостанций (FU2 и 5, и внутренняя связь). Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм без накладных листов. Вес H достиг 25 тонн в боевом снаряжении, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч, а в реальных боевых условиях – до 25 км/ч, и гораздо меньше по пересеченной местности. К концу 1943 года немецкий танк Т-4 Н стал покрываться пастой «Циммерит», обновились воздушные фильтры, на башне был установлен зенитный станок для MG 34.

Последняя упрощенная модель

Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.

Модификации

  • Jagdpanzer IV – вероятно, самый лучший и самый устрашающий танк из серии Т-4, низкий и очень эффективный охотник, особенно комфортно себя чувствовавший в Италии и Нормандии. С 1943 г. построено 1980 единиц.
  • Sturmgeschütz IV – штурмовой танк с уже проверенной надстройкой и вооружением Sturmgeschütz III. Создано 1140 машин.
  • Panzerbefehlswagen IV – командный пункт, оснащенный набором радиостанций, полным комплектом электроники и проводки. Использовался для координации артиллерийской поддержки, пехоты, а также для поддержки с воздуха танковых дивизионов. Вместительный и надежный – это, вероятно, лучший немецкий военный командный танк.
  • Panzerbeobachtungswagen IV – хорошо оборудованное транспортное средство артиллерийского наблюдения, наряду с Wespe и САУ Hummel.
  • Sturmpanzer IV Brummbär – одна из самых впечатляющих немецких САУ со 150-мм пушкой, послужившей прототипом создания Heuschrecke и Dicker Max.
  • Flakpanzer IV Möbelwagen – служил поддержкой ПВО с единственным 37-мм орудием. Производился в 1944-45 годах (240 единиц) для компенсации потери превосходства в воздухе.
  • Flakpanzer IV Wirbelwind – средство ПВО, оснащенное сверхэффективным четырехствольным 20-мм Flakvierling. Произведено более 100 единиц. Еще 66 единиц, оснащенных 37-мм пушкой именовались Ostwind.
  • Geschützwagen III/IV Hummel – САУ на шасси Panzer IV и с частями Panzer III. Произведено более 666 единиц, одна из самых успешных немецких САУ за все время.
  • Panzerjager III/IV Nashorn – чрезвычайно успешный танк-истребитель, оснащенный легендарным 88-мм орудием. Стоил дешевле, чем «Тигр». Произведено 473 машин.
  • Geschützwagen III/IV Schlepper – произведено 150 единиц с той же компоновкой.
  • Bergepanzer IV – немецкая бронированная эвакуационная машина, более мощная, чем версии, основанные на Panzer III. В ограниченных количествах также производились амфибии Panzerfahre и Landwasserschlepper.
  • Bruckenleger IV – мостоукладчик. Длина моста составляла 56 м. Изготовлено 24 единицы.

Немецкий танк Т-4: тактико-технические характеристики

Параметр

A

B

C

D

E

F1

F2/G

H

J

Масса, т

18,40

18,80

19,00

20,00

21,00

22,30

23,50

25,7

25,00

Длина, м

5,6

5,92

5,92/ 6,62

5,92/ 7,02

Высота, м

2,65

2,68

Ширина, м

2,9

2,83

2,84

2,88

Броня корпус/лоб, мм

15

15/30

20/2х30

2х20/ 30-50

20-30/ 50

20-30/50+30

20-30/ 80

Башня корпус/лоб, мм

20

20/30

20/30-35

30/50

Пушка

37 L24

40 L43/48

40 L48

Пулеметы

2хМГ13

2хМГ34

Выстр./патр.

122/3 тыс.

80/2,4 тыс.

80/2,7 тыс.

80/ 3 тыс.

87/3 тыс.

87/3,15 тыс.

Макс. скор., км/ч

31/17

40/20

42/20

40/16

38/16

Макс. расст., км

150

200

210

320

Преод. рва, м

2,60

2,30

2,20

Преод. стены, м

0,71

0,6

Преод. брода, м

0,8

1

1,2

Надо сказать, что большое число сохранившихся после Второй мировой танков Panzer IV не было утеряно или отдано на слом, а использовалось по назначению в таких странах, как Болгария и Сирия. Некоторые из них были оснащены новым советским тяжелым пулеметом. Они приняли участие в боях за Голанские высоты во время войны 1965 года и в Шестидневной войне 1967 г. Сегодня немецкие танки Т-4 являются частью музейных экспозиций и частных коллекций по всему миру, и десятки из них до сих пор находятся в рабочем состоянии.

fb.ru

Загадки главного козыря в бронетанковых войсках Гитлера

Большинство людей, прекрасно знает о гигантском танке вермахта «Тигр», а также о не менее, смертоносном танке «Пантера». Обе эти машины с точки зрения инженера заслуживают похвалы и восхищения. Немецкие конструкторы проделали потрясающую, пускай и неидеальную работу, создавая эти механизмы разрушения и смерти. Вот только большинство людей забывают, что «настоящую работу» на фронте со стороны Германии делала такая «лошадка», как Panzerkampfwagen IV.

Танк «Панцер IV» вышел действительно очень удачным и использовался немцами на протяжении всей войны. Его простая и продуманная конструкция сделали из машины оружие, способное эффективно противостоять даже более молодым, совершенным и смертоносным машинам. Немецкий танк мог потягаться в бою на равных с Т-34/76, а американский «Шерман» и вовсе укладывал на обе лопатки.

Как это странно не прозвучит, но исключительность Panzerkampfwagen IV заключалась в отсутствии всякой «исключительности». Машина была средней во всем. Безусловно, «четверка» обладала развитой огневой мощью, которая позволяла решать экипажу танка широкий спектр боевых задач. Однако, альфа-хищником на поле боя танк не был. Для выживания экипаж должен был уметь грамотно оценивать слабые стороны своей машины. Самые опытные танкисты умели превращать их в достоинства. Подобно легендарному советском Т-34, немецкий Panzerkampfwagen IV был быстрым и мобильным танком.

За годы войны было произведено 8 686 таких боевых машин. Не это ли является лучшим доказательством доверия немецкого командования к Panzerkampfwagen IV, как к основному танку рейха? 2Drive.ru хочет добавить, что это была единственная машина Второй мировой войны, которая не снималась с производства на протяжении всего военного конфликта!

Поговорим немного о технических характеристиках «Панцера». Габариты танка составляют 5890х2880х2680 мм. В зависимости от комплектации снаряжением и вооружением, масса танка менялась от 18.4 до 25 тонн. В небольшой кабине ютилось 5 человек. Относился Panzerkampfwagen IV к классу средних танков. Экипаж и узлы защищала стальная катанная броня с поверхностной закалкой. Чаще всего на танк ставилась 75-мм пушка KwK 37. Ездил «железный кулак» на 300-сильном бензиновом двигателе.

2drive.ru

Узкий специалист широкого профиля: ещё раз о разработке Panzer IV

Warspot уже не раз писал о Pz.Kpfw.IV — самом массовом немецком танке времён Второй мировой войны. Однако большое количество мифов и неточностей вокруг истории разработки четвёртого «панцера» сподвигло нас вернуться к этой теме ещё раз. По мнению авторитетного исследователя истории танкостроения Юрия Пашолока, обилие ошибок в «жизнеописаниях» танка связано с тем, что после войны очень многие авторы, в основном английские и американские, ориентировались на неточные данные собственных разведслужб. Сегодняшняя статья Юрия базируется на исследованиях ведущих историков Томаса Йентца и Вальтера Шпильбергера, которые посвятили свои жизни изучению истории немецкой бронетанковой техники.

В 1934 году на испытания вышел средний танк, который исходно назывался mittlerer Traktor (m.Tr., то есть средний трактор), а с 3 октября 1933 года стал использоваться более известный индекс Neubau Fahrzeug (Nb.Fz., то есть машина нового типа). Танк, являвшийся развитием темы Grosstraktor (Gr.Tr., то есть большой трактор), должен был стать немецким средним танком.

Впрочем, уже на момент выхода на испытания стало понятно, что немецкие военные снова переусердствовали. Если Grosstraktor, разрабатывавшийся тремя фирмами в течение пяти лет, переусложнили (достаточно сказать, что этот танк должен был быть одновременно и амфибией), то в случае с Nb.Fz. дело зашло в ещё больший тупик. Исходный проект, который разрабатывался компаниями Rheinmetall (шасси и башня) и Krupp (второй вариант башни), должен был иметь 15-тонный весовой класс. В итоге же аппетиты 6-го управления вооружений привели к тому, что на испытания выкатилась 23-тонная машина, сложная по конструкции и дорогая.

Помимо явных расхождений со спецификацией, имелись и концептуальные расхождения, выявившиеся уже по ходу разработки и испытаний. Во-первых, от идеи использования авиационного двигателя (на Gr.Tr. и Nb.Fz. стоял двигатель BMW V) решили отказаться, поскольку испытания показали чрезмерную тягу на оборотах в диапазоне 1400–1600 об/мин. Во-вторых, была признана неудачной схема с кормовым расположением трансмиссии и ведущих колёс. По итогам испытаний шасси будущего Pz.Kpfw I, скомпонованного по типу английского тягача Vickers-Carden-Loyd, стало ясно, что размещение трансмиссии и ведущих колёс впереди снижает риск спадания гусеничных лент и уменьшает общую длину машины. В-третьих, установку на Nb.Fz. двух пушек калибром 37 и 75 мм признали неправильным решением.

Согласно новой концепции, средние танки решили разделить на истребители и танки поддержки. В роли истребителя выступал танк 10-тонного класса, позже получивший индекс Zugführerwagen (будущий Pz.Kpfw.III). Спецификацию на Z.W. стали разрабатывать ещё в конце 1933 года, то есть ещё до постройки первого Nb.Fz. Что же касается Nb.Fz., то его будущее было решено уже осенью 1934 года. Первоначально новый танк носил в документах индекс verbesserten Nb.Fz., то есть улучшенный Nb.Fz. Впрочем, уже в переписке между Krupp и 6-м управлением вооружений от 14 ноября 1934 года прозвучал новый индекс, который и стал основным – B.W., то есть Begleitwagen, танк поддержки.

Деревянный макет B.W. разработки Rheinmetall. Такой машина должна была быть в серии

Стоит отметить, что в плане концепции немецкие военные ничего нового не изобрели. Разделение на танки-истребители и танки поддержки является ноу-хау англичан. Ещё в 20-х годах компанией Vicker были созданы Medium Tank Mk.I и Mk.II, которые выпускались в двух вариантах – с 47-мм пушкой, имеющей только бронебойные снаряды, и с 94-мм гаубицей, имевшей только осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Занимались танками поддержки и в СССР (Д-38, Т-26–4, БТ-7 артиллерийский). В определённой степени танком поддержки был и Т-28, но установка длинноствольной пушки витала в опытных работах уже в момент его постановки в серийное производство. На тот момент единственным, кто поставил длинноствольную пушку среднего калибра в средний танк, был Эдвард Гроте (Танк ТГ), но машина так и осталась опытной. Для борьбы с танками того периода вполне хватало пушек калибра 37–47 мм, а короткоствольные пушки и гаубицы предназначались для борьбы с лёгкими укреплениями.

По вполне очевидным причинам танки поддержки, выступавшие в роли помощников танков-истребителей, предполагалось выпускать в небольших количествах. Другое дело, что только немцы догадались сделать танк поддержки с нуля. Остальные вполне обоснованно делали танки поддержки модификациями уже имеющихся машин. В результате к концу 30-х годов немцы имели на вооружение два танка с очень похожей массой, бронированием, одинаковым двигателем, но совершенно разные по назначению. Кто в тот момент мог подумать, что узкоспециализированный B.W. переживёт танк, который он должен был поддерживать?

Согласно первоначальному плану, работы по Begleitwagen планировалось разделить так же, как и в случае с Nb.Fz. Rheinmetall выступал в качестве разработчика шасси, а Krupp отвечал за изготовление башни с подбашенной коробкой. Подобное разделение труда было абсолютно нормальным для немецкого танкостроения, достаточно сказать, что тот же Pz.Kpfw.III – это шасси Daimler-Benz и башня с подбашенной коробкой Krupp, а Pz.Kpfw.Tiger и Tiger II – это шасси Henschel с башней всё того же Krupp.

Концептуально новый танк, контракт №4167025/35 на разработку которого Rheinmetall получил 25 февраля 1935 года, возвращался к тому, с чего начинался Nb.Fz. Танк должен был иметь боевую массу 17–18 тонн. Предполагалось, что его вооружение будет состоять из 75-мм короткоствольной пушки со спаренным с ней пулемётом в основной башне, ещё один пулемёт предусматривался в пулемётной башне, расположенной в носовой части корпуса, справа от рубки механика-водителя. Экипаж составлял 6 человек: командир, наводчик, заряжающий, пулемётчик малой башни, радиооператор, механик-водитель.

Опытное шасси B.W., лето 1936 года. Хорошо виден экран, прикрывающий ленивец, а также глушитель на надгусеничной полке

Rheinmetall максимально использовал детали от своего предыдущего танка. Опорные и поддерживающие катки, подвеска и гусеничные траки вели свою родословную от Nb.Fz. С другой стороны, сам по себе танк получился совершенно не похожим на предшественника. Более плотная компоновка с носовым расположением трансмиссии и ведущих колёс позволила более чем на полметра сократить длину корпуса. При этом корпус B.W. стал ниже, чем Nb.Fz.

Та же машина после переделки. Форму бронировки ходовой части в её ходе изменили

В качестве силовой установки использовался специально спроектированный танковый двигатель Maybach HL 100 TR. Этот V-образный 12-цилиндровый двигатель объёмом 10 литров развивал мощность 300 лошадиных сил — даже больше, чем предшествующий ему авиационный BMW Va. Этот же мотор предполагался и для установки в Z.W. Для удобства обслуживания трансмиссии фирмы ZF в центральном и верхнем лобовом листе корпуса имелись большие люки, которые, впрочем, явно не способствовали снарядостойскости.

Двигатель Maybach HL 100 TR, использовавшийся на опытных образцах Begleitwagen

Башня разработки Krupp не имела ничего общего с той, что была создана для Nb.Fz. Одной из задач, которая была поставлена её разработчикам, стала максимальная унификация с башней для танка Z.W. От башни, которую Krupp создавал для Z.W., были взяты командирская башенка и боковые люки, да и сама форма башни во многом напоминала аналогичную разработку. Первоначально в документах шла речь про 21-калиберную пушку, но в итоге её место заняла 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра, та же самая, что устанавливалась на Nb.Fz. Контракт №67941/35 на изготовление опытной башни из конструкционной стали был подписан 3 января 1936 года. В него входило и изготовление пулемётной башни, но её так и не построили. Что же касается основной башни, то её закончили в начале мая 1936 года.

Носовая часть переделанного Begleitwagen. Хорошо видно, что для доступа к трансмиссии инженеры Rheinmetall предусмотрели большие люки. Обслуживать и демонтировать удобно, но в плане бронезащиты решение, мягко говоря, не самое лучшее

Изначально Rheinmetall должен был построить два тестовых шасси B.W. из конструкционной стали, в реальности же к маю 1936 года была изготовлена только одна машина. Ни основной, ни пулемётной башни она так и не получила, вместо них поставили массо-габаритный макет. В ходе испытаний была переделана выхлопная система (выхлопные трубы переделали и перенесли с надгусеничных полок в корму), а также переделана ходовая часть с бортовым бронированием. Впрочем, все эти модификации носили, скорее, академический характер, поскольку 21 июля 1936 года единственным участником программы Begleitwagen совершенно внезапно стал Krupp.

Несмотря на то что по планам Krupp должен был заниматься только башней и подбашенной коробкой, оружейный гигант из Эссена не мог просто так закончить битву за столь жирный кусок военного заказа. О том, что разработка башни – это лишь малая часть возможностей Krupp, ещё в ноябре 1934 года говорилось в переписке между Риттером, одним из руководителей концерна, и 6-м управлением вооружений. 13 апреля 1935 года, спустя полтора месяца после начала работ Rheinmetall над B.W., Krupp представил своё видение такого танка. По вооружению и силовой установке танк должен был повторять машину Rheinmetall. Новый танк предлагался в двух вариантах исполнения, которые отличались друг от друга массой (17,2 и 18,5 тонн), бронированием (14–20 мм и 20–30 мм), количеством опорных катков (8 и 6 на борт) и рядом других деталей.

В итоге сдержать напор Krupp не удалось, и 13 июля 1935 года был подписан контракт №67096/36 о постройке одного прототипа B.W. I Kp из конструкционной стали. 14 октября того же года подписали контракт №67252 о постройке ещё одного прототипа, B.W. II Kp. Отличия между машинами оказались куда менее существенными, чем изначально предлагавшиеся проекты. Фактически, главным отличием стала ходовая часть. На B.W.I установили двухкатковые тележки с рессорной подвеской, а на B.W.II поставили 3 двухкатковые тележки с торсионной подвеской и катками большего диаметра.

B.W. I Kp в сборочном цеху Krupp, лето 1936 года

Несмотря на то что работы над B.W. I Kp начались значительно позже, чем по машине Rheinmetall, опытный образец машины был готов уже к 30 апреля 1936 года, то есть даже чуть раньше конкурента. Ещё в процессе изготовления танк подвергся одной крайне существенной переделке. Вместо пулемётной башни была установлена шаровая установка, взятая от танка Z.W., а в подбашенной коробке предусмотрели место для пулемётчика. Такое решение позволило сократить экипаж с 6 до 5 человек, поскольку на пулемётчика одновременно возложили функцию радиооператора. На первый образец установили тестовую башню, а B.W.II Kp ездил, подобно машине Rheinmetall, с массо-габаритным макетом.

Летом 1936 года начались ходовые испытания, к 3 октября первый прототип накатал 2043 километра. В ходе испытаний в конструкцию вносились различные изменения, что вполне нормально для опытного образца, но уже первые заезды показали, что 6-е Управление Вооружений не ошиблось, дав Krupp возможность участия в программе B.W. Машина показала среднюю скорость 25 км/ч, и выглядела куда убедительнее не только конкурента от Rheinmetall, но и даже Z.W., работы по которому поначалу не задались. С B.W. II Kp, впрочем, ситуация была хуже. Схема торсионной подвески, которую выбрал Krupp, оказалась откровенно неудачной. Эти испытания стали причиной неприязни инженеров Krupp к торсионной подвеске в целом, хотя дело явно в том, какую схему они выбрали.

Внешне первый образец B.W. здорово напоминает Pz.Kpfw.IV Ausf.A. Впечатление обманчиво: по сравнению с первым прототипом серийную машину очень сильно переделали как снаружи, так и внутри

В декабре 1936 года был подписан контракт на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W., машине дали зелёный свет. Впрочем, танк, получивший индекс Pz.Kpfw.IV Ausf.A, очень сильно отличался от предшественника. Значительным изменениям подвергся корпус и башня, заменили двигатель и коробку передач, была переработана ходовая часть. Тем не менее, базис, который был заложен в конструкции Begleitwagen, позволил запустить в серию машину, которая не подвергалась каким-то кардинальным переделкам в ходе производства.

Чего не скажешь о Pz.Kpfw.III, первые четыре модификации которого оказались, скорее, поиском правильных технических решений. Фактически, первой полноценной версией Pz.Kpfw.III стала Z.W.38, она же Pz.Kpfw.III Ausf.E. Даже в ней не удалось достичь желаемых характеристик (70 км/ч, которые будоражат умы многих любителей военной истории, танк мог развивать короткое время, дальше начиналось разрушение ходовой части), но, по крайней мере, удалось найти оптимум в плане ходовой части. К производству Pz.Kpfw.III Ausf.E подключили фирму MAN, но даже вместе с ней Daimler Benz смогла выпустить всего 96 танков. Всего же на 1 сентября 1939 года было выпущено 196 Pz.Kpfw.III — на всякий случай, именно этот танк считался основным. А Pz.Kpfw.IV, который являлся танком поддержки, к тому моменту выпустили 217 штук.

А что же прототипы? Первая машина, согласно документам, отправилась в декабре 1936 года в учебный центр, расположенный в Метцингене. На втором прототипе весной 1938 года обкатывали новую подбашенную коробку, которую поставили на Pz.Kpfw.IV Ausf.B (на ней шаровую установку заменили на пистолетный порт и убрали «ступеньку» на лобовом листе). В апреле 1938 года башню с B.W. I Kp поставили на второй прототип, с ней он прожил как минимум до ноября месяца (об этом чуть ниже). В 1939 году B.W. II Kp переделали в мостоукладчик. Что же касается первого прототипа, его также задействовали в испытаниях. Зимой 1939–1940 годов на него поставили новую ходовую часть.

B.W. II Kp, переделанный в мостоукладчик, 1939 год

В заключение стоит отметить, что, помимо Begleitwagen, на той же базе Krupp прорабатывал ещё более специфическую машину. Называться она должна была Rauchwagen (R.W.), то есть дымовая машина. Фактически, это был всё тот же B.W., но в башню устанавливалась 105-мм гаубица с длиной ствола 16 калибров. Впервые об этом танке заговорили в октябре 1935 года, ещё в тот момент, когда B.W. ещё разрабатывался. Помимо постановки завес, орудие потенциально имело большую пробивную способность, поскольку пробиваемость 7.5 cm KwK L/24 составляла всего 25 мм на дистанции 700 метров, в то время как французские танки имели броню толщиной 40 мм.

Согласно переписке, проект дошёл до практической фазы. Зимой 1938 года на Krupp доставили первую опытную башню, которую сняли с B.W. I Kp, и начали переделывать под новое орудие. В апреле 1938 года башню установили на B.W. II Kp, который к тому моменту получил подбашенную коробку от Pz.Kpfw.II Ausf.B. Согласно отчёту от 17 ноября 1938 года, башню с B.W. II Kp осенью демонтировали и поставили на специальный стенд для огневых испытаний, а танк отправился на переделку в мостоукладчик. На этом история «дымовой машины» закончилась. В последний раз о ней вспоминали в сентябре 1939 года.


Источники:

  1. Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997, ISBN 0–9648793–4–4
  2. PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011, ISBN 978–0–7643–3756–7

warspot.ru

Как усовершенствование немецкого танка Т-4 должно было сделать его достойным противником советского Т-34 | История | ИноСМИ

Чем меньше, тем больше — по крайней мере, иногда. Меньший калибр действительно порой может быть эффективнее крупного калибра — даже если на первый взгляд такое утверждение кажется парадоксальным.


На пороге 1942 года немецкие конструкторы бронетанковой техники находились под колоссальным давлением. За последние несколько месяцев они значительно усовершенствовали модификацию имеющихся немецких танков Т-4, доведя толщину нижней лобовой плиты до 50мм, а также оснастив машины дополнительными лобовыми плитами толщиной в 30мм.


В связи с возросшей на 10% массой танка, теперь составлявшей 22,3 тонны, потребовалось увеличить ширину гусеницы с 380 до 400мм. Для этого необходимо было внести изменения в конструкцию направляющих и ведущих колес. В автомобильной промышленности такие усовершенствования любят называть сменой модели — в случае с Т-4, обозначение модификации сменилось с «Е» на «F».


Однако этих усовершенствований было недостаточно для превращения Т-4 в полноценного соперника советского Т-34. Прежде всего, слабым местом этих машин было их вооружение. Наряду с 88-мм зенитным орудием, а также трофейными  пушками из запасов Красной армии — 76-мм орудиями, которые немцы называли «рач-бум» — в осенний и летний сезоны свою эффективность доказала только 50-мм противотанковая пушка Pak 38, поскольку осуществляла выстрелы болванками с вольфрамовым сердечником.


Об имеющихся проблемах руководству вермахта было хорошо известно. Еще в конце мая 1941 года, до нападения на Советский Союз, обсуждалось срочное оснащение танка Т-4 пушкой Pak 38, которая должна была заменить короткую 75-мм танковую пушку KwK 37, носившую название «Штуммель» (рус. окурок). Калибр Pak 38 лишь на две трети был больше, чем у KwK 37.

The National Interest
The National Interest
Die Welt

Из-за длины пушки в 1,8 м снарядам невозможно было придать достаточного ускорения, поскольку их начальная скорость составляла лишь 400-450 м/с. Начальная скорость снарядов Pak 38, несмотря на то, что калибр пушки составлял только 50 мм, достигала более 800 м/с, а позже почти 1200 м/с.


В середине ноября 1941 года должен был быть готов первый прототип танка Т-4, оснащенного пушкой Pak 38. Однако незадолго до того обнаружилось, что предусмотренную модификацию Т-4, считавшуюся временным решением на пути к созданию танка, способного противостоять танку Т-34, невозможно реализовать: Германия располагала недостаточным количеством вольфрама, чтобы начать массовое производство болванок.


14 ноября 1941 года в штаб-квартире фюрера состоялось совещание, стоившее немецким инженерам спокойного Рождества. Потому что Гитлер распорядился о том, чтобы как можно скорее полностью реорганизовать производство бронетанковой техники. Отныне предусматривалось производство лишь четырех типов машин: легких разведывательных танков, средних боевых танков на основе прежних Т-4, новых тяжелых танков, заказанных к производству в конце июня 1941 года танков Т-6 «Тигр», а также дополнительных «тяжелейших» танков.


Спустя четыре дня был отдан приказ о разработке новой 75-мм пушки, ствол которой был удлинен с 1,8 м до 3,2 м и которая должна была послужить заменой «Штуммелю». Начальная скорость снаряда увеличилась с 450 до 900 м/с — этого было достаточно для того, чтобы уничтожить любой Т-34 с расстояния 1000-1500 м, даже используя фугасные снаряды.


Вместе с тем имели место и тактические изменения. До сих пор танки Т-3 составляли основу боевой техники немецких танковых дивизий. Они должны были сражаться с вражескими танками, в то время как более тяжелые танки Т-4 изначально разрабатывались как вспомогательные машины для уничтожения мишеней, с которыми не могли справиться пушки мелкого калибра. Однако еще в сражениях против французских танков выяснилось, что серьезным противником мог стать лишь Т-4.


Каждый немецкий танковый полк номинально располагал 60 танками Т-3 и 48 танками Т-4, а также другими гусеничными машинами более легкой конструкции, часть которых производилась в Чехии. Однако фактически на всем восточном фронте 1 июля 1941 года в распоряжении 19 воевавших танковых дивизий находился лишь 551 танк Т-4. Несмотря на то, что непрерывное снабжение войск бронетехникой в количестве около 40 машин в месяц осуществлялось с заводов в Германии для трех групп армий, участвующих в боевых действиях в Советском Союзе, из-за связанных с войной перебоев в поставках к весне 1942 года количество танков выросло лишь до 552.


Тем не менее по решению Гитлера, танки Т-4, в прошлом являвшиеся вспомогательными машинами, должны были стать основными боевыми машинами танковых дивизий. Это коснулось и последующей модификации немецких боевых машин, на тот момент находившейся на стадии разработки, а именно танка Т-5, известного под названием «Пантера».

© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкСоветские танки Т-34 во время атаки на правом берегу Днепра


Эта модель, разрабатывать которую начали еще в 1937 году, 25 ноября 1941 года была отдана в производство и успела приобрести опыт противостояния танкам Т-34. Это был первый немецкий танк, у которого передние и боковые бронеплиты устанавливались под углом. Однако было ясно, что поставка танков данной модели в более-менее достаточном количестве могла быть реализована не ранее 1943 года.


А тем временем танкам Т-4 приходилось справляться с ролью основных боевых машин. Инженерам компаний, участвовавших в разработке бронетехники, прежде всего, Krupp в городе Эссен и Steyr-Puch в городе Санкт-Фалентин (Нижняя Австрия) к новому году удалось увеличить производство и в то же время переориентировать его на выпуск модели F2, оснащенной удлиненной пушкой Kwk 40, поставляемой на фронт с марта 1942 года. Ранее, в январе 1942 года, выпуск 59 танков Т-4 за месяц впервые превысил установленную норму в 57 танков.


Теперь танки Т-4 в артиллерийском отношении примерно сравнялись с танками Т-34, однако все еще уступали мощным советским машинам в мобильности. Но на тот момент более важное значение имел другой имеющийся недостаток — количество выпущенных машин. За весь 1942 год было произведено 964 танка Т-4, а удлиненной пушкой была оснащена лишь половина из них, в то время как Т-34 произвели в количестве более 12 тысяч машин. И здесь даже новые пушки ничего не могли изменить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 4 Ausf В

«Я решил, как только позволят условия погоды, осуществить первое в этом году наступление «Цитадель». Это наступление имеет решающее значение. Оно должно, дать нам инициативу на весну и лето» - этими словами начинался приказ Гитлера о проведении операции «Цитадель». Решающую роль в замыслах германского командования играли новейшие танки «Тигр» и «Пантера», а так же последние модификации «троек» и «четверок», составлявших примерно 60% танков в панцердивизиях, привлекаемых к участию в «Цитадели»

Так М. Е. Катуков описывал в своих мемуарах один из дней боев: «Едва забрезжил рассвет (7 июля – примеч. М. Барятинского), как противник снова предпринял попытку прорваться на Обоянь. Главный удар он наносил по позициям 3-го механизированного и 31-го танкового корпусов. А. Л. Гетман (командир 6-го танкового корпуса– примеч. М. Барятинского) сообщил, что на его участке противник активности не проявляет. Но зато позвонивший мне С. М. Кривошеин (командир 3-го мехкорпуса– примеч. М. Барятинского) не скрывал тревоги:
– Что-то невероятное, товарищ командующий! Противник сегодня бросил на наш участок до семисот танков и самоходок. Только против первой и третьей механизированных бригад наступают двести танков…
… Так, 49-я танковая бригада только за первые сутки боёв, взаимодействуя на первой оборонительной полосе с частями 6-й армии, уничтожила 65 танков, в том числе 10 «тигров», 5 бронетранспортёров, 10 орудий, 2 самоходные пушки, 6 автомашин и более 1000 солдат и офицеров». При этом немецкий 49 танковый корпус и дивизия СС «GrossDeutschland» имели в своем составе всего 28 «Тигров»! Впрочем, если суммировать все «Тигры» уничтоженные бойцами Красной Армии и в мемуарах и в донесениях, то полученное количество заставило бы фюрера застрелиться вторично – столько «Тигров» не существовало в природе. Дело в том, что в горячке боя за «Тигр» принимали /H, более того, в советских документах фигурировало название

На фото – танк «Тигр тип 4» или Pz IV Ausf G подбитый под Курском

fishki.net

Германский танк PzKpfw IV Ausf F1 (Т-4). Фото. Видео. Характеристики

PzKpfw IV был разработан в середине тридцатых годов во исполнение планов немецкого командования о формировании четвертых рот «тяжелых» танков в составе бронетанковых батальонов тайно сформированных фашистами дивизий. Когда в 1938 г. PzKpfw IV начал поступать заказчику, в мире не существовало танка, равного ему по огневой мощи, за исключением устаревшей французской боевой бронированной машины с установленной в корпусе и потому тактически неэффективной пушкой (это тяжелый танк Char В1, оснащавшийся 75-мм и 47-мм пушками, последняя устанавливалась в башне).


К началу войны в сентябре 1939 г. производитель успел выпустить всего 211 единиц PzKpfw IV. К маю 1940 г. в составе частей, готовых к вторжению во Францию и Нидерланды, находилось 280 Т-4 четырех первых моделей (Ausf A-D). PzKpfw IV (который начали выпускать раньше, чем PzKpfw III) стал прототипом современного танка с расположенной по центру корпуса вращающейся башней, спаренным с пушкой пулеметом, командирским Ц люком, дающим обзор на все 360 градусов, размещенным в корме двигателем и передним отсеком для водителя и радиста. Большинство этих черт было присуще и другим, более ранним танкам, однако появление средних немецких боевых бронированных машин в период между 1939 г. и 1940 г. привело к тому, что практически все выпускавшиеся позднее средние и тяжелые танки строились в соответствии с компоновкой Т-4.

Первые модели вооружались короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 L/24, но броня оснащенных 76-мм пушками советских Т-34 заставила разработчиков установить на более поздние модели, PzKpfw IV Ausf F (обычно именуемые Ausf F2), длинноствольную пушку KwK 40 L/43 того же калибра с начальной скоростью 700 м/сек. Машина, которую вы видите на иллюстрации, это — Ausf F1 с усиленной (до 50-мм) броневой защитой, модернизированной башней, более широкими гусеницами и с впускными патрубками системы охлаждения тормозов на скате лобового броневого листа. Объем выпуска данной версии составил всего 462 единицы (из общего количества 9000 PzKpfw IV всех прочих вариантов), они несли службу в Северной Африке, на Балканах и на территории Советского Союза. Между июнем 1942 г. и июлем 1943 г. количество Ausf F1 на Восточном фронте сократилось с 208 до 60 единиц, и очень скоро они исчезли со сцены этого ТВД.

Тактико-технические характеристики танка Pz IV Ausf F1 (Т-4)

Источник http://kollektsiya.ru/

vilingstore.net

Михаил Барятинский - Средний танк Panzer IV

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.J.

Приведённые данные производства Pz.IV, к сожалению, нельзя считать абсолютно точными. В разных источниках данные о количестве выпущенных машин различаются, и иногда заметно. Так, например, И. П. Шмелёв в своей книге "Бронетанковая техника третьего рейха" приводит следующие цифры: Pz.IV с KwK 37 - 1125, а с KwK 40 - 7394. Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы увидеть расхождения. В первом случае незначительное - на 8 единиц, а во втором существенное - на 169! Более того, если суммировать данные выпуска по модификациям, то получится число 8714 танков, опять-таки не совпадающее с итогом таблицы, хотя погрешность в данном случае составляет всего 18 машин.

Pz.IV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, к союзникам Германии, а также в Турцию и Испанию поступило в 1942–1944 годах 490 боевых машин.

Первой Pz.IV получила наиболее верная союзница гитлеровской Германии - Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.F1, в сентябре - 10 F2. Наиболее крупная партия была доставлена осенью 1944 - весной 1945-го; по разным данным, от 42 до 72 машин модификации Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году.

В октябре 1942-го первые 11 Pz.IV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943–1944 годах, румыны получили ещё 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции.

Партия из 97 танков Ausf.G и Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. С сентября 1944-го они принимали активное участие в боях с немецкими войсками, являясь главной ударной силой единственной болгарской танковой бригады. В 1950 году в болгарской армии ещё числилось 11 боевых машин этого типа.

В 1943 году несколько танков Ausf.F1 и G получила Хорватия; в 1944-м 14 Ausf.J - Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулемёты MG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Panzer IV

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.

Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нём размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, курсовой пулемёт (за исключением модификаций В и С), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа - механика-водителя и стрелка-радиста.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемёт, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе.

В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.

КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста, которые закрывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях. У модификации А крышки - двустворчатые, у остальных - одностворчатые. В каждой крышке был предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет (за исключением вариантов Н и J).

Pz.IV Ausf.F1. Хорошо видны крышки люков (механика-водителя и пулемётчика) с круглыми лючками для запуска сигнальных ракет. Приваренный к борту корпуса перед укладкой запасных катков полуцилиндр закрывает вытяжное отверстие системы охлаждения тормозов.

В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной броневой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A - KFF 1). Последний при отсутствии в нём надобности сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций В, С, D, Н и J перископический прибор отсутствовал.

По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откидными бронекрышками.

Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта - окно воздухооттока от вентиляторов.

Компоновка танка Pz.IV:

1 - башня; 2 - командирская башенка; 3 - ящик для снаряжения; 4 - вращающийся полик боевого отделения; 5 - вентиляторы; 6 - двигатель; 7 - шкив привода вентиляторов; 8 - выхлопной коллектор; 9 - глушитель двигателя поворота башни; 10 - глушитель; 11 - направляющее колесо; 12 - тележка подвески; 13 - карданный вал; 14 - коробка передач; 15 - кулиса переключения передач; 16 - ведущее колесо.

Схема бронирования среднего танка Pz.IV.

БАШНЯ - сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В её передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемёт и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стёклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал.

Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом с максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего.

Кормовая часть башни модификации Ausf.E.

В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стёклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, - двустворчатой крышкой (позже - одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблатно-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель.

У места механика-водителя размещался индикатор положения башни с двумя лампочками (кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка (это особенно важно при движении по лесистой местности и населённым пунктам).

Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия. На части машин модификаций Н и J в связи с установкой экранов смотровые приборы и лючки отсутствовали.

Гитлер в окружении высших офицеров вермахта и СС осматривает один из первых танков Ausf.F2, Берлин, 4 апреля 1942 года.

ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций А - F1 - пушка 7,5-cm KwK 37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки - 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки - 490 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В её боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450…485 м/с) снарядами.

profilib.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о