Книга Танковые асы Гитлера читать онлайн бесплатно, автор Михаил Барятинский на Fictionbook

Вступление

Тема немецких танковых асов, без преувеличения, одна из самых популярных в отечественной военно-исторической литературе последних лет. Справедливости ради, однако, необходимо сказать, что книг собственно российских авторов по этому вопросу почти нет. В распоряжении читателя имеются лишь зарубежные издания в русском переводе, далеко не всегда удачном. Впрочем, и сами оригиналы оставляют желать лучшего.

Так, например, больше всего информации о деяниях танкистов Третьего рейха содержится в книгах Франца Куровски. Но его книги, увы, не историческое исследование, а сам Куровски – не историк. Он скорее популяризатор темы. Ни попыток анализа, ни оценок достоверности тех или иных фактов в его работах нет. Одни лишь панегирики Витману, Книспелю и иже с ними. В восторженном изложении Куровски они предстают некими Нибелунгами нового времени, разящими врагов волшебным мечом Зигфрида в виде 88-мм танковой пушки. Причем, само собой разумеется, что все эти «дети Вотана» заговоренные и абсолютно неуязвимые. Читать любопытно, местами даже весело, но не более того.

Иное дело мемуары непосредственных участников событий – самих немецких танкистов. Но таких, увы, издано до обидного мало.

В первую очередь следует упомянуть воспоминания Отто Кариуса «Тигры» в грязи». Эта книга стала настоящим бестселлером, несмотря на отвратительный перевод. По-видимому, немецкий оригинал российскому издателю найти не удалось и пришлось воспользоваться английским изданием. В результате двойного перевода местами просто непонятно о чем идет речь. Особенно когда описываются детали конструкции «Тигра». Ну а на научном редакторе, как это сейчас принято, решили сэкономить.

Тем не менее, книга содержит массу интереснейших фактов из жизни и боевой работы на Восточном фронте, как самого Отто Кариуса, так и других экипажей 502-го тяжелого танкового батальона. Однако, многие боевые эпизоды, описанные в книге, нуждаются в проверке. Местами память, да и чувство меры, явно подводят автора.

Ни по объему информации, ни по ее качеству книге Кариуса не уступает книга Вили Фея «Танковые сражения войск СС». Причем, это не только воспоминания самого Фея, но и многих его сослуживцев. Своего рода групповой рассказ танкистов из разных частей и подразделений войск СС об их участии в боевых действиях, начиная с марта 1943 года и вплоть до конца войны. Причем рассказ довольно объективный.

Подобное же, достаточно объективное и реалистичное описание танковых боев содержится и в книге Клауса Штикельмайера «Танковый стрелок». Кроме того, из нее можно почерпнуть весьма интересные сведения о боевой подготовке немецких танкистов, быте экипажей и т. д. Коробит в этой книге, пожалуй, только одно – просвечивающие сквозь повествование взгляды автора. Гитлера он почти все время именует Адольфом – ну, ни дать ни взять антифашист! Правда, при этом своих противников он называет исключительно «Иванами» и «советами». Кроме того, в тексте часто попадаются такие определения как «ублюдки» и не требующее перевода hujas. Подобное отношение к противнику, от которого в итоге и получил по полной программе, по крайней мере недостойно. Ничего подобного не встретишь ни у бывшего эсэсовского танкиста Вили Фея, ни у полковника-танкиста барона Ганса фон Люка. Последний, кстати, в отличие от Штикельмайера, после войны отсидел пять лет в советских лагерях для военнопленных и, как говорится, хлебнул лиха. Однако, никаких оскорблений в адрес бывших противников в его воспоминаниях (имеется в виду книга «На острие танкового клина») не встретишь. Впрочем, чего еще ждать от родившегося в Канаде немца Штикельмайера. После войны он вернулся в Канаду (восстанавливать разрушенный фатерлянд не захотел) и все последующие годы сетовал, что канадские ветераны войны имеют льготы и привилегии, а он нет. Верх цинизма! Словом, этакая белая пушистая нацистская сволочь!

Из воспоминаний немецких танкистов следует упомянуть и «На танке через ад» Михаэля Брюннера – довольно откровенное повествование о боях на Восточном фронте. Справедливости ради надо сказать, что Брюннер особенно в бой не рвался, не геройствовал, но, тем не менее, год (с осени 1943 по осень 1944-го) повоевал и был ранен.

За исключением Отто Кариуса, всех этих авторов объединяет то, что они участвовали в боевых действиях, только начиная с 1943 года. При этом на «Тигре» воевали только Кариус и Вили Фей. Только их, строго говоря, и можно отнести к танковым асам со 150 и 80 победами соответственно.

Эта книга не ставит своей целью описание боевого пути всех немецких танкистов-снайперов, хотя на самых результативных из них остановиться подробнее все равно придется. Скорее – это попытка проанализировать причины их высокой результативности, разобраться со статистикой побед и, наконец, попытаться отделить факты от вымысла. Причин или, иначе говоря, факторов наличия в Вермахте и войсках СС большого количества танкистов-асов всего три. Главных факторов, разумеется. Это, в первую очередь, человеческий фактор, затем – технический, и, наконец, – тактический. То есть, говоря проще, на точность попадания в цель самым непосредственным образом влияли уровень подготовки экипажа, качество боевой техники и способ ее применения.

Однако, начать имеет смысл со статистики, так как к ней имеется больше всего вопросов. Как подсчитывали немцы свои победы, как определяли степень поражения вражеских танков и их типаж, насколько все эти подсчеты соответствуют действительности? Попробуем разобраться.

Статистика

По степени ангажированности статистика как наука занимает второе место после истории. Последнюю можно не только многократно переписывать в зависимости от изменения взглядов политического руководства той или иной страны, но и сразу писать так, как это выгодно этому самому руководству. Написали же в Советском Союзе практически насквозь фальшивую «Историю гражданской войны». Причем написали, чуть ли не спустя всего 10 лет после описываемых событий, при наличии огромного количества здравствующих участников и очевидцев. Ничего не остановило. И что же – все проглотили, «Историей» этой пользуются практически до сих пор. Устранили из нее, пожалуй, только выдающуюся роль товарища Сталина, а все остальные байки сохранились почти неизменными.

По проторенной дорожке пошли и американцы, преподнесшие своему народу историю Второй мировой войны в таком виде, что абсолютное большинство граждан США уверено, что именно их страна внесла решающий вклад в победу над гитлеровской Германией, причем не только материальный.

Со статистикой то же самое. Советская статистика, например, всегда внушала нам, что средняя температура по больнице вполне нормальная. В итоге пациент – Советский Союз – благополучно скончался.

Говоря о статистике периода Второй мировой войны, можно отметить множество весьма любопытных по своей несуразности фактов. Так, например, во всех воюющих странах, особенно в Германии и СССР, статистика для пропаганды находилась за пределами разумного. Так, согласно сводкам Совинформбюро, танковый и авиационный парк Германии за годы войны был уничтожен многократно, а после Московской битвы в немецкой армии просто не должно было остаться солдат.

Впрочем, немецкая статистика тоже не отличалась объективностью. Главным источником завышения вражеских потерь здесь являлись войска. Данное обстоятельство хорошо иллюстрирует приводимая диаграмма потерь танков на Восточном фронте в июле – августе 1943 года. Два левых столбца – немецкие потери, два правых – советские. Первый столбец слева показывает немецкие потери, исходя из сообщений советской прессы, второй – реальные. Первый столбец справа – советские потери по сообщениям немецких войск, второй – эти же потери после уточнения и двойной перепроверки. Комментировать тут нечего.

В чем же причина таких приписок в Вермахте. По-видимому, дело в том, что главным критерием достоверности являлся такой умозрительный фактор как офицерская честь. За выявленную приписку грозило лишь взыскание. Так что чисто теоретически, основываясь на подобной диаграмме можно победы немецких танковых асов уполовинить.

Впрочем, настало время поговорить о самих этих асах. После анализа доступной информации автор пришел к выводу, что наиболее полный список немецких танковых асов приведен на сайте wikipedia.org. Он и лег в основу списка, приводимого ниже, правда с некоторыми корректировками и уточнениями. Воинские звания приводятся на момент окончания войны или на момент гибели, награды – только высшие. В примечании приводятся марки танков и САУ, на которых были одержаны победы.

Диаграмма потерь танков на Восточном фронте

Итак, предлагаемая читателю таблица объединяет 79 немецких танкистов и самоходчиков, имевших разные звания и занимавших разные должности. Диапазон их побед колеблется от 14 до 168. Список этот не полный, в него включены люди, сведения о которых автору удалось проверить еще, как минимум, по двум источникам. Тем не менее, осталось довольно много белых пятен и в части воинских званий, и в части наград. Список формальный, в том смысле, что составлен просто на основе нескольких подобных без какого-либо предварительного анализа. Последним мы сейчас и займемся, причем какое-то шестое чувство подсказывает, что список этот сильно сократится.

Первое, на что стоит обратить внимание – это разброс данных о числе побед. От вполне приемлемого 168–162 у Книспеля или 139–144 у Бёлтера, 80–55 у Альберта Эрнста и совершенно фантастического 127–3 у некоего Уши Оберхабера! Уж не вешает ли Уша нам лапшу на уши? Очень даже может быть. Дело в том, что примерно за 50 побед в Вермахте или войсках СС давали Рыцарский крест. Списки кавалеров опубликованы, но Уши Оберхабера там нет, как нет и Мартина Шройфа с его 161-й победой и еще многих других. Может быть дело в том, что их победы липовые, а попали они в списки асов уже после войны, благодаря собственному языку?

 

Возьмем, например, Шройфа. О нем практически ничего не известно. Есть несколько упоминаний у Вили Фея, из которых следует, что Шройф командовал взводом «тигров» в период боев в Нормандии и на Восточном фронте. Дополнительной информации об этом офицере удалось собрать не много. Мартин Шройф родился в 1922 году. В 1936-м вступил в войска СС, служил рядовым в штандарте “Deutschland”, в сентябре 1939 года ему было присвоено звание унтершарфюрер. В июле 1941 года он уже обершарфюрер в мотоциклетной роте полка “Westland”. Далее в его биографии следует пробел аж до марта 1944-го, когда он стал командиром взвода во 2-й роте 102-го тяжелого танкового батальона СС. Когда и где он получил офицерское звание унтерштурмфюрер неизвестно. Даже в немецких источниках подвергается серьезному сомнению его 161 победа. 102-й батальон принимал участие в боях в Нормандии в течение июля – августа 1944 года. Вновь, уже под номером «502» эта часть вступила в бой только в конце марта 1945 года, атакуя позиции советских войск на Кюстринском плацдарме, а затем участвовала в боях до их логического завершения в конце апреля. То есть Шройф воевал на «Тигре» два месяца, а на «Королевском тигре» – один месяц. Как он умудрился за это время подбить 161 танк можно только гадать. Скорее всего – никак. Для сравнения: за время боев в Нормандии вся 2-я рота 102-го батальона подбила 61 танк, а весь батальон – 227 танков! Считается, что за время своего существования 102/502-й тяжелый танковый батальон СС подбил 600 вражеских танков. Это число представляется автору сильно завышенным. Сколько было подбито в Нормандии мы знаем, значит, за месяц боев на Восточном фронте при стремительно сокращавшемся боевом составе (31 «Королевский тигр» в конце марта и только пять на 25 апреля) батальон сумел подбить около 370 советских танков? Что-то весьма сомнительно! В 1945 году русские воевали не хуже, а лучше англичан с американцами. Ну, 100, ну 150 – и это максимум! Всего же около 400. И 161 из них подбил Шройф? Витман просто нервно курит…

Кстати сказать, в 102-м тяжелом танковом батальоне СС за время боев в Нормандии больше других отличился Вили Фей. За 50 дней его экипаж подбил 68 танков противника. Причем, эти данные весьма достоверные, они задокументированы в дневнике, который вел радист. Четко расписано сколько, когда и где было подбито танков и других бронированных и небронированных машин, к каким дивизиям союзников они принадлежали. Количество машин подбитых экипажем Фея в Нормандии хорошо увязывается с общим количеством его побед, начало которым было положено в боях под Харьковом весной 1943 года.

Так что же, Уша Оберхабер – последователь Шройфа? Возможно да, а возможно и нет. Возможно, что он жертва совсем других обстоятельств. Любопытно отметить, что в книге Вили Фея «Танковые сражения войск СС» он вообще не упоминается ни разу. Вряд ли автор обошел бы вниманием столь удачливого однополчанина.

Дело, скорее всего, в другом. Обратим внимание на победы Бальтазара Воля, точнее на запись в соответствующей графе: «из них 81 в качестве наводчика в экипаже М.Витмана». Признаться, обнаружив это примечание в разных, в том числе и немецких источниках, автор испытал легкий шок. Здорово они устроились: одни и те же танки посчитали и Волю и Витману! И не им одним! Аналогичное примечание есть у Карла Вармбруна, но, судя по всему, претендовать на такую неувязочку могут многие из тех, у кого есть ссылки на «другие данные». Под «вилку» командир – наводчик вполне попадают, например, танкисты К.Мёбиус, Г.Вендорф, Ю.Брандт и Ф.Штаудеггер, самоходчики-штурмовики – Р.Энгельман, Р.Шрам, Фон Бостель и некоторые другие.

Следует четко понимать, что танк – оружие коллективное, бой ведет не один человек, а экипаж во главе с командиром. И победы должны записываться именно на него, несмотря на заслуги его товарищей по оружию. Командир руководит всеми их действиями в бою и, в конечном счете, отвечает за успех боевой операции. При этом, безусловно, было бы справедливо говорить не «Витман подбил 138 танков», а «экипаж под командованием Витмана». Но победы все равно должны записываться на командира. Это общепризнано и изобретать тут нечего. И у нас было также. Оськин (или экипаж Оськина, что правильнее) подбил первые два «Королевских тигра» на Сандомирском плацдарме, а не Мерхайдаров, хотя стрелял именно он, поскольку был наводчиком. В случае с Витманом 81 вражеский танк подбил, конечно, Воль, но победы должны записываться на Витмана и дважды учитываться не должны. Таким образом, Бальтазару Волю надо оставить 19 побед, которые он одержал, став командиром танка, и отправить в конец списка.


Унтершарфюрер СС Вили Фей у своего «Тигра». 102-й тяжелый танковый батальон СС, 1944 год

Но каким образом, спросит читатель, все это связано с Оберхабером? Да очень просто. А вдруг он тоже 124 танка подбил, будучи наводчиком в разных экипажах и только три – в должности командира танка? Возможно такое? Вполне. Впрочем, вполне возможно и откровенное очковтирательство, банальное многократное завышение своих побед. Кстати, есть сомнения, связанные с именем этого танкиста, фигурирующим в русскоязычных списках асов. Дело в том, что по-немецки оно пишется Uscha – может быть имя, а может быть и сокращение от UnterSCHArrfuhrer.

Однако, в свете вышесказанного, настало время отправить в конец списка и кое-кого еще. Почему, собственно, Курт Книспель возглавляет список немецких танковых асов? Из 168 отмеченных в списке танков в качестве командира машины он подбил только 42. Остальне 126 – как наводчик в экипажах разных командиров, которые даже не попали в этот список. Так что лукавит Куровски, не за недисциплинированность не наградили Книспеля рыцарским крестом, а за то, что он не набрал нужного количества побед в качестве командира танка. Так что и Книспеля мы с пьедестала свергаем!

Кто у нас теперь первый? Отто Кариус со своими «более 150» танками? А может – менее? Этого танкиста уже уличали в некотором преувеличении своих успехов. Впрочем, о Кариусе, Бёлтере, да и о Витмане мы еще поговорим.

Вернемся к списку. Надо сказать, что по большей части он вызывает доверие, так как цифры в основном не круглые, то есть без нулей на конце. Больше всего вопросов к данным типа «более 100». Немцы вообще во время войны легко оперировали круглыми цифрами. Оно и понятно – советских танков было много, на 20 больше, на 20 меньше, какая разница. Характерным в этом отношении выглядит эпизод, описанный в книге М.Брюннера «На танке через ад» и повествующий об одном бое на Никопольском плацдарме в декабре 1943 года.


«Танк – твое оружие!» Немецкий плакат времен Второй мировой войны

«Бронекавалеристы (24-я танковая дивизия была сформирована на основе 1-й кавалерийской дивизии Вермахта, сохранив соответствующие наименования подразделений и воинские звания – Прим. автора) 12-го эскадрона 24-го танкового полка никогда не забудут как они в тяжелый день контратак менее чем за час подбили 28 танков противника, не потеряв ни одного своего. Холодным зимним днем густая пелена тумана покрывала главную линию обороны. 12-й эскадрон под командованием обер-лейтенанта Венцеля получил задачу занять засадную позицию за главной линией обороны. Враг в течение получаса ожидания вел сильный артиллерийский огонь по немецким позициям. Это был верный знак, предвещавший новую акцию противника. Каждый командир исправного танка 12-го эскадрона ждал приказа по радио. Командиры то и дело руками протирали смотровые приборы и прицелы, через которые они наблюдали за местностью и которые постоянно запотевали от дыхания. Медленно туман рассеялся и открыл серо-голубое небо зимнего дня на востоке. Постепенно артиллерийский огонь ослабел. Вдруг в наушниках послышался голос командира: «11 часов. Вражеские танки. Эскадрон, вперед!» Танки сразу же двинулись в направлении высоты, где в своих окопах сидели гренадеры. И что же мы вдруг увидели? Тридцать вражеских танков ехали наискось по отношению к нам на позиции гренадеров. По приказу «Огонь!» каждый из нас знал, о чем идет речь: «Не только стрелять, но и попадать!» С грохотом и скрежетом снаряды попадали в цели. Но вражеские танки и САУ продолжали двигаться на позиции гренадеров. Гренадеры, чувствовавшие себя под нашей защитой, пропустили вражеские танки через свои позиции и начали бой со следовавшей за ними пехотой. Взвод вахмистра Блонски сдержал основной натиск противника и подбил треть вражеских танков. Командир эскадрона заметил, что правый фланг не полностью участвует в бою, поэтому вахмистр А. получил для своего взвода приказ уйти с правого фланга на левый, удлинить его и усилить. Теперь наступающий противник был остановлен сосредоточенным огнем орудий 12-го эскадрона. Из тридцати танков было подбито двадцать пять. Остальные пять стали отступать. Во время отхода удалось подбить еще три танка. Вахмистр А. увидел на левом фланге много стоящих русских танков. Несколько членов экипажей осмотрели их и установили, что два Т-34 еще исправны. В тот день 12-й эскадрон нанес тяжелый удар намного превосходящим силам противника и за 22 дня боев смог довести число подбитых танков до 132».

Надо сказать, эпизод весьма типичный для немецких мемуаров – храбрые и умелые немцы легко перестреляли глупых русских. Однако следует обратить внимание, что немецкий эскадрон (танковая рота) находился в засаде и атаковал внезапно и во фланг – русские танки «ехали наискось». Так что наши танкисты находились в заведомо невыгодных условиях, тем более в бою с Pz. IVH, которыми были укомплектованы эскадроны 24-го танкового полка. Сколько в этом бою участвовало немецких танков, автор не пишет. По штату полагалось иметь в эскадроне 15–20 машин. Удивляет другое, как быстро, можно сказать с ходу, немцы подсчитали атакующие советские танки. Так вот просто глянули и сразу определили – 30! А почему 30, почему не 40 или не 50. А может быть всего 20? И подбили немцы не 27. а только 17? На эти вопросы ответа нет, но червь сомнения точит.

Тем более, что в ноябре 1943 года 24-я танковая дивизия понесла большие потери. К декабрю, например, 2-й батальон 24-го танкового полка практически перестал существовать. Его пришлось расформировать, а 3-й батальон переименовать во 2-й. Об этом, разумеется, М.Брюннер не пишет.


Бальтазар Воль (справа) и Михаэль Витман

Справедливости ради необходимо отметить, что не все данные вызывают сомнение. Взять хотя бы случай с Фрицем Амлингом. Командир штурмового орудия StuG III 3-й батареи 202-го дивизиона штурмовых орудий Фриц Амлинг в ходе боев по отражению советского наступления (операция «Марс») осенью 1942 года в районе г. Болхов подбил 42 советских танка за 48 часов. При этом в первый день ему удалось подбить 24 танка, из них пять – в течение одной минуты. За этот подвиг Ф.Амлинг, разумеется, был награжден Рыцарским крестом.

На первый взгляд эпизод совершенно фантастический. Но это только на первый взгляд. История Второй мировой войны знает немало «героев одного боя» – танкистов, добивавшихся исключительных успехов в одном бою. И в Красной Армии таких тоже было немало. Взять хотя бы Зиновия Колобанова. Он, кстати, 19 августа 1941 года в бою, продолжавшемся чуть более часа, подбил 22 немецких танка. И этот поразительный факт, имеющий документальное подтверждение, включая «разбор полетов» на месте событий, состоявшийся уже в наши дни, ни у кого не вызывает сомнений. Да, действительно, из находившегося в засаде, «закопанного» по башню КВ, с дистанции 150 м можно было подбить 22 немецких танка. Тем более, что типаж их неизвестен, а значит там могли быть не только Pz.IV, например, но и легкие Pz.II и даже Pz.I (командирские были точно).

Такие же выводы вполне применимы и к случаю Ф. Амлинга. Он воевал на приземистом малозаметном штурмовом орудии StuG III. Вполне вероятно, что это была машина модификации F, вооруженная 75-мм пушкой с длиной ствола в 43 калибра. Результат боя только подтверждает это предположение. Надо иметь в виду, что немцы находились в обороне, а с учетом тактики действий штурмовой артиллерии успех Амлинга при всей его исключительности вовсе не воспринимается как фантастический.

Кстати сказать, объединение в одном списке танкистов и самоходчиков не совсем корректно. Исключение можно сделать лишь для штурмовой артиллерии. Хорошо бронированные машины изначально предназначались для поддержки пехоты (отсюда и их название) и лишь с течением времени превратились в главное противотанковое средство Вермахта. Кроме того, в конце войны «штуги» часто поступали на вооружение танковых частей вместо танков по причине нехватки последних. По этой же причине в общем списке можно учитывать такие САУ как Jagdpanzer IV и Jagdpanther, тем более, что их было не так много. В конце концов, именно на эти машины, а также на истребители танков Hetzer, пересели в конце войны многие танкисты.

 

Но вот что касается самоходок типа Nashorn, то их включение в подобные списки вряд ли оправдано, как и других боевых машин, относившихся к классу так называемых «самоходных лафетов». То же самое можно сказать и о формально не принадлежавших к нему самоходках семейства Marder. Штурмовые орудия хотя бы могли воевать по танковому, а эти машины были артиллерийскими установками, пушками на самоходном гусеничном шасси и не более того.


Pz.IV Ausf.H с полным комплектом бортовых экранов и «циммеритным» покрытием

Следует обратить внимание и на то, что 32 танкиста из приведенного списка воевали на «тиграх» или в том числе на «тиграх», включая и «королевские». То есть, они воевали на машинах в наилучшей степени, по сравнению со всеми другими танками Второй мировой войны, приспособленных для уничтожения себе подобных. Так что высокая результативность этих танкистов сама по себе не должна вызывать слишком большого удивления. Так, например, действительно высококлассный наводчик Курт Книспель, воюя полтора года на Pz.IV подбил только 12 советских танков. Все остальные его победы были одержаны на «Тигре» и «Королевском тигре». Не мог похвастать успехами, воюя на Pz.38(t), и Отто Кариус, скорее наоборот. Судя по его воспоминаниям свой боевой счет он открыл только на «Тигре». Примерно аналогичная картина и у многих других немецких танкистов-асов.

Поскольку речь зашла о типах танков, на которых воевали немецкие танкисты, то необходимо поговорить и о типах танков, которые они зачисляли в списки своих побед. На первый взгляд – какая разница? Ну, подбили и подбили! Однако, не все так просто. Совершенно очевидно, разные танки имели неодинаковую боевую ценность, и усилия для их уничтожения нужно было потратить разные. Судя же по воспоминаниям немецких танкистов и описаниям боевых действий на Восточном фронте, они имели дело исключительно с Т-34 и КВ в первой половине войны и с Т-34–85 и ИС-2 – во второй. Что касается последних, то в целом это верно, а вот в части первых – не совсем. Ни в 1941, ни в 1942 годах Т-34 и КВ не составляли большинства в советских танковых соединениях. Но этот факт не находит своего подтверждения в победах немецких танкистов.


Боекомплект 76-мм выстрелов в танке Т-34 часто детонировал. У этой машины, сгоревшей на Курской дуге, взрывом боекомплекта не только сорвало башню, но и оторвало по сварке ее крышу, а также сорвало крышку люка механика-водителя.

Книспель, например, в 1941 году подбил 7 танков. Каких? Если судить по описаниям Куровски – сплошь Т-34 и КВ. Однако 12-я танковая дивизия, в которой служил Книспель, впервые встретилась с этими танками в начале ноября 1941 года во время боев под Тихвином. Причем из противостоявших немецкому 39-му моторизованному корпусу примерно 250 советских танков только 7 были КВ и 22 – Т-34. Все – в 46-й танковой бригаде. Кстати сказать, на вооружении 12-й танковой дивизии в основном находились легкие танки Pz.38(t). Число Pz.IV по штату не превышало 30 единиц, а к ноябрю 1941 года их было и того меньше. Но почитаешь Куровски и приходишь к выводу, что все Т-34 и КВ ползли исключительно на танк Книспеля, ну, в крайнем случае, на его взвод, как будто у них там медом было намазано. Получается, что 100 % подбитых Книспелем, а точнее экипажем фельдфебеля Фендезака, наводчиком в котором и был Книспель, советских танков – это Т-34 и КВ, в то время как в советской танковой группировке под Тихвином их было не более 12 %. Остальных танков немецкие «историки» не видят в упор. Ясное дело, подбить Т-34 или КВ было престижно, особенно в 1941 году, а всякую мелкую шелупонь типа БТ-7 или Т-26 можно и не заметить. Но ведь даже в упомянутой выше 46-й танковой бригаде танки Т-26 составляли почти половину! Можно, конечно, подбить Т-26 или БТ, а сказать, что подбил Т-34. Кто будет разбираться? Если подсчитать все Т-34 и КВ, «подбитые» немецкими танкистами под Тихвином, то их хватит на пару полнокровных дивизий!

Аналогичная картина наблюдалась и в дальнейшем. Почти исключительно с Т-34 и КВ воевали Витман, Кариус, да и все прочие германские асы. А ведь в 1941–1942 годах эти танки не составляли большинства в Красной Армии. Танковый парк был очень разношерстным. Помимо средних и тяжелых машин в войска в больших количествах поступали легкие танки Т-60 и Т-70, несколько типов ленд-лизовских танков, немало имелось и старых машин Т-26 и БТ. Так, например, в составе танковых частей и соединений Западного фронта по состоянию на 16 ноября 1941 года имелось 27 танков КВ, 113 Т-34 и 370 легких танков различных типов – Т-26, БТ, Т-40 и Т-60. Вероятность встречи с КВ, например, составляла 5 %, не превышая их «удельного веса» в войсках Западного фронта. На деле же она была еще ниже.


Фриц Амлинг


Штурмовое орудие StuG III Ausf.F/8

Подобную картину можно наблюдать и во всех операциях 1942 года. Так, в боевом составе танковых частей Южного фронта по состоянию на 1 июля 1942 года (начало операции «Блау» – немецкого летнего наступления на южном фланге Восточного фронта) насчитывалось 45 танков КВ, 42 Т-34, 29 БТ, 12 Т-26, 59 Т-60, 6 огнеметных ХТ-26 и даже 5 плавающих танков Т-37, уже довольно экзотических для 1942 года. Кроме того, в составе 2-го резервного танкового батальона имелись одна «Матильда» и один «Валентайн». Таким образом, КВ и Т-34 составляли только 40 % танкового парка фронта. Тут, однако, можно возразить – Южный фронт не находился на направлении главного удара немцев, танковый парк его был относительно небольшим и комплектовался, так сказать, по остаточному принципу. Что же, отчасти это верно. Боевой состав 5-й танковой армии генерал-майора А.Лизюкова выглядел несколько иначе. В трех ее танковых корпусах имелся 641 танк – 83 КВ-1, 228 Т-34, 88 «Матильд» и 242 Т-60. Таким образом, танки Т-60 составляли 38 % от общего количества боевых машин армии, но немецкие танкисты в своих воспоминаниях их так и не заметили. А ведь по штату, действовавшему с июля 1942 года, в советской танковой бригаде полагалось иметь 32 танка Т-34 и 21 танк Т-60 или Т-70, в отдельном танковом полку механизированной бригады – 23 Т-34 и 16 Т-60 или Т-70. То есть легкие боевые машины составляли порядка 40 % танкового парка Красной Армии. Подобная ситуация сохранялась вплоть до конца 1943 года, так как штат танковой бригады, по которому она стала однородной и насчитывала 65 танков Т-34, был введен только в ноябре 1943-го.


Истребитель танков «Насхорн» на огневой позиции. Восточный фронт, конец 1944 года.


Горящий легкий танк Т-26. На заднем плане – подбитый тяжелый танк КВ-1. Восточный фронт, 1941 год

Количество танков Т-34 превысило половину танкового парка Красной Армии только летом 1943 года. Так, например, в танковом парке Центрального и Воронежского фронтов во время Курской битвы Т-34 составляли уже 62 %. Это утверждение легко проиллюстрировать на примере 29-го танкового корпуса – участника Прохоровского сражения. В атаке 12 июля 1943 года участвовало 212 его боевых машин: 122 Т-34, 70 Т-70, 11 СУ-122, 9 СУ-76. Потери в тот день корпус понес весьма значительные. Они составили 149 машин – 95 Т-34, 35 Т-70, 1 °CУ-122 и 9 СУ-76. Всего же, танки Т-34 составляли 57 % танков, принимавших участие в атаке, и 63 % потерь. Но, опять-таки, на качественных показателях побед немецких танкистов это почти не отразилось.

В этом плане куда честнее просто указывать количество подбитых машин, не акцентируя внимания на их типе, который не всегда можно было сразу определить. Возвращаясь к рассмотренному выше отрывку из воспоминаний Михаэля Брюннера, позволительно спросить – число танков он определил сразу, а тип? Если только глянул и сразу подсчитал – 30, то мог бы сказать и какого типа. Только Т-34 – сомнительно! Это был декабрь 1943-го, танковые бригады еще не успели перейти на новые штаты и в том бою вполне могли участвовать и танки Т-70. Но об этом автор почему-то не пишет. Очевидно, не разглядел, как не разглядели и его коллеги 14 тысяч, выпущенных в 1941–1943 годах танков Т-60 и Т-70. И это притом, что эти машины были, образно выражаясь, «мальчиками для битья» – их реальная боевая ценность была невелика. Но, видимо, как-то несолидно, воюя на «Тигре», записывать в свой боевой счет Т-60, другое дело если «повысить их в звании» до Т-34 или КВ.

fictionbook.ru

биография, достижения и интересные факты

Курт Книспель (Kurt Knispel) со своими 168 подтверждёнными победами считается самым успешным танкистом Второй мировой войны, ему приписывают танк T-34, подбитый с расстояния 3000 метров, уничтожение более 70 противотанковых орудий противника, а также бесчисленное количество бункеров и полевых укреплений.

Происхождение

Курт Книспель по происхождению является судетским немцем. Он родился в Чехословакии 20 сентября 1921 года в маленьком городке под названием Салисов. Большую часть своего детства Курт провёл в Микуловице, где его отец работал на автомобильном заводе. Будущий немецкий танкист Курт Книспель испытывал неприязнь к работе на заводе, поэтому в апреле 1940 года, в возрасте 20 лет, пошёл добровольцем в вермахт.

Начальная подготовка к службе в вермахте

Базовую подготовку Курт получил в запасном танковом учебном батальоне в городе Сагане (сегодня это польский город Жагань). Там его научили общим военным навыкам: правильно маршировать, отдавать честь и пользоваться такими видами стрелкового оружия, как пистолет-пулемёт P38, винтовка Kar98k и ручные гранаты. После базовой подготовки Книспель приступил к обучению работе на танках Pz I, II и IV. 1 октября Книспель был переведен в 29-й танковый полк 12-й танковой дивизии, где закончил свою подготовку и стал заряжающим и стрелком на танке Pz IV. Во время обучения Книспель впервые продемонстрировал свои способности наводчика; у него был дар трехмерного видения, а также необычайно острые рефлексы. Однако тогда его оставили заряжающим.

Первый боевой опыт

Впервые на фронте Книспель оказался в августе 1941 года. Он служил наводчиком у лейтенанта Хельмана на танке Pz IV во время операции «Барбаросса» и участвовал во вторжении на территорию Советского Союза в составе Третьей танковой группы 57-го армейского корпуса под командованием генерала Адольфа-Фридриха Кунтцена. Курт Книспель принимал участие в боевых действиях от Ярцево до Сталинграда, на севере в районе Тихвина Ленинградской области, а также на Кавказе под началом Эберхарда фон Макензена. В ноябре 1942 года фотограф запечатлел ефрейтора Книспеля с нагрудным знаком «За танковую атаку», Железным крестом второй степени и нагрудным знаком «За ранение».

Курт Книспель: места службы и важнейшие операции

В январе 1942-го, уже имевший на своём счету 12 танковых побед, Книспель вернулся в Путлос для обучения на новый танк «Тигр». Из Путлоса его группа была направлена в пятисотый танковый батальон в Падерборне. Эта группа, возглавляемая гауптманом Хансом Фендесаком, вошла в состав первой роты 503-го батальона тяжёлых танков, который воевал в Курске в качестве флангового прикрытия для 7-й танковой дивизии. В дальнейшем Книспель участвовал в операции по прорыву кармана Корсунь-Черкассы, а также в боях возле Винницы, Ямполя и Каменец-Подольского. Затем его рота была перемещена с Восточного фронта и пересажена на новейшие тяжёлые танки Тигр II. После этого Книспель воевал во Франции возле города Кана, а также прикрывал отступление немецких войск из Нормандии. После возвращения на Восточный фронт его экипаж сражался возле Мезётура, Кечкемета, Цегледа, замка Баб, Лаа и во многих других местах (сообщается, что в одном бою Книспель на своём «Тигре II» подбил 24 вражеских танка). Последняя битва Книспеля произошла возле деревни Власатице в Чехии, где он вместе с другим командиром танка, фельдфебелем Шкодой, был смертельно ранен 28 апреля 1945 года, за десять дней до окончания войны.

Отношение к наградам и почестям

Курт Книспель, биография и достижения которого по праву делают его лучшим танкистом Второй мировой войны, в жизни был довольно скромным и неконфликтным человеком. Как командир танков «Тигр» и «Тигр II», Книспель одержал ещё 42 победы. Но он не особо кичился этим, и при возникновении спорной ситуации, когда кто-то претендовал на подбитый танк противника, Книспель обычно уступал, всегда готовый подарить свой успех кому-нибудь другому.

Его четыре раза представляли к Рыцарскому кресту, но он так и не получил эту награду, являющуюся обычной для большинства других немецких танковых асов Второй мировой войны. Книспеля это совершенно не беспокоило, так как главной движущей силой для него было не тщеславие. На счету Книспеля сто шестьдесят восемь подтвержденных подбитых танков, а с неподтвержденными случаями их число доходит до ста девяноста пяти. Даже если брать в расчёт только первую цифру, Курт Книспель – самый успешный танковый стрелок Второй мировой войны.

Боевые заслуги

Однажды Книспель совершенно невероятным образом подбил советский танк T-34 с расстояния 3000 метров. После первых пятнадцати побед он был награжден Железным крестом первого класса, а затем золотым нагрудным знаком «За танковую атаку». После 126-й победы Книспель получил Немецкий крест в золоте и стал единственным германским унтер-офицером, чьё имя было упомянуто в официальном коммюнике вермахта. Говорят, что он подарил другим много побед, которые по праву мог считать своими. Курт Книспель обычно уклонялся от каких-либо споров и снискал себе славу приветливого и открытого человека. В качестве командира танка он чувствовал себя как рыба в воде, иногда даже в одиночку противостоял превосходящим силам противника, чтобы дать своему подразделению больше возможностей для успешного продвижения вперёд или отступления. Альфред Руббель, один из первых командиров Книспеля, утверждал, что Курт никогда не бросал товарищей даже в самых трудных ситуациях.

Недостаточно уважительное отношение к вышестоящим командирам является основной причиной того, что Курт Книспель так медленно продвигался по служебной лестнице. Однажды он напал на офицера, избивавшего советского военнопленного. Облик Книспеля не соответствовал стереотипному образу немецкого солдата: у него была татуировка на шее, небольшая бородка и более длинные волосы, чем полагалось по уставу. Однако его очень любили однополчане, да и по мастерству он не имел себе равных. В возрасте 23 лет Книспель имел на своём счету больше танковых побед, чем такие известные асы, как Майкл Виттман, Эрнст Баркманн, Йоханнес Болтер или Отто Кариус.

Место захоронения немецкого аса

Останки легендарного танкиста 9 апреля 2013 года были найдены чешскими археологами в безымянной могиле за церковью в деревне Врбовцы, неподалёку от чешско-австрийской границы. Пресс-секретарь Моравского музея Ева Панкова объясняет, что его опознали по татуировке на шее. 10 апреля 2013 года чешские власти подтвердили, что останки Книспеля были найдены среди тел пятнадцати других немецких солдат позади церковной стены во Врбовцах. По всей вероятности, Курт Книспель будет перезахоронен на военном кладбище в городе Брно.

К. Книспель среди танкистов является таким же легендарным героем, как Красный Барон у лётчиков.

Награды

  • Железный крест (2-го класса).
  • Железный крест 1-го класса за боевые действия на Курской дуге в июле 1943 года. Во время этой битвы он уничтожил 27 танков T-34 за 12 дней.
  • Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке». Эту награду иногда называют орденом «Мороженое мясо».
  • Нагрудный знак «За ранение» (Серебряный).
  • Нагрудный знак «За танковую атаку» (Серебряный).
  • Нагрудный знак «За танковую атаку» первой степени за 100 боёв.
  • Немецкий крест в золоте 20 мая 1944 года.
  • Книспель – единственный унтер-офицер немецкой армии, который был упомянут в так называемом Вермахтберихте (ежедневном докладе верховного командования вермахта) от 25 апреля 1944 года. Поводом стало уничтожение 101 вражеского танка.

fb.ru

Немецкий танкист о войне и героизме русских солдат


Отто Кариус (нем. Otto Carius, 27.05.1922 — 24.01.2015) — немецкий танкист-ас времён Второй мировой войны. Уничтожил более 150 танков и САУ противника — один из самых высоких результатов Второй мировой войны наряду с другими немецкими мастерами танкового боя — Михаэлем Виттманом и Куртом Книспелем. Воевал на танках Pz.38, «Тигр», САУ «Ягдтигр». Автор книги «Тигры в грязи».
Начал карьеру танкиста на легком танке «Шкода» Pz.38, с 1942 воевал на тяжёлом танке Pz.VI «Тигр» на Восточном фронте. Вместе с Михаэлем Виттманом стал нацистской военной легендой, и его имя широко использовалось в пропаганде Третьего рейха во время войны. Воевал на Восточном фронте. В 1944 году был тяжело ранен, после выздоровления воевал на Западном фронте, затем по приказу командования сдался американским оккупационным войскам, некоторое время провёл в лагере для военнопленных, после чего был отпущен.
После войны стал фармацевтом, в июне 1956 приобрёл в городе Хершвайлер-Петтерсхайм аптеку, которую переименовал в «Тигр» (Tiger Apotheke). Возглавлял аптеку до февраля 2011 года.

Интересные выдержки из книги «Тигры в грязи»
книгу полностью можно прочитать здесь militera.lib.ru

О наступлении в Прибалтике:

«Совсем неплохо здесь воевать, — сказал со смешком командир нашего танка унтер-офицер Делер после того, как в очередной раз вытащил голову из бадьи с водой. Казалось, этому умыванию не будет конца. За год до этого он был во Франции. Мысль об этом придала мне уверенности в себе, ведь я впервые вступил в боевые действия, возбужденный, но и с некоторой боязнью. Нас повсюду восторженно встречало население Литвы. Здешние жители видели в нас освободителей. Мы были шокированы тем, что перед нашим прибытием повсюду были разорены и разгромлены еврейские лавочки.»

О наступлении на Москву и вооружении Красной Армии:

«Наступлению на Москву было отдано предпочтение перед взятием Ленинграда. Атака захлебнулась в грязи, когда до столицы России, открывшейся перед нами, было рукой подать. Что потом произошло печально известной зимой 1941/42 года, не передать в устных или письменных донесениях. Германскому солдату приходилось держаться в нечеловеческих условиях против привыкших к зиме и чрезвычайно хорошо вооруженных русских дивизий.»

О танках Т-34:

«Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки «Т-34»! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка?»

«Т-34» с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас?»

О тяжелых танках ИС:

«Мы осмотрели танк «Иосиф Сталин», который до определенной степени все еще оставался в целости. 122-мм длинноствольная пушка вызывала у нас уважение. Недостатком было то, что унитарные выстрелы не использовались в этом танке. Вместо этого снаряд и пороховой заряд приходилось заряжать по отдельности. Броня и форма были лучше, чем у нашего «тигра», но наше вооружение нам нравилось гораздо больше.
Танк «Иосиф Сталин» сыграл со мной злую шутку, когда выбил мое правое ведущее колесо. Я этого не замечал до тех пор, пока не захотел подать назад после неожиданного сильного удара и взрыва. Фельдфебель Кершер сразу же распознал этого стрелка. Он тоже попал ему в лоб, но наша 88-мм пушка не смогла пробить тяжелую броню «Иосифа Сталина» под таким углом и с такого расстояния.»

О танке Тигр:

«Внешне он выглядел симпатичным и радовал глаз. Он был толстым; почти все плоские поверхности горизонтальные, и только передний скат приварен почти вертикально. Более толстая броня компенсировала отсутствие округлых форм. По иронии судьбы перед самой войной мы поставили русским огромный гидравлический пресс, с помощью которого они смогли производить свои «Т-34» со столь элегантно закругленными поверхностями. Наши специалисты по вооружению не считали их ценными. По их мнению, такая толстая броня никогда не могла понадобиться. В результате нам приходилось мириться с плоскими поверхностями.»

«Даже если наш «тигр» и не был красавцем, его запас прочности воодушевлял нас. Он и в самом деле ездил, как автомобиль. Буквально двумя пальцами мы могли управлять 60-тонным гигантом мощностью 700 лошадиных сил, ехать со скоростью 45 километров в час по дороге и 20 километров в час по пересеченной местности. Однако с учетом дополнительного оборудования мы могли двигаться по дороге лишь со скоростью 20-25 километров в час и соответственно с еще меньшей скоростью по бездорожью. Двигатель объемом 22 литра лучше всего работал при 2600 оборотах в минуту. На 3000 оборотах он быстро перегревался.»

Об успешных операциях русских:

«С завистью мы смотрели, как хорошо экипированы иваны по сравнению с нами. Мы испытали настоящее счастье, когда несколько танков пополнения наконец прибыли к нам из глубокого тыла.»

«Мы нашли командира полевой дивизии люфтваффе на командном пункте в состоянии полного отчаяния. Он не знал, где находились его подразделения. Русские танки смяли все вокруг, прежде чем противотанковые орудия успели произвести хотя бы один выстрел. Иваны захватили новейшую технику, а дивизия разбежалась во все стороны.»

«Русские там атаковали и взяли город. Атака последовала столь неожиданно, что некоторые наши войска были застигнуты во время движения. Началась настоящая паника. Было вполне справедливо, что коменданту Невеля пришлось отвечать перед военным судом за вопиющее пренебрежение мерами безопасности.»

О пьянстве в вермахте:

«Вскоре после полуночи с запада появились машины. Мы вовремя распознали в них своих. Это был мотопехотный батальон, который не успел соединиться с войсками и выдвинулся к автостраде поздно. Как я узнал потом, командир сидел в единственном танке в голове колонны. Он был совершенно пьян. Несчастье произошло с молниеносной быстротой. Целое подразделение не имело понятия о том, что происходило, и двигалось открыто по простреливаемому русскими пространству. Поднялась жуткая паника, когда заговорили пулеметы и минометы. Многие солдаты попали под пули. Оставшись без командира, все побежали назад на дорогу вместо того, чтобы искать укрытия к югу от нее. Улетучилась всякая взаимопомощь. Единственное, что имело значение: каждый сам за себя. Машины ехали прямо по раненым, и автострада являла собой картину ужаса.»

О героизме русских:

«Когда стало светать, наши пехотинцы несколько неосторожно приблизились к «Т-34». Он все еще стоял по соседству с танком фон Шиллера. За исключением пробоины в корпусе, других повреждений на нем заметно не было. Удивительно, что, когда они подошли, чтобы открыть люк, он не поддался. Вслед за этим из танка вылетела ручная граната, и трое солдат были тяжело ранены. Фон Шиллер снова открыл огонь по врагу. Однако вплоть до третьего выстрела командир русского танка не покинул свою машину. Затем он, тяжело раненный, потерял сознание. Другие русские были мертвы. Мы привезли советского лейтенанта в дивизию, но его уже нельзя было допросить. Он умер от ран по дороге. Этот случай показал нам, насколько мы должны быть осторожны. Этот русский передавал подробные донесения в свою часть о нас. Ему достаточно было только медленно повернуть свою башню, чтобы расстрелять фон Шиллера в упор. Я вспоминаю, как мы возмущались упрямством этого советского лейтенанта в то время. Сегодня у меня об этом другое мнение…»

Сравнение русских и американцев ( после ранения в 1944 году автора перевели на западный фронт):

«Среди голубого неба они создали огневую завесу, не оставлявшую места воображению. Она покрыла весь фронт нашего плацдарма. Только Иваны могли устроить подобный огневой вал. Даже американцы, с которыми я позднее познакомился на западе, не могли с ними сравниться. Русские вели многослойный огонь из всех видов оружия, от беспрерывно паливших легких минометов до тяжелой артиллерии.»

«Повсюду активно работали саперы. Они даже повернули в противоположную сторону предупредительные знаки в надежде, что русские поедут в неверном направлении! Такая уловка иногда удавалась позднее на Западном фронте в отношении американцев, но никак не проходила с русскими.»

«Были бы со мной два или три командира танков и экипажи из моей роты, воевавшей в России, то этот слух вполне мог бы оказаться правдой. Все мои товарищи не преминули бы обстрелять тех янки, которые шли «парадным строем». В конце концов, пятеро русских представляли большую опасность, чем тридцать американцев. Мы уже успели это заметить за последние несколько дней боев на западе.»

«Русские никогда бы не дали нам так много времени! Но как же много его потребовалось американцам, чтобы ликвидировать «мешок», в котором и речи быть не могло о сколь-нибудь серьезном сопротивлении.»

«…мы решили однажды вечером пополнить свой автопарк за счет американского. Никому и в голову не приходило считать это героическим поступком! Янки ночью спали в домах, как и полагалось «фронтовикам». В конце концов, кто бы захотел нарушить их покой! Снаружи в лучшем случае был один часовой, но только если была хорошая погода. Война начиналась по вечерам, только если наши войска отходили назад, а они их преследовали. Если случайно вдруг открывал огонь немецкий пулемет, то просили поддержки у военно-воздушных сил, но только на следующий день. Около полуночи мы отправились с четырьмя солдатами и вернулись довольно скоро с двумя джипами. Было удобно, что для них не требовалось ключей. Стоило только включить небольшой тумблер, и машина была готова ехать. Только когда мы уже вернулись на свои позиции, янки открыли беспорядочный огонь в воздух, вероятно чтобы успокоить свои нервы. Если бы ночь была достаточно длинной, мы легко могли бы доехать до Парижа.»

news24today.info

Немецкие танковые войска. Последние контрудары Гитлера. Разгром Панцерваффе [= Агония Панцерваффе. Разгром танковой армии СС]

Немецкие танковые войска

Основной ударной силой во время операции «Пробуждение весны» являлась 6-я танковая армия СС. Танковые армии являлись оперативным объединением танковых войск Германии Второй мировой войны. Однако в отличие от советских танковых армий, имевших постоянный боевой состав, у немецких постоянным был только штаб, а боевой состав мог меняться. Пожалуй, некоторым исключением стала 6-я танковая армия СС. Ее формирование началось 6 сентября 1944 года на базе штаба 90-го армейского корпуса. В конце месяца армию включили в состав группы армий «Б» на западном фронте, в декабре она участвовала в операции «Вахта не Рейне» — наступлении немецких войск в Арденнах.

Основой состава 6-й танковой армии СС стали 1 (1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд») и 2-й (2-я танковая дивизия СС «Дас Райх» и 9-я танковая дивизия СС «Хохенштауфен») танковые корпуса СС. Кстати, эти два таковых корпуса оставались в составе армии вплоть до конца войны. Помимо них в ее состав в разное время включались другие дивизии и различные боевые группы.

К началу операции «Пробуждение весны» 6-я танковая армия СС имела в своем составе 1 и 2-й танковые корпуса СС, 1-й кавалерийский корпус (3 и 4-я кавалерийские дивизии, переформированные в феврале 1945 года из 3 и 4-й кавбригад), а также 23-ю танковую и 44-ю народно-гренадерскую дивизии. Кроме того, в состав армейской группы Балька, действовавшей на левом фланге 6-й танковой армии СС, входили 1, 3-я танковые и 356-я пехотная дивизии вермахта.

Зенитный танк Flakpanzer IV «Wirbelwind» со счетверенной установкой 20-мм пушек Flak 38, подбитый в районе озера Балатон. Март 1945 года. Машина имеет двухцветный камуфляж, циммеритное покрытие корпуса и тактический номер 044 на башне: редкое явление для зенитных танков. В лобовом листе корпуса видна пробоина от 76-мм бронебойного снаряда (АСКМ).

Подбитый немецкий танк Pz.V Ausf.G. Район озера Балатон, март 1945 года. На лобовом листе корпуса видно обозначение 23-й танковой дивизии вермахта и советский трофейный номер 62. Машина имеет орудийную маску позднего типа, с так называемой «бородой» (АСКМ).

Танковые дивизии СС, участвовавшие в операции «Пробуждение весны», формировались по штату, утвержденному в 1944 году. Согласно нему, дивизия состояла из штаба, танкового, двух панцергренадерских и артиллерийского полков, дивизионов истребителей танков и зенитного, батальона связи, а также разведывательного, саперного, автотранспортного, интендантского, санитарного, запасного батальонов и ремонтного парка.

Танковый полк включал в себя штаб, штабную роту (3 «партеры», 5 Pz.IV и взвод 37-мм зенитных танков Flakpz.IV «M?belwagen» — 8 машин), два танковых батальона (один на Pz.IV, второй на «пантерах») и ремонтную роту (4 ремонтно-эвакуационных танка «Бергепантера»). Каждый танковый батальон состоял из штаба со штабной ротой (8 танков, 5 бронетранспортеров Sd.Kfz.251, зенитный взвод) и четырех линейных рот (по 22 танка в каждой). Таким образом, танковый полк полного штата насчитывал 208 танков, 10 бронетранспортеров и 4 «бергепантеры».

Панцергренадерские полки дивизии имели различную структуру. Первый состоял из штаба, штабной роты, двух панцергренадерских батальонов на автомобилях, саперной роты и батареи тяжелых самоходных пехотных орудий sIG 33 — 6 машин Sd.Kfz. 138/1 Grille на базе танка 38(t).

Второй полк был значительно сильнее и состоял из штаба со штабной ротой (9 бронетранспортеров Sd.Kfz.251) и двух панцергренадерских батальонов, из которых первый был на бронетранспортерах (88 Sd.Kfz.251, из них 12 Sd.Kfz.251/9 «Stummel» с 75-мм пушкой и 21 Sd.Kfz.251/17 с 20-мм пушкой), а второй на автомобилях. В состав последнего входила саперная рота на бронетранспортерах (14 БТР Sd.Kfz.251, из них один с 20-мм и 6 огнеметных Sd.Kfz.251/16) и батарея тяжелых самоходных пехотных орудий sIG 33 — 6 машин. Всего в двух панцергернадерских полках насчитывалось 111 бронетранспортеров различных модификаций, 44 миномета, 18 20-мм зенитных пушек, 30 огнеметов и 12 самоходных 150-мм орудий.

Артиллерийский полк состоял из и трех дивизионов: одного самоходного (6 150-мм САУ «Хуммель», 12 105-мм САУ «Веспе», 6 бронетранспортеров Sd.Kfz.251, 6 машин передовых артиллерийских наблюдателей Beobpz.III на базе танка Pz.III, 2 подвозчика боеприпасов на базе САУ «Веспе») и двух буксируемых (12 105-мм гаубиц leFH 18, 8 150-мм гаубиц sFH 18 и 4 105-мм пушки К. 18). Кроме того, в дивизионах имелись зенитные взводы 20-мм пушек.

Танковая дивизия имела в своем составе очень сильный разведывательный батальон, способный самостоятельно выполнять многие боевые задачи. Он включал в себя штаб со штабной ротой, четыре роты на бронетранспортерах и роту снабжения, всего 111 бронетранспортеров различных модификаций (55 Sd.Kfz.250,56 Sd.Kfz.251) и 16 бронеавтомобилей Sd.Kfz.234.

Дивизион истребителей танков имел смешанную структуру: в его состав входили как противотанковые пушки на мехтяге, так и штурмовые орудия, всего 21 штурмовое орудие StuG III, 1 бронетранспортер Sd.Kfz.251, 2 Bergepanzer.III и 12 75-мм противотанковых орудий РаК 40.

Зенитный дивизион включал в себя различные орудия — и 88-мм (12 штук), и 37-мм (9), и 20-мм (12).

Саперный батальон также имеем на вооружении бронетранспортеры — всего 33 Sd.Kfz.251 (в их числе несколько саперных Sd.Kfz.251/7), как впрочем и батальон связи (16 Sd.Kfz.251, среди которых были Sd.Kfz.251/3 (вариант с двумя радиостанциями) и Sd.Kfz.251/11 для прокладки кабельных линий.

Всего танковая дивизия полного штата должна была иметь более 19000 человек, 571 бронеединицу (208 танков, 49 штурмовых и самоходных орудий, 6 машин передовых артиллерийских наблюдателей, 6 ремонтно-эвакуационных танков, 2 подвозчика боеприпасов, 290 бронетранспортеров и 16 бронеавтомобилей), а также 156 орудий и минометов и 848 пулеметов. По аналогичному штату формировались и танковые дивизии вермахта, участвовавшие в операции «Пробуждение весны».

По своему составу немецкая танковая дивизия полного штата превосходила и танковый, и механизированный корпуса Красной Армии. Наличие в ее составе большого количества различных бронеединиц (танки, самоходки, бронетранспортеры, ЗСУ) позволяло выполнять самые разные боевые задачи. При этом немцами широко практиковалось использование боевых групп, в состав которых включались, наряду с танками, подразделения панцергренадеров, саперов и артиллерии, что позволяло более гибко осуществлять маневр на поле боя в меняющейся обстановке.

Pz.VI Ausf.B «K?nigstiger» из состава 509-го батальона тяжелых танков, уничтоженный огнем советской артиллерии. Район озера Балатон, март 1945 года. Судя по четному цвету, танк полностью сгорел (АСКМ).

Справедливости ради следует сказать, что в 1945 году ни одна танковая дивизия (как вермахта, так и СС) не была укомплектована техникой до полного штата. Это было связано как с большими потерями на фронтах, так и со снижающимся производством бронетехники на заводах рейха. Чтобы как-то выйти из создавшейся ситуации, еще осенью 1944 года принимается решение о включении в состав рот танковых полков вместо танков Pz.IV и «Пантера», которых не хватало, самоходок Pz.IV/70. Кроме того, предусматривалась возможность формирования батальонов с меньшим количеством танков в роте — по 17, 14 или даже 10 машин вместо 22. Но и эти меры не могли исправить ситуацию. Помимо танковых дивизий в операции «Пробуждение весны» участвовали и другие танковые части. Наиболее сильными из них (и по составу, и по количеству машин) были батальоны тяжелых танков сухопутных войск, вооруженные «королевскими тиграми». В боях на Балатоне в марте 1945 года участвовали 501-й батальон войск СС и 509-й батальон вермахта.

Истребитель танков Jagdpanther из состава 560-го тяжелого армейского дивизиона истребителей танков, захваченный частями Красной Армии в районе озера Балатон. Март 1945 года. Судя по отсутствию видимых повреждений, машина была брошена экипажем из-за поломки или отсутствия горючего (АСКМ).

По штату, утвержденному в ноябре 1944 года, батальон «тигров» включал в себя штаб со штабной ротой (3 танка), три линейных роты по 14 танков (три взвода по 4 танка и 2 танка штаба роты), зенитный взвод (8 зенитных Flak Pz.IV), роту снабжения и транспортную колонну (16 автомобилей и 3 полугусеничных тягача Sd.Kfz. 9). Всего в составе батальона насчитывалось 45 «тигров», 8 зенитных танков, 97 автомобилей и тягачей.

К 6 марта 1945 года в составе 509-го батальона числилось 35 исправных «королевских тигров», а в 501-м — 31, плюс еще 23 танка находилось в ремонте. Кроме того, в резерве находился батальон тяжелых танков «Фельдхернхалле» (33 исправных «королевских тигра»), а также рота «тигров I» (8 машин) в дивизии «Тотенкопф». Всего в операции «Пробуждение весны» участвовало не менее 65–70 «тигров».

Бои у озера Балатон стали одними из немногих на советско-германском фронте, в которых использовались тяжелые истребители танков «Ягдпантера», созданные на базе Pz.V «Пантера». Ими был вооружен 560-й тяжелый батальон истребителей танков, сформированный летом 1944 года. Правда, к марту 1945 года в его составе имелось всего 6 «ягдпантер» и 12 «тигров», из них 6 в ремонте.

Помимо танковых частей в составе немецких частей имелось большое количество штурмовых орудий и истребителей танков. Первые, помимо танковых и панцергренадерских дивизий, входили в состав бригад штурмовой артиллерии: 303-я бригада имелась в составе группы Балька, а 261-я — во 2-й танковой армии. По штату бригада состояла из штаба, трех батарей и транспортной роты, всего 45 (33 StuG 40 и 12 StuH 42) или 31 (22 StuG40 и 9 StuH 42). К началу операции «Пробуждение весны» 303-я бригада насчитывала около 30 штурмовых орудий, а 261-я — 25.

Оставленная экипажем из-за поломок 75-мм противотанковая самоходная установка «Marder II» (на базе танка Pz.II). Район озера Балатон, март 1945 года. Машина имеет трехцветный камуфляж и бортовой номер 114 (АСКМ).

Испытание прибора ночного видения «Beobachtungsgerat» 1251, смонтированного на командирской башенке танка Pz.V Ausf.G «Panther». 1944 год. «Пантеры» с такими приборами в небольших количествах использовались в боевых действиях у озера Балатон в январе и марте 1945 года (ИП).

Подразделения истребителей танков, помимо дивизионов в составе танковых дивизий, были представлены ротами истребителей танков в составе пехотных, гренадерских и народно-гренадерских дивизий. По утвержденному штату рота состояла из штаба, имевшего 2 машины, и трех взводов по 4 машины, всего 14 легких истребителей танков «Хетцер». К началу марта 1945 года сформировали 81 такую роту.

Кроме всех вышеперечисленных частей и соединений в составе армейской группы Балька имелись 219-й батальон штурмовых танков, имевший к 6 марта не менее 20 штурмовых танков «Brummb?r» (на базе танка Pz.IV), а также 351-я рота огнеметных танков, насчитывающая 7 огнеметных Pz.III (Flamm).

К началу 1945 года основным танком, состоявшим на вооружении немецких танковых частей, был Pz.V «Panther» — во время операции «Пробуждение весны» более половины танков в танковых полках составляли «пантеры». Кроме того, имелось довольно большое число истребителей танков Jagdpanzer IV/70, «Хетцер», а также штурмовых орудий. Во время мартовских боев у Балатона эти самоходки составляли до трети всех имевшихся танков и САУ.

Отдельной темой, заслуживающей внимания, является использование в боях на озере Балатон инфракрасных приборов ночного видения.

Работы по созданию таких устройств велись в Германии фирмой AFG еще с начала 1930-х годов. В 1939 году удалось создать первый вариант такого прибора для использования в войсках. Его испытания прошли на 37-мм пушке РаК 35/36, но их результаты не удовлетворили военных. Они потребовали, чтобы возможности ночного прицела были такими же, как и при стрельбе днем.

Осенью 1942 года начались испытания ночного прицела для 75-мм пушки РаК 40, завершившиеся в середине следующего года. Несмотря на то, что результаты были неплохие — стрельба могла вестись на дистанцию до 400 м — управление вооружений Германии тянуло с принятием прибора на вооружение. В начале 1944 года фирма AEG, не дожидаясь окончательного решения, изготовила 1000 комплектов ночных прицелов для РаК 40.

Толчком для активизации работ по инфракрасным приборам послужили боевые действия в Нормандии. Здесь господствовала авиация союзников, и зачастую передислокацию войск можно было вести только ночью. Поэтому осенью 1944 года приборы ночного видения стали поступать в армию.

Прибор состоял из инфракрасной фары и конвертера изображения. При этом фары могли быть разных диаметров (например, на РаК 40 или САУ «Мардер» — 30 сантиметров), но все они получили обозначение Uhu — филин. В зависимости от назначения, имелось несколько вариантов приборов: три типа для ночной стрельбы «Zielgerat» 1128, 1221 и 1222, столько же для ночного вождения «Fahrgerat» 1250, 1252 и 1253, и один для наблюдения «Beobachtungsgerat» 1251. Главным образом между собой эти приборы отличались размерами фар, конвертерами и могли устанавливаться на танки, САУ и автомобили.

Ремонтный танк Bergepanther (на базе Pz.V Ausf.А) и буксируемый им танк Pz.V Ausf.G «Panther», подорванные экипажами из-за отсутствия горючего. Район озера Балатон, март 1945 года (АСКМ).

Осенью 1944 года прошло испытание прибора ночного видения, установленного на танке «Пантера». При этом использовался вариант для наблюдения «Beobachtungsgerat» 1251, смонтированный на командирской башенке. Кроме того, в танке установили дополнительный преобразователь, аккумуляторы, обеспечивающие работу прибора в течение четырех часов. Данный комплект получил обозначение «Sperber» — ястреб-перепелятник. Несмотря на то, что он обеспечивал командиру танка видимость до 300 метров, вождение машины и, особенно стрельба, требовали большого мастерства и слаженности экипажа. Дело в том, что дорогу и цели ночью мог видеть только командир танка, который давал команды механику-водителю и наводчику. Для того, чтобы увеличить поле зрения ночью, спроектировали Uhu большего диаметра — 600 мм. Его установили на бронетранспортер Sd. Kfz. 251/21, который получил собственное имя «Falke» — сокол. С помощью этого прибора можно было «видеть» ночью на дистанцию до 600 метров. «Сокол» должен был действовать вместе с подразделениями «пантер», обнаруживать цель и сообщать о них по радио танковым экипажам.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/21 «Falke» с установленным на нем 600-мм инфракрасным прожектором Uhu. Такие машины использовались в подразделениях «пантер» для ведения ночных боев. Кроме того, на этом Sd.Kfz.251/21 установлен прибор для ночного вождения перед местом механика-водителя. Есть данные о том, что как минимум один такой бронетранспортер был отправлен в район озера Балатон весной 1945 года (ИП).

Точных данных о том, сколько танков с инфракрасными приборами участвовало в операции «Пробуждение весны» нет. Есть упоминания об отправке на фронт нескольких машин, включая один бронетранспортер Sd.Kfz.251/21 «Falke». Упоминается об использовании танков с такими приборами и советской стороной. В любом случае, вопрос боевого применения машин с инфракрасными приборами в боях на Балатоне в марте 1945 года требует дополнительного изучения.

Несколько слов о численности немецких ударных группировок. Естественно, наиболее мощной была 6-я танковая армия СС — к 5 марта она насчитывала более 125000 солдат и офицеров. Еще 45000 входило в состав армейской группы Балька. Таким образом, группировка, наступавшая между озерами Веленце и Балатон насчитывала более 170000 солдат и офицеров. Части 2-й танковой армии, наносившей удар южнее Балатона, имели до 50000 человек, примерно 40000 было в составе частей группы армий «Ф», которым предстояло форсировать Драву.

Теперь что касается количества танков. Согласно рапорту штаба группы армий «Юг» от 5 марта 1945 года (см. таблицу на стр. 190–191), 6-я танковая армия насчитывала 333 исправных танка и САУ (без учета «Веспе» и «Хуммель»). 184 танка и САУ было в армейской группе Балька (включая два батальона «тигров», но без учета 303-й бригады штурмовых орудий и 219-го батальона штурмовых танков). Таким образом, между озерами Веленце и Балатон к 6 марта было сосредоточено более 500 танков и САУ, это без учета резервов — 6-й танковой дивизии, а также машин, находящихся в ремонте.

По сведениям на 13 марта 1945 года (таблица на стр. 193), в составе только 6-й танковой армии числилось 583 боеспособных танка и САУ (то есть на 150 больше, чем на 5 марта), а еще почти 400 было в ремонте. Как видно, несмотря на неделю боев число боеспособных машин возросло почти на 50 %. Такие расхождения можно объяснить только одним — ремонтные службы 6-й танковой армии СС активно занимались восстановлением техники. Таким образом можно смело говорить о том, что в немецком наступлении между озерами Веленце и Балатон участвовало не менее 700–750 танков и самоходок.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *