Содержание

Пантера (танк) — Традиция

«Пантера» Ausf.G
Боевая масса, т44.8
Экипаж, чел.5
Размеры
Длина корпуса, мм6.87 m, 8.66 m с пушкой
Ширина корпуса, мм3420
Клиренс, мм560
Бронирование
Тип броникатаная низкой и средней твердости поверхностно закаленная
Лоб корпуса (верх), мм/град.82/55
Лоб корпуса (низ), мм/град.62/55
Борт корпуса (верх), мм/град.50/30
Борт корпуса (низ), мм/град.40/90
Корма корпуса (верх), мм/град.40/30
Корма корпуса (низ), мм/град.40/30
Днище, мм17-30
Крыша корпуса, мм17
Маска орудия, мм/град.100 (литая)
Вооружение
Калибр и марка пушки1x 7.5 cm KwK 42 L/70
Длина ствола, калибров70
Пулемёт(ы)2 х 7,92 MG 34
Боекомплект пулемёта(ов)
5,100
Подвижность
Тип двигателяV-образный 12-цилиндровый карбюраторный
Модель двигателя«Майбах» HL230P30
Мощность двигателя, л.с.700
Запас хода по шоссе, км250
Удельная мощность, л.с./т16
Тип подвескиторсионная; число опорных катков на борт:8 (4 внешних, 4 внутренних)
Скорость по шоссе, км/ч55

Panzerkampfwagen V Panther (сокр. PzKpfw V «Пантера») — немецкий тяжёлый танк периода Второй Мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941—1942 годах в значительной степени под влиянием конструкции и боевого применения советского среднего танка Т-34. По ранней немецкой классификации, где главным определяющим признаком был калибр вооружения боевой машины, «Пантера» считалась средним танком. В более поздней немецкой классификации по массе «Пантеру» перевели в класс тяжёлых танков. В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, в советских документах её именовали как

Т-5 или Т-V. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».

Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской Дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались Вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий (ТВД). По мнению многих экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй Мировой войны и одним из лучших в мире на тот момент времени. В то же время, танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались самоходно-артиллерийская установка (САУ) «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.

История создания[править]

Прототипы фирм MAN и Даймлер-Бенц

Работы по новому средему танку, идущему на замену PzKpfw III и PzKpfw IV, начались в 1938 году. Проект нового танка массой 20 тонн, над которым работали фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и MAN, получил индекс VK 20.01. Работа над новым танком шла достаточно медленными темпами, поскольку надёжные и проверенные в боях средние танки вполне удовлетворяли немецких военных. Тем не менее, к осени 1941 года конструкция шасси была в целом проработана[1]. Однако, к этому времени ситуация изменилась.

После начала войны с Советским Союзом, немецкие войска встретились с новыми советскими танками — Т-34 и КВ. Первоначально, советская техника не вызвала большого интереса у немецких военных, но к осени 1941 года немецкое наступление начало буксовать, а с фронта начали приходить сообщения о превосходстве новых советских танков, особенно Т-34. Для изучения советских танков немецкими военными и техническими специалистами была создана специальная комиссия, в которую входили ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техник, в частности, Порше и Книпкамп. Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего вынесли своё решение о необходимости реализации в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное расположение брони, ходовая часть с большими катками и широкие гусеницы.

[2] Работы над 20-тонным танком были прекращены, вместо этого 25 ноября 1941 года фирмам «Даймлер-Бенц» и MAN был выдан заказ на прототип 35-тонного танка с использованием всех этих конструктивных решений. Перспективный танк получил условное название «Пантера». Для определения наиболее подходящего для Вермахта прототипа также была образована «Пантеркомиссия» из ряда видных военных деятелей Третьего Рейха.

Весной 1942 года оба подрядчика представили свои прототипы. Опытная машина фирмы «Даймлер-Бенц» даже внешне сильно напоминала Т-34 — немецкие инженеры заимствовали полностью компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В своём стремлении быть похожими на «тридцатьчетвёрку» они предложили даже оснастить танк дизельным двигателем, хотя крайняя нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делало этот вариант бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонность к этому варианту, фирма «Даймлер-Бенц» даже получила заказ на 200 машин. Однако, в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано проекту-конкуренту фирмы MAN. Комиссия отметила ряд преимуществ проекта MAN, в частности, более удачную подвеску, бензиновый двигатель, лучшую маневренность, меньший вылет орудийного ствола. Также высказывались соображения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя и потерям от своего же огня. В итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано проекту-конкуренту фирмы MAN.

[2]

Прототип фирмы MAN был выдержан целиком в духе немецкой танкостроительной школы — переднее расположение трансмиссионного отделения и заднее — моторного, индивидуальная торсионная «шахматная» подвеска конструкции инженера Г. Книпкампа. В качестве основного вооружения на танк устанавливалась указанная фюрером 75-мм длинноствольная пушка производства фирмы «Рейнметалл» (Rheinmetall). Выбор относительно небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой возимый боезапас внутри танка. Интересно, что в проектах обоих фирм немецкие инженеры сразу же отказались от подвески типа Кристи у Т-34, сочтя её негодной и устаревшей конструкцией.

После выбора прототипа началась подготовка к быстрейшему запуску танка в серийное производство, которое началось в первой половине 1943 года.

Серийный выпуск Pz Kpfw V «Пантера» продолжался с января 1943 года по апрель 1945 включительно. Помимо фирмы-разработчика MAN «Пантеру» выпускали такие известные немецкие концерны и предприятия как «|Даймлер-Бенц», «Хеншель», «Демаг» и др. Всего в производстве «Пантеры» задействовалось 136 смежников, распределение поставщиков по узлам и агрегатам танка было следующим:

  • Бронекорпуса — 6
  • Двигатели — 2
  • Коробки перемены передач — 3
  • Гусеницы — 4
  • Башни — 5
  • Вооружение — 1
  • Оптика — 1
  • Стальное литьё — 14
  • Поковки — 15
  • Крепёж, прочие узлы и агрегаты — остальные предприятия.

Кооперация в производстве «Пантеры» была очень сложной и развитой. Поставки важнейших узлов и агрегатов танка дублировались, чтобы избежать перебоев в снабжении при различного рода нештатных ситуациях. Это оказалось очень полезным, поскольку местоположение участвующих в процессе производства «Пантеры» предприятий было известно командованию военно-воздушных сил союзников и практически все они испытали на себе довольно успешные бомбовые удары противника. Как следствие такого положения дел, руководство Министерства вооружений и боеприпасов Третьего Рейха было вынуждено эвакуировать часть производственного оборудования в небольшие города, менее привлекательные для массированных бомбовых ударов союзников. Также выпуск узлов и агрегатов «Пантеры» был организован в различного рода подземных укрытиях, ряд заказов был передан мелким предприятиям. Поэтому изначального плана по выпуску 600 «Пантер» в месяц ни разу достичь не удалось, максимум серийного выпуска пришёлся на июль 1944 года — тогда было заказчику сдано 400 машин. Всего было выпущено 5976 «Пантер», из них в 1943 году — 1768, в 1944 — 3749, в 1945—459. Таким образом, Pz Kpfw V стал вторым по численности танком Третьего Рейха, уступив по объёмам выпуска лишь Pz Kpfw IV

[3].

Описание конструкции[править]

Броневой корпус и башня[править]

Схема бронирования танка «Пантера»

Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм имела рациональный угол наклона в 57° относительно нормали к горизонтальной плоскости. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм устанавливалась под углом 53° к нормали. Полученные при обмере трофейной «Пантеры» на полигоне в Кубинке данные несколько отличались от вышеприведённых: ВЛД толщиной 85 мм имела наклон 55° к нормали, НЛД —­ 65 мм и 55° соответственно[4]. Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях 50 мм) наклонены к нормали под углом 42°, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён к нормали под углом 30°. В крыше корпуса над отделением управления имелись люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса имелись технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.

Башня «Пантеры» представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединенных «в шип». Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон к нормали 25°. В передней части башни в литой маске устанавливалось орудие. Толщина маски пушки 100 мм. Вращение башни производилось гидравлическим механизмом, осуществлявшим отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин. время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Также был предусмотрен ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360°. Башня танка неуравновешенна, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5° был невозможен. Толщина крыши башни составляла 17 мм, на модификации Ausf G её увеличили до 30 мм. На крыше башни устанавливалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами.[5]

Вооружение[править]

Основным вооружением танка являлась 75-мм танковая пушка KwK 42 производства фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Длина ствола орудия 70 калибров / 5250 мм без учёта дульного тормоза и 5535 мм вместе с ним. К основным конструктивным особенностям пушки относятся:

  • Полуавтоматический вертикальный клиновый затвор копирного типа;
  • Противооткатные устройства:
    • Гидравлический тормоз отката;
    • Гидропневматический накатник;
  • Подъёмный механизм секторного типа.

Стрельба из орудия была возможна только снарядами с электрозапальной втулкой, кнопка электроспуска размещалась на маховике подъёмного механизма. Башня была оборудована устройством продувки канала орудия после выстрела, которое состояло из компрессора и системы шлангов и клапанов. Воздух для продувки отсасывался из короба гильзоулавливателя.

Боекомплект (БК) пушки состоял из 79 выстрелов для модификаций А и D и 82 выстрелов для модификации G. В БК входили бронебойные снаряды Pzgr. 39/42 , подкалиберные снаряды Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr.

Боеприпасы танковой пушки KwK 42[6]
ТипОбозначениеМасса выстрела, кгМасса снаряда, кгДлина выстрела, ммНачальная скорость, м/с
Калиберные бронебойные снаряды
Бронебойный трассирующий остроголовый с защитным колпачком и баллистическим наконечникомPzgr. 39/4214,36,8893925
Подкалиберные бронебойные снаряды
Обтекаемой формыPzgr. 40/4211,554,758751120
Осколочно-фугасные снаряды
Осколочно-фугасныйSprgr.11,145,74929700

Следует отметить, что данные выстрелы подходили только для орудия KwK/StuK 42 с длиной ствола 70 калибров. Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в боевом отделении и отделении управления. Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания могло поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел бронирование, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на основных дистанциях боя. Американские танки М26 «Першинг» и мелкосерийные M4A3E2 «Шерман Джамбо» также имели броню, способную защитить их в лобовой проекции от снарядов КwК 42. Более подробно о сравнительной характеристике орудия «Пантеры» см. раздел Оценка проекта. Ниже приведена таблица бронепробиваемости орудия КwK 42.[6]

Таблица бронепробиваемости для 75 мм танковой пушки KwK 42
Бронебойный трассирующий остроголовый с защитным колпачком и баллистическим наконечником Pzgr 39/42
Дальность, мПри угле встречи 60°, мм
100138
500124
1000111
150099
200088
Подкалиберный снаряд Pzgr 40/42
Дальность, мПри угле встречи 60°, мм
100194
500174
1000150
1500127
2000106
Приведённые данные относятся к немецкой методике измерения пробивной способности. Следует помнить, что показатели бронепробиваемости могут заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG34, второй (курсовой) пулемёт размещался в лобовом листе корпуса в бугельной установке (в лобовом листе корпуса имелась вертикальная щель для пулемёта, закрываемая броневой заслонкой) на модификации D и в шаровой установке на модификациях А и G. Командирские башенки танков модификаций А и G были приспособлены для установки зенитного пулемёта МG34 или МG42. Общий боекомплект патронов для пулемётов составлял 4800 патронов у танков Ausf G и 5100 для «Пантер» Ausf A и D.

В качестве средства обороны от пехоты танки модификаций А и G оснащались «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat), мортиркой калибра 56 мм. Мортирка располагалась в правой задней части крыши башни, в боекомплект входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты.

«Пантеры» модификации D оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12, на танки модификаций А и G ставился более простой монокулярный прицел TZF-12А, представлявший собой правую трубу прицела TZF-12. Бинокулярный прицел имел кратность 2,5х и поле зрения 30°, монокулярный — переменную кратность 2,5х или 5х и поле зрения 30° или 15° соответственно. При изменении угла возвышения орудия, отклонялась только объективная часть прицела, окулярная оставалась неподвижной; благодаря этому достигалось удобство работы с прицелом на всех углах возвышения орудия.

Двигатель и трансмиссия[править]

На первых 250 танках устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель «Майбах» (Maybach) HL210P30 объёмом 21 л. С мая 1943 года его сменил «Майбах» HL230P30. На новом моторе были увеличены диаметры поршней, рабочий объём двигателя возрос до 23 л. По сравнению с моделью HL210P30, где блок цилиндров был алюминиевым, эта деталь у HL230P30 изготавливалась из чугуна, из-за чего масса двигателя возросла на 350 кг. HL230P30 развивал мощность 700 л.с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость танка с новым двигателем не увеличилась, но запас тяги вырос, что позволило более уверенно преодолевать бездорожье.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона, карданной передачи, коробки переключения передач (КПП) АК 7-200, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. КПП и механизм поворота выполнялись в виде единого агрегата, что уменьшало количество центровочных работ при сборке танка, но демонтаж габаритного узла в полевых условиях был трудоёмкой операцией.

Ходовая часть[править]

Ходовая часть танка с «шахматным» расположением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с иными техническими решениями. С другой стороны, такая конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Так, для замены одного катка из внутреннего ряда требовалось демонтировать от трети до половины внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески использовались двойные торсионы, передняя и задняя пара катков снабжалась гидравлическими амортизаторами. Ведущие катки — передние, со съёмными венцами, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153мм, ширина 660 мм.

  • V1 и V2 (сентябрь 1942) опытные модели (нем. Versuch — опыт), практически ни чем не отличающиеся друг от друга.
Башня «Пантеры» Ausf a(D1)
  • Модификация а (D1) (нем. Ausführung a (D1))

Первые «Пантеры», выпущенные в январе 1943 г. с двигателем HL210P45 и коробкой передач ZF7, имели обозначение Ausf а (не путать с А). Орудие KwK 42 оснащалось однокамерным дульным тормозом, на правой стороне башни располагался выступ-прилив под основание командирской башенки. В феврале 1943 года эти машины получили индекс Ausf D1.

Башня «Пантеры» Ausf D2
  • Модификация D2 (нем. Ausführung D2)

Запущенные в валовое производство «Пантеры» получили индекс Ausf D2. На пушке был установлен более эффективный двухкамерный дульный тормоз, что позволило сместить командира ближе к орудию и убрать прилив командирской башенки. На танке монтировались двигатель HL230P30 и КПП «Майбах» АК 7-200. Курсовой пулемёт размещался в лобовом листе корпуса в бугельной установке. Танки Ausf D2 оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12. Боекомплект пушки и пулемётов состоял из 79 выстрелов и 5100 патронов соответственно.

Башня «Пантеры» Ausf A
  • Модификация А (нем. Ausführung А)

С осени 1943 года начался выпуск модификации Ausf A. На танке устанавливалась новая башня (такая же ставилась и на поздние машины модификации Ausf D2). В новой башне был упразднён лючок для выброса стреляных гильз и амбразуры для стрельбы из пистолетов. Танки этой модификации оснащались более простым монокулярным прицелом TZF-12А, а также командирской башенкой, унифицированной с танком «Тигр». Изменения коснулись и корпуса: малоэффективную бугельную установку курсового пулемёта заменили на более традиционную шаровую. Несколько «Пантер» Ausf А были в опытном порядке оборудованы инфракрасными приборами ночного видения.

Башня «Пантеры» Ausf G
  • Модификация G (нем. Ausführung G)

В марте 1944 года в серию пошла самая массовая модификация танка «Пантера». Версия Ausf G имела более простой и технологичный корпус, из лобового листа была удалена люк-пробка механика-водителя, угол наклона бортов уменьшен до 30° к нормали, а их толщина доведена до 50 мм. На поздних машинах этой модификации была изменена форма маски орудия для предотвращения рикошетов снарядов в крышу корпуса. Боекомплект пушки увеличен до 82 выстрелов.

«Пантера» Ausf. G Башня «Пантеры» Ausf F
  • Модификация F (нем. Ausführung F)

С осени 1944 года планировалось начать производство новой модификации танка Ausf F. Данная модификация отличалась более мощным бронированием корпуса (лоб 120 мм, борта 60 мм), а также новой конструкцией башни. Разработанная фирмой «Даймлер-Бенц» башня SchmallTurm 605 (Тесная башня) имела несколько меньшие размеры по сравнению со стандартной, что позволило усилить лобовое бронирование до 120 мм при угле наклона 20° к нормали. Борта новой башни имели толщину 60 мм и угол наклона 25°, толщина маски пушки достигала 150 мм.

До конца войны не появилось ни одного законченного прототипа, хотя были произведены 8 корпусов и 2 башни.

  • Модификация Пантера — II (нем. Panther 2)

Принимая на вооружение осенью 1943 года танк «Тигр-B», министерство вооружений и боеприпасов выдало задание на разработку нового танка «Пантера-II», с условием максимальной унификации по узлам этих двух машин. Разработка нового танка была поручена КБ «Хеншель и сыновья». Новая «Пантера» представляла собой как-бы облегченный Тигр-B с уменьшенной толщиной брони, оснащенный башней SchmallTurm. Основное вооружение — 88-мм танковая пушка KwK-43/2 с длинной ствола 70 калибров. Главной проблемой стало отсутствие подходящего двигателя для потяжелевшей машины, были проработаны варианты установки двигателей MAN/Argus LD 220 мощностью 750 л.с., Maybach HL 234 мощностью 850 л.с. и других, однако работы завершены не были. В конце 1944 года управлением вооружений был выдан заказ на изготовление двух «Пантер-II», однако успели изготовить только один корпус, на который, для испытаний, была установленна башня от «Пантеры» Ausf G. Но испытания проведенны не были, и данный танк был захвачен американскими войсками. Корпус этого танка хранится в музее кавалерии и танковых войск Паттона — в Форт-Нокс.

  • Модификация Командирский танк Пантера (нем. Panzerbefehlswagen Panther (Sd.Kfz 267, 267))

С лета 1943 года, на базе «Пантер» модификаций D, началось производство командирских танков, отличавшихся от линейных машин установкой дополнительных радиостанций и уменьшенным боекомплектом. Производилось два варианта танков: Sd.Kfz 267 с радиостанциями Fu 5 и Fu 7, для связи в звене «рота-батальон», и Sd.Kfz 268, с радиостанциями Fu 5 и Fu 8, обеспечивающими связь на уровне «батальон-дивизия». Дополнительные радиостанции Fu 7 и Fu 8 размещались в корпусе, а штатная Fu 5 в правой части башни машины. Внешне танки отличались от линейных наличем двух дополнительных антен, одной штыревой и еще одной, с характерной «метелкой» наверху. Дальность связи для Fu 7 достигала 12 км. при работе телефоном и 16 км. при работе телеграфом, Fu 8 могла работать на 80 км. в режиме телеграфа.[7]

Машины на базе «Пантеры»[править]

Серийные[править]

Ягдпантера (SdKfz 173)[править]

Основная статья Ягдпантера

После дебюта тяжёлого истребителя танков «Фердинанд» на Курской Дуге руководство Министерства Вооружений Третьего Рейха выдало заказ на разработку аналогичной по вооружению боевой машины на более технологичном и мобильном шасси. Наилучшим вариантом стало использование базы «Пантеры» для установки на неё бронированной рубки с длинноствольной 88-мм пушкой StuK43 L/71. Получившаяся САУ — истребитель танков получила название «Ягдпантера» и стала одной из лучших машин мира в своём классе.

Bergepanther (SdKfz 179)[править]

Для эвакуации с поля боя подбитых боевых машин под огневым воздействием противника на базе «Пантеры» была разработана специализированная бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Bergepanther. Вместо башни с вооружением на шасси «Пантеры» устанавливались открытая платформа, крановая стрела и лебёдка. Первые образцы вооружались 20-мм автоматической пушкой, последующие — 7,92-мм пулемётом MG34. Экипаж помимо командира и механика-водителя включал до десяти ремонтников. Bergepanther часто называется лучшей БРЭМ Второй Мировой войны.

Прототипы и проекты[править]

Panzerbeobahtungswagenpanther V (SdKfz 172)[править]

Panzerbeobahtungswagenpanther V — танк передовых артелерийских наблюдателей. На машине отсутствовала пушка, вместо неё в невращающейся башне устанавливался деревянный макет. Вооружение состояло из установленного в маске пулемета MG34. Танк оснащался перископом командира кругового вращения TSR 1, широкоугольного перископа TSR 2, который мог подниматься на высоту до 430 мм над башней, двух танковых перископов TBF 2, и горизонтально-базового стереоскопического дальномера. Экипаж состоял из командира, наблюдателя, водителя и радиста. По одним источникам был построен единственный экземпляр, по другим серия из 41-ой машины.[7][8]

Проекты САУ на базе «Пантеры»[править]

Шасси «Пантеры» предполагалось использовать для целого ряда машин, несущих различное артилерийское вооружение, однако все они остались лишь на бумаге, ниже перечислены некоторые из проектов:

  • Проект самоходной 105-мм гаубицы на шасси танка VK 3002 фирмы MAN , рабочее название Grille 15;
  • Проект САУ, вооруженной 128-мм противотанковой пушкой Pak-80/L-55 — Grille 12;
  • Проект САУ, вооруженной 150-мм тяжёлой полевой гаубицей sFH 18/4 фирмы «Рейнметал»- Gerrat 811;
  • Проект САУ, вооруженной 150-мм тяжёлой полевой гаубицей sFH 43 фирмы «Рейнметал» — Gerrat 5-1530;
  • Проект САУ, вооруженной 128-мм пушкой К-43 фирмы «Рейнметал» — Gerrat5-1213;
  • Проект самоходной бронированной установки для запуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 105-мм фирмы «Шкода» — 10,5-cm. Skoda Panzerwerwer 44.[9][10]
Проекты ЗСУ на базе «Пантеры»[править]

С осени 1942 года началась проработка проектов зенитных самоходных установок (ЗСУ) на базе нового танка, первым проектом стала зенитная самоходная установка на шасси «Пантеры», вооруженная 88-мм зенитной пушкой Flak 18 (позднее и Flak 40). Однако проект был отклоненн в пользу ЗСУ вооруженных скорострельными мелкокалиберными автоматическими пушками. 7-го декабря Альберт Шпеер отдал приказ о разработке ЗСУ на базе «Пантеры», вооруженных 37-мм и 50-55-мм автоматическими пушками. Разработкой проектов занимались фирмы «Крупп» и «Рейнметал», в январе-феврале 1944 года был разработан проект башни вооруженный двумя 37-мм автоматическими пушками Flak 44. Новая ЗСУ должна была называться Flakpanzer «Coelian» (Зенитный танк «Коэлиан», лат. «Небесный»). Деревянный макет башни был установлен на ремонтное шасси танка «Пантера» D2 осенью 1944 года, однако организовать серийной производство столь сложной машины в 1945 году не удалось. Также были прекращены работы и по проекту ЗСУ «SuperCoelian», вооруженной 55-мм зенитными автоматами.[9][11]

Организационно-штатная структура[править]

Высшее руководство Вермахта и Министерства Вооружений предполагало, что танки «Пантера» должны были заменить собой PzKpfw III и PzKpfw IV и стать основным танком Панцерваффе. Однако возможности производства не могли удовлетворить потребности танковых войск, танк оказался сложным в производстве, цена его оказалась также выше планируемой. Поэтому было принято компромиссное решение: перевооружить на «Пантеры» только один батальон каждого танкового полка, одновременно наращивая производство PzKpfw IV. В состав батальона по штату входили:

  • 8 штабных танков (3 во взводе связи и 5 в разведывательном взводе)
  • 4 роты по 22 «Пантеры» (в роте 2 командирских танка и 4 взвода по 5 линейных машин). В дальнейшем численность рот несколько раз сокращалась сначала до 17 машин, потом до 14, и к весне 1945 года в ротах насчитывалось по 10 танков (штаты танковых рот вермахта K.St.N. 1177 Ausf.A, K.St.N. 1177 Ausf.B и K.St.N. 1177а).[12]
  • взвод ПВО, вооружённый зенитными танками Möbelwagen, Wirbelwind или Ostwind
  • сапёрный взвод
  • техническая рота.

Всего батальон по штату должен был иметь 96 танков, но на практике организация частей редко соотвествовала штатной, в армейских частях батальон насчитывал 51-54 «Пантеры», в войсках SS их было несколько больше — 61-64 танка.[13]

Боевое применение[править]

Курская битва[править]

Первыми частями, получившими новые танки, стали 51-й и 52-й танковые батальоны. В мае 1943 года они получили по 96 «Пантер» и другую положенную по штату технику, месяцем позже оба батальона вошли в состав 39-го танкового полка. Всего в полку насчитывалось 200 машин — по 96 в каждом батальоне и ещё 8 танков штаба полка. Командиром 39-го танкового полка был назначен майор Лаухерт. Перед началом операции «Цитадель» была сформирована 10-я танковая бригада, куда вошли 39-й танковый полк и танковый полк панцергренадерской дивизии «Великая Германия». Командиром бригады был назначен полковник Деккер. Бригада была оперативно подчинена дивизии «Великая Германия».[14]

5 июля 1943 года немецкие части перешли в наступление на широком фронте под Курском. 39-й танковый полк атаковал позиции советских войск в районе села Черкасское и, несмотря на упорное сопротивление частей 67-й и 71-й стрелковых дивизий, а также контратаку 245-го отдельного танкового полка, к вечеру занял село. При этом за первый день боев потери составили 18 «Пантер». 6 июля танки 10-й танковой бригады вместе с частями дивизии «Великая Германия» атаковали в направлении Луханино, но были остановлены частями 3-го механизированного корпуса, потери составили 37 «Пантер». На следующий день наступление продолжилось и, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, части 10-й танковой бригады заняли село Гремучее, весь день отбивая атаки советских танков и пехоты. К исходу дня в строю осталось всего 20 боеспособных танков.[15]

В последующие дни боев ударная мощь 39-го полка значительно снизилась; на вечер 11 июля боеспособными были 39 танков, 31 машина была потерянно безвозвратно и 131 танк требовал ремонта. 12 июля 39-й полк был выведен из боя для приведения в порядок материальной части. Новая атака 10-й бригады состоялась 14 июля, часть вновь понесла потери и к вечеру имела боеспособными 1 PzKpfw III, 23 PzKpfw IV и 20 «Пантер». Несмотря на хорошую работу ремонтных служб (в день возвращалось в строй до 25 машин), потери 39-го полка были значительные и к 18 июля 51-й батальон имел в строю 31 танк и 32 требовали ремонта, в 52-м батальоне было 28 боеспособных машин и 40 «Пантер» нуждалось в ремонте. На следующий день 51-й танковый батальон передал оставшиеся танки 52-му и отбыл под Брянск за новыми танками, имея на счету (по немецким данным) 150 подбитых и уничтоженных советских танков, безвозвратно потеряв в боевых действиях 32 «Пантеры».[16] В дальнейшем батальон был включен в состав танкового полка дивизии «Великая Германия».

52-й батальон в течении 19-21 июля был переправлен под Брянск, продолжил воевать уже в составе 52-го армейского корпуса, а потом был включён в состав 19-й танковой дивизии. В последующих боях батальон понёс большие потери и последние «Пантеры» потерял в боях за Харьков[17].

Первый опыт боевого применения танков «Пантера» выявил как достоинства, так и недостатки танка. В числе достоинств нового танка немецкие танкисты отмечали надёжную защиту лба корпуса (на тот момент бывшую неуязвимой для всех танковых и противотанковых советских орудий), мощную пушку, позволявшую поражать все советские танки и САУ в лоб и хорошие прицельные приспособления. Однако защита остальных проекций танка была уязвима к огню 76-мм и 45-мм танковых и противотанковых орудий на основных дистанция боя, также было зафиксировано несколько случаев пробития лобовой проекции башни 45-мм подкалиберными и 76-мм калиберными бронебойными снарядами. Ниже приведена таблица повреждений танков «Пантера» осмотренных комиссией НИ БТ с 20-го по 28-е июля 1943 года на участке прорыва советского фронта немецкими войсками вдоль шоссе Белгород-Обоянь.

Применение «Пантер» на Восточном фронте в 1944-1945 годах[править]

Как уже отмечалось выше, после провала немецкого наступления на Курской Дуге, оставшиеся «Пантеры» собрали в составе 52-го танкового батальона, который в августе 1943 года был переименован в I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. 51-ый танковый батальон был доукомплектован в Германии и остался в составе дивизии «Великая Германия». До ноября 1943 года на Восточный фронт прибыло ещё 3 батальона, укомплектованных новыми танками[19]:

  • I. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 2, входивший в состав дивизии SS «Das Reich» («Дас Рейх») — 71 «Пантера»
  • II. Abteilung/Panzer-Regiment 23 — 96 «Пантер»
  • I. Abteilung/Panzer-Regiment 2 — 71 «Пантера».

В ходе осенних боев опять отмечалось большое число технических неполадок в двигателе и трансмиссии танка; вновь орудие KwK42 и лобовая бронезащита удостоились комплиментов немецких танкистов.

В ноябре 1943 года 60 танков было отправлено под Ленинград, где они были переданы в состав 9-й и 10-й авиаполевых дивизий (Luftfelddivisionen). Танки были врыты в землю и использовались в качестве долговременных огневых точек, 10 наиболее боеспособных машин остались на ходу как подвижный резерв. В этом же месяце на Восточный фронт прибыло ещё два танковых батальона, оснащённых «Пантерами». В декабре все танки на ходу передали в состав 3 танкового корпуса.[20]

Всего за 1943 год на Восточный фронт был отправлен 841 танк «Пантера». По состоянию на 31 декабря 1943 года в боеспособном состоянии осталось 80 машин, ещё 137 танков нуждались в ремонте, а 624 «Пантеры» было потеряно. В дальнейшем число «Пантер» на Восточном фронте постоянно возрастало и к лету 1944 года число боеспособных танков достигло максимума — 522 машины.

Однако в ходе масштабного летнего наступления советских войск, Германия снова понесла тяжёлые потери в бронетехнике и для пополнения танковых войск было сформировано 14 танковых бригад, в каждой из которых имелось по батальону «Пантер». Но только 7 из этих бригад попали на Восточный фронт, остальные были направлены в Нормандию, для отражения начавшегося наступления союзных войск.[21].

Всего с 1 декабря 1943 года по ноябрь 1944 года, на Восточном фронте было потеряно 2116 «Пантер». Последним эпизодом массового применения немцами танков стал контрудар в Венгрии, в районе озера Балатон. Впоследствии оснащённые танками «Пантера» части Вермахта и войск SS принимали участие в обороне Берлина и боях в Чехии.

Пантеры в Италии[

traditio.wiki

Тяжелый танк Pz.Kpfw.V «Пантера» (Sd.Kfz.171)  (Германия) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики тяжелого танка Pz.Kpfw.V «Пантера»

Страна:Германия
Тип:Тяжелый танк
Дата выпуска:1943 год
Длинна:6,88 м
Ширина:3,4 м
Высота:2,98 м
Броня, лоб:60 мм
Броня, борт:40 мм
Броня, башня:40 мм
Экипаж:5 человек
Двигатель:Maybach HL 230 P 30, 700 л.с.
Дальность хода:177 км
Максимальная скорость:46 км/ч (по дороге), 24 км/ч (по дороге)
Масса:43 т
Вооружение:1х 75-мм KwK 42 L/70 (81 снаряд), 2× 7,92-мм MG 34 (4200 патронов)

Уже с самого начала войны, немецкая стратегия блицкрига начала трещать по швам, и не в последнюю очередь от того, что немецкие танки по всем параметрам уступали советским. Вермахт спохватился поздно, и только 25 ноября 1941 года Адольф Гитлер приказал компаниям Daimler-Benz и MAN разработать новый танк, способный бороться со средними и тяжелыми танками СССР.

Первым, в марте 1942 года, свой прототип VK3002 (прототип которого VK3001, в свою очередь, был практически полной копией советского Т-34) представил Daimler-Benz. VK3002 также унаследовал много характерных черт советского танка, однако был полностью собственной разработкой. MAN закончил свой прототип VK3002 в начале февраля 1942 года. Его конструкция также напоминала Т-34 даже внешне, в том числе смещенной вперед башней.

14 мая 1942 года, после окончания испытаний, Гитлер приказал запустить в серию VK3002 фирмы MAN, под обозначением Pz V «Пантера». Прототип Daimler-Benz был признан недоработанным технически и… трудно отличимым от Т-34 в боевых условиях. Любопытно, что свой вариант «Пантеры» разрабатывала и фирма «Шкода», под индексом Panzerkampfwagen T-25. Эта машина также была не принята к производству и также подозрительно напоминала все тот же Т-34.

Предполагалось, что основным вооружением танка будет 75-мм орудие KwK 42 L/100, но оно ещё не было готово к производству, и на Pz V установили более короткие 75-мм орудия KwK 42 L/70. Технически, «Пантера» все ещё была схожей с  Т-34 (широкие гусеницы, наклонное расположение броневых плит и т.п.), однако, это был совсем другой танк, похожий скорее в силу похожего предназначения, а не копирования.

Чертеж тяжелого танка Pz.Kpfw.V «Пантера»

В конце 1942 года была заказана малая (нулевая) серия из 20 машин. Все они были легкобронированные и вооружённые ранними версиями 75-мм орудия KwK 42 L/70, установленными в башне с командирским куполом. Силовой установкой служил бензиновый двигатель Maybach HL 210 P 45.

В декабре 1942 года появилась улучшенная версия Ausf D, а в феврале 1943 года 20 Ausf A были переименованы в Ausf D1, которые использовались исключительно как испытательные и тренировочные машины.

К 12 мая 1943 года, в ходе приготовлений к операции «Цитадель», было изготовлено 250 тяжелых танков Pz V «Пантера» Ausf D. Ещё 750 машин должны были быть завершены в скором времени. На этой машине была установлена более толстая броня и 75-мм орудия KwK 42 L/70. 250 первых машин серии Ausf. D оснащались двигателями Maybach HL 210 P 30.

Pz V «Пантера» Ausf D, впервые приняли участие в боях в июле 1943 года, в составе 52-го и 53-го танковых полков. Из-за технических проблем многие «Пантеры» сломались ещё до начала боев. К 10 августа 1943 года из 250 тяжелых танков, в боевом состоянии осталось всего 43 машины, и позже они были переделаны в истребители танков Panzerbefehlswagen (Sd.Kfz.267).

На 600 более поздних Pz V «Пантера» Ausf. D (Ausf. D2) установили более мощные двигатели HL 230 P 30, ставившиеся на все последующие танки. В августе 1943 года была создана новая версия танка — Ausf.A. Несмотря на довольно неплохие боевые качества, «пантера» была скорее классическим «охотником за танками» и мало годилась на роль «универсальной» машины, по типу Pz VI «Тигр». Вдобавок, слабым место танка была боковая броня, легко поражаемая советскими танками.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.V «Пантера»

Всего, с 1943 по 1945 год компаниями MAN и MNH, параллельно с Daimler-Benz, Henschel и Demag было выпущено 5976 тяжелых танков Pz V «Пантера».

Кроме Германии танки этого типа должны были получить Венгрия, Япония и Италия, однако до Японии пробный экземпляр «не доехал», а Италия к моменту начала производства уже вышла из войны. Уже в послевоенное время «Пантерами» комплектовались танковые части французской армии, а также Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Немецкий танк Пантера II — Альтернативная История

Итак, коллеги, представляю ещё одну статью, посвящённую малоизвестной броне­танковой технике Третьего Рейха. Статья набрана в различных западных источ­никах и переведена при помощи автопереводчика Гугл.

Безусловно, почти все из вас знают о знаменитом немецком танке Пантера. Некоторые историки бронетанковой техники считают его даже лучшим танком Второй Мировой Войны. Но в Германии разрабатывалось и следующее поколение этой машины – Пантера II, и даже Пантера III.

В конце 1942, немецкие конструкторы начали разработку более мощной версии танка Пантера под недавно разработанное шасси. В январе 1943 года Адольф Гитлер согласился на дальнейшие работы по обновлению Пантеры с повышением броневой защиты, прежде всего для нужд Восточного фронта. Этот проект был назван Panther (2) II, и его разработка шла параллельно с разработкой Тигра II. В феврале 1943 года было принято решение о том, что Пантера II по конструкции будет напоминать Тигр II и обе машины будут унифицированы в таких элементах, как: гусеницы, трансмиссия, подвеска и ходовая. Обе конструкции имеют общие компоненты, необходимые, чтобы стандартизировать производство. Габаритные размеры Пантеры II были весьма сходны с размерами Panther Ausf G. Новая машина внешне была очень похожа на Panther Ausf G, но достаточно глубоко модернизирована в таких компонентах, как приборы наблюдения и двигательная установка. Ее броневая защита была значительно увеличена по сравнению с предыдущими Пантерами. Борта защищала 60-мм броня, толщина лобовой брони возросла до 100 мм. Panther II проектировалась под последнюю 75-мм пушку KWK 42 L/100 или даже под 88-мм KWK 43 L/71 (без маски). Устанавливалось вооружение в недавно разработанную башню – Schmalturm (дизайн Rheinmetall в 1944 году и была изготовлена на Daimler-Benz).

Schmalturm – башня для Panzerkampfwagen V Panther Ausf F

Panther II с башней Schmalturm выглядела несколько иначе, чем Panther Ausf F. Броня башни значительно увеличилась по сравнению с другими Panther. Лоб был 120–125 мм, маска пушки была 150 мм, по бокам 60 мм и сзади броня была 30 мм толщиной. У башни Schmalturm имеются специальные кронштейны для инфракрасных устройств и телескопического дальномера. Все эти изменения увеличили вес Panther II до 47 тонн. Panther II должна была быть укомплектована новым двигателем Maybach HL234 с общей мощностью 900 л.с. и 8-ступенчатой гидравлической трансмиссией.

Считалось, что у Panther II будет расход топлива такой же, как у Panther Ausf G. Неизвестно, какие ещё изменения могли быть приняты, если бы Panther II дошла до испытаний.

Panther II с башней от Panther Ausf G

В марте 1943 года было запланировано, что производство первой серии начнется в конце 1943 или начале 1944 года, и что к весне 1944 года начнётся полномасштабное производство Panther II.

20 мая 1943 года Rheinmetall предложил специальную ПВО-башню для Panther II, в которой были установлены четыре 20-мм пушки MG 151/20, но она так никогда и не достигла стадии прототипа.

Panther II в танковом музее в Форт Нокс

В начале 1944, MAN (Maschinenfabrik Аугсбург-Нюрнберг) получил разрешение на производство двух прототипов, но реально начал их производить только в начале 1945 года, и без новой башни Schmalturm. 4 мая 1944 года стало ясно, что немецкая промышленность не в состоянии начать производство Panther II, и от этого проекта отказались в пользу дальнейшего развития Panther Ausf G/F. 3 июня 1944 года всем компаниям, которые должны были производить Panther II, было приказано сосредоточиться на производстве обычных Panther.

Разработка башни так и не была завершена, для испытаний прототип Panther II был оснащен новой башней от Ausf G (построен в марте-апреле 1945 года), вооруженной 75-мм пушкой KWK 42 L/70; также в ней был установлен прицел ночного видения и телескопических дальномер. Вполне возможно, что она была использована и в боевых действиях, но правда нет никаких записей об этом, хотя есть доказательства, что Пантера II с башней от Пантеры Ausf G была захвачена американцами.

ТТХ:

Вес: 47 000 kg
Экипаж: 5 человек
Двигатель: Maybach HL 230 P 30 / 12-цилиндровый / 700 л.с.
Скорость: по шоссе: 55 км/ч
по пересечённой местности: 30-40 км/ч
Дальность хода: шоссе: 240 км
пересечённая местность: 146 км
Емкость топливных баков: 700 литров
Длина: 6.60 м
Ширина: 3.40 м
Высота: 2.90 м
Вооружение: 88-мм пушка KWK 43 L/71
(1×7.92mm MG34 — корпус)
(1×7.92mm MG34 — спаренный)
Боеприпасы: для 88-мм пушки – 80 снарядов
Броня: 16–150 мм

alternathistory.com

Пантера (танк) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Panzerkampfwagen.
Пантера
Боевая масса, т 44,8
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
Разработчик MAN
Производитель MAN, Daimler-Benz, MNH, Henschel-Werke, Demag
Годы производства 1942—1945
Годы эксплуатации 1943—1947
Количество выпущенных, шт. 5995
Основные операторы Германия Германия
Длина корпуса, мм 6870
Длина с пушкой вперёд, мм 8660
Ширина, мм 3270
Высота, мм 2995
Клиренс, мм 560
Тип брони стальная катаная гомогенная средней твёрдости. По германским спецификациям в толщинах от 16 до 100 мм
Лоб корпуса (верх), мм/град. 80/55°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 60/55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 50/30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 40/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 40/30°
Корма корпуса (низ), мм/град. 40/30°
Днище, мм 17—30
Крыша корпуса, мм 17
Лоб башни, мм/град. 110/10°[1]
Маска орудия, мм/град. 110 (литая)
Борт башни, мм/град. 45/25°
Корма башни, мм/град. 45/25°
Калибр и марка пушки 7,5 cm KwK 42
Длина ствола, калибров 70
Боекомплект пушки 81
Пулемёты 2 × 7,9 mm M.G.42 или M.G.34
Тип двигателя V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с. 700
Скорость по шоссе, км/ч 55
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 15,6
Тип подвески торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
 Медиафайлы на Викискладе

«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Panther») — немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941—1942 годах как ответ на появление на

ru-wiki.ru

Танк «Пантера», лучший танк Вермахта

Немцы начали войну с СССР, когда у Вермахта еще не было на вооружении средне-тяжелого танка «Пантера». Производство этой боевой машины было развернуто в Германии только к концу 1941 года. Выпускался танк «Пантера» массовой серией, на заводах Круппа в 1942-43 году. Всего было выпущено около 6 тысяч единиц. Как только производство «Пантеры» вышло на запланированный уровень, эти танки стали появляться на всех европейских фронтах. В 1943 года в битве на курской дуге участвовали двести танков «Пантера», не считая эвакуационных и командирских машин.

Осенью 1941 года немцы поняли, насколько для них опасен танк Т-34 Советской Армии, они забили тревогу и приостановили выпуск танка, массово сходившего с конвейера. В течение четырех месяцев «Пантеру» усовершенствовали и таким образом был разработан практически новый 35-тонный танк с тем же именем. Его и запустили в серию. Танк «Пантера» создавался в противовес танку Т-34. Немецкие конструкторы кое в чем даже скопировали советский Т-34, моторный отсек и главные линии трансмиссии. Но сходство на этом заканчивалось. К тому же немецкие танки работали на бензине, а советские на дизельном топливе.В полном боевом снаряжении танк «Пантера» весил 45 тонн, это была слишком тяжелая машина, но уменьшать ее вес можно было только за счет брони, а на это не решились. Всем бронелистам башни придали наклон, для лучшего отражения снарядов прямого попадания. Длина танка составила 6860 мм, ширина 3280 мм, высота 2990 и расстояние от земли до корпуса, то есть клиренс – 565 мм. Пушка была почти двухметровой длины. Боекомплект орудия состоял из 81 бронебойного снаряда, что позволяло вести достаточно продолжительный бой. Кроме пушки танк «Пантера» был вооружен двумя пулеметами.Силовая установка танка состояла из 12-ти цилиндрового 700-сильного бензинового двигателя, с которым «Пантера» шла по шоссе со скоростью около шестидесяти км/час. Защита машины была скомпонована из фасонной катаной брони с поверхностной закалкой. Корпус танка состоял из брони 40 мм, а лобовая часть была толщиной 60 мм. Башня в бортах несла броню сечением 45 мм, а лоб башни и маска орудия – 110 мм. Ходовая часть Пантеры выдерживала вес, и маневренность машины была на достаточно хорошем уровне. Однако экипажу из 5 человек приходилось мириться с теснотой в боевом отсеке.В начале 1943 года Вермахтом было принято решение модернизировать «Пантеру» с учетом условий Восточного фронта. Появился танк «Пантера 2», переработка коснулась в основном защиты башни, для которой была значительно усилена броня. Лобовая броня стала толщиной 125 мм, а пушечная маска получила броню толщиной 150 мм. «Пантера 2» стала весить 47 тонн. Увеличение веса компенсировали новой силовой установкой, на танк установили двигатель Майбах мощностью 900 л.с. и восьмиступенчатую трансмиссию с гидравликой.Заменили и орудие, была установлена 88 мм КВК, более скорострельная и обладающая высокой бронебойной силой. Также машину оснастили приборами ночного видения и телескопическим дальномером. Компания Рейнметалл предложила установить на танк систему ПВО с зенитным обеспечением. Но на этом этапе разработка нового танка «Пантера 2» остановилась по причине сложной обстановки для немецкого командования на всех фронтах. Хотя немецкий танк «Пантера» в его первоначальном виде продолжали выпускать вплоть до окончания войны.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *