Содержание

Редкая модификация знаменитой Т-34 стала «истребителем танков»


Средний советский танк Т–34 по праву считается одним из лучших танков Второй мировой войны в целом и в своем классе в частности. В работе над «тридцатьчетверкой» конструкторам удалось добиться оптимального соотношения боевых, эксплуатационных и технологических характеристик. Танк имел мощное бронирование за счет рациональных углов наклона, неплохое вооружение, был надежен и прост в эксплуатации, очень дешев в производстве. В начале войны Т–34–76 был лучше любого немецкого танка, а в конце Второй мировой модернизированный Т–34–85 при определенных условиях мог потягаться с тяжелыми «Тиграми» и средними «Пантерами».

Т–34 стоит на большинстве постаментов в честь освобождения советских городов от немецкой оккупации, встречается во многих фото– и кинохрониках. Информация о серийных танках есть в каждой энциклопедии, в каждом источнике по бронетехнике СССР. Но у самого распространенного советского танка была и редкая, интересная модификация, которая должна была стать «истребителем танков». Сведения о ней встречаются только в специальной литературе и архивах. Почему бы не восполнить этот пробел и не рассказать подробнее о боевых машинах спецназначения?

Т–34–57

КРОМЕ массовых модификаций Т–34 с 76 и 85 мм орудием, существовала небольшая серия «истребителей танков» с пушкой калибра 57 мм. Разработка их началась еще до войны. Уже в 1940 году нарком обороны С.К.Тимошенко представил ЦК ВКП (б) и СНК СССР докладную записку о недостаточной мощности 45 мм орудия для новых танков КВ и Т–34. Для вооружения новейших образцов техники — одних из са

мых мощных танков в мире на тот момент — предлагалось разработать новые орудия 55 — 60 мм. Разработку экспериментального танкового орудия поручили конструкторскому бюро под руководством В.Г.Грабина, который в тогда «доводил» 57 мм противотанковую пушку. Работы по изготовлению орудия продвигались медленно, так как завод, при котором действовало КБ, занимался налаживанием массового производства 76 мм танкового орудия для Т–34. 

Полевые испытания новой артсистемы были проведены только весной 1941–го. Обкатка орудия показала исключительную мощность по пробитию брони, но крайне низкое фугасное действие. Также были отмечены низкая живучесть ствола и недостаточная кучность стрельбы. Затем разработка приостановилась — на тот момент для грабинского «слонобоя» просто не было достойных мишеней. Мощное орудие пробивало бы навылет большую часть танков вероятного противника — Германии, и обеспечивало уверенное поражение остальных. Ведь на тот момент толщина лобовой брони лучшего немецкого танка Pz–IV составляла 30 — 40 мм, в то время как конструкторы ориентировались на то, что немецкие танки будут иметь толщину в 60 — 80 мм. Опытные стрельбы  показали, что ЗИС–4 пробивает 82–миллиметровый бронелист под углом 90 градусов даже с дистанции в полтора километра. Прицельная стрельба была возможна на 2.000 метров. Для такого орудия — исключительно высокие показатели!

Выпуск Т–34–57 планировали начать летом 41–го. Однако война внесла в планы свои коррективы и потребовала напряжения всех сил советской промышленности. Подавляющая часть противотанковой артиллерии была потеряна в первые два месяца боев, и для ее восполнения срочно требовались новые орудия. Кроме противотанковых пушек, были необходимы танки, которые могли за счет маневренности более успешно бороться с бронетехникой противника. В июле 57 мм танковые орудия были доработаны и под названием ЗИС–4 запущены в производство. Всего завод № 92 в течение 1941 года успел выпустить 133 орудия ЗИС–4. 

Ими и стали оснащать танки–истребители Т–34–57. Устанавливалось орудие в ту же штатную башню, что и 76 мм орудие, под ту же т.н. маску. В декабре производство остановили ввиду недостатка боеприпасов и производственных трудностей. Монтаж орудия производился на заводе–изготовителе танков Т–34 — Харьковском паровозостроительном заводе и Сталинградском тракторном заводе, которые успели выпустить соответственно 21 и 20 танков Т–34–57. После этого о специальных «противотанковых» танках забыли, сосредоточившись на выпуске универсального массового Т–34–76. 


Уникальный рейд

ТОЧНОЙ информации о количестве выпущенных «противотанковых» танков пока обнаружить не удалось. Немного известно и об их боевом применении. Так в начале октября 1941–го 10 этих уникальных танков были включены в состав 21–й танковой бригады, которая вскоре нанесла фланговый удар по немецкой группировке в направлении Калинина во время Московской оборонительной операции. Фактически бригада незамеченной просочилась через линию фронта, где стала наносить чувствительные удары по коммуникациям и войскам, не готовым к внезапному появлению в своем тылу такого крупного танкового соединения. Среди успешных применений «спецтанков» можно упомянуть об одиночном рейде Т–34–57 под командованием старшего политрука Гмыря. Его машина, действовавшая в отрыве от основных войск, вышла во фланг колонне немецкой техники, двигавшейся по Волоколамскому шоссе. Частым огнем в упор и гусеницами «тридцатьчетверка» проутюжила два–три километра шоссе и скрылась с места боя. На близлежащем аэродроме экипаж танка расстрелял немецкий бомбардировщик. После этого танк был подбит ударами артиллерии и авиации. Из четырех человек экипажа удалось пробиться к своим только двоим.

А вот как описывалось начало боевых действий танковой бригады в документальном очерке С.Флигельмана «Всем смертям назло»:

«Темной осенней ночью через густые перелески танкисты почти вплотную подошли к Волоколамскому шоссе. На Калинин двигались вражеские войска: танки, бронетранспортеры, тягачи с орудиями, автомашины с боеприпасами, цистерны с горючим. …В воздух взвились три красные ракеты — сигнал к наступлению. Танки лавиной вырвались на шоссе и рванулись вперед. Они шли вслед за вражеской колонной. Немцы не обращали на них внимания: то ли не замечали, то ли принимали за своих. Лукин приказал не открывать огня, чтобы как можно ближе подойти к городу, ворваться в него, как говорят, на плечах противника. В селе Пушкино танкисты разгромили немецкий штаб и устремились дальше, круша, поливая огнем бронетранспортеры с пехотой, автофургоны, орудия…

Удар ошеломил врага. Водители резко тормозили, чтобы свернуть в сторону, задние машины наезжали на передние, а танкисты настигали бегущих в панике фашистов, в упор расстреливали немецкие танки и стремительно уходили все дальше и дальше.

— Скорость, ребята, скорость! — слышался в шлемофонах голос комбата Агибалова.

Но вот над зажатой стеной леса дорогой, по которой мчались танки, появились «юнкерсы». Бомбовый удар пришелся по центру колонны. Загорелись машины, в воздух поднялись столбы черного дыма…

В деревне Трояново, что в шестнадцати километрах от Калинина, на берегу маленькой речки Каменки, наших танкистов встретил плотный артиллерийский огонь. «Тридцатьчетверки» отстреливались, маневрировали, но на подмогу гитлеровцам прилетели пикирующие бомбардировщики. Над речкой поднимались высокие дымы. Одна из наших машин была подбита у самого моста. Это был танк командира полка Героя Советского Союза М.А.Лукина. Он вел огонь, уже потеряв способность двигаться: стреляла пушка, строчил пулемет. Танк замолк, когда кончились боеприпасы…»

Оба Героя Советского Союза — командир полка майор Лукин и командир батальона капитан Агибалов воевали и погибли на Т–34–57.

В ожесточенных осенних боях все 57–мм «тридцатьчетверки» 21–й танковой бригады были потеряны.


Мощность или надежность?

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ применения Т–34–57 в боях было дока, зано, что для этого орудия на поле боя нет соответствующих целей — слишком тонкие у немцев танки. Во многих случаях наш снаряд пробивал вражескую машину насквозь, не нанося серьезных повреждений.

Однако уже через год с небольшим о мощном 57 мм орудии пришлось вспомнить вновь — германская промышленность стала выпускать танки, с которыми 76 мм калибр уже не справлялся. Средний танк Pz–V «Пантера», и тяжелый танк Pz–VI «Тигр», ряд самоходных орудий были главной ставкой гитлеровских планов в Курской битве. К этому времени толь, ко противотанковая пушка ЗИС–2 и танковая ЗИС–4 могли поражать новую немецкую бронетехнику. Орудие перерабо, тали и опять запустили в производство под индексом ЗИС–4 М. При использовании зарядов повышенной мощности уда, лось достичь параметров немецкого 88 мм орудия. 96 мм бро, ня пробивалась под прямым углом с дистанции в километр. Однако за мощность пришлось платить надежностью. Уже после нескольких выстрелов ствол ЗИС–4М раздувало, он мог разорваться. Именно поэтому боеприпасы усиленной мощности из войск изъяли.

В течение 1943 года было выпущено 172 танковых орудия ЗИС–4М, однако смонтировано на танки их было совсем мало. Несколько Т–34–57 проходили фронтовые испытания в составе «особой танковой роты 100», однако встретиться в бою с немецкими «зверями» им не удалось, поскольку соеди, нение находилось в резерве.

В серию «танки–истребители» так и не пошли — осенью 1943–го приоритет был отдан 85 мм калибру, который вскоре и пошел в массовое производство на Т–34–85. Однако неко, торое количество 57 мм танков, по–видимому, про, должало сражаться, поскольку в 1944–м завод № 92 еще производил танковые пушки ЗИС–4М для замены исчерпавших свой ресурс.


Все гениальное — просто

РАЗМЫШЛЯЯ над судьбой «истребителя танков» Т–34–57, можно беспристрастно оценить его сильные и слабые стороны. Действительно, в 1941 году этот танк мог бороться с любой вражеской техникой, иногда его мощность была даже слишком велика. Однако танк оказался чересчур специализированным — в силу слишком слабого фугасного эффекта снарядов не мог бороться ни с пехотой, ни с огневыми точками. А Красной Армии были нужны не только прекрасные противотанковые машины, но и танки–универсалы, которые могли бы одинаково успешно бороться и с бронетехникой, и с пехотой противника. И массовый серийный Т–34–76 в первый год войны прекрасно справлялся с такой задачей. Его броня отлично защищала от вражеской артиллерии. Немцы в 41–м даже прозвали свои основные противотанковые орудия «колотушками» — ими можно было только постучать по советской броне. Т–34 гитлеровцам приходилось заманивать на дистанцию выстрела 88 мм зенитного орудия.

Но уже в 1942–м у нашей основной «ходовой лошадки» появился достойный противник — танк Pz–VI «Тигр». Его толстую лобовую броню советское 76 мм орудие уже не брало. Единственным шансом в танковом сражении было ударить в борт или корму вражеской машины. Однако часто, прежде чем «тридцатьчетверки» успевали зайти в тыл «Тигру», тот сжигал 2 — 3 наших экипажа. Конечно, будь на Т–34 не относительно короткоствольные 76 мм орудия, а 57 мм с высокой начальной скоростью снаряда, обладающего хорошей бронепробивной способностью, то гореть бы на поле боя больше «Тиграм», нежели советским танкам.

Если же анализировать историю создания и применения Т–34–57 с философской точки зрения, то можно заметить, что его судьба была тесно связана с менталитетом армии и характером использования живой силы и техники. Глобальная стратегия Красной Армии во многом строилась на массовом использовании боевой силы — простого, дешевого, надежного оружия и слабообученного, но стойкого и мужественного личного состава. А применение любых сил и средств специального назначения требует особого умения и обученности бойцов и командиров. Специальные «противотанковые» танки могли бы стать страшной силой для вражеской бронетехники, но только в случае правильного и точного использования. Как тончайший хирургический инструмент, Т–34–57 были подготовлены и созданы для решения одной задачи — уничтожения бронетехники. Однако ими бы вряд ли сумели грамотно и точно распорядиться.

Таким образом, специалисты, осуществлявшие прием на вооружение бронетехники в тех тяжелых условиях, сделали правильный выбор, остановившись не на танке спецназначения, а на «универсале». А вот немцы, пошедшие по пути многочисленных модификаций и модернизаций, так и не сумели наладить по–настоящему массовое производство танков, во многом именно из–за того, что конструкция постоянно менялась. Хотя бронированный «зоопарк наци» и становился все более совершенным, изменения затрудняли увеличение производства. «Тридцатьчетверки» же претерпевали лишь незначительные изменения, направленные в основном на то, чтобы сделать производство еще более простым и технологичным. Рационализаторские предложения по упрощению изготовления танков позволяли сэкономить все больше средств, времени и материалов, и в конечном итоге дать фронту больше боевых машин. Да, в наших танках было некомфортно, но зато их выпустили очень много. К тому же «тридцатьчетверки», как и солдаты Красной Армии, прославились надежностью и неприхотливостью. На том и стояли, потому и победили.

Сергей ЛОПАРЕВ, научный сотрудник отдела фондов Белорусского 

государственного музея истории Великой Отечественной войны 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

Мерные модификации танка т 34

В ноябре 1940 года появились сразу два официальных доку­мента (постановление .V» 428 КО и указ № 268 НКСМ), предписы­вающих провести модификацию танка т34. Работы по модернизации т34 как грозного оружия Красной Армии разделили на три этапа в зависимости от их трудностей. (см. фото )

 

Мерные модификации танка т34 — грозного оружия Красной армии Второй мировой войны
 

На 1-м этапе предполагалось провести несложные измене­ния, которые не приводили к серьезным изменениям в конст­рукции танка. Прежде всего, в рамках этого этапа планирова­лось оснастить танк новыми гусеницами, так как старые, пред­ставлявшие собой развитие гусениц танка БТ. явно не подходи­ли для потяжелевшей машины. Кроме того, было решено уве­личить боекомплект, запас хода, а также поправить некоторые другие внутренние детали танка. Был разработан танк А-41, который в серию не пошел, но конструкцию серийного Т-34 доработали в соответствии со стандартом А-41.

2-й этап предполагал разработку новой модификации танка, более функциональной и эргономичной. Этот проект получил обо­значение А-43.

На З-.м этапе планировалось создание новых танков, которым присвоили обозначения Т-44 и Т-34Т. Первый из них представлял собой принципиально новую машину, а второй базировался на про­екте А-43 и имел ряд новых агрегатов, в частности, планетарную рулевую систему.

Важнейшая задача I -го этапа заключалась в установке на танк новой пушки. Выбор пал на КБ В.Г. Грабина при Заводе № 92. которое в 1939 году спроектировало для танка КВ-1 пушку Ф-32, представлявшую собой аналог пушки JI-11. Однако новая пушка не должна была иметь ничего общего с Л-11. ее было решено со­здать на базе пехотного оружия.

Работы над новой пушкой для Т-34 начались в июне 1940 года. Официальное распоряжение Наркомата средней промышленности о начале работ над пушкой датировано 2 июня. Конструкторы раз­работали свои требования к новому оружию, которые были объявле­ны на совещании, состоявшемся 13 июня. В реферате (славные были времена, когда министр обороны мог позволить себе писать(см. фото )

Т-34 с пушкой JI-11 и сварной башней ипо.зыуется немцами как дорожный указатель.

Потерявший ход Т-34 с пушкой Л-11 и сварной башней на поле боя под Ро- жаиами. Тяжелые бои шли здесь в начале июля 1941 г. С советской стороны в боях участвова.1 6-й механизированный корпус.

 

рефераты!) С. Тимошенко, посвященном этой проблеме, сказано, что новую пушку для Т-34 предполагалось создать на базе дивизионной пушки Ф-22 ка­либра 76,2 мм. Пушка имела ствол длиной 41.6 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки массой 6.30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на рассто­янии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69 и 61 мм. С новым оружием масса машины возросла до 26.5 тонн. Уже 14 июня определялось, что пушка должна быть готова для заводских испытаний к 1 сентября. В сроки удалось уложиться с трудом, испытания начались лишь 15 сентября. После завершения заводских испытаний Ф-34 установили на танке БТ-7 и 1 октября начали проб­ные стрельбы, которые продолжались до 20 числа. Еще через неделю пушку отправили на государственные испытания, которые завершились к 17 декабря.

 

(см. фото )II

Тем временем КО принял решение начать выпуск пушки с 1 янва­ря 1941 гола. На вооружение пушку приняли только в июне 1941 гола, когда из частей пришли положительные отзывы о новом оружее. На заводе первые 82 пушки были сданы в феврале, а в марте предприятие вышло на заданный уровень в 300 оружий в месяц. Ф-34 являлась хорошей пушкой, в конструкции которой было воплощено множество новых решений. Кроме тою, по своей конструкции пушка заметно отличалась от западноевропейских аналогов. Правда, возможности пушки часто нивелировались низким качеством боеприпасов. Обычно первые «тридцатьчет­верки» с пушками Ф-34 называют Т-34 образца 1941 года. Офи­циально такого наименования не существовало.

 

Одновременно предпринимались попытки поставить в башню танка какую-нибудь другую пушку, предназначенную для борьбы с танками противника. 11дея вооружить Т-34 противотанковой пуш­кой появилась в июне, одновременно с предложением поставить Ф-34 вместо J1-I1. Впервые эта мысль прозвучала на заседании ЦК ВКП(б) и СНК 13 июня, но к тому времени уже имелось реше­ние вооружить Т-34 пушкой Ф-34. Тем не менее, обсуждение воп­роса продолжалось. 1 (мевшаяся на вооружении Красной Армии 45- мм пушка являлась уже устаревшей. К тому времени КБ Грабина разработало длинноствольную 57-мм пушку ЗИС-2. Начальная скорость снаряда этой пушки составляла 1 ООО м/с, что позволяло уверенно пробивать 70-мм броню на дистанции 1000 м. Выло ре-(см. фото )

 

 

 

 

шено установить ЗИС-2 на Т-34. ‘Згою сделать не удалось, так как во второй половине 1940 года Завод № 92 был перегружен работами над Ф-34. Поэтому первый прототип ЗИС-2 начали собирать лишь в сентябре 1940 года, а закончили к декабрю. Пушку сразу направили на заводские испытания, которые завершились к марту 1941 года. Затем орудие установили в башню Т-34 и передали на государственные испытания в АНИОП в Софрино. Военные отметили два недостатка орудия: низкий ресурс ствола из-за перегрева и слишком боль­шой откат. Пушку вернули Грабину с поручением устранить отмеченные недостатки. Повторный цикл испы­таний начался в июле 1941 года.

Новые испытания, продолжавшиеся с 6 по 18 июля, закончились успешно. Пушка получила рекомендацию к серийному производству. К тому времени в необходимости мошной противотанковой пушки никто не сомне­вался. Но выяснилось, что ЗИС-2 дорога в производстве (в основном из-за длинного ствола). Кроме того, введение нового калибра напрягало и без того перегруженную службу снабжения РККА. |

Жизнь сама скорректировала все решения. В августе 1941 года выпуск ЗПС-4 (так называлась танко­вый вариант пушки) начался, но уже в сентябре его приостановили, а с 1 декабря полностью свернули. За это время удалось выпустить 133 орудия. Какую-то часть из них удалось поставить на Т-34. Первая партия новых пушек прибыла на ХПЗ уже в середине сентября, когда начиналась эвакуация Завода № 183. Еще 20 пушек получил Сталинградский Тракторный.

 

 

Первые Т-34-57 поступили в части в конце сентября — начале октября. В бою эти машины применялись вплоть до весны 1942 года. На практике их использовали в качестве истребителей тан­ков. поддерживающих

действия стандартных «тридцатьчетверок». Со временем эти танки или были потеряны, или прошли перевоо­ружение, получив стандартную Ф-34.

Ф-34 и ЗИС-4 создавались под новую башню. То, что башню Т-34 следовало заменить, не вызывало сомнения. Работы над баш­ней также разделили на три этапа.

На 1-м этапе планировалось доработать уже имевшуюся башню.

На 2-м этапе планировалось радикачыю изменить конструкцию башни (кстати, отсюда происходит шестиугольная башня Т-34).

На 3-м этапе планировалось создать совершенно новую баш­ню с увеличенным на 200 мм диаметром погона.

Поскольку проводить серьезные изменения не было возмож­ности. пушку Ф-34 просто поставили в старую башню, на чем 1-й этап и завершился. Работы в рамках 2-го этапа спутала на­чавшаяся война.(см. фото )

 

Простым образом решили и вопрос с запасом хода. На бортах танка установили прямоугольные навссиыс баки объемом по 33 л. Всего танк получал от четырех до восьми танки баков общим объе­мом 130-265 л. Это увеличивало запас хода машины на 30-60%.(см. фото )

 

 

В дальнейшем предполагалось со­здать на базе танка Т-34 радикальную мо­дификацию Т-34М (А-43). Идея замены Т-34 появилась уже в марте 1940 года, а в апреле того же года начались работы в этом направлении. К январю 1941 года мощности Завода № 183 несколько осво­бодились, появилась возможность делать что-то в металле. Однако сроки поджи­мали. а объем работ был огромен. Поэто­му конструкторы решили использовать уже имевшиеся узлы. Например, пуш­ка Ф-34 перешла практически без из­менений. но для нее была разработана новая башня. Чертежи будущего танка и его деревянная модель были проде­монстрированы в январе 1941 года на заседании ГКО. Два первых прототипа следовало подготовить в марте, а вско­ре предполагалось развернуть и серий­ное производство.

Если Т-34 вынашивался три года, то работы над Т-34М велись стремительно, их планировалось завершить за полгода. В работе над новой «тридцатьчетверкой» помогло знакомство конструкторов с за­купленными в Германии танками PzKpfw III. Также был обобщен опыт создания и эксплуатации танка Т-34.

Один из полученных в 1940 году тан­ков PzKpfw III передали на ХПЗ. Там его полностью разобрали, изучив конструк­цию машины. Основным достоинством PzKpfw III было его удобство для экипа­жа. И дело даже не в мягкой обивке си­дений, которую некоторые предвзятые авторы приводят чуть ли не в качестве главного аргумента. Немецкий танк был оборудован эффективной радиостанцией.

а башня с диаметром погона даже меньшим, чем у Т-34. позволяла легко разместиться трем членам экипажа, благодаря чему командир танка был полностью освобожден от обслуживания пушки и мог це­ликом сконцентрироваться на своих основных обязанностях.

В ноябре 1940 года был обобщен опыт эксплуатации первых трех Т-34. собранных к 5 сентября 1940 года. Испытания начались 25 октября и проводились в Кубинке. Результаты испытаний оказались провальными. Танк признали негодным к службе на фронте из-за многочисленных недо­статков. Единственным упомянутым в рапорте достоинством ганка быта возможность веста прицельный огонь из пушки. Опять зазвучали готоса противников танка. Некоторые доходили до требования заменить на сбо-

рочных линиях Т-34 на легкий Т-50 или даже на БТ-7! Некоторые предлагали ограничиться тем, что вмссю неудачной пушки Л-11 установить на танке проверенную 45-мм пушку.

Все надежды теперь возлагались на А-43, что только ускоряло работу над танком. Чтобы быстрее завершить работу, часть удачных узлов была скопирована с KB и P/Kpfw III. Глядя на модель А-43, можно отчетливо различить эти узлы. Например, подвеска, несомненно, была позаимствована у КВ. Опорные катки Т-34М также походили на катки КВ. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размешенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже при­меняли на танках KB и Т-50. была более компактной и эффективной.

Конструкцию лобовой брони корпуса несколько изменили. Главную бронеплиту расположи­ли чуть вертикальнее (52 гр вместо 60 гр), а нижнюю ее часть составили из двух плит, располо­женных под углом 37 ip и 57 гр. При этом радиостанцию перенесли в корпус из башни, благода­ря чему антенну вывели через борт корпуса.

Переработали и двигательное отделение танка. Конструктор, ведший проект. — И.С. Бер — решил поставить на танк дизель В-5 мощностью 600 л.с. Двигатель разместили поперек двига­тельного отделения, что позволило уменьшить длину корпуса, а также увеличить объем боевого отделения. Двигатель агрсгатировался с

новой восьмискоростной (плюс две задние скорости) коробкой передач, представлявшей собой аналог КПП с PzKpfw III.

В Мариуполе для танка разработати совершенно новую башню конструкции B.C. Никиченко. Крыша башни имела небольшой уклон вперед, в ее задней части находилась командирская башенка.(см. фото )

 

 

В бортах башни сохранились смотровые щели, а литая маска пушки походила на ту, что появилась на серийных Т-34 летом 1942 года. До­стоинством башни стало увеличение диаметра погона до 1600 мм. что, в свою очередь, стало возможным благодаря более широкому корпусу танка. Причем корпус в передней части был уже, затем расширялся, достигая максимума в районе башни, а затем снова сужался. Подоб­ное решение позволяло сэкономить на массе машины.

Танк имел все шансы на признание военных. После решения всех формальностей танк получил рекомендацию в серию. К 10 августа следовало представить два первых прототипа. Этот срок был вполне реальным, гак как на Заводе № 183 уже имелся хоро­ший задел в этом направлении. Уже до 17 апреля в Харькове со­брали три корпуса, а в Мариуполе к началу мая подготовили пять башен. Мариупольцы сумели быстро подготовиться к серийному производству и произвели 50 башен для Т-34М.(см. фото )

 

После нападения Германии на Советский Союз стало не до совершенствования танка. Да и выпуск его был невозможен из-за того, что дизель В-5 еще не был пущен в серию. В итоге планы выпуска танков на 1941 год. принятые 5 мая 1941 года, пришлось пересмотреть. А планы предусматривали выпуск до конца 1941 года(см. фото )

 

 

2800 танков Т-34. в том числе 500 Т-34М. С мая 1941 года новый танк уже рассматривался в двух вариантах: А-43 и А-43Б. Танк «Б» отличался от простого А-43 более толстой броней, достигавшей 60 мм. При этом масса ганка увеличивалась на 3.5 тонн, а максимальная ско­рость уменьшалась на 5 км/ч.

Однако развитие проекта А-43 этим не ограничивалось. Еще в апреле 1941 года Уп­равление АБТВ выдало техзадание на танк, по сути, на А-43, но с увеличенной толщиной крыши и днища с 16-20 до 30 мм. Так предполагалось создать 27,5-тонный танк Т-60. который после усиления лобовой и бортовой брони мог потолстеть и до 31 тонны. Еще раньше, в феврале 1941 года, на Заводе № 183 разработали очередные ТТТ также на базе А-43. Танк получил рабочее название Т-34Т. Танк предполагалось оснастить рулевым уп­равлением планетарного типа, разработанным в конце 1940 года в ВАММ коллективом под руководством А.А. Благонравова.

Это уже было начало 3-го этапа развития танка, который уже почти никак не относился к первоначальному Т-34. поэтому выходит за рамки нашего повествования.(см. фото )

 

Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, кон­структоры В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (тол- шина брони до 52 мм), вместо прежней башни, которую сваривали из про­катанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проше. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и. начиная с этого времени, новые башни устанав­ливались на танки наряду со сварными.

 

www.xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Танк Великой Победы (модификации Т-34-85)

История распорядилась так, что одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне — под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким. К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь наших пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34 и особенно в части его вооружения.

В конце августа на заводе №112 состоялось совещание, на которое прибыли < нарком танковой промышленности В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружения. В своем выступлении В.А.Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500—600 м. «Образно выражаясь, — сказал нарком, — противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить на Т-34 более мощную пушку».

На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.

Еще 15 апреля ГКО в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков издал постановление №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр».

Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебой-но-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.

ГКО 5 мая 1943 года принял постановление № 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.

Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода №9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Эта пушка удачно подошла к тяжелым танкам КВ-85 и ИС-85, а в варианте Д-5С — к самоходке СУ-85.

Однако, для установки ее в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А.А.Мо-лоштановым и М.А.Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали!) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.

Установка пушки Д-5Т в новой башне должна была решить все проблемы, но… Прекрасные массо-габаритные характеристики этого орудия решались за счет большой сложности конструкции. Кроме того, особенностью Д-5Т было расположение тормоза отката и накатника над стволом, подобно немецкой штурмовой пушке Stuk 40, но в отличие от последней — за основной башенной броней. Для лучшего уравновешивания ее цапфы сдвинули вперед, а казенная часть, наоборот, оказалась довольно сильно отодвинутой к кормовому листу башни. Это практически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Даже при движении на малой скорости натренированные заряжающие по нескольку раз ударяли головной частью снаряда в казенную часть орудия. В результате пушку Д-5Т на вооружение танка Т-34 не приняли, а сразу по окончании ее испытаний — в октябре 1943 года — отдали приказ ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) о разработке специальной 85-мм пушки для танка Т-34. Серийное производство нового орудия предполагалось начать на заводе № 92 с 1 марта 1944 года, а до тех пор в качестве временной меры заводу «Красное Сормово» разрешалось устанавливать в башню своей конструкции пушку Д-5Т.

При этом заводу предлагалось обеспечить выпуск танка в следующих количествах: в январе 1944 года — 25 шт., феврале —75 шт., марте — 150 шт., а с апреля полностью перейти на производство Т-34-85 вместо Т-34.

Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от машин более позднего выпуска по внешнему виду и внутреннему устройству. Башня была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. На башне имелась сильно смещенная вперед командирская башенка с двухстворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой опоре. В крышке находился смотровой перископический прибор МК-4 кругового обзора. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливались телескопический шарнирный прицел TLU-15 и панорама ПТК-5. В обоих бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками триплекс и бойницы для стрельбы иэ личного оружия. Радиостанция размещалась в корпусе, а ввод ее антенны — на правом борту, так же как у танка Т-34 с 76-мм пушкой. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели.

Танки с пушкой Д-5Т несколько различались между собой в зависимости от времени выпуска. Например, первые серийные машины имели один башенный вентилятор, а последующие — два. Танки последних выпусков имели приборы наблюдения только МК-4 и более позднюю командирскую башенку. Радиостанция размещалась в башне, но в корпусах этих танков еще сохранялся антенный ввод на правом бортовом листе или его заглушённое отверстие.

Следует отметить, что рассмотренная модификация в статистической отчетности как Т-34-85, по-видимому, не фигурирует. Во всяком случае, на нынешний день в литературе есть существенные расхождения в оценках количества выпущенных машин. В западных изданиях цифры колеблются в диапазоне 500—700 танков. На самом деле значительно меньше! С января по апрель 1944 года заводские цехи покинули 255 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, в том числе пять командирских машин с радиостанцией РСБ-Ф.

Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для Т-34 в октябре — ноябре 1943года ЦАКБ и завод № 92 изготовили три опытных образца новых орудий. ЦАКБ представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шаба-ров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, В.А.Тюрин и А.М.Вол-геаский), а артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-1 (ЛБ-85) конструкции А.И.Савина.

В ходе испытаний, продолжавшихся до конца 1943 года, предпочтение было отдано С-53, которая 1 января 1944 года была принята на вооружение танка Т-34, причем как со штатным (1420 мм), так и расширенным погонами. Пушка С-53 выгодно отличалась от аналогов простотой конструкции и надежностью. Тормоз отката и накатник располагались под основанием затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казенником и задней стенкой башни. Кроме того, стоимость орудия оказалась ниже, чем даже у 76-мм пушки Ф-34, не говоря уже о Д-5Т.

Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944года.

Начиная с февраля к постепенному переходу на выпуск танков с пушкой С-53 приступил завод № 112 «Красное Сормово». При этом первые танки имели в облике много черт от Т-34 с Д-5Т: раннюю сормовскую башню, U-образные рымы, расположение топливных баков и т.д. С 15 марта 1944 года к произаодству Т-34-85 приступил завод № 183, а с • июня — завод № 174 в Омске.

Продолжавшиеся параллельно с производством полигонные испытания выявили существенные дефекты противооткатных устройств пушки С-53. Заводу № 92 в Горьком было поручено своими силами провести ее доработку. В ноябре — декабре 1944 года началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» — аббревиатура от названия артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» — индекс ЦАКБ). Всего в 1944—1945 годах было изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14 265 пушек ЗИС-С-53. Последние устанавливались как на танки Т-34-85, так и в последующем на Т-44.

У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 и ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы устанавливались только нового типа — МК-4, причем как в раннем — открытом, так и в позднем — закрытом вариантах. В течение 1944 года ввели крепление пяти запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса, коробчатые передние грязевые щитки, откидывавшиеся на петлях, установку малых дымовых шашек (МДШ) на кормовом листе корпуса. По мере производства менялись форма и размеры балки носовой части корпуса, соединявшей верхний и нижний лобовые листы. Она уменьшалась в размерах, а на машинах поздних выпусков была изъята — верхний и нижний листы стали свариваться встык.

В декабре 1944-го завод № 112 внес на рассмотрение ГБТУ ряд усовершенствований конструкции башни танка. В том числе замену двухстворчатого командирского люка одностворчатым, введение в нише башни безрамной боеукладки на 16 выстрелов, дублированное управление поворотом башни и, наконец, улучшение вентиляции боевого отделения разнесенными вентиляторами. Из перечисленных предложений в январе 1945 года была анедрена только одностворчатая крышка люка командирской башенки.

Что касается улучшения вентиляции, то сормовичи предложили перенести один из двух установленных в задней части крыши башни вентиляторов в ее переднюю часть. При этом передний вентилятор был вытяжным, а задний — нагнетательным. Судя по всему, в ГБТУ по непонятным причинам решили повременить с внедрением этого весьма толкового предложения. Во всяком случае, на фотографиях боевых действий весны 1945 года Т-34-85 с разнесенными вентиляторами не встречаются. Не участвовали такие танки и в Параде Победы, а вот 7 ноября 1945 года подразделения Кантемировской танковой дивизии, участвовавшие а параде на Красной площади, были укомплектованы именно такими танками. Все это позволяет предположить, что машины с разнесенными вентиляторами начали выпускаться уже после Великой Отечественной войны и, по-видимому, только на заводе № 112. У этих машин была еще одна характерная деталь — отсутствовала смотровая щель в прааом борту корпуса.

У танков разных заводов имелись некоторые отличия друг от друга, связанные с технологией изготовления. Башни различались числом и расположением литьевых и сварных швов, формой командирской башенки. В ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с развитым ореб-рением. Встречались разные варианты крепления топливных баков и дымовых шашек. Даже защитные планки погона башни были разными. На танках использовалось и несколько вариантов гусеничных траков.

Кроме линейных, с июня 1944 года выпускались и огнеметные танки ОТ-34-85. Подобно их предшественнику ОТ-34, на этой машине курсовой пулемет заменялся автоматическим поршневым танковым огнеметом АТО-42 заЕюда № 222. Установка огнемета в танке была разработана на заводе № 174, который наряду с заводом № 112 являлся производителем огнеметных машин.

Серийное производство Т-34-85 в СССР прекратили в 1946 году (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно продолжалось до 1950 года), выпустив 25 899 боевых машин. В зарубежных источниках приаодятся следующие цифры производства Т-34-85 а СССР в послевоенные годы: 1946 — 5500, 1947 — 4600, 1948 — 3700, 1949 — 900, 1950 — 300 единиц. Судя по количеству нулей, цифры эти, скорее всего, носят весьма приблизительный характер. Если же азять за основу количество машин, выпущенных в 1946 году, згвышенное а этих ис-точниквх вдвое, и допустить, что все остальные цифры завышены также, получается, что в 1947—1950 годах было выпущено 4750 танков Т-34-85. Это действительно похоже на правду. Нельзя же всерьез предположить, что наша танковая промышленность простаиаала почти пять лет. Выпуск среднего танка Т-44 прекратился а 1947-м, а к массовому произаодству танка Т-54 зааоды приступили практически в 1951 году. До этого он выпускался с 1946 года в ограниченных количествах.

В войска танки Т-34-85 начали поступать в феврале—марте 1944 года. Примерно в это время их получили бригады 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был невысоким, так как бригады получили всего по нескольку таких машин. Большинство в них составляли Т-34 с 76-мм пушками. К тому же совсем мало времени отводилось и на переподготовку экипажей, в первую очередь — наводчиков.

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начгвшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной. Т-34-85 участвовали и в разгроме японской Кван-тунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

В заключение можно сказать, что проведенные в 1942—1944 годах мероприятия по модернизации танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. В конструкции танка в целом был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший его от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонт-нопригодность в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и мощным вооружением стали причиной популярности Т-34-85 у танкистов. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин и Прагу, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно они, в большинстве случаев, застыли на постаментах, навсегда оставшись в памяти народа символом нашей Победы.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 5’2002

 

 

 

 

techno-story.ru

Танк Т-34 122, Технические Характеристики ТТХ, Обзор Кабины, Мотора, Брони и Пушки

29.04.2019

Во время Второй Мировой войны боевая техника Советского Союза получила мощный толчок к развитию. Сегодня люди восторженно оценивают результаты проектирования тех лет, поражаясь достижениям конструкторов. Одной из самых интересных разработок является танк Т 34 122, который подготавливался для прорыва через защитные линии противника, а также ведения заградительного огня.

Предпосылки появления танка Т-34 122

Начало конструкторских разработок Т 34 122 относится к 15 апреля 1942 года, когда было принято решение о создании новой штурмовой машины. Да, требовалась самоходная установка, способная вести боевые действия в любых условия, однако конструк

оры подготовили мощный танк на основе известной 34-ки.

В Красной армии практически полностью отсутствовали штурмовые машины. Некоторые боевые единицы захватывались у противника, но на их основе не удавалось провести необходимых изменений. В результате этого большая часть техники оставалась не самой удобной для прорыва. По этой причине начались серьезные разработки, которые должны были преподнести новую самоходную установку, обладающую танковой броней.

Основные характеристики Т 34 122

После окончательного выпуска первой модели, танк сразу заинтересовал своими параметрами. Гусеничная легкая основа от 34-ки дала приличную скорость, но над ней находилась толстая танковая броня, достигающая 6 см толщиной. Причем не она стала отличительной чертой, а тяжелое вооружение, которое позволяло справиться с самым серьезным противником.

  • Вес – 30 т;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Броня 45-60 мм;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.

Данные показывают, что машина сохранила приличную скорость, хотя она немного снизилась из-за увеличения веса бронетехники. Тем не менее, Т 34 122 обладал хорошим ходом, позволявшим экипажу менять позиции в нужный момент. Соответственно, справиться с такой самоходной установкой было непросто, особенно, если рассмотреть вооружение, которое она несла на себе.

Вооружение танка Т-34 122

Мощный танк потерял часть собственных ходовых характеристик, но приобрел серьезное вооружение. Оно превратилось в лучшую поддержку для Красной армии, хоть модель и не обрела широкого распространения. Ее серийное производство оказалось ограниченным, но даже несколько боевых единиц повлияли на исход некоторых сражений.

  • Гаубица 122 мм;
  • 2 пулемета 7,62 мм.

Казалось бы, ничего особенного конструкторы не выбрали, но 34 122 не зря получил такое наименование. За счет собственной гаубицы он превратился в настоящий штурмовой танк, который свободно пробивался через заградительные редуты немецких войск. При этом в ближнем бою отлично справлялись со своей ролью пулеметы, позволявшие вести огонь во всех направлениях.

Почему гаубица?

Историки напоминают, что гаубицы 122 мм никогда не устанавливались на танках. Действительно, они считались слишком тяжелыми, а вести огонь из них на ходу практически невозможно. Тем не менее, 34 122 приобрел именно такую башню, став первым и последним примером достижений разработчиков.

Выбор гаубицы был неслучайным. Дело в том, что именно такое мощное вооружение требовалось для каждого очередного штурма. Экипаж в 5 человек сразу заменил целую роту солдат, которым приходилось метрами добираться до противника. После первых боевых действий единственный танк отлично проявил себя, показав, какое будущее у Советского Союза.

Пулеметы 7,62 – стандарт

Кроме того, установка пулеметов на 34 122 не показалась чем-то неожиданным. Практически на всех самоходках появлялось именно это вооружение, которое помогало справиться с мотострелковыми войсками. Именно для двух пулеметов были отдельные стрелки, которые входили в состав экипажа. Они быстро справлялись с приближающимися солдатами, поэтому можно было не беспокоиться о тылах.

Мощные пулеметы много раз проверялись в действии, а их калибр соответствовал всему автоматическому оружию Красной армии. Из-за этого их патроны считались заменяемыми, хотя боезапас поражал даже профессионалов, привыкших сравнивать модели Второй Мировой с современностью.

Боезапас танка Т-34 122

Ради обеспечения полной автономности машины, танк был оборудован 5 ящиками, в которых размещались снаряды и патроны. Такого количества хватало на ведение длительного боя, поэтому не требовались специальные подразделения поддержки. Этот фактор также учитывался при разработках, ведь недостаток боезапаса часто становился проблемой для экипажа.

Теперь 34 122 свободно вышел на передовую, где ему даже почти не требовалась поддержка. Он свободно проходил через заграждения и добирался до противника. Параллельно велся заградительный огонь, позволяющий мотострелковым войскам следовать за тяжелой техникой. Именно подобным образом велись боевые действия, отмеченные различными историческими справками.

Модификации танка Т-34 122

Немногие люди знают, что танк модели 34 122 выпускался в двух модификациях. Первая из них полностью соответствовала всем параметрам танка за счет установленной башни. Нужно заметить, что она давала дополнительную свободу, но при этом сохраняла важный недостаток, связанный с толщиной брони. Все-таки популярная 34-ка обычно двигалась достаточно быстро, чтобы этот минус не влиял на ее характеристики, но в данном случае пришлось делать нововведения.

Вторая модификация – это не танк, а самоходная установка, которая отличается отсутствием башни и бортовым расположением гаубицы. Такая типичная конструкция во многом изменила 34 122. Дело в том, что она позволила увеличить боезапас на пару ящиков и позволила свободно вести огонь из тяжелого орудия на ходу. В остальном изменения не появились, поэтому опытные экипажи легко меняли тяжелые машины прямо во время боевых действий.

Минус самоходной установки

На первый взгляд, танк с башней 34 122 уступает самоходной установке, поэтому от него нужно отказаться. Тем не менее, он оказался основной боевой единицей по важной причине. Отсутствие башни не позволяет свободно вести огонь во все стороны, так что экипажу приходится совершать сложные маневры.

Практика показала, как после окончания Второй Мировой войны турецкие власти старались взять на вооружение именно такую самоходную установку. Однако танк разочаровал их необходимостью поворота на 180 градусов при перемещении противника. В результате этого 34 122 теряла сразу свою скорость, что приводило к ослаблению маневренности.

Единственный минус танка

Наконец, следует рассмотреть единственное слабое место 34 122. Все-таки танк не мог стать идеальным из-за определенных конструкторских требований. Вследствие этого нужно обязательно учесть слабую броню в 2-х местах.

  • Крыша – 20 мм;
  • Днище 15 мм.

Сразу видно, в каких местах можно повредить тяжелую боевую единицу. Конечно, сделать это все равно непросто, но отдельные солдаты ухитрялись подобраться достаточно близко. По этой причине слабость самоходной установки все же учитывалась, поэтому ей в поддержку обычно выделялись мотострелковые роты.

Танк 34 122 – отличный пример боевой единицы, способной штурмовать любые заградительные сооружения. Да, его массовое производство не состоялось, но проект оказался одним из самых успешных. Так что в рядах Красной армии все же удалось увидеть машин.

Фильм Discovery о Т-34

Если вам надоела реклама на этом сайте — скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
Также в приложении:
— еще больше новостей
— обновление 24 часа в сутки
— уведомления о главных событиях

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Сборные модели танка Т-34 разных масштабов и модификаций

Сколько разных моделей танка Т-34 выпускаю модельные фирмы?

Не только моделисты, но и каждый человек в нашей стране и множество людей на всей планете знакомы с — танком Т-34.

Танк Т-34 — это символ Великой Отечественной войны. И конечно же существуют сборные модели танка Т-34.

В преддверии 9 мая я решил поискать: Сколько разных сборных моделей предлагают нам рынок?

Не ошибусь, если скажу: Модель танка Т-34 есть в каталоге каждой отечественной и иностранной фирмы производителя сборных моделей в различных модификациях и масштабах. Самый популярный масштаб для бронетехники 1:35, но модель танка Т-34 встречается и большего размера в масштабе 1:16 и меньшего в 1:72, и даже в 1:100.

А фирм выпускающих модели много: Список.

Также для моделей танка Т-34 есть множество конверсий, дополнений, фотоотравления, наборных траков и других полезностей.

Кратко: Моделей танка Т-34 оказалось очень и очень много. Многие модели не вошли в список, потому что я не нашёл, где их можно купить. Если же хотя бы один магазин предлагает данную модель и она есть в наличии в онлайн магазинах, то тогда оставлял в списке.

Собираю информацию уже неделю и могу не успеть до 9 мая. Поэтому выкладываю как есть. Статью будет редактировать и дополнять: Моделями, ссылками на обзоры и т.д. Очень надеюсь на Вашу помощь, коллеги! Пишите в комментарии

Сборные модели танка Т-34 отечественных фирм

Танк Т-34 от фирмы Звезда

Начнём с самой известной фирмы из Подмосковья. При поиски на сайте по словосочетанию «Т-34» получаем результат:

4 модели в масштабе 1/35,

2 модели и набор «Т-34 против Пантеры» в масштабе 1:72,

1 модель в масштабе 1:100 для настольной игры.

Недавно добавились ещё 2 новые модели танка Т-34

Советский средний танк Т-34/85 (Артикул:3687) (Новая модель)
Советский средний танк Т-34/85 (Артикул:3533) (Старая модель)
Советский средний танк Танк Т-34/76 УЗТМ (Артикул:3689) (Новая модель)
Советский средний танк Т-34/76 (обр. 1942 г.) (Артикул:3535) (Старая модель)

Масштаб: 1/35

Размер: 19 см.

Ссылка на сайт: http://www.zvezda.org.ru

+Подарочный набор с клеем и красками (Артикул:3535PN)

Советский средний танк с минным тралом Т-34/76 (Артикул:3580)
Советский средний танк Т-34/76 (обр. 1943 г.) (Артикул:3525)
Советский средний танк Т-34/76 (мод. 1943 г.) (Артикул:5001)
Советский средний танк Т-34/85 (Артикул:5039)
Советский средний танк Т-34/76 (обр. 1940) (Артикул:6101)

Фирма Звезда предлагает на выбор модель танка Т-34 в разных модификациях и масштабах. Есть из чего любому моделисту.

Танк Т-34 от Моделиста

Фирма Моделист из Санкт-Петербурга предлагает 5 моделей танка Т-33 в масштабе 1:35 и 2 варианта в 1:72.

Танк Т-34-85 (Артикул:303507)

Масштаб: 1/35

Ссылка на сайт:

Танк Т-34-76 с башней УЗТМ (Артикул:303526)

Масштаб: 1/35

Ссылка на сайт:

Танк Т-34-76 обр. 1942 г. (Артикул:303546)

Масштаб: 1/35

Ссылка на сайт:

Танк Т-34 «Дмитрий Донской» (Артикул:303545)
Танк Т-34-76 завода «Красное Сормово» (Артикул:303552)

Масштаб: 1/35

Ссылка на сайт:

Танк Т-34-76 (Артикул:307229)

Масштаб: 1/72

Ссылка на сайт:

Танк Т-34-85 (Артикул:307230)

Масштаб: 1/72

Ссылка на сайт:

Танк Т-34 от Ark Models

На сайте Ark Models предлагает одну свою модель и множество моделей от российской фирмы MSD-Maquette, а также множество конверсий, траков и других дополнений

Советский средний танк Т-34-85 (Артикул:AK 35001)

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 178

Размер модели (мм): 232

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк-истребитель Т-34-57 (Артикул:MSD 3503)

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 422

Размер модели (мм): 226*86*69

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк Т-34-76 Сталинградского завода (Артикул:MSD 3504)

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 408

Размер модели (мм): 190*86*69

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк Т-34-85 образца 1943 года (Артикул:MSD 3505)

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 431

Размер модели (мм): 232*86*78

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк Т-34-76 с литой башней образца 1943 года (Артикул:MSD 3507)

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 416

Размер модели (мм): 190*86*72

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк Т-34 образца 1940 года (Артикул:MSD 3511)

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 412

Размер модели (мм): 190*86*69

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк Т-34 образца 1941 года (Артикул:MSD 3512)

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 418

Размер модели (мм): 190*86*69

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк Т-34 образца 1941 года (Артикул:MSD 3524

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 418

Размер модели (мм): 190*86*69

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк Т-34-85 завода №112 «Красное Сормово», ранняя версия (Артикул:MSD 3527

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 431

Размер модели (мм): 232*86*78

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Советский средний танк Т-34 завода №112 «Красное Сормово» образца 1942 года (Артикул:MSD 3528

Масштаб: 1/35

Количество деталей: 424

Размер модели (мм): 190*86*69

Ссылка на сайт: http://ark-models.ru

Дополнения, конверсии и траки для Т-34 от MSD

  1. MSD 35020 Штампованная башня для советского танка Т-34-76 завода «Уралмаш»
  2. MSD 35021 Набор раздельных траков позднего образца 1942 года для танка Т-34, вафельный тип
  3. MSD 35022 Башня для советского танка Т-34-85, ранняя версия
  4. MSD 35023 Башня для советского танка Т-34-85, поздняя версия
  5. MSD 35024 Двигатель В-2 и трансмиссия для советского танка Т-34
  6. MSD 35025 Набор раздельных траков раннего образца 1940 года для советского танка Т-34
  7. MSD 35026 Башня для советского танка Т-34, ранняя версия
  8. MSD 35027 Набор раздельных траков позднего образца 1940 года для советского танка Т-34
  9. MSD 35028 Набор катков раннего образца для советского танка Т-34
  10. MSD 35029 Набор катков образца 1941 года для советского танка Т-34
  11. MSD 35030 Набор катков позднего образца для советского танка Т-34
  12. MSD 35034 Литая башня для советского танка Т-34-76
  13. MSD 35035 Набор элементов для немецкой модификации танка Т-34-76
  14. MSD 35036 Литая башня образца 1942-43 годов для танка Т-34, завод №112 «Красное Сормово»
  15. MSD 35037 Набор раздельных траков раннего образца 1941 года для танка Т-34, вафельный тип
  16. MSD 35046 Набор раздельных траков образца 1941 года для танка Т-34-76, шевронный тип
  17. MSD 35047 Набор раздельных траков образца 1942 года для танка Т-34-76, шевронный тип

Танк Т-34 Восточного экспресса

У фирмы Eastern-express в каталоге есть только одна модель в масштабе 1:35

Т-34-85 СРЕДНИЙ ТАНК (Артикул:35146)

hobby.rudic.ru

Мерные модификации танка т 34

В ноябре 1940 года появились сразу два официальных доку­мента (постановление .V» 428 КО и указ № 268 НКСМ), предписы­вающих провести модификацию танка т34. Работы по модернизации т34 как грозного оружия Красной Армии разделили на три этапа в зависимости от их трудностей. (см. фото )

 

Мерные модификации танка т34 — грозного оружия Красной армии Второй мировой войны
 

На 1-м этапе предполагалось провести несложные измене­ния, которые не приводили к серьезным изменениям в конст­рукции танка. Прежде всего, в рамках этого этапа планирова­лось оснастить танк новыми гусеницами, так как старые, пред­ставлявшие собой развитие гусениц танка БТ. явно не подходи­ли для потяжелевшей машины. Кроме того, было решено уве­личить боекомплект, запас хода, а также поправить некоторые другие внутренние детали танка. Был разработан танк А-41, который в серию не пошел, но конструкцию серийного Т-34 доработали в соответствии со стандартом А-41.

2-й этап предполагал разработку новой модификации танка, более функциональной и эргономичной. Этот проект получил обо­значение А-43.

На З-.м этапе планировалось создание новых танков, которым присвоили обозначения Т-44 и Т-34Т. Первый из них представлял собой принципиально новую машину, а второй базировался на про­екте А-43 и имел ряд новых агрегатов, в частности, планетарную рулевую систему.

Важнейшая задача I -го этапа заключалась в установке на танк новой пушки. Выбор пал на КБ В.Г. Грабина при Заводе № 92. которое в 1939 году спроектировало для танка КВ-1 пушку Ф-32, представлявшую собой аналог пушки JI-11. Однако новая пушка не должна была иметь ничего общего с Л-11. ее было решено со­здать на базе пехотного оружия.

Работы над новой пушкой для Т-34 начались в июне 1940 года. Официальное распоряжение Наркомата средней промышленности о начале работ над пушкой датировано 2 июня. Конструкторы раз­работали свои требования к новому оружию, которые были объявле­ны на совещании, состоявшемся 13 июня. В реферате (славные были времена, когда министр обороны мог позволить себе писать(см. фото )

Т-34 с пушкой JI-11 и сварной башней ипо.зыуется немцами как дорожный указатель.

Потерявший ход Т-34 с пушкой Л-11 и сварной башней на поле боя под Ро- жаиами. Тяжелые бои шли здесь в начале июля 1941 г. С советской стороны в боях участвова.1 6-й механизированный корпус.

 

рефераты!) С. Тимошенко, посвященном этой проблеме, сказано, что новую пушку для Т-34 предполагалось создать на базе дивизионной пушки Ф-22 ка­либра 76,2 мм. Пушка имела ствол длиной 41.6 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки массой 6.30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на рассто­янии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69 и 61 мм. С новым оружием масса машины возросла до 26.5 тонн. Уже 14 июня определялось, что пушка должна быть готова для заводских испытаний к 1 сентября. В сроки удалось уложиться с трудом, испытания начались лишь 15 сентября. После завершения заводских испытаний Ф-34 установили на танке БТ-7 и 1 октября начали проб­ные стрельбы, которые продолжались до 20 числа. Еще через неделю пушку отправили на государственные испытания, которые завершились к 17 декабря.

 

(см. фото )II

Тем временем КО принял решение начать выпуск пушки с 1 янва­ря 1941 гола. На вооружение пушку приняли только в июне 1941 гола, когда из частей пришли положительные отзывы о новом оружее. На заводе первые 82 пушки были сданы в феврале, а в марте предприятие вышло на заданный уровень в 300 оружий в месяц. Ф-34 являлась хорошей пушкой, в конструкции которой было воплощено множество новых решений. Кроме тою, по своей конструкции пушка заметно отличалась от западноевропейских аналогов. Правда, возможности пушки часто нивелировались низким качеством боеприпасов. Обычно первые «тридцатьчет­верки» с пушками Ф-34 называют Т-34 образца 1941 года. Офи­циально такого наименования не существовало.

 

Одновременно предпринимались попытки поставить в башню танка какую-нибудь другую пушку, предназначенную для борьбы с танками противника. 11дея вооружить Т-34 противотанковой пуш­кой появилась в июне, одновременно с предложением поставить Ф-34 вместо J1-I1. Впервые эта мысль прозвучала на заседании ЦК ВКП(б) и СНК 13 июня, но к тому времени уже имелось реше­ние вооружить Т-34 пушкой Ф-34. Тем не менее, обсуждение воп­роса продолжалось. 1 (мевшаяся на вооружении Красной Армии 45- мм пушка являлась уже устаревшей. К тому времени КБ Грабина разработало длинноствольную 57-мм пушку ЗИС-2. Начальная скорость снаряда этой пушки составляла 1 ООО м/с, что позволяло уверенно пробивать 70-мм броню на дистанции 1000 м. Выло ре-(см. фото )

 

 

 

 

шено установить ЗИС-2 на Т-34. ‘Згою сделать не удалось, так как во второй половине 1940 года Завод № 92 был перегружен работами над Ф-34. Поэтому первый прототип ЗИС-2 начали собирать лишь в сентябре 1940 года, а закончили к декабрю. Пушку сразу направили на заводские испытания, которые завершились к марту 1941 года. Затем орудие установили в башню Т-34 и передали на государственные испытания в АНИОП в Софрино. Военные отметили два недостатка орудия: низкий ресурс ствола из-за перегрева и слишком боль­шой откат. Пушку вернули Грабину с поручением устранить отмеченные недостатки. Повторный цикл испы­таний начался в июле 1941 года.

Новые испытания, продолжавшиеся с 6 по 18 июля, закончились успешно. Пушка получила рекомендацию к серийному производству. К тому времени в необходимости мошной противотанковой пушки никто не сомне­вался. Но выяснилось, что ЗИС-2 дорога в производстве (в основном из-за длинного ствола). Кроме того, введение нового калибра напрягало и без того перегруженную службу снабжения РККА. |

Жизнь сама скорректировала все решения. В августе 1941 года выпуск ЗПС-4 (так называлась танко­вый вариант пушки) начался, но уже в сентябре его приостановили, а с 1 декабря полностью свернули. За это время удалось выпустить 133 орудия. Какую-то часть из них удалось поставить на Т-34. Первая партия новых пушек прибыла на ХПЗ уже в середине сентября, когда начиналась эвакуация Завода № 183. Еще 20 пушек получил Сталинградский Тракторный.

 

 

Первые Т-34-57 поступили в части в конце сентября — начале октября. В бою эти машины применялись вплоть до весны 1942 года. На практике их использовали в качестве истребителей тан­ков. поддерживающих

действия стандартных «тридцатьчетверок». Со временем эти танки или были потеряны, или прошли перевоо­ружение, получив стандартную Ф-34.

Ф-34 и ЗИС-4 создавались под новую башню. То, что башню Т-34 следовало заменить, не вызывало сомнения. Работы над баш­ней также разделили на три этапа.

На 1-м этапе планировалось доработать уже имевшуюся башню.

На 2-м этапе планировалось радикачыю изменить конструкцию башни (кстати, отсюда происходит шестиугольная башня Т-34).

На 3-м этапе планировалось создать совершенно новую баш­ню с увеличенным на 200 мм диаметром погона.

Поскольку проводить серьезные изменения не было возмож­ности. пушку Ф-34 просто поставили в старую башню, на чем 1-й этап и завершился. Работы в рамках 2-го этапа спутала на­чавшаяся война.(см. фото )

 

Простым образом решили и вопрос с запасом хода. На бортах танка установили прямоугольные навссиыс баки объемом по 33 л. Всего танк получал от четырех до восьми танки баков общим объе­мом 130-265 л. Это увеличивало запас хода машины на 30-60%.(см. фото )

 

 

В дальнейшем предполагалось со­здать на базе танка Т-34 радикальную мо­дификацию Т-34М (А-43). Идея замены Т-34 появилась уже в марте 1940 года, а в апреле того же года начались работы в этом направлении. К январю 1941 года мощности Завода № 183 несколько осво­бодились, появилась возможность делать что-то в металле. Однако сроки поджи­мали. а объем работ был огромен. Поэто­му конструкторы решили использовать уже имевшиеся узлы. Например, пуш­ка Ф-34 перешла практически без из­менений. но для нее была разработана новая башня. Чертежи будущего танка и его деревянная модель были проде­монстрированы в январе 1941 года на заседании ГКО. Два первых прототипа следовало подготовить в марте, а вско­ре предполагалось развернуть и серий­ное производство.

Если Т-34 вынашивался три года, то работы над Т-34М велись стремительно, их планировалось завершить за полгода. В работе над новой «тридцатьчетверкой» помогло знакомство конструкторов с за­купленными в Германии танками PzKpfw III. Также был обобщен опыт создания и эксплуатации танка Т-34.

Один из полученных в 1940 году тан­ков PzKpfw III передали на ХПЗ. Там его полностью разобрали, изучив конструк­цию машины. Основным достоинством PzKpfw III было его удобство для экипа­жа. И дело даже не в мягкой обивке си­дений, которую некоторые предвзятые авторы приводят чуть ли не в качестве главного аргумента. Немецкий танк был оборудован эффективной радиостанцией.

а башня с диаметром погона даже меньшим, чем у Т-34. позволяла легко разместиться трем членам экипажа, благодаря чему командир танка был полностью освобожден от обслуживания пушки и мог це­ликом сконцентрироваться на своих основных обязанностях.

В ноябре 1940 года был обобщен опыт эксплуатации первых трех Т-34. собранных к 5 сентября 1940 года. Испытания начались 25 октября и проводились в Кубинке. Результаты испытаний оказались провальными. Танк признали негодным к службе на фронте из-за многочисленных недо­статков. Единственным упомянутым в рапорте достоинством ганка быта возможность веста прицельный огонь из пушки. Опять зазвучали готоса противников танка. Некоторые доходили до требования заменить на сбо-

рочных линиях Т-34 на легкий Т-50 или даже на БТ-7! Некоторые предлагали ограничиться тем, что вмссю неудачной пушки Л-11 установить на танке проверенную 45-мм пушку.

Все надежды теперь возлагались на А-43, что только ускоряло работу над танком. Чтобы быстрее завершить работу, часть удачных узлов была скопирована с KB и P/Kpfw III. Глядя на модель А-43, можно отчетливо различить эти узлы. Например, подвеска, несомненно, была позаимствована у КВ. Опорные катки Т-34М также походили на катки КВ. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размешенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже при­меняли на танках KB и Т-50. была более компактной и эффективной.

Конструкцию лобовой брони корпуса несколько изменили. Главную бронеплиту расположи­ли чуть вертикальнее (52 гр вместо 60 гр), а нижнюю ее часть составили из двух плит, располо­женных под углом 37 ip и 57 гр. При этом радиостанцию перенесли в корпус из башни, благода­ря чему антенну вывели через борт корпуса.

Переработали и двигательное отделение танка. Конструктор, ведший проект. — И.С. Бер — решил поставить на танк дизель В-5 мощностью 600 л.с. Двигатель разместили поперек двига­тельного отделения, что позволило уменьшить длину корпуса, а также увеличить объем боевого отделения. Двигатель агрсгатировался с

новой восьмискоростной (плюс две задние скорости) коробкой передач, представлявшей собой аналог КПП с PzKpfw III.

В Мариуполе для танка разработати совершенно новую башню конструкции B.C. Никиченко. Крыша башни имела небольшой уклон вперед, в ее задней части находилась командирская башенка.(см. фото )

 

 

В бортах башни сохранились смотровые щели, а литая маска пушки походила на ту, что появилась на серийных Т-34 летом 1942 года. До­стоинством башни стало увеличение диаметра погона до 1600 мм. что, в свою очередь, стало возможным благодаря более широкому корпусу танка. Причем корпус в передней части был уже, затем расширялся, достигая максимума в районе башни, а затем снова сужался. Подоб­ное решение позволяло сэкономить на массе машины.

Танк имел все шансы на признание военных. После решения всех формальностей танк получил рекомендацию в серию. К 10 августа следовало представить два первых прототипа. Этот срок был вполне реальным, гак как на Заводе № 183 уже имелся хоро­ший задел в этом направлении. Уже до 17 апреля в Харькове со­брали три корпуса, а в Мариуполе к началу мая подготовили пять башен. Мариупольцы сумели быстро подготовиться к серийному производству и произвели 50 башен для Т-34М.(см. фото )

 

После нападения Германии на Советский Союз стало не до совершенствования танка. Да и выпуск его был невозможен из-за того, что дизель В-5 еще не был пущен в серию. В итоге планы выпуска танков на 1941 год. принятые 5 мая 1941 года, пришлось пересмотреть. А планы предусматривали выпуск до конца 1941 года(см. фото )

 

 

2800 танков Т-34. в том числе 500 Т-34М. С мая 1941 года новый танк уже рассматривался в двух вариантах: А-43 и А-43Б. Танк «Б» отличался от простого А-43 более толстой броней, достигавшей 60 мм. При этом масса ганка увеличивалась на 3.5 тонн, а максимальная ско­рость уменьшалась на 5 км/ч.

Однако развитие проекта А-43 этим не ограничивалось. Еще в апреле 1941 года Уп­равление АБТВ выдало техзадание на танк, по сути, на А-43, но с увеличенной толщиной крыши и днища с 16-20 до 30 мм. Так предполагалось создать 27,5-тонный танк Т-60. который после усиления лобовой и бортовой брони мог потолстеть и до 31 тонны. Еще раньше, в феврале 1941 года, на Заводе № 183 разработали очередные ТТТ также на базе А-43. Танк получил рабочее название Т-34Т. Танк предполагалось оснастить рулевым уп­равлением планетарного типа, разработанным в конце 1940 года в ВАММ коллективом под руководством А.А. Благонравова.

Это уже было начало 3-го этапа развития танка, который уже почти никак не относился к первоначальному Т-34. поэтому выходит за рамки нашего повествования.(см. фото )

 

Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, кон­структоры В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (тол- шина брони до 52 мм), вместо прежней башни, которую сваривали из про­катанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проше. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и. начиная с этого времени, новые башни устанав­ливались на танки наряду со сварными.

 

www.xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *