Содержание

Танк Меркава — характеристики

Израильский основной боевой танк Меркава (Колесница) впервые был показан в 1979 году и удивил многих своей компоновкой, став в итоге предметом споров о том, оправдана ли такая конструкция современного ОБТ. При его разработке учитывалась преимущественно оборонительная тактика боёв и потребность максимальной защиты экипажа, что привело к смене приоритетов. Большинство ОБТ конструируются по принципу огневая мощь-защита-подвижность, Меркава же имеет в приоритете защиту.

Израильтяне создавали ОБТ, который должен был использоваться лишь у них в стране и не экспортироваться в другие. Поэтому Меркава полностью отвечает их специфическим требованиям, имея при этом недостатки, которые были бы заметны в других армиях, но о них поговорим в конце статьи.

Танк Меркава

Конструкция

Танк Меркава

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

Бронезащита

Танк Меркава

Сама по себе защита танка необычна и выделяется на фоне других. Отличия в уже упоминавшейся компоновке, при которой двигатель с трансмиссией выступают дополнительной бронёй, а большая высота способствует большему количеству попаданий. Корпус и башня литые, имеют сильный наклон, а верхний броневой лист может сниматься и имеет специальный выступ, закрывающий собой стык башни и корпуса.

По бортам корпуса расположены экраны, защищающие ходовую часть.

Башня Меркавы, как уже упоминалось, имеет небольшую фронтальную проекцию, что обеспечивается клинообразной формой, которая к тому же увеличивает шансы рикошета. Её конструкция оригинальна, поскольку защита состоит из двух слоёв разнесённой брони, между стенками которой находятся патронные коробки для пулемётов. Бои в Ливане показали, что этого недостаточно, поэтому следующие модификации получили дополнительную броню.

Интересной особенностью являются фары, которые спрятаны в корпусе под прикрытием брони и открываются во время использования.

С каждой модификацией бронезащита Меркавы растёт в большую сторону. Например, появляются дополнительные экраны и модульная броня.

Вооружение

Танк Меркава

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов. Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка. Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Ходовая часть и двигатель

Танк Меркава

Израильские инженеры приняли решение создать ходовую часть на основе Центуриона, поскольку его подвеска отличалась отличной стойкостью к минам и взрывным устройствам. В ней применяются спиральные пружины и крепление четырьмя болтами к корпусу каждого узла подвески, что позволяет легко заменять повреждённые части и сделать V-образное днище корпуса, устойчивое к взрывам снизу.

Всего на каждой стороне Меркавы 6 обрезиненных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо спереди и направляющее сзади.

Гусеницы тоже позаимствованы у Центуриона.

На большинстве танков установлены американские дизельные двигатели AVDS-1790 мощностью 900 л.с. и модифицированные американские полуавтоматические трансмиссии Аллисон CD-850-6B. Из-за их специфического расположения, практически любой снаряд, пробивший лобовую броню, обездвиживает машину. Зато собраны они одним модулем, что позволяет в полевых условиях быстро и легко произвести замену. В очередной раз Меркава не похожа на другие ОБТ, в которых в такой ситуации выводится из строя часть экипажа, но сам танк не теряет способности к передвижению.

Модификации

Танк Меркава

Меркава мк.1

Первая версия, серийное производство началось в 1979 году, всего было создано около 250 единиц. Участвовала в Ливанской войне 1982 года, после чего, учитывая проявившиеся недостатки и уязвимости, было принято решение создать новую версию, в результате чего появилась модификация Меркава мк.2 (Меркава Mk.1B). Все танки первой модификации позже были доведены до нового уровня.

Меркава мк.2

Танк Меркава

Версия, созданная на основе опыта Ливанской войны. Получила гораздо лучшую защиту, увеличенную огневую мощь и повышенную проходимость. Заменили бортовые экраны и улучшили защиту башни установкой накладных экранов. Сзади башни установлены корзины для имущества и навешены металлические цепи с шариками, всё это даёт дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов.

Были установлены СУО Матадор-2 и тепловизор, трансмиссия заменена на израильскую «Ашот», ёмкость топливных баков увеличена на 25% и модернизирована подвеска.

Всего произведено около 600 таких танков.

Меркава мк.3

Танк Меркава

На танке применили модульную бронезащиту корпуса и башни, которая состоит из специальных модулей, прикреплённых болтами к корпусу и башни. Такая конструкция позволяет легко и быстро заменять повреждённые участки брони и наращивать защиту Меркавы за счёт простой смены модулей на более совершенные.

Появилась система лазерного излучения LWS-2, предупреждающая экипаж о наведении на танк различного оружия, СУО заменили на Матадор-3, гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия заменили на электрические, добавив возможность ручного дублирования.

Для повышения огневой мощи установили 120 миллиметровую гладкоствольную пушку MG251 местного производства, а для улучшения подвижности форсировали дизельный двигатель AVDS-1790-9AR до 1200 л.с. и заменили трансмиссию на израильскую, также улучшили подвеску.

Всего таких модификаций было произведено около 640 единиц.

Меркава мк.4

Танк Меркава

Последняя и самая совершенная версия.

Ещё больше повышена защита, из-за чего увеличились размеры, масса достигла 70 тонн. Для сохранения подвижности был установлен новый двигатель GD 883 мощностью 1500 л.с. Установлен комплекс активной защиты Trophy, защищающий Меркаву от управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов.

Башня увеличилась в размерах, защищена модульной бронёй и имеет лишь один люк, использующийся командиром, установлена новая командирская башенка. Добавлена защита днища.

Танк Меркава мк.4 обещает стать последним в серии, после чего ему на смену придёт принципиально новая машина следующего поколения.

Эпилог

Танк Меркава

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

tanksdb.ru

Израильский танк «Меркава-4»: характеристики, фото :: SYL.ru

Танк «Меркава-4», фото которого представлены ниже, впервые был показан широкой публике 24 июня 2002 года. Уже через год началось серийное производство этой модели. По состоянию на сегодняшний день, по версии авторитетного американского военно-аналитического агентства Forecast International, он является одним из лучших боевых танков на планете и превосходит по основным характеристикам немецкого «Леопарда» и российского «Т-90». Слово «Меркава» в переводе на наш язык означает боевую колесницу.

Создатель модели

«Меркава-4», как и три его предшествующих модификации, появился на свет благодаря легендарному израильскому генералу-танкисту Исраэлю Талю. За всю свою карьеру он воевал в составе разных частей и возглавлял офицерские курсы. Анализируя сражения во времена Шестидневной войны и Синайской кампании, в которых он принимал непосредственное участие, он понял, что ни один находящийся на вооружении его страны танк не соответствует требованиям танковой израильской доктрины. В связи с этим Таль пришёл к выводу о необходимости строительства принципиально новой боевой машины. Главное требование к ней заключалось в полном соответствии пожеланиям и военному опыту израильских танкистов, а также театру военных действий. Как результат, позже ему удалось воплотить в реальность свой замысел. Кроме этого, он стал основателем ЦАХАЛа – бронетанковых войск, которые под руководством этого человека добивались самых значимых побед во всех войнах, в которых принимал участие Израиль. Не удивительно, что портрет генерала Таля вывешен в Центре американских танковых войск (зал Великих танковых полководцев) в Форт-Ноксе (США).

Проектирование

История танка «Меркава-4» началась с модификации «Меркава-1». Изначально в создании проекта принимало участие всего лишь 35 специалистов. Благодаря своему большому авторитету генерал Таль смог минимизировать всевозможные бюрократические нюансы. При разработке машины особое внимание уделялось не столько маневренности и огневой мощи, сколько обеспечению наиболее возможной защиты экипажа. По задумке жизнь солдат должна была сохраняться даже при полном выведении из строя танка. Поскольку, по статистике, главной причиной гибели персонала являлась детонация боезапаса, членов экипажа и боекомплект нужно было надёжно прикрыть. В августе 1970 года был утверждён окончательный проект танка «Мераква-1», после чего началось серийное производство модели.

Совершенствование

В каждом новом поколении «Меркавы» израильские инженеры воплощали новейшие идеи мирового танкостроения. В частности, со временем корпус стал изготовляться единой отливкой, а броня — крепиться на специально разработанные для этого болтовые соединения. Последняя версия машины оснащена полностью компьютеризированной системой управления. Она разработана по технологиям израильских конструкторов и не имеет аналогов во всём мире. Следует отметить, что принцип активной брони впервые на планете был воплощён именно на этой модели. С конвейеров сошло уже четыре её поколения. Танк «Меркава-4», характеристики которого более подробно описаны далее, был принят на вооружение израильской армии после ряда испытаний в 2004 году.

Компоновка: принципиальное отличие от аналогов

Компоновка машины принципиально отличается от всех, построенных по классической схеме американских и европейских аналогов. В передней её части располагается управленческое отделение, в центре – боевой отсек, а сзади – моторно-трансмиссионная секция. Двигатель модели «Меркава-4» находится спереди, тем самым играя роль дополнительной защиты для членов экипажа, ведь именно лобовая часть принимает на себя большинство снарядов.

Башня

Машина получила обновлённую башню, что оборудована совершенно новыми броневыми модулями со всех сторон (лоб, борта и крыша). В связи с этим конструкторам пришлось сделать командирский люк более массивным и снабдить его электронным механизмом для открытия и закрытия. Люк заряжающего вообще убран. В связи с такой конструкцией башня отличается ступенчатыми очертаниями. На правом её борту установлен пулемёт, из которого командир экипажа может вести дистанционный огонь на все 360 градусов. Сверху находятся кассеты дымовых гранатомётов.

Пушка

Израильский танк «Меркава-4» оборудован 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Благодаря ряду улучшений теперь она способна выдержать повышенное давление, что позволяет применять здесь мощные осколочно-фугасные снаряды. Их особенность заключается в том, что уже в зарядной пушке ствола происходит программирование в зависимости от требуемой задачи. Эффективность стрельбы существенно повышает интегральный теплоизоляционный кожух, который, помимо всего прочего, уменьшает износ ствола. С пушкой спарен пулемёт (7,62 миллиметра). Штатным является 60-миллиметровый миномет новой конструкции.

За броневой перегородкой установлен полуавтомат заряжания пушки с электрическим барабаном на десять выстрелов, которые он самостоятельно автоматически передаёт заряжающему танкисту. Оставшиеся 38 снарядов упакованы в защитный контейнер, что позволяет предотвратить взрыв внутри корпуса или башни танка «Меркава-4».

Система управления огнём может похвастаться возможностью автосопровождения цели. Сюда относятся усовершенствованные телевизионный, а также тепловизионный каналы. Независимые стабилизационные прицелы имеют командир экипажа и наводчик.

Двигатель и трансмиссия

Теперь несколько слов о двигателе, установленном на израильский танк «Меркава-4». Характеристики силовой установки, которая здесь используется, сущестенно отличаются от моторов других таких машин. Мощность двигателя составляет 1500 лошадиных сил. Конструкторы улучшили массово-габаритные показатели агрегата, параметры мощности, а также топливную эффективность. Разработчики усовершенствовали систему турбонаддува, повысили интенсивность масляного и жидкостного охлаждения поршней. В системе питания применяются топливные индивидуальные насосы с регулируемой подачей топлива. Мотор слаженно функционирует в условиях любых кренов. Этого удалось достигнуть во многом благодаря использованию в машине масляного поддона новой конструкции и дополнительного плоского масляного бака. Управление двигателем осуществляется посредством компьютера, что предоставляет водителю всю необходимую информацию через монитор. Нельзя не отметить и пятискоростную автоматическую, гидромеханическую трансмиссию модели с гидрообъёмным поворотным механизмом. Она поставляется немецкой компанией «Ренк».

Активная защита

Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.

Другие характеристики и системы

Масса модели «Меркава-4» составляет 65 тонн. Габариты машины в длину, ширину и высоту соответственно равняются 7970х3720х2660 мм. В состав экипажа входит четыре человека. Танк способен развивать скорость в 65 км/ч, а полного бака хватит ему примерно на 500 километров пути.

Чтобы не допустить поражения командира экипажа во время проведения боевых действий, разработчики предусмотрели внутри специальную башенку для него. На корпусе установлены четыре видеокамеры, которые выводят изображение на экран водителя, тем самым помогая ему в управлении. Отличная видимость при этом обеспечивается как в светлое, так и в тёмное время суток. Танк «Меркава-4», помимо всего прочего, оборудован системой автоматического пожаротушения. На башне установлены цепи с шарами, которые служат защитой для нижней её части от гранат РПГ. Для того чтобы облегчить водителю процесс маневрирования в узких местах, на корпус монтируются габаритные штыри.

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой. В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает.

www.syl.ru

Танк Израиля Меркава 5: описание, модификации и характеристики

29.04.2019

На протяжении всей недолгой истории независимости Израиль был вынужден воевать, отстаивая свои границы и защищаясь от атак террористов. Чтобы выстоять израильтянам пришлось уделять большое внимание развитию вооруженных сил и военно-промышленного комплекса. Сегодня армия Израиля (ЦАХАЛ) является одной из самых передовых и боеспособных вооруженных сил в мире, не менее продвинутым считается и ВПК страны. В 2010 году Израиль экспортировал продукции военного назначения на сумму 7,2 млрд долларов, выйдя на четвертое место в мире. Лучшие показатели имели только США, Россия и Германия.

В этом нет ничего удивительного: практически все израильские военные разработки проходят обкатку в реальных боевых условиях. Военное руководство страны большое внимание уделяет развитию бронетанковых войск и созданию новых, все более совершенных образцов бронетехники.

Уже несколько десятилетий основным танком ЦАХАЛа является «Меркава», его приняли на вооружение в конце 70-х годов прошлого столетия. С иврита «меркава» переводится как «боевая колесница», но значение этого слова несколько глубже. Оно встречается в ветхозаветных текстах и обозначает колесницу Бога и одновременно его трон, запряженную фантастическими животными.

Авторитетное американское аналитическое агентство Forecast International каждый год выпускает рейтинг лучших танков мира. В последние годы «Меркава» практически всегда занимает в нем лидирующую позицию, опережая немецкий «Леопард» и российский Т-90. По своей компоновке и некоторым характеристикам «Меркава» — это действительно уникальная боевая машина, которая не имеет аналогов среди современных боевых танков.

Особенностью «Меркавы» является ее разработка под специфичный театр военных действий и ее «заточенность» под тактические приемы, которые чаще всего используют танкисты ЦАХАЛа. С 1979 года были созданы четыре модификации «Меркавы»: Mk.1, Mk.2, Mk.3 и Mk.4. В настоящее время ведутся работы над созданием следующей модификации танка, но, скорее всего, «Меркава-5» будет боевой машиной нового поколения, непохожей на своих предшественников.

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.

Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.

Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.

При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых. Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок. Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков.

«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.

Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.

Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.

Описание конструкции

Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить пехотинцев, раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять роль БМП и БТР.

Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка – они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. У него есть три прибора (перископа) наблюдения, но из-за смещения его рабочего места влево, обзор сильно ограничен.

Между моторным и боевым отделением установлена броневая перегородка. Основной запас топлива находится в задней части бронированных надгусеничных ниш, в их передней части находятся воздухозаборники.

Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть. Башня «Меркавы» имеет разнесенное бронирование, между двумя основными стенками располагаются дополнительные элементы защиты. В задней части башни находится корзина.

В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика – справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.

Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.

В задней части танка находится отсек, в котором могут разместиться десантники (6 человек), четыре носилки с ранеными или дополнительный боекомплект. Тактика использования «Меркавы» не предусматривает перевозку десанта, обычно задний отсек используется для дополнительных снарядов.

«Меркава Mk.1» вооружена 105-мм пушкой М68, созданной в США и выпускаемой в Израиле по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет термокожух. Боекомплект составляет 62 выстрела. С пушкой спарен бельгийский 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый по лицензии. Еще два пулемета (7,62 мм) установлены на крыше башни. Над стволом орудия находится пулемет калибра 12,7 мм, который управляется дистанционно. Также на башне установлен 60-мм миномет, его боекомплект 30 мин.

Двигатель – американский дизель AVDS-1790-5A с турбонаддувом, трансмиссия — CD-850-6B, также производства США, она доработана местными специалистами.

Подвеска пружинная, типа Кристи. На каждой стороне находится шесть обрезиненных опорных катков и пять – поддерживающих. Гусеницы цельнометаллические, их ширина составляет 640 мм.

Модификации танка

«Меркава Mk.1» принимала участие в Ливанской войне 1982 года, израильские конструкторы после ее окончания создали модификацию «Меркава Mk.2». В ней был учтен опыт первого боевого использования танка. Изменения коснулись защищенности машины, ее проходимости и усиления огневой мощи.

Бронирование башни было усилено с помощью дополнительных экранов с комбинированной броней, аналогично была улучшена защита бортов. Миномет перенесли внутрь башни, теперь огонь можно было вести, не покидая машину. На башню были смонтированы корзины для различного имущества, которые являлись дополнительной защитой. Для защиты от кумулятивных боеприпасов на башню подвесили шарики на цепях.

Танк получил более совершенный баллистический вычислитель и дальномер, чуть позже на него установили тепловизор.

Масса «Меркавы Mk.2» увеличилась до 65 тонн.

«Меркава Mk.3». У этой модификации борта и башню получили дополнительную броневую защиту, на танк было установлено более мощное 120-мм гладкоствольное орудие MG251. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов. На «Меркаве Mk.3» были установлены датчики лазерного излучения, что предупреждали экипаж об опасности обстрела управляемыми ракетами. Данная модификация получила СУО «Матадор-3».
Масса «Меркавы Mk.3» составила 65 тонн.

«Меркава Mk.4». Был принят на вооружение в 2004 году. Его оснастили новым дизельным двигателем GD883 General Dynamics (США) с мощностью 1500 л. с. и трансмиссией Renk RK 325 (Германия) с пятью скоростями.

Значительно изменилась форма башни из-за новой конфигурации броневых модулей, а орудие получило маску. Также было усилено основное бронирование, заряжающий лишился люка, а люк командира стал настолько массивен, что открывается механически. Был улучшен обзор для механика-водителя, он получил видеокамеру заднего вида. Более надежной стала противоминная защита днища.

Командир танка получил новый панорамный прицел с тепловизором, прицел наводчика установлен на крыше. Танк оснастили новой БИУС «Цаяд».

На «Меркаву Mk.4» установили новое орудие MG253, что выдерживает более высокое давление пороховых газов. В нише башни появился автомат заряжания, в котором размещается 10 снарядов. Остальной боезапас расположен в корме танка.

После Ливанской войны 2006 года на «Меркаву Mk.4» был установлен комплекс активной защиты (КАЗ) «Трофи». Боевые машины, оснащенные КАЗ, получили обозначение «Меркава Mk.4M». «Трофи» предназначен для борьбы с противотанковыми ракетами (ПТУР) и реактивными гранатами. Система состоит из 4 РЛС, они обнаруживают боеприпас, подлетающий к машине, и дают команду уничтожить его.

КАЗ «Трофи» — это первая подобная система, которая прошла испытания в условиях реальных боевых действий.

Во время последней боевой операции ЦАХАЛа в Ливане боевики «Хезболлы» выпустили по танкам «Меркава Mk.4» более 1 тыс. ПТУР российского производства. Повреждения получили всего 22 машины (в основном старых модификаций), было потеряно 5 танков. То есть, эффективность современных российских ПТРК против «Меркавы» составила всего лишь 0,5%. Сейчас разрабатывается еще более совершенная КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»).

Стоимость одного танка «Меркаву Mk.4» составляет 3,7 млн долларов. КАЗ «Трофи» добавляет к этой сумме примерно 10%.

Оценка боевой машины и ее будущее

ОБС «Меркава» — это, без сомнения, один из лучших танков современности. Он имеет определенные недостатки, вызванные, в первую очередь, его нестандартной компоновкой. Из-за расположения двигателя в передней части машины нос танка сильно перетяжелен, что создает при стрельбе сильные продольные колебания корпуса и снижает точность. Тепло от двигателя сбивают работу прицельных приспособлений.

Нынешняя масса танка достигла 70 тонн, что говорит о невозможности дальнейшего наращивания брони. Массовое внедрение на танках СУО изменило статистику попаданий, теперь их больше приходится на корпус. У «Меркавы» он защищен меньше, чем башня.

Однако общая защищенность «Меркавы», удобство работы экипажа, высокая огневая мощь перевешивает вышеуказанные недостатки. При поражении израильского танка его экипаж просто превращается в пехоту, а любое серьезное поражение советских танков (российских, украинских) практически гарантировано приводит к гибели танкистов.

Технические характеристики

Экипаж4 человека
Масса с боекомплектом65 тонн
Длина танка7 м 45 см
Длина с пушкой9 м 40 см
Клиренс53 см
Ширина по гусеницам3 м 72 см
Высота по люк башни2 м 70 см
ХАРАКТЕРИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Мощь двигателя, 12-цилиндровый четырёхтактный дизель водяного охлаждения с турбонатдувом1500 л. с.
Ресурс бака с дизтопливом по трассе; емкость 1400 литров500 км
Скорость по трассе65 км/ч
Скорость по пашне50 км/ ч
Преграда угол подъема30 градусов
Преграда барьер1 м
Преграда ров3 м
Преграда брод1 м 38 см
БОЕВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Тип пушки; калибрГладкоствольная калибра 120 мм
Боекомплект пушки10 снарядов в автомате + 36 снарядов + 14 экстренно
Спаренный с пушкой пулемет FN MAG7,62 мм
Зенитный пулемет7,62 мм
Миномет60 мм
ЗАЩИТА И ОБОРОНА

militaryarms.ru

Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Несмотря на небольшие размеры, государство Израиль одна из самых значимых стран. Это справедливо как к европейско-ближневосточной, так и к мировой арене. Созданное в 1948 году, оно вынуждено было с рождения бороться за независимость и право на существование. Само собой, вести борьбу невозможно без нового и современного оружия.

Одной из главных разработок израильской армии, ЦАХАЛА, является танк «Меркава». Созданный, по сути, в спешке, в условиях постоянно надвигающейся войны, этот аппарат стал одним из лучших образцов бронетехники ХХ века, и в ХХI продолжает удерживать свои позиции.

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.

В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.

При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.

Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.

Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Сравнение с аналогами

Как известно, лучше всего характеристики танка выглядят, если сравнить их с аналогичными показателям у вероятного противника. Данная таблица приводит обобщенные данные самых распространённых основных танков и их модификаций.

 «Меркава» (Израиль)Т-90 (Россия)«Абрамс» (США)«Леопард 2» (Германия)
Вес, т7046,554,4…63,150,5…63
Толщина брони, мм800750750-950лобовая 700
Орудие120-мм MG253125-мм 2А46М-5120-мм М256Rheinmetall Rh-120 мм
Скорость, км/ч6065-7066-7268-72
Запас хода, км500550…650440…480500…550
Количество единиц, шт1970Более 2000Более 100003264

Как видно из таблицы, Меркава обладает невысокими ходовыми характеристиками, но сила ее в другом.

Расположение силовой установки серьезно повышает бронированность и безопасность экипажа на случай попадания средств ПТО противника. Не учитываются также развитие систем активной и динамической брони танков. Важен и момент боевого использования машин. Опыта экипажам израильских танков не занимать, чего нельзя сказать о, к примеру, немецких танкистах.

Боевая служба танков «Меркава»

Боевое крещение первенцы Таля получили в Ливанской войне 1982 года. Тогда, правда, новым разработкам не получилось померятся силами с советскими Т-72, стоявшими на вооружении сирийской армии. Возможно, оно и к лучшему, так как на первых машинах было огромное количество недочетов, связанных с ходовой частью и двигателями.

Вызывали вопросы и бронирование, и огневая мощь.

Это послужило причиной доработки и введения в строй последующих модификаций машины. Насчет этой войны имеется множество легенд, каждая сторона говорит о сотнях уничтоженных танков противника, поэтому верить всему просто нельзя.

С тех пор танки появляются всякий раз, когда государству Израиль грозит война. Широкое применение танки получили во время второй ливанской войны. Тогда израильские машины получили значительные повреждения, однако задумка Таля оказалась верна. Основная масса членов экипажей выжила и смогла продолжить службу.

Споры вызывает боевая эффективность машин в ходе столкновения с палестинцами. Официально потери в этой войне сводятся к легким повреждениям. Однако палестинцы утверждают, что данные ЦАХАЛА серьезно занижаются для создания ореола непобедимость «Меркавы».

Заключение

Среди современной бронетехники израильский танк «Меркава» выглядит одним из лучших образцов. Это неоднократно отмечалось многочисленными военными обозрениями и специалистами.

Важно помнить, что танк был разработан для выполнения конкретных целей и задач в конкретной местности.

Каким бы замечательным не был танк в Палестине, боевое применение его в условной Калужской области или где-нибудь на Одере вызовет множество вопросов и проблем. У танка есть неоспоримые преимущества, но и недостатков у него достаточно. Красноречиво говорит факт отсутствия этой модели на международном оружейном рынке.

<h3Видео>

warbook.club

Основной боевой танк “Меркава” Mk1/2/3/4

Основной боевой танк  “Меркава” Mk1/2/3/4

Историческая справка

Израиль начал разрабатывать свой танк в 1972 году, разработка затянулась до 1977 года, когда для прессы были переданы первые подробности и фотоснимок опытного образца танка “Меркава”.  Первый публичный показ танка состоялся в июле 1979 года, в день независимости Израиля, на центральном стадионе города Иерусалим. На конструкцию танка “Меркава” оказало влияние то, что израильтяне предпочитают вести оборонительные действия с позиций, подготовленных на скатах высот. В результате этого способа ведения огня предполагается высокая вероятность попаданий снарядов в район башни.

Поэтому при разработке нового танка основная цель состояла в переносе на возможно большую величину боевого отделения из башни в корпус, а также в уменьшении фронтального силуэта самой башни.

Другим фактором, который оказал влияние на конструкцию танка, явилось, как уже говорилось выше, требование израильтян о наибольшей вероятности выживания экипажа. По этой причине экипаж разместили ниже и сзади, двигатель и трансмиссия установлены впереди и защищены тяжелой литой броневой деталью, с внутренней стороны которой на некотором удалении установлена вторая броневая плита толщиной 60 мм . Полость между ними занимает топливный бак. Позади двигателя находится еще одна броневая перегородка толщиной в 20 мм . Таким образом, экипажу была обеспечена достаточная защита от фронтальных попаданий. Толстобронный корпус является единой отливкой. Большая часть составных элементов башни также отлита, из сварных плит состоит только передняя часть башни, которая сужается у ствола пушки.

 

Производство танка «меркава» Мк 1

Фото: © Osprey publishing.

Вооружение

            Для упрощения материально-технического обеспечения на вооружение танка была принята 105-мм американская пушка М68 (лицензионный вариант английской L7A1). Однако башня танка сконструирована таким образом, что при необходимости в ней могла быть установлена пушка большего калибра. Боекомплект танка “Меркава” составляет 62 выстрела, однако при необходимости, так сказать в перегруз, его можно увеличить до 85 выстрелов. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов: бронебойно-подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный с деформируемой головной частью, с готовыми поражающими элементами и дымовой.

            Специально для танка “Меркава” на основе американского БПС М735 был разработан бронебойно-подкалиберный с отделяющимся поддоном, стабилизированным оперением, со скользящим ведущим пояском М111 “Хец” (Стрела). Вольфрамовый сердечник этого снаряда диаметром 33 мм , по заявлениям израильских специалистов фирмы IMI, на дальности 2000 метров побивает стальную преграду толщиной 150 мм , расположенную под углом в 60 град.

Бронебойные подкалиберные снаряды “Хец- 6” , “Хец- 7” , “Хец- 10”

            Слева  от пушки установлен спаренный с ней  7,62-мм  пулемет,  В качестве дополнительного вооружения для борьбы с пехотой противника и низколетящими воздушными целями помимо спаренного пулемета на крыше башни на специальных кронштейнах могут устанавливаться 2 дополнительных пулемета FN MAG, с левой и правой  стороны башни. Боекомплект всех трех пулеметов составляет 2000 патронов.  Также  в  качестве дополнительного усиления огневой мощи на многих танках устанавливался дополнительный крупнокалиберный пулемет М2НВ. Пулемет размещен на маске пушки, и наводится вместе с ней. После того как положительно была оценена эффективность применения противопехотных 60-мм минометов, установленных на танках М60. было принято решение оснастить ими и первые “Меркавы”. Они крепились к правому борту башни у командирского люка. На “Меркаве Мк 2” подобные минометы уже входили в штатное вооружение танка. Миномет находится в левой передней части башни перед люком заряжающего, который мог вести стрельбу из него, не высовываясь из танка.  Основную часть боекомплекта миномета составляют осветительные и дымовые мины.

Для просмотра нажмите на изображение

Установка 60-мм миномета внутри башни

Защита

            Конструкция башни имеет оригинальное решение. Большая ее часть защищена двумя слоями разнесенной литой стальной брони. В передней части, между двумя броневыми стенками (толщина каждой 76 мм ), имеется промежуток примерно такого же размера, служащий для размещения патронных коробок к пулеметам. После первых боев в Ливане в 1982 году выяснилось, что принятая компоновка бронирования башни неэффективна и не обеспечивает должной защиты.

            Поэтому на модернизированном варианте танка Мк 2 в качестве усиления бронирования башни были установлены дополнительные листы, крепящиеся к башне болтами, а для защиты кормы от ПТУР и гранат РПГ использовали оригинальное решение, стальные шары, висящие на цепях. Для этих же целей на башне установили большую кормовую нишу, к которой они крепились.

            Отличительной особенностью башни также являются приваренные с правой стороны небольшие ребра, предназначенные для захвата пуль и осколков снарядов и предотвращения их рекошетирования в прицельные приспособления. Дополнительную защиту от флангового огня обеспечивают бортовые экраны. Они крепятся на корпусе вдоль борта танка, которые при забитии ходовой части грязью или песком могут выдвигаться в стороны. Экраны первых серийных танков “Меркава Мк 1” несколько отличались от тех, что были установлены на опытном образце, показанном в 1977 году. Экраны опытного образца танка были разделены в горизонтальной плоскости на две части, из которых верхняя могла поворачиваться наружу при заполнении ходовой части посторонними предметами. Доработке также подверглись и экраны танка “Меркава Мк 2” . Сложность их обслуживания предопределило их изменение в сторону упрощения, помимо того боевые действия 82-го года показали, что расстояние от бортового экрана, “Меркавы Мк 1” , до боковой части корпуса танка недостаточно для рассеивания кумулятивной струи при попадании в борт гранаты ПГ-7В от гранатомета РПГ-7. Поэтому в модификации “Мк 2” это расстояние увеличили на 50 мм за счет установки эллиптических рессор, к которым крепились бортовые экраны, что также способствовало уменьшению забиваемости ходовой части грязью и посторонними предметами.

Кроме мощной лобовой защиты, танк “Меркава” отличается от танков, стоящих на вооружении Израиля, еще рядом мероприятий, разработанных для обеспечения выживаемости экипажа при попадании в танк, они включают: систему противопожарной защиты, система ППО может быть задействована снаружи танка ручным способом, соответствующий рычаг находится в левой передней части корпуса; задние двери, через которые экипаж может быстро покинуть танк; размещение боеприпасов внизу кормовой части корпуса, как наименее подверженной поражению. Таким образом, реализация израильской танковой доктрины привела к созданию большой, тяжелой  машины с достаточно мощной броневой защитой в передней части танка и просторным боевым отделением. Боевое отделение может использоваться для транспортировки военнослужащих и имущества, а также обеспечивать эвакуацию с поля боя раненых.

Система управления огнем

            Требования израильтян к системе управления огнем танка “Меркава” были не такие строгие как, например, к системам танков М1 или “Леопард 2” . Они считали, что мощная броневая защита позволит танку подходить к противнику ближе и, следовательно, действовать с более высокой степенью вероятности попадания в зависимости от дальности. Октябрьская война 1973 года показала, что средняя дальность стрельбы для танков была гораздо меньше, чем было принято считать как на Западе, так впрочем и у нас. Например, в пустыне Синая большинство танковых боев проходило на дальностях 1000 метров , а на Голанских высотах среднее расстояние цели от танка составляло лишь 300 метров . Система управления огнем танка “Меркава Мк 1” , именуемая “Матадор 1” , включала в себя баллистический вычислитель и лазерный дальномер и по существу являлась аналогом системы СУО М60А1 с введением в вычислитель  дополнительных баллистик  на боеприпасы израильского производства. На первых серийных танках вооружение, как и на американской машине, не было стабилизировано. Возможность ведения огня с ходу первоначально не являлось основным требованием израильтян к СУО танка, считающих ее второстепенной по сравнению со стрельбой с места. Израильские танки должны были занимать свои позиции на скатах высот по возможности до боя. На модернизированном танке “Меркава Мк 2” была установлена СУО “Матадор 2” , состоящая из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного, а не аналогового, как на Мк 1, баллистического вычислителя и лазерного дальномера. Последним может пользоваться как наводчик, так и командир танка.

Подвижность

            Почти на всех израильских танках установлены дизельные двигатели AVDS-1790 фирмы “Теледайн Континенталь”, хорошо освоенные в войсках, в качестве силовой установки для танка “Меркава” был выбран именно этот тип двигателя. Мощности серийного образца для 60-тонной машины было недостаточно, поэтому двигатель форсировали до 900 л .с.

            Ходовая часть  для  танка “Меркава” была специально разработана английской фирмой с участием израильских специалистов, которые предложили за основу ходовую часть танка “Центурион”. На каждом борту имеется по шесть опорных катков, которые попарно соединены с узлами подвески. Из-за перегруженной передней части танка передний каток первой тележки был усилен ребрами жесткости. Так как израильтяне сделали выбор в пользу подвески танка “Центурион” (особенно благодаря ее противоминной стойкости), то вопрос об использовании торсионной подвески при проектировании танка не возникал. При анализе выбора подвески было обращено внимание на то, что торсион может быть поврежден в результате взрыва мины до такой степени, что замена его в полевых условиях сопряжена со значительными трудностями. Танк “Меркава” имеет подвеску со спиральными пружинами, которая избавлена от недостатков более старых подвесок типа “тележка” и обеспечивает ход опорных катков более 120 мм , что оказывает положительное влияние на условия вождения по пересеченной местности. Кроме того, одним из положительных моментов, определивший выбор именно на этот тип подвески, явилось то, что узел подвески крепится к корпусу четырьмя болтами и может быть легко заменен при повреждении.

            Танк оснащен гусеницами с открытым металлическим шарниром, заимствованными с танка “Центурион”, так как они обладали более высокой надежностью в сравнении с американскими образцами. Гусеница состоит из 110 траков шириной 640 мм .

Модификации:

“Меркава Симан 1” (“Меркава Мк.1”)

Первая модель. Двигатель “Теледайн Континенталь” AVDS-1790-6A в 908-л.с., гидромеханическая полуавтоматическая трансмиссия “Аллисон” CD850-6BX, 105-мм нарезная пушка М68 (производится фирмой ИМИ по американской лицензии), СУО “Матадор Мк.1”

Меркава Мк.1 и Меркава Мк.2

“Меркава Симан 1 Бет” (“Меркава Мк.1В”)

Частичная модернизация уже построенных Мк.1 до уровня Мк.2. На корзину на корме башни навешан противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; по-видимому, СУО “Матадор Мк.1” модернизирована до уровня Мк.2. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов).

“Меркава Симан 2” (“Меркава Мк.2”)

Вторая модель, запущенная в серийное производство. СУО “Матадор Мк.2”, новые бортовые экраны, новая автоматическая трансмиссия израильского производства (фирма “Ашот”), дополнительное бронирование башни, миномёт во внутреннем исполнении и др.

“Меркава Симан 2 Бет” (“Меркава Мк.2В”)

Сменила Мк.2 в серийном производстве, имеет усовершенствованную СУО (в её состав введён тепловизор.

“Меркава Симан 2 Бет дор Далет” (“Меркава Мк.2В с бронёй 4-го поколения”)

Модернизация ранее построенных “Меркава Мк.2В”; основное отличие — дополнительное бронирование корпуса и башни т.н. “бронёй 4-го поколения” (“дор” на иврите — “поколение”).  “Меркава Мк.1” имела броню 1-го поколения, Мк.2 — второго, а Мк.3 — третьего. Танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса (над местом механика-водителя).

“Меркава Симан 3” (“Меркава Мк.3”)

            Несмотря на эффективную подвеску танка, мощности форсированного двигателя все же явно не хватало. Поэтому для израильского командования, в связи с появлением нового поколения русских танков в Сирийской армии, вопрос об усовершенствовании “Меркавы” встал на первое место. Частичным решением вопроса стало появление “Меркавы Мк 2” . Однако было ясно, что нужно искать другой путь, в частности, повышения защищенности танка, так как установка более мощного двигателя и нового 120-мм орудия было делом решенным. Для этого на новом танке, названном “Меркава Мк 3” , применили так называемую “модульную броню”, крепящуюся к танку специальными болтовыми соединениями. В составе “специальной брони” используется многослойное бронирование. При выходе из строя такой брони в результате попадания снарядов противника она может быть легко заменена в полевых условиях на другую. Учитывая опыт боев в Ливане, где часть танков была безвозвратно потеряна из-за детонации боеприпасов после попадания противотанковой гранаты в корму машины, где находится почти весь боезапас, на “Мк 3” установили в уязвимых частях кормы танка, там, где находятся отсеки ФВУ (слева) и аккумуляторных батарей (справа) и где нет практически никакого бронирования, специальные корзины. Снаружи они прикрыты алюминиевыми пластинами, а внутри их может перевозиться ЗИП или другое имущество. Бортовые экраны по конструкции аналогичны версии “Мк 2” , только дополнительно с внутренней стороны, до середины экрана, крепится броневой лист толщиной 25 мм .

            Другим фактором, повышающим выживаемость танка “Меркава Мк 3” на поле боя, явилось применение датчиков обнаружения РЛС миллиметрового диапазона и лазерного излучения, которое используют расчеты противотанковых средств, передовые авианаводчики для подсветки авиационных боеприпасов, применяемых против танков. Это дает экипажу танка время на принятие решения об использовании средств маскировки или противодействия при помощи штатного вооружения.

            Примененное  на “Мк 3” 120-мм орудие MG251 является вариантом западногерманской 120-мм системы, отличие состоит в том, что израильтяне разработали малогабаритное противооткатное устройство и  усовершенствовали эжектор. Для израильской пушки могут быть использованы как американские, так и немецкие боеприпасы. Количество выстрелов, в сравнении с вариантом танка со 105-мм пушкой, уменьшено до 48 выстрелов. Дополнительное вооружение аналогично варианту “Меркава” Мк 2.

            Система управления огнем нового танка схожа по составу и архитектуре построения с СУО танка М1 “Абрамc”. Командир танка имеет отводы оптических ветвей дневного и ночного каналов прицела наводчика. В последнем используется встроенный лазерный дальномер и вертикальная стабилизация поля зрения прицела. Командир имеет возможность брать управление огнем на себя и при помощи как своего перископического прибора наблюдения, так и основного прицела, давать целеуказание наводчику. Электрогидравлические приводы наведения орудия танка на “Меркаве Мк 3” заменены на электромеханические, имеется ручной дублированный привод. На предыдущих “Меркавах” ручного механического привода не было (приводы наведения пушкой были заимствованы у М60А1). Отсутствие независимого подъемного механизма делало систему наведения ранних “Меркав” ненадежной. Отказ в работе, повреждения общих для ручного и основного наведения гидравлических приборов или утечка масла из гидросистемы наведения в бою приводили к утрате огневой эффективности танка. Поэтому на “Мк 3” ввели механические приводы наведения пушкой.

            Подвижность танка повышена за счет установки 1200-сильного двигателя AVDS-1790-9AR фирмы “Теледайн Континенталь” форсированного до 1200 л .с. и усовершенствованной гидромеханической трансмиссии.

            Первые танки “Меркава Мк 3” начали поступать в бронетанковые части Армии Обороны Израиля в начале 1990 года по цене за один экземпляр 2,3 млн. долларов. Танк “Меркава” никуда не экспортировался. Сейчас у Израиля 1,050 “Меркава- 2” и 700 “Меркава- 3” .

“Меркава Симан 3 Бет” (“Меркава Мк.3В”)

Сменила Мк.3 в серийном производстве, имеет усовершенствованную броневую защиту.

“Меркава Симан 3 Бет Баз” (“Меркава Мк.3В Баз”)

Сменила Мк.3В в серийном производстве. Основное отличие от Мк.3В новая СУО “Баз” (коммерческое название — “Knight Mk.3”). На иврите “Баз” означает “Сокол” (или Сверкающая молния). Среди прочего, “Баз” способна сопровождать выбранную движущуюся цель в автоматическом режиме, что резко повышает вероятность их поражения и позволяет танку довольно эффективно бороться даже с низколетящими вертолётами, используя обычные снаряды. Кроме этого, в СУО включён независимый панорамный прицел командира.

СУО “Баз” (“Knight Mk.3”)

“Меркава Симан 3 Бет Баз дор Далет” (“Меркава Мк.3В Баз с бронёй 4-го поколения”)

“Меркава” Мк.3В Баз с бронёй 4-го поколения

Для просмотра нажмите на изображение

Рисунок: © Osprey publishing.

“Меркава Мк.3 Баз” с модульной бронёй новой конфигурации. Внешне легко отличаема от предыдущих моделей по выступающим в стороны модулям брони на бортах башни. Новые цельнометаллические опорные катки.

На схеме : Модули бронирования танка “Меркава 3” Баз с модульной бронёй

Для просмотра нажмите на изображение

“Меркава Симан 4” (Меркава Мк.4)

Для просмотра нажмите на изображение

Рисунок: © Osprey publishing.

            Новый ОБТ, “Меркава” Mк 4 был впервые представлен публике в 2002. К 2004г. первый батальон, вооружённый этими танками, стал боеготовым, а к 2005г. на “Меркава- 4” будет полностью перевооружена одна из регулярных бронетанковых бригад. Первая часть, получившая на вооружение танк «Меркава» Мк 4  рота батальона «Шелах» 401-й бригады «Иквот ха-Барзель». В почсследствии бригада перевооружается на Мк 4  полностью.

            На танке “Меркава” Mк 4 установлен дизельный двигатель V-12 мощностью 1500 л .с. – улучшение по сравнению с силовой установкой танка Mk 3 мощностью 1200 л .с. Компоненты двигателя производятся фирмой MTU Германии, собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD 883. Двигатель размещен в передней части корпуса, два топливных бака размещены в кормовой части танка и один – в передней части.

            На танке Mk 4 установлена 120-мм гладкоствольная пушка. Заряжание пушки обеспечивается полуавтоматической системой, которая выбирает один тип боеприпаса из нескольких, включающих новые перспективные 120-мм снаряды с высокой пробивной способностью.

Вращающийся автомат полуавтоматической системы заряжения, выбирает один из типов выстрелов и выдает его заряжающему. Механизм рассчитан на 10 выстрелов

Танк Mk 4 больше танка Mk 3 и имеет лишь один люк в башне, который используется командиром. Представитель промышленности заявил, что башня была усовершенствована после того, как на модели Mk 3 были обнаружены проблемы со стабилизацией.

Для просмотра нажмите на изображение

Фото: Журнал «Ширъон»

Система управления огнем танка “Меркава” Мk 4 включает усовершенствованный телевизионный и тепловизионный каналы и автоматический прибор сопровождения цели, и стабилизированный панорамный прицел. В кормовой части танка установлена камера для обеспечения водителю заднего вида при маневрировании танка.

Для улучшения обзора при боевых действиях в городских условиях на танке «меркава» Мк4 установлена новая командирская башенка.

Командирская башенка для танков “Меркава” Мk 3 и “Меркава” Мk 4

Фото: By Fresh.co.il

            Представители министерства обороны заявили, что ключевым качеством танка “Меркава” остается его защита, включая системы опознавания и предупреждения об угрозе электромагнитного облучения. Они сообщили, что танк Mk 4 оснащен специальной модульной броней, которой впервые защищена башня. Каждый из 48 снарядов, размещенных в танке Mk 4, упакован в защитный контейнер для предотвращения взрыва в случае попадания в танк.

После атак со стороны палестинцев, во время которых два танка “Меркава” Mk 3 были уничтожены минами, днище корпуса танка Mk4 было оснащено дополнительной защитой.

Для просмотра нажмите на изображение

На танке “Меркава” Мk 4, как и на ее предшественниках, установлено модульное бронирование башни. В случае поражения одного из модулей он может быть заменен без выполнения долговременного ремонта.

Также преимуществом модульного бронирования является простота его модернизации при необходимости усовершенствовать бронезащиту танка.

На фото показан внешний вид и габаритные размеры бронирования копуса и башенных мрдулей танка “Меркава” Мk 4

На танке Меркава 4 впервые в зарубежном танкостроении был установлен комплекс активной защиты Trophy. Комплекс активной защиты “Trophy” предназначен для защиты танка от противотанковых управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов.

            Режим работы комплекса автоматический и сопровождение целей  радиолокационное. Защищаемый сектор 360 град.

Для просмотра нажмите на изображение

На фото задняя часть башни танка «меркава» с установленным КАЗ “Trophy”. Видны задние  радиолокационные станции.

            Четыре радиолокационные станции, расположенные по периметру башни непрерывно  излучает  в  близлежащее пространство электромагнитные волны. На дальности в несколько десятков метров РЛС обнаруживает нападающий противотанковый боеприпас и выдает команду на его уничтожениеКомплекс активной защиты Trophy совместного производства израильской фирмы

RAFAEL / IAI Elta предназначается прежде всего для установки на новый танк «Меркава» Мк4. Кроме того комплекс может быть установлен и на более легки машинв, например БМП «Бредли» и «Страйкер».

            Система закуплена армией США для использования в Ираке, на боевой машине «страйкер» и танке «Абрамсы».

            Расчетная стоимость танка 3,7 млн. долларов за единицу. Расчетная стоимость КАЗ “Trophy” не более 10% стоимости танка.

ФОТО ТАНКА МЕРКАВА МК 4

   

Слева — защитные экраны бортов танка

Справа – замена двигателя в полевых условиях

 

Слева – камера заднего обзора.

Справа – замена трака.

ФОТО ТАНКА МЕРКАВА МК2/3

А прыгать умеют не только Т-80

Бронирование башни МК2

 

На оккупированных территориях

Израиль Таль на фоне «Меркавы»

Для просмотра нажмите на изображение

Характеристики:

                                                                        Мк1/Мк2        Мк3                 Mk4

Боевая масса, т                                            56/60               65                   70

Экипаж (десант)                                           4 (10)             4 (10) 4 (10)

Габаритные размеры, м    

длина (по корпусу)                                       7.45                7.6                   7.8                  

ширина                                                          3.7                  3.7                    3.72

высота (по крыше башни)                            2.65                2.66                 2.66

Клиренс, м                                                     0.53

Вооружение, кол-во х калибр, мм    

пушка (тип)                                                    1х105              1х120              1х120

пулеметы                                                      3х7.62             3х7.62             2х7.62 

миномет                                                        1х60                1х60                1х60

Боекомплект, шт    

выстрелов                                                     62                    48                   48

патронов                                                       10000              —                      —

мин                                                                30                    —                      —

Мощность диз. двигателя, л.с.                   900                  1200               1500

Максимальная скорость по шоссе, км/ч     44/58               55                   60

Запас хода, км                                              400 / 500        500                  500

Преодолеваемые препятствия    

подъем, град                                                30                    30                    30

вертикальная стенка, м                               1                      1                      1

ров, м                                                 3                      3                      3

глубина брода, м  

— без подготовки                                           1,4                   1.38                 1.38

— с подготовкой —                                           —                      2.4                   2.4

 

Использованные материалы:

Fresh.co.il

Waronline.org

«Меркава» М.Никольский Техника и Вооружение № 1 за 2000 год

Рисунки: Modern Israeli Tanks and Infantry Carriers 1985-2004 © Osprey publishing.

Благодарность Splintery

btvt.narod.ru

Танк Merkava Mk.4 (Израиль)

Танк Merkava Mk.4


Меркава Mk.4 (Merkava Mk.4) — основной боевой танк, поступил на вооружение Армии обороны Израиля в 2004 году. Это дальнейшее развитие Меркава Mk.3 . В общей сложности 360 танков этой модификации построены и еще 300 были заказаны. В настоящее время Mk.4 Меркава входит в число 10 лучших основных боевых танков в мире.

Меркава Mk.4 немного больше, чем Mk.3. Новый танк является одним из самых защищенных танков в мире. Он имеет новую броню, по сравнению с предшественником. Корпус Меркава Mk.4 был изменен для возможности установки нового двигателя. Переднее расположение двигателя танка улучшает фронтальную защиту экипажа. Mk.4 оснащен новой модульной броней, которая может быть изменена в соответствии с конкретными боевыми условиями. Нижняя часть корпуса была усилена для лучшей защиты от мин. Танк может также быть оснащен системой активной защиты Trophy. Система защиты (Protection Suite) включает в себя передовые технологии идентификации предупреждения нападения. Этот танк также хорошо защищен от управляемых ракет и лобовых выстрелов противотанкового оружия.

На Merkava Mk.4 устанавливается 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная в Израиле компанией Military Industries (IMI). Это дальнейшее развитие пушки от Меркава Mk.3. Это оружие предназначено для поддержания высокой плотности огня, обладает более высокой начальной скоростью снаряда. Этот танк может стрелять различными 120-мм снарядами, в том числе противотанковыми ракетами LAHAT.
Он может вести огонь всеми стандартными боеприпасами НАТО. Десять выстрелов хранятся в электрически управляемом магазине и готовы к подаче в ствол в любой момент. Каждый боеприпас хранится в защитном контейнере, для защиты экипажа в случае взрыва боеприпасов. Податчик магазина в полуавтоматическом режиме выбирает тип боеприпасов.

Танк оснащен новой системой управления огня, которая включает в себя некоторые уникальные возможности. Одним из них является возможность стрельбы по вертолетам с использованием обычных боеприпасов.

Вторичное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета, и  60-мм миномета.

Танк оснащен системой управления боя. Это позволяет экипажу планировать тактические действия, и быть в курсе тактической обстановки.
Интегрированная система боевого управления сочетает в себе единое управление из КП танками, противотанковыми и артиллерийскими подразделениями и вертолетами, что в комплексе составляет комбинированную боевую целевую группу.

Экипаж Merkava Mk.4 состоит из четырех человек, включая командира, наводчика, заряжающего и водителя. Кроме того, он может перевозить восемь военнослужащих и троих раненых на носилках на месте боекомплекта. Десант входит и выходит через задний люк.

Mk.4 оснащен дизельным двигателем General Dynamics 883 V-12, который развивает мощность в 1 500 л.с. и обеспечивает на 25% больше мощности по сравнению с предыдущими двигателем (1 200 л.с.) на Merkava Mk.3. Этот двигатель был разработан немецкой компанией  MTU, но изготавливается компанией General Dynamics Land Systems в США. Этот же двигатель используется на французском танке Леклерк. Модуль — двигатель и трансмиссия расположены в передней части корпуса. Это уникальный проект, который позволил освободить место для десанта или груза в задней части корпуса. Он может перевозить до 10 военнослужащих, если выгрузить боеприпасы.

Merkava Mk.4 в настоящее время не поставляется на экспорт, но некоторые его системы и компоненты доступны для экспорта.

Модификации на основе Mk.4:

Namer — тяжелый бронетранспортер, на основе Меркава Mk.4. Он имеет экипаж из двух человек и может перевозить 10 полностью экипированных войск. Автомобиль имеет уровень защиты, сопоставим с танком Merkava Mk.4. Он поступил на вооружение Армии обороны Израиля в 2008 году.

mostinfo.su

Танк Mk 4 «Меркава» | Военное оружие и армии Мира

Компоновка танка Mk 4 идентична танкам «Меркава» предыдущих модификаций. Боевое отделение и башня находятся в задней части машины, с входным люком в корме корпуса.

Башня имеет эллиптическую форму спереди и с боков. В крыше башни имеется только командирский люк, люк заряжающего отсутствует. Отделение управления находится слева впереди башни.

КОМПОНОВКА И ЗАЩИТА

Модульная защита, установленная на танке, включает в себя как активные, так и пассивные элементы. Так как ПТУР чаще всего поражают танки в верхние листы, основное внимание было уделено защите против атак сверху. Люк заряжающего убран, так как отверстие в башне снижает ее защищенность. Установка нового двигателя позволила перепроектировать корпус танка, на котором усилена защита лобовой части. Обзор с места механика-водителя также улучшен, так как больше нет выпуклости на правой передней стороне корпуса. Для обеспечения обзора водителю при движении задним ходом на кормовой части корпуса слева установлена видеокамера заднего обзора. Она является составной частью системы TST (Tank Sight System), разработанной фирмой «Вектор» и обеспечивающей наблюдение за местностью в дневных и в ночных условиях. На танке установлены четыре камеры, обеспечивающие выдачу изображения на любой из четырех мониторов, установленных в танке, что дает возможность вести наблюдение на 360°.

Как и на ранних модификациях «Меркавы», приоритет отдан обеспечению защиты экипажа, для чего боекомплект размещен в защищенных контейнерах, установлены автоматические системы пожаротушения и коллективной защиты от ОМП. Также обеспечен более высокий уровень защиты против мин.

ВООРУЖЕНИЕ И СУО

Главное вооружение танка — 120-мм гладкоствольная пушка MG253, разработанная компанией iMt (Israel Military Industries). Она сгала дальнейшим развитием орудия, установленного в танке «Мерка ва» Мк 3. Пушка оснащена новыми противооткатными устройствами со сжатым газом и интегральным теплоизоляционным кожухом ствола, разработанным фирмой «Видко Индастриз». Пушка выдерживает повышенное давление в канале ствола, что позволяет применять более эффективные кинетические боеприпасы. Кроме того, из пушки можно вести огонь управляемыми ракетами LAHATc полуактивной лазерной системой наведения. Боеукладка танка находится в защищенном отсеке в кормовой части корпуса. Здесь находятся 38 выстрелов, каждый из которых размещен в специальном контейнере. В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм. Специальная полуавтоматическая система позволяет заряжающему выбирать нужный тип боеприпасов для поражения цели. В полуавтомате заряжания находится 10 выстрелов. При заряжании пушка стопорится под заданным углом.

Танк вооружен спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом FN MAG и другим — таким же, установленным на турели по правому борту башни. Из этого пулемета командир танка может вести огонь дистанционно — изнутри башни, разворачивая его на 360°. Штатным является и 60-мм казнозарядный миномет для стрельбы дымовыми, осветительными и противопехотными минами. На башне смонтированы кассеты дымовых гранатометов. Боекомплект вспомогательного вооружения состоит из 10 000 патронов и 30 мин.

На «Меркава» Мк 4 установлена самая современная система управления огнем. Командир и наводчик имеют независимые полностью стабилизированные прицелы с современными тепловизорами. Имеется и система автосопровождения цели. Фирмой «Элбит» для «Меркава» Мк 4 разработана танковая информационно-управляющая система (ТИУС).Она собирает информацию с электрических и оптических датчиков, навигационного оборудования и средств коммуникации. Данные отображаются на цветном дисплее, что позволяет экипажу быстрее оценивать ситуацию и принимать решения. Система отображает данные в реальном времени не только относительно своего танка, но и позволяет обмениваться ею между машинами.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Силовая установка управляется компьютером и включает в себя дизельный двигатель серии MTU88-3 мощностью 1500 л. с. и автоматическую пятиступенчатую трансмиссию «Ренк» RK325.

Ходовая часть танка представляет собой модернизированную ходовую часть танка «Меркава» Mk 3. При ее разработке основной целью было обеспечение возможности движения со скоростью 60 км/ч с минимальным дискомфортом экипажа.

СИСТЕМА «ТРОФИ»

После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка комплексом активной защиты (КАЗ) «Трофи» израильского производства, предназначенной для уничтожения угрожающих танку снарядов ПТРК/РПГ. Серийное производство танков, оснащенных КАЗ «Трофи» и получивших обозначение «Меркава» Mk.4 BAZ, началось в конце 2008 года, а весной 2009-го они стали поступать в войска. На танке установлено четыре РЛС, обеспечивающих круговой обзор для КАЗ. Система создает над танком защищенную полусферу, отслеживая при помощи радаров потенциальные угрозы и уничтожая выпущенные по машине противотанковые ракеты.

В декабре 2010 года были проведены испытания, в которых система «Трофи» отразила выстрел ПТУР без боеголовки. 1 марта 2011 года система «Трофи» прошла первое боевое крещение — палестинские террористы, находившиеся в непосредственной близости к пограничному ограждению с сектором Газа, обстреляли с короткого расстояния из РПГтанк 9-го батальона 401 бригады. Система «Трофи» моментально зафиксировала выстрел и выпустила средства нейтрализации, в результате чего ракета взорвалась в воздухе на безопасном расстоянии. Ни танку, ни танкистам не был причинен ущерб. В июне 2012 было завершено оснащение танков 401 -й бригады КАЗ «Трофи».

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

По различным оценкам Армия обороны Израиля уже получила от 350 до 400 единиц.

Первая учебная рота танков «Меркава» Mk 4 была сформирована в 4б-м батальоне «Шеллах» 401-й бригады «Иквот ха-Барзель» 27 июля 2003 года. Полное перевооружение первого батальона завершилось летом 2004 года, а в начале 2005 года вся 401 -я бригада была вооружена танками этого типа. К 2013 году планировалось завершить перевооружение танками «Меркава»- Mk 4 еще двух бригад — 7-й регулярной и резервистской.

В составе 401-й бригады танки «Меркава» Mk 4 принимали участие в Ливанской войне 2006 года. В ходе боев с боевиками «Хезболлы», под данным Израиля, было подбито шесть танков «Меркава» Mk 4. При этом два танка были потеряны безвозвратно. Один от огня ПТУР, другой — от подрыва на фугасе примерной мощностью 300-350 кг тротила.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь