странный не значит плохой (18 фото) . Чёрт побери

Все-таки на этих Британских островах не все как у людей. Особенно в те времена, о которых мы ведем речь, особенно в отношении танков. Ладно там, фунты-дюймы, но ведь и классификация была – за голову можно взяться и оторвать. Вот у людей были легкие, средние, тяжелые танки. А у британцев – крейсерские, пехотные… Вот о пехотном танке «Матильда» речь у нас и пойдет.


Пехотный танк «Матильда II» был предназначен для сопровождения пехоты. Это следовало из его названия, что в целом ясно и понятно.
27-тонная машина была защищена 78-мм броней, которую на тот момент не пробивала ни одна немецкая пушка. Исключение являла 88-мм зенитка и появившаяся позднее 75-мм противотанковая пушка.
Вооружался танк 40-мм пушкой или (несколько позже) 76-мм гаубицей. В качестве двигателя использовалась спарка дизелей АЕС или «Лейланд» общей мощностью 174 или 190 л.с., что позволяло развивать скорость до 25 км/ч.


В целом очень неспешный и хорошо забронированный танк, если в цифрах. Если сравнивать «Матильду», то здесь уместно сравнение с КВ-1, как ни крути, с тяжелым танком.
Здесь суть пехотного танка. Ему не надо быть быстрым, пехота в любом случае больше 5 км/ч не даст по скорости. В атаке – 10. Так что 25 км/ч – вполне. Достаточно, так как «Матильде» не надо было по задумке никого догонять или от кого-то быстро сматываться. Этот танк должен был ползти вместе с пехотой и поддерживать ее огнем, броней и гусеницами.
Вообще, скажем так, «Матильда» была не совсем в рамках нашего понимания. Особенно если речь идет о сравнении с советскими аналогами.


По бронированию «Матильда» превосходила наш тяжелый KB (78 мм против 75 мм), но уступала 76-мм пушке по огневой мощи.
40-мм английская пушка по бронепробиваемости не уступала нашей «сорокопятке» легких танков. Нашими танкистами отмечалась «надежность работы дизельного двигателя и планетарной коробки передач, а также простота в управлении танком».
Броня, скорость и маневренность тяжелого танка и вооружение легкого. Средний танк?


Так, кстати, «Матильду» и записали. Средним танком. И поставили в один ряд с Т-34, что в целом выглядит так себе. Танки разные по сути и предназначению, а также по способности выполнять задачи.
Одним из главных недостатков вооружения «Матильды» являлось отсутствие осколочно-фугасных снарядов к 40-мм пушке. Поэтому уже в декабре 1941 года на основании распоряжения Государственного Комитета Обороны конструкторское бюро Грабина на заводе № 92 разработала проект перевооружения «Матильды» 76-мм пушкой ЗИС-5 и пулеметом ДТ.
Однако перевооружение не потребовалось. Британские союзники сделали надлежащие выводы и уже весной 1942 года в нашу страну стал прибывать танк огневой поддержки пехоты MK.II «Матильда CS», вооруженный 76,2-мм гаубицей, имеющий в боекомплекте фугасные снаряды. Реально с этого момента «Матильда» могла бороться не только с бронетехникой противника.


Минусом ситуации было отсутствие бронебойных снарядов для гаубиц.
То есть танк существовал в двух ипостасях: противотанковой и противопехотной. Выглядит несколько нелогично, но таков был расклад.


Всего до августа 1943 года в Великобритании было выпущено 2 987 «Матильд», из которых 1 084 штуки были отправлены, а 918 прибыли в СССР. Разница на боевом счету люфтваффе и кригсмарине.


С момента поступления первых партий «Матильд» в Красную Армию наши танкисты хлебнули с ними горя. Это отмечено в массе мемуаров и официальных рапортов.
«Матильды» прибывали в СССР, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. А поставки, напомню, начались в предзимний период.


Поэтому были случаи, когда танки скатывались с обледенелых дорог в кюветы.
Для решения этой проблемы на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». Да, первые английские танки, которые «подковали» наши механики, были именно «Матильды».


Дальше – больше. В сильные морозы трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали даже при включенном двигателе.


Если внимательно посмотреть на фальшборт танка, то отчетливо виден ряд «окошек» небольшого размера, расположенных в верхней части фальшбортов. Где-то в африканской пустыне через эти «окошки», с траков свободно сыпался песок, для чего они и были предназначены.
А у нас, в реалиях России? Двигаясь по сплошной грязи и болотам, за фальшборта танка постоянно набивалась грязь, в результате гусеницу нередко просто заклинивало. Двигатель глох и в наступившей тишине, экипаж, матерясь и поминая своего железного английского коня недобрыми словами, лез доставать шанцевый инструмент и буксирные троса.
Воспоминания фронтовиков подарили не один рассказ о том, как экипажам «Матильд» приходилось чуть ли не через каждые 4–5 километров останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой.


В целом складывается впечатление, что нам досталась этакая капризная и даже тепличная леди, которую нереально использовать в наших условиях.
Да, в советские времена так все и преподносилось. Дескать, союзники поставляли отборную гадость. Однако англичане здесь ни при чем, они нам поставили такую технику, которую мы им сами и заказали. А вот как вышло, что танк, предназначенный для ведения боевых действий в африканских пустынях попал воевать на российское бездорожье, в леса и болота, этот вопрос так до сих пор и остается без четкого и ясного ответа. Равно как и имена тех, кто отбирал и заказывал танки.
Тем не менее, «Матильды» попали в нашу армию и с этим уже ничего нельзя было поделать, за исключением их использования.
Да и жалобы на «хлипкость» английских танков, скажем так, не совсем справедливы. Экипажи танков готовили в Казани. Матчасть изучали в Горьком, где «обкатывали» танки. Пятнадцать дней, которые отводили экипажам на освоение не самой простой импортной техники было явно недостаточно. Так что довольно много английских танков выходило из строя и по вине самих экипажей, как из-за сложности техники и цейтнота военного времени, так и благодаря невысокому уровню подготовки экипажей.


Общее заключение по английскому пехотному танку было следующим:
«Танк MK-IIa обладает, сравнительно со средними танками СССР, США и Германии тем преимуществом, что в нем сочетаются мощная круговая броневая защита со сравнительно небольшими габаритами и боевым весом.
Положительным качеством является также примерная равноценность броневой защиты лобовой части, бортов и кормы танка.
Вооружение танка МК-IIа (40-мм танковая пушка) обеспечивает возможность поражения большинства танков противника – танки T-I, T-II в любую часть корпуса и башни; T-3, T-4 и «Прага-38-Т» — за исключением экранированных лобовых листов.
Танк обладает вполне удовлетворительной обзорностью.
Боевой вес танка является вполне приемлемым с точки зрения железнодорожных перевозок и проходимости по дорожным мостам и переправам.
К недостаткам танка MK-IIa следует отнести:
а) неудовлетворительную динамику танка, обусловленную малой удельной мощностью. Этот недостаток ограничивает возможность динамического преодоления препятствий.
б) ограниченную маневренность танка. Танк является в полном смысле этого слова Infantry (пехотным), так как низкие скорости движения и малый запас хода по топливу затрудняют его использование в отрыве от баз и других родов оружия».


Про ходовую часть английских танков у нас было принято писать исключительно в негативных тонах. Но испытания специалистов испытательного полигона бронетанковой техники в Кубинке показали, что «Матильда» имела и явно положительные стороны.
Например, наличие фальшбортов не только усложняло монтаж ходовой и утяжеляло танк, но и одновременно облегчало преодоление надолбов и противотанковых ежей. Кроме того, экраны предохраняли ходовую часть от поражения снарядами.
В целом ходовая часть «Матильды» была признана не плохой, а, скорее, специфичной.
Средняя скорость движения по ухабистой и покрытой снегом дороге составила 14,5 км/ч, танк при этом расходовал 169 литров топлива на 100 километров. На бездорожье скорость резко падала – до 7,7 км/ч. Значительно увеличивался и расход топлива, составлявший 396 литров на 100 километров. В таких условиях запаса топлива танку хватало всего на 55 километров.
Неудивительно, что в наших реалиях дополнительный топливный бак на корпусе танка стал штатным.


Танк показал очень хорошую проходимость по снегу. Предельной глубиной снежного покрова для него были 600 мм, такие сугробы преодолевал далеко не каждый средний танк. Проблемы возникали при подъеме на заснеженных участках: из-за плохого сцепления с грунтом танк не мог преодолеть подъем крутизной в 12 градусов.
Однако, если закрыть глаза на врожденные проблемы с проходимостью по грязи, то, согласно докладам и рапортам, «Матильда» была вполне себе танк.
«Танки MK-II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200—250 снарядов и по 1-1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550-600 моточасов вместо положенных 220 ч.
Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17-19 попаданий снарядом калибра 50 мм снарядов и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулеметов».


В боях зимой 1942 года «Матильды» показали себя с положительной стороны. Толстая броня, сравнимая с бронёй КВ-1, отчасти компенсировала далеко не лучшую организацию боевого взаимодействия. Немецкие 50-мм противотанковые пушки Pak 38 далеко не всегда могли записать на свой счет «Матильду», несмотря на ее неуклюжесть и медлительность.
Весной 1942 года «Матильды» активно использовались в боях в частях Западного, Калининского и Брянского фронтов, где шли в основном позиционные бои. А из-за своей мощной бронезащиты танк оказался достаточно удобен как раз для использования в таких боях.


Весной 1943 года Советский Союз отказался ввозить танки «Матильда» — к этому времени стало ясно, что они уже не отвечают современным требованиям. В британской армии к началу 1943 года в строевых частях тоже не осталось ни одной «Матильды». Тем не менее, эти танки активно использовались в боях 1943 года, причем на главных стратегических направлениях.
Но уже к лету 1944 года в танковых частях Красной Армии остались лишь единичные экземпляры «Матильд», а к осени их можно было встретить только в учебных подразделениях.


ТТХ танка «Матильда»:
Боевая масса, т: 26,95
Экипаж, чел: 4
Количество выпущенных, шт: 2987
Размеры
Длина корпуса, мм: 5715
Ширина, мм: 2515
Высота, мм: 2565
Клиренс, мм: 400
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град: 75/0
Лоб корпуса (середина), мм/град: 47/65 °
Лоб корпуса (низ), мм/град: 78/0
Борт корпуса, мм/град: 70/0
Корма корпуса (верх), мм/град: 55/0
Днище, мм: 20
Крыша корпуса, мм: 20
Башня, мм/град: 75/0
Вооружение
Пушка: 1 х 40-мм QF, боекомплект 67-92 снаряда
Пулемёт: 1 × 7,7-мм «Виккерс», боекомплект 3000 патронов
Двигатель: 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения, мощностью 87 л. с. каждый.
Скорость по шоссе, км/ч: 24
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15
Запас хода по шоссе, км: 257
Запас хода по пересечённой местности, км: 129


В целом «Матильда» оказалась просто слишком специфичным танком, совершенно не предназначенным для такого театра военных действий, как советско-германский фронт. Говорить о том, что это был плохой танк, даже через призму последовавших политических отношений все-таки не совсем корректно.
Танк был своеобразен, и от него в 1941-43 годах было взято все, что он мог дать.

chert-poberi.ru

«Матильда» из Сомюра | Warspot.ru

Танк «Матильда» — один из типичных представителей британского семейства боевых машин, созданных в соответствии с концепцией «пехотного танка». К его характерным признакам относятся низкая подвижность (танк должен был двигаться со скоростью, сопоставимой со скоростью пешей пехоты) и хорошая, а по меркам начала Второй мировой войны так и вообще отличная, защищённость, способная выдержать попадания снарядов тогдашних лёгких противотанковых орудий. На этом фоне не очень удачным выглядело основное вооружение танка. Поначалу «Матильды» вооружались 40-мм пушкой, имевшей только бронебойные снаряды, и до появления варианта CS с 76-мм пушкой-гаубицей для борьбы с пехотой противника в основном использовался пулемёт.

Тем не менее даже в таком виде «Матильды» были очень серьёзными противниками. На начальном этапе войны с ними, как позднее и с имевшим схожий уровень бронирования КВ, могли бороться только немецкие 88-мм зенитные орудия. Особенно успешно действовали «Матильды» в Африке против итальянской армии, где и получили прозвище «Королева пустыни». Впрочем, и против немецкого корпуса Роммеля они проявили себя достаточно неплохо.

Об истории создания и боевом применении этих британских пехотных танков подробнее рассказывает статья «Временная «королева полей». В этом же фотообзоре представлена машина из экспозиции французского танкового музея в Сомюре.

Табличка экспоната на трёх языках с основными данными машины Вид слева спереди. В Сомюре, как и в некоторых других европейских музеях, танки в экспозиции дополнены манекенами в аутентичной форме Вид спереди Вид справа спереди Общий вид с правого борта Даже ходовая часть «Матильды» была достаточно сложной целью Вид справа сзади Вид слева спереди. Видны крепление запасных траков и фара в бронированном ящике Левый борт спереди, крупный план Такое же крепление с правого борта Лобовой бронелист выполнен в виде литой детали сложной формы Башня спереди Для улучшения обзора с места механика-водителя на «Матильдах» устанавливались зеркала заднего вида Передняя часть правого борта Люк механика-водителя и его смотровой прибор Маска пушки Тактический номер танка на бортовом бронелисте Технический лючок для обслуживания ходовой И ещё один технический лючок Запасные топливные баки в условиях Африки были необходимым усовершенствованием Горловина запасного бака Корма танка слева сзади Выхлопные трубы и глушители Верхняя часть выхлопной трубы Траки крупным планом Башня слева спереди Дульный срез 40-мм пушки Ordnance QF 2-pounder Правый борт башни. Обвес частично снят, но оригинальные крепежи сохранены Башня сзади справа Башня сзади Башня слева сзади Синий треугольник означает, что танк принадлежит эскадрону А Основание крепежа антенны Левый борт башни

warspot.ru

Потерянная ленд-лизовская бронетехника РККА: starcom68 — LiveJournal

309 интереснейших немецких фотографий потерянной ленд-лизовской бронетехники РККА в сражениях Великой Отечественной войны.
Этот замечательный альбом собрал пользователь jsokoloff.
Всячески рекомендую.

Танк Mk.III «Валентайн» захваченный на ж/д платформе


Подбитый пехотный танк Churchill IV. Курская Дуга, июль 1943 года

Подбитый танк М3с

Подбитый пехотный танк Mk.II (A12) «Matilda II», буксировавший 37-мм зенитку

Подбитый пехотный танк Mk.III «Валентайн» из 64-й тбр, подбитый в мае 1942 г. в р-не с. Пантелеева (Красная) Балка Барвенковского района Харьковской обл.

Подбитый танк Valentine VIIA из состава 5-й гв.тбр. Северный Кавказ, ноябрь 1942 года.

Подбитые пехотные танки Mk.III «Валентайн».

Подбитые танки М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 год.

Подбитый танк М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 год.

Подбитый танк М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 год.

Уничтоженный танк М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 год.

Подбитый танк М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 27 апреля 1943 года.

Уничтоженный танк М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 год.

Уничтоженные танки М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 г.
Обратите внимание на переднем плане уничтоженная десантом немецкая береговая батарея в составе гаубиц 10.5 см LeFh28

Подбитые танки М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 г.» alt=»Подбитые танки М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 г.

Подбитые танки М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, 1943 год.

Подбитый танк М3л из состава 563-го отб. Южная Озерейка, май 1943 г.

Подбитый танк «Черчилль IV» колонны «За Советскую Украину» из 48-го ОГв ТПП. Район Курска, июль 1943 года.

Подбитый советский танк М3с «Ли» «За Родину» из 192-й тбр. Орловская обл., июль 1942 года.

Немецкий БТР Sd.Kfz.251 и подбитый советский танк M4 «Sherman». 1944 год.

Немецкая 105-мм гаубица leFH 18 и подбитый танк Mk.II «Матильда».

Уничтоженный пехотный танк Mk.III Valentine.

Подбитый танки Mk.III «Валентайн» и Т-34 обр. 1942 г. 1943 год.

Танки M4A2 «Шерман» из 32-го тп подбитые в р-не г. Ковель 5 апреля 1944 года.

Танк М3с подбитый в р-не с. Егорье Тверской обл.

Подбитый танк Mk.II «Матильда». Эстония.

Танки Mk.II «Матильда» из состава 38-й тбр, подбитые при попытке прорыва из окружения. Юго-Западный фронт, май 1942 года.

Танки Mk.II «Матильда» из состава 38-й тбр, подбитые при попытке прорыва из окружения. Юго-Западный фронт, май 1942 года.

Танки Mk.II «Матильда» из 101-й тбр подбитые в Тросненском районе Орловской обл. 22 февраля 1943 года.

Танк М3с из 101-й тбр подбитые Тросненском районе Орловской обл. 22 февраля 1943 года.

Подбитый танк М3с. 1942 год.» alt=»Подбитый танк М3с. 1942 год.

Танки М3л из 3-й роты 416-го тб 192-й тб подбитые 15 августа 1942 г. у д. Сметская Калужской обл.

Подбитый пехотный танк Mk.III Valentine из 6-й гв.тбр. Орловская обл., август 1942 года.

Подбитый пехотный танк Mk.III Valentine.

Танк M4A2 «Шерман» из 63-й тбр подбитый в р-не Севастополя. 30 апреля 1944 года

Танки M4A2 «Шерман» из 63-й тбр подбитые в р-не Севастополя. 30 апреля 1944 года.

Танк М3л подбитый в р-не Севастополя. Весна 1944 года.

Подбитый танк Mark IV (A22) Churchill.

Оставленный на дороге легкий танк М3л.

Подбитый пехотный танк Mk.III Valentine.

Подбитый танк Mk.II «Матильда».

Подбитый танк Churchill IV из 36-го гв.ттп. Район Прохоровки, июль 1943 года.

Подбитый советский танк Mk.II «Матильда».

Танк М3с подбитый в р-не г. Харьков.

Подбитый пехотный танк Mk.II (A12) «Matilda II». 12 июня 1942 года.

Захваченный танк М3с «Советские герои» из 192 тбр. Болхов, Орловская обл. 1942 год.

Подбитые советские средние танки М3с «Генерал Ли». 1942 год.

Подбитый танк М3с. 1942 год.

Подбитый пехотный танк Mk.III Valentine.

Брошенный танк М3с.

Подбитые пехотные танки Mk.III Valentine. Зима 1944 года.

Захваченный немцами легкий танк М3л.

Подбитый легкий танк М3л «Стюарт».

Подбитые пехотные танки Mk.III Valentine.

Пехотный танк Mk.III Valentine потерянный в боях под Москвой.

Подбитый пехотный танк Mk.II (A12) «Matilda II».

Захваченный танк МЗс.

Пехотный танк Mk.III «Valentine» из 226-го тп подбитый 10 марта 1944 г. в р-не д.Панёво.

Подбитый пехотный танк Mk.II (A12) «Matilda II». Центральный фронт, 1942 год.

Подбитый танк Mark IV (A22) Churchill.

Подбитый танк М4 «Шерман».

Брошенный танк М3с из 192-й тбр. 1942 год.

Захваченный танк М3с из 192-й тбр на территории ОБТУ. Орел, 1943 год.

Захваченный танк М3с из 192-й тбр на территории ОБТУ. Орел, 1943 год.

Брошенный танк М3с.

Подбитый пехотный танк Mk.II (A12) «Matilda II».

Тягач из 6-й тд вермахта проезжает мимо подбитого танк Churchill. Курская дуга.

Подбитый пехотный танк Mk.III Valentine.

Подбитый пехотный танк Mk.III Valentine.

САУ M10 “Wolverine” Красной Армии, подбитая в Польше летом 1944 года.

Подбитый советский танк M4A2 «Шерман». Чарнкув, Польша.

Подбитый советский танк M4A2(76)W. Кюстрин, март 1945 года.

Подбитый танк М3с.

Брошенный танк М3с.

Подбитые в р-не Харькова пехотные танки Mk.II (A12) «Matilda II». Май 1942 года.

Подбитый пехотный танк Mk.II (A12) «Matilda II».

Подбитый пехотный танк Mk.II (A12) «Matilda II»

Подбитый танк М3с.

Подбитый пехотный танк Mk.III Valentine.

Подбитые танк Mk IV (A22) Churchill и М3л.

Подбитый советский танк М3л «Стюарт» из состава 23 ТК. 1942 г.

Брошенный танк М3с «Ли».

Подбитый советский танк Mk.II «Матильда».

Захваченный советский танк Mk.II «Матильда» на автотрейлере.

Брошенный советский танк Mk.III «Валентайн».

Брошенные советские танки М3С «Генерал Ли».

Уничтоженные советские танки М3л «Стюарт» и Т-60 из состава 23тк. 1942г.

Уничтоженные советские танки М3л, М3с и КВ-1 из состава 23тк. 1942г.

Немецкий солдат на подбитом танке М3л «Стюарт» из состава 114 тб 23 тк. 1942г.

Уничтоженные советские танки М3л, М3с и КВ-1 из состава 23-го тк. 1942 год.

Вечная память погибшим танкистам…
Подбитый танк М3с.

Сам альбом здесь

starcom68.livejournal.com

Матильда (танк) — википедия фото

У этого термина существуют и другие значения, см. Матильда. У этого термина существуют и другие значения, см. A12.

Пехотный танк Mk.II «Матильда II» (англ. Tank Infantry Mk.II «Matilda II»), A12 — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны.

Матильда
Классификация средний пехотный танк
Боевая масса, т 26,95
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Разработчик Британский королевский арсенал[en] в Вулидже
Производитель см. производство
Годы разработки 1937
Годы производства 1937—1943
Годы эксплуатации 1939—1949
Количество выпущенных, шт. 2987
Основные операторы Великобритания Великобритания
СССР СССР
Австралия Австралия
Длина корпуса, мм 5715
Ширина, мм 2515
Высота, мм 2565
Клиренс, мм 400
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75/ 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 47/65 °
Лоб корпуса (низ), мм/град. 78/0 ° — 72/ 30 °
Борт корпуса (верх), мм/град. 70
Борт корпуса (низ), мм/град. 40 + 25
Корма корпуса (верх), мм/град. 55
Днище, мм 20 — 13
Крыша корпуса, мм 20 — 13
Лоб башни, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 75
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Калибр и марка пушки 40-мм QF 2 pounder
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 67—92
Углы ВН, град. −15…+20°
Пулемёты 1 × 7,7-мм «Виккерс»
Тип двигателя 2 рядных 6-цилиндровых дизельных двигателя жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 87
Скорость по шоссе, км/ч 24
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 257
Запас хода по пересечённой местности, км 129
Удельная мощность, л. с./т 6,46
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,12
Преодолеваемый подъём, град. 24°
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Преодолеваемый ров, м 2,4
Преодолеваемый брод, м 0,91
 Медиафайлы на Викискладе

Активно и успешно использовался британской армией в ходе боевых действий в Африке, также в значительных количествах поставлялся в СССР и Австралию. Единственная модель танка в мировой истории, названная женским именем[прим. 1].

Производство танка было налажено на следующих британских предприятиях: Harland & Wolff, Horwich Works[en], John Fowler & Co.[en], London, Midland & Scottish Railway, North British Locomotive[en], Ruston & Hornsby[en], Vulcan Foundry[en]. Танковые дизели поставлялись сначала компанией Associated Equipment, а затем корпорацией British Leyland Motor. До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков. Изъятые из английских линейных танковых частей «Матильды II» передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана и активно переделывались в различные спецмашины. К 1945 году «Матильды» ещё встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны.

В британскую армию танки начали поступать в 1939 году. Немцам удалось заполучить первые трофейные танки, в количестве 29 единиц ещё в мае 1940 года во Франции, причем, большинство из них были ремонтопригодны. Естественно, что после поражения во Франции, основным тогда сухопутным военным театром, в котором могла принять участие Великобритания, была Североафриканская кампания. Наличие «Матильд» оказалось неприятным сюрпризом для немцев и итальянцев. Большинство их танковых орудий были практически бесполезны против брони «Матильд», лобовая броня которых достигала 80 мм. Однако в первое время, в частности в 1941 году, из-за неудачных действий британских войск, немцам удалось заполучить около двух десятков «Матильд» брошенных в Форте Капуццо. Против «Матильд» немцы стали использовать свои 88-миллиметровые зенитные орудия Flak 37, добиваясь существенных успехов. Уцелевшие трофейные «Матильды» немцы активно применяли, например в 21-й танковой дивизии, в сентябре 1941 года, при очередном вторжении Роммеля в Египет, впрочем, в течение следующих трёх месяцев практически все они были потеряны. Конечно, немцев не устраивало слишком слабое 40-мм орудие танка, поэтому в полевых условиях они их снимали, заменяя 50-мм орудиями L42 от танков Pz.III. Однако широкого распространения такая практика переделки не получила.[3]

Кроме Северной Африке «Матильды» применялись австралийскими войсками на островах Новой Гвинеи против японцев. Однако применение таких танков в условиях джунглей было затруднительным. Куда лучшим было бы использование их огнемётных вариантов. И на базе «Матильд» такие огнеметные машины были разработаны. Также австралийскими инженерами был предложен вариант с установкой на «Матильды» 7-ствольной мортиры.[4]

Эксплуатация в Красной Армии

16 августа было заключено соглашение о кредите и клиринге. По этому соглашению был получен кредит 10 млн фунтов стерлингов. По этому кредиту до конца 1941 года доставили 466 танков из них 187 «матильд»[5][прим. 3]. Первые 20 единиц прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего из Англии было отправлено 1084 единиц «Матильд», часть была потеряна в ходе транспортировки по морю северными конвоями. Красная Армия получила 918 машин[6].

Танки направлялись в учебный центр в Горьком, где проходили их приёмка и испытания. До конца 1941 года в СССР прибыли 187 «матильд»[5]. Первые же танки поступили в боевые подразделения в ноябре 1941 года. Эксплуатация в частях Красной Армии танков «Матильда» выявила ряд проблем[5]. Так, в частности, первая партия была снабжена летними гусеницами, горюче-смазочными материалами предназначенными для эксплуатации в жарком климате и ненадёжными[7] двигателями марки «Ассошиэйтед Экуипмент». Гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Трубопроводы жидкостной системы охлаждения замерзали в морозы[8]. В следующих партиях в системе охлаждения двигателей танка стал использовался этиленгликоль, проходимость в распутицу была низкая, между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивался снег и грязь. Известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой. Позднее, учтя особенности машины, советское командование использовало их в первую очередь на южных направлениях фронта, что в полной мере давало возможность продемонстрировать достоинства танка[6]. По словам Героя Советского Союза, генерал-майора танковых войск А. М. Овчарова, танк «заваливался набок на любом косогоре»[9].

«Матильды» имели мощное бронирование на уровне советских тяжёлых танков КВ, увеличивая выживаемость танка и экипажа на поле боя («Матильду» гробом на гусеницах не называли). В сравнении с советскими танками качество брони было выше и не давало отслоения и осколков при попадании снаряда в танк. Двигатель марки «Лейланд» имел гарантированный пробег в 220 моточасов, по факту отрабатывая до 550—600 моточасов, условия работы экипажа на английском танке также отличались в лучшую сторону. Из-за своей мощной защиты и малой скорости «Матильда» оказалась удобной для использования в позиционных боях. Бронепробиваемость 2-фунтового орудия была также на хорошем на тот момент уровне, но при этом для него существовали только бронебойные снаряды, в связи с чем было принято решение перевооружить танки 76-мм советской пушкой ЗИС-5 (Ф-96). Однако, к этому моменту по ленд-лизу в СССР стали поступать «Матильды» , вооружённые 76-мм пушкой-гаубицей, и вопрос был снят. «Матильда» создавался как танк для непосредственной поддержки пехоты, в связи с чем имел невысокую крейсерскую скорость, что, впрочем, при правильном использовании машины, не было существенным недостатком[6].

К весне 1943 года «Матильды» уже значительно устарели и были сняты с производства, СССР также отказался от поставок этих танков. Оставшиеся машины активно использовались в боях, в частности, к началу немецкого наступления на Курской дуге 5 июля 1943 года в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 18 таких танков[6], 31 «Валентайн» и три Т-34. В 224-м танковом полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта к 17 июля 1943 года — 33 «Матильды» и 3 «Валлентайна»[5].

org-wikipediya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *