Оружие Победы: легендарный Т-34

Модернизация

Несмотря на все плюсы, Т-34 нуждался в модернизации, ведь противник также совершенствовал свою технику. Конструкторам поставили довольно простую задачу – увеличить количество выпускаемых танков. Но для выполнения этой цели в Т-34 было внесено несколько тысяч изменений. Так, в начале 1942 года была изменена конструкция башни. Она стала просторнее, а технология ее производства упростилась. Из-за шестигранной формы новый Т-34 получил прозвище «гайка».

В конце 1942 года на полях сражений стали появляться новые танки Вермахта. В январе 1943 года один из них был захвачен Красной армией под Ленинградом. Это был тяжелый танк Т-6, известный как «Тигр». После обследования машины противника советское командование пришло к выводу, что пушка Т-34 нуждается в модернизации – 76,2 миллиметра не хватало для эффективной борьбы.

Данные выводы подтвердились летом 1943 года, когда под Курском в районе железнодорожной станции «Прохоровка» состоялось танковое сражение. В этих боях Красная Армия вплотную столкнулась с «Тиграми» и «Пантерами». В битве на Курской дуге советские войска одержали победу, но данное противостояние заставило ускорить работы по модернизации танков.

В декабре 1943 года на вооружение были приняты танки Т-34 с новой башней и пушкой калибра 85 миллиметров, также был увеличен экипаж машины до пяти человек – появился наводчик, а командир танка мог в полной мере управлять боем. С начала 1944 года в стране начали активно наращивать производство Т-34-85 – такое обозначение получил усовершенствованный танк. Новая машина не могла бороться с «Тиграми» на равных, но при умелых действиях экипажа он становился достаточно грозной силой. Т-34 выигрывал, как правило, за счет маневренности и проходимости, там, где тяжеловесные немецкие танки застревали, советские машины проходили без особых проблем. Занимая наиболее выгодные позиции для выстрела, танкисты Красной Армии поражали бронетехнику противника в менее защищенные места – борта и корму.

fishki.net

Интересные факты о легендарном танке Т-34

Непревзойденная маневренность

«Тридцатьчетверка» обязана своей славе во многом благодаря превосходным ходовым характеристикам. Их обеспечил дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил. Благодаря ему средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы. Во время Великой Отечественной войны маневренность Т-34 во многом решила судьбу их противостояния с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета и автор книги «Европа в войне. 1939-1945. Без простой победы», оценивая советскую машину, писал: «Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».

Наклонная броня

Еще один секрет успеха Т-34 крылся в его броне. Толщина ее не была рекордной: на образцах 1940 года она составляла 40-45 миллиметров. Крайне удачным оказалось решение Михаила Кошкина расположить бронелисты под углами, а не строго вертикально. Таким образом, основная часть снарядов попадала в машину по касательной траектории и не могла ее пробить. Рациональные углы наклона брони повышали ее эффективность в полтора-два раза по сравнению с тем, если бы их не было. Это позволило создателям машины обеспечить огромную экономию ее веса, создав конструкционный задел на будущее. Со временем толщину бронелистов пришлось увеличивать, но фактическая проходимость и маневренность машин хуже не стала.

Отличную защищенность Т-34 с большой неохотой констатировали и немцы.

— Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны, вспоминает танковый ас Отто Кариус. — В то время 37-мм пушка все ещё была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезёт, мы могли попасть в погон башни «Т-34» и заклинить его. Если ещё больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация! Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка.

Огневая мощь

По-настоящему революционным у Т-34 было и вооружение. Он оснащался длинноствольным 76-миллиметровым орудием. На первые экземпляры ставилась пушка Л-11, а потом на смену ей пришла более совершенная Ф-34. В начальном периоде Второй мировой ни один иностранный танк не мог похвастать ничем даже близко подобным. Эта пушка без всяких проблем могла уничтожить любую вражескую бронемашину с дальней дистанции. Если в танке заканчивался боекомплект, для боя он мог использовать снаряды и от полевых пушек соответствующего калибра. Вооружение «тридцатьчетверок» перестало удовлетворять военных только в 1942-1943 годах, когда у немцев появились «Пантеры» и «Тигры». И тут на помощь пришел конструкционный запас танка. В короткое время было освоено производство Т-34 с 85-миллиметровыми орудиями. Установка более тяжелых пушек не требовала приношения в жертву маневренности машин и в итоге новые «тридцатьчетверки» опять стали грозой врагов на поле боя.

Простота и высокая ремонтопригодность

Как и многие другие образцы русского оружия, Т-34 стал эталоном простоты в обслуживании и надежности. Это была на самом деле практически неуничтожимая машина. Да, ее можно было подбить и вывести из строя, но при должных навыках ее можно было отремонтировать прямо на поле боя в условиях минимального наличия запчастей. Ремонтопригодность Т-34 во многом определялась конструкцией броневого корпуса, верхний лист кормы которого откидывался на петлях, а крыша снималась. Это позволяло без особых проблем получить доступ к агрегатам трансмиссии или двигателю, а также заменить их. «Тридцатьчетверки» были поистине танками-конструкторами: из двух не пригодных к восстановлению машин легко собиралась одна боеспособная. В начале Великой Отечественной, когда новых танков катастрофически не хватало, именно высокая ремонтопригодность имеющихся танков во многом позволила остановить наступление немцев.

Также весьма кстати оказалась и простота в управлении. В начале войны на подготовку экипажей выделялось очень мало времени, а люди, направлявшиеся на учебу, как правило, не имели никаких технических навыков. Естественно, обучаемые не становились асами, но все же они могли вести и вели бой.

Немного о недостатках

Как все в этом мире, танки Т-34 нельзя назвать совершенными. Одним из его главных недостатков считается теснота в башне. Эргономика была отведена на самый последний план для обеспечения превосходства по другим характеристикам. Так, заряжающему приходилось работать стоя на ящиках со снарядами и постоянно перемещаться за казенной частью орудия. При этом стрелянные гильзы всегда валились прямо под ноги. Также негативно сказывалось и то, что часто командиру приходилось работать в роли наводчика и во время прицеливания он не имел возможности оценить всю картину боя.

Весьма посредственной была на Т-34 и оптика. Она не позволяла точно целиться на больших дистанциях и практически по всем параметрам уступала немецким «цейсовским» образцам.

www.samara.kp.ru

Легендарный Т-34 | Военное дело | ИноСМИ

Несомненно, Т-34 является одним из самых известных танков всех времен, и по популярности с ним может сравниться разве что немецкий «Тигр». При прошлом режиме, разумеется, допускались только восторги в адрес Т-34 как самого лучшего танка времен войны. Однако после 1989 года ситуация изменилась, и зазвучала критика. Т-34 якобы достиг больших успехов только благодаря (печально) известной русской тактике «нас много», и у этого танка масса слабых мест. Превозносить же стали, наоборот, немецкий танк «Пантера».


Как ни странно, но истоки Т-34 стоит искать в США. Именно там в межвоенный период работал некий Джон Уолтер Кристи, который, несомненно, был гениальным, но недооцененным конструктором танков и других машин. Дома его быстроходные танки не получили признания, но вызвали интерес в СССР, который купил один прототип, доставил его на свою территорию под видом «сельскохозяйственного трактора» и скопировал, создав легкий быстроходный танк БТ.


Так появилась серия БТ. Все танки этой серии роднила возможность снять гусеницы и ездить только на колесах. Если дорога была хорошей, то БТ-7 мог развивать скорость более 70 км/ч. Но проблема заключалась в том, что в СССР было мало хороших дорог. И на этот аргумент до сих пор ссылаются те, что говорит о советских планах нанести удар по Европе. Слабым местом БТ была довольно слабая броня и постоянные поломки.


В 1937 году в Харькове началась разработка более надежной модификации БТ под рабочим названием А-20. Однако конструктор Кошкин почти по собственной инициативе (что в сталинском СССР легко могло послужить причиной для отправки в Сибирь, если не на расстрел) предложил альтернативный проект А-32. Ему недоставало способности ездить на собственных колесах, но благодаря броне толщиной 30 миллиметров (у А-20 она достигала только 20 миллиметров) танк был надежнее. В 1939 году этому проекту дали зеленый свет, однако было предложено сделать броню еще толще — 45 миллиметров.


The National Interest
ИноСМИ
Die Welt
Так появились два танка А-34, которые по сути уже были прототипами будущей легенды. Тем не менее Кошкин постоянно подвергался критике, да и он сам хотел убедиться в способностях своей машины. Поэтому весной 1940 года два А-34 своим ходом отправились за две тысячи километров от Харькова — в Москву. Как раз это необычное путешествие легло в основу сюжета упомянутого фильма «Танки». Правда, там примешивается еще и шпионская интрига. Точно известно, что в Москву оба танка прибыли вовремя, но Кошкин очень дорого за это заплатил. Морозная погода подломила его хрупкое здоровье, и конструктор вскоре умер.


Но ему все же удалось убедить своих противников в надежности танка, поэтому летом 1940 года началось серийное производство танков Т-34. Сначала объемы его производства были по советским меркам небольшими. Когда в июне 1941 года немцы напали на СССР, Красная армия располагала чуть более 1200 танками Т-34. Но в общем количестве (24 тысячи танков с красной звездой) их доля была небольшой. Тем не менее с первых же дней войны даже немногочисленные Т-34 стали наносить немцам большой урон.


Несмотря на ожидания врагов и союзников, СССР не сдался, и в 1942 году объемы производства Т-34 начали расти. Разумеется, оно велось уже не на Украине, а было переброшено за Урал, где заводам не угрожали немецкие бомбардировки. Вскоре Т-34 утвердили в качестве главного среднего танка Красной армии, и конструкторы приступили к его усовершенствованию, поскольку неоспоримым фактом было то, что у танка есть ряд недостатков. Также бесспорны были и большие плюсы Т-34, которые пришлось признать, пусть и неохотно, даже немцам.


Интересные данные о сильных и слабых местах прославленного танка дают результаты испытаний Т-34 американской армией, которая в 1942 году в рамках военного сотрудничества получила один экземпляр. Нужно отметить, что этот экземпляр в СССР специально и тщательно подготовили для отправки в США, то есть этот образец отличался от стандартных Т-34, которые в то время тысячами отправлялись на фронт. Итак, американские испытания позволяют несколько по-новому взглянуть на традиционные суждения о Т-34.


Главным преимуществом Т-34, как правило, считается эффективная пушка калибром 76 миллиметров, покатая броня из качественной стали, мощный дизельный двигатель, широкие гусеницы и высокая надежность даже в экстремальных условиях. Если разбираться по порядку, то американцы действительно высоко оценили советское орудие и его прицел, а также качество стали. А вот наклон брони уже вызывал сомнения, поскольку он хоть и повышал эффективную толщину стен, но при этом являлся причиной крайней тесноты внутреннего пространства.


Эргономию Т-34 сочли совершенно ужасной. Вход и выход из танка был медленным и сложным, что в бою могло сыграть для экипажа судьбоносную роль (иногда так и получалось). Башня была только двухместной, то есть для стрелка и командира, которому также приходилось выполнять функцию заряжающего, а кроме того, из башни был очень плохой обзор. Большинство Т-34 не оснащались радиостанцией, поэтому связь приходилось поддерживать с помощью сигнальных флажков. И хотя у тестируемого в Америке танка радиостанция была, ее максимальную дальность (16 километров) сочли недостаточной.


Конструкция самого дизельного двигателя В-2 была очень прогрессивной, однако из-за низкого качества производства он часто ломался и мог прослужить недолго. Официально заявлялось о двух тысячах километров, но на практике его хватало на значительно меньшее расстояние. Тем не менее самым плохим элементом трансмиссии и вообще всей «тридцатьчетверки» был признан очень плохой воздушный фильтр, который еще больше снижал КПД двигателя. Один американец якобы сказал, что этот элемент, наверное, сконструировал саботажник.


Критике подверглась также коробка передач, которая, что парадоксально, представляла собой копию механизма Кристи рубежа 20 — 30 годов. Кроме того, она была очень неаккуратно изготовлена, поэтому иногда оказывала такое сопротивление, что для переключения скоростей в танках Т-34 приходилось применять молоток! Также американцы раскритиковали общий низкий уровень производства, непроваренные сварочные швы и трещины. К преимуществам же Т-34, помимо вышеупомянутой пушки, отнесли широкие гусеницы, благодаря которым у танка было низкое удельное давление и хорошая проходимость.

© РИА Новости, Алексей Мальгавко | Перейти в фотобанкТанк Т-34 периода Великой Отечественной войны на 10-й международной выставке Russia Arms Expo

Советская сторона скептически отнеслась к большей части замечаний, но на некоторые отреагировала позитивно, что способствовало усовершенствованию танка. Для 1941 года 76-миллиметровое орудие было чрезвычайно эффективным, однако его было уже не достаточно для борьбы с немецкими танками «Пантера» и «Тигр». Поэтому в 1943 году появилась новая модификация Т-34-85 (в западных источниках также — T-34/85). Главным нововведением была пушка калибром 85 миллиметров на увеличенной башне, где теперь было место для третьего человека (заряжающего), и откуда командиру теперь открывался лучший обзор.


Впоследствии именно танки T-34-85 (вместе с бронемашинами типа ИЗ) сформировали основную советскую ударную силу во время продвижения вглубь Третьего рейха. Танк прозвали Танком победы, и именно Т-34 ехали во главе колонн военных машин на парадах, которые проводились в Москве девятого мая. К концу войны было произведено 55 тысяч Т-34 разных модификаций, и производство продолжалось на протяжении некоторого времени после окончания войны, в том числе в некоторых других странах, включая Чехословакию.


Уже упомянутый немецкий танк «Пантера» появился фактически как непосредственный ответ на Т-34, у которого позаимствовал наклон брони. Однако немцы оставили бензиновый двигатель. Пушка на «Пантере» была намного мощнее, и вообще этот танк был технологически более продвинутым, что, правда, требовало больших затрат на его производство и обслуживание из-за частых поломок. Оба типа танков принадлежали к одной категории, однако с конструкционной точки зрения были прямыми противоположностями, поскольку немцы по-прежнему делали ставку на качество, которое должно было превзойти советское количество.


Анализ боев доказывает, что танкам «Пантера» почти всегда удавалось успешно справиться с Т-34, количественно превосходящими их в два-три раза, в том числе с T-34-85. Однако, к несчастью немцев, как правило, количественное превосходство Т-34 было значительно большим. Эффективным танк «Пантера» становился, разумеется, только тогда, когда работал так, как должен, поэтому его частые поломки и затратное обслуживание являлись значительным недостатком.


В гипотетическом бою «один на один» при участии двух идеально функционирующих танков качественное превосходство однозначно было бы на стороне «Пантеры». Но, разумеется, подобные рассуждения умозрительны. На войне роль играют и совершенно другие факторы, которые, кстати, помогали Т-34. Низкое (порой даже примитивное) качество исполнения позволило производить эти танки в труднейших военных условиях в огромных количествах, с которыми немцы не могли конкурировать. Для Красной армии эти машины были просто «расходным материалом».


Это утверждение убедительно подтверждает одна малоизвестная цифра. Речь о количестве Т-34, уничтоженных во время войны. Из 55 тысяч произведенных танков войну не пережило 45 тысяч, то есть потери достигли 82%! Примечательно, однако, что даже сами красноармейцы считали «Пантеру» более совершенным в техническом отношении танком. Об этом свидетельствует тот факт, что лучшие экипажи Т-34 получали в качестве очень специфической «награды» приказ обслуживать трофейные «Пантеры». У Красной армии их было несколько десятков, и она применила их в основном в боях за Польшу.


Еще во время войны советская армия получила танки нового типа Т-44, но в боях они так и не поучаствовали, а серийное производство было небольшим. Поэтому главным типом танка впоследствии стал Т-54, а после — его модернизированная версия Т-55. В его конструкции тоже заметна преемственность с Т-34. Но от «тридцатьчетверок» отнюдь не собирались отказываться. Как бы гротескно это ни выглядело, но даже сегодня на вооружении некоторых стран еще стоит несколько T-34-85.


К этим странам относятся (или еще недавно относились), прежде всего, государства третьего мира: Куба, КНДР, Йемен, Мозамбик и Ангола. В последней из названных стран Т-34 участвовали в боях еще в 80-е годы, когда южноафриканских солдат крайне поразило то, что Т-34 может выдержать лобовой удар из даже самого современного по тем временам противотанкового оружия. Долгое время считалось, что в последний раз Т-34 применялся в боях на Балканах в 90-е годы, но недавно опубликованные фотографии подтверждают, что Т-34 используется и в текущей войне в Йемене.


Кроме того, долгое время Т-34 стояли на резервных складах стран восточного блока на крайний случай, когда мобилизовать пришлось бы старшие поколения военнослужащих запаса. В этой связи неудивительно, что последние 85-миллиметровые снаряды для их пушек СССР произвел в середине 80-х годов. Еще в начале 90-х несколько последних Т-34 эксплуатировались учебными подразделениями чехословацкой армии, которые занимались обеспечением военных учений.


Если забыть о странах третьего мира, то сегодня Т-34 можно увидеть только на военных парадах и других публичных мероприятиях. Конечно, современная российская пропаганда продолжает использовать Танк победы, однако он уже давно не вызывает безграничных восторгов. Также вышли новые книги российских специалистов, в том числе связанных с сообществом World of Tanks. В этих книгах разобраны все плюсы и минусы «тридцатьчетверки».

ИноСМИ
Так или иначе, но именно сравнение Т-34 с немецкой «Пантерой» хорошо объясняет, почему многие эксперты не любят отвечать на дилетантский вопрос вроде: «Какой танк/ самолет/пулемет был/есть лучше?» Сравнивать приходится массу факторов, а не только цифры на бумаге, которые, кстати, иногда главной роли не играют. Тут важен даже уровень подготовки экипажа и общая стратегическая ситуация. Подводя итог, можно сказать, что Т-34 был отнюдь не идеальным танком с рядом недочетов, но у него была прагматичная конструкция, которая идеально подходила для Красной армии того времени.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Гроза Великой Отечественной войны, легендарный средний танк — Т-34

Сегодня мы с вами поговорим о легендарном танке Великой Отечественной войны, который был разработан в Харькове, под руководством Кошкина М.И. – Т-34. Выпускался он с 1940года, а уже в 1944 стал основным средним танком СССР. Также он является самым массовым СТ второй мировой войны.

Т-34


Экипаж
Экипаж танка состоит из 4 человек(механик-водитель, стрелок-радист, заряжающий и командир), одним словом классическая компоновка.


Корпус
Сам корпус СТ – Т34, сварной и собирался из катаных плит и листов гомогенной стали. Толщиной доходила от 13 до 45 мм. Броневая защита танка противоснарядная, равнопрочная, выполненная с рациональными углами наклона, а вот лобовая часть была выполнена из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°.


Башня
Башня танка была двухместной. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни выполнялись из 45-мм броневых плит, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Однако начиная с 1942 года, башни начали производить в улучшенной форме, которая отличалась большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы.(«шестигранные» или «башни-гайки»)


Вооружение
На Т-34 в основном устанавливали 76-мм пушку — 30,5 калибров / 2324 мм, начальная скорость бронебойного снаряда — 612 м/с.


Однако в 1941 году она была заменена на 76-мм пушку — 41,5 калибрам / 3162 мм, а начальная скорость бронебойного снаряда — 662 м/с.


Обе пушки использовали один и тот же боеприпас. Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940—1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На Т-34 выпуска 1942—1944 года с «улучшенной башней», боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. В боекомплект могли входить выстрелы с калиберными, подкалиберными бронебойными, осколочно-фугасными, шрапнельными и картечными снарядами.


Вспомогательное вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ.


Рация
Изначально на Т-34 начали устанавливать коротковолновую телефонную радиостанцию 71-ТК-3, но чуть позже ее заменили на более новую 9-Р, которая могла обеспечивать дальность связи аж в 15-25 км стоя на месте, а при движении дальность уменьшалась до 9-18 км в телефонном режиме. Стоит отметить, что с 1943 года 9-Р заменили на 9-РМ, которая работала в расширенном диапазоне частот.
71-ТК-3


9-Р


Двигатель
Двигатель был один и тот же — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-2-34. Максимальная мощность двигателя — 500 л. с. при 1800 об/мин, номинальная — 450 л. с. при 1750 об/мин, эксплуатационная — 400 л. с. при 1700 об/мин. Однако из-за нехватки двигателей В-2, 1201 из выпущенных в 1941—1942 годах Т-34 были оснащены карбюраторными авиационными моторами М-17Т или М-17Ф той же мощности.


Ходовая
Для ходовой части взяли подвеску Кристи, которая была взята от серии танков БТ. Она состояла из 5 сдвоенных опорных катков, диаметр которых был 830мм. Гусеницы данного СТ были стальными, которые состояли из чередовавшихся гребневых и «плоских» траков.


Легендарный танк Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны, который оказал огромное влияние на исход войны. Что самое интересное, Т-34 был выпущен даже с другой пушкой – огнеметной, которая могла выжигать у себя на пути все до 100м.

megaobzor.com

Оружие Победы: танк Т-34. Инфографика

Легендарный Т-34 по своим тактико-техническим характеристикам считается одним из лучших танков Великой Отечественной войны. Советскому конструктору Михаилу Кошкину удалось создать машину, которая обладала не только внушительной бронёй и большой огневой мощью, но и высокой маневренностью, гусеницы же Т-34 одинаково хорошо расправлялись как со снегом, так и с жидкой грязью. При всех этих достоинствах танк был прост не только в обслуживании, но и в производстве, что также являлось важным фактором в деле Победы над фашизмом.

Немцы прозвали тридцатьчетвёрки Wunderwaffe — «чудо-оружие», встреча с этими современными машинами оказалась для них полнейшим сюрпризом. Ведь в карманном справочнике вермахта о советской бронетехнике рассказывалось только об устаревших образцах. Вот, что о Т-34 в своей книге «Тигры в грязи» писал один из лучших немецких танкистов-асов Отто Кариус:

«Ещё одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? Т-34 с его хорошей бронёй, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас?»

Т-34 стал главным конструкторским детищем Михаила Кошкина. В начале 1940-го года Кошкин в своём КБ Харьковского завода практически собственноручно собрал два прототипа танка. Такая обстоятельность конструктора позитивно отразилась на работе всех узлов машины и чуть не сорвала показ техники в Кремле.

Демонстрация нового танка перед высшим руководством страны была намечена на 17 марта, к этому моменту пробег прототипа по нормативам тех лет должен был составлять не менее двух тысяч километров. Но в первых числах этого месяца бронетехника успела пройти всего около тысячи километров. В такой ситуации Кошкин принял волевое решение отказаться от доставки танков по железной дороге и отправиться в Москву своим ходом.

Два прототипа начали свой путь из Харькова в столицу в ночь с 5 на 6 марта. Конструктор сильно рисковал — опытные образцы бронетехники представляли собой государственную тайну. Поэтому Кошкин тщательно закамуфлировал танки, движение же, чтобы не привлекать внимания, осуществлялось не по оживлённым трассам, а по просёлочным дорогам и полям. Прототипы хорошо себя показали на снегу и уже 12 марта были в Москве.

17 марта Кошкин представил два своих танка в Кремле. Бронетехника очень понравилась как генералам, так и Иосифу Сталину. В первых числах апреля закончились испытания прототипов на полигоне в подмосковной Кубинке, настало время возвращаться обратно в Харьков. Кошкин решил и на этот раз преодолеть тысячекилометровое расстояние своим ходом, чтобы проверить, как покажут себя танки в условиях весенней распутицы. На обратном пути одна из машин чуть не потонула в болоте, Кошкин промок и сильно замёрз. Его состояние ухудшалось, попавшего в больницу конструктора врачи уговорили согласиться на удаление правого лёгкого, но операция не помогла. 26 сентября на 42-м году жизни Кошкин скончался. Государственную премию СССР первой степени за создание танка Т-34 ему присудили уже посмертно.

/Екатерина Шевалье, aif.ru/

army-news.ru

Легендарный танк Т-34. Оружие и военная техника. Добавила Маргарита Калашникова — VilingStore.net

T-34 (разг. «три́дцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 годa, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны.

Легендарный танк Т-34

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора авиационного типа: В-2, благодаря которому, средний-толстобронный Т-34 унаследовал от лёгкого-тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе) обеспечившей в течение всей Второй мировой войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, маневренности, подвижности, а также весовой резерв для модернизации с учётом накапливаемого опыта боевого применения. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны.[источник не указан 414 дней] При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.[источник не указан 414 дней]

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.[источник не указан 414 дней] До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

vilingstore.net

Подъем техники времен ВОв. Легендарный танк Т-34.

7 мая 2009 года Поисковым Клубом «Арьергард» в деревне Малахово, Псковская область, был поднят именной советский танк Т-34-76 «Смелый».

Гул, натянутых как струны, тросов был слышен даже сквозь рёв бульдозеров. В пятидесяти метров от берега ломаются молодые березки. 27-ми тонная машина медленно ползет по дну болота, увлекая за собой все, что попадается ей на пути. Даже после 67-ми лет проведенных под водой, танк остается танком.
1-ый этап — зацепить танк тросом. Это задача для водолаза. Работать ему приходится на ощупь. На дне болота царит кромешная тьма. Никакой фонарь тут не поможет. Сквозь растворенный в воде торф свет не проникает. Подобраться в таких условиях к танку по силам только отчаянному специалисту.

Для всех участников поискового отряда «Арьергард» — этот подъем не первый. Но не смотря на богатый опыт, задача легче не становится. Танк находится на глубине более пяти метров и более чем за пол века прочно застрял в торфе.
После подъема танка, машину предстоит демилитаризовать. Снять с неё вооружение и выгрузить боеприпасы. В бой тридцатьчетверка шла с полным боекомплектом. На борту саперы обнаружили более сотни боеприпасов. На полигоне их уничтожил МЧС.
Работа по подъему окончена, но для поисковиков все только начинается.

Вычислять точное положение танка поисковому отряду пришлось зимой, когда болото покрылось льдом. Зимой же, только 42-ого года, т-34 отправилась в свой последний бой, штурмовать деревню Островиты. Так как это было 12-ого декабря, танки шли берегом озера, чтобы не провалиться в водоем. Но все-таки один танк т-34-76 начал тонуть и экипаж покинул машину. По данным сорок второго года Командир экипажа Минин, механик-водитель Бережной и радист Тарехин — остались живы и продолжили воевать на другой машине. Башенный стрелок Главко, в бою под Островитами, был ранен и остался в госпитале. Это все что стало известно об экипаже.

О самом танке можно сказать немного больше. Этот танк Т-34-76 почти наверняка отправился на фронт 7 ноября 1941 года с парада на Красной площади. В нем участвовали машины 33-ей танковой бригады, воевавшие под Волоколамском и Великими Луками. О парадном прошлом говорят сохранившиеся на броне полустертые боевые лозунги тех лет.

Танк этот не простой, а именной. Сквозь слой грязи на башне т-34 можно разглядеть надпись «Смелый». Сохранилась машина удивительно хорошо. Как буд-то в болото она попала вчера, а не 67 лет назад. Впрочем небольшой косметический ремонт танк т-34-76 все же ждет. После которого она отправится в один из музеев России, где займет почетное место.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *