биография кратко, годы жизни, деятельность — История России

3 декабря 1898 года родился советский конструктор, создатель танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин.

Мальчик из кондитерской

Михаил родился в семье крестьян в Ярославской губернии. Земли не хватало, поэтому отец семейства был вынужден заниматься подработкой на промыслах, где надорвался и впоследствии, в 1905 году, умер, оставив троих малолетних детей на руках у жены. В возрасте 14 лет юный Кошкин отправился в Москву, чтобы материально помогать матери, и устроился в карамельный цех кондитерской фабрики, известной сегодня под названием «Красный Октябрь». Затем была Первая мировая и Гражданская войны. В ходе последней рядовой Кошкин выступил на стороне большевиков, воевал на Русском Севере, бился против Врангеля. Решительность, инициативность и смелость Михаила Ильича привели его на пост политработника в университете, в 1924 году – на должность руководителя кондитерской фабрики в Вятке.

М.И. Кошкин

Целеустремленный упрямец

Поскольку в 1929 году советское правительство решило срочно повышать обороноспособность страны и разрабатывать собственные современные танки, потребовались соответствующие кадры, которые тоже надо было подготовить. Кошкина отправили учиться в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы». Освоить с нуля новое дело помогли феноменальные целеустремленность и упрямство будущего «отца» Т-34. В течение двух лет после окончания вуза Кошкин дорастет до заместителя начальника конструкторского бюро, примет участие в разработке танка Т-29 и опытной модели Т-111. За свои заслуги Кошкин был удостоен ордена Красной Звезды.

Советский танк Т-111

Приближалась война

В 1936 году новый вихрь судьбы уносит Кошкина на должность начальника Харьковского танкового КБ завода № 183. Он руководит модернизацией танка БТ-7, а с 1937 года берется за выполнение задания Автобронетанкового управления РККА – разработать новый колесно-гусеничный танк. В те годы приближение большой войны витало в воздухе, приходилось работать быстрыми темпами. Кошкин понимал, что новый танк должен быть быстроходным, обладать серьезной огневой мощью, высокой проходимостью и крепкой бронёй, способной выдержать артиллерийский огонь. Так «родились» танки А-20 и А-32, которые с учетом доработок, понадобившихся после боевого крещения в сражениях Советско-финской войны 1939–1940 годов, превратились в Т-34. Скончался Михаил Кошкин 26 сентября 1940 года в возрасте 41 года от пневмонии, полученной в ходе опытных испытаний танка, которые были необходимы для начала серийного производства. Кошкин пожертвовал своей жизнью ради будущей Победы.

Советский танк А-32

histrf.ru

Танковый марафон Михаила Кошкина — 25.09.2018

Это теперь в тех краях две банды штурмовиков устроили бой за право собственности на элеватор, а тогда это была исключительно курортная зона, где рабочие и инженерно-технические работники харьковских предприятий поправляли свое здоровье. А здоровье создателя легендарного танка было подорвано безвозвратно…

Михаил Кошкин родился в 1898 году в деревне Брынчаги Ярославской губернии, мальчишкой после смерти отца пошел работать. Воевал в гражданскую у красных. Работая в Совпартшколе Вятки, он встретил свою будущую жену Веру Катаеву. Вера Николаевна поехала с ним в Ленинград, где Михаил Ильич учился на инженера-конструктора в Индустриальном институте. У них была комната в общежитии, маленькая дочь Лиза, потом родились Тамара и Татьяна.

В 1934 году в Ленинграде Кошкин познакомился с Сергеем Кировым и не мог не поддаться обаянию этого человека. Вождь питерских большевиков тоже заприметил молодого партийца, который вместо пустой идеологической болтовни истово пропагандировал передовые технические идеи. Обратил внимание на Кошкина и сам товарищ Сталин, ещё когда читал курс лекций по ленинизму для будущих партийных руководителей в Коммунистическом университете им. Свердлова. Память у вождя народов была отменная. «Большевики едут с открытыми люками танков, улыбаются и машут»

В это время Харьковский паровозостроительный завод серийно выпускал колесно-гусеничные танки БТ, которые имели возможность снимать-надевать гусеницы, как «калоши», на колесный ход. Понятно, что процесс был крайне неудобен, но необходим с точки зрения тактики грядущих боевых действий, как тогда было прописано, на гладких и комфортных европейских автострадах. На испытаниях происходил сбой за сбоем, и Сталин на одном из совещаний негромко проронил: «Не многовато ли поломок в коробках скоростей?..». 

Главный конструктор харьковского завода Афанасий Фирсов был арестован по обвинению во вредительстве, директор завода И. П. Бондаренко вскоре расстрелян. После Фирсова КБ Харьковского завода принял Михаил Ильич Кошкин. И больше посадить он никого из работников завода и КБ не дал.

Михаил Ильич пропадал на заводе. Он улыбался, никогда не повышал голос, записывал в блокнот замечание каждого и повторял: «Думаем все! Думаем вместе!». Его опорой в технических вопросах стал Александр Морозов — самородок, даже не имевший высшего образования. Подключился к работе и талантливый конструктор Николай Кучеренко, который раньше был заместителем арестованного Фирсова.

Название своего танка он придумал давно. Кошкин не мог забыть 1934 год, встречу с Кировым и его гибель. С этого началась его бронетанковая биография. Значит — «Т-34».

4 мая 1938 года в Москве состоялось заседание Комитета Обороны, на которое были приглашены и танкисты, вернувшиеся из Испании. Между ними возникает спор, но каждый косится на реакцию Сталина: что ему нравится — гусеницы или колеса? Гусеничный бесколёсный танк презрительно называют «калошами без ботинок». Вождь предлагает работать над двумя танками одновременно, чем фактически легализует инициативу Кошкина.

К марту 1940 две опытных машины Т-34 были готовы. Их устанавливают на платформы, и специальным поездом они должны ехать в столицу. Но полевые испытания — количество пройденных километров — не соответствовали норме. И Кошкин решается на пробег по бездорожью.

Свое здоровье Кошкин подорвал во время пробега опытных образцов своего танка из Харькова в Москву и обратно. Его убеждали, что танки увязнут в снегу, что их рассекретят враги в пути, что возможны неожиданные поломки. И — главное, что ему, конструктору Кошкину, уже измученному затяжной простудой, ехать в танке нельзя! Михаил Ильич решил двигаться просёлками и лесом — у Т-34 великолепная проходимость, в случае поломки — ремонт производится на месте. В головном танке главный конструктор поехал сам.

Танковый кортеж вышел из ворот завода тёмным мартовским утром, прошел по пустым улицам Харькова, выехал из города.

Т-34 не был комфортабельным танком. Немцы обивали изнутри свои «Тигры» мягким покрытием, а англичане и американцы удивлялись, как можно воевать в машине, если в ней нельзя приготовить кофе с бутербродами. В русском танке во время хода сильно трясло и било об стенки, там было холодно, водители и сам Михаил Ильич были в ватных штанах, валенках, полушубках.

Наездив половину километров положенных по правилам испытаний, две «тридцатьчетверки» въехали в Кремль. По команде Кошкина они «разбегаются»: один — к Спасским, другой к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, танки круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из кремлевской брусчатки. Триумфально прозвучали слова Сталина: «Это будет ласточка наших бронетанковых сил!»

Политбюро дало «добро» на серийный выпуск, а вечером Кошкин вместе с высшим руководством партии и правительства приглашен в Большой театр. Он так кашлял, что соседи по партеру недовольно косились на него. Михаил Ильич ушел в первом антракте, а в гостиницу ему принесли письмо от наркома Ворошилова с настоятельной рекомендацией ехать в Харьков поездом и немедленно заняться своим здоровьем.

На следующее утро Кошкин на танке выезжает из Москвы. Дойдя обратно до Харькова, они как раз набрали полный километраж, необходимый для запуска в производство. Что там в башне: Начальник генштаба Украины Муженко трижды ошибся в День танкиста

© Ukraina.ru

При переправе через реку Северский Донец (недалеко от Белгорода) один из танков опрокидывается в воду. После купания в ледяной воде Кошкин приезжает в Харьков совершенно больным, однако еще несколько дней не выходит из КБ и цехов: нужно поставить производство. Вскоре заболевание обострилось, Михаилу Кошкину пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в Занки, где и скончался за девять месяцев до начала войны.

Главным конструктором и руководителем КБ-520 стал заместитель Кошкина А. А. Морозов. И Сталинская премия, и звание Героя Соцтруда достались Кошкину посмертно. Золотая звезда с серпом и молотом пришла в его семью только в 1990 году, через десять лет после премьеры фильма «Главный конструктор» (1980) с Борисом Невзоровым в роли Михаила Кошкина.

В Харькове есть памятник Кошкину, две мемориальных доски и улица в его честь. А могилы нет. За гробом главного конструктора шел весь завод и руководство обкома во главе с первым секретарем Алексеем Епишевым. Урну с прахом Михаила Ильича установили в колумбарии на Первом городском кладбище, бывшем Иоанно-Усекновенском. В 1941 году во время бомбардировки Харькова немецкой авиацией она была уничтожена.

А Т-34 был признан лучшим танком Второй Мировой войны, а затем экспортировался по всему миру. Ни победу в танковом сражении под Прохоровкой, ни взятие Берлина и Праги Михаил Ильич Кошкин не увидел. Новую конструкцию башни и пушку доделывало КБ под руководством Морозова уже без него.

ukraina.ru

Михаил Кошкин: Т-34 «Танк Победы»

03 декабря 2018

Знаменитый советский конструктор Михаил Кошкин известен всему миру как создатель легендарного Т-34 — самого массового и лучшего танка Второй мировой войны.

3 декабря 1898 года в Ярославской губернии, в крестьянской семье родился Михаил Ильич Кошкин.

Несколько лет он проработал на различных предприятиях.


С 1929 по 1934 год обучался в Машиностроительном институте Ленинграда.

После окончания института 2,5 года Михаил Кошкин работал в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова.

Довольно быстро с должности рядового конструктора он дорос до заместителя начальника конструкторского бюро.

За участие в создании нового танка Т-46-5 получил орден Красной Звезды.

Первый самостоятельный проект Кошкина оказался не очень удачным — созданный под его руководством танк БТ-9 был отклонен в 1937 году по причине конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания.

В 1938 году утверждается проект танка Т-34.

По результатам первых испытаний было принято решение изготовить 2 танка с усиленной броней.


В начале марта 1940 года Кошкин отправляется из Харькова в Москву с двумя танками Т-34 «своим ходом».

Этот пробег несколько раз был на грани провала.

Несмотря на это, испытания в Подмосковье завершились успехом.

Правда, сам Кошкин заплатил за этот демонстрационный успех большую цену: простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией.

26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался в Харькове.


А его детище — танк Т-34 в этом же году поступил на вооружение Советской Армии и был признан лучшим танком периода Второй мировой войны.

Посмертно Кошкин был удостоен Государственной премии СССР.

Всего за всю историю было выпущено более 50 тысяч танков.

_____

Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен


ratnik.tv

Кошкин Михаил Ильич (биографические сведения)

Михаил Ильич Кошкин

М.И. Кошкин

     Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года (21 ноября по старому стилю) в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Глава семейства вскоре погиб на лесоразработках, и Михаилу с ранних лет довелось думать, как заработать кусок хлеба. В четырнадцать лет подросток уезжает на заработки в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика «Красный октябрь»). Позже Михаила Кошкина призывают на военную службу в царскую армию и он участвует в Первой мировой войне.

     Октябрьская революция круто изменила судьбу крестьянского сына. В годы гражданской войны в составе частей Красной Армии участвовал в боях под Царицыным и Архангельском (здесь Кошкин в 1919 году вступил в партию), был ранен. В 1921 году прямо из войск его направили на учёбу в Москву. Михаил Кошкин становится слушателем Коммунистического университета имени Свердлова. Со «Свердловки» начнётся его путь в науку. Правда, в 1924 году, по окончании Комвуза, ему вновь доведётся с головой окунуться в столь знакомое с юности кондитерское производство (его назначают директором кондитерской фабрики в г. Вятке). С 1925 по 1929 год Михаил Кошкин работает в партийных органах Вятской губернии. В 1929 году Кошкин в числе «парттысячников» вновь садится за конспекты и учебники, и в мае 1934 года оканчивает кафедру «Автомобили и тракторы» Ленинградского политехнического (в то время — машиностроительного) института.

     Ещё будучи студентом «политеха», Кошкин начал работать в ОКМО — созданном в 1930 году опытно-конструкторском машиностроительном отделе завода «Большевик». (В 1932 году танковые производства завода «Большевик» и ОКМО преобразуются в самостоятельный «Ленинградский государственный завод №174 имени К.Е. Ворошилова». В 1933 году на базе выделенного из состава завода №174 ОКМО образован «Ленинградский завод опытного машиностроения №185 имени С.М. Кирова», имевший до второй половины 1936 года наименование «Опытный завод Спецмаштреста». Из такой школы отечественного танкостроения как ОКМО, кроме М.И. Кошкина, вышли известные конструкторы Л.С. Троянов, И.С. Бушнев, Г.Н. Москвин, С.А. Гинзбург, И.В. Гавалов.) Получив диплом о высшем образовании, Михаил Кошкин направляется на Опытный завод, где работает до декабря 1936 года сначала в должности инженера-конструктора, затем заместителем начальника конструкторского бюро.

     Во второй половине 1936 года Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ), серийно выпускавший танки БТ-7, был переименован в завод №183. Внутри завода также была введена цифровая индексация служб, танковому конструкторскому бюро Т2К был присвоен индекс КБ-190. Это конструкторское бюро, несмотря на молодость, уже имело определённые наработки (танки Т-12, Т-24, БТ). Однако для самостоятельного конструирования новых современных танков КБ пока недоставало опыта и конструкторских кадров. Приказом наркома тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе от 28 декабря 1936 года начальником КБ-190 был назначен М.И. Кошкин, взамен смещённого с этой должности и позднее репрессированного А.О. Фирсова, который обвинялся в том, что в войсковых частях начались массовые поломки шестерён в коробках передач на танках БТ-7.

     Кандидатура М.И. Кошкина была выбрана не случайно. Во-первых, он хорошо показал себя в прежнем КБ, где за участие в создании первого отечественного «толстобронного» среднего танка Т-46-5 получил орден Красной Звезды, во-вторых, являлся членом партии, что в те годы среди технических специалистов было явлением не таким уж частым. Так, на 1 июля 1937 года в конструкторском бюро, которое возглавил Кошкин, из 48 человек только 7 имели билеты членов ВКП(б). При этом и заместитель начальника КБ Н.А. Кучеренко, и все шесть заведующих секциями (П.Н. Горюн, А.А. Морозов, В.М. Дорошенко, М.И. Таршинов, В.Я. Курасов, А.С. Бондаренко), т.е. те, кого могли бы назначить в конце 1936 года на должность начальника КБ, были беспартийными. И если учесть, что на заводе в это время шло расследование по поводу поставки в РККА 687 танков БТ-7 с конструктивно неусиленными коробками передач, то становится ясным решение управляющего Спецмаштреста (организации, непосредственно занимавшейся танкостроением в структуре Наркомата тяжёлой промышленности) К.А. Неймана усилить КБ членами партии.

     Кошкин, мало знакомый коллективу завода, тем не менее быстро и безо всяких трений вошёл в его жизнь. Он чутко воспринимал обстановку того времени, привлёк к работе многих конструкторов, производственников и военных, разделяя их наболевшие проблемы, трудности и переживания. Он был принципиален, трудолюбив и честен. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе. По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина, «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив».

     Менее чем за год под руководством М.И. Кошкина, с участием его ближайших помощников А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко, других конструкторов, была выполнена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём созданного к тому времени на заводе быстроходного танкового дизеля БД-2 (В-2). БТ-7М стал первым в мире танком, имевшим дизельный двигатель. Харьковский завод передал Красной Армии в 1939—1940 годах 790 танков БТ-7М.

     В середине октября 1937 года завод №183 получил от Автобронетанкового Управления (АБТУ) РККА задание на разработку нового маневренного колесно-гусеничного танка, получившего обозначение БТ-20 (А-20) (тактико-технические требования (ТТТ) были разработаны начальником 2-го отдела АБТУ Я.Л. Сквирским). Для выполнения этого серьезного задания М.И. Кошкин организовал новое подразделение — КБ-24. Конструкторов в это КБ он подбирал лично, на добровольных началах из числа работников КБ-190 и КБ-35. (КБ-35, руководителем которого был И.С. Бер, занималось на заводе №183 обслуживанием серийного производства и совершенствования конструкции тяжелого пятибашенного танка Т-35, спроектированного конструкторским бюро Ленинградского опытного завода им. С.М. Кирова.) Численность КБ-24 во главе с Кошкиным составила 21 человек. Конструкторское бюро КБ-190, руководимое с 1 ноября 1937 года Н.А. Кучеренко, продолжило работы по модернизации танка БТ-7 и доработке конструкторской документации танков БТ-7М и БТ-7А.

     В феврале 1938 года завершились испытания опытного танка БТ-СВ-2 «Черепаха», спроектированного под руководством воентехника 2 ранга Николая Фёдоровича Цыганова. В конструкции корпуса и башни танка броневые листы располагались под большими углами к вертикали. Считается, что именно геометрия корпуса и башни танка БТ-СВ-2 были использованы конструкторами КБ-24 при проектировании танка А-20. Впоследствии такой принцип построения бронезащиты, как расположение броневых листов под углом, стал классическим, широко применялся в танках всех стран. А-20, согласно ТТТ, отличался также новым приводом к ведущим колесам, три из четырех катков (на борт) были ведущими. Был создан так же проект «инициативного» танка, существенным отличием которого была замена колесно-гусеничного движителя более простым, чисто гусеничным. Отмена колесного хода позволила не только значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленного веса усилить бронезащиту. Инициативный вариант отличался не только отсутствием колёсного хода, но и наличием пятого опорного катка, что увеличивало опору гусеничной ленты на грунт.

     Ещё на стадии проектирования танка А-20, в процессе рассмотрения комиссией АБТУ РККА под председательством военинженера 1 ранга Я.Л. Сквирского чертежей и макета этого танка (6 сентября 1938 года), заводу №183 поручалось изготовить один танк колёсно-гусеничный с 45-мм пушкой и два танка гусеничных с 76,2-мм пушкой, а также один броневой корпус — для обстрела. 9-10 декабря 1938 года Главный военный совет РККА рассмотрел предъявленные заводом №183 чертежи и макеты двух разработанных согласно предложениям комиссии АБТУ вариантов танка А-20 (колёсно-гусеничного и гусеничного).

     На совещании в Кремле после рассмотрения макетов тяжёлых танков «100» и «СМК» обсудили чертежи и макеты танка А-20 в колёсно-гусеничном и гусеничном вариантах, представленных ведущим инженером по танку А.А. Морозовым и начальником КБ-24 завода №183 М.И. Кошкиным. Большинство присутствовавших военачальников, включая и заместителя наркома обороны Г.И. Кулика, отдавали предпочтение колёсно-гусеничному варианту танка А-20, имевшему большую оперативную подвижность. И в тот момент, когда чаша весов окончательно склонилась в пользу колёсно-гусеничного варианта, М.И. Кошкин, привыкший твёрдо и до конца отстаивать свои взгляды, в присутствии И.В. Сталина высказал своё мнение о том, что необходимо изготовить и представить на государственные испытания обе спроектированные заводом № 183 машины в колёсно-гусеничном и гусеничном вариантах. И.В. Сталин предложил не стеснять инициативу завода и разрешил изготовить опытные образцы по обоим представленным проектам. Постановлением Комитета обороны (КО) при СНК СССР №45 от 27 февраля 1939 года чертежи и макеты танка А-20 были окончательно утверждены для производства. Колёсно-гусеничный танк остался под названием А-20, гусеничному присвоили наименование А-32 (Т-32).

     К середине 1939 года опытные образцы танков А-20 и Т-32 были изготовлены и представлены Государственной Комиссии для проведения испытаний. Комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надёжности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее…», но не отдала предпочтение ни одному из вариантов, заметив, что оба они выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках. Проведенные вторичные испытания опытных танков А-20 и Т-32 осенью 1939 года, а главное проходившие в то время боевые действия в Финляндии со всей очевидностью подтвердили, что тактическую подвижность в условиях пересеченной местности, особенно в осенне-зимний период, могут обеспечить только гусеничные машины. Одновременно была определена необходимость дальнейшего повышения боевых параметров танка Т-32 и особенно — усиления его защиты. Постановлениями Комитета обороны предписывалось изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76-мм пушки. В предельно короткие сроки конструкторским бюро была проведена доработка танка Т-32 путем дальнейшего усиления бронезащиты, вооружения и осуществления ряда других конструктивных изменений. Постановлением КО при СНК СССР №443 от 19 декабря 1939 года «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940-м году» танк Т-32 с увеличенной до 45 мм толщиной брони и 76-мм пушкой Ф-32 был принят на вооружение с присвоением названия Т-34.

     В связи с резко увеличившимся объемом конструкторских работ по доработке танка Т-32 и выпуску чертежно-технической документации для опытных образцов Т-34, а также в связи с прекращением производства танков Т-35, в конце 1939 года было произведено объединение имеющихся на заводе трёх танковых КБ (КБ-24, КБ-190, КБ-35) в одно танковое конструкторское бюро, которому был присвоен шифр — отдел 520 (КБ-520). Главным конструктором объединенного КБ стал М.И. Кошкин. В заключении аттестационной комиссии, подписанной директором завода №183 Ю.Е. Максарёвым (пришедшего в октябре с Ленинградского Кировского завода) и главным инженером завода С.Н. Махониным, говорилось: «Работая начальником конструкторского бюро, тов. Кошкин проделал большую работу в части усовершенствований конструкций машины.

     Квалифицированный инженер-конструктор, вполне подготовлен к должности главного конструктора завода. Инициативен, энергичен и настойчив. Хороший организатор и руководитель, пользуется авторитетом среди командного состава завода. Работает над собой в смысле усовершенствования своих технических знаний». Начальником КБ и заместителем Главного конструктора был назначен А.А. Морозов, заместителем начальника КБ — Н.А. Кучеренко.

     Два опытных танка Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Эти испытания, проходившие в феврале-марте, полностью подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка. А 5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков — Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин возглавил этот пробег. На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также боевые машины, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. По просьбе И.В. Сталина механики-водители Н. Носик и О. Дюкалов проехали по площади. Осмотрев «тридцатьчетвёрки», Сталин одобрительно отозвался о них, назвав новый танк «первой ласточкой». После кремлёвского смотра танки Т-34 испытывались на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке. В апреле сорокового года, возвращаясь своим ходом в Харьков, под Орлом один из танков опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин, уже простуженный, сильно промок. По возвращении в Харьков он по настоянию врачей был госпитализирован.

     Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи создания Т-34. Танк был рекомендован для немедленной постановки на производство. На 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска «тридцатьчетвёрки». Михаил Кошкин, несмотря на болезнь, продолжал активно руководить доработкой танка. Главный конструктор работал на износ. Его болезнь внезапно обострилась. Из Москвы срочно вызвали специалиста-хирурга. Больного прооперировали: пришлось удалить лёгкое. Но это не помогло. Михаил Ильич скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. За гробом главного конструктора шёл весь завод.

     В октябре 1940 года было начато серийное производство танков Т-34. В конце сорокового года начальником КБ — главным конструктором был назначен А.А. Морозов. Он продолжил дело своего предшественника, проводя доводку поставленного на серийное производство Т-34. Сам А.А. Морозов сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году писал: «Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Михаил Ильич Кошкин. Он организовал коллектив молодых конструкторов, постоянно учил их не бояться трудностей, которых бывает всегда немало при решении сложных задач. Этому замечательному конструктору мы, в первую очередь, обязаны появлением такого совершенного типа танка, каким является Т-34».

     10 апреля 1942 года конструктору Михаилу Ильичу Кошкину «за разработку конструкции нового типа среднего танка» была присуждена (посмертно) Сталинская премия 1-й степени. Лауреатами этой премии также стали А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко. (Николай Алексеевич Кучеренко Сталинской премии он был удостоен ещё дважды — в 1946 и 1948 годах. Будучи начальником конструкторского бюро КБ-520, в котором происходило рождение, становление и совершенствование легендарной машины, он внёс огромный вклад в создание и модернизацию Т-34. С 1 ноября 1939 по 23 августа 1947 года Н.А. Кучеренко одновременно являлся и заместителем главного конструктора завода №183 А.А. Морозова, затем по август 1949 года возглавлял отдел главного конструктора Главтанка в Министерстве транспортного машиностроения. Осенью 1949 года он вернулся на родной завод в Нижний Тагил и до апреля 1952 года работал главным инженером этого крупнейшего в стране танкового и вагоностроительного предприятия. В 1952-1969 годах полковник-инженер Н.А. Кучеренко — начальник Главного управления и член коллегии Министерства оборонной промышленности СССР. Умер 13 сентября 1976 г.)

     Долгое время имя создателя легендарного Т-34 Михаила Кошкина было практически неизвестно. А завод, где родилась эта самая совершенная боевая машина второй мировой войны (ныне — Харьковский завод им. Малышева), именовался в литературе Южным. Неподалёку от его проходной в мае 1985 года был открыт памятник творцу «тридцатьчетвёрки», а в 1990 году, через 50 лет после смерти, присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ежегодно 3 декабря к подножию памятника возлагаются цветы — дань благодарной памяти гению танкостроения, настоящему патриоту и замечательному человеку. А на доме, где он жил (угол улиц Пушкинской и Красина), установлена мемориальная доска.

Источник: Русская сила

Администратор Конструктор Советский 

ptiburdukov.ru

Дорога к танку Победы | Warspot.ru

Обычное начало карьеры. Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии. Когда ему было шесть лет, семью, и без того жившую небогато, постигло большое несчастье: умер отец. Мать была вынуждена пойти батрачить, чтобы прокормить троих детей. Спустя четыре года работать начал и Миша: окончив в десять лет церковно-приходскую школу, он устроился на кондитерскую фабрику в Москве.

В 1917 году Кошкин пошел в армию. Был ранен на Западном фронте, после лечения в 1918 году поступил в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Он участвовал в сражениях под Царицыном, во взятии Архангельска и в боях против Врангеля на Южном фронте.

После Гражданской войны Кошкин окончил Коммунистический университет имени Свердлова, имел несколько назначений по партийной линии, проявлял незаурядную инициативу в работе. В 1929 году по рекомендации С.М. Кирова поступил в Ленинградский машиностроительный институт.

Быстрый профессиональный рост. Завершив обучение в 1934 году, Кошкин отправился работать на ленинградский Кировский завод. За два с половиной года в танковом конструкторском бюро он прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Там Кошкин участвовал в создании танка Т-111 (Т-46-5), первого советского танка с противоснарядным бронированием, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Т-46-5 был призвал заменить устаревающие Т-26 и БТ, броня которых уже не спасала танки от современных орудий. Планировалось создать машину, подобную Т-46, но с усиленным бронированием. Первый опытный образец танка успешно прошел испытания, однако в массовое производство Т-111 не пошел. При толщине брони в 60 мм и хорошей подвижности машина обладала недостаточно мощным для прорыва обороны противника орудием и имела ряд других недостатков.

Проектирование Т-29. На Кировском заводе Кошкин также принял участие в проектировании трехбашенного колесно-гусеничного танка Т-29. По сравнению с серийным Т-28 машина имела лучшую скорость, и, к тому же, ее было сложно обездвижить: даже при обрыве гусеницы танк мог продолжать движение на колесном ходу. К сожалению, сложность конструкции и дороговизна производства не позволили проекту развиться дальше постройки нескольких прототипов.

Переезд из Ленинграда в Харьков. В конце 1936 года Кошкин возглавил танковый отдел Т2 конструкторского бюро харьковского завода № 183, предыдущего начальника которого арестовали «за вредительство». На тот момент КБ было перегружено: в условиях нехватки кадров требовалось не только поддерживать производство БТ-7, но и проектировать новые танки – БТ-7-ИС, колесно-гусеничный БТ-9, дизельный А-8. Кошкин сосредоточился на первой задаче. В результате, чертежи БТ-9 делались в спешке и вызвали массу замечаний. В 1937 году Автобронетанковое управление сформировало на заводе второе конструкторское бюро во главе с А.Я. Диком.

Во главе харьковского танкового КБ. Год спустя Дика арестовали из-за срыва сроков по проекту БТ-20, повлекшего за собой анонимный донос. Кошкин возглавил объединенное конструкторское бюро завода. Весной 1938 года он добился от московского руководства разрешения на испытание двух новых танков. В это время изделиям Харьковского завода присвоили индекс «А»: таким образом, построенный по проекту БТ-20 танк получил название А-20. Он представлял собой переработанный и улучшенный БТ-7 на колесно-гусеничном ходу с приводом на шесть колес по образцу БТ-ИС.

В непосредственной близости к Т-34. Второй спроектированный танк – А-32 – обладал лучшей проходимостью и более мощной ходовой частью. Это давало возможность наращивать вес машины, а, значит, ее броню и вооружение. Показ обоих танков руководству Наркомата обороны и членам правительства состоялся осенью 1939 года на полигоне в Кубинке.

На пути к серии. Результатом смотров стало постановление Комитета Обороны при СНК СССР № 433 от 19 декабря 1939 года:

«Принять на вооружение РККА:

Танк Т-32 – гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими изменениями:

а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;

б) улучшить обзорность из танка;

в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:

1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;

2) отдельный пулемёт у радиста калибра 7,62 мм;

3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;

4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.

Присвоить указанному танку название Т-34».

Согласно плану, харьковский завод № 183 должен был изготовить в 1940 году 200 танков Т-34. Главный конструктор с энтузиазмом взялся за новый проект.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 г. с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 г. с пушкой Ф-34 https://wikimedia.org

Показ товара лицом. В марте планировалось устроить «высочайший показ» новых танков в Кремле. Специально для этого были построены два предсерийных А-34, прозванные в заводской переписке «близнецами». Повышенное внимание было уделено как качеству их сборки, так и внешней отделке: шлифованные корпуса сияли на солнце даже после покраски, приземистые силуэты с массивными гусеницами создавали впечатление мощи и динамичности.

Трагический пробег. Завод не успевал испытать первые А-34 к назначенному сроку. Особенно много времени требовала обкатка танков пробегом для определения их эксплуатационных характеристик и надежности. На специальном заседании парткома завода и города было решено совместить эти испытания с перегоном танков из Харькова в Москву. Ответственный исполнитель — главный конструктор М. И. Кошкин.

12 марта в 16:00 «близнецы» покинули стены завода. В целях соблюдения секретности машины двигались в обход крупных населенных пунктов и главных магистралей страны, преимущественно в ночное время. На пути было организовано три пункта заправки и два пункта ремонта. Головной танк, в большей степени изношенный предшествовавшими испытаниями, перенес поломку в дороге. Несмотря на все трудности, ранним утром 17 марта оба А-34 прибыли на Ивановскую площадь Кремля.

Кошкин так сильно простудился в пути, что во время официального доклада не мог сдерживать кашель. Фактически, героический перегон стоил ему жизни: конструктор скончался 26 сентября 1940 года во время реабилитационного курса лечения пневмонии в санатории под Харьковом. До самой смерти Кошкин продолжал активно участвовать в доработке проекта Т-34.

Т-34 идет в серию. Дальнейшие испытания машин на полигоне в Кубинке выявили ряд недостатков предсерийных образцов. В отчете отмечались низкие сцепные качества траков, заедания башни при вращении, недостаточная герметичность люков и смотровых приборов. Однако испытание обстрелом танки выдержали успешно и в целом были призваны годными. В дальнейшем многие недостатки были устранены, сложную в производстве литую башню заменили более технологичной сварной, вместо пушки Л-11 стали устанавливать Ф-34. Производство Т-34 наладили по всей стране, всего за годы войны было изготовлено более 35 тысяч танков. К сожалению, Михаил Кошкин не дожил до триумфа своего главного детища.

Чертеж серийного танка Т-34, 1941 г.
(из коллекции архивной группы компании Wargaming)

Дополнительный материал о М.И. Кошкине читайте на worldoftanks.ru: Путь конструктора

warspot.ru

Кошкин, Михаил Ильич — Википедия

Михаил Ильич Кошкин
Дата рождения 21 ноября (3 декабря) 1898(1898-12-03)
Место рождения деревня Брынчаги,
Угличский уезд,
Ярославская губерния
Дата смерти 26 сентября 1940(1940-09-26) (41 год)
Место смерти Змиёвский район,
Харьковская область,
УССР, СССР
Гражданство Российская империя Российская империя, СССР СССР
Род деятельности инженер, военнослужащий, военный инженер
Супруга Вера Николаевна
Дети Елизавета, Тамара, Татьяна
Награды и премии
 Михаил Ильич Кошкин на Викискладе

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин (1898—1940) — советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Герой Социалистического Труда (1990, посмертно).

Биография

Ранние годы

Родился 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селе Брынчаги (ныне — Переславский район, Ярославская область). Семья жила бедно, земли было мало, и отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену и троих малолетних детей. Из-за бедности мать Михаила идёт батрачить, а он, окончив в 10-летнем возрасте 3 класса церковно-приходской школы, уезжает на заработки в Москву, где устраивается на кондитерскую фабрику и за 8 лет работы проходит путь от ученика пекаря до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов.[1]

Служба в армии

В начале 1917 года, перед Февральской революцией, Михаил Кошкин призывается в Русскую императорскую армию, попадает на Западный фронт, где воюет в составе 58-го пехотного полка. В августе 1917 года, после ранения, направляется на лечение в Москву, после чего получает отпуск и, в конце 1917 года, демобилизуется из армии.

15 апреля 1918 года добровольцем уходит в сформированный в Москве железнодорожный отряд РККА. Участвует в боях на фронтах Гражданской войны и в отражении иностранной военной интервенции в России. До 1919 года воюет под Царицыном, затем переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который перебрасывается на Северный фронт, где воюет против английских интервентов и принимает участие во взятии Архангельска. Там же Кошкин, вероятнее всего, впервые знакомится с бронетехникой: бронепоездами РККА и английскими танками «Рикардо» Mark V, которые использовались интервентами на этом участке фронта[2].

После ликвидации Архангельского фронта 3-й железнодорожный батальон перебрасывается на Польский фронт, но Михаил Кошкин по дороге заболел тифом и был снят с эшелона, затем направлен в Киев, на Южный фронт, в 3-ю железнодорожную бригаду, которая занимается восстановлением ж/д пути и мостов в полосе наступления.

Летом 1921 года железнодорожная бригада расформировывается, и Михаил Кошкин заканчивает армейскую службу.

Партийная карьера в ВКП(б)

В 1919 году, на Северном фронте, вступает в члены РКП(б), выбран секретарем партячейки 3-й железнодорожной бригады. После окончания службы в 1921 году с отличием оканчивает военно-политические курсы в Харькове, после которых командируется на учёбу в Москву в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. Во время учёбы лично знакомится с С. М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе[3].

После окончания университета командируется в город Вятка (г. Киров), где с 1924 по 1925 годы успешно руководит кондитерской фабрикой. В 1925-1926 годы — заведующий агитационно-пропагандистского (по другим данным — промышленного[1]) отдела 2-го райкома ВКП(б). В 1926 — 1928 годах — заведует Губсовпартшколой. С 1928 года — заместитель заведующего, а с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистским отделом Губкома ВКП(б)[4] г. Вятка.

В Вятке Михаил Кошкин женится на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой, рождается дочь Лиза[5].

Михаила Кошкина могла ждать блестящая партийная карьера, однако он отправляет письмо Сергею Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования и в 1929 году получает вызов в Ленинград.

Начало конструкторской деятельности

В 1929 году, в 30-летнем возрасте, в числе «парттысячников», Михаил Кошкин зачислен в Ленинградский технологический институт, однако тема обучения ему кажется неинтересной и он добивается перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

В 1934 году защищает диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной работы «Коробка переменных передач среднего танка». Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185. Спроектированную КПП решено установить на опытный колесно-гусеничный танк Т-29. Производственную практику проходил на Нижегородском автомобильном заводе имени В. М. Молотова (сейчас ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела, зарекомендовал себя способным специалистом, руководство завода направило ходатайство в Наркомат тяжёлой промышленности с просьбой направить Михаила Кошкина после окончания обучения на своё предприятие, однако он добивается продолжения работы в танковом КБ.

С 1934 года 2,5 года трудится в КБ Ленинградского завода имени С. М. Кирова. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ. В это время КБ работает над танками Т-29 и Т-46-1, которые представляют собой модернизацию серийных Т-28 и Т-26 с переводом их на колёсно-гусеничный ход. Работа проведена успешно, хотя впоследствии оказалось, что танки бесперспективны (чрезмерная сложность и высокая стоимость показали невозможность их серийного производства).

11 апреля 1936 года М. И. Кошкин, в числе других конструкторов, «За отличную работу в области машиностроения» награждается орденом Красной Звезды.

Харьков

В конце декабря 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе, обеспокоенный напряжённой обстановкой в Танковом отделе Харьковского завода, сложившаяся на фоне проблем модернизации серийного быстроходного лёгкого танка БТ-7, лично нашёл М. И. Кошкина, и после собеседования принял решение направить его с Ленинградского опытного завода на Харьковский завод[6]. Решение о переводе в Харьков конструктора М. И. Кошкина было принято с учётом его деловых качеств и личного стремления создать быстроходный средний танк, пригодный для крупносерийного производства.

Примечание: Впервые в мире концепция быстроходного среднего танка с противоснарядной броневой защитой и мощным вооружением была реализована в 1934 году в опытном танке Т-29 (проект КБ Ленинградского завода). К концу 1936 года, было очевидно, что Т-29 в серию не пойдёт… Одна из причин — несоответствие проекта общим тенденциям развития конструкции танка на Ленинградском заводе. В то время заместитель начальника КБ Ленинградского опытного завода М. И. Кошкин, участвуя в разработке Т-29, определил основные направления улучшения проекта Т-29 и доложил о них непосредственно наркому тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Танки Т-29 и БТ-7 имели аналогичный колёсно-гусеничный движитель с опорными катками большого диаметра. Колёсно-гусеничный движитель танка Т-29 имел катки большого диаметра с независимой торсионной подвеской (в отличие от пружинной подвески танка БТ). Торсионные валы, изготовленные по технологии Ленинградского завода, в условиях движения танка Т-29 по пересечённой местности работали неудовлетворительно. Тем не менее конструктор М. И. Кошкин являлся сторонником применения на быстроходном среднем танке катков большого диаметра — основного элемента обеспечения быстроходности танка при условии последующей доработки торсионной подвески.

28 декабря 1936 года, нарком тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе подписал Приказ о направлении М. И. Кошкина в Харьков на ХПЗ имени Коминтерна (№ 183) на должность руководителя танкового КБ-190.

В то время Танковый отдел Харьковского завода № 183 выпускал легкие колёсно-гусеничные быстроходные танки серии «БТ», которые, наряду с лёгким танком Т-26 Кировского завода, составляли основу бронетанковых войск РККА. Проблемами серийного производства и модернизации танка БТ в Танковом отделе завода № 183 занималось КБ-190 под руководством А. О. Фирсова.

Конфликт между ГАБТУ РККА и Танковым отделом завода № 183 возник ввиду технических дефектов, проявившихся в процессе эксплуатации танка БТ-7. Было начато расследование по делу о поставке в войска 687 танков с недоработанной КПП. В свою очередь представители Танкового отдела завода обвиняли военных в неправильной эксплуатации танков БТ (прыжки с трамплина). В ходе расследования А. О. Фирсов был отстранён от руководства КБ-190 и работал рядовым конструктором, а руководство КБ-190 было временно возложено на Николая Кучеренко[7].

Начало работы. КБ-190. Кризис танкостроения.

В январе 1937 г. М. И. Кошкин впервые без сопровождающих появился в КБ (бюро 190). Одет был просто. Во второй половине дня в сопровождении А. О. Фирсова и Н. А. Кучеренко сделал обход, познакомился с ведущими конструкторами и осмотрел помещения. В течение последующих дней М. И. Кошкин познакомился с каждым из конструкторов и выполняемой ими работой. Предстояло правильно сориентировать коллектив КБ, организовать его работу, вдохнуть веру в достижимость поставленной первоочередной цели, заразить своей работоспособностью[8].

Задачей КБ-190 является обеспечение производства и модернизация БТ-7. 48 конструкторов перегружены работой, в плане на 1937 год силы распределены по 14 направлениям, в числе которых установка на БТ-7 новейшего дизельного двигателя В-2 (БТ-7М, А-8), САУ на базе танка, разработка новых — БТ-9 (заказ АБТУ) и БТ-ИС (проект на основе работ группы Цыганова, переданный с танкоремонтного завода № 48). Условия и сроки жёсткие, по словам Афанасия Фирсова: «Мы между Сциллой и Харибдой. Сдадим сырой танк — жди беды. А не сдадим — головы полетят»[9]. В марте 1937 года Афанасий Фирсов был арестован.

Одновременно назревает общий кризис танкостроения, вызванный появлением нового вида оружия — противотанковой пушки. Гражданская война в Испании с участием легкобронированных БТ-7, Т-26 показала их высокую уязвимость для огня артиллерии и даже крупнокалиберных пулемётов. А так как эти танки являлись основными в Красной Армии, это означало, по сути, необходимость срочной замены всего танкового парка. Проблема усугублялась тем, что в СССР, на этот момент, моделей танков с противоснарядным бронированием, готовых к массовому производству, не было. В то же время колёсно-гусеничная схема Уолтера Кристи, положенная в основу танков БТ, достигла предела модернизации. Противоснарядное бронирование неизбежно увеличивало массу машины, при которой трансмиссия БТ-7 не выдерживала нагрузок, а колёсный ход становился невозможным из-за повышенного давления катков-колёс на грунт. В БТ-9 и БТ-ИС предпринималась попытка решить проблему колесного хода усложнением трансмиссии, сделав ведущими не одну, как у БТ-7, а 3 пары задних колёс, дополнительно пытались осуществить возможность движения на одной гусенице и колёсах с разных сторон (т. н. синхронизированный ход), это ещё более усложняло задачу и делало танк довольно трудоёмким и дорогим в производстве.

7 мая 1937 года Кошкин предлагает объединить схожие проекты БТ-9 и БТ-ИС (БТ-7-Б-ИС) с целью экономии сил, предложение поддерживает 8-е Главное управление НКОП, которому подчинён завод № 183. Поскольку тактико-технические требования (ТТТ) на объединенный проект выдвинуты не были, КБ получает определённую свободу действий, однако чиновников АБТУ инициатива Кошкина не устраивает:

«… Предъявленный проект имел грубейшие ошибки, вследствие чего был забракован. Проект даёт новую машину с уширенным корпусом, новой ходовой частью и т. д. По существу это не БТ-9, так как совершенно не соответствует ТТТ АБТУ на БТ-9 и не БТ-7ИС, ибо меняется корпус, радиаторы, колёса и т. д. Причём проектирование изначально подчинено только удобству производства и коммерческим соображениям и проводится без ТТТ…»

— Докладная записка инспектора АБТУ Сапрыгина о состоянии дел на заводе № 183 зам. начальнику АБТУ Густаву Бокису (20 августа 1937 г.)

[10].

Инспектор Сапрыгин также обвиняет Михаила Кошкина в попытке срыва работы конструктора А. Я. Дика, направленного на завод от АБТУ летом 1937 года с целью разработки вариантов эскизного проекта танка БТ-ИС.

28 сентября 1937 года на завод приходит директива 8-го Главного управления НКОП, об организации особого конструкторского бюро (ОКБ). Перед ОКБ ставится цель спроектировать и к 1939 году подготовить серийное производство быстроходных колёсно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. Начальником ОКБ назначен военный инженер 3-го ранга, адъюнкт Военной академии механизации и моторизации РККА имени И. В. Сталина (ВАММ) А. Я. Дик, от ВАММ в ОКБ прикомандированы несколько инженеров и 41 слушатель-дипломник, от завода в ОКБ переведён 21 конструктор. Завод обязывают выполнять все работы, связанные с ОКБ во внеочередном порядке[7]. В результате этого КБ-190 Кошкина было практически обескровлено, из 48 человек в ОКБ переведены 19 лучших конструкторов его отдела.

13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк БТ-20 (заводской индекс А-20), но в конце октября прибывшая на завод комиссия констатировала, что ОКБ с работой не справляется, Адольф Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей[7][11]. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески[12]. ОКБ было расформировано, вскоре был арестован и начальник АБТУ Густав Бокис, административное давление со стороны военных временно ослабевает…

В октябре 1937 года после получения заводом № 183 задания от ГАБТУ РККА на разработку нового маневренного колёсно-гусеничного танка М. И. Кошкин возглавил новое конструкторское подразделение КБ-24, которое менее чем за год спроектировало колёсно-гусеничный танк под индексом БТ-20[13].

В начале ноября 1937 года с целью продолжения работы над БТ-20, Кошкин формирует новое КБ-24, а руководство КБ-190 вновь переходит к Николаю Кучеренко.

КБ-24 формировалось на добровольных началах, в него вошёл 21 человек из КБ-190 и КБ-35 завода, при приёме Кошкин беседовал с каждым лично, его заместителем стал Александр Морозов[14]. Подбору работников М. И. Кошкин и А. А. Морозов уделили особое внимание, в целях создания творческих и товарищеских взаимоотношений в коллективе. Были назначены руководители групп по проектированию основных узлов будущей машины, и КБ сразу приступило к работе[15].

В ноябре 1937 года, менее чем за год работы М. И. Кошкина в должности главного конструктора, под его руководством была успешно завершена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём дизеля В-2 (танк БТ-7М)[13].

В феврале 1938 года М. И. Кошкин работал в комиссии по дополнительным заводским испытаниям колёсно-гусеничного танка изобретателя Н. Ф. Цыганова — БТ-СВ-2 («Черепаха») [13].

КБ-24, проект А-32.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34.

В марте 1938 года утверждается эскизный проект БТ-20 (А-20). Однако, несмотря на новизну, по боевым качествам он мало отличался от БТ-7, вооружение (45 мм пушка 20-К) осталось прежним, увеличение толщины брони до 20 мм не обеспечивало надёжную защиту от противотанковой артиллерии. Кошкин и его помощники загорелись «гусеничным» вариантом, который мог упростить конструкцию и позволял значительно усилить броню и вооружение за счёт экономии и увеличения веса.

28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20 (как и предполагалось изначальным заданием), чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал И. В. Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода.

6 сентября 1938 года М. И. Кошкин участвовал в представлении комиссии ГАБТУ разработанного проекта и макета танка БТ-20. По решению макетной комиссии под руководством М. И. Кошкина в КБ-24 приступили к разработке и изготовлению трёх опытных танков (одного колёсно-гусеничного танка А-20 и двух гусеничных — А-32) [13].

9—10 декабря 1938 года М. И. Кошкин демонстрировал Главному Военному совету чертежи и макеты опытных танков А-20 и А-32[13]..

16 декабря 1938 года М. И. Кошкин назначен главным конструктором трёх объединённых КБ завода № 183 в единое конструкторское бюро КБ-520[13]..

Срочная разработка чертежей танков А-20 и А-32 потребовала сотен людей, поэтому в начале 1939 года все танковые КБ завода (КБ-24, КБ-190 и КБ-35) были объединены в КБ-520, одновременно произошло объединение опытных цехов в единый цех, тесно связанный с КБ. Михаил Кошкин был назначен главным конструктором, его заместителями А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, А. В. Колесников и В. М. Дорошенко[15].

Совместные испытания А-20 и А-32

5 июня 1939 года М. И. Кошкин присутствовал при первом пробном пробеге опытного колёсно-гусеничного танка А-20[13].

16 июля 1939 года М. И. Кошкин принимал участие в первом пробном пробеге опытного гусеничного танка А-32[13].

В середине 1939 года в Харькове Кошкин представил опытные образцы А-20 и А-32. При испытаниях Государственная Комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надёжности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее». Колёсно-гусеничный А-20 показывал большую скорость и тактическую подвижность, А-32 лучшую проходимость и бронезащиту, имея резервы по её усилению (обе машины изготавливались в одинаковом весе и изначально позиционировались как лёгкие танки), но ни одному из них долгое время не было отдано предпочтение, споры между противниками и сторонниками колёсно-гусеничного движителя продолжались. В КБ работа велась над обеими машинами параллельно.

23 сентября 1939 года М. И. Кошкин участвовал в показе на Полигоне в Кубинке опытных машин А-20 и А-32 членам правительства[13].

В сентябре 1939 года в Кубинке А-20 и А-32 (Т-32), вместе с перспективными танками других заводов, повторно были показаны госкомиссии. Показ прошёл с большим успехом, Т-32 произвёл впечатление на присутствующих необычно красивой формой и отличными ходовыми качествами[16]. При этом Кошкин уже представил обновлённый А-32 с 76,2 мм пушкой Л-10, получивший индекс Т-32. На последовавшем совещании он вновь активно выступает за Т-32, позиционируя его уже как средний танк, на замену устаревшему Т-28, особо отмечая его простоту и большие резервы по дальнейшему улучшению, предлагая составить график запуска машины в серийное производство[17]. Военные чиновники опять ни одному из танков не отдали предпочтение, рассматривая вопрос об одновременном производстве А-20 и Т-32.

Проект А-32 с усиленным бронированием

С сентября 1939 года по февраль 1940 года на основании решения командования АБТУ под руководством М. И. Кошкина велось проектирование и изготовление двух опытных гусеничных танков А-32 с усиленным бронированием[13].

Начавшаяся Советско-финская война (1939—1940) снова показала плохую оснащенность РККА танками с мощным вооружением и бронезащитой. Совершенствование Т-32 активизировалось, были проведены испытания с дополнительной нагрузкой, имитирующей увеличение толщины брони до 45 мм, которые прошли успешно, и будущий танк формально приняли на вооружение до изготовления опытного образца под индексом Т-34. Кошкин и конструкторы его КБ работают напряжённо, целыми днями пропадая на работе. Объём работ был значительным, в результате всех модернизаций масса возросла на 6 тонн, усилен гусеничный движитель, увеличились габариты, перерасчёт конструкции и чертежи делались заново.

Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года А-32 с толщиной брони 45 мм, названный танком Т-34, был принят на вооружение Красной Армии[13].

Опытные Т-34 № 1 и Т-34 № 2

10 февраля 1940 года изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве назначается показ танков членам правительства, с этой целью организуется танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Михаил Кошкин сам отправляется на новых машинах как ответственный представитель завода.

В марте 1940 года М. И. Кошкин принял личное участие в проведении войсковых испытаний двух опытных танков Т-34 (А-34) с совершением пробега Харьков-Москва и обратно[13].

750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов.

17 марта 1940 года М. И. Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 членам правительства в Кремле[13]. Показ на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР (И. В. Сталин, М. И. Калинин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов) и всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

31 марта 1940 года М. И. Кошкин представил опытные танки Наркому среднего машиностроения и Наркому обороны, которые рекомендовали немедленно поставить танк Т-34 на производство на заводах № 183 и СТЗ[13].

Последние месяцы жизни
Татьяна Михайловна и Тамара Михайловна Кошкины на торжественном открытии памятника в селе Брынчаги.

Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Однако напряжение последних лет не ослабло, организация серийного производства Т-34, значительно отличающегося по конструкции от БТ-7, шла тяжело, требовалась масса текущих доработок, кроме того, в это время в КБ-520 работали над следующей моделью — Т-34М и намечался перспективный танк с поперечным расположением двигателя Т-44.

Вскоре заболевание обострилось, Михаилу Кошкину пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где скончался 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала войны. Главным конструктором и руководителем КБ-520 стал заместитель Кошкина А. А. Морозов.

Михаил Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк).

До сегодняшнего дня могила не сохранилась. По одним данным, она была целенаправленно уничтожена немецкими бомбардировками[18][неавторитетный источник?][19]. По другим данным, гроб с телом Кошкина был кремирован, урна с прахом хранилась в помещении при городском морге г. Харькова, который и был подвергнут бомбовому удару[1]. События происходили в конце 1941 года, на конечной стадии эвакуации ХПЗ в Нижний Тагил и перед захватом города немецкими войсками.

Видео по теме

Семья

Открытие бронзового бюста в селе Брынчаги. 21 ноября 1998 года
  • жена — Вера Николаевна
  • дочери
    • Елизавета — учитель географии,
    • Тамара — геолог,
    • Татьяна — преподаватель Харьковского университета.

Награды и премии

Памятник в Харькове

Память

Памятники
  • В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица.
  • Памятник танку «Т-34», а фактически М. И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области.
  • Памятник М. И. Кошкину установлен в центре его родной деревни Брынчаги Ярославской области (дом в котором он родился и жил, сгорел во время большого пожара в 1938 году)[2].
  • В Кирове (Вятке) на доме, где жил М. И. Кошкин (ул. Спасская, 31), установлена мемориальная доска.
  • Мемориальная доска установлена в Главном здании СПбГПУ, где учился Михаил Ильич.
  • Мемориальная доска установлена на здании, где жил Михаил Ильич (г. Харьков, ул. Пушкинская, 54/2).
Книги
  • Резник Я. Л. Сотворение брони. — М.: Воениздат, 1987.
  • Вишняков В. А. Танк, обогнавший время. — Ради жизни на земле. — М.: ДОСААФ, 1986. — 525 с. — 100 000 экз.
  • Вишняков В. А. Конструкторы. 1989.
  • Брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания (к 110-летию со дня рождения)», 2009 г.
Фильмы
В филателии
  • В 1998 году к 100-летию со дня рождения М. И. Кошкина была выпущена российская почтовая марка с его портретом. На рисунке слева — установленный на постамент танк Т-34. На марке напечатан текст: «М. И. Кошкин. 1898—1940». Номинал марки — 1 рубль. Рисунок был выполнен Л. Зайцевым.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 История Дмитриевской общеобразовательной школы Переславского МР Ярославской области // 76pz-dmitrshkola.edusite.ru
  2. 1 2 Александр Левченко «Он одел солдат в броню»
  3. ↑ Елизавета Кошкина «Отец не стал давать танку своё имя» Еженедельник «Молодость Сибири» № 3(4499) 2007 г.
  4. ↑ Учётная карточка члена ВКП(б) Кошкина М. И. Государственный архив социально-политической истории Кировской области, ф. 4112, оп. 18, д. 36-81-3883, кор. 7.
  5. ↑ Казаков Михаил, «Лучший танк Великой Отечественной войны»
  6. ↑ ХПЗ — Завод Им. Малышева, 1995, с. 186—187.
  7. 1 2 3 «Кому сегодня мешает советская Тридцатьчетвёрка?» О. А. Наказной, И. Г. Желтов, А. Г. Солянкин «Военно-исторический журнал» — № 5 — 2009 г.
  8. ↑ ХПЗ — Завод Им. Малышева, 1995, с. 178.
  9. ↑ «Очень красивое творение рук человека» Елена Василькова, Российская газета (Неделя) № 6126 от 11 июля 2013 г.
  10. ↑ «Неизвестный Т-34» И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин, Экспринт 2001.ISBN 5-94038-013-1
  11. Кавалерчик Б. Ещё раз о Т-34. — Танковый удар. Советские танки в боях 1942—1943: Сборник. М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 448 с. ISBN 978-5-699-22807-2
  12. ↑ Осторожно: «специалисты»! Архивная копия от 4 марта 2009 на Wayback Machine Л. Васильева-Кучеренко. Литературная газета. 22-28 октября 2008 г. № 43 (6195).
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Техника и Вооружение, 2008, с. 23.
  14. ↑ Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению (история)
  15. 1 2 Яков Баран Так родилась «тридцатьчетвёрка» (Т-34 путь к Победе Воспоминания танкостроителей и танкистов К. М. Слободин, В. Д. Листровой Xарьков, Прапор 1985.)
  16. ↑ Александр ВЕТРОВ. Непревзойдённая «тридцатьчетвёрка» (Т-34 путь к Победе Воспоминания танкостроителей и танкистов К. М. Слободин, В. Д. Листровой Xарьков, Прапор 1985.)
  17. ↑ И. Желтов, А. Макаров «А-34 рождение тридцатьчетвёрки» Москва, «Тактикал пресс» 2014.
  18. ↑ газета «Вечерний Харьков» — Не осталось даже могилы
  19. ↑ Документальный фильм «Прохоровка. Укрощение „Тигра“»
  20. ↑ История создания среднего танка Т-111 (недоступная ссылка)
  21. 1 2 Кошкин Михаил Ильич — статья из Большой советской энциклопедии. 

Литература

Ссылки

wiki2.red

Т-34 – «танковый кошмар» Вермахта | Николай Стариков

Источник: rusplt.ru

119 лет назад родился Михаил Кошкин, главный конструктор танка Т-34.

В марте 1940 года жители деревень вдоль дороги Харьков-Москва были очень удивлены. Они стали очевидцами необычного пробега Харьков-Москва-Харьков, в котором участвовали… танки! Это был смотр опытных образцов нового советского танка, разработанного Харьковским заводом. Пробег лично возглавил главный конструктор завода Михаил Ильич Кошкин (21 ноября 1898 — 26 сентября 1940).

Создание принципиально новой боевой машины далось Михаилу Ильичу непросто. Хотя уже к 1937 году было очевидно техническое несовершенство советских танков, Наркомат Обороны продолжал давать заказы на создание машин по старым образцам. Таким образом, лучший советский танк времен Великой Отечественной войны создавался Кошкиным в промежутках между основной работой. Но коллектив единомышленников, возглавляемый Михаилом Ильичом, был уверен в правоте своей идеи.

В машине Кошкина удивительным образом сочетались легкость, маневренность и защищенность, а так же простота конструкции, позволяющая производить ремонт прямо в полевых условиях. Высокая технологичность производства позволила в ходе Великой Отечественной войны производить Т-34 тысячами. Специалисты отмечали оригинальный сварной корпус, бортовые и лобовые бронелисты, расположенные наклонно, что позволяло увеличить противоснарядную стойкость танка; пушка была способна пробивать броню всех существовавших на тот момент танков.

В марте 1940 года государственная комиссия согласилась провести смотр новой машины. Михаил Ильич не доверил проводить смотр кому-то из своих коллег. Он лично хотел представить свое детище на испытаниях. Однако во время пробега Кошкин сильно простудился. Организм, подорванный тяжелой работой, травмами, полученными на испытательных полигонах, не выдержал. Михаил Ильич скончался осенью того же года. А высокая комиссия все-таки признала преимущество танка и дала разрешение на его серийное производство.

Боевое крещение Т-34 начал проходить с первых же дней войны. Даже немцы, обладавшие лучшей в мире военной техникой, признавали преимущество этого танка над своими машинами. «Танковым кошмаром» называли они творение Кошкина. В 1942 году Кошкину посмертно была присуждена Сталинская премия – одна из самых высоких наград того времени. Создание «тридцатьчетверки» явилось новой ступенью в развитии советской бронетанковой техники, определившей целое направление в мировом танкостроении.

Сам главный конструктор не смог увидеть свой танк в реальном бою, однако при жизни Михаил Ильич прекрасно понимал, что его работа необходима для страны. Ради любви к своей Родине он работал, ради этой любви он отдал своей стране не только знания и силы, он отдал ей всю свою жизнь.


Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

nstarikov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *