Британский «премьер» в СССР | Warspot.ru
В августе 1942 года состоялся визит в Москву британского премьер-министра Уинстона Черчилля. Впрочем, за месяц до того Черчилль уже прибыл в другой советский город, Архангельск, караваном PQ-17, да ещё и не в единственном числе. Речь, конечно же, идет о пехотных танках Churchill II и Churchill III. Всего в Советский Союз был отправлен 301 танк данного типа, из которых до места назначения добрались 253. Несмотря на сравнительно небольшой объём поставок, тёзки премьер-министра Великобритании сыграли весьма важную роль на полях сражений Великой Отечественной войны. Достаточно сказать, что именно эти машины, наряду с КВ-1с, были основными тяжёлыми танками Красной армии в танковом сражении под Прохоровкой.
Дискредитированный собственными военными
О существовании танков Churchill советские военные узнали в октябре 1941 года. Согласно справке, подготовленной информационным отделом Разведывательного управления Генерального штаба Красной армии, англичане с весны 1941 года начали производство тяжёлого пехотного танка МК-IV, также называвшегося «Черчилль». В более поздних советских документах эта машина также известна как MK-IV. Справка содержала вполне соответствующие реальности характеристики танка, к примеру, информацию о боевой массе и вооружении. Более того, уже тогда у советской разведки имелись сведения о том, что вместо 2-фунтовой (40-мм) пушки на «Черчилль» планируется ставить орудие калибром в 57 мм. Вполне достоверно в справке оценивались и объёмы выпуска танков данного типа. Что явно не соответствовало реальности, так это максимальная скорость, которую авторы документа оценивали в 35–38 км/ч. До такой скорости Churchill мог разогнаться разве что с крутой горки.
Кроме информации о «Черчилле», в справке фигурируют сведения о некоем английском 70-тонном тяжёлом танке, имевшем вооружение из 3 пушек и 6 пулемётов, а также экипаж численностью 11 человек. Здесь угадываются отголоски разработки английского тяжёлого танка TOG.
Первый документ, содержание которого посвящено поставкам Churchill в Красную армиюВопрос поставки танков Churchill в СССР не поднимался вплоть до весны 1942 года. Вместе с тем по поводу этих машин шла довольно активная переписка. Кроме того, советские военные представители осматривали заводы, на которых производились такие танки. В частности, в январе 1942 года советская военная комиссия посетила завод Old Park Works Wednesbury в Бирмингеме. Завод этот входил в состав Midland Railway Carriage and Wagon Company. Согласно данным комиссии, за неделю на нём выпускалось по 6–7 танков Churchill. В феврале советские военные попали за завод Vauxhall, который был головным разработчиком и производителем Churchill. На тот момент здесь выпускалось по 10 танков этого типа в неделю. 28–30 апреля года комиссия попала на завод Leyland, также задействованный в программе производства Churchill. По оценке комиссии, здесь производилось 7 танков в неделю.
Таким образом, советские военные представители смогли попасть на три из четырёх заводов, на которых выпускались Churchill. Кроме того, им удалось поприсутствовать на испытаниях Churchill IV, производство которых на тот момент только осваивалось на предприятиях.
Члены советской военной миссии на испытаниях танка Churchill IV. Англия, весна 1942 годаПервые переговоры о поставках английских тяжёлых пехотных танков Churchill в СССР проходили в марте 1942 года. Сначала обсуждались объёмы поставляемых запчастей и боеприпасов. Весьма любопытно, что в случае с Churchill III шел разговор о поставках осколочно-фугасных снарядов, по 135 штук на танк. И это при том, что такие боеприпасы в Великобритании на тот момент даже не выпускалось. Позже этот пункт будет всплывать в документах с завидным постоянством.
В конце апреля 1942 года англичане, наконец, определились с объемами поставок. Churchill должны были постепенно заменять в поставках танки Matilda. Первоначально предполагалось, что в СССР будет отправлено 25 танков. Из них 23 штуки относились к модификации Churchill II, оснащаемой 2-фунтовыми (40 мм) орудиями. В некотором смысле можно говорить о том, что англичане постепенно избавлялись от машин первых серий с устаревшим к весне 1942 года вооружением. С февраля 1942 года начался выпуск Churchill III, гораздо более удачной модификации с более просторной башней и 6-фунтовым (57 мм) орудием. Постепенно объем Churchill III в поставках увеличивался: по планам: во второй партии предполагалось уменьшить число Churchill II до 21 танка.
Также оговаривалось, что поставляемые в СССР танки будут модернизированы с учетом обнаруженных недочётов. По этой причине в регистрационных номерах после пятизначной цифры шла буква R, что означало Remanufactured (модернизированный). Стоит отметить, что советские представители выступили против отправки с танками английских инструкторов. Во-первых, с новыми танками ознакомился майор (позже полковник) Ковалёв, который участвовал в поездках советской военной миссии по английским заводам. Его срочно возвращали в СССР, чтобы он участвовал в процессе приемки новых машин. Во-вторых, в срочном порядке была переведена документация и инструкции по эксплуатации.
Отправка первой партии Churchill растянулась на несколько месяцев. За это время соотношение танков разных модификаций в ней изменилось. В финальной версии оно составило 10 Churchull III и 15 Churchill II. 27 июня 1942 года был отправлен конвой PQ-17, который вёз в СССР, в том числе, 25 английских тяжелых танков. Форменный разгром, который конвою учинили немцы, прямым образом повлиял и на состав прибывших танков. Из транспортов, которые везли новые танки, выжил только английский Ocean Freedom, 11 июля прибывший в Архангельск. На его борту находилось 5 Churchill II и 5 Churchill III.
После разгрома конвоя PQ-17 в поставках последовала долгая пауза. Следующая партия пришла с конвоем PQ-18, прибывшем в Архангельск 21 сентября 1942 года. На этот раз до портов добралось 74 Churchill. Этот конвой стал последним, в котором прибыли Churchill II. Английские источники утверждают, что всего в СССР было отправлено 45 Churchill II, из которых прибыли на место 26 штук. Цифра эта несколько отличается от реальности: из 74 танков, прибывших с конвоем PQ-18, к Churchill II относилось 15 машин. В общей же сложности поступило 20 таких танков, из них 19 отправили в 50-й гвардейский тяжелый танковый полк. Еще один танк оказался в составе 194-й учебной танковой бригады.
Одна из двух известных фотографий Churchill II в Красной Армии. Машина принадлежала 50-му гвардейскому тяжелому танковому полкуРазгром конвоя PQ-17 была лишь началом серии неудач, которые преследовали Churchill в СССР. К моменту, когда танки только разгружались в порту Архангельска, стали поступать весьма тревожные новости из Англии. Для начала, инженер-полковник Ковалёв сообщил, что у танков с 6-фунтовыми пушками есть проблемы, связанные с механизмом вертикальной наводки орудия. У одной машины такая проблема обнаружилась при разгрузке. Во время движения машины в порту Бакарица от тряски картер механизма поворота треснул. Хотя виновником был назначен воентехник 2-го ранга И.Ф. Лоленко, по факту виноватыми стоит считать англичан, которые об имевшемся дефекте не предупредили. Еще одной извечной проблемой танков «Черчилль» были крылья. У половины танков они при разгрузке оказались помятыми.
Более существенной проблемой стало то, что двигатели танков нередко ломались. Об этой проблеме англичане знали, и связана она была отчасти с модернизацией танков. Из-за разгрома конвоя PQ-17 нужного количества запчастей не прибыло, в результате уже к концу августа 1942 года на один боеспособный танк стало меньше. Еще одной проблемой оказалось то, что эксперт по Churchill также не прибыл. Им, несмотря на возражения Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ), англичане назначили капитана Римингтона, но тот попал в немецкий плен. Вместо него был назначен капитан Кокс, который прибыл в СССР вместе с конвоем PQ-18.
Один из двух Churchill III, которые проходили испытания на НИБТ Полигоне. Август 1942 годаДополнительные проблемы с поставками танка создали сами англичане. В октябре 1942 года советской стороне стала доступна весьма бурная переписка, связанная с разработкой и оценкой танка английскими военными. Машина создавалась весьма тяжело, Что, впрочем, для конструкции, созданной с нуля, вполне нормально. Но раскрывать все эти подробности потенциальным потребителям – далеко не самое разумное решение. В руки советских специалистом попала, в том числе, и переписка , касающаяся того, каким образом дальше развивать конструкцию танка. В ней упоминались самые различные варианты, включая создание совершенно нового танка.
Надо ли говорить, что подобная информация отнюдь не повысила уровень доверия к танку со стороны советских военных. На это наложилась информация о том, что 55 танков Churchill III, прибывших с конвоем PQ-18, имели дефекты пушек, связанные с механизмом отката. Исправлять дефект пришлось, в том числе, и заводу №92. В общей сложности советская военная приемка насчитала 9 различных дефектов. Неудивительно, что в бой Churchill пошли только в начале 1943 года.
Несмотря на такие нелестные отчеты, поставки английских тяжелых танков продолжились. 27 января 1943 года в Мурманск пришел конвой JW-52, с которым прибыло 40 танков. Зачтена эта поставка была уже февралём. Среди прибывших танков имелись Churchill III и Churchill IV. Машины последней модификация отличались от Churchill III конструкцией башен. Более технологичным оказалось изготовлять их методом литья.
Самая крупная поставка в количестве 121 танка была зачтена мартом. На самом деле эти танки прибыли в СССР еще в конце февраля 1943 вместе с конвоем JW-53. На этом поставки практически прекратились, лишь в августе 1943 года через Владивосток пришло еще 8 «Черчиллей». Кроме этих последних танков, все остальные были доставлены в СССР северными конвоями. Всего было получено 253 Churchill, из них 105 в модификации Churchill IV.
Хорошо виден дополнительный топливный бак в корме корпусаПо иронии судьбы, именно весной 1943 года Churchill, наконец, смог реабилитироваться в глазах английских военных. Эти танки оказали заметное влияние на ход боевых действий в Тунисе. Churchill уверенно передвигались в гористой местности, оказывая весомую поддержку английской пехоте. Кроме того, танки из состава 48-го Королевского танкового полка (RTR) записали на свой счет подбитый «Тигр», который ныне представлен в музее в Бовингтоне. По итогам боев в Тунисе Churchill оказался единственным танком английского производства, который командиры союзников оставили в первой линии. Вплоть до конца войны они оставались самыми массовыми английскими танками, и даже танки Cromwell по численности не смогли их превзойти.
Тем не менее, сами же англичане отчасти и спровоцировали прекращение поставок этих машин в Советский Союз. Впрочем, следует помнить, что следующий северный конвой, JW-54, прибыл в СССР только в ноябре 1943 года. В значительной степени именно перерыв с северными конвоями оказался реальной причиной прекращения поставок «Черчиллей». Кроме того, после Курской дуги стало очевидно, что огневой мощи и бронирования этим танкам уже не хватает.
Медленный, толстокожий и с мощным орудием
Один из пяти Churchill III, прибывших в СССР конвоем PQ-17, в августе 1942 года отправился на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку. Это были едва ли не первые испытания на Полигоне после того, как из Казани он снова переехал в Кубинку. На испытания отправился танк с WD-номером T.31222R. Испытания, впрочем, не задались с самого начала. Во время перегона со склада №511 на НИБТ Полигон танк сломался. Выяснилось, что во время движения прокладка между верхней правой головкой и блоком цилиндров вышла из строя. Повреждение не было обнаружено своевременно, поскольку танк двигался ночью. В результате охлаждающая жидкость вытекла, от перегрева блок и головка треснули. Этот дефект был очень хорошо известен англичанам.
Из-за поломки двигателя на танке T.31222R на испытаниях использовалась другая машина — T.31221RСерьезная поломка двигателя поставила под вопрос дальнейшие испытания. Танк отправили на ремонт, где он надолго задержался, поскольку имелись серьезные проблемы с запчастями. Возникла угроза срыва испытаний. В результате было принято решение передать Полигону на время другой танк с WD-номером T.31221R. Поскольку машину предполагалось позже отправить в войска, программу испытаний сократили. В общей сложности испытания проходили с 30 августа по 5 сентября 1942 года. Параллельно с ходовыми были проведены и испытания вооружения. После них танк вернулся в Горьковский учебный центр и оказался в составе 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.
Хорошо видна укладка тросаК моменту начала испытаний танк уже активно эксплуатировался. Он прибыл из Горьковского учебного центра, где прошел более 200 километров. Поскольку было известно, что в дальнейшем танку предстоит боевая служба, объем ходовых испытаний было решено урезать до минимума. Всего он прошел 97 километров по шоссе и 87 километров по проселку, включая небольшой участок местности для проведения испытаний по преодолению подъемов. На танке использовался отечественный бензин Б-70, в который для увеличения октанового числа добавили авиационную присадку Р-9. Согласно английским документам, рекомендовалось использовать бензин с октановым числом не менее 75.
По уровню броневой защиты с лобовой части Churchill III превосходил КВ-1Больших сюрпризов в ходе испытаний на шоссе танк не преподнес. Было очевидно, что тяжелая машина, созданная в качестве средства сопровождения пехоты, не может ездить очень быстро. Тем не менее, на мерном участке машина развила максимальную скорость 28 км/ч, что для подобного танка вполне приемлемо. Больше того, танк развил скорость, которая на 4 км/ч превышала паспортную! Не менее интересно то, что средняя скорость по шоссе составила 25,4 км/ч, что было сравнимо со средней скоростью по шоссе советского тяжелого танка КВ-1. Другими словами, в реальности английский танк был не таким уж и медленным.
В ряду особенностей «Черчилля» стоит отметить сдвоенное управление. В плюс «Черчиллю» шло и наличие гидравлического привода с сервомеханизмами, благодаря чему управлять танком оказалось достаточно легко. Также испытатели отмечали плавное прохождение поворотов. На 100 километров двигатель потреблял 325 литров бензина, что было признано приемлемым.
Churchill III, вид сзадиВполне адекватно показал себя танк и на проселке. Средняя скорость чистого движения составила 17,5 км/ч, а средняя техническая скорость 16,8 км/ч. Это также оказалось сравнимо с КВ-1, средняя скорость по проселку у которого составляла 18 км/ч. Расход топлива составил 382 литра на 100 километров. Запас хода по шоссе составил 246 километров, а по проселку 166, что также было сопоставимо с характеристиками КВ-1.
Тяжелая машина неплохо показала себя на пересеченной местностиПоследним этапом испытаний стало преодоление подъемов. Для этого были выбраны овраги в районе деревни Агафоново на берегу Москвы-реки. В ходе них выяснилось, что при движении по песку максимальный угол подъема составил 27 градусов, далее гусеницы теряли сцепление с грунтом. В случае с преодолением подъемов с покровом в виде травы и мелкого кустарника максимальный угол составил 30 градусов. Испытатели отмечали, что в этом случае танк двигался на пределе мощности мотора.
Как показали испытания, езда по косогорам не была сильной чертой «Черчилля»Несколько иные показатели были получены при движениях на косогорах. Уровень предельного крена опытным путем был определен в 20 градусов, после чего произошло спадание гусеничной ленты. В целом конструкция подвески танка не особо способствовала езде в таком режиме. В ходе испытаний два раза ломались тележки, ломался поводковый валик коробки переключения передач, пару раз ломались траки. В целом советские специалисты признали ходовую часть довольно слабой для такого танка.
Схема обзорности. Как можно заметить, с ней у английского танка дела обстояли очень неплохо, особенно по сравнению с обзорностью КВ-1Достаточно высокой оценки удостоилась обзорность танка. Хуже всего дела обстояли с обзором с места механика-водителя, которому сильно мешала сильно выступающая ходовая часть. Ненамного лучшей была ситуация у помощника механика-водителя. Но совсем иная картина наблюдалась в случае с башней. Благодаря перископическим приборам в MK-IV обеспечивался хороший обзор, особенно для такой большой машины. После ознакомления с танком перископический прибор Vickers Mk.IV в СССР скопировали, назвав «перископическим прибор MK-IV». К слову, в данном случае это обозначение указывало не на оригинальный индекс, а на то, что прибор использовался на танке МК-IV.
Броня Pz.Kpfw.III для 6-фунтовой пушки не представляла никаких проблемЕще одной частью испытаний стала стрельба по немецкому танку Pz.Kpfw.III. Для обстрела был взят танк ранних серий с толщиной брони 30 мм. При обстреле в борт с 950 метров бронебойный снаряд 6-фунтовой пушки пробил немецкий танк насквозь, выйдя из другого борта. Стоит отметить, что речь шла о ранней версии орудия, Mk.V, у которого длина ствола составляла 43 калибра. Не обошлось и без внештатных ситуаций. На седьмом выстреле пороховые газы разбили стекла фар и погнули левое крыло. На двадцать шестом выстреле отказала полуавтоматика.
Также испытания показали, что установленный в танке 50,8-мм миномет может использовать отечественные боеприпасы от 50-мм ротного миномета.
Обстрел «Тигра» показал, что 6-фунтовое орудие было явно недооценено. В отличие от советских Ф-34 и ЗИС-5, борта немецкого тяжелого танка оно пробивало без проблемНесмотря на ряд недостатков, по совокупности характеристик «тяжелый танк МК-IV» оказался вполне сопоставим с советскими тяжелыми танками. В заключении комиссия назвала «Черчилль» не доведенной до конца машиной, и отчасти это утверждение справедливо. Другое дело, что при ряде очевидных недостатков у английской машины существовали и важные преимущества. Прежде всего, это касается обзорности, которая явно превосходила обзорность КВ-1.
Кроме того, оказалось, что огневая мощь орудия английского танка казалось недооцененной. Этот факт весной 1943 года продемонстрировал обстрел немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. Советские 76-мм танковые пушки Ф-34 и ЗИС-5 не могли пробить немецкий тяжелый танк в борт даже с дистанции 200 метров. В то же время английская 57-мм противотанковая пушка, по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) равнозначная танковому орудию, пробила борт корпуса немецкого танка на дистанции в 1000 метров, а борт башни – на дистанции 800 метров. В целом вооружение английского танка оказалось равнозначным советской противотанковой пушке ЗИС-2.
От Сталинграда до Таллина
Разгром конвоя PQ-17 достаточно сильно повлиял на процесс формирования частей, в которые должны были поступать английские тяжелые пехотные танки. Вплоть до конца сентября 1942 года «Черчилли» были сосредоточены в 194-й учебной танковой бригаде. Она была сформирована в апреле 1942 года для обучения экипажей английских танков. Помимо экипажей «Черчиллей», здесь готовили экипажи «Валентайнов» и «Матильд». В дальнейшем все прибывавшие в Горьковский автобронетанковый центр «Черчилли» также сначала проходили через 194-ю танковую бригаду. Помимо обучения экипажей, здесь же выявлялись и неисправности.
Формирование новых частей началось в октябре 1942 года. Все английские танки данного типа попадали в отдельные гвардейские танковые полки, формировавшиеся по штату № 010/267. Согласно штатному расписанию, в каждый полк входил 21 танк и 3 бронемашины. Первыми 8 октября 1942 года сформировали 47-й, 48-й, 49-й и 50-й отдельные гвардейские танковые полки. 50-й гв. тп первоначально имел на вооружении исключительно Churchill II, но позже его доукомплектовали двумя Churchill III.
Churchill III из 48-го гв.тп и его экипаж. Эта часть стала первой из гвардейских танковых полков, применивших «Черчилли» в боюПроцесс подготовки «Черчиллей» к боевым действиям лишний раз показывает правоту испытателей НИБТ Полигона, назвавших танк не до конца доведенным. «Воевать» с английской машиной пришлось довольно долго. Для начала, при участии завода №92 были утсранены дефекты, связанные с воздействием стрельбы 6-фунтовой пушки. Были заменены пружины и расточены цилиндры накатников, такой переделке подверглись орудия всех Churchill III, прибывших в 1942 году.
Никуда не делись и проблемы с моторами, решать их пришлось при помощи еще одного горьковского предприятия – ГАЗ им. Молотова. Отмечались поломки литых траков, осей ведущих колес и ленивцев, гибких приводов бензиновой помпы. Еще одной проблемой, выявленной в ноябре 1942 года, стало недостаточное сцепление гусеничных лент со снегом и льдом. Эту проблемы решили силами 47-го гв. тп: в опытном порядке на танк с WD-номером T.68768 поставили траки с наваренными грунтозацепами. Испытания, проведенные 21 декабря 1942 года, показали правильность идеи. По итогам испытаний был отдан приказ таким же образом переделать траки и на остальных танках. При эксплуатации в зимних условиях пришлось столкнуться с забиванием снега. Его набивалось под крыльями столько, что после 8–10 километров езды по снегу крылья часто просто вырывало.
В целом статистика по количеству танков, имевших различные дефекты, выглядела далеко не радужно. В 47-м гвардейском танковом полку те или иные неисправности обнаружились на 12 танках, в 48-м гв. тп на 16, в 49-м гв. тп на 15 и в 50 гв. тп – на 8. Неудивительно, что отправка на фронт затянулась.
Подбитый Churchill IV, также входивший в состав 48-го гв. тп. Он был получен в мае 1943 года и потерян в ходе оборонительных боев 6–7 июля на Курской дугеПервым был признан боеготовым 48-й гвардейский танковый полк. 31 декабря 1942 года он поступил в распоряжение командующего Донского фронта. 16 января матчасть полка прибыла на станцию Кочалино. 19 числа танки оказались в районе станции Питомник, где поступили в распоряжение командования 21-й армии. 21 января полк поддерживал наступление 216-го и 218-го стрелковых полков на станцию Гумрак. Итогом первого дня боев стал захват хутора Гончара, трофеями стали 5 вражеских танков, 70 орудий, 15 минометов, 20 мотоциклов и около 800 автомашин. Собственные потери составили 4 поврежденных танка, 1 человек был убит, трое получили 3 ранения.
На следующий день полк атаковал немецкие позиции на окраинах Гумрака. Потеряв 2 танка сгоревшими и 5 подбитыми, 48-й гв. тп отошел на исходные позиции. 23 января ушло на ремонт ранее подбитых танков, а на следующий день атака повторилась. На сей раз полк совместно с 216-м гвардейским стрелковым полком смог выполнить задачу и захватил Гумрак. Развивая успех, «Черчилли» гнали немцев еще 9 километров.
29 января полк придали 93-му гвардейскому стрелковому полку, новой задачей стала очистка Сталинграда от немецких войск. Завязались уличные бои, в которых «Черчилли» нередко давили немецкие орудия гусеницами. За 30 января полк уничтожил 4 немецких танка, 20 орудий, 45 пулеметов и около 100 автомашин. Похожим образом полк действовал вплоть до 1 февраля. Было захвачено 9 танков, 50 самолетов, 1900 автомашин и 90 орудий. Всего во время боев за Сталинград полк потерял 12 человек убитыми и 29 ранеными. Потери в матчасти оказались невысокими: безвозвратно было потеряно всего 2 танка, сгоревших в ходе первой атаки на Гумрак. Еще 6 танков требовали капитального ремонта, 13 – текущего ремонта. С учетом того, насколько тяжело проходило освоение этих танков в войсках, такое большое количество машин, требующих текущего ремонта, не выглядит удивительным.
48-й гв. тп был не единственным полком на «Черчиллях», который сражался в Сталинграде. Неподалеку действовал 47-й гв. тп, который с 9 января использовался в составе 65-й армии. Он действовал совместно с 91-й танковой бригадой, 33-й стрелковой и 67-й гвардейской стрелковой дивизиями. К концу января полк сражался в районе завода Баррикады, при этом полностью работоспособными оставались лишь 3 его машины. Как и в случае с 48-м гв. тп, большинство его машин не было потеряно безвозвратно, а требовало ремонта.
Churchill III из состава 49-го гв. тп, Ленинград, зима 1943–44 годовСледующей частью на «Черчиллях», которая вступила в бой, стал 50-й гвардейский танковый полк. 8 марта он совершил марш до железнодорожной станции в Горьком, а 16 числа эшелон с матчастью 50 гв. тп прибыл на станцию Войбокало Ленинградской области. В первую атаку танки пошли 19 марта, правда, поначалу танкисты сражались, скорее, со своей матчастью. Первый танк сломался еще на марше, еще один сжег фрикцион, два застряли в болоте. В ходе атаки в болоте застряло 12 танков, из них 2 еще и подорвались на минах. 2 танка оказались подбиты артиллерийским огнем. До вражеских позиций удалось добраться 2 танкам, из них 1 завяз в траншее, а позже был сожжен противником. На следующий день атака повторилась, одновременно завязшие машины частично удалось вытащить. По итогам первых дней боев совместными действиями танков и пехоты удалось немного потеснить немцев.
22 числа атака вновь повторилась, превратившись в настоящую эпопею. Три танка из пяти подорвались на минах. Гвардии капитан Н.Д. Белогуб, командовавший атакой, остался со своим экипажем в танке. В течение 4-х дней экипаж вел бой в подбитом танке, нанеся противнику большой урон. 26 марта машину удалось увести с поля боя, за проявленный героизм Белогуб получил орден Суворова III степени.
По состоянию на 25 марта полк безвозвратно потерял 5 танков, 2 застряло в болоте, 6 находилось в ремонте, 8 машин осталось в строю. Позже число боеспособных «Черчиллей» довели до 11, а недостаток матчасти удалось пополнить за счет получения 6 тяжелых танков КВ-1. Позже «Черчилли» 50-го гв. тп участвовали в операции «Брусилов», начавшейся 22 июля 1943 года. В целом английские танки были оценены весьма положительно, они успешно взаимодействовали с пехотой. Вместе с тем, их проходимость оказалось хуже, чем у КВ-1, а вооружение, состоявшее из 2-фунтового орудия, было слабым. В конце декабря 1943 года вместо «Черчиллей» полк получил танки КВ-1, а позже – ИС-2.
Churchill III из состава 48 гв. ттп вступают в КиевДольше продержались «Черчилли» в 49-м гв. тп. 14 марта этот полк прибыл на станцию Обухово, правда, в бой он пошел значительно позже. В течение 1943 года он находился в резерве, боевой дебют состоялся только 15 января 1944 года. 49-й гв. тп (точнее, к тому времени уже 49-й гв. ттп — гвардейский тяжелый танковый полк) участвовал в окончательном снятии блокады Ленинграда. Для восполнения потерь 25 января полк получил 23 БТ-5 и 3 БТ-7. В таком крайне странном составе полк сражался до середины февраля 1944 года. К этому моменту в его составе находилось 13 «Черчиллей» и 16 БТ. Далее полк отправили в Тулу для получения тяжелых танков ИС-2.
Схема боевых действий 36-го гв. ттп в ходе боев под ПрохоровкойНовая волна полков, вооруженных «Черчиллями», начала формироваться весной 1943 года. Связано это было с получением северными конвоями более чем полутора сотен машин. Танки данного типа в течение весны 1943 года передали в 10-й, 15-й, 34-й и 36-й гвардейские танковые полки. Кроме того, в мае 1943 года произошла ротация матчасти в 47-м и 48-м тяжелых танковых полках. Два полка из вышеперечисленных (36-й и 48-й) участвовали в Курской дуге. 48-й гв. ттп вступил в бой 6 июля 1943 года, за день потеряв 8 танков (один из них был уничтожен немецкими штурмовиками), записав при этом на свой счет 23 танка и 13 самоходных установок противника. Действуя совместно с 21-й танковой бригадой, на следующий день полк отошел к Прохоровке. Во время отхода он потерял еще 7 танков, при этом на свой счет танкисты записали 5 танков и 7 самоходных установок. В течение следующих дней оставшиеся 6 «Черчиллей» были переданы в 21-ю танковую бригаду. Снова полк получил «Черчилли» 9 сентября 1943 года, с ними он участвовал в освобождении Киева.
В 36-м гвардейском танковом полку ситуация сложилась совсем иначе. 9 июля полк выдвинулся в район сосредоточения, при этом 5 танков вышли из строя. Полк занял оборонительные позиции севернее Прохоровки. 12 июля полк принял самое активное участие в сражении в районе Прохоровки. Утром командира полка ранило при налете вражеской авиации. Всего к началу сражения полк имел 15 боеспособных машин. За 12 июля полк потерял 7 машин сгоревшими и 4 подбитыми, на свой счет они записали 6 немецких танков, из них 2 «Тигра». По итогам боев июля-августа 1943 года в полку осталось 10 «Черчиллей». 23 августа их передали на ремонт, вместо них в октябре было получено 13 СУ-152 и КВ-1с. В конце декабря 1943 года полк вновь получил «Черчилли», из них часть были теми самыми танками, которые служили ранее. Всего полк получил 14 «Черчиллей». На них он сражался под Псковом до начала апреля 1944 года. В июне полк перевооружили на ИС-2.
Churchill IV из состава 260 гв. ттп в Выборге, июнь 1944 годаИнтенсивное использование «Черчиллей» сделало свое дело: к 1 января 1944 года безвозвратные потери составили 160 танков, к 1 июня было потеряно еще 27 машин. Из 66 оставшихся танков в частях находилась 31 штука. Сосредоточены они были, в основном, на Ленинградском фронте, где самым активным образом использовались в операциях. Например, 16 июня 1944 года 260-й гвардейский тяжелый танковый полк получил 6 «Черчиллей», которые использовал в ходе боев за Выборг. В сентябре 1944 года 82-й танковый полк, имевший в своем составе 10 «Черчиллей» и 11 КВ-1с, участвовал в освобождении Таллина. К 1 января 1945 года в войсках еще имелось 63 танка данного типа, из которых 9 было потеряно в течение оставшихся месяцев войны. К 1 июня в Красной армии оставалось 54 «Черчилля», но в действующих частях их было всего 3 штуки.
Автор благодарит Эндрю Хиллса (Andrew Hills), Великобритания, за помощь в подготовке данного материала.
Источники:
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАКФД
- Архив автора
- Архив Эндрю Хиллса
warspot.ru
Инженерный танк Churchill AVRE (Канада-Великобритания) » Военное обозрение
Во время Второй мировой войны на вооружении британской армии состояло большое количество разнообразной бронетехники, разработанной на базе тяжелого пехотного танка Mk.IV Churchill. Среди прочих образцов строились различные машины для инженерных войск. Одним из самых интересных вариантов подобного применения танков стал проект Churchill AVRE. Этот инженерный танк мог выполнять основные задачи по обеспечению работы войск, а также атаковать те или иные цели.Главной предпосылкой к созданию очередного проекта модернизации тяжелого танка в интересах инженерных войск стала битва за Дьепп. К ходе этого сражения саперы наступающих войск столкнулись с серьезными проблемами разного рода. Среди прочего, возникла проблема с доставкой подрывных зарядов к различным заграждениям и прочим объектам. Под плотным огнем противника бойцы не могли установить взрывчатку, из-за чего заграждения оставались на своих местах и не давали войскам продвигаться вперед. В том числе и по этой причине морской десант потерпел поражение.
После отступления Великобритания и Канада начали изучать опыт сражения и делать необходимые выводы. Так, канадские военные приняли решение заняться разработкой нового образца бронетехники, который мог бы защитить бойцов от огня противника, а также решить различные задачи, стоящие перед инженерными войсками. Было предложено взять за основу один из существующих танков с высоким уровнем защиты и оснастить его рядом специального оборудования, а также новым вооружением. В качестве основы для такой инженерной машины выбрали пехотный танк Churchill модификации Mk.III.
Общий вид музейного инженерного танка Churchill AVRE. Фото Tankmuseum.org
Пройдя модернизацию, танк «Черчилль» должен был превращаться в «Бронированную машину королевских саперов» – Armoured Vehicle Royal Engineers или AVRE. Полное название инженерного танка выглядело как Churchill AVRE.
Главными требованиями к машине, используемой в качестве базы для инженерного танка, были высокий уровень защиты и возможность адаптации к решению различных специальных задач. Тяжелый пехотный танк Churchill отвечал этим требованиям. Он отличался сравнительно толстым бронированием, в базовых версиях нес достаточно мощное оружие, а также имел приемлемые характеристики подвижности. Таким образом, его можно было оснастить новым специальным оборудованием.
Защита лобовой части корпуса танка «Черчилль» возлагалась на несколько броневых листов толщиной до 102 мм. Вертикальные борта имели толщину 76 мм, а в корме помещался 64-мм бронелист. В модификации Mk.III была внедрена сварная башня, состоявшая из нескольких деталей толщиной до 76 мм. Сверху корпус и башня защищались крышами толщиной до 20 мм. При таком бронировании танки могли выдерживать обстрел различных артиллерийских систем без риска поражения. С учетом необходимости работы военных инженеров в непосредственной близости от позиций противника броня толщиной до 102 мм была важнейшим элементом машины.
Серийные танки оснащались карбюраторными двигателями мощностью до 350 л.с. При массе машины до 40 т такая силовая установка обеспечивала приемлемые значения удельной мощности. Имелась возможность перемещения по шоссе со скоростью до 25 км/ч и с меньшими скоростями по пересеченной местности. При этом танк мог оснащаться дополнительными средствами в виде тралов, матов, фашин и т.д. Эти возможности самым активным образом планировалось использовать при эксплуатации танков Churchill AVRE.
Орудие Petard. Фото Armourinfocus.co.uk
Характерной чертой танков Churchill была ходовая часть необычной конструкции. Гусеница была увеличена таким образом, что охватывала бортовые ниши корпуса, увеличивая размеры внутреннего объема. На каждом борту корпуса имелось по 11 сдвоенных опорных катков с индивидуальной пружинной подвеской. В передней части корпуса располагались направляющие колеса, в корме – ведущие. Поддерживающие ролики отсутствовали, поскольку вместо них применялись специальные направляющие на верхней части бортовых ниш.
В модификации Mk.III танк Churchill лишился орудия в лобовом листе корпуса, вместо которого предлагалось устанавливать пулемет винтовочного калибра. Одновременно с этим в башне устанавливалась 57-мм пушка QF 6 pounder Mk III и спаренный с ней пулемет. Подобное оружие позволяло решать исходные «танковые» орудия, однако оно не было пригодно для использования машины в качестве инженерного танка. Было решено отказаться от штатного вооружения танка и заменить его новой системой.
Одним из главных требований к инженерному танку Churchill AVRE была доставка подрывных зарядов к объектам противника. Авторы проекта из канадской армии решили обойтись без традиционной транспортировки зарядов по земле и использовать новое оригинальное решение. Теперь разрушать заграждения предлагалось наиболее очевидным путем – обстреливая их. Для этого базовый танк должен был лишаться штатного орудия и получать вместо него специальную систему в виде мортиры с требуемыми параметрами.
«Хлопушка», вид сверху. Видны механизмы качания ствола. Фото Armourinfocus.co.uk
Специально для инженерного танка было разработано крупнокалиберное короткоствольное орудие с условным обозначением Petard («Хлопушка»). Его предлагалось монтировать на штатных креплениях орудия и использовать для доставки подрывных зарядов путем обстрела. За счет крупного калибра и сравнительно больших размеров боеприпасов планировалось увеличить вес боезаряда.
Основным элементом мортиры «Хлопушка» был короткий ствол калибра 290 мм (6,5 дюйма). Длина ствола незначительно превышала продольный габарит используемого боеприпаса. Ствол не имел нарезов, на его внутренней поверхности имелось несколько прямых направляющих. Ствол шарнирно закреплялся на опоре, что позволяло ему качаться для выполнения заряжания. Ввиду сравнительно большого веса ствола и боеприпаса система креплений оснащалась пружиной, которая облегчала выполнение основных операций. Опора ствола имела плиту, выполнявшую функции затвора. Вся конструкция в сборе закреплялась на трубчатой опоре, уходившей внутрь башни через лобовую амбразуру. Там опора закреплялась на штатных системах установки орудия, которые сохраняли свою функциональность. Внутри опоры имелись системы воспламенения метательного заряда.
Благодаря максимальному использованию конструкций базового танка мортиру можно было наводить в любом направлении в горизонтальной плоскости путем поворота всей башни. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от -8° до +15°. Управление вооружением осуществлялось с рабочих мест экипажа внутри башни.
Для мортиры Petard был разработан специальный боеприпас оригинальной конструкции. Он имел цилиндрический корпус с основным подрывным зарядом, к которому крепился цилиндрический стержень. На втором конце стержня располагался метательный заряд в цилиндрическом кожухе. Общий вес такого изделия составлял 40 фунтов (18,15 кг), предусматривался подрывной заряд массой 28 фунтов (12,7 кг). За характерный внешний вид боеприпас для мортиры получил неофициальное название Flying Dustbin – «Летающая урна для мусора».
Обслуживание орудия. Справа от солдата — боеприпас для мортиры (стоит хвостовиком вверх). Фото Wikimedia Commons
В габариты боеприпаса не удалось вписать крупный и тяжелый метательный заряд, из-за чего дальность стрельбы не превышала нескольких десятков метров. При оптимальном угле возвышения ствола мортира Petard могла забросить «Летающую урну» лишь на 73 м. Тем не менее, это было достаточно для решения основных задач инженерного танка. В условиях поля боя экипаж мог рассчитывать на защиту толстой и мощной брони.
Использование «Хлопушки» выглядело следующим образом. Приближаясь к цели, экипаж инженерного танка должен был готовить орудие к выстрелу. Для этого по команде наводчика происходила расцепка ствола и его опоры, после чего он поворачивался на оси, задирая дуло вверх. После этого помощник водителя мог открыть свой люк в крыше и вставить в ствол боеприпас. В ходе перезарядки помощник водителя почти не рисковал: за пределами бронекорпуса на небольшое время оказывались только его руки. После заряжания подавалась новая команда механизмам, и те поворачивали ствол в боевое положение, фиксируя его замками. Следует отметить, в некоторых источниках орудие Petard именуется дульнозарядным, однако досылание боеприпаса производилось при повернутом стволе через его казенный срез.
После завершения подготовки к выстрелу наводчик мог выставить нужные углы горизонтальной и вертикальной наводки, а затем произвести выстрел. Изделие Flying Dustbin улетало к цели полностью, не оставляя гильзы. После выстрела экипаж мог перезарядить мортиру и атаковать новое заграждение противника.
Солдаты с «Летающей урной». Фото Forum.valka.cz
Благодаря сравнительно большим размерам боевого отделения базового танка авторам проекта Churchill AVRE удалось разместить внутри корпуса укладки на 31 выстрел для мортиры. Все операции с боеприпасами можно было осуществлять под прикрытием бронекорпуса, без каких-либо серьезных рисков.
Дополнительным оружием инженерного танка был единственный пулемет BESA или Bren винтовочного калибра. Ввиду демонтажа стандартного орудия это оружие располагалось только на установке в лобовом листе корпуса. Управлять этим пулеметом должен был помощник водителя.
По причине отсутствия значительных изменений конструкции корпуса или иных агрегатов инженерный танк должен был сохранить габариты и вес на уровне базовой бронемашины. Общая длина составляла 7,67 м, ширина – 3,25 м, высота – 2,8 м. Боевая масса не превышала 37,65 т. Таким образом, Churchill AVRE был даже немного легче стандартного танка. При этом характеристики подвижности и другие параметры двух образцов находились на одном и том же уровне. Управлять танком должен был экипаж из шести человек. Среди прочих, в составе экипажа присутствовал специалист-минер, отвечавший за применение мортиры, а также командовавший саперами при использовании других подрывных зарядов.
Основной задачей инженерного танка Churchill AVRE было разрушение заграждений и укреплений противника на поле боя. При этом машина могла использовать различное дополнительное оборудование. Имелась возможность установки тралов типа CIRD, транспортировки фашин, легких мостов и т.д. Таким образом, установив легкий мост или закрыв ров иными средствами, танк мог продолжать движение, ведя обстрел мешающих наступлению объектов.
Боевая машина на фронте. Фото Forum.valka.cz
В течение 1943 года канадские специалисты завершили разработку нового проекта, после чего собрали опытный образец новой техники и испытали его. Инженерный танк Churchill AVRE был рекомендован к принятию на вооружение и к развертыванию серийного производства. Было решено отказаться от строительства подобной техники с нуля. В качестве основы для машин инженерных войск следовало использовать серийные танки соответствующих модификаций, проходящие ремонт. Изначально бронемашины для саперов строились на основе пехотных танков «Черчилль» модификации Mk.III. Последние серии такой техники имели в своей основе машины версии Mk.IV.
К моменту высадки союзников в Нормандии в составе канадской армии имелось 180 инженерных танков Churchill AVRE. В ходе высадки морского десанта 6 июня 1944 года эта техника прекрасно показала себя, выполняя различные задачи. При помощи тех или иных средств модернизированные танки помогали двигаться другой технике, а также обстреливали укрепления и заграждения противника с небольших дистанций, пользуясь имеющейся мощной броней. По результатам первого применения было принято решение о продолжении сборки инженерных танков. До конца войны в Европе в общей сложности было собрано 754 машины нового типа.
Любопытной особенностью эксплуатации серийных машин оказался подход к комплектованию экипажа. Так, пять членов экипажа являлись военнослужащими Корпуса королевских инженеров, а шестой, механик-водитель, числился за Королевским бронетанковым корпусом.
Churchill AVRE с дополнительным инженерным оборудованием. Фото Forum.valka.cz
До самого конца боев в Европе семи с половиной сотням инженерных танков канадской разработки не приходилось простаивать без дела. Противник всеми силами старался затруднить продвижение союзников теми или иными средствами, с которыми приходилось бороться экипажам машин Churchill AVRE. Часть танков была потеряна в ходе боев, однако большая часть такой техники успешно справилась с поставленными задачами и уничтожила значительное количество объектов противника.
После завершения Второй мировой войны британское и канадское командование решило не отказываться от имеющихся инженерных танков. Бронемашины «Черчилль» модификации AVRE оставались на вооружении до середины пятидесятых годов. Впоследствии их начали списывать и утилизировать по причине безнадежного устаревания базового шасси, а также из-за выработки ресурса. Списание имеющейся техники пытались компенсировать путем производства новых аналогичных машин на базе танков Churchill поздних модификаций. Такие работы позволили в некоторой мере продлить сроки эксплуатации имевшихся в строю инженерных танков.
Ввиду морального и физического устаревания, а также из-за появления более новых образцов с повышенными характеристиками со временем все Churchill AVRE были списаны. Большая часть этой техники отправилась на разделку, хотя нескольким машинам удалось дожить до наших дней. В настоящее время в нескольких музеях бронетанковой техники имеется ряд образцов подобных инженерных танков. К примеру, танк из музея в британском Бовингтоне, восстановленный в конце восьмидесятых годов, до сих пор на ходу и регулярно участвует в различных мероприятиях.
По материалам:
http://tankmuseum.org/
http://armourinfocus.co.uk/
http://forum.valka.cz/
Perrett, B.: Churchill Infantry Tank 1941-51, Osprey, 1993
topwar.ru
Безумный Джек Черчилль (3 фото)
Подполковник Джек Черчилль (John Malcolm Thorpe Fleming «Jack» Churchill, 16 сентября 1906 — 8 марта 1996 года), по прозвищу «Вояка Джек Черчилль» и «Безумный Джек», был самым отмороженным британским солдатом, воевавшим во время Второй мировой войны. В бой Джек ходил вооружённый луком, стрелами и коротким шотландским палашом.
В мае 1940 года, Черчилль и его подразделение Манчестерского полка напали на немецкий патруль близ LEpinette, Франция. Черчилль подал сигнал к атаке, застрелив немецкого фельдфебеля из лука, войдя в историю Второй мировой войны как единственный британский солдат, застреливший врага из лука. После битвы за Дюнкерк, Джек пошел добровольцем в Commandos, даже не представляя, что из себя представляет подразделение Commando. Его просто заинтересовало устрашающеее название.
Черчилль был вторым командиром коммандос в рейде «Стрельба из лука» — операции специальных подразделений британских вооруженных сил на захваченном Германией норвежском острове Вогсёй 27 декабря 1941 года. Черчилль первым выпрыгнул из засады и храбро сыграл мелодию на волынке, прежде чем бросить гранату. За свой героизм, Черчилль получил Военный крест.
Во время боевых действий в Италии, роте Черчилля было поручено захватить городок Пьеголетти. Понимая, что его солдаты не смогут подобраться к фашистам незамеченными, Джек идет на рискованный шаг, который можно назвать авантюрой чистой воды. Дождавшись темноты, он выстроил солдат в несколько шеренг и отдал команду о наступлении. При этом они должны были кричать во всю силу — «Коммандос!!!» Трюк удался — от неожиданности немцы растерялись и были успешно взяты в плен в количестве около 130 человек.
Черчилль и захваченное бельгийское орудие.
Тем временем сам Черчилль откидывал ещё более крутые трюки. В компании одного капрала он подкрался к лагерю солдат Вермахта, которые рыли миномётную траншею. Подкараулив двух часовых, Черчилль выбежал на них с мечом и заорал «Хенде Хох!» Немцы от удивления тут же сдались. Сдав одного из часовых капралу, Черчилль одел второму на шею кожанный ремешок от револьвера и велел идти вдоль кромки немецких позиций. Подходя к каждой группе немцев, Черчилль усыплял их внимание видом товарища и живо брал в плен. Под утро ему удалось захватить 42 солдата. Черчилль погрузил на них всё снаряжение, включая винтовки и миномёты, и вместе они направились обратно в английский лагерь.
В 1944 году он возглавил Commandos в Югославии. В мае ему было приказано атаковать контролируемый немцами остров Брач. Он организовал пеструю армию из 1500 партизан и 43 коммандос. Волынка Черчилля подала сигнал вступить в бой с противником. Только Черчиллю и еще шестерым удалось добраться до цели. Под огнём миномета погибли все его соратники, но Черчилль, продолжал играть на волынке «Неужели вы уже не вернётесь?». В конце концов его закидали гранатами и в бессознательном состоянии захватили в плен. Когда Черчилля доставили в германскую столицу, тот умудрился поджечь самолёт Люфтваффе при помощи обрывка бумаги и огарка свечи. После Берлина Джек попал в концлагерь Заксенхаузен, откуда тут же бежал, умудрился добраться до Ростока, но был снова схвачен и отправлен в Австрию. Из австрийского лагеря Черчилль снова бежал, воспользовавшись минутной неполадкой в электрической системе освещения, и на этот раз успешно добрался до освобождённой союзниками Италии, прошагав 150 миль с одной ржавой банкой лука в качестве еды.
Джек Черчилль (справа) ведёт учения по высадке на берег. В правой руке он держит меч.
Война в Европе закончилась. «Если бы не эти чертовы янки, мы могли бы весело воевать еще лет 10!», сокрушался Джек — «Ну, ещё ведь японцы же остались!».
Однако, и здесь удача отвернулась от Безумного Джека. Его переправили воевать в Бирму, но тут капитулировал и Токио. Подполковник Черчилль на это отреагировал следующим образом: «Ну, так как японцы меня надули, то наша команда поехала воевать с индонезийцами».
После войны Безумный Джек Черчилль снимался в кино, переквалифицировался из спецназовца в воздушные десантники и закончил службу в 1959 году, успев еще повоевать в Палестине, с еврейской Хаганой и арабскими радикалами.
Остается добавить, что умер Безумный Джек в своем доме в Суррее в 1996 году, в возрасте 89 лет, оставив после себя двух сыновей.
fishki.net
Самый лучший английский тяжелый танк: африканский Churchill Mk IV NA75. — Не теряйте мужества
Churchill Mk IV NA75 — лучший Черчилль Второй Мировой (кликабельно)
Нет, строго говоря, английская шестифунтовка — по совокупности своих характеристик была одним из лучших противотанковых орудий Второй Мировой. Оказавшись* в башне тяжелого танка Черчилль она была вполне адекватна, но только в качестве противотанковой же… Оборотной стороной сверхвысокой баллистики стал, как и у ЗиС-2, крайне посредственный ОФС (английский HE Mk.X T или американский HE T18 / M303 — неважно). Не решала проблему и 95-мм гаубица**.
Толстые стенки, малое количество ВВ, заглубление в грунт перед подрывом вплоть до камуфлета — в общем, новейшие тяжелые танки Infantry Tank Mk.IV «Churchill», которые получили английские войска в Северной Африке были неуниверсальными. И тут, капитану Моррелю из 665 Tank Troops Workshop пришла в голову разумная мысль: перевооружить танки нормальными пушками, 75-мм M3 — снятыми с поврежденных противником и вышедших из строя по небоевым причинам танков М4 Шерман.
С т.з. пробития брони немецких танков они были несколько хуже, согласен — но на практических дистанциях боев их нормально хватало на Pz.IV, а Тигры были всё-таки, экзотикой. Зато, полноценный ОФС M42A1 весом 6,66 кг был несравнимо эффективнее при стрельбе по пехоте и полевым укреплениям. Разумеется, «просто взять и переставить» орудие было нельзя, поэтому пришлось попотеть… После того, как старую пушку снимали вместе с установкой, в лобовой броне делали большую амбразуру, в которую вваривали вырезанную из башни Шермана установку M34 (пушка в цапфах, пулемет, то, на чем оно все закреплено, перископический прицел и маска сверху), после небольшой переделки***.
Первый серийный Churchill Mk IV NA75.
В принципе, как я понимаю, оно еще и прочнее становилось, по ср. с амбразурой из которой торчало оригинальное 57-мм орудие конструкция выглядит гораздо солиднее. Не знаю, впрочем, судьбы стабилизатора «Вестингауз», который был на оригинальных Шерманах, не уверен, что его тоже переносили. Однако, на скоростях танка Черчилль — и без стабилизатора можно нормально стрелять, я думаю. Модифицировали под другие снаряды и укладку боеприпасов (вот не знаю, тоже разбирали Шерманы или что-то свое делали), при этом танк брал те же 84 снаряда, но 75-мм вместо 57-мм. Что интересно: масса Черчилля положительно сказалась на точности огня — получалось заметно лучше, чем на оригинальных Шерманах. Да и заряжание «под правую руку» добавило скорострельности.
рота «суперчерчиллей» в Италии (кликабельно)
Переделка была достаточно массовой, на мощностях в Боне (Алжир) танков Churchill Mk IV NA75 (Северная Африка, 75-мм пушка) построили в апреле-июне 1943 года, по разным источникам 120 или даже 200 штук, что составляло заметную часть этих тяжелых танков, действовавших на тот момент в Северной Африке. И они были вполне эффективны во-первых, и живучи — во вторых. Настолько живучи, что после победы в Северной Африке они составили основу 21 и 2 танковых бригад уже в Италии.
* — первоначальное вооружение тяжелого танка 40-мм пушкой без ОФС немедленно должна была рассмотреть судебная психиатрия, по-моему. С оргвыводами.
** — имея отличный ОФС она вообще никак не годилась против танков.
*** — орудие переворачивали на 180°, чтобы его можно было удобно обслуживать слева, заряжающему Черчилля — у Шермана-то заряжающий был справа.
+ еще фотография Churchill Mk IV NA75 + еще, в том же ракурсе.
This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1641893.html. Please comment there using OpenID.
strangernn.livejournal.com
Танк «Черчилль» (A22). Фото. Видео. Характеристики
Арктические конвои доставили в Советский Союз 301 танк «Черчилль» (А-22) моделей Mk I, II, III. Танкисты удовлетворенны были толстой бронёй этого танка, при этом они считали, что он имеет слишком слабую огневую мощь. При транспортировке было потеряно 43 танка. После 1942 года поставки «Черчиллей» в Советский Союз были прекращены. Решение о разработке было принято после того, как британские военные осознали, что в будущей войне может понадобиться тяжелый танк поддержки пехоты. Они предположили, что такая война станет подобием Первой мировой — то есть окопной войной.
Первая машина — А-20 — была разработана суперинтендантом по проектированию танков, фирмами «Вулвич» и «Херлэнд энд Вулфф». Она была признана маломощной, поэтому фирме «Воксхолл моторе» была поставлена задача разработать танк А-22 и снабдить его двигателем «Воксхолл-Бед-форд». До сих пор самым мощным двигателем, который разрабатывала фирма «Воксхолл», был мотор мощностью 72 л.с. для грузовика «Бедфорд». Тем не менее, через 89 дней конструкторы разработали экспериментальный двигатель мощностью 350 л.с. для танка А-22. Получившийся прототип оказался намного легче, чем было задумано. С усилением угрозы германского вторжения на Британские острова в 1940 году работы были ускорены. Первая модель танка («Черчилль I»), которую начали выпускать в 1941 году, имела литую башню с 40-мм пушкой и установленную на корпусе 75-мм гаубицу . От нее вскоре отказались и заменили на пулемет. В 1943 году в сражении под Прохоровкой во время Курской битвы 35 «Черчиллей» были единственными тяжелыми танками в составе 5-й гвардейской танковой армии.
Тактико-технические характеристики танка Mk IV «Черчилль» I
Источник http://kollektsiya.ru/
vilingstore.net
Churchill AVRE. «Петарды» против немецких дотов | История и техника
Когда немцы в 1940 году выбили союзников из континентальной Европы, они сразу же стали принимать меры к тому, чтобы не пустить их обратно. Одним из средств был Атлантический вал — линия долговременных укреплений на побережье. В немецкой пропаганде он фигурировал как неприступная и несокрушимая преграда. В реальности это была «нитка» дотов и бункеров, почти не имеющая глубины, да ещё и построенная к лету 1944 года едва на треть.
Это несоответствие в итоге повернулось против самих немцев. Ведь если бы союзники не поверили в то, что им придётся прорывать неприступный укреплённый район, то, возможно, не появилось бы целого парка разнообразной техники, прозванного «игрушками Хобарта» — по имени их создателя, генерал-майора Перси Хобарта из специального подразделения британской 79-й бронетанковой дивизии. В том числе не появился бы и танк, предназначенный для разрушения долговременных огневых точек, сквозь которые должны были пробиться союзники 6 июня 1944 года.
«Петарды» на гусеницах
Перси Хобарт создал стенобитный таран на современный лад. Он взял тяжёлый танк Churchill и превратил его в чудовище, вооружённое 290-мм миномётом Petard. Это оружие стреляло 18-килограммовыми фугасами, которые солдаты за характерную форму прозвали «летающими урнами». Взрыва этого снаряда было достаточно, чтобы проломить бетонную стену толщиной до трёх метров.
290-мм миномёт, установленный на танке «Черчилль», позволял громить бетонные доты с толщиной стены до трёх метров
Правда, у «Петарда» было два недостатка. Радиус его действия не превышал 120 метров (по другим данным — 72). А заряжать его было нужно с дула, приведя ствол в вертикальное положение. То есть в боевых условиях работа взрывотехника, который должен был этим заниматься, была, мягко выражаясь, вредной.
Машину назвали Churchill AVRE. Вместе с другой специализированной техникой: танками-бульдозерами, мостоукладчиками, плавающими «Шерманами» — они должны были сопровождать британскую пехоту, высаживающуюся на пляже «Голд» в «День Д». И хотя здесь плотность укреплений и количество препятствий были не такими высокими, как, например, у американцев на соседнем пляже «Омаха», лёгкой прогулки англичане не ожидали.
Битва за пляж имени короля
Британцы поделили пляж «Голд» на четыре участка, самый восточный из которых назывался «Кинг». Десант в этом месте подошёл к берегу 6 июня, в 6:25 утра. В первой волне должны были высадиться два пехотных батальона (не менее 1000 человек) при поддержке «Шерманов DD». Когда войска были уже рядом с берегом, оказалось, что уровень моря на пляже выше расчётного. Вода скрывала большую часть препятствий и мин, так что инженеры не смогли их устранить. К тому же они ещё и угодили под немецкий обстрел. Командиры решили высаживать «Шерманы» непосредственно на пляж, а не в прибрежные воды.
Вместе со средними плавающими танками к берегу подошли танкодесантные корабли (LCT) с машинами 81-го штурмового отряда майора Р. Томпстоуна. На каждом корабле были два тральщика «Краб», бульдозер и три-четыре «Черчилля» разных специальных модификаций. В том числе и с миномётами «Петард».
Первой волне десанта пришлось несладко. От немецкого огня понёс большие потери батальон пехотного Хэмпширского полка, его командир погиб в первые минуты боя. Солдаты были вынуждены укрыться за волнорезами, продвигаться вперёд они не могли.
Одной из главных проблем для англичан стало немецкое 88-мм орудие, находившееся в мощном каземате и способное накрывать своим огнём весь сектор «Кинг». Британцы не сразу поняли, откуда ведёт огонь эта пушка, а немцы тем временем успели повредить и уничтожить четыре «Черчилля», в том числе один «Петард». Замолчать немецкую пушку заставил наводчик танка «Шерман-Краб» Джим Смит, всадивший снаряд точно в амбразуру бункера.
На участке «Кинг» отличился экипаж «Черчилля AVRE» под командованием сержанта Миллера, который заставил капитулировать гарнизон одного из дотов. Вначале танк произвёл выстрел миной, но она не разорвалась. Тогда Миллер открыл огонь по амбразурам из пулемёта. Немцы, вероятнее всего, поняли, чем им грозит попадание 290-мм снаряда, и предпочли сдаться.
Неподалёку, в зоне высадки с другого десантного корабля, на берегу было четыре немецких бункера. «Черчилль Петард» под командованием Д. Кинга, действовавший вместе с пехотой, вначале уничтожил пулемётный бункер, а затем всадил мину в бункер с 50-мм орудием. При очередной перезарядке в миномёте заклинил снаряд, и с остальными двумя огневыми точками разобрались пехотинцы.
«Черчилли AVRE» на других участках высадки
Сектор «Джиг» располагался западнее участка «Кинг», и бои в нём были такими же упорными. Английская пехота здесь угодила под артиллерийский обстрел из 75-мм орудий, установленных в казематах у селения Ле-Амель. Из-за навигационной ошибки пехота высадилась в стороне от запланированного места, а танки подоспели ей на помощь только через полчаса. Пехотинцы пытались обойти Ле-Амель с флангов, но наткнулись на сильный огонь неприятеля и плотные заграждения из колючей проволоки и мин.
Наступление застопорилось до 15:00, пока в дело не вступили танки 82-го штурмового отряда. Лейтенант Эллис, командир танка «Петард», вспоминал: «Я атаковал здание санатория, в котором укрылись более двух десятков немцев. Я выпустил два снаряда, часть здания обрушилась, и испуганные немцы сдались в плен. Затем я атаковал дот с 75-мм орудием, выпустив снаряд прямо через двери фортификации (атаковал с тыла). Снаряд взорвался внутри, и уцелевшие немцы сдались. Я уничтожил ещё один дот и в сопровождении пехоты стал продвигаться на запад, очищая от противника дома, расположенные вдоль моря».
Англичанам, высадившимся в стороне от Ле-Амель, повезло гораздо больше. Настолько, что военный врач Д. Лич сообщал, что у медиков на пляже не было иной работы, кроме разгрузки боеприпасов. В целом по участку «Джиг» потери англичан составили четыре «Черчилля» и один «Шерман-Краб», уничтоженные артиллерией противника. Ещё шесть машин подорвались на минах.
Западнее участка «Джиг», в секторе «Айтем», англичанам не повезло наткнуться на батарею из четырёх 155-мм орудий. Они располагались в отдельных укреплениях из железобетона метровой толщины с подземными складами боеприпасов. Здесь не помогли и танки, так что уничтожать немецкие орудия пришлось крейсеру «Аякс». Артиллеристы корабля, находившегося примерно в 11 километрах от берега, вели настолько точный огонь, что через непродолжительное время две вражеские пушки замолчали, а третья взлетела на воздух вместе с бункером из-за сдетонировавших боеприпасов.
К вечеру 6 июня 1944 года на пляже «Голд» находились уже около 25 тысяч британских солдат. Несмотря на немецкое сопротивление, потери англичан были относительно невелики: около 1100 человек, из которых убитыми — 350. Для сравнения, американцы на печально известном пляже «Омаха» только убитыми потеряли около 1800 солдат и офицеров. Два штурмовых отряда со специальной бронетехникой, принимавшие участие в сражении, потеряв 20 машин разных модификаций, внесли огромный вклад в достижение успеха. Они проложили дорогу сквозь минные поля, уничтожили 14 немецких дотов и десятки огневых точек. Именно спецтехника расправилась с головной болью британских войск — 88-мм пушкой у Ла-Ривьер и 75-мм у Ле-Амель.
На этом война для «игрушек Хобарта» не закончилась. Танки специального назначения сражались вплоть до завершения войны с Германией, прокладывая союзникам путь сквозь немецкую оборону в Нормандии, Голландии, на реке Рейн и в других опорных пунктах противника.
Автор текста — Станислав Черников
Источники:
- Гастингс М. Операция «Оверлорд»: Как был открыт второй фронт. М.: Прогресс, 1989.
- Райан К. Самый длинный день. Высадка десанта союзников в Нормандии. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.
- Anderson K. Cracking Hitler’s Atlantic Wall: The 1st Assault Brigade Royal Engineers on D-Day. Mechanicsburg: Stackpole Books, 2010.
- Doherty R. Hobart’s 79th Armoured Division at War: Invention, Innovation and Inspiration. Barnsley: Pen & Sword, 2011.
- Ford K., Lyles K. D-Day 1944 (4) Gold & Juno Beaches. London: Osprey Publishing, 2002.
- Holborn A. The D-Day Landing on Gold Beach: 6 June 1944. London: Bloomsbury Publishing, 2015.
- Trew S. Gold Beach. Stroud: History Press Limited, 2011.
- Winter P. D-Day Documents. London: Bloomsbury Publishing, 2014.
- 79 Armoured Division Final Report, 1943 Apr. – 1945 July. Kew: Richmond The National Archives, 1945.
worldoftanks.ru
База знаний :: Танки :: Черчилль III :: Описание танка
Экипаж:
- Командир
- Радист
- Механик-водитель
- Наводчик
- Заряжающий
Достоинства:
- хороший ДПМ;
- быстрое вращение башни;
- большой боекомплект;
- хорошая вертикальная броня;
- хороший запас HP для своего уровня;
- невысокая для ТТ заметность;
- хорошая дальность обзора;
- хорошая стабилизация;
- льготный уровень боев;
- хорошее пробитие подкалиберными снарядами.
Недостатки:
- низкая скорость и маневренность;
- большая длина, башня в центре корпуса;
- малый разовый урон пушки;
- не очень высокая точность орудия;
- малые углы вертикальной наводки;
- тонкая горизонтальная броня;
- отсутствие у брони рациональных углов наклона;
- посредственное бронирование башни.
Описание танка:
Советский премиумный тяжёлый танк пятого уровня, обладающий неплохой броней, хорошим на своём уровне вооружением, но посредственной динамикой и манёвренностью. Может использоваться как тяжёлый танк первой линии. Из-за большой массы способен вести прицельный огонь в движении.
Английский танк, поступавший в СССР по ленд-лизу. Всего был поставлен 301 танк, однако часть была потеряна при транспортировке морем в Мурманск.
wotbase.net