Камуфляж на танках РККА 1930 – 1945

Цветовое отличие военного объекта от окружающего фона представляет собой главнейший и первичный демаскирующий признак этого объекта. Чем меньше это отличие, тем труднее заметить такой объект на местности.

Первоначально, с массовым применением огневых средств в войнах и конфликтах начала XX века, в большинстве армий наиболее развитых стран мира для маскировки объектов стали применять защитную окраску цвета «хаки» (зеленый землистого оттенка) или использовали серо-зеленое покрытие по подобию флотских образцов. Именно таким образом были окрашены русские, английские, французские и немецкие бронеавтомобили перед началом 1-й Мировой войны.

Однако боевая практика скоро убедила все воюющие стороны, что окраска материальной части в один защитный цвет не всегда способствует ее меньшей заметности, особенно если материальная часть подвижна и проецируется на разнообразные фоны.

В результате во французской армии наряду с одноцветной стали применять многоцветную окраску в виде чередующихся светлых или темных полос, а также крупных пятен, называвшуюся «зеброванием». Именно таким способом были окрашены первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон». «Зебрование» не получило широкого развития, так как было построено на принципе однообразного чередования цветов в схематичном рисунке, по которому легко было узнать маскируемый объект.

Дальнейшее усовершенствование такой полосатой окраски привело к созданию камуфляжа, основное назначение которого сводилось к достижению неузнаваемости окрашенного объекта. Эффект неузнаваемости получался после слияния с фоном некоторых пятен окраски («выпадения к фону»), которые по своему цвету были близки к преобладающей окраске фона. Камуфляжная окраска, как правило, состояла из несимметрично расположенных пятен двух, трех, а иногда и более цветов разного размера. В таком виде, но с различными изменениями, она была принята в армиях всех воевавших стран.

Помимо деформирующих окрасок применялись также мелкопятнистые окраски, рассчитанные только на уменьшение заметности. Впервые такая окраска появилась в германской армии.

В лесных районах значительную роль приобрели имитирующие окраски (особенно для небольших объектов) в определенных элементах повторяющие характерные детали ландшафта.

В Красной Армии камуфляжем занялись в 1920 г., когда были созданы первые танковые отряды. По всей видимости, работами руководил известный художник и дизайнер, авангардист Александр Родченко. Советские танки, раскрашенные по его проекту, имели двухцветный камуфляж из «ясно-зеленых» пятен по темно-зеленому фону («ясно-зеленый» — светло-зеленый — Прим. авт.). Таким образом были раскрашены несколько танков Mk. V, Mk. B и «Рено». Однако основная масса машин бронетанковых сил РККА продолжала окрашиваться защитно-зеленой краской различных оттенков.

До конца 30-х годов проблема камуфляжа неособенно занимала умы советских военнона-чальников и этому можно было найти вполне конкретное объяснение: Красная Армия (середины 30-х), вооруженная доктриной «глубокой наступательной операции», со своими тысячами танков собиралась стремительно наступать вглубь вражеской территории до полного разгрома противника. В этом случае важен не столько камуфляж, сколько взаимоопознавание взаимодействующих родов войск (например танков и авиации) в ходе наступления. Приоритет отдавался не сложной защитной окраске, а тактическим и опознавательным знакам. К тому же, несмотря на идеологическую войну с капитализмом, реальных военных противников у СССР не было.

Только после подписания Антикоминтерновского пакта и создания военного союза Германии, Италии и Японии у СССР появились достойные «оппоненты». А после первых германских побед политическое руководство страны окончательно осознало, что в случае войны нам не избежать кровопролитных оборонительных боев.

В это же время в НИИБТ были проведены испытания различных камуфляжных схем для колесных и гусеничных машин. Датированный августом 1939 года документ приводил выводы по сравнительной оценке 17 колесных и гусеничных машин, из которых 6 имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 — мелкопятнистую, а 5 — обычное защитное покрытие.

Лучшей из камуфляжных схем была признана крупнопятнистая. Однако, было признано считать возможным ограничения количества цветных компонентов до 3 – 4 для использования в каждой группе округов, 2 из которых должны быть обязательны для всех округов (кроме Среднеазиатского военного округа).

Основными стали считаться красители: темно-зеленый типа защитный (4БО) и темно-коричневый или черный (6РП). Остальные цветные компоненты должны были устанавливаться на месте в зависимости от светлости фона. По этому показателю были выделены 4 группы округов:

I группа – MBO, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, СибВО (Московский, Ленинградский, Белорусский особый, Калининский, Закавказский, Уральский и Сибирский округа).

II группа – КОВО, ХВО, ПриВО (Киевский особый, Харьковский и Приволжский военные округа).

III группа – САВО (Среднеазиатский военный округ).

IV группа – ОКА и ЗабВО (Отдельная Краснознаменная армия и Забайкальский военный округ).

После проведения испытаний в округах стало ясно, что для I и IV группы подходит 3 – 4- цветный камуфляж, а для II и III достаточно и двухцветного. Были составлены схемы, согласно которым должны были быть перекрашены танки и прочая техника советских танковых войск.

Варианты камуфляжной окраски в зависимости от округов дислоцирования предусматривали использование следующих цветов:

I группа: защитный (4БО), темно-коричневый, светло-песчаный, желто-коричневый.

II группа: зеленая с оттенком морской волны, желто-коричневая.

III группа: коричневый, светло-песчаный.

IV группа: защитный, темно-коричневый.

Однако реально была перекрашена только часть машин в приграничных западных округах. И то не полностью по предложенным схемам. К началу 40-х годов советской промышленностью был налажен выпуск только трех основных оттенков красок (в виде густотертой пасты, которая разводилась олифой пополам с бензином и керосином): темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К, желто-землистая 7К. Используя в качестве базового цвета защитно-зеленую краску 4БО (50 % поверхности), на танки наносился двухцветный или трехцветный деформирующий камуфляж с использованием крупных коричневых (6К, 7К) пятен неправильной формы (до 25 % поверхности на каждый оттенок). В отдельных случаях на малых танках типа Т-37 и Т-38 наносился мелкопятнистый маскирующий камуфляж в виде мелких точечных темно-коричневых пятен по защитному фону.

В зимнее время технику «белили» сначала известковым раствором, а затем специальными белыми красками.

Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны деформирующая окраска использовалась на небольшой части бронетанковой техники. Так как в 1940 – 41 гг. заменялась материальная часть бронетанковых сил РККА, то из-за нехватки краски считалось, что камуфляжную раскраску нанесут на новые машины, когда они согласно штату укомплектуют мехкорпуса. Однако на начало боевых действий танки прибыли лишь частично, и личный состав в основной массе эту технику еще не освоил. Новые машины окрашивались на предприятиях-изготовителях защитно-зеленой краской 4БО.

В боях лета и осени 1941 г. было не до камуфляжа — советский танковый парк стремительно таял, а заводы, эвакуированные на Урал, только налаживали выпуск новой продукции.

Пожалуй, единственным исключением из этого правила стали бронепоезда. Так как их количество по сравнению с количеством танков было невелико, а особенности производства и боевого использования «сухопутных кораблей» обеспечивали им возможность гораздо более длительного существования как боевой единицы, то у экипажа бронепоезда имелось гораздо больше времени для тщательного обслуживания и окраски последнего. В основном использовалась двух или трехцветная деформирующая камуфляжная схема с нанесением желто-землистых (7К) или темно-коричневых (6К) «амебообразных» пятен по темно-зеленому фону. В отдельных случаях для бронепоездов использовались имитирующие окраски: на бронеборта наносились изображения деревьев, кустов и других элементов ландшафта. Например, на крышах бронепоездов довольно часто изображали дорожную колею для маскировки состава от воздушного наблюдения.

Достаточно массовое использование импровизированных камуфляжных схем впервые можно отметить в период битвы за Москву. Деформирующая или маскирующая окраска (в зависимости от конфигурации или величины пятен) достигалось путем нанесения белой краски на темно-зеленый базовый фон. Танки окрашивались по наитию экипажей, которые интуитивно чувствовали, что камуфляж уменьшает заметность танка или бронеавтомобиля. Однако в своем большинстве экипажи не были знакомы с теоретической базой нанесения пятен, учитывавшей особенности человеческого восприятия и характерное цветовое построение окружающего ландшафта. Не учитывалось также и предполагаемое тактическое применение боевой машины (оборона или наступление). В ходе Московской битвы можно было наблюдать нанесенные на технику белые пятна неправильной формы, а также извилистые полосы, наносимые кистью по защитной окраске танка. Эффект от подобных камуфляжных схем был подобен «зеброванию», поэтому в конце 1941 г. в Автобронетанковом и Артиллерийском управлении РККА начались разработки документов по камуфляжной и маскирующей окраске танков, автомобилей и гусеничных тягачей. В появившихся инструкциях камуфляжная окраска выполнялась красками трех цветов (с определением характерного ландшафтного фона и предполагаемой площади покрытия):

1. Зеленая — 4БО подходит (как средняя по цвету) ко всем фонам зеленой растительности и является основной, преобладающей в окраске. Площадь, окрашенная этой краской, составляет 45 – 55 % всей площади поверхности объекта.

2. Желто-землистая — 7К подходит к фонам оголенной земли (вспаханная земля, дороги, осыпи и т.п.). Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.

3. Темно-коричневая — 6К подходит к затененным пятнам различных фонов и к цвету стволов деревьев. Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.

К рисунку и расположению пятен предъявлялись следующие требования:

1. Пятна по своему рисунку должны подражать пятнам естественных фонов, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам.

2. Пятна различного цвета располагаются так, чтобы исказить в наибольшей степени привычный вид материальной части.

Характерные части объекта — прямые линии и углы, щит, ствол орудия, колеса и т.п. — окрашиваются пятнами различных цветов.

Общее направление пятна (удлиненного) не должно быть параллельным контуру объекта, а должно составлять с ним комбинации углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны располагаться симметрично.

Пятна могут быть замкнутые, находящиеся внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта.

Открытые пятна должны обязательно переходить на соседние грани объекта, т.е. захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета.

Вершина выступающего утла не должна совпадать с центром пятна.

На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов — желтые и коричневые.

3. Как правило, шаблон в рисунке пятен недопустим.

Расположение пятен должно варьироваться согласно вышеприведенным правилам. Кроме того, необходимо варьировать цвета, указанные на прилагаемых рисунках, заменяя все или часть желтых пятен коричневыми, а коричневые — желтыми.

Однако, незакрашенные части ствола, затвора и других механизмов, а также прицельные приспособления и таблички не окрашиваются. Камуфляжная окраска действует на различных дальностях неодинаково, в зависимости от величины пятен.

На больших дальностях, когда пятна сливаются и объект кажется одного цвета, окраска действует, как обычная одноцветная.

На средних расчетных дистанциях действия окраски пятна ясно не различаются, частично сливаются с фоном, и получается искажение вида объекта.

На малых дальностях, когда все пятна резко заметны, окраска также не действует. При больших размерах пятен действие окраски начинается и кончается на больших дальностях, при малых — на меньших.

В инструкциях определялся также и порядок окраски материальной части:

1. Камуфляжная окраска начинается с разбивки пятен, для чего мелом наносят их контуры и обозначают начальными буквами цвет пятен (3, Ж, К). При перекраске объектов, окрашенных в защитный цвет, этот цвет сохраняется для зеленых пятен, и накрашиваются пятна только желтые и коричневые.

2. После разбивки пятен производится окраска. Краски 4БО, 6К и 7К выпускаются заводом в виде густотертой пасты, которая разводится в войсках добавлением олифы пополам с бензином или керосином в количестве 25 – 45 % от веса пасты, чтобы свободно можно было красить кистью В случае отсутствия олифы разводить краску разрешается одним бензином или керосином.

Средний расход готовой красочной смеси малярной консистенции на 1 м2 площади за один раз окраски 100 г. Перекраска в частях производится за один раз. Размывка контура производится растушевкой границ соседних невысохших пятен кистью, смоченной бензином или керосином; ширина растушеванной полосы может колебаться от 1,5 до 3 см.

Для зимних условий также были разработаны соответствующие инструкции по маскирующей окраске. К ней предъявлялись следующие требования:

1. С наступлением зимы и появлением снежного покрова с целью маскировки материальная часть, находящаяся в действующей армии и в районах действия авиации противника, должна быть покрыта зимней камуфляжной окраской.

2. Зимняя камуфляжная окраска производит искажение формы объекта и облегчает применение его к местности; это достигается накраской белых пятен в цвет основного фона (снега) с оставлением темных (темно-коричневых, желто-землистых или зеленых) пятен неправильной формы, покрытых сеткой из белых пересекающихся полос. Такая окраска хорошо маскирует предмет на пятнистых фонах: в лесу, кустарнике, на пересечении местности, в населенных пунктах, на дорогах и других местах, где имеются тени и отдельные участки, не покрытые снегом.

Кроме камуфляжной зимней окраски может применяться одноцветная окраска в белый цвет, при которой, однако, объекты хорошо маскируются только на равнинной местности, покрытой снегом.

3. Несмотря на хорошие маскировочные свойства зимней камуфляжной окраски и одноцветной белой окраски, необходимо помнить, что одна только окраска не решает полностью задачи маскировки, а лишь облегчает ее; поэтому в целях лучшей маскировки следует пользоваться подручными материалами (деревьями, ветками, кустами, снегом) и специальными маскировочными средствами (масксети), а также использовать особенности местности.

4. Зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть и периодически восстанавливается непосредственно в подразделениях войск; зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть также на военных базах, в ремонтных органах и на заводах промышленности перед отправкой ее в действующую армию или в районы, подвергающиеся налетам неприятельской авиации.

5. Для зимней камуфляжной и одноцветной белой окраски применяются следующие краски:

а) сухая белая краска Б;

б) белая клеевая краска;

в) белая канифольно-бензиновая краска.

Примечания:

1. Сухая белая краска Б является основой маскировочной зимней краской. Белая клеевая и белая канифольно-бензиновая краски применяются только при отсутствии белой сухой краски Б и приготовляются в подразделениях из материалов, имеющихся на местах.

Сухая белая краска Б представляет собой порошок, состоящий из белого пигмента и связующего. Она заготовливается в централизованном порядке и доставляется в войска в готовом для разведения виде. Для нанесения на маскируемый объект краска предварительно разводится водой. Высыхает краска в течение 1 – 2 часов; на 1 кв. метр окрашиваемой поверхности требуется 75 – 100 граммов сухой краски.

2. Применять для окраски известковый раствор не рекомендуется.

Применять для окраски цинковые, свинцовые, титановые и литопоновые белила запрещается.

При зимней камуфляжной окраске по предварительно камуфлированной поверхности все зеленые пятна необходимо полностью закрасить ровно белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна, нанести белой краской ромбовидную сетку. Направление белых полос, образующих сетку, должно быть разнообразным: нельзя наносить только вертикальные или горизонтальные полосы.

В том случае, когда материальную часть не успели окрасить в три цвета летними камуфляжными красками и она окрашена в ровный защитный цвет, необходимо нанести мелом разметку пятен. Затем пятна, которые размечены для зеленого цвета, сплошь закрасить в белый цвет; пятна, размеченные для желто-землистого цвета и для темно-коричневого цвета, покрыть белой ромбовидной сеткой.

Трофейную технику, окрашенную одноцветной серой краской, окрашивать по такому же типу.

Если позиции располагаются на открытых местах, покрытых чистым снегом, то можно закрасить объект в сплошной белый цвет или уменьшить расстояние между белыми полосами нанесением дополнительных полос.

С переходом техники с открытых мест на закрытые (в лес, кустарник, населенный пункт т.п.), удалить дополнительно нанесенное сплошное белое покрытие и дополнительно нанесенные полосы.

При переходе в бесснежные районы и весной, после таяния снега, белую краску полностью удалить.

Удаление белых красок производить протиранием окрашенной поверхности тряпками, смоченными водой или керосином.

Данных правил по камуфляжной и зимней маскировочной окраске бронетанковой и артиллерийской техники советские части придерживались с 1941 по 1945 гг. Но если зимняя окраска наносилась на советские танки вплоть до окончания 2-й Мировой войны в Европе, то летняя камуфляжная окраска использовалась преимущественно на нескольких театрах военных действия — там, где был лесной ландшафт (Центральная, Северо-Западная часть России) и достаточно длительные позиционные бои (Западный, Ленинградский и Волховский фронты). На остальных театрах боевых действий быстротечные сражения проходили в степных и лесостепных зонах, где было Достаточно обычной защитной окраски.

С середины 1943 г. стратегическая инициатива на советско-германском фронте прочно перешла в руки Красной Армии. Задачи взаимоопознавания между родами войск стали доминировать над задачами маскировки, поэтому камуфлированные танки и САУ встречались в Советской Армии заключительного периода войны достаточно редко и, как правило, являлись инициативой местного командования.

tankfront.ru

Маскировочная униформа Красной Армии — Истребители танков в Красной Армии

Камуфляжная одежда появились в Красной Армии ещё в 1936 году (хотя эксперименты начинали на 10-лет раньше), но своё широкое распространение получила лишь во время войны. Изначально это были маскхалаты и накидки пятнистой окраски (пятна в форме амеб и получили негласное название — «амеба») четырех цветовых гамм: лето, весна-осень, пустыня и для горных районов. В отдельном ряду идут белые маскхалаты для зимнего камуфляжа. Значительно более массово изготавливавшиеся.
В середине войны ряд маскировочной одежды дополнили маскировочные костюмы состоящие отдельно из рубахи и брюк. Также появились новые виды расцветки камуфляжа (называемые также по типу рисунка — «березка» и «широкий лист»). Иногда новые виды камуфляжа наносили на уже готовые костюмы расцветки «амеба», что в итоге давало ещё более сложный камуфляжный рисунок. В результате дефицит красителей (и тканей) при производстве и творчество бойцов, довели количество вариантов расцветки камуфляжа до намного большего нежели официально предписывалось. По разным оценкам в РККА существовало около двух-трех десятков видов камуфляжа. Также стоит отметить, что бойцы носили тот камуфляж который смогли достать их интенданты, не всегда совпадающий с местностью и временем года.

Расцветки камуфляжа Красной Армии:

Отправляясь в разведку, боец должен подогнать свое снаряжение так, чтобы оно не болталось, не гремело и не блестело на солнце. На открытой местности боец должен продвигаться скрытно, используя для этого высокую траву, бугорки, канавы и т.п. и избегая движений, которые могут привлечь внимание противника.

При движении по кустам, камышам и высоким хлебам боец должен пробираться пригибаясь, осторожно раздвигая их.

При движении по зараженной ОВ местности надо, наоборот, избегать высокой растительности и двигаться вне ее.

При движении по лесу боец должен обходить полянки и двигаться не по дорогам, а рядом с ними, укрываясь за деревьями и кустами. Из леса надо выходить на опушку особенно скрытно, выползая из него, если лес редкий и без кустов.

К селениям необходимо приближаться со стороны задворков, садами и огородами. Двигаясь по улицам, держаться теневой стороны.

В ночной разведке боец не должен шуметь и курить, фонарем должен пользоваться осторожно, не выдвигаться на возвышенности без особой нужды. При приближении луча прожектора противника боец должен лечь и не шевелиться.

— ЛЕТНИЙ МАСКИРОВОЧНЫЙ ХАЛАТ: Летний маскировочный халат имеет покрой длинной рубахи с копюшоном. Халат изготавливают из окрашенной ткани, на которую нанесены пятна темного цвета. Халаты бывают двух окрасок — для лета и для осени.

Халаты надевают через голову поверх снаряжения. Для удобства надевания халат имеет на груди разрез. Время на надевание халата — 30 секунд. Вес — 600 г.

— МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ ЛЕТНИЙ — ПЯТНИСТЫЙ: состоит из широкой рубахи с накидкой на голову (капюшоном) и брюк, надеваемых поверх обмундирования и снаряжения.

Костюм имеет пятна различных цветов и применяется на соответствующей местности:

  • костюм, имеющий зелёные и тёмнокоричневые пятна, хорошо маскирует бойца на фоне леса, кустов и высокой травы (бурьяна) в летнее время;
  • костюм, имеющий жёлто-зелёные и тёмнокоричневые пятна, хорошо маскирует на тех же фонах осенью;
  • костюм, имеющий песочные и землистые пятна, предназначен для маскировки бойца на песчаной местности;
  • костюм, имеющий землистые и зелёные пятна, предназначен для маскировки на каменистых склонах гор.

Костюм надевают поверх снаряжения. Сначала надевают брюки, застегивают пуговицы и завязывают завязки, затем — куртку, после чего — капюшон.

Время на надевание костюма — одна минута. Вес костюма — 1 кг.

— МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ ЛЕТНИЙ — МОЧАЛЬНЫЙ: состоит из широкой рубахи с накидкой на голову (капюшоном) и брюк, надеваемых поверх обмундирования и снаряжения.

Костюм изготовляется из зелёной ткани, к которой прикреплены пучки мочала, окрашенного в зеленый цвет.

Костюм предназначается для маскировки разведчиков, наблюдателей и снайперов.

Боец в маскировочном костюме в положении лёжа на кочковатой местности или на местности с разнообразной растительностью не обнаруживается на расстоянии нескольких шагов.

Костюм надевают поверх снаряжения. Сначала надевают брюки, застегивают пуговицы и завязывают завязки, затем — рубаху, после чего — капюшон.

Время на надевание костюма — одна минута. Вес костюма — 1 кг.

— ЗИМНИЙ МАСКИРОВОЧНЫЙ ХАЛАТ: Зимний масхалат шился из белой ткани.

В середине войны в дополнение к масхалату пришёл зимний маскировочный костюм состоящий из рубахи и брюк свободного покроя.

№1-Пограничники в летних масхалатах; №2-Пограничный дозор в летних масхалатах, 1941 г.; №3-Разведчики в летних масхалатах, 1944 г.; №4 -Зимний масхалат, 1942 г.; №5-Ленинградский фронт, январь-февраль 1944 г.; №6-Иллюстрация камуфляжных костюмов и халатов РККА.

Литература / документы:

  • Типы тканей, применявшихся для пошива обмундирования Красной Армии (артикул, состав, цвет, применение). (открыть)
  • Правила ношения формы одежды личным составом красной армии (от 15 января 1943 г.)
  • vk.com/mask_ussr — сообщество людей «Маскировочная одежда СССР (1921-1987) камуфляж».

broneboy.ru

Танки Т-34: камуфляж

Прототипы А-20, А-20Г и А-32, а также первые образцы танка Т-34, проходившие испытания, как правило, были окрашены в стандартный темно-зеленый цвет. Серийные танки красились в тот же цвет, который получил название «защитный, тёмно-зелёный» и официальное обозначение «4БО». Эта краска содержит базовый пигмент, который изготавливался в виде пасты и разбавлялся до необходимой концентрации растворителем, обычно бензином. Пигмент краски 4БО выпускали 3 химических (лакокрасочных) фабрики. Они же производили различные варианты уже готовой к употреблению краски различных тонов и оттенков, разбавленную растворителем. Такие краски предназначались для нанесения различной маркировки на корпус и башню танка.

Танк Т-34 со штампованной башней и в двухцветном камуфляже:
желто-песочные пятна на стандартной темно-зеленой основе. На боку башни заметен белый номер «268».
Ленинградский фронт, сентябрь 1943 года.

В 1939 году в НИИБТ (Научно-исследовательский институт бронетехники) были разработаны и испытаны образцы многоцветных камуфляжных схем. При этом использовались три основных краски: темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К и черная 6РП (черная применялась как альтернативный оттенок темно-коричневой). Кроме этого, для вспомогательных оттенков применялись светло-коричневая 7К и желто-песочная. Для испытаний были выбраны следующие варианты камуфляжа:

  • окраска танков пятнами темно-зеленого, темно-коричневого, песочного и светло-коричневого цветов;
  • камуфляж танков из зеленого и светло-коричневого цветов;
  • камуфляж танков из 2 тонов (зеленый и светло-коричневый) с включением пятен коричнево и песочного цветов.

Прототип А-32 (первая версия с пушкой Л-10), лето 1939 года. Танк полностью окрашен в темно-зеленый цвет (4БО).

Прототип А-34 на испытаниях в Кубинке, весна 1940 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет (4БО).

Танк Т-34 ранней серии со сварной башней и с пушкой Л-11 в трехцветном камуфляже. Юго-западный фронт, лето 1941 года.

Принципиально необходимо было увязать варианты камуфляжа с конкретным районом боевых действий. Камуфляж должен был соответствовать растительности и климатическим условиям в различных районах СССР. Было рекомендовано также сохранять пропорции набора красок и придерживаться стандартным схемам камуфляжа. В реальности многоцветный камуфляж использовался на небольшом числе советских танков, включая и Т-34. Пример стандартного многоцветного камуфляжа — это трехцветная схема из пятен темно-зеленого (4БО), темно коричневого (6К) и светло-коричневого (7К) цветов. Часть танков 4-го и 15-го механизированных корпусов, которые действовали в районе Западного военного округа СССР были окрашены именно таким образом.

Фотография Т-34 раннего выпуска с литой башней с пушкой Ф-34.
Танк брошен экипажем — типичный случай каких было много в начале немецкого вторжения. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет (4БО), на нем отсутствуют какие-либо тактические знаки.

Стоит отметить, что этот тип камуфляжа не был найден в официальном списке, рекомендованных НИИБТ по результатам испытаний 1939 года. Согласно некоторым источникам, этот камуфляж был внесен в список в начале 1941 года. Советская химическая промышленность того времени не отличалась большим разнообразием продукции и была способна выпускать лишь базовые цвета: темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Проблемы с регулярными поставками были дежурным явлением всей советской индустрии, и химическая промышленность не составляла исключения. Черная краска широко использовалась как в гражданской отрасли, так и в военной (например, для камуфляжа танков Т-28 и или окраски самолетов). Согласно другим данным, трехцветный камуфляж был признан стандартным для бронетанковых войск, дислоцированных на западной границе Советского Союза.

Истребитель танков Т-34 с 57-мм пушкой, 21-я бронетанковая бригада, октябрь 1941 года. На корпусе танка белый номер «20». Танк принадлежал командиру части, Герою Советского Союза майору Лукину. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет.

Т-34 раннего выпуска (сварная башня и пушка Ф-34) 1-й гвардейской бронетанковой бригады. Западный фронт, Московская область, конец 1941 — начало 1942 года. На танке зимний камуфляж типичный для этой части и для этого периода (известный как «зимний лес» или «сетка»).

К концу 1941 года, когда проблема камуфляжной окраски стала вновь дискутироваться, образец 3-цветного камуфляжа появился в инструкции, подготовленной АБТУ (Автобронетанковое Управление РККА). Она содержала рекомендацию использовать для окраски темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Было предписано, что темно-зеленый цвет должен покрывать от 45 до 55% поверхности танка, светло- и темно-коричневые от 15 до 30%. Существовали и указания на расположение цветовых пятен, которые предназначались для искажения силуэта танка. Линия цветов не должна наноситься параллельно линиям очертаний машины и пятна камуфляжа не должны быть симметричными. Известно только несколько примеров трехцветного камуфляжа Т-34 за период 1942-1945 годов. Они были на небольшом количестве танков 164-й бронетанковой бригады (район Курска в 1943 году) и 4-й Гвардейской танковой армии (район Львов в 1944 году).

Танк Т-34 выпуска СТЗ со сварной башней 130-й бронетанковой бригады, Южный фронт, район Харькова, весна 1942 года. На лобовой броне видно дополнительное бронирование. Двухцветный камуфляж был характерен для этой бригады как и нестандартные тактические знаки: «Л2-KC». Часто в этой части использовались имена героев Гражданской войны.

Т-34 с шестигранной башней, вероятно из 2-й гвардейской механизированной бригады, Юго-Западный фронт, операция «Малый Сатурн», ноябрь-декабрь 1942 года. Танк в зимнем камуфляже, на нем видны не закрашенные части (зеленые квадраты сзади башен) — отличительный знак машин, участвовавших в операции «Малый Сатурн». Под тактическим номером «255» просматривается старый тактический номер «253».

Нет сомнения, что основной цвет советских танков оставался неизменным в течение всей войны это была темно-зеленая краска (4БО). Известны и двухцветные камуфляжи, но они встречались довольно редко. Двухцветный камуфляж состоял из светло- или темно-коричневой краски или более редко- песочной. Он наносился поверх стандартной темно-зеленой краски. Ссылки на существование весеннего и осеннего камуфляжей не состоятельны, речь идет не более чем, об обычном двухцветном камуфляже. Однако, при анализе фотографий этого периода необходимо проявлять исключительную осторожность. Некоторыми исследователями различные типы световых пятен, вызванных влагой или нанесением новой краски поверх старой на танках часто интерпретируются как новый камуфляж. Перекрашенные в полевых условиях танки — обычное явление, поэтому свежие пятна краски не являются новым видом камуфляжа. Краска 4БО была не лучшего качества, к тому же из-за сложных климатических условий она облезала с танков кусками, образуя псевдокамуфляжные пятна. Проблему могли бы решить цветные фотографии, сделанные немцами, но таких снимков с Восточного фронта почти не осталось. Во время тяжелых боев под Сталинградом летом 1942 года некоторые танки поступали на фронт прямо из цехов СТЗ неокрашенными.

Танк Т-34 с шестигранной башней. 152-я бронетанковая бригада, Ленинградский фронт, февраль 1944 года. Зимний камуфляж: белые камуфляжные пятна нанесены поверх основного темно-зеленого цвета.

Т-34 «Сергей Киров» с шестигранной башней из состава 30-й гвардейской бронетанковой бригады, Ленинградский фронт, осень 1943 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет.

Зимой танки Т-34 окрашивались белой стираемой краской или известковым раствором. Стираемая краска выпускалась в некоторых вариантах, например так называемый тип В или темпера. Иногда танки целиком окрашивались белой краской, иногда белые пятна или полосы произвольной формы наносились на танк. Интересный образец зимней окраски появился на переломе 1941-42 годов на Т-34 в 1-й Гвардейской бронетанковой бригаде, а также в 4-й и 11-й бронетанковых бригадах. Здесь танки красились белой краской, и поверху наносились полосы имитирующие след колеса. При этом в качестве шаблона использовались решетки ( по этому признаку он получил название сетчатого камуфляжа, а также — «зимний лес»). Этот тип считался лучшим типом зимнего камуфляжа, его пытались использовать еще в конце 1930-х, однако он отличался повышенной трудоемкостью. Позже от него отказались и к концу войны он почти не встречался.

Танки 1-й бронетанковой бригады в камуфляже «зимний лес».
  Хорошо заметно, что перед люком механика-водителя побелка стерта.

Источник:

  • «История танка» №20, Т-34/76.

Читайте также на нашем сайте:

< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Камуфляж техники и артиллерии РККА — ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

Вот некоторый список литературы из Российской Национальной Библиотеки (СПб) с которым ознакомился для изучения вопроса маскировки.

 

Есть ещё масса разных подобных или небольших методичек. В основном старался искать первоисточники именно по маскировке техники и артиллерии.

 

1) Розанов Е.М., Маскировка танков / Подполк. Е.М. Розанов. — Москва : Воениздат НКО СССР, 1941. 

2) Лунц Л.Б., Маскировка / Под ред. пред. правл. Союза сов. архитекторов УзССР В. А. Джахангирова. — Ташкент : Госиздат УзССР, 1942 

3) Маскировка зенитной артиллерии в зимнее время : Памятка командира орудия / Инж. отдел войск противовозд. обороны территории страны. — Москва : Воениздат, 1943. 

4) Бобров К.В., Маскировка / Сост. преподаватели Воен. инж. акад. Красной Армии им. В.В. Куйбышева К.В. Бобров, И.А. Иконников, Ф.Ф. Кизелов [и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Воениздат НКО СССР, 1941. — 424 с., с ил. : ил., табл. ; 

5) Келейников А.М., Маскирующие окраски подвижных объектов / А.М. Келейников. — Москва : Воениздат НКО СССР, 1942. 

6) Баданин, Как замаскировать огневую позицию / Баданин и Щеглов. — Москва : Воениздат НКО СССР, 1942.  (В помощь командиру-артиллеристу ; Вып. 1)

7) Руководство по зимней маскировке / Гл. воен.-инженер. упр. Красной Армии. — Москва : Воениздат НКО СССР, 1941. 

8) Ясин Е.З., Маскировка ВВС / Е. З. Ясин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Воениздат НКО СССР, 1941. — 264 с. 

9) Инструкция по зимней маскировочной окраске материальной части артиллерии / Глав. артил. упр. Красной Армии. — Москва : Воен. изд-во Нар. ком. обороны Союза СССР, 1941. 

 

 

Сначала из наставления МАСК-42

 

Инструкция:
(на сканах и фото получилась разная цветопередача)
 

Маскирующие окраски подвижных объектов:

 

Маскировка ВВС:

 

 

 

Светомаскировка фар автомобилей.

 

 

 

Разнобой с разных книг. 
Ч/б примеры деформирующего камуфляжа.

 

 

 

Вы думаете, что орудие с набросанными белыми простынями выглядит углумочно? А вот и нет

 

Сообщение отредактировал Саша Милосердная: 09 Октябрь 2016 — 11:18

livinghistory.ru

Танки-невидимки. Зимняя «линька» | Архив

Зима для армии — ежегодная головная боль. Солдатам требуется тёплое обмундирование и хоть как-то отапливаемое жильё, техника нуждается в незамерзающей смазке и специальном топливе для холодной погоды. Кроме того, зимой становится гораздо труднее маскировать на местности бойцов и технику. Тёмные силуэты людей, танков, пушек бросаются в глаза на фоне снега. Причём не только днём, но и в зимние ночи, которые часто бывают светлыми.

Солдаты в это время года получают специальные маскировочные халаты, которые носят поверх формы, а технику приходится перекрашивать. Переход на «зимнюю палитру» имеет свои особенности и правила.

Вынужденная белизна

Ответ на вопрос, как сделать танк незаметным на фоне зимнего пейзажа, напрашивается сам собой: его надо выкрасить в белый цвет. Этот простой и безотказный вариант, тем не менее, имеет свои подводные камни. А точнее, требования, которые необходимо учитывать при разработке зимнего красителя.

Танки никогда не покидали заводов в зимней маскировочной окраске. Её наносили в войсках, часто — подручными средствами: мелом, известью и даже солью

Во-первых, придёт весна, и от зимней краски придётся избавляться. Значит, пигмент должен соответствовать сразу двум противоположным критериям. Он должен относительно легко отмываться, но при этом держаться на слое базовой краски достаточно прочно, не отваливаясь при тряске на пересечённой местности, сотрясениях танка при выстреле, выдерживать дождь и талую воду. Краситель также должен быть безопасен для экипажа, а при высыхании давать оттенок, характерный для снега.

Отдельно следует упомянуть ещё один момент, который касается любой краски для военной техники. Она должна маскировать боевую машину не только от невооружённого человеческого глаза. Ещё до Второй мировой войны военные стали использовать специальные светофильтры, при взгляде сквозь которые танк, казавшийся незаметным, начинал резко выделяться на фоне местности. Необходимо, чтобы маскировочная краска не выдавала себя при использовании противником таких стёкол.

В СССР этим требованиям соответствовала и была стандартной сухая белая краска Б. Она делалась на основе натурального молотого мела. В годы войны вместо него могли использовать суррогат — молотый известковый камень. Также в состав краски Б входили гашёная известь, казеин (закрепляющий элемент) и специальная добавка от коррозии. Во время Великой Отечественной войны использовались также пигменты, в которых мел разбавлялся канифолью или столярным клеем, но их старались использовать только тогда, когда краски Б не было под рукой.

Нелепая ситуация получилась с зимней краской в немецкой армии. Командование вермахта, рассчитывавшее покончить с Красной армией задолго до наступления холодов, решило не морочить себе голову этим вопросом. Так что распоряжение о начале производства легкосмываемой камуфляжной краски появилось только 18 ноября 1941 года. Обеспечить все немецкие воинские части в столь сжатое время промышленность просто не смогла. Немецким танкистам в СССР пришлось обходиться подручными средствами: известковой побелкой, лоскутами белой материи и даже слоями снега, утрамбованными на танке.

У союзников зимой 1944–1945 годов ситуация с белым красителем была примерно такой же плачевной, как у немцев тремя годами ранее. Краски в достаточных количествах просто-напросто не было. И снова в ход пошло то, что было под рукой: простыни, извёстка, мел и даже поваренная соль. Её крепкий раствор при высыхании оставлял на грязно-оливковом фоне густые белые разводы. Широко распространённым был метод покраски, когда танк для экономии красителя покрывали россыпью бесформенных пятен.

worldoftanks.ru

Танковый камуфляж СССР

Автор: Mirtankov.net

Продолжаю серию статей посвященных камуфляжу бронетехники. Цель статьи донести разработчикам шкурок для World of Tanks полезную историческую информацию.

Часть 1

Танки первых образцов Т-34, а так же прототипы А-32, А-20 и А-20Г окрашивались в темно-зеленый цвет. На тот момент такая окраска была стандартной. Серийные модели танков были покрашены «защитный, темно-зеленый» (4БО официальное обозначение).  Базовый пигмент данной краски в виде пасты приходилось разбавлять растворителем или бензином. Три лакокрасочных химических фабрики выпускали данный пигмент, а так же уже разбавленные варианты краски разных готовых для покраски. Нанесение маркировок на башню и корпус танка производилось именно этими разбавленными красками.

Первые образцы многоцветных схем камуфляжа появились в 1939 году. Их разработка велась в Научно-исследовательском институте бронетехники. В основу камуфляжа легли краски трех цветов, 4БО (темно-зеленый), 6К (темно-коричневый), а так же черная 6К как альтернатива темно-коричневого оттенка. Вспомогательные оттенки достигались за счет использования желто-песочной и краски 7К светло-коричневого цвета. Испытания танков проводились в трех вариантах камуфляжа.

 

  • Пятнистая окраска темно-зеленого, песочного, темно-зеленого, плюс светло коричневого цветов.
  • Зеленый и светло-коричневый камуфляж
  • Камуфляж который включал в себя 2 тона светло-коричневый и зеленый с вкраплением коричневых и песочных пятен.


Важной задачей ставилась привязка  каждого из видов камуфляжа к месту боевых действий. Для различных уголков СССР с своими особенностями, климатическими условиями окружающей среды был соответствующий камуфляж. Стандартные схемы, пропорции и наборы красок были регламентированы. Многоцветный камуфляж на советских танках использовался редко. Одним из исключений были танки четвертого и пятнадцатого мех. корпусов Западного военного округа Советского Союза. На данные машины была использована трехцветная окраска из пятен 4БО, 6К и 7К. (темно-зеленый, светло-коричневый, светло-коричневый).  Данный тип в списке официальных рекомендованных по результатам испытаний 39года НИИБТ не значился. Некоторые источники утверждают, что данный камуфляж появился в списке в начале 1941 года.  В те времена хим. промышленность СССР особо не баловала, выпускались краски базовых цветов: темно-зеленый, темно- и светло-коричневый. Речь о регулярных поставках так же не шла. В гражданской и военной отрасли так же очень широко применялась черная краска. По данным других источников, трехцветная схема камуфляжа являлась стандартом бронетанковых войск на западной границе СССР.

 

< Назад Вперёд >

mirtankov.net

Масштаб :: Тема: Камуфляжи бронетехники РККА (1/1)

Не буду описывать предисторию камуфляжей, так как это уже совсем другая, более чем обширная тема. В этом посте я задался целью укоротить до минимума и проиллюстрировать несколько неплохих публикаций по теме.

1920-е
Первые камуфляжи в РККА появились в 1920 году (когда, собственно, и танки появились со звёздами). Работами руководил известный художник-авангардист А. Родченко. Советские танки, раскрашенные по его проекту, имели двухцветный камуфляж из «ясно-зеленых» пятен по темно-зеленому фону. Таким образом были раскрашены несколько танков Mk. V, Mk. B и «Рено». Однако основная масса машин бронетанковых сил РККА продолжала окрашиваться защитно-зеленой краской различных оттенков.


1930-е
До конца 30-х годов в РККА камуфляжи не применялись в связи с наступательной тактикой, где потребность в них была минимальна. После испытаний разных окрасов в 1939 году, лучшей из камуфляжных схем была признана крупнопятнистая. Однако, было признано считать возможным ограничения количества цветных компонентов до 3 – 4 для использования в каждой группе округов, 2 из которых должны быть обязательны для всех округов (кроме Среднеазиатского военного округа).

Основными стали считаться красители: темно-зеленый типа защитный (4БО) и темно-коричневый или черный (6РП). Остальные цветные компоненты должны были устанавливаться на месте в зависимости от светлости фона. По этому показателю были выделены 4 группы округов:

I группа – MBO, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, СибВО (Московский, Ленинградский, Белорусский особый, Калининский, Закавказский, Уральский и Сибирский округа).
II группа – КОВО, ХВО, ПриВО (Киевский особый, Харьковский и Приволжский военные округа).
III группа – САВО (Среднеазиатский военный округ).
IV группа – ОКА и ЗабВО (Отдельная Краснознаменная армия и Забайкальский военный округ).

После проведения испытаний в округах стало ясно, что для I и IV группы подходит 3 – 4- цветный камуфляж, а для II и III достаточно и двухцветного.

Варианты камуфляжной окраски в зависимости от округов дислоцирования предусматривали использование следующих цветов:

I группа: защитный (4БО), темно-коричневый, светло-песчаный, желто-коричневый.

II группа: зеленая с оттенком морской волны, желто-коричневая.

III группа: коричневый, светло-песчаный.

IV группа: защитный, темно-коричневый.

1940-е

Однако реально была перекрашена только часть машин в приграничных западных округах. К началу 40-х годов советской промышленностью был налажен выпуск только трех основных оттенков красок: темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К, желто-землистая 7К. Используя в качестве базового цвета защитно-зеленую краску 4БО (50 % поверхности), на танки наносился двухцветный или трехцветный деформирующий камуфляж с использованием крупных коричневых (6К, 7К) пятен неправильной формы (до 25 % поверхности на каждый оттенок).


В отдельных случаях на малых танках типа Т-37 и Т-38 наносился мелкопятнистый маскирующий камуфляж в виде мелких точечных темно-коричневых пятен по защитному фону.
Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны деформирующая окраска использовалась на небольшой части техники. Так как в 1940 – 41 гг. заменялась материальная часть бронетанковых сил РККА, то из-за нехватки краски считалось, что камуфляжную раскраску нанесут на новые машины, когда укомплектуют мехкорпуса. Однако на начало боевых действий танки прибыли частично, и личный состав эту технику еще не освоил. Новые машины окрашивались в 4БО.

Зимой танки и бронеавто окрашивались известью или белой краской полностью или частично.


Достаточно массовое использование импровизированных камуфляжных схем впервые можно отметить в период битвы за Москву. Деформирующая или маскирующая окраска (в зависимости от конфигурации или величины пятен) достигалось путем нанесения белой краски на темно-зеленый базовый фон. Танки окрашивались по наитию экипажей, которые интуитивно чувствовали, что камуфляж уменьшает заметность танка или бронеавтомобиля.

В ходе Московской битвы можно было наблюдать нанесенные на технику белые пятна неправильной формы, а также извилистые полосы, наносимые кистью по защитной окраске танка. Использовались и двухцветные камуфляжи (синяя или коричневая краски по белому, иногда через сетчатый трафарет). Такой окрас применялся в знаменийтой Катуковской бригаде и значительно позже.

Эффект от подобных камуфляжных схем был подобен «зеброванию», поэтому в конце 1941 г. в Автобронетанковом и Артиллерийском управлении РККА начались разработки камуфляжной и маскирующей окраске танков, автомобилей и гусеничных тягачей.

Камуфляжная окраска выполнялась красками трех цветов (с определением характерного ландшафтного фона и предполагаемой площади покрытия):

1. Зеленая — 4БО подходит (как средняя по цвету) ко всем фонам зеленой растительности и является основной, преобладающей в окраске. Площадь, окрашенная этой краской, составляет 45 – 55 % всей площади поверхности объекта.
2. Желто-землистая — 7К подходит к фонам оголенной земли (вспаханная земля, дороги, осыпи и т.п.). Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.
3. Темно-коричневая — 6К подходит к затененным пятнам различных фонов и к цвету стволов деревьев. Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.

К рисунку и расположению пятен предъявлялись следующие требования:

1. Пятна по своему рисунку должны подражать пятнам естественных фонов, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам.
2. Пятна различного цвета располагаются так, чтобы исказить в наибольшей степени привычный вид материальной части.
Характерные части объекта — прямые линии и углы, щит, ствол орудия, колеса и т.п. — окрашиваются пятнами различных цветов. Общее направление пятна (удлиненного) не должно быть параллельным контуру объекта, а должно составлять с ним комбинации углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны располагаться симметрично.


Пятна могут быть замкнутые, находящиеся внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта. Открытые пятна должны обязательно переходить на соседние грани объекта, т.е. захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета. Вершина выступающего утла не должна совпадать с центром пятна. На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов — желтые и коричневые.
3. Как правило, шаблон в рисунке пятен недопустим.

На конечном этапе войны часто применялись оригинальные зимние камуфляжи: по белому фону рисовались кусты, листья и деревца.

poltava-model.org.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *