1СРЕДНИЙ ТАНК Т-34 — Подробное описание (СССР)

Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 г. Конструкция этой машины знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В нем впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых машин, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

www.sites.google.com

История легендарного танка Т-34 — технологический провал и роль США в помощи СССР

Долгое время нас кормили мифами, что советское оружие было самыми прогрессивным и совершенным, ведь в противном случае как бы СССР выиграл Вторую Мировую войну? Но после развала Союза всплыли новые факты и оказалось, что советское оружие, мало того, что не было самым совершенным, так еще и не являлось в полной мере «отечественным».

Ситуацию с вооружением в Советском Союзе в довоенное время можно охарактеризовать как «гнать количество в ущерб качеству». Несмотря на то, что огромное число заводов работало исключительно на армию, конечный результат оставлял желать лучшего.

Неэффективная социалистическая экономика, значительная технологическая отсталость приводили к значительному проценту брака и систематическому невыполнения плана. Например, Наркомат Боеприпасов (НКБ) должен был выпустить в 1940 году 5,7 млн железных гильз вместо латунных артиллерийских. Не отработав технологический процесс, НКБ изготовил за 9 месяцев всего 1 млн 117 тыс. железных гильз, из которых 963 тыс. пошли в брак, то есть процент отбраковки превысил 86,2%. И это лишь один пример. На самом деле, такая ситуация наблюдалась по многим производствам.

К слабой технической оснащенности заводов, неспособных выпускать качественный продукт, добавлялась и неудовлетворительная работа инженерных отделов, проектировавших отдельные компоненты конечного изделия. Так, осенью 1942 года американские инженеры оценивали конструкцию одного из советских Т-34. Выводы были категоричные: «Проверили воздухоочиститель. Только саботажник мог сконструировать подобное устройство. Фильтр с механической точки зрения изготовлен крайне примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведет к вытеканию масла».

В то же время, нельзя не отметить, что некоторые образцы и компоненты вооружения были достаточно прогрессивными на то время. Но в целом стремление советских гениев инженерной мысли к инновациям на фоне общей технологической отсталости СССР приводило к тому, что

советская промышленность производила некий аналог «титановой лопаты с ручкой из соломы»: некоторые компоненты вроде как задуманы очень хорошо, однако нормально копать такой лопатой невозможно.

Примечательно, что к концу войны качество советского вооружения заметно повысилось. Тому способствовали несколько факторов. Во-первых, советские конструкторы смогли более тщательно выявить недостатки своих изделий на основе имевшегося боевого опыта. Во-вторых, свою лепту в совершенствование внесли иностранные специалисты. В-третьих, поставки огромного числа высокотехнологических американских и британских станков и различных материалов по ленд-лизу позволили заметно поднять качество производства на советских заводах. Об этом наглядно свидетельствует история совершенствования танка Т-34, самого массового и легендарного танка II-й Мировой войны.

Две версии одной «легенды»

Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается 

танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах. Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге. От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.

Танк Т-34-76, который выпускался советской промышленностью с 1940 по 1944 год. Оснащен 76-миллиметровым орудием

Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств – высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

Вместе с тем, специалисты называют сразу целый перечень недостатков, которые, как правило, отсутствовали в немецких и американских танках. Например, отсутствие продувки ствола после выстрела и недостаточная вентиляция боевого отделения приводила после нескольких выстрелов к заполнению башни пороховыми газами, от которых заряжающий мог потерять сознание.

В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий, при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке. Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка. Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.

Отвратительно была выполнена и трансмиссия. Коробка перемены передач поначалу не имела синхронизации с ведущим валом, поэтому для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.

Танк Т-34-85, в отличие от ранней версии, обладает более мощным орудием, кроме того, значительно расширена башня

В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина. Кроме того, снова сыграл свою негативную роль инженерная «близорукость». Дело в том, что на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда. В то же время на германском T-III топливные баки разместили в моторном отсеке, который был отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой.

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой. Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь,

подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было. В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней, военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.

Т-34 внутри. Слева — рабочее место мехиника водителя, справа — стрелка- радиста

Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: “…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…”.

Заокеанские рекомендации

Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.

После тщательных испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские специалисты сделали очень неприятные выводы. «Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен. Водозащита корпуса Т-34 недостаточная, в сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования. Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая. Все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок».

Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».

А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.

С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу

Помощь по ленд-лизу

Одна из проблем советского вооружения была в том, что даже в случае появления прогрессивных инженерных разработок технологическая отсталость производства в СССР просто не позволяла реализовать их на практике. Например,  завод № 183 в Нижнем Тагиле, крупнейший производитель танков во время войны, не смог перейти на выпуск Т-34-85, поскольку не было оборудования для обработки зубчатого венца башни диаметром 1600 мм.  Чтобы освоить производство, СССР попросил доставить по ленд-лизу новые карусельные станки из Великобритании и США.

И такие случаи были распространены повсеместно. Один американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что около половины станков на данном предприятии были поставлена по ленд-лизу.

Кстати, помимо станков, по ленд-лизу поставляли и готовое вооружение. Из США в СССР доставили 7057 танков и САУ, из Британии и Канады — 5480. О боевых возможностях американских танков М4 «Шерман» свидетельствует  тот факт, что ленд-лизовские машины поступали на вооружение только гвардейских дивизий.

Советский ас Александр Покрышкин рядом со своим истребителем Р-39N «Airacobra»

Также по ленд-лизу поступило свыше 15 тыс. американских самолетов, а также около 3,5 тыс. британских. К концу Великой Отечественной войны американские машины Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» легендарный советский ас Александр Покрышкин уничтожил свыше полусотни вражеских самолетов.

Количество победило качество

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века. Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х», многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев. К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.

Сборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе

И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс. Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IVв Германии собрали менее 9 тыс.

История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия. Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом. Доменный регистратор №1 в Украине imena.ua

www.imena.ua

Танк Т-34: история длиной в 75 лет — Армия и ОПК

История

Танк Т-34 был разработан в конструкторском бюро завода № 183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась как дальнейшее развитие конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ, основанных на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи (John Walter Christie).

13 октября 1937 года Автобронетанковое управление (АБТУ) Рабоче-крестьянской Красной Армии выдало заводу № 183 тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13-14 тонн, 45-мм пушкой и броней от 16 до 25 мм.

В мае 1938 года АБТУ предложило заводу № 183 создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав ряд его характеристик. Руководил работами по созданию А-32 Михаил Кошкин.

В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939 года Комитет обороны при Совете Народных Комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибром 76 мм и дополнительных пулеметов калибром 7,62 мм.

В марте 1940 года предсерийные танки Т-34 прошли испытания на полигоне в подмосковной Кубинке, 31 марта 1940 года Комитет обороны СНК предписал немедленно начать серийное производство боевой машины на заводе № 183 и Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). После смерти Михаила Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940 года доработками Т-34 руководил его заместитель Александр Морозов.

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. После вторжения немецких войск 22 июня 1941 года производство танка было развернуто на заводе «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе № 174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил).

Во время войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. В начале войны 76,2-мм орудие было самым мощным среди боевых машин того же класса. В 1944 году был начат серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и новым 85-мм орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.

Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34.

Т-34 принимал участие во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке 1950-1980-х годов. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии 1991-1999 годов.

tass.ru

ИСТОРИЯ ТАНКА Т-34: ИССЛЕДОВАНИЯ И ИНФОГРАФИКА

«Товарищи! Соотечественники и соотечественницы! Наступил великий день победы над Германией. Фа­шист­ская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, при­зна­ла себя побежденной и объявила бе­зо­го­во­роч­ную ка­пи­ту­ля­цию… Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и не­за­ви­си­мос­ти нашей Родины, не­ис­чис­ли­мые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь отечества, – не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за своё су­щест­во­ва­ние и свою не­за­ви­си­мость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией… Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами». © И.В. Сталин 9 мая 1945 год.

История танка Т-34 является отличным примером того, как советский народ победил в Великой Оте­чест­вен­ной войне «вопреки кровавой гэбни». Ведь это именно руководство Советского союза первым в мире догадалось заменить на лёгких и средних танках орудия со стволом 37–47мм на орудия со стволом 75–76мм [1]. И если бы только это! Насколько поражает коварством безумия маниакальная потребность советского руководства постоянно со­вер­шенст­во­вать на­сту­па­тель­ные и защитные свойства Т-34 [2]. И ладно, они бы ограничились только этим! Но они же ещё постоянно требовали со­вер­шенст­во­ва­ния технологии про­из­вод­ст­ва и наращивания его темпов.

Как думаете, чем могло закончиться такое «бездарное» управление «колхозников-недоучек»? История танка Т-34 однозначно де­мон­ст­ри­ру­ет, что такая политика может завершиться только одним – разработкой самой эффективной технологии производства, га­ран­ти­рую­щей победу в войне нового типа! Согласно отчёту 1951 года Central Intelligence Agency (CIA) [3], танк Т-34/85 совмещает в себе высокую тех­но­ло­гич­ность, возможность со­вер­шенст­во­ва­ния модели, простоту в обращении и низкую се­бе­стои­мость (≈50.000$/штука в ценах 1951 года). И всё это относится не только к модели Т-34/85, но и вообще является доброй традицией всех моделей танка Т-34 [4]. И именно поэтому Т-34 стал не только самым массовым (Т-34 произвели ≈58.500/«Шерманов» ≈49.000), но и самым дол­го­ис­поль­зуе­мым танком Второй мировой войны (использовался в Югославских войнах 1991–2001) [2].

История танка Т-34

История танка Т-34 начинается в 1937 году на заводе №183 под ру­ко­вод­ст­вом Михаила Ильича Кошкина [5]. Именно Михаил Ильич смог, с одной стороны, освободить рабочую группу от других задач для про­ек­ти­ро­ва­ния нового танка [6], с другой стороны, убедить партийное руководство раз­ра­бо­тать гусеничный танк с пушкой 76,2мм [5]. Причём военные изначально были против и настаивали на разработке колесно-гусеничного танка с пушкой 45мм, но кровавый тиран Сталин предложил разрешить кон­струк­торс­ко­му бюро разработать оба варианта и отложить решение о начале массового производства на период после их полевых испытаний [7]. Так в 1938 году и началась разработка будущего Т-34!

Разрабатывался танк под обозначением А-32 [8], и надо заметить, что первая серийная модель Т-34 1940-го года довольно сильно отличалась от прототипа. Но, не смотря на все трудности и без­вре­мен­ную кончину товарища Кошкина, Александр Морозов, бывший его заместителем и ставший приемником, смог завершить работу над разработкой танка и наладить процесс его производства [2]. Как уже говорилось выше, история танка Т-34 полна побед не только на полях сражений, но и в отношении тех­ни­чес­ко­го пре­вос­ход­ст­ва над противником [1]. Таким образом, в 1941 году немецкий Pz.III уступал советскому Т-34 [4], но производство немцами Panzer V поставило перед советскими инженерами новые вызовы [2].

История танка Т-34/85

В 1941 году 76мм пушку Л-11 образца 1939 года решают заменить 76мм Ф-34 [2], которая стояла на вооружении вплоть до конца войны [9]. Хотя наряду с Ф-34 в 1944 году некоторые танки Т-34 начинают оснащать 85мм пушкой С-53 [9]. Собственно, эти танки и получили название Т-34/85. Ис­поль­зо­ва­ли Т-34 дизель-мотор марки В-2 [9] и от­но­си­тель­но совершенную систему защиты, ис­поль­зо­вав­шую не только толщину и качество материала, но и углы постановки брони, обес­пе­чи­ваю­щие наивысшую без­опас­ность экипажа [10]. Состоял экипаж из 4 человек [9], оснащённость которого технической аппаратурой значительно различалась в разные этапы войны. Но, в целом, танк Т-34 отвечал самым высоким требованиям своего времени [1]–[4].

Иногда танк Т-34 сравнивают с немецким «тигром». Естественно, не в пользу первого. Это и не удивительно! «Тигр» – это элитный тяжёлый танк, которых всего было произведено 1.482 машины [11]. Т-34 было произведено ≈58.500, поэтому пред­на­зна­че­ние и ис­поль­зо­ва­ние танков было разным. Хотя ранние модели Т-34 уступали и «пантере» (Panzer V) [2], но в отношении более поздней модели Т-34/85 срав­ни­тель­ные ха­рак­те­рис­ти­ки де­мон­ст­ри­ру­ют уже другие результаты [12]. Другими словами, история танка Т-34 является под­тверж­де­ни­ем принципа Бонапарта Наполеона I: «На войне важно быть сильнее противника в конкретном месте и в конкретное время». А Т-34 был не просто лучшим танком Второй мировой войны, но и умудрялся сохранять и наращивать своё превосходство из года в год!

Заключение

  1. История танка Т-34 однозначно демонстрирует всё ко­варст­во, бе­зу­мие и глу­пость со­ветс­кой влас­ти, во­пре­ки ко­то­рой рус­ский на­род смог по­бе­дить нем­цев да­же без над­ле­жа­щей техники.
  2. Танк Т-34 уступал в технических ха­рак­те­рис­ти­ках «тигру» и кос­ми­чес­ким ко­раб­лям из Star wars, что не по­ме­ша­ло ему ос­та­вать­ся луч­шим сред­ним тан­ком Вто­рой ми­ро­вой вой­ны.
  3. Техническое совершенство, простота сбор­ки и ре­мон­та, на­ла­жен­ное про­из­вод­ст­во и ге­рои­чес­кое са­мо­по­жерт­во­ва­ние со­вет­с­кого на­ро­да по­слу­жи­ли при­чи­ной то­го, что имен­но Т-34 стал од­ним из тех ору­дий, ко­то­рые об­ра­ти­ли не­мец­ко-фа­шист­ских за­хват­чи­ков в бег­ст­во!

Лимит времени: 0

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: 0 из 5

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

P.S. Благодарим за внимание! Поздравляем с 73 годовщиной великой победы. Искренне надеемся, что Вторая мировая война станет уроком для всего че­ло­ве­чест­ва и ничего подобного больше никогда не повторится. Желаем вам мирного неба над головой и успехов в со­зи­да­тель­ной работе. Оценивайте статью, делитесь ею с друзьями в социальных сетях, оставляйте комментарии и боритесь с фашизмом во всех его проявлениях. Аминь!

Источники

[1] britannica.com/technology/tank-military-vehicle#ref521306

[2] tanks-encyclopedia.com/ww2/soviet/soviet_T34-76.php

[3] Central Intelligence Agency «Engineering analysis of the Russian T34/85 tank»

[4] britannica.com/technology/panzer#ref830136

[5] Максим Коломиец «Т-34. Первая полная энциклопедия»/Максим Коломиец. – М.: Яуза: Стратегия-КМ: Эксмо, 2009. – стр.27

[6] Максим Коломиец «Т-34. Первая полная энциклопедия»/Максим Коломиец. – М.: Яуза: Стратегия-КМ: Эксмо, 2009. – стр.22

[7] Максим Коломиец «Т-34. Первая полная энциклопедия»/Максим Коломиец. – М.: Яуза: Стратегия-КМ: Эксмо, 2009. – стр.29

[8] Максим Коломиец «Т-34. Первая полная энциклопедия»/Максим Коломиец. – М.: Яуза: Стратегия-КМ: Эксмо, 2009. – стр.42

[9] И. Лебедев «ТАНК Т-34 РУКОВОДСТВО»/И. Лебедев – Москва: ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ, 1944.

[10] А. Драбкин «Я дрался на Т-34»/А. Драбкин – М.: Яуза: Эксмо, 2009. – стр. 19

[11] tanks-encyclopedia.com/ww2/nazi_germany/Panzer-VI_Konigstiger.php

[12] Михаил Барятинский «Тигр против Т-34. Кто кого?»/Михаил Барятинский. – Москва: Эксмо: Яуза, 2015. – стр. 70

[свернуть]

Загрузка…

pop-science.ru

История создания танка Т-34

Т-34 по праву считается иконой советской армии времён Великой Отечественной: разными модификациями он участвовал в войне от её начала и до конца, а выпущено всего 33.805 моделей, в том числе улучшенных.

Первым идейным прародителем танка можно считать танк БТ-20 (или А-20), который начали разрабатывать в 1935 году. Он в свою очередь должен был стать более мощной версией БТ-7. Колёсно-гусеничные танки БТ-7 начали внедрять в армию в начале 30-ых. За время до начала войны танки этой серии успели накопить боевой опыт, что позволило конструкторам прибегать к наиболее грамотным решениям. Заказ на машину, способную заменить на поле боя устаревающие танки БТ-7 пришёл заводу №183 в октябре 1937 года. Команда во главе с Кошкиным М.И. приступила к проектированию нового танка.

Техническое задание требовало от новой машины пушку калибром 45 миллиметров и броню толщиной в 25 миллиметров. В качестве двигателя предлагалось внедрить недавно разработанный дизельный B-2. Таким образом, танк был бы менее уязвимым, и была бы снижена вероятностью возникновения пожаров. Из-за предполагаемой увеличенной массы танка (18 тонн) и более сложной конструкции, предусматривались шесть ведущих колёс, по три с каждой стороны.

Прототипы


Принятый на вооружение двигатель B-2 изначально разрабатывали на основе авиационных двигателей, а во время дальнейшей разработки были использованы последние технологии. Двигатель был снабжён четырьмя клапанами у каждого цилиндра, а также возможностью мгновенного впрыска топлива. Головка была отлита из алюминия. Двигатель прошёл государственные проверки и был поставлен на массовый выпуск. С 1939 года массовое производство под руководством Кочёткова Д.Е.
При проектировании оказалось, что конструкция танка БТ-20 слишком сложная. Было решено сделать танк полностью гусеничным, дабы облегчить конструкцию. Обязательной концепцией стало бронирование, выдерживающее прямое попадание снаряда. Это стало возможно, благодаря теперь облегченной массе танка. Такая новая концепция заказанного танка была высказана на заседании Комитета Обороны СССР в мае 1938 года. Комитет постановил соорудить и колёсно-гусеничный экземпляр, и гусеничный. Конечное решение было решено отложить на тогда, когда оба варианта можно было бы сравнить в полевых условиях.
Гусеничный прототип с противоснарядной бронёй получил название А-32. Параллельно с ним разрабатывался и А-20, отличавшийся построением ходовой части и меньшей по толщине на 5 миллиметров бронёй. В мае 1939 года оба опытных образца были построены. А-20 отличался большей проходимостью, манёвренностью и скоростью. А-32 не отставал. Успех А-32 убедил командование, что на А-32 нужно установить пушку в 76 миллиметров, а броню увеличить до 45 миллиметров в толщину. В итоге масса танка увеличилась с 19 тонн до 27, превратив его в средний танк. Этот новый средний танк переименовали в А-34, что потом стало Т-34. В конце концов, его приняли на вооружение. В январе 1940 года первый по-настоящему боевой экземпляр был готов.

В разработке и А-20 и А-32 участвовало свыше 100 человек. В кратчайшие сроки был завершен не самый легкий заказ по параллельной разработке двух танков. Благодаря усилиям Кошкина эту задачу удалось выполнить, а командование получило самый современный и надёжный средний танк по тем временам.

www.istmira.com

Фотоэкскурсии: Музейный комплекс «История танка Т-34»

Недалеко от Москвы, в деревне Шолохово Мытищинского района Московской области, расположен единственный в мире музей, полностью посвящённый танку Т-34 – истории создания, устройству и конструкторам этой машины.

Примечательно, что музей создан по частной инициативе. Лариса Николаевна Васильева – дочь одного из создателей Т-34 Николая Алексеевича Кучеренко – сначала написала книгу о своём отце, а позднее организовала небольшой музей на своей даче. Впоследствии из этой инициативы вырос полноценный музей, открытие которого состоялось 6 ноября 2001 года.

В музее представлены документы и фотографии, рассказывающие об истории разработки Т-34, а также детали и агрегаты танка. На открытой площадке у музея можно увидеть как Т-34, так и машины, которые можно считать его «потомками».

Экспозиция музея размещена на открытой площадке и внутри здания. Перед зданием музея расположены танки и самоходное орудие На площадке представлены машины, ставшие «наследниками» Т-34 Танк Т-34–85, модернизированный после войны Т-54 – танк, выпускавшийся в 1947–1956 годах. В музее представлена машина, модернизированная до уровня Т-54Б в 1975 году Т-55 – танк, пришедший на смену Т-54. Производился в 1959–1963 годах. Первый в мире серийный танк с противоатомной защитой Танк Т-64АК. Разработан в 1969 году в Харькове, серийно выпускался с 1971 по 1983 год Танк Т-72 – основной «конкурент» Т-64 в СССР. Разработан в Нижнем Тагиле, серийно выпускался с 1973 по 1980 год Танк Т-80Б, разработанный на Ленинградском Кировском заводе. Первый в мире танк с газотурбинной установкой и противоснарядной динамической защитой. Выпускался в 1978–1984 годах Танк Т-34 с 76-мм пушкой и командирской башенкой. С танка демонтированы катки, сделан проём в его броне, показано устройство ходовой части. Кроме того, посетители музея могут заглянуть внутрь боевого отделения машины Устройство ходовой части танка Т-34 – балансиры, катки, траки Фрагменты танков Т-34, погибших в боях – борт башни (одна из ранних производственных серий), бандаж с разбитого катка Верхний лобовой бронелист танка Т-34 с люком механика-водителя и курсовым пулемётом Верхняя кормовая бронеплита танка Т-34, выпущенного в 1941 году. Найдена на месте гибели машины под Москвой (танк погиб в середине октября 1941 года) Разбитый двигатель танка Т-34 Экспозиция, расположенная внутри здания музея, рассказывает о создании Т-34, конструкторах и истории производства машины. На фото – «родословная» танка Т-34 Подробный макет одного из первых Т-34 с пушкой Л-11 Крышка люка механика-водителя танка Т-34, выпущенного в 1941 году. Найдена на местах боёв на Можайской линии обороны Фрагменты башни Т-34 (первая производственная серия). На схеме показано место их расположения в башне. Найдены на местах боёв 12-й танковой дивизии под Дубно. Машина погибла в июне 1941 года Башенный люк танка Т-34 одной из ранних серий, найден на местах боёв. Посетители могут увидеть устройство люка и ощутить его вес «Сердце» Т-34 – дизельный мотор В-2 Опорный каток с внутренней амортизацией Разрез лобовой брони танка Т-34 выпуска 1943–1944 годов Униформа и личные вещи танкистов разных лет Диорама «Наступление на Лобню. 6 декабря 1941 года» Фрагменты советских и немецких танков, предметы экипировки и вооружения пехоты 45-мм пушка 20К лёгкого танка БТ-7 Памятный знак, посвящённый всем причастным к созданию, боевой службе и ремонту танков Т-34 – конструкторам, технологам, рабочим, танкистам, пехотинцам, ремонтникам и медсёстрам

warspot.ru

История легендарного танка Т-34 — технологический провал и роль США в помощи СССР

Версия для печати

Долгое время нас кормили мифами, что советское оружие было самыми прогрессивным и совершенным, ведь в противном случае как бы СССР выиграл Вторую Мировую войну? Но после развала Союза всплыли новые факты и оказалось, что советское оружие, мало того, что не было самым совершенным, так еще и не являлось в полной мере «отечественным».

Ситуацию с вооружением в Советском Союзе в довоенное время можно охарактеризовать как «гнать количество в ущерб качеству». Несмотря на то, что огромное число заводов работало исключительно на армию, конечный результат оставлял желать лучшего.

Неэффективная социалистическая экономика, значительная технологическая отсталость приводили к значительному проценту брака и систематическому невыполнения плана. Например, Наркомат Боеприпасов (НКБ) должен был выпустить в 1940 году 5,7 млн железных гильз вместо латунных артиллерийских. Не отработав технологический процесс, НКБ изготовил за 9 месяцев всего 1 млн 117 тыс. железных гильз, из которых 963 тыс. пошли в брак, то есть процент отбраковки превысил 86,2%. И это лишь один пример. На самом деле, такая ситуация наблюдалась по многим производствам.

К слабой технической оснащенности заводов, неспособных выпускать качественный продукт, добавлялась и неудовлетворительная работа инженерных отделов, проектировавших отдельные компоненты конечного изделия. Так, осенью 1942 года американские инженеры оценивали конструкцию одного из советских Т-34. Выводы были категоричные: «Проверили воздухоочиститель. Только саботажник мог сконструировать подобное устройство. Фильтр с механической точки зрения изготовлен крайне примитивно: в местах точечной электросварки металл прожжён, что ведет к вытеканию масла».

В то же время, нельзя не отметить, что некоторые образцы и компоненты вооружения были достаточно прогрессивными на то время. Но в целом стремление советских гениев инженерной мысли к инновациям на фоне общей технологической отсталости СССР приводило к тому, что советская промышленность производила некий аналог «титановой лопаты с ручкой из соломы»: некоторые компоненты вроде как задуманы очень хорошо, однако нормально копать такой лопатой невозможно.

Примечательно, что к концу войны качество советского вооружения заметно повысилось. Тому способствовали несколько факторов. Во-первых, советские конструкторы смогли более тщательно выявить недостатки своих изделий на основе имевшегося боевого опыта. Во-вторых, свою лепту в совершенствование внесли иностранные специалисты. В-третьих, поставки огромного числа высокотехнологических американских и британских станков и различных материалов по ленд-лизу позволили заметно поднять качество производства на советских заводах. Об этом наглядно свидетельствует история совершенствования танка Т-34, самого массового и легендарного танка II-й Мировой войны.

Две версии одной «легенды»

Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах. Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге. От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.

Танк Т-34-76, который выпускался советской промышленностью с 1940 по 1944 год. Оснащен 76-миллиметровым орудием

Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств — высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

Вместе с тем, специалисты называют сразу целый перечень недостатков, которые, как правило, отсутствовали в немецких и американских танках. Например, отсутствие продувки ствола после выстрела и недостаточная вентиляция боевого отделения приводила после нескольких выстрелов к заполнению башни пороховыми газами, от которых заряжающий мог потерять сознание.

В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке. Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка. Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.

Отвратительно была выполнена и трансмиссия. Коробка перемены передач поначалу не имела синхронизации с ведущим валом, поэтому для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.

В тему: Индустриализация СССР — записки Рудольфа Волтерса

Танк Т-34-85, в отличие от ранней версии, обладает более мощным орудием, кроме того, значительно расширена башня

В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина.

Кроме того, снова сыграла свою негативную роль инженерная «близорукость». Дело в том, что на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда. В то же время на германском T-III топливные баки разместили в моторном отсеке, который был отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой.

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.

Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было. В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

В тему: Солдат SS-Waffen Munk Jan: На Днепровском рубеже — воспоминания противника

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней,военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.

Т-34 внутри. Слева — рабочее место механика-водителя, справа — стрелка-радиста

Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: «…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…».

Заокеанские рекомендации

Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.

После тщательных испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские специалисты сделали очень неприятные выводы. «Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен. Водозащита корпуса Т-34 недостаточная, в сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования. Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая. Все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок».

Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».

В тему: «… Не смог вынести нечеловеческую дикость…» Военные дневники капитана Гринвалдса

А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.

С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу

Помощь по ленд-лизу

Одна из проблем советского вооружения была в том, что даже в случае появления прогрессивных инженерных разработок технологическая отсталость производства в СССР просто не позволяла реализовать их на практике. Например, завод № 183 в Нижнем Тагиле, крупнейший производитель танков во время войны, не смог перейти на выпуск Т-34-85, поскольку не было оборудования для обработки зубчатого венца башни диаметром 1600 мм. Чтобы освоить производство, СССР попросил доставить по ленд-лизу новые карусельные станки из Великобритании и США.

И такие случаи были распространены повсеместно. Один американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что около половины станков на данном предприятии были поставлена по ленд-лизу.

Кстати, помимо станков, по ленд-лизу поставляли и готовое вооружение. Из США в СССР доставили 7057 танков и САУ, из Британии и Канады — 5480. О боевых возможностях американских танков М4 «Шерман» свидетельствует тот факт, что ленд-лизовские машины поступали на вооружение только гвардейских дивизий.

Советский ас Александр Покрышкин рядом со своим истребителем Р-39N «Airacobra»

Также по ленд-лизу поступило свыше 15 тыс. американских самолетов, а также около 3,5 тыс. британских. К концу Великой Отечественной войны американские машины Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» легендарный советский ас Александр Покрышкин уничтожил свыше полусотни вражеских самолетов.

Количество победило качество

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века. Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х«, многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев. К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.

Сборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе

И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс. Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IV в Германии собрали менее 9 тыс.

История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия. Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом.

Опубликовано в блоге IMENA.ua


В тему:

argumentua.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *