Тяжёлый танк ИС-85 (ИС-1)
Осуществить в полной мере задуманное нашему командованию не удалось, так как резко обострилась обстановка в районе Корсунь-Шевченковский. Здесь, после того как в первой декаде февраля войска 1 и 2-го Украинских фронтов на завершающем этапе операции до предела (35 на 22 км) сжали кольцо вокруг группировки генерала Штеммермана, немецкое командование группы армий «Юг» предприняло отчаянное контрнаступление на внешнем фронте окружения.Один из первых подбитых танков ИС-85. Стрелкой указана пробоина в задней части башни. НИБТ полигон, март 1944 г. |
Тяжёлый танк ИС-85 поддерживает наступление 63-й гв.Краснознаменной Витебской стрелковой дивизии. 3-й Белорусский фронт, Прибалтика, 1944 г. |
bronetehnika.narod.ru
Тяжёлый танк ИС-85 (ИС-1)
Несмотря на то, что завод № 9 долго и тщательно готовился к серийному производству новых орудий, план их серийного выпуска на 1943 г. был сорван. Именно здесь проявились все конструктивные особенности Д-5Т, которая оказалась сложной и дорогой. Лишь в конце июля 1943 г. ЧКЗ получил небольшую партию орудий Д-5Т, которые тут же начали устанавливать в литые башни ИС-85, скапливавшиеся на заводе ввиду недостатка ходовых частей.Серийный ИС-85 в окрестностях ЧКЗ. Челябинск, 1943 год. |
bronetehnika.narod.ru
ИС-1 Википедия
ИС-1 | |
---|---|
Боевая масса, т | 44,2 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
Годы разработки | 1943 |
Годы производства | 1943—1944 |
Количество выпущенных, шт. | 107 |
Длина корпуса, мм | 6770 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8560 |
Ширина, мм | 3070 |
Высота, мм | 2740 |
Клиренс, мм | 465 |
Тип брони | гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120/30° и 60/78° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100/−30° |
Борт корпуса, мм/град. | 90-120/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60/49° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 60/−41° |
Днище, мм | 30 |
Крыша корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм/град. | 100 |
Маска орудия, мм/град. | 100 |
Борт башни, мм/град. | 100/15° |
Корма башни, мм/град. | 100/15° |
Калибр и марка пушки | 1 × 85 мм Д-5Т |
Длина ствола, калибров | 52 |
Боекомплект пушки | 59 |
Пулемёты | 3 × 7,62‑мм ДТ |
Тип двигателя | V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В-2ИС |
Мощность двигателя, л. с. | 520 |
Скорость по шоссе, км/ч | 37 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 10—15 |
Запас хода по шоссе, км | 150 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 110—125 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,8 |
Тип подвески | торсионная индивидуальная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,78 |
Преодолеваемый подъём, град. | 38° |
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
Медиафайлы на Викискладе |
ИС-1 — советский тяжёлый танк периода Второй мировой войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Второй мировой войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.
ru-wiki.ru
В грозных боях второй мировой войны пришлось подтверждать свое техническое превосходство над вражескими машинами советскому среднему танку Т-34. Это была, если можно так сказать, многоцелевая боевая единица, которая могла выполнять разведывательные операции, сопровождать пехоту в бою, прорывать оборону противника, действовать на его коммуникациях в качестве крейсерского танка. С массовым появлением в войсках «тридцатьчетверок» отпала необходимость в таких легких танках, как Т-40, Т-60 и Т-70 (см. «М-К» № 2, 1978 г.). И все же при всей универсальности средний танк отнюдь не был идеальным средством ведения любого боя. Вторая мировая война подтвердила целесообразность применения для выполнения специфических задач тяжелых машин по прорыву сильно укрепленных оборонительных позиций. Плотное насыщение укрепрайона противотанковыми средствами, огневое взаимодействие оборонительных средств противника на заранее пристрелянных участках местности ограничивают эффективность действий танковых подразделений. Ситуация отдаленно напоминает бой боксеров на ринге, ограниченном до минимальных пределов. Противники не могут свободно перемещаться, использовать неожиданное выдвижение слева и справа и наносят серию ударов друг другу, образно выражаясь, «в лоб». Здесь, безусловно, побеждает тот, кто лучше защищается и способен нанести более сильный удар. Все это наталкивало на мысль, что необходимы танки с мощной броневой защитой, обеспечивающей ведение боя в условиях, когда обстрел возможен не только с фронта, но и с бортов, с кормы, притом с близких дистанций. Огневая мощь такой машины должна преобладать над вооружением любых огневых средств и танков противника и обеспечивать их надежное подавление и уничтожение. Скорость же имеет второстепенное значение, так как от подобных машин не потребуется быстрый маневр в глубину боевых порядков противника, обход его флангов, перехват отходящих частей и подразделений. Отдельные батальоны и полки таких танков, возглавляя наступление, могут без больших потерь сблизиться с огневыми средствами врага, дезорганизовать огонь его орудий и других противотанковых средств. Действуя как неотвратимый таран, тяжелые машины пробивают брешь в обороне противника и уступают дорогу крейсерским танкам, которые на полной скорости устремляются в прорыв, нанося быстрые и неожиданные удары по вражеским боевым порядкам. В Советской Армии уже были на вооружении тяжелые танки прорыва серии KB (см. «М-К» № 9, 1970; № 1, 1977). Стремясь противопоставить им равную машину, гитлеровские конструкторы после поражения на Курской дуге делают отчаянные попытки создать новые тяжелые машины и даже «сверхтанки». Такие попытки уже предпринимались в годы первой мировой войны, когда в Германии было построено несколько сверхтяжелых танков «Колоссаль» весом до 100 т. Теперь же фирме «Порше» был заказан 100-тонный танк «маус» (мышонок). В окончательном варианте он весил более 150 т. Его лобовая броня составляла 200 мм, кормовая и часть бортовой 175 мм. Каждый борт танка опирался на 24 катка. В башне устанавливались два спаренных орудия калибром 128 и 75 мм и два пулемета. Предусматривалась установка 40-мм автоматической зенитной пушки. Однако при такой высокой огневой мощи и хорошей броневой защите его максимальная скорость едва достигала 20 км/ч. По пересеченной местности этот мастодонт проходил с большим трудом, а большинство мостов оказалось для него непреодолимым препятствием. «Порше» так и не смогла организовать серийное производство было выпущено всего три машины. Одну из них наши танкисты захватили на территории испытательного полигона под Куммерсдорфом. Вторую и третью, охранявшие штаб сухопутных войск под Цоссеном и рейхсканцелярию в Берлине, взорвали их экипажи, так и не сделав из танков ни одного выстрела. Советские конструкторы пошли по другому пути. Их задачей было создание танка прорыва, обладающего скоростью «тридцатьчетверки» и не выходящего за габариты уже имевшегося КВ-85. При этом необходимо было устранить недостатки трансмиссии танка KB, улучшить возможности наблюдения и управления огнем, обеспечить превосходство огневой мощи и броневой защиты. Как и ранее, работу по созданию нового тяжелого танка возглавил генерал-полковник Ж. Я. Котин. Вместе с ним работал талантливый конструктор Н. Л. Духов. Уже в 1943 году новый тяжелый танк стал проходить испытания. К этому времени было налажено производство литых башен и отдельных частей корпуса, что значительно повышало возможности создания броневой защиты с рациональными углами брони. Поступили к тому времени и новые мощные средства вооружения: 85-мм пушка Д5-Т85 и 122-мм пушка А-19. Двигателисты немало труда вложили в создание дизельного двигателя В-2-10 мощностью 520 л. с., более надежного, чем у КВ. Несколько изменились принципы компоновки танка. На место радиста-пулеметчика установили дополнительные топливные баки, сиденье механика-водителя передвинули к центру, расположив симметрично продольной оси машины, что позволило несколько сузить верхнюю часть корпуса спереди. Функции радиста передали командиру, для чего радиостанцию перенесли в башню. Как и на КВ-85, новый танк оснастили командирской неподвижной башенкой для улучшения кругового обзора. Этот танк, получивший индекс ИС-1, был защищен в лобовой части броней толщиной 105 мм. Толщина бортов достигала 90 мм. Передняя часть башни имела бронирование 110 мм. Машину первоначально оснастили орудием Д5-Т85 калибром 85 мм, а несколько позднее орудием А-19 калибром 122 мм. Именно с этого орудия, кстати, началось знакомство тяжелых танков фашистской Германии «тигр» T-IV с нашими танкистами-снайперами. Корпусная пушка А-19 в январе 1943 года у знаменитых Синявских высот остановила впервые появившийся на нашем фронте «тигр», а куски расколовшейся башни этого стального чудовища врага с такой силой ударили по второму такому же танку, что его экипаж бежал, даже не успев заглушить двигатель. Вооружение ИС-1 дополнялось тремя пулеметами ДТ, один из которых был спарен с пушкой, другой устанавливался в кормовой нише башни, а третий жестко крепился в лобовой броне. Огонь из него вел механик-водитель. Экипаж танка состоял из четырех человек. Несмотря на мощное вооружение и броневую защиту, по габаритам танк не превышал своего предшественника КВ-85. Вес его получился меньше, чем у КВ-85, всего 44 т. Тяжелые танки фашистской Германии, «тигр» и «королевский тигр», весили соответственно 55 и 69,7 т. Новая машина была почти неуязвима для немецких противотанковых пушек. Зимой 1944 года новый танк участвовал в знаменитом Корсунь-Шевченковском сражении. Генерал-полковник Котин так вспоминает первые бои своего детища: «Ночью мы прибыли в район действий 5-й гвардейской танковой армии. Впереди грохот. Там шел бой. Было обидно оставаться на КП, хотелось быть там, где вели огонь наши танки. Через некоторое время мы поехали вперед. То, что я увидел тогда, до сих пор стоит перед глазами. На обочине, в кюветах, на поле трупы, трупы гитлеровцев, исковерканные фашистские орудия, сожженные и разбитые танки, автомобили. Вскоре мы догнали и наши танки. Как машины? спрашиваем у танкистов. Молодой лейтенант улыбается, отвечает: Танки отличные! Спрашиваем у других танкистов, ответ тот же: Танки что надо!» Вскоре после разгрома гитлеровских войск под Корсунь-Шевченковским был обнаружен любопытный документ: секретный приказ предписывал немецким войскам «избегать встречного боя с танком ИС и стрелять по нему только из засад и укрытий». Фашистам так и не удалось противопоставить советским тяжелым танкам равную по боевым характеристикам машину. А ИС-1 послужил базой для развития новой серии тяжелых танков. Вскоре был создан ИС-2. От своего предшественника он отличался измененной конфигурацией носовой части корпуса и усилением броневой защиты. Танк несколько прибавил в весе (до 47 т), при этом его подвижность не уменьшилась. На него установили 12,7-мм крупнокалиберный пулемет для борьбы с авиацией противника. Огонь через открытый люк вел командир. В послевоенное время была модернизирована и эта машина. |
hobbyport.ru
Танк ИС-2
Танк был принят на вооружение Красной Армии в конце 1943 года и производился серийно с 1943 по 1946 год. Он представляет собой модификацию танка ИС-1 с вооружением, усиленным за счет установки весьма мощной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом. Новая боевая машина обладала всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. В ходе испытаний при стрельбе по трофейному немецкому танку Т-V «Пантера» с расстояния 1500 метров снаряд танковой пушки пробил лобовую броню и, не утратив еще своей энергии, прошил все внутренности «Пантеры», вышиб по швам сварки броневую плиту на корме и отбросил ее от машины. ИС-2 снабжались радиостанцией 10-РК-26, прицелами ТШ-17, ПОП. Начиная с 1944 года на них стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Всего было выпущено 3750 ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком Второй мировой войны.
Прародителями «Танка Победы» — ИС-2 — стали тяжелый танк КВ-1 и средний KB-13. Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких машин на всех дистанциях боя. В опытном порядке на ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.
В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка Pz. Kpfw. V «Пантера».
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 т незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А. И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с КВ-1С.
В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя — щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин, производство танка ИС-1 прекратили. С этого момента в производстве остался только ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел) и расширили броневую маску пушки. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитныи пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой. Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.
Компоновка тяжелого танка ИС
Компоновка тяжелого танка ИС — классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни (наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП. Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа — топливный, слева — масляный баки; над ними — масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, воздухоочистители «мультициклон».
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.
1. Дульный тормоз; | 10.122-мм снаряды; | 19. Балансир; |
2. 122-мм пушка Д-25Т; | 11. Триплекс; | 20. Ограничитель хода балансира; |
3. Маска пушки; | 12. Место командира танка; | 21. Направляющее колесо; |
4. Накатник; | 13. Кормовой пулемет; | 22. Натяжной механизм; |
5. Тормоз отката; | 14. Жалюзи; | 23. Место наводчика; |
6. Телескопический прицел 10Т-17; | 15. Походные топливные баки; | 24. Место механика-водителя; |
7. Прибор наблюдения MK-IV; | 16. Ведущее колесо; | 25. Приборы наблюдения механика-водителя; |
8. Вентилятор; | 17. Опорный каток; | 26. Люк-пробка; |
9. Лоток; | 18. Поддерживающий каток; | 27. Фара; |
Корпус
Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса — носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса — катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни.
В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.
Башня
Башня — литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.
Внутренний вид башни танка |
|
1 — подъемный механизм пушки | 9 — поршневой затвор |
2 — сиденье наводчика | 10 — кронштейн походного крепления пушки |
3 — укладка пулеметных магазинов | 11 — вентилятор боевого отделения |
4 — ручной привод механизма поворота башни | 12 — 122-мм снаряды |
5 — щиток башни | 13 — прибор наблюдения МК-4 |
6 — перископический прицел | 14 — механизм поворота башни |
7 — телескопический прицел | 15 — курсовой пулемет ДТ |
8 — казенная часть пушки | 16 — сиденье заряжающего |
< Назад | Вперед > |
---|
pro-tank.ru