«Иосиф Сталин 3». Последний танк Второй Мировой.

ИС-3 иногда называют «последним танком Второй Мировой», хотя как раз на войну он не успел. Его самое главное сражение — идеологическое: участие в Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года (вчера ровно 70 лет с момента этого события!). Тогда, пройдя стройными рядами по берлинской площади, 52 новейших тяжелых танка «Иосиф Сталин 3» буквально потрясли военных специалистов всего мира.

Танк ИС-3 являлся переходной машиной, как и большинство техники первых послевоенных лет (в том числе и самолеты). Сам он прослужил весьма недолго, но заложенные в нем конструктивные решения легли в основу всего отечественного, да впрочем и мирового, танкостроения на десятки лет вперед.

Причиной появления нового советского тяжелого танка являлось то обстоятельство, что стоявшие на вооружении Красной Армии ИС-2, хоть и могли успешно бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами», но сами служили довольно легкой мишенью для них. Все дело было в бронезащите — лобовая и бортовая броня ИСа прошивались немецкими пушками без особых усилий. Кроме того, у нашего «тяжа» были большие проблемы с надежностью — многочисленные рекламации с фронта свидетельствуют о том, что в танке ломалось все, что только могло ломаться. Измученные женщины и дети, стоящие у станков в военное время, не могли обеспечить качество производства.

Впрочем, и к вооружению ИС-2 были претензии: в первую очередь это малый боекомплект 122-мм пушки — всего-то 28 снарядов. Скорострельность в 2-3 выстрела в минуту тоже не устраивала военных — в сочетании со слабой броней это буквально обрекало «отстрелявшийся» танк на гибель.

В феврале 1944 года началось проектирование нового тяжелого танка на замену ИС-2, причем — параллельно с работами по модернизации и улучшению серийного ИСа. На опытном танке, получившем название «Кировец-1», была применена башня совершенно новой в тогдашнем танкостроении формы, а лобовые бронелисты (как верхний, так и нижний) имели сильный наклон — 60 градусов. Это делало танк неузявимым для всех танковых и противотанковых орудий Вермахта при обстреле в лоб корпуса с дистанции более 1 000 метров. Башня же, хоть и пробивалась 88-мм немецкими орудиями, но имела свойство очень часто отправлять снаряды в рикошет.

Танк собрались было уже запускать в серию, на замену производящемуся ИС—2, но тут «конкурирующий» Опытный завод предложил свой вариант модернизации танка — «объект 703». У него сразу бросалась в глаза необычная форма носовой части корпуса — получивший у конструкторов название «нос с горбинкой», а в последствии — «щучий нос». Такое конструктивное решение не только очень сильно увеличивало бронестойкость, но и снижало массу бронекорпуса.

В результате, было принято решение о создании конструкции, сочетавшей в себе сильные решения обоих проектов.

К 20 марта 1945 года для проведения Государственных испытаний было изготовлено 5 опытных образцов танка. В докладе Сталину о новом танке, Берия обозначил название машины как «Маршал Сталин». Впрочем, это название танку так и не было присвоено — он получил обозначение ИС-3.

По результатам гос.испытаний, тяжелый танк ИС-3 был принят в серию. К окончанию войны танк не успел — к 21 мая 1945 года были изготовлены только 29 единиц, из которых лишь 17 машин прошли заводскую обкатку.

Производственная «жизнь» у ИС-3 также была короткой — последний экземпляр покинул заводской цех спустя всего лишь год с начала производства, в середине 1946 года. Всего было изготовлено 2305 серийных ИС-3.

Как только танк начал поступать в строевые части — обратно на завод пошел вал рекламаций. Претензий у военных было столько много, и они были столь серьезными, что эксплуатацию машины пришлось прекратить в мае 1946 года. В военное время вопрос выработки моторесурса не стоял — танк на войне долго не жил. В мирный же период к боевым машинам предъявлялись совершенно другие требования по надежности. А кроме того, вылезли конструктивные недостатки ИС-3, которые также требовали устранения. В результате, начались масштабные работы по доработке танка. Причем, объем этих работ был таким, что Челябинский Кировский Завод был загружен работой вплоть до 1953 года! В конце пятидесятых годов ИС подвергся очередной модернизации, с целью подтянуть его уровень до современных боевых танков. Модернизированные машины получили индекс ИС-3М.

Единственным фактом боевого применения ИС-3 в войсках Советского Союза являются события в Будапеште в 1956 году. А кроме этого, ИСы смогли повоевать в «шестидневной войне» — арабо-израильском конфликте 1967 года. По его итогам, египетская армия потеряла 73 танка ИС-3 и ИС-3М, причем больше половины из них были брошены своими экипажами.

Также интересен факт «боевого применения» ИС-3 в текущем конфликте на Украине. В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году танк ИС-3, стоявший в виде памятника в городе Константиновка, был приведён повстанцами ДНР в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям самих повстанцев, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой. По некоторым сообщениям, снятый с постамента ИС-3 был «модернизирован» повстанцами: на него были установлены два пулемёта, НСВ и ДШК. В июле оставленный повстанцами танк был обнаружен украинской армией после установления контроля над Константиновкой. Планируется демилитаризовать его и вернуть на постамент. Сейчас находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея.

В СССР танки ИС-3М официально стояли на вооружении до середины восьмидесятых годов. После списания, немало машин по всей стране заняли места памятников. И один из них — ИС-3М в Таганроге, который мне удалось изучить.

Давайте взглянем на этот экземпляр в деталях.

Танк ИС-3 во всей своей красе. Боевая масса 46 тонн, экипаж 4 человека, длина с пушкой — без малого 10 метров!

Носовая часть корпуса. В ней располагается отделение управления. В крыше корпуса виден люк механика-водителя.

На лобовых бронелистах устанавливались буксирные крюки с пружинными защелками (на памятнике защелок нет, только кронштейны под них), а также укладка запасных траков.

Кольцо турельной установки 12.7-мм зенитного пулемета ДШК образца 1938 года. На памятнике его нет, к сожалению.

Вооружение танка — 122-мм пушка. Там же, в маске орудия, располагается спаренный с ней пулемет ДТМ калибра 7.62 мм.

Кормовой бронелист выполнен откидывающимся и имеет два круглых люка для осмотра трансмиссионного отделения.

Между люками должен быть кронштейн для фиксации ствола пушки в походном положении (когда башня разворачивалась стволом назад), но на этом памятнике его тоже нет.

Видны кронштейны крепления двухсотлитровых кормовых топливных бочек. Эти бочки не подключались к топливной системе танка.

Монолитная башня с многочисленными поручнями.

Передний съемный лист башни. Является еще и крышкой люка установки пушки.

Кормовая часть башни и крыша моторного отделения танка.

Люк наблюдения командира танка. Смотровые приборы сняты.

Дульный тормоз 122-мм пушки Д-25Т. Наибольшая дальность стрельбы орудия — 5 000 метров!

Крышка моторного отсека. На танк устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель В-11 мощностью 520 л.с.

Дополнительные наружные топливные баки. Могли быть сброшены без выхода экипажа из танка, с помощью механических приспособлений.

Ходовая часть танка. В целом — идентична ходовой ИС-2.

Опорный каток. Сдвоенный, диаметром 550 мм.

Ведущее колесо заднего расположения, со съемными зубчатыми венцами.

Ну и по традиции — несколько общих видов напоследок.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Фронтовые трудяги Иосифы Сталины

Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка.

Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни (наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком. Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.

На ИС-1 устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной ствола 48,8 калибра (по другим данным — 52 калибра). Масса пушки — 1530 кг. Вертикальная наводка — в пределах от -5° до +25°. Пушка имела клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны — накатник, с левой — тормоз отката. Выстрел из пушки производился с помощью электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.

В танке устанавливались три 7,62-мм пулемета ДТ: из них два — в башне и один курсовой — в корпусе. Один из пулеметов, размешенных в башне, был спарен с пушкой, другой — смонтирован в шаровой установке в кормовом листе. Курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке.

Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета применялись телескопический прицел 10Т-15 и перископический прицел ПТ4-15. Для стрельбы по закрытым целям пушка оборудовалась боковым уровнем. На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ.

Боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов (унитарные патроны 53-УО-365 с осколочной гранатой и 53-УБР-365 с бронебойно-трассирующим снарядом) и 2520 патронов к пулеметам. Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения.

На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длиной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки 2420 кг. Предельная длина отката 570 мм, вертикальная наводка от -3° до +20°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Пушки первых выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки А-19. Противооткатные устройства пушки Д-25Т такого же типа, как и у Д-5Т, были лишь несколько удлинены с целью уменьшения разогрева жидкости при стрельбе. Выстрел производился с помощью электроспуска ил и, в случае его неисправности, ручным механическим спуском.

fishki.net

Бронированный сюрприз Иосифа Сталина

29 марта 1945 года на вооружение Красной Армии был принят тяжёлый танк «Иосиф Сталин-3». Этот зловещего вида бонированный гигант, получил в войсках прозвище «Щука» за необычную форму носовой оконечности бронекорпуса. «Щучий нос» обеспечивал танку очень высокую стойкость к попаданию бронебойных снарядов даже самых больших калибров.

Необычной для танков того времени была и полусферическая форма башни танка, которая наряду с толстой бронёй обеспечивала башне очень высокую снарядостойкость. Танк вооружался 122-мм нарезной пушкой Д25-Т, ранее устанавливавшейся на танке ИС-2 и самоходках СУ-122 и ИСУ-122. В боях с немецкими танками это орудие показало себя наилучшим образом.

ИС-3 не успел принять участие в боях Второй мировой войны, однако, до появления у нас атомного оружия, был одним из аргументов сдерживания Третьей мировой.

Западные союзники впервые увидели этот танк на параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года. Парадный расчёт из 52 танков ИС-3 завершал парад, недвумысленно продемонстрировав западным союзникам невероятную ударную мощь наших бронетанковых войск.

Есть мнение, что именно эта демонстрация охладила многие «горячие головы» в западном лагере, ратовавшие за открытия боевых действий против СССР.

Всего было выпущено более 1500 танков ИС-3. Помимо Советской Армии, танк стоял на вооружении армий КНДР, Египта, Израиля. Некоторые образцы ИС-3 несли свою службу до середины 90-х годов прошлого века.

Последний боевой эпизод с участием ИС-3 — боевые действия на Донбассе, когда ИС-3, снятый с постамента в Константиновке, принял участие в бою под Ульяновкой 30 июня 2014 года.

Тактико технические характеристики танка ИС-3
Боевая масса: 45 800 — 46 500 кг.
Экипаж: 4 человека
Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 г., спаренный 7,62-мм пулемёт ДТ, 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК; г
Боекомплект: 25 — 28 выстрелов, 250 патронов (5 лент) калибра 12,7 мм, 756 патронов (12 магазинов) калибра 7,62 мм, 1000 патронов к пистолету-пулемёту ППС, 25 ручных гранат Ф-1 или РГ-42, две дымовые шашки МДШ:
Двигатель: дизель В-11,12-цилиндровый, V-образный, четырёхтактный, жидкостного охлаждения; мощность — 520 л.с. при 1800 об/мин, масса двигателя — 900 кг.
Средняя скорость: км/ч 40
Запас хода, км по шоссе — 185 км, по просёлку — 95 км.

fishki.net

«Иосиф Сталин второй»: как советский танк ИС-2 уничтожал немецкие «Тигры» — Это интересно — Шняги.Нет



Тяжёлый танк ИС-2 («Иосиф Сталин второй») имел наиболее мощное вооружение и бронирование среди всех советских танков, принявших участие в боях Великой Отечественной войны. По вооружению он превосходил любой вид танков Второй мировой войны, за исключением советского же КВ-2. ИС-2 стал одним из символов Победы.

История создания

Перед началом Великой Отечественной войны Красная армия имела качественное преимущество в материальной части бронетанковых войск над вермахтом. На вооружении у неё были мощные средние танки Т-34 и тяжёлые танки «Клим Ворошилов» КВ-1 и КВ-2, аналогов которых у немцев в то время не было.
Германские военные специалисты начали усиливать броню и вооружение танков T-III и T-IV. В августе 1942 года на Восточном фронте появился немецкий тяжёлый танк T-VI «Тигр». Своим 88-мм орудием он пробивал броню любого советского танка. Летом 1943 года немцы начали использовать новый средний танк T-V «Пантера», который по вооружению и бронированию превосходил советский Т-34.

Советским войскам, в свою очередь, потребовались новые, более мощные и совершенные танки. Одним из путей такого усиления стало дальнейшее совершенствование основного боевого танка Т-34. С декабря 1943 года на него стали устанавливать 85-мм орудие, аналогичное по своим характеристикам немецкой 88-мм пушке.
Промежуточными ступенями на пути создания ИС-2 стали тяжёлые танки КВ-85 и ИС-1, ограниченными сериями выпускавшиеся в 1943 году. Испытания показали недостаточность устанавливавшейся на них 85-мм пушки для успешной борьбы с новыми немецкими танками, и тогда же было принято решение вооружать ИС 122-мм орудием. Так в декабре 1943 года появился на свет ИС-2.

Достоинства и недостатки

122-мм пушка оказалась достаточным средством для того, чтобы успешно вести борьбу на разных дистанциях не только с «Тиграми» и «Пантерами», но и с появившейся у немцев с августа 1944 года модификацией «Тигра» «Королевский тигр» с усиленным бронированием. Хотя в ИС-2 не удалось совместить мощь вооружения и бронирования с высокой скоростью передвижения, и танк получился тяжёлым, всё-таки его проходимость была качественно выше, чем у немецких тяжёлых танков. Для сравнения: при массе в 46 тонн ИС-2 был существенно легче не только «Королевского тигра» (70 тонн), но и обычного «Тигра» (57 тонн), и примерно равен «Пантере» (45 тонн).

Высокими достоинствами и надёжностью отличалась и ходовая часть ИС-2. Генерал вермахта Ф. Меллентин, подробно проанализировавший действия бронетанковых войск во время Второй мировой, отмечал, что вообще «русские конструкторы танков хорошо знали своё дело. Они сосредоточили всё внимание на главном: мощи танковой пушки, броневой защите и проходимости. Во время войны их система подвески была намного лучше, чем в немецких танках и в танках западных держав».
Главным недостатком ИС-2 была низкая скорострельность 122-мм пушки (максимум 3 выстрела в минуту) из-за её раздельного заряжания. Боекомплект танка также был незначителен: 28 снарядов. Уступал ИС-2 средним танкам в маневренности: максимальная скорость 40 км/ч при 50 км/ч у «Пантер» и 55 км/ч у Т-34-85. По этим причинам ИС-2 не были ударной силой при прорыве вражеской обороны, а использовались главным образом для отражения фланговых контратак противника.

Боевое использование

Тот же Меллентин признавался, что ИС-2 «причинили много неприятностей нашим “тиграм”». Боевое крещение ИС-2 состоялось в апреле 1944 года при отражении немецкого контрнаступления под Тернополем. Летопись боёв с использованием ИС-2 полна эпизодов, когда эти танки наносили крупный урон превосходящим бронетанковым силам противника, неся при этом значительно меньшие потери. Появление у немцев «Королевских тигров» в боях на Сандомирском плацдарме в августе 1944 года не внесло существенных изменений в расстановку сил. Известен случай, когда гвардейский тяжёлый танковый полк, отражая немецкий контрудар, уничтожил шесть «Королевских тигров», потеряв лишь три своих ИС.

Важную огневую поддержку ИС-2 оказывали советским войскам во время уличных боёв за Будапешт и Берлин. Правда, в городе тяжёлые танки оказывались весьма уязвимыми для «фаустпатронов» противника.

В 1943-1945 гг. советская военная промышленность выпустила, по разным данным, от 3385 до 3750 танков ИС-2. Для сравнения: военная промышленность Германии подконтрольной рейху Европы произвела всего 1355 «Тигров» и 487 «Королевских тигров».

Послевоенная судьба

Танки семейства ИС продолжали совершенствоваться. Ещё до конца войны был запущен в серийное производство новый танк ИС-3. Он не успел принять участие в боях в Европе, но, по некоторым данным, несколько единиц этого танка участвовали в японской кампании в августе 1945 года. ИС-3 отличался более рациональной формой башни и лобовой части. Впоследствии много таких машин было поставлено в Египет, где они в 1967 году были все уничтожены американскими М48, так как к тому времени изрядно устарели морально.

Дальнейшим развитием серии стал ИС-4, ограниченно выпускавшийся в СССР в 1947-1949 гг. Его производство было прекращено из-за выявленных дефектов ходовой части. Последним танком семейства стал ИС-7, но работы над ним не пошли дальше нескольких опытных экземпляров. Советская армия пошла по пути других армий мира – создание одного основного боевого танка вместо нескольких типов. Таким образом, ИС-2 оказался не только самым удачным тяжёлым танком Второй мировой, но и последним удачным танком такого типа, принявшим участие в боях.

Что касается самого ИС-2, то он ещё долго стоял на вооружении Советской армии. В 1957 году он прошёл существенную модернизацию, заключавшуюся в замене двигателя и многих элементов ходовой части и конструкции. ИС-2 поставлялся в Северную Корею и Китай, где принял участие в Корейской войне 1950-1953 гг. Есть неподтверждённые данные о том, что несколько этих танков были перепоставлены Китаем в Северный Вьетнам, где они принимали участие в отражении американской агрессии в конце 1960-х гг. Ещё несколько танков были поставлены на Кубу для отражения ожидавшегося американского вторжения.

В Советском Союзе танки ИС-2, несмотря на то, что уступали по характеристикам новым основным боевым танкам любого вероятного противника, также нашли применение. На границе с Китаем многие из них были переоборудованы в неподвижные броневые огневые точки. Бывали ИС-2 задействованы и в военных маневрах вплоть до 1980-х годов. Часть танков, как и массовых танков периода войны Т-34-85, долго находилась в стратегическом резерве. Только в 1995 году ИС-2 были окончательно сняты с вооружения Российской армии и порезаны на металл, за исключением нескольких музейных и мемориальных экземпляров.

Ярослав Бутаков

shnyagi.net

КОШКОДАВ «ИОСИФ СТАЛИН» — За нашу советскую Родину! — LiveJournal

Вместо предисловия:

«Гитлер выкатил на поля боёв Восточного фронта своих мега-кошек. Их приветливо встретил кошкодав под названием “Иосиф Сталин”.

Источник: http://samlib.ru/d/dunaew_s_g/is2.shtml

И еще.

Из рапорта командира роты танков «Тигр» по боевому столкновению с советскими ИС-2:

«7… следует вступать в танковую дуэль с ИС-2 подразделением не менее взвода Tiger. Отдельный Tiger в такой дуэли обречён на уничтожение«.

Пометки Generalinspekteur der Panzertruppen (Гудериана) к данному рапорту:

«По поводу пункта 7: Этот вывод правилен, но, тем не менее, три Tiger не должны отступать перед пятью ИС-2 лишь потому, что они не могут вступить с ними в бой в составе полного взвода. Во многих случаях полного взвода может просто не оказаться в такой ситуации. Во многих случаях результаты такого боя зависят не от количества танков, а от более высокой тактической подготовки экипажей.»

http://www.achtungpanzer.eu/tiger_raports.php


ИС-2 с танковым десантом. Атака. 08.1944г.


ИС-2 по дороге к Таллину


ИС-2. Рижское шоссе, лето 1944-го



Колонна на марше


Разворот


На улице населенного пункта

«… с 1000 м Тигр не мог пробить ни лоб корпуса, ни тем более башни ИС-2. Для этого ему было необходимо приблизиться минимум на 500…600 м. И еще необходимо учитывать, что это верно только для ИС-2 раннего выпуска, т.к. после введения на нашем танке «спрямленного носа» (см. М. Барятинский, ИС-2, История создания), «танковая пушка KwK 36 L/56 не пробивала лобовую броню ИС-2 при стрельбе с любой дистанции».

Для нашего же танка складывается обратная ситуация — с 1000 м он уверенно пробивал лобовую броню корпуса Тигра. Если же снаряд попадал в лоб башни немецкого танка, даже не пробивая ее, разрыв гарантированно повреждал ствол пушки и Тигр оставался безоружным.

Таким образом, с 1000 м Тигр мог повредить, но не уничтожить ИС-2

…………….

Предположим другую ситуацию. Экипаж немецкого танка знает, что ему необходимо приблизиться к ИС-2 на дистанцию 500…600 м. При средней скорости Тигра на местности 25…30 км/ч на преодолжение 500 м у него уйдет около минуты. На ходу немецкий танк стрелять не может, т.к. отсутствие стабилизатора орудия сведет вероятность попадания к нулю. ИС-2 наоборот, имеет время для произведения 3-х выстрелов.

Таким образом, при подобной встрече тет-а-тет Тигру было вступать в бой весьма невыгодно»

http://topwar.ru/1952-is-protiv-tigra.html

М. Барятинский. ИС-2 против «тигра»


27 гвардейский танковый полк. Карелия. 1944г.


27-й гвардейский танковый полк. Выборг. 1944г.


ИСУ-122 и танк ИС-2 в Трансильвании. 1944г.


Жители Познани приветствуют советских танкистов на ИС-2. 02.1945г.


ИС-2 на улицах Познани. 1-й Белорусский фронт


ИС-2. 1-й Белорусский фронт


ИС-2. Штаргард. Восточная Померания. 19.03.1945г.


ИС-2 преодолевает бетонные «ежи». Восточная Пруссия, 3-й Белорусский фронт, 01.1945г.


ИС-2 в Восточной Пруссии. 1-й Белорусский фронт. 1945г.


75-й гвардейский тяжелый танковый полк. Восточная Пруссия


В бою на улицах города


ИС-2 в Берлине


В Берлине


В Берлине


На фоне Рейхстага. 10.05.1945г.


На фоне Рейхстага


ИС-2 7-й гвардейской тяжелой танковой бригады. У Бранденбургских ворот


На фоне пленных. У тех же Бранденбургских ворот


В Берлине. У Бранденбургских ворот


В Берлине


Тоже Берлин


26-й гвардейский танковый полк. Чехословакия. 1945г.


ИС-2. Моравская Острава. Чехословакия


ИС-2 1-го Чехословацкого армейского корпуса. Прага. 10.05.1945г.


Предположительно период войны с Японией


ИС-2М

(Продолжение следует…)

skaramanga-1972.livejournal.com

ИС-2 — ТАНК ИМЕНИ СТАЛИНА . Чёрт побери

Танки ИС создавались отнюдь не на пустом месте. В качестве прототипа для первого были взяты последние варианты опытного танка КВ-13 – этим танком в своё время хотели заменить и КВ, и Т-34, предвосхитив, таким образом, идею ОБТ – основного боевого танка. Этот танк вскоре стал танком ИС-1.

Второй же танк решили создать на базе другого опытного танка КВ-9. На этом танке стояла 122-миллиметровая танковая гаубица У-11, обладавшая такой отдачей, что башню часто заклинивало. Кроме того, бронепробиваемость короткоствольной У-11 оказалась недостаточной для борьбы с Тиграми. Уже на этапе создания тяжёлого танка ИС-1 (ИС-85), и позднее, после подведения итогов Курской битвы, стало ясно, что для эффективной борьбы с новыми бронетанковыми средствами противника необходимо более мощное танковое орудие, чем даже новая 85-мм танковая пушка Д-5. На требование наркома танковой промышленности В.А. Малышева сделать технику врага на поле боя неполноценной главный конструктор танка Жозеф Яковлевич Котин обратился к другому главному конструктору Фёдору Фёдоровичу Петрову, конструировавшему пушки, с просьбой разработать для танка подходящее орудие.

В качестве прототипа Петров предложил свою А-19, которую он в 1938 году разработал на базе 122-миллиметровой пушки образца 1931 года, разработанной ещё покойным Францем Францевичем Лендером.

Танковый вариант А-19 был назван Д-2. Пушка Д-2 удовлетворительно прошла заводские испытания, была рекомендована для принятия на вооружение, но отклонена комиссией НКО из-за наличия дульного тормоза, дававшего при мощном заряде «большой демаскирующий эффект, превышающий таковой у всех известных артсистем».
Предложение Петрова было горячо поддержано заместителем наркома танковой промышленности Ж.Я. Котиным, совмещавшего при этом должности директора и главного конструктора Опытного танкомоторного завода №100 НКПТ, где в это время полным ходом шли испытания танка ИС-85. 10 августа 1943 года Ж.Я. Котин послал на завод №9 официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм орудия А-19. Поскольку 122-мм танковая пушка имела очень много общих узлов с серийной 85-мм Д-5 и отличалась от нее главным образом стволом и казенной частью, а башню танка переконструировать не требовалось, эскизный проект компоновки 122-мм орудия в башне танка ИС был выполнен всего за 10 дней.

Несмотря на то, что военные продолжали резко протестовать против принятия на вооружение танкового орудия с дульным тормозом, В.А. Малышев поддержал проект нового танка с 122-мм пушкой, получившего обозначение ИС-122 («Объект 240») и, заручившись поддержкой Д.Ф. Устинова, доложил И.В. Сталину о его преимуществах.
Вождь счел приведённые доводы разумными и постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, ешё до создания опытного образца танк ИС-122 был принят на вооружение Красной Армии.

Этим же постановлением НКВ и заводу №9 предписывалось к 11 ноября 1943 года изготовить и предъявить на испытания стрельбой опытный образец 122-мм танковой пушки («А-19 танковая») с поршневым ручным затвором, а к 1 января 1944 года начать валовый выпуск этого орудия, оснащенного горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Техуправление ГБТУ и завод №100 к 27 ноября 1943 года должны были изготовить и испытать опытный образец ИС-122 и тогда же начать серийный выпуск этого танка.

Государственные испытания опытного танка ИС-122 (ведущий конструктор Н.Ф. Шашмурин), являвшегося по сути эталонным ИС-85 с установленным на него орудием Д-2-5Т, прошли быстро и в общем успешно, если не считать случая, когда во время первого же выстрела, Т-образный дульный тормоз пушки разорвало и, согласно широко распространенному мифу, разлетевшимися осколками едва не задело К.Е. Ворошилова, присутствовавшего при этой стрельбе. В отношении двигателя, трансмиссии, ходовой части и остального оборудования танк ИС-122 не отличался от танка ИС-85. Их скорости движения, запасы хода и способность преодолевать препятствия остались практически одинаковы (для ИС-122 некоторые из этих показателей сохранялись только при условии разворота башни орудием на корму).

Четыре прототипа нового орудия к середине 1943 года успешно прошли полигонные испытания, но поместить его в башню танка ИС-1, пришлось путём наложения ствольной группы пушки Д-2 на люльку 85-мм танковой пушки Д-5, изначально установленной в танк ИС-1. пушку первоначально назвали Д-2-5 (совмещённые индексы Д-2 и Д-5), но вскоре дефис между двойкой и пятёркой исчез. Так появилась 122-миллиметровая танковая пушка Д-25Т образца 1943 года.

В ноябре 1943 года началась сборка первых серийных ИС-2, и до июня 1945 года было изготовлено 3475 экземпляров.

Как и все другие советские серийные тяжёлые и средние танки того времени, ИС-2 имел классическую компоновку. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель размещался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме ИС-2.

Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальное бронирование при относительно умеренной массе и габаритах всего танка привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Положительной стороной стала экономичность и сравнительно небольшая материалоёмкость ИС-2 в целом — при той же массе в 46 т советский танк был гораздо сильнее защищён, чем «Пантера», превосходил по этому параметру 55-тонный «Тигр I» и несколько (но не сильно) уступал 68-тонному «Тигру II». Минусы были логичным продолжением такого подхода — плотная компоновка вынудила разместить часть топливных баков в боевом отделении и не оставила места для люка механика-водителя, что не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящий танк.

По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не позволила разместить в нём пятого члена экипажа — стрелка-радиста. Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт располагался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вовсе отказались.

ИС-2 имел дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. С 1944 года нос стал литым. После этого его не могла пробить даже 88-мм пушка StuK 43 с длиной ствола в 71 калибр.

Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 90 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов моторно-трансмиссионной группы крыша моторно-трансмиссионного отделения была сделана съёмной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях.

ИС-2 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. он обеспечивал 46-тонному ИС-2 скорость в 37 км/ч по шоссе и 10-15 км/ч по пересеченной местности.

Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (ОГвТТП), вооружённые танками ИС-2, принимали активное участие в боевых действиях 1944—1945 гг. В целом новый танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов.
В Висло-Одерской операции 80-й ОГвТТП с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулемётных гнёзд, 10 миномётов и 12 блиндажей. Из 23 ИС-2, участвовавших в тех боях, ни одна не была потеряна безвозвратно. Правда, отмечались случаи гибели экипажей от действия панцерфаустов и от попадания ручных гранат в танковые люки.

ИС-2 активно использовался для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин.

Для боя в городских кварталах применялось специальное построение под названием «ёлочка». Танки взаимодействовали огнем попарно, а пары – между собой. Танковый взвод-два тяжелых танка ИС-2 простреливал всю улицу: один танк – правую ее сторону, другой – левую. Такая пара двигалась уступом, друг за другом, – по обеим сторонам улицы. Другая пара шла следом за первой и поддерживала ее огнем.

Каждой танковой роте придавался взвод автоматчиков, состоявший из пяти отделении, — по числу тяжелых танков в роте. Автоматчики передвигались на броне, при встрече с противником они спешивались и вели бой в тесном взаимодействии с экипажем своего танка.

Боевая работа ИС-2 продолжилась и после войны. Так, в начале начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Во время войны в Корее китайские добровольцы применили их против американцев, хотя информации о боевых столкновениях с танками последних нет. По данным американской разведки, китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой). Во время войны в Индокитае французские войска столкнулись с ИС-2, которые Китай передал Вьетнаму, и французам пришлось вести в Индокитай трофейные пантеры, чтобы хоть как-то противостоять этим танкам.

В Советской Армии танки ИС-2М состояли на вооружении очень долго, пережив более поздние ИС-3, ИС-4 и ИС-7.

Предполагалось, что окончательно их заменят в войсках только Т-10, но и этого в полном объеме не произошло. В 70-е годы, после ухудшения отношений с Китаем, танками ИС-2М и ИС-3 оснащались укрепленные районы, создаваемые вдоль китайской границы в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Боевые машины находились в парках, по тревоге должны были выдвигаться к границе и занимать специально подготовленные для них капониры. В Одесском военном округе последние знаменитые учения с участием ИС-2М состоялись в 1982 году. Официальный же приказ министра обороны о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии был отдан только в 1995 году.

chert-poberi.ru

Бронированный сюрприз Иосифа Сталина

Необычной для танков того времени была и полусферическая форма башни танка, которая наряду с толстой бронёй обеспечивала башне очень высокую снарядостойкость. Танк вооружался 122-мм нарезной пушкой Д25-Т, ранее устанавливавшейся на танке ИС-2 и самоходках СУ-122 и ИСУ-122. В боях с немецкими танками это орудие показало себя наилучшим образом.

ИС-3 не успел принять участие в боях Второй мировой войны, однако, до появления у нас атомного оружия, был одним из аргументов сдерживания Третьей мировой.

Западные союзники впервые увидели этот танк на параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года. Парадный расчёт из 52 танков ИС-3 завершал парад, недвумысленно продемонстрировав западным союзникам невероятную ударную мощь наших бронетанковых войск.

Есть мнение, что именно эта демонстрация охладила многие «горячие головы» в западном лагере, ратовавшие за открытия боевых действий против СССР.

Всего было выпущено более 1500 танков ИС-3. Помимо Советской Армии, танк стоял на вооружении армий КНДР, Египта, Израиля. Некоторые образцы ИС-3 несли свою службу до середины 90-х годов прошлого века.

Последний боевой эпизод с участием ИС-3 — боевые действия на Донбассе, когда ИС-3, снятый с постамента в Константиновке, принял участие в бою под Ульяновкой 30 июня 2014 года.

Тактико технические характеристики танка ИС-3
Боевая масса: 45 800 — 46 500 кг.
Экипаж: 4 человека
Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 г., спаренный 7,62-мм пулемёт ДТ, 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК; г
Боекомплект: 25 — 28 выстрелов, 250 патронов (5 лент) калибра 12,7 мм, 756 патронов (12 магазинов) калибра 7,62 мм, 1000 патронов к пистолету-пулемёту ППС, 25 ручных гранат Ф-1 или РГ-42, две дымовые шашки МДШ:
Двигатель: дизель В-11,12-цилиндровый, V-образный, четырёхтактный, жидкостного охлаждения; мощность — 520 л.с. при 1800 об/мин, масса двигателя — 900 кг.
Средняя скорость: км/ч 40
Запас хода, км по шоссе — 185 км, по просёлку — 95 км.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *