Содержание

Тяжёлый трофей с Курской дуги

Немногочисленная немецкая тяжёлая самоходная установка Panzerjäger Tiger (P), более известная как Ferdinand, оставила заметный след в исторической памяти и в советском танкостроении. Само по себе слово «Фердинанд» стало нарицательным: эти самоходные установки красноармейцы «замечали» на самых разных участках советско-германского фронта, причём аж до конца войны. На практике же была построена всего 91 такая машина, а по-настоящему массово Ferdinand использовались только летом 1943 года в ходе операции «Цитадель» на Курской дуге. В этом сражении немцы потеряли более трети всех машин данного типа.

Несмотря на то, что САУ Ferdinand (позже известные как Elefant) применялись довольно ограниченно, они показали себя очень эффективным противотанковым средством. Командование Красной армии к детищу Porsche K.G. и Alkett отнеслось очень серьёзно. Появление

Ferdinand на фронте прямо отразилось на разработке советских танков, танковых орудий и противотанковой артиллерии.

Ударная сила на северном фасе

О том, что немецкая промышленность создала столь внушительную боевую машину, в Главном бронетанковом управлении Красной армии (ГБТУ КА) вплоть до её появления на фронте даже не догадывались. Не знали о ней и союзники по антигитлеровской коалиции. Объясняется это просто: дело в том, что построены были Panzerjäger Tiger (P) весной 1943 года, а в бой пошли в начале июля. За то короткое время, что шла подготовка к операции «Цитадель», информация о «Фердинанде» сквозь линию фронта не успела просочиться. При этом даже о «Пантере», для которой сражение на Курской дуге тоже стало боевым дебютом, союзниками была получена хоть какая-то информация, пусть и неточная.

Первая информационная сводка по новой немецкой технике, которая применялась на Курской дуге. Как можно заметить, точностью она не отличалась

Изучение немецкой новинки началось уже 15 июля, то есть ещё в ходе Курской битвы. На Центральный фронт прибыла группа офицеров НИБТ Полигона в составе инженер-полковника Калидова, старшего техника-лейтенанта Кжака и техника-лейтенанта Серова. К тому времени бои в районе станции Поныри и совхоза 1-го мая отгремели. Помимо непосредственного осмотра немецких машин, специалистами были допрошены немецкие военнопленные. Также информацией поделились советские солдаты и офицеры, принимавшие участие в боях против немецких боевых машин. Наконец, в руки советских военных попали немецкие инструкции по «Фердинанду».

Опрос пленных позволил получить большой объём информации, в том числе и по организации противотанковых дивизионов, на вооружении которых находились самоходные установки Ferdinand. Дополнительно специалисты НИБТ Полигона получили информацию и по другим частям, которые участвовали в боях совместно с 653-м и 654-м дивизионами, имевшими на вооружении тяжёлые истребители танков.

Ferdinand c бортовым номером 501, который в сентябре 1943 года был доставлен на НИБТ Полигон

Полученная информация позволила восстановить картину боевого применения дивизионов с «Фердинандами» и их соседей, которые использовали самоходные установки StuH 42 и Sturmpanzer IV. «Фердинанды», обладавшие толстой бронёй, выступали в роли тарана, двигаясь во главе боевых порядков ударной группы. Согласно собранной информации, машины шли, выстроившись линией. Благодаря мощному вооружению, способному поражать советские танки на дальних дистанциях, экипажи «Фердинандов» могли открывать огонь на дальности до 3 километров. При необходимости отходили немецкие машины пятясь назад, оставляя под огнём противника толстую лобовую броню. Так они могли, отступая, продолжать вести огонь по советским танкам. Стрельба велась с коротких остановок.

Хорошо видна снарядная отметина на левом борту. Эта же отметина имеется и на борту машины в парке «Патриот»

Против хорошо защищённых немецких самоходных установок советские танковые орудия оказались почти бесполезными. Из осмотренных специалистами ГБТУ КА 21 машины всего одна, с бортовым 602, имела пробоину в левом борту. Попадание пришлось на район бензобака, возник пожар, и самоходная установка сгорела. Тактика немецких самоходчиков вполне могла сработать, если бы не одно «но»: наступать им пришлось на эшелонированную линию обороны, в которой находились далеко не одни танки. Самым страшным врагом «Фердинанда» стали советские сапёры. 10 машин подорвались на заложенных минах и фугасах, в том числе и САУ с бортовым номером 501. Эта самоходная установка с серийным номером 150072 оказалась машиной оберлейтенанта Ганса-Иоахима Вильде, командира 1-й батареи (5./654) 654-го дивизиона тяжелых истребителей танков.

5 «Фердинандов» получили попадания снарядов в ходовую часть и оказались выведены из строя. Ещё 2 машины получили попадания и в ходовую часть, и в орудия. Машина с бортовым номером 701 стала жертвой советской артиллерии. Снаряд, угодивший по навесной траектории в крышу рубки, пробил люк и взорвался внутри боевого отделения. Ещё в одну машину угодила авиабомба, которая полностью разрушила рубку. Наконец, машина с бортовым номером II-01 из состава штаба 654-го дивизиона уничтожена советской пехотой. Меткое попадание бутылки с зажигательной смесью вызвало пожар, экипаж сгорел внутри.

Буква N указывает на то, что это была машина из состава 654-го дивизиона тяжёлых истребителей танков, командиром которого был майор Карл-Ганс Ноак

Фактически потери дивизионов, которые были вооружены «Фердинандами», оказались ещё выше. Всего за время проведения операции «Цитадель» было безвозвратно потеряно 39 самоходных установок данного типа. Итоги сражения под Понырями наглядно показали, что Красная армия научилась воевать со значительно превосходящими силами противника, ведь на стороне немецких танковых сил в этом бою было неоспоримое преимущество. Полноценный ответ новому поколению немецких танков и самоходных установок советская танковая промышленность смогла дать только весной 1944 года, когда в войска пошли Т-34-85 и ИС-2. Тем не менее, Курскую битву немцы проиграли. Как показали бои под Понырями, далеко не всегда преимущество в танках оказывалось наиболее важным фактором. «Фердинанды» прорвать северный фас Курской дуги не смогли.

В Кубинку для опытов

Первая группа специалистов НИБТ Полигона убыла из района боевых действий 4 августа. 24 августа сюда прибыла вторая группа в составе инженер-майора Хинского, старшего техника-лейтенанта Ильина и лейтенанта Бурлакова. Задачей группы, действовавшей на Центральном фронте до 8 сентября, стал отбор наиболее целых трофейных немецких машин и их доставка на НИБТ Полигон. Отобраны были две машины. Помимо уже упомянутой САУ с бортовым номером 501, это была и самоходная установка с серийным номером 15090. Она также подорвалась на мине. Одна машина использовалась для непосредственного изучения и огневых испытаний, вторую обстреливали из отечественных и зарубежных орудий.

С правой стороны повреждения оказались минимальными

Изучение трофейных машин началось ещё до того, как они оказались на НИБТ Полигоне. Первые испытания обстрелом подбитого «Фердинанда» были проведены еще 20-21 июля 1943 года. Выяснилось, что борт немецкой машины пробивается подкалиберным снарядом 45-мм противотанковой пушки на дистанции 200 метров. Пробила подкалиберным снарядом немецкую броню на дистанции в 400 метров и 76-мм пушка ЗИС-3. Для 85-мм пушки 52-К и 122-мм корпусной пушки А-19 бортовая броня немецкой САУ тоже не являлась серьёзной проблемой. Стоит отметить, что броня «Фердинандов», особенно у машин с серийными номерами до 150060, была хуже чем у Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. По этой причине в дальнейшем испытания обстрелом машины с серийным номером 150090 несколько отличались по результатам.

«Фердинанд» с бортовым номером 501 оказался жертвой советских сапёров

Изучались и трофейные документы. Уже к 21 июля в распоряжении Красной армии имелись точные данные о ТТХ немецкой самоходной установки. Больше того, было точно известно сколько «Фердинандов» построили. Данные были почерпнуты из сводной инструкции по вооружению немецкой армии, захваченной среди прочих документов:

«По своей броне и вооружению исключительно сильное орудие по борьбе с танками и для поддержки наступления в условиях сильного сопротивления противника. Большой вес, небольшая скорость на поле боя, низкая проходимость ограничивают возможности боевого использования и требуют особо тщательной разведки перед введением в бой.

Выпущено 90 штук, сведенных в тяжёлый противотанковый полк в составе двух дивизионов по 45 орудий».

Отобранные группой специалистов НИБТ Полигона самоходные установки прибыли в Кубинку в сентябре 1943 года. Сразу же после прибытия началось изучение образца с бортовым номером 501. О ходовых испытаниях на тот момент речи не шло, не хватало времени. Вместо них испытатели составили краткое описание немецкой самоходной установки, которую они называли «Фердинанд (Tiger P)». Благодаря уже имеющимся материалам удалось достаточно точно указать характеристики машины.

У этой САУ был сброшен эвакуационный люк. На музейной машине его приварили к крыше, чтобы не потерялся

Оценка немецкой новинки оказалась, мягко говоря, неоднозначной. Очевидными плюсами машины являлись броневая защита, а также мощное вооружение. Вместе с тем, даже вооружение танка вызвало вопросы. Изучение 88-мм орудия Pak 43 показало, что скорость наведения с помощью его поворотного механизма невелика. Ведение прицельного огня было возможно только с места либо с коротких остановок. Обзорность машины советские специалисты признали плохой. Эти выводы косвенно подтвердили немецкие конструкторы. В ходе модернизации Ferdinand, которая началась осенью 1943 года (примерно в это же время машина сменила обозначение на Elefant), машины получили командирскую башенку. Правда, это ненамного улучшило ситуацию.

Ещё одним существенным недостатком немецкой САУ был небольшой боекомплект, состоявший всего из 38 патронов. Экипажи самостоятельно исправляли ситуацию: в самоходных установках находили деревянные укладки, кустарно сооружённые в полевых условиях.

Разукомплектованная установка в ходе обстрела. НИБТ Полигон, декабрь 1943 года

Составление описания, впрочем, было не самой важной задачей для специалистов НИБТ Полигона. Куда важнее было определить, куда и чем немецкую новинку можно поразить. После сражения под Понырями угрозу, исходящую от «Фердинанда», восприняли очень серьёзно. Машина произвела на советскую пехоту и танкистов неизгладимое впечатление. Стальная махина, которую практически невозможно пробить в лобовую проекцию, мерещилась на разных участках фронта. По этой причине требовалось точно знать, какие системы и на какой дистанции способны поражать тяжёлый немецкий истребитель танков.

Для подкалиберного снаряда 45-мм противотанковой пушки борта немецкой самоходной установки оказались вполне пробиваемыми

Программа испытания обстрелом корпуса «Фердинанда» была подписана 29 сентября 1943 года. Но к самим испытаниям удалось приступить только 1 декабря. За это время была расширена номенклатура вооружения, которым планировалось обстреливать трофей. Помимо отечественных, немецких артиллерийских систем и пушек союзников использовалась и противотанковая граната НИИ-6, позже принятая на вооружение как РПГ-6. Как показали испытания, кумулятивная граната уверенно пробила борт самоходной установки, после чего струя пробила щит из дюймовых досок, установленный внутри корпуса.

Следующей в списке оказалась 45-мм пушка, установленная в танке Т-70. Её бронебойный снаряд не пробил немецкую машину на дистанции 100 метров, что оказалось вполне ожидаемо. Зато подкалиберный снаряд на той же дистанции справился и с бортом корпуса, и с бортом рубки. На дистанции 200 метров подкалиберным снарядом удалось пробить борт, рубка оказалась прочнее.

Итоги обстрела машины из 6-фунтовой танковой пушки

Пробить борт немецкой самоходной установки оказалось по силам и 57-мм танковой пушке, установленной в танке Churchill. С дистанции 500 метров броня толщиной 80 (85) мм пробивалась уверенно. Огонь вёлся из 43-калиберной версии орудия, Valentine XI/X и Churchill III/IV поставок 1943 года имели более длинноствольные орудия.

Для танковых орудий калибра 75 и 76 мм борт немецкой машины оказался сложной преградой

Хуже дела обстояли с обстрелом немецкой самоходной установки из 75-мм пушки M3, установленной в американском среднем танке M4A2. Бронебойный снаряд M61 не смог пробить борт рубки даже с дистанции 100 метров. Правда, два попадания по сварному шву, соединяющему лобовой и левый бортовой лист рубки, привели к его растрескиванию. Впрочем, тот же снаряд пробивал борт корпуса «Фердинанда» уже на дистанции 500 метров. Ещё хуже вёл себя бронебойный снаряд советской 76-мм танковой пушки Ф-34, что, впрочем, не было новостью.

Д-5С борт «Фердинанда» пробила на дистанции почти в километр

Не удивили и результаты стрельбы по борту немецкой самоходной установки из пушки Д-5С, установленной в СУ-85. На дистанции в 900 метров ею были уверенно пробиты и борт корпуса, и борт рубки. При попадании снаряда с внутренней стороны листа происходил откол брони, осколки не оставляли расчёту боевого отделения шансов на выживание. Впрочем, к моменту появления на фронте СУ-85, а затем и других советских боевых машин, оснащенных 85-мм пушками, шансы встретиться с «Фердинандом» на поле боя заметно снизились.

Данное пробитие из Д-25Т не было засчитано. Но случись оно в реальной обстановке, расчёту «Фердинанда» было бы уже всё равно

Все перечисленные выше системы не использовались для обстрела самоходной установки с лобовой части, что и понятно: броню в 200 мм с их помощью вряд ли бы удалось пробить. Первым орудием, которое использовали для стрельбы по лобовому листу корпуса, стала 122-мм пушка Д-25, установленная в опытном образце танка ИС-2. Первый снаряд, выпущенный с расстояния 1400 метров по лобовому листу корпуса, пробил экран и срикошетировал. Второй снаряд, выпущенный на той же дистанции в рубку, оставил вмятину глубиной 100 мм и размером 210×200 мм. Третий снаряд застрял в броне, но всё же частично вошел в неё. Пробитие не зачли, но на практике такое поражение вывело бы расчёт орудия из строя. На более коротких дистанциях стрельбу в этот раз не проводили, но, как показали дальнейшие события, попадания на дистанции 1200 метров и меньше заканчивались пробитием. Испытатели же предельной дистанцией для пробития посчитали дистанцию 1000 метров.

Пушка «Пантеры» пробила самоходную установку в лоб корпуса со 100 метров

Далее последовал обстрел из 75-мм пушки KwK 42 L/71, установленной на немецком танке Pz.Kpfw.Panther Ausf.D. На дистанции 100 метров лоб корпуса удалось пробить. А вот рубку с 200 метров пробить не удалось.

На эти результаты повлияли повреждения от предыдущих попаданий. Но встреча с МЛ-20 не сулила «Фердинанду» ничего хорошего

Самым же страшным испытанием стал обстрел из 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, установленной в опытном образце ИСУ-152. Второе попадание в лобовую часть корпуса привело к тому, что и экран, и лист были сломаны пополам. Не в последнюю очередь такой результат был получен из-за незаваренной амбразуры курсового пулемёта, который вновь установили на Elefant.

Наглядная демонстрация того, почему на трофейную выставку в Москву отправили другую машину

На этом испытания обстрелом было решено прекратить. МЛ-20 превратила «Фердинанд» в груду обломков. Предполагалось отправить расстрелянную машину на трофейную выставку в Москву, но позже решение изменили. Для демонстрации была взята другая машина, которую также обстреливали (вполне вероятно, это был «Фердинанд», который обстреляли летом 1943 года). В паре к ней на выставку отправилась и целая самоходная установка. Машина с бортовым номером 501 осталась на НИБТ Полигоне.

Катализатор для гонки вооружений

К появлению новой немецкой самоходной установки на Курской дуге в Главном бронетанковом управлении Красной Армии (ГБТУ КА) отнеслись очень серьёзно. Отчасти старт новых разработок спровоцировал и боевой дебют «Пантер». Конечно, с той активностью, которая началась после появления «Тигра», происходившее не сравнить. Тем не менее, уже в начале сентября 1943 года в адрес Сталина ушло письмо за подписью начальника ГБТУ КА генерал-лейтенанта Федоренко. В связи с появлением новых образцов немецкой бронетехники он предлагал начать разработку перспективных танков и самоходных орудий.

Прямым следствием появления «Фердинанда» стало начало разработки тяжёлого танка Объект 701, будущего ИС-4. Кроме того, ускорились работы по 122-мм пушке Д-25Т, начатые ещё в мае 1943 года. Больше того, ей на замену предполагалось выпустить ещё более мощное орудие с начальной скоростью снаряда до 1000 м/с. Начались работы по созданию более мощных орудий калибра 85 и 152 мм. Наконец, снова на повестке дня появился вопрос о разработке 100-мм орудия с баллистикой морской пушки. Так началась история Д-10С, основного вооружения самоходной установки СУ-100.

Схема системы охлаждения, подготовленная НИБТ Полигоном

Всё это – лишь часть активностей, которые были запущены либо перезапущены в связи с появлением «Фердинанда». Благодаря немецкой тяжёлой САУ была «воскрешена» и советская программа по созданию электрической трансмиссии. Ею в СССР занимались ещё с начала 30-х годов, такую трансмиссию предполагалось использовать и на КВ-3. Серийная немецкая тяжёлая машина с электротрансмиссией заставила советских специалистов вновь вернуться к этим работам. Впрочем, наши инженеры не копировали немецкие разработки. Программа, к которой имел отношение известный писатель-фантаст Казанцев (а по совместительству военинженер 3-го ранга и главный инженер завода №627), развивалась самостоятельно.

Спецификация броневых листов шасси «Фердинанда», подготовленная НИИ-48 в 1944 году

Большой интерес в СССР вызвала конструкция немецкой машины. Корпус и рубку изучали в НИИ-48 — ведущем предприятии, занимавшимся вопросами брони. По итогам изучения было подготовлено несколько отчётов. Инженеры НИИ-48 создавали броню и корпус оптимальной формы — с хорошей защитой и относительно небольшим весом. Результатом этих работ стала более рациональная форма корпусов и башен, которую стали внедрять со второй половины 1944 года сначала на тяжёлых, а позже и на средних танках.

Повлияло на эти разработки и изучение орудия, установленного на «Фердинанде». На 1944 год создание броневой защиты, способной противостоять этой пушке, стало приоритетной задачей для советских конструкторов. И справились они с ней гораздо лучше, чем немецкие коллеги. Уже к концу 1944 года появились первые опытные танки, защита которых позволяла уверенно противостоять немецкому орудию. Танки ИС-3 и Т-54 «выросли» как раз из таких наработок.

Изучались и другие элементы «Фердинанда», например — подвеска. В советской промышленности эта разработка применения не нашла, но определенный интерес вызвала. Отчёт об изучении подвески Порше был составлен по просьбе англичан.

Схема подвески «Фердинанда» из альбома торсионных подвесок, подготовленных НИБТ Полигоном в 1945 году

Наиболее важным результатом изучения немецкой машины стало появление средств для эффективной борьбы с ней. На вооружение Красной армии были приняты тяжёлый танк ИС-2 и самоходная установка ИСУ-122. Известно как минимум о двух случаях столкновения ИС-2 с «Элефантом» летом 1944 года. В обоих случаях экипаж ИС-2 под командованием лейтенанта Б.Н. Слюняева вышел победителем. Наиболее примечательным оказался бой 22 июля 1944 года: колонна 71-го гвардейского тяжёлого танкового полка шла по направлению к Магерову, когда по тяжёлым танкам из засады был открыт огонь. Танк Слюняева под прикрытием второй машины выдвинулся к перекрестку дорог. Понаблюдав 10-15 минут за засадой, ИС-2 приблизился к ней на дистанцию 1000 метров и открыл ответный огонь. В результате был уничтожен «Элефант», 2 противотанковые пушки и бронетранспортёр.

Спустя три недели этот же полк первым сразился с новейшими немецкими тяжёлыми танками Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B. Тут-то и выяснилось, что меры, предпринятые советскими конструкторами, оказались очень кстати. «Королевский Тигр» обладал более стойкой лобовой бронёй, чем «Фердинанд», что не помешало советским танкистам выиграть дуэль с новейшими немецкими танками всухую. Готовясь воевать с «Фердинандами», советская танковая промышленность подготовилась и к появлению немецкого тяжёлого танка нового поколения. В результате столь мощного качественного перевеса в танках, который вермахт получил накануне Курской битвы, летом 1944 года не случилось. А для других серьёзных попыток изменить сложившийся баланс сил у немецкой танковой промышленности не осталось времени.


Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ
  • Panzerjager Tiger (P) Ferdinand, Юрий Бахурин, Tactical Press, 2014 год, ISBN 978-5-906074-18-8

warspot.ru

«Фердинанды» на Курской дуге. Часть 1.: andrewbek_1974 — LiveJournal

АХТУНГ! МНОГО ФОТОК!!!

Еще раз возвернусь к первому боевому применению тяжелых штурмовых орудий «Фердинанд», кои также известны под сквозным индексом, принятым для всех бронированных машин в Вермахте: SdКfz 184.

Итак, если кого-то интересует собственно ход боевых действий 656-го танкового полка на северном фасе Курского выступа то советую вам к прочтению мою статью «ФЕРДИНАНД» — САМАЯ СТРАШНАЯ САУ?» http://andrewbek-1974.livejournal.com/72542.html

Теперь о том самом ради чего и затевался этот пост. О потерях «Слоников».

20 июля на Центральный фронт прибыла специальная комиссия ГБТУ Красной Армии и НИБТ полигона, которая провела осмотр новых образцов немецкой бронетанковой техники. На основании комиссионного обследования 21 единицы поврежденных тяжелых штурмовых орудий «Фердинанд» была составлена таблица с перечислением номеров машин и указанием причин повреждений.

Это конкретно машины безвозвратно потерянные в боях 5-15 июля. Однако, в общей сложности оба дивизиона (батальона) входившие в состав 656-го полка потеряли с 5 июля по 1 августа 39 машин. Что составляет 43,3% от общего количества выпущенных «Фердинандов». Вот такие итоги первого боевого применения этих удивительных вундервафлей.

Для начала схема позволяющая точно определить все потери 656-го танкового полка, в состав которого входили 653-й тяжелый танкоистребительный батальон (Schwere PanzerJager Abteilung 653) и 654-й тяжелый танкоистребительный батальон (Schwere PanzerJager Abteilung 654).

Как видно из этих данных, взятых из весьма обстоятельного труда в двух томах (Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 653” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 1996. Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 654” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 2001. ), потери «Слоников» распределились очень неравномерно. 13 машин было безвозвратно потеряно 653-м батальоном, и ровно в два раза больше — 26 единиц, их камрадами из 654-го батальона.

Поехали!

1-я РОТА 653-го БАТАЛЬОНА. (1.Kmp.s.Pz.Jg.Abt.653 (I./656)) ВСЕГО ПОТЕРЯНО БЕЗВОЗВРАТНО 6 МАШИН.

№1. Бортовой номер 111. Причина потери возгорание и пожар в МТО. САУ полностью сгорела. Фото немецкое если что.

№2. «Дружок» 111-го, «Федя» под номером 112, от него уехал совсем недалеко. Сгорел там же. Фрицы так и не пришли к однозначному выводу о причине пожара, скорее всего, по их мнению течь бензина привела к полному выгоранию машины. Фото сделано через люк механика-водителя танка-управления Pz.Kpfw. III танками-роботами Б-4.

Поциент при жизни

№3. Их «коллега», бортовой номер 113, подорвался на мине и был оставлен экипажем. Болтался на том самом поле, вплоть до 1944 года. Его фотографировали много. В том числе известный советский фотограф Яков Николаевич Халип.

№ 4. Бортовой номер 122. Был поврежден сосредоточенным огнем советской артиллерии в бою у ст. Поныри — с/х «1-е Мая». Позднее был испытан прямо на месте боя обстрелом различными средствами ПТО. А еще позже стал экспонатом выставки трофеев в ЦПКИО им. Горького в Москве. Четко опознается по характерным пробоинам в левом борту. (Раньше думал это машина №502)

№5. Бортовой № 132. Фото этого «Феди» в убиенном виде нетути. Но живьем он известен. Вот он.

№6. Бортовой номер 134. Потерян в боях 6-7 июля 1943 года. Попал под огонь своей артиллерии, повреждение гусеницы. Машина была брошена. Фотографий, на которых «Фердинанд» подбит, на данный момент нет. А живьем есть.

2-я РОТА 653-го БАТАЛЬОНА. (2.Kmp.s.Pz.Jg.Abt.653 (I./656)) ВСЕГО ПОТЕРЯНО БЕЗВОЗВРАТНО 1 МАШИНА.

№7. Бортовой номер 232. Обстоятельства потери неизвестны. Скорее всего вот этот красавчик. Тоже фотозвезда))). На нем сфотографировались и Я.Н. Халип и К.М. Симонов.

Симонов на «слонике».

Халип на нем же

Он же. Фото из машины Семена Фридлянда

Ну и поближе.



Для разнообразия он же живьем.

3-я РОТА 653-го БАТАЛЬОНА. (3.Kmp.s.Pz.Jg.Abt.653 (I./656)) ВСЕГО ПОТЕРЯНО БЕЗВОЗВРАТНО 4 МАШИНЫ.

№8. Бортовой номер 311. Был поврежден и эвакуирован немцами с поля боя. Позднее расканнибален ремонтниками 656-го полка на запчасти для остальных «слоников». Фоток мало и они хренового качества

№9. Бортовой номер 323. Повреждена ходовая на минах, подорван при отступлении экипажем.

№№ 10-11. Обе этих САУ были захвачены у д. Подмаслово в боях 15-18 июля 1943 года, бойцами советской 129-й Орловской стрелковой дивизии.

Бортовой номер 331. «Села» правой гусеницей в песок. Захвачена в ходе атаки нашей пехоты.

Примерно там же, была захвачена исправная машина вместе с экипажем. Бортовой номер 333.

Еще две безвозвратно потерянные машины, это САУ с номерами №IN1 и №IN2 (иногда их называют «безномерными) из резерва 3-й роты 653-го батальона.
К сожалению фотографий «Фердинанда» №IN1 не сохранилось.

А вот его «собрат» за бортовым номером №IN2. Вот он:

Он является тринадцатой и последней безвозвратно потерянной машиной батальона.

Источники:
«Действия и потери немецких штурмовых орудий «Фердинанд» в июле 1943 года». НИБТ полигон ГБТУ КА, сентябрь 1943 г.
Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 653” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 1996.
Кarlheinz Munch. “Combat history of the schwere Panzerjager Abteilung 654” Winnipeg. J.J. Fedorowicz P.I. 2001.
М. Свирин «Боевое крещение «Фердинанда», Танкомастер №№4-6, 1998 г.
М. Свирин «Тяжелое штурмовое орудие ФЕРДИНАНД» . М. «Экспринт» 2004 г.
М. Коломиец «Фердинанд бронированный слон профессора Порше» М. «Яуза», ЭКСМО 2007 г

использованы фото:

http://waralbum.ru/
http://grayknight.narod.ru/Ferd_Info/Ferd_Info.htm

Использованы посты из старого моего жж

http://mihalchuk-1974.livejournal.com/90788.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/25083.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/14465.html
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/886633.html

andrewbek-1974.livejournal.com

Фердинанды подбитые нашими войсками на Курской дуге.

В дополнение к этому посту http://mihalchuk-1974.livejournal.com/645.html решил опубликовать подборку фотографий уничтоженных нашими войсками «Фердинадов» в боях у станции Поныри.

Для начала схема позволяющая точно определить все потери 656-го танкового полка в состав которого входили 653-й тяжелый танкоистребительный батальон (Schwere PanzerJager Abteilung 653) и 654-й тяжелый танкоистребительный батальон (Schwere PanzerJager Abteilung 654).

Машина №711 из 7-й роты 654-го батальона. Обратите внимание на советского солдата слева, 1943 год, а в войсках еще сохранились каски СШ-36.

Та же САУ вид сзади.

Немецкая САУ «Фердинанд» из состава 3-й роты 653-го батальона, разрушенная внутренним взрывом. Курская дуга, полоса обороны 70-й армии, лето 1943 г. Скорее всего эта машина №323.

Два подбитых Фердинанда из штабной группы 654 батальона. Район станции Поныри, 15-16 июля 1943 года. Слева штабной «Фердинанд» № II-03. Машина была сожжена бутылками с КС после того, как миной у нее повредило ходовую часть.

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» №501, из состава 654-го дивизиона. Машина в списке осмотренных комиссией ГАБТУ числится под номером «9». Именно эта машина была отремонтирована и отправлена на НИБТ полигон. В настоящее время находится в экспозиции музея бронетанковой техники в Кубинке. Курская дуга, район поселка Горелое.

МОЕ ЛЮБИМОЕ: Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд» из состава 653-го батальона, уничтоженное прямым попаданием авиабомбы с советского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Тактический номер неизвестен. Район станции Поныри и совхоза «1 мая».

Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», бортовой номер «723» из состава 654-го дивизиона (батальона), подбитое в районе совхоза «1-е мая». Снарядными попаданиями разрушена гусеница и заклинено орудие. Машина входила в «ударную группу майора Каль» в составе 505-го тяжелого танкового батальона и 654-го дивизиона.

Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», бортовой номер «731», номер шасси 150090 из состава 654-го дивизиона, подорванная на мине в полосе обороны 70-й армии. Позднее эта машина был отправлена на выставку трофейной техники в Москву. Курская дуга.

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» №502, из состава 5-й роты 654-го дивизиона. Подорвалась на фугасе. Позднее именно эта САУ была испытана обстрелом.


Немецкая фотография. Горящее тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд» из состава 656-го полка на Орловском фасе Курской дуги.
Фото сделано через люк механика-водителя танка-управления Pz.Kpfw. III танками-роботами Б-4.

Немецкое тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд» 653-го батальона (дивизиона), захваченное в исправном состоянии вместе с экипажем солдатами советской 129-й Орловской стрелковой дивизии.


mihalchuk-1974.livejournal.com

характеристики и история немецкого танка, описание, экипаж

Во время Второй Мировой войны немецкая армия столкнулась с советским танком Т-34, который доставлял им много проблем. Тогда в конструкторское бюро пришли заказы на создание машины, которая будет уничтожать вражеские танки. После этого началось производство «Фердинанда» или «Элефанта».

История и процесс создания

В начале 1941 года Гитлер лично заказал создать машину, которая сможет прорывать оборону противника.

  • На совещании вместе с высшими чинами инженерного ведомства были проанализированы потери и повреждения немецких танков при войне с Францией. В ходе этой встречи Фердинанд Порше и Штайер Хаккер получили особые заказы на создание тяжелого танка. С этого момента они стали конкурентами.
  • Второй причиной создания «Фердинанда» послужил тот факт, что большинство немецких танков не были достаточно эффективны в боях против английской «Матильды».
  • В 1941 году инженеры занималась доработкой серийных бронемашин, но в этом же году генералы и танкисты имели возможность познакомиться с танком КВ. Он произвел огромное впечатление. Осенью разработка танка была ускорена. Вооружением занималась фирма Хеншель (принадлежавшая Штайеру Хаккеру). Одним из главных разработчиков был Эрвин Адерс, который ранее создал немецкий танк «Тигр».
  • Во время разработки танка, у Фердинанда Порше произошел конфликт с Управлением вооружения, который повлиял на конечный результат. Во время производства выяснилось, что башня не соответствовала заказанным параметрам.
  • Разработку Порше мало кто поддерживал, а вскоре в авиакатастрофе погиб его единственный союзник доктор Тодт. Это не остановило изобретателя, и он сильно рискуя, решил заказать корпуса для танков у фирмы Нибелунгенверк.
  • Во время испытаний разработка Фердинанда показала лучшие результаты, но чиновники, недолюбливая изобретателя рекомендовали разработку Хеншеля. Также рассматривался вопрос о производстве двух машин, но такой вариант стоил бы слишком дорого, поэтому Гитлер сдержанно отказал.
  • В марте 1942 года выяснилось, что разработку Пор

militaryexp.com

Panzerjäger Tiger (P) (8,8 cm Pak 43/2 L/71) Ferdinand — War Thunder Wiki

Ferdinand

Основные характеристики

Кратко

Подробно

6.7/6.3/7.0БР

6 человекЭкипаж

Подвижность

65,0 тоннМасса

8 вперёд
4 назадКПП

Вооружение

50 снарядовбоезапас

-8° / 14°УВН

-14° / 14°УГН

Экономика

78 000 исследование230 000 покупка12 450 / 15 537/10 020 / 12 504/6 750 / 8 423ремонт65 000 обучение экипажа230 000 эксперты990 асыx 1,84 награда за бой

Описание

Ferdinand (Полное название: Panzerjäger Tiger (P) (8,8 cm Pak 43/2 L/71) — классический представитель семейства немецких истребителей танков. Дебютировав в июне 1943-го в составе 2-х батальонов, он показал превосходные боевые качества как истребитель себе подобных и передвижной ДОТ. Однако, в силу малого количества выпущенных экземпляров, не смог повлиять на исход войны на Восточном Фронте. Но даже столь грозная и мощная машина становилась легкой добычей для пехоты в виду отсутствия средств для борьбы с последними.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Боевая рубка «Фердинанда» собиралась из листов цементованной «морской» брони (переданной из запасов морского флота). Поскольку толщина этой брони была значительной (200 мм в лобовой части и 85 мм в бортах и корме), для надежного соединения листов применяли соединение «в шип», в ответственных местах усиленное шпонками. Подобное соединение, после установки на места шпонок, делалось неразъемным и его обварка осуществлялась большей частью с целью герметизации, чем силового сочленения. Для увеличения снарядостойкости бортовые и кормовой броневые листы рубки устанавливались с некоторым наклоном. В бортах и корме боевой рубки имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия, но их конструкция оказалась неудачной, так как из-за малого диаметра отверстия при ведении огня немного в сторону, мушка пистолета, или пистолета-пулемета не была видна. В кормовой части рубки находится круглая бронедверь-люк. Через нее производилась загрузка боекомплекта орудия. Этот же люк использовался при демонтаже неисправного орудия, а также для аварийного покидания САУ экипажем. Лоб рубки имеет толщину в 200-мм. Небольшой доворот превратит Фердинанд в неприступную крепость, но с небольшими условиями, у него есть уязвимые места, а именно — 80-мм скосы по бокам

Исходя из этих фактов делаем вывод — корпус нужно прятать за каким-нибудь склоном или холмом, в идеале торчит только рубка. Самоходка имеет очень высокий силуэт, поэтому занимая позицию обратите внимание на укрытия по бортам — они должны скрывать рубку или быть заняты союзниками.

Подвижность

Подвижность Ferdinand на низком уровне. Танк движется с одинаковой скоростью как вперёд, так и назад, однако максимальная скорость по шоссе всего 31 км/ч., а по грунтам около 29 км/ч. Двигатель мощностью 530 л/с. и вес в 65 тонн дает удельную мощность всего около 8 л/с. на тонну, что очень мало. Из-за длинного корпуса манёвренность у танка ужасная и для поворота требуется остановиться и медленно разворачиваться. Рекомендуется заранее прокладывать обдуманный путь.

Вооружение

Основное орудие

1 х 88-мм пушка Pak 43

Орудие — гордость Ferdinand. Оно способно пробить и уничтожить не сильно ломая голову «куда стрелять». Это орудие обладает отличной баллистикой и скоростью снарядов, что позволяет уверенно уничтожить противника даже на больших картах.

Доступны следующие типы снарядов:

  • PzGr 39/43 — Бронебойный каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Основной тип боеприпаса. Отличается прекрасным бронепробитием, хорошим зарядом взрывчатого вещества (109 грамм в тротиловом эквиваленте).
  • PzGr 40/43 — Бронебойный подкалиберный снаряд. На дистанции до километра пробивает более толстую броню под прямым углом.
  • Hl.Gr 39 — Кумулятивный снаряд. Имеет невысокое пробитие, которое не падает с расстоянием и низкую скорость полёта. Рекомендуется против легкобронированной техники с разрушением корпуса.
  • Sprgr — Осколочно-фугасный снаряд. Проламывает только 13 мм брони. Ввиду наличия кумулятивного снаряда является малоэффективным.

Применение в бою

Мощная лобовая броня, которую не пробивают большинство танков на боевом рейтинге, и отличное орудие с быстрой перезарядкой превращают Ferdinand в грозного противника. К сожалению, показатели подвижности крайне скудные, поэтому рекомендуется заранее прокладывать свой маршрут и занять выгодную позицию. Следует всегда следить за своими бортами, ведь любой противник, который зайдет в борт Ferdinand, скорее всего, уничтожит данную САУ. Фердинанд также имеет в лобовой проекции ослабленное место — щеки в корпусе. Рекомендуется прятать их за углами зданий или показывать только рубку.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Мощное пробивное орудие
  • Достаточно быстрая перезарядка
  • Очень хорошая лобовая броня
  • Прекрасная скорость заднего хода

Недостатки:

  • Слабая бронезащита в бортах и корме
  • Ослабленные «щеки» во лбу
  • Низкая манёвренностью
  • Очень заметная цель для авиации
  • Отсутствие пулеметного вооружения

Историческая справка

Порше спроектировал новое шасси для танков. На его ходовой испытывали новые танки «Леопард», VK3001(P), Tiger(P). Испытания показали преимущества инновационной модели шасси. Таким образом, в сентябре 1942г. Порше было дано распоряжение разработать Истребитель Танков с 88-мм пушкой на основе ходовой, предназначенной для тяжёлого танка «Тигр». Штурмовое орудие должно быть хорошо защищено, пушка должна находиться в неподвижной рубке – таковы были распоряжения фюрера. Переработанные танки Tiger(P) стали прототипами «Фердинанда». Корпус «Тигра» Порше подвергался минимальным изменениям, главным образом в кормовой части, где устанавливалась боевая рубка с 88-мм орудием и пулемётом в лобовом листе (позже пулемёт убрали из-за переизбытка массы, что стало существенным недостатком в ближнем бою с пехотой противника). Передняя часть корпуса усиливалась дополнительными бронелистами толщиной 100 и 30 мм. В итоге проект был утверждён, и поступило распоряжение на постройку 90 таких машин. 6 февраля 1943г. на совещании главнокомандующих был заслушан доклад об изготовлении «штурмового орудия на шасси Porsche-Tiger». По распоряжению Гитлера новая машина получила официальное обозначение «8,8-cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Ferdinand».

В боях «Фердинанд» показал себя, как мощный истребитель танков. Он имел рекордную для самоходок скорострельность — до 10 выстрелов в минуту. Это достигалось благодаря введению в экипаж двух заряжающих. Для орудий полевой артиллерии и танков уязвимыми были только борта «Фердинанда». Большую часть новых машин немцы потеряли на минных полях, которые не успевали разминировать или не наносили на карту свои. В боях под Курском было потеряно 19 самоходок.

Неудачи под Курском заставили отправить ПТ-САУ на ремонт и перекомпоновку. Также была пересмотрена стратегия ввода этих машин в бой. Для защиты самоходок от заходов во фланг и тыл и во время ближнего боя, к ним были приставлены сопровождающие танки Pz.IV. Также был упразднён приказ о совместных боевых действиях самоходок и пехоты, так как из-за активного артобстрела «фердинандов», сопровождающая пехота несла большие потери. Вновь выведенные на поле боя машины уже лучше и быстрее справлялись с боевыми задачами, неся минимальные потери. За время боёв на Запорожском плацдарме было потеряно всего 4 машины. А после участия «фердинандов» в боях на Западной Украине было принято решение отправить уцелевшие машины в глубокий тыл на ремонт и модернизацию. После её прохождения они успешно воевали в Италии. А зимой 1944-1945 годов оставшиеся в строю самоходки приняли участие в последнем крупном наступлении Вермахта в Арденнах.

Медиа

  • Panzerjäger Tiger (P) Ferdinand

Обзор от CrewGTW

Обзор от WarTube

Обзор от PolezniyBes


См. также

Ссылки



wiki.warthunder.ru

Фердинанд — фото | Военный альбом 1941-1945

Главная » Техника » Танки и САУ » Танки и САУ Германии » САУ Германии » Фердинанд

Фотографии в категории «Фердинанд»

«Фердинанд» (Ferdinand) — немецкая тяжелая самоходно-артиллерийская установка класса истребителей танков.

Страница 1 из 512345»

Итальянская кампания, Фердинанд &raquo

Немецкая САУ «Элефант» из 653-го батальона истребителей танков, брошенная немцами возле церкви Святого Николая из Бари (Church St. Nicholas of Bari) на площади Виктора Эммануила II (Piazza Vittorio Emanuele II) в городе Сориано-нель-Чимино (Soriano nel Cimino). Лето 1944 года.

Итальянская кампания, Фердинанд &raquo

Немецкая САУ «Элефант» из 653-го батальона истребителей танков, брошенная немцами возле церкви Святого Николая из Бари (Church St. Nicholas of Bari) на площади Виктора Эммануила II (Piazza Vittorio Emanuele II) в городе Сориано-нель-Чимино (Soriano nel Cimino). Лето 1944 года.

Курская дуга, Фердинанд &raquo

Истребители танков «Фердинанд» Sd.Kfz.184 (8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) штабной роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков (Schwere Panzerjäger-Abteilung 654) вермахта, подбитые 15-16 июля 1943 года в районе станции Поныри. Слева штабная машина № II-03. Была сожжена бутылками с керосиновой смесью после попадания снаряда, повредившего ходовую часть. В кадре советские военные.

Итальянская кампания, Фердинанд &raquo

Немецкая САУ «Элефант» из 653-го батальона истребителей танков, брошенная немцами возле церкви Святого Николая из Бари (Church St. Nicholas of Bari) на площади Виктора Эммануила II (Piazza Vittorio Emanuele II) в городе Сориано-нель-Чимино (Soriano nel Cimino). Лето 1944 года.

Лидеры, Фердинанд, Другие персоналии &raquo

Конструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche; 1875 — 1951) демонстрирует Гитлеру предсерийный образец САУ «Фердинанд» (Panzerjäger Tiger (P) mit 8,8 PaK 43/2 (Sd.Kfz. 184)) в Рюгенвальде (Rügenwald, ныне Дарлово в Польше).

Курская дуга, Немецкие наземные войска, Фердинанд &raquo

Истребитель танков «Фердинанд» Sd.Kfz.184 (8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) 653-го батальона тяжёлых истребителей танков (Schwere Panzerjäger-Abteilung 653) вермахта движется через населенный пункт перед началом наступательной операции «Цитадель».

Прочее с Восточного фронта, Жизнь немецких войск, Фердинанд &raquo

Солдаты вермахта производят работы на перевернувшейся противотанковой САУ «Элефант» (Elefant (Sd.Kfz. 184) №224 3-й роты 653-го тяжелого противотанкового батальона (Schwere Panzerjäger-Abteilung 653). В кадре производятся работы по восстановлению разрушенного моста.

Производство в Германии, Фердинанд &raquo

Новые САУ вермахта «Элефант» (Elefant (Sd. Кfz. 184) на полигоне завода «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke), перед их сдачей в войска. Хорошо видна пулемётная установка в лобовом листе корпуса, а также командирская башенка на крыше рубки. Борта машин покрыты циммеритом.

Страница 1 из 512345»

waralbum.ru

Наука побеждать.. слонов

Изначально «Фердинанды» входили в состав двух тяжёлых истребительно-противотанковых батальонов (дивизионов) — schwere Panzerjäger Abteilung (653-го и 654-го). В каждом батальоне первоначально было три роты по три взвода каждая, в каждом взводе четыре машины, плюс две машины при командире роты; также имелась штабная рота из трёх машин. Таким образом, всего в каждом батальоне насчитывалось 45 САУ.

Оба батальона входили в сформированный 8 июня 1943 года 656-й танковый полк. Помимо «Фердинандов», полк включал 216-й батальон штурмовых орудий «Бруммбер», а также 213-ю и 214-ю роты радиоуправляемых транспортёров взрывчатки «Боргвард».

В конце августа 1943 года оставшиеся в строю «Фердинанды» были сведены в 653 батальон, а 654 батальон убыл в Орлеан для переучивания на танки «Пантера». К концу августа 1944 года 653 батальон, понесший большие потери, был выведен на переформирование в Австрию, а оставшиеся «Элефанты» свели в одну 2-ю роту, 15 декабря 1944 года переименованную в 614-ю отдельную роту тяжёлых истребителей танков — 614. schwere Heeres Panzerjäger Kompanie.

«Фердинанды» дебютировали в июле 1943 года под Курском, после чего активно участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии вплоть до конца войны. Последний бой эти самоходные орудия приняли в пригородах Берлина весной 1945 года.

Курская битва

По состоянию на июль 1943 года все «Фердинанды» находились в составе 653-го и 654-го тяжёлых противотанковых батальонов (sPzJgAbt 653 и sPzJgAbt 654). Согласно плану операции «Цитадель», все САУ этого типа должны были быть использованы для атак против советских войск, оборонявших северный фас Курской дуги. Тяжёлым САУ, неуязвимым для огня штатных противотанковых средств, отводилась роль бронированного тарана, который должен был пробить хорошо подготовленную глубокоэшелонированную советскую оборону.

Первые упоминания об участии в боях новых немецких САУ относятся к 8 июля 1943 года. Массированное применение «Фердинандов» немцами началось 9 июля в районе станции Поныри.
Для штурма мощной советской обороны в этом направлении немецкое командование создало ударную группу в составе 654-го батальона «Фердинандов», 505-го батальона «Тигров», 216-го дивизиона штурмовых орудий «Бруммбер» и некоторых других подразделений танков и САУ.

9 июля ударная группа прорвалась через совхоз «1 Мая», однако понесла потери на минных полях и от огня противотанковой артиллерии. 10 июля стал днём наиболее ожесточённых атак под Понырями, немецким САУ удалось выйти к окраинам станции. По немецкой бронетехнике вёлся массированный огонь артиллерией всех калибров, включая 203-мм гаубицы Б-4, в результате чего многие САУ, пытаясь маневрировать, вышли за пределы разминированных проходов и подорвались на минах и фугасах. 11 июля ударная группа была сильно ослаблена передислокацией 505-го батальона «Тигров» и других частей, интенсивность атак «Фердинандов» существенно снизилась. Немцы отказались от попыток прорыва советской обороны, 12 и 13 июля занимаясь попытками эвакуации подбитой бронетехники. Но эвакуировать подбитые «Фердинанды» немцам не удалось, вследствие их большой массы и отсутствия достаточно мощных ремонтно-эвакуационных средств. 14 июля, не выдержав атаки советских войск, немцы отошли потеряв 21 «Фердинанд», подорвав часть не подлежавшей эвакуации техники.

Другое соединение тяжёлых САУ (653-й батальон), действовало в районе посёлка Тёплое 9—12 июля. Бои здесь отличались меньшей интенсивностью, потери немецких войск составили 8 «Фердинандов». В дальнейшем, в ходе отступления немецких войск в июле — августе 1943 года, периодически происходили бои небольших групп «Фердинандов» с советскими войсками. Последние из них произошли на подступах к Орлу, где советским войскам в качестве трофеев достались несколько подготовленных к эвакуации повреждённых «Фердинандов». В середине августа оставшиеся боеспособными САУ немцы перебросили в районы Житомира и Днепропетровска, где часть из них встала на текущий ремонт — замену орудий, прицельных приспособлений, косметический ремонт броневых листов.

Из четырёх обследованных машин, оставленных немецкими войсками у посёлка Тёплое, у двух была повреждена ходовая часть, одна была выведена из строя огнём 152-мм орудий (был сдвинут лобовой лист корпуса, но броня пробита не была), и одна застряла на участке с песчаным грунтом (экипаж взят в плен)

Бои под Никополем и Днепропетровском
По причине больших потерь 654-й батальон сдал оставшиеся САУ в 653-й батальон и убыл на переформирование в Германию. Оставшиеся «Фердинанды» приняли участие в ожесточённых боях на Никопольском плацдарме. При этом были потеряны ещё 4 самоходки, а боевой счёт «Фердинандов» достиг к 5 ноября, по немецким данным, 582 советских танка, 133 орудия, 3 САУ, 3 самолёта и 103 противотанковых ружья, причём экипажи двух САУ подбили 54 советских танка.

Украина
Две оставшиеся роты САУ в апреле 1944 года были переброшены на Восточный фронт, в район Тернополя. Кроме 31 «Элефанта», в составе рот имелись две ремонтно-эвакуационные машины на базе шасси танка Tiger (Р) и одна — на базе танка «Пантера», а также три транспортёра боеприпасов. В тяжёлых боях конца апреля роты понесли потери — было выведено из строя 14 машин; впрочем, 11 из них были быстро восстановлены, и число боеготовых машин даже возросло за счёт прибытия с заводов отремонтированных машин 1 роты. Кроме того, к июню состав рот пополнился двумя уникальными образцами бронетехники — танком Tiger (P) с усиленным до 200 мм лобовым бронированием и танком «Пантера» с башней танка PzKpfw IV, которые использовались как командирские машины. В июле началось крупномасштабное наступление советских войск, и обе роты «Элефантов» были втянуты в тяжёлые бои. 18 июля они были брошены без разведки и подготовки на помощь дивизии СС «Хоэнштауфен» и понесли большие потери от огня советской противотанковой и самоходной артиллерии. Батальон потерял более половины машин, причём значительная их часть подлежала восстановлению, однако, поскольку поле боя осталось за советскими войсками, повреждённые самоходки были уничтожены своими же экипажами. 3 августа остатки батальона (12 машин) были переброшены к Кракову.

Германия
Понёсший тяжёлые потери от советских войск 653-й батальон с октября 1944 года стал получать новые САУ «Ягдтигр», а оставшиеся «Элефанты» свели в отдельную 614-ю тяжёлую самоходную противотанковую роту (sPzJgKp 614). До февраля 1945 года эта рота, состоявшая из 13 САУ, находилась в резерве. 25 февраля 1945 года роту перебросили к Вюнсдорфу для усиления противотанковой обороны немецких частей. Последние бои «Элефанты» провели в Вюнсдорфе, Цоссене и Берлине.

Судьба трофейных САУ в СССР
В Советском Союзе в разное время имелось не менее восьми трофейных комплектных «Фердинандов». Одна машина была расстреляна под Понырями в июле — августе 1943 года при испытании её брони; ещё одна — расстреляна осенью 1944 года при испытании новых образцов вооружения. В конце 1945 года в распоряжении различных организаций имелось шесть САУ. Они использовались для проведения различных испытаний, часть машин была в итоге разобрана с целью изучения конструкции. В итоге все они, кроме одной, были сданы на лом, как и все машины, захваченные в сильно повреждённом состоянии.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *