трижды неудачная попытка » Военное обозрение
В действительности идея создания БТ-7А была дважды хорошей. Но не без нюансов.Вообще, уже в середине 30-х годов прошлого века военачальники и инженеры РККА пришли к выводу, что с артиллерийским вооружением танков надо что-то делать. Непосредственным инициатором довооружения выступил небезызвестный нам «стратег» Тухачевский, который и предложил идею вооружения легких танков Т-26 и БТ-7 орудиями калибром 76 мм или динамореактивными пушками Курчевского.
Как известно, пушки Курчевского «не зашли», а вот идея установки более мощного орудия и превращение легкого танка в танк артиллерийской поддержки прижилась.
И здесь стоит сделать маленькое отступление с экскурсом в историю и стратегию.
Напомню, что в те годы бить врага РККА планировала малой кровью и на его территории. На деле все вышло несколько иначе, но артиллерийские танки планировались именно как танки поддержки наступления. И это станет ясно чуть ниже, когда начнем разбирать саму идею перевооружения.
А идея была такова: установить на БТ-7 новую башню с 76-мм короткоствольным орудием. Почему именно короткоствольным? Все просто: длинноствольных пока не было в обозримом будущем в такой степени готовности «бери и ставь».
Из имевшихся на то время орудий, пригодных для установки на танк, в серийном производстве существовали только КТ-28 и ПС-3.
Но ПС-3 в серию не пошла, поскольку реально была «прыжком через голову». Об этой интересной разработке можно с удовольствием прочитать вот здесь, а мы отталкиваемся от того, что единственным подходящим вариантом оказалась КТ-28.
Почему вдруг потребовался калибр 76-мм, если любой танк того времени спокойно «брали» 45-мм пушки советских танков?
При длине ствола всего в 16,5 калибров, начальная скорость 7-кг осколочно-фугасного снаряда пушки КТ-28 составляла 262 м/с, шрапнельный 6,5-кг снаряд вылетал со скоростью 381 м/с.
Это однозначно не для танков. Ну может, самым легким снаряд с такими характеристиками был опасен. А вот пехота, дзоты, доты, артбатареи, минометные батареи – вот это явные цели для этого орудия.
Более тяжелый снаряд, который однозначно давал больше осколков, чем 45-мм собрат, был реально более целесообразен для использования против вышеперечисленного списка.
Особо подчеркну – именно в наступлении.
Вот так, собственно, КТ-28 получила прописку пусть и в качестве временной меры до появления в серийном производстве более мощных артсистем. Правда, более мощные пушки в 30-е годы так и не появились, и КТ-28 устанавливалась на все тяжелые танки Т-35 и большую часть средних Т-28.
Возвращаемся к БТ-7А.
На этих танках была установлена оригинальная по конструкции башня в форме эллипса со скошенной крышей. В нише башни размещалась укладка барабанного типа на 18 снарядов и (!) радиостанция.
Башня получилась весьма похожей на главную башню Т-28/Т-35, но нет, это совершенно другая разработка.
Справа от пушки размещался пулемет ДТ в шаровой установке. Ещё один ДТ устанавливался в лобовом листе корпуса в качестве курсового.
Машины были отправлены на испытания, которые показали совершенно неудовлетворительные характеристики танков. Боевое отделение оказалось слишком тесным даже для экипажа из трех человек, боезапас в 18 снарядов был явно недостаточным, масса танка существенно увеличилась, соответственно, упала скорость.
Работы были приостановлены, до осени 1934 года. Что произошло? А прошли испытания артиллерийского танка Т-26-4, которые закончились еще большим фиаско. Но по итогам всех испытаний было принято решение установить на БТ-7А второй вариант башни для Т-26 (КТ-26) с пушкой КТ-28.
И внезапно получилось.
Перед установкой на БТ-7 в конструкцию башни внесли несколько изменений, усилив крышу, доработав башенный погон и предусмотрев установку кормового пулемета.
Боекомплект был значительно увеличен и составил 50 выстрелов и 3339 патронов к пулеметам ДТ. Наведение орудия на цель осуществлялось как с помощью телескопического прицела ТОП или перископического прицела ПТ-1.
Танк получил обозначение БТ-7А и в середине октября 1935 г. пошел на испытания.
В целом все получилось: ходовые характеристики остались практически на уровне серийного БТ-7, а огневая мощь увеличилась.
Но к тому времени Т-28 и Т-35 уже пошли в серию, а БТ-7А оказался в роли догоняющего. Только в середине 1937 года была выпущена серия для войсковых испытаний. Однако, танк БТ-7 уже имел к тому времени устоявшуюся репутацию хорошей машины, то и БТ-7А был воспринят в войсках положительно.
На Харьковском паровозостроительном заводе с августа 1937 по январь 1938 года было собрано 155 машин. Военная приёмка приняла 122 танка, так как остальные находились в ожидании орудий КТ-28, выпуск которых прекращался. За весь 1938 год удалось получить только 10 пушек, что довело количество принятых машин до 132.
Судьба остальных невооруженных БТ-7А не совсем понятна. Скорее всего, их переделали в обычные БТ-7, благо, в конструкцию башни была заложена возможность замены 76-мм пушки на 45-мм.
Далее снова начали думать, «что делать?». КТ-28 с производства снята, ПС-3 в серию не пошла. Был вариант с полуавтоматическим танковым орудием Л-10. Пушка была выпущена небольшой серией и ей даже перевооружили какое-то количество танков Т-28.
Был даже поднят вопрос об оснащении этим орудием Т-35, но из-за отсутствия существенных преимуществ перед КТ-28 от этой идеи быстро отказались. Автобронетанковое управление РККА в начале 1938 г. выдало новое задание на разработку танковой пушки.
Так получилось на выходе «новое» орудие Л-11, которое представляло собой все то же Л-10 с увеличенной длиной ствола и усиленным казенником. Соответственно, со всеми же недостатками Л-10.
Пушка в серию не пошла, тем более, что на испытаниях выявились такие дефекты, которые не позволяли безопасно эксплуатировать орудие.
БТ-7А остался без орудия.
Последней попыткой все-таки дать армии танк артиллерийской поддержки стало рассмотрение возможности установки грабинской Ф-32.
Кстати, мог бы получиться вполне себе хороший вариант.
Грабин использовал в своём проекте качающуюся часть дивизионной пушки Ф-22 образца 1936 г. с укороченным стволом. При сравнении Л-11 и Ф-32 выяснилось, что Ф-32 имеет более низкую стоимость, при высокой надежности, скорострельности, и хороших баллистических показателях.
При её производстве использовались недефицитные материалы, а совместимость многих узлов с пушкой Ф-22 позволяло быстро наладить серийное производство Ф-32.
Испытания, проведенные на БТ-7А, полностью подтвердили высокие показатели грабинской пушки. Но…
Увы, но установка Ф-32 все-таки потребовала башни большего размера. Несмотря на сложности с установкой и работой расчета, БТ-7А с пушкой Ф-32 в сентябре 1939 года успешно прошел полный цикл испытаний. Работа орудия была признана полностью удовлетворительной и пушка Ф-32 была рекомендована к установке на советские танки. В том числе, и на БТ-7.
А в январе 1940 года Ф-32 была принята на вооружение.
И БТ-7А снова остался без орудия!
От переоснащения старых танков пушками Ф-32 отказались в пользу реализации на новых танков КВ и Т-34.
И здесь таилась небольшая, но «засада».
Может, не самые лучшие, но уже проверенные, в том числе и боем, БТ-7, Т-26, Т-28 просто взяли, и отправили в отставку. Сделав ставку на новые модели, которые толком еще и не начали к тому моменту выпускать. А когда начали выпускать серийно КВ и Т-34, то эти новые танки естественно, имели полный набор «детских болезней».
И это как бы нормально.
Не нормально было то, что на устранение многочисленных недостатков и полноценное освоение в производстве ушло время, более того, время драгоценное в условиях начавшейся войны.
Можно сказать, что модернизационный потенциал освоенных в производстве и проверенных боями еще в 30-х годах БТ, Т-26 и Т-28 не был использован. И в этом есть смысл. Совершенно напрасно было отбрасывать пусть и не совсем новую технику.
Кстати, вермахт прекрасно продемонстрировал, как надо использовать трофейные танки.
Идея как танка артиллерийской поддержки (реализованная американцами), так и САУ на базе БТ-7 была бы вполне реализуемой и полезной.
Всего-то надо было бы по-хорошему сменить свечную подвеску и «гитары» Кристи на более совершенную, оснастить танк более просторной башней реально под 76-мм пушку, а после усилить бронирование до 40-50 мм. И башенку для командира с приборами наблюдения.
Вкупе с 76-мм пушкой Ф-32 или Ф-34 могла бы получиться весьма полезна машина реальной огневой поддержки. Неважно в принципе, что это было бы, артиллерийский танк, САУ, противотанковая установка, важен факт возможности массового выпуска и последующего наличия в частях.
Понятно, что ничего сделано не было по ряду причин, не научились к началу войны принимать выверенные решения и перевооружать армию без потери боеспособности. Наглядных примеров валом, истории с принятием на вооружение КВ и Т-34 до воспоминаний Покрышкина, как в ВВС заходили МиГи.
Идея поэтапной модернизации только витала в воздухе, а реально этому научила только война.
Говорить о боевом применении БТ-7А сложно, поскольку довольно небольшое количество этих танков было разбросано по всем военным округам.
Очень неплохо БТ-7А показали себя в Зимней войне, то есть, в тех условиях, для которых эти танки разрабатывались. Поддержка наступающей пехоты.
В период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 года шесть артиллерийских танков из состава 1-й лтбр активно использовались для огневой поддержки наступающих танков и пехоты, а также для стрельбы по ДОТам финнов и контрбатарейной борьбы.
Интересно, что все 6 машин в ходе боёв получили боевые повреждения (4 повреждены артиллерией и 2 подорвалось на фугасах), но все они были отремонтированы и вновь возвращены в действующую армию.
На момент начала Великой Отечественной в РККА числилось 117 танков БТ-7А. Понятно, что далеко не все находились в боеспособном состоянии, но тем не менее, танки числились. Точное количество танков БТ-7А, находившихся в приграничных округах накануне войны с Германией, сейчас вряд ли удастся установить.
Не менее сложно найти какие-либо подтверждения об участии танков в боях, и тем более, о результативном участии. Не до статистики было, увы.
Если судить по немецкой хронике, фактически все БТ-7А были потеряны в первые дни войны.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса: 13,5 тонн
Экипаж: 3 чел
Длина: 5,6 м
Ширина: 2,2 м
Высота: 2,4 м
Бронирование
лоб корпуса: 20 мм
лоб башни: 15 мм
борт корпуса: 10 мм
корма корпуса: 10 мм
крыша: 10 мм
днище: 6 мм
Вооружение:
Пушка 76-мм с б/к 50 снарядов, 2 х 7,62 мм пулемета ДТ с б/к 3339 патронов
Двигатель: М-17Т, карбюраторный, мощностью 400 л.с.
Запас хода по шоссе:
на гусеницах 250 км
на колесах 500 км
Максимальная скорость по шоссе:
на гусеницах 62 км/ч
на колесах 86 км/ч
Сегодня танк БТ-7А, представленный на фото, можно увидеть в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.
Источник:
Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ.
topwar.ru
Советский лёгкий танк БТ-7
БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов. Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников танков БТ-2 и БТ-5 сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.
Машина выпускалась как с вооружением аналогичным вооружению танка БТ-5, так и с 76-мм пушкой.
На последние модели танка устанавливался дизельный двигатель. Эти танки выпускались как с радиостанцией, так и без радиостанции.
Всего было передано в войска 5 328 танков БТ-7 различных модификаций.
История создания танка БТ-7
Примерно в январе месяце на Харьковский завод, который в тот момент осуществлял работу над конструкторской документацией для танка БТ-5 (конструкторское бюро «отдел 520»), поступило задание на разработку нового танка – в новой машине должны были быть учтены и устранены недостатки, которые были выявлены на предшествующих моделях.
В соответствии с проектной документацией на новый танк предполагалось установить более совершенный и надёжный двигатель М-17, разработать сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, установить на танк топливные баки повышенной вместимости и пушку 76-мм. В целом задание предполагало разработку «ударного колёсно-гусеничного танка дальнего действия».
В разработке нового танка приняла участие группа конструкторов: Фирсов, Бондаренко, Морозов, Дорошенко, Курасов, Веселовский и Таршинов.
Уже в начале 1934 года был создан прототип, который получил название БТ-7. К 1 мая 1934 года была готова первая машина, а к 7 ноября 1934 года был создан второй образец БТ-7.
На первых двух машинах справа от места механика-водителя был установлен курсовой пулемёт, а башня была исполнена в виде усечённого конуса. В башню можно было установить танковую пушку 76-мм КТ-28 или ПС-4. Предполагалось предоставить на испытание и машину с 45-мм пушкой в стандартной башне танка БТ-5.
Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.
В результате в 1935 году началось серийное производство танка БТ-7 с уже проверенной башней от танка БТ-5. Вместе с тем от идеи создания лёгкого танка с 76-мм пушкой ни военные, ни конструкторы не отказались. Кроме того в КБ от ГАБТУ поступило задание разработать проект БТ-7, который бы позволил установить на машину башню от танка Т-26-4.
Танк БТ-7. Модель 1935 года
Серийный БТ-7 модели 1935 года имел корпус жёсткой коробчатой конструкции с двойными бортовыми стенками, трапециевидной кормовой частью и закруглённой суженной удлиненной передней частью. Корпус набирался из стальных броневых листов, которые соединялись между собой с помощью сварки. Некоторые модели были с клёпаными корпусами.
Наружные стенки корпуса были съёмными. Внутренние стенки – 4-мм стальные листы.
Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.
При движении на гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.
В кормовой части машины размещался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Трансмиссия: 4-х скоростная КПП, многодисковый сухой главный фрикцион и бортовые фрикционы, для привода колёсного хода – гитары, тормоза.
Топливные баки устанавливались по бокам между бортовыми листами – 2 шт. и один бак в корме.
Башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.
Вооружение: 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный пулемёт ДТ. На некоторых машинах были установлены кормовые пулемёты и зенитные пулемёты.
На командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневыми антеннами.
Экипаж танка БТ-7 – три человека: командир и он же наводчик, заряжающий и механик-водитель.
Танк БТ-7. Модель 1937 года
В 1937 году серийные танки БТ-7 начали производить с конической башней, что позволило (без изменения состава вооружения) увеличить боезапас танка на 44 снаряда (для танков без радиостанции – 188 снарядов, для танка с радиостанцией – 145 снарядов).
На все линейные БТ-7 в кормовой нише башни устанавливали кормовые пулемёты ДТ.
БТ-7 модели 1937 года оснастили спецфарами прожекторного типа, которые монтировались на маске пушки, что предполагало возможность вести огонь из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. В последующем такими фарами оборудовали и танки, выпущенные до 1937 года.
КПП стала трёхступенчатой, была усовершенствована трансмиссия, усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода.
С 1938 года машины выпускали без резиновых бандажей и начали заменять крупнозвенчатую гусеницу на мелкозвенчатую.
Лобовая броня «выросла» до 22 мм, а боевая масса машины достигла 13,9 тонны.
Танк БТ-7М. Модель 1939 года
Серийный выпуск БТ-7М (иногда встречается название БТ-8) начался в декабре 1939 года.
Внешне БТ-7М практически не отличался от предшественника БТ-7. Основное отличие – это замена карбюраторного двигателя М-17Т на советский дизель В-2.
За счёт установки специальных раскосов была повышена жёсткость корпуса, в днище танка был устроен подмоторный люк, изменился в меньшую сторону размер колпака воздушного фильтра-пылеуловителя.
Экономичный дизельный двигатель позволил избавиться от топливных баков над гусеничными полками.
Самое главное отличие – танки с дизельными двигателями были существенно безопаснее в бою, поскольку дизельное топливо хуже воспламеняется при поражении танка.
Нужно отметить, что к этому времени дизельными двигателями уже оснащались японские серийные танки «Ха-Го» и танки «Тип 86». В 1935 году начали выпускать танки дизелями и в Польше – это танк 7ТР. Значительных успехов достигли французы, но в серию машины с дизельными двигателями так и не пошли.
В Германии танковые дизеля даже не разрабатывались, поскольку считалось, что с началом боевых действий обязательно возникнут проблемы с производством дизельного топлива.
Лёгкие танки БТ-7М серийно производились до сентября 1940 года, даже параллельно с новым Т-34. В последующем все производственные мощности завода были переданы под производство Т-34.
Артиллерийский танк БТ-7А
С 1934 года небольшими партиями выпускался артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-28 (несколько машин выпустили с 76-мм пушками Л-11 и Ф-32). Всего, с пушкой 76-мм, было выпущено 154 танка.
Боевое применение танков БТ-7
Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.
Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.
В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.
Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.
БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.
23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).
Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.
ТТХ танка БТ-7, модель 1935 года
БТ-7 модель 1937 года
Боевая масса, т – 13,7
Компоновочная схема – классическая
Экипаж, чел. – 3
Размеры
Дина корпуса, мм – 5 660
Ширина корпуса, мм – 2 290
Высота, мм – 2 417
Клиренс, мм – 400
Бронирование
Тип брони – стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18
Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60
Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60
Борт корпуса, мм/град – 15+4/0
Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55
Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10
Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58
Днище, мм – 6
Крыша корпуса, мм – 10
Лоб башни, мм/град. – 15/0
Маска орудия, мм – 20
Борт башни, мм/град. – 15/0
Корма башни, мм/град. – 15/0
Крыша башни, мм/град. – 10/85-90
Вооружение
Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1934 г.
Тип пушки – нарезная
Длина ствола – 46 калибров
Боекомплект пушки – 172 снаряда
Углы вертикальной наводки, град. – от – 8 до + 25
Дальность стрельбы – с прицелом ТОП: 6,4 км из пушки и 1,6 км из спаренного пулемета.
Пулемёты – 3 шт. 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя – М-17Т, V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя – 400 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч – 52 на гусеницах и 72 на колёсах
Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20
Запас хода по шоссе, км – 375 на гусеницах и 460 на колёсах
Удельная мощность л.с./т – 28,8
Тип подвески – подвеска Кристи
Преодолеваемый подъём, град. – 42
Преодолеваемая стенка, м – 0,75
Преодолеваемый ров, м – 2,5
Преодолеваемый брод, м – 1,2
Галерея фото танка БТ-7
09 мая 2018 admin Метки: военная техника 4899 Поделитесь записью
typrishol.ru
БТ-7 – советский колесно-гусеничный танк из семейства «Быстроходных танков». | TANKI-TUT.RU
БТ-7История создания
Работы над танком велись параллельно с работой над танком БТ-5, начиная с 1932 года. Главной особенностью танка стала мощная по тем временам 76-мм пушка, которую разработали специально для БТ-7. Из-за этого немного изменились размеры корпуса и башни.
Экранированный БТ-7В декабре 1933 проект БТ-7 с 76-мм пушкой был представлен комиссии. Проект был одобрен, и комиссия выдала приказ о создании одного опытного образца танка. 14 апреля 1934 года появился второй проект БТ-7 с 45-мм пушкой. Опытный образец должны были изготовить к августу того же года.
Артиллерийский БТ-7Образец с 76-мм пушкой сошел с конвейера 1 мая 1934 года и отправился на заводские испытания. Машина завершила заводские испытания 13 июня 1934 года. Образец с 45-мм пушкой не был готов в срок и изготовлен только в ноябре. Ничем конструктивным от первого образца, кроме как 45-мм пушки не отличался.
В итоге всех испытаний в 1935 году были изготовлены чертежи серийной машины. Пушку решили поставить от второго образца. А башню от БТ-5Ю, так как были проблемы с башней как первого, так и второго образца БТ-7. Интересно, что даже испытания образцов не уберегли серийную машину от проблем. Самой главной была коробка передач. Она часто ломалась и выходила из строя. В 1937 году к БТ-7 была разработана новая КПП. А чуть позже все работники завода и ряд людей из приемной комиссии ХПЗ были арестованы за снабжение РККА ненадежными танками. Помимо всего прочего, из-за возросшей до 14 тонн массы танк уже не мог хорошо двигаться на колесах и выходил из строя через 50-100 км пробега. Танк производился с 1935 до 1940 год, эксплуатировался до 1945 года, после чего был сдан на металлолом.
Вооружение
На вооружении у БТ-7 была 45-мм пушка 20-К обр.1932 года, такая же, как у Т-50.
- Боекомплект, сн. — 84
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 760
- Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 1070
- Прицельная дальность, м, — 1500
- Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°
- Скорострельность, выстр./мин – до 12
- Дополнительное вооружение: Один пулемет ДТ спаренный с орудием.
ТТХ
- Масса, т — 14
- Экипаж, ч — 3. Командир(он же наводчик), Заряжающий, Механик-водитель.
- Длина корпуса, мм — 5660
- Ширина корпуса, мм — 2290
- Высота, мм — 2417
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 22 / 18° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 15 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 15—22 / 0—60° |
Борт корпуса, мм/град. | 15+4(экраны) / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 55° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 13 / 10° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 13 / 58° |
Днище, мм | 6 |
Крыша корпуса, мм | 10 |
Лоб башни, мм/град. | 15 / 0° |
Маска орудия, мм/град. | 20 |
Борт башни, мм/град. | 15 / 0° |
Корма башни, мм/град. | 15 / 0° |
Крыша башни, мм | 10 / 85—90° |
Ходовые качества
- Мощность двигателя, л. с. — 400
- Максимальная скорость, км/ч — 52 на гусеницах. На колесах 72.
- Запас хода по шоссе, км — 375 на гусеницах. На колесах 460.
- Удельная мощность, л. с./т — 28,8
- Преодолеваемый подъём, град. — 42°
Модификации БТ-7
- БТ-7М — Иногда называют БТ-8. Имел новый двигатель мощностью в 500 л.с., заметно улучшивший ходовые характеристики. Максимальная скорость на колесах возросла до 82, а на гусеницах до 62 км/ч. Новый дизельный двигатель помог сократить расход топлива и повысить запас хода более чем в два раза.
- БТ-7А — “Артиллерийский”. Оборудован артиллерийским короткоствольным орудием КТ-26 калибром 76 мм. Из-за установки нового орудия увеличен размер башни. Имелись так же опытные образцы с пушками Л-10 и Ф-32.
- БТ-7-ИС — Установлен привод на шесть колес. Это значительно повысило проходимость машины.
- БТ-СВ-2 — Быстроходный танк “Сталин-Ворошилов”. Обладал новой формой корпуса и башни, которая обеспечивала хорошую защиту танка в бою. Но из-за мощной брони масса танка увеличилась до 24 тонн. Подвеска “Кристи” не редко ломалась под таким весом. Работы над танком резко прекратились в связи с арестом главного инженера — Н. Ф. Цыганова. Именно этот танк стал прародителем А-20, который потом перерос в легендарный Т-34.
Машины на базе БТ-7
- ОТ-7 — Огнеметный танк. Не был принят на вооружение из-за решения, что легкие огнеметные танки не нужны.
- ХБТ-7 — Химический быстроходный танк. Способен заразить и задымить около 2,5 кв. км. По неизвестным причинам на вооружение не принят.
- ТТ-БТ-7 — Телетанк. Управлялся с помощью радиосвязи. Не принят на вооружение из-за невозможности прицельной стрельбы из пулемета. В дальнейшей телетанки больше никогда не разрабатывались.
- BT-42 — Финское штурмовое орудие, созданное в результате Советско-финской войны 1941-1944 годов. Снята башня с вооружением и поставлена башня и орудие финской разработки.
Боевое применение
Бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября, 1939 г.). В целом танки хорошо себя показали. Но был выявлен ряд недостатков: сложное управление, плохое бронирование и ужасная нескоординированность на поле боя из-за отсутствия раций.
Война с Польшей (17 — 29 сентября 1939 г.). Всего в этой непродолжительной кампании участвовало 1617 машин. В городских боях очень успешно показал себя БТ-7А со своей мощной пушкой. Единственный безвозвратно потерянный БТ-7 (сгорел от попадания в двигатель) был уничтожен в результате стычки между немецкими (тогда еще союзными) войсками в городе Львов, из-за того, что не было скоординированных действий между РККА и Вермахтом.
Советско-финская война (Зимняя война)(30 ноября 1939 — 12 марта 1940 гг.). В этой войне БТ-7 показал себя не лучшим образом. Он нередко застревал в снегах, и поэтому проходилось ехать по следам более тяжелых машин. Конечно же, это делало такое достоинство, как скорость машины, совершенно бесполезным. Кроме того, машины не могли эффективно бороться против ДОТов противника, и действовали только с помощью артиллерийской и пехотной поддержки.
Вторая Мировая война. На 1-ое июня 1941 года на вооружении РККА состояло 3243 танка БТ-7 различных модификаций. Основные потери танков БТ-7 были летом-осенью 1941 года – тогда много машин было брошено из-за нехватки горючего и боеприпасов. Но поистине удивительный случай произошел 13 декабря того же года. БТ-7 сидел в засаде и заметил два подходящих к нему Pz III. В боекомплекте оставалось 2 снаряда. За эти два снаряда ему удалось уничтожить один немецкий танк, так и оставшись незамеченным. Так как боеприпасы закончились, командир принял решение таранить немецкий танк. Первым тараном он сбил ведущее колесо и гусеницу. Пока немецкие танкисты осознавали, что происходит, БТ-7 второй раз зашел на таран, протащил Pz III 8 метров и скатил его с обрыва в реку. После этого БТ-7 вернулся на позицию для дальнейшего наблюдения. Через пару минут на поиски двух потерянных танков выехал третий Pz III, и БТ-7 снова неожиданно выехал из леса и врезался в немецкий танк. Экипаж танка бросился бежать, и его тут же расстреляли из пулемета. Двигатель БТ-7 заглох от столь мощного удара, но все-таки завелся через некоторое время. К сожалению, дальнейшая судьба танка неизвестна.
БТ-7 также принимали участие в Битве за Москву, снятии блокады Ленинграда и многих других операциях. Свои завершающие бои БТ-7 провел в Манчжурии.
Танк в культуре
БТ-7 можно встретить в нескольких компьютерных играх:
- Sudden Strike 3: Arms for Victory;
- World of Tanks;
- Блицкриг;
- Вторая мировая;
- «War Thunder».
Память о танке
Сегодня БТ-7 можно увидеть в нескольких музеях:
- В Военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске;
- В Чите, в парке Окружного Дома офицеров;
- В Верхней Пышме, в музее «Боевая слава Урала»;
- Под Минском, в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».
tanki-tut.ru
Советский танк КБТ-7 » Военное обозрение
КБТ-7 — специальный командирский танк, разработанный в 1937 году на базе стандартного легкого танка БТ-7 под руководством инженера Кошкина.Довольно интересным опытным образцом, созданным на базе танка БТ-7, является КБТ-7 (командирский БТ), который представлял собой первую отечественную специализированную командно-штабную машину. Данная машина предназначалась для «командиров рот и выше для обеспечения им надежного управления подразделениями, а также наблюдения и связи в бою под огнем пулеметов противника». Машина разрабатывалась на основании тактико-технического задания ГБТУ РККА разработанного в 1937 г.
Проектирование и постройка командирского танка велась под руководством инженера Н. И. Коротоношко в НАТИ в 1937 году.
От серийного БТ-7 танк КБТ-7 отличался тем, что башню с пушечным вооружением заменили на бронированную надстройку-рубку высотой 600 миллиметров и шириной, равной ширине корпуса, в которой размещалось специальное оборудование.
Экипаж танка КБТ-7 состоял из четырех человек: начальник штаба, командир подразделения, механик-водитель и радист-пулеметчик. Рабочее место механика-водителя располагалось, как и на серийном танке БТ-7, справа за ним размещался командир, слева от него — начальник штаба, перед которым монтировался откидной столик, у перегородки моторного отделения за начальником штаба посредине корпуса располагалось рабочее место стрелка-радиста.
Для изготовления корпуса танка КБТ-7 использовались броневые и стальные листы. Корпус представлял собой коробчатую жесткую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой, закругленной суженой носовой частью, трапециевидной кормой. Бронирование — противопульное. Большинство неразъемных соединений корпуса выполнялось сваркой и некоторые клепкой. Корпус состоял из днища, крыши, бортов, носа, кормы и внутренних перегородок. Для уменьшения вероятности поражения экипажа броневые листы надстройки устанавливались под наклоном. Лобовой и кормовой листы толщиной соответственно 18 и 13 мм были наклонены под углом 20°, бортовые листы толщиной 13 мм — под углом 15°. Верхний наклонный лист имел толщину 10 мм.
Вместо башни установили неподвижную 600-миллиметровую рубку. Ширина рубки равнялась ширине корпуса. Поскольку отсутствовал круговой обстрел, его компенсировали наличием во всех стенках рубки четырех шаровых установки для пулемета ДТ. Надстройка на опытном образце была изготовлена из обычной конструкционной стали марки 3.
Вооружение состояло из пары пулеметов ДТ калибра 7,62 мм, установленных в правом бортовом и переднем листах. Третий, запасной, пулемет одновременно выполнял роль зенитного. На крыше рубки смонтировали турель П-40, а в полу танка — подъемную площадку для ведения огня из зенитного пулемета. Боекомплект — 1953 патрона в 31 магазине.
Для наблюдения за обстановкой на поле боя и подчиненными подразделениями устанавливалось два командирских прибора ПТК, а также четыре триплекса, смонтированных в каждой стенке рубки. Рабочее место командира давало возможность попеременно вести огонь одному человеку из всех пулеметов, не мешая работе другим членам экипажа.
В состав специального оборудования танка входили два прибора наблюдения, две радиостанции, танковое переговорное устройство, два светосигнальных семафора на крыше рубки, а также авиасигнальное приспособление для осуществления связи с самолетами-разведчиками. Водитель также располагал компасом КИ для вождения в сложных условиях.
Для внешней связи на большие расстояния использовалась радиостанция РТУ, имеющая штыревую антенну, а на малые дальности — радиостанция 71-ТК-1, имеющая подъемную штыревую антенну. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства ТСПУ-5, рассчитанного на четыре абонента.
Для управления внутри танкового подразделения использовались светосемафоры СТС, расположенные в бронированных коробках на верхних наклонных листах надстройки.
Связь с самолетом-разведчиком ночью и днем осуществлялась специальным танковым авиасигнальным приспособлением, размещаемым на обоих надгусеничных полках (4 полотнища 1900х600 мм). Полотнища управлялись специальным распределительным устройством, которое давало возможность набирать различные комбинации. Подсветка сигнальных полотнищ ТАСП в ночных условиях осуществлялась прожекторами (по два на борт), установленными в броневых стаканах на надгусеничных полках.
Силовая ходовая часть, трансмиссия и установка были такими же, как и на серийном БТ-7. 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель М-17 был установлен в кормовой части корпуса. В корме танка установили топливный бак емкостью 650 л. При 1550-1650 оборотах в минуту мощность двигателя составляла 400 л.с. Это позволяло танку КБТ-7 развивать по шоссе на гусеницах скорость 52 километра в час, на колесах — 72 километра в час. Сухая масса двигателя равнялась 550 кг. Система охлаждения — принудительная, водяная, при помощи центробежного насоса М17. Емкость радиаторов — 100 л. Запас хода танка по шоссе достигал: на колесном ходу 450 км, на гусеничном — 220 км.
Танк КБТ-7 имел комбинированный колесно-гусеничный движитель, состоящий из двух задних ведущих колес диаметром 640 миллиметров, двух направляющих передних колес диаметром 550 миллиметров, 8 опорных катков диаметром 815 миллиметров с резиновыми бандажами и двух многозвенных стальных гусениц с шириной трака 263 миллиметра. При движении танка на колесном ходу гусеницы снимали, демонтировали на 4 составляющие и укладывали в надгусеничные полки. При движении на колесном ходу привод производился на опорные задние катки. Приводы управления — механические. Поворот на гусеничном ходу осуществлялся с помощью двух рычагов, воздействовавших на тормоза и бортовые фрикционы; поворот на колесном ходу осуществлялся штурвалом. Во время движения на гусеничном ходу штурвал снимали и укладывали у левого борта танка в отделении управления.
Танк КБТ-7 имел механическую трансмиссию, состоящую из: пятиступенчатой коробки переключения передач (4 передачи переднего хода, 1 заднего), главного многодискового фрикциона, работавшего по принципу сухого трения, двух бортовых многодисковых фрикционов с ленточными тормозами, двух бортовых одноступенчатых редукторов и двух редукторов привода к опорным задним каткам — ведущих при колесном ходе.
Тип подвески — классическая Кристи, различаемая как индивидуальная пружинная подвеска. Три пружины, установленные вертикально относительно левого и правого бортов корпуса, располагались между внутренней стенкой борта корпуса и внешним бронелистом, а одна устанавливалась в средней части боевого отделения внутри корпуса в горизонтальное положение. Вертикально установленные пружины связывались через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтально установленные — с передними управляемыми катками.
На танке испытывался новый трехцветный камуфляж, нашедший позднее в танковых войсках ограниченное применение.
Испытания танка прошли в период с 7 по 20 августа 1937 г. В выводах было сообщено следующее:
«Испытуемый командирский танк, созданный на базе танка БТ-7, предъявляемым к командирскому танку тактико-техническим требованиям, не удовлетворяет по причинам:
1. Машина не имеет необходимых секторов обстрела и наблюдения.
2. От линейных танков БТ-7 командирский танк по своей конфигурации резко отличается и потому может быть обнаружен противником на расстоянии 1 км невооруженным глазом и вместе с командиром подразделения выведен из строя.
3. Наличие устройства ТАСП на командирском танке КБТ-7 демаскирует его.
4. Емкость аккумуляторов, используемых для питания приборов связи, недостаточна.
Заключение.
Комиссия на основании вышеуказанного считает, что командирский танк КБТ-7 на базе БТ-7 на вооружение автобронетанковых войск Рабоче-крестьянской Красной Армии не может быть рекомендован. В соответствии с материалами, полученными в ходе испытаний, необходима доработка танка. Для дальнейших испытаний комиссия считает необходимым придать данный танк частям на учении».
Танк на вооружение принят не был из-за неудовлетворительных условий ведения огня из пулеметов, тесноты рубки, демаскирующих признаков, и вероятно, из-за нежелания уменьшать количество линейных танков.
Хотя этот танк на вооружение принят и не был, он являлся весьма интересной машиной. Концепция данного танка вобрала не только устаревшие архаичные элементы (например, семафоры) но и многие передовые идеи, которые позже были воплощены. Например, использование базы линейного танка, рубка, две радиостанции, больший в сравнении с линейным танком экипаж. Все это позднее было воплощено в немецких командирских танках, а по окончании войны и в советских командно-штабных машинах.
Технические характеристики:
Экипаж — 4 человека.
Боевая масса — 13 тонн.
Основные размеры:
Длина — 5580 мм.
Ширина — 2230 мм.
Высота — 2700 (ЗПУ) мм.
Клиренс — 350 мм.
Вооружение — 3 пулемета ДТ (включая 1 запасной) калибра 7,62 мм.
Боекомплект — 1953 патронов.
Бронирование (толщина/угол наклона):
Лоб корпуса — 13 (20) мм/60-18 град.
Борт корпуса — 13 мм/90 град.
Корма корпуса — 13 мм/90 град.
Крыша корпуса — 10 мм/180 град.
Днище — 6 мм/180 град.
Башня (рубка) — 18 мм/20 град.
Скорость движения (гусеницы/колеса):
Максимальная — 50/72 км/ч.
Средняя по проселку — 34,6/– км/ч.
Преодолеваемые препятствия (гусеницы/колеса):
Подъем — 37/15 град.
Спуск — 37/15 град.
Крен — 30/– град.
Ров — 2,4/– м
Брод — 0,9/– м.
Вертикальная стенка — 0,8/– м.
Среднее давление на грунт — 0,62 кгс/см2.
Запас хода (гусеницы/колеса):
По проселку — 160/– км.
По шоссе — 220/450 км.
Емкость баков — 650 л.
Двигатель — М-17Т, V12 карбюраторный, мощностью 500 л.с., 1650 об/мин.
Коробка передач — двухвальная, механическая, число передач — 4 вперед/1 назад.
Ширина гусеницы — 260 мм, шаг 167 мм.
Радиостанции и переговорные устройства — РТУ, 71-ТК-1, ТСПУ-5.
Подготовлено по материалам
alternathistory.org.ua
www.dishmodels.ru
bronetehnika.com
militera.lib.ru
topwar.ru
М7 Средний танк — aviArmor
Официальное обозначение: М7 Medium Tank
Альтернативное обозначение: T7 Light Tank
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип и семь серийных танков М7.
История лёгкого танка Т7 стала очередным примером того, как можно загубить, в целом, неплохой проект, постоянно изменяя требования к нему. А ведь начиналось всё довольно прозаически. В январе 1941 года Артиллерийская Техническая Служба (АТС) сформулировала требования к лёгкому танку, который должен был заменить как морально устаревшие М2А4, так и недавно принятые в серийное производство М3. Обладая высокими эксплуатационными качествами эти танки, тем не менее, имели далеко не рациональную форму корпуса и слабую бронезащиту. Соответственно, проект T7 Light Tank должен был привести к созданию боевой машины, избавленной от этих недостатков.
В техническом задании, помимо прочего, определялось три основных параметра: боевая масса не более 14 «коротких» тонн (то есть, около 13,8 «обычных» тонн), лобовое бронировании 38,1 мм. В качестве основного вооружения предусматривалась всё та же 37-мм пушка и спаренный с неё пулемет, которые размещались бы в башне с силовым поворотным приводом и гиростабилизатором. Кроме того, сохранялись курсовые 7,62-мм пулеметы в корпусе и зенитный пулемет. Техническим заданием также предусматривалась скорость 12 миль\час (19,31 км\ч) по грунту с уклоном 10% и особые требования к силовой установке – двигатель должен был запускаться при 40-градусном морозе, а от системы охлаждения требовалось обеспечение бесперебойной работы двигателя при температуре до 51,6.
Все эти положения были закреплены в документе ОСМ 16582 и работа закипела. Поскольку проект предполагалось развивать в нескольких направлениях, в феврале 1941 года была инициирована постройка двух прототипов – на них предстояло отработать новые технические решения, которые затем были бы применимы на серийных танках. В мае 1941 года эти проекты получили официальные индексы Т-серии:
Т7 – сварной корпус; литая башня; 5-скоростная гидравлическая трансмиссия; независимое подрессоривание, подвеска на спиральных пружинах и гусеничными траками шириной 384 мм;
Т7Е1 – клёпаный корпус; башня прессованная из листа гомогенной стали; преобразователь крутящего момента; подвеска с горизонтальными спиральными пружинами; гусеница шириной 36.195 см с резиновыми блоками.
Исходя из представленных требований специалисты Арсенала в Рок-Айленде, которым была поручена работа над новым танком, сделали собственные выводы. По их мнению Т7 должен был представлять некое подобие М3 с усиленным бронированием и башней нового типа. Рассмотрение полноразмерного деревянного макета, собранного силами отдела Самоходного Оборудования, Артиллерийский Подкомитет провел 11-го июля 1941 года. Уже тогда стало ясно, что при текущих условиях вписаться в 14 «коротких» тонн будет невозможно и лимит был поднят до 16 тонн. Но это были ещё «цветочки». Оказалось, что обеспечить функционирование силовой установки при критически низких температурах не удастся, в результате чего пришлось повысить этот предел до -28,8 С. Кроме того, новые требования включали максимальную скорость 35 миль\ч (56,32 км\ч) при движении по грунту с уклоном 3. Пересмотрев проект в АТС пришли к выводу, что трех опытных танков будет маловато и в августе 1941 года к ним дополнительно заказали ещё два:
T7E2 – литая верхняя часть корпуса; литая башня, преобразователь крутящего момента Warner Gear, двигатель Wright R-975;
T7E3 — сварной корпус; сварная башня; автоматическая трансмиссия Detroit Gear, спарка дизельных двигателей Hercules DRXBS.
T7E4 – сварной корпус; сварная башня, спаренные двигатели Cadillac, две трансмиссия Hydromatic и два вала, одно запасное автоматическое 2-скоростное передаточное устройство.
Но и это было ещё не всё. В скором времени была получена рекомендация от Заместителя Начальника Штаба американской армии, согласно которой предстояло учесть новый перечень изменений. По всей видимости, оценив опыт боевых действий в Европе, было выдвинуто требование сделать борта башни с наклоном 22,5, а в кормовой части башни сделать нишу для радиостанции. Для предотвращения заклинивания башни, при попадании осколков и снарядов в зазор между ней и корпусом, вокруг основания надлежало добавить защитный бортик. Относительно трех последних прототипов предлагалось установить открытые прицелы, уменьшить углы вертикального наведения 37-мм пушки, а также уменьшить силуэт и увеличить наклон лобовой брони.
Первый прототип Т7 был также построен Рок-Айлендским Арсеналом и представлен заказчику в январе 1942 года. Конструкция танка, в целом, напоминал значительно переработанный М3, что было совсем недалеко от истины. Корпус, изготовленный из неброневой стали, был сварным и сбирался из нескольких больших элементов. Компоновка корпуса была унаследована от более ранних американских лёгких танков. Спереди размещалась 5-скоростная трансмиссия Hydromatic.
Интересной особенностью конструкции всех танков Т7 была возможность быстрой замены двигателя и трансмиссии. Конструкция предусматривала наличие съёмных деталей в кормовой и лобовой частях корпуса, причем оба компонента выкатывались на рельсах. Разработчики утверждали, что данный процесс не будет занимать более 40 минут, но в ходе практических занятий однажды удалось уложиться в 20 минут!
За трансмиссией располагалось отделение управления. С левой стороны находилось место водителя, а справа – установка подвижного 7,62-мм курсового пулемета. Ещё два аналогичных пулемета монтировались неподвижно в лобовой части бортовых ниш. В средней части корпуса размещалось боевое отделение, на крыше которого устанавливалась двухместная сварная башня. В лобовом листе башни монтировалась общая маска для 37-мм орудия и 7,62-мм пулемета М1919А4. Предусматривалась установка зенитного пулемета, но на прототипе он отсутствовал. В кормовой части корпуса находилась силовая установка, основу которой составлял бензиновый двигатель Continental W-670.
Ходовая часть танка Т7, применительно на один борт, состояла из двух тележек с двумя опорными катками каждая, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса цевочного зацепления и заднего направляющего колеса опущенного на грунт. Использовалась крупнозвенчатая гусеница шириной 384 мм набранная из стальных траков с резиновыми вставками.
Одновременно с Т7 был почти готов корпус для Т7Е1, но повышенный приоритет танков со сварной конструкцией привел к отказу от продолжения работ по этим машинам. В результате, этот опытный образец так и не был достроен, а его узлы и агрегаты использовали для других проектов этой же серии.
Больший успех сопутствовал улучшенным проектам. Осенью 1941 года заказчику был представлен полноразмерный деревянный макет, который сравнивался с прототипом Т7. Относительно первой модели высота корпуса была уменьшена на 17,78 см, а ширина внутри увеличилась со 152.4 см до 190.5 см. Представители Танковых Войск одобрили нововведения и потребовали, чтобы проведенные доработки были внедрены на опытных образцах от Т7Е2 до Т7Е4 включительно.
Ещё одним вопросом стала силовая установка. Вначале на Т7Е1 предполагалось поставить дизель Guberson T-1071 и автоматическую трансмиссию Livermore, но проект аннулировали и идея осталась не воплощенной в жизнь. Далее от военных поступило также предложение использовать для Т7Е2 дизель Cummins, но его так и не установили на танк. Пришлось остановиться на проверенном двигателе Wright R-975 радиального типа.
Не менее щепетильно американцы отнеслись к событиям на Африканском фронте, где выявилась невысокая эффективность британских 2-фунтовых (42-мм) и американских 37-мм танковых пушек. Проанализировав полученные данные и сопоставив их с имеющимися ресурсами представители от армии пришли к заключению, что танк необходимо оснастить 57-мм пушкой, являвшейся копией британкой 6-фунтовой пушки Mk.III. Соответствующая инструкция, составленная генералом Бернсом, появилась ещё в июле 1941 года.
Более высокий приоритет проекта Т7Е2 отрицательно сказывался на ходе работ по другим машинам. В ходе постройки прототипов на Т7Е3 бензиновые двигатели Hercules заменили на дизельные, а на Т7Е4 был уже практически готов для баллистических испытаний – тем не менее, оба опытных образца не достроили и в скором времени разобрали. Вместе с тем, Т7Е2 имел боевую массу почти 27 тонн, что превосходило показатели некоторых зарубежных танков среднего класса (достаточно вспомнить Т-34 образца 1940-1941 гг). Вдобавок к этому, на испытаниях, проводимых в 1942 году, прототип был переоснащен новым лафетом для американской 57-мм пушки.
К этому времени было принято решение о постройке прототипа Т7Е5, который должен был стать эталонным образцов для серии. В документе ОСМ 18582 от 6 августа 1942 он был стандартизирован как Medium Tank М7. Более того, 6-фунтовой пушки уже казалось недостаточно и теперь танк предстояло оснастить 75-мм пушкой М3 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом М1919А4 на лафете М47. Модернизированная башня, толщина лобовой брони которой была доведена до 63,5 мм, оснащалась силовым приводом поворота, а орудие стабилизировалось в вертикальной плоскости. В целях улучшения снарядостойкости были удалены пистолетные бойницы в бортах башни (на «пилотном» танке их просто заварили). Другие доработки включали ручное переключение автоматической трансмиссии Spicer, смещение регулировки натяжения гусеницы вперёд на 50 мм и удаление пулеметов из бортовых ниш корпуса. Экипаж танка состоял из пяти человек. Спереди находились места водителя и его помощника, над головами которых находились люки с поворотными перископами непрямого обзора. В лобовом бронелисте, перед каждым водителем, находились отверстия для прямого обзора с защитными закрывающимися бронезаслонками. Одним из преимуществ Т7Е2 являлась дублированная система управления. В левом борту корпуса, за местом водителя был эвакуационный люк. Рабочее место наводчика находилось слева от 75мм пушки, перед командиром танка. Заряжающий помещался справа от орудия. Наводчик имел перископический прицел на крыше башни и телескопический прицел на левой стороне лафета М47. Командир и наводчик имели в своём распоряжении вращающийся перископ на крыше башни перед двустворчатыми люками. Единственный жёстко закреплённый перископ стоял за командирским люком для обзора заднего вида.
На танке, в нише башни, могли устанавливаться радиостанции SCR 508, 528 или 538 со штыревой антенной. Командир располагал собственной радиостанцией SCR 506 установленной в правом спонсоне корпуса. Электрическая система имела в своём составе основной 24-вольтный и дополнительный 30-вольтный генераторы (оба по 50 Ампер). На серийных танках М7 предполагалась установка двигателей Continental R-975 C1.
Пока проходили испытания Т7 американская армия начала боевые действия на Тихом океане. Новые танки были нужны в больших количествах и для выпуска серийных М7 выделили предприятие фирмы International Harvester Corporation на Танковом Арсенале (Квод Сити, Беттендорф, штат Айова). В конце августа поступил заказ на поставку 3000 танков, что было абсолютно не реально в режиме только начавшегося «раскачивания» американской танковой промышленности. Планировалось, что первые серийные машины будут получены в декабре, но уже к 5 октября 1942 года были готовы три первых танка М7 с американскими 57-мм пушками, которые можно было отнести к установочной серии. Первый доставили Рок Айленд Арсенал, второй в Форт Нокс, а затем в Индио (штат Калифорния) для испытаний в разных погодных условиях. Третий танк отправили для тестов на полигон General Motors для ходовых испытаний. Соответственно, остальные танки оснащались уже 75-мм орудием и лафетом М47. Впоследствии, 4-й серийный танк был отправлен в Канаду, где его подвергли испытаниями в холодных климатических условиях, а серийные танки с номерами 5, 6, 7, 9, 10 и 11 передали в Форт Нокс, где их испытывало Танковое Управление. Восьмой танк, переданный Абердинскому полигону, предназначался для огневых стрельб.
Испытания показали, что все серийные танки перегружены. Их боевой вес составлял около 29 тонн при полной загрузке, что отрицательно влияло на ходовые качества и работу силовой установки. Анализ, проведенный военными специалистами, привел к неутешительным выводам – проблема заключалась в использовании литых деталей, толщина которых превышала требуемые значения. Было рекомендовано подвергнуть шесть танков доработке, использовав для них максимально облегченные детали и модернизировав силовую передачу. В частности, был улучшен конвертор, изменено передаточное отношение в бортовом редукторе с 2.5:1 на 2.685:1, а 13-зубый венец поменяли на 14-зубый. Подобную доработку прошел только один танк, который в некоторых документах обозначался как М7Е2. Несмотря на то, что его сухой вес удалось снизить до 50000 фунтов (22697 кг), а боевой вес составлял уже 53950 фунтов (24471 кг), от дальнейших работ над ним отказались.
Это был один из немногочисленных случаев, когда сама АТС закрыла проект. Причина, помимо чисто технических аспектов, была довольно тривиальной – в 1942 году американская промышленность и службы снабжения не могли позволить себе два танка одинакового типа, но совершенно разных по конструкции. Тем более, что ходовые качества М7 были даже хуже, чем у среднего танка М4А3. В итоге, после выпуска 13 танков производство прекратили. Шесть машин числились прототипам, а остальные семь приняли, как средний танк М7. Таким образом, в актах приёмки серийных машин значится всего семь средних танков М7.
Последняя попытка провести модернизацию танка состоялась в середине войны. В ходе продолжавшихся исследований, направленных на поиск альтернативной силовой установки, был предложен бензиновый двигатель Ford GAN, использовавшийся на средних танках. Инициатива нашла поддержку, поскольку установка данного двигателя позволила бы устранить выступ в верхнем люке моторного отделения. Был изготовлен макет двигателя Ford GAN, который установили в моторное отделение М7. Опыт можно было бы признать удачным, если бы не повышение массы на 1500 фунтов (680 кг), чего категорически старались избежать разработчики. Несмотря на то, что в феврале 1943 года был одобрен выпуск шести танков, оснащенных данной силовой установкой (машина получила обозначение М7Е1), ни одного из них так и не построили.
Окончательно проект был закрыт только 20-го января 1944 года, когда Артиллерийский Комитет определил эти танки в ранг устаревших. Ни один из них так и не был принят на вооружение армии США, по сути, оставшись на стадии опытных машин.
Источники:
П.Чемберлен , К.Элис»Британские и американсие танки Второй Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва. 2003
R.P.Hunnicutt «Stuart. A History of the American Ligt Tank». Presidio Press. 1994
Проекции среднего танка Т7Е5
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
M7 образца 1942 г.
БОЕВАЯ МАССА | 22697 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5334 (с орудием) 5232 |
Ширина, мм | 2845 |
Высота, мм | 2362 |
Клиренс, мм | 406 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 75-мм пушка М3, три 7,62-мм пулемета М1919А4 и один 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson M1928A1 |
БОЕКОМПЛЕКТ | 71 выстрел 4500 патронов калибра 7,62-мм 450 патронов калибра 11,43-мм 12 ручных гранат |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прибор М55 телескопический прибор М38 перископический прибор М4 перископический прибор М6 индикатор азимута М19 квадранты М1 и М9 |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса – 38 мм борт корпуса – 32 мм корма корпуса – 25 мм крыша корпуса — 19 мм днище — 13-25 мм щит орудия — 64 мм лоб башни — 51 мм борт башни — 38 мм корма башни — 38 мм крыша башни — 19 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Continental R-975, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 350 л.с. при 2400 об\мин, запас топлива 522 литра |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа: трехскоростная КПП (три скорости вперед и одна назад) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 4 опорных катка сблокированных в две тележки, два поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 142 стальных траков шириной 420 мм и шагом 152 мм |
СКОРОСТЬ | 48 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 160 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Уклон, проц. | 50% |
Высота стенки, м | 0,61 |
Глубина брода, м | 0,91 |
Ширина рва, м | 1,98 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанции SCR 508\528\538 и SCR 506 со штыревой антенной |
aviarmor.net
Танк БТ-7 | World Of Man Dreams
Разработчик: КБ ХПЗ
Год начала работ: декабрь 1932
Год выпуска первого прототипа: январь 1934
Серийно выпускался с 1935 по 1940 год включительно. Оставался на вооружении до сентября 1945 г.
В 1935 году была принята на вооружение и запущена в серийное производство новая модификация танков БТ, получившая инекс БТ-7.Рассказывает wofmd.com Танк выпускался до 1940 года и был заменен в производстве танком Т-34. По сравнению с танком БТ-5, у него изменена конфигурация корпуса, улучшена броневая защита, установлен более надежный двигатель. Часть соединений броневых листов корпуса уже выполнялась методом сварки.
Выпускались следующие варианты танка:
— БТ-7 — линейный танк без радиостанции; с 1937 года выпускался с конической башней;
— БТ-7РТ — командирский танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З; с 1938 года выпускался с конической башней;
— БТ-7А — артиллерийский танк; вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 3 пулемета ДТ;
— БТ-7М — танк с дизельным двигателем В-2.
Всего было выпущено более 5700 танков БТ-7. Они применялись во время освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию, в ходе войны с Финляндией и в Великой Отечественной войне.
Танк БТ-7 .
Создание и модернизация
В 1935 году ХПЗ начал выпуск следующей модификации танка — БТ-7. У этой модификации была улучшена проходимость, повышена надежность и облегчены условия эксплуатации. Кроме того, БТ-7 отличался более толстой броней.
Танки БТ-7 имели переконструированный корпус, с большим внутренним объемом, и более толстую броню. Для соединения бронеплит широко использовалась сварка. На танк установили двигатель М-17 ограниченной мощности и с измененной системой зажигания. Была увеличена емкость топливных баков. БТ-7 имел новые главный фрикцион и коробку передач,
wofmd.com
американский средний танк М7. Medium Tank М7
Основываясь на опыте эксплуатации лёгкого танка М2А4 в январе 1941 Танковые Войска подготовили список характеристик для нового лёгкого танка. 14 февраля уже ОСМ 16582 обозначил характеристки к новой машине и присвоил ей обозначение — light tank T7 (лёгкий Т7). Он должен был весить до 14 тонн с наибольшей толщиной брони 3.81см. Танк должен был вооружаться 37мм пушкой М6 и спаренным пулемётом .30cal в башне с силовым поворотным приводом и гиростабилизатором. Водитель мог стрелять из двух неподвижных .30cal пулемётов в лобовом листе корпуса, правее находился ещё один .30cal курсовой пулемёт у помощника водителя. Слева сзади на крыше башни предлагалось установить зенитный пулемёт .30cal. Техзаданием предусматривался двигатель с мощностью достаточной, чтобы развивать скорость 12 миль/час (19.312128 км/ч) по грунту с наклоном 10 процентов. Этот двигатель должен был запускаться при -40 градусах Цельсия, а система охлаждения удовлетворительно работать при температуре до 51.6 градусов.
В феврале 1941 санкционировали сборку двух пилотных танков. Поскольку на этих двух машинах надлежало изучить разные технические решения, то в мае 1941 их переименовали в Т7 и Т7Е1. 11 июля 1941 Артиллерийский Подкомитет изучил деревянный макет Т7 в отделе Самоходного Оборудования в Rock Island Arsenal. После этого расчётный вес вырос с 14 до 16 тонн и это было только началом. Низкотемпературный запуск двигателя изменили с -40 градусов до -28.8. Двигатель теперь должен был развивать скорость в 35 миль/час (56.32704 км/ч) по поверхности с наклоном в 3 градуса. В августе программу расширили, добавив ещё три пилотных танка, что в сумме составило пять машин. На заседании Артиллерийского Комитета определили следующие особенность пилотных машин.
Light Tank T7 (лёгкий танк Т7) — сварной корпус; литая башня; 5-скоростная гидравлическая трансмиссия; независимое подрессоривание, подвеска на спиральных пружинах; гусеница шириной 38.4175 см с резиновыми блоками.
Light Tank T7E1 (лёгкий танк Т7Е1) — клёпаный корпус; башня прессованная из листа гомогенной стали; преобразователь крутящего момента; подвеска с горизонтальными спиральными пружинами; гусеница шириной 36.195 см с резиновыми блоками.
Light Tank T7E2 (лёгкий танк Т7Е2) — литая верхняя часть корпуса; литая башня; преобразователь крутящего момента Warner Gear; двигатель Wright R-975.
Light Tank T7E3 (лёгкий танк Т7Е3) — сварной корпус; сварная башня; автоматическая трансмиссия Detroit Gear; спарка дизельных двигателей Hercules DRXBS.
Light Tank T7E4 (лёгкий танк Т7Е4) — сварной корпус; сварная башня; спаренные двигатели Cadillac; две трансмиссия Hydromatic и два вала, одно запасное автоматическое 2-скоростное передаточное устройство.
По рекомендации Заместителя Начальника Штаба, G3, были внесены следующие изменения в первоначальные характеристики. Борта башни должны были иметь наклон 22,5 градуса от вертикали, а сзади к башне надлежало добавить выступ для радиостанции. Вокруг основания башни надлежало добавить защитный бортик. На танках Т7Е2, Т7Е3 и Т7Е4 нужно было установить открытые прицелы. Углы вертикальной наводки от +60 до -10 градусов, которые были у танков Т7 и Т7Е1 требовалось уменьшить для Т7Е2, Т7Е3 и Т7Е4 до уровня, который обычно использовался против наземных целей. Так же было предложено модифицировать Т7Е2, Т7Е3 и Т7Е4 чтобы уменьшить силуэт и увеличить наклон лобовой брони.
Макет предложенного танка Т7Е4
В январе 1942 на Rock Island Arsenal изготовили из неброневой стали пилот лёгкого танка Т7. Машина имела радиальны двигатель Continental W-670 и 5-скоростную трансмиссию Hydromatic. К тому времени был готов и корпус танка Т7Е1, однако к тому времени клёпаные варианты уже показали, что уступают литым или сварным корпусам и башням. По этой причине пилотный танк Т7Е1 так и не был никогда закончен.
Макет предложенного танка Т7Е2
В ноябре 1941 представители Танковых Войск проинспектировали деревянный макет низко силуэтной версии нового танка в Rock Island. Новый корпус был на 17.78 см ниже первоначального, ширина внутри увеличилась со 152.4 см до 190.5 см. В Танковых Войсках предпочли этот проект с низким силуэтом и потребовали, чтобы его внедрили на Т7Е2, Т7Е3 и Т7Е4. Танковые Воска рекомендовали для лёгкого танка Т7 дизельный двигатель Cummins, он так и не был использован. Одно время на танк Т7Е1 собирались поставить дизель Guberson T-1071 и автоматическую трансмиссию Livermore. Однако симпатии Танковых Войск были на стороне танка Т7Е2, поэтому все усилия в рамках программы сместились на эту машину. Танк Т7Е1 был заброшен и с него снимали различные узлы и агрегаты для других проектов. Концентрация усилий на Т7Е2 сказалась так же на замедлении работ над танками Т7Е3 и Т7Е4. Бензиновые двигатели Hercules на Т7Е3 заменили на дизельные, а Т7Е4 изготовили из броневой стали для баллистических тестов. Тем не менее работы над обеими машинами прекратили ещё до того, как они были готовы.
Макет танка Т7. Спереди показано, как происходит
Все пилоты Т7 обладали одной общей особенностью в конструкции — возможность быстрой замены двигателя и трансмиссии. Двигатель и трансмиссия крепились на рельсах и выкатывались соответственно назад или вперёд из машины. Целью было обеспечить замену обоих компонентов за 40 минут. Тем не менее, однажды на практике удалось это сделать даже за 20 минут.
Макет танка Т7. Сзади показано, как происходит быстрая замена двигателя.
В июле 1941 генерал Бэрнс издал инструкцию разработать возможность установки британской 6-фунтовой пушки на танке Т7. К январю 1942 главный интерес сосредоточился на Т7Е2 и он получил в качестве главного вооружения 6-фунтовую пушку Mark III. Это 57-мм орудие весило 355.616418 кг и как следовало из названия стреляло 6-фунтовыми бронебойными снарядами с начальной скоростью более 853.44 м/с.
Макет танка Т7. Сзади показано, как происходит быстрая замена двигателя.
Танк Т7Е2 с 6-фунтовой пушкой и двигателем Wright Whirlwind R-975-EC2 прибыл на Абердинский Полигон 26 мая 1942. Двигатель выдавал максимальную мощность в 450 л.с. при 2400 об/мин. Выяснилось, что первоначально установленный преобразователь крутящего момента Warner Gear не удовлетворяет требованиям. Поэтому его заменили автоматическим преобразователем крутящего момента, разработанным Spicer Manufacturing Company. Хотя танк Т7Е2 весил почти 26 тонн, мощный двигатель обеспечивал достаточную подвижность, а подвеска оценивалась как очень надёжная. Однако от 6-фунтовой пушки Танковые Воска отказались. Им очень нравился танк, но они настаивали на 75 мм орудии. К тому времени на Абердинском полигоне был готов макет подходящего 75мм орудия, которое установили после того, как 6-фунтовка прошла испытательные стрельбы. В августе лафет с 75мм пушкой получил обозначение Т64, а танк с 75мм пушкой переименовали в лёгкий танк Т7Е5.
Пилотный танк Т7 с макетом Т7Е2, вооружённым 6-фунтовой пушкой.
В ходе создания танка вес Т7 возрос от первоначально установленных 14 тонн до почти 27 тонн. В виду возросшего веса ОСМ 18528 от 6 августа 1942 стандартизировал лёгкий танк Т7Е5, как средний танк М7. Теперь главным вооружением являлись 75мм пушка М3 со спаренным справа от орудия пулемётом .30 cal на лафете М47. Башня оснащалась силовым приводом поворота, а орудие стабилизировалось в вертикальной плоскости. Один .30 cal пулемёт был курсовым и ещё один зенитным на станке на башне. Наибольшая толщина брони возросла до 6.35 см, а из башни убрали пистолетные бойницы — на пилотном танке их заварили. К автоматической трансмиссии Спайсер добавили ручное переключение, а регулировку натяжения гусеницы сместили вперёд на два дюйма. Как и на Т7Е2 водитель и помощник водителя размещались впереди с дублированной системой управления, так, что каждый мог вести танк. Над их головой находились люки с поворотными перископами непрямого обзора, а на лобовой броне перед каждым водителем находились отверстия для прямого обзора с защитными закрывающимися бронезаслонками. В левом борту корпуса, за местом водителя был эвакуационный люк. Рабочее место наводчика находилось слева от 75мм пушки, перед командиром танка. Заряжающий помещался справа от орудия. Наводчик имел перископический прицел на крыше башни и телескопический прицел на левой стороне лафета М47. Командир и наводчик получили каждый по вращающемуся перископу на крыше башни перед двустворчатыми люками. Единственный жёстко закреплённый перископ стоял за командирским люком для обзора заднего вида. В задней стенке башни имелся люк для демонтажа 75мм пушки. Естественно пришлось убрать внешний бронекороб и внутреннюю корзину с радиостанцией SCR 508 и другими предметами. Поскольку Continental Motors прекратил выпуск для танков двигателя Wright R-975, то серийные машины получили двигатель Continental R-975 C1.
Производственные мощности для нового танка выделил International Harvester Corporation на Танковом Арсенале в Квод Сити, Беттендорф, Айова. К 5 октября 1942 International Harvester изготовил три серийных машины. Первый доставили Рок Айленд Арсенал, второй в Форт Нокс, а затем в Индио, штат Калифорниа для испытаний в разных погодных условиях. Третий танк отправили для тестов на полигон Дженерал Моторз. Лафет для 75мм пушки для всех трёх машин изготовили в Рок Айленде. Кроме того, четвёртый лафет ушёл на Абердинский Полигон, чтобы заменить лафет с 6-фунтовой пушкой на танке Т7Е2. Четвёртый серийный танк М7 отправили в Канаду для испытаний в холодных климатических условиях. Серийные танки 5, 6, 7, 9, 10 и 11 передали в Форт Нокс, где их испытывало Танковое Управление. Восьмой танк использовали для огневых стрельб в Абердине, поскольку на Полигоне Дженерал Моторз это было не возможно сделать.
Третий серийный танк М7 га полигоне Дженерал Моторз 11 января 1943. На серийных машинах полнсостью отказались от пистолетных бойниц.
Испытания серийных машин показали, что они оказались намного тяжелее, чем ожидаемые 28-29 тонн при полной загрузке. Это сказалось на ходовых характеристиках, поэтому производство приостановили на время, которое требовалось на изучение возможности снизить вес. Анализ проблемы выявил, что частично возросший вес зависел от применения литых деталей, превышавших заданную толщину. Было приказано переделать шесть из выпущенных танков, используя максимально облегчённые литые детали. Силовая передача тоже подверглась переделки для улучшения ходовых качеств. Дополнительно к модификациям конвертера вращательного момента изменили ещё и передаточное отношение в бортовом редукторе с 2.5 : 1 на 2.685 : 1, а 13-зубый венец поменяли на 14-зубый. В некоторых документах модифицированные машины обозначались как средний танк М7Е2. Испытания показали, что единственное улучшение было заметно лишь в нижнем диапазоне скоростей, а ходовые характеристики признали хуже, чем у среднего танка М4А3. В итоге, после выпуска 13 танков производство прекратили. Шесть машин являлись модификациями, а остальные семь приняли, как средний танк М7. Таким образом, в актах приёмки серийных машин значится всего семь средних танков М7.
Место водителя среднего танка М7
Место помощника водителя среднего танка М7
Моторное отделение с двигателем среднего танка М7
В ходе разработки, в качестве альтернативного двигателя для среднего танка М7 был предложен Ford GAN. Этот двигатель являлся менее габаритной версией Ford GAA, устанавливавшегося на среднем танке М4А3. Был изготовлен макет GAN, установленного в моторное отделение М7. Испытание показали, что новый двигатель с небольшой высотой позволил бы устранить выступ в верхнем люке моторного отделения. Однако вес машины возрос бы почти до 1500 фунтов. В феврале 1943 был одобрен выпуск шести танков с Ford GAN и машина получила обозначение М7Е1. С прекращением выпуска М7 был закрыт и этот проект, ещё до того, как успели собрать пилотный танк. К тому времени закрыли проекты и пилотных танков Т7Е3 и Т7Е4. 20 января 1944 Артиллерийский Комитет переклассифицировал М7, как устаревший.
75мм пушка М3. Демонтированная — вверху, на лафете М47 — внизу.
75мм пушка М3. Вид на казённую часть.
Hunnicutt, R.P. — Stuart. A History of the American Ligt Tank — Presidio Press, 1994
www.vn-parabellum.com