Перспективный самолет-разведчик SR-72 » Военное обозрение

Когда в 1998 году свой последний полет совершил американский самолет-разведчик SR-71 Blackbird (Черный дрозд), ВВС США лишились одного из своих самых высокотехнологичных самолетов из всех когда-либо построенных. Помимо этого SR-71 был и просто одним из самых красивых самолетов в мире. Однако SR-71 не останется без наследника. Еще в конце 2013 года появилась информация о том, что на смену «Черному дрозду» придет новый самолет, который получил обозначение SR-72, его разработкой занимается подразделение авиастроительной корпорации Lockheed Martin. Сообщается, что главным отличием самолета станет совершенно новый двигатель, который будет сочетать в себе турбину и прямоточную воздушно-реактивную тягу. Благодаря такому двигателю, самолет сможет совершать полеты на скорости примерно в 6 Махов, что сразу в 2 раза больше максимальной скорости его предшественника.

Один из символов времен холодной войны Lockheed Martin SR-71 Blackbird может получить приемника уже в следующем десятилетии. Сообщается, что новый SR-72, способный летать с вдвое большей скоростью, сможет совершать полеты и без летчика. После того как американские ВВС отказались от «Черного дрозда», у них проявилась серьезная нехватка подобных машин. Самолет SR-72, над которым работают инженеры-конструкторы подразделения Lockheed Skunk Works, должен вернуть ВВС разведывательный полет со сверхзвуковой скоростью. Если работы по проекту закончатся, как планировалось, самолет сможет летать со скоростью в 6 раз превышающую скорость звука.

Самолет-шпион SR-71 совершил свой первый полет еще в 1964 году, последний раз машина поднималась в воздух в 1998 году. Все это время «Черный дрозд» оставался основным разведывательным самолетом американских ВВС. Машина могла длительное время находиться в воздухе на высоте около 24 километров, совершая полеты со сверхзвуковой скоростью. Когда самолет SR-71 был отправлен на пенсию, на некоторое время роль высотных наблюдателей перешла к орбитальной группировке.
Однако использование спутников-разведчиков это не самое идеальное из всех возможных решений. Современные разведывательные спутники в состоянии получать очень детальные фотографии различных наземных объектов в высоком качестве, но они требуют существенного времени, для того чтобы перенацелить аппарат, переведя его на другую орбиту. К примеру, перемещение мобильных ракетных комплексов эффективнее и надежнее отслеживать при помощи гиперзвукового самолета. В отличие от спутников, новый гиперзвуковой самолет-разведчик SR-72, по утверждениям разработчиков, сможет появляться над целью так быстро, что вероятный противник просто не сможет отреагировать не его появление и укрыться от его оборудования.

Стоит отметить, что еще в 1990 году «Черный дрозд» установил рекорд скорости полета. Он перелетел из Лос-Анджелеса в Вашингтон, чуть более чем за час, полет осуществлялся на скорости 3,3 Маха. Для того чтобы совершать полеты с еще большей скоростью новый самолет SR-72 планируется оборудовать ГПВРД – гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, который применяет особую смесь суперсжатого воздуха и топлива. Сгорание данной смеси позволит самолету совершать полеты на гиперзвуковой или близкой к ней скорости.

Но для начала придется преодолеть ряд сопутствующих проекту технических сложностей. Так как в ГПВРД используется суперсжатый воздух, он не приспособлен для полетов на низких скоростях. Для того чтобы решить данную проблему конструкторы Lockheed собираются использовать сразу 2 двигателя, оснащенных общим воздухозаборником. Первым из них – это вполне обычный реактивный двигатель, который будет использоваться от момента взлета самолета до момента набора скорости в 3 Маха. Начиная с этой скорости полета, самолет будет переходить на полет на ГПВРД.


Lockheed Martin SR-71 Blackbird
Однако самым большим отличием от своего предшественника станет не это, а то, что самолет-разведчик SR-72 можно будет использовать без летчика. В настоящее время рассматриваются 2 варианта самолета – беспилотный и пилотируемый. При этом самолет сможет нести и комплекс наступательных вооружений. Сообщается, что оружие, которое можно будет использовать с самолета SR-72, может быть показано Lockheed Martin в 2018 году. Речь, главным образом, идет о новых облегченных ракетах, так как при запуске на скорости полета 6 Махов им не нужна будет разгоняющая, а, следовательно, утяжеляющая их начинка.

Одной из задач новых гиперзвуковых самолетов SR-72 станет не только обеспечение США необходимой разведывательной информацией, но и увеличение военной силы государства. По словам руководителя программы Hypersonics Бреда Леланда, гиперзвуковые самолеты, имеющие на вооружении гиперзвуковые ракеты, смогут проникать в закрытое для полетов воздушное пространство вероятного противника и наносить ракетные удары в любой части континента, долетев до места назначения менее чем за 1 час. По словам специалиста, именно скорость должна стать следующим ключевым показателем во всей мировой авиации нового поколения. Скорость будет оставаться приоритетом на протяжении нескольких ближайших десятилетий. Леланд считает, что данные технологии станут таким же переломным моментом, требующим смены «правил игры», каким в свое время стало массовое внедрение технологий по типу «стелс».

По словам Бреда Леланда, SR-72 на скорости полета 6 Махов сможет оставить потенциальным противникам США не только минимум времени на осуществление ответных действий, но и удивить их показателями высокой эффективности при использовании гиперзвуковых ракет. Так как для их пуска не потребуется ракетоноситель, скорость таких ракет сможет в 6 раз превысить скорость звука, а конструкция ракет будет значительно легче. И не только в плане веса, но и в плане самого строения ракеты.


Сердцем нового самолета должна стать, как ее называют в компании Lockheed, турбина на основе комбинированного цикла работы. Она будет сочетать в себе технологию двигателя «гиперзвукового летательного аппарата» HTV-2, который мог развить скорость полета в 20 Махов (около 24 500 км/ч) во время проведения тестовых испытаний. При этом сообщается, что SR-72 получит 2 двигателя, каждый из которых, по сути, будет являться двойным. Каждый двигатель будет использовать довольно сложную объединенную конструкцию, состоящую из сопла, воздухозаборников, подключаемых к двум различным источникам питания, что позволит добиться значительного снижения лобового сопротивления воздуха. На проработку конструкции будущих двигателей и их внешнего вида компании Lockheed и Aerojet Rocketdyne потратили целых 7 лет совместной работы. В рамках работ над данным проектом инженеры двух компаний много раз ломали свои головы над поиском подходящего решения.

В интервью известному еженедельнику Aviation Week, Бред Леланд объяснил, что списание в отставку «Черного дрозда» оставило довольно внушительный пробел в развитии спутниковых технологий (речь идет не о телевизионных технологиях, а об аппаратных), а также дозвуковых беспилотных и пилотируемых систем. Создание нового гиперзвукового самолета SR-72 призвано закрыть данный пробел. В журнальной статье сообщается о том, что одним из условий создания SR-72 является принятие во внимание требований Минобороны США в рамках программ по развитию и исследованию вооружений. Данные требования во многом диктуют инженерам компании Lockheed различные аспекты работ по проекту и его сроки.

По словам Леланда, для строительства SR-72 не потребуется создания принципиально новых технологий, поэтому полет самолета-демонстратора может произойти уже к 2018 году. При этом поступление многоцелевого самолета на вооружение запланировано к 2030 году.

Источники информации:
http://www.ridus.ru/news/159076
http://hi-news.ru/technology/lockheed-martin-razrabatyvaet-naslednika-legendarnogo-samoleta-shpiona-sr-71-blackbird.html
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/11/131104_lockheed_new_spy_plane.shtml

topwar.ru

Что такое SR-72 или семь вопросов к корпорации «Локхид Мартин»

Вопрос первый:

Какова цель?

Серийный самолет SR-71А «Блекбёрд» (Blackbird – черный дрозд) выполнял прорыв ПВО в полете на высоте 28 км со скоростью 3000 км/ч (М=2,8), которая кратковременно могла повышаться до 3460 км/ч (М=3,2). При этом температура обшивки в точках наиболее интенсивного торможения потока (носки фюзеляжа и конусов воздухозаборников, передние кромки крыла и оперения, обечайки эжекторов сопел двигателей) достигала +427 °С против обычных +150…250 °С. Это давало шанс выполнить разведку объекта, прикрытого ЗРК С-75 или перехватчиками МиГ-25П за счет того, что им требовалось значительное (2,5…7,5 минуты) время для того, чтобы перейти в боевое положение или взлететь и выйти на рубеж пуска. Но даже имея такие возможности, SR-71A мог выполнить свою задачу только если этот объект был расположен на небольшом удалении от границы и был прикрыт только одним рубежом ПВО.

 

Завершение создания в СССР единого радиолокационного и информационного поля в системе ПВО страны, а также принятие на вооружение ЗРК С-200 и перехватчика МиГ-31 сделали самолет SR-71A морально устаревшим, и он был снят с вооружения. Однако сразу же началась работа по созданию замены для него.

 

Самолет SR-72 должен развивать на этом режиме скорость до 6400 км/ч на высоте свыше 30 км, а по некоторым данным – даже 70 км. Его дальность будет не менее 6000 км, а некоторые оценки дают вдвое большее значение, что означает возможность межконтинентальных операций. В отличие от своего предшественника, он будет беспилотным: его заказчики и создатели считают, что только так можно воплотить вожделенную американскую концепцию «войны без человеческих потерь» – для Америки, конечно.

 

Такова поставленная задача и она мало чем отличается от той, что решали конструкторы SR-72.

 

 

Вопрос второй:

Кто «отец»?

В ряде заявлений руководства «Локхид Мартин» новый SR-72 был назван «сыном черного дрозда». Однако тут же следовали оговорки, что в основу этого проекта положены совершенно другие принципы, и они даже не являются преемственными с теми, что были использованы на SR-71. Общее у них лишь одно – способ прорыва противовоздушной обороны в полете на очень большой высоте и скорости. По замыслу создателей это должно было предельно сократить время, которое будет у расчета зенитного ракетного комплекса или пилота перехватчика на то, чтобы сбить такой самолет. Идея старая, но пока ничего лучше не придумали.

 

Так на что же опирается программа XR-72?

 

Америка сама имеет огромный опыт создания сверхскоростных аэродинамических летательных аппаратов, самым знаменитым из которых является гиперзвуковой ракетоплан North American X-15. Он совершил свой первый старт с борта носителя NB-52 еще 17 сентября 1959 г., испытывался почти 20 лет, достигал высоты 108 км и разгонялся до скорости 6206 км/ч. Однако полет Х-15 на таком режиме продолжался лишь несколько десятков секунд, он был чисто экспериментальным аппаратом и не мог быть использован как платформа для разведывательного оборудования и тем более – вооружения.

Старт экспериментального гиперзвукового самолета Х-15 с борта носителя NВ-52. Ракетоплан был оснащен жидкостным ракетным двигателем, который мог работать лишь несколько десятков секунд
Фото: www.businessinsider.com

Самолет SR-71A имел два одноконтурных турбореактивных двигателя J58-P-4. В некоторых источниках указывается, что они имеют комбинированный цикл работы, или силовая установка SR-71A является комбинацией турбореактивных (ТРД) и прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД), однако это не верно.

 

Действительно, газодинамические характеристики J58-P-4 с изменением числа М от 0 до 2,8…3,2 значительно меняются (что в частности дало значительное снижение расхода топлива на максимальных скоростях), однако его цикл остается характерным именно для ТРД – то есть компрессор, камеры сгорания и турбина продолжают выполнять свои функции обычным образом. Но их доля в создании тяги уменьшается до 20% в общем ее балансе, а остальное дает поток, обтекающий весь двигатель по специальному кольцевому каналу в его гондоле (таких гондол на SR-71A, напомним, две).

 

Классический ПВРД и отличается ото всех других ВРД тем, что в нем нет ни компрессора, ни турбины, а топливо сжигается в потоке, сжатом только воздухозаборником. В канале мотогондолы SR-71A как и в ПВРД нет ни дополнительного компрессора, ни турбины для его привода, но там нет и сжигания топлива – оно происходит исключительно в камерах сгорания установленного внутри него ТРД и этим он отличатся, скажем, от французского самолета «Грифон». По сути, мотогондола SR-71 – это лишь очень большой и длинный эжектор, который затягивает больше массы забортного воздуха через основное лобовое входное устройство с центральным конусом и заднее боковое и придает этому потоку дополнительную энергию за счет взаимодействия со струей обычного ТРД.

Стратегический разведчик Локхид SR-71A «Блекберд» – пока единственный американский серийный самолет, который мог летать втрое быстрее звука. Его силовую установку составляли два ТРД, помещенных в огромные гондолы-эжекторы
Фото: daler.ru

Эжектор SR-71 уникален своим широким диапазоном чисел Маха, на которых он не «запирается» потоком. Этот диапазон действительно очень велик, но не бесконечен. Исследования показали невозможность дальнейшего наращивания скорости самолета SR-71 за счет увеличения тяги силовой установки и по этой причине тоже, и из-за проблем с прочностью нагретой до огромных температур конструкции планера, и из-за критических изменений характеристик устойчивости и управляемости самолета. Кроме того, уже на скоростях свыше 3000 км/ч наблюдается сильная ионизация обтекающего самолет воздуха и его обшивки, которая лишь усиливается с приближением к верхней границе стратосферы, где начинают меняться физические свойства воздуха.

 

Все это воздвигало перед конструкторами, уже преодолевшими звуковой и тепловой барьеры, новый барьер – гиперзвуковой. Он оказался настолько сложен технически, что ряд очень дорогостоящих проектов пришлось просто закрыть, хотя на них уже были потрачены огромные деньги. «С ходу» создать самолет, который бы летал в атмосфере чуть медленнее и чуть ниже, скажем, «Спейс Шаттла», но гораздо дольше него, Америка не смогла, и где-то в начале 1990-х годов было объявлено, что она кардинально меняет саму концепцию развития ВВС. Теперь главными трендами становятся технология «стелс», высокоточное оружие, применяемое по принципу «выстрелил и забыл», а также интеграция наземных и воздушных пунктов управления авиационной группировкой с бортовыми прицельно-навигационными комплексами всех входящих в него летательных аппаратов в глобальном масштабе.

 

В части стратегической авиации ярчайшим примером новой стратегии стал самолет Нортроп-Грумман В-2 «Спирит» – малозаметный монстр по цене 2,1 миллиарда долларов за штуку.

Стратегический бомбардировщик Northrop-Grumman B-2A Spirit – симбиоз технологии «стелс», высокоточного оружия и автоматизированных систем обмена тактической информацией
Фото: www.andersen.af.mil

Утечка информации о программе создания перспективного гиперзвукового стратегического разведывательно-ударного комплекса «Аврора» стала «первым звоночком», сообщившим миру о том, что эта программа была закрыта. Но существовала ли такая программа на самом деле, или эта «утечка» была лишь мистификацией, ширмой для продолжения работ именно по такой, но реально существующей под другим, никем не «обнародованным» шифром теме, которая продолжала спокойно пожирать «черные статьи» бюджета Пентагона? Сегодня вряд ли кто может ответить на этот вопрос ответственно. Те, кто говорят, ничего не знают, а те, кто знает – молчат.

В начале 1990-х годов разговоры об американском гиперзвуковом стратегическом разведчике и бомбардировщике Aurora были весьма популярной темой не только для авиационных СМИ. Но вряд ли кто-то из обозревателей точно знал не только как этот самолет выглядит, но и был ли он на самом деле хотя бы в проекте
Рисунок: s-media-cache-ak0.pinimg.com

В то же самое «смутное» не только для российского военно-промышленного комплекса, но и для его американского противника время начала 90-х годов появились сообщения о том, что Америка приобрела в России результаты начинавшихся еще в СССР испытаний экспериментальных сверхскоростных летательных аппаратов. В частности, популярный в то время польский эксперт Петр Бутовски, который в годы «перестройки и гласности» активно посещал многие российские оборонные предприятия и брал интервью у их руководства, писал, что среди прочего были куплены отчеты по полетам гиперзвуковых «беспилотников» Д-2Б и ГЭЛА.

Экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат Д-2, созданный Дубненским машиностроительным КБ «Радуга» на базе серийной крылатой ракеты Х-22. За счет изменения параметров траектории полета (она сводилась к баллистической кривой) ее полетное число Маха доводили до 6 единиц
Фото автора

Советский гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат ГЭЛА. Достоверных сведений о нем до сих пор практически нет. По некоторым данным он был сделан на базе проекта крылатой ракеты Х-90, которая в свою очередь представляла собой одноразовый беспилотный бомбардировщик воздушного старта, несущий две ядерные боеголовки
Рисунок: media.nakanune.ru

В июне 2001 г. в США начались испытания гиперзвукового беспилотного аппарата Х-41 «Гипер-Х». Его первый полет закончился аварией, но 16 ноября 2004 г. Х-41 достиг скорости 11950 км/ч (3,3 км/с), что соответствовало числу М=9,6. В облике Х-41 явно проступали черты ГЭЛА, но он был меньше.

 

Программа «Гипер-Х» шла под непосредственным руководством NASA на бюджетные деньги, но само Управление летательные аппараты не конструирует и тем более не строит. Х-43 – это изделие фирмы «Боинг».

Экспериментальный гиперзвуковой БПЛА Boeing / NASA X-43 «Гипер-Х» под крылом носителя NB-52 готовится к полету. Как видим, он явно несет в себе черты ГЭЛА. Существенные отличия наблюдаются только в форме воздухозаборника и в отсутствии крыла большой площади (но это ведь только летающая лаборатория и ей не надо лететь к цели сотни и тысячи километров). Зато обратите внимание на характерную форму носовой части, которая и формирует все обтекание тела.
Сходство, конечно, не означает гарантию прямого заимствования, ведь законы физики одни для всех, но все же наводит на некоторые мысли
Фото: www.nasa.gov

Экспериментальный БПЛА Boeing / NASA X-43 – это очень небольшой аппарат (на фото он черный), а дальше – это огромный белый разгонщик
Фото: www.nasa.gov

На гиперзвуковой режим маленький X-43 выводит ракетный ускоритель, и только после достижения значительной сверхзвуковой скорости включается его собственный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель
Фото: www.nasa.gov

Полет X-43 не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Вот потерявший управление аппарат в сцепке с ускорителем падает в Тихий океан
Фото: www.nasa.gov

Компьютерная модель полей скоростей и давлений, воздействующих на БПЛА X-43 в полете с числом М=7,0. Форма выбрана так, чтобы максимальные нагрузки на планер приходились в зоне за соплом
Фото: www.dfrc.nasa.gov

В том же духе был сделан следующий аппарат – Х-51 «Вейврайдер». Это также продукт совместной деятельности NASA и «Боинга». Он показал более скромные данные (максимум – 6200 км/ч или М=5,1), но доля ГПВРД самого аппарата, а не его разгонной ступени в этих показателях была уже больше, а сам «бустер» существенно меньше, чем у «Гипер-Х».

Экспериментальный гиперзвуковой БПЛА Boeing / NASA X-51 Wawerider под крылом носителя NB-52. И снова характерная форма носовой части, похожая на российский ГЭЛА. С отличиями, конечно, но идея именно та – не конус, а «нож»!
Фото: media.defense.gov

NASA – некоммерческая организация, и все результаты ее деятельности общедоступны. Ну, почти все. Потому хотя Х-43 и Х-51 делал «Боинг», полученный в ходе их испытаний опыт может использовать и «Локхид Мартин». Однако по официальному заявлению этой корпорации, ее SR-72 – совершенно самостоятельный проект, опирающийся только на собственные достижения. На официальном сайте корпорации сказано буквально следующее:

«SR-72 – это не первый гиперзвуковой самолет Skunk Works».

 

«Сканк Уоркс» – ставшее официальным шутливое название самого засекреченного конструкторского отдела фирмы «Локхид», в котором были созданы все предшественники SR-72. Как говорят, его придумали первые работники этого отдела еще в 1950-е годы, начитавшись комиксов про то, как некие проходимцы гнали в джунглях волшебный самогон, добавляя в варево живых скунсов для аромата. И действительно, нормальному человеку чтобы додуматься до тех машин, что они делали, наверное, был бы совершенно необходим какой-то такой «нейростимулятор». Вершиной такого их творчества и стал не похожий ни на один другой самолет «Архангел-12», он же – SR-71.

 

Но непосредственной основой для проекта SR-72 тот же сайт корпорации «Локхид Мартин» называет не его, а серию экспериментальных гиперзвуковых беспилотных аппаратов Hypersonic Technology Vehicle – HTV. Они созданы под руководством DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). В отличие от NASA Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США организация не благотворительная, она работает на конкретного заказчика за конкретные деньги налогоплательщиков, причем ее расходы обычно не оглашаются. А реализовала проект HTV под чутким руководством DARPA именно корпорация «Локхид Мартин».

Старт экспериментального гиперзвукового БПЛА Локхид Мартин / DARPA HTV-2 осуществляется с помощью специальной баллистической ракеты «Минотавр IV Лайт»
Фото: latimesblogs.latimes.com

Беспилотный гиперзвуковой самолет HTV-2 отделяется от ракеты-носителя точно так же, как и боеголовка. Так что и самолетом его можно назвать лишь условно – ведь сам он не летает!
Рисунок: 3c1703fe8d.site.internapcdn.net

И последнее: на том же сайте «Локхид Мартин» прямо утверждается – проект SR-72 возглавляет именно эта корпорация, но в нем участвуют и другие частные фирмы США – как субподрядчики.

 

Она и есть «отец» SR-72.

 

 

Вопрос третий:

Что такое HTV?

По сути, Hypersonic Technology Vehicle – это начиненная контрольно-записывающей аппаратурой вместо ядерного заряда боеголовка баллистической ракеты. Но это, конечно, очень упрощенное утверждение. Настолько упрощенное, что почти неверное.

 

Во-первых, в отличие от «примитивной» конической или близкой к таковой формы «баллистических убийц городов», обводы HTV как-бы сплющены. Это позволяет повысить его аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к полному сопротивлению обтекающего тело потока воздуха). Изменение его форм на разных стадиях проекта Falcon показано на этом рисунке, распространенном Пресс-центром DARPA:

Рисунок: media.defenceindustrydaily.com

Так шаг за шагом конструкторы повышали аэродинамическое качество аппарата от 2,5 до 5,0 единицы, придав ему такие свойства, которых нет у обычной боеголовки баллистической ракеты – он может совершать преднамеренные маневры, в том числе восходящие, не разрушаясь от громадных динамических и тепловых нагрузок. А они гигантские – ведь числа Маха уже не 5…6, как у гиперзвукового самолета, а 15…17!

 

Так что же, HTV все-таки это не аналог боеголовки? И да, и нет, но нам сейчас интересно не это – лучше посмотрите, как в результате эволюции проекта Falcon / HTV у аппарата появляется все тот же «нож» в носке корпуса вместо привычного иглообразного конуса. Пусть пока он и не такой, как у ГЭЛА, Х-43 или Х-51, но, как говорится, «еще не вечер!».

 

Интересно, как выглядел сделанный еще советское время «планирующий баллистический блок», которым теперь Россия грозит пробивать американскую противоракетную оборону «если что»? Я не удивлюсь, если именно так, как на показанных выше рисунках HTV.

 

 

Вопрос четвертый,

остающийся пока без ответа

Самый интригующий вопрос – и как же будет выглядеть новый чудо-самолет? На сайте корпорации с 2015 года «висят» вот такие картинки (одну из них мы взяли из других источников только ради лучшего разрешения):

Рисунок: www.lockheedmartin.com

Рисунок: topwar.ru

Казалось бы, все понятно: деловой человек показал товар лицом, и пусть его самого, товара, пока еще нет, но фьючерсные сделки это давно уже добрая общемировая практика и нечего сомневаться, что товар окажется каким-то не таким.

 

Однако глядя на первые картинки истребителя V поколения ATF, опубликованные в начале 80-х, и на «живой» Локхид Мартин F-22A «Раптор», начинаешь в этом сомневаться. Сомнения эти усугубляет приведенная тут же, на сайте Lockheed – Martin Corporation, как будто в издёвку, обложка детского журнала “Popular Science” с точно таким же самолетом:

Фото: www.lockheedmartin.com

Я, извиняюсь, не понял: кто на кого ссылается?!

 

 

Вопрос пятый:

А двигатель у Вас какой?

Как ни странно, это единственный вопрос, ответ «Локхид Мартин» на который, похоже, не вызывает никаких сомнений. Так силовая установка SR-72 представлена на сайте корпорации:

Силовая установка самолета SR-72 состоит из двигателей двух типов, которые обеспечивают три режима работы.
На взлете и посадке включены только газотурбинные двигатели – они сверху. Подвижные пластины в общих воздухозаборниках и соплах опущены вниз и весь поступающий в силовую установку воздух идет по верхнему каналу.
При достижении сверхзвуковой скорости ГТД выключаются, подвижные пластины поднимаются, запирая верхний канал спереди полностью («черная зона» на нижнем эскизе), а верхний остается открытым – считается, что он не создает значительного донного сопротивления, хотя лично мне не понятно – почему.
Одновременно расположенный внизу ПВРД, воздух к которому начинает уже идти с достаточно большой скоростью и он уже сжат внешним скачком уплотнения на воздухозаборнике, включается на первый – сверхзвуковой режим работы. Аппарат разгоняется и при достижении достаточно большого числа Маха (не менее 5,0?) режим работы воздухозаборника и горения топлива внутри ПВРД меняется. Главные скачки уплотнения уменьшают свои углы по отношению к кромкам воздухозаборника и перемещаются внутрь его, степень сжатия воздуха резко повышается, температура и скорость горения топлива растут и место наиболее интенсивной реакции смещается назад. При этом количество потребляемого топлива уменьшается, а воздуха – наоборот увеличивается, растут масса и скорость отбрасываемых назад продуктов сгорания, и скорость самолета достигает заданных шести «махов», а может быть это еще и не предел?
Если удастся организовать устойчивое и направленное горение топлива во внешнем потоке воздуха, обтекающем самолет, то тягу можно довести до просто фантастических величин, а скорость будет не в шесть, а в восемь, а то и в десять раз больше звуковой!
Этот рисунок проекта силовой установки самолета Локхид Мартин SR-72 так же был помещен и на сайте корпорации, но в этом источнике он оказался четче
Рисунок: cdn.shopify.com

Почему именно этой части предоставленных фирмой сведений можно верить? Да потому, что они не противоречат ни физике, ни тому направлению работ, которые последние 15 лет вели NASA и DARPA.

 

Так что, все ясно?

 

Отнюдь. Осталось это сделать. Я имею ввиду не лабораторные образцы – они уже есть! – а полномасштабный самолет с работающими двигателями. Ведь всегда остается возможность провала, и тогда все придется начинать с чистого листа.

 

 

Вопрос шестой:

Как смотреть и как стрелять?

На сайте Lockheed – Martin сказано, что испытания экспериментального аппарата HTV-2 позволили собрать данные о трех аспектах гиперзвукового полета:

  • аэродинамика;
  • аэротермические эффекты;
  • управление и навигация.

Именно последнее вызывает у меня наибольший интерес. Ведь на таких скоростях уже летали и раньше, но по несложным весьма траекториям и под полным контролем внешних средств наблюдения. Наблюдать-то они наблюдали, но ежели что, ничем помочь не могли.

 

Как мы уже говорили, поверхность аппарата, летящего с гиперзвуковой скоростью в верхних слоях атмосферы, сильно ионизируется. Мало того, поскольку такой аппарат будет виден на локаторе за много тысяч километров, есть идея «прятать» его точное местоположение в огромном искусственном облаке плазмы, которое будет создавать специальный бортовой генератор. Тогда радар будет видеть не точку-отметку, а многокилометровую бесформенную зону пространства и головка самонаведения ракеты перехватчика или ЗРК не сможет отыскать в ней свою цель.

 

Это конечно очень хорошо, но есть вопрос: а радио- и оптические системы самого такого самолета смогут «пробить» это «облако»? Ведь оно – мощнейший источник помех в радиодиапазоне, а что будет видно глазу или камере «из окошка» можно без труда посмотреть на многочисленных видеокадрах, снятых через иллюминаторы приземляющихся спускаемых аппаратов обычных космических кораблей или «шаттлов». Там не видно ничего, кроме бешеного огня и ни инфракрасная, ни лазерная ни какая иная оптическая существующая ныне съемка не поможет разглядеть, что же там внизу есть на поверхности Земли.

 

Так что, все так безнадежно?

 

Не совсем. Радио- и телевизионная связь с космонавтами на старте и на посадке все же действует, телеметрия доходит, но с искажениями и потерями части информации. С этой проблемой бьются давно, но пока она еще не решена. А ведь структура «цифровых пакетов» навигационных, разведывательных и прицельных данных, которыми придется пользоваться SR-72, куда сложнее, чем у тех, которыми космический корабль обычно обменивается с Центром управления полетом и станциями связи при старте или на посадке.

 

Но, наверное, надежда есть, раз Пентагон решился потратиться? Или просто «парни тоже в доле»?

 

В любом случае, для этого принципиально нового разведывательно-ударного летательного аппарата придется делать и принципиально новые системы прицеливания, разведки, навигации и связи – те, что есть сегодня, не обеспечат решение поставленных задач. Полностью автономная навигация, эдакая «вещь в себе» на борту аппарата и не имеющая связи с внешним миром годится для космической или баллистической ракеты, но не для такого самолета. О разведке и прицеливании и говорить нечего – здесь проблема видна, что называется, невооруженным глазом и для этого нужна система, открытая «и наружу, и внутрь».

 

Выйдет ли у разработчиков такая «открытая система» – вопрос тоже открытый.

 

Еще сложнее стрелять с борта такого аппарата. Я имею ввиду процесс собственно отделения боеприпаса от носителя и правильный выход его на свою заданную траекторию полета к цели.

 

Когда начинались полеты американского первого космического челнока «Колумбия» была безумная идея осуществить на нем вход в атмосферу до высоты 50…70 км над Москвой с открытием грузолюка и возвращением на орбиту. Тогда самой модной темой были так называемые «Звездные войны» – перенос боевых действий в космическое пространство, где Америка имела решающее преимущество перед СССР. По крайней мере, так считали подчиненные страдавшего болезнью Альцгеймера президента США Рональда Рейгана.

Воздушно-космический самолет «Спейс-Шаттл» созданный американской корпорацией «Норт Америкен – Рокуэлл». Это пока единственный гиперзвуковой летательный аппарат, который использовался не только в экспериментальных, но и в практических военных и коммерческих целях. Он имел вместительный грузовой отсек, из которого на орбите можно было запускать спутники или ракеты с боеголовками для поражения орбитальных и наземных целей – до последнего, правда, дело не дошло.
Но «Шаттл» сам был все же скорее ракетой или спускаемым аппаратом космического корабля, чем самолетом в обычном понимании этого слова
Фото: i.ytimg.com

Не знаю, проводили ли такое динамическое снижение со входом в плотные слои атмосферы и повторным выходом в космос на «Шаттле», но люк на таком режиме точно не открывали. Иначе парк этих чудесных кораблей уменьшился бы еще до первой катастрофы «Челленджера».

 

В последнем заявлении Пресс-центра «Локхид – Мартин» говорится, что SR-72 все же получит ударные возможности. На приведенном выше рисунке показано, как много места занимает на нем силовая установка, причем большинство этих объемов – это ее «пустые» каналы. А еще на рисунке не показаны баки – хотя и говорится, что предложенный способ создания гиперзвуковой тяги очень экономичен, страшно представить, сколько топлива надо будет SR-72, например, для того, чтобы взлететь, скажем, на авиабазе Майнот в Северной Дакоте, «разгрузиться» над… (Вы сами понимаете, где) и приземлиться, например, на аэродроме Кадена на Окинаве. Всякие другие варианты не стоят предполагаемых затрат.

 

Потому никого не удивило сообщение о том, что вооружение самолета составят малогабаритные гиперзвуковые ракеты класса «воздух-земля». Они разрабатываются по программе High Speed Strike Weapon, однако упоминаются и другие.

 

Не исключено, в частности, и возрождение попавшего под запрет по договору СНВ-2 проекта HAW – Hypersonic Aerodynamic Weapon. Небольшая твердотопливная ракета поражала цель пучком разгонявшихся до гиперзвука стержней из сверхпрочного сплава. От соприкосновения с ними должен был закипать бетон в толще защиты бункеров.

 

Итак, эта ракета, наверное, будет гиперзвуковой. Но какая у нее будет боеголовка – не исключено, что и ядерная. Ведь много на SR-72 их не разместишь, а мало – нет смысла. Только «ядерная кувалда» может оправдать ожидаемые затраты. И заодно решить трудности с прицеливанием в свете описанных выше проблем с навигацией.

 

 

Вопрос седьмой и последний:

Что почем?

Но представим, что у «Локхид – Мартин» все получилось и в 2030 году первые самолеты SR-72 пришли на вооружение Глобального ударного авиационного командования ВВС США – как тогда будут выглядеть United States Air Force?

 

Позволим себе пофантазировать и предположить, что точно такие мысли посещают прямо сейчас светлую голову Президента корпорации «Локхид – Мартин».

 

Итак, давайте помечтаем за него о том, что будет не далее как через полтора десятка лет.

 

Четыре сотни тяжелых тактических истребителей МакДоннелл Дуглас F-15C/E все распроданы между нефтяными шейхами, африканскими царьками и поляками и заменены современными Локхид – Мартин F-22 «Раптор», которых стало не 185 как сейчас, а те же 400, а может и 500.

F-22 «Раптор» – главный истребитель в составе “USAF Dream Team 2030 по версии Локхид – Мартин”
Фото: www.af.mil

Легкие тактические истребители Локхид – Мартин F-16 «Файтинг Фалкон» (да-да, уже Локхид – Мартин, а не «Дженерал Дэйнемикс»!) пока остаются и их все еще много, но дни их сочтены и в коридорах Пентагона уже толпятся покупатели и на них. А те, что не будут проданы, переоборудуют в самолеты-мишени QF-16 – к сожалению, время это безжалостная вещь!

Старые тактические истребители F-16 уже переоборудуются в летающие мишени QF-16A. Пока идут испытания, но вскоре трудолюбивые рембригады доберутся до тех нескольких тысяч самолетов этого типа, которые придется списать
Фото: lh5.ggpht.com

А ржавые остатки некогда большого парка штурмовиков А-10 «Тандерболт» II (кто там помнит давно обанкротившуюся фирму «Фэрчайлд», которая их строила?) распродадут между киностудиями типа «Твенти Сенчури Фокс» и «Парамаунт», где они будут играть «самолеты будущего» – их, как и большинство F-16 спишут и заменят. Чем? Да новыми F-35 «Лайтнинг» II. Чьими? Ну конечно, компании «Локхид – Мартин»!

Легкий тактический истребитель F-35 Lightning II. Компания Lockheed Martin считает, что он, в конце концов, станет самым массовым военным самолетом не только в мире, но и в Америке
Фото: topwar.ru

И наконец, устаревший и бесполезный «стратегический хлам», межконтинентальные бомбардировщики разной степени ветхости Боинг В-52Н «Стратофортресс», Рокуэлл В-1В «Лансер» и Нортроп Грумман В-2А «Спирит» уже списаны и отправились на главное кладбище истории американской авиации – на базу Дэвис Монтан.

 

А на их место придут новейшие В-3А (тоже свои конечно, если «Локхид – Мартин» с партнерами из «Боинга» все же засудят «Нортроп – Грумман» – о тяжбе между ними тоже писал наш сайт.

Возможно, так будет выглядеть серийный стратегический бомбардировщик В-3А, если конкурс по программе LRS-B по уточненной спецификации все же выиграют «Локхид – Мартин» и «Боинг», а не «Нортоп – Грумман»
Рисунок: www.ainonline.com

Правда, с В-3 Пентагон своих поставщиков слегка «подставил», переписав спецификацию так, что из супердорогого сверхзвукового самолета поколения «шесть плюс» он превратился в уменьшенный и удешевлённый вариант В-2 поколения «пять минус». Зато SR-72, которые не заменяют, а дополняют В-3, пока остаются задуманы максимально «круто и наворочено». На них можно будет заработать очень большие, гигантские, ну просто нереальные деньги! Ведь только на концептуальную часть проекта, когда надо определить лишь в общих чертах, что же надо делать, да показать конгрессменам и их избирателям какую-нибудь безответственную картинку, уже выделено более 800 миллионов долларов. Экспериментальный гиперзвуковой самолет-демонстратор в размерах F-22 будет стоить миллиард, а один серийный SR-72A, который будет в 2,5-3 раза крупнее и в 8-10 раз тяжелее такого «прототипа», обойдется американским налогоплательщикам минимум в 8 миллиардов. Президент «Локхид – Мартин» еще помнит времена, когда по цене одного такого самолета можно было бы купить два атомных авианосца класса «Нимиц» – вот это бизнес!

 

Да-да, конечно, такие цены были в прошлом веке и доллар с тех пор очень сильно «похудел», но все равно, согласитесь – сумма впечатляет. Как бы то ни было, если SR-72 будет принят на вооружение, то именно он встанет на вершине гигантской пирамиды ВВС США и именно о нем будут снова сказаны магические слова: самый дорогой самолет в истории!

Если конструкторам корпорации «Локхид – Мартин» удастся выполнить все выдвинутые заказчиком требования, то их SR-72, как бы он не выглядел, станет самым дорогим самолетом в истории. Впрочем, в этой номинации американцы всегда были чемпионами
Фото: imagesvc.timeincapp.com

Хотя конечно цену вопроса мы назвать сейчас не возьмемся, но масштаб представляем. Но что делать тем, которых этот самолет может атаковать и во что он «обойдется» им?

 

Сегодня какие-то действия, направленные на устранение или компенсацию угрозы, исходящей от еще не родившегося на свет SR-72, могут предпринять лишь три страны – Индия, Китай и Россия. Остальным можно просто не беспокоиться – для них хватит и старого оружия. Их ответ может быть (и почти наверняка будет) и симметричным, и ассиметричным. Но вопрос того, что же конкретно можно сделать будет задан, естественно, не создателям SR-72, а к тем, против кого он нацелен. Мы обязательно поговорим об этом на страницах нашего сайта, но в следующий раз.

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

naukatehnika.com

Lockheed Martin SR-72. Технические характеристики. Фото.

 

Lockheed Martin SR-72 – американский военный стратегический беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый компанией «Lockheed Martin».

Проектирование беспилотного летательного аппарата модели Lockheed Martin SR-72 началось американскими экспертами ещё в начале 2000-х годов, при этом, конструкция дрона базировалась на модели Lockheed Martin SR-71, хотя и в большей мере была адаптирована на своё перспективное применение.

На сегодняшний день проект беспилотного воздушного средства модели Lockheed Martin SR-72 носит засекреченный характер, однако, по ряду сведений, это устройство будет предназначаться исключительно для военного использования, в частности, речь идёт о разведки местности, выполнении специальных операций, мониторинговых миссий и пр.

Согласно некоторым данным, беспилотный летательный аппарат модели Lockheed Martin SR-72 будет иметь длину фюзеляжа равную 34 метрам, при этом, размах крыльев данного дрона составит порядка 18 метров, что в свою очередь, потребует наличия специально подготовленной площадки для использования данного воздушного средства.

Ожидается, что военный беспилотный летательный аппарат Lockheed Martin SR-72 может подниматься на высоту 32 километров, при этом, устройство будет обладать огромным количеством электроники, что обеспечит возможность для полномасштабной разведки целых регионов, однако, первый полёт данного воздушного средства запланирован только на 2030 год.

Силовая часть американского БПЛА Lockheed Martin SR-72 будет представлена двумя двигателями. Предположительно работающими на водороде, что обеспечит возможность устройству развивать максимальную скорость перемещения в 6500 км\ч.

 

Технические характеристики Lockheed Martin SR-72.

 

  • Длина: 34 м.;
  • Размах крыльев: 18 м.;
  • Высота: 6 м.;
  • Максимальная взлётная масса: неизвестно;
  • Крейсерская скорость полёта: 950 км\ч.;
  • Максимальная скорость полёта: 6500 км\ч.;
  • Максимальная дальность полёта: 20000 км.;
  • Максимальная высота полёта: 32000 м.;
  • Тип авиадвигателя: водородный;
  • Силовая установка: неизвестно;
  • Мощность: неизвестно.

 

 

Другие БПЛА

Самолеты

avia.pro

Проект гиперзвукового самолета Lockheed Martin SR-72 обретает очертания

В течение многих лет, Lockheed Martin работает над проектом гиперзвуковых (скорость Мах 5 и выше) самолетов типа SR-72, который может достичь практически любой части мира в течение нескольких часов. Эти транспортные средства уже давно рассматривается как весьма отдаленные перспективы (SR-72 не сможет стать в строй до 2030 года), но теперь, возможно, эти проекты будут реализованы одновременно и гораздо раньше . Lockheed сообщает прессе, что они ожидают увидеть полет демонстрационных гиперзвуковых летательных аппаратов «размером с F-22» и по цене менее $ 1 млрд. Это, несомненно, вызов, особенно когда некоторые обычные программы стоят дороже, и это также намек на то, что гиперзвуковая технология становится практической реальностью.

Транспортное средство, не смотря на уменьшение сроков разработки, не должно быть сырым. В то время, как существующая проект Концепции гиперзвукового воздушно-реактивного оружия будет опираться на бустер, чтобы достичь высоты, где ее ПВРД(Прямоточный воздушно-реактивный двигатель) начинает работать, новая концепция для SR-72 реализует «турбины, на основе комбинированного цикла», где технология турбины работает совместно с ПВРД. Это позволит переходить от взлета до гиперзвуковых скоростей без необходимости в двигателе бустере или вспомогательном самолете на ранних стадиях.

Работа Lockheed по-прежнему займет некоторое время, чтобы осуществить задуманное. Подготовительный демонстрационный полет запланирован на 2018 год, а первые гиперзвуковые транспортные средства ожидаются в 2020-х годах (например — HAWC), и, вероятно, все они будут оружием. Тем не менее, это позитивные признаки. Несмотря на то, что целевой клиент сейчас — это военные, развитие технологии может привести к появлению гиперзвукового пассажирского самолета.

Предшественник

Хотя SR-72 на один индекс выше SR-71, это совершенно разные самолеты. Тем не менее, «Черный дрозд» называется предшественником новых гиперзвуковых самолетов. 

Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70. В поздние периоды испытаний XB-70 был предложен в роли стратегического самолёта-разведчика, получив обозначение RS-70. Однако, вскоре стало ясно, что скоростной потенциал A-12 гораздо выше, и его было решено использовать в качестве базовой модели, на которой будет основан новый высокоскоростной самолёт. Прототип был назван R-12. Он был длиннее и тяжелее, чем A-12. Его фюзеляж был удлинён для увеличения топливных баков, экипаж был расширен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом.

Серийные машины получили индекс SR-71A. Разработана также учебно-тренировочная модификация SR-71B

Характеристики
  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 32,74 м
  • Размах крыла: 16,94 м
  • Высота: 5,64 м
  • Площадь крыла: 141,1 м²
  • Масса пустого: 27215 кг
  • Максимальная взлётная масса: 77100 кг
  • Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
  • Масса топлива: 46180 кг

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3[17])
  • Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8
  • Дальность полёта: 5230 км
  • Радиус действия: 2000 км
  • Продолжительность полёта: 1,5 ч
  • Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
  • Скороподъёмность: 60 м/с
  • Длина разбега/пробега: 1830 м
  • Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Максимальная высота полета: 29.000 м.

Вывод из эксплуатации

Попытка восстановить программу в 1993 году, встретила сильное сопротивление: у ВВС не хватало бюджета на использование самолета, а разработчики БПЛА беспокоились, что их программы пострадают если деньги направят на поддержку SR-71. Кроме того, возникли трудности с получением от Конгресса годового подтверждения долгосрочного планирования для SR-71. В 1996 ВВС объявили, что направленное финансирование не было санкционировано, и свернуло программу. Конгресс возобновил финансирование, но в октябре 1997 года президент Билл Клинтон предпринял попытку наложить частичное вето, чтобы отменить выделение $39 млн на SR-71. В июне 1998 года Верховный суд США признал частичное вето неконституционным. Всё это оставляло статус SR-71 невыясненным до сентября 1998 года, когда ВВС назначило перераспределение фондов; в 1998 году ВВС окончательно вывело парк SR-71 из эксплуатации.

Новая кровь

Постройка демонстрационной версии самолета запланирована на 2018 год, а летные испытания — на 2023. Если все пойдет по плану (бюджет разработки еще не был утвержден), полноразмерный SR-72 (около 30 м. длиной) будет построен и испытан к 2030 году. Планируется, что SR-72 будет беспилотным самолетом. Скорее всего, так же как и SR-71, он тоже будет безоружным, но оснащенным полным набором устройств сбора и обработки информации. Его отличительной чертой будет скорость 6 Маха (4567 миль в час, или 7350км/ч). На этой скорости, SR-72 сможет пересечь Атлантику за час, или облететь планету за 6 часов. На рабочей высоте в 24300м, при скорости 6 Маха, SR-72 будет практически невозможно сбить.

futuraptor.com

Прорыв SR-72 в воздушно-космические «бреши» России

На протяжении более чем 18 лет американские высотные стратегические разведчики SR-71A «Blackbird» являлись огромной головной болью для командования Войск ПВО СССР. Начиная с конца 60-х и заканчивая началом 80-х гг. 3,2-маховые «Чёрные птицы» являлись практически недосягаемой целью как для существующих наземных зенитно-ракетных комплексов С-75 и дальнобойных С-200А/В «Ангара/Вега», так и для истребительной авиации ПВО, представленной истребителями-перехватчиками МиГ-25П с ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности Р-40Р/Т (комплекс перехвата МиГ-25-40).

Несмотря на то, что «Двухсотки» располагали такими технологическими возможностями для перехвата SR-71A, как максимальная скорость поражаемой цели в 1200 м/с (4320 км/ч), высота перехвата в 40 — 42 км и скорость ЗУР 5В28 в 2500 м/с, ни одного перехвата за всю историю стратегических разведывательных полётов «Чёрных дроздов» так и не произошло, поскольку после инцидента с перехватом высотного разведчика U-2 близ Свердловска, пилотируемого Френсисом Герри Пауэрсом 1 мая 1960 года, полёты непосредственно над континентальной частью СССР полностью прекратились: в командовании 4028-й 4080-й стратегических разведывательных эскадрилий и ЦРУ воочию убедились в высоком потенциале зенитно-ракетного комплекса С-75. Более того, новыми машинами решили не рисковать и отправляли с разведывательной целью лишь в воздушно-космическое пространство над Кубой, Ближним Востоком и Вьетнамом (на тот момент «Двухсоток» там ещё не развёртывали, а С-75 не могли уверенно «дотянуться» до «Чёрных дроздов»).

Тем не менее, SR-71A достаточно часто проводили аэрофоторазведку и пассивную радиоэлектронную разведку северного побережья Кольского полуострова. Для этого пилоту было достаточно было удерживать траекторию 3,2-маховой машины в 150 км от побережья. В нормальных метеорологических условиях это позволяло отслеживать всю видимую деятельность Северного Флота в районе Североморска. В сложных метеоусловиях сохранялась лишь возможность радиоэлектронной разведки многочисленных радиоизлучающих объектов (от корабельных РЛС до наземных радиолокационных обнаружителей и радаров подсвета зенитно-ракетных комплексов, прикрывающих объекты Северного флота). На протяжении более чем десятилетия состоящие на вооружении ВВС СССР МиГ-25П не могли эффективно оттеснять «Blackbird» от арктических воздушных подступов к СССР: «Чёрные дрозды» появлялись на экранах РЛС-ДРЛО Радиотехнических войск СССР внезапно, и, за время выдачи целеуказания пилотам МиГ-25, первые обычно успевали получить исчерпывающие разведданные о стратегических объектах СФ, а затем покинуть северные воздушные подступы к государству.

Стоит отметить, что даже сближение МиГ-25П с SR-71A не гарантировало успешного оттеснения, либо перехвата американской машины, поскольку комплекс перехвата С-155А, представленный бортовой РЛС «Смерч-А» и ракетами Р-40Р/Т, имел скоростные ограничения по перехвату в 3000 — 3500 км/ч, да и то лишь в переднюю полусферу на встречно-пересекающейся траектории. Сближение «МиГов» с SR-71A на дистанцию использования Р-40Р в ППС (около 35-50 км) было на то время «фантастическим сценарием».

Ситуация кардинально изменилась после 1981 года, когда на вооружение авиации войск ПВО СССР поступил дальний перехватчик МиГ-31, впервые в мировой практике оснащённый бортовой РЛС с пассивной ФАР Н007 (БРЛС-8Б), способной обнаруживать цели с ЭПР 3 м2 на удалении 120 км и SR-71A — с дистанции более 200 км. Более того, перехватчики получили новые дальнобойные управляемые класса «воздух-воздух» Р-33 с дальностью перехвата целей 120 — 130 км в переднюю полусферу. Максимальная скорость полёта УРВВ в 4785 км/ч (с умеренным баллистическим торможением на высотах 28 — 33 км) давала возможность уничтожать SR-71A вдогон (в заднюю полусферу) на дальностях в 35 — 40 км. Следовательно, при слаженности действий в сетецентрических «связках» дальнего перехвата «РЛС-ДРЛО — наземный КП — звено МиГ-31» или «А-50 — МиГ-31», «Фоксхаунды» вполне могли атаковать SR-71A на догонных курсах с приемлемой для ракет Р-33 дальностью. Ярким тому примером можно считать как минимум два успешных «вытеснения» американских SR-71A из воздушного пространства СССР, а также его окрестностей в конце 80-х годов. В первом случае звено из двух МиГ-31 «оттеснило» «Чёрного дрозда» от северных воздушных границ СССР. Во втором случае, 27 мая 1987 года, пилот американского «Блэкбёрда» нарушил воздушное пространство СССР, что снова привело к необходимости отправки на условный перехват МиГ-31, который сопроводил нарушителя за пределы нашего воздушного пространства.

SR-71A

После данных инцидентов подобные разведывательные полёты были прекращены, а к осени 1989 года и вовсе было принято решение о снятии машин с вооружения. Список обоснованности такого шага, на первый взгляд, был неопровержим: высокая аварийность, внушительная стоимость эксплуатации, дефицит и высокая стоимость запчастей, а также технологическая потеря доминирующих позиций над нашими средствами противовоздушной обороны. Появление зенитно-ракетных комплексов С-300ПС и С-300В сделало невозможными разведывательные полёты близ обороняемых стратегических объектов СССР. Тем не менее, были у SR-71A и ярые приверженцы как в оборонном ведомстве, так и в Военно-воздушных силах, которые не желали вывода машины из эксплуатации. У них были свои весомые аргументы, которые подтверждались тактико-техническими преимуществами высокоскоростного разведывательного самолёта перед спутниками-шпионами.

В частности, стоимость применения SR-71 была в несколько раз ниже, чем у дорогих разведывательных спутников, а возможности по ведению оптико-электронной и радиоэлектронной разведки — значительно выше. Когда в районе выполнения разведывательной миссии устанавливалась кучевая, кучево-дождевая или слоистая облачность, пилот SR-71 имел возможность выполнения манёвров с целью поиска «брешей» (открытого обзора) в облачном габарите. Спутники-шпионы со стабильными параметрами орбиты такими возможностями не отличались. Что же касается бортового оптико-электронного оборудования, то в нормальных метеоусловиях, при полёте «Блэкбёрда» на высоте 24500 м, оно позволяло делать высококачественные снимки наземных объектов на удалении 150 км. Следовательно, у пилота не было необходимости подходить вплотную к воздушному пространству потенциального противника.

Очевидно, что благодаря данным возможностям, на фоне начала испытаний ядерного «снаряжения» для баллистических ракет в КНДР, к 1995 году применение SR-71A было возобновлено после выделения компании-производителю «Lockheed Martin» 100 млн. долларов на восстановление материально-технической базы по обслуживанию разведчиков. Для дальнейшего поддержания авиапарка SR-71 в должном состоянии, к 1996 году Сенат США снова выделил 100 млн. долларов. Выделение дополнительных средств полностью оправдало себя в ходе нескольких разведывательных полётов. Тем не менее, осенью 1998 года, после начатого ВВС США сентябрьского перераспределения фондов, а также после февральского первого полёта опытного образца беспилотного стратегического дрона RQ-4A с радиусом действия в 4445 км, действующие SR-71 были окончательно сняты с вооружения.

Беспилотная стратегическая разведывательная авиация подтвердила все свои преимущества по таким важным критериям, как безопасность для операторов, а также в 3-4 раза большая продолжительность полёта, позволяющая на протяжении 10 и более часов барражировать близ разведываемой территории, а также получать в разы больше ТВ/ИК и радиоэлектронной информации. В то же время, малая крейсерская скорость полёта в 639 — 700 км/ч, при потолке 16 — 19 км, делает «Глобал Хоуки» столь же уязвимыми, как и вышеупомянутые U-2. В начале XXI века уже было хорошо известно, что в ближайшей перспективе потребуется разработка дальнего высотного разведчика, по основным параметрам превосходящего SR-71A.

Ещё в конце 80-х — начале 90-х гг., в приближённых к ВВС и оборонному ведомству США кругах, а также некоторых СМИ, появилась информация о существовании проекта перспективного стратегического высотного разведчика, который якобы успел пройти несколько этапов лётных испытаний. Эта информация заметно взбудоражила медийное пространство почти на несколько лет вперёд, ровно до того момента, когда действующий директор «Lockheed Martin» и «Skunk Works» Бен Рич заявил о том, что наименование «Аврора» являлось ничем иным, как кодовым названием для проекта перспективного малозаметного стратегического бомбардировщика B-2 «Spirit». После этого все свидетельства, озвученные ранее Робертом Лэзэрой об «увиденном в Неваде громадном физическом теле с большими соплами ТРД и турбинными лопатками в них, издающими страшный рёв» превратились для простого американского обывателя в очередную мифическую историю из разряда «Звёздных войн». Собственно говоря, для намётанного глаза человека, разбирающегося в авиатехнике и реактивных двигателях, мифическим сказанием история Роберта Лэзэры стала изначально, ведь, во первых, невозможно увидеть вращающиеся турбинные лопатки турбопрямоточного двигателя, а тем более оснащённого форсажной камерой; во-вторых, гиперзвуковой ПВРД (который и должен был обеспечивать «Авроре» скорость в 5М) по определению не мог иметь турбинных лопаток. История постепенно выбыла из зоны повышенного внимания на более чем 15 лет, в то время как эскизные работы по передовому гиперзвуковому разведчику реально проводились.

Первая достоверная информация о новой амбициозной программе компании «Локхид Мартин» просочилась на некоторые американские информационные ресурсы ещё в 2007 году. Были опубликованы лишь некоторые поверхностные данные о перспективном концепте стратегического разведчика XXI века. Было заявлено, что машина будет обладать гиперзвуковой скоростью и летать значительно выше, нежели «Блэкбёрд». Информации хватило для громадного количества просмотров, которое привело к падению серверов ресурса, где была опубликована новость. Затем снова наступила тишина. И вот, 1 ноября 2013 года, на страницах американского журнала «Aviation Week & Space Technology» была опубликована статья Гая Норриса под названием «Exclusive: Skunk Works Reveals SR-71 Successor Plan», где со ссылкой на представителей локхидовского секретного подразделения «Skunk Works» сообщается об активном проектировании перспективного 6-махового высотного разведчика SR-72. Машина с гибридным турбореактивно-прямоточным двигателем, представленным стандартным турбореактивным двигателем для разгона до 3100 км/ч и гиперзвуковым ПВРД для медленного перехода на скорости в 5500 — 6400 км/ч. Примерно за несколько лет доводки силовой установки была преодолена проблема, связанная с недостаточной стабильностью запуска маршевого ГПВРД при скорости 3,1М, что позволило перейти к финальной ступени разработки лётного прототипа первого этапа (Flight Research Vehicle), который должен подняться в воздух в 2020 году, о чём сообщил осведомлённый индийский источник «Tejas-India`s MRCA».

Лётный экземпляр 1-го этапа будет представлять собой ЛА с длиной планера порядка 20 м и размахом крыла — в пределах 10 м. Изделие должно разгоняться примерно до скорости 5,5-6М и поддерживать её на протяжении нескольких минут. Окончательной фазой станут натурные испытания полноразмерного прототипа с длиной порядка 30 — 35 м, с которого и должно начаться серийное производство нового высотного разведчика. Произойдёт это не ранее 2025 — 2030 года, а пока стоит разобраться в уровне угрозы, которую представляет новый стратегический разведчик для важнейших военных и промышленных объектов Российской Федерации.

Если взглянуть на основные тактико-технические параметры современных и перспективных российских зенитно-ракетных комплексов, состоящих на вооружении ВКС России и Войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, вырисовывается картина лишь частичного превосходства последних над всеми известными характеристиками нового штатовского разведчика. В частности, все дальнобойные ЗРК семейств С-300В и С-300ПМ1 обладают максимальной скоростью поражаемой цели от 2800 до 4800 м/с, что позволяет без затруднений перехватить SR-72 в любом скоростном режиме полёта. С высотностью же перехвата складывается совершенно иная ситуация. «Дотянуться» до летящего на высоте 45 — 50 км SR-72 смогут лишь те модификации «Трёхсоток» и «Четырёхсоток», которые имеют арсенале такие ЗУР-перехватчики, как 48Н6ДМ, 40Н6 и 9М82МВ.

Качественно выделяться в данном списке будут лишь два последних изделия, обладающих высокой скоростью полёта в 10000 км/ч: они смогут легко настигнуть стратосферного или мезосферного нарушителя даже вдогон. Зенитные управляемые ракеты раннего семейства 48Н6Е2 не смогут уничтожить SR-72 в заднюю полусферу ввиду недостаточной скорости, доходящей лишь до 6,6М (7000 км/ч). Логично предположить, что наиболее распространённые строевые ЗРС С-300ПМ-1 не в полной мере готовы к встрече со столь высотными и скоростными средствами воздушного нападения, как разведчики SR-72 и разрабатываемое для них гиперзвуковое боевое «снаряжение». Да, вы не ослышались! Для новых высотных машин от «Lockheed Martin» разрабатываются специализированные гиперзвуковые боевые блоки (ББ) индивидуального наведения, которые могут размещаться во внутренних отсеках вооружения. Они смогут применяться для локальных и мощных точечных ударов по стратегически важным объектам противника.

Вполне понятно, что по мере спуска данных боевых блоков до отметки в 30 — 35 км, по ним должны отработать и простые С-300ПМ1 с уже известными ЗУР 48Н6Е, ведь скоростные пределы позволяют это сделать. Но здесь появляется другая проблема — их сверхмалая радиолокационная сигнатура. По самым оптимистичным предположениям, их ЭПР может составить от 0,003 до 0,01 м2, что обусловлено малыми размерами корпуса, широким применением жаропрочных композиционных материалов и отсутствием необходимости использования разгонных ракетных модулей, металлические детали которых достаточно радиоконтрастны. По такой ЭПР даже «Четырёхсотые» и С-300В4 работают с огромным трудом, не говоря уже о С-300ПМ1 с ограничением по эффективной отражающей поверхности в 0,02 м2. Да и количество запущенных с борта SR-72 подобных элементов высокоточного оружия пока остаётся загадкой. Из этого можно сделать вывод, что нужно не дожидаться момента сброса смертоносной оснастки, а делать все ставки на перехват самого носителя — SR-72, тем более, что машина предназначена для извлечения из стратегически важных регионов исчерпывающих разведданных.

КС-172С1

Уничтожение, либо вытеснение из воздушного пространства перспективных беспилотных высокоскоростных разведчиков SR-72 в пределах Европейской части России будет осуществляться гораздо проще и быстрее, нежели в районе северной части Сибири, где сложные природно-климатические условия и огромные просторы препятствуют размещению должного количества зенитно-ракетных бригад, вооружённых комплексами нового поколения С-300В4, С-400 и С-500. Возможно, что именно этот незащищённый участок воздушно-космического пространства России заставит возродить и модернизировать такой важный проект ракет воздушного боя сверхбольшой дальности, как КС-172С1.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/spy/sr71.html
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=18359
http://bastion-karpenko.ru/S-300v4/

topwar.ru

SR-72: будущий гиперзвуковой самолет-шпион | Журнал Популярная Механика

Знаменитый самолет-разведчик Lockheed Martin SR-71 Blackbird времен холодной войны в следующем десятилетии может получить достойную смену. В настоящее время разрабатывается SR-72, развивающий вдвое большую скорость и способный летать без пилота.

Таким видят будущий SR-72 в Lockheed Martin

После того, как ВВС США отказались от Blackbird в 1999-м, в самолетах-разведчиках, летающих с сумасшедшей скоростью, наблюдается серьезный недостаток. Подразделение Lockheed Skunk Works в настоящее время разрабатывает SR-72, который должен в два раза превосходить максимальную скорость SR-71 в 3 Маха. Развивая 6 Махов, он будет перемещаться в шесть раз быстрее скорости звука.

Когда SR-71 был отправлен «на пенсию», роль высотного наблюдения в значительной мере взяли на себя спутники. Однако «шпионы» на орбите — неидеальное решение. Такие наземные объекты, как мобильные ракетные комплексы, могут перемещаться между спутниковыми орбитами, и лишь для гиперзвукового самолета они не останутся незаметными. Сам же он из-за своей колоссальной скорости будет оставаться неуязвимым для систем ПВО.

В 1990 году SR-71 установил рекорд скорости, пролетев на скорости 3,3 Маха из Лос-Анджелеса в американскую столицу Вашингтон чуть более, чем за час. Для того, чтобы лететь еще быстрее, SR-72 будет оснащаться гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД), который использует смесь топлива и суперсжатого воздуха, сгорание которой и позволяет самолету развивать гиперзвуковую или близкую к гиперзвуковой скорость.

Планируется преодолеть и сопутствующие технические сложности. Поскольку ГПВРД используют суперсжатый воздух, он не подходит для полетов на низких скоростях. Для решения этой проблемы в Lockheed планируют задействовать в SR-72 два двигателя с общим воздухозаборником. Первым будет стандартный реактивный двигатель, который задействуется с момента взлета до скорости в 3 Маха. На ГПВРД самолет переходит начиная с этой скорости и выше.

Самым же большим отличием от предшественника станет то, что SR-72 сможет летать без пилота, то есть рассматриваются два варианта самолета — пилотируемый и беспилотный.

Оружие, которое мог бы использовать SR-72, может быть продемонстрировано Lockheed Martin в 2018 году. Речь идет об облегченных ракетах, поскольку при запуске со скорости в 6 Маха им не нужна разгоняющая и, следовательно, утяжеляющая их начинка.

Сам самолет Lockheed Martin планирует представить в 2023 году.

По материалам popsci.com

www.popmech.ru

Прорыв SR-72 в воздушно-космические бреши России

Тем не менее, SR-71A достаточно часто проводили аэрофоторазведку и пассивную радиоэлектронную разведку северного побережья Кольского полуострова. Для этого пилоту было достаточно было удерживать траекторию 3,2-маховой машины в 150 км от побережья. В нормальных метеорологических условиях это позволяло отслеживать всю видимую деятельность Северного Флота в районе Североморска. В сложных метеоусловиях сохранялась лишь возможность радиоэлектронной разведки многочисленных радиоизлучающих объектов (от корабельных РЛС до наземных радиолокационных обнаружителей и радаров подсвета зенитно-ракетных комплексов, прикрывающих объекты Северного флота). На протяжении более чем десятилетия состоящие на вооружении ВВС СССР МиГ-25П не могли эффективно оттеснять «Blackbird» от арктических воздушных подступов к СССР: «Чёрные дрозды» появлялись на экранах РЛС-ДРЛО Радиотехнических войск СССР внезапно, и, за время выдачи целеуказания пилотам МиГ-25, первые обычно успевали получить исчерпывающие разведданные о стратегических объектах СФ, а затем покинуть северные воздушные подступы к государству.

Стоит отметить, что даже сближение МиГ-25П с SR-71A не гарантировало успешного оттеснения, либо перехвата американской машины, поскольку комплекс перехвата С-155А, представленный бортовой РЛС «Смерч-А» и ракетами Р-40Р/Т, имел скоростные ограничения по перехвату в 3000 — 3500 км/ч, да и то лишь в переднюю полусферу на встречно-пересекающейся траектории. Сближение «МиГов» с SR-71A на дистанцию использования Р-40Р в ППС (около 35-50 км) было на то время «фантастическим сценарием».

Ситуация кардинально изменилась после 1981 года, когда на вооружение авиации войск ПВО СССР поступил дальний перехватчик МиГ-31, впервые в мировой практике оснащённый бортовой РЛС с пассивной ФАР Н007 (БРЛС-8Б), способной обнаруживать цели с ЭПР 3 м2 на удалении 120 км и SR-71A — с дистанции более 200 км. Более того, перехватчики получили новые дальнобойные управляемые класса «воздух-воздух» Р-33 с дальностью перехвата целей 120 — 130 км в переднюю полусферу. Максимальная скорость полёты УРВВ в 4785 км/ч (с умеренным баллистическим торможением на высотах 28 — 33 км) давала возможность уничтожать SR-71A вдогон (в заднюю полусферу) на дальностях в 35 — 40 км. Следовательно, при слаженности действий в сетецентрических «связках» дальнего перехвата «РЛС-ДРЛО — наземный КП — звено МиГ-31» или «А-50 — МиГ-31», «Фоксхаунды» вполне могли атаковать SR-71A на догонных курсах с приемлемой для ракет Р-33 дальностью. Ярким тому примером можно считать как минимум два успешных «вытеснения» американских SR-71A из воздушного пространства СССР, а также его окрестностей в конце 80-х годов. В первом случае звено из двух МиГ-31 «оттеснило» «Чёрного дрозда» от северных воздушных границ СССР. Во втором случае, 27 мая 1987 года, пилот американского «Блэкбёрда» нарушил воздушное пространство СССР, что снова привело к необходимости отправки на условный перехват МиГ-31, который сопроводил нарушителя за пределы нашего воздушного пространства.
После данных инцидентов подобные разведывательные полёты были прекращены, а к осени 1989 года и вовсе было принято решение о снятии машин с вооружения. Список обоснованности такого шага, на первый взгляд, был неопровержим: высокая аварийность, внушительная стоимость эксплуатации, дефицит и высокая стоимость запчастей, а также технологическая потеря доминирующих позиций над нашими средствами противовоздушной обороны. Появление зенитно-ракетных комплексов С-300ПС и С-300В сделало невозможными разведывательные полёты близ обороняемых стратегических объектов СССР. Тем не менее, были у SR-71A и ярые приверженцы как в оборонном ведомстве, так и в Военно-воздушных силах, которые не желали вывода машины из эксплуатации. У них были свои весомые аргументы, которые подтверждались тактико-техническими преимуществами высокоскоростного разведывательного самолёта перед спутниками-шпионами.

В частности, стоимость применения SR-71 была в несколько раз ниже, чем у дорогих разведывательных спутников, а возможности по ведению оптико-электронной и радиоэлектронной разведки — значительно выше. Когда в районе выполнения разведывательной миссии устанавливалась кучевая, кучево-дождевая или слоистая облачность, пилот SR-71 имел возможность выполнения манёвров с целью поиска «брешей» (открытого обзора) в облочном габарите. Спутники-шпионы со стабильными параметрами орбиты такими возможностями не отличались. Что же касается бортового оптико-электронного оборудования, то в нормальных метеоусловиях, при полёте «Блэкбёрда» на высоте 24500 м, оно позволяло делать высококачественные снимки наземных объектов на удалении 150 км. Следовательно, у пилота не было необходимости подходить вплотную к воздушному пространству потенциального противника.

Очевидно, что благодаря данным возможностям, на фоне начала испытаний ядерного «снаряжения» для баллистических ракет в КНДР, к 1995 году применение SR-71A было возобновлено после выделения компании-производителю «Lockheed Martin» 100 млн. долларов на восстановление материально-технической базы по обслуживанию разведчиков. Для дальнейшего поддержания авиапарка SR-71 в должном состоянии, к 1996 году Сенат США снова выделил 100 млн. долларов. Выделение дополнительных средств полностью оправдало себя в ходе нескольких разведывательных полётов. Тем не менее, осенью 1998 года, после начатого ВВС США сентябрьского перераспределения фондов, а также после февральского первого полёта опытного образца беспилотного стратегического дрона RQ-4A с радиусом действия в 4445 км, действующие SR-71 были окончательно сняты с вооружения.

Беспилотная стратегическая разведывательная авиация подтвердила все свои преимущества по таким важным критериям, как безопасность для операторов, а также в 3-4 раза большая продолжительность полёта, позволяющая на протяжении 10 и более часов барражировать близ разведываемой территории, а также получать в разы больше ТВ/ИК и радиоэлектронной информации. В то же время, малая крейсерская скорость полёта в 639 — 700 км/ч, при потолке 16 — 19 км, делает «Глобал Хоуки» столь же уязвимыми, как и вышеупомянутые U-2. В начале XXI века уже было хорошо известно, что в ближайшей перспективе потребуется разработка дальнего высотного разведчика, по основным параметрам превосходящего SR-71A.

Ещё в конце 80-х — начале 90-х гг., в приближённых к ВВС и оборонному ведомству США кругах, а также некоторых СМИ, появилась информация о существовании проекта перспективного стратегического высотного разведчика, который якобы успел пройти несколько этапов лётных испытаний. Эта информация заметно взбудоражила медийное пространство почти на несколько лет вперёд, ровно до того момента, когда действующий директор «Lockheed Martin» и «Skunk Works» Бен Рич заявил о том, что наименование «Аврора» являлось ничем иным, как кодовым названием для проекта перспективного малозаметного стратегического бомбардировщика B-2 «Spirit». После этого все свидетельства, озвученные ранее Робертом Лэзэрой об «увиденном в Неваде громадном физическом теле с большими соплами ТРД и турбинными лопатками в них, издающими страшный рёв» превратились для простого американского обывателя в очередную мифическую историю из разряда «Звёздных войн». Собственно говоря, для намётанного глаза человека, разбирающегося в авиатехнике и реактивных двигателях, мифическим сказанием история Роберта Лэзэры стала изначально, ведь, во первых, невозможно увидеть вращающиеся турбинные лопатки туурбопрямоточного двигателя, а тем более оснащённого форсажной камерой; во-вторых гиперзвуковой ПВРД (который и должен был обеспечивать «Авроре» скорость в 5М) по определению не мог иметь турбинных лопаток. История постепенно выбыла из зоны повышенного внимания на более чем 15 лет, в то время как эскизные работы по передовому гиперзвуковому разведчику реально проводились.

Первая достоверная информация о новой амбициозной программе компании «Локхид Мартин» просочилась на некоторые американские информационные ресурсы ещё в 2007 году. Были опубликованы лишь некоторые поверхностные данные о перспективном концепте стратегического разведчика XXI века. Было заявлено, что машина будет обладать гиперзвуковой скоростью и летать значительно выше, нежели «Блэкбёрд». Информации хватило для громадного количества просмотров, которое привело к падению серверов ресурса, где была опубликована новость. Затем снова наступила тишина. И вот, 1 ноября 2013 года, на страницах американского журнала «Aviation Week & Space Technology» была опубликована статья Гая Норриса под названием «Exclusive: Skunk Works Reveals SR-71 Successor Plan», где со ссылкой на представителей локхидовского секретного подразделения «Skunk Works» сообщается об активном проектировании перспективного 6-махового высотного разведчика SR-72. Машина с гибридным турбореактивно-прямоточным двигателем, представленным стандартным турбореактивным двигателем для разгона до 3100 км/ч и гиперзвуковым ПВРД для медленного перехода на скорости в 5500 — 6400 км/ч. Примерно за несколько лет доводки силовой установки была преодолена проблема, связанная с недостаточной стабильностью запуска маршевого ГПВРД при скорости 3,1М, что позволило перейти к финальной ступени разработки лётного прототипа первого этапа (Flight Research Vehicle), который должен подняться в воздух в 2020 году, о чём сообщил осведомлённый индийский источник «Tejas-India`s MRCA».

Лётный экземпляр 1-го этапа будет представлять собой ЛА с длиной планера порядка 20 м и размахом крыла — в пределах 10 м. Изделие должно разгоняться примерно до скорости 5,5-6М и поддерживать её на протяжении нескольких минут. Окончательной фазой станут натурные испытания полноразмерного прототипа с длиной порядка 30 — 35 м, с которого и должно начаться серийное производство нового высотного разведчика. Произойдёт это не ранее 2025 — 2030 года, а пока стоит разобраться в уровне угрозы, которую представляет новый стратегический разведчик для важнейших военных и промышленных объектов Российской Федерации.

Если взглянуть на основные тактико-технические параметры современных и перспективных российских зенитно-ракетных комплексов, состоящих на вооружении ВКС России и Войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, вырисовывается картина лишь частичного превосходства последних над всеми известными характеристиками нового штатовского разведчика. В частности, все дальнобойные ЗРК семейств С-300В и С-300ПМ1 обладают максимальной скоростью поражаемой цели от 2800 до 4800 м/с, что позволяет без затруднений перехватить SR-72 в любом скоростном режиме полёта. С высотностью же перехвата складывается совершенно иная ситуация. «Дотянуться» до летящего на высоте 45 — 50 км SR-72 смогут лишь те модификации «Трёхсоток» и «Четырёхсоток», которые имеют арсенале такие ЗУР-перехватчики, как 48Н6ДМ, 40Н6 и 9М82МВ.

Качественно выделяться в данном списке будут лишь два последних изделия, обладающих высокой скоростью полёта в 10000 км/ч: они смогут легко настигнуть стратосферного или мезосферного нарушителя даже вдогон. Зенитные управляемые ракеты раннего семейства 48Н6Е2 не смогут уничтожить SR-72 в заднюю полусферу ввиду недостаточной скорости, доходящей лишь до 6,6М (7000 км/ч). Логично предположить, что наиболее распространённые строевые ЗРС С-300ПМ-1 не в полной мере готовы к встрече со столь высотными и скоростными средствами воздушного нападения, как разведчики SR-72 и разрабатываемое для них гиперзвуковое боевое «снаряжение». Да, вы не ослышались! Для новых высотных машин от «Lockheed Martin» разрабатываются специализированные гиперзвуковые боевые блоки (ББ) индивидуального наведения, которые могут размещаться во внутренних отсеках вооружения. Они смогут применяться для локальных и мощных точечных ударов по стратегически важным объектам противника.

Вполне понятно, что по мере спуска данных боевых блоков до отметки в 30 — 35 км, по ним должны отработать и простые С-300ПМ1 с уже известными ЗУР 48Н6Е, ведь скоростные пределы позволяют это сделать. Но здесь появляется другая проблема — их сверхмалая радиолокационная сигнатура. По самым оптимистичным предположениям, их ЭПР может составить от 0,003 до 0,01 м2, что обусловлено: малыми размерами корпуса, широким применением жаропрочных композиционных материалов и отсутствием необходимости использования разгонных ракетных модулей, металлические детали которых достаточно радиоконтрастны. По такой ЭПР даже «Четырёхсотые» и С-300В4 работают с огромным трудом, не говоря уже о С-300ПМ1 с ограничением по эффективной отражающей поверхности в 0,02 м2. Да и количество запущенных с борта SR-72 подобных элементов высокоточного оружия пока остаётся загадкой. Из этого можно сделать вывод, что нужно не дожидаться момента сброса смертоносной оснастки, а делать все ставки на перехват самого носителя — SR-72, тем более, что машина предназначена для извлечения из стратегически важных регионов исчерпывающих разведданных.

fishki.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о