Do-335 «Pfeil» – самый быстрый поршневой самолет в истории » Военное обозрение

Do-335 – тяжелый немецкий истребитель, истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой войны, который довольно часто упоминался в различных источниках как Pfeil (Пфайль – нем. Стрела). Do-335 «Pfeil» являлся самым быстрым поршневым самолетом в истории. Данный самолет обладал более чем революционной конструкцией, хотя подобная компоновка с использованием двух тандемно расположенных двигателей и не являлась совершенно новой. До конца воны в Германии успели собрать всего 37 таких самолетов, активного участия в боевых действиях они не принимали.

Если бы можно было провести конкурс на самый необычный самолет, спроектированный в годы Второй мировой войны, Dornier Do-335 «Pfeil» имел бы отличные шансы занять в нем одно из призовых мест. В отличие от большинства своих конкурентов, которые, даже несмотря на передовые конструкции, не обладали заметной боевой ценностью, Do-335 являлся очень удачным боевым самолетом. Do-335 «Pfeil» был один из наиболее быстрых истребителей с поршневым двигателем во всей истории авиации. Если бы немецким конструкторам удалось решить все имеющиеся технические проблемы, которые преследовали истребитель на всех этапах его разработки и организовать его серийное производство, то в руках Люфтваффе оказалась бы машина исключительная по своим качествам, способный эффективно противостоять любому самолету союзников. Поэтому нет ничего странного в том, что после окончания Второй мировой войны союзники очень активно проводили испытания попавших им в руки самолетов Do-335. Но стремительное развитие реактивной авиации достаточно быстро сделала Do-335 неактуальным боевым самолетом.


В основу конструкции данного истребителя была положена тандемная схема расположения двигателей, которую К. Дорнье запатентовал еще в 1937 году. В соответствии со схемой известного немецкого авиаконструктора, в дополнение к традиционному переднему двигателю с тянущим винтом за кабиной летчика располагался второй двигатель с удлиненным валом и толкающим винтом. Толкающий винт находился за хвостовым оперением.

Самолет Do-335 «Pfeil» был многопрофильной машиной, ее планировалось использовать в роли тяжелого дневного истребителя, скоростного бомбардировщика (с бомбовой нагрузкой 500-1000 кг), ночного истребителя (одноместного и двухместного), самолета-разведчика и тренировочной машины. Do.335 представлял собой уже 3-ю вариацию на тему использования 2-х двигателей на линии симметрии самолета – задний двигатель приводил в действие хвостовой винт, расположенный за крестообразным оперением. Такая необычная позиция винта не являлась новинкой, она использовалась еще в 1911 году Татин-Польханом в «Аэро-Торпилле». Но стоит отметить тот факт, что до появления Do-335 никто еще не применял такое расположение заднего винта вместе с использованием обыкновенного тянущего винта спереди, что собственно и обеспечило «Стреле» ее уникальность среди всех остальных боевых машин.

К концу 1942 года после окончания проектирования в Германии приступили к подготовке производства нового самолета. К моменту совершения первого полета Do-335-V1, который состоялся 26 октября 1943 года, компания «Дорнье» получила заказ на 14 опытных самолетов, 10 предсерийных машин – Do-335a-0, 11 серийных самолетов – Do-335А-1 в варианте одноместных истребителей-бомбардировщиков, а также 3-х Do-335a-10 и -12 – двухместных учебно-тренировочных самолетов. После проведения предварительной оценки управляемости самолетов в Оберпапенгофене, первая машина была передана в испытательный центр в Рехлине, где должны были пройти официальные испытания. Несмотря на то, что самолет испытывал некоторое «вихляние» во время полета на больших скоростях, летчики из Рехлина были в восторге от летных качеств истребителя Do-335. Немецкие летчики отмечали хорошую маневренность и особенно разгонные характеристики самолета и радиус выполнения виража. Do-335 мог совершать полеты и с одним работающим передним или задним винтом. В случае выключения носового двигателя скорость самолета все равно оставалась внушительной – до 557 км/ч.

Do-335 представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции. Крыло самолета было трапециевидной формы, стреловидность крыла по передней кромке составляла 13°. Крыло оснащалось одним лонжероном и работающей обшивкой. В крыле самолета помещались также баллоны со сжатым воздухом и бронированный гидроаккумулятор. Самолет обладал крестообразным оперением с несущим стабилизатором, с нижним и верхними килями. Конструкция оперения самолета была цельнометаллической, за исключением передних кромок, выполненных из дерева и включавших в себя антенну радиостанции.


Фюзеляж истребителя Do-335 состоял из 4-х частей: кабины пилота с отсеком для уборки носовой стойки шасси, отсека с баками под топливо (в двухместном варианте здесь размещалась также кабина радиста), отсека задней моторной установки и хвостовой части.

В кабине летчика часть приборов была расположена на левом и правом приборных пультах шириной по 300 мм. каждый. На правом пульте располагался щиток сигнализации работы агрегатов моторных установок и щиток управления радиостанцией FuG-16. Также здесь располагался рычаг аварийного катапультирования пилота. При приведении данного рычага в действие верхний киль и задний винт отстреливались, для того чтобы пилот не получал повреждений при столкновении с ними. На левом пульте располагались приборы управления работой заливного топливного насоса с рычагом переключения на задний и передний двигатель. На находящейся перед лицом летчика основной приборной доске помещались пилотажные приборы, которые также обеспечивали возможность совершения слепого полета.

Обзор вперед – вниз из кабины пилота был обеспечен на угол -5° к горизонтали; обзор в стороны был достаточно хорош, так как кабина пилота находилась у передней кромки крыла. На истребителях более поздних выпусков обзор был еще больше улучшен, благодаря использованию блистеров фонаря кабины. Обзор вперед, который был ухудшен криволинейностью панелей козырька, в будущем планировалось исправить за счет установки плоских стекол. За кабиной пилота находился бензобак; его емкость в двухместном варианте уменьшалась за счет кабины радиста. Под топливным баком находился бомбовый отсек, в котором у самолета в версии ночного истребителя (одноместного или двухместного) ставился добавочный бензобак.


Металлическое крыло самолета трапециевидной формы с закругленными законцовками состояло из 2-х частей. Подход к стыковым узлам крыла был обеспечен через специальные небольшого размера люки. Основной лонжерон крыла имел коробчатое сечение. На передней кромке крыла истребителя Do-335 были смонтированы специальные ножи для разрезания тросов аэростатов воздушного заграждения. В передней кромке каждой из двух половинок крыла располагался протектированный топливный бак длиной в 3 метра, который устанавливался на место через специальный узкий длинный люк, расположенный в нижней поверхности крыла.

На передней кромке крыла предусмотрена возможность установки антенн радиолокационной станции FuG-220, в связи с этим передняя кромка крыла была выполнена из дерева. Антиобледенитель на ней не устанавливался, хотя планировалось установить электрический антиобледенитель производства компании Сименс или AEG. Планировалось также установить на истребитель крыло с ламинарным профилем.

Необычным было крестообразное хвостовое оперение самолета. Стабилизатор и киль двухлонжеронной конструкции, нижний киль самолета оснащался предохранительным буфером, который снабжался амортизатором. Управление рулями высоты – жесткое. Верхняя половина вертикального хвостового оперения в аварийной ситуации могла быть сброшена (при выбросе пилота из кабины). Шасси самолета – трехколесное, носовая стойка шасси убиралась в переднюю часть фюзеляжа, назад. А колеса основного шасси убирались в крыло, но не полностью. Поэтому створки, закрывающие колеса основного шасси, имели выколотки.



В сентябре 1944 года в Германии успели сформировать специальную часть Erprobungskommando 335, главной задачей которой было проведение испытаний Do-335 в боевых условиях. В эту часть было передано несколько самолетов Do-335A-0 и, возможно, Do-335A-1. Основной задачей летчиков была разработка тактики эффективного применения самолета в роли скоростного бомбардировщика, перехватчика и разведчика. Командиром данного отряда был назначен капитан Альфон Майер. 26 октября 1944 года в многочисленные зенитные батареи рейха был разослан спецприказ RLM, в котором зенитчики предупреждались о появлении в небе нового немецкого самолета. В данном приказе раскрывались характерные черты нового самолет: тандемное расположение двигателей и крестообразное хвостовое оперение.

Стоит отметить, что самолеты из Erprobungskommando 335 не так уж часто вступали в непосредственный контакт с самолетами союзников. Было отмечено лишь несколько подобных случаев. По неподтвержденной информации осенью 1944 года один самолет Do-335 был поврежден истребителями противника и совершил вынужденную посадку недалеко от Реймса. Также подтверждается потеря одного Do-335. 24 декабря 1944 года во время выполнения перелета из Оберпфаффенхофена в Рехлин был потерян Do-335А-08, самолет пропал в районе Донефельда. Пилот данной машины погиб, но причина гибели самолета так и осталась неизвестной. Это могла быть как встреча с самолетами противника, так и механическая неисправность. До конца войны жертвами самолета стали еще 2 пилота, чьи истребители разбились в марте и апреле 1945 года.

В середине апреля 1945 года пилоты 3-й эскадрильи королевских ВВС, летавшие на истребителях «Tempest» смогли перехватить Do-335 «Pfeil» над Эльбой. Самолет, который уходил от них на большой скорости, первым обнаружил французский ас Пьер Клостерман. Позднее его смогли засечь и пилоты из состава 325-й истребительной группы 15-й воздушной армии США, которые летали на истребителях «Mustang». В обоих этих случаях немецкая машина с легкостью смогла оторваться от своих преследователей. У одного из захваченных союзниками самолетов Do-335 на обшивке имелись знаки одержанных воздушных побед, но можно с большой долей вероятности говорит о том, что данные победы были одержаны летчиком еще до того, как он пересел в кабину этого самолета.


Летно-технические характеристики Do-335а-1:

Размеры: размах крыла – 13,8 м., длина – 13,83 м., высота – 5,0 м., площадь крыла – 37,3 кв. м.
Масса самолета пустого – 7266 кг., взлетная – 9600 кг.
Тип двигателя – 2 ПД Daimler-Benz DB 603Е-1, мощность 2х1800 (1900) л.с.

Максимальная скорость – 785 км/ч., крейсерская – 682 км/ч.
Практическая дальность полета на крейсерской скорости – 1390 км.
Практический потолок – 11 400 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 1х30-мм пушка МК-103 (70 снарядов) и 2х15-мм пушки МG-151 (200 снарядов на ствол)
Боевая нагрузка: 1х500-кг авиабомба SD-500 или РС-500, 2х250-кг авиабомбы SC-250 в бомбоотсеке и 2х250-кг авиабомбы SC-250 на внешней подвеске.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/fww2/do335.html
-http://aviacija.dljavseh.ru/Samolety/Dornier_Do_335_Pfeil.html
-http://www.airpages.ru/lw/do335bp.shtml
-http://www.nebog.com/aviacija/Samolety/Dornier_Do_335_Pfeil.html

topwar.ru

Самый быстрый турбовинтовой гражданский самолет

Как вы уже знаете, в конце мая в Ярославле, на территории аэропорта с красивым названием Туношна, проводился авиасалон малой и региональной авиации «Авиарегион-2016». И магнитами для посетителей на этом авиасалоне были несколько бортов. Самым необычным среди них был конечно же итальянский красавец Piaggio 180 Avanti II ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», этот самолет предназначен для проведения летных проверок аэронавигационного и светосигнального оборудования. О нем пойдет речь далее.



Итальянский промдизайн это всегда  что-то потрясающее, необычное, нешаблонное и радующее глаз: Alfa-Romeo, Lambo (особенно в доVW времена), Ferrari, Ducatti, культовые скутеры Vespa и наверно еще много чего, что сходу в голову не пришло. И Piaggio 180 Avanti II доказывает это правило, с первого взгляда он потрясает своим дизайном, не обычным видом по сравнению с бизнес-джетами классической компоновки как турбовинтовыми, так и турбореактивными.
Его двигатели расположены не типично как обычно у турбовинтовых — спереди в «тянущем» положении, а развернуты в толкающем положении, как реактивные.
Кроме этого его аэродинамическая схема похожа на схему «утка», но только похожа. В реальности инженеры Piaggio Aero Industries взяли все лучшее от классической схемы и схемы «утка» и можно сказать сделали эффектный и эффективный гибрид. От «утки» взято переднее оперенье, но в отличии от нее, в них нет рулей высоты и направления (только закрылки синхронизированные с основными закрылками в крыле), а классику представляет классическое крыло (хоть и меньше по площади, чем обычно) и Т-образное хвостовое оперение с рулями высоты и напраления.

В итоге у самолета получились три несущие плоскости — классические две — хвостовая,крыло и третья в виде переднего оперенья, которое создает дополнительную подъемную силу, разгружая тем самым оставшиеся две. Благодаря этому и получилось возможным уменьшить основное крыло самолета, тем самым уменьшить аэродинамическое сопротивление.

Итак, благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции и двум мощным турбовинтовым двигателям получился самый быстрый гражданский (административный или бизнес-джет, говоря проще) турбовинтовой самолет — Piaggio 180 Avanti II. Быстрее только наш Миша Ту-95. При этом он один из самых быстрых джетов и среди турбореактивных, а благодаря применению турбовинтовых двигателей он приблизительно в ДВА раза экономичнее по потреблению топлива, по сравнению со схожими по ТТХ турбореактивными.
Что касается ТТХ (из Вики):
Длина: 14,41 м Размах крыльев: 14,03 м Высота: 3,97 м Площадь крыльев: 16 м²
Масса пустого: 3 400 кг, Максимальная взлетная масса: 5 489 кг
Максимальная скорость: 732 км/ч
Потолок: 12 500 м
Скороподъёмность: 899 м/м (на уровне моря)
Дальность полёта: 2 592 км (на высоте 11 900 м с аэронавигационным запасом)
Двигатели: 2× ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-66, 634 кВт каждый.
Разбег: 869 м Пробег: 872 м
Экипаж: 1-2 пилота, Пассажировместимость: до 9 человек
Салон: 1,75 м (высота) × 1,85 м (ширина) × 4,45 м (длина)

Красавец самолет. Кстати, возвращаясь к итальянскому происхождению и Ferrari — одним из руководителей фирмы Piaggio Aero является вице-президент Ferrari Пьеро Ларди Феррари.

Говорят, что за такое переднее оперение его еще называют рыбой-молотом )

Аванти не только стоял на поле и красовался, но и совершил демополет. При этом самолет оказался настолько тихим, что его проход над полосой услышали не на подходе, а в момент прохода над полосой, тихо, тихо так подкрался )). Кстати он еще и один из самых тихих  в салоне\кабине (среди ли всех типов двигателей не уточнялось в источнике, но среди турбовинтовых точно ).

Саб он и в маленьком аэропорте Туношна САБ ))

Разведчик Челавиа, Текнам рассматривает сверху Аванти ))

Красавец со всех ракурсов

Люди куда вы смотрите, слева же такая красота итальянская!

Простите, сколько времени не подскажите? ))

Снаружи уже вроде рассмотрели самолет, давайте поднимемся на борт и рассмотрим его внутри

В Туношне он был в «стандартной» 6 местной комплектации салона, а после авиасалона улетал обратно на завод в Геную, для установки на борт современного комплекса летного контроля АСЛК-2015 российского производства для ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», при этом так плотно и насыщенно, что особо мест для посидушек не останется.

Бизнес, бизнесом, а правила авиабезопасности и полета едины для всех. Под креслом в коробке спасжилет, сбоку белым написано «перед взлетом и посадкой сиденье сдвинуть к борту и привести спинку в вертикальное положение», а у нас некоторые пассажиры в экономе выендриваются и спорить начинают на требование бортпроводников поднять спинку.

В кабине современная авионика

Посетители активно интересовались самолетом и хотя бы краешком глаза но заглядывали внутрь

особенно детям он понравился

Фотографирую того кто фотографирует того кто фотографирует ))
Так снимался кадр «Piaggioклонник» из нашего видео ))

Вам самолет когда нибудь язык показывал? Мне вот  впервые, итальянец и этим все сказано ))

Вот так просто потрясающе выглядит

Помаши дяде и самолету ручкой ))

Он улетел…

…но надеюсь с ним еще увидеться

Вот такая вот красота в Туношне была, об остальных попозже. А еще интересное о самолете можно прочитать и увидеть у Андрея, в публикации.

P.S. Благодаря своим уникальным характеристикам, как например скорость и экономичность, Аванти стал отличной основой для БПЛА. Итальянцы сделали БПЛА P.1HH Hammer Head. P.1HH может самостоятельно взлетать и садиться. Максимальная высота полета аппарата — 13,7 километра, а автономность достигает 16 часов. Подробнее тут.

Большое спасибо ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» за участие в авиасалоне и тем самым возможности посетителям рассмотреть близко этот уникальный самолет.
Большое спасибо пресс службе ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» и лично ее руководителю Николаю Ивашову за возможность побывать на борту Piaggio 180 Avanti II.

Информация взята из: Википедии, www.ato.ru, www.gkovd.ru

stoleo1976.livejournal.com

Какие самые быстрые самолеты: топ 10, пассажирские, военные

Когда разговор заходит о скорости, захватывает дух. Если же речь идет о самолетах, летающих на сверхзвуковой скорости – то это нечто фантастическое. Все эти самолеты – шедевр инженерной мысли, снабженные самыми передовыми технологиями своего времени.

Топ-10

  1. Х-43

Он обладает поистине фантастической скоростью в 11 230 км/ч. Занесен в книгу рекордов Гиннеса. Разработан по технологии, альтернативной турбореактивным двигателям в наше время.

  1. Х-34

Хотя и максимальная скорость его значится как 12 144 км/ч, он не на первом месте. Объясняется это тем, что на момент испытаний, рекорд Х-43 не был побит. И первый и второй самолет разрабатывался NASA с помощью новейших технологий.

  1. Х-15

Он по праву считается одним из самых быстрых самолетов с пилотом на борту. Максимальная скорость, которую он может достичь – 8200 км/ч. Это почти в семь раз превышает скорость звука. Самолет был спроектирован для исследования гиперзвуковых полетов. Х-15 снабжен ракетным двигателем. Однако подниматься в воздух он может только на борту бомбардировщика стратегического назначения, откуда и стартует. Предельная высота, достигнутая самолетом, составляет 107 километров.

  1. «Черный дрозд» или SR-71

Самолет является разведывательным в ВВС США. Машина выпущена в ограниченном количестве – 32 самолета. Первая воздушная машина, снабженная технологией стелс. Максимальная скорость около 4102 км/ч. Самолет активно использовался для шпионажа.

  1. YF-12

Внешне не отличается от «Черного дрозда», за исключением того, что несет на себе вооружение класса «воздух-воздух». Являлся предшественником и прототипом SR-71. Максимальная скорость: 3 661 км/ч.

  1. Легендарный МиГ-25

Разработан был с целью перехвата американского «Черного дрозда» и обладал скоростью в 3916 км/ч. Характеристики данного боевого самолета впечатляют – при скорости более чем в 3 раза превышающей скорость звука, он был способен на поражение целей на дистанции до 25 километров. Очень хорошо себя зарекомендовал в ряде военных конфликтов.

  1. Bell X-2

Уникальным его делает то, что в 1954 году он достиг немыслимой на то время скорости. Но после неудачного полета, программа его выпуска была закрыта. Максимальная скорость: 3 370 км/ч.

  1. «Валькирия» XB-70

Поистине сверхмощный самолет времен холодной войны. Предназначался для того, чтобы доставлять ядерное оружие за короткое время. Высокая скорость (3672 км/ч) позволяла уходить от последствий ядерного взрыва, а также от вражеских перехватчиков.

  1. МиГ-31

Со скоростью в 3464 км/ч. Этот самолет, благодаря своим мощнейшим двигателям, был способен развивать такую скорость на любой высоте. Техническая радиолокационная начинка позволяла контролировать нескольким самолетам довольно обширное пространство.

  1. F-15

Это невероятно, но данный самолет уже 40 лет стоит на вооружении и по крайней мере еще 8 лет будет служить ВВС США. Его скорость – 3065 км/ч, а также технические характеристики и область применения делают его незаменимым для ВВС.

Топ 4 пассажирских самолетов

Рассматривая эту категорию, отметим существующие, проектируемые и снятые с производства пассажирские самолеты с самой высокой в мире скоростью.

  1. Ту-144

Легендарный советский сверхзвуковой лайнер, обладал скоростью в 2430 км/ч. Поистине фантастический результат для того времени среди пассажирских самолетов. Волей судьбы уступил место Конкорду, который долгое время (до 2003 года) осуществлял пассажирские трансатлантические рейсы.

  1. Boom Supersonic

Если касаться проектируемых пассажирских самолетов, это модель заслуживает место в топе. Даже из названия становится ясным, что будущий летательный аппарат будет преодолевать скорость звука (2335 км/ч). Самолет будет предназначен для любой категории пассажиров.

  1. Cessna Citation X+

Достигает скорости в 1153 км/ч. Самое быстрое гражданское судно со статусом делового самолета. Используется в основном как частный для богатых бизнесменов и деловых людей.

  1. Аэробус А380

И, наконец, самым быстрым рейсовым пассажирским самолетом является шедевр инженерной мысли Airbus. Новейший самолет, который, помимо своей скорости, является еще и самым большим в мире двухпалубным авиалайнером. Максимальная скорость: 1 020 км/ч.

Военные самолеты

Самыми быстрыми военными самолетами в мире можно назвать российский МиГ-25 и американский SR-71. Интересным фактом является то, что советский истребитель создавался фактически для нейтрализации американского разведчика. На МиГе была установлена масса рекордов скорости своего времени. Летчики, пилотировавшие эту машину, утверждали, что самолет способен преодолеть отметку в 3,5 Маха (скорости звука). Это значение больше, чем у американского «Черного дрозда». Однако это нигде не зафиксировано документально. В свою очередь SR-71 не обладал достаточной надежностью. За всю историю его полетов потеряна треть выпущенных машин.

Боевой самолет

Много уже рассказывалось о рекордсменах военной авиатехнике различных годов. Самым быстрым из ныне используемых боевых самолетов является МиГ-31. Истребитель имеет предназначение для уничтожения целей в воздухе на любых высотах и в любых метеоусловиях. Для машины не проблема использование противником тепловых и радиопомех.

Создавался для перехвата крылатых ракет. В наше время применяются в военных конфликтах для решения большого диапазона задач. Некоторое время применялись как «спецназ» в войсках противовоздушной обороны России.

В видео показан взлет этой скоростной машины

Турбовинтовой самолет

В этой категории уже давно нет равных советскому, а ныне российскому бомбардировщику Ту-95.

Поистине уникальный самолет, стоящий на вооружении с далекого 1952 (!) года. Скорость для того времени была поражающая воображение – 924 км/ч. Двигатели, мощностью 15 000 сил, установили рекорд Гиннеса для винтовых двигателей. Самолет и ныне стоит на вооружении ВКС России и выполняет широкий спектр боевых задач.

Интересным фактом является то, что скорость Ту-95 немногим меньше скорости реактивного американца B-52. Вооружение и технические характеристики самолета позволяют безопасно поражать цели за зоной действия радиолокационного оборудования противника.

Актуальность машины подтверждает и ее применение в военном конфликте в Сирии, где полк бомбардировщиков успешно выполнил ряд поставленных для него задач.

В заключение стоит отметить, что технологии производства летательных аппаратов не стоят на месте. Однако, те самолеты, которые были рассмотрены выше, прочно займут место в истории авиастроения, как передовые на то время самолеты. Кто знает, какие рекорды ждут человечество в дальнейшем, и какие цели будут выполнять новые гиперзвуковые летательные аппараты. Все это покажет время.

pilotgid.ru

САМЫЙ БЫСТРЫЙ САМОЛЁТ » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вступление

Для начала должен вас огорчить, причём три раза подряд. И так по порядку.
Самый быстрый самолёт в мире уже не летает — деградируем однако. Второй по скорости самолёт тоже уже не летает. Третий по скорости самолёт ещё летает но давно не выпускается.
Девяносто восемь процентов сверх звуковых самолётов на сверх звуковой скорости летать практически не могут. Дело в том что для полёта на сверх звуковой скорости требуется очень мощный двигатель оптимизированный именно для больших скоростей. То есть один двигатель не может эффективно работать на скорости восемьсот и три тысячи километров в час. Поэтому придумали форсажную камеру. То есть после турбины ставится ещё одна камера сгорания, туда впрыскивают топливо и самолёт летит быстрее оставляя за собой десятиметровый огненный хвост.

Я жил возле аэродрома на котором базировались перехватчики МИГ-25. Взлёт самолёта ночью производит неизгладимое впечатление. Самого самолёта не видно, просто над землёй летит огненная метёлка.


Грубо говоря форсажная камера это просто труба пристроенная к двигателю сзади. На нижней фотографии вид в форсажную камеру, но лучше в неё не заглядывать.
Вроде такое простое решение, а в чём проблема? Проблема в том что форсажная камера испытывает огромные тепловые нагрузки. Всего несколько двигателей в мире рассчитаны на ПОСТОЯННУЮ работу форсажной камеры. Остальные двигатели могут включать форсаж на пару минут.

Стендовые испытания форсажной камеры. Судя по её цвету она скоро расплавится. А кольца уплотнения в факеле говорят о помпаже форсажной камеры, который с большой долей вероятности перейдёт в помпаж турбины и полетят её лопатки в радиальном направлении.
Ну и ещё такая маленькая неприятность как катастрофическое увеличение расхода топлива при включении форсажа.

Ну и наконец третья неприятность — никто точно не знает с какой скоростью летают самолёты. Ну нет на самолёте спидометра в привычном понимании этого слова. А что есть? Есть специальная трубка, или две. Называется она датчик приёма воздушного давления и является внучкой трубки Пито.

На фотографии показано расположение датчиков давления на примере бомбардировщика СУ-24.
Не вдаваясь в глубоко в физические процессы просто поверьте что скорость в километрах в час такая система выдаёт весьма примерную. Поэтому скорость измеряют в скоростях звука. То есть скорость самолёта составляет столько то скоростей звука. Казалось чего проще умножить скорость звука на показания прибора. А скорость звука не постоянна и на прямую зависит от давления. А давление с каждым метром высоты уменьшается.
Но не будем о грустном.

Самый быстрый самолёт в истории человечества

Безусловно самым быстрым самолётом был Blackbird Lockheed SR-71. Официальная скорость три тысячи триста километров в час.

Такая скорость далась дорогой ценой во всех смыслах этого слова. Дело в том что на больших скоростях самый выгодный вариант силовой установки это прямоточный реактивный двигатель без всяких турбин и компрессоров. Грубо говоря это труба сложной формы.

Вот схема прямоточного реактивного двигателя. Воздух сжимается на центральном конусе. За конусом впрыскивается топливо, которое сгорает и и выходит через сопло в виде струи газа. Я знаю что это работает, но ум отказывается понимать почему газы выходят через сопло а не через воздухозаборник. Видно газодинамика это не моё.

Для самолёта SR-71 создали уникальный двигатель. На малых скоростях это был обычный двигатель. А при увеличении скорости через турбину пропускалось только двадцать процентов поступающего воздуха а остальные восемьдесят шли во внешний контур, который по сути являлся прямоточным двигателем.

На фотографии показано как движется воздух в двигателе самолёта SR-71 в зависимости от скорости полёта.

Маленькое техническое отступление. При скорости самолёта до двух скоростей звука всё более менее нормально. А при большей скорости начинается сильный нагрев конструкции за счёт трения об воздух. Отсюда два вывода. Во первых самолёты больших скоростей должны иметь особые конструкционные материалы. И второе, на малых высотах летать на больших скоростях не возможно — сотрешься о воздух. Поэтому все большие скорости показаны на высотах за пятнадцать километров.

Самый быстрый самолёт в мире

Это как спросите вы? Ведь было уже. А вот так. Есть, вернее был, такой странный самолёт МИГ-25. Точнее самолётов было два, одноместный перехватчик и двухместный разведчик. По техническим условиям максимальная скорость полёта ограничивалась тремя тысячами километрами в час. Это 2.8 скорости звука. Разведчик не имел подвесного вооружения и поэтому мог летать быстрее. Максимальная скорость достигалась на высоте восемнадцати километров. Практический потолок был двадцать километров. Но если разогнаться до максимума на восемнадцати то можно было сделать горку и выскочить на двадцать восемь километров.

Во время войны с Израилем МИГ-25 всех шокировал. Его не могли ни догнать ни достать по высоте израильские миражи. Несколько раз разведчики уходя от зенитных ракет наземного базирования шли на максимальной скорости. Максимальная скорость получилась три тысячи шестьсот километров в час. Правда после этого конструкция самолёта имела изгибы видимые не вооруженным глазом.
Вот так прилетает с разведки такой горбатый самолёт, сразу понятно за три тысячи вышел. Поэтому я не знаю можно ли считать самым быстрым такой одноразовый самолёт?
Двигатели у него тоже были практически одноразовые — ресурс всего двадцать пять часов. Дело в том что двигатели были самые обычные, но оптимизированные для полёта на больших скоростях и высотах. Большие тепловые нагрузки не предполагали долгой жизни.

Бомбы на фоне МИГ-25 — смешно. Теоретически бомбы сбрасывать было можно, но они до своего падения успевали пролететь СОРОК КИЛОМЕТРОВ. Вы как прицеливаться собираетесь?

Там где две кабины и пилоны для вооружения это учебный вариант. Там где две кабины и нет пилонов это разведчик.

Твёрдое третье место

Тут всё просто. На третьем месте находится МИГ-31. Он имеет те же три тысячи километров в час, но это его физический придел. Просто у него двигатель оптимизирован под более низкие скорости и имеет нормальный ресурс. Корпус выполнен из расчёта на более низкую температуру нагрева.


МИГ-25 на верхней фотографии и МИГ-31 на нижней

А вот у земли его скорость выше. Всё дело опять в двигателях и полу утопленном положении ракет, которые теперь оказывают меньшее сопротивление .

Поэтому максимальная скорость у земли у МИГ-31 составляет полторы тысячи километров в час а у МИГ-25 только тысяча двести. А максимальную скорость МИГ-31 показывал на высоте восемнадцати километров.

Самый быстрый бомбардировщик.

Американский бомбардировщик XB-70 ВАЛЬКИРИЯ был рассчитан на скорость три тысячи двести километров в час.

Двигателей у него было аж шесть, поэтому с мощность всё было в порядке. На испытаниях он достиг трёх скоростей звука, но от разных мест конструкции стали отваливаться различные кусочки. Два самолёта благополучно разбились и на этом испытания закончились.

Российский ракетоносец фирмы Сухого обозначался Т-4 или сотка. Рассчитан был так же на скорость три тысячи двести километров в час.

На нижней фотографии он такой грустный. Это по тому что на максимальной скорости его так и не испытали. Зато у него и катастроф не было. Судя по прогрессивной форме крыла он бы расчётные данные подтвердил.

Самый быстрый пассажирский самолёт

Самый быстрый пассажирский самолёт это наш ТУ-144. И взлетел он самый первый и скорость показал самую высокую, равную примерно две с половиной тысячи километров в час. Почему примерно? Потому что скорость в два с половиной раза превышала скорость звука на высоте восемнадцать километров. А какова была скорость звука на этой высоте в момент испытания известно весьма приблизительно.

Крейсерская скорость самолёта равнялась две тысячи триста километров в час. В остальном всё было очень плохо. Дальность полёта всего три тысячи километров. Надёжность нулевая. Почему так получилось? Во первых самолёт проектировал не тот кто имел опыт в полётах на больших скоростях — Сухой или Мясищев, а тот кто сумел ухватить заказ — Туполев. Во вторых были и объективные обстоятельства. Мы, как обычно, сильно отставали от запада в производстве реактивных двигателей. Поэтому самолёт долго переделовали и самое главное уменьшили крейсерскую скорость полёта до двух тысяч километров в час.
Второй по скорости пассажирский самолёт был КОНКОРД. Его максимальная скорость полёта была две тысячи триста километров в час при большей дальности полёта. Крейсерская скорость полёта так же была около двух тысяч километров в час.

Если сравнить два эти самолёта, то можно заметить много общего. Вес обоих около ста девяноста тонн. Крылья практически одинаковой формы. Правда площадь крыла у ТУ-144 больше, поэтому посадочная скорость у него меньше а аэродинамическое сопротивление больше. Современная аэродинамика утверждает, что расположение двигателей под крылом, как у КОНКОРДА более удачное. Количество пассажиров у ТУ-144 сто двадцать человек, а у КОНКОРДА сто двадцать восемь. Но это максимальное количество мест которое может вместить худой фюзеляж скоростного самолёта. Обычно мест было на много меньше. Дело в том, что масса полезного груза у КОНКОРДА составляла двенадцать тонн, а вес условного пассажира с багажом равняется сто десять килограмм. Так что сами считайте. Высота полёта у ТУ-144 была двадцать километров а у КОНКОРДА за счёт меньшей площади крыла на два километра меньше. Поэтому эти самолёты после взлёта набирали высоту порядка шестнадцати километров и не мешали остальным самолётам занимавшим высоты в районе десяти километров.
Пассажиров оба самолёта берут мало, а горючего тратят много. Соответственно билеты у них получаются золотые. Американцы то же собирались сделать пассажирский самолёт со скоростью три тысячи километров в час. Правда потом у них хватило ума не делать ни кому не нужный самолёт просто ради престижа страны. А кое кто говорит, что американцы тупые.

Самый быстрый винтовой самолёт

Самым быстрым винтовым самолётом является наш бомбардировщик ТУ-95. С новым современным крылом самолёт достигает максимальной скорости девятьсот десять километров в час. Такой скорости удалось достичь применив стреловидное крыло и соосные винты противоположного вращения.


Был гражданский вариант этого самолёта ТУ-114. Его максимальная скорость, за счёт более толстого фюзеляжа, снизилась на пятьдесят километров в час. Крейсерская скорость составляла семьсот пятьдесят километров в час.


voennoe-obozrenie.ru

Самые быстрые самолеты в мире: Топ 10

Мы восхищаемся тем, какую скорость может развивать обычный пассажирский самолет, и насколько быстро он способен доставить нас из одной точки мира в другую. Мало кто знает, но скорость пассажирских авиалайнеров обычно не превышает 900 км/час. Обогнать такое судно, развивая скорость примерно втрое больше, сможет практически любой реактивный истребитель.

Гиперзвуковая мощь

Но существуют воздушные судна, скорость которых превышает и этот показатель – гиперзвуковые самолеты. Гиперзвуковыми называют аппараты, которые в полете способны развивать скорость, в несколько раз превышающую скорость звука.

 

Конкретный показатель, который позволил бы относить самолеты к числу гиперзвуковых, пока еще не определен исследователями.

Еще одним критерием, который вызывает постоянные споры, является способ управления аппаратом. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что самолетами могут именоваться только те судна, управление которыми осуществляет человек. В соответствии с другой точкой зрения, беспилотники также можно относить к числу самолетов. Такое разделение можно считать вполне оправданным, так как беспилотные машины обладают более совершенными техническими характеристиками. Также предметом спора является возможность самолета взлетать самостоятельно или с использованием других мощных носителей.

Как бы то ни было, большая часть исследователей придерживается единого мнения, согласно которому, определяющим фактором в отнесении той или иной модели к числу гиперзвуковых является максимальная скорость самолета, которую он может развивать, находясь в воздухе. Такой подход позволяет в несколько раз расширить список моделей гиперзвуковых летательных аппаратов, разработками которых занимаются инженеры со всех уголков света. Безусловно, многим интересно, какой самый быстрый самолет в мире уже рассекает небесное пространство, и какими характеристиками он обладает.

Небесный рейтинг скорости

Чтобы ответить на этот интереснейший вопрос, составим рейтинг: «Самые быстрые самолеты в мире Топ 10». В нем мы отметим те модели воздушного транспорта, которые по праву заслужили то, чтобы войти в историю благодаря своим характеристикам.

10-е место: Туполев Ту-144

Снимок самолета Туполев Ту-144

Скоростные показатели Ту-144 не позволили бы ему войти в 10-ку самых быстрых самолетов. Однако не отметить его в этом рейтинге было бы неправильно. Туполев занял почетное десятое место, так как является первым сверхзвуковым пассажирским авиалайнером в мире. Первый его полет был датирован еще 1968 годом. Это событие стало в буквальном смысле подарком для области авиационных разработок, так как вылет состоялся 31 декабря как раз накануне празднования Нового года. Но самое значимое событие в истории Ту-144 произошло 5 июня 1969 года, когда ему удалось преодолеть звуковой барьер, находясь на высоте 11 км. Туполев Ту-144 – самый быстрый пассажирский самолет в мире, разгоняющийся до 2 500 км/ч.

9-е место: General Dynamics F-111

На девятом месте находится тактический бомбардировщик, разгоняющийся до скорости 3060 км/ч. К сожалению, модель была списана еще в конце 90-х годов. В свое время аппарат стал первым самолетом, у которого могла изменяться стреловидность крыла, что давало ему значимое преимущество в воздухе.

8-е место: McDonnell Douglas F-15 Eagle

8-я позиция отдана американскому всепогодному истребителю, являющемуся одним из самых успешных самолетов. Сейчас эта модель все еще является важной частью вооруженных сил ВВС США и не покинет строй как минимум до 2025 года. Кроме того, американское командование планирует производить эти аппараты еще около трех лет. Судно может набирать скорость, равную 3065 км/ч.

7-е место: Миг-31

Отечественный небесный страж Миг-31

Седьмую строчку занял отечественное воздушное судно, способное разгоняться до 3463,92 км/ч. Аппарат может похвастаться наличием двух мощнейших двигателей, позволяющих ему развивать сверхзвуковую скорость находясь как на больших, так и на низких высотах. К сожалению, производство этого боевого судна было остановлено еще в первой половине 90-х годов.

6-е место: XB-70 Valkyrie

Шестое место досталось стратегическому бомбардировщику, основной задачей которого во времена «холодной войны» стала бы доставка ядерного вооружения. Предполагалось, что скорость, равная 3672 км/ч понадобится аппарату для того, чтобы ускользать от советских перехватчиков, но, что более важно, еще и не попасть под последствия ядерного взрыва. Было создано всего два самолета такой модели.

5-е место: Bell X-2 Starbuster

Очередное место достается экспериментальному самолету, основной целью создания которого является исследование условий полета на высоких скоростях. По предварительным данным, самолет мог развивать скорость 3911,9 км/ч. Первый полет аппарата состоялся в 1954 году, но уже через два года эту программу пришлось прекратить. Дело в том, что после того, как самолет достиг максимальной скорости, пилот больше не смогу им управлять.

4-е место: Миг-25

Специально для организации перехватов американских авиаразведчиков был построен самолет Миг-25, который занял почетное четвертое место. Аппарат обладает уникальными возможностями:

  • развивает скорость 3916,8 км/ч;
  • поражает цели на высоте до 25 км.

Самолет прекрасно проявил себя в некоторых конфликтах и до сих пор находится в строю вооруженных сил у некоторых стран. Всего было создано 1100 летательных аппаратов такого типа.

3-е место: Lockheed YF-12

На 3-м месте оказался аппарат, который разрабатывался в качестве прототипа самолета, способного развивать скорость, равную 3,35 скорости звука. Эта модель самолета получила несколько почетных титулов, которые чуть позже перешли, грубо говоря, к «брату» Lockheed – к модели SR-71 Blackbird. Разработкой обоих аппаратов занимался конструктор Кларенс «Келли» Джонсон. Максимальная скорость, которую смог развить YF-12 – 4100,4 км/ч.

2-е место: SR-71 Blackbird

«Черный дрозд», а именно так можно перевести название этой модели на русский язык, использовался ВВС США и НАСА. Причем первым самолет был необходим для выполнения стратегических разведывательных заданий, а вторым – в исследовательских целях. Всего построено 32 судна, так как создание аппарата было связано с важной проблемой: высокой температурой аппарата, до которой он разогревался в полете. Кроме того, для эксплуатации этой модели нужно специальное топливо, и заправка может производиться исключительно в полете. Скорость дрозда – 4102,8 км/ч.

1-е место: North American X-15

Самый быстрый пилотируемый гиперзвуковой самолет

Скорость самого быстрого самолета, являющегося пилотируемым, составляет 8200,8 км/ч. Модель была разработана специально для проведения исследований, связанных с гиперзвуковыми полетами, в которых управление судном осуществляется пилотом. Самолет оснащен ракетным двигателем и осуществляет старт с борта стратегического бомбардировщика. Примечательно, что судно может подняться на высоту 107 км. Активно использовался до 1970 года.

Беспилотные соперники

Сейчас самым стремительным воздушным судном в мире с беспилотным управлением является Boeing X-43, построенный на реактивном двигателе. Первый полет аппарата оказался неудачным, так как самолет потерпел крушение, продержавшись в воздухе только 11 секунд. Но уже третий полет X-43А увенчался установкой нового мирового рекорда скорости – 11 230 км/ч.

Orbital Sciences Corporation Х-34 мог бы получить звание самого быстрого самолета, но этому препятствует одно «но». В теории судно может разгоняться до 12 144 км/ч. Однако, во время экспериментальных полетов он не смог догнать своего главного соперника и набрал скорость менее 11 230 км/ч.

Опасная конкуренция

Отдельного рассмотрения заслуживают китайские гиперзвуковые разработки WU-14. По сути, WU-14 является управляемым планером, размещаемым на межконтинентальной баллистической ракете. Ракетный комплекс запускает аппарат в космос, откуда он резко пикирует вниз, при этом набираю невероятную скорость. Во время проведения тестирования этот аппарат смог развить скорость, превысившую отметку в 12 000 км/ч. Но многие исследователи придерживаются мнения, что данная разработка относится не к классу самолетов, а подлежит классификации в качестве боеголовки.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samoleting.ru

Самый быстрый самолет в мире

Современные самолеты перемещают наши бренные тела с огромной скоростью. Даже обычный пассажирский авиалайнер шустрее истребителей Второй Мировой войны. Средний реактивный борт примерно втрое быстрей. А самый быстрый самолёт в мире в несколько раз быстрей современного среднестатистического истребителя.

Существует огромное количество летательных аппаратов, оставляющих позади звуковую волну. Все они достойны внимания, но наиболее интересны машины, входящие в топ 10 самых быстрых самолетов в мире. Список представлен и пассажирскими аппаратами, и военными, и пилотируемыми, и беспилотниками.

10 позиция – Ту-144

Это самый быстрый пассажирский самолет в мире. Аппарат, разработанный в России, стал первым бортом «пацифистского» типа, преодолевшим гиперзвуковую планку. Гордость российских авиаконструкторов впервые поднялся в небо в 1968. За год инженеры модернизировали машину, и уже в 1969 Ту оказался способным развить скорость в 2500 км/ч. По сравнению с обычными лайнерами это было (и есть) невероятно.

Несмотря на десятилетия, прошедшие со старта производства и первого полёта, конкурентов у 144-го Ту практически нет и сейчас. Конечно, отчасти это связано с коммерческими факторами, но тем не менее.

С рекордной скоростью лайнер перемещается на 11-километровой высоте.

9 позиция – F-111

Чуть впереди русских рекордов – тактический бомбардировщик, разработанный компанией General Dynamics. Этот двухместный аппарат – тоже не новинка. Первый вылет американцы осуществили в 60-х годах прошлого века. Последняя модификация могла перемещаться у земли со скоростью 1475 км/ч, а на подходящей высоте достигала планки в 2655 км/ч.

Сверхзвуковой аппарат списали в 90-х годах. На замену F-111 пришли более совершенные модели, хотя и сегодня этот бомбардировщик не покидает рейтинговых списков. Кстати, это первый борт, который «научили» видоизменять стреловидность крыла. Будучи пионером в этом отношении, военный самолет получил солидное преимущество перед летающими конкурентами.

8 позиция — McDonnell Douglas F-15 Eagle

Всепогодный американский истребитель был разработан в 70-х годах, но и сегодня продолжает сходить с конвейеров. Настолько удачной оказалась разработка инженеров США – в скоростном плане аппарат идёт почти вровень с участником, описанным чуть выше. Максимальный показатель – 2660 км/ч (на солидной высоте).

У этого самолёта богатая история. Он с успехом применялся в ближневосточных операциях, в Югославии и т. д. Ряды американских ВВС один из рекордсменов нашего рейтинга не покинет, как минимум, до 2025 года.

Кроме американцев, «орла» активно эксплуатируют израильтяне, арабы и японцы.

7 позиция – Миг-31

В 1975 году наша авиация пополнилась боевым самолетом, который и сегодня радует эксплуатационными и скоростными показателями. Миг-31 – это всепогодный двухместный истребитель-перехватчик. Первый аппарат нашего списка, чья скорость достигла отметки 3000 км/ч. Хотя машина больше не производится, края её использованию пока не видно. Всего выпустили чуть более 500 единиц этой модели.

Истребитель рассчитан на эксплуатацию в любых условиях, в том числе и в случае применения радиолокационных помех. Четверка самолетов в состоянии обеспечить контроль над зоной протяженностью более тысячи километров.

6 позиция — XB-70 Valkyrie

Североамериканский бомбардировщик задумали как аппарат, которому покорится отметка в 3 Маха, то есть, планка, равная трем скоростям звука. Планка покорилась – машина развивает скорость 3187 км/ч на 21-километровой высоте. Предельный зафиксированный показатель равен 3250 км/ч.

2 борта были сконструированы и испытаны ещё в 60-х годах. Аппарат спроектировали по схеме, предполагающей наличие двух килей и переднего горизонтального оперения, которое хорошо видно на фото. ПГО применяется для балансировки аппарата на гиперзвуковых скоростях.

5 позиция — Bell X-2 Starbuster

На центральной строчке — самый быстрый самолёт в мире экспериментального типа. Один из старожилов авиастроения – аппарат сконструировали в далеких 50-х годах. Задачей машины было информирование о термодинамических и аэродинамических показателях при преодолении трехмаховой отметки. Уже во время испытательного полета самолет показал достижение 3000 км/ч. Предельная скорость Bell X-2 – 3380 км/ч.

К сожалению, экспериментальные разработки пришлось через некоторое время прервать. Виной тому трагические происшествия. В 1953 один из аппаратов, находившийся в бомбовой секции Боинга, загорелся и взорвался. В 1956 потерпел катастрофу другой экземпляр.

4 позиция – Миг-25

Советский двухмоторный истребитель, сконструированный ОКБ Гуревича и Микояна. Выпускался с 1969 по 1985 годы. Состоял и состоит на вооружении многих стран, в том числе не входящих в СНГ.

Предельный скоростной показатель – 3000 км/ч, которые машина способна развить на 13-километровой высоте. Но это, как утверждает Википедия, в полном «обмундировании». Без квартета двухтонных ракет, способствующих серьезному лобовому сопротивлению, показатель увеличивается до 3400 км/ч.

С Миг-ом связана любопытная история. В 1976 один из аппаратов угнали. Советский летчик слетал на нем в Японию.

3 позиция — Lokcheed YF-12

В конце 50-х американское командование ВВС решило заняться тяжелыми перехватчиками. У Локхида множество особенностей и преимуществ, но в контексте нашего топа нам интересны скоростные параметры. И они впечатляют – на 24-километровой высоте наибольшая скорость аппарата равна 3660 км/ч.

Главный разработчик модели – знаменитый авиаконструктор Кларенс Джонсон. Во многом эта машина схожа со следующим участником – схемы и чертежи разрабатывали одни и те же люди. Хотя Локхид немного проигрывает своему «брату».

2 позиция – SR-71 Blackbird

Уже совсем скоро мы узнаем, какой самый быстрый летательный аппарат. А пока о характеристиках машины, расположившейся на второй строчке.

«Черный дрозд» — стратегический американский разведчик. Большая заслуга в разработке принадлежит все тому же Джонсону. Основные особенности аппарата – как раз скоростные показатели и параметры набора высоты. Они стали основой маневренности машины – от столкновений с ракетами самолет уходит главным образом за счет ускорения и набора высоты.

Максимальный показатель «дрозда» — 3729 км/ч.

Самый быстрый самолет в мире — North American X-15

Это самый быстрый пилотируемый самолет в мире. Скоростные характеристики лидера намного превышают таковые у предыдущего участника – 7274 км/ч. Эти показатели достигаются на очень большой высоте. Максимальная высота, покоренная Х-15 – почти 108 км.

Лидирует среди пилотируемых машин американский самолет-ракетоплан. Первый полет был совершен в 1959, и сегодня машина не эксплуатируется.

Но на самом деле это лидер условный. Чтобы называться самолетом, аппарат не обязан управляться «вживую». Частный случай авиастроения – беспилотники. Исходя из этого, самый быстрый самолет в мире — Х-43А, разработанный NASA.

Безусловный лидер способен преодолеть 9,6 скоростей звука. Предельная зафиксированная отметка – 11850 км/ч. Это значительно больше, чем задумали конструкторы Х-43А. Изначально инженеры рассчитывали на покорение планки в 8000 км/ч. Но это как раз тот случай, когда «что-то пошло не так» на пользу предприятию.

Самый быстрый самолет способен пролететь от Парижа до Находки буквально за час. Рекомендуем посмотреть не только фото, но и видео рекордсмена.

mtop.info

Самый шумный самолет в истории. Экспериментальный истребитель XF-84H – «Вопящий гром»

К началу 1950-х годов большинство боевых самолетов американских ВВС оснащались реактивными силовыми установками. Турбореактивные двигатели устанавливались на всех создаваемых бомбардировщиках и истребителях, обеспечивая им большую высоту полета и высокую максимальную скорость. Но при этом большой удельный расход топлива приводил к тому, что у реактивных самолетов была относительно небольшая дальность полета, особенно на фоне возрастающих тактико-технических требований.
Чтобы компенсировать этот недостаток, использовалось два основных подхода: дозаправка в воздухе или применение подвесных топливных баков. Однако дозаправка в воздухе пригодная для стратегических бомбардировщиков, для тактической авиации того времени применялась ограниченно и только при перегоночных перелетах. Подвесные топливные баки решали проблему для истребителей-перехватчиков, однако для истребителей бомбардировщиков были не лучшим решением, поскольку занимали место на внешней подвеске, уменьшая таким образом боевую нагрузку.

В морской авиации ситуация была несколько иной. Здесь единственными реактивными самолетами являлись истребители. Патрульные самолеты берегового базирования и палубные штурмовики по старинке оснащались поршневыми двигателями, так как для действующих над морем самолетов, ключевое значение имели продолжительность и дальность полета (а для палубных – еще и меньшая, по сравнению с реактивными самолетами, посадочная скорость винтовых машин).

Однако поршневые двигатели перспективы развития не имели, поэтому специалисты американских ВМС обратили свое внимание на турбовинтовые двигатели, которые имели меньший по сравнению с турбореактивными двигателями расход топлива, но развивавшие большую, чем поршневые моторы, мощность.

Турбовинтовые двигатели также привлекли внимание командования ВВС, которое считало их подходящими для истребителей-бомбардировщиков. Это объясняется тем, что данные самолеты действуют на небольших высотах, для них большая скорость определяющим качеством не была, а вот продолжительность, большая дальность полета и большая боевая нагрузка являлись исключительно важными.

В указанный период в морской авиации наиболее многообещающим считался турбовинтовой двигатель ХТ40 фирмы «Аллисон», который развивал мощность около 6000 л.с. (поздние модификации – более 7000 л.е.). Его планировалось установить на большинство перспективных флотских машин: палубные штурмовики Норт Америкэн XA2J-1 «Сэвидж» и Дуглас XA2D-1 «Скайшарк», патрульную летающую лодку Конвэр XP5Y-1, истребители ВВП Локхид XFV-1 и Конвэр XFY-1 «Пого». ХТ40 – «спарка» двигателей Т-38, приводящих винт через общий редуктор.

ВВС к ХТ40 проявили определенный интерес, и в 1951 году совместно с флотом была инициирована программа строительства турбовинтового истребителя-бомбардировщика имеющего высокие летно-тактические характеристики. Машина должна была сочетать в себе лучшие черты реактивных (высокие скороподъемность и скорость полета) и винтовых (низкая посадочная скорость, большая дальность полета, небольшой пробег и разбег) самолетов. Предполагалось построить 4 прототипа – 3 для ВВС и 1 для флота.

Разработкой турбовинтового истребителя-бомбардировщика занялась компания «Рипаблик Авиэйшн Корпорэйшн». Конструкторская группа работала под руководством Джозефа Фримэна.

Чтобы сэкономить время и средства, в конструкции нового самолета, с фирменным обозначением АР-46, использовали общую аэродинамическую концепцию и узлы строившихся реактивных самолетов – разведчика RF-84F «Тандерфлэш» и истребителя-бомбардировщика F-84F «Тандерстрик».

АР-46 – свободнонесущий одноместный среднеплан цельнометаллической конструкции, имеющий трехстоечное убирающееся шасси с носовой опорой. Пилотская кабина, стреловидное крыло и шасси взяли от F-84F без изменений. Поскольку в носовой части фюзеляжа разместили винт, воздухозаборники двигателя установили в корневых частях консолей крыла – как на RF-84F. Крыло самолета имело щелевые закрылки, предкрылки и элероны.

Существенно переработали хвостовое оперение. Киль в сравнении с F-84F стал выше, изменилась его форма. Цельноповоротный стабилизатор был перенесен на верхушку киля. Это было сделано для того, чтобы вынести его из воздушного завинтового потока. За кабиной пилота установили небольшой аэродинамический треугольный гребень.

Фюзеляж АР-46 спроектировали заново. Его длина, по сравнению с F-84F, была больше. По компоновке он напоминал «Аэрокобру». Турбовинтовой двигатель ХТ40А-1 имевший мощность 5850 л.с. размещался в хвостовой части, а винт приводился шестиметровым валом, проходящим под кабиной пилота.


Трехлопастный винт изменяемого шага разработала фирма «Аэропродактс» – единственная, взявшаяся за это задание. Винт был необычным – диаметр составлял 3,66 метров, а ширина лопастей 1/3 от их длины. Большая скорость вращения стала причиной того, что законцовки лопастей двигались с превышением скорость звука (М=1,18). Вероятно, изделие «Аэропродактс» – первый в мире сверхзвуковой винт.


Двигатель ХТ40 кроме тяги, производимой винтом, обеспечивал дополнительную тягу благодаря реактивной струе. Данный двигатель обладал еще одной интересной особенностью: наличием форсажной камеры. Истребитель фирмы «Рипаблик» стал, таким образом, единственным винтовым самолетом, который был снабжен подобным устройством, хотя, следует отметить, что форсажная камера ни в одном из полетов не включалась.

Максимальный запас топлива размещаемого во внутренних и подвесных, находящихся под консолями крыла баках равнялась 6400 литров. При этом дальность полета могла равняться 3800 км.

По проекту, встроенное вооружение состояло из одного пулемета Т45 калибра 15,24 мм с боекомплектом 1200 патронов (также рассматривался вариант с 3 такими пулеметами). Внешние подвески могли служить для размещения авиабомб и НАР общей массой до 1800 кг.

В мае 1952 года проект и макет самолета АР-46 были показаны представителям военно-воздушных сил и одобрены заказчиком. К тому времени флот потерял к проекту интерес, так как внедрение угловых взлетных палуб и мощных паровых катапульт позволило использовать с авианосцев тяжелые реактивные самолеты, имеющие высокие взлетные и посадочные скорости. Поэтому ограничились созданием всего двух прототипов, договор на постройку которых был подписан 15 декабря 1952 года.

Вначале новому самолету зарезервировали обозначение XF-106, однако вскоре его заменили на XF-84H, так как у конгрессменов было гораздо проще добиться выделения денег на модификацию существующего самолета, а не на создание нового.

В воздух первый прототип XF-84H впервые поднялся 22 июля 1955 года с авиабазы Эдварде. Пилотировал Генри Дж. Биэрдом, летчик-испытатель фирмы «Рипаблик».

Результаты данного и последующих полетов приносили только разочарования. Прежде всего, машину преследовали тех. проблемы, которые были связаны с винтомоторной установкой. Вал винта большой длины сильно вибрировал. Постоянно отказывал механизм изменения шага винта, затрудняя полет или делая его невозможным вообще. Да и сам двигатель ХТ40, по словам самих инженеров «Аллисон», был «…монстром и кошмаром механиков». Достаточно упомянуть тот факт, что на проведение всех предстартовых процедур, в том числе прогрев двигателя и проверка его электрических и гидравлических систем, требовалось 30 минут!

Но, пожалуй, самым неприятным недостатком XF-84H являлся невероятный шум, который производила его винтомоторная установка, и прежде всего – винт. Как уже говорилось, законцовки лопастей двигались со сверхзвуковой скоростью и создавали тем самым ударные волны.

Стандартные защитные наушники, применяемые наземным персоналом, совершенно не помогали, что было неудивительно – звук, производимый винтомоторной установкой, слышали на расстоянии 35 км! Персонал, находящийся на аэродроме на расстоянии в несколько сотен метров от самолета с включенным двигателем испытывал головокружение, недомогание, случались обмороки и приступы эпилепсии. Один из пилотов компании «Рипаблик», выполнил на новом самолете один полет и наотрез отказался участвовать в программе. Остальные полеты были совершены Генри Биэрдом.

Вероятно, XF-84H самый шумный самолет в истории авиации. Ему и прозвище дали подходящее – «Тандерскритш», что переводится как «вопящий гром». Механики, ощутившие акустическое воздействие самолета на себе в полной мере, на этом не останавливались и заявляли, что если машина хотя и не преодолела звуковой барьер, то «шумовой барьер» превысила несомненно.

В рамках программы испытаний выполнили всего двенадцать полетов, из которых одиннадцать завершились из-за неполадок аварийной посадкой, и только один оказался удачным! Из них первый прототип поднимался в воздух восемь раз (включая единственный удачный), второй взлетал лишь четыре раза.

Во время полетов на высоте 3000 метров удалось развить скорость в 837 км/ч, что гораздо ниже того на что рассчитывали конструкторы – 1080 км/ч (а по мнению оптимистов XF-84H смог превысить скорость звука). Несмотря на это XF-84H являлся самым быстрым турбовинтовым самолетом — до того как появился советский Ту-95.

9 октября 1956 года программу официально закрыли. Таким образом, оборвалась одна из «тупиковых ветвей» эволюции боевых самолетов. Успешно эксплуатируемые на транспортных, патрульных самолетах и бомбардировщиках турбовинтовые двигатели для истребителей оказались непригодными. Второй прототип XF-84H был сдан на слом, первый установили у въезда на авиационную базу «Мидоус Филд» возле Барксфилда (штат Калифорния) на бетонном постаменте. В феврале 1999 года передан в Национальный музей американских военно-воздушных сил в Дейтоне (штат Огайо).

Летно-технические характеристики:
Размах крыла – 10,21 м;
Длина – 15,69 м;
Высота – 4,69 м;
Площадь крыла – 30,75 м2;
Масса пустого самолета – 7888 кг;
Нормальная взлетная масса – 10433 кг;
Максимальная взлетная масса – 13472 кг;
Тип двигателя – 1 турбовинтовой двигатель Allison XF-40-A-1;
Мощность – 5850 л.с.;
Максимальная скорость – 1080 км/ч;
Крейсерская скорость – 730 км/ч;
Перегоночная дальность – 3800 км;
Практическая дальность – 1650 км;
Скороподъемность – 883 м/мин;
Практический потолок – 10700 м;
Экипаж – 1 человек.

Вооружение:
— один пулемет Т45 калибра 15,24 мм с боекомплектом 1200 патронов;
— авиабомбы и НАР общей массой до 1800 кг. на внешних подвесках.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *