Содержание

Сравнение лучших самолетов (5 поколение). Самолеты 5-го поколения

Самолеты 5 поколения – это известные на весь мир три модели: российская Т-50, американская F-22 («Раптор») и китайская J-20 («Черный орел»). Именно эти страны в случае возникновения каких-либо серьезных мировых ситуаций смогут повлиять на геополитическую ситуацию в мире. Какая модель лучше и кто сможет захватить воздушное пространство?

На войне как на войне

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось

Самолеты 5 поколения стали разрабатываться не так давно, а сначала велось проектирование истребительными конструкторскими бюро еще в Советском Союзе. Именно в 80-е годы начались полномасштабные работы по производству многофункционального истребителя. В первую очередь планировалось создать дальний перехватчик, который способен стать достойной заменой Су-27 и МиГ-31. В качестве главных к модели предъявлялись следующие требования:

  • многофункциональность, то есть возможность действовать на любые типы целей – воздушные, наземные и надводные;
  • малая заметность в любых спектрах – от визуального до теплового и электромагнитного;
  • уникальная маневренность, что позволяло бы реализовывать нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя;
  • расширенный диапазон возможных режимов полета;
  • сверхзвуковая скорость полета.

Первый самолет комом

До того как появились российские самолеты 5-го поколения, они претерпели всевозможные совершенствования. Так, сначала в качестве главного истребителя-перехватчика выдвигался Су-47, затем – перспективный истребитель Су-27КМ. Однако ни одна из этих моделей никак не могла относиться к числу пятого поколения. Именно поэтому в 1998 году было составлено новое техническое задание на создание уникального истребителя. За это время было продумано множество моделей, только к 2001 году был продуман перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

Преимущества Т-50 ПАК ФА

Как отмечалось многими специалистами, пятое поколение самолетов России отличается уникальными особенностями. В первую очередь модели привлекательны тем, что выполняют функции одновременно истребителя и ударного самолета. Кроме того, новый комплекс авионики интегрирует функцию электронного пилота. Самолеты 5 поколения России оснащены перспективной радиолокационной станцией, которая дополнена фазированной антенной решеткой. Ее особенность — в снижении нагрузки на летчика, который может концентрировать и выполнять тактические задачи.

Оборудование ПАК ФА

Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.

Т-50 – самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.

Особенности вооружения

Т-50 – самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.

Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения – это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.

F-22 («Раптор») США

Этот самолет вполне может считаться лучшим самолетом 21 века. Связано это с тем, что в данной модели разработчики сумели воплотить последние изыски в сфере авиации. Боевой самолет F/A-22 начал проектироваться в 1991 году, причем создавался он на основе современных средств автоматизированного проектирования. Американские самолеты 5 поколения считаются самыми мощными и сильными в мире, поскольку отличаются длительным полетом на сверхзвуковой скорости и могут показывать уникальные тактические приемы.

По сравнению с российским самолетом, F/A-22 имеет систему управления вектором тяги, что выражается в улучшенной маневренности. Это (а также высокий уровень радиоэлектронного оборудования) сделало данную модель самой сильной в мире. Однако многие специалисты отмечают, что российские самолеты 5 поколения вполне могут поспорить с американскими аналогами с точки зрения мощи и надежности.

Отмечается, что оборонительный комплекс российского самолета решает многие проблемы с опознанием объектов с высокой точностью, хотя оснащение «Раптора» напоминает оснащение ударных самолетов. Американский самолет, в свою очередь, может похвастаться оснащением корректируемых авиабомб нового поколения, которые снабжены системой инерциально-спутникового наведения.

Оснащение «Раптора»

Чтобы сделать самолет менее заметным, разработчики оснастили его системой пассивного режима работы. Американские военные самолеты 5 поколения «Раптор» способны обнаружить крупную воздушную цель на расстоянии до 300 км, наземную – до 70 км. Кабина летчика имеет широкоугольный ИЛС с большим полем обзора, что отличает и российский самолет. Из вооружения можно отметить встроенную пушку Мб 1А2 (боекомплект – 480 снарядов), четыре ракеты класса «воздух-воздух», 6 ракет AIM-120C и две ракеты в отсеках. Еще ряд ракет располагается на подкрылках самолета.

Американский самолет стал первым истребителем, который полностью оснащался комплексной системой бортового оборудования. Она включает в себя центральную комплексную систему обработки данных, систему связи, навигацию, опознавание ICNIA и боевой комплекс на электронном управлении.

J-20 («Черный орел»)

Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 – это тяжелый истребитель, созданный по схеме «утка». Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей – отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются новейший самолет России 5 поколения и американский «Раптор».

Сравнительный анализ

Проведем сравнительную характеристику двух моделей – российского и американского производства:

Тактико-технические характеристики

Российский Т-50

Американский «Раптор»

Экипаж

1 человек

1 человек

Площадь крыла

78,8 кв.м.

78 кв.м

Длительность полета

3,3 часа

3 часа

Максимальная скорость

2,6 Маха

2,4 Маха

Дальность полета

2200 км

5500 км

Максимальная взлетная масса

37000 кг

38000 кг

Боевой потолок

19,2 км

18 км

Выводы: кто же лучше?

Новейшие истребители самой высокой мощности пока доступны только в США и России. Кто же одержит верх, если самолеты столкнутся в воздухе? Ответ на этот вопрос не так уж прост. С одной стороны, американский истребитель состоит на вооружении давно, в то время как наша модель только проходит летные испытания. С другой стороны, российский самолет обладает более совершенной конструкцией, что делает его маневреннее. Российские разработчики также акцентируют внимание на том, что самолет Т-50 может нести на себе больший запас топлива, поэтому будет совершеннее американской модели по практической дальности и боевому радиусу. В любом случае, показатели обеих моделей будут постоянно совершенствоваться, поэтому сделать четкий вывод о том, кто сильнее, пока трудно.

fb.ru

Самолеты 5-го поколения, Т-50, F-22, J-20, характеристи, сравнение

Самолеты 5-го поколения. Сравнение Т-50(ПАК ФА) Россия, F-22(Раптор) США, J-20(Черный орел) Китай

Современная ситуация в мире заставляет задуматься о способности России противостоять современным военным угрозам. Не секрет что главная и многолетняя угроза России это США. Так как их политика с продвижением свой концепции уклада мира и глобализации идет в разрез с некоторыми странами арабского мира, а так-же Китая и в частности России.

Постепенный захват всё больших территорий Североатлантическим альянсом заставляет задуматься о том, что рано или поздно, когда США наведут свой порядок в мелких странах арабского мира, придёт черёд и более крупных стран таких как Китай, Индия, и Россия.

Понятно что если мы всерьез не объединимся с Китаем и Индией, и не попытаемся остановить США и глобализацию, то нам в будущем придётся существовать при однополярном мире, который мы не примем, и будет вселенская партизанская война против США и альянса. Но на практике об объединении России, Китая и Индии не может быть и речи. По этому России как всегда придётся надеяться только на себя, и на свои вооруженные силы, боеспособность которых мягко говоря вызывает тревогу.

Современная крупномасштабная война в корне отличается от всех известных войн прошлого, в будущей войне обычное вооружение не играет ни какой роли, так как все армады бронетехники за пару часов уничтожаются парой тактических бомбардировщиков. В будущей войне всё решают высокие технологии и высокоточное оружие, в виде сверх технологичной тактической авиации, а наземную завершающую часть завершают уже спецподразделения, но не о них речь.

Речь о самолётах 5-го поколения, которые превосходят в разы все самолеты прошлых поколений и недосягаемы для обычных средств ПВО, и при этом несут на себе высокоточное вооружение. Которое с легкостью уничтожает стратегические объекты противника и парализует всю оборонную промышленность, ложа противника на «лопатки». Тут понятно что при возможном нападении США на Россию будет применена именно тактическая авиация, которая разбомбит всю инфраструктуру России, которой и так не много.

Например достаточно уничтожить Основные ГЭС и АЭС и вся промышленность тут-же остановится, а дополнительные удары по крупным оборонным заводам полностью парализуют оборонку. И можно пускать сухопутные войска при поддержке штурмовой авиации, которая будет уничтожать бронетехнику противника, тем самым не давая никаких шансов на ответные удары.

Многие скажут а как-же ядерный потенциал, да сейчас средства доставки ядерной боеголовки стали очень уязвимы. Да если мы решимся в первые часы наступления применить ядерное оружие, то будьте уверены что американцы будут к этому готовы, и наши ракеты будут встречать несколько поясов обороны США, оснащённых самыми передовыми средствами поражения межконтинентальных ракет, так что шансы что хоть одна наша межконтинентальная ядерная ракета пройдёт многоуровневую ПРО ничтожны.

Сейчас авиация играет основную роль и в частности самолёты 5-го поколения. Так как только они смогут эффективно противостоять стратегической авиации противника. Об этом знает и Китай, который тоже готовится к педстоящей агрессии США.

Начало испытаний в Китае собственного истребителя пятого поколения заставило российских разработчиков сосредоточить еще большее внимание на создании отечественного перспективного аналога 5-го поколения , который носит название Т-50 (ПАК ФА). Кроме Китая на создание собственного самолёта 5-го поколения поверг тот факт, что на вооружении ВВС США уже 7 лет находится такой самолет — F-22 «Раптор». О том, как идет разработка комплекса пятого поколения специальному корреспонденту рассказал главнокомандующий ВВС России, генерал-полковник Александр Зелин.

На вопросы о том как идут испытания нового Российского самолёта 5-го поколения, сколько сейчас испытательных единиц, и как скоро он появится в ВВС России, и будут ли соблюдены сроки поставки самолётов обещанные в 2015 году. — На данный момент испытания истребителя пятого поколения проходят в назначенные сроки в соответствии с принятыми решениями. По программе испытаний выполнено более 100 полетов. Все полученные на испытаниях характеристики в основном подтверждают требования, выдвигаемые к данному образцу.

В настоящее время в испытаниях используется 3 опытных единицы , в ближайшее время ожидается подключение к испытаниям еще трех самолетов . Общее количество самолетов , планируемое для проведения испытаний 14 единиц.

Так-же были заданы и другие вопросы, такие как: — в чем преимущества российского истребителя пятого поколения Т-50 по сравнению с американским F-22 «Раптор» и китайским Chengdu J-20 «Черный орёл» — Проведя анализ сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20, можно сделать вывод, что опытный образец Т-50 превосходит зарубежные аналоги основным показателям таким , как максимальная скорость полета (как форсажная, так и бесфорсажная), максимальная дальность полета, тяговооруженность, величина максимально реализуемой перегрузки.Несмотря на свои сравнимые с зарубежными аналогами габаритно-массовые характеристики, Т-50 имеет существенно меньшую величину разбега и пробега. К тому же по характеристикам бортового оборудования ПАК ФА выглядит лучше, чем зарубежные аналоги.

>
Т-50(ПАК ФА) Россия

>
F-22(Раптор) США

>
J-20(Черный орел) Китай

Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.


Т-50(ПАК ФА) Россия

F-22(Раптор) США

J-20(Черный орел) Китай

Максимальная взлетная масса

Максимальная боевая нагрузка

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе

Максимальная скорость полета

Максимальная бесфорсажная скорость полета

Дальность без ПТБ с боевой нагрузкой

Максимальная дальность полета

Практический потолок

Потребная длина ВПП

Максимальная дальность обнаружения ВЦ

Количество выпущенных экземпляров


otchelniki.e-veterok.ru

Самолет 5 поколения. Россия. США. Китай. Видео.

 

 

В середине 70-х годов ведущие авиационные державы, начали проработку концепции самолета пятого поколения. Разрабатывались основные перспективные требования к машине, проектировался внешний вид.

В то время когда машины четвертого поколения только испытывались или поступали на вооружение, основные требования истребителя будущего уже были готовы.

Что входит в понятие «самолет пятого поколения»?

Не будем перечислять все аспекты понятия «пятое поколение». На эту тему много написано и сказано. Остановимся лишь на основных требованиях.

  • Снижение заметности на всех диапазонах излучения.
  • Многофункциональность.
  • Переход на аппаратуру пассивного действия.
  • Бесфорсажный режим полета на сверхзвуке.
  • Повышенная маневренность, за счет аэродинамики и применения управляемого вектора тяги двигателей.
  • Автоматизация боевого воздействия на противника, на всех режимах полета.

Это вкратце основные современные требования к перспективным боевым комплексам.

В России и в США по-разному подходили к разработке нового поколения самолетов. Так, в России, делают основной упор на сверхманёвренности. Тогда как американцы сделали ставку на малозаметности и оснащенности самолета современными боевыми комплексами. По мнению американских экспертов, новейшие разработки вооружения позволят самолету не входить в фазу ближнего визуального маневренного боя. Выигрывать бой, благодаря более мощному радару и малозаметности на средних дистанциях.

Мировая гонка вооружения и усовершенствования как военных, так и гражданских технологий вдет весь мир к прогрессу и достижению новых целей. Так обстоит и с самолетами, они постоянно проходят модернизацию и усовершенствования, что позволят соответствовать им мировым требованиям. Проанализировав авиастроение на протяжении последних ста лет, можно сделать вывод, что за достаточно короткий исторический период времени человечеству на первых этапах удалось произвести отрыв от земли и совершить первые небольшие полеты, а на данный момент новые самолеты могут очень быстро пересекать расстояния над материками и океанами. За счет всего этого человечество и авиастроительная отрасль пришла к созданию самолетов 5-го поколения.

ПАК ФА Т-50 читать далее…

Первые машины, которые относятся к 5-му поколению, были созданы еще в 2001 году в США, а в нашем государстве в это время заканчивался летных этап тестирования самолета данной линейки. Первые разработки по созданию воздушного аппарата 5-го поколения начались еще в 70-х годах прошлого века. Причем разработка данных проектов была параллельно начата как в США, так и в СССР. Интересным фактом является то, что в это время машины 4-го поколения производили только первые полеты, а правительство и конструкторы планировали создание еще более совершенных машин. Для создания проекта и разработки качественно новых машин были собраны лучшие конструкторы с передовых ОКБ и научных центров.

F-35 читать далее…

В реальности на данный момент разработкой подобных самолетов занимается множество стран мира, наибольших достижений получили такие страны, как США своим F-35, Россия и ее ПАК ФА, Китай с двумя моделями J-31 и J-20 , а также Япония с самолетом Mitsubishi ATD-X. Что касается боевого применения, то самолеты пятого поколения приняты на вооружение только в США с 2014 года. Данный представитель имеет обозначение F-22.

 

Основные мировые требования к самолету 5-го поколения

 

Прежде всего, новые аппараты обязаны иметь значительно лучшие летные показатели и боевые характеристики. Именно по этой причине были разработаны характеристики,  которым должен отвечать новый боевой самолет.

  • Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;

  • Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.

  • Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.

  • Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.

  • Высокие показатели сверхманевренности аппарата.

  • Самолеты нового поколения должны быть способны производить многоканальную стрельбу ракетами с большого расстояния, а также осуществлять обстрел со всех ракурсов противников в ближнем бою.

  • Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.

  • Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.

  • Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.

  • Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.

  • Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».

J-20 читать далее…

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки. Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет.

Mitsubishi ATD-X читать далее…

Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла. Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.

 

Разработки самолета 5-го поколения в Российской Федерации

 

Первоначальные разработки были начаты еще в начале 80-х годов прошлого века на МАПО МиГ. Данный центр готовил достаточно известный проект под обозначением «1.44». Впервые данная машина произвела отрыв от покрытия аэродрома в Жуковском в феврале 2000 года.

Т-50 видео

Первый полет прошел хорошо, машина показала отличную послушность, как и предшественники, но как отметил сам пилот В. Горбунов: «Это качественно новая машина с великолепными летными показателями». После этого машину передали на более глубокое летное тестирование, которое показало, что машину можно очень эффективно использовать в боевых действиях. В начале 90-х годов прошлого века финансирование проекта «1.44» было минимальным, это привело к тому, что все оборудование начало устаревать по сравнению с американскими аналогами, а немного позднее данная программа была полностью закрыта.

F-35 видео

В настоящее время идет разработка новой машины 5-го поколения, но этой программой уже занимается ОКБ имени Сухого. Новая модель была окрещена как ПАК ФА, что означает перспективный авиа комплекс фронтовой авиации, а платформа машины получила обозначение «Т-50». Эта машина провела первый свой вылет еще зимой 2010 года, полет проводился на территории предприятия КнААПО. Первый полет был успешен, при этом аппарат был в воздухе 47 минут. После 6 вылетов самолет был передан для дальнейшего тестирования в ЛИИ Громова. Здесь машина проходит дальнейшие летные испытания. Нужно отметить, что в начале весны 2011 года был создан еще один прототип, что значительно сокращает время на тестирование. Вторая машина поднялась в воздух с некоторыми недоработками, но уже 14.04.2011 года под управлением С. Богдана был преодолен звуковой барьер скорости аппарата. Сотый вылет самолетов типа ПАК ФА был произведен в ноябре 2011 года.

J-20 видео

Третья машина данного класса была готова к осени 2011 года, а свой первый вылет она произвела 22.11.2011 года. Все три машины на данный момент времени проходят тестирование по множеству параметров. Прежде чем приступить к серийному производству самолета 5-го поколения, конструкторы и руководство страны планирует провести не менее, чем 2 тысячи вылетов на этих самолетах. Руководством Российской Федерации было подчеркнуто, что в начале 2013 года придет первая партия нового авиационного комплекса, которым и будут комплектоваться эти самолеты, а в 2015 планируются полномасштабные закупки данных комплексов. 

 

Российские разработки

Известный в авиационных кругах проект «1. 44» начали разрабатывать в начале 80-х годов. Зимой-весной 2000 года самолет, известный также как МФИ поднимался в воздух. Истребитель показал неплохие летные данные. Но уже тогда, сказался недостаток финансирования проекта в целом. Технологии устарели и не выдерживали конкуренции с американскими аналогами. Впоследствии в силу ряда различных обстоятельств, проект закрыли.

Но РСК «МиГ», не сдает своих позиций. На прошедшем в этом году авиасалоне в Ле-Бурже, руководитель РСК Сергей Коротков, озвучил концепцию проектирования перспективного комплекса на базе самолета МиГ-35.

Более новая разработка ОКБ им. Сухого – самолет концепции ПАК ФА, получившего обозначение Т-50. В январе 2010 года он впервые полетел. Сейчас Т-50 постоянный участник всевозможных авиасалонов. В войска должен поступить в следующем году.

Т-50

На сегодня ПАК ФА единственный пока конкурент американскому F-22 Raptor.

Американские комплексы

F-22 Raptor, пока что первый и единственный принятый на вооружение авиационный комплекс пятого поколения. Разработка самолета стала очень дорогостоящей, и даже были снижены требования к самолету. Разработчикам пришлось отказаться от части оборудования, во избежание и без того раздутого бюджета. И все равно себестоимость F-22 оказалась 146,2 млн долларов.

В январе 2003 года первый серийный Raptor перелетел на авиабазу в пустыне Невады.

Еще одна разработка конструкторов фирмы Lockheed Martin F-35 Lightning II. Несомненно, столь же интересная и перспективная, как и дорогостоящая программа разработки JSF (единого истребителя). С перспективой создания унифицированного ударного комплекса для стран — членов НАТО.

Японский самолет демонстратор технологий Mitsubishi ATDX Shinshin

Да, именно так, потому что Япония не собирается производить самолет серийно. На нем будут отрабатываться современные технологии, в частности, новейшая технология самовосстановления управляемости, при повреждениях SRFCC.

Индия ведет параллельно две современные разработки. Одну совместно с Россией, в которой Индия отвечает за разработку авионики, а российская сторона за планер и двигатели. И вторую, собственную разработку, самолета пятого поколения по программе AMCA.

Китайский сюрприз

Но больше всех всполошило мировое авиационное сообщество, новость о прорыве в создании самолета пятого поколения в Китае. Сведения о самолете J-20 «Черный орел» (одно из названий в прессе) достаточно туманные и расплывчатые. Учитывая закрытость китайского ВПК, скудную информацию можно почерпнуть лишь из официальных источников, и основываясь на мнение аналитиков.

Несмотря на скептицизм, и откровенно ироническое отношение западных специалистов к новостям из Поднебесной о создании платформы для самолета отвечающего всем требованиям авиации 21 века, в СМИ появились первые фотографии самолета. Первый полет произошел в 2011 году.

J-20 «Черный орел»

По» внешнему виду «Орла», можно определить главных «доноров» для создания внешности машины. В нем угадываются очертания и Т-50, и Raptor и F-35. Но, внешний облик, похожий на самолет стелс пятого поколения, еще не предполагает, высоких соответствующих ТТД. Главное, в самолете его внутренности. Двигатель, РЛС, БРЭО, вооружение. И вот как раз с этим, по мнению экспертов, у китайского «копипрома», пока есть проблемы.

Не копия, а аналог

А как известно аналог всегда уступает оригиналу.

На самолете J-20 стоят двигатели российского производства АЛ-31 ФН. Китайский аналог этого движка, семейства WS-10, еще пока недотягивает до оригинала. Недотягивают технологии, производство специальных сплавов. Поэтому китайский авиапром предпочитает закупать для своей промышленности комплектующие (в частности, лопатки для турбин) у российских производителей.

Далеко от мирового уровня производство композитных материалов и оборудования для РЛС. Не зря китайские коллеги проявляют повышенный интерес к закупкам у нас Су-35. Эта покупка даст возможность китайской авиапромышленности совершить очередной скачок в производстве конкурентоспособных авиационных комплексов. Разработка и производство конкурентоспособных авиационных комплексов пятого поколения в Китае, приведет к значительному переделу рынка вооружений, баланса сил в Тихоокеанском регионе, и откроет Китаю двери в клуб ведущих авиационных держав.

Беспокойство военных

Вполне понятно беспокойство американских военных. Растущая мощь китайской армии, в частности, новейших самолетов, угрожает интересам США в западном районе Тихоокеанского региона. Развитие авианосного флота, может положить конец монополии ВМС США в этой части мирового океана.

Для российских производителей, Китай становится сильным конкурентом на мировом рынке вооружений. Причем интрига в том, что китайцы начинают предлагать самолеты, скопированные с российских. Модернизируя их, и устанавливая авионику согласно требованиям рынка и конкретного заказчика, китайцы предлагают более дешевые аналоги наших машин. Одновременно ведя переговоры о закупке у нас более совершенной техники и оборудования. Несколько десятков лет китайцы используют российские современные технологии и «ноу-хау».

Вероятно просто обёртка

Конечно, нельзя не учитывать способность китайского ВПК поражать весь мир очередными технологическими прорывами. Но, несмотря на все усилия китайского руководства выдать желаемое за действительное, самолеты J-20 и J-31 еще далеки от комплексов пятого поколения. По оценкам экспертов и технических специалистов, данные машины являются платформой для дальнейших разработок авиационных комплексов, конкурентоспособных с мировыми аналогами.

Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.

 

Т-50(ПАК ФА) Россия

F-22(Раптор) США

J-20(Черный орел) Китай

Максимальная взлетная масса

35480 кг

38000 кг

36000 кг

Максимальная боевая нагрузка

10000 кг

10370 кг

н/д

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе

1,13

1,05

н/д

Максимальная скорость полета

2600 км/ч

2410 км/ч

2000 км/ч

Максимальная бесфорсажная скорость полета

2100 км/ч

1850 км/ч

н/д

Дальность без ПТБ с боевой нагрузкой

2700 км

1900 км

2000 км

Максимальная дальность полета

5500 км

3400 км

5500 км

Практический потолок

20000 м

22000 м

20000 км

Потребная длина ВПП

350 м

915 м

н/д

Максимальная дальность обнаружения ВЦ

до 400 км

181

н/д

Количество выпущенных экземпляров на 2015г.

3

181

2

 

 

 

 

 

avia.pro

Самолеты 5-го поколения. Сравнение Т-50(ПАК ФА) Россия, F-22(Раптор) США, J-20(Черный орел) Китай

Современная ситуация в мире заставляет задуматься о способности России противостоять современным военным угрозам. Не секрет что главная и многолетняя угроза России это США. Так как их политика с продвижением свой концепции уклада мира и глобализации идет в разрез с некоторыми странами арабского мира, а так-же Китая и в частности России.

Постепенный захват всё больших территорий Североатлантическим альянсом заставляет задуматься о том, что рано или поздно, когда США наведут свой порядок в мелких странах арабского мира, придёт черёд и более крупных стран таких как Китай, Индия, и Россия.

Понятно что если мы всерьез не объединимся с Китаем и Индией, и не попытаемся остановить США и глобализацию, то нам в будущем придётся существовать при однополярном мире, который мы не примем, и будет вселенская партизанская война против США и альянса. Но на практике об объединении России, Китая и Индии не может быть и речи. По этому России как всегда придётся надеяться только на себя, и на свои вооруженные силы, боеспособность которых мягко говоря вызывает тревогу.

Современная крупномасштабная война в корне отличается от всех известных войн прошлого, в будущей войне обычное вооружение не играет ни какой роли, так как все армады бронетехники за пару часов уничтожаются парой тактических бомбардировщиков. В будущей войне всё решают высокие технологии и высокоточное оружие, в виде сверх технологичной тактической авиации, а наземную завершающую часть завершают уже спецподразделения, но не о них речь.

Речь о самолётах 5-го поколения, которые превосходят в разы все самолеты прошлых поколений и недосягаемы для обычных средств ПВО, и при этом несут на себе высокоточное вооружение. Которое с легкостью уничтожает стратегические объекты противника и парализует всю оборонную промышленность, ложа противника на «лопатки». Тут понятно что при возможном нападении США на Россию будет применена именно тактическая авиация, которая разбомбит всю инфраструктуру России, которой и так не много.

Например достаточно уничтожить Основные ГЭС и АЭС и вся промышленность тут-же остановится, а дополнительные удары по крупным оборонным заводам полностью парализуют оборонку. И можно пускать сухопутные войска при поддержке штурмовой авиации, которая будет уничтожать бронетехнику противника, тем самым не давая никаких шансов на ответные удары.

Многие скажут а как-же ядерный потенциал, да сейчас средства доставки ядерной боеголовки стали очень уязвимы. Да если мы решимся в первые часы наступления применить ядерное оружие, то будьте уверены что американцы будут к этому готовы, и наши ракеты будут встречать несколько поясов обороны США, оснащённых самыми передовыми средствами поражения межконтинентальных ракет, так что шансы что хоть одна наша межконтинентальная ядерная ракета пройдёт многоуровневую ПРО ничтожны.

Сейчас авиация играет основную роль и в частности самолёты 5-го поколения. Так как только они смогут эффективно противостоять стратегической авиации противника. Об этом знает и Китай, который тоже готовится к педстоящей агрессии США.

Начало испытаний в Китае собственного истребителя пятого поколения заставило российских разработчиков сосредоточить еще большее внимание на создании отечественного перспективного аналога 5-го поколения , который носит название Т-50 (ПАК ФА). Кроме Китая на создание собственного самолёта 5-го поколения поверг тот факт, что на вооружении ВВС США уже 7 лет находится такой самолет — F-22 «Раптор». О том, как идет разработка комплекса пятого поколения специальному корреспонденту рассказал главнокомандующий ВВС России, генерал-полковник Александр Зелин.

На вопросы о том как идут испытания нового Российского самолёта 5-го поколения, сколько сейчас испытательных единиц, и как скоро он появится в ВВС России, и будут ли соблюдены сроки поставки самолётов обещанные в 2015 году. — На данный момент испытания истребителя пятого поколения проходят в назначенные сроки в соответствии с принятыми решениями. По программе испытаний выполнено более 100 полетов. Все полученные на испытаниях характеристики в основном подтверждают требования, выдвигаемые к данному образцу.

В настоящее время в испытаниях используется 3 опытных единицы , в ближайшее время ожидается подключение к испытаниям еще трех самолетов . Общее количество самолетов , планируемое для проведения испытаний 14 единиц.

Так-же были заданы и другие вопросы, такие как: — в чем преимущества российского истребителя пятого поколения Т-50 по сравнению с американским F-22 «Раптор» и китайским Chengdu J-20 «Черный орёл» — Проведя анализ сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20, можно сделать вывод, что опытный образец Т-50 превосходит зарубежные аналоги основным показателям таким , как максимальная скорость полета (как форсажная, так и бесфорсажная), максимальная дальность полета, тяговооруженность, величина максимально реализуемой перегрузки.Несмотря на свои сравнимые с зарубежными аналогами габаритно-массовые характеристики, Т-50 имеет существенно меньшую величину разбега и пробега. К тому же по характеристикам бортового оборудования ПАК ФА выглядит лучше, чем зарубежные аналоги.

                                                                       Т-50(ПАК ФА) Россия

                                                                          F-22(Раптор) США

                                                                   J-20(Черный орел) Китай

Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.

Т-50(ПАК ФА) Россия

F-22(Раптор) США

J-20(Черный орел) Китай

Максимальная взлетная масса

Максимальная боевая нагрузка

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе

Максимальная скорость полета

Максимальная бесфорсажная скорость полета

Дальность без ПТБ с боевой нагрузкой

Максимальная дальность полета

Практический потолок

Потребная длина ВПП

Максимальная дальность обнаружения ВЦ

Количество выпущенных экземпляров

 

otchelniki.ru

Самолеты 5 Го Поколения России. Военные технологии. informatik-m.ru

самолеты 5 го поколения россии

ВВС РФ получат первый истребитель пятого поколения Т-50 в этом году

Российский истребитель 5-го поколения будет представлен на МАКС- Фото с сайта airforce.ru

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) в третьем квартале года поступит в ВВС РФ, а в четвертом квартале начнутся его госиспытания, сообщил журналистам во вторник главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев.

В третьей декаде он должен прийти к нам, в четвертой декаде этого года мы приступим к первым полетам на самолете данного типа , — сказал главком, подтвердив, что имеются в виду госиспытания.

Т-50 (проект ПАК ФА) — самолет пятого поколения, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Первый полет состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре, первый публичный показ истребителя — 17 августа года на международном авиационно-космическом салоне МАКС- в подмосковном Жуковском.

В настоящее время в программе летных испытаний участвуют четыре ПАК ФА. Последний истребитель из этой четверки совершил самостоятельный перелет с Дальнего Востока в подмосковный Жуковский в январе текущего года. Еще два самолета участвуют в программе наземных испытаний этого комплекса, всего до конца года в испытаниях будут задействованы восемь таких машин.

Истребитель 5-го поколения

Новейший истребитель Т-50 не поднимется в небо над столицей на параде Победы.

Такое решение в Минобороны объяснили соображениями безопасности: самолет еще не прошел государственных испытаний. Вместо Т-50 9 мая над Красной площадью пролетит Су-35, самый новый самолет ВВС России, он примет участие в параде впервые.

Самолет Т-50 же можно будет увидеть в августе на авиашоу «МАКС». А пока мы расскажем некоторые интересные факты об особенностях первого российского истребителя пятого поколения.

Истребитель Т-50 разработан в Объединенной авиастроительной корпорации в опытно-конструкторском бюро имени П.О. Сухого. Самолет соответствует всем требованиям истребителей пятого поколения: обладает сверхманевренностью, способностью развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, считается малозаметным.

Созданный по программе «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» — ПАК ФА, самолет Т-50 способен поражать как воздушные цели, так и здания, колонны танков и другие стратегические объекты на земле. Свой первый полет длительностью около 45 минут он совершил в 2010 году, сейчас продолжаются испытания машин.

Двигатель не имеет аналогов в мире

Двигатель Т-50 не имеет аналогов не только в нашей стране, но и в мире. От двигателя для Су-35 он отличается повышенной силой тяги, более сложной системой автоматизации, которая и придает самолету сверхманевренность. Авиационный турбореактивный двигатель создан «НПО „Сатурн“» по заказу «ОКБ Сухого». Плазменная система зажигания, установленная на истребителе, — новое слово в российском двигателестроении.

Самолет-невидимка

Длина самолета составляет 19,4 метра, размах крыла — 14 метров, а высота — 4,8 метра. Форма, специальная маскировочная окраска, а также поглощающие и отражающие радиоволны материалы, из которых сделана конструкция и покрытие планера, делают самолет менее заметным.

Т-50 значительно легче своих предшественников, массу удалось снизить за счет применения композиционных материалов, которые составили четвертую часть веса пустого самолета, а по площади заняли около 70%.

Самолет оборудован и средствами защиты от поражения молнией. Специальное молниестойкое покрытие, защищающее конструкции на внешней поверхности планера, разработали во ФГУП «ВИАМ». Это покрытие также помогает уменьшить массу истребителя.

Планируется, что самолеты дополнят парк уже имеющихся истребителей поколения 4+ и 4++.

Китайский истребитель 5-го поколения: прорыв, или плагиат. ФОТО

В новом номере Популярной Механики вышла статья о китайском истребителе Chengdu J-20, который китайские СМИ гордо именуют истребителем 5-ого поколения. Действительно ли он соответствует заявленному 5-ому поколению или же собран с такими же стандартами качества, что и китайские автомобили?

Создание J-20 ознаменовало важнейший успех китайской авиационной промышленности. И дело вовсе не в том, что официальная китайская пресса именует его истребителем 5-го поколения. Это первый военный самолет, созданный в Китае, у которого нет прямого прототипа. Скептикам стоит напомнить, что советских авиаконструкторов обвиняли в плагиате вплоть до середины 1980-х.

Первые сведения в российской печати о том, что в Китае ведется разработка нового истребителя 5-го поколения, появились летом 2009 года. Тогда считалось, что им станет J-10B с двумя двигателями. В декабре того же года во время визита в Москву китайская делегация затронула тему закупок двигателей для нового тяжелого истребителя. Стало очевидным, что в Китае ведутся работы по созданию принципиально новой машины.

Глядя на размеры самолета, сравнительно небольшое крыло и выбранные для него двигатели, трудно поверить, что это истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Тяга двигателей в 14 тс недостаточна для достижения тяговооруженности, сопоставимой с другими истребителями 5-го поколения.

Выбранная для J-20 балансировочная схема «утка» с разнесенными на большое расстояние передним горизонтальным оперением (ПГО) и высоко расположенным крылом в наибольшей степени заслуживает критики. На современных самолетах схема «утка» в чистом виде давно не применяется. Причина в органически присущем ей недостатке, известном под названием «тенденция к клевку» на критических углах атаки.

Несмотря на очевидные недостатки J-20, нужно признать, что Китай сделал огромный шаг вперед в развитии авиационной науки и техники. Исследования ведутся широким фронтом и сразу во всех направлениях. Складывается впечатление, что китайское руководство, не считаясь с затратами, задалось целью найти оптимальные пути развития путем перебора всех возможных вариантов.

Китайский истребитель 5-го поколения J-20

Китай, постоянно пугающий США и ряд других государств своей растущей военной силой, возможно, совершил технологический прорыв, создав перспективный истребитель 5-го поколения. В январе года в Китае с триумфом дебютировал первый демонстрационный самолет-прототип истребителя 5-го поколения, известного под условным обозначением J-20. созданный и построенный на 132-м авиазаводе в Чэнду (провинция Сычуань) под непосредственным руководством главного авиаконструктора Янг Вэя и пилотировавшийся Ли Ганом, летчиком-испытателем ВВС НОАК.

• Комментируя первый полет, мировое журналистское сообщество утверждает, что самолет, продемонстрированный в Чэнду, представляет собой всего лишь не очень удачный «коллаж», собранный из различных элементов конструкции экспериментальных российских самолетов Су-47 и МИГ 1.44, а также истребителей 5-го поколения F-22 и F-35, созданных в США. Разумеется, военного значения, даже малейшего, этот эклектичный монстр не имеет и может годиться только в качестве пропаганды сомнительных достижений науки и техники КНР.

• В то же время, несмотря на столь негативные отзывы в прессе, необходимо признать, что вопреки распространенному мнению о китайских авиаконструкторах как о полных «неумехах» и «по жизни #8212 плагиаторах», они действительно одними из первых, после США и России, создали прототип боевого самолета 5-го поколения, отвечающего всем требованиями XXI столетия.

Среди других государств с развитым авиастроением схожую задачу перед собой ставят только Япония, Индия и Южная Корея. В Европе об истребителях нового 5-го поколения пока вообще предпочитают помалкивать, сконцентрировав усилия на совершенствовании воздушной техники поколения 4+ #8212 самолетах «Грипен», «Рафаль» и «Тайфун».

• Создание концепта J-20 – это действительно шаг вперед китайских авиаконструкторов, которые за половину столетия сумели пройти путь от учеников российских коллег до настоящих профессионалов, специалистов мирового уровня, научившихся создавать своеобразные конструкции боевых ЛА, которые объединяют в себе последние мировые достижения военной науки и техники. Этим, конечно, можно и даже необходимо гордиться.

• Но, отдавая должное китайскому триумфу, следует реально соотносить их с уровнем, который достигнут США и Россией, по-прежнему являющихся безусловными лидерами мирового самолетостроения в военной сфере. Здесь необходимо сказать, что от момента создания демонстрационного образца до начала серийного производства проходит довольно большой отрезок времени. В качестве примера можно назвать историю создания самолета Локхид YF-22, который впервые был продемонстрирован в 1990 году, но оптимизированная серийная версия, известная как «Рэптор», появилась лишь в 2005 году, спустя 15 лет после первого полета демонстратора.

• По сообщениям внутренней китайской прессы, ссылающейся на «информированные источники» в оборонной промышленности и НОАК, передача на вооружение ВВС НОАК первых экземпляров истребителей 5-го поколения ожидается уже в 2018-2019 годах. Однако, учитывая международный опыт, а также присущую китайскому «авиапрому» «медлительность», эти заявления представляются слишком оптимистичными. Возможно, в данном случае речь идет о практиковавшихся еще с довоенных времен в СССР и взятых на вооружение соседними китайскими товарищами так называемых «мобилизационных» сроках, изначально не реальных, но заставляющих исполнителей осуществлять работы с полной отдачей, не давая возможности себе расслабиться.

Согласно более взвешенным оценкам Пентагона, озвученным министром обороны США Робертом Гейтсом, китайский «стеллс» достигнет оперативного боевого состояния лишь к середине 2020-х годов. примерно через 15 лет с момента первого полета истребителя-демонстратора. И этот срок, принимая во внимания некоторую долю оптимизма, можно признать наиболее реальным.

• Несмотря на широкую возможность, которую китайские власти предоставили всем желающим, каких-либо заявлений на официальном уровне о назначении новой воздушной машины и ее основных технических и боевых характеристиках так и не появилось. Впрочем, указанный пробел пытаются компенсировать с некоторым успехом многочисленные эксперты и просто любители военной авиации.

• Самолет представляет собой тип моноплана с высокорасположенным дельтовидным крылом увеличенной площади, полностью поворотными вертикальным и передним горизонтальным двухкилевым оперением. Можно сделать вывод, что передняя (носовая) часть и заниженный беспереплетный фонарь кабины сконструированы подобно американскому F-22, расположение ПГО напоминает российский С-37 «Беркут», воздухозаборники с утолщениями, характерными для F-35, кили по форме очень похожи на F-35, но в то же время цельноповоротные, аналогично Т-50, хвостовая часть является подобием МиГ 1.44.

• По краям воздухозаборников возможно присутствие отсеков для управляемых ракет воздушного боя небольшой дальности, под центропланом вполне могут быть расположены два внутренних отсека для комплексов вооружения или один большого размера для размещения управляемых ракет большой дальности, противокорабельных ракет. Несколько неуклюже смотрятся створки основного шасси, которые уже назвали «дурацкими».

• На страницах печатных СМИ и в сети Интернет встречается мнение, что главная задача J-20 – ведение борьбы с крупными морскими целями. Это связано с тем, что американские многоцелевые авианосные соединения представляют главную угрозу территории КНР. Только проблема в том, что для борьбы с прекрасно защищенными авианосцами комплекс, который будет создан на базе J-20, является малопригодным.

• В качестве носителя малых тактических противокорабельных ракет (ПКР) ударная группа J-20 также является практически безвредной для огромной авианосной группы. Чтобы в этом убедиться, необходимо просто провести сравнительный анализ между дальностью пуска легких тактических ПКР авиационного базирования, которые имеются на вооружении Китая, и досягаемостью ныне существующих или перспективных вариантов американского корабельного ЗРК «Иджис».

• Также не стоит забывать, что предсказываемое размещение станций оперативного наведения ЗУР на палубных вертолетах значительно поднимет эффективность «Иджиса» в противоборстве и с малозаметными целями. Сами противокорабельные ракеты с БЧ, которые имеют массу порядка 150-250 килограмм, даже в случае «волшебного преодоления» ими противоракетных оборонных барьеров, выставленных кораблями защиты и самим авианосцем, едва ли смогут нанести ощутимый ущерб 100000-тонному морскому гиганту, снабженному мощным комплексом конструктивной защиты.

• Программа создания нового истребителя 5-го поколения сегодня является не единственным движителем реформы авиапромышленности, которая проводится в Китае. К числу подобных движителей относится и программа разработки собственного 100-местного внутреннего пассажирского самолета RJ21. Существует и ряд других проектов, которые, возможно, и не будут востребованы 100% региональными авиационно-промышленными объединениями в связи с широким профилем собственной специализации.

• Предполагается также, что оставшиеся под эгидой САЕ научно-исследовательские институты будут преобразованы в совершенно новую государственную структуру, которая среди китайских специалистов уже получила условное обозначение Chinese NASA. Очевидно, что это обозначение является не только подражанием американскому стилю управления национальной авиационной промышленностью, но также и нечто большее.

Источники: http://vpk.name/news/94474_vvs_rf_poluchat_pervyii_istrebitel_pyatogo_pokoleniya_t50_v_etom_godu.html, http://rosnauka.ru/news/375, http://censor.net.ua/photo_news/158598/kitayiskiyi_istrebitel_5go_pokoleniya_proryv_ili_plagiat_foto, http://army-news.ru//08/kitajskij-istrebitel-5-go-pokoleniya-j-20/

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

Сравнение лучших самолетов (5 поколение). Самолеты 5-го поколения

Самолеты 5 поколения – это известные на весь мир три модели: российская Т-50, американская F-22 («Раптор») и китайская J-20 («Черный орел»). Именно эти страны в случае возникновения каких-либо серьезных мировых ситуаций смогут повлиять на геополитическую ситуацию в мире. Какая модель лучше и кто сможет захватить воздушное пространство?

На войне как на войне

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось

Самолеты 5 поколения стали разрабатываться не так давно, а сначала велось проектирование истребительными конструкторскими бюро еще в Советском Союзе. Именно в 80-е годы начались полномасштабные работы по производству многофункционального истребителя. В первую очередь планировалось создать дальний перехватчик, который способен стать достойной заменой Су-27 и МиГ-31. В качестве главных к модели предъявлялись следующие требования:

  • многофункциональность, то есть возможность действовать на любые типы целей – воздушные, наземные и надводные;
  • малая заметность в любых спектрах – от визуального до теплового и электромагнитного;
  • уникальная маневренность, что позволяло бы реализовывать нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя;
  • расширенный диапазон возможных режимов полета;
  • сверхзвуковая скорость полета.

Первый самолет комом

До того как появились российские самолеты 5-го поколения, они претерпели всевозможные совершенствования. Так, сначала в качестве главного истребителя-перехватчика выдвигался Су-47, затем – перспективный истребитель Су-27КМ. Однако ни одна из этих моделей никак не могла относиться к числу пятого поколения. Именно поэтому в 1998 году было составлено новое техническое задание на создание уникального истребителя. За это время было продумано множество моделей, только к 2001 году был продуман перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

Преимущества Т-50 ПАК ФА

Как отмечалось многими специалистами, пятое поколение самолетов России отличается уникальными особенностями. В первую очередь модели привлекательны тем, что выполняют функции одновременно истребителя и ударного самолета. Кроме того, новый комплекс авионики интегрирует функцию электронного пилота. Самолеты 5 поколения России оснащены перспективной радиолокационной станцией, которая дополнена фазированной антенной решеткой. Ее особенность — в снижении нагрузки на летчика, который может концентрировать и выполнять тактические задачи.

Оборудование ПАК ФА

Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.

Т-50 – самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.

Видео: Китайский истребитель пятого поколения J-31

Особенности вооружения

Т-50 – самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.

Видео: Подводная Лодка 5-го поколения «Ясень» Россия и США: на чьей стороне превосходство под водой

Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения – это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.

F-22 («Раптор») США

Этот самолет вполне может считаться лучшим самолетом 21 века. Связано это с тем, что в данной модели разработчики сумели воплотить последние изыски в сфере авиации. Боевой самолет F/A-22 начал проектироваться в 1991 году, причем создавался он на основе современных средств автоматизированного проектирования. Американские самолеты 5 поколения считаются самыми мощными и сильными в мире, поскольку отличаются длительным полетом на сверхзвуковой скорости и могут показывать уникальные тактические приемы.

По сравнению с российским самолетом, F/A-22 имеет систему управления вектором тяги, что выражается в улучшенной маневренности. Это (а также высокий уровень радиоэлектронного оборудования) сделало данную модель самой сильной в мире. Однако многие специалисты отмечают, что российские самолеты 5 поколения вполне могут поспорить с американскими аналогами с точки зрения мощи и надежности.

Отмечается, что оборонительный комплекс российского самолета решает многие проблемы с опознанием объектов с высокой точностью, хотя оснащение «Раптора» напоминает оснащение ударных самолетов. Американский самолет, в свою очередь, может похвастаться оснащением корректируемых авиабомб нового поколения, которые снабжены системой инерциально-спутникового наведения.

Оснащение «Раптора»

Чтобы сделать самолет менее заметным, разработчики оснастили его системой пассивного режима работы. Американские военные самолеты 5 поколения «Раптор» способны обнаружить крупную воздушную цель на расстоянии до 300 км, наземную – до 70 км. Кабина летчика имеет широкоугольный ИЛС с большим полем обзора, что отличает и российский самолет. Из вооружения можно отметить встроенную пушку Мб 1А2 (боекомплект – 480 снарядов), четыре ракеты класса «воздух-воздух», 6 ракет AIM-120C и две ракеты в отсеках. Еще ряд ракет располагается на подкрылках самолета.

Американский самолет стал первым истребителем, который полностью оснащался комплексной системой бортового оборудования. Она включает в себя центральную комплексную систему обработки данных, систему связи, навигацию, опознавание ICNIA и боевой комплекс на электронном управлении.

J-20 («Черный орел»)

Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 – это тяжелый истребитель, созданный по схеме «утка». Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей – отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются новейший самолет России 5 поколения и американский «Раптор».

Сравнительный анализ

Проведем сравнительную характеристику двух моделей – российского и американского производства:

Тактико-технические характеристики

Российский Т-50

Видео: T-50 — Истребитель пятого поколения/Russian 5th Generation Fighter

Американский «Раптор»

Экипаж

1 человек

1 человек

Площадь крыла

78,8 кв.м.

78 кв.м

Длительность полета

3,3 часа

3 часа

Максимальная скорость

2,6 Маха

2,4 Маха

Дальность полета

2200 км

5500 км

Максимальная взлетная масса

37000 кг

38000 кг

Боевой потолок

19,2 км

18 км

Выводы: кто же лучше?

Новейшие истребители самой высокой мощности пока доступны только в США и России. Кто же одержит верх, если самолеты столкнутся в воздухе? Ответ на этот вопрос не так уж прост. С одной стороны, американский истребитель состоит на вооружении давно, в то время как наша модель только проходит летные испытания. С другой стороны, российский самолет обладает более совершенной конструкцией, что делает его маневреннее. Российские разработчики также акцентируют внимание на том, что самолет Т-50 может нести на себе больший запас топлива, поэтому будет совершеннее американской модели по практической дальности и боевому радиусу. В любом случае, показатели обеих моделей будут постоянно совершенствоваться, поэтому сделать четкий вывод о том, кто сильнее, пока трудно.

Падзяліся ў сацыяльных сетках:

Падобныя

be.wikienx.ru

Российский истребитель 5-го поколения: чем он лучше других самолётов

В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с машинами предыдущих поколений? Лучше всего об этом может рассказать тот, кто имел возможность провести сравнение на личном опыте, — заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Т-50 и выполнивший на этой машине основной объем испытаний.

Олег Макаров Олег Титков

В чем принципиальное отличие истребителей 5-го и 4-го поколений с точки зрения пилотирования?

По сравнению с самолетами 4-го поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Т-50 имеет заметно облегченное управление. Раньше в пилотировании боевых самолетов очень многое зависело от летчика. Именно летчик, работая ручкой управления, рычагом управления двигателем (РУД), должен был выдерживать режимы полета: не превышать до опасных значений угол атаки, перегрузку. В те времена загрузка на органах управления и величина отклонения ручек имели принципиальную важность. Пилот кинестетически, буквально всем телом мог ощущать пределы, за которые он в управлении переходить не может. Теперь интегральная система управления автоматически выдерживает эти режимы, и нет нужды так сильно «затяжелять» органы управления, ведь при энергичном маневрировании, которое могут выполнять самолеты 5-го поколения, пилотирование может превратиться в очень энергоемкий процесс. Стоит при этом отметить, что на российских истребителях поколения 4++ (Су-35) и 4+ (Су-30СМ) усилия на органах управления были уже существенно снижены по сравнению с Су-27 и пилотирование стало значительно более комфортным. Внешне Су-35 практически неотличим от Су-27. На самом деле это радикально разные самолеты и по управляемости, и по маневренности, и по многим другим показателям. Но когда летчики осваивали Су-35, они легко переучивались и давали машине только восторженные оценки. Нет никаких оснований считать, что переход на Т-50 с точки зрения пилотирования будет сложнее.

А если говорить о физических кондициях пилотов — нужна ли для перехода на Т-50 дополнительная подготовка?

Да, требования к физической подготовке для пилотов машин 5-го поколения выше. Дело в том, что самолеты 4-го поколения могли выходить на перегрузку 9 g, но этот пиковый режим длился не более 1−1,5 с. Дальше при такой перегрузке резко возрастало лобовое сопротивление, скорость самолета падала, а с ней и перегрузка. Однако истребители поколений 4++ и 5 имеют значительно более мощные двигатели, и, как следствие, могут выдерживать 9 g на протяжении гораздо большего времени — например, в течение одной или двух минут. И весь этот временной промежуток пилот должен находиться в тонусе и контролировать ситуацию. Тут к физической подготовке требуется, конечно, очень серьезное отношение.

5-е поколение — это и новая функциональность, новые системы вооружения. Будет ли летчику сложнее управляться со всеми этими системами?

Да, нагрузка на пилота как оператора вырастает значительно. Номенклатура вооружения самолета 4-го поколения не выходила за пределы десятка. Летчику требовалось освоить три операции: работа по земле, работа по воздуху управляемым оружием (несколько видов ракет) и работа по воздуху неуправляемыми средствами (стрельба из пушки). Номенклатура вооружения Т-50 приближается к полусотне абсолютно разных средств с разными принципами наведения. Оружие с телевизионным наведением, радиолокационное прицеливание по морским и наземным целям… Каждый вид оружия имеет свое информационное обеспечение, свои индикаторы. И это еще не все — летчик еще может управлять целой группой самолетов. Ведя свой бой, он должен распределять задачи для подчиненных экипажей.

Пришлось разработать такие алгоритмы выдачи информации, чтобы летчик безошибочно считывал ее и принимал грамотные решения. Только работа ученых из Института космической медицины совместно с конструкторами, летчиками-испытателями, военными летчиками привела к тому, что алгоритмы были оптимизированы, управляющее поле стало неконфликтующим. Но все равно нагрузка на летчика ложится колоссальная. Поэтому на самолетах новых поколений задача пилотирования в целом второстепенна. Выполняя прицеливание, летчик может отвлекаться от пилотирования, бросать ручку управления даже с отключенным автопилотом. Автоматика самолета «знает», что машиной не управляют, и, если истребитель находится, например, в режиме крена и снижения, самолет сам убирает крен и переходит в горизонтальный полет. Главное — управление оружием.

www.popmech.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *