Содержание

Авиационное вооружение Первой мировой войны

«Авиационное вооружение Первой мировой войны — пулеметы, авиапушки и бомбы первой мировой войны»


Подпись к рисунку совершенная верна — вместо бомбометания, в начале Первой мировой войны больше применялось бомбобросание

Хотя на момент начала Первой Мировой войны авиация уже была принята на вооружение большинства противоборствующих государств, была она практически «голой». То есть все понимали, что самолет — отличное средство для аэроразведки, что с него можно достаточно точно швырять небольшие бомбы, и даже (при большой везении) стрелять по врагу из револьвера. Но серьезно «воевать» самолеты не могли хотя бы от того, что для них не было разработано никакого авиационного вооружения.

Авиация 1914 года — револьверы и карабины

Да, как уже говорилось, револьвер пилота был подчас единственным наступательным и оборонительным средством авиации первого года мировой войны. Естественно палящие друг в друга из револьвера усатые летчики в белых шарфах это очень красиво, но совершенно не эффективно.
Главным «тяжелым» вооружением самолетов того периода был обычный укороченный карабин — им запросто мог пользоваться наблюдатель или второй члены экипажа, однако почти с той же эффективностью, что и револьвером. Соблазн прихватить вместо карабина пулемет был велик, но громоздкий и тяжелый механизм в тесной кабине самолета со слабым мотором, был бы скорее камнем на шее, чем реальной помощью в бою.

С бомбами дела обстояли проще — приспособить под них довольно легко удалось обычные артиллерийские снаряды небольших калибров, снабженные стабилизаторами. Однако британские RNAS уже в 1914 году приобрели бомбы Холла калибра от 10 до 56 кг, т.е. фактически первые «заводские» авиационные бомбы.

Это не бомба, это т.н. «флешетта» — маленькая стальная стрела или дротик

Если изначально предполагалось, что бомбы загружаются в кабину пилота и сбрасываются вручную (предварительно с них снимают предохранитель), то осенью того же 1914 г., англичане и французы стали подвешивать их под фюзеляжем и крылом. Сброс осуществлялся механическим способом.

…если не знать, что сброшенная даже со стометровой высоты флешетта насквозь пробивает кусок дерева в 30 см. толщиной. настоящий ливень смерти обрушивался на колонны пехоты проходящие внизу

 

Авиация 1915 год — вооружен и уже опасен

В 1915 году на разведывательные самолеты стали потихоньку монтировать неподвижные пулеметные установки на крыльях, наведение которых осуществлялось «всем самолетом», а на двухместных самолетах появились и поворотные шкворневые установки (пулемет на шарнире) в задней кабине.

Обе эти схемы имели крупные недостатки — при первой пилот практически стрелял наугад, не имея возможности прицелиться, а при втором — серьезно сужался сектор обстрела. Попытка добавить стрелка с пулеметом ещё и спереди самолета (как на французском SPAD I) была интересной, но также неэффективной.

К концу 1915 года появились и первые «специальные» авиационные турели, достаточно компактные, и, что самое главное, обеспечивающие практически круговой обстрел. Все они имели кольцо, на котором и вращалась рама. На подвижной раме устанавливались от одного до трех пулеметов. Наведение пулеметов осуществлялось и с помощью плечевых упоров, боепитание было в основном магазинное, хотя встречалось и ленточное.

А вот и шкворневая пулеметная установка в кабине самолета. Попасть в кого-то сложно, но страху нагнать можно легко

Естественно пробовали и самый простой вариант — стрельба через диск винта. Пулемет ставили над капотом двигателя, а на винт — стальные пластины отсекатели, французское изобретение. Точность стрельбы таких пулеметов резко повысилась, как и потери противника. Удручало только то, что «рассеивалось» от ударов об винт до 1/5 пуль, да и риск «отстрелить» себе винт, был совершенно обыденной реальностью.

Появились первые кассетные бомбы (в России, затем Англии и Франции), а также особые пороховые ракеты для атаки на дирижабли. Стартовали они с направляющих под крыльями (почти как знаменитые реактивные снаряды РС-82), однако популярностью в войсках не пользовались. Малая дистанция боя и высокий риск поджечь не вражеский дирижабль, а свой самолет — были главными «противниками» первых авиационных НУРС.

Французы изобрели и использовали зажигательные фосфорные бомбы, а также зажигательные бомбы со специальными смесями типа СО и DV. Кроме того, для поражения наземных целей использовались контейнеры со стальными коваными стрелами.

Вес бомб был уже весьма впечатляющим и доходил до 200 килограмм.

А вот и авиационные ракеты Первой мировой войны под крылом истребителя «Фарман». Прообразы наших «РС»

Авиация 1916 года — его величество синхронизатор

Синхронизатор винта — вот изобретение, поднявшее эффективность боевой авиации на новый уровень. Простенькое устройство задерживающее выстрел пулемета в тот момент, когда перед стволом проходит лопасть винта, совершило революцию в воздушной войне. Синхронные пулеметы преимущественно оснащались уже лентами боекомплекта.

Развитие двигателей тоже не стояло на месте — самолеты стали куда мощнее и грузоподъемнее, а значит бомб и пулеметов на борту можно было разместить больше. Под конец года опять удивили французы — им удалось установить на самолеты «Вуазен» легкую автоматическую 37-мм пушку «Гочкис»!

Трёхсот килограммовые бомбы стали реальностью, так же как атаки истребителей на бомбардировщики и стрельба зенитной («противоаэростатной») артиллерии. Бомбардировщики спасаясь от этих напастей стали забираться всё выше в небо, а это продиктовало появление ещё одного новшества — бомбового прицела, позволяющего учесть высоту и скорость полета, скорость ветра. Впервые они были установлены всё на тех же бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец».

С-22 «Илья Муромец» -первый русский стратегический бомбардировщик

Авиация 1917 года — настоящая война

К 1917 году боевая авиация, её основные типы и вооружение уже практически полностью оформились.

Итальянцы установили 20-мм пушку «Ривелли» на бомбардировщики «Капрони» и 47-мм морскую пушку на летающие лодки М.8. Во Франции на истребитель SPAD S.XII Cal впервые в мире установили 37-мм пушку «Патэ», стреляющую через ось винта.

На тяжелых бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец» появились опускные площадки, с которых можно вести огонь в нижней полусфере.

Бомба под брюхом этого немецкого бомбовоза имеет вес 100 кг. Вполне прилично и по меркам Второй мировой войны

Фирма «Виккерс» спроектировала специально для самолетов синхронный и турельный варианты своего пулемета. Это оружие получило распространение в основном уже после войны. Турельные и шкворневые пулеметы в конце войны оборудовались емкостями для сбора гильз, так как при интенсивном ведении огня гильзы забивались под тросы управления (при внутренней проводке), затрудняя управление. При выбросе гильз за борт при полете плотным строем они попадали в летящий следом самолет, повреждая обшивку и винт.

Активно начали применяться системы электрического сброса бомб, а сброс из кассет мог осуществляться как залпом, так и по одной бомбе.

Под конец Первой Мировой войны, в воздушных сражениях участвовали уже десятки аэропланов одновременно. Война в воздухе теперь не уступала по накалу битвам на суше и в море

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Самолеты Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны нашли применение многие технические разработки прошлого века. Именно в это время сформировались новые виды оружия, которые до этого на войне никогда не использовались. В частности, таким вооружением стали самолеты Первой мировой войны. В начале XX века никто и не задумывался о том, что летательные аппараты будут использоваться в качестве оружия. Однако менее, чем спустя 5 лет начали поступать первые заказы на строительство авиалайнеров для армии.

На момент середины 1914 года в вооруженных силах стран Европы находилось более 700 летательных аппаратов. В РФ в то время было около 250 авиалайнеров. Во Франции – более 200, а в Германии – около 300.

Изначально воздушные судна использовали на войне в разведывательных целях. Впервые для нанесения ударов по противнику авиалайнер был применен итальянцами во время войны с Турцией. В то время это были примитивные бомбы, которые сбрасывали из кабины пилоты вручную. Несмотря на начало применения авиалайнеров для бомбардировки, к началу войны еще практически никто не знал о реальном значении авиалайнеров на фронте.

Еще в начале военных действий основными задачами таких летательных аппаратов была поддержка связи и разведка. В это время стали очевидны преимущества воздушной разведки по сравнению с обычной кавалерийской. Главное преимущество заключалось в высокой скорости воздушного судна. Конный отряд тратил на 100-километровый рейд несколько дней. Воздушному судну для этого достаточно было несколько часов. Для поддержки связи и быстрой передачи информации пилоты бросали на землю записки с сообщениями. Для разведки стали применять аэросъемку. Такие фото предназначались для более детального исследования территорий. РФ опережала другие страны в этом деле. Тут применяли полупленочные фотокамеры, в то время как все остальные государства использовали кассетные.

Если в начале XX века не было и речи о серьезном применении летательных аппаратов в качестве оружия, то со временем к этой идее, конечно, пришли. Уже после нескольких экспериментов стало понятно, что установка вооружения на авиалайнеры не малоэффективна, как это казалось ранее. В арсенале аэропланов появились пулеметы, бомбы, металлические стрелы. Бомбодержателя в авиалайнерах того времени не было. Вооружение размещалось непосредственно в кабине пилота. Самолеты в это время не различались по боевому назначению. Были либо исключительно разведывательные авиалайнеры, либо легкие бомбардировщики. Также отдельную категорию составляли учебные летательные аппараты.

Самолет Fokker DR1 Triplane

Разнообразие самолетов

В авиации в годы Первой мировой войны присутствовали различные самолеты. В военных действиях применяли все авиалайнеры, которыми располагала та или иная страна. В Германии даже частные немецкие самолеты были отданы для военных целей. В частности, в военных действиях использовали моноплан Таубе. В те времена это был очень известный летательный аппарат. С этого аэроплана были сброшены первые бомбы в столице Франции.

Относительно несложный процесс разработки и создания летательных аппаратов, который существовал еще в начале XX века, позволил создать огромное количество разнообразных авиалайнеров. Разработчики быстро поняли, что специфика конструкции воздушного судна сильно влияет на его боевые способности. В 1913 году был сконструирован первый в мире летательный аппарат, который предназначался именно для вооруженных сил. Его отличием была нестандартная конструкция. Крыло располагалось над фюзеляжем. За счет этого обеспечивался хороший обзор для экипажа.

Россия

В РФ авиалайнеров, разработанных местными специалистами, в то время было очень мало. Из фронтовых стоит упомянуть русские самолеты Первой мировой войны, которые назывались «Лебедь». Этот авиалайнер был сконструирован подобно летательным аппаратам «Альбатрос», которые использовали в разведке. Также в РФ применяли самолеты, которые были спроектированы в Одессе. Их было несколько сотен. Кроме этого, было создано несколько сотен аэропланов Лебедь. В то время в России уже насчитывалось несколько сотен французских авиалайнеров, которые составляли основу российской авиации.

Франция

В начале войны из знаменитых авиалайнеров Вуазен и Фарман во Франции создали целое подразделение бомбардировщиков. На борт эти воздушные суда могли брать с собой более 200 кг бомб. Некоторые модификации бомбардировщиков оснащались пушками. Однако такое оружие в те годы применялось в самолетах крайне редко. Эти авиалайнеры отличались конструктивно от преобладающего большинства самолетов того времени. Главным его отличием было заднее расположение двигателя. В таких самолетах воздушный винт был толкающего, а не тянущего типа.

В 1917 году во Франции издали указ, согласно которому запрещалось сооружать и конструировать подобные летательные аппараты. После первых применений был обнаружен большой недостаток этих самолетов. Главный минус заключался в том, что пилот не имел возможности стрелять по противнику, если тот находился сзади. Это делало данные самолеты легкой добычей для противников в воздушном бою. На смену этим двум типам авиалайнеров пришли усовершенствованные модели Бреге 14. Это были если не лучшие самолеты Первой мировой войны, то одни из лучших во Франции. В этих авиалайнерах часть конструкции, которая в предыдущих моделях была сделана из дерева, изготавливали из тонких, но прочных алюминиевых элементов. А сиденья для экипажа делали бронированными.

Британия

Лучшими британскими военными авиалайнерами стали так называемые Де Хэвилленд. Изначально в военных действиях принимали участие такие авиалайнеры 4-й серии. Но постепенно их производство совершенствовалось. Эта модель получила развитие до 9-й серии. В процессе разработки специалисты обратили внимание на такой аспект, как взаимодействие членов экипажа во время осуществления полета. Если у первых моделей между кабиной пилота и наблюдающего было расстояние около 1 м, то в последних моделях эта дистанция была значительно сокращена, поскольку бортовой связи на тот момент не было. У этих самолетов были самые мощные на то время двигатели. Также они отличались более высокой боевой нагрузкой по сравнению с другими самолетами той поры с одним двигателем. Советский самолет Р-1, который применялся для разведки, являлся копией последней модели Де Хэвиленда.

Германия

Самые известные и лучшие авиалайнеры в Германии в те времена – самолеты производства фирмы «Альбатрос». Они отличались простотой управления, маневренностью и надежностью. Из-за неэффективности использования оружия в воздухе немецкие разработчики долгое время пытались устранить эту проблему. Так был изобретен первый истребитель Fokker. На этих авиалайнерах были закреплены пулеметы. Постепенно авиация Первой мировой войны становилась все более разнообразной. Самолеты совершенствовали. Сегодня невозможно представить поле боя без воздушных судов разного назначения.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samoleting.ru

Первая мировая война: самолеты России

Эмблема и опознавательный знак Русского Императорского военно-воздушного флота

Воздушные войска применялись на всех фронтах Первой мировой войны. Авиация в это время была представлена дирижаблями, самолетами и воздушными шарами. Но в данной статье речь пойдет только о самолетах.

Самолеты того времени имели архаичную конструкцию, но в ходе войны их конструктивность улучшалась быстрыми темпами.  Ведущие мировые державы имели хорошую авиацию и применяли ее для разведки, бомбардировки и истребления авиации противника.

Самолеты России

На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире.

Боевой путь русской авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн, в 1911-1913 гг. Результатом успехов русских летчиков на Балканах стало создание при Главном инженерном управлении Генерального штаба специального воздухоплавательного отдела, разработавшего план создания отечественных ВВС. К 1 августа 1914 года в строю находилось 244 самолета в 39 авиаотрядах.

Германия имела на ту же дату 232 аэроплана в 34 отрядах, Франция — 138 в 25, Англия — 56 самолетов первой линии, Австро-Венгрия — около 30 воздушных машин. Если учесть, что государства германского блока сосредоточили большинство самолетов на Западном и Сербском фронтах, русские ВВС получили в начале войны численное преимущество над противником.

Подвиг Нестерова: таран

Большая часть русских самолетов была построена на семи отечественных заводах. В ходе войны в строй вступило еще пять заводов. Но недостатком самолетостроения было то, что военное министерство фактически устранилось от координации выпуска самолетов, поэтому в большинстве случаев выпускались аэропланы иностранных конструкций (16 зарубежных моделей и лишь 12 отечественных). Иностранные фирмы не спешили передавать русским свои новейшие технические разработки, делились только устаревшими. А изобретения талантливых русских конструкторов — Сикорского, Стенглау, Гаккеля — так и не были запущены в серийное производство. Так же обстояло дело и с самыми современными на тот момент аппаратами для аэрофотосъемки систем С. А. Ульянина и В. Ф. Потте. Ульянин, например,  в 1914 г. предложил военному министерству первый в мире проект аппарата для дистанционного управления самолетом, который прошел успешные испытания в военно-морском управлении, но не получил поддержки у отечественных бюрократов. Он уехал в Лондон  и там продолжил свои работы.

Недостаточное производство самолетов в России возмещали закупками за границей. И только летом 1916 г. наконец были выделены средства для централизованных закупок. Поставки осуществлялись с большими перебоями, а после боев под Верденом резко сократились. Всего до 1 ноября 1916 года из-за границы было получено 883 самолета и 2326 двигателей. Из них во Франции закуплено 65% самолетов и 90% моторов, в Англии — по 10%, в Италии — 25% самолетов, но не все из них были высококачественными. В самой же России за всю войну выпустили только 511 авиадвигателей.

К началу войны на каждый самолет приходилось в среднем по два летчика. Летчики обучались в двух крупнейших школах — Гатчинской (с отделением в Варшаве) и Севастопольской. В ходе войны были дополнительно организованы авиашколы: в Москве,  Одессе, Петрограде. Но Россия стала единственной из воюющих стран, не имевшей плана мобилизации гражданских летчиков – все эти недостатки устранялись в ходе войны.

В России не было ни одного ремонтного завода — самолеты, нуждавшиеся в капитальном ремонте, отправлялись на место постройки, что в итоге сказывалось на выпуске новых машин. Мелкий ремонт выполняли на аэродромах, более сложный — в авиационных парках.

Отсутс

www.rosimperija.info

Самолеты Первой мировой | Мировая авиацияМировая авиация

Первая Мировая нашла применение многим техническим достижениям начала 20-го века. То без чего сегодня не возможно представить современное поле боя, сформировалось в самостоятельные виды вооружения именно в те годы. Когда братья Райт историческим полетом своего самолета открыли новую эру, наверное не многие задумывались о применении авиации в военном деле, но не прошло и пяти лет, как поступили первые заявки на создание самолетов для армии. Когда же человечество и в первую очередь Европа погрузилась во мрак первой Мировой, военная авиация получила те направления развития, которым она во многом следует и по сей день.

К середине 14-го года, то есть перед самой войной, на вооружении армий европейских государств находилось свыше семисот самолетов. В России их было 250, у ее союзников по Антанте: Великобритании и Франции еще чуть больше 200, основные противники: Германия и Австро-Венгрия  имели почти 300 машин. В прочим эти цифры вряд ли отображали  истинное соотношение сил, поскольку доктрины применения авиации толком и не было, в тоже время  некоторый опыт использования самолетов в боевых действиях все же имелся.  Уже в конце первого десятилетия 20 века, военные всерьез заинтересовались применением самолетов в военных нуждах.  В первые годы военные самолеты выполняли в основном разведывательные задачи, с началом Итало-Турецкой войны в 1911 году, итальянцы впервые применили аэропланы для бомбардировки вражеских войск. Были сделаны достаточно примитивные, кустарные бомбы, которые сбрасывались из кабины вручную. Но к середине 1914 года, когда вспыхнула Первая мировая война военная авиация, все еще находилась в стадии экспериментов, проб и ошибок, многие даже толком и не представляли, в том числе и военноначальники, смысла и значения аэропланов на фронтах.

В начале Первой мировой, основными задачами военной авиации оставались разведка и связь, уже с первых дней самолеты доказали свое преимущество перед традиционной коваллерийской разведкой. Так для рейда на глубину 100-150 км, конному отряду требовалось несколько дней, а самолету несколько часов. Причем в первые месяцы боевых действий преодоление линии фронта самолетом разведчиком происходило практически безприпятственно. Другим назначением самолета стала корректировка артиллерийского огня. Для оперативной передачи данных, экипажи аэропланов сбрасывали на землю вымпелы с донесениями. Технический прогресс позволил применит в авиации и радиосвязь. Что касается разведки, то помимо визуального наблюдения для более детального изучения местности, стали использовать аэрофотосъемку. В те годы Россия имела значительное превосходство над другими странами в этом вопросе. Пока другие державы использовали кассетные фотокамеры, то у нас использовались полупленочную фотокамеру. В первые месяцы войны командование не проявляло должного внимания к установке на самолет вооружения, считалось, что оно будет малоэффективным. Но время брало свое, аэропланы вооружились пулеметами, в их арсенале появились авиационные бомбы, для поражения конницы или пехоты использовались даже небольшие металлические стрелы. По началу самолеты не имели бомбодержатели и боеприпасы размещались непосредственно в кабине экипажа. Со временем самолеты обзавелись штатными бомбодержателями заводского производства. На первых порах самолеты не различались по назначению, и представляли собой многоцелевые машины. Самолеты использовались как разведчики, легкие бомбардировщики, применялись в качестве связных или учебных.

Авиационный парк Первой мировой был довольно разнообразен, военными становились практически все существовавшие на тот момент самолеты.  В Германии с началом войны аэропланы принадлежавшие частным лицам были реквизированы и приписаны к военно-воздушным силам. В их число попал и моноплан Таубе, достаточно распространенный аппарат, который выпускался несколькими австрийскими и немецкими фирмами. Именно с данного аппарата  в последний летний день 1914 года были сброшены первые бомбы на Париж.

Достаточно несложный процесс  разработки и постройки самолетов того периода, породил огромное разнообразие данных аппаратов. Достаточно быстро стало понятно, что особенности конструкции аэроплана могут сказаться на его боевых  свойствах. В 1913 году французы Раймонд Солнье и братья Моран построили самолет специально предназначенный для вооруженных сил, его крыло находилось над фюзеляжем, такое расположение обеспечило экипажу хороший обзор. В России самолетов собственной конструкции было относительно не много, среди фронтовых можно выделить самолет Лебедь, представляющий собой копию трофейного немецкого разведчика альбатрос, и аэропланы спроектированные в Одессе на заводе банкира Артура Анатри. И тех и других построили несколько сот штук, в разы меньше чем французских, которые и составляли костяк Русской авиации. В России наиболее распространенными были машины Фарман и Вуазен. В первой половине войны они преобладали и во Французской армии. В ноябре 1914 во Франции из Вуазенов сформировались специальные бомбардировочные подразделения. Самолеты могли брать на борт до 230 кг бомб. Одна из модификаций Вуазена вооружалась 37 мм полуавтоматической пушкой, такое оружие на самолетах тех лет было редкостью. Из особенностей конструкции Вуазенов и Фарманов можно отметить заднее расположение мотора, воздушный винт был не тянущий, а толкающий.  В начале 1917 года во Франции был издан указ запрещающий строить подобные аппараты. У них проявился существенный недостаток: экипаж не мог стрелять назад, что делало машину легкой добычей в воздушном бою. На смену этим аэропланам пришли более совершенные, такие как Бреге 14. В его конструкции часть деревянных элементов уступила место легким и прочным алюминиевым. Сидения экипажей были сделаны бронированными.

Лучшими Британскими фронтовыми самолетами считались Де Хэвилленд 4 и его Дальнейшее развитие Де Хэвилленд 9. Процесс совершенствования машины задел такой важный аспект как взаимодействие членов экипажа в полете. У Де Хэвилленд 4кабины летчика и наблюдателя были разнесены более чем на метр, в то время бортовой связи на машинах не было, это заставило в дальнейшем максимально сблизить кабины экипажа. Часть Де Хэвиллендов выпускалась с американским мотором Либерти, мощностью 400 л.с., для своего времени он являлся одним из самых мощных, при этом боевая нагрузка достигала 400 кг, это лучший показатель для одномоторных самолетов того периода. К слову первый в СССР крупносерийный самолет разведчик Р-1, представлял собой доработанный под советские материалы и нормы прочности Де Хэвилленд 9А.

В Германской армии в первой половине войны, наиболее распространенными являлись   фронтовые самолеты фирмы Альбатрос. Эти машины заслужили уважение летного состава за свою надежность, прочность и простату пилотирования. Альбатрос вошел в историю, как первая крылатая машина уничтоженная тараном. 26 августа 1914 года его совершил штабс-капитан Русской армии Петр Нестеров на самолете Моран. Это была первая победа в Русской авиации, правда выжить Нестерову после столкновения не удалось. Дело было в самом начале войны и оба самолета являлись разведчиками, как и большинство машин того времени пулеметов они не имели. В полет летчики брали личное оружие: пистолеты, револьверы, винтовки, но огонь с них был крайне не эффективным. Другое дело пулемет, во время Первой Мировой он перевернул представление о вооруженной борьбе не только на земле, но и в небе. Пулеметы начали ставить в 1914 году, первоначально это были обычные пехотные пулеметы Виккерс, л Льюис, у немцев LMG 08/15 немецкая модификация Максима, французы обычно ставили пулеметы Гочкиса, облегченную коваллерийскую модификацию. Но одного желания использовать на аэропланах автоматическое оружие, было мало, необходимо было найти оптимальное место его размещения и увязать с общей концепцией того или иного летательного аппарата. На машинах с  толкающим воздушным винтом, пулемет устанавливали впереди, правда эти машины в силу своих конструктивных особенностей быстро устарели, чего не скажешь о самой идеи стрельбы по курсу.

В результате изысканий на свет появился истребитель. Для достижения превосходства самолет этого класса должен был обладать большей скоростью и лучшей маневренностью.  Первые классическими самолетами истребителями  принято считать Французский « Моран-Солнье»( Morane-Saulnier) и немецкий Фоккер(Fokker). Это были одноместные машины, отказ от второго члена экипажа позволил снизить массу аппарата, и тем самым повысить его летные характеристики. Пулеметы на этих машинах были жестко закреплены строго по курсу, и прицеливание летчик производил маневром самолета.  Предварительно   конструкторами была решена проблема стрельбы через плоскость вращения винта. Для истребителя « Моран-Солнье» его конструктор Раймон Солнье  и летчик Ролан Гарон предложили следующую идею: на лопастях винта они установили стальные уголки отражатели, которые защищали винт от поражения пулями. Однако такой способ имел свои недостатки:  нарушалась аэродинамика и как результат эффективность винта, к тому же часть боеприпасов расходовалась понапрасну. Изучив французский опыт, немец  Антон Фокер   изобрел более рациональное устройство. На истребители Fokker Eindecker пулеметный огонь был синхронизирован с частотой вращения винта, такие пулеметы получили название синхронных, и применялись вплоть до окончания эры поршневой авиации.   И Morane-Saulnier и Fokker Eindecker являлись монопланами, но вскоре монопланная схема уступила место биплановой. На тот момент переход к ней позволил   улучшить маневренность. Во Франции в первую половину войны основу истребительной авиации составляли бипланы   фирмы Ньюпор, затем на фронте стали преобладать самолеты фирмы СПАД: SPAD 7  и SPAD 13. Последний это саамы массовый истребитель Первой мировой, было построено 9 300 таких машин. Максимальная скорость спад 13 составляла 217 км/ч, лучший показатель для того времени. На истребителях СПАД воевали двое более результативных французских ассов: Жорж Гинемер и Рене Фонк, они сбили соответственно 53 и 75 самолетов противника.

Для того чтобы заслужить звание Аса французскому, русскому или британцу, нужно было одержать пять официально зарегистрированных побед, а немцу или австрийцу семь. Среди русских летчиков наибольшее количество сбитых самолетов имелось на счету штабс-капитана Александра Казакова: 16 подтвержденных и 5 не подтвержденных.  Воевали русские летчики в основном на французских истребителях, наиболее массовым из них был Nieuport 17. Всего за годы войны русские летчики сбили около 200 австрийских и германских самолетов, прямо скажем не много по сравнению с общим числом сбитых самолетов, которое превышает  10 000. Объясняется это гораздо меньшей интенсивностью воздушных боев на русском фронте.

В Британской армии основу истребительной авиации   составляли машины фирмы «Сопвич», согласно требованиям времени, это были одноместные бипланы с синхронными пулеметами. Имелись у них и другие интересные особенности, так например Sopwith Pup, вооружался восемью пороховыми ракетами по четыре с каждого борта, ракеты применялись для обстрела аэростатов и дирижаблей.  Sopwith Camel обладал исключительными маневренными свойствами, его радиус виража составлял всего полтора десятка метров. На Sopwith Camel было сбито около 2 800 аэропланов противника, больше чем на других истребителях стран Антанты. Весной 17 года  Британская армия получила истребитель SE.5, самолет был прочным, легко пилотировался, его удобная кабина обеспечивала   летчику хороший обзор, скорость машины достигала 210 км/ч. На этих истребителях летали лучшие ассы британской империи: англичанин Эдвард Мэннок и канадец Уильям Бишоп, первый одержал 73, а второй 72 воздушные победы.

Среди немецких истребителей бипланов можно выделить машины фирмы альбатрос серии D, Истребители альбатрос имели характерную обтекаемую форму, они вооружались не одним а двумя синхронными пулеметами. В апреле 1917 года англо-французская авиация понесла большие потери от альбатросов. На завершающем этапе войны в небе появился Fokker D.VII, самая массовая германская машина воздушного боя, было выпущено более 3 000 экземпляров таких самолетов. Fokker D.VII, несколько уступал некоторым английским и французским самолетам в максимальной скорости, но по совокупности характеристик, многие специалисты именно ему отдают звание лучшего истребителя Первой мировой. Особенно отмечается его скороподъемность, высоты двух километров  он достигал  за 4 минуты, против 4,5 – 6 у противников.

Стремление конструкторов обеспечить превосходные маневренные качества привело к появлению трипланов, самолетов с тремя крыльями. Первыми такую машину создали англичане, весной 1916 года они построили «Сопвич Триплан» (Sopwith Triplane). Появление на фронте данного самолета заинтересовало немцев, изучив трофейный истребитель, специалисты Фоккер спроектировали самолет с таким же кол-вом крыльев, более того между колесами шасси они фактически установили еще одно небольшое крыло. Истребитель получил обозначение Fokker Dr. I, то есть Фоккер- триплан. К концу 17 года, как англичане так и немцы, опять вернулись к истребителям бипланной схемы, пусть менее маневренным, но зато более быстрым. Построили трипланов не так много: 150 сопвичей и 320 фоккеров, но свой след в истории они оставили, особенно немецкая машина. Это пожалуй самый узнаваемый самолет первой мировой, именно на нем начиная с осени 1917 воевал немец Манфред фон Рихтгофен, его 80 побед стали лучшим результатом среди всех асов той войны. Фон Рихтгофен получил прозвище красный барон, так как летал на истребителях красного цвета, погиб Рихтгофен в апреле 1918 года.

Развитие авиации внесло значительные изменения в ход боевых действий, теперь тылы воюющих армий   перестали быть зоной находящийся вне сферы вооруженного противостояния. Наряду с истребителями в борьбу с воздушным противником включились и наземные средства поражения. В то время максимальная высота полета самолетов не превышала 6-7 км, впрочем в большинстве случаев аэропланы летали гораздо ниже. Первые сбитые самолеты были уничтожены огнем из винтовок, хотя это являлось больше удачей, чем закономерностью. Куда больше для этих целей подходили пулеметы, для обстрела противника на больших высотах привлекли артиллерийские орудия. Сперва для этого использовали орудия полевой артиллерии, затем создали и специальные противосамолетные  с большим углом возвышения. Одной из первых стала русская зенитная пушка конструкции инженера Лендера и капитана Тарновского, это орудие могло делать до 12 выстрелов в минуту и поражать противников на высотах до 5 км. Неотъемлемой частью  противовоздушной обороны стала и служба обнаружения летательных аппаратов, среди первые ее технических средств были звукоулавливатели и прожекторы. Для определения параметров зенитной стрельбы использовались соответствующие таблицы и приборы, учитывающие высоту и скорость полета цели. Обстрел велся шрапнельными снарядами, они срабатывали на определенной высоте и осыпали неприятеля градом пуль. Всего за период ведения боевых действий огнем с земли уничтожили около трех тысяч аэропланов.

В середине   войны вооруженные самолеты доказали свою эффективность и сомнений по этому поводу уже не оставалось, при этом одни машины лучше подходили для воздушного боя, другие для атаки военных целей. Во втором случаи также проявилась своя специфика, так небольшие аэропланы действовали непосредственно над полем боя или в ближнем тылу противника, а вот для уничтожения стратегических и хорошо укрепленных объектов, к тому же находящихся далеко за линией фронта их возможностей не хватало. Поначалу для подобных миссий использовали дирижабли, они имели большую грузоподъемность и приличную дальность полета, а для повышения точности бомбометания могли зависать над целью. В период Первой мировой самым мощным флотом дирижаблей обладала германия. В то время их часто называли цеппелинами, по фамилии немецкого конструктора и предпринимателя графа Фон Фердинанда Цеппелина. На его заводах был организован серийный выпуск этих летательных аппаратов. Длинна воздушных кораблей превышала 100 метров, они могли преодолеть более 2 000 км со скоростью 80-90 км/ч и сбросить на противника несколько тонн бомб. Объектами для налетов  дирижаблей стали  тыловые города и столицы Англии и Франции, а так же России. При всей своей привлекательности дирижабли имели главный недостаток: тихоходность, проигрывая самолетам в скорости и маневренности, эти гиганты становились удобной целью для истребителей, не помогало даже мощное оборонительное вооружение. Достаточно было одного попадания зажигательной пули, чтобы наполненный водородом аппарат вспыхивал как спичка.

С точки зрения военного применения  самолеты подходили больше, но для выполнения стратегических задач необходимо было увеличить их боевую нагрузку и радиус действия. К началу 15 года в России было сформировано первое в мире соединение многомоторных тяжелых бомбардировщиков, его основу составляли самолеты «Илья Муромец», русского конструктора Игоря Сикорского. Для своего времени Муромец был настоящим гигантом: 4 мотора, размах крыла 30 метров, длинна 17 метров, максимальная взлетная масса доходила до 7 тонн, он мог нести до 400 кг бомб, что в несколько раз больше чем боевая нагрузка большинства одномоторных аэропланов. Для обороны от истребителей, самолеты оборудовались пулеметными точками, число которых на последних сериях машин достигало восьми. В первый год войны не было четкого понимания как использовать эти машины, но затем по инициативе Сикорского и Михаила Шидловского – директора завода где строились Муромцы, самолеты свели в единое подразделение, оно получило название: эскадра воздушных кораблей. Концентрация бомбардировщиков под общим командованием позволила поднять их боевую эффективность. В феврале 1915 года они впервые совершили разведку в глубокий тыл противника и за два дня сбросили на станцию Вилленбегр 480 кг бомб. На протяжении войны экипажи Муромцев совершили более 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, на врага было сброшено около 50 тонн бомб, при этом почти из 40 самолетов, принимавших участие в боевых действиях, был сбит только один. Боевой опыт эскадры воздушных кораблей доказал преимущество тяжелых бомбардировщиков перед дирижаблями, что было замечено и в других странах. Самым массовым тяжелым бомбардировщиком стал английский двух моторный Handley Page 400, было произведено 554 таких бомбовоза, машины могли брать до 900 кг бомбовой нагрузки. В конце войны они широко применялись при бомбардировках промышленных центров Германии. У немцев были и свои двухмоторные машины, в частности семейство фирмы Гота. Они являлись основными тяжелыми   бомбардировщиками Германии, наиболее распространенной моделью был самолет Гота-4. На нем применили интересную новинку: благодаря сквозному вырезу в задней части фюзеляжа, огонь из пулемета можно было вести как вверх, так и вниз. Начиная с 1917 года, эти машины регулярно совершали дневные и ночные бомбардировочные рейды на Париж, Лондон и другие европейские города.  Тяжелые бомбардировщики строили и другие фирмы Германии, самые же большие в мире самолеты того времени разработал  коллектив Фердинанта Цеппелина. Под его руководством были созданы сверхтяжелые машины под обозначением Р, что указывало на немецкое слово ризен – гигантский.  Самый крупный из этого семейства  бомбардировщиков   четырехмоторный Р-6  имел размах крыла 42 метра и весил 11,5 тонн, его дальность полета превышала 800 км, что  позволяло совершать рейды в глубокий тыл противника. Громадный аэроплан брал более 2 000 кг бомб, это наибольшая грузоподъемность для самолетов, принимавших участие  в Первой мировой, в начале 1918 года с Р-6 была сброшена бомба массой в одну тонну, самая тяжелая в той войне.

Вот так шаг за шагом, осмысливая боевой опыт и внося изменения в конструкцию летательных аппаратов, специалисты определили основные пути развития военной авиации. За годы войны выпуск авиационной техники увеличился во много раз, было построено около 200 тысяч самолетов, появились новые отрасли производства, такие как авиационное приборостроение и авиационное вооружение. К концу 1918 года в мире насчитывалось 300 специализированных авиазаводов и 1 500 предприятий, работающих в кооперации, в общей сложности на них трудилось 700 тысяч человек. Авиапромышленность стала мощной индустриальной отраслью и всему этому как раз поспособствовала Первая мировая война. Так уж получилось, что история технического прогресса тесно и неразрывно  связана с историей войн.

 

avia-worlds.ru

Авиация и авиаторы Первой мировой войны (80 фото)

Глядя на эти фото возникает только недоумение и восхищение — как им удавалось не просто летать, а вести воздушные бои на этих конструкциях из планочек и тряпочек?!

1 апреля 1915 года в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».

Известно, что за четыре года воюющими государствами было проведено около ста тысяч воздушных боев, в ходе которых было сбито 8073 самолета, огнем с земли уничтожено 2347 самолетов. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27 000 тонн бомб, английская и французская — более 24 000.

Англичане претендуют на 8100 сбитых самолетов противника. Французы — на 7000. Немцы признают потерю 3000 своих самолетов. Не более 500 машин потеряла Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Таким образом, коэффициент достоверности побед Антанты не превышает 0,25.

Всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин.
Так кто же все-таки был самым результативным летчиком Первой мировой? Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами.

Ну, а как тогда Манфред фон Рихтгофен, которому некоторые исследователи приписывают почти 80 уничтоженных самолетов противника и считают именно его самым результативным асом Первой мировой?

Однако часть других исследователей полагает, что есть все основания считать, что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными. Так, что данный вопрос до сих пор остается открытым.
Французских пилотов Рихтгофен вообще не считал за летчиков. Совсем по-другому Рихтгофен описывает воздушные сражения на Востоке: «Мы часто летали, редко вступали в бой и не имели особых успехов».
Исходя из дневника М. фон Рихтгофена, можно сделать вывод о том, что российские авиаторы не были плохими летчиками, просто их было меньше по сравнению с количеством французских и английских пилотов на Западном фронте.

Редко на Восточном фронте устраивались так называемые «dog fight», т.е. «собачья свалка» (маневренный воздушный бой с участием большого количества самолетов), которые были обычным явлением на Западном фронте.
Зимой же в России самолеты вообще не летали. Потому-то все германские асы и одержали столько побед именно на Западном фронте, где небо просто кишело самолетами противника.

Наибольшее развитие в Первую мировую получила противовоздушная оборона Антанты, вынужденная бороться с германскими налётами на свои стратегические тылы.
К 1918 году, в ПВО центральных районов Франции и Великобритании находились десятки зенитных орудий и истребителей, сложная сеть связанных телефонными проводами постов звуколокации и передового обнаружения.

Тем не менее, обеспечить полную защиту тылов от воздушных нападений не удавалось: и в 1918 году германские бомбардировщики совершали налёты на Лондон и Париж. Опыт Первой мировой в плане противовоздушной обороны был подытожен в 1932 году Стэнли Болдвином во фразе «бомбардировщик всегда найдет дорогу».

В 1914 году Япония в союзе с Британией и Францией атаковала германские войска в Китае. Кампания началась 4 сентября и закончилась 6 ноября и отметилась первым в истории Японии применением авиации на поле боя.
На тот момент японская армия располагала двумя монопланами Ньюпор, четырьмя Фарманами и восемью пилотами для этих машин. Первоначально они ограничились разведполетами, но потом стали широко применяться бомбы, сбрасываемые вручную.

Наиболее известной акцией стала совместная с флотом атака германского флота в Цингтао. Хотя основная цель — германский крейсер — не был поражен, зато был потоплен торпедный катер.
Интересно, что в ходе налета произошел и первый воздушный бой в истории японской авиации. На перехват японских самолетов поднялся германский пилот на Таубе. Хотя бой закончился безрезультатно, но немецкий летчик был вынужден совершить вынужденную посадку в Китае, где он сам сжег самолет, чтобы он не достался китайцам. Всего за короткую кампанию Ньюпоры и Фарманы японской армии совершили 86 боевых вылета, сбросив 44 бомбы.

Пехотные самолеты в бою.

К осени 1916 г. немцами были разработаны требования к бронированному «пехотному самолету» (Infantrieflugzeug). Появление этой спецификации было напрямую связано с появлением тактики штурмовых групп.
Командиру пехотной дивизии или корпуса, которым подчинялись эскадрильи Fl. Abt в первую очередь нужно было знать, где в данный момент находятся его подразделения, просочившиеся за линию траншей и оперативно передать распоряжения.
Следующая задача — выявление подразделение противника, которые до наступления не смогла обнаружить разведка. Кроме того при необходимости самолеты можно было использовать в качестве корректировщика артогня. Ну, а во время выполнения задания предусматривалось нанесение ударов по живой силе и технике с помощью легких бомб и пулеметного огня, хотя бы для того, чтобы самого не сбили.

Заказы на аппараты этого класса получили сразу три компании Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (A.E.G), Albatros Werke и Junkers Flugzeug-Werke AG. Из этих самолетов получивших индекс J только самолет Юнкерса был полностью оригинальной конструкцией, два других были бронированными версиями разведчиков-бомбардировщиков.
Вот как описывали штурмовые действия пехотных Альбатросов из состава Fl.Abt (A) 253 немецкие лётчики — Сначала наблюдатель сбрасывал небольшие газовые бомбы, которые заставляли британских пехотинцев покинуть укрытия, затем во втором заходе, на высоте не более 50 метров, обстреливал их из двух пулеметов установленных в полу его кабины.

Примерно в тоже время пехотные самолеты начали поступать на вооружение ударных эскадрилий — Schlasta. Основным вооружением этих отрядов были многоцелевые двухместные истребители, такие как Halberstadt СL.II/V и Hannover CL.II/III/V, «пехотники» были своеобразным довеском к ним. Кстати состав разведывательных подразделений так же был неоднороден, так в Fl. Abt (A) 224, кроме Albatros и Junkers J.1 были Roland C.IV.
Кроме пулеметов на пехотные самолеты устанавливали появившиеся к концу войны 20-мм пушки Becker» (на доработанной турели AEG J.II и на специальном кронштейне по левому борту у кабины стрелка у Albatros J.I).

Французская эскадрилья VB 103 имела эмблему из красной пятиконечной звезды 1915-1917 г.

русские ассы первой мировой

Поручик И.В.Смирнов Лейтенант М.Сафонов — 1918

Нестеров Петр Николаевич

ribalych.ru

Авиация Первой мировой | ФОТО НОВОСТИ

К 100-летию Первой мировой войны.

В течение Первой мировой роль военных летчиков сильно поменялась — вместо простого наблюдения в начале войны они стали грозной наступательной силой. Если ранее пилоты были или совсем безоружны, или вооружены лишь пистолетом, то к 1918 году у них появились пулеметы и разрушительные бомбы, а аэрофотосъемка стала незаменимым инструментом военных действий.

Одновременно с новыми технологиями, на линии фронта использовались и старые, экзотические, такие как аэростаты и воздушные змеи. В этой статье будет интересный обзор авиации Первой мировой. Смотрите также 1-ю и 2-ю части: «Оружие Первой мировой войны», «Первая мировая война: животные на войне».

29 фото

1. Немецкие летчики и Ганновер CL II — двухместный биплан деревянной конструкции с хорошей аэродинамикой. (Фото Carola Eugster):

2. Двухместный французский истребитель-разведчик SPAD S.XVI, 1918 год. (Фото San Diego Air and Space Museum Archive):

3. Немецкий аэростат. (Фото National Archives | Official German Photograph):

4. Немецкий аэростат. (Фото Brett Butterworth):

5. Захваченный немецкий моноплан Таубе. (Фото Bibliotheque nationale de France):

6. (Фото WWI Army Signal Corps Photograph Collection):

7. Февраль 1918 года. Эксперименты с цветной фотографией. (Фото Frank Hurley | State Library of New South Wales):

8. Совсем экзотическая техника — воздушные змеи на фронте. (Фото U.S. National Archives):

9. Самолет с ракетами времен Первой мировой. (Фото National World War I Museum, Kansas City, Missouri, USA):

10. Немецкий триплан Pfalz Dr.I. Всего было построено около 40 самолетов. (Фото San Diego Air and Space Museum Archive):

11. Воздушные шары, используемые для наблюдений за вражеской территорией. (Фото Keystone View Company):

12. Немецкий солдат с пистолетом в аэростате. (Фото U.S. National Archives):

13. Американский бомбардировщик скидывает бомбы. (Фото U.S. Army Signal Corps):




14. Сбитый немецкий самолет. (Фото Carola Eugster):

15. Авиация Первой мировой. Японский летчик, 1914 год.

16. Утренняя планерка. (Фото National Library of Scotland):

17. Биплан Farman MF.11 времен Первой мировой. (Фото Library of Congress):

18. Французский военный дирижабль «Республика». (Фото Library of Congress):

19. Воздушный шар, используемый для наблюдений за территорией. (Фото National Library of Scotland):

20. Аэрофотосъемка, северная Франция, 8 августа 1918. (Фото Carola Eugster):

21. Мне бы в небо. Французская кавалерия с интересом разглядывает новые технологии. (Фото Keystone View Company):

22. Солдаты присоединяют 100-килограммовую бомбу к немецкому самолету. (Фото National Archives | Official German Photograph):

23. С развитием авиации начали развиваться и средства для их уничтожения — зенитные орудия. (Фото National Library of Scotland):

24. Авианосец того времени и взлетающий с него самолет Sopwith 1 ½ Strutter. (Фото State Library of New South Wales):

25. Аэрофотограф и его камера Graflex, 1917—1918 год. (Фото U.S. Army):

26. Британский одноместный биплан Airco DH.2 идет на посадку. (Фото Nationaal Archief):

27. Самолеты того времени представляли собой уже серьезное оружие. Это фотография местности после бомбардировки. (Фото Australian official photographs | State Library of New South Wales):

28. Австрийские боевые самолеты, 1918 год. На первом виден сверху пулемет. (Фото James Francis Hurley | State Library of New South Wales):

29. Пилот в маске для полетов. Также смотрите «Битва за Сталинград».

loveopium.ru

Авиация Первой мировой войны — это… Что такое Авиация Первой мировой войны?

Авиация Первой мировой войны — воздушные войска, применявшиеся на всех фронтах войны в её течении. Отличительными чертами была сравнительная архаичность конструкций и быстрое их улучшение. Во время войны авиация была представлена дирижаблями, самолётами и воздушными шарами.

Применение

В Первой мировой войне авиация применялась для достижения трёх целей: разведки, бомбардировки и истребления авиации противника. Ведущие мировые державы добились больших результатов в ведении боевых действий с помощью авиации.

Авиация Центральных Держав

Авиация Германии

Авиация Германии — вторая по численности авиация в мире на начало Первой мировой войны. Насчитывала около 220—230 самолётов. Но между тем стоит отметить, что это были устаревшие самолёты типа «Таубе», авиации предоставлялась роль транспортных средств (тогда самолёты могли перевозить 2-3 человек). Расходы на неё в немецкой армии составляли 322 тысячи марок.

Во время войны, немцы проявили большое внимание к развитию своих воздушных сил, одними из первых оценив то влияние, которое война в воздухе оказывает на войну на земле. Немцы стремились обеспечить себе превосходство в воздухе за счет максимально быстрого внедрения в авиацию технических новшеств (например, самолетов-истребителей) и в определенный период с лета 1915 по весну 1916 практически удерживали господство в небе на фронтах.

Большое внимание также уделялось немцами стратегическим бомбардировкам. Германия была первой страной, применившей военно-воздушные силы для нападения на стратегически тылы противника (заводы, населенные пункты, морские гавани). С 1914 года, сначала германские дирижабли а затем — многомоторные бомбардировщики регулярно проводили бомбардировки тыловых объектов Франции, Великобритании и России.

Значительную ставку Германия сделала на жесткие дирижабли. За время войны, было построено более 100 жестких воздушных кораблей конструкции Цеппелина и Шютте-Ланца. До войны немцы в основном планировали применять дирижабли для авиаразведки, но быстро оказалось, что над сушей и в дневное время дирижабли слишком уязвимы.

Основной функцией тяжелых дирижаблей стало морское патрулирование, разведка на море в интересах флота и дальние ночные бомбардировки. Именно дирижабли Цеппелина впервые воплотили в жизнь доктрину дальних стратегических бомбардировок, производя налеты на Лондон, Париж, Варшаву и другие тыловые города Антанты. Хотя эффект применения, исключая отдельные случаи, был в основном, моральным, мероприятия по затемнению, воздушные тревоги существенно нарушили работу не готовой к такому промышленности Антанты, а необходимость организации ПВО привела к отвлечению сотен самолетов, зенитных орудий, тысяч солдат от линии фронта.

Тем не менее, появление в 1915 году зажигательных пуль, позволяющих эффективно поражать наполненные водородом цеппелины, в итоге привело к тому, что с 1917 года, после больших потерь в финальных стратегических налетах на Лондон, дирижабли стали использоваться только для морской разведки.

Авиация Австро-Венгрия

Авиация Турции

Из всех воюющих держав, авиация Османской Империи была самой слабой. Хотя турки начали развивать боевую авиацию с 1909 года, технологическая отсталость и крайняя слабость промышленной базы Османской Империи привели к тому, что Первую Мировую Турция встретила с очень небольшими военно-воздушными силами. После вступления в войну, турецкий авиапарк пополнился более современными германскими самолетами. Пика своего развития — 90 машин в строю и 81 пилота — турецкие ВВС достигли в 1915.

Авиастроение в Турции отсутствовало, весь парк машин обеспечивался поставками из Германии. Около 260 аэропланов было поставлено из Германии в Турцию за 1915-1918 год: кроме того, некоторое количество трофейных машин восстанавливалось и использовалось.

Несмотря на слабость материальной части, турецкие ВВС показали себя достаточно эффективно во время Дарданельской Операции и в боях в Палестине. Но с 1917 года, поступление на фронт в больших количествах новых истребителей англичан и французов и истощение ресурсов Германии привели к тому, что турецкие ВВС были практически истощены. Попытки изменить положение предпринимались в 1918 году, но не завершились из-за произошедшей революции.

Авиация Антанты

Авиация России

Эмблема и опознавательный знак Русского Императорского военно-воздушного флота

На момент начала первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире из 263 самолётов.[1] При этом авиация находилась в стадии формирования. В 1914 году Россия и Франция произвели примерно одинаковое число самолётов и являлись первыми по выпуску аэропланов среди стран Антанты в этом году, всё же отставая от Германии по этому показателю в 2,5 раза. Вопреки общепринятому мнению, в боях российская авиация показала себя неплохо, но из-за слабости отечественного авиастроения (особенно из-за малого производства авиамоторов), не могла полностью проявить свой потенциал.[2]

К 14 июля в войсках было 4 «Ильи Муромца», единственных в мире на тот момент серийных многомоторных самолетов. Всего же за время войны было произведено 85 экземпляров этого первого в мире тяжелого бомбардировщика. Тем не менее, несмотря на отдельные проявления инженерного искусства, военно-воздушные силы Российской Империи уступали германским, французским и британским, а с 1916 года — еще и итальянским и австрийским. Основной причиной отставания стало плохое положение дел с производством авиамоторов, и нехватка авиаинженерных мощностей. До самого конца войны, страна не смогла наладить серийное производство истребителя отечественной модели, вынужденная изготовлять по лицензии иностранные (зачастую, устаревшие) образцы.

По объему своих дирижаблей, Россия занимала в 1914 году третье место в мире (сразу после Германии и Франции), но ее парк кораблей легче воздуха был в основном представлен устаревшими моделями. Лучшие российские дирижабли Первой Мировой были построены за границей. В кампании 1914-1915 года российским дирижаблям удалось провести всего один боевой вылет, после чего, в связи с техническим износом и невозможностью для промышленности обеспечить армию новыми дирижаблями, работы по управляемому воздухоплаванию были свернуты.

Также Российская империя стала первой страной в мире, применившей авиаматки. На начало войны было 5 таких кораблей в строю флота.[3]

Авиация Великобритании

Великобритания была первой страной, выделившей свои военно-воздушные силы в отдельный род войск, не подконтрольный армии либо флоту. Королевские Военно-Воздушные Силы (англ. Royal Air Force (RAF)) были сформированы 1 апреля 1918 года на бахе предшествующего Королевского Летного Корпуса (англ. Royal Flying Corps (RFC)).

Великобритания заинтересовалась перспективой применения летательных аппаратов на войне еще в 1909 году и добилась в этом значительных успехов (хотя и несколько отставала в это время от признанных лидеров — германии и Франции). Так, уже в 1912 году фирма «Виккерс» разработала экспериментальный аэроплан-истребитель, вооруженный пулеметом. «Vickers Experimental Fighting Biplane 1» был продемонстрирован на маневрах в 1913 году, и хотя в то время военные заняли выжидательную позицию, именно эти работы легли в основу первого в мире аэроплана-истребителя Vickers F.B.5, поднявшегося в воздух в 1915 году.

К началу войны, все британские ВВС были организационно сведены в Королевский Летный Корпус, разделявшийся на морскую и армейскую ветви. В 1914 году, RFC состоял из 5 эскадронов, насчитывавших в сумме около 60 машин. За время войны, их число резко выросло и к 1918 году RFC состоял из более чем 150 эскадронов и 3300 аэропланов, став в итоге крупнейшими на тот момент ВВС мира.

В ходе войны, RFC решал разнообразные задачи, от воздушной разведки и бомбардировки до заброски шпионов за линию фронта. Летчики RFC стали первооткрывателями многих отраслей применения авиации, как-то первое применение специализированных истребителей, первое аэрофотографирование, штурмовка позиций противника в поддержке войск, заброска диверсантов и защита собственной территории от стратегических бомбардировок.

Британия стала также единственной кроме Германии страной, активно развивавшей авиапарк дирижаблей жесткого типа. Еще в 1912 году в Великобритании был построен первый жесткий дирижабль R.1 «Mayfly», но из-за повреждений при неудачном выводе из эллинга он так никогда и не поднялся в воздух. Во время войны, в Британии было построено значительное количество жестких дирижаблей, но по разным причинам их военное применение началось лишь в 1918 году и было чрезвычайно ограниченным (дирижабли использовались лишь для противолодочного патрулирования и имели лишь одно столкновение с противником)

С другой стороны, британский парк мягких дирижаблей (насчитывавший к 1918 более 50 воздушных кораблей) применялся очень активно для противолодочного патрулирования и сопровождения конвоев, добившись значительных успехов в борьбе с немецкими субмаринами.

Авиация Франции

Французская авиация наряду с русской показала себя с лучшей стороны. Большая часть изобретений, улучшивших конструкцию истребителя, была сделана французскими летчиками. Французские летчики уделяли основное внимание отработке тактических действий авиации, и в основном сосредотачивали свое внимание на противостоянии германским ВВС на фронте.

Стратегические бомбардировки в годы войны французская авиация не производила. Отсутствие пригодных для эксплуатации многомоторных самолетов сдерживало налеты на стратегические тылы Германии (как и необходимость сосредотачивать конструкторские ресурсы на производстве истребителей). Кроме того, французское моторостроение в начале войны несколько отставало от лучшего мирового уровня. К 1918 году французы создали несколько видов тяжелых бомбардировщиков, включая очень удачный Farman F.60 Goliath, но применить их в действиях не успели.

В начале войны, Франция обладала вторым по объему парком дирижаблей в мире, но по качеству он уступал германскому: французы не имели на вооружении жестких дирижаблей, подобных цеппелинам. В 1914-1916 годах, дирижабли довольно активно использовались для разведки и бомбардировочных операций, но их неудовлетворительные летные качества привели к тому, что с 1917 все управляемое воздухоплавание было сосредоточено только в военно-морском флоте на патрульной службе.

Авиация Италии

Хотя до войны итальянская авиация не числилась в списке сильнейших, за время конфликта с 1915-1918 она пережила бурный взлет. Это было во многом обусловлено географической особенностью театра военных действий, когда позиции основного противника (Австро-Венгрии) были отделены от Италии труднопреодолимым, но сравнительно узким барьером Адриатики.

Италия также стала первой после Российской Империи страной, массово применившей в боевых действиях многомоторные бомбардировщики. Трехмоторный Caproni Ca.3, впервые поднявшийся в воздух в 1915, стал одним из лучших бомбардировщиков той эпохи, он был построен более чем в 300 экземплярах, и производился по лицензии в Великобритании и США.

В годы войны, итальянцы также активно применяли для бомбардировочных операций дирижабли. Слабая защищенность стратегических тылов Центральных Держав способствовала успехам подобных налетов. В отличие от немцев, итальянцы делали ставку на небольшие высотные мягкие и полужесткие дирижабли, уступавшие цеппелинам в дальности и боевой нагрузке. Так как австрийская авиация, в целом, была достаточно слаба и к тому же рассредоточена по двум фронтам, итальянские аппараты применялись до 1917 года.

Авиация Соединенных Штатов

Так как Соединенные Штаты долгое время оставались в стороне от войны, их военно-воздушные силы развивались сравнительно медленнее. В результате, к моменту вступления Соединенных Штатов в мировую войну в 1917 году, их военно-воздушные силы существенно уступали авиации других участников конфликта и примерно соответствовали по техническому уровню положению на 1915 год. Большинство наличных самолетов было разведывательными либо «общего назначения», отсутствовали истребители и бомбардировщики, способные участвовать в воздушных сражениях на Западном Фронте.

Чтобы возможно скорее решить проблему, армия США развернула интенсивное производство лицензионных моделей британских, французских и итальянских фирм. В результате, когда в 1918 году на фронте появились первые американские эскадрильи, они летали на машинах европейских конструкторов. Единственными аэропланами, спроектированными в Америке и участвовавшими в мировой войне, оказались двухмоторные летающие лодки фирмы Curtiss, отличавшиеся отличными для своего времени летными характеристиками и интенсивно использовавшиеся в 1918 году для противолодочных патрулей.

Внедрение новых технологий

Vickers F.B.5. — первый в мире истребитель

В 1914 году все страны мира вступили в войну с самолётами без всяческого вооружения за исключением личного оружия пилотов (винтовка или пистолет). По мере того, как авиационная разведка все сильнее начинала сказываться на ходе боевых действий на земле, возникла необходимость в оружии, способном предотвращать попытки противника проникнуть в воздушное пространство. Быстро выяснилось, что огонь из ручного оружия в воздушном бою практически бесполезен.

В начале 1915 года, англичане и французы начали первыми ставить пулеметное вооружение на самолеты. Так как воздушный винт мешал обстрелу, первоначально пулеметы ставили на машины с толкающим винтом, расположенным сзади и не препятствующим ведению огня в носовой полусфере. Первым истребителем в мире стал британский Vickers F.B.5, специально построенный для воздушного боя с помощью закрепленного на турели пулемета. Тем не менее, особенности конструкции самолетов с толкающим винтом в то время не позволяли развивать достаточно высоких скоростей, и перехват быстроходных разведчиков был затруднителен.

Спустя некоторое время, французы предложили решение проблемы стрельбы через винт: металлические накладки на нижние части лопастей. Пули, попадающие в накладки, отражались не повреждая деревянного пропеллера. Это решение оказалось не более чем удовлетворительным: во-первых, боеприпас быстро расходовался впустую из-за попадания части пуль в лопасти винта, во-вторых, удары пуль все же постепенно деформировали пропеллер. Тем не менее, за счет таких временных мер, авиации Антанты удалось на некоторое время получить перевес над Центральными Державами.

3 ноября 1914 года сержант Гарро изобрёл пулемётный синхронизатор. Это новшество позволяло вести огонь через винт самолёта: механизм позволял пулемету выстрелить только тогда, когда перед дулом не было лопасти. В апреле 1915 года, эффективность этого решения была продемонстрирована на практике, но по случайности, экспериментальный самолет с синхронизатором был вынужден приземлиться за линией фронта, и был захвачен немцами. Изучив механизм, фирма «Фоккер» очень быстро разработала собственную версию, и летом 1915 года Германия выставила на фронт первый истребитель «современного типа» — Fokker E.I, с тянущим винтом и стреляющим сквозь диск пропеллера пулеметом.

Появление эскадрилий германских истребителей летом 1915 года оказалось для Антанты полной неожиданностью: все ее истребители имели устаревшую схему и уступали аппаратам Фоккера. С лета 1915 по весну 1916, немцы доминировали в небе над Западным Фронтом, обеспечив себе существенный перевес. Это положение стали называть «Бич Фоккера»

Только летом 1916 года, Антанте удалось восстановить положение. Поступление на фронт маневренных легких бипланов английских и французских конструкторов, превосходивших в маневренности ранние истребители Фоккера, позволило изменить ход войны в воздухе в пользу Антанты. Поначалу Антанта испытывала проблемы с синхронизаторами, поэтому обычно пулеметы истребителей Антанты того времени размещались над пропеллером, в верхнем бипланном крыле.

Немцы ответили появлением новых истребителей-бипланов Albatros D.II в августе 1916 года, и Albatros D.III в декабре, имевших обтекаемый фюзеляж типа полумонокок. За счет более прочного, легкого и обтекаемого фюзеляжа, немцы придали своим машинам лучшие летные характеристики. Это позволило им вновь получить значительное техническое преимущество, и апрель 1917 года вошёл в историю как «кровавый апрель»: авиация Антанты вновь начала нести тяжелые потери.

За апрель 1917, англичане потеряли 245 самолетов, 211 летчиков были убиты или пропали без вести, а 108 были захвачены в плен. Немцы потеряли лишь 60 аэропланов в бою. Это наглядно продемонстрировало преимущество полумонококковой схемы над ранее применяемыми.

Ответ Антанты, тем не менее, был быстрым и эффективным. К лету 1917 года, появление новых истребителей Royal Aircraft Factory S.E.5, Sopwith Camel и SPAD, позволило восстановить положение дел в воздушной войне. Главным преимуществом Антанты стало лучшее состояние англо-французского двигателестроения. Кроме того, с 1917 года Германия начала испытывать жесткий дефицит ресурсов.

В итоге, к 1918 году, авиация Антанты добилась как качественного так и количественного превосходства в воздухе над Западным Фронтом. Немецкая авиация более была не в силах претендовать более чем на временное достижение локального доминирования на участке фронта. В попытке преломить ситуацию, немцы пытались разработать новые тактические приемы (так, например, во время летнего наступления 1918 года были впервые широко применены воздушные удары по аэродромам базирования, с целью уничтожить вражескую авиацию на земле), но подобные меры не могли изменить общей неблагоприятной ситуации.

Тактика ведения авиационных боев в Первую мировую войну

В начальный период войны при столкновении двух самолётов сражение велось из личного оружия или при помощи тарана. Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским асом Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю. В марте 1915 года другой русский летчик впервые применил таран без падения собственного самолёта и вернулся на базу. Такая тактика применялась в силу отсутствия пулемётного вооружения и его малой эффективности. Таран требовал от лётчика исключительной точности и хладнокровия, поэтому редко применялся.

В боях позднего периода войны авиаторы пытались обойти самолёт противника сбоку, и, зайдя противнику в хвост расстрелять его из пулемёта. Эту тактику использовали и при групповых боях, при этом побеждал пилот проявивший инициативу; заставивший противника улетать. Стиль воздушного боя с активным маневрированием и стрельбой с ближней дистанции получил название «догфайт» («собачья драка») и до 1930-ых доминировал в представлении о воздушной войне.

Особым элементом воздушного боя Первой Мировой были атаки на дирижабли. Воздушные корабли (особенно жесткой конструкции) имели достаточно многочисленное оборонительное вооружение в виде турельных пулеметов, в начале войны практически не уступали самолетам скоростью, и обычно существенно превосходили скороподъемностью. До появления зажигательных пуль, обычные пулеметы оказывали очень слабое воздействие на оболочку дирижабля, и единственным способом сбить воздушный корабль было пролететь прямо над ним, сбросив на киль корабля ручные гранаты. Несколько дирижаблей было сбито, но в целом, в воздушных боях 1914-1915 года дирижабли обычно выходили победителями из встреч с самолетами.

Положение поменялось в 1915 году, с появлением зажигательных пуль. Зажигательные пули позволяли воспламенить смешивающийся с воздухом вытекающий через пробитые пулями отверстия водород, и вызвать уничтожение всего воздушного корабля.

Тактика бомбардировочных операций

В начале войны, ни одна страна не имела на вооружении специализированных авиационных бомб. Германские цеппелины проводили первые бомбардировочные вылеты в 1914, используя обычные артиллерийские снаряды с приделанными матерчатыми плоскостями, самолеты сбрасывали на позиции противника ручные гранаты. Позднее были разработаны специальные авиационные бомбы. В ходе войны наиболее активно применялись бомбы весом от 10 до 100 кг. Наиболее тяжелыми авиационными боеприпасами, примененными в годы войны, были сначала 300-килограммовая немецкая авиабомба (сбрасываемая с цеппелинов), 410-килограммовая русская авиабомба (применяемая бомбардировщиками «Илья Муромец») и 1000-килограммовая авиабомба, примененная в 1918 году по Лондону с германских многомоторных бомбардировщиков «Цеппелин-Штаакен»

Приспособления для бомбометания в начале войны были очень примитивны: бомбы сбрасывались вручную по результатам визуального наблюдения. Усовершенствование зенитной артиллерии и возникшая в результате этого необходимость в увеличении высоты и скорости бомбардировки повлекли за собой создание телескопических бомбовых прицелов и электрических бомбодержателей.

Помимо авиабомб, развивались и другие виды авиационного оружия. Так, всю войну аэропланами успешно применялись метательные стрелки-флешетты, сбрасываемые на пехоту и кавалерию противника. В 1915 году, английский флот впервые успешно применил во время Дарданельской Операции торпеды, запускаемые с гидросамолетов. В конце войны, были начаты первые работы по созданию управляемых и планирующих авиабомб.

Противодействие авиации

средства звукового наблюдения времен Первой мировой войны

После начала войны стали появляться зенитные орудия и пулемёты. Сначала они представляли собой горные пушки с увеличенным углом возвышения ствола, затем, по мере возрастания угрозы, были разработаны специальные зенитные орудия, способные послать снаряд на большую высоту. Появились как стационарные батареи, так и подвижные, на автомобильной или кавалерийской базе и даже зенитные части самокатчиков. Для ночной зенитной стрельбы активно применялись зенитные прожектора.

Особое значение приобрело раннее предупреждение о воздушном нападении. Время подъема самолетов-перехватчиков на большую высоту в Первую Мировую было значительным. Чтобы обеспечить предупреждение о появлении бомбардировщиков, начали создаваться цепи постов передового обнаружения, способных обнаружить вражеские самолеты на значительном расстоянии от их цели. К концу войны начались эксперименты с звуколокацией, обнаружением самолетов по шуму моторов.

Наибольшее развитие в Первую Мировую получила противовоздушная оборона Антанты, вынужденная бороться с германскими налетами на свои стратегические тылы. К 1918 году, в ПВО центральных районов Франции и Великобритании находились десятки зенитных орудий и истребителей, сложная сеть связанных телефонными проводами постов звуколокации и передового обнаружения. Тем не менее, обеспечить полную защиту тылов от воздушных нападений не удавалось: и в 1918 году германские бомбардировщики совершали налеты на Лондон и Париж. Опыт Первой Мировой в плане противовоздушной обороны был подытожен в 1932 году Стэнли Болдвином во фразе «бомбардировщик всегда найдет дорогу» («The bomber will always get through»).

Противовоздушная оборона тылов Центральных Держав, не подвергавшихся существенным стратегическим бомбардировкам, была намного слабее развита и к 1918 году находилась, по сути дела, в зачаточном состоянии.

Примечания

Ссылки

http://www.soldiering.ru/avia/file/record.php

См. также

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о