А-50


    В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса
радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой
отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным
радиолокационным комплексом «Лиана», принятой на вооружение в 1965 году.
По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью
обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что
позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО «Вега-М»
под руководством генерального конструктора В.Иванова приступили к
разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование «Шмель».
Основные сложности при создании нового комплекса возникли из-за отставания в
уровне электроники. Поэтому разработчики были вынуждены создавать специальные
быстродействующие ЭВМ буквально с нуля. Несмотря на объективные препятствия,
удалось изготовить комплекс с уникальными возможностями. Для отработки новой аппаратуры в полетных
условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им.А.Н.Туполева
приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126 — «156»,
оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами.

    В качестве альтернативного рассматривался и вариант АКРДН на базе
перспективного военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-76. Работа над самолетом
ДРЛО Ил-70 была начата в ОКБ С.В.Ильюшина 3
августа 1969 г. Прекращение серийного
производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где
началось освоение производства Ту-142 и Ту-154), а также успешная реализация программы
создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРДН более предпочтительным.

    Работа над новым самолетом дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения была передана ОКБ им.Г.М.Бериева. Здесь под руководством главного
конструктора А.К.Константинова была осуществлена модернизация самолета Ил-76МД
под установку РЛС и общая интеграция бортового радиоэлектронного комплекса.

    Первый полет А-50 был выполнен в г.Таганроге в декабре 1978 г.
В программе летных испытаний задействовали до 10 прототипов А-50. Поступление самолета в части авиации войск ПВО
страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение.

    Серийное производство самолета освоено на Ташкентском авиационно-производственном
объединении им. В.П.Чкалова. Дооснащение А-50 радиолокационным комплексом производится
на Таганрогском машиностроительном заводе им. Георгия Димитрова.

    Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа
ALCM и «Томагавк»), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на
наземные командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в
район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских
целей. При дежурстве в воздухе самолет обычно крутит на высоте около 10000 м
«восьмерки» с радиусом около 100 км между центрами половинок «восьмерки».

    Установленная в носовой части самолета штанга системы дозаправки топливом в воздухе позволяет увеличить продолжительность полета, заправляясь от танкера Ил-78.

    По мнению главного конструктора комплекса «Шмель» В.П.Иванова, уступая
американскому E-3 в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне
мешающих отражений от земной поверхности. В память бортовой ЭВМ РТК «Шмель» заложены данные о спутниках, с помощью
которых можно ретранслировать информацию практически на неограниченную дальность (E-3 такой возможностью не обладает). Установленная на А-50 аппаратура
тяжелее американского оборудования аналогичного назначения в 1,5 раза.

    С июня 1984 А-50 начали размещаться в Литве на аэродроме возле города Шауляй. В ноябре 1988 года здесь был сформирован 144-й отдельный авиационный полк на самолетах Ту-126 и самолетах А-50.
В октябре 1989 года 144-й ОАП перевели в республику Коми, на аэродром Берёзовка в Печорском районе.

    Потенциал самолета А-50 был продемонстрирован зимой 1991 г. во время боевых действий в районе Персидского залива, когда он успешно обнаруживал и
сопровождал самолеты союзников, наносившие удары по Ираку с территории Турции. А-50 также использовались для наблюдения за действиями авиации НАТО в Югославии и
управления полетами авиации во время боевых действий в Чечне.

    Дальнейшим развитием АКРДН А-50 должен был стать А-50М, оснащенный усовершенствованным
радиолокационным комплексом «Шмель-М» и двигателями Д-90. Его разработка велась в 1984-90 гг. Позже была начата разработка радиолокационного
комплекса «Шмель-2», обеспечивающего большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способного одновременно наводить большее число истребителей.

    Всего, вместе с самолетами Ил-76СК (СКИП) построено и переоборудовано из Ил-76МД около 25 самолетов.
К 1998 года ВВС России имели на вооружении 16 самолетов типа А-50. К концу 1998 года все А-50 были перебазированы на 2457 авиабазу (аэродром Иваново-Северный).

    Впервые публично А-50 был представлен на авиасалоне МАКС-95 под обозначением «авиационный информационный комплекс А-50М».

    В Ираке в 1988 г. на основе самолета Ил-76 был создан самолет ДРЛО «Абадон-1» (Багдад)
с РЛС Томпсон-CSF «Тайгер», установленной в хвостовом обтекателе. Самолет ВВС Ирака «Абадон-2» был оснащен РЛС в грибовидном обтекателе, аналогично А-50.

    В марте 1997 года ТАНТК им. Бериева и госкомпания «Росвооружение» получили разрешение на совместную работу с израильской фирмой IAI по оснащению БРЛС «Phalcon» фирмы «Элта Электроникс» российских самолетов А-50 — АИ.
Заинтересованность в приобретении четырех самолетов этого типа выразил Китай. Но под давлением США Израиль в середине июля 2000 г. официально уведомил Китай об одностороннем
разрыве контракта с ним на поставку самолетов ДРЛО. В этих условиях Китай был вынужден приступить к переговорам о закупке полностью российской версии самолета ДРЛО, правда — в усовершенствованном варианте
А-50Э. Предположительная стоимость ДРЛО А-50Э составляла 180-200 млн долл.

    Согласно договоренности, достигнутой во время визита в Пекин в октябре-ноябре 2000 года вице-премьера правительства РФ И.Клебанова, поставки
Китаю российских авиационных комплексов ДРЛО планировались в 2001 году. Планировалось, что 1-2 А-50 будут
поставлены в лизинг в стандартном варианте, а на вырученные деньги Московский научно-исследовательский институт
приборостроения (МНИИП) должен в течение трех лет «довести» систему «Шмель-2» и затем оснастить ей продаваемые Китаю самолеты.


    Однако в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. головной организацией по проекту А-100 НПО стало «Вега-М», МНИИП имени Тихомирова остался только субподрядчиком. Установка неподвижной ФАР с полностью
электронным сканированием была отменена и КНР вышла из проекта создания нового ДРЛО. На платформе А-50И Китай разработал ДРЛО KJ-2000.

    В июне 2001 г. российско-израильская рабочая группа достигла договоренностей о
совместной работе над самолетами ДРЛО А-50ЭИ.
Для ВВС Индии были построены три таких машины, созданные на базе Ил-76ТД с двигателями ПС-90-76.

    В 2000 г. ОАО «АК им. С.В.Ильюшина» сделало техническое предложение самолета
ДРЛО Ил-150 на базе Ил-76МД-90.

    С 2011 года в ВВС России стали поступать модернизированные А-50У.

Источники информации:

  1. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  2. Боевые самолеты ВВС России / Авиация и космонавтика №8. 1999 /
  3. Российские самолёты ДРЛО / Джон Фрикер. «Aviation Week» /
  4. Развитие и применение самолетов ДРЛО и У / Е.Климович, М.Никольский, Авиация и космонавтика №2. 2000 /
  5. ТАНТК им.Бериева
  6. Москва и Пекин наращивают стратегические связи / И.Коротченко, НВО # 03(225) /

testpilot.ru

CombatAvia — все о военной авиации России.Самолет ДРЛО А-50, описание, тактико-технические характеристики, вооружение, модификации боевого самолета А-50


Описание самолета

Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева совместно с НПО «Вега-М» и НИИ приборостроения.

А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.

Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения — Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение. Установлен радиотехнический комплекс «Шмель», разработанный в НПО «Вега-М» и включающий РЛС, аппаратуру определения госпринадлежности, систему обработки информации и ее отображения на рабочих местах тактического экипажа, систему цифровой помехозащищенной связи с наземными и корабельными пунктами, а также с взаимодействующими самолетами. Высококогерентная импульсно-доплеровская РЛС трехкоординатная, кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать по траекториям движения воздушные цели (включая малоразмерные, например крылатые ракеты) в свободном пространстве и в условиях маловысотного полета на фоне подстилающей поверхности (вода и земная поверхность любого рельефа: степь, лес, горы), а также надводные корабли. Антенна РЛС размещена в грибовидном надфюзеляжном обтекателе. ЭВМ, используемая в составе комплекса, выполнена на гибридных микросхемах.

Наведение самолетов осуществляется как по автоматизированным каналам передачи данных, так и в ручном режиме при использовании обычных каналов связи с подачей команд в эфир голосом. На командные пункты автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры. Дальность передачи информации на КП АСУ по радиолиниям МВ и ДМВ диапазонов 350 км, КВ диапазона 2000 км. При работе на большем удалении от КП для передачи данных используется спутниковая связь.

Самолет оснащен цветными экранными индикаторами, информация на которых отображается в буквенно-цифровом (номер, курс, высота и скорость полета истребителя-перехватчика и остаток топлива на нем) и панорамном виде. Имеется аппаратура документирования данных. По мнению главного конструктора комплекса «Шмель« В. П. Иванова, уступая американскому E-3 «Сентри» в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне мешающих отражений от земной поверхности. Установленная на А-50 аппаратура тяжелее американского оборудования аналогичного назначения примерно в полтора раза.

Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг — конус. Имеются устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей.

В настоящее время создается модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом. На вооружении ВВС России на настоящее время находится 16 машин.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1984
Размах крыла — 50,5 м
Длина самолета — 46,59 м
Высота самолета — 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа — 4,8 м
Площадь крыла — 300 кв.м
Масса, кг
— нормальная взлетная — 190000
Тип двигателя — 4 ТРД ПС-90А
Тяга — 4 х 16000 кгс
Максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч
Практическая дальность — 7500 км
Практический потолок — 12000 м
Экипаж — 5 чел + 10 РТК

Вооружение

нет

 

Модификации

А-50 — первая серийная модификация.

А-50М — модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом.

Adnan 1 — самолет ДРЛО на базе ИЛ-76МД для ВВС Ирака с РЛС Thompson-CSF Tiger G.

Baghdad — другое обозначение Adnan 1.

Adnan 2 — вариант Adnan 1 для контроля и наведения истребителей.

 

В начало !!!

www.combatavia.info

Самолет А-50 | Военное оружие и армии Мира

Разработка крылатой машины, предназначенной для замены самолета ДРЛО Ту-126, началась в 1965 году на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г. М. Бериева в тесном сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения — НПО «Вега-М».

СОЗДАНИЕ

Советский «летающий радар» был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 МД. Первый полет А-50 (изделие «А») совершил 19 декабря 1978 года (командир экипажа — летчик-испытатель В. П. Демьяновский), а 16 августа 1979 года начались его государственные испытания. Они проводились на трех машинах: на первой определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения комплекса, на второй отрабатывались радиотехнический и пилотажно-навигационный комплексы, на третьей — специальное оборудование и комплекс РЭП. Основной этап войсковых испытаний (1980-1985 годы) проходил в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС в Ахтубинске. По их результатам в декабре 1984 года было принято решение о строительстве серийных машин на Ташкентском авиационном заводе. По некоторым данным, для советских ВВС было построено около 25 самолетов данного типа. В 1985 году началась их опытная эксплуатация в строевых частях, продолжавшаяся до 1988 года. В следующем году эта крылатая машина была официально принята на вооружение советских ВВС.

ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Самолет А-50 входит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения наряду с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) «Шмель». Его основой является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радио-локационная станция кругового обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей. Аппаратура РТК также включает: цифровой информационно-вычислительный комплекс; систему активного запроса-ответа и передачи команд; систему государственного опознавания; блоки командной линии радиоуправления; средства цифровой связи с наземными, корабельными пунктами наведения и взаимодействующими самолетами; систему отображения данных на рабочих местах операторов; средства документирования данных. РНК «Шмель» имеет возможность обнаруживать летящие объекты на расстоянии до 650 км, крылатые ракеты — до 200 км. Дальность обнаружения надводных целей ограничивалась только видимостью радиогоризонта.

Количество одновременно сопровождаемых целей — до 300. Тактический экипаж — операторы РТК — способен одновременно управлять действиями 12 истребителей и предоставлять информацию для самостоятельного наведения еще 60 самолетам. А-50 оборудован системой дозаправки топливом в воздухе, устройствами выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей.

А-50 вместе с Ту-126 стояли на вооружении 144-го отдельного авиаполка, дислоцировавшегося в Шяуляе (Литва). В октябре 1988 года часть была перебазирована на аэродром Печора (Березовка). Самолеты успешно решали задачи по предназначению, участвовали в крупных учениях Вооруженных сил СССР и стран-участниц Варшавского договора.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В конце 1994 года три самолета ДРЛО были переброшены на оперативный аэродром Приволжский. Осуществляя совместно с перехватчиками МиГ-31 и Су-27 воздушное патрулирование, А-50 создали над районом боевых действий сплошное радиолокационное поле и тем самым не позволили чеченским сепаратистам организовать «воздушный мост» с зарубежными странами. Аналогичные задачи А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999-2000 годов. В то время местом постоянной дислокации самолетов ДРЛО уже являлся аэродром Иваново (Северный), где они и базируются до сих пор. В настоящее время самолеты входят в состав авиагруппы боевого применения авиационных комплексов ДРЛО 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ. По некоторым данным, по состоянию на март 2014 года в состав данной авиа-группы входят 3 самолета А-50У и 15 А-50М. Параллельно с модернизацией самолетов А-50М ведутся работы по созданию нового авиакомплекса ДРЛОиУ А-100 «Премьер», который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти существующие машины.

МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА

А-50 — первая серийная модификация.

А-50И — совместная российско-израильская модификация А-50 на базе самолета Ил-76ТД, предназначенная для ВВС КНР. По разным причинам проект не был осуществлен, и не оборудованный самолет был передан Китаю, где его достроили собственными силами под обозначением KJ-2000.

А-50ЭИ — модернизированный вариант с двигателями ПС-90А-76 и многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы «Элта» (Elta), изготовленный для ВВС Индии.

А-50У — увеличена дальность полета, радиотехнический комплекс с цифровой обработкой сигналов.