А-50
В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса
радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой
отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным
радиолокационным комплексом «Лиана», принятой на вооружение в 1965 году.
По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью
обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что
позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО «Вега-М»
под руководством генерального конструктора В.Иванова приступили к
разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование «Шмель».
Основные сложности при создании нового комплекса возникли из-за отставания в
уровне электроники. Поэтому разработчики были вынуждены создавать специальные
быстродействующие ЭВМ буквально с нуля. Несмотря на объективные препятствия,
удалось изготовить комплекс с уникальными возможностями. Для отработки новой аппаратуры в полетных
условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им.А.Н.Туполева
приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126 — «156»,
оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами.
Работа над новым самолетом дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения была передана ОКБ им.Г.М.Бериева. Здесь под руководством главного конструктора А.К.Константинова была осуществлена модернизация самолета Ил-76МД под установку РЛС и общая интеграция бортового радиоэлектронного комплекса.
Первый полет А-50 был выполнен в г.Таганроге в декабре 1978 г. В программе летных испытаний задействовали до 10 прототипов А-50. Поступление самолета в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение.
Серийное производство самолета освоено на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П.Чкалова. Дооснащение А-50 радиолокационным комплексом производится на Таганрогском машиностроительном заводе им. Георгия Димитрова.
Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и «Томагавк»), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на наземные командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей. При дежурстве в воздухе самолет обычно крутит на высоте около 10000 м «восьмерки» с радиусом около 100 км между центрами половинок «восьмерки».
По мнению главного конструктора комплекса «Шмель» В.П.Иванова, уступая американскому E-3 в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне мешающих отражений от земной поверхности. В память бортовой ЭВМ РТК «Шмель» заложены данные о спутниках, с помощью которых можно ретранслировать информацию практически на неограниченную дальность (E-3 такой возможностью не обладает). Установленная на А-50 аппаратура тяжелее американского оборудования аналогичного назначения в 1,5 раза.
С июня 1984 А-50 начали размещаться в Литве на аэродроме возле города Шауляй. В ноябре 1988 года здесь был сформирован 144-й отдельный авиационный полк на самолетах Ту-126 и самолетах А-50. В октябре 1989 года 144-й ОАП перевели в республику Коми, на аэродром Берёзовка в Печорском районе.
Потенциал самолета А-50 был продемонстрирован зимой 1991 г. во время боевых действий в районе Персидского залива, когда он успешно обнаруживал и сопровождал самолеты союзников, наносившие удары по Ираку с территории Турции. А-50 также использовались для наблюдения за действиями авиации НАТО в Югославии и управления полетами авиации во время боевых действий в Чечне.
Дальнейшим развитием АКРДН А-50 должен был стать А-50М, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом «Шмель-М» и двигателями Д-90. Его разработка велась в 1984-90 гг. Позже была начата разработка радиолокационного комплекса «Шмель-2», обеспечивающего большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способного одновременно наводить большее число истребителей.
Впервые публично А-50 был представлен на авиасалоне МАКС-95 под обозначением «авиационный информационный комплекс А-50М».
В Ираке в 1988 г. на основе самолета Ил-76 был создан самолет ДРЛО «Абадон-1» (Багдад) с РЛС Томпсон-CSF «Тайгер», установленной в хвостовом обтекателе. Самолет ВВС Ирака «Абадон-2» был оснащен РЛС в грибовидном обтекателе, аналогично А-50.
В марте 1997 года ТАНТК им. Бериева и госкомпания «Росвооружение» получили разрешение на совместную работу с израильской фирмой IAI по оснащению БРЛС «Phalcon» фирмы «Элта Электроникс» российских самолетов А-50 — АИ. Заинтересованность в приобретении четырех самолетов этого типа выразил Китай. Но под давлением США Израиль в середине июля 2000 г. официально уведомил Китай об одностороннем разрыве контракта с ним на поставку самолетов ДРЛО. В этих условиях Китай был вынужден приступить к переговорам о закупке полностью российской версии самолета ДРЛО, правда — в усовершенствованном варианте А-50Э. Предположительная стоимость ДРЛО А-50Э составляла 180-200 млн долл.
Согласно договоренности, достигнутой во время визита в Пекин в октябре-ноябре 2000 года вице-премьера правительства РФ И.Клебанова, поставки Китаю российских авиационных комплексов ДРЛО планировались в 2001 году. Планировалось, что 1-2 А-50 будут поставлены в лизинг в стандартном варианте, а на вырученные деньги Московский научно-исследовательский институт приборостроения (МНИИП) должен в течение трех лет «довести» систему «Шмель-2» и затем оснастить ей продаваемые Китаю самолеты.
В июне 2001 г. российско-израильская рабочая группа достигла договоренностей о совместной работе над самолетами ДРЛО А-50ЭИ. Для ВВС Индии были построены три таких машины, созданные на базе Ил-76ТД с двигателями ПС-90-76.
В 2000 г. ОАО «АК им. С.В.Ильюшина» сделало техническое предложение самолета ДРЛО Ил-150 на базе Ил-76МД-90.
С 2011 года в ВВС России стали поступать модернизированные А-50У.
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Боевые самолеты ВВС России / Авиация и космонавтика №8. 1999 /
- Российские самолёты ДРЛО / Джон Фрикер. «Aviation Week» /
- Развитие и применение самолетов ДРЛО и У / Е.Климович, М.Никольский, Авиация и космонавтика №2. 2000 /
- ТАНТК им.Бериева
- Москва и Пекин наращивают стратегические связи / И.Коротченко, НВО # 03(225) /
testpilot.ru
CombatAvia — все о военной авиации России.Самолет ДРЛО А-50, описание, тактико-технические характеристики, вооружение, модификации боевого самолета А-50
Описание самолета
Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева совместно с НПО «Вега-М» и НИИ приборостроения.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения — Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение. Установлен радиотехнический комплекс «Шмель», разработанный в НПО «Вега-М» и включающий РЛС, аппаратуру определения госпринадлежности, систему обработки информации и ее отображения на рабочих местах тактического экипажа, систему цифровой помехозащищенной связи с наземными и корабельными пунктами, а также с взаимодействующими самолетами. Высококогерентная импульсно-доплеровская РЛС трехкоординатная, кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать по траекториям движения воздушные цели (включая малоразмерные, например крылатые ракеты) в свободном пространстве и в условиях маловысотного полета на фоне подстилающей поверхности (вода и земная поверхность любого рельефа: степь, лес, горы), а также надводные корабли. Антенна РЛС размещена в грибовидном надфюзеляжном обтекателе. ЭВМ, используемая в составе комплекса, выполнена на гибридных микросхемах.
Наведение самолетов осуществляется как по автоматизированным каналам передачи данных, так и в ручном режиме при использовании обычных каналов связи с подачей команд в эфир голосом. На командные пункты автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры. Дальность передачи информации на КП АСУ по радиолиниям МВ и ДМВ диапазонов 350 км, КВ диапазона 2000 км. При работе на большем удалении от КП для передачи данных используется спутниковая связь.
Самолет оснащен цветными экранными индикаторами, информация на которых отображается в буквенно-цифровом (номер, курс, высота и скорость полета истребителя-перехватчика и остаток топлива на нем) и панорамном виде. Имеется аппаратура документирования данных. По мнению главного конструктора комплекса «Шмель« В. П. Иванова, уступая американскому E-3 «Сентри» в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне мешающих отражений от земной поверхности. Установленная на А-50 аппаратура тяжелее американского оборудования аналогичного назначения примерно в полтора раза.
Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг — конус. Имеются устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей.
В настоящее время создается модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом. На вооружении ВВС России на настоящее время находится 16 машин.
Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение — 1984
Размах крыла — 50,5 м
Длина самолета — 46,59 м
Высота самолета — 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа — 4,8 м
Площадь крыла — 300 кв.м
Масса, кг
— нормальная взлетная — 190000
Тип двигателя — 4 ТРД ПС-90А
Тяга — 4 х 16000 кгс
Максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч
Практическая дальность — 7500 км
Практический потолок — 12000 м
Экипаж — 5 чел + 10 РТК
Вооружение
нет
Модификации
А-50 — первая серийная модификация.
А-50М — модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом.
Adnan 1 — самолет ДРЛО на базе ИЛ-76МД для ВВС Ирака с РЛС Thompson-CSF Tiger G.
Baghdad — другое обозначение Adnan 1.
Adnan 2 — вариант Adnan 1 для контроля и наведения истребителей.
В начало !!!
www.combatavia.info
Самолет А-50 | Военное оружие и армии Мира
Разработка крылатой машины, предназначенной для замены самолета ДРЛО Ту-126, началась в 1965 году на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г. М. Бериева в тесном сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения — НПО «Вега-М».
СОЗДАНИЕ
Советский «летающий радар» был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 МД. Первый полет А-50 (изделие «А») совершил 19 декабря 1978 года (командир экипажа — летчик-испытатель В. П. Демьяновский), а 16 августа 1979 года начались его государственные испытания. Они проводились на трех машинах: на первой определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения комплекса, на второй отрабатывались радиотехнический и пилотажно-навигационный комплексы, на третьей — специальное оборудование и комплекс РЭП. Основной этап войсковых испытаний (1980-1985 годы) проходил в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС в Ахтубинске. По их результатам в декабре 1984 года было принято решение о строительстве серийных машин на Ташкентском авиационном заводе. По некоторым данным, для советских ВВС было построено около 25 самолетов данного типа. В 1985 году началась их опытная эксплуатация в строевых частях, продолжавшаяся до 1988 года. В следующем году эта крылатая машина была официально принята на вооружение советских ВВС.
ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Самолет А-50 входит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения наряду с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) «Шмель». Его основой является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радио-локационная станция кругового обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей. Аппаратура РТК также включает: цифровой информационно-вычислительный комплекс; систему активного запроса-ответа и передачи команд; систему государственного опознавания; блоки командной линии радиоуправления; средства цифровой связи с наземными, корабельными пунктами наведения и взаимодействующими самолетами; систему отображения данных на рабочих местах операторов; средства документирования данных. РНК «Шмель» имеет возможность обнаруживать летящие объекты на расстоянии до 650 км, крылатые ракеты — до 200 км. Дальность обнаружения надводных целей ограничивалась только видимостью радиогоризонта.
Количество одновременно сопровождаемых целей — до 300. Тактический экипаж — операторы РТК — способен одновременно управлять действиями 12 истребителей и предоставлять информацию для самостоятельного наведения еще 60 самолетам. А-50 оборудован системой дозаправки топливом в воздухе, устройствами выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей.
А-50 вместе с Ту-126 стояли на вооружении 144-го отдельного авиаполка, дислоцировавшегося в Шяуляе (Литва). В октябре 1988 года часть была перебазирована на аэродром Печора (Березовка). Самолеты успешно решали задачи по предназначению, участвовали в крупных учениях Вооруженных сил СССР и стран-участниц Варшавского договора.
СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
В конце 1994 года три самолета ДРЛО были переброшены на оперативный аэродром Приволжский. Осуществляя совместно с перехватчиками МиГ-31 и Су-27 воздушное патрулирование, А-50 создали над районом боевых действий сплошное радиолокационное поле и тем самым не позволили чеченским сепаратистам организовать «воздушный мост» с зарубежными странами. Аналогичные задачи А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999-2000 годов. В то время местом постоянной дислокации самолетов ДРЛО уже являлся аэродром Иваново (Северный), где они и базируются до сих пор. В настоящее время самолеты входят в состав авиагруппы боевого применения авиационных комплексов ДРЛО 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ. По некоторым данным, по состоянию на март 2014 года в состав данной авиа-группы входят 3 самолета А-50У и 15 А-50М. Параллельно с модернизацией самолетов А-50М ведутся работы по созданию нового авиакомплекса ДРЛОиУ А-100 «Премьер», который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти существующие машины.
МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА
А-50 — первая серийная модификация.
А-50И — совместная российско-израильская модификация А-50 на базе самолета Ил-76ТД, предназначенная для ВВС КНР. По разным причинам проект не был осуществлен, и не оборудованный самолет был передан Китаю, где его достроили собственными силами под обозначением KJ-2000.
А-50ЭИ — модернизированный вариант с двигателями ПС-90А-76 и многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы «Элта» (Elta), изготовленный для ВВС Индии.
А-50У — увеличена дальность полета, радиотехнический комплекс с цифровой обработкой сигналов.
2767warfor.me
50 — это… Что такое А-50?
А-50 (изделие «А», по кодификации НАТО: Mainstay — «Оплот») — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г. М. Бериева совместно с НПО «Вега-М» (Московский научно-исследовательский институт приборостроения). Вместе с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на нём, образует авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50. Принят на вооружение в 1985 году. Серийное производство осуществлялось в Ташкенте на заводе им. В. П. Чкалова. Впервые был показан на МАКС-95. Участвовал в военных парадах 9 мая 2009 и 2010 годов в Москве.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооружённых Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
Модификации самолета
- А-50 — первая серийная модификация.
- А-50М — модернизированный вариант самолёта А-50, оснащённый усовершенствованным радиолокационным комплексом.
- А-50И — Совместная российско-израильская модификация А-50 на базе самолёта Ил-76ТД, предназначенная для ВВС КНР. По разным причинам проект не был осуществлён и не оборудованный самолёт передали Китаю, где тот был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000[2].
- А-50ЭИ — модернизированный вариант с двигателями ПС-90А-76 и многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2075 израильской фирмы Elta изготовленный для ВВС Индии.[3]
- А-50У — глубокая модернизация А-50М[4][5]
По программе ВВС все самолёты А-50 должны пройти модернизацию.[1]
Летно-технические характеристики
Три проекции А-50Источник[6]
Технические характеристики
- Экипаж: 5 человек
- Тактический экипаж: 10 человек
Лётные характеристики
Радиолокационная станция
Источники[7]
- Дальность обнаружения воздушных целей:
- факелы баллистических нестратегических ракет: 800 км (оптическими средствами)
- бомбардировщиков: до 650 км
- истребителей: 300 км[8]
- крылатых ракет (ЭПР = 1 м²): 215 км
- Дальность обнаружения наземных целей:
- одиночной цели типа пусковой установки оперативно-тактических ракет: до 300 км
- групповой цели типа «колонна танков»: до 250 км
- Дальность обнаружения морских целей (с ЭПР 250 м²): до радиогоризонта
- Количество сопровождаемых воздушных целей: до 300
- Диапазон частот:
- радиотехнической разведки: 0,5~18 ГГц
- радиоразведки: 50~500 МГц
- Количество управляемых истребителей:
- командное наведение: 12
- бортовое наведение: 30[9]
Эксплуатанты
Некоторые источники ошибочно указывают на ещё одного эксплуатанта А-50 — Ирак, но на самом деле там была собственная разработка самолёта ДРЛО на базе Ил-76МД под названием «Adnan»-2.
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Самолет А-50У | огнестрельное оружие России
Самолет А-50У.
Самолет А-50У (по кодификации НАТО — Mainstay, «Оплот») разрабатывался на базе военно-транспортного самолета ИЛ-76ТД. Совместно с установленным на нем оборудованием образует авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. Эта модель представляет собой существенную модернизацию боевого комплекса А-50, стоявшего на вооружении с 1985 г.
Он используется для поиска, определения государственной принадлежности и сопровождения воздушных, крупных наземных и надводных целей, оповещения КП всех родов войск об обстановке, управления действиями истребительной и фронтовой авиации при наведении их на цели, оперативного восстановления спецсвязи в экстремальных ситуациях, в качестве воздушного КП.
Конструкция.
Это высокоплан нормальной аэродинамической схемы. Характерная особенность самолета — обтекатель радара диаметром 10,5 м и высотой 2 м, установленный над корпусом. Общая высота самолета с установленной антенной — 14,8 м. Диаметр корпуса — 4,8 м. Установка антенны потребовала от конструкторов решения сложнейшей задачи радиотехнического и аэродинамического совмещения радара с имеющимся у Ил-76ТД Т-образным хвостовым оперением. Для этого конструкторы поместили обтекатель позади крыла (недалеко от задней кромки) и центра тяжести всей машины на двух пилонах таким образом, что его плоскость с достаточно большой площадью находится ниже стабилизатора, но существенно выше фюзеляжа. По бортам появились каплеобразные обтекатели для установки в них аппаратуры РЭБ. Антенна спутниковой связи размещена в обтекателе перед центропланом. Самолет оснащен оборудованием дозаправки в воздухе методом «шланг-конус». Для защиты может при необходимости выбрасывать тепловые имитаторы.
Оборудование.
Новый радиотехнический комплекс «Шмель», размещенный на борту самолета, изготовлен с учетом новейших научных разработок. Он состоит из трехкоординатной РЛС с пассивным каналом пеленгации, аппаратуры съема и отображения полученной информации, системы активного запроса-ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам. В комплекс входит и цифровой вычислительный комплекс БЦВМА-50, решающий задачи управления, слежения (одновременно до 150 целей), наведения истребителей на воздушные цели (одновременно до 12 истребителей). «Шмель» включает также систему определения государственной принадлежности воздушного судна, аппаратуру командной линии радиоуправления, аппаратуру засекреченной связи, систему связи, телекодовую аппаратуру, аппаратуру документирования.
Установленное на самолете оборудование позволяет гарантированно обнаруживать и классифицировать даже малоразмерные цели, летящие на сверхмалых высотах со сверхзвуковыми скоростями, в условиях активной постановки помех. Новое оборудование значительно эффективнее работает по вертолетам. По сравнению с А-50 удалось значительно повысить характеристики обнаружения целей в задней полусфере. Кардинально переработаны рабочие места операторов. Существенно снижено энергопотребление. Уменьшены габариты и масса. Все это позволило при той же взлетной массе А-50У увеличить количество топлива и, следовательно, дальность полета и время патрулирования без дозаправки. Дежурный расчет состоит из 11 операторов (20 на американском аналоге — самолете ДРЛО Boeing E-3A/B Sentry).
Доработан пилотажно-навигационный комплекс самого самолета. Теперь ему доступна спутниковая навигация. Он обеспечивает решение задач сопровождения самолетов круглосуточно в любых метеоусловиях и географических широтах. Специально выделенная спутниковая радиолиния обеспечивает самолету глобальную связь. На А-50У установлен комплекс самообороны. Он защищает от атаки истребителей как в передней, так и в задней полусферах. Комплекс включает средства пассивного и активного радиоэлектронного противодействия, навесные батареи с ложными тепловыми отражателями, радиолокационные отражатели.
На А-50У изначально спроектированы и оборудованы комната отдыха для экипажа и буфет.
Перспективы.
До 2020 г. планируется принять на вооружение российской армии 20 единиц А-50У. По своим характеристикам комплекс не уступает лучшим зарубежным комплексам АВАКС, в частности американскому Boeing E-3 Sentry. А по некоторым характеристикам превосходит его.
Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:
rus-guns.com
Российский самолет А50У – возможный виновник «заблудившихся» Томагавков
Соединенные Штаты и их союзники нанесли ракетный удар по территории Сирии после того, как правительство Башара аль-Асада якобы применило газовую атаку в минувшие выходные. Ранее Россия обещала сбивать любые американские ракеты с помощью системы противоракетной обороны, включающей самый современный зенитно-ракетный комплекс С-400.
Впрочем, согласно сообщениям СМИ, американцы не рискнули наносить удары по тем частям сирийской территории, которые защищаются российской системой ПРО. Помимо ЗРК в арсенале России имеются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения A-50У. Исходя из сообщений государственной медиа-компании «Russia Today», эти самолеты могут применяться для ограниченного ответа, то есть сопровождения кораблей противника, создания помех в наведении на цель, геолокации, и даже «ослепления» систем ПВО AEGIS.
Согласно недавним сообщениям другого российского информационного ресурса «Спутник», самолет ДРЛО А50У – это «гигантский летающий центр обработки информации», используемый для обнаружения и сопровождения «нескольких воздушных (истребителей, бомбардировщиков, баллистических и крылатых ракет), наземных (танковых колонн) и надводных целей.
Кроме того, он информирует «командные пункты о развитии ситуации в воздухе и на море и направляет действия истребительной и ударной авиации».
А50У впервые поднялись в воздух в 2011 году. Этот самолет является новейшей модификацией оригинальной модели А50, которая поступила на вооружение российской армии в 1989 году
Основанный на платформе Ил-76, А50У может отслеживать наземные цели в радиусе 300 километров, а воздушные – в радиусе 500 километров
Купол на верхней части фюзеляжа А50У, который российские пилоты называют «грибом», представляет собой радар Шмель-М диаметром 10 метров, состоящий из двух антенн, которые вращаются со скоростью 6 оборотов в минуту. Согласно мнению экспертов The National Interest, РЛС Шмель-М работает в «квази-постоянном режиме поиска»
Кроме того, этот самолет выполняет функции центра управления. Он способен одновременно координировать действия 10-12 истребителей.
Экипаж А50У включает около пятнадцати человек: «два пилота, бортинженер и специалист по коммуникациям управляют самолетом… три оператора слежения, три навигатора и три инженера». В этом самолете имеются даже камбуз и туалет
Израильтяне впервые засекли А50У в небе над Сирией в мае 2015 года в сопровождении двух истребителей-перехватчиков МиГ-31С
Предположительно, Москва могла направить А50У на авиабазу Хмеймим в Сирии после американского удара крылатыми ракетами в апреле 2017 года. В тот раз 59 ракет «Томагавк» упали в радиусе 80 километров от авиабазы. А50У способен давать ранние предупреждения об атаках в будущем
Эксперты ресурса The National Interest даже окрестили А50У «самым грозным самолетом в арсенале России, о котором никто не слышал»
Согласно сообщениям некоторых СМИ, российские ВКС в период 2011-2017 гг. получили четыре А50У, но «Спутник» утверждает, что пока их всего три.
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
© Gearmix 2013
Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта gearmix.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.
gearmix.ru
А-50 самолёт радиолокационой разведки, описание, тактико-технические характеристики А-50, фотографии самолётов
Предпросмотр фотографий |
В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным радиолокационным комплексом «Лиана», принятой па вооружение в 1965 году. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРЛДН для введения истребителей. В 1969 году в НПО «Вега-М» под руководством генерального конструктора В.Иванова приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование «Шмель». Для отработки новой аппара гуры в полетных условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им.А.Н.Туполева приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126, оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси стремя основными опорами. В качестве альтернативно рассматривался и вариант АКРДН на базе перспективного военно-транспортного самолета Ил 76. Однако прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где началось освоение производства Ту-142 и Ту -154), а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРДН более предпочтительным.
Новый самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения, созданный при участии Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г М.Бериева. получил обозначение А-50. Его поступление в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был спя г с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А- 50 был официально принят на вооружение.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и Maлоразмерных крылатых ракет типа ALCM и «Томагавк»), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей
Тактико-технические характеристики
самолета А-50:
Год принятия на вооружение — 1984
Размах крыла — 50,5 м
Длина самолета — 46,59 м
Высота самолета — 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа — 4,8 м
Площадь крыла — 300 кв.м
Масса, кг
— нормальная взлетная — 190000
Тип двигателя — 4 ТРД ПС-90А
Тяга — 4 х 16000 кгс
Максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч
Практическая дальность — 7500 км
Практический потолок — 12000 м
Экипаж — 5 чел + 10 РТК
Модификации самолета:
А-50 — первая серийная модификация.
А-50М — модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным
радиолокационным комплексом.
voron70.narod.ru