МАКС-2011 ч.16: Як-130 — igor113
По горячим следам взглянем на Як-130 поближе. Это фотографии с МАКС-2011.Ничего особенного я вам не открою,но вот тоже пусть будут.
Итак Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.Главный конструктор — Николай Долженков.
и других источников найденных мною в инете и литературе.
На статической стоянке было несколько бортов в схеме ВВС. Вот бортовой номер 26. Моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом, двухместной кабиной типа «тандем» и двумя ТРДД.
в другом месте стоял борт с номером 134
его тушка сзади
справа выхлоп всу.Вспомогательная силовая установка (ВСУ) ТА-14 с электрогенератором переменного тока обеспечивает автономную эксплуатацию самолета на полевых аэродромах. При необходимости ВСУ может быть запущена в полете при возникновении аварийной ситуации.
основные стойки
Фото 8.
конструкция стойки
Самолета может эксплуатироваться с небольших неподготовленных аэродромов с грунтовой или бетонной взлетно-посадочной полосой длиной не более 1000 м. При этом длина разбега составляет 380 м, а длина пробега — 670 м.
мне кажется,что профиль шин у Як-130 отличается от обычных,он более прямоугольный что ли
Носовая стойка борта номер 26,грязезащитный щиток на носовом колесе
и у номера 134,тут же стрелково-пушечная установка УПК-23-250
и вид сзади снизу
воздухозаборник 26,они закрываются при движении на земле ,правда не понимаю как?
борт 26 без вооружения похоже,всего же восемь узлов подвески под крылом и один под фюзеляжем
предкрылки
а это уже вооруженный до зубов 134
он же сзади,как разжиревший голубь мира:-)))
слева Р-73,далее ?
на вооружении надпись на английском языке: на экспорт двигаем?
носовая часть 26
134
датчики угла атаки заботливо прикрыты красными крышечками
Кабина самолета Як-130 выполнена с тандемным расположением сидений и единым фонарем
Важным отличием серийных Як-130 является использование на них новых двигателей АИ-222-25 тягой по 2500 кгс, разработанных ГП Ивченко-Прогресс ( новое название ЗМКБ Прогресс им. А. Г. Ивченко.) и ставших значительным шагом вперед по сравнению с РД-35.
хвостовое оперение
Фото 28.
Фото 29.
цельноповоротный стабилизатор
К кабине я не подобрался,все издалека,очень мне эти подставочки понравились
такой вот чехольчик на фонаре
если его нет,то внутри еще один чехольчик:-))) он прячет дополнительно коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла
такой вот брезентовый
чуть крупнее
такой он весь плавный:-)))
фонарь
Кабина оснащена катапультными креслами К-36-3,5 класса «О-О» с катапультированием «через фонарь»
Подробнее: http://www.arms-expo.ru/049056056048124057056055.html
здесь где то антенна gps?
Этот же борт продемонстрирует нам свои пилотажные навыки.
взлет
Фото 44.
Максимальная масса топлива во внутренних баках составляет 1750 кг, нормальная — 850 кг.
У самолета высокая тяговооруженность (0,7-0,8)
Для повышения ремонтопригодности полностью отказались от композитов, все элементы планера сделаны из лёгких алюминиево-магниево-литиевых сплавов.
Удивительно,но тут у меня как то затесался в воздухе совсем другой борт номер 01
посадка
Фото 50.
Ну вот и на земле,чехлиться и отдыхать
**из интернета:кабина Як-130
** общий вид кабины
** компоновка Як-130
** схема Як-130
Уже построено порядка 43 бортов.
** краткая схематическая история
Технические характеристики
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 11,49 м
Размах крыла: 9,84 м
Высота: 4,76 м
Масса пустого: 4600 кг
Нормальная взлётная масса: 7230 кг
Максимальная взлётная масса: 10 290 кг[19]
Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
Тяга: 2 × 2500 кгс
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Крейсерская скорость: 650 км/ч
Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке)
Практический потолок: 12 500 м
Тяговооружённость: 0,9
Длина разбега: 400 м
Длина пробега: 650 м
Вооружение
Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом — 2-4 шт.
Боевая нагрузка: 3000 кг
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77 — 2-4 шт.
Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 — 2-4 шт.
Бомбы: корректируемые и обычные бомбы
Ресурс самолёта: 10 000 часов
igor113.livejournal.com
Проект Як-130 |
Немного о технологиях
Вот несколько фоток работы с фольгой. Элероны, закрылки и балки полностью обклеены и расклёпаны. Дальше нужно сделать матрицы и можно переходить к работе над консолями. На крыльевых балках сделаны занижения под стекло передней лампочки и обтекатель корпуса задней лампочки.
Работа с закрылками
Закрылки полностью покрыты фольгой и нанесены заклепки. Когда технология оптимизирована, всё получается быстрее и проще. Общая матрица на правый и левый закрылок в процессе изготовлении. Когда узнал о схеме навески закрылка стало плохо. На прототипе реализован паралелограммный механизм и привод не толкающий, а вращающийся. Начал детальную проработку. Самая сложная задача — побороть люфты в многочисленных шарнирах, придется ставить кучу мелких подшипников. Задачу облегчает только то, что из КБ получена точная кинематическая схема этого механизма. Углы отклонения 20 и 40 градусов. В действии закрылок с начала отодвигается назад, при этом почти не отклоняется, а примерно в середине хода резко увеличивает угол атаки, живьём видел, когда был на полетах — зрелище завораживает!
Матрица киля
Открыта матрица киля. Всё штатно. Отполированы мелкие дефекты поверхности. Нанесен разделительный воск, все готово к формовке. Нарезан первый комплект внутреннего набора. Скоро первая формовка.
Работы по крыльям
На крыльевых балках изготовлены обтекатели фонарей и пропилен стыковочный шов между двумя половинками. Элероны прошкурены, сделано «очко», как и балки, оба элерона будут формоваться из общей матрицы. Осталось провести подготовительные работы с закрылками и можно приступать к работе с фольгой.
Работы по рулю направления
Пока свежевыложенные матрицы «отдыхают», отформованы очередные половинки руля направления (на этот раз с легким херексом). На этом руле направления буду прилаживать внутренний набор, включая направляющие штока петель. После стыковки всех деталей крыла, решил начать работу с самой маленькой детали, это балки на законцовок крыла. Все прошкурено. Собрано и подогнано «очко». Матрица будет общая под обе балки, это позволит значительно сократить время необходимое для изготовления комплекта балок.
Матрицы киля и стабилизатора
Зимние каникулы — самое подходящее время чтобы купаться в смоле и вытираться стеклотканью… На данный момент нахожусь в процессе изготовления матриц киля и стабилизатора. Обе детали предварительно зафиксированы на стапелях и по оси симметрии выставлены отбортовки. Дальше разделительный воск, длительная очистка заклепок и швов от остатков воска и собственно изготовление матриц.
Пробные формовки 2
Матрица руля направления уже открыта и отполирована. Сделана пробная формовка ламината. Использовано стекло 80г и 49г внутри. Херекс 75г, толщина 2мм. Сделаны выводы по результатам изъятия корки, в дальнейшем будет использоваться лёгкий херекс и другая комбинация стеклотканей, чтобы структура не выступала. Следующая формовка будет уже с силовым внутренним набором.
Пробные формовки
По технологии стереолитографии выращены задние кромки крыла в районе закрылка и приклеены к болванкам крыла. Выращенный ранее дефлектор был вышкурен и отполирован. Дальше стандартная технология изготовления матрицы и первая пробная формовка. Всё получилось удачно с первого раза, вес первой детали — 15г. Внутри дефлектора заложены бальзовые вставки в местах крепления дефлектора к закрылку. Дальше нужно изготовить несколько «боевых» деталей.
Очередные детали в работе
Отфрезерована вторая порция деталей. Это половинки закрылков, элеронов, крыльевых балок и крыльев. Чтобы не изменять исходную геометрию крыла с круткой, пришлось делать специальные рамы и приформовывать их к половинкам крыльев, до их «отрывания» от основания. Этот способ отнял много сил, но полностью себя оправдал, после стыковки контрольные замеры не показали никаких изменений. Аналогичным методом состыкованы элероны, закрылки и балки.
Работаем с фольгой. Стабилизатор. Продолжение
Оклеивание стабилизатора завершено, местами пришлось прошкурить фольгу, чтобы исправить мелкие дефекты поверхности. Вся разметка по шаблонам, которые сделаны на основании чертежей. Центральная часть стабилизатора технологическая, будет вырезаться после вынимания детали из матрицы. Задняя кромка с учетом толщины фольги получилась 1.1 мм.
Работаем с фольгой. Стабилизатор
Продолжается работа с фольгой, на этот раз очередь стабилизатора. Опыт накапливается и становится проще. Подбираются специальные инструменты (давилки, приглаживалки, резаки). Клей наносится очень тонким и ровным слоем, но приходится маскировать участки, которые не в работе, по причине того, что клей очень плохо отмывается. После завершения «фольгирования» ещё раз проверена геометрия детали и «очка», можно приступать к заклёпкам.
Детализация киля и подготовка к формовке
На киль нанесено около 2000 заклепок и около сотни специальных занижений под выступающие головки винтов, где это необходимо. Накладные и потайные лючки сделаны аналогичным образом. Законцовка киля на прототипе композитная, по этой причине на ней крепёжные элементы есть только по периметру. Киль зафиксирован на столе, изготовлено очко. Начал накладывать слои разделительного воска и кроить материалы для изготовления матрицы.
Работы по килю
Пока матрица руля направления «вылёживается», успел наклеить фольгу на киль. Размер внушительный, и листов обшивки достаточно много. Скоро приступлю к заклёпкам и прочим элементам крепежа.
Матрица руля направления
Руль направления полностью подготовлен к изготовлению матрицы. «Очко» изготовлено из ламинированной фанеры, очень удобно и хорошая поверхность получается. Всё намазано разделительным воском в большом количестве. Каждая заклёпка прочищена деревянной зубочисткой. Матрица по классической технологии, подробно описывать не буду, очень много написано по этому поводу. Что из этого получится посмотрим через недельку, когда откроем форму. Уже изготовлена матрица накладки фонаря, который находится на законцовке киля. Болванка выполнена из модельного пластика и обклеена фольгой. Обе накладки будут отдельно собираться с лампочкой и стекателем и потом приклеиваться на киль.
Работаем со стабилизатором
Четвертинки стабилизатора тоже собраны, с ними пришлось повозиться. Предварительно пришлось сделать основание с профилями, которое было выставлено по углам атаки и по углу V. После этого были состыкованы две половинки на жесткой трубе. Центральная часть имеет технологическое значение и была сошкурена до минимума. Прошкурены провисании обшивки, пробовал накладывать фольгу, выглядит очень реалистично, гораздо лучше, чем ровные и глянцевые наборы. Работа очень кропотливая и монотонная, для отвлечения занимаемся обрисовкой мебели кабины.
Работы по килю и стабилизатору
Отфрезеровали две детали киля и четыре детали стабилизатора. На задней кромке киля добавлена технологическая добавка полукруглой формы и по периметру основания добавлено 10мм для точной подгонки детали к фюзеляжу.Киль собрался по той же технологии, по которой делался руль направления. Деталь более толстая и крупная, стыковка половинок прошла проще. Нарисованы точные схемы расшивки по чертежам и детальным фотографиям. Прошкурены провалы обшивки в соответствии с прототипом. Следующий этап — фольга.
Параллельно изготовлены первые образцы закладных лонжеронов стабилизатора.Все параметру удовлетворительные, вес всего 23г. В дальнейшем деталь будет изготавливаться с замкнутой задней стенкой для устойчивости, а передняя стенка будет спиливаться в соответствии с углом расположения вертикальной полки.
Фольгирование руля направления
С третьего раза удалось качественно наклеить фольгу на руль направления, на поверхности повторены все прогибы обшивки в районах нервюр и полок. Приходилось болванку прошкуривать в нужных местах, повторяя рельеф. Самая большая ошибка большинства покупных самолетов — это их гладкость, все киты делаются по схожим простым технологиям, которые не позволяют достигать желаемого реализма поверхности. Состыкованы пенопластовые заготовки для фрезеровки воздухозаборников. Отфрезерована болванка решетки системы кондиционирования кабины. Материал — плотный модельный пластик. Матрица по обычной технологии. Деталь — стеклопластиковая.
Сборка болванки руля направления
Стыковка руля прошла успешно, использовался тот же самый клей от фирмы Sika, на котором стыковались панели фюзеляжа. Кромка ровная и тонкая. Очень тяжело оказалось подобрать фольгу, все варианты, которые попадались очень жесткие и не вытягиваются на поверхности двойной кривизны. Параллельно сделана болванка лонжерона стабилизатора. Пришлось отказаться от классической схемы стабилизатора на общей трубе по причине тонкого профиля и большого угла V-образия. Лонжерон полностью повторяет внешнюю поверхность стабилизатора, заниженную на толщину ламината.
Оперение модели в чертежах
Для любителей красивых картинок публикуем изображения оперения модели. Киль, руль направления и цельноповоротный стабилизатор полностью прорисованы до каждой детальки. Сейчас ведется работа над составлением схем расшивки этих деталей, чтобы точно раскроить фольгу и приступить к оклеиванию и дальнейшей имитации заклепок и прочих элементов крепления.
Руль направления уже состыкован и проверена геометрия, технология полностью себя оправдала. Ожидается из фрезеровки стабилизатор и киль.
Руль направления
Ура, после долгих мучений отфрезеровали руль направления. Как и говорил раньше, основная сложность — получение тонкой задней кромки, в итоге удалось сделать требуемую толщину — 0.4мм. На готовой детали с учетом клея и фольги толщина кромки будет около 1мм, что соответствует прототипу. Пришлось повозиться с отсоединением детали от основания, контактная пленка прихватилась очень сильно, а деталь тонкая и хрупкая, пришлось использовать альтернативные способы. Все закончилось хорошо, две половинки готовы к стыковке.
Черновая болванка под фюзеляж
Заготовки для фюзеляжа готовы. Дополнительно будут сделаны отдельные заготовки для воздухозаборников, они будут формоваться отдельно и приклеиваться к фюзеляжу. Это продиктовано сложностью формы, а следовательно сложностью изготовления матриц и деталей.
Выращен дефлектор закрылка. Это такая профилированная деталь, которая крепится над закрылком и создает дополнительную щель для перетока воздуха. В дальнейшем деталь будет готовиться к изготовлению матрицы. Все заклепки будут делаться на готовой детали.
Подготовительные работы по фюзеляжу
Один из самых тяжелых и пыльных этапов подходит к завершению. Стыковка пенопластовых панелей для фюзеляжа заняла пять дней, каждый слой имеет свою форму и приклеивался индивидуально. Стыковка происходила на специальном клее для модельных плит, он при полимеризации немного пузырится и структура получается очень похожая на пенопласт. Возможно, что где-то в швах остались мелкие пузыри, но это не проблема, после черновой фрезеровки все зашпаклюется.
Киль и руль направления. Фрезеровка
Киль и руль направления уже отданы в фрезеровку, оказалось, что непросто точно выставить заготовку, чтобы получить точную деталь с реально тонкими задними кромками. Первым делом придется профрезеровывать т.н. жертвенный стол, и только потом саму заготовку.
Головы желтых человечков уже размножены и обшкурены, готовы к финишной отделке и сборке с шлемами. Мелкие копийные детальки тоже сделаны по подобной технологии. Параллельно в нашем клубе строится еще несколько моделей — копий. Практически сходит со стапеля модель Алексея Прохорова ЛАГГ-3.
3D модель киля и руля направления
Уже готова 3D модель киля и руля направления с внутренним набором. Скоро приступим к фрезеровке. Собираю силы в кулак чтобы приступить к переклейке кусков пенопласта для правой и левой половинок фюзеляжа. Каждая половина будет собираться из восьми слоев, каждый из которых будет иметь свою форму, чтобы уменьшить работу станка при черновой обработке. Параллельно изготовлены шлемы, маски и светофильтры. Лучший материал для светофильтра — бутылка из-под газировки. Пилот пока покупной, в дальнейшем будут пошиты оригинальные комбезы и сделаны легкие поролоновые тушки.
Головы пилотов и антенны
За продолжительные выходные удалось отсканировать и вырастить головы пилотов. После доработки напильником по контуру, все было залито силиконом. Скоро первые головы будут готовы. Параллельно сделаны мастер-модели для мелких антенн.
Материал на болванку фюзеляжа
Сегодня приехал пенопласт для болванки фюзеляжа. Очень хороший материал, легкий, жесткий и стойкий ко всем химикатам. Не впитывает много смолы, что очень хорошо для последующего оклеивания стеклом. Неудобно только то, что максимальная толщина листов — 50мм и на поверхности каждого листа уплотненная корочка, которую приходится срезать рубанком. Параллельно вылеплена голова будущего пилота, это известный летчик-испытатель Таскаев Роман Петрович, у него самый большой налет на Як-130.
Выбор цветового варианта
По нашей информации, существует всего три варианта окраски Як-130 (если не считать первый опытный самолет-демонстратор). Темно-зеленая, камуфляж и серая, которая принята для окраски самолетов, поступающих в ВВС. Все варианты достойны того, чтобы быть воспроизведенными на модели. Окончательное решение будет принято исходя из того, по какой окраске будет максимальное количество информации.
Наступление по всем фронтам
Строительство ведется по всем фронтам. Очень велика степень неопределенности по проекту. Пока приходится заниматься тем, что точно определено. Отсканированы в 3D формат, уменьшены в 4 раза и выращены маска, светофильтр и сам защитный шлем. Для сканирования пришлось все детали обмазать детской присыпкой. 🙂 Ничего не поделаешь, так точнее сканируется. Изготовлены матрицы, скоро появятся первые детали.
Подбор материалов для болванок
Пока есть свободное время, подобрал материалы для изготовления болванок. Для всего кроме фюзеляжа будет использоваться модельный пластик плотностью 700. Для фюза, с учетом размера был выбран пенопласт плотностью 115 с последующим оклеиванием стеклом. Пенопласт еще только заказан, его нужно ждать, а пластик уже есть. Уже сделана разметка под фрезеровку хвостового оперения. Все болванки после фрезеровки планируется обклеить фольгой и сделать всю копийную расшивку с точностью до каждого винтика.
Знакомство с самолетом и выбор масштаба
Произведены подробные расчеты важнейших параметров модели, в выбранном масштабе получаются следующие цифры:
Габаритные размеры модели 2873*2431*1190, площадь крыла 1,47м.кв, САХ 677,относительная толщина профиля 0,08/0,06, что очень хорошо для полета модели.
Размах стабилизатора 1207, площадь 0,31м.кв., САХ 311, относительная толщина профиля 0,05.
Размах киля 861, площадь 0,27м.кв., относительная толщина профиля 0,06.
Колея шасси 632, база шасси 986.
Придется очень постараться, чтобы уложиться в 20кг, этот вес является максимальным для реактивных моделей-копий.
Нагрузка на крыло с максимальным взлетным весом и полной заправкой — 170г./дм.кв.
Тяговооруженность с максимальным взлетным весом и полной заправкой — 0,72.
Начало. Поиск чертежей
Первая часть информации уже взята в работу. Эти данные являются коммерческой тайной и, конечно же, мы не можем их публиковать здесь без искажений. Вся информация в электронном виде, реальный самолет Як-130 полностью обрисован в 3D. Исходную модель нам не дадут, но готовы её для нас конвертировать в 2D чертежи в необходимом для нас виде с любыми видами и сечениями.
Это позволит сделать модель МАКСИМАЛЬНО соответствующей прототипу…
Первой части информации уже более чем достаточно, чтобы заняться анализом проекта, определить основные параметры, прикинуть масштаб, вес, нагрузки и т.д. Дальше планируем начать отрисовку модели в 3D (SolidWorks), это может занять какое-то время. Первыми в очереди на отрисовку стоят руль направления, киль и стабилизатор. Как только масштаб будет определен, можно заняться строительством некоторых периферийных элементов таких, как вооружение, колеса со стойками шасси, детали кабины и т.д.
Новый проект RUSJET Як-130!
РУСДЖЕТ начинает новый проект — модель для участия в международных соревнованиях по радиоуправляемым моделям-копиям. После долгих обсуждений, с учетом наработанного полетного опыта, эксплуатации моделей различных компоновок и участия в десятке Чемпионатов мира, Европы и международных соревнований, принято решение о создании модели полностью собственной постройки. В качестве прототипа был выбран один из самых современных, один из лучших учебно-боевых самолетов Як-130.
Подробнейшая информация по прототипу может быть найдена на сайте www.airwar.ru (АСК «РУСДЖЕТ» является спонcором этого качественного авиационного информационного ресурса)
www.rusjet.ru
Профиль Название:Russian Aviation Community Записи на странице Ссылки и кнопки Метки сообщества «Беспощадный», «Максим Горький», 1941, 344 ЦБП и ПЛС, 747, MD 450 Ураган, a-10, a-310, a-318, a-319, a-320, a-320-211, a-320-214, a-321, a-330, a-330-243, a-330-300, a-380, a320, a330, a330-300, a350, a380, a400m, aeromacchi, air berlin, air france, air india, air seychelles, airbus, aircraft design, airliners.net, alpha jet, ar.234, atr 72, au-30, augusta westland, av-8, avro rj-70, avro vulcan, awacs, b-17, b-1a, b-1b, b-2, b-52, b-737, b-737-500, b-737-800, b-747, b-757, b-767, b-777, b-787, b737, b787, baltic bees, bbj, beechcraft sierra 200, bell, bell ah-1w supercobra, bellagusta, bellanca, birdstrike, bleriot xi-2, blue angels, boeing, bombardier, bombardier crj-100lr, breitling, britten-norman bn-2a-26 islander, business jet aviation, c-130 hercules, c-17, c-series, cactus 1549, california, caravelle, casa 295, catalina, cessna, cessna 210, cessna-150a, ch-46 sea knight, ch-47, cias, citation xls, clickair, colorado, concorde, costa rica, crj1000, d-emeh, dash q400, dassault, dassault-breget, daytona beach, dc-10, dc-3, de Havilland Canada DHC-6 Twin OtterВ, de schelde s.21, dehavilland, denver, dhc-6 twin otter, dme, dogfight, dornier, dornier/dassault-breget, dreamliner, dubai airshow, dusseldorf international, e-190, e-2c hawkeye, e-jet, egbp, egss, embraer, embraer-120, embraer-190, eurofighter, expedition e350, f-104, f-111f, f-15, f-16, f-22, f-35, f-84f, f-86, f-ck-1, f/a-18, falcon, finnair, flamand, florida, fokker dr.1, fouga, frecce tricolori, french airforce, g.222, gen h-4, google earth, gulfstream, h-6, hawk t1, hercules, hermes450, hokum-a, hsiang sheng, iaf, icon a5, imds, italian airforce, j-10, jas.39 gripen, jet expo 2008, jet expo 2009, jet team, jetexpo, jfk, ju-52, ju-88, junkers, kc-135r, kc-390, kissimmee, klm, l-29, l-39, l-410, le bourget, lightning, lufthansa, mb-339, mcdonnell douglas, mcdonnell douglas 80, md-902, md.450, mfs 2004, mirage-2000, mojave airport, mq-1b, mq-9, mrj, nimrod, oh-58d kiowa, oshkosh, paris, paris air show, patrouille de france, pby-5, pc-24, pilottv, piper, pitts, quepos — la managua (xqp / mrqp), rafale, rafale-c, rc-135w, red arrows, red bull flugtag, republic, riat, robinson, ru_aviation, ruzyne, rw06, s7, saab, sikorsky, sikorsky uh-60 blackhawk, sky express, sky hunters, skydiving, skyexpress, skyteam, solar impulse, sportstar max, spotting, spring airlines, srilankan, ssj, ssj-100, stansted, sukhoi, sullenberger, superjet-100, svx/usss, tas, tiger, transaero, turkish airlines, ua, uav, uh60, uk, ur_nta, usa, uzbekistan airways, uzbekistan airways technics, v-22, v-280 valor, vc-25a, vero beach, vickers vanguard, vip, vog, vp-blx, vp-bly, vq-bbe, wittman tailwind, ww2, xb-70, yf-22, yf-23, zlin-142, А-50, АГВП, АГВП «Русские Витязи», АНТК, АОН, АОН СЛА, АП, Авиазаправка, Авиакомпании, Авиамузей, Авиапарад, Авиапроисшествие, Авиасалон, Авиаторы, Австрия, Адмирал Кузнецов, Алматы, Алроса, Альпы, Ан-12, Ан-124, Ан-14, Ан-148, Ан-178, Ан-2, Ан-22, Ан-225, Ан-22А, Ан-24, Ан-26, Ан-26Ш, Ан-28, Ан-30Д, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ангола, Ант-4, Арарат, Армавиа, Армения, Аэродром, Аэропорт, Аэросвит, Аэрофлот, Аэрофлот-Норд, БЕ-200, БЛА, БЛУГА, БПЛА, БШ-МВ, Бе-12, Бе-200, Беларусь, Бериев, Блерио, Блоха, Большое Грызлово, Бомбардировщики Второй мировой войны, Борки, Борнео, Борт №1, Бугуруслан, Быково, В. Обухович, Вoeing, ВВС, ВВС России, ВВС Франции, ВТА, Ватулино, Великая Отечественная Война, Верея, Вертолёты России, Владимир Котельников, Внуково, Война в воздухе, Волгоград, Вторая Мировая Война, Вторая мировая, Главком ВВС, Гроза, Гу-2, Гумрак, Гюнтер Грасс, Дальний бомбардировщик Ер-2, День Авиации, День Победы, Дизайн самолетов, Домодедово, Домодедово (UUDD), Дюссельдорф, Ереван, Ершов, Жуковский, Жуляны, ЗАГАДОЧНЫЕ САМОЛЕТИКИ, ЗРК, Звартноц, И-15, И-152, И-153, И-15бис, И-16, И-5, ИЛ-96-400, ИТП, Ил-10, Ил-112, Ил-14, Ил-18, Ил-2, Ил-28, Ил-6, Ил-62, Ил-76, Ил-76ТД, Ил-78, Ил-86, Ил-96-300, Ил-96-400, Ильюшин, Иран, Иркутск, История, История создания и применения, Истребители Второй мировой войны, Истребитель Миг-15, Исчезновение самолета, КА-26, КБ им. А.С. Яковлева, КД-Авиа, Ка-226, Ка-32, Ка-52, Калининград, Киев, Кинг-Кобра, Китай, Коктебель, Конотоп, Коробчеево, Королев, КрасЭйр, Крым, Кубинка, Кубинский АТСК РОСТО, Л-29, Л-410, Ле Бурже, Летающие Легенды, Летающие крепости, Летающие лодки Второй мировой войны 1939, Ли-2, Логиново, Лунь, М-15, М.Л.Миль, М4, МАИ, МАК, МАКС-2009, МАКС-2017, МВЗ, МВМС-2009, МС-21, МЧС, Макс-2009, Малайзия, Мальдивы, Мещеряков Дмитрий, Ми-1, Ми-17, Ми-2, Ми-26, Ми-28, Ми-34, Ми-4, Ми-6, Ми-8, МиГ, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-29 КУБ, МиГ-29СМТ, МиГ-31, МиГ-35, Миг-21, Миг-25, Миг-29, Миг-31, Миг-35, Миль, Минск, Мираж III, Михаил Маслов, Моздок, Монино, Морские самолеты сухопутного базирования, Москва, Мячково, Н.В. Якубович, Небо, Нестор, Николаев, Николай Якубович, Новосибирск, Норвегия, Нью-Йорк, ОКБ Мясищева, ОКО-6, Обучение полетам, Олег Растренин, Омск, ПАК ФА, ПВО, ПД-14, Палубные самолеты Второй мировой войны 1, Патруль де Франс, Пе-8, Пегас, Пегу, Первая Мировая Война, Пермь, Перрон, Петляков В.М., Петрович, Пинчуки, Планерское, По-2, Польша, Продолжение полета, Псковская область, Пулково, Пушкин, Пущино, Р-1, Р-63, Рига, Россия, Рязань, С-75, СЛА, СЛО, СССР, СУ-35, США, Самолеты Первой мировой войны, Самолеты Франции, Самолеты поля боя второй мировой войны, Санкт-Петербург, Саратов, Свердловск, Северка, Северный, Скулте, Сочи, Стрижи, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-30МК, Су-30МКИ, Су-34, Су-35, Су-7, Су-8, Суперджет, Сухой, ТБ-3, ТИС, ТРДД, Та-3, Таиланд, Тайвань, Тб-1, Терминалы, Толмачево, Торжок, Трансаэро, Третий Рейх, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-126, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-160, Ту-2, Ту-204, Ту-22М3, Ту-334, Ту-95, Туполев, Турлатово, УВД, УССР, УТ-2, Узун-Сырт, Украина, Ульяновск, Фото, Франция, Фречче Триколори, Хейнкель, Ходынка, Храброво, ЦАГИ, ЦКБ Туполева, ЦКБ-60, Челавиа, Челябинск, Чемпионат России, Чкаловский, Швеция, Шереметьево, Штурмовики Великой Отечественной войны, Эребуни, Эстония, Юнкерс, Як-130, Як-152, Як-18, Як-18Т, Як-2, Як-28, Як-3, Як-30, Як-40, Як-42, Як-52, Як-9, Яковлев, Япония, а-т Северный, а/к Air France, а/к Air Italy, а/к AirUnion, а/к American Airlines, а/к British Airways, а/к Czech Airlines, а/к Red Wings, а/к Ryanair, а/к Utair, а/к Авианова, а/к Аэрофлот, а/к Аэрофлот-Норд, а/к Владивосток Авиа, а/к Волга-Днепр (AirBridgeCargo), а/к Интеравиа, а/к КДАвиа, а/к Московия, а/к Регион-Авиа, а/к Россия, а/к Сибирь, а/к Уральские Авиалинии, а/п Tivat, а/п Владивосток (UHWW), а/п Внуково (UUWW), а/п Волосово, а/п Домодедово (UUDD), а/п Дракино, а/п Жуковский, а/п Кольцово, а/п Кубинка, а/п Мале, а/п Мигалово, а/п Минск-2, а/п Молде, а/п Толмачево, а/п Храброво (UMKK), а/п Шереметьево (UUEE), авиаВАЗ, авиабаза, авиакомпании, авиаконструктор, авиамузей, авиановости, авиапамятники, авиапарад, авиапарады, авиаперевозки, авиапроисшествие, авиапром, авиасалон, авиастроение, авиатехника, авиафаны, авиационное происшествие, авиационный английский, авиация, авиашоу, алюминиевый штопор, ан-124, ан-24, анализ, аналитика, анонс, армейский юмор, архитектура, аэровокзал, аэродром, аэроклуб, аэропорт, аэростаты, аэрофлот, аэрофобия, багаж, безопасность полетов, бизнес-авиация, бизнес-джет, билеты, биография, боевое применение, бомбардировщик, бреющий полет, вертолет, вертолётчики, вечная память, видео, воздухоплавание, воздушный бой, возможное решение, война в Корее, вопрос, временная тема, встречи, выставки, высший пилотаж, гидроавиация, глонасс, гора Клементьева, город, госрегулирование, гости, графика, групповой пилотаж, декада, дельталет, день авиации, дизайн интерьера, дирижабли, дирижабль, диспетчер, дождь, докладная записка, документальный фильм, жесткая посадка, законодательство, зал ожиания, звёзды, значки, изменение угла стреловидности, ил-18, ил-96, интерьер, информация, испытания, история, история авиации, истребители Второй мировой войны, истребитель, картинка, катастрофы, квс, кино, компоновка, комфорт, конвейер, конвертоплан, конвертопланы, конфликт, корейская война, космонавтика, космос, кража, кризис, кубань, купля-продажа, курение, курсанты, курьёзы, курятник, легкая авиация, летающие легенды-2004, летная книжка, летное училище, летчик Лёха, лирика, литература, личность, люди, лётное училище, мак, малая авиация, мальта, матчасть, метеоусловия, мировой рекорд, мировой рекорд скорости, моделизм, модераторское, мотопланер, музей, музей техники, музыка неба, мусор, наши люди, небо, недолет, некролог, нештатные ситуации, новости сообщества, облако, опознать самолет, опрос, организация, оружие, отчет, официальная информация, оффтоп, п/г «Blue Angels», п/г «Русь», п/г «Стрижи», п/г \»Русь\», п/г \»Стрижи\», п/г \\\»Русь\\\», п/г \\\»Стрижи\\\», п/г \\\\\\\»Стрижи\\\\\\\», п/г \\\\\\\\\\\\\\\»Стрижи\\\\\\\\\\\\\\, п/г \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»Стри, памятники, память, панорама, парад, парад Победы, парап |
ru-aviation.livejournal.com
Учебно-боевой самолет Як-130: 7307: 1/72: Звезда: Обзор коробки — МоделистЪ
Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.
С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!
Начало сентября многих из нас откровенно порадовало. Компания Звезда вывела на рынок модель учебно-боевого самолета Як-130. Этот набор неожиданно для меня вызвал определенный ажиотаж у аудитории сайта.
Все статьи, посвященные этой модели, оказались в ТОП-10 самых читаемых. И в добавок к этому коллеги через ВК и электронную почту стали спрашивать: «А когда будет обзор этой коробки?»
Честно признаться ТАКОЙ уровень интереса меня удивил. Ровно для меня эта модель особой значимости не несет. Есть вещи важнее.
Но тем не менее, дабы удовлетворить всеобщую потребность в ЗНАНИИ, мы с моим уважаемым другом и коллегой Ильей Лебедевевым — руководителем группы «Стендовый моделизм, сборные модели и диорамы» подготовили детальный осмотр этой новинки от компании Звезда.
Чтож…
Приступим…
СОДЕРЖАНИЕ
Коробка с моделью
Краткая историческая справка
Видеоролик о прототипе
Инструкция по сборке
Содержимое коробки
Детали крупным планом
Видеообзор
Выводы
Оценка
КОРОБКА С МОДЕЛЬЮ
Учебно-боевой самолет Як-130: 7307: 1/72: Звезда: Коробка с моделью |
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Важнейшим фактором успеха в современном воздушном бою является мастерство летчика. Современный боевой самолет – это невероятно сложная система, которая требует от пилота высочайших профессиональных навыков и квалификации.
Основой подготовки курсантов летным училищ во всех армиях мира являются тренировочные полеты. Для них используются специальные тренировочные самолеты, созданные именно для этой цели.
Использование для обучения новейших боевых машин типа МиГ-29 или Су-27 очень дорого, применение специальных учебных самолетов обходится на порядок дешевле. Учебно-тренировочный самолет можно использовать в локальных конфликтах в качестве легкого штурмовика.
В ВВС России до последнего времени основным учебно-тренировочным самолетом был чехословацкий L-39 «Альбатрос», который был принят на вооружение еще в 1971 году. Самолет этот уже давно устарел и морально, и физически.
Его производство было остановлено в 1999 году.
Создание учебно-тренировочного самолета, который бы отвечал современным требованиям, уже давно было очевидным. Но только в 2010 году новый учебный самолет Як-130 приняли на вооружение российской армии, он является первым серийным боевым самолетом, созданным после распада СССР.
Другие самолеты, которые появлялись в последние годы являются более или менее глубокими модернизациями самолетов, созданными еще в советский период.
Учебно-боевой самолет Як-130 |
В 1972 году в серийное производство был запущен чехословацкий учебно-боевой самолет L-39, оснащенный двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ советского производства. Эта машина стала основным учебно-тренировочным самолетом стран Варшавского договора. L-39 – это простой и надежный самолет, с прекрасными техническими характеристиками, на котором обучалось не одно поколение курсантов.
Уже в конце 80-х годов прошлого столетия стало понятно, что L-39 устарел, и для нормальной подготовки летчиков новейших боевых машин четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 нужен новый учебный самолет.
В начале 1990 года главнокомандующий ВВС СССР маршал авиации Ефимов поставил специалистам ОКБ им. Микояна задание создать новый учебно-тренировочный самолет. В начале 1991 года был объявлен конкурс, в нем участвовали основные КБ Советского Союза.
Из всех предложенных проектов были выбраны учебные комплексы, разработанные в КБ им. Яковлева и в микояновском КБ. Потом рухнул СССР, в 90-е годы средств на разработку проекта не имели ни конструкторские бюро, ни Министерство обороны РФ. Поэтому российские конструкторы работали совместно с зарубежными партнерами: самолет Як-130 создавался вместе с итальянской компанией Alenia Aermacchi, а ОКБ им. Микояна работало в кооперации с французскими компаниями.
Через некоторое время итальянская компания вышла из проекта, забрав свою часть технической документации, и вскоре итальянцы создали собственный учебный самолет – М-346. Планер этих самолетов почти не отличался, а вот двигатели и оборудование было очень разным.
Сегодня М-346 является, по сути, конкурентом Як-130, хотя во многом эти самолеты похожи.
В 1996 году Як-130 совершил свой первый полет, в этом же году поднялся в воздух и МиГ-АТ – творение микояновских конструкторов.
Учебно-боевой самолет Як-130 |
В 2001 году государственная комиссия признала самолет Як-130 победителем конкурса, а в 2004 году в воздух поднялся первый серийный самолет. Серийная машина имела некоторые доработки. Як-130 окончательно стал учебно-боевым самолетом, он был оснащен РЛС, была усовершенствована аэродинамическая форма машины, на нем установили дополнительные точки подвески для ракетного вооружения и системы радиоэлектронной борьбы.
В 2011 году на основе этой машины был создан легкий штурмовик.
Серийная сборка Як-130 планируется на авиазаводах в Нижнем Новгороде и Иркутске, в течение следующих 10-15 лет он должен полностью заменить устаревшие L-39. Хотя он значительно дороже, чем L-39, но Як-130 – это учебный самолет нового поколения, который позволяет готовить летчиков современных боевых машин.
Характеристики машины позволяют использовать ее в качестве легкого штурмовика, самолета-разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. На его базе планируют сделать новейший ударный беспилотник.
Як-130 – это настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов четвертого и пятого поколения, включая такие машины, как истребитель Су-27, истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25.
На этом самолете курсанты могут отработать взлет и посадку, управление самолетом на предельных режимах полета, навигацию, действия при нештатных ситуациях, выполнение боевых заданий, полеты в составе группы и многие другие задачи.
Тяговооруженность самолета и его аэродинамические качества позволяют Як-130 выполнять задачи во всех режимах, которые свойственны новейшим самолетам четвертого и пятого поколения. Эта машина отличается прекрасной маневренностью, отлично ведет себя на малых скоростях, имеет высокие характеристики скороподъемности, имеет возможность применять высокоточное оружие, обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками.
Учебно-боевой самолет Як-130 |
Концепция этого учебно-боевого самолета предполагает возможность размещения на нем самых разных типов вооружения. Як-130 имеет восемь точек подвески под крыльями и одну, расположенную под фюзеляжем. Полезная боевая нагрузка – 3000 килограмм.
Як-130 имеет трехопорное шасси, которое обеспечивает взлет и посадку даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Этот самолет оборудован системой управления КСУ-130, которая позволяет выполнять функции активной системы безопасности полета и его автоматического управления. С ее помощью можно менять полетные характеристики самолета, в зависимости от типа самолета, для которого обучается будущий пилот. В кабине расположены несколько удобных жидкокристаллических мониторов, на которые поступает подробная о работе систем самолета.
Навигационная система машины включает в себя инерциально-спутниковую систему, радионавигационную систему, радиовысотомер, приёмник спутниковой навигационной системы.
Чтобы повысить ремонтопригодность создатели самолета полностью отказались от композитных материалов, машина сделана полностью из алюминия.
Информация с сайта MilitaryArms.ru
ВИДЕОРОЛИК О ПРОТОТИПЕ
Учебно-боевой самолет Як-130: 7307: 1/72: Звезда: Видеоролик о прототипе |
ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ
ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ
СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ
ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ
ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ
ВИДЕООБЗОР
Учебно-боевой самолет Як-130: 7307: 1/72: Звезда: Видеообзор |
ВЫВОДЫ:
По результатам знакомства с Миг-29СМТ компании Звезда у меня возникло ощущение, что конструктора — разработчики значительно выросли в профессиональном плане. Произошел переход на новый уровень мастерства.
Модели стали значительно лучше продуманы по качеству компоновки деталей. Сильно выросла детализация, в том числе и на основе применения унифицированных узлов. Таких, как вооружение. Например, Миг-29СМТ на первый взгляд показался мне слишком детализованным для такого масштаба.
Такое количество деталей было бы характерно для 48го масштаба.
Именно те же мысли у меня есть и относительно этого малыша. Як-130 сам по себе весьма мал. А в 72м масштабе он и вообще кажется крохотным. Но это ничуть не делает его менее хорошим.
И хотя сам самолет, по сути, помещается на 2х больших литниках — он получился превосходным.
Очень неплохо даны внутренности каналов ВЗ, ниш шасси. Проработка поверхности тоже на самом высоком уровне.
Большое количество вооружения под 3 типа загрузки, данной в инструкции. Вооружение располагается на малых литниках. Оно унифицировано с прошлыми моделями от Звезды. Такими, как Миг-29 и Су-27/33.
Дека под 3 варианта окраски. Много технички.
Все вроде бы хорошо.
Вот только в инструкции есть опечатки. Это было и остается бедой Звезды.
ОЦЕНКА: 5
На данный момент у этого набора конкурентов просто нет. Все еще находящийся в продаже аналог от А-модел по моему глубокому убеждению конкурентом являться не может. Отвратительное качество. Да и еще машина там дана предсерийная. У Звезды же дан самый современный, серийный вариант.
Так что для всех тех, кому данное изделие отечественной авиапромышленности и ВПК интересно вывод один: «Must have!!!«
На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!
globaltao.com
Як-130 Фото. Видео. Скорость. Вооружение. ТТХ
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского,, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире — капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны — резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
oruzhie.info
Китай представил конкурента Як-130 » Военное обозрение
На аэродроме в городе Нанчане свой первый полет совершил серийный китайский УБС – учебно-боевой самолет JL-10 (Цзяолянь-10), который ранее фигурировал под обозначением L-15. Стоит отметить, что данный самолет был создан на основе ранних чертежей российского самолета Як-130, также на нем использованы украинские двигатели. Hongdu L-15 – это китайский учебно-боевой самолет, созданный компанией Hongdu при консультационной поддержке ОКБ им. Яковлева. Самолет был спроектирован для замены морально устаревшего предшественника Hongdu JL-8. Новый УБС предназначен для подготовки китайских летчиков на новейшие истребители ВВС Китая: Су-30, Chengdu J-10, Shenyang J-11 (копия Су-27) и Shenyang J-15 (копияСу-33).На самолете применяется четырехкратная резервированная система дистанционного управления. Помимо этого на нем реализована «стеклянная кабина»: в кабине находится 6 многофункциональных разноцветных дисплеев (по 3 для каждого из пилотов). Также в кабине летчиков имеется коллиматорный индикатор. Размеры машины позволяют разместить на нем современную БРЛС с АФАР. Конструкция L-15 на 25% была выполнена из углеродных композиционных материалов, в том числе закрылки и хвостовое оперение. Предполагаемый срок эксплуатации самолета должен составить 10 тысяч летных часов или 30 лет использования. L-15 получил 2 турбореактивных двигателя АИ-222-25Ф украинского производства. Двигатели оснащены форсажной камерой и современным бортовым оборудованием, среди прочего имеется цифровая система управления двигателями.
Фотографии первого серийного самолета LJ-10 были опубликованы на китайском сайте CDJBY. В отличие от ранее демонстрировавшихся на публике прототипов самолет сразу же выделяется своим ярко-желтым окрасом и наличием отличительного знака ВВС НОАК на фюзеляже. Ранее на страницах этого же ресурса были опубликованы фотографии данного самолета в воздухе с пояснениями, что демонстрационный полет самолета был совершен перед представителями делегации предполагаемого африканского заказчика. По некоторым данным, новый китайский учебно-боевой самолет могли заказать две африканских страны Нигерия или Замбия, причем Замбию не так давно посещала делегация китайского авиапроизводителя Hongdu Aviation Industry Corporation (HAIG).
Также о своей заинтересованности в приобретении УБС L-15 ранее заявляли представители Пакистана и Венесуэлы. Видеозаписей полета первого серийного учебно-боевого самолета L-15 на просторах всемирной сети пока не появилось, но пилотаж данной машины в исполнении его прототипов не раз уже демонстрировался перед широкой публикой, в том числе на известных авиасалонах.
По информации китайских средств массовой информации, за последние годы КНР смогла без «лишнего шума» заполучить крупные заказы из стран Африки и Латинской Америки на поставку сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов L-15. Данное сообщение озвучил Ян Липин, являющийся главным экономистом компании HAIG. В настоящее время КНР занимает 75% мирового рынка учебных самолетов, на экспорт активно продается УТС типа JL-8.
Китайский производитель еще в 2012 году собирался поставить одному из иностранных заказчиков 12 самолетов данного типа, при этом страна-импортер (или импортеры) так и не была названа. Общая стоимость поставки 12 самолетов L-15 может составить практически 960 миллионов юаней, что может составить приблизительно 54,79% общего дохода компании (совокупный доход HAIG в 2011 году составил 1,825 миллиарда юаней). Впрочем, поставок самолета в 2012 году не осуществлялось.
Ян Липин также сообщил журналистам, что в будущем доходы от продаж учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов всех типов составят 3/4 от всех доходов компании. Hongdu Aviation Industry Corporation намерена в дальнейшем наращивать выпуск УБС L-15, а также собирается принять участие в выпуске больших пассажирских авиалайнеров С919 китайской разработки и производить некоторые компоненты для самолетов Boeing 747-8 в рамках международной кооперации.
Как сообщают на форуме defence.pk, 29 июня 2013 года первый учебно-боевой самолет L-15 был поставлен первому зарубежному заказчику (предполагают, что это именно Замбия), в то же время в ВВС НОАК L-15 получил официальное обозначение JL-10, придя на смену своему предшественнику JL-8. Благодаря этому, КНР присоединилась к небольшому «клубу» государств, которые выпускают сверхзвуковые учебно-боевые самолеты, относящиеся к новому поколению. Радует, что среди этих стран есть и Россия с самолетом Як-130, который уже состоит на вооружении ВВС России, а также ВВС Алжира. Помимо этого собственным самолетом данного класса располагает Южная Корея – KAI T-50. Помимо этого, иностранные заказы поступили и на учебно-боевой самолет Alenia Aermacchi M-346 итальянской сборки, который был создан на основе Як-130. Но ряд неудач, которые постигли итальянскую машину, в том числе крушения самолета в 2011 году и в мае 2013 года, заставляют сомневаться в реалистичности его серийного выпуска.
В то же время российский Як-130 недавно был показан на авиасалоне в Ле Бурже. Данный самолет уже успели заказать ВВС Белоруссии, Бангладеш, Вьетнама и Сирии. В то же время южнокорейский T-50 (не надо путать с российским истребителем 5-го поколения) хотят заполучить индонезийские военные, интерес к этой машине проявили даже в США. Какие же перспективы на международном рынке вооружений ждут их китайского аналога?
В первую очередь данный самолет сложно назвать полностью китайским. Во внешнем его облике при желании можно рассмотреть сходство с российским Як-130, и это сходство не является случайным: по некоторой информации, еще в начале 2000-х годов компания HAIG сотрудничала с ОКБ «Яковлева», а китайские инженеры имели доступ к российской технической документации. Помимо этого, на самолет LJ-10 ставятся турбореактивные двигатели, выпуском которых занимается запорожский завод «Мотор Сич»: это практически те же самые АИ-222-25, которые ставятся на Як-130, за исключением того факта, что для российского УБС они выпускаются на территории России, а для НОАК «Мотор Сич» поставляет версию двигателя, оснащенного форсажной камерой.
Официальные летно-технические характеристики учебного самолета LJ-10 пока что не раскрываются. Но по информации The Military Today, он отличается от самолетов Як-130 и T-50 меньшей максимальной взлетной массой (9,5 тонн против 10,3 и 12,3 тонн соответственно) и, предположительно, существенно меньшим радиусом действия (550 км. против 1000 и 950 км. соответственно).
Также эксперты отмечают тот факт, что корейский T-50 и китайский LJ-10 обладают максимальной скоростью более 1,4 Маха, в то время как создатели Як-130 намеренно отказались от использования силовой установки с форсажными камерами: российский самолет может преодолеть скорость звука, но он не предназначен для совершения длительных полетов на сверхзвуковой скорости. В свое время в интервью журналу «Авиация и Время» Аркадий Гуртовой, являющийся заместителем гендиректора ОКБ «Яковлева» отмечал, что «в процессе подготовки новых летчиков и боевой работы легкого учебно-боевого самолета сверхзвуковая скорость играет очень несущественную роль», поэтому для удешевления самолета было принято решение ограничить его максимальную скорость в 1050 км/ч.
По мнению Аркадия Гуртового, Пекин намеренно «ускорил» свой LJ-10 по требованию военных, которые хотели видеть в нем полноценный боевой самолет, но такой подход достаточно сложно считать обоснованным. В любом случае, на основе российского Як-130, в случае возникновения необходимости, также можно создать сверхзвуковой самолет. Об этом заявлял не только представитель ОКБ Яковлева, но и представители авиастроительная корпорация «Иркут».
Перспективы китайского самолета LJ-10 на международном рынке вооружений определит лишь его конечная стоимость и удобство для главной его функции – обучения новых пилотов. В качестве главных потенциальных покупателей Hongdu рассматривает не только африканские государства, но и Пакистан, Венесуэлу, Египет, Боливию, Мьянму, и другие страны, которые уже обучают своих военных летчиков на китайских учебно-боевых самолетах предыдущего поколения – JL-8.
В прошлом году китайские авиастроители говорил о том, что им удалось создать наиболее дешевый самолет в своем классе – его ориентировочная стоимость составляла 10 миллионов долларов. Таким образом, JL-10 может быть дешевле и корейского T-50 (стоит до $30 миллионов) и российского Як-130 ($15 миллионов). Но с полной уверенностью говорить о такой цене можно будет лишь после начала поставок серийных машин.
Источники информации:
-http://rus.ruvr.ru/2013_07_02/Kitajskie-voennie-pokazali-pervij-serijnij-jekzempljar-konkurenta-JAk-130-7897/
-http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/4521-ychebno-boevoi-samol.html
-http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/2869
-http://ru.wikipedia.org
topwar.ru
130 — «маленький ужас, которого стоит бояться NАТО» : sell_off
На сингапурском авиасалоне обширный интерес со стороны иностранных делегаций вызвал российский учебно-боевой самолет Як-130. Как стало известно «Ленте.ру», уже ведутся переговоры с Лаосом о приобретении 20 самолетов с дополнительным оборудованием, вооружением, запчастями и организацией подготовки пилотов и техников.
В прошлом году «маленьким ужасом», как прозвали Як-130 американские аналитики, всерьез интересовались и другие южноазиатские государства. По их поставкам шли переговоры с Шри-Ланкой, а в Бангладеш и вовсе уже отгрузили большую часть самолетов по контракту на 16 машин.
Заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов рассказывает:
«Наши с учебно-боевые самолеты сопоставимы сегодня своими показателями с самолетами любых зарубежных стран, в первую очередь США, Великобритании, Германии и других развитых государств. Их качество значительно лучше, чем было 20-30 лет назад. Мы имеем собственный промышленный задел, технологии и возможности конкурировать с кем угодно. А в отдельных моментах мы и сегодня впереди Европы.
Кроме того, более выигрышно наши самолеты смотрятся с позиции цена-качество. В комплексе Як-130 остается конкурентоспособным и привлекательным для иностранных заказчиков. Мы занимаем передовые позиции в создании автоматизированных систем высокого уровня, но при этом достаточно простых в эксплуатации и управлении.
Кроме того, сегодня мы поставили на Як-130 полностью электронную систему отображения информации в кабине пилота, сделали так называемую стеклянную кабину. Она модернизирована таким образом, что программа может легко прошиваться для любого вида авиационной техники.
Если обучается пилот-транспортник, то у него должен быть менее маневренный самолет. Соответствующие задачи заносятся в программное обеспечение комплекса управления, и Як-130 превращается в транспортник.
Например, он может научиться управлять американским военно-транспортным самолет С-130 с тех же приборных досок.
Или перестраиваться под вариант истребителя, который работает по перехвату воздушных целей, например F-16. Приборные системы будут адаптивно скоррелированы по управлению, по нагрузкам, по приборам, которые будут показываться на дисплеях, идентично самолетам F-16. И летчик, обучающийся на Як-130, получат навыки, как на F-16. Психология управления полету будет складываться аутентичная тому самолету, который он потом будет осваивать через год-два. Это может быть также и Су-27 или Су-30.
Мы эту технологию одни из первых уловили и уже на практике использовали. В других странах или находятся рядом с ними или еще не дошли до них.
В условиях боевых действий Як-130 может использоваться как легкий штурмовик или истребитель ближнего боя. Он может работать против вертолетов, нескоростных и транспортных самолетов, легкой авиации. А может использоваться и против F-16, но только в ближнем бою. Или же на небольшом расстоянии километров в 8-10.
Як-130 – многофункциональная машина. Он может использоваться как штурмовик и нанести удар по наземным целям, поразить танк, бронемашину, легкое укрытие или командный пункт. Сегодня это не просто самолет, кусок железа, а авиационный комплекс. Он может противодействовать и современным истребителям. Допустим, если будет идти три F-16, и взлетит эскадрилья Як-130, очевидно, что эскадрилья разгонит эту троечку и даже 1-2 может сбить. На сегодня, Як-130 – наш воздушный козырь».
У Як-130 под каждым крылом имеется три точки подвески. Это значит, что его боевая нагрузка достигает трех тонн, и он может нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки.
На концевой части крыльев есть еще две точки крепления для ракет класса «воздух-воздух» и устройств выброса пассивных помех, которые сбивают с боевого курса ракеты противника с тепловой системой самонаведения. Но и это еще не все. Под фюзеляжем Як-130 можно закрепить мощную 23-миллиметровую пушку.
Последние фотографии показывают очередной этап усовершенствования этого самолета до уровня настоящей боевой машины. На «Яках» с российскими опознавательными знаками видна характерная «шишка» в носовой части кабины. Это может быть лазерный дальномер ЛД-130 с телекамерой, предназначенный для опознавания целей и увеличения точности бортового вооружения.
Еще один вариант в совершенствовании Як-130 – штанга для дозаправки в воздухе, что позволит увеличить боевой радиус действий при выполнении наступательных задач.
Полностью вооруженный и заправленный Як-130 весит 10 300 килограммов. Это чуть больше половины максимальной взлетной массы F-16, который является основным многоцелевым истребителем ВВС США и многих американских союзников.
Если на Як-130 подвесить две двухсоткилограммовые бомбы, пушку и пару топливных баков, его максимальный боевой радиус составит почти 700 километров. Это весьма солидный показатель по сравнению с F-16, который с двумя 900-килограммовыми бомбами, двумя ракетами AIM-9 Sidewinder и парой подвесных топливных баков будет иметь радиус 1 350 километров.
Дозвуковой Як-130 принадлежит к семейству самолетов, которые называют учебно-боевыми. Такие машины дают возможность обучаемым ознакомиться с передовой техникой и технологиями до того, как они сядут за штурвал настоящего боевого истребителя.
ВВС США, со своей стороны, хотят закупить 350 новых учебных самолетов взамен безнадежно устаревших T-38 Talon. В военно-воздушных силах эта многомиллиардная программа получила название T-X.
Но Як-130, в отличие от обычного учебного самолета, является также боевым и может совершать реальные боевые вылеты.
Для ВВС небольших стран, таких, как Белоруссия, Як-130 является малобюджетной боевой машиной, в отсутствие которой им бы пришлось закупать дорогостоящие многоцелевые истребители. Отказавшись по причине дороговизны от истребителей Су-27 и избавившись от штурмовиков Су-24, Белоруссия попала в такое положение, когда ей срочно понадобилось укрепить свой парк боевой авиации.
Маленький и проворный, однако способный наносить болезненные удары Як-130 также весьма полезен в противопартизанской и асимметричной войнах.
После войны во Вьетнаме учебные самолеты нашли свою нишу, выполняя боевые задачи в противоповстанческих и противопартизанских операциях. В этом весьма заинтересован Алжир, который давно уже ведет военную кампанию против исламских экстремистов.
Находящиеся в составе алжирских ВВС Як-130 дополняют более тяжелые машины Сухого и взаимодействуют с модернизированными ударными вертолетами Ми-24.
Як-130 был разработан в ОКБ имени Яковлева, которое когда-то занимало ведущие позиции в создании истребителей. В 2008 году это конструкторское бюро купила корпорация «Иркут», в связи с чем производство самолета было перенесено на восток России.
Работа по созданию нового учебного самолета для российских ВВС (тогда это были советские военно-воздушные силы) началась в 1990 году, и к середине 90-х Як-130 начал конкурировать с МиГ-АТ ОКБ Микояна. В апреле 1996 года опытный образец Як-130 начал летные испытания, но Россия лишь в 2002 году отдал предпочтение этой машине, отказавшись от МиГ-АТ.
За первое десятилетие нового века Россия построила четыре прототипа Як-130.
Российские ВВС в 2005 году разместили первый заказ на 12 таких самолетов. На вооружение они стали поступать в начале 2010 года. На следующий год ВВС России заказали еще 55 Як-130.
Производители к настоящему времени поставили все заказанные машины, и сейчас они используются на аэродромах двух учебных авиационных центров. Конструкторское бюро им. Яковлева создает еще дюжину самолетов в упрощенной версии для демонстрационных полетов.
Следующим заказчиком может стать российский военно-морской флот, намеревающийся использовать Як-130 для подготовки летчиков палубной авиации на созданной недавно береговой тренировочной базе. Будущее у Як-130 в России кажется многообещающим, ибо Министерство обороны до 2020 года хочет получить еще как минимум 150 таких машин.
Турбореактивный двигатель АИ-222-25 производится в России, но является результатом сотрудничества с украинской компанией «Прогресс». Когда Россия в феврале 2014 года вторглась в Крым, Украина прекратила военное сотрудничество с Кремлем.
Непонятно, отразится ли это решение на производстве двигателя.
«Иркут» деятельно обхаживает потенциальных иностранных заказчиков. Первым оказался Алжир. В 2000-х годах сотрудничество между двумя странами пережило непростой период большой турбулентности, так как Москва пообещала Алжиру более новые самолеты, чем реально поставила. Однако «Яки» оказались весьма успешным приобретением.
Первые самолеты из партии в 16 машин поступили в Алжир в конце 2011 года. Подобно алжирским истребителям Су-30MKA, маленькие Як-130 оснащены изготовленными на заказ западными приборами для кабины.
Попытка продать Як-130 Ливии потерпела неудачу, когда эта страна погрязла в пучине гражданской войны. А другая война — в Сирии — свела на нет планы поставок «Яков» Дамаску. Но поскольку отношения между Москвой и Западом продолжают ухудшаться, Россия заявляет, что поставки Як-130 в Сирию могут возобновиться.
Белоруссия купила четыре Як-130 в конце 2012 года, а поставки начались в апреле 2015 года. «Иркут» надеется, что следующим покупателем «Рукавицы» станет Бангладеш. Плановые поставки 16 самолетов должны начаться в будущем году.
Бангладеш не испытывает недостатка в учебных самолетах, и вполне возможно, что Як-130 будет предназначен для противоповстанческой борьбы — либо же будет выполнять и учебные, и боевые функции.
Большинство стран, рассматривающих вопрос о приобретении Як-130, хотят видеть в нем не только учебный самолет, но и легкую боевую машину, предназначенную, среди прочего, для противоповстанческих действий. Среди таких стран Армения, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Мьянма, Никарагуа, Уругвай и Вьетнам.
Як-130 хорошо зарекомендовал себя в качестве учебно-боевой машины, обладающей полезными качествами для ведения противопартизанских войн типа тех, которые ВВС США вели в Афганистане, Ираке и Сирии.
США ни в коем случае не будут покупать Як-130 для своей программы T-X. Но ВВС могут воспользоваться другой возможностью.
Итальянский M-346 Master это тот же Як-130, но под другим названием. Он очень похож на российскую учебно-боевую машину благодаря сотрудничеству между ОКБ им. Яковлева и итальянской фирмой Aermacchi, которое они осуществляли в начале 1990-х.
Aermacchi немного уменьшила Як-130, поставила на нем новую цифровую электродистационную систему управления и современную кабину с дисплеями. К концу 1990-х годов российские и итальянские партнеры расстались, но получившийся в результате M-346 многим обязан продукту бюро Яковлева.
Российская компания получила много миллионов долларов за чертежи самолета, которые она передала Aermacchi. Сегодня M-346 участвует в конкурсе и является одним из претендентов на заполнение ниши учебных самолетов ВВС США.
В лучшем случае, у него шансы аутсайдера, особенно сейчас, когда бывший американский партнер Aermacchi компания General Dynamics отказалась от итальянского планера. Однако M-346, предложенный Америке под названием Т-100, нашел покупателей в Сингапуре, Польше и Израиле.
Самый показательный момент заключается, наверное, в том, что Израиль решил отдать предпочтение M-346, чтобы готовить летчиков на F-35 Lightning II. Италия также будет обучать будущих пилотов F-35 Lightning II на M-346. По сути дела, у них же самые требования, которые ВВС США изложили в своей программе Т-Х.
В этом есть определенная доля иронии. Не исключено, что российские и американские летчики, которым суждено летать на самолетах пятого поколения Т-50 и F-35, будут учиться почти на одинаковой машине.
источники
http://rueconomics.ru/162993-vozdushnyi-kozyr-rossii-eskadrilya-yak-130-legko-razgonit-tri-f-16
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/russias-lethal-yak-130-fighter-the-tiny-terror-nato-should-13782
http://inosmi.ru/russia/20150907/230132983.html
http://www.yak.ru/prod/new_130.php
Вот еще продолжим тему авиации и самолетов: кто то вот утверждал, что Военная операция в Сирии для России обходится слишком дешево, а вот из истории Нападение американцев на аэродром Сухая речка. Вспомним еще про Хронику пикирующего Ил-96 и про удивительное Летающее крыло. Вот история про Эффект Полякова — как сбивали американцев и ответ на вопрос Что такое синхроптер. Был такой Самолет на газу и даже Атомный самолет и Демонстрация изменения подхода к организации обороны страны.
116 total views, 116 views today
sell-off.livejournal.com