Содержание

Самолёт Ту-22 — стратегический бомбардировщик

Ту-22М с крылом изменяемой стреловидности, новыми и экономичными двигателями, позволяющими намного увеличить дальность, используется на протяжении более трёх десятков лет как стратегический бомбардировщик и ударно-разведывательный самолёт ВМС. Заложенный в него потенциал позволяет ему оставаться важным элементом в ВКС России.

История создания дальнего бомбардировщика

В 1959 году А.Н. Туполев приступил к разработке проекта Ту-22М. Генеральный конструктор создал машину с крылом изменяемой геометрии, дающим возможность значительно сократить расход топлива на основных режимах полёта. Также была сохранена система вооружения предшественника Ту-22 – ракета Х-22, как основной вид вооружения, но с возможностью подвески ещё двух таких  ракет при боевых действиях на меньшую дальность.

Ту-22

Опытный образец Ту-22МО впервые был испытан в воздухе в конце августа 1969 года и до 1972 года было выпущено ещё девять предсерийных машин. Но, экономичность двигателей НК-144-22 оказалась явно недостаточной и уже серийный

Ту-22М1 оснастили другими силовыми установками – двигателями НК-22, развивавшими тягу на 10% больше, чем НК-144-22. На этом этапе в конструкции были убраны крыльевые гондолы шасси, размах крыла стал больше и внедрены различные усовершенствования.

После множества доработок в серию пошёл образец Ту-22М2, в период с 1972 по 1983 год  было выпущено 211 таких машин. В строевые части в начале 1983 года поступил Ту-22М3 с изменённой формой воздухозаборников, усиленной конструкцией крыла и силовой установкой НК-25. На вооружении кроме ракеты Х-22 появилась вращающаяся установка с ракетами Х-15П, самолёт был приспособлен для боевых действий на малой высоте и совместной работе с самолётами ДРЛО.

Ту-22

Конструкция бомбардировщика Ту-22

Аэродинамическая схема Ту-22 представляет собой планер с низкорасположенным крылом изменяемой геометрии и мощным вертикальным хвостовым оперением с поворотным стабилизатором. Крыло с высокой степенью механизации оснащено трёхсекционными предкрылками, закрылки размещены на центроплане и консолях, интерцепторы с тремя секциями работают как элероны, управляя машиной по крену.

Ту-22

Гидравлическая система с ЭДУ поворачивает крыло на фиксированные положения от 200 до 600 через каждые 10 градусов и на крайний угол поворота в 650. Отрицательное влияние воздухозаборников с воздушными тоннелями и центроплана на аэродинамику вертикального оперения при больших углах атаки удачно компенсировали установкой форкиля больших размеров.

Кабина пилота на самолёте Ту 22М3

Кабина экипажа у Ту-22М3 значительно комфортнее и эргономичнее, чем у предшественника Ту-22

. Планировка мест осталась прежней – впереди командир и правый пилот, сзади штурман и оператор. Каждый член экипажа размещается в катапультном кресле КТ-1М, покидание осуществляется вверх, лицом против потока.

Ту-22 кабина пилота

Несколько уменьшилась площадь остекления фонаря, чтобы блики не мешали следить за показаниями приборов. Комплексная система кондиционирования воздуха поддерживает внутри кабины комфортные условия для работоспособности всех пилотов.

Шасси самолёта трёхопорное, передняя стойка управляемая, основные стойки состоят из трёхпарных тормозных колёсных тележек. В полёте стойки убираются внутрь корпуса самолёта, основные перпендикулярно полёту, носовая – назад по полёту.

На Ту-22М3 установили новую радиолокационную станцию и улучшенный прицельный комплекс, двигатели оснастили современной электронной системой управления. Электронное управление получили новые бесщёточные генераторы в системе электроснабжения. Заменены свинцовые аккумуляторы на кадмиево-никелевые  батареи, что повысило качество электропитания и надёжность электроники.

Ту-22 компоновочная схема

Тактико-технические характеристики

  • Длина самолёта – 42,46 м
  • Высота – 11,05 м
  • Размах полностью выпущенного крыла – 34,3 м
  • Размах сложенного крыла – 23,4 м
  • Бомбоотсек: ширина – 1,8 м; длина – 7 м
  • Максимальный взлётный вес – 124 т
  • Боевая нагрузка – 21 т
  • Запас топлива – 53,5 т
  • Силовая установка – 2 Х ТРДДФ НК-25
  • Максимальная тяга на форсаже – 25000 кгс
  • Максимальная скорость на высоте – 2300 км/ч
  • Максимальная скорость у земли – 1050 км/ч
  • Крейсерская скорость – 900 км/ч
  • Длина взлётной дистанции – 2100 м
  • Длина посадочной дистанции – 1300 м
  • Скорость на взлёте – 370 км/ч
  • Вооружение – три ракеты
    Х-22
    или 21 тонна бомб, половина из которых размещена на подкрыльевых пилонах, остальные внутри бомбоотсека. В фюзеляже вместо бомб допускается размещение вращающейся установки для шести ракет Х-15. В хвосте концевой части фюзеляжа под килем расположена дистанционно управляемая спаренная пушка ГШ-23

Ту-22

Интересные факты

  • В годы «холодной войны» авианосные корабли стран НАТО больше всего боялись атак Ту-22, недаром их прозвали «убийцами авианосцев».
  • В ходе военных действий в Афганистане Ту-22М3 ограниченно использовались в самом конце войны при выводе войск.
  • На территории Чечни Ту-22М3 участвовал в отдельных операциях для более точной наводки штурмовиков на цель с помощью ОСАБ.

Ту-22

  • В грузино-осетинском конфликте 2008 года
    Ту-22М3
    уничтожали живую силу и наносили бомбовые удары по складам и аэродромам, располагавшимся в Кодорском ущелье.
  • После того, когда в ходе этой войны был сбит в одной из операций Ту-22М3, командование решило больше не применять эти самолёты.
  • В ноябре 2015 года четырнадцать Ту-22М3 приняли участие в боевых действиях российских ВКС в воздушном пространстве Сирии.
  • Ту-22М3 принял участие в съёмках фильма «Особенности национальной охоты», а в фильме «Все  страхи мира» есть сюжет атаки этого самолёта на авианосец.

Ту-22

Видео Ту-22М3: проход на малой высоте

Видео Ту-22М3: взлёт, оторвалось колесо

Видео Ту-22М3: посадка

aviarf.ru

«Убийца авианосцев» дальний бомбардировщик Ту-22М3

Подробности
Категория: Самолеты
Опубликовано: 13.01.2018
  1. Общее описание
  2. История создания
  3. Т-22М2
  4. Что нового в Ту-22М3
  5. Технические характеристики
  6. Тактика ведения боя против АУГ
  7. Перспектива на 2020 год

Модернизация 2014-2020 гг. самолётов дальней авиации Ту-22М3 для ВМФ и ВКС России – оборонная необходимость сегодня. Он предназначен для широкого круга боевых задач, основной из которых по-прежнему является защита от авианосных ударных группировок (АУГ). Добавляется и защита сухопутных границ всех направлений. Модель Ту-22М3Р – дальний разведчик с мощной РЭБ. Новый Ту-22М3 обладает высокой скоростью 2300 км/ч, может быть вооружён всеми типами прежних ракет Х-15, Х-22, Х-32, Х-55, Х-555, Х-57. А появление в небе Сирии Ту-22М3 с ракетами Х-101 – это глобальное политическое событие, изменившее расстановку сил на планете.

С 2015-го больше всего на Западе боятся «Калибров» с обычным 400-килограммовым боезарядом Х-101 и ядерным 350 кт Х-102, которые демонстративно для НАТО применены в Сирии. Калибры Х-101 вдвое превосходят американские «Томагавки» по мощи и дальности и несравнимы в преодолении противоракетной обороны (ПРО). Ту-22М3 ВКС РФ с высоты 10 км удивили точными попаданиями по целям обычными бомбами. Это стало возможным благодаря системе прицеливания СВП-24-22. Пугают и совершенно новые разработки, которые появятся в ближайшие несколько лет – это гиперзвуковые ракеты «Циркон» со скоростью 8 Маха. С новым вооружением Ту-22М3 становится стратегическим и почти неуязвимым. А «Цирконами» будут вооружены и перспективные авиационные комплексы дальней авиации (ПАК ДА).

 

Место Ту-22М3 в истории дальней авиации

Всё началось с того, что при создании дальней авиации учитывался опыт Корейской войны 1950-1953 гг. На практике конфликта были выявлены проблемы турбовинтовых дозвуковых машин, уступивших реактивным. Так, 11 апреля 1951-го в «Чёрный четверг» американцы потеряли за один воздушный бой 25 самолётов В-29, грозных и значимых, которые бросали в 1945-м бомбы на японские города и готовились повторить то же самое над тремя сотнями советских городов. Медленные В-29 были сбиты в Корее скоростными МиГ-15. Это событие ускорило в СССР появление реактивного дальнего бомбардировщика Ту-16, разработки Дмитрия Маркова, главного конструктора КБ Туполева, этот самолёт наши военные увидели 27 апреля 1952-го. Через 5 месяцев Ту-16-е уже серийно строились на Казанском Авиазаводе. 

С появлением в 1953-м тяжёлых бомбардировщиков Ту-16 началась новая эра дальней авиации (ДА). В то время они могли нести одну 9-тонную бомбу или две противокорабельные ракеты. Дозвуковая скорость 900 км/ч не могла устроить ВВС СССР и работы над созданием стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков не прекращались. Доставка ядерной бомбы уже не была основной задачей, кругозор военных ширился. После событий 1959-го на Кубе, куда США направило для «Морской блокады» 24 АУГ, руководству страны ещё сильнее захотелось получить сверхзвуковые ракетоносцы, чтобы как можно быстрее настичь врага на дальности 3 000 км и нанести ему сокрушительный удар. 

Незадолго до этого, в феврале 1958-го, опытный образец Ту-22 был создан. Была спешка, машина с ракетой Х-22 была принята на вооружение, но не доработана. Из-за слабых двигателей требовался целый полк, чтобы донести достаточное количество противокорабельных ракет. В угоду скорости сократилась дистанция полёта, в отличие от Ту-16, у Ту-22, разработки того же Дмитрия Маркова, она получилась на 1000 км меньше. Высокая посадочная скорость 300 км/ч вынуждала садиться только на бетонную полосу первого класса длиной 2700 м. Катапультные кресла экипажа выстреливали вниз, это было опасно для жизни, т.к. с высоты 250 м не раскрывались парашюты. Плохим получился обзор из кабины и управление полётом. В 1962 г. государственная комиссия заказала модернизацию Ту-22 из-за недоработок и высокой аварийности, переходившей порой в трагедии. 

Ту-22

В это время в КБ пришёл талантливый выпускник Московского Авиационного Института Александр Пухов, попавший под начало к выдающимся конструкторам Дмитрию Маркову, Сергею Егеру и к Туполевым, сыну Алексею Андреевичу и отцу Андрею Николаевичу. Ту-22М появился в замыслах старшего Туполева как подмена неудачному Ту-22, прежнее имя самолёта осталось, чтобы получить новый заказ, т.к. на модернизацию проще согласиться, нежели на создание неизвестного нового. Утром одного из рабочих дней Алексей Андреевич Туполев зашёл в кабинет и попросил юного сотрудника Пухова, – «Саша, погляди, вот Андрей Николаевич так видит компоновку 45-го». Сорок пятым называли Ту-22М. И на оборванной бумажке в 7х15 см был изображён общий вид с изменяемой стреловидностью, он протянул эскиз и попросил прорисовать. К вечеру того же дня в чертежах был прорисован внешний вид Ту-22М. С этого чертежа и началась талантливая деятельность будущего главного конструктора Ту-22М3.

15 декабря 1965-го главнокомандующий СССР Малиновский передал Л.И. Брежневу разведывательную информацию дальней авиации, где указывалось об обнаружении в Японском и Норвежском морях подлодок США типа «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами «Поларис» средней дальности 2000 км. Военно-воздушные силы заказали модернизацию разведывательного Ту-22, военно-морская авиация просила вооружить их крылатыми Х-22 для уничтожения субмарин и заодно увеличить дальность полёта. Системное проектирование привело к созданию ударного авиационного комплекса Ту-22М с 2-мя двигателями, перенесенными с киля в фюзеляж. В прежнем Ту-22 было 3 лётчика, располагавшиеся друг за другом, в Ту-22М впереди было 2 лётчика рядом, за ними ещё 2 человека, штурман и оператор.

Катапультирующие кресла установили с выстреливанием вверх, а главное, в конструкции появились крылья изменяемой стреловидности, что позволило на крейсерской скорости достигать сверхзвука и снизить посадочную скорость. В США уже появился F-111 с вдвое меньшей бомбовой нагрузкой, а появление американского В-1 туполевцы опередили на 5 лет. В 1969-м в США узнали о существовании Ту-22М, в 1970-м их спутник-разведчик сфотографировал внешний вид авиакомплекса. В НАТО его обозначили под прозвищем «Backfire» (Обратный огонь), то ли за пушку ГШ-23 сзади, то ли за 15-метровыю струю газов, напоминающую кометы в космосе, и занесли Ту-22М в книгу «Рекордов Гинеса» в качестве самого быстрого бомбардировщика. В 1970-м выпущена 1-я партия Ту-22М0, не удовлетворившая военных.

Ещё 9 самолётов построили в модификации Ту-22М1 с более мощными двигателями, тягой 20 т, они тоже не годились, т.к. не достигалась ни скорость в 2 Маха, ни минимальная стратегическая дальность полёта 5 600 км. И наконец, лётчиком-испытателем Веремеем в воздух был поднят Ту-22М2, комплекс обрадовал всех, дальность полёта достигла 5000 км, в носовой части стоял и дозаправщик. В июне 1974-го лётчик Подчинёнов сбросил с Ту-22М на Полтавском полигоне 21 т фугасных 500-килограмовых бомб по танкам-мишеням, превратив их при Брежневе в крошево. В августе 1976-го Ту-22М2 принят на вооружение в ДА и ВМФ. Новый бомбардировщик-ракетоносец устойчиво совершал полёт, легко управлялся, быстро набирал высоту. Высоко оценены обзор из кабины, у полностью автоматизированного «дальника» насчитывалось 20 бортовых вычислительных систем, стоял прицельный комплекс и имелось большое вооружение на 22 т.

Ту-22М

class=»eliadunit»>

Ту-22М2

Новый комплекс дальней авиации вызвал тревогу на Западе. Так, 14 мая 1976 года, после учебного полёта из Москвы на Дальний Восток и обратно на Ту-22М2 с одной дозаправкой в воздухе – 7000 км, на переговорах по СНВ-2 представители США подали ноту протеста и включили в свой список этот самолёт как стратегический. Правда, за неимением военных баз по всему миру как в НАТО, он недотягивал до этих показателей, полноправным стратегическим представителем являлся только Ту-160, появившийся позже, в 1981 году. Не сумевшие успокоить американцев, советские дипломаты, возглавляемые Громыко, согласились после бесплодных дискуссий и включили Ту-22М и в свой перечень, с условием, что таковыми считаться будут лишь те, что оборудуются дозаправочными штангами. Штанги сняли, и полёты больше не беспокоили военных США. А вот чтобы улучшить имевшиеся тактико-технические характеристики (ТТХ) на Ту-22М2, Дмитрий Марков решил установить не 22-тонные двигатели, а 25-тонные и довести стреловидность до 65 градусов – таким стал Ту-22М3 в июне 1977-го, обладавший уже долгожданной скоростью 2000 км/ч.

Ту-22М2

Изменения в Ту-22М3

В модели Ту-22М3 изменилась геометрия воздухозаборников и носовой части. Стало возможным нести 3 единицы 4,5-тонных сверхскоростных (1000 м/сек) Х-22 и в бомболюке вместить 6 сверхзвуковых Х-15 с дальностью 300 км, ещё 4 таких же ракеты можно было подвесить под крылья. В бомбардировочном положении можно было нести 24 т смертоносного груза. Четвёрка самолётов накрывала 70 га земной поверхности. В 1984-м в Афганистане Ту-22М3 бомбили вражеские базы в горах и минировали караванные пути из Пакистана. С целью лишить боевиков финансирования, на изумрудные шахты моджахедов сбрасывали 1,5 и 3 тонные бомбы. Спасаясь от переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК), Ту-22М3 проходили горы на сверхзвуке, в остальных случаях в них не позволяла попасть высота 10 – 13 км.

В 1992 году умер Дмитрий Марков, созданием Ту-22М2 сделавший прорыв в авиастроении. В декабре 2000-го главным конструктором стал А. Пухов, ведущий компоновщик этих машин, начиная с 1970-х, который сегодня довёл могучий комплекс 4-го поколения Ту-22М3 до совершенства.

Тактико-технические характеристики Ту-22М3 

  • Экипаж – 4 чел.
  • Масса — 68 т.
  • Максимальный взлётный вес 126 т.
  • Масса топлива — 53,5 т.
  • Стреловидность 20 – 65 градусов.
  • Боевая нагрузка бомбардировщика до 24 т.
  • Вооружение ракетоносца: пушка ГШ-23Л, бомбы ФАБ и КАБ от 100 до 3000 кг, 3 крылатые противокорабельные ракеты Х-22, 10 УР «воздух-поверхность» Х-15.
  • Двигатель — НК-25
  • Максимальная тяга в бесфорсажном режиме — 2х14500 кгс
  • Максимальная тяга на форсаже — 2х25000 кгс

Летные характеристики

  • Максимальная скорость — у земли 1050 км/ч, 2300 км/час.
  • Крейсерская скорость — 930 км/ч
  • Максимальная высота полёта 13,3 км.
  • Радиус боевого применения до 2400 км.
  • Перегоночная дальность 7000 км.
  • Взлетная скорость — 370 км/ч
  • Длина разбега — 2100м

Тактика противокорабельного боя с АУГ

Семь Ту-22М3 на большой скорости и в сопровождении истребителей прикрытия, самолётов-разведчиков и постановщиков помех А-50 или А-100, начинают атаковать АУГ. Одна Х-32 создаёт пробоину более 20 кв.м., две-три ракеты уничтожают авианосец, а одной хватает потопить подлодку, эсминец или фрегат.

 

Перевооружение 2017-2020

Вместо Х-22 в 2016-м принята Х-32 с защитой от радиопомех. Вместо Х-55 и Х-555 появились Х-101 и Х-102, в перспективе гиперзвуковые ракеты «Циркон». Безупречную точность бомбометания обеспечивает прицельно-вычислительная система СВП-24-22 2012 года, которая позволяет применять с одинаковым результатом даже бомбы времён ВОВ. Ту-22М3 меняет свою бортовую РЛС и мониторы, вооружена РЭБ последнего поколения.

P.S. Из 268-ми построенных Ту-22М3 осталось не более 170-ти самолётов, из них сегодня в РФ 30 в строю, которые планово модернизируются к 2020-му, остальные, забытые, смогут летать лишь после полного восстановления, и далеко не все.  

class=»eliadunit»>

tehnorussia.su

Ту-22М3 (Backfire) против авианосцев — Мастерок.жж.рф

Помните мы пару месяцев назад среди других интересных самолетов мы подробно рассматривали модификацию ТУ — 22. Blinder, а сегодня вот появилась новость по еще одной модификации ТУ — 22. Давайте почитаем:

Самолеты дальней авиации ВВС России Ту-22М3 привлекли к уничтожению морских целей. Как сообщил «Известиям» источник в главкомате ВМФ России, дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 успешно поразили учебные цели во время учений на Северном флоте. Теперь их вернут к выполнению одной из основных боевых задач для самолетов данного типа — это уничтожение с воздуха кораблей противника, в первую очередь авианосцев.

— Раньше эти самолеты были в составе морской авиации ВМФ. Но в 2011 году их передали в ВВС. Теперь «сухопутные» летчики стали выполнять морские задачи уже в новом качестве, — пояснил представитель в главкомате ВМФ.

При этом в Главном штабе ВВС «Известиям» пояснили, что под противокорабельные задачи будут заточены все имеющиеся на вооружении Ту-22М3 — около 40 машин.

— Фактически этот самолет и разрабатывался как «убийца авианосцев». Просто после распада СССР эти задачи отошли на второй план и вообще у флота авиация была как падчерица.

Напомним, что Ту-22М был создан в 1969 году, в разгар холодной войны с США, как носитель сверхзвуковой ракеты Х-22 («Ха»-22, а не «Икс»-22), предназначенной для поражения американских авианосцев. Для поиска массивного корабля на водной глади в ракету была встроена система самонаведения по радиоконтрастной цели. Через несколько лет ракету доработали для уничтожения наземных целей.

Однако до 2012 года противокорабельная функция самолетов практически не использовалась — последние стрельбы по морским целям проводились в 1989 году. Поэтому все летчики Ту-22М3, в том числе и те, кто перешел вместе с самолетами из ВМФ в ВВС, учатся «работать» по кораблям противника с нуля.

— До 2012 года у пилотов нашей авиационной группы не было даже теоретических навыков полета над морем. Мы отрабатывали удары только по наземным целям. Сейчас мы уже умеем ориентироваться и искать корабли противника. В апреле этого года отрабатывали пуски ракет Х-22Н по надводным целям, — рассказал «Известий» один из пилотов Ту-22М3.


По словам летчика, с начала 2012 года Ту-22М3 каждый месяц совершают учебное патрулирование над Японским и Баренцевым морями.

— В дальнейшем предполагается, что дальняя авиация будет работать против военно-морских целей противника комплексно и сразу всеми типами своих самолетов. Ту-22М3 будут охотиться за кораблями, а стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160 — уничтожать порты и военно-морские базы, — пояснил «Известиям» представитель главного командования ВМФ России.

По его словам, Ту-22М3 может обнаруживать и наносить удар по кораблям противника в радиусе 2 тыс. км от своего аэродрома, а Ту-95МС и Ту-160 с новыми крылатыми ракетами Х-101 смогут уничтожить даже хорошо защищенную военно-морскую базу противника на расстоянии до 10 тыс. км от места пуска. У надводных и подводных сил ВМФ такой возможности нет, если не считать ядерное оружие, которое в локальных конфликтах применяться не будет.

По мнению главного редактора профильного издания «Взлет» Владимира Щербакова, самолеты дальней авиации ВВС в несколько раз увеличат боевые возможности ВМФ России.

— В ВМФ СССР уничтожать корабельные группировки противника в дальней морской зоне должны были подводные лодки и ракетоносная авиация. Сейчас подводный флот значительно сократился и не может решать эти задачи. После передачи морских ракетоносцев из ВМФ в ВВС России бомбардировщики дальней авиации остались единственным элементом, который может решать эту задачу, — пояснил «Известиям» Владимир Щербаков.

По данным британского справочника Military Balance, на вооружении ВВС России сейчас находится 16 самолетов ТУ-160, 32 Ту-95МС (из них около 60 на хранении), а также 115 бомбардировщиков Ту-22М3, из которых способно летать только 40. (ссылка)

Посмотрим на этот самолет подробнее:

В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принимает решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. В ходе проработки возможных путей модификации ОКБ, основываясь на своих наработках, предлагает не ограничиваться только заменой двигателей, а провести дополнительные улучшения в конструкции и аэродинамике самолета.

В результате 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР П 534-187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолета и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками. Новая модификация Ту-22М получила официальное обозначение Ту-22МЗ.

Помимо применения НК-25, по предложению ОКБ провело следующие конструктивные мероприятия значительно изменившие самолет. Заменили воздухозаборники с вертикальным клином на воздухозаборники с горизонтальным клином. Увеличили максимальный угол отклонения поворотной части крыла до 65З, убрали в контур обтекателя гидравлические агрегаты узла поворота. Ввели новую удлиненную носовую часть фюзеляжа с измененной штангой топливозаправки. Заменили спаренную двухпушечную кормовую установку на однопушечную с улучшенной аэродинамической формой.

Облагородили съемные узлы, уплотнили щели, заменили обтекатели и т.д. Провели мероприятия по снижению массы пустого самолета: облегчили основные стойки шасси (перешли на другой тип колес, отказались от раздвижной системы средней пары колес), ввели облегченный стабилизатор и укороченный руль направления, конструкцию средней части крыла сделали неразъемной, перешли на титан в конструкции противопожарных перегородок и хвостовых стекателей, изменили тип теплоизоляции и герметиков, ниппельные стыки труб заменили на паяные, заменили гидронасосы и генераторы на более легкие, отказались от тяжелых и громоздких однофазных электромашинных преобразователей, перешли на более теплостойкие электропровода, облегчили агрегаты СКВ, элементы изготовлявшиеся штамповкой и литьем стали делать с минусовыми допусками. Все мероприятия по уменьшению массы, даже с учетом увеличившейся массы новых двигателей, должны были обеспечить общее снижение массы пустого самолета на 2300-2700 кг.

Важным отличием Ту-22МЗ от предыдущих модификаций стало использование в системе электроснабжения бесконтактных генераторов постоянного тока и интегральных гидромеханических приводов-генераторов переменного тока стабильной частоты, применение которых, помимо снижения массы агрегатов, позволило поднять надежность энергосистемы и качество бортового электропитания. Провели изменения в элементах навигационного комплекса. Рассматривали вопросы по расширению вариантов ударного вооружения и модернизации РЭП. В результате всех проведенных улучшений в конструкции самолета его летно-тактические характеристики наконец должны были достичь значений, соответствующих требованиям постановления 1967 года. Слаженная работа всех подразделений ОКБ и серийного завода позволила в кратчайшие сроки провести глубокую модернизацию самолета и подготовить к летным испытаниям первый опытный Ту-22МЗ, который совершил первый полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22МЗ с 1978 года запускается в серийное производство. До 1983 года Ту-22МЗ строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 года в серии идет только Ту-22МЗ. Всего на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО) построили 268 Ту-22МЗ. Серийное производство было завершено в 1993 г.


Кликабельно

Испытания первых Ту-22МЗ показали, что по своим летно-тактическим характеристикам самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2: максимальная скорость увеличилась до 2000-2300 км/ч, тактические радиусы действия — на 14-45 % в зависимости от режима полета. Суммарная боевая эффективность Ту-22МЗ возросла по сравнению с Ту-22М2 в 2,2 раза. Совместные государственные испытания Ту-22МЗ завершились в 1981 году и самолет был рекомендован к принятию на вооружение. С 1981 по 1984 годы самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями. Новые системы вооружения потребовали дополнительного времени на их доводку и испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22МЗ официально принимается на вооружение только в марте 1989 года.

Помимо основных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика вооруженного бомбами и ракетами Х-22М. ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся от базовых составом вооружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Еще в 70-е годы применительно к Ту-22М2 начались работы по оснащению самолета аэробаллистическими ракетами малой дальности типа Х-15. В 80-е годы эти работы увенчались успехом — Ту-22МЗ получил вариант ракетного вооружения с Х-15 на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках.

В декабре 1985 года начались летные испытания дальнего самолета-разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3. Новый разведчик предназначался для замены в строевых частях самолетов Ту-22Р. Самолет-разведчик, предназначенный для для действий на сухопутных и морских ТВД, оснащался современным комплексом разведывательного оборудования, который в сочетании с высокими летными качествами самолета-носителя, обеспечивал значительное увеличение эффективности воздушной разведки. В оборудование входили РЛС бокового обзора, размещенная в гондоле под фюзеляжем, система радиотехнической разведки, тепловизионная разведывательная система, а также средства фоторазведки. В 1989 году самолет-разведчик под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство. Построено или переоборудовано в разведывательный вариант из бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолетов. Аналогичным образом с 1994 г. модернизируется в самолеты-разведчики и часть бомбардировщиков Ту-22М2.

Для замены самолетов-постановщиков помех Ту-22ПД, в 70-е годы была предпринята попытка создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переоборудовали в постановщик серийный Ту-22М2. Самолет, получивший обозначение Ту-22МП, проходил испытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведенности комплекса РЭП. Как отмечалось выше, на Ту-22МЗ предполагалось устанавливать двигатели НК-32, тем самым улучшить его характеристики. Для испытаний новой силовой установки переоборудовали один из серийных Ту-22МЗ, но до установки новых двигателей дело не дошло, в дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и вооружения. В 1992 году ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22МЗ создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную для проведения широкого круга натурных летных аэродинамических исследований.

Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М в ОКБ прорабатывались несколько проектов модификаций и модернизацией самолета, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 ОКБ для авиации ВМФ подготовило техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М. Проект получил обозначение «45М». Согласно проекта, «45М» должен был оснащаться двумя двигателями НК-25 и по своей аэродинамической компоновке в какой-то степени напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение — две ракеты Х-45. Существовали проекты создания на базе различных модификаций Ту-22М дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного бороться не только с ударными самолетами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с самолетами ДРЛО, соединениями транспортных самолетов («рейдеры»), а также выполнять ударные функции.

Описание
КонструкцияОКБ им. А.Н.Туполева
ОбозначениеТу-22М3 («45-03»)
ТипМногорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик
Первый полет20 июня 1977
Принятие на вооружение1983
Объем выпуска268
Экипаж, чел4
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м42,46
Высота самолета, м11,05
Размах крыла, мx = 20 град34,28
x = 65 град23,3
Площадь крыла, м2x = 20 град183,57
x = 65 град175,8
Взлетная масса, кгмаксимальная124000
со стартовыми ускорителями126000
нормальная112000
Посадочная масса, кгмаксимальная88000
нормальная78000
Масса топлива, кг53550
Силовая установка
Число двигателей2
ДвигательДТРДФ НК-25
Тяга двигателя, кгсмаксимальная14500
форсажная25000
Удельный расход топлива на дозвуке, кг/кгс*час0,76
Летные данные (расчетные)
Скорость, км/ч (М=)максимальная2000-2300
макс. у земли1050
крейсерская930
взлетная370
посадочная285
Практический потолок, м13300
Дозвуковая дальность полета, км7000
Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, кмна сверхзвуковой скорости1500-1850
на дозвуковой скорости у земли1500-1650
на дозвуковой скорости по смешанному профилю2410
Длина разбега, м2000-2100 (370)
Длина пробега, м1200-1300
Вооружение
Крылатые ракеты1-3 Х-22М
Аэробаллистические ракеты10 Х-15
Бомбовая нагрузка, тнормальная12
максимальная24
Оборонительноепушка ГШ-23 23 мм

Настоящее Ту-22М3.

В строю ВС Российской Федерации находятся около 165 бомбардировщиков-ракетоносцев дальнего действия. Большая часть находится на длительном хранении. Еще 3 самолета имеется в ВВС Индии. Украинские Ту-22М3 были ликвидированы при выполнении Украиной обязательств по отказу от ядерного оружия.
Перспективное будущее – создание коммерческого проекта для вывода на орбиту малых спутников и другого оборудования, и создание перспективного проекта для вывода на заданную высоту новейших гиперзвуковых аппаратов.
Использование сегодня на вооружении Ту-22М3 возможно благодаря отработанной годами системе эксплуатации, в которую входит:
-обеспечение живучести – поставка техсредств, средств НО, ГСМ, ЗиП, боезапаса, дополнительных материалов для успешного проведения работ по обслуживанию и боевому применению самолета;
— радиотехническое обеспечение полетов в заданном районе;
— остальные виды обеспечения для поддержания самолета в полной боеготовности.

Ту-22М3 может быть передислоцирован с основной базы на оперативный аэродром, вооружение может быть перемещено в неснаряженном виде, внутри самолета. Снаряжение самолета на оперативном аэродроме выполняется с помощью мобильного оборудования обслуживания самолетов дальнего действия и техаптечек, которые используют ИТС при совершении перебазирования.

Это позволяет использовать Ту-22М3 в любом заданном районе.
Конструкторские работы по модернизации бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 практически никогда не прекращались.
Настоящие работы по продлению срока эксплуатации данных самолетов на ближайшие 25 лет являются работами по модернизации Ту-22М3.

источники
http://topwar.ru
http://www.testpilots.ru
http://nechtoportal.ru</div>


masterok.livejournal.com

Бомбардировщик Ту 22: история создания стратегического самолета, ТТХ (характеристики и посадочная скорость)

Бомбардировщик Ту-22 ПД — экспонат музея в г. Энгельс

Наш рассказ — о знаменитом военном самолёте Ту-22 (по кодификации НАТО самый первый самолёт — Blinder, последняя модификация — Backfire), первый полёт которого, состоялся шестьдесят лет назад. Он пережил несколько серьёзных модификаций, внешне изменившись до неузнаваемости. В новом М3 мало что напоминает самый первый самолёт семейства Ту-22, поднявшийся в небо в 1958 году.

Тип Стратегический бомбардировщик Ту 22 — самолет дальней авиации
Разработчик ОКБ им. А.Н.Туполева
Главные конструкторыС.М.Егер (Ту-22), Д.С.Марков (Ту-22М)
Первый полёт1958 (Ту-22), 1969 (Ту-22М)
Начало эксплуатации1962 (Ту-22), 1974 (Ту-22М)
Место сборкиКазанский авиазавод
Последняя модификацияТу-22М3М

Самолет Ту 22 «Шило» — история создания

Про Ту 22 Википедия пишет, что разработка проекта тяжёлого бомбардировщика Ту-22 была начата в 1955 году в КБ, которым руководил выдающийся советский авиаконструктор А.Н.Туполев. Самолёт должен был заменить устаревший бомбардировщик Ту-16 и в будущем составить костяк советской дальней авиации.

1957 — изготовлен планер прототипа будущего самолёта — изделия «105». Параллельно начаты работы по проектированию второй единицы — «105А». При проектировании впервые применено аэродинамическое «правило площадей». Впоследствии именно модель «105А» будет доводиться как Ту-22.

1958 — после установки двигателей на планер модели «105» начаты её статические испытания.

21.06.1958 — первый полёт опытного экземпляра самолёта «105 (командир экипажа — Ю.Т.Алаев).

1962 — до окончания государственных испытаний самолёт Ту-22 начал поступать в строевые части бомбардировочной авиации.

1965  КБ А.Н.Туполева приступает к глубокой модернизации самолёта Ту-22К с целью разработки нового тяжёлого бомбардировщика.

1967 — принято решение отказаться от модернизации Ту-22К и разрабатывать новый вариант проекта — «106Б». В дальнейшем он получил маркировку Ту-22М.

soldats.club

ТУ — 22. Blinder — Мастерок.жж.рф

Андрею Николаевичу Туполеву было 70 лет когда в 1958 г. Ту-22 (проект 105) впервые поднялся в небо. Как глава своего КБ Туполев руководил разработкой Ту-22, но команду проектировщиков возглавлял главный конструктор Дмитрий Марков. КБ Туполева было знаменито разработкой бомбардировщиков и других больших самолетов, чьи истоки берут начало от АНТ-4/ТБ-1 1925-го года. Четырехдвигательный бомбардировщик АНТ-6/ТБ-3 (1930 г.) был одним из самых больших самолетов в мире. Пятидвигательный АНТ-16/ТБ-4 (1933 г.) и восьмидвигательный АНТ-20 ‘Максим Горький’ (1934 г.) могли перевозить 36 и 72 пассажира соответственно. В 1937 г. АНТ-25 установил рекорд дальности беспосадочного полета совершив перелет из Москвы в штат Вашингтон. Ту-2 (АНТ-58) был основой советской бомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной войны. После 1945 г. Туполев разработал свою малоизвестную копию Б-29, названную Ту-4, которая привела к созданию реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом Ту-16. За ним последовали прототипы других реактивных бомбардировщиков. Так что остроносый Ту-22 был для Туполева не первым реактивным самолетом, но, несомненно, самым необычным.

Ту-22 и Ту-22М представляют собой класс средних бомбардировщиков, который практически отсутствует в ВВС США после 60-х годов. Хотя они проекторовались для выполнения стратегических задач с ядерным оружием, они не были предназначены для нанесение межконтинентальных ударов. Вместо этого они были предназначены для выполнения двух совершенно разных задач: нанесение ударов по стратегическим целям на Европейском и Азиатском театре военных действий (ТВД) и удары по американским авианосным группировкам.


Кликабельно 2000 рх

Ту-22 появился в самые холодные годы Холодной войны — в середине 50-х. Даже после смерти Сталина в 1953 г. и окончания Корейской войны отношения между двумя сверхдержавами оставались натянутыми. Обострение конфронтации было вызвано огромными изменениями произошедшими в самой природе современной войны. Появление ядерного оружия привело к революционным изменениям в вооруженных силах. СССР взорвал свою первую атомную бомбу РДС-1 в августе 1949 г. и четыре года спустя — первую термоядерную бомбу РДС-6С. Несмотря на мощь этого оружия, с его доставкой на место применения были серьезные проблемы. У США были действительно межконтинентальные бомбардировщики — Б-36 и новые Б-52, но в случае ядерной войны против Советского Союза, они продолжали зависеть от значительного количества средних бомбардировщиков Б-47, базирующихся в Европе. Великобритания также обладала существенными стратегическими бомбардировочными силами, которые составляли V-бомбардировщики. В дополнение, ВМФ США давал Западу еще один способ доставки ядерного оружия: самолеты с авианосцев.

Перед лицом этих огромным сил Советский Союз не обладал достаточно надежными средствами доставки своего ядерного оружия, даже внутриконтинентального радиуса действия против целей в Европе, таких как Американские и Британские бомбардировочные базы. Советские истребительные полки в Корее в 1950-51 гг. совершенно ясно показали, что поршневые бомбардировщики времен второй мировой войны, такие как Б-29, ничего не значат для современных реактивных истребителей. В то же время, самые боеспособные полки советской бомбардировочной авиации имели на вооружении устаревшие копии Б-52 — Туполевские Ту-4. Ту-4 фактически не годился на роль средства межконтинентальной доставки из-за его ограниченной дальности действия и отсутствием достаточного количества самолетов-заправщиков. В штабах разрабатывались головоломные планы захвата для Ту-4-х передовых баз США в Гренландии и на Алеутах при помощи подводных лодок нового типа — амфибийных , но эти планы не получили сколь либо серьезного продолжения. Сразу после окончания второй мировой войны И.В.Сталин основал три секретные организации, работающие под присмотром недремлющего ока зловещего Лаврентия Берия. Первый Главк занимался разработкой советской атомной бомбы, — программа, которая была выполнена гораздо быстрее, чем предполагали американские разведслужбы. Второй Главк под руководством Дмитрия Федоровича Устинова занимался разработкой платформ доставки ядерного оружия. И третий Главк был занят созданием защиты для Москвы и других ключевых городов от англо-американских бомбардировочных атак.

Второй Главк поддерживал по крайней мере четыре категории средств доставки. Его наиболее традиционные програмы заключались в разработке двух типов бомбардировщиков: среднего бомбардировщика для нанесения ударов по англо-американским базам в Европе и Азии , равно как и по американским авианосцам, и межконтинентального бомбардировщика для ударов по США. Третья программа была наиболее революционной — разработка баллистических ракет с ядерной боеголовкой, сначала с дальностью позволяющей наносить удары по целям на европейском ТВД и затем с дальностью, позволяющей достичь Америки. Четвертая программа — разработка стратегических крылатых ракет для нанесения ударов по США и другим странам. Эта четвертая программа и по сей день остается наиболее секретной и ее проекты, включая В-350 ‘Буря’ Лавочкина, РСС-40 ‘Буран’ Мясищева, Р-20 Ильюшина и Ту-121 ‘Объект С’ Туполева оказались неудачными.Первым успешным результатом этих усилий стал Туполевский Ту-16 — средний бомбардировщик, серийное производство которого началось в 1954 г. Этот очень удачный самолет долгое время служил основой советской дальней бомбардировочной авиации, сначала неся свободнопадающие бомбы, а затем и ракеты класса ‘воздух-поверхность’. Однако, в середине 50-х скорость оставалась главной защитой бомбардировщиков от атак истребителей. Хотя уже появились первые ракеты ‘воздух-воздух’ и ‘земля-воздух’, главным противником бомбардировщиков оставались истребители-перехватчики. Скорость и высота полета бомбардировщика должна была значительно снизить шансы истребителей на перехват и уничтожение цели. И хотя Ту-16 намного превосходил по своим характеристикам Ту-4, дозвуковой Ту-16 появился в то время, когда Англия и США заканчивали разработку сверхзвуковых перехватчиков. Это значительно увеличивало уязвимость бомбардировщика, так что понадобился новый сверхзвуковой средний бомбардировщик.

Прототип Ту-22Р, разведовательный вариант Ту-22, который был поставлен на вооружение в 1962 г. Хотя Ту-22 в роли бомбардировщика был не очень удачен, его высокая скорость позволила использовать его как разведывательную платформу. Когда западные наблюдатели впервые увидели Ту-22 на Тушинском авиапараде в 1961 г., они решили, что этот самолет разработан ОКБ Мясищева и он получил в НАТО наименование Bullshot (бычий выстрел ?), которое вскоре сочли неуместным (видимо очень напоминало Bullshit) и заменили на Beauty (Красавица), которое в свою очередь посчитали слишком хвалебным и, наконец, дали ему имя Blinder (Ослепитель).


Кликабельно 8000 рх, панорама

Туполевский Ту-22 был ответом на быстро изменяющуюся природу воздушной войны в середине 50-х и рассматривался как сверхзвуковая замена бомбардировщику Ту-16, так же как американский Б-58 Hastler предназначался для замены дозвукового Б-47 Stratojet. Имеются некоторые доказательства, что для организации конурса с целью достичь требуемого результата конструкторским бюро Ильюшина и Мясищева были предоставлены все более-менее серьезные разработки. На ранней стадии ОКБ-156 Туполева изучало требования не на какой-либо конкретный самолет, а скорее на целый ряд больших сверхзвуковых смолетов, способных выполнять целый ряд задач, включая тактический ударный самолет, перехватчик дальнего действия, средний и тяжелый бомбардировщики. Эти направления начали сходиться в одно в 1954 г., когда Ту-16 был передан в производство. Проект сверхзвукового самолета официально получил правительственное одобрение 10 августа 1954 г. распоряжением Совета Министров.

Для определения оптимальной конфигурации были начаты продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ в Жуковском. Наконец началась разработка трех предварительных проектов: ‘Самолет 98’ — тактический ударный самолет, ‘Самолет 103’ — средний бомбардировщик и ‘Самолет 108’ — межконтинентальный ракетоносец. Проект ‘Самолета 103’, также известный как ‘Проект Ю’, должен был воплотиться в Ту-22. Первоначальная концепция ‘Самолета 103’ была следующей: недорогое эволюционное развитие Ту-16-го с четырьмя двигателями Добрынина ВД-5 или ВД-7, установленных попарно у основания крыла. Этот проект был далек от совершенства и в 1954 г. конструкторская группа под руководством С.М.Егера начала проверять более совершенную альтернативу — ‘Самолет 105’, с двумя двигателями расположенными в гондолах по обе стороны вертикального киля. Конструкция фюзеляжа и крыла была ближе к тактическому ударному Самолету 98, чем к Ту-16. Предварительное проектирование было закончено в конце 1955 г. и началось детальное конструирование.Прототип ‘Самолета 105’ был закончен в декабре 1957 г. на опытном заводе КБ под Москвой и был перевезен в Жуковский для летных испытаний. Продолжались споры относительно оборонительного вооружения. Первоначально планировалось установить пару пушек ТКБ-494 в хвостовой части и пару сдвоенных 23-мм пушек сверху.

Чтобы вписаться в жесткие габаритные ограничения решено было экипаж уменьшить до трех человек (пилот, штурман, оператор), поместив их в общей гермокабине. Это позволило установить узкий, клиновидный фонарь кабины, имеющий минимальное лобовое сопротивление, но и существенно ограничивающий обзор.

В декабре 1957 года опытный экземпляр с двигателями ВД-7М, разработки ОКБ В.А. Добрынина, поступил на испытания. 21 июня следующего года экипаж летчика-испытателя Ю. Алашеева выполнил на нем первый полет. Но в апреле 1958 года было принято решение создать на базе <105> новый самолет <105А>, превосходящий исходный образец по боевой эффективности. Он должен был получить двигатели НК-6 (они только проектировались), обеспечивающие скорость полета порядка М=2.

На <105А> основные стойки шасси стали убираться в гондолы на крыле, как на Ту-16. Это позволило увеличить объем бомбоотсека, что для бомбардировщика особенно важно. Однако, вынужденное уменьшение площади механизации крыла значительно ухудшило взлетно-посадочные характеристики машины.

На новый бомбардировщик возлагали большие надежды как руководители ВВС, так и руководство авиационной промышленности, и еще до первого полета было принято решение о развертывании серийного производства самолета под обозначением <Ту-22> на Казанском авиазаводе.

7 сентября 1959 года экипаж в составе Ю. Алашеева, И. Гавриленко и К. Щербакова выполнил первый полет на <105А>. 21 декабря, в седьмом полете, из-за флатера руля высоты произошла катастрофа. Спастись удалось только Щербакову. На серийных машинах руль высоты убрали, оставив только цельноповоротный стабилизатор. Летом 1960 года первые три серийных Ту-22 перелетели на аэродром в г. Жуковском, где начались их полномасштабные испытания.

Так как ТРД НК-6 до серийного производства доведены не были, машины получили двигатели ВД-7М с тягой 16000 кгс каждый. Максимальная скорость полета составила всего 1510 км/ч, в то время, как на <105> она составляла 1450 км/ч. Дальность полета достигала 5800 км, что для бомбардировщика среднего радиуса действия было достаточно. Хотя получить ожидаемые характеристики не удалось, было принято решение продолжить серийное производство.

Ту-22 — выполнен по нормальной схеме с низко расположенным стреловидным крылом. Фюзеляж почти круглого сечения спроектирован с учетом <правила площадей>. Два турбореактивных двигатели помещены по обе стороны киля. Шасси трехопорное, главные стойки которого убирались в специальные гондолы. В центральной части фюзеляжа расположен бомбоотсек.

Максимальная бомбовая нагрузка самолета достигала 12 т. С самолета можно было применять как обычные бомбы, так и ядерные. Их наведение обеспечивалось оптическим бомбардировочным прицелом или обзорно-прицельной РЛС. Для самообороны имелась 23 мм пушка Р-23 с радиолокационным прицелом и различные устройства РЭП. Навигационное и радиооборудование бомбардировщика позволяло эксплуатировать его в любых погодных условиях.

С самого начала проектирования самолета предусматривалась возможность его многоцелевого использования. Кроме бомбардировщика Ту-22Б (построено всего 10 шт.) на вооружение поступил ракетоносец Ту-22К, который мог нести одну крылатую ракету Х-22. Испытания этой модификации начались в 1961 году, а завершились только в 1967 году. С 1962 г. выпускался самолет-разведчик Ту-22Р. С 1965 года все варианты Ту-22 оснащались системой дозаправки топливом в воздухе типа <шланг-конус>, что позволило существенно увеличить дальность полета.

Серийное производство Ту-22 продолжалось до 1969 года. За это время было построено более 300 машин различного назначения. В процессе производства и эксплуатации самолеты постоянно модернизировались и дорабатывались с целью улучшения их летных и эксплуатационных характеристик. С 1965 года стали устанавливать турбореактивные двигатели РД-7М2 конструкции П.А. Колесова с тягой 16500 кгс. Максимальная скорость возросла до 1600 км/ч.

Несмотря на все старания конструкторов Ту-22 страдал массой недостатков. Первые серии самолетов из-за реверса элеронов имели ограничения по максимальной скорости, соответствующие М=1,4. После установки элерон-закрылков эти ограничения сняли. Сложность пилотирования, плохой обзор из кабины и большая посадочная скорость (до 320 км/ч) предъявляли повышенные требования к навыкам летчиков при выполнении посадки и не раз являлись причинами аварий. Для базирования самолетов требовались аэродромы первого класса с длиной взлетно-посадочной полосы не менее 2700 м, что в случае войны могло существенно осложнить эксплуатацию Ту-22.

Кресла экипажа при аварийном покидании машины катапультировались вниз, что исключало возможность спасения на малых высотах. Особенности конструкции самолета обусловили и другие недостатки, связанные с техническим обслуживанием.

Но самым неприятным было то, что боевая эффективность Ту-22 оказалась ниже ожидаемой. Ракетоносец мог брать только одну ракету, что было явно недостаточно. Быстрое совершенствование средств ПВО ставило под сомнение жизненность концепции высотного бомбардировщика. Для выполнения боевой задачи такой машиной требовалось решить проблему обеспечения ее живучести.

В частях Дальней авиации ВВС Ту-22 эксплуатировались до средины 90-х годов. За время активной службы авиационным полкам, вооруженным машинами этого типа, довелось принять участие в боевых действиях в Афганистане. Они привлекались для нанесения бомбовых ударов по скоплениям мятежников и выполняли воздушную разведку. При этом экипажи стартовали с аэродромов, расположенных на территории Советского Союза, выполняли боевую задачу и возвращались обратно. Самолеты действовали с больших высот, вне зоны досягаемости ПЗРК противника.

Ту-22 стал первым сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком в авиации дальнего действия. Опыт его проектирования и эксплуатации пригодился при создании более совершенного самолета. По своим тактико-техническим характеристикам он имел ряд преимуществ перед американским бомбардировщиком В-58, созданным в тоже время для решения практически аналогичных задач, и намного <пережил> его.

Самолеты этого типа в ограниченном количестве поставлялись за рубеж. Ту-22Р приняли участие в боевых действиях в период ирано-иракской войны, показав хорошую живучесть. Из 12 машин, имевшихся у ВВС Ирака, не было потеряно ни одной. 24 Ту-22Р и Ту-22У (учебно-тренировочный вариант) было продано Ливии, где они эксплуатируются до настоящего времени. Ливийцы в 1983 году несколько раз применяли свои бомбардировщики во время конфликта в Чаде. В 1986 году, когда боевые действия возобновились, было совершено два налета на столичный аэродром в Нджамене, прикрываемый средствами ПВО французского экспедиционного корпуса. Первый налет прошел без потерь, а входе второго — сбит один бомбардировщик. Ливийские Ту-22 также применялись для атак менее значимых целей.

Сам Андрей Николаевич Туполев относился к Ту-22 как к своему ‘самому неудачному творению’. Его полная неприятностей история связана как с конструкторскими промахами, так и с быстро изменявщейся обстановкой в армии в послехрущевские времена. Хотя Ту-22 был предназначен для замены Ту-16 при нанесении ударов на континенте, эта задача так и не была ему поручена. Эту роль выполняли ракеты средней дальности Р-12 и Р-14, разработанные в КБ Янгеля. Вдобавок, высокая стоимость и полное неприятностей начало его карьеры привело к сокращению выпуска по сравнению с планируемым изначально. В своей основной боевой роли, как носитель ракеты большой дальности, он был хуже, чем Ту-16, который мог нести две ракеты Х-22 против одной Ту-22, имел большую дальность и был более надежен. Ту-16 оставался в строю много лет, гораздо больше запланированного срока, как частичное решение проблемы Ту-22. В последние годы службы, основная роль Ту-22 была дальняя разведка, с которой он хорошо справлялся после решения в середине 70-х его основных ‘детских болезней’.

В настоящее время Ту-22 готовятся к выходу в отставку. Взяв весьма неуверенный старт, они продержались на дистанции удивительно долго. Все российские Ту-22 ждут утилизации. Украина имеет наибольшее количество Ту-22, долгий срок службы которых ставит под сомнение возможность их нахождения в строю.

Модификации самолёта:

«105» — первый прототип. Оборонительное вооружение состоялло из 2 пушек АМ-23. Изготовлен в 1958 году. Первый полёт 21 июня 1958 года.
«105А» — второй прототип. Отличался фюзеляжем, обжатым в районе сопряжения с крылом в соответствии с «правилом площадей», наплывом на передней кромке крыла, килем увеличенной площади. Изготовлен в 1959 году. Первый полёт 7 сентября 1959 года.
Ту-22А («Ю», «А») — бомбардировщик. Отличался цельноповоротным горизонтальным оперением. В 1959-1962 годах изготовлено 15 самолётов.
Ту-22Б — экспортный бомбардировщик на базе Ту-22Р. В конце 60-х годов переобородовано около 30 самолётов. Поставлялся в Ирак и Ливию.
Ту-22Д — бомбардировщик дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе. Выпускался с 1965 года.
Ту-22К — ракетоносец, носитель ракеты Х-22. Выпускался на заводе №22 с середины 1965 года. Изготовлено 76 самолётов. Самолёт принят на вооружение в декабре 1968 года, полностью комплекс К-22 — в феврале 1971 года.
Ту-22К-10 — носитель проивокорабельной ракеты К-10С (проект). Разработан в 1959 году.
Ту-22КД — ракетоносец дальний. Оснащался системой дозаправки топливом в воздухе.
Ту-22КП — носитель противолокационной ракеты Х-22П (Х-22МП). Входил в состав авиационно-ракетного комплекса К-22П. Выпускался с 1968 года.
Ту-22КПД — вариант Ту-22КП с системой дозаправки топливом.
Ту-22ЛЛ — летающая лаборатория для испытаний радиотехнической аппаратуры. Использовался в ЛИИ.
Ту-22П — самолёт РЭБ. Отличался станцией активных помех в хвостовой части фюзеляжа вместо пушечной установки. Изготовлено 47 самолётов.
Ту-22ПД — самолёт РЭБ дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе. Выпускался с 1965 года.
Ту-22(ПД) — самолёт укороченного взлёта и посадки. Отличался дополнительными подъёмными двигателями РД-36-35 в гондолах шасси. Переоборудован 1 Ту-22Р.
Ту-22Р — разведчик. Изготовлено 127 самолётов. Первый полёт 24 июля 1961 года.
Ту-22РД — разведчик дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе. Выпускался с 1965 года.
Ту-22РМ — опытный разведчик-бомбардировщик с РЛС бокового обзора «Шомпол». Изготовлен в 1975 году.
Ту-22РДМ — дальний разведчик-бомбардировщик. В 1981-1982 годах несколько Ту-22РД было переоборудовано по типу Ту-22РМ.
Ту-22РК, Ту-22РДК — самолёты с системой радиотехнической разведки «Куб». В 70-е годы переоборудовано несколько самолётов Ту-22Р и Ту-22РД.
Ту-22ТК — самолёт с тонким крылом (проект). Отличался двигателями РД-7М3.
Ту-22ТК(УПС) — самолёт со сдувом пограничного слоя (проект).
Ту-22У — учебный бомбардировщик. Отличался конструкцией кабины, составом оборудования, отсутствием кормовой пушечной установки. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46 самолётов. Поставлялся в Ирак и Ливию.
Ту-22 2НК-144 — с двигателями НК-144 (проект).

ЛТХ Ту-22

Размеры
Размах: 23,646 — 23,75 м*
Длина (без штанги): 40,53 — 41,6 м*
Площадь крыла: 162,25 м2
Высота: 10,67 м
Двигатели
2 х ВД-7М по 156,90 кН на форсаже
Вес
Пустого: 38,3 т
Максимальный: 84,0 т
Макс. допустимый взлетный вес: 94 т
Макс. посадочный вес: 60 т
Летные характеристики
Макс.скорость на высоте 12 км: 1510 км/ч (м 1,42)
Макс. скорость на уровне моря: 890 км/ч
Макс. потолок: 18300 м
Потолок: 14700 м
Дальность 6500 км
Боевой радиус: 3100 км
Разбег: 2200 — 2500 м
Посадочная скорость: 310 км/ч
Пробег: 1600 — 2400 м

* — В зависимости от модификации.


Кликабельно 1600 рх

masterok.livejournal.com

ТУ 22м3: характеристики самолета (фото)

Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-22м3 является на данный момент последней моделью серии дальних бомбардировщиков кодификации «Backfire». Модификация с изменяемой геометрией крыльев была создана для замены устаревшего ТУ-16. Новые «М3» способны нести мощное вооружение, решать стратегические задачи, совершать перелеты на дальние расстояния. В международной классификации бомбардировщик ТУ-22м3 принадлежит среднему классу военной авиации.

Задачи и назначение

Ракетоносец модификации «М3» идеально подходит для бомбовых атак на сухопутные и морские объекты по время военных действий. Удары производятся управляемыми и авиационными снарядами. Бомбардировщик ТУ-22м3 может поражать цели в группе самолетов и одиночно в любое время суток, даже в самых плохих погодных условиях.

Защита от атаки осуществляется при помощи специальных радиоэлектронных подавителей помех и современными средствами ПВО. На сегодняшний день нет лучше бомбардировщика, который мог бы поражать оптически невидимые цели на больших скоростях, чем ТУ-22м3. Характеристики самолета делают его незаменимым при атаках малых площадей с максимальных высот.На сегодняшний день данная модификация способна решать следующие задачи:

1. Поражение важных с военной точки зрения промышленных объектов в тылу врага.

2. Уничтожение целей во время ведения боевых действий стратегических войск и авиации.

3. Атака корабельных группировок одновременно с противостоянием зенитному обстрелу.

4. Изоляция ударных сил врага от приближающихся оперативных резервов.

5. Постановка помех и шумов атакующим самолетам и управляемым ракетам.

6. Ведение разведки с максимальных и средних высот.

7. Участие в различных операциях войск ПВО, флотов и фронтов.

История создания

Широкое производство модификации ТУ-22М затруднялось освоением дорогостоящих и сложных технологий. Однако при проектировании был выработан новый подход к созданию универсального ударного бомбардировщика. Во-первых, инженеры отказались от идеи однорежимного истребителя. Изучив все нюансы, они приняли решение сконструировать многорежимный самолет, который смог бы маневрировать на разных высотах и скоростях и при этом поражать силы противника с максимальной точностью. Решением проблемы стало внедрение концепции изменяемой геометрии крыльев.В отличие от предыдущих моделей, у ТУ-22м3 характеристики позволяли совершать дальние вылеты с максимально загруженным отсеком для боеголовок. Решение о широком производстве бомбардировщика было принято еще в 1974 году в Совете Министров СССР. В основу новой машины лег усовершенствованный двигатель НК25. Однако одной заменой проект не обошелся. Модернизации подверглись и конструкция ракетоносца, и его аэродинамика. В результате доработок была значительно снижена масса самолета.

К концу 1970-х годов был налажен выпуск крупных партий «М3», который сразу после испытаний переходил на баланс советских ВВС. Одним из основных отличий модели от предыдущих было увеличение угла отклонения крыла до 65 градусов. Это позволило спрятать в контур обтекателя агрегаты гидравлического узла поворота. Также был удлинен фюзеляж и улучшено боевое снаряжение. Кроме того, впервые получили применение бесконтактные и гидромеханические генераторы в системе электроснабжения ТУ-22м3.

Технические характеристики

Конструкция бомбардировщика представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Расположение крыла – среднее, изменяемое, стреловидное. Хвостовое оперение – однокилевое. Шасси – убирающееся, трехопорное. Примечательны у ТУ-22м3 технические характеристики кабины. Она способна вмещать до 4 человек. При этом экипаж размещается попарно: спереди — два пилота, сзади – навигатор и штурман.Фюзеляж представляет собой также цельнометаллическую конструкцию. Каркас укреплен продольными бимсами. Крылья – кессонные, двухлонжеронные, состоящие из центроплана, поворотных узлов и СЧК. Все части соединены между собой неразъемно. В качестве топливных баков используются кессоны. Быстрая маневренность достигается благодаря закрылкам на консолях и трем секциям узла поворота. Вертикальное оперение представлено рулем и килем.

Уникальные двигательные у самолета ТУ-22м3 характеристики позволяют достигать тяги в режиме форсажа до 20 тысяч кгс. При этом максимальная скорость составляет 2300 км/ч, в крейсерском режиме – 930 км/ч.

Особенности управления

В ракетоносце ТУ-22м3 кабина пилота представлена продольным и поперечным стабилизатором, рулем направления и системой контроля интерцепторами. Управляемость достигается за счет закрылок и поворотного узла. В случае аварийного отклонения баланс удерживается стабилизатором.

Стоит выделить бустерную систему управления ТУ-22м3. Характеристики крыльев позволяют достигать оптимального баланса гидромеханики поворотных узлов и электроники бортового оборудования. Благодаря этому бомбардировщик может обеспечивать фиксацию на углах от 20 до 65 градусов. Консоли закрылок удерживают самолет в нужном положении за счет силы трения.Главными бортовыми элементами являются навигационное оборудование, к которому относятся комплекс НК-45, радиолокатор ПНА и оптический прицел ОПБ-015Т, а также система наведения ракет и автоматическая станция АБСУ-145М. Связь между экипажем достигается посредством СПУ-7.

Арсенал и защита

На сегодняшний день одним из самых устрашающих и мощных средств воздушной атаки является именно бомбардировщик ТУ-22м3. Характеристики ударной части самолета тому доказательство. На вооружении у сверхзвукового воздушного судна — управляемые ракеты типа Х-22. Кроме того, бомбардировщик имеет специальный отсек для боевого снаряжения военизированных частей.

На внутрифюзеляжной установке и внешних катапультных консолях есть возможность крепления до 10 ракет типа Х-15. В грузоотсеке имеются специальные балки для подвешивания авиационных бомб и мин до 3000 кг. Стоит отметить, что максимальная нагрузка, которую может испытывать самолет, составляет около 24 тонн.Для защиты от вражеской атаки ракетоносец оснащен пушечной системой ГШ-23 со встроенным радиолокатором и вычислительным блоком. Противостоять помехам и обнаружению самолета ТУ-22м3 призван комплекс «Урал-М».

Боевое применение

Бомбардировщик являлся одной из главных воздушных ударных сил во время Афганской войны в конце 1988 года. В военных действиях в Чечне в небесных просторах главенствовали ТУ-22м3 и МиГ-31-МБ. Совместный полет этих сверхзвуковых самолетов производился в целях поддержки штурмовой авиации за счет сброса осветительных бомб.

Летом 2008 года несколько модернизированных ТУ-22м3 совершили прицельный удар по важным стратегическим точкам грузинской армии в Южной Осетии. Примечательно, что никакая из моделей серии ТУ-22М никогда не поступала на экспорт, хотя к ним неоднократно проявляли интерес Китай и Индия.

Основные модификации

На данный момент существует всего две усовершенствованные вариации бомбардировщика:

1. В модели ТУ-22м3М была переоборудована прицельная система СВП-24-22. Также модернизации подвергся навигационно-вычислительный комплекс.

2. ТУ-22м3Р представляет собой самолет-разведчик, главной целью которого является постановка помех вражеским локаторным системам. Данная модификация широкого применения не получила.

fb.ru

Производство самолётов Ту-160, Ту-22М3 и Ту-214 « FotoRelax

Казанский авиационный завод им. Горбунова — одно из крупнейших отечественных предприятий авиационной промышленности, единственный в России производитель стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.

Фотографии и текст Славы Степанова

 

1. В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Тогда каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов. Так за годы войны их было выпущено более 10 тысяч.

 

2. Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолёт Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости. Затем на базе бомбардировщика Ту-16 было налажено производство пассажирского авиалайнера Ту-104. Позже появилась модификация Ту-110 для государственных нужд. В 1960-х годах высшее руководство страны пересело на дальнемагистральные Ил-62М, также изготовленные на Казанском авиационном объединении.

 

За годы своего существования КАЗ им. Горбунова выпустил более 23 тысяч единиц авиационной техники различного типа.

 

3. Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, вооружённый крылатыми ракетами большой дальности. Состоит на вооружении ВКС России. Самолёт предназначен для решения разнообразных задач в широком диапазоне дозвуковых и сверхзвуковых скоростей полёта независимо от метеоусловий и времени суток.

 

4. Это самый мощный сверхзвуковой самолёт в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжёлый в мире боевой самолёт по взлётной массе. За светлое антибликовое покрытие лётчики называют Ту-160 «Белый лебедь».

 

5. Одной из главных особенностей Ту-160 стала изменяющаяся в полёте форма крыла. В процессе полёта стреловидное крыло способно по мере необходимости изменять свою форму для достижения сверхзвуковой скорости.

 

6. Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тысяч километров, развивая максимальную скорость 2200 км/ч. На машинах этого типа было установлено 44 официальных мировых рекорда.

 

7. На самолёте установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырёхкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолётом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжёлых машинах, а ручки.

 

8. Экипаж самолёта состоит из четырёх человек.

 

9. Самолёт после соответствующего переоборудования может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением.

 

10. Ту-160 с бортовым номером «14» (RF-94103), получивший название «Игорь Сикорский». Данный борт совершил первый полёт в 1988 году и является одним из восьми Ту-160, полученных российской стороной в 1999 году с Украины из состава бывшего 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного полка в Прилуках.

 

11. С апреля 2015 года по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу на Казанском авиационном заводе возобновлён выпуск Ту-160.

 

12. В настоящее время развёрнуты работы по подготовке опытного образца Ту-160М2.

 

13. Работы предполагают обновление всего бортового оборудования, замену двигателей и применение современных видов вооружения.

 

14. Новый самолёт только внешне будет похож на существующий Ту-160, «начинка» планируется совсем другая.

 

15. По заявлению Минобороны РФ, будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.

 

16. Ту-22М3 — дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения наземных и морских целей противника во всём диапазоне скоростей с больших, средних и малых высот.

 

17. Для выполнения ряда военных задач стране требовался самолёт с улучшенными взлётно-посадочными характеристиками, способный не только выполнять сверхзвуковой бросок на большой высоте, но и совершать длительный полёт на малой высоте с высокой околозвуковой скоростью.

 

18. Ракетоносец решает две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям и поражение крупных морских целей. Основное вооружение Ту-22М3 — неуправляемые авиабомбы и ракетное вооружение.

 

19. Преемственность поколений.

 

20.

 

21. Характерной конструктивной особенностью самолётов Ту-22М3 является смещённый влево на 2-3 градуса «ноль» руля направления, для компенсации вращающего момента двигателей.

 

22. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Крыло переставляется на углы от 20° до 65°.

 

23.

 

24. Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

 

25.

 

26. Длина взлётной полосы лётно-испытательной станции составляет 3300 метров, что позволяет обслуживать военные и гражданские самолёты.

 

27. Максимальная взлётная масса Ту-22М3 составляет 126 000 кг, максимальная посадочная — 88 000 кг.

 

28. Экипаж располагается в катапультных креслах. Подход к рабочим местам — через четыре крышки входных люков, открываемые вверх.

 

29.

 

30.

 

31. Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214 является усовершенствованной грузопассажирской модификацией Ту-204.

 

32. Хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на пассажирских перевозках, Ту-214 был выбран в качестве базового для создания целого ряда самолётов специального значения.

 

33. Современный самолёт в своей конструкции имеет около 200 тысяч болтов и 2-3 млн заклёпок.

 

34.

 

35. Работа с шасси.

 

36. Ту-214 оснащен двумя двигателями ПС-90А.

 

37.

 

38. Кабина экипажа.

 

39.

 

40. По спецзаказу управления делами президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации: Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214 ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (специальный узел связи). Дальность полёта этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счёт установки дополнительных топливных баков.

 

41. Ту-214ОН разработан специально для реализации Международного проекта «Открытое небо».

 

Самолёт предназначен для инспекционных полётов. Борт оборудован приборами аэрофотосъёмки и позволяет с воздуха ознакомиться с военной инфраструктурой других стран. Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

 

42. Ту-214СР — самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.

 

Самолёт оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.

 

43.

 

Также смотрите «Производство самолётов Ил-76 и Ту-204 на заводе «Авиастар-СП»» и «Упавшие самолеты: падение со счастливым концом».

fotorelax.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *