Исчезновение экипажа Леваневского

Экипаж самолета под рукводством С. Леваневского должен был совершить транарктический перелет из Москвы в Феербенкс, США. Дата вылета была назначена на 12 августа 1937 года. После успешного взлета экипаж так и не прибыл в назначеное место. До сих пор многие исследователи гадают — куда именно исчез самолет с людьми на борту.

В начале 1937 года советская полярная авиация переживала большой подъем и ознаменовала значительными успехами. Так в мае на четырех тяжелых самолетах был высажен научный десант на Северный полюс силами экспедиции О.Ю.Шмидта. Вскоре экипаж Валерия Чкалова на одномоторном АНТ-25 совершил первый в мире межконтинентальный трансарктический рейс в Америку. Всего через три месяца на таком же самолете Михаил Громов повторяет перелет на североамериканский континент. В Москве готовятся к третьему трансарктическому перелету экипажа под управлением Сигизмунда Леваневского.

Личность Сигизмунда Леваневского

С. Леваневский родился в Санкт-Петербурге в польской семье, принял в 1917 году сторону большевиков. Окончив в 1925 году Севастопольскую школу морской авиации, стал военно-морским лётчиком. С 1933 года, будучи лётчиком в Главсевморпути, совершил несколько сверхдальних перелётов. В апреле 1934 года он принимал участие в спасении экипажа и пассажиров легендарного парохода «Челюскин», затертого льдами в Северном море, за что оказался в числе первых семи человек, получивших звание Героя Советского Союза.

Сигизмунд Леваневский

Прославленный полярный летчик С. Леваневский был первым среди коллег, выдвинувших идею коммерческих авиарейсов из СССР через Северный Полюс в США и Канаду , так как кратчайший путь по воздуху из СССР в Сан-Франциско проходит через Арктику – всего 9605 километров. А если лететь через Атлантический океан или Тихий, то это около 14 тысяч, или 18 тысяч километров… В 1936 году экипаж под его командованием совершил беспересадочный перелёт из Москвы в Сан-Франциско, а затем из Лос-Анджелеса в Москву на американском самолете «Валти», преодолев в полете 19 000 километров. Летчики предлагали использовать именно эту машину для перелета через Северный полюс, но в Москве категорически настояли на использовании отечественных самолетов. Последующие два года ушли на испытания различных самолетов в поиске способного совершить трансарктический перелет. Выбор был сделан в пользу экспериментального четырехмоторного самолета ДБ-А конструктора В. Ф. Болховитинова.

Читайте также: Исчезновение экипажа судна «Мария Селеста»

Данный самолет создавался как грузо-пассажирский, а проще говоря, бомбардировщик, и имел хорошие для того времени данные: скорость 280 километров в час, грузоподъемность 12 тонн, дальность перелета до 7000 км и имел высоту полета до 6000 метров.

Самолет ДБ-А

На 12 августа 1937 года был назначен перелёт из Москвы через Северный полюс в Фербенкс, штат Аляска, США. Экипаж самолета с бортовым номером Н-209 состоял из шести человек. Четверо из них, а это командир С. Леваневский, штурман В. Левченко, механики Н. Годовиков и Г. Побежимов, были ветеранами Арктики. Впервые летели на Север радист Николай Галковский, один из лучших в ВВС, и второй пилот Николай Кастанаев, но он был основным летчиком-испытателем данного самолета, что позволило ему досконально изучить машину.

Маршрутом следования был выбран следующий: до полюса по трассе Чкалова-Громова (Архангельск — Баренцево море — остров Рудольфа — географический полюс), затем, вдоль 148-го меридиана, пролететь над районом полюса относительной недоступности и приземлиться в Фербэнксе.

Маршрут полета самолета

Перед вылетом последний раз экипаж сфотографировался перед самолетом.

12 августа в 18 ч 15 мин самолет взлетел. С этой минуты множество радиостанций Советского Союза, как профессиональных так и любительских, настроились на волну передатчика Галковского, принимая скупые строчки радиограмм. Как только самолет Леваневского оказался над Баренцевым морем, пошло нарушение полетного графика из-за погодных условий. Мощная облачность вынудила пилотов поднять машину на максимальную высоту 6000 метров, а там ожидал мощный встречный ветер, вскоре перешедший в ураганный. Самолет попадает в целый каскад меняющихся атмосферных фронтов. Экипаж вынужден надеть кислородные маски. Радиограмма Галковского сообщила, что через девятнадцать с половиной часов после начала полета, 13 августа, Н-209 прошел над Северным полюсом, показатели температуры минус 35 градусов по Цельсию, ветер местами достигает 100 км/час. Еще через час, на отрезке пути вдоль 148 меридиана, очередная радиограмма принесла неутешительное известие — из-за неисправности маслосистемы отказал правый крайний мотор и пилоты вынуждены были опустить машину на высоту 4600 м, что привело при входе в облака к началу обледенения самолета.

Читайте также: Исчезнувший корабль смерти «Оurang Medan»

Штаб управления полетом предложил экипажу опуститься до высоты 2000 м для того чтоб иметь возможность визуально найти место для вынужденной посадки, но ответа о получении сообщения от Галковского не последовало. Через несколько часов на радиостанциях в Якутске и на мысе Шмидта были приняты неразборчивые отрывочные сообщения, связь с самолетом прервалась окончательно.

Наркомат связи СССР обратился с просьбой вести радионаблюдение ко всем военным, коммерческим и любительским радиостанциям Северной Америки. В СССР непрерывно дежурили все северные и дальневосточные радиостанции. Есть воспоминания радиста станции «Северный полюс-1» Эрнста Кренкеля. Он рассказывал что целых сорок часов выдержал без сна, слушая эфир. Под конец слушал стоя, чтобы не заснуть. А известный полярный исследователь И. Д. Папанин вспоминал, что без конца варил кофе для Кренкеля, который не мог отойти от приемника — вдруг появится

Леваневский

14 августа средства массовой информации по всему миру сообщили об исчезновении русского самолета под командованием С.Леваневского. Начались поиски как в СССР так и в США. В интервью газете «Правда» О. Ю.  Шмидт заявил, что на поиски Леваневского и его товарищей было отправлено 15 советских самолетов и 7 американских. Самолеты Американского авиационного корпуса вылетели с баз на Аляске, ледокол «Красин» и пароход «Микоян» были срочно направлены к мысу Барроу на Аляске. Туда же вылетели летчики В. Задков и А. Грацианский, а три самолета ТБ-3 под командованием М. Шевелева отправились на остров Рудольфа для поисков в районе полюса.

Планы поисков основывались на предположении, что самолет сделал вынужденную посадку во льдах в районе между Северным полюсом и Аляской. Но, к сожалению, отвратительные погодные условия не давали возможность осуществлять активные поисковые работы. Так до острова Рудольфа летчики добрались лишь через месяц после пропажи Н-209, самолет известного летчика М. Водопьянова только через три недели смог отправиться в центр Арктики. Может они не один раз пролетали над потерпевшим аварию самолетом, но практически нулевая видимость не позволяла его рассмотреть. Вскоре и вовсе подступила полярная ночь и поиски отложили до весны.

Радист судна «Батум», находящегося в Охотском море, 30 сентября принял странную радиограмму, подписанную позывными Леваневского с указанием неких координат . Может это был последний призыв о помощи пропавшего экипажа, ведь после катастрофы прошло уже полтора месяца и запас продовольствия должен был закончиться.

Девять месяцев, с учетом вынужденного зимнего перерыва, длились поиски. Советскими и американскими летчиками была обследована огромная территория, но следов Н-209 обнаружить не удалось. В мае 1938 года Советским правительством было принято решение о прекращении поисковых работ. Уже сорок пять лет загадка пропавшего Н-209 и его экипажа не дает покоя исследователям. Погиб ли экипаж в аварии или кому-то удалось спастись, но их потом ожидала ужасная гибель в суровых северных условиях?

Имеются некоторые подтверждения, что кому-то из экипажа самолета при аварийной посадке все-таки удалось остаться в живых. Уже когда пошли вторые сутки после потери связи с самолетом, появилось сообщение из нью-йоркского отделения ТАСС ( Телеграфное Агенство Советского Союза) , что радиостанцией в Анкоридже на Аляске была перехвачена радиограмма с самолета, где говорилось что экипаж испытывает проблемы с ориентированием и связью. А позже было еще одно сообщение, которое уже не смогли расшифровать. В тот же день и некоему радисту из Якутска удалось поймать часть радиограммы на волне радио Леваневского.

Читайте также: Исчезновение экипажа корабля «Сара Джо»

Одна из версий о судьбе летчиков, принадлежащая американцу Келлемсу, полярному любителю-путешественнику, предполагает что русский самолет сумел долететь до берегов Аляски. Находясь на мысе Барроу, Келлемс познакомился с тремя эскимосами, которые наблюдали с помощью бинокля 15 августа 1937 года пролет и последующее падение в воду какого-то самолета. Это было между островами Тзитис и Спай. Келлемс и его товарищи по экспедиции какое-то время потратили в попытках обнаружить затонувший самолет, но успехом это мероприятие не увенчалось. В подтверждение этой версии есть радиограмма от 26 апреля 1938 года от некоего сержанта Моргана, в которой он сообщает о том, что три местных жителя слышали и видели пролетающий самолет и то как он затонул у острова Тзитис.

Хочется надеяться, что когда-нибудь будет организована экспедиция, оснащенная современным оборудованием, которая подтвердит или хотя бы опровергнет эту версию. Свое решение загадки исчезнувшего самолета нашел киевлянин В. Логинов, президент Всеукраинского клуба путешественников «Киевская Русь». Он прожил на Чукотке шестнадцать лет и все это время занимался поиском следов пропавших экспедиций исследователей Арктики. Проделав кропотливую исследовательскую работу , он «вычислил» место, где собственно мог упасть самолет. По своему расшифровав последнюю радиограмму с борта Н-209, он предположил, что Леваневский должен был сделать вынужденную посадку. Пилотируемый летчиком самолет был очень тяжелым и для посадки ему нужна довольно длинная взлетно-посадочная полоса, а на всей части интересующего нас арктического побережья такая была тогда только возле поселка Ванкарем. Коротким арктическим летом группа энтузиастов направилась в нужное место, где им удалось отыскать вложенный из камней знак. Под одним из этих камней был найден сверток из толстой фольги, известно, что в такую фольгу упаковывали неприкосновенный запас для пилотов. На фольге было нацарапано: «Упали море иду Ванкарем. С. Л.». Вроде подпись свидетельствовала, что записку писал С.Леваневский, но ее все равно отправили в Московский Институт криминалистики. К сожалению, экспертиза не смогла дать определенный ответ, действительно ли это почерк Леваневского.

Читайте также: Тайны бермудского треугольника

Также исследователями была найдена булавка для галстука, буквально в нескольких сот метров от каменного знака. Заколка идентична той, что была у Леваневского в день вылета, она очень специфична и ее трудно перепутать. Вероятно на этом месте действительно был пропавший летчик Это фотография сделана в 1980 году. На ней В. Логинов рядом с обломками найденного самолета.

А вот еще одна версия. Возможно самолет отклонился от курса и упал (или совершил аварийную посадку) в Якутии. Так, во всяком случае, предполагает командир вертолета Е. В. Попов. В 1965 году он со своим вертолетом обслуживал поисковую экспедицию в районе озера Себен-Кюэль. Однажды, во время прогулки по берегу он и бортмеханик А.Кирсанов обнаружили подобие небольшого холма и врытую в него деревянную плиту, на которой можно было прочитать надпись: «Здесь 13 августа 1937 г. в результате катастрофы самолета Н-209 погиб экипаж…». Далее шла фамилия Леваневский, остальные было трудно разобрать, но одна оканчивалась на «…ский», возможно это Галковский. Когда Попов рассказал товарищам за ужином о находке и высказал предположение, не тот ли это легендарный Леваневский, то был осмеян ими, убежденными что здесь никак не может быть похоронен экипаж Н-209.

А местные жители рассказывают, что когда-то давно на озере утонул большой самолет, и сильный ветер иногда поднимает со дна озера на поверхность остатки горюче-смазочных материалов. В июле 1979 года группа из нескольких исследователей пыталась найти упомянутую плиту на берегу озера, но за прошедшие годы в этой местности велась интенсивная хозяйственная деятельность и все ориентиры были утрачены. Плита найдена не была. Нам бы очень хотелось, чтоб энтузиасты все-таки смогли найти следы пропавшего Н-209? Ведь судьба самолета и его экипажа — неотъемлемая часть истории героического освоения Арктики.  

nosecret.com.ua

Леваневский Сигизмунд Александрович — Российская авиация

Леваневский Сигизмунд Александрович (1902-1937).

Советский лётчик, совершивший нескольких дальних авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин», один из первых Героев Советского Союза (1934 г.).

Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге в польской семье (его брат Юзеф Леваневский (1899-1933) вернулся в Польшу и стал польским лётчикoм).
В 1916 году, окончив три класса уездного училища, из-за бедственного положения семьи вынужден был бросить учебу. Работал на заводе акционерного общества «Рессора».
В октябре 1917 года вступил в Красную Гвардию. Участвовал в проведении массовых обысков в Петрограде и розыске продовольственных запасов на товарных станциях.
С 1918 года в Красной Армии. Был бойцом продотряда в Вятской губернии. Участвовал в Гражданской войне. Был командиром роты, батальона, начальником штаба, а затем командиром стрелкового полка на Восточном фронте.
В 1921 году участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.
С 1921 года — завхоз 4-го воздухоплавательного отряда в Петрограде.
Осенью 1923 года был направлен на учёбу в Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков, но опоздал к началу занятий. Временно работал завхозом авиашколы.
В 1925 году окончил Севастопольскую школу красных морских лётчиков и летнабов. Затем служил в ней лётчиком-инструктором.
С 1928 года — в запасе.
В 1928-1929 годах — лётчик-инструктор Николаевской лётной школы ОСОАВИАХИМа.
В 1929-1933 годах — начальник летной части Всеукраинской лётной школы ОСОАВИАХИМа в Полтаве.
С весны 1933 года работал в Управлении Полярной авиации Главсевморпути. Летом 1933 года Леваневский перегнал летающую лодку Dornier «Wal» борт № СССР Н-8 из Севастополя в Хабаровск, что по тем временам было очень большим достижением.

В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что был представлен к званию Герой Советского Союза. По причине аварии самолёта в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву.
20.04.1934 г. Леваневский Сигизмунд Александрович был удостоен звания Герой Советского Союза.
Член ВКП(б) с 1934 года.
В 1934 году Леваневский поступил в ВВА РККА им. Н.Е.Жуковского.
В начале 1935 года он прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс, идею которого первым выдвинул публично.
03.08.1935 г. на самолёте АНТ-25 Леваневский предпринял попытку перелёта Москва — Северный полюс — Сан-Франциско (США). Однако над Баренцевым морем, через десять часов полета, была обнаружена сильная течь масла, которая могла создать аварийную ситуацию. О неисправности доложили в Москву. Командир экипажа принял решение повернуть самолет обратно и совершить посадку на аэродроме Кречевицы в районе Новгорода.

Вспоминает Байдуков: «Вскоре после возвращения экипаж вызвали в Политбюро. Присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов и Туполев. Сталин спросил Леваневского о причинах неудачи. И тут произошло неожиданное. Леваневский прямо заявил, что он больше никогда не будет летать на туполевских самолетах, что он ему не доверяет. Такие самолеты, сказал он, может делать только вредитель и враг народа. Ворошилов пытался прервать его, но Сигизмунд, видя, что Молотов что-то пишет, и почему-то решив, что тот записывает ход разговора, еще больше распалился и, тыча в листки, повторил: «Да, Туполев — вредитель, и я требую это застенографировать!» Когда Леваневский обвинил Андрея Николаевича — тот побледнел, когда повторил свое вздорное обвинение — тому уже стало совсем плоховато. Вызвали Поскребышева, и Туполева отправили домой. Разговор продолжался. Сталин, напомнив, что Леваневский является не только Героем Советского Союза, но и национальным героем Америки (за вывоз Маттерна), предложил экипажу отправиться в США и посмотреть, что можно закупить там для задуманного перелета через полюс. Наступила тягостная пауза, во время которой Сталин ходил взад и вперед по ковровой дорожке. Тогда я попросил слова:
— Что у вас? — жестко спросил Сталин.
— Товарищ Сталин, по-моему, такая поездка будет безрезультатной.
— Почему? Откуда такое самомнение? — вспылил он.
— Я — летчик-испытатель, к тому же интересуюсь специальной литературой и информацией по иностранному самолетостроению. Поэтому могу с уверенностью сказать, что машины с такими данными, как у АНТ-25, в капиталистических странах нет…
— Что вы предлагаете?
— Ввиду безуспешности такой поездки прошу разрешить мне остаться и выполнять свои прямые служебные обязанности.»

Рассказывает генерал-полковник авиации Громов: «Во время моей болезни изъявил желание лететь через Северный полюс в Америку на самолете АНТ-25 Леваневский. Самолет проверили, подготовили к полету, а Леваневскому разрешили осуществить этот полет: Долетели они только до Ледовитого океана, но в это время в кабину пилота стало протекать масло. Естественно Леваневский решил, что это ненормальное явление, вернулся и сел в Ленинграде. Причина появления масла оказалась очень простой и, в сущности, неопасной: масла налили в бак слишком много, и оно начало пениться, а излишки его выбрасываться.»

В протоколе заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 20.08.1935 г. «Об отмене перелета т. Леваневского в 1935 году» было написано: «Ввиду того, что приведение в исправное состояние материальной части (масляной системы) самолета т. Леваневского задержалось и время уже упущено, — полет т. Леваневского в текущем году отложить.» Ворошилову было предложено обсудить и представить конкретные предложения по организации перелета из Москвы через Северный полюс в Сан-Франциско в 1936 году.
11.02.1936 г. на заседании Политбюро было принято решение «…отклонить настойчивую просьбу Героя Советского Союза т. Леваневского о разрешении в 1936 году совершить перелет через полюс.»

Было одобрено предложение Шмидта о создании в 1937 году на льду в районе Северного полюса радио-метеостанции. Главсевморпути поручалось продолжить изучение климата в районе полюса, а Леваневскому рекомендовалось лично изучить условия полетов на севере Америки (Аляска, Канада, Гренландия).
После неудачной попытки перелета в США, которая по мнению Леваневского была вызвана халатным отношением конструкторов ЦАГИ к проектированию отечественного рекордного самолета, он потерял веру в то, что на АНТ-25 можно совершить трансарктический перелет. Летом 1936 года Леваневский выехал в США для закупки самолёта американского производства для нового перелёта. Не найдя там ничего лучшего, он приобрел гидросамолёт «Валти».
В августе — сентябре 1936 года на гидросамолёте «Валти» V-JAS (штурман — В.И.Левченко) совершил перелет Лос-Анджелес — Сан-Франциско — Уэлен — Якутск — Свердловск — Москва, преодолев 19,2 тыс. км. Целью перелета являлась прокладка прямой воздушной линии между США и СССР через Аляску и Чукотку.

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях.

Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4;
-орден Ленина;
-орден Трудового Красного Знамени;
-орден Красной Звезды.

Память:
Имя Леваневского носят улица и переулок в Луганске и Гомеле, улицы в Алма-Ате, Бишкеке,Бресте, Владикавказе, Житомире, Новограде-Волынском (Житомирская область), Новосибирске, Москве, Казани, Екатеринбурге, Артёмовске, Воронеже, Краснодаре, Липецке, Киеве, Днепропетровске, Кировограде, Новомосковске, Мариуполе, Мелитополе, Полтаве, Севастополе, Якутске, Ижевске, Запорожье, Сумах, Миллерово, Буйнакске, Шахунье, Изюме (Харьковская область), Пятигорске и других городах, в Одессе — улица и переулок, в Перми — жилой район, в Белой Церкви и Макеевке — улица и район города. До 1980-х годов была улица в Чернигове.
Именем Леваневского названы улица и училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа ОСОАВИАХИМа), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале 1930-х годов).
Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход, построенный в 1937 году.

Памятное фото инструктору С.Леваневскому от курсантов.

С.Леваневский с семьей.

М.Т.Слепнёв (второй слева под руку с американским пилотом), уполномоченный Правительственной комиссии по спасению челюскинцев Г.А.Ушаков (в центре), С.А.Леваневский (второй справа) и радист с аэродрома Фэрбенкс во время спасательной экспедиции челюскинцев. 1934 г.

Сигизмунд Леваневский и Отто Шмидт.

С.Леваневский и В.Левченко осматривают самолет «Валти» V-JAS.

Экипаж самолета ДБ-А борт №209.

.

.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Леваневский, Сигизмунд Александрович.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Леваневский Сигизмунд Александрович».
Е.Ю.Костарев. Тайна третьего перелёта, или цейтнот Леваневского.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Тайна исчезнувшего самолета Леваневского: подводные аномалии ждут ученых

«Последние фрагменты сообщений с борта были неразборчивы»

10.08.2017 в 20:02, просмотров: 18532

Одна из самых знаменитых в мире тайн, оставленных ХХ веком, — исчезновение в Арктике самолета Н-209, на котором экипаж во главе со знаменитым советским летчиком Сигизмундом Леваневским должен был перелететь из СССР в Америку через Северный полюс. Этой загадке исполнилось 80 лет, но до сих пор и в России, и в США есть люди, которые не теряют надежды ее разгадать.

фото: Из личного архива

12 августа 1937 г. Экипаж Н-209 перед стартом. Слева направо: Николай Галковский, Николай Кастанаев, Сигизмунд Леваневский, Григорий Побежимов, Николай Годовиков, Виктор Левченко.

Крылатая четырехмоторная громадина Н-209 стартовала с подмосковного аэродрома 12 августа 1937 года. Однако на той стороне трансполярного воздушного моста ее так и не дождались. Самолет ДБА новейшей конструкции, на котором летели Герой Советского Союза №2 Леваневский и пятеро членов его экипажа, пропал где-то среди белых просторов Ледовитого океана.

— Этот межконтинентальный перелет через полюс был третьим по счету, — рассказывает член Русского географического общества режиссер-документалист Юрий Сальников. — До Леваневского летом 1937-го через макушку Земли в США уже успешно перемахнули на самолетах АНТ-25 экипажи Чкалова и Громова. Они опередили Леваневского, который являлся фактически инициатором перелета через полюс, однако честолюбивый летчик-герой в этой ситуации захотел отметиться собственным достижением. Перед стартом его Н-209 было объявлено, что осуществляется первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе: Москва — Северный полюс — Фэрбенкс (Аляска), протяженностью всего 6650 км…

Предполагалось, что этот опыт поможет в дальнейшем организовать регулярные коммерческие рейсы по перевозке пассажиров и грузов между двумя странами. К слову сказать, на борт самого Н-209 перед стартом поместили партию коммерческих товаров. В основном это была упакованная в прорезиненные мешки пушнина, а также русские сувениры — деревянная расписная посуда. Кроме того, как утверждают некоторые исследователи, на борту находилась партия золота, предназначенная для продажи в США.

Увы, осуществить задуманное не удалось. Днем 13 августа, вскоре после того, как самолет Леваневского миновал Северный полюс, в штабе перелета с борта Н-209 была получена аварийная радиограмма: отказал правый крайний мотор, самолет теряет высоту, усиливается обледенение… А вскоре в эфир ушло сообщение, в котором были слова: «…предполагаем совершить посадку…» После этого четкая связь с ДБА оборвалась, еще несколько фрагментов сообщений, принятых от экипажа Леваневского, были непонятны или неразборчивы.

Уже 14 августа временный поверенный СССР в США К.Уманский связался с президентом американского «Клуба исследователей» В.Стефансоном и попросил его приехать в Вашингтон, чтобы помочь организовать поиски экипажа Леваневского. Стефансон предложил возглавить поиски известному полярнику У.Вилкинсу, который только что вернулся из Антарктиды с опытным американо-канадским экипажем. Для их работы был очень быстро приобретен советской стороной самолет-амфибия.

Поражает уверенность Уманского, что Н-209 удалось посадить среди торосов и теперь где-то ближе к Аляске на дрейфующем льду расположился лагерь Леваневского. Перед стартом Вилкинса из Нью-Йорка на Аляску Уманский даже передал ему письмо для находящихся в этом ледовом лагере летчиков: «Дорогие товарищи Леваневский, Кастанаев, Левченко, Побежимов, Галковский и Годовиков! Это письмо вам сбросит полярный исследователь Вилкинс, для экспедиции которого по розыскам вашего самолета мы приобрели летающую лодку «Консолидейтед». Одновременно с американской стороны вас ищет летчик Маттерн на сухопутном самолете «Локхид Электра». Он передает вам сообщения с 30-й по 40-ю минуту каждого часа на волне 5692,5 килоцикла и слушает вас с 40-й по 50-ю минуту каждого часа… Посылаем с Вилкинсом радиооборудование и батареи, которые он вам сбросит. Как видите, сделано все для того, чтобы как можно скорее вас выручить… Желаем вам, дорогие товарищи и друзья, бодрости и здоровья и ни на минуту не сомневаемся, что скоро будем приветствовать вас на американской или, что еще вероятнее, на родной советской земле. С горячим товарищеским приветом, К. Уманский».

Однако до сих пор неизвестно, где упал огромный четырехмоторный Н-209 и что случилось с его экипажем.

фото: Из личного архива

Взлет! Последнее фото самолета Леваневского.

Уже много лет спустя, в 1980-е годы, научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики Л.П.Куперов, изучая материалы научных наблюдений в августе 1937 года, установил, что приборы Гринвичской обсерватории и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа зафиксировали сильную вспышку на Солнце 12 августа. Последствием стало значительное ухудшение условий прохождения радиоволн в приполярных районах. Так что первоначальное исчезновение радиосвязи с «двести девятым» могло произойти вовсе не из-за авиакатастрофы, а по вине небесного светила. Сам же «онемевший» самолет Леваневского вполне мог еще какое-то время продолжать свой полет к американским берегам и потерпел аварию уже поблизости от них.

В связи с этим большой интерес представляет находка, сделанная в Архиве внешней политики российского МИДа. Это записка доктора Х.Келлемса — священника и путешественника, приплывшего на мыс Барроу на арктическом побережье Аляски осенью 1938-го на собственной шхуне «Пандора». От трех эскимосов-инуитов, живших в тех краях, он узнал, что год назад, около 15 августа, они услышали громкий шум моторов и увидели некий «аппарат», который быстро летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта. Неожиданно он упал в воду, вызвав сильный всплеск. Были дождь и небольшой шторм, который стих лишь к утру. Охотники поплыли на своих каяках к островам и увидели в море большое масляное пятно, наползавшее на Тэтис.

Услышав это, Х.Келлемс несколько суток вместе с инуитами искал место катастрофы. Впрочем, безуспешно: начиналась зима, и путешественнику пришлось вернуться в Калифорнию, не добившись никаких результатов. Однако Келлемс поверил рассказу эскимосов-охотников. Он сообщил об услышанном в своей записке, отправленной в советское посольство, и был уверен, что СССР пригласит его участвовать в поисках самолета, упавшего у арктических островов, на следующий год. Увы, начавшаяся Вторая мировая война спутала все планы…

Эта «эскимосская» история получила продолжение много лет спустя. В 1989-м директор Института геофизики при университете г. Фэрбенкс (Аляска) доктор Дэйв Стоун приступил к организации поисковой экспедиции, в которой приняли участие его аспиранты и несколько волонтеров. В 1990 году, вооружившись специальной аппаратурой, они «прозвонили» указанный индейцами район в море Бофорта и обнаружили там около 20 аномалий — мест, где под толщей воды могут находиться какие-то посторонние для морского дна предметы. Если предположить, что речь идет именно о трагедии экипажа Леваневского, то такими виновниками аномалий могут быть фрагменты самолета ДБА — например, его двигатели.

Теперь, чтобы поставить точку в разрешении этой загадки, нужно было тщательно обследовать с поверхности воды место каждой из обнаруженных аномалий и понять, что же находится там, на морском дне. Однако осуществить такой предметный поиск американским энтузиастам помешали финансовые трудности.

В 2013 году к исследованиям у побережья Аляски смогли присоединиться соотечественники погибшего экипажа. Небольшая российская группа получила грант РГО на проведение предварительных поисковых работ в районе островов Тэтис и Спай.

фото: Из личного архива

Побережье моря Бофорта. На горизонте — зона предполагаемых поисков.

Одним из организаторов группы стал Юрий Сальников. Сегодня он вспоминает:

— Президент России В.В.Путин, вручая сертификат гранта, сказал: «Леваневского надо обязательно найти!» К сожалению, прибытие к месту назначения нашей экспедиции оказалось связано с немалыми проблемами: ведь это не просто отдаленный район Америки, но он еще является и закрытой зоной ПВО США, а кроме того, эти места считаются вотчиной инуитов, которым дано право здесь распоряжаться. Поэтому, чтобы получить допуск в интересующий нас квадрат, пришлось преодолеть массу административных барьеров. В результате время было упущено: мы прилетели в район островов слишком поздно, уже в канун наступления зимнего сезона — а это сильные ветры, молодой лед, опасный для плавания на резиновых лодках, которые были в нашем распоряжении… Однако даже предварительная рекогносцировка дала обнадеживающие результаты. Оказалось, что глубина моря Бофорта здесь невелика — всего около 6 метров. Так что обследовать обнаруженные аномалии можно без дополнительного сложного снаряжения для подводных работ.

На следующий год нам также удалось слетать на рекогносцировку. Побывали в инуитской деревне Нюксут, чтобы встретиться с потомками тех охотников, которые видели падение большого самолета в 1937 году. 70-летний внук одного из свидетелей не только подтвердил сведения, упомянутые в записке доктора Келлемса, но рассказал еще об одном интересном эпизоде, случившемся в 1998-м. Они с братом и еще двумя мужчинами отправились на морскую охоту в каяке. Неожиданно лодка налетела на какое-то подводное препятствие, и мотор заглох. Осмотр показал, что винт был поврежден. Лодку пришлось отбуксировать к берегу для ремонта. Охотники так и не поняли, за что же зацепилась их лодка: ведь дно моря Бофорта в этих местах очень ровное. Узнав о происшествии почти 20-летней давности, мы сделали предположение, что таким подводным препятствием на морском мелководье мог стать обломок когда-то рухнувшего здесь самолета.

К сожалению, начать подводные обследования места возможной гибели Н-209 и имеющихся там аномалий никак не удается. Финансовые средства для этого не может получить ни наша группа, ни энтузиасты из США. Д.Тэффт — бывший теперь уже американский посол — в свое время поддержал идею такой экспедиции и рекомендовал подать заявку на американский грант 2017 года. Но наши коллеги с Аляски не успели оформить все документы вовремя…

В США и Канаде члены поисковой группы объявили сбор добровольных пожертвований, чтобы получить необходимые средства для поисков с воды или со льда. По их утверждению, разгадка трагической «мистерии Леваневского» сейчас обойдется всего в 30–40 тысяч долларов.

Доктор Стоун, которому исполнилось уже 84 года, бережно хранит карту, где обозначено место каждой обнаруженной аномалии. Он надеется, что экспедицию все-таки можно будет провести в 2018 году, и даже готов внести в ее фонд 5000 долларов личных сбережений.

— Мы очень хотим, чтобы поиски завершились успешно, — говорит Юрий Сальников. — И считаем, что есть все шансы осуществить их в ближайшее время, пока еще живы двое детей членов экипажа самолета Леваневского. Одной из них, дочери радиста с Н-209 Николая Галковского Галине Николаевне Галковской, через несколько дней исполнится 88 лет…

Смотрите фоторепортаж по теме: Родные погибших летчиков экспедиции Леваневского попросили установить памятник

www.mk.ru

Сигизмунд Леваневский — биография и семья

Тайны Сигизмунда Леваневского

Среди легендарных асов советской авиации Сигизмунд Леваневский является, пожалуй, самым загадочным и неординарным. Этого летчика можно назвать рекордсменом по числу названных его именем улиц, и в то же время ряд обстоятельств его жизни остаются неясными до сих пор, а тайна гибели экипажа Леваневского продолжает будоражить умы.

Сигизмунд Александрович Леваневский, точнее, Зигмунд Левоневски (Zygmunt Lewoniewski) родился в Петербурге 15 мая 1902 года в семье выходцев из польского городка Сокулки Гродненской губернии. В семье, кроме Зигмунда, было еще трое детей – Юзеф, который также стал летчиком и погиб во время дальнего перелета, Владислав, еще один будущий летчик, и София. Александр Леваневский умер, когда Зигмунду было восемь лет. Мать зарабатывала на жизнь шитьем, а мальчик в 12 лет пошел работать на завод ‘Рессора’. Сразу же после революции завод закрылся, а Сигизмунд вступил в ряды Красной гвардии. На Петроград надвигался голод, и Сигизмунд с Юзефом в составе продотряда направились в Вятскую губернию. Продотрядовцы могли получить в собственное распоряжение по два пуда реквизированного хлеба. Юзеф получил хлеб за себя и за брата, и вывез семью Леваневских на родину. Сигизмунд (по непроверенной информации скрыв свое дворянское происхождение и уменьшив возраст) ушел в действующую армию, и некоторое время воевал в Дагестане. В 1921 году произошло два знаменательных события в жизни Леваневского – он женился на работнице военкомата Наталье Дегтяревой, которая родила ему сына Владислава и дочь Элеонору, и впервые увидел вблизи самолет, поступив на службу в хозяйственную часть аэропорта Ораниенбаума. При любой возможности Леваневский поднимался на аэростате, просил взять его пассажиром в кабину самолета и наконец, добился направления в школу морских летчиков в Севастополе. После окончания летной школы в 1925 году он служил в военно-морских ВВС, а после увольнения в запас в 1930 году стал авиаинструктором, а затем заведующим летно-учебной частью школы летчиков в Полтаве. Однако Сигизмунда Леваневского манила не работа преподавателя, а дальние полеты. В 1933 году, во время командировки в Москву за новым самолетом для летной школы он попал на прием к начальнику Управления полярной авиации Севморпути, и тут же получил предложение о перегоне из Севастополя в Хабаровск гидросамолета Дорнье-Валь. Приводнение невиданной машины на сибирских реках вызывало настоящий ажиотаж местных жителей. По прибытию в Хабаровск Леваневского ждала правительственная телеграмма — в районе Анадыря потерпел крушение летчик из США Джемс Маттерн, пытавшийся установить рекорд скорости кругосветного перелета. Леваневскому с экипажем удалось на самолете незнакомой конструкции и в штормовых условиях переправить американца через Берингов пролив в город Ном (штат Аляска). Тогда Леваневский получил свою первую награду – кольцо из самородного золота от мэра Нома.

В 1934 году во время экспедиции по спасению челюскинцев самолет ‘Консолидейтед Флистер’, которым управлял Леваневский, потерпел аварию у мыса Онман, и не смог принять участие в эвакуации людей. Однако впоследствии он спас жизнь заместителю начальника экспедиции челюскинцев Боброву, доставив ему хирурга для неотложной операции, и заслужил звание Героя Сове

тского Союза (второго после своего ученика Ляпидевского, вывезшего 12 человек из лагеря челюскинцев на льдине). Сигизмунд Леваневский приобрел репутацию одного из лучших летчиков и знатоков Севера. После того, как осенью 1934 года самолет АНТ-125 с экипажем под руководством Громова установил рекорд дальности беспосадочного перелета в 12 411 км по круговому маршруту, Леваневскому пришла в голову идея о перелетах над Северным полюсом. Эту мысль он высказал Сталину на приеме в Кремле и нашел у него поддержку. Экспедиция в составе Сигизмунда Ляпидевского, Георгия Байдукова и Василия Левченко стартовала 3 августа 1935 года; к этой дате даже была выпущена марка с портретом Леваневского и специальной надпечаткой, которая сразу же стала филателистической редкостью. Однако в районе Баренцева моря была обнаружена неисправность маслопровода, и экипажу пришлось возвратиться. Сигизмунд Леваневский болезненно переживал неудачу, в присутствии Сталина он в очень грубой форме выказал авиаконструктору Туполеву свое мнение о самолете АНТ-25, и сказал, что никогда больше летать на них не будет. Леваневского и Левченко командировали в США, чтобы приобрести самолет там. Пока летчики перегоняли купленный гидроплан-бомбардировщик ‘Валти’ из Лос-Анжелеса в Москву через Чукотку, Байдуков внес предложения по усовершенствованию конструкции АНТ-25. В 1937 году Чкалов, Байдуков и Беляков совершили трансарктический перелет в Ванкувер, а экипаж Громова сумел долететь до Сан-Джасинто в Калифорнии.

Для своего перелета через Северный полюс Леваневский выбрал самолет ДБ-А, тяжелый бомбардировщик, который на тот момент был экспериментальной моделью, и его конструктор Болховитинов не одобрил идею Леваневского. В составе экипажа было 6 человек, на борт самолета, который должен был приземлиться в Фэрбенксе (Аляска), а на борт самолета загрузили пушнину для продажи в США и сувениры (по слухам, среди груза было и золото). 12 августа 1937 года самолет взлетел со Щелковского аэродрома. Из-за погодных условий полет над полюсом прошел сложно, затем пришло сообщение об отказе одного из четырех двигателей, и после короткой радиограммы, принятой на мысе Шмидта, связь с самолетом прервалась. На следующий день начались поиски экипажа, в которых приняла участие и инициативная группа из США, в которой была не только самая современная техника, но даже телепаты. Радиолюбители всего мира прослушивали эфир, но безрезультатно.

Через год поиски были прекращены, однако попытки разгадать тайну гибели знаменитого летчика и его экипажа продолжаются до настоящего времени. Во время Великой Отечественной войны появились немецкие листовки, в которых утверждалось, что Леваневский воюет на стороне фашистов, и даже был сбит летчик, очень похожий на него. Находки, которые могли быть остатками крушения, обнаруживали в Якутии, на Аляске и в других местах, но пока что тайна гибели легендарного пилота остается нераскрытой.


facecollection.ru

На Ямале найдены обломки самолета Сигизмунда Леваневского?: tverdyi_znak

Исчезновение самолета Сигизмунда Леваневского, пропавшего в 1937 году, так и осталось одной из нераскрытых тайн XX века.
76 лет гибель спасителя «челюскинцев» и одного из первых Героев СССР была одной из главных загадок советской авиации. Неужели нашли самолёт легендарного лётчика?

Экспедиция Русского Географического общества случайно обнаружила на Ямале обломки, которые могут принадлежать самолету H-209 летчика «Главсевморпути» Сигизмунда Леваневского. Леваневский мечтал первым совершить трансарктический коммерческий рейс и бесследно исчез в августе 1937 года.

«Считается, что этот самолет пропал в Якутии. Якутию всю перерыли, но самолет не нашли. На самом деле, самолет мог изменить маршрут, поэтому возможно, что найденный на Ямале самолет – тот самый», – приводит «Интерфакс» комментарии зампреда ноябрьского отделения РГО Андрея Фандюшина.
Члены отделения планируют в марте-апреле отправиться в экспедицию, чтобы детально осмотреть самолет.

Самолет, отправившийся из СССР через Северный полюс, бесследно исчез 13 августа 1937 года. Экипаж из шести человек возглавлял советский летчик Сигизмунд Леваневский. Самолет должен был впервые доставить в США через Северный полюс коммерческий груз, в том числе пушнину. Кратчайший путь по воздуху из СССР в Америку, например, в Сан-Франциско, проходит через Арктику – всего 9605 километров. А если лететь через Атлантический океан – около 14 тысяч, через Тихий океан – приблизительно 18 тысяч километров…


Сигизмунд Леваневский

В 1934 году Сигизмунд Леваневский стал одним из семи первых советских граждан, удостоенных звания Герой Советского Союза: за спасение экипажа ледокола «Челюскин». За этот же подвиг Леваневский получил орден Ленина – высшую на тот момент награду СССР (до 1939 года Герой СССР – это было лишь звание, награжденному вручались грамота ЦИК и орден Ленина). Прославленный полярный летчик был первым среди коллег, кто выдвинул идею коммерческих рейсов из СССР в США и Канаду через Северный Полюс. Леваневский добился разрешения Советского правительства на перелет и впервые полетел в США в 1935 году. Однако в тот раз неисправность в системе маслопровода заставила экипаж вернуться. И отказаться от выбранного на тот момент самолета.

В 1936 году летчик совершил беспосадочный перелет из Лос-Анджелеса в Москву на американском самолете «Валти». Часть членов экипажа собиралась использовать именно эту машину для перелета через Северный полюс. Однако в Москве настояли на использовании отечественных самолетов.
За следующие два года Леваневский и его экипаж испытали несколько машин, пытаясь найти среди них самолет, способный совершить трансарктический перелет. Остановились на экспериментальном четырехмоторном самолете Н-209 конструктора В. Ф. Болховитинова, построенном в ЦАГИ.

Болховитиновский самолет создавался как грузо-пассажирский, имел привлекательные по тем временам данные: развивал скорость 280 километров в час, поднимал 12 тонн груза, потолок его полета равнялся 6 тысячам метров, а дальность – 7 тысячам километров. Дальность была небольшой, поэтому предполагалось лететь через полюс с посадкой на Аляске. На этом самолете летчиками-испытателями Байдуковым и Кастанаевым было установлено несколько мировых рекордов. Полет Леваневского на Н-209 должен был еще стать экстремальным испытанием бомбардировщика, каковым самолет Болховитинова и являлся.

День вылета был назначен на 12 августа 1937 года. Из шести участников перелета четверо были ветеранами Арктики. Впервые летели на Север второй пилот Николай Кастанаев, но он был основным летчиком-испытателем самолета Н-209 и знал его как никто другой, и радист Николай Галковский, один из лучших радистов ВВС, рассказывается в статье журнала «Вокруг Света».

13 августа в 13 часов 40 минут по московскому времени самолет «СССР Н-209» прошел над Северным полюсом и лег курсом на Аляску.
Передачу с самолета принимали береговые радиостанции Народного комиссариата связи СССР и Главного управления Северного морского пути. В 14 часов 32 минуты с самолета была передана радиограмма, в которой сообщалось, что крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода: высота полета 4600 при сплошной облачности. К этому времени самолет, выработав несколько тонн горючего, был настолько облегчен, что мог продолжать полет без снижения на 3 моторах.
После этого регулярная связь с самолетом нарушилась. В 15 часов 58 минут по московскому времени якутская радиостанция приняла следующее сообщение с самолета: «Все в порядке. Слышимость Р-1 (что значит – плохая)».
Затем, в 17 часов 53 минуты радиостанция мыса Шмидта приняла с самолета следующую радиограмму: «Как вы меня слышите? РЛ (позывные самолета Леваневского «Релел», сокращенно – РЛ). Ждите…»

По просьбе Наркомата связи СССР все военные, коммерческие и любительские радиостанции Северной Америки ведут наблюдение. А в СССР – все северные и дальневосточные радиостанции. Между Москвой и Вашингтоном, Москвой, Сан-Франциско и Фэрбенксом поддерживается регулярная связь по радиотелефону с советником полпредства в США товарищем Уманским. Однако до 2 часов 14 августа связи с самолетом «СССР Н-209» возобновить не удалось».
(отсюда)

Журналист пишет о самолете Н-209, но это бортовой номер, а модель самолета — ДБ-А с бортовым номером Н-209.

tverdyi-znak.livejournal.com

В Канаде найден самолет Сигизмунда Леваневского? Сенсация 2015 года.: valentin_degt

valentin_degt (valentin_degt) wrote,
valentin_degt
valentin_degt
Напомню, что 12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из шести человек — Сигизмунд Леваневский (первый пилот), Николай Кастанаев (второй пилот), Виктор Левченко (штурман), Николай Галковский (радист), Николай Годовиков и Григорий Побежимов (бортмеханики) под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях. «Сигналы «РЛ» продолжали принимать в течение месяца, даже спустя полтора месяца! Такие случаи зарегистрированы 23, 24, 26. 27, 28 и 30 сентября. А теплоход «Батум»… трижды слышал эту радиостанцию, причем во второй раз четко прозвучал сигнал «SOS», а в третьем случае были приняты координаты: «широта 83 сев. долгота 179 зап. РЛ», – писал Михаил Ильвес, собкор «Воздушного Транспорта» из Магадана [6; 8].   — «Молния Москва Североморпуть Шмидту. Результате наблюдения рацией самолета Леваневского теплоход «Батум», находясь широте 45 норд долготе 150 гр 37 мин ост, принял 30 сентября 17.32 московского времени следующие сигналы: «лат 83-Норд  лонг 179 вест РЛ». Волна 54 метра… слышимость 1 балл… Наблюдение продолжается. Капитан Панфилов   парторг Сидоров радист Мясников» [5. с. 389; 6; 7].Повторно, через  полтора месяца, принята координата 83-й широты. Последняя радио-грамма  после исчезновения  Н-209, официально не была опубликована. Полный ее текст нашел в ЦГАНХ и опубликовал Михаил Чванов. «Многие годы радиограмму, услышанную «Батумом», ставили под сомнение. А точнее, просто отмахивались от нее, как не укладывающейся в принятую схему. Откликнитесь, пожалуйста, все, кто имел отношение к ней, прежде всего, конечно, те, кто подписывал её!» — писал М. Чванов  в 1989 году  в очерке «Разорванный меридиан»
77 лет тайна оставалась неразгаданной. Мне попалась интересная статья про тайну последнего полета Н-209 она тут http://www.aex.ru/docs/1/2015/3/10/2199/ автор сделал смелое предположение, что ДБ-А не упал в море,а сел на острове Элсмир в Северной Канаде. Как и тогда это  труднодоступный и суровый край. Населения почти нет. Есть национальный парк. Большая часть территории покрыта льдами и вечной мерзлотой. После того как самолет сел на острове экипаж запрашивал помощь. Но никто им так и не помог. По мысли автора самолет пытался взлететь но утонул при разбеге. Смелая теория получила сенсационное подтверждение. На сайте публикующем спутниковые снимки мне попалась фотография датированная летом 2013 года.  На ней четко видимый во льду фюзеляж очень большого самолета. При этом хорошо сохранился хвостовой отсек. Есть обломки крыльев. Вероятно этот артефакт истории вытаял из-за парникового эффекта. До этого его могли просто не заметить под толстым слоем вечного арктического льда. Конечно за 77 лет окраска фюзеляжа не сохранилась, поэтому он сероватого цвета (цвета сплава алюминия из которого он и был изготовлен). Восточнее на 13 километров  расположен Tanquary Fiord Airport, Baffin, Unorganized, NU, CanadaТanquary Фиорд Аэропорт ( IATA : JQ6 ,  TC LID : CJQ6 ) находится на южной стороне Tanquary Фиорд , Нунавут , Канада , ближе к концу фиорда. Он расположен в Куттинирпаак  Он служит в качестве основной доступа  к парку для туристов. Кроме аэропорта там есть небольшой лагерь. Аэродром Tanquary Фиорд, простой и ничем не механизированный аэропорт. По сути, это  обычная площадка. Работает только летом. Открыт аэропорт только в 1999 году. Но именно эта площадка и была (по моему мнению) целью последнего полета Леваневского. Жаль, что тяжелый и поврежденный самолет так и не дотянул до неё. Всего 13 километров не хватило им для спасения…
http://binged.it/1N0XSOh
81,438636 -76,046440   81°26’19.09″N, 76° 2’47.18″W
 Координаты:
Широта: 81°26′19.09″N (81.438636)
Долгота: 76°2′47.18″W (-76.046439)
национальный парк Куттинирпаак
Нунавут, Канада
Nunavut, NU, Канада,  Элсмир
Во льдах острова Элсмир, уже 77 лет лежат герои великой и давно погибшей страны. Герои прочно забытые неблагодарными потомками. Ничто на свете не прерывает их сна, а ветер чужой земли терзает обшивку самолета ставшего им могилой. Так может пора вернуться домой? Не знаю, может быть и пора. Да только где она та былая страна? Она была давно убита и похоронена, а новая озабочена только тем,что бы выжить. Давно уже умерли знавших их друзья,родные, так и не дождавшись пилотов из того рокового полета.Время теперь навсегда застыло над их железным гробом.Так стоит ли тревожить  прах? Герои никогда не умирают, герои всегда бессмертны. Так пусть ,тот далекий, остров будет им памятником. Если самолет так и не нашли, значит льды снова скрыли его от наших глаз. Но,что будет завтра незнет никто, возможно их скоро найдут и герои вернтуся на свою Родину, а может и не найдут их никогда…












Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

valentin-degt.livejournal.com

Сигизмунд Леваневский Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Леваневский.

Сигизму́нд Алекса́ндрович Леване́вский (польск. Zygmunt Lewoniewski; 15 мая 1902 (1902-05-15) — пропал без вести в 1937) — советский лётчик, совершивший несколько сверхдлинных авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин», второй Герой Советского Союза (1934 год).

Биография

Родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге в польской дворянской семье.

Принял участие в Октябрьской революции 1917 года на стороне большевиков, позднее принял участие в Гражданской войне, служа в армии с 1918 года.

В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации и стал военно-морским лётчиком. В 1930 году был отправлен в запас.

В 1931—1932 годах был начальником лётно-учебной части Всеукраинской школы лётчиков[2].

С 1933 года — лётчик в Главсевморпути, совершил несколько сверхдальних перелётов. 20 июля 1933 года он отвёз на Аляску из Анадыря американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелёта, и был впоследствии доставлен в Анадырь нашедшими его местными жителями — чукчами.

В апреле 1934 года был привлечён к операции по эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин». Хотя фактически Леваневский никого не спас и даже не вылетал на льдину, в числе других лётчиков, участвовавших в операции, получил звание Героя Советского Союза[3][4]. По причине аварии самолёта у мыса Онман в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву[5].

В 1934 году вступил в ВКП(б).

3 августа 1935 года самолет АНТ-25 с экипажем в составе С. А. Леваневского (командир), Г. Ф. Байдукова (второй пилот) и В. А. Левченко (штурман) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, о чём было торжественно объявлено заранее (успели даже выпустить памятную почтовую марку), однако после преодоления около 2000 километров в кабину пилота стало протекать масло. Леваневский вернулся и сел на аэродроме в посёлке Кречевицы под Новгородом. Причина вытекания оказалась простой: масла в бак налили слишком много, оно начало пениться, а его излишки — просачиваться в кабину.

В августе — сентябре 1936 года Леваневский с Левченко совершили полёт из Лос-Анджелеса в Москву на поплавковом варианте пассажирского одномоторного самолёта Вaлти V-1A американского авиаконструктора Джерарда Валти (Gerard Freebairn Vultee)[6][7]. Старт состоялся 5 августа. Маршрут проходил с посадками в Сиэтле, несколькими посадками на Аляске, затем уже с несколькими посадками в СССР; 13 сентября лётчики прибыли в Москву. За этот перелёт Леваневский был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а Левченко — ордена Ленина. Прислал героям приветственную телеграмму О. Ю. Шмидт, который находился в это время на ледорезе «Литке» и осуществлял сквозной переход Северным морским путём[8]:

«Горячо приветствую Вас, дорогой друг, с окончанием замечательного перелёта через три части света. Ваш перелёт соединил через Арктику Америку, Азию и Европу и является блестящей подготовкой к осуществлению великой идеи трансарктической связи между материками. Ледорез „Литке“, 11 сентября 1936 г., по радио».

Последний перелёт

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем[9][10] из шести человек:

  • Сигизмунд Леваневский (первый пилот),
  • Николай Кастанаев (второй пилот),
  • Виктор Левченко (штурман),
  • Николай Галковский (один из лучших радистов ВВС), в честь Галковского назван мыс на острове Беккера[11][12],
  • Николай Николаевич Годовиков (бортмеханик),
  • Григорий Трофимович Побежимов (бортмеханик)

под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная.

Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над Северным полюсом. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях.

Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.

Версии

Существует несколько версий места падения самолёта Н-209, но ни одна из них не нашла документального подтверждения.

  1. По одной из них, самолёт долетел до побережья США, где эскимосы слышали в это время шум, похожий на летящую моторную лодку. Американскими лётчиками были обследованы районы возможного падения, но безрезультатно.
  2. По другой, подтверждаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолёт отклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль (или Себян-Кюель; ныне Кобяйский улус Якутии), где, по свидетельствам местных жителей, до войны находили доску с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мёртвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Советская Россия» были организованы экспедиции на это озеро. Они сумели найти могилу, в которой с помощью приборов смогли найти много золота, но не имели возможности раскопать её. Люди же, видевшие могилу, к этому времени все умерли. Одним из организаторов (заместитель начальника экспедиции в 1982 году, один из двух руководителей в 1986 году[13]) был офтальмолог Э. Р. Мулдашев, ставший позднее известным благодаря своим мистическим публикациям в центральной прессе.
  3. Третья версия, выдвинутая Елецким В. И., предполагает, что самолёт Леваневского совершил вынужденную посадку на ледовый шельф Уорд Хант острова Элсмир Канадского архипелага, после чего экипаж 1,5 месяца пытался связаться с «большой землёй»[14].
  4. Имеется версия конструктора Туполева, согласно которой самолёт успешно прилетел в США, но, в силу новаторской конструкции самолёта и опасений Леваневского насчёт ареста из-за польского происхождения и обвинения в работе на польскую разведку, экипаж инкогнито остался в США, а гибель самолёта инсценирована военно-морской разведкой США[источник не указан 624 дня].

1 февраля 2013 года экспедиция Русского Географического общества обнаружила на Ямале обломки самолёта с рифлёной дюралевой поверхностью[15]. Предположение, что найдены обломки самолёта Леваневского, является ошибочным, поскольку обшивка ДБ-А гладкая[16].

В марте 1999 Дэннис Тарстон, сотрудник Службы по управлению естественными ресурсами в Анкоридже, нашёл обломки на мелководье залива Кемдэн, между заливом Прудо и посёлком Кактовик. В средствах массовой информации предположили, что это обломки самолёта Леваневского, но следующие попытки обнаружить их не увенчались успехом[источник?].

Память

  • Имя Леваневского носят улица, квартал и переулок в Луганске, улица и переулок в Гомеле, улицы в Алма-Ате, Бузулуке, Лисичанске, Бишкеке, Бресте, Донецке, Великих Луках, Владикавказе, Вознесенске, Воронеже, Ростове-на-Дону, Житомире, Новограде-Волынском (Житомирская область), Барановке (Житомирская область), Новосибирске, Москве,Махачкале, Казани, Коломне, Екатеринбурге, Бахмуте, Воронеже, Краснодаре, Липецке, Киеве, Днепре, Кропивницком, Туле, Ярославле, Новомосковске (Днепропетровская область), Кизляре, Мариуполе, Мелитополе, Полтаве, Севастополе, Узловой, Якутске, Ижевске, Запорожье, Сумах, Миллерово, Буйнакске, Шахунье, Изюме (Харьковская область), Константиновке, Попасная (Луганская область), Пятигорске и других городах, в Одессе — улица, два переулка и тупик, в Перми — жилой район, в Белой Церкви и Макеевке — улица и район города. До 1980-х годов была улица в Чернигове, в Камышлове (Свердловская обл).
  • Именем Леваневского названы улица и училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа Осоавиахима), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале 1930-х годов).
  • Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход, построенный в 1937 году.
  • В польском городе Сокулка, откуда происходили родители, есть памятник братьям лётчикам Сигизмунду и Юзефу Леваневским.

Семья

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #12661878X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. ↑ Центральная Всеукраинская школа пилотов Осоавиахима. Сайт «Історія Полтави».
  3. ↑ Когда в 1939 году вручали Звезду Героя, то родственникам С. А. Леваневского, сам он в то время числился пропавшим без вести, выдали медаль за № 4, а № 2 вручили Н. П. Каманину. В наградном Постановлении ЦИК СССР от 1934 года, Леваневский числился в списке Героев за № 2. Он был любимчиком генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина. «За Леваневского и всех Героев Советского Союза», — такой тост произнес Сталин на торжественном приеме в их честь в 1934 году.
  4. ↑ Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке), стр. 21
  5. Леваневский С. А. Моя стихия // В сборнике «Как мы спасали челюскинцев». — М.: Издание редакции «Правды», 1934. — С. 113—145.
  6. ↑ Vultee V-1A.
  7. ↑ Антология экспедиционного очерка.
  8. ↑ Лос-Анджелес — Москва.
  9. ↑ Мариупольские улицы памяти героев.
  10. ↑ Они покоряли советское небо — фотография экипажа.
  11. ↑ Журнал «Вокруг Света» № 06 за 1979 год/ радист Николай Галковский, один из лучших радистов ВВС
  12. ↑ Галковский Николай Яковлевич
  13. Костарев Е. Ю. Тайна третьего перелёта, или цейтнот Леваневского. Часть 3 (недоступная ссылка)
  14. Виктор Елецкий. «Ледяные горы» Элсмира могли стать спасением для экипажа Леваневского
  15. ↑ На Ямале нашли обломки самолёта, который, возможно, совершал первый коммерческий рейс через Северный полюс
  16. Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0
  17. Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893—1939, Warszawa, WKiŁ, 1977 s. 243—244.
  18. ↑ Wizyta w Polsce radzieckiego lotnika Zygmunta Lewoniewskiego

Литература

  1. Алексеев Д. А., Новокшонов П. А. По следам «таинственных путешествий». — М.: Мысль, 1988. — 206 с.: ил. — ISBN 5-244-00178-7.
  2. Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику).
  3. Мулдашев Э. Р. Пропавшее золото Леваневского: По следам якутской экспедиции 1982-85 г. г. — М.: ЗАО Олма Медиа Групп, 2013. — 432 с., ил.
  4. Сальников Ю. П. Жизнь, отданная Арктике: О Герое Советского Союза С. А. Леваневском. — М.: Политиздат, 1984. — 208 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *