Гидросамолет PBY «Каталина» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Американский гидросамолет PBY «Каталина» — история создания и эксплуатации самолета поставлявшегося в СССР по ленд-лизу»


Американская летающая лодка «Catalina»

История создания и особенности конструкции гидросамолета PBY «Каталина»

Гидросамолет PBY «Catalina» – «двоюродный брат» советского гидросамолета ГСТ, модификация американской летающей лодки PBY-4, поставлявшаяся в СССР по ленд-лизу. Название «Catalina» было присвоено машине в соответствии с английской системой обозначений после того, как в 1939 году Великобритания получила первый экземпляр из 50 заказанных PBY-4. Впоследствии оно стало применяться ко всем вариантам и модификациям этого знаменитого гидросамолета.

Хотя конструктивно «ГСТ» и «Каталина» отличались незначительно, некоторые различия между ними все-таки были. По сравнению с «родным» ГСТ американские летающие лодки были оснащены более мощными двигателями, имели несколько измененную форму днища и более совершенное пилотажно-навигационное оборудование. Также было значительно увеличено вертикальное оперение и установлены большие по размеру плексигласовые блистеры по бокам фюзеляжа для размещения крупнокалиберных пулеметов.

Чертежи гидросамолета PBY «Каталина»

Кабина летчиков была просторной и удобной и обеспечивала хороший обзор. Трудностей с переучиванием пилотов не возникало.

Потребность в летающих лодках, имевших большой радиус действия, была столь высока, что в СССР поставили больше 200 машин модификаций PBY-5A (около 20), PBY-6A (48) и PBN-1 NOMAD (138 самолетов).

Всего же, было выпущено 3305 самолета этого типа, всех модификаций. Гидросамолет PBY «Catalina» снят с вооружения в 1957 году.

Гидросамолет PBY «Каталина» ранних выпусков

Эксплуатация гидросамолета PBY «Каталина»

В 1944 году, с целью доставки самолетов «Каталина» в Советский Союз, командование авиации ВМФ выделило 26 наиболее опытных экипажей Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Перелеты проходили по трем трассам: северной (8350 км), южной (18635 км) и восточной (18445 км).

ГСТ и «Catalina» осуществляли дальнюю разведку, охраняли союзнические конвои, искали и уничтожали подводные лодки противника, спасали терпящих бедствие моряков и экипажи наших самолетов, сбитых над морем, участвовали в десантных операциях.

После войны часть самолетов была разоружена и передана в Аэрофлот и полярную авиацию. Они использовались для грузо-пассажирских перевозок и аэрофотосъемки.

Гидросамолет PBY «Каталина»

После выработки ресурса американскими двигателями на нескольких лодках установили моторы АШ-82ФН (1850 л.с.). Таким вариантам летающей лодки присвоили обозначение КМ-2. Одна из них эксплуатировалась в Сибири и Арктике до конца 50-х годов.

Конструкция гидросамолета получилась настолько простой и удачной, что отдельные экземпляры гидросамолета PBY «Catalina» летают и в наше время. Одну из «Каталин» (модель PBY-6A), использовала команда французского исследователя Жака-Ива Кусто в своих экспедициях.

Характеристики PBY «Catalina»

Страна:США
Тип:Гидросамолет
Год выпуска:1935 г.
Экипаж:8 человек
Двигатель:2× Pratt & Whitney R-1830-92, мощностью по 1200 л.с.
Максимальная скорость:314 км/ч
Практический потолок:4000 м
Дальность полета:4030 км
Масса пустого:9485 кг
Максимальная взлетная масса:16066 кг
Размах крыльев:31,70 м
Длина:19,46 м
Высота:6,15 м
Площадь крыла:130 кв.м.
Вооружение:3× 7,62 мм пулемёта (2 в носовой башне, 1 в туннельной установке), 2× 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа), до 1814 кг бомбовой нагрузки (глубинные бомбы, торпеды)

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

амфибия, consolidated pby catalina, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)

Существуют образцы техники, надолго переживающие то время, в котором создавались. Один из таких – самолёт «Каталина». Проектировать его начали ещё в начале 30-х годов, а устаревшим сочли ещё до Второй Мировой – но это не помешало ему пройти всю войну от звонка до звонка. А после победы – успешно работать ещё десятки лет.

Кстати, изначально гидросамолёт не назывался «Каталиной». В те годы американские военные считали, что самолёту достаточно индекса. В буквах PBY были закодированы тип самолёта и завод-производитель. В честь тропического острова его назвали позднее, «с подачи» Королевских ВВС.

Содержание статьи

История создания

В начале 30-х годов американская фирма «Консолидейтед Эйркрафт» начала разработку нового патрульного бомбардировщика для перехвата морских конвоев в случае войны на Тихом океане. Руководил работами инженер Айзек Лэддон. Предыдущая летающая лодка фирмы – P2Y – оказалась для этой роли неподходящей.

Опытный самолёт XP3Y совершил первый полёт в марте 1935 года и сразу же был передан для испытаний флоту. Прототип настолько превзошёл предшественников по лётным качествам, что уже осенью его вернули для переоборудования в бомбардировщик, а через год самолёты PBY-1 получила первая эскадрилья.

Последующие «номерные» модификации самолёта, вплоть до PBY-4, отличались друг от друга в основном возрастающей мощностью двигателей. На поздних модификациях PBY-4 вместо небольших окон в хвостовых люках применили крупные выпуклые блистеры. На серии PBY-5 блистеры стали стандартными. Эта серия, выпускавшаяся с 1940 по 1943 год, стала первой действительно массовой.

Выпуск летающих лодок PBY-3 не превысил 66 единиц, а вот PBY-5 собрал более шести сотен.

Но ещё больше произвели амфибий PBY-5A, оснащенных трёхстоечным убирающимся шасси и протектированными баками. Последняя серия, PBY-6A, оснащалась радаром. Изменения, как правило, вносились по результатам боевого применения. Например, попытки использовать PBY-4 в качестве бомбардировщиков выявили их высокую уязвимость. Так и появились защищённые баки и броня.

Морская авиационная фабрика в Филадельфии производила существенно модифицированный самолёт, официально названный PBN-1 Nomad. С помощью дополнительных баков увеличили дальность, усилили крыло, изменили корпус. Большая часть «Кочевников» откочевала по программе ленд-лиза в Советский Союз, но некоторые изменения, в частности, изменённый хвост, применили и на PBY-6A.

Есть две истории, связывающие появление «Каталин» в СССР с именем Сигизмунда Леваневского.

Согласно первой, он договорился о закупке трёх самолётов, находясь с визитом в США. По другой, «Каталину» спешно арендовали для поисков пропавшего самолёта Леваневского в 1937 году. Так или иначе, в 1939 году в Советском Союзе наладили выпуск летающих лодок по лицензии.

Им присвоили обозначение «ГСТ» (гидросамолёт транспортный). Однако из-за сложной и трудоёмкой в производстве конструкции сборку довольно быстро прекратили. Эксплуатировались ГСТ в основном полярной авиацией. После нападения Германии на СССР из-за прекращения выпуска новые, но уже знакомые лётчикам «Каталины» серий PBY-5A и PBY-6A поставлялись по ленд-лизу.

Конструкция и лётно-технические характеристики

Самолёт имел цельнометаллический фюзеляж-лодку. Пять шпангоутов с водонепроницаемыми переборками делили лодку на шесть изолированных отсека. В переборках предусматривались герметичные люки. В носу лодки находились кабины — стрелка и пилотская. В следующем отсеке были места для радиста и штурмана. Пост борттехника разместили внутри пилона, на котором устанавливалось крыло. В хвостовой части находились места наблюдателей-бортстрелков и входные люки.

На пилоне устанавливался центроплан крыла, воспринимавший нагрузки, действующие на крыло во время полёта.

К центроплану крепились съёмные консоли. На «Каталины» ставились звездообразные моторы воздушного охлаждения различных марок. Так, на PBY-5 стояли двигатели «Пратт-Уитни» R-1830 мощностью 1200 л.с. каждый. На советских машинах ГСТ обычно устанавливали М-62 мощностью по 1000л.с. а после войны – АШ-82ФН.

Сравним «Каталину» с другими довоенными летающими лодками — советским дальним морским разведчиком Че-2 (МДР-6) и немецким гидросамолётом производства «Бломунд Фосс».

 PBY-5AЧе-2BV 138 С-1
Взлётный вес, кг16066720017500
Максимальная скорость, км/ч314350285
Дальность полёта, км403026504300
Потолок, м400085005000
ВооружениеПулемёты калибра 7,62 и 12,7мм, до 1800 кг бомбПулемёты калибра 7,62мм, до 500 кг бомб20мм пушки, пулемёты калибра 7,92мм и 13мм, до 300 кг бомб

Че-2, проигрывая по грузоподъемности и дальности полёта, имел лучшие скоростные качества, так что его пытались использовать даже для перехвата немецких торпедоносцев. Впоследствии конструктор самолёта Четвериков говорил, что главным достоинством «Каталины» стала именно её отличная приспособленность к эксплуатации в морских условиях.

Немецкие самолёты с тремя дизельными моторами были соперниками PBY в северных морях, ведя охоту на конвои. Им даже случалось встречаться с «Каталинами» в воздушном бою. В такой ситуации на их стороне было более мощное оборонительное вооружение. Но построено немецких летающих лодок было гораздо меньше, а до сегодняшнего дня ни одного не сохранилось.

Боевое применение

«Каталины» активно применялись почти на всех театрах Второй Мировой. Советские ГСТ в составе авиации Северного Флота охраняли от нацистских субмарин конвои с поставками. Британские самолёты боролись с «волчьими стаями» в Атлантике. С 1943 года противолодочные патрули стали совершать и бразильские летающие лодки, и именно PBY потопила немецкую подлодку U-199.

В списке заслуг «Каталин» — разведчиков – обнаружение японской эскадры перед битвой за Мидуэй, срыв внезапной атаки британского флота на Цейлоне, помощь в охоте за линкором «Бисмарк».

На Тихом океане получили известность эскадрильи «Чёрных кошек» — Они использовали «Каталины» для ночных ударов по японским судам. На этих самолётах стрелковое вооружение иногда усиливалось установкой 20мм автоматических пушек. До конца войны PBY использовали и в качестве поисково-спасательного самолёта. Только за половину 1943 года отряд всего из трёх амфибий спасли более 150 лётчиков. А после потопления крейсера «Индианаполис» «Каталине» удалось спасти 56 выживших моряков.

После войны вооружённые силы начали избавляться от летающих лодок, которые считались устаревшими. Тем не менее, страны Латинской Америки сохраняли их в строю до 1960-х, а в Дании «Каталины» летали даже до 1970-х.

С 1943 года авиакомпания Quantas стала использовать «Каталины» для пассажирских и грузовых рейсов из Западной Австралии на Цейлон.

Впоследствии разоружённые самолёты, способные взлетать с любого подходящего водоёма, доставляли людей и грузы, например, на Аляску и в дельту Амазонки.

Некоторые списанные амфибии продавались частным владельцам и переделывались в летающие «яхты». Одну PBY-6A использовал в своих экспедициях Жак-Ив Кусто. В 21 веке продолжают летать более 20 «Каталин». Многие из них трудятся в качестве пожарных самолётов.

Видео

warbook.club

PBY-5A Catalina — самолет-амфибия (1:72)

Описание самолета

Самолет-амфибия Consolidated PBY-5A Catalina, США, 1939 г.

Осенью 1933 года компании Consolidated Aircraft и Douglas Aircraft получили от ВМС США предложение разработать летающие лодки, предназначенные для дальнего патрулирования. Конструкторы Consolidated во главе с Маком Ладдоном подготовили проект и представили его заказчику. 21 марта 1935 года опытный самолет XP3Y-1 совершил свой первый полет.

Из всех моделей Catalina наиболее удачной была PBY-5. Число выпущенных самолетов этой модификации достигло 808 экземпляров. Еще 803 машины были изготовлены в амфибийном варианте PBY-5A. Они отличались от PBY-5 наличием колесного шасси, позволившего заметно повысить универсальность исключительно удачного и эффективного самолета. Всего было выпущено 2299 машин всех модификаций.

Высокие характеристики летающей лодки от Consolidated не остались незамеченными и за пределами Соединенных Штатов. СССР приобрел лицензию на производство PBY и запустил их в серию под обозначением ГСТ, а после начала войны 106 самолетов модернизированного варианта были куплены Великобританией. Там им был присвоен индекс Catalina Mk.I (позднее наименование Catalina закрепилось за всеми PBY и в США).

Catalina активно использовались на всех театрах военных действий и вписали в свою биографию немало славных страниц, самой известной из которых стала операция по поиску и уничтожению немецкого линкора Bismarck. 26 мая 1941 года лейтенант Леонард на Catalina с бортовым номером W8406 первым обнаружил и преследовал немецкий линкор. Всего же Catalina было выслежено огромное число боевых кораблей и субмарин противника, многие из которых были потоплены. Наиболее успешной тактикой Catalina, стала тактика ночного поиска и нанесения ударов, практиковавшаяся с середины 1942 года и до конца войны в южной и юго-западной части Тихого океана. Тактика «Черных кошек» была введена после того, как высокие потери PBY в первые дни войны показали их уязвимость от огня зениток и истребителей при действиях в дневное время. Успеху ночных операций благоприятствовали два фактора: появление надежных радаров и приверженность японцев к ночным перевозкам войск и припасов, прежде всего десантными судами, для своих гарнизонов на многочисленных тихоокеанских островах.

Ночные рейды выполнялись патрульными эскадрильями, действующими в районе Соломоновых островов, с середины 1942 года. Но первым подразделением, специально оснащенным для ночных атак, стала эскадрилья VP-12, укомплектованная окрашенными в черный цвет PBY-5A, она прибыла на Гуадалканал в декабре 1942 года и действовала там до марта 1943 года.

По эффективности и популярности с Catalina не может сравниться ни одна другая летающая лодка мира, а самым лучшим свидетельством их выдающихся качеств является то, что большая часть из них еще много лет после завершения второй мировой войны исправно служила людям.

Рекомендации по сборке модели

Перед тем как приступить к сборке модели проверьте комплектацию набора и целостность отливок и тщательно изучите инструкцию по сборке. Детали отделять от литников ножом или другим режущим инструментом. Зачистите облой и места среза (например, при помощи мелкой наждачной бумаги). Сборку модели производите согласно схеме сборки.

Детали склеивайте клеем, рекомендованным предприятием-изготовителем модели. Используйте минимальное количество клея, чтобы не испортить модель. Не наносите клей на окрашенную поверхность. Склеенные детали оставляйте до полного высыхания.

В случае окраски модели рекомендуется обезжирить отливки (например, мыльным раствором). Модель рекомендуется окрашивать специальными красками для пластиковых моделей. Краски в комплект не входят. Перед покраской модели внимательно изучите инструкцию по окраске. Схема окраски дана на задней стороне коробки.

Внимание!!!

Фирма-производитель оставляет за собой право на внесение незначительных изменений в некоторые характеристики без предварительного уведомления. Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.

shop.modelirovanie.com

Неутомимая Каталина » Военное обозрение

Знаменитая «Дакота», она же Дуглас ДС-3, Си-47 — самолет, побивший рекорды долголетия. Первый полет совершил в декабре 1935 года, и с тех пор до сегодняшнего дня «дакоты» перевозят пассажиров и грузы. Но есть и другой долгожитель — гидросамолет Консолидэйтед «Каталина». Эта летающая лодка поднялась в воздух всего через четыре месяца после «Дакоты». В начале 21 века около сотни этих машин продолжали еще летать, обслуживая пассажирские линии в Канаде, США и Норвегии.


Основанная в 1922 году американская фирма Консолидэйтед (Consolidated) из калифорнийского города Сан-Диего начала свою «карьеру» с выпуска спортивных и учебных самолетов. Позднее освоила небольшие пассажирские и почтовые. Затем летающие лодки. В 1930 году создала двухмоторную пассажирскую летающую лодку «Командор», эксплуатировавшуюся компанией Пан-Американ на линии Нью-Йорк — Рио-де-Жанейро — Буэнос-Айрес. В 1932 году на базе «Коммондора» была создана патрульная летающая лодка PZY-1 для флота США.

Главный конструктор фирмы «Консолидэйтед» Исаак Ладдон решил создать новую патрульную летающую лодку по техническим условиям ВМС от 1932 года. Он взял за основу лодку PZY-1, показавшую неплохие мореходные качества. Установил на нее новое крыло и оперение.

Получившая фирменное обозначение Консолидэйтед 28 восьмиместная двухмоторная летающая лодка представляла собой металлический подкосный моноплан с высокорасположенным крылом на пилоне. Двухлонжеронное крыло состояло из прямоугольного центроплана и отъемных трапециевидных консолей. Носок и кессон образовались работающей обшивкой, подкрепленной штампованными профилями. Хвостовая часть с дюралюминиевыми нервюрами и полотняной обшивкой. Лодка — дюралюминиевый монокок. В носовой части в люке с левого борта размещен якорь и причальный трос. Перед пилоном слева на верхней палубе был смонтирован люк штурмана, за пилоном слева и справа — сдвижные люки бортовых пулеметных установок. За вторым реданом внизу — люк нижней пулеметной установки. Подкрыльные поплавки были подъемными, складывающимися по размаху крыла и образующими концевые кромки. Причем стойки и подкосы убирались в углубление на нижней поверхности крыльев.

Два двухрядных звездообразных двигателя воздушного охлаждения Pratt and Whitney «Twin Wasp» R1830-58 мощностью по 823 л.с. устанавливались на носке центроплана. В носовой части лодки располагался отсек стрелка-бомбардира с вращающейся застекленной турелью для пулемета Кольт-Браунинг калибра 7,62 мм с боезапасом 1000 патронов. Во втором отсеке — пилотская кабина, с двумя местами рядом. За пилотской кабиной слева — отсек штурмана с астролюком наверху, справа — радиорубка. В следующем отсеке была оборудована кабина со спальными местами для отдыха экипажа, над ней в пилоне оборудована кабина механика с приборами, контролирующими работу моторов. Далее — бортовые пулеметные посты для двух пулеметов Кольт-Браунинг на шкворневых установках с боезапасом по 2000 патронов. За водонепроницаемой переборкой — нижняя стрелковая установка с тем же пулеметом и боезапасом 500 патронов. В хвостовой части самолета расположен отсек для припасов и оборудования. Рядом — туалет. Бомбодержатели на нижней поверхности центроплана могут нести четыре бомбы по 454 кг или восемь по 227 кг или две торпеды по 908 кг.

Самолет под военным обозначением ХР3Y-1 поднялся в воздух 28 марта 1936 года. Испытания показали, что он обладает большой дальностью (время патрулирования до 20 часов) при значительной полезной нагрузке. Машина получила новое обозначение ХРВY-1 (РВ — патрульный бомбардировщик) или фирменное РВY-28.

В октябре 1936 года начался выпуск первой серии РВY-1 из 60 машин с двигателями Pratt and Whitney «Twin Wasp» R1830-64 мощностью 850 л.с. Именно эта модель выпускалась в СССР по лицензии под маркой ГСТ (гидросамолет транспортный).

С мая 1937 года фирма выпустила вторую серию из 50 самолетов PBY-2. Третья из 66 PBY-3, оснащалась двигателями Pratt and Whitney «Twin Wasp» R1830-66 мощностью 1000 л.с. и выпускалась с мая 1938 года. Следующие 33 машины модификации PBY-4 получили более мощные двигатели той же фирмы R1830-72 по 1050 л.с. и горизонтальное оперение новой формы. Летом 1939 года на испытательную базу английских ВМС Феликстоун был доставлен первый из 50 самолетов PBY-4, заказанных Великобританией. По английской системе они получили обозначение Catallina I (Каталина). Этим звучным именем вскоре стали называть самолет PBY и в Америке и во всем мире.

В середине 1940 г. на самолет, получивший обозначение PBY-5, были установлены двигатели Pratt and Whitney R1830-82 мощностью 1200 л.с., измененное вертикальное оперение и каплевидный блистеры на бортовых пулеметных установках. Выпустили серию из 70 самолетов до войны и 586 самолетов в 1940—1941 годах.

В Великобритании самолет получил обозначение Каталина II. Необходимость активной борьбы с немецкими и японскими кораблями и подводными лодками потребовали увеличения выпуска патрульных самолетов. Фирма не справлялась с заказами, и поэтому производство PBY-5 начала фирма Боинг на своем канадском филиале в Ванкувере под обозначением РВ2В-1 (240 самолетов) и РВ2В-2 с обзорным радиолокатором в большом обтекателе, устанавливаемом на палубе перед крылом (50 самолетов). В Англии они получили обозначение Каталина IVА и Каталина IVВ соответственно.

В начале 1939 года первая из серийных лодок PBY-4 была переоборудована в амфибию. Основные стойки шасси убирались в ниши на бортах лодки, а передняя нога — в специальный отсек в носовой части лодки и закрывалась створками. Амфибия испытывалась под маркой ХPBY-5А и показала летные характеристики, почти не уступающие лодочному варианту. С декабря 1941 года PBY-5 стали выпускаться серийно в варианте амфибий с двигателями Pratt and Whitney R1830-92 мощностью 1200 л. с. На заводе фирмы Консолидэйтед амфибий выпускались в вариантах патрульного бомбардировщика PBY-5А и разведчика ОА-10. Их выпуск начала также фирма Канадиен Виккерс в Монреале под обозначением PBY-1 «Кансо» для флота (149 самолетов) и ОА-10А для армейской авиации США (240 самолетов). В Великобритании амфибии носили имя Каталина IIIА.


Государственный завод военно-морского флота США NAF в Филадельфии, получивший заказ на выпуск летающей лодки PBY-5, не ограничился простым копированием. Специалисты по результатам гидродинамических испытаний переконструировали ее. Удлиненная носовая часть, новая конструкция реданов и третий, дополнительный, редан под хвостовой частью лодки улучшили мореходные свойства самолета. Он получил также другую носовую турель, новые подкрыльевые поплавки и хвостовое оперение увеличенной высоты. Выпускался под обозначением РВN-1 «Номад». Из 156 самолетов 138 было поставлено в СССР, несколько самолетов в Великобританию, где они носили имя Каталина VI.

В апреле 1944 года фирма «Консолидэйтед» начала выпуск последнего серийного варианта «Каталины» — PBY-6А. Он представлял собой амфибию PBY-5А с хвостовым оперением самолета PBN-1. В варианте разведчика имел обозначение ОА-10В. Было выпущено 235 штук PBY-6А (из них 48 самолетов поставлено в СССР) и 75 — ОА-10В.

Всего выпущено 3290 «каталин» всех модификаций. После войны большое количество самолетов было передано Норвегии, Швеции, Франции, Индонезии, Аргентине, Голландии и другим странам. Многие переоборудовали для использования на пассажирских линиях.

Советская авиация, прославившаяся в тридцатые годы на весь мир рекордными перелетами, по некоторым классам самолетов все-таки значительно отставала. В ранг этих «несчастливцев» попали и морские самолеты. Потому в СССР решили наладить производство лучших иностранных моделей по лицензии.

В 1937 году в США закупили лицензию на производство летающей лодки «Консолидэйтед» PBY-1 (под фирменным обозначением PBY-28). Для организации производства из США доставили три машины в разобранном виде. С помощью американских специалистов серийный выпуск самолета под обозначением ГСТ был налажен.

При достаточной прочности планера и малом весе самолет имел довольно сложную и трудоемкую конструкцию. Это и повлекло прекращение его выпуска уже в 1940 году. Всего было выпущено 30 ГСТ, включая три, собранные из американских деталей. ГСТ, в отличие от американского прототипа, оснащался советскими двухрядными моторами М-87 и М-88 мощностью 950 и 1000 л.с. Для регулировки их охлаждения на капотах устанавливались лобовые плиты с регулируемыми жалюзи. Стрелковое вооружение состояло из четырех подвижных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм.

ВВС не проявили большого интереса к самолету. Вскоре разоруженные ГСТ передали для перевозки пассажиров и грузов командованию Главсевморпути. Гражданские варианты получили обозначение МП-7 (Морской пассажирский). Они летали с двигателями М-62ИР мощностью 850 л.с., и брали на борт до двадцати пассажиров.

В Главсевморпути машины имели бортовые номера Н-244, Н-274, Н-275, Н-308, Н-337. Но ГСТ не были первыми «каталинами», появившимися в нашем небе. Для поиска пропавшего 12 августа 1937 года самолета Н-209, на котором экипаж Сигизмунда Леваневского совершал перелет через Северный полюс в Америку, в США был приобретен самолет PBY-1-3 «Куба» с бортовым номером L-2. На нем канадский исследователь Арктики и Антарктики сэр Хьюберт Уилкинс уже 23 августа вылетел к мысу Барроу на Аляске, откуда в августе и сентябре 1937 года совершил пять рейсов в глубь Центральной Арктики. В январе-феврале — еще три полета, два из которых в полярной ночи. Во время февральского Уилкинс побывал в непосредственной близости от Северного полюса. 10 марта 1938 года он сделал последнюю попытку отыскать Леваневского.

Летом того же года L-2 перегнали в Москву. Сменив буквы USSR на борту на СССР, самолет после недолгой эксплуатации был переоборудован в военный. На носу установили застекленную турель с пулеметом ШКАС, под центропланом — шесть бомбодержателей для бомб ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100, дымовых авиаприборов ДАП и т. п. На бортовых пулеметных установках смонтировали кольцевые турели с пулеметами ШКАС, закрытыми стеклянными выступающими блистерами. В нижней люковой установке смонтировали пулемет ШКАС на шкворне. Все эти доработки, за исключением блистеров на бортовых установках, использовали и на серийных ГСТ.

В годы войны в рамках поставок вооружений по ленд-лизу наша страна получила самолеты типа «Каталина» в модификациях амфибий типа PBY-5А (количество неизвестно), PBY-6А (48 машин) и летающие лодки РВN-1 (138 штук).

С 25 мая по 26 июня 1944 года группа из 47 самолетов PBN-1 для Северного флота совершила 8350-километровый перелет по «северной» трассе из США в Мурманск через Рейкьявик. Часть перелета в 3500 км от Исландии до Баренцева моря преодолели без посадок, над открытым морем. С 25 августа по 11 сентября 1944 года 30 самолетов «Номад» для Тихоокеанского флота совершили перелет по «восточной» трассе длиной 8350 км с американского острова Кодьяк через Анадырь, Магадан, Николаев-на-Амуре до Владивостока. На «южной» трассе пилоты Черноморского и Северного флотов пролетели 18635 (!) километров из Пуэрто-Рико через Тринидад, Белем и Натал в Бразилии, Банджул в Гамбии, Кенитру в Марокко, Габес в Тунисе, Египет, Багдад, Баку до Севастополя. Часть пути в 3373 км от Америки до Африки прошли 18-часовым беспосадочным броском.

Полученные Советским Союзом летающие лодки активно использовались для охраны союзнических конвоев, следовавших в Мурманск. Состояли на вооружении Тихоокеанского и Черноморского флотов.

При освоении машин наши летчики столкнулись с одной проблемой — американцы предоставили документацию только на английском языке. Но решение было быстро найдено. Лётчики и техники внимательно наблюдали за действием агрегатов летающей лодки, тогда как пилот в кабине нажимал на тумблеры. Определив назначение тумблера, механики заклеивали надпись на английском медицинским пластырем, и писали на нем по-русски

После войны часть этих самолетов была разоружена и передана в Аэрофлот и Полярную авиацию. Там они использовались для перевозки пассажиров, грузов, аэрофотосъемки. После выработки ресурса американскими двигателями на нескольких самолетах PBY-1 установили двигатели Швецова АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. Это позволило увеличить взлетный вес с 12250 до 17170 кг и потолок до 9000 метров. Один из них, под обозначением КМ-2 с бортовым номером Н-481, эксплуатировался в Сибири и Арктике до конца пятидесятых годов.

Источники:
Иванов С. PBY CATALINA // Война в воздухе. №118. С.6-9, 12-16.
Котельников В. Гидросамолеты // Авиаколлекция. 2003. №2. С.49-51.
Зеленков В. Близкое знакомство // Крылья Родины. 1992. №9. С16-17.
Котельников В. PBY «Каталина» // Авиаколлекция. 2015. №2. С. 2-13.
Обухов В., Кульбака С., Сидоренко С. Самолеты Второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003. С.439-440.

topwar.ru

Consolidated PBY Catalina (многоцелевая летающая лодка). Описание, ТТХ, вооружение, модификации боевого самолета PBY Catalina, боевое применение PBY Catalina

Содержание

 
 
 

Описание самолета

В октябре 1933 г. компаниям Consolidated и Douglas было предложено построить прототипы патрульного гидросамолета под обозначением Consolidated XP3Y-1 и Douglas XP3D-1. Фирма Douglas построила только один опытный образец, в то время как гидросамолетам XP3Y-1 компании Consolidated было суждено стать самыми широко строившимися в истории авиации летающими лодками. Компания Consolidated назвала свой проект Consolidated Model 28. Подобно предшествующему P2Y, он имел крыло типа парасоль. Однако в новом проекте крыло поддерживалось над фюзеляжем с помощью мощного центрального пилона и двух небольших двойных обтекаемых подкосов. За счет этого Model 28 освободилась от многочисленных стоек и расчалок, увеличивавших лобовое сопротивление и ухудшавших тем самым летные характеристики предшествующих конструкций. Другой новинкой, повышающей аэродинамическую эффективность, было обеспечение самолета стабилизирующими поплавками, которые в убранном полетном положении формировали обтекаемую законцовку крыла. Конструкция фюзеляжа с двумя реданами была очень похожа на фюзеляж самолета P2Y, но Модель 28 имела чистое крестообразное хвостовое оперение, которое также было консольным, без подкосов. Силовая установка включала два двигателя Pratt & Whitney R-1830-54 T win Wasp мощностью 825 л.с., установленных на передней кромке крыла. Вооружение состояло из четырех пулеметов калибра 7,62 мм и до 907 кг бомбовой нагрузки. Совершивший первый полет 28 марта 1935г. самолет XP3Y-1 был вскоре передан в ВМС США для летных испытаний. В октябре 1935г. опытный образец был возвращен в компанию Consolidated для необходимых доработок, включая установку двигателей R-1830-64 мощностью 900 л. с., предназначавшихся для 60 экземпляров PBY-1 (это обозначение применялось для патрульных бомбардировщиков). В это же время было перепроектировано вертикальное оперение, и 19 мая 1936г. XPBY-1, как был обозначен этот прототип, совершил первый полет. Небольшие изменения в оборудовании самолетов второго серийного заказа, размещенного 25 июля 1936г., привели к новому обозначению — PBY-2. Модификация PBY-3 была заказана 27 ноября 1936г., а PBY-4 — 18 декабря 1937 года. Они имели соответственно двигатели R-1830-66 мощностью 1000 л.с. и R-1830-72 Т вин Восп мощностью 1050 л.с. Все первые экземпляры PBY-4 обладали восхитительными блистерами, закрывающими позиции пулеметчиков в средней части фюзеляжа на месте боковых люков. Это стало характерной особенностью последующих серийных самолетов. В апреле 1939 г. последний экземпляр серийных самолетов PBY-4 был возвращен в компанию для установки колесного шасси, после чего эти аппараты могли эксплуатироваться как амфибии, и это сделало разносторонним их применение.

Когда в ноябре 1939 г. переоборудование этих самолетов было завершено, они появились под обозначением XPBY-5A. Испытания подтвердили значительные преимущества амфибийной конфигурации, и 33 самолета из оставшегося контракта флота США на вариант PBY-5 были выпущены как амфибии PBY-5A, а 25 ноября 1940 г. дополнительно были заказаны еще 134 таких самолета. Широкая летная эксплуатация летающих лодок показала, что конструкция фюзеляжа требует гидродинамических улучшений. Военно-морской авиационный завод провел все необходимые исследования и доработки и по их завершении получил заказ на 156 таких модифицированных самолетов под обозначением PBN-1 Nomad. Между апрелем 1944 г. и апрелем 1945 г. компанией Consolidated была построена заключительная серийная версия, обозначенная PBY-6A. В середине 30-х гг. к этим самолетам был проявлен интерес Советским Союзом, что повлекло за собой заказ на три самолета и переговоры об их лицензионном строительстве в России. Обозначенные ГСТ (гидросамолет транспортный), эти серийные самолеты оснащались звездообразным двигателем Микулина М-87 и М-88, являвшимся усовершенствованным вариантом двигателя М-25. Первые самолеты ГСТ начали появляться в конце 1939г., и впоследствии их количество переросло в несколько сотен машин, построенных во время войны.

Так же часть самолетов строилось по обозначением МП-7 (с двигателем М-62ИР мощностью 850 л.с.). Интерес Европы к этим самолетам начался с покупки Британским министерством воздушного транспорта одного экземпляра для оценки. Этот самолет был обозначен как Model 28-5. Перелетев через Атлантику, он был передан в июле 1939 года на экспериментальную базу морских самолетов в г. Феликстоу (графство Саффолк). Начало войны вынудило окончить испытания, но первая партия из 50 самолетов была заказана под обозначением Catalina Mk I . Всего Королевские военно-воздушные силы получили около 700 этих самолетов, и все они, за исключением 11 самолетов PBY-5A, арендованных Британией у флота США, были чистыми (не амфибиями) летающими лодками. Они включали 100 самолетов Catalina Mk I, аналогичных самолетам флота США PBY-5, 225 самолетов Catalina Mk IB (PBY-5B), 36 самолетов Catalina Mk IIA (PBY-5), 11 самолетов Catalina Mk III (PBY-5A), 97 самолетов Catalina Mk IVA (PBY-5), 193 самолета Catalina Mk IVB, строившихся компанией Б в Канаде под обозначением PB2B-1 и в общем одинаковых с гидросамолетом PBY-5, и 50 самолетов Catalina Mk IV, строившихся компанией Боинг под обозначением PB2B-2 и имевших вертикальное оперение большего размаха.

В начале 1940 г. компания Consolidated приняла заказ Франции на 30 самолетов. Этим самолетам было дано обозначение Model 28-5MF, но ни один из них не был поставлен до падения Франции. Другие иностранные заказы пришли примерно в то же время и включали в себя 18 самолетов для Королевских военно-воздушных сил Австралии и 48 — для правительства Голландии для использования в колониях Восточной Индии. Канада имела непосредственное отношение к Каталине и в качестве производителя, и в качестве покупателя. По соглашению, заключенному между правительствами Канады и США, компаниями Boeing Aircraft в г. Ванкувере и Canadian Vickers в г. Картевилле были установлены конвейерные линии. Общее количество произведенных компанией Боинг самолетов равняется 362, включая 240 самолетов PB2B-1, поставленных в Австралию, Новую Зеландию и Великобританию, 50 самолетов PB2B- 2 для Великобритании, 17 чистых гидросамолетов (не амфибий) Catalina и 55 самолетов-амфибий для Королевских военно-воздушных сил Канады, обозначенных Canso. Компанией Канадиан Викерс всего было произведено 379 самолетов, аналогичных самолетам PBY-5A, 149 из которых были поставлены в Королевские военно-воздушные силы Канады. Из оставшихся 230 самолетов 183 под обозначением PBV-1A планировал приобрести флот США. В действительности же он не получил ни одного из них — все самолеты были поставлены Военно-воздушным силам США, ранее получившим 56 самолетов PBY-5A непосредственно от флота США под обозначением OA-10. Эти самолеты на всем протяжении Второй мировой войны использовались на поисково-спасательных работах, и некоторые из них несли под каждым крылом сбрасываемые надувные спасательные лодки. 230 самолетов, построенных компанией Канадиан Виккерс, в Военно-воздушных силах США были обозначены OA-10A. Последние 75 самолетов PBY-6A были построены компанией Consolidated и обозначены OA-10B.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1940
Размах крыла — 31,7 м
Длина — 19,47 м
Высота — 6,15 м
Площадь крыла — 130,06 кв.м
Масса, кг
— пустого самолета — 9485
— нормальная взлетная — 16070
Тип двигателя — 2 ПД Pratt & Whitney R-1830-92 Twin Wasp
Мощность — 2 х 1200 л.с.
Максимальная скорость — 288 км/ч
Крейсерская скорость — 188 км/ч
Практическая дальность — 4100 км
Практический потолок — 4480 м
Экипаж — 5-7 чел

Вооружение

2 7,62-мм пулемета в носовой части, 1 такой же, стреляющий назад через туннель в фюзеляже, и 2 12,7-мм пулемета; до 1814 кг глубинных или обычных бомб.

Модификации

нет.


В начало
 

www.combatavia.info

PBY-5A Catalina «Black Cat» — Бортовой ЖЖурнал Небесного Странника…

В воскресенье прикупил вот такую «девчушку».

Не нарадуюсь! Буду собирать «вне очереди».

Давно мечтал взять, но не было нигде )))

Также давно жду Bv-138. Найду — заберу!

Ну а пока о черной кошечке подробнее…

Летающая лодка-амфибия «Каталина» фирмы «Консолидейтед» была одним из самых тихоходных боевых самолетов Второй мировой войны. Впервые взлетев в 1935 г., самолет уже устарел к началу войны, однако в 1938 г. самолет был признан Советским Союзом лучшим, чем созданные его собственными проектировщиками аналоги, и строился по лицензии в течение войны. Больше того, «Каталина» к концу войны выпускалась во многих новых модификациях и продавалась лучше новых разработок. «Каталин» было построено больше, чем любых других летающих лодок или гидросамолетов в истории.

Начало жизни PBY (под таким именем самолет был известен в вооруженных силах США) было положено в 1933 г., когда ВМС США выдали требования к новой дальней патрульной летающей лодке. В то время основным самолетом в этой категории был «Консолидейтед» P2Y, разработанный в Буффало Исааком М. «Мак» Лэддоном, талантливым проектировщиком морских самолетов и директором «Консолидейтед Эркрафт». Крыло новой машины отличалось от крыла P2Y наличием прямоугольной средней части и трапециевидных консолей и было цельнометаллической конструкцией с работающей обшивкой (элероны — с полотняной обшивкой). Характерной особенностью была установка крыльевых поплавков на разворачиваемых стойках с электроприводом; после уборки они являлись законцовками крыла.

Цельнометаллический фюзеляж отличался от других крупных летающих лодок размещением всего экипажа и оборудования на одной палубе; верх фюзеляжа имел полукруглое сечение. В носу находились швартовый отсек и прозрачное прицельное окно с жалюзи для защиты от морской воды. В носовой части на серийных самолетах размещалась смотровая башенка с круговым обзором, над ней находился пулемет. Два пилота сидели бок о бок в широкой кабине с большими окнами. Позади крыла слева и справа находились места пулеметчиков, каждый со сдвижным люком. В отличие от P2Y, хвостовое оперение было свободнонесущим, со стабилизатором, приподнятым на киле.

Вместо двигателей «Циклон» на «Каталине» установили два новых двухрядных двигателя «Твин Уосп» фирмы «Пратт-Уитни» с винтами изменяемого шага «Гамильтон Стандарт». Двигатели в новых мотогондолах со створками охлаждения установили в центроплане.

Британское Министерство Авиации приобрело один экземпляр «Модель 28-5» (PBY-4). На испытаниях в Феликстоу (под обозначением Р9630) самолет показал настолько хорошие характеристики, что был принят как стандартная патрульная летающая лодка для Берегового Командования. Под названием «Каталина» Mk.I — имя, позже принятое и в ВМС США, — 200 этих машин, идентичных последней модификации для ВМС США PBY-5 с двигателями R-1830-92 мощностью по 1200 л.с., были заказаны англичанами 20 декабря 1939 г. Они стали первым британским вариантом самолета. До сего времени ни одна летающая лодка (а фактически ни один американский морской самолет) никогда не заказывалась в таких количествах, и обширные британские заказы потребовали массового увеличения производства. Англичане развернули лицензионное производство на фирмах «Канадиан Виккерс» в Картервилле (Монреаль) и «Боинг оф Канада» в Ванкувере. Завод в Сан-Диего тоже удвоил свои производственные мощности; его объединили с соседним предприятием, на котором строились В-24.

PBY-5A. 22 ноября 1939 г. фирма «Консолидейтед» подняла в воздух прототип XPBY-5A с убираемым шасси с носовым колесом, переделанный из стандартного PBY-4. Эта амфибия оказалась самой удачной модификацией, несмотря на некоторое ухудшение летных характеристик. Последние 33 амфибии PBY-5 были срочно переделаны в PBY-5A, а в ноябре 1940 г. были заказаны следующие 134 амфибии. На 7 декабря 1941 г. (день налета на Перл-Харбор) ВМС США имели три эскадрильи PBY-3, две — с PBY-4, и не менее чем 16 эскадрилий летали на новых PBY-5. В этот день, еще до восхода солнца, экипаж одной из «Каталин» обнаружил перископ японской субмарины у Перл-Харбора, обозначил ее дымовой шашкой и навел эскадренный миноносец «Уорд», который потопил ее. Это были первые американские выстрелы на Тихом океане, за час до того, как начался удар с воздуха. К этому времени были заказаны следующие 586 амфибий PBY-5, a экспортные заказы увеличились на 18 машин для Австралии, 50 самолетов для Канады, 30 самолетов для Франции и 36 самолетов для Голландской Ост-Индии. В 1942 г. было выпущено еще 627 самолетов PBY-5A; 56 из них под обозначением ОА-10 поступили на вооружение ВВС США в варианте самолета поиска и спасения. Первая партия поставок по ленд-лизу для ВВС Британии включала 225 летающих лодок PBY5B («Каталина» Mk.IA) и 97 самолетов «Каталина» Mk.IVA с британским радаром ASV Мк.2 для обнаружения надводных целей. «Каталины» RAF обычно несли пулемет «К» (VGO) фирмы «Виккерс» в носовой части и спаренные 7,7-мм пулеметы «Браунинг» в блистерах средней части фюзеляжа.

К концу 1941 г. завод в Картервилле вышел на проектную мощность. Отделение «Канадиан Виккерс» поставило 230 гидросамолетов, заказанных как PBV-1A, но фактически переданных ВВС США под обозначением ОА-10А, а также 149 амфибий «Canso I» для ВВС Канады. Фирма «Боинг«, подключившаяся к выпуску позднее, построила 240 РВ2В-1, главным образом модификации «Каталина» Mk.IVB, для ВВС Британии, Австралии, Новой Зеландии, Канады.

PBN-1 Nomad. (Кочевник) С февраля 1943 года завод «Нзйвел эйркрафт фэктори» (NAF) в Филадельфии стал строить PBN-1 «Номад», отличавшийся в первую очередь очертаниями днища лодки. Носовую часть удлинили и заострили. При этом жалюзи, ранее закрывавшее прицельное окно бомбардира, пришлось заменить створками на петлях. Первый редан стал косым, второй переместился более чем на метр назад, за ним появился и третий. PBN-1, получила новое крыло, соответствующее взлетной массе 17 237 кг, — с увеличенной емкостью топливных баков и доработанными законцовками крыла и стойками поплавков. Все это существенно улучшило мореходность лодки и ее взлетно-посадочные характеристики. Новое оперение решило проблемы с путевой устойчивостью. Именно эти машины американцы в конце концов предложили СССР. В итоге практически все летающие лодки этой модификации попали в нашу страну.

Вооружение увеличилось до трех и более пулеметов калибра 12,7 мм (только подфюзеляжная стрелковая точка сохранила пулемет винтовочного калибра), носовая турель стала закругленной, ввели систему непрерывной подачи боеприпасов.

Всего завод NAF выпустил 138 самолетов PBN-1, 119 из которых (один пропал без вести при перегоне) поступили в СССР.

Боевое применение. «Каталины» RAF начали действовать весной 1941 г. в 209-й и 210-й эскадрильях. Одной из первых, находившихся на боевом дежурстве, была машина 209-й эскадрильи из Кэстл-Арчдейл (с экипажем под началом пилота Бриггса и инструктора-лейтенанта ВМС США), которая 26 мая 1941 г. летела далеко над Атлантикой. Внезапно они увидели гигантский военный корабль — это был линкор «Бисмарк», который уже в течение 31,5 часов уклонялся от английских боевых кораблей. Несмотря на сильный зенитный огонь, «Каталина» радировала координаты позиции линкора и следила за ним, пока другая «Каталина» из 240-й эскадрильи не сменила ее и не навела британский флот к месту нахождения немецкого линкора.

Помимо этого, почти все вылеты 650 «Каталин» Берегового командования имели целью противолодочное патрулирование. Многие полеты продолжительностью от 15 до 20 часов заканчивались в бухте Грязной (Мурманск) или в Архангельске и служили защите конвоев, идущих в Советский Союз. Единственным недостатком «Каталины» было то, что малая скорость самолета часто позволяла обнаруженной подводной лодке уйти на глубину. До 1943 г. субмарины отражали атаки зенитным огнем. Два командира «Каталин» заслужили «Крест Виктории» (высшая награда Великобритании), один посмертно, за атаки подлодок в почти невероятных условиях.

Не легче было и на Тихом океане, где с 7 декабря 1941 г. «Каталина» стала основным патрульным самолетом США. В боях за Алеутские острова многие «Каталины» взлетали перегруженными ночью, в снежные бури, со льдом на ветровом стекле. PBY стал первым самолетом в США (не считая устаревшего Дуглас В-18), оснащенным РЛС. Эти самолеты работали как торпедоносцы, транспортные самолеты и буксировщики планеров. Возможно, наиболее известными из всех «Каталин» были амфибии PBY-5А «Блэк Кэт», имевшие черное матовое покрытие. Действуя в западной части Тихого океана с декабря 1942 г., они по ночам обнаруживали радаром японские корабли всех классов и подбирали оставшихся в живых членов экипажей погибших кораблей и самолетов союзников, спасавшихся в лодках и шлюпках. В дополнение к РЛС, торпедам, обычным и глубинным бомбам, осколочным гранатам, «Черные кошки» часто несли корзины с пустыми пивными бутылками, чей жуткий свист при падении пугал японских артиллеристов и заставлял тратить впустую время в поисках неразорвавшихся бомб.

По материалам http://www.airpages.ru/





Очень хороший обзор модельки (содержимого коробки) ЗДЕСЬ, прям захотелось просто дать линк, а не изобретать велосипед!

Качество — отличное! Внешняя базовая окраска уже… кх-кх… «нанесена» — т.е. пластик черный. Так задумано.

Милашка в наши дни:

kondratti.livejournal.com

МОДЕЛИСТ 207273 1:72 ~ Сборная модель гидросамолета PBY-5A Catalina ~ Авиационная техника

PBY-5A Consolidated, Catalina. Самолет-амфибия противолодочный, патрульный / эскортный / спасательный.

1/72 МОДЕЛИСТ 207273. САМОЛЕТ-АМФИБИЯ PBY-5A «КАТАЛИНА». PBY-5A Catalina. Сборная модель.

Знаковый самолет и столь же выдающаяся модель. Следует ценить тот факт, что этот потрясающий набор можно приобрести за откровенно небольшие деньги. У Хасегавы подобный фокус не прошел бы. Остается поблагодарить компанию МОДЕЛИСТ, которая дает нам такую возможность.

 

Пластик от ACADEMY/MINICRAFT, который лежит в коробке, действительно хорош.

Прежде всего, внимание здесь привлекает своеобразное исполнение имитации полотна на отклоняемых поверхностях — на черном пластике, из которого отлиты основные рамки, это смотрится особенно интригующе. В остальном: тончайший, аккуратнейший крой, подробный клеп, детализация поверхностей и мелких деталей — обо всем этом можно говорить лишь в превосходной степени. Да, механизация консолей напрочь отсутствует, зато поплавки можно экспонировать в двух положениях.

Инструкция идет с небольшим ребусом, который касается деталей шасси: вынуждены вас разочаровать, никаких «резиновых шин» в комплекте (как в первых тиражах ACADEMY) не дается, на литнике с половинками фюзеляжа висят обычные пластмассовые колеса (в инструкции о них вообще ни слова).

У настоящей Каталины остекление кабины, огневых точек занимало значительную площадь, у модели этот момент можно считать шедевром: прозрачные детали тонкие, чистые, имеют правильную форму и демонстрируют превосходное качество литья. Судя по отзывам, у модели вполне точная геометрия, что, учитывая прихотливые обводы реальной машины, можно считать выдающимся фактом. А вот интерьеры внутренних, скажем так, помещений бедноваты, придется обустраивать за дополнительную плату.

 

Декали — сама лаконичность: четыре кокарды, четыре БН и приборная доска. Соответствуют единственному борту B64 из VP-54 «Black Cat» ВВС ВМФ США.

 

На сегодняшний день, этот комплект остается самым новым на рынке (дата выхода — 1993-й год). И если в нем (годы, все же) и встречаются какие-то огрехи, то следует просто поискать способы их устранения, ведь лучше все равно ничего нет.

 

Фото ООО «МОДЕЛИСТ»

j-aircraftmodel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *