Самолёты-легенды ОКБ Туполева: война и мир
Опытное конструкторское бюро Туполева за 95 лет своей работы разработало более 300 летательных аппаратов. Около 50 из них вышли в серийное производство. Наиболее популярными стали стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95, легенда гражданской авиации Ту-144, самый массовый советский пассажирский самолёт Ту-154 и его современная замена Ту-204/2014.
51 фото
Фотографии и текст Славы Степанова
1. В подмосковном городе Жуковском расположена лётно-испытательная и доводочная база ПАО «Туполев». Здесь находится аэродром «Раменское» с самой большой в Европе взлётно-посадочной полосой длиной 5500 метров. Раз в два года в Жуковском проходит Международный авиационно-космический салон МАКС.
2. Ту-160. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 был разработан в ОКБ Туполева в конце 1970-х годов. В классификации стран НАТО известен как Blackjack. Отечественные авиаторы называют его «Белый лебедь».
3. Ту-160 является самым тяжёлым (максимальная взлётная масса 275 тонн) и самым скоростным (до 2230 км/ч) серийным бомбардировщиком в мире.
4. Ракетоносец с крылом изменяемой геометрии был задуман как советский ответ проекту американского межконтинентального бомбардировщика B1.
5. Первый полёт опытного образца Ту-160 состоялся на аэродроме «Раменское» 18 декабря 1981 года.
6. В воздух Ту-160 поднимают четыре двигателя НК-32, расположенные попарно с обеих сторон фюзеляжа. Силовая установка Ту-160 (совокупная тяга 100 тысяч кгс) — самая мощная среди всех действующих самолётов мира этого класса.
7. Конкурентами туполевцев в создании нового стратегического бомбардировщика были ОКБ Сухого и Мясищева. Однако проект в итоге был поручен ОКБ Туполева: оно уже имело богатый опыт и пакет решений, отработанных в ходе создания сверхзвукового лайнера Ту-144.
8. Большая часть Ту-160 сегодня имеют собственные имена. Представленный на фото один из первых серийных бортов назван в честь лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Бориса Веремея. Именно он в декабре 1981 года поднял в небо самый первый Ту-160.
9. Сегодня на вооружении ВВС РФ состоит полтора десятка Ту-160.
10. Министерство обороны России рассчитывает заказать отечественному авиапрому еще около полусотни модернизированных бомбардировщиков.
11. Максимальная масса боевого груза — 45 тонн, что превышает нагрузку всех самолётов мира аналогичного класса.
12. В июне 2010 года два стратегических бомбардировщика Ту-160 установили рекорд дальности — 18 000 км, в полёте они провели 23 часа с дозаправкой в воздухе.
13. Машины собирают на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова.
14. В 2016 году здесь начали восстанавливать ключевые технологические линии для возобновления выпуска модернизированных Ту-160.
15. Кабина пилотов. Впервые в истории для управления тяжёлым реактивным самолётом была использована ручка истребительного типа, а не штурвал для обеих рук. Экипаж — 4 человека в двух двухместных кабинах (командир, помощник, штурман, штурман-оператор). Для комфорта экипажа в дальних полётах здесь предусмотрены спальное место, туалет и система разогрева пищи.
16. Первое боевое применение Ту-160 состоялось в ходе российской операции Сирии в ноябре 2015 года. Бомбардировщики нанесли удары по позициям террористов крылатыми ракетами.
17.
18. Ту-95. Символ стратегической дальней авиации Советского Союза в годы холодной войны. По классификации НАТО — «Медведь».
19. Оснащён четырьмя двигателями НК-12. Это самый мощный турбовинтовой (15 тысяч л.с.) двигатель в мире.
20. Характерная черта облика носовой части Ту-95 — неубираемая штанга топливоприёмника для дозаправки в воздухе.
21. Ту-95 служил эффективным инструментом сдерживания потенциального противника. Советское правительство заказало ОКБ Туполева самолёт, который мог бы долететь до США, сбросить ядерную бомбу и вернуться на базу. Дальность полёта первой модификации Ту-95 превышала 15 000 км и постепенно сокращалась с разрядкой международной напряжённости и развитием межконтинентальных баллистических ракет.
22. Опытный образец Ту-95 совершил первый полёт 12 ноября 1952 года. Серийное производство началось в 1955 году и продолжалось в Куйбышеве (Самаре) до 1992 года. На балансе ВВС России более 50 бомбардировщиков Ту-95.
23. Экипаж Ту-95 — 9 человек (сокращён до 7 человек в модификации Ту-95МС).
24. Диаметр винта двигателя превышает 5 метров. Масса каждой из восьми лопастей — 96 кг.
25. Часть системы оборонительного вооружения — кормовая турель спаренной 23-мм авиационной пушки. Изначально Ту-95 оснащали шестью пушками, в современной модификации оставили только две хвостовые, поскольку ближний бой с использованием стрелкового вооружения в современной воздушной войне явление редкое.
26. Длина Ту-95 и размах его крыльев практически совпадают — около 50 метров.
27. Максимальная боевая нагрузка составляет 15 тонн (превышает 20 тонн в модификации Ту-95МС).
28. Экипаж самолёта попадает в кабину через люк в нише передней стойки шасси. Носовое шасси Ту-95 не имеет тормозной системы. Диаметр колеса — 1,1 метра.
29. Военные эксперты считают, что Ту-95 далеко не устарел. Самолёт успешно применяется в военных конфликтах (в частности, в Сирии). Бомбардировщик атакует цели современными крылатыми ракетами за несколько тысяч километров — вне пределов зоны поражения вражеской ПВО.
30.
31. Ту-144. Гордость и боль ОКБ Туполева и отечественного авиапрома — Ту-144. Самый быстрый пассажирский авиалайнер в мире. Самолёт, опередивший не только звук, но и своё время.
32. Ускорившиеся темпы жизни в 60-е годы XX века озадачили авиаконструкторов проблемой создания сверхзвукового дальнемагистрального лайнера. Работы велись в Советском Союзе (ОКБ Туполева) и в Европе (франко-британский проект «Конкорд»). Победил СССР. Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда».
33. Впервые в истории пассажирской авиации Ту-144 преодолел звуковой барьер в июне 1969 года на высоте 11 км. В два раза скорость звука туполевский лайнер превысил в мае 1970 года.
34. Специально для Ту-144 на Куйбышевском моторном заводе были разработаны турбореактивные двигатели НК-144. Четыре таких установки на каждом лайнере позволяли ему развить максимальную скорость свыше 2400 км/ч.
Ту-144 быстрее «Конкорда» более чем на 150 км/ч. Оборотной стороной скорости был существенный расход топлива (на борт его приходилось брать до 100 тонн). Над экономичностью двигателя его конструкторы работали в последующих модификациях. В 1980 году разработка двигателя НК-144 была прекращена из-за сворачивания проекта.
35. В конструкции Ту-144 создатели применили много технических новинок. Изменялся угол наклона кабины пилотов: для улучшения обзора при взлёте и посадке «нос» опускался, а в крейсерском полёте фиксировался в одной плоскости с фюзеляжем.
36. Убирающееся переднее горизонтальное оперение. «Крылышки» улучшали управляемость почти 200-тонного лайнера на взлёте и посадке. Передний стабилизатор вместе с опускающимся носом позволяли гасить скорость лайнера перед посадкой (в конструкции Ту-144 не предусмотрены закрылки и предкрылки).
37. На момент создания кабина пилотов была оснащена самой современной авионикой. Экипаж лайнера — 4 человека (без учёта бортпроводников).
38. Штурвал командира самого быстрого пассажирского самолёта в истории человечества.
39. Панель бортинженера — комплекс инструментов для управления и контроля силовыми и топливными системами.
40. Некоторые элементы приборных панелей Ту-144 особо подчёркивали его статус дальнемагистрального и межконтинентального лайнера. Переключатели времени «Москва–Гринвич» и системы мер «Английская–Метрическая». По иронии судьбы самолёт так и не вышел на международные авиалинии. За границу попадал лишь для демонстрационных полётов на салонах во французском Ле-Бурже. Первый из которых завершился трагедией. По так и не выясненным причинам Ту-144 разбился 3 июня 1973 года, погибли 6 человек экипажа и 8 человек на земле. Несколько катастроф и авиапроисшествий, а также высокая стоимость эксплуатации привели к закрытию проекта в 1980-х годах.
41. Конструкторы Ту-144 предусмотрели инновационную возможность запуска реактивных двигателей в воздухе. Функция важная, потому что в крейсерском режиме самолёт управлялся изменением тяги двигателей.
42. Всего с 1968 по 1984 годы было построено 16 единиц Ту-144. Сохранилась лишь половина. Несколько бортов используют в качестве музейных экспонатов, другие хранятся в разных городах России. На фото: Ту-144 на учебном аэродроме Самарского национального исследовательского университета им. Королёва.
43. Борт №77107 установлен в учебных целях на территории Казанского авиационного института.
44. Современные технологии изменили систему подготовки кадров для авиации. На фото: пилотажный тренажёр среднемагистрального лайнера Ту-204СМ.
45. Полнофункциональный симулятор «стеклянной» кабины. Проекция картинки за бортом и изменение положения тренажёра в трёх измерениях позволяют реалистично моделировать различные условия и режимы полёта, включая экстремальные.
46. Пульт управления тренажёром с тонкой настройкой вводных условий.
47. Имитация расхождения с бортом-нарушителем.
48. Пассажирские и грузовые модификации самолётов семейства Ту-204 собирают в Ульяновске.
Завод «Авиастар» входит в Объединённую авиастроительную корпорацию.
49. Семейство Ту-204 было разработано ОКБ Туполева в конце 80-х начале 90-х годов XX века. На основе Ту-204 было создано около двух десятков различных модификаций. На фото одна из них — Ту-214.
50. Ту-204 были призваны заменить массовый лайнер Ту-154. Но российские компании выбрали самолёты иностранного производства. За полвека эксплуатации (которая продолжается и сегодня) Ту-154 стал настоящей легендой. На фото: знаменитый «Полтинник» на въезде в новосибирский аэропорт «Толмачёво».
51.
Также смотрите:
loveopium.ru
Самолёты Туполева
Констру́кторское бюро́ «Ту́полев» — авиационное опытное конструкторское бюро, созданное 22 октября 1922 года авиаконструктором А. Н. Туполевым в СССР. С 1999 года входит в состав созданного российского ОАО «Туполев»
АНТ-1
АНТ-1 — одноместный опытный спортивный самолёт, совершивший первый полёт 21 октября 1923 года; первая разработка ОКБ им.
Туполева. Спроектирован А. Н. Туполевым на основании его опыта при создании аэросаней и кораблей. Самолёт представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции.АНТ-10
АНТ-10 (Р-7) — разведчик-бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в конце 1920-х годов.
АНТ-20
АНТ-20 «Максим Горький» — советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси. Построен на авиационном заводе города Воронежа
АНТ-29
АНТ-29 (ДИП-1 от дальний истребитель пушечный) — пушечный опытный двухместный истребитель, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1930-х годов.
МДР-2
МДР-2 (второе название АНТ-8) — морской дальний разведчик, разработанный ОКБ Туполева и совершивший первый полёт в 1931 году.
МК-1
МК-1 (второе название АНТ-22) — самолёт-летающая лодка, совершивший первый полёт в 1934 году.
ПС-9
АНТ-9, ПС-9 или «Крылья Советов» — ближнемагистральный трёхдвигательный самолёт, один из первых советских многоместных пассажирских самолётов, разработан в СССР в конце 1920-х годов.
ТБ-3
уполев ТБ-3 (известный как АНТ-6) — советский тяжёлый бомбардировщик, стоявший на вооружении ВВС РККА в 1930-е годы.
Хотя ТБ-3 официально снят со службы в бомбардировочных (но не военно-транспортных) частях в 1939 году, но продолжал использоваться как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть Великой Отечественной войны. Построено 818 самолётов. Не сохранилось ни одного ТБ-3.
Ту-2
Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолёт «103» (по кодификации НАТО: Bat — «Летучая мышь») — двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик / фронтовой бомбардировщик) времён Второй мировой войны.
Ту-4
Ту-4 (изделие «Р», по кодификации НАТО: Bull — «Бык») — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении дальней авиации ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов. Самолёт является нелицензионной копией американского бомбардировщика В-29, воспроизведённым методом обратной разработки по трём интернированным во время Второй Мировой Войны американским B-29 . При этом его конструкция, оборудование, вплоть до интерьера гермокабин, были строго скопированы с американского образца, за исключением пушечного вооружения, винтомоторной группы силовой установки и радиостанции. Советские двигатели имели мощность 2400 л. с. вместо 2200 л. с. у оригинала.
Ту-16
Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.
Ту-22
Ту-22 — машина «105», изделие «А», изделие «Ю», (по кодификации НАТО: Blinder) — советский дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт конструкции КБ Туполева. Строился в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика и постановщик помех. Предназначался для замены парка машин типа Ту-16. В дальнейшем ударные варианты Ту-22 были полностью заменены на различные серии Ту-22М, Ту-22 в вариантах разведчиков и постановщиков помех эксплуатировались вплоть до начала последнего десятилетия XX века.
Ту-22М
Ту-22М («изделие 45») по кодификации НАТО: Backfire) — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.
Ту-95
Ту-95 (проект «95», изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями. До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне. Остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное — большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних. National Interest отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 «устаревшим оружием», так как фактически от подобного самолёта ничего не требуется, кроме как летать на большую дальность, а реальным его оружием являются новейшие крылатые стелс-ракеты — такие как X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 «безнаказанно» атаковать цели за пределами радиусов действия любых систем ПВО. Практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолёт не является «абстрактным средством ядерного сдерживания», а может реально использоваться в современных локальных войнах.
Ту-98
«98» (Ту-24) (по кодификации НАТО: Backfin — «Спинной плавник») — прототип реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом, разрабатывавшегося в конструкторском бюро А. Н. Туполева.
Ту-104
Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд») — первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 года, после приостановки по техническим причинам полётов британского реактивного авиалайнера «Комета», до октября 1958 года, когда был введён в коммерческую эксплуатацию американский реактивный авиалайнер Boeing 707, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.
15 февраля 1961 года с Ту-104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолёта (на высоте 10 000 м).
Ту-114
Ту-114 «Россия» (по кодификации НАТО: Cleat — «Зажим») — турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.
Производился в 1961—1965 годах на серийном заводе № 18 в Куйбышеве. Всего был построен 31 экземпляр серийных самолётов.
Ту-116
Самолет Ту-116 (Ту-114Д), «проект 116» — пассажирский вариант серийного бомбардировщика Ту-95М для межконтинентальных полётов представителей высшего руководства СССР, всего переоборудовано два бомбардировщика Ту-95М, на случай возможной задержки в сроках доводки лайнера «проект 114». Литера «Д» означает «дипломатический», а не «дальний», как ранее публиковалось в литературе.
Ту-123
Ту-123 «Ястреб» — советский сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик, производства КБ Туполева.
Предназначался для ведения фото- и радиоразведки на дальность до 3200 км. Построен на основе опытного беспилотного ударного самолёта-снаряда Ту-121. Другое обозначение: ДБР-1 (дальний беспилотный разведчик).
Ту-124
Ту-124 (по кодификации НАТО: Cookpot — «Кастрюля») — советский пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров.
Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов. Ту-124 — переходный этап от первого поколения пассажирских авиалайнеров ко второму. На нём впервые для пассажирских самолетов применены турбореактивные двухконтурные двигатели, отличающиеся от турбореактивных двигателей повышенной экономичностью. Самолёт был разработан с целью заменить устаревшие Ил-14 и Ли-2 на местных маршрутах, при этом предполагалось, что Ту-124 займёт все линии, связывающие Москву с крупными городами с продолжительностью полёта до 1 часа.
Ту-126
Ту-126 (изделие «Л» (Лиана), по кодификации НАТО: Moss — «мох») — первый советский самолёт-носитель радиоэлектронных средств дальнего радиолокационного обнаружения воздушных и морских целей (самолёт ДРЛО). Создан на базе пассажирского лайнера Ту-114 в качестве носителя аппаратуры радиолокационного комплекса «Лиана» и аппаратуры взаимодействия с авиационно-ракетным комплексом дальнего перехвата (АРКП) «Ту-28-80» («Ту-128С-4»)
Ту-134
Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty — «Заскорузлый») — советский пассажирский самолёт на 76-80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций. Полностью производство было прекращено в 1989 году. Ту-134 поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора.
Ту-134УБЛ
Ту-134УБЛ (по кодификации НАТО: Crusty-B) — учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.
Продолжает использоваться в ВВС России для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160. Также его применяют для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход лётного ресурса боевых самолётов.
Ту-142
Ту-142 (по кодификации НАТО: Bear-F) — советский и российский дальний противолодочный самолёт (ДПЛС).
Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения ПЛАРБ противника в районах патрулирования. Фактически в ВМФ применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы и только потом для поиска и слежения за ПЛАРБ (после окончания холодной войны).
Ту-144
Ту-144 (по кодификации НАТО: Charger) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы.
Является первым и одним из двух в мире (наряду с британско-французским «Конкордом») типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок.
Ту-154
Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — «Беззаботный», на сленге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка» или «Аврора») — советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.
Первый полёт был выполнен 3 октября 1968 года. Производился серийно с 1970[3] по 1998 годы, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска иногда достигал пяти единиц в месяц (c 1976 по 1981 год производилось в среднем более 1 самолёта в неделю, в 1980 максимально 77 самолётов за год).
С 1998-го по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолётов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013 года, после выпуска борта № 998, «Авиакор» сообщил об окончании производства самолёта данного типа.
Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности.
Ту-154 — один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров.
Ту-160
Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», обозначение разработчика — «К», по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Главный конструктор — В. И. Близнюк.
Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Это также самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Среди лётчиков получил прозвище «Белый лебедь».
На самолёте установлено 46 мировых рекордов.
Ту-204
Ту-204 — советский и российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154. Производится с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214). Рассчитан на 164—215 пассажиров и дальность полёта 4200—5920 км. Использует российские двигатели ПС-90А.
Ту-214ОН
Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт авиационного наблюдения, разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1.
Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.
Ту-230
Ту-230 (проект «230») — проект советского дальнего гиперзвукового ударного самолёта. Разрабатывался в ОКБ Туполева под общим руководством А.А.Туполева и А.Л.Пухова, ведущим по теме был назначен Ю.А.Фазылов. Проектирование было начато в 1983 году и завершено в 1985 году.
Ту-244
Ту-244 — отменённый советско-российский проект перспективного дальнемагистрального сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения ОКБ Туполева.
Ту-334
Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 1990-х годах с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Як-42, Ту-134 и Ту-154Б. По ряду причин серийное производство самолёта организовано не было.
Ту-444
Ту-444 — отменённый проект российского сверхзвукового пассажирского самолёта деловой авиации разработки ОАО «Туполев». Пришёл на смену проекту Ту-344, являлся конкурентом проекту ОКБ Сухого SSBJ. В принятой в конце 2012 года государственной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы» упоминания о проекте отсутствуют
ПАК ДА
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80») — проект российского стратегического бомбардировщика-ракетносца нового поколения, разрабатываемый компанией ПАО «Туполев». Проект не является развитием или модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.
Работы по проработке концепции изделия начались в 2009 году, первый полёт предполагается осуществить в 2025, принятие на вооружение — к 2028 году. В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВКС самолёты дальней (стратегической) авиации Ту-95 и Ту-160 и частично взять на себя функции Ту-22М3.
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
zagopod.com
«Неизвестные факты о самолетах Туполева» в блоге «Авиация»
Конструкторское бюро Туполева по праву можно считать одной из самых знаменитых не только в России, но и в мире. За 90 лет здесь выпустили более 18 тысяч самолетов и разработали более 300 проектов различных летательных аппаратов. Если бы не бюро Туполева, история гражданской авиации в России была бы совсем другой.
Сейчас «Туполев» готовится выпустить новый самолет — Ту -204 СМ.
В отличие от недавней разработки «Сухого» — Суперджета, к созданию которого Россия привлекла разные страны (из-за промышленного кризиса 90-х мы сами не могли произвести многие узлы нового лайнера), это будет уже гораздо более «русское» воздушное судно. Электронную начинку для него будет производить входящий в состав «Ростеха» концерн «Радиоэлектронные технологии».
Подробнее о новом самолете и истории «Туполева» можно прочитать ниже.
История началась 27 ноября 1946 года, когда совершил первый полет пассажирский Ту-70, модификация бомбардировщика Ту-4. Несмотря на то, что испытания прошли успешно, самолет не вышел в серию. Аэрофлоту такой самолет был ненужен, да и сами туполевцы были заняты военными заказами. В итоге, в 1954-ом Ту-70 был списан и утилизирован.
Спустя год, 17 июля 1955 года совершил свой дебютный полет первый
советский и четвертый в мире реактивный пассажирский самолет
Ту-104.
Во время хрущевской «оттепели» появился колоссальный интерес к Советскому Союзу со стороны всего мира, расширялись и укреплялись международные связи. К тому же прошедший в 1957 году Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве стимулировали решение вопроса о создании в стране развитой системы международных воздушных сообщений, включая трансконтинентальные.
Ту-104 и Ил-18 годились для этого лишь отчасти. Они не могли перелететь океан, не подходили для дальних беспосадочных рейсов и имели сравнительно небольшуюпассажировместимость (89-100). Поэтому правительство выдало срочное задание по созданию дальнемагистрального пассажирского самолета.
Туполевцы
оказались первопроходцами, имея опыт переделки военного самолета
в гражданский, они взяли за основу бомбардировщик Ту-95 и
построили новый Ту-114.
Сделали его очень быстро – всего за два года. Первый полет состоялся 15 ноября 1957 года. А уже в 1958-ом Ту-114 прилетел в Нью-Йорк. Производился он до 65-го, всего выпущено 31 серийных экземпляров.
Кстати, на случай непредвиденной задержки с Ту-114, в КБ перестраховались и построили два экземпляра Ту-116, вмещающих 20 человек. Сегодня такой самолет сохранился только один. Его можно увидеть в музее авиации в Ульяновске.
Следующий лайнер — Ту-124 (по кодификации НАТО:Cookpot — «Кастрюля») — самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров. Фактически является уменьшенной копией Ту-104. Всего в 1960—1965 годах было произведено 165 экземпляров. Летающих в наше время не сохранилось.
Одной из легенд советского авиапрома по праву может считаться Ту-134 (по кодификации НАТО:Crusty— «Жёсткий») – предназначен для авиалиний малой и средней протяженности. За 23 года (1965-1984) выпустили 852 самолета. К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным.
Для своего времени Ту-134 был очень надежным и экономичным, к 1990-ому 134-е перевезли около 500 млн. пассажиров. Но он считается одним из самых «громких» в мире, и в 2002-ом его эксплуатация в ЕС была запрещена. Сейчас используется только на внутренних рейсах России и стран СНГ, в эксплуатации находится 130 самолетов.
Особого внимания заслуживает первый в истории пассажирский авиалайнер, преодолевший звуковой барьер — Ту-144. Произошло это 5 июля 1969 года на высоте 11 000 метров.
3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Тем не менее, он стал совершать регулярные рейсы на маршруте Москва – Алма-Ата. Но 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира). Всего выпущено 16 машин.
Поистине легендарным представителем советского авиапрома является трехдвигательный реактивный Ту-154 (по кодификации НАТО:Careless — «Небрежный», на слэнге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора»). Производился серийно с 1970 по 1998 годы, пережив несколько модернизаций. Это самый массовый советский самолет (1026 единиц).
С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод Ту-154 из эксплуатации. Основной причиной отказа от этого типа самолёта является не только выработка ресурса, но и низкая топливная эффективность двигателей. Всего на январь 2013 года в эксплуатации в мире остаются лишь 98 самолетов.
В конце 1980-х — начале 1990-х для замены устаревшего Ту-154был разработан самолет Ту-204. На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования.
Последней модификацией этого самолета стал Ту-204СМ. На нем установлен новый пилотно-навигационный комплекс ПНК-204, созданный концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), что делает Ту-204СМ самым современным авиалайнером российского производства.ПНК-204 позволяет избежать необходимости присутствия в экипаже бортинженера. Кроме того, благодаря разработке снижаются эксплуатационные расходы авиаперевозчиков. Также на лайнер установленболее экономичные двигатели ПС-90А2. В общей же сложности самолет получил более 20 новых систем и агрегатов. Большая часть их произведены на предприятиях «Радиоэлектронных технологий».
Совсем недавно Ту-204СМ получил cертификат Межгосударственного авиационного комитета, который позволяет эксплуатировать его по самым строгим европейским и американским авиационным правилам. По словам производителей, новый самолет должен составить реальную конкуренцию мировым бестселлерам А320 и Боинг-737.Есть все основания полагать, что самолет будет действительно успешным и затмит своих предшественников.
sdelanounas.ru
От «Страны Советов» до «Медведя». Лучшие самолеты Туполева
Под руководством Андрея Николаевича Туполева было разработано более 200 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и катеров. На самолетах было установлено более 270 мировых авиационных рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. В каждом туполевском самолете было что-то новое — многие его проекты опередили свое время и стали настоящим прорывом в отечественном и мировом самолетостроении.
АНТ-1
Первый самолет ОКБ Туполева.
АНТ-1
© ПАО «Туполев»Его проектирование началось в апреле 1922 года. Это был небольшой спортивный свободнонесущий моноплан с двигателем в 35 л.с. При его конструировании помимо ткани и дерева впервые использовался алюминиевый сплав. Первый полет на нем 21 октября 1923 года совершил летчик-испытатель Евгений Погосский. Опытный образец самолета остался в единственном экземпляре.
АНТ-4 (ТБ-1)
Первый тяжелый цельнометаллический самолет-бомбардировщик.
АНТ-4 (ТБ-1)
© ПАО «Туполев»Был выполнен по схеме свободнонесущего двухмоторного моноплана. По своим компоновочным решениям АНТ-4 во многом определил дальнейшее развитие мирового тяжелого самолетостроения. Первый полет на нем 26 ноября 1925 года совершил летчик-испытатель Аполлинарий Томашевский.
АНТ-9
Первый отечественный магистральный пассажирский самолет.
АНТ-9
© ПАО «Туполев»Один из первых отечественных магистральных пассажирских самолетов, рассчитанный на девять пассажиров. Впервые в небо его поднял летчик-испытатель Михаил Громов 5 мая 1929 года. На АНТ-9, названном «Крылья Советов», 10 июля 1929 года был совершен перелет с восемью пассажирами по маршруту Москва — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Москва для демонстрации достижений советского авиастроения. Во время этого рекордного перелета Громов преодолел расстояние в 9037 км за 53 летных часа со средней скоростью 170,5 км/ч.
АНТ-40 (СБ)
Скоростной бомбардировщик, выпускавшийся серийно.
АНТ-40 (СБ)
© Марина Лысцева/ТАССОдин из лучших самолетов в своем классе в середине 1930-х годов, имел самые высокие летные характеристики среди фронтовых бомбардировщиков мира, превосходил по скорости лучшие истребители-бипланы. Первый полет 7 октября 1934 года на нем совершил летчик-испытатель Константин Попов.
Ту-2
Серийный двухмоторный бомбардировщик.
Ту-2
© ПАО «Туполев»По совокупности летно-технических характеристик, технологичности производства и соотношению боевых потерь на один вылет Ту-2 считается одним из лучших фронтовых бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
За создание этого самолета Туполеву было присвоено звание генерал-майора. Первый полет на Ту-2 совершил 29 января 1941 года летчик-испытатель Михаил Нюхтиков. Всего было построено более 2,6 тыс. серийных экземпляров в различных модификациях.
Ту-16
Дальний бомбардировщик-ракетоносец со стреловидным крылом, первый советский дальний скоростной самолет-ракетоносец.
Ту-16
© ПАО «Туполев»Первый полет на нем 27 апреля 1952 года совершил летчик-испытатель Николай Рыбко. Было создано около 50 модификаций различного назначения и уровня сложности, серийно выпущено более 1,5 тыс. самолетов. Ту-16 стал лучшим в мире самолетом своего класса. До 1990-х годов стоял на вооружении ВВС России. В настоящее время в модернизированном виде состоит на вооружении КНР.
Ту-95
Турбовинтовой дальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец.
Ту-95
© Борис Кавашкин/ТАССПервый отечественный серийный межконтинентальный носитель ядерного оружия. Считается самым скоростным в мире самолетом с винтовыми двигателями, получил неофициальное название «Медведь». Первый полет 12 ноября 1952 года на нем совершил летчик-испытатель Алексей Перелет. Глубоко модернизированный Ту-95МС и поныне стоит на вооружении дальней авиации ВКС России.
Ту-104
Первый реактивный пассажирский самолет.
Ту-104
© Валентин Мастюков, Александр Коньков/ТАССПервый в мире реактивный пассажирский самолет, который начал успешно эксплуатироваться на регулярных авиалиниях. Был спроектирован на основе агрегатов и технических решений дальнего бомбардировщика Ту-16. Первый полет 17 июня 1955 года на нем совершил летчик-испытатель Юрий Алашеев.
Ту-114
Самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-95 и построенный менее чем за два года.
Ту-114
© Марк Редькин /ТАССТу-114 стал первым в мире двухпалубным аэробусом. Многие решения по размещению и жизнеобеспечению пассажиров на Ту-114 стали основой для будущих самолетов подобного типа. Первый полет 15 ноября 1957 года совершил экипаж летчика-испытателя Алексея Якимова.
Ту-144
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет.
Ту-144
© ПАО «Туполев»Первый опытный Ту-144 поднялся в небо на два месяца раньше англо-французского проекта «Конкорд» — 31 декабря 1968 года под командованием летчика-испытателя Эдуарда Еляна.
Главным конструктором этого проекта стал сын А.Н. Туполева — Алексей Туполев. Всего было выпущено порядка 20 лайнеров. В 1977 году начались регулярные пассажирские перевозки. До окончания эксплуатации в мае 1978 года было выполнено 55 рейсов и перевезено 3284 пассажира.
Анна Юдина
ТАСС благодарит за предоставленные фото пресс-службу ПАО «Туполев»
tass.ru
|
sites.google.com
Самолет Ту-330: фото, технические характеристики
По России удобнее всего передвигаться на самолетах, особенно в далекие глубинки, до которых наземным транспортом ехать иногда не один день. Исторически сложилось, что в Советском Союзе сильно развито воздушное грузовое сообщение, особенно к удаленным уголкам нашей родины. Параллельно важно было снабдить транспортными воздушными средствами военные силы, десанту требовались самолеты разного назначения при военно-политических операциях.
Предыстория
В конце 50-х в Советском Союзе было выпущено одиннадцать сотен АН-12, более тысячи Ил-76 и пара тысяч других грузовых воздушных средств. Универсальные свойства этих самолетов позволяют их использовать по настоящее время для сельского хозяйства страны и в военно-воздушных силах Российской Федерации, СНГ, а также в тех странах, куда эти суда транспортировались при экспорте. Конечно же, сейчас эти грузовые воздушные суда России 50-х и 70-х гг. считаются устаревшими (Ан-12, Ан-26, Ан-74, Ил-76), не подходящими под современные параметры, и их эксплуатационный период подходит к концу, а часть и вообще уже не эффективна и не экономична.
Имеются в парке воздушных судов грузовые современные магистральные пассажирские лайнеры, произведенные как Россией, так и купленные на Западе. Но и те и другие мало отвечают требованиям для транспортировки крупногабаритного груза и также не подходят при использовании в военных нуждах, например, при десантировании техники.
Конструкторское Бюро им. Туполева, ставшее в дальнейшем авиационным научно-техническим комплексом, всю свою «жизнь» (а это почти сто лет, так как КБ создано в 1922 году), посвятило разработке грузового воздушного транспорта для хозяйственных и военных нужд страны.
Туполевцы, выбирая проект, всегда делали сразу несколько вариантов, для гражданского и военного применения, например, бомбардировщик или гражданский лайнер, и каждый из них был представлен в двух вариантах — грузовой и военно-транспортный. Суда были похожи конструктивно, но имели разные функции в эксплуатировании.
- В тридцатые годы военные самолеты ТБ-1 и ТБ-3 заимели себе грузовых «братьев».
- В пятидесятые бомбардировщик Ту-4 модифицировался в два транспортных варианта, для десанта Ту-4ТД и военных нужд Ту-75.
- Тогда же гражданские Ту-114 и Ту-104 являют миру свои аналоги — грузовые и военно-транспортные воздушные суда аж в трех вариантах.
- В семидесятые годы Ту-134 и Ту-154 получили своих грузовых «родственников» для гражданского воздушного флота.
Сегодня КБ продолжает вести такую же политику, не изменяя установленных правил. Почти все магистральные самолеты имеют грузовые аналоги.
АНТК им. Туполева открыл программу «Грузовые самолеты РФ» по замене устаревших советских самолетов на новые, отвечающие современным требованиям, транспортные суда, в которых собраны все инновации научно-технической авиации. Фото самолета, являющегося наиболее продвинутым проектом по программе, представлено ниже.
Благодаря этой программе удалось добиться следующих преимуществ:
- экономия топлива, как минимум в 2 раза;
- финансовая экономия на грузовые перевозки, примерно, тоже в два раза;
- увеличение технического уровня лайнеров;
- увеличение безопасности в полете;
- конкурентные самолеты на внешнеэкономическом рынке услуг авиации;
- соответствие экологическим нормам;
- различные модификации одного самолета для решения различных задач.
Появление Ту-330
Средне транспортный самолет Ту-330 разработан для оптимизации грузовых транспортных воздушных судов. Разработки авиационно-технического комплекса в этом направлении эффективно решают подобный комплекс задач, связанных с воздушно-транспортным сообщением страны. А также параллельно решают авиационные задачи Министерства Обороны РФ.
Самый перспективный проект по грузовым воздушным судам РФ — самолет Ту-330. Он очень экономичен, спроектирован с широким фюзеляжем, создан как модификация среднемагистрального гражданского судна нового поколения Ту-204 и Ту-214. На данный момент налаживание серийного производства Ту-330 отдано в АПО им. Горбунова в г. Казань, ныне переименованный в производственный ПАО «Туполев». Там же производится Ту-214, а т. к. Ту-330 на 75% схож с Ту-204, все это значительно сократит сроки налаживания серийного производства самолета и его сертификации.
СТС Ту-330 призван заменить устаревший по всем показателям Ан-12 и Ил-76ТД. Он обладает рядом преимуществ, которых, например, нет у Ан-70 и FLA.
- минимум риска при воплощении проекта в жизнь;
- уменьшение времени изготовления серийного производства в 2–3 раза;
- легкое освоение в использовании систем управления воздушным движением, никаких проблем с внедрением судна в магистрали грузовых перелетов страны не возникнет;
- приведенная к общей системе кабина пилота, а также электронные системы коммуникации и навигации к современным требованиям, с вариантом модификации и усовершенствования уже имеющегося комплекса и систем;
- ввести в эксплуатацию воздушное судно Ту-330 будет довольно легко, потому как имеется одинаковая структура технического и летного экипажей, а также комплекты метрологического контроля, которые имеются и у других наших лайнеров.
При разработке различных вариаций Ту-330 Туполевцы достигли множества решений конкретных целей, которые перед ними стояли. Самолет может выступить как в гражданской сфере и решении народных задач, так и может помочь Министерству Обороны страны со своими функциями.
Например, Ан-70 и Ту-330 могут мирно существовать в военно-техническом сотрудничестве, где каждому из самолетов отводится определенная роль. В парке военно-транспортной авиации при этом, соотношение Ту к Ан было бы четыре к одному, т. к. летно-технические характеристики первого намного выше Ан-70, к тому же, самолет более производственный и экономичный, адаптивный в управлении воздушным движением, имеет лучшую скорость и высоту полета.
Специалисты считают, что РФ нужно не больше сотни таких самолетов для ГВФ, около тридцати судов для международных рейсов, четыре десятка хватит для дальних зарубежных рейсов и около пятнадцати — двадцати пяти для ближних рейсов. Для Министерства Обороны потребуется две сотни Ту-330 и для других стран порядка семи восьми десятка машин.
На нужды страны планируются выпускать разные вариации Ту-330:
- стандартный грузовой вариант для ГВФ;
- Поисково-спасательный как в воде, так и на земле, патруль морских зон, разведка экологической составляющей, а также съемка с воздуха;
- Ретранслятор, который увеличит дальность радиосвязи в диапазоне ультракоротких волн;
- пожарный — тушение лесных пожаров;
- административный самолет с салоном, и транспортировки двух автомобилей;
- заправщик;
- судно для инструментальной разведки, метеорологических задач, определение координат целей, создание информационных материалов.
- санитарно-эвакуационный;
- самолет для военно-транспортной авиации. Имеет основу как классический Ту-330, но с комплексом связи военно-воздушных сил, а также место и возможность погрузки/выгрузки боевой техники, вплоть до танков;
- А также танкер для транспортировки жидких грузов, в данном случае сжиженного природного газа с силовой установкой.
Конструкция
Ту-330 — высокоплан со стреловидным хвостовым оперением и крылом с высокими аэродинамическими качествами, такими же, как у Ту-204. Фюзеляж, конечно же, шире и больше, сделанный под конкретные цели, грузовой отсек герметичен и его объем составляет 330 м3. В высокоплане имеется комплекс оборудования для погрузки/выгрузки наземной техники и десантных войск. Имеется посадочный трап в люке. Под крылом пара двигателей — двухконтурный турбореактивный двигатель ПС-90А.
Схема самолета легко модернизируется в различные модификации и приспособлена для перехода и замены на иные двигатели, в том числе зарубежного производства, но близкие к российским характеристикам. Это позволит поставить самолет на экспорт.
Вспомогательная силовая установка ТА 12-60 расположена в хвосте фюзеляжа. Шасси имеет 6 автономных стоек по два колеса на каждую. Самолет может использоваться даже на грунтовой воздушно-посадочной полосе.
В кабине пилота находятся плоские фонари, отсутствует штурвал, зато есть центральные ручки и электродистанционное управление.
Технические характеристики самолета:
- Экипаж состоит из трех человек.
- Max. взлетный вес с двигателями ПС-90 А — 102,5 тонн.
- Max. взлетный вес с двигателями НК-93 — 112 тонн.
- Max. полезная нагрузка — до 35 тонн.
- Вес снаряженного самолета с ПС-90 А — 57 тонн.
- Вес снаряженного самолета с НК-93 — 62 тонны.
- Тяга двух двигателей с ПС-90 А — суммарно 32 000 л\с.
- Тяга двух двигателей с НК-93 — суммарно 40 000 л\с.
- Дальность полета с нагрузкой в 20 тонн и двигателями ПС-90 А — 5 700 км.
- Дальность полета с нагрузкой в 20 тонн и двигателями НК-93 — 7 000 км.
- Дальность полета с нагрузкой в 30 тонн и двигателями ПС-90 А — 3 000 км.
- Дальность полета с нагрузкой в 30 тонн и двигателями НК-93 — 4 200 км.
- Крейсерская скорость с ПС-90 А — 850 км/ч.
- Крейсерская скорость с НК-93 — 830 км/ч.
- Практический потолок — 11 км.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
samoleting.ru
1 полет/ разработка | Обозначение | Назначение | Главный конструктор | Выпуск | ||
---|---|---|---|---|---|---|
КБ | ВВС | |||||
21.10.1923 | АНТ-1 | легкий моноплан | опытный | |||
26.05. 1924 | АНТ-2 | первый советский цельнометаллический самолёт | опытный | |||
08.1925 | АНТ-3 | Р-3 | первый боевой цельнометаллический самолёт | серийный(100) | ||
26.11.1925 | АНТ-4 | ТБ-1 | бомбардировщик | серийный(216) | ||
Г-1 | транспортный вариант АНТ-4 | |||||
1927 | АНТ-5 | И-4 | истребитель | серийный(369) | ||
22.12.1930 | АНТ-6 | ТБ-3 | тяжелый бомбардировщик | серийный(818) | ||
Г-2 | транспортный вариант АНТ-6 | |||||
середина 1929 | АНТ-7 | Р-6 | разведывательный вариант АНТ-4 | серийный(400) | ||
КР-6 | истребитель сопровождения | |||||
МР-6 | морской разведчик | |||||
М-6 | ||||||
30.12.1931 | АНТ-8 | МДР-2 | морской дальний разведчик | опытный | ||
05.1929 | АНТ-9 | пассажирский | ||||
30.01.1930 | АНТ-10 | Р-7 | разведчик | опытный | ||
1929 | АНТ-11 | морской крейсер | проект | |||
29.04.1930 | АНТ-12 | И-5 | истребитель | серийный | ||
12.12.1930 | АНТ-13 | И-8 | истребитель | опытный | ||
14.08.1931 | АНТ-14 | Правда | пассажирский самолет | опытный | ||
3.07.1933 | АНТ-16 | ТБ-4 | развитие АНТ-6 | опытный | ||
1930 | АНТ-17 | ТШ-1,ТШ-Б | штурмовик, модификация АНТ-7 | опытный | ||
1930 | АНТ-18 | ТШ-2 | штурмовик | опытный | ||
17.06.1934 | АНТ-20 | Максим Горький | агитационный самолет | опытный | ||
15.05.1939 | АНТ-20бис | Л-760 | ПС-124 | пассажирский самолет | опытный | |
09.1933 | АНТ-21 | МИ-3 | многоместный истребитель | опытный | ||
1934 | АНТ-21бис | МИ-3Д | истребитель | опытный | ||
8.08.1934 | АНТ-22 | МК-1 | разведчик-летающая лодка | И.И.Погосский | опытный | |
29.08.1931 | АНТ-23 | И-12 | В.Н.Чернышев | опытный | ||
22 июня 1933 | АНТ-25 | РД | рекордный самолет | П.О.Сухой | опытный | |
1936 | АНТ-26 | ТБ-6 | модель | |||
04.1934 | АНТ-27 | МДР-4 | Развитие АНТ-8 | И.И.Погосский | опытный | |
29.10.1934 | АНТ-27бис | МТБ-1 | торпедоносец-бомбардировщик | серийный(15) | ||
АНТ-28 | транспортный вариант АНТ-26 | проект | ||||
14.02.1935 | АНТ-29 | ДИП | дальний истребитель | П.О.Сухой | опытный | |
27.05.1933 | АНТ-31 | И-14 | истребитель | П.О.Сухой | серийный(18) | |
1934 | АНТ-32 | истребитель | проект | |||
20.08.1936 | АНТ-35 | ПС-35 | пассажирский самолет на базе СБ | А.А.Архангельский | серийный | |
1933 | АНТ-36 | РД-ВВ | ДБ-1 | дальний бомбардировщик на базе АНТ-25 | П.О.Сухой | проект |
15.06.1935 | АНТ-37 | ДБ-2 | дальний бомбардировщик | П.О.Сухой | опытный(2) | |
25.02.1936 | АНТ-37бис | Родина | ДБ-2Б | рекордный самолет | опытный | |
АНТ-38 | прототип АНТ-40 | |||||
АНТ-39 | прототип АНТ-40 | |||||
7.10.1934 | АНТ-40 | СБ | скоростной бомбардировщик | А.А.Архангельский | серия | |
2.07.1936 | АНТ-41 | Т-1 | торпедоносец | В.М.Мясищев | опытный | |
27.12.1936 | АНТ-42 | Пе-8 | ТБ-7 | тяжелый бомбардировщик | В.М.Петляков | серия (79-93) |
19.04.1937 | АНТ-44 | Чайка | МТБ-2 | морской вариант АНТ-42 | А.П.Голубков | опытный |
1936 | АНТ-45 | истребитель | проект | |||
9.08.1935 | АНТ-46 | ДИ-8 | дальний истребитель на базе АНТ-40 | |||
1937 | АНТ-50 | пассажирский самолет | проект | |||
25.08.1937 | АНТ-51 | Иванов | легкий бомбардировщик-разведчик | П.О.Сухой | опытный | |
1936 | АНТ-53 | пассажирский самолет | проект | |||
29.01.1941 | АНТ-58 | 103 | Ту-2 | фронтовой бомбардировщик | серия(2527) | |
АНТ-59 | Ту-2 | прототип Ту-2 | ||||
конец 1941 | АНТ-60 | 103В | Ту-2 | с АШ-82 | ||
1943 | АНТ-61 | 103ВС | Ту-2С | с АШ-82ФН | ||
1943 | АНТ-62 | Bat | Ту-2Д | дальний бомбардировщик | ||
1943 | Ту-2Р | разведчик | ||||
21 мая 1944 | 63/1 | СДБ | скоростной дневной бомбардировщик | опытный | ||
29 ноября 1944 | 63/2 | скоростной всепогодный бомбардировщик | опытный | |||
18 июля 1944 | 104 | Ту-2 с РЛС | опытный | |||
22 марта 1947 | АНТ-63П | Ту-1 | дальний всепогодный истребитель на базе Ту-2С | опытный | ||
АНТ-64 | Ту-2Ф | фоторазведчик | ||||
АНТ-65 | Ту-2ДБ | дальний бомбардировщик | ||||
1944-46 | 64 | тяжелый бомбардировщик | проект | |||
19.05.1947 | 68 | Bull | Ту-4 | копия B-29(США) | Д.С.Марков | серия(1000) |
Ту-4А | носитель ядерного оружия | |||||
Ту-4Р | разведчик | |||||
Ту-4Т | транспортный вариант Ту-4 | |||||
Ту-4К | ракетоносец | |||||
Ту-6 | высотный разведчик на базе Ту-2 | |||||
1946 | АНТ-69 | Ту-8 | развитие Ту-2 | |||
май 1945 | АНТ-68 | Frosty | Ту-10 | скоростной фронтовой бомбардировщик — развитие Ту-2 | серия(10) | |
27.11.1946 | 70 | Cart | Ту-70 | пассажирский самолет на базе Ту-4 | опытный | |
20.12.1947 | 73 | бомбардировщик — прототип Ту-14 | опытный | |||
1947 | 74 | Ту-22 | высотный разведчик | проект | ||
22.01.1950 | 75 | транспортный вариант Ту-70 | опытный | |||
27.06.1947 | 77 | Ту-12 | реактивный бомбардировщик на базе Ту-2 | опытный | ||
7.05.1948 | 78 | разведывательный вариант «73» | опытный | |||
середина 1949 | 79 | реактивный разведчик | проект | |||
1.12.1949 | 80 | стратегический бомбардировщик — развитие Ту-4 | опытный | |||
январь 1949 | 81 | Ту-18 | средний реактивный бомбардировщик | проект | ||
13.10.1949 | 81 | Bosun | Ту-14 | фронтовой бомбардировщик | малая серия | |
июль 1950 | 81Т | Ту-14Т | торпедоносец | серия | ||
24.03.1949 | 82 | Butcher | Ту-22 | экспериментальный бомбардировщик со стреловидным крылом | опытный | |
1949 | 83 | Ту-22 | бомбардировщик на базе «82» | проект | ||
1949 | 83П | истребительный вариант 82 | проект | |||
84 | фоторазведчик на базе Ту-14 | проект | ||||
9.01.1951 | 85 | Barge | стратегический бомбардировщик | опытный(2) | ||
1949-51 | 86 | дальний реактивный бомбардировщик | проект | |||
1951 | 87 | дальний реактивный бомбардировщик | проект | |||
27.04.1952 | 88 | Badger | Ту-16 | бомбардировщик средней дальности | Д.С.Марков | серия() |
Ту-16А | носитель ядерного оружия | |||||
Badger-B | Ту-16КС | ракетоносец | опытный | |||
Ту-16Т | торпедоносец | |||||
Ту-16С | спасательный | |||||
1955 | Badger-A | Ту-16З | топливозаправщик | |||
1963 | Ту-16Н | топливозаправщик | ||||
Badger-C | Ту-16К | ракетоносец | ||||
Badger-F | Ту-16П | самолет РЭБ | ||||
1955 | Ту-16Р | разведчик | ||||
июль 1950 | 89 | фоторазведчик на базе 81Т | опытный | |||
1955 | Ту-91 | Boot | пикирующий бомбардировщик/ торпедоносец | опытный | ||
1955 | 92 | Ту-16Р | ||||
1952 | 93 | торпедоносец-развитие Ту-14Т | проект | |||
1950-51 | 94 | Ту-4 с ТВД | проект | |||
12.11.1952 | 95/1 | прототип стратегического бомбардировщика | опытный | |||
1955 | 95/2 | Bear | Ту-20 | c НК-12 | ||
195? | Ту-95В | заказ 242 | носитель яд.бомбы «Иван»(100 Мт) | |||
1955 | Ту-95М | Bear-A | серия | |||
1956 | Ту-95К | ракетоносец | серия | |||
1961 | Ту-95К-20 | Bear-B | ракетоносец | серия | ||
Ту-95К-22 | Bear-G | ракетоносец | серия | |||
Ту-95МР | Bear-E | морской разведчик | ||||
1958 | Ту-95Н | заказ 236 | носитель РС П.В.Цыбина | опытный | ||
Ту-95С | носитель С-30 П.В.Цыбина | проект | ||||
середина 1961 | Ту-95КД | Ту-95К с дозаправкой | ||||
май 1961 | Ту-95ЛАЛ | летающая лаборатория с ядерным реактором на базе Ту-95М | опытный | |||
1964 | Ту-95КМ | Bear-C | Ту-95К и КМ с модернизированной БРЭО | |||
1962 | Ту-95РЦ | Bear-D | разведчик-целеуказатель | |||
1979 | Ту-95МС | Bear-H | ракетоносец на базе Ту-142М | серия(79) | ||
1956 | Ту-96 | высотный вариант Ту-95 | опытный | |||
97 | дальний трансзвуковой бомбардировщик на базе Ту-16 | проект | ||||
7.09.1956 | Ту-98 | Backfin | фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик | Д.С.Марков | опытный | |
98А | Ту-24 | фронтовой сверхзвуковой бомбардирощик-ракетоносец | проект | |||
98Б | развитие «98» | проект | ||||
99 | межконтинентальный бомбардировщик, вариант Ту-96 с ТРД | проект |
testpilot.ru