Самолет «Мираж» IV | Военное оружие и армии Мира
С 1955 года во Франции велась разработка собственного ядерного оружия. С приходом власти в июне 1958 года генерала де Голля была официально принята доктрина «ядерного сдерживания».
Широкая программа разработки носителей ядерных боезарядов предусматривала создание на первом этапе бомбардировщика нового поколения, а затем — баллистической ракеты. Фаворитом среди фирм — потенциальных производителей нового самолета сразу же стал концерн «Дассо». Его конструкторский коллектив уже имел определенный задел — еще в 1955-1956 годах входе работ над истребителем «Мираж» III был предложен его двухмоторный вариант — тяжелый истребитель «Мираж» IVC. Хотя эта машина так и не была построена, ее конструкция легла в основу проекта сверхзвукового бомбардировщика «Мираж» IVА, способного доставить 3 т боевой нагрузки на 2000 км либо 1 т — на 3000 км. Экипаж самолета должен был состоять из двух человек — пилота и штурмана-оператора систем вооружения.
КОНСТРУКЦИЯ
Геометрия планера нового самолета практически повторяла «Мираж» III с поправкой на возросшие примерно на 50 % размеры. Но при этом для обеспечения требуемой дальности самолет имел в три раза больший запас топлива — даже в киле разместили топливный бак, а также увеличили длину фюзеляжа по сравнению с проектом «Мираж» IVC на 2,5 м. Дельтовидное крыло при той же стреловидности, что и у «Миража» III (60°), выполнили более тонким — полнота профиля составила 3,8 % против 4,5 % на «Мираж» III. Существенно возросла площадь крыла — по проекту «Мираж» IVC она должна была составлять 43 кв. м, а у нового бомбардировщика — 78 кв. м. Но одним увеличением размеров ограничиться не удалось. Если «Мираж-истребитель» мог поддерживать скорость в 2М в течение нескольких десятков секунд, то от бомбардировщика требовалось осуществлять крейсерский полет с такой скоростью на протяжении 20-30 мин. Это вызвало необходимость широкого применения в конструкции «Миража» IV жаропрочных сплавов. Также потребовалось решить проблему защиты от перегрева топливных баков и полезной нагрузки. Последнее усугублялось еще и тем, что в до отказа заполненном топливными баками планере не оставалось места для бомбоотсека. Ядерный боеприпас — свободнопадающую авиабомбу AN-22 мощностью 60 кт тротилового эквивалента — разместили в полуутопленном положении под фюзеляжем. Проект «Мираж» IVC предусматривал применение двух ТРД SNECMA «Атар» 9 с тягой на форсаже 6000-7000 кг (в зависимости от модификации). Но по предварительным прикидкам для «Мираж» IVA с возросшим запасом топлива их тяги уже не хватало. Поначалу в качестве альтернативы рассматривался четырехмоторный вариант «Миража», но от такого варианта отказались ввиду невозможности в этом случае выдержать жесткие сроки создания нового самолета. При сохранении двухмоторной схемы требовался двигатель с тягой на форсаже в пределах 12-13 т, а такого ТРД во Франции не было. От возможного применения импортных двигателей отказались по политическим причинам — из-за опасений, что страна-поставщик двигателей (США или Великобритания) смогут заблокировать решение правительства Франции на применение ядерного оружия. Пришлось пойти на компромисс, пожертвовав дальностью полета и взлетно-посадочными характеристиками. Проблему обеспечения необходимого радиуса действия решили за счет применения дозаправки в воздухе (но без американцев все-таки обойтись не удалось — дюжину заправщиков КС-135 закупили в США), а для уменьшения требуемой длины ВПП предусмотрели применение сбрасываемых твердотопливных ускорителей.
ПРОТОТИПЫ И СЕРИЙНЫЕ МАШИНЫ
Постройка прототипа «Мираж» IV-01 заняла ок. 18 месяцев. Этот самолет впервые поднялся в воздух 17 июня 1959 года с заводского аэродрома Мелон-Вильярош. Следом за прототипом построили три предсерийных экземпляра.
Успешные испытания прототипа и предсерийных самолетов открыли «Миражу» IV путь в серийное производство. Уже в мае 1962-го «Дассо» получила заказ на 50 самолетов «Мираж» IVA, а в июне 1964 года — дополнительный заказ на 12 машин.
С учетом прототипа и предсерийных машин построили 66 самолетов «Мираж» IV. 50 самолетов первого заказа были изготовлены в течен ие трех лет — с декабря 1963 года до ноября 1966-го. Дополнительный заказ был реализован в течение следующего года (последний «Мираж» IVA был выпущен 27 декабря 1967 года).
Серийные самолеты получили ТРДФ «Атар» 9К. Полукруглые воздухозаборники двигателей имели подвижные регуляторы полуконусной формы, прозванные летчиками за характерную форму «мышами».
Для уменьшения взлетной дистанции применялись сбрасываемые твердотопливные ускорители RATO — два пакета по шесть штук, каждый из которых развивал тягу в 450 кг. Экипаж размещался в тандемной кабине на катапультных креслах «Мартин Бейкер» ВМ.4, производившихся по лицензии во Франции. Обзор из кабины пилота был сильно ограничен, штурман же вообще имел лишь два небольших окна по бокам, да перископ для обзора нижней полусферы. Шасси «Миража» IV состояло из передней опоры с двухколесной тележкой и двух основных опор с четырьмя колесами каждая. Подобная конструкция шасси теоретически обеспечивала применение самолета с грунтовых аэродромов, но на практике подобное базирование не применялось.
ОБОРУДОВАНИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
Основу прицельно-навиагационного комплекса самолета составляла РЛС «Томсон-CSF» DRAA-8A с антенной в подфюзеляжном обтекателе, обеспечивающим круговой обзор. Кроме того, на самолете устанавливалась доплеровская навигационная система «Маркони», автопилот SFENA, бортовой вычислитель «Дассо», обнаружительный приемник «Томсон-CSF» BF, радиостанции KB и УКВ диапазонов, а также АФА OMERA для фиксации результатов бомбометания.
Основным вариантом боевой нагрузки считалась ядерная авиабомба AN-22, подвешиваемая в полуутопленном положении под фюзеляжем. Начиная с 1967 года «Миражи» IVA прошли модернизацию, дабы обеспечить подвеску модифицированного ядерного боеприпаса с тормозным устройством для применения с малых высот — стало ясно, что возросшая эффективность ПВО «вероятного противника» не позволит бомбардировщикам, даже «двухмаховым», действовать на больших высотах. Под крылом имелись четыре узла подвески. В стандартном варианте на внутренних подвешивались 2500-л ПТБ (в перегоночном варианте подобный бак мог размещаться и под фюзеляжем). Внешние же узлы служили для размещения средств РЭБ — на правом подвешивали контейнер с устройством выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей «Филипс» BOZ-100, а на левом — станцию постановки активных помех «Барем» производства фирмы «Томсон-CSF». Кроме ядерного варианта предусмотрели и применение обычного оружия — шести 1200-кг авиабомб либо четырех противорадиолокационных ракет AS-37 «Мартель». Но подобный вариант считался отнюдь не приоритетным — главным было ядерное оружие.
МОДИФИКАЦИИ
Помимо базового варианта ВВС Франции эксплуатировали две модификации. Первой из них стал разведывательный вариант «Мираж» IVR. В 1970-е годы в разведчики переоборудовали дюжину бомбардировщиков. Вместо ядерной авиабомбы они несли под фюзеляжем контейнер СТ-52 со сменным комплектом разведывательного оборудования. Типовая конфигурация состояла из семи аэрофотоаппаратов — трех OMERA 35 для съемки с низких высот, такого же количества высотных OMERA 36, а также камеры «Вильдт» для картографирования местности. Предусматривалась возможность установки вместо части АФА инфракрасной камеры с линейным сканированием SAT «Супер Циклоп». Другая модификация появилась в начале 1980-х годов как следствие устаревания свободнопадающих ядерных авиабомб и разработки для их замены крылатой ракеты ASMP с дальностью стрельбы 250 км и боевой частью мощностью 300 кт. Предложенная в качестве носителя модификация самолета поначалу обозначалась «Мираж» IVN, но впоследствии за ней закрепилось обозначение «Мираж» IVP (Р — от «пенетратор», т. е. «проникающий»). В 1982 году начались испытания первого из двух прототипов, ас 1985 года начались поставки серийно переоборудованных самолетов (18 ед.). Модернизация не затронула ни планера, ни силовой установки, но вот радиоэлектронное оборудование обновили радикально. Вместо РЛС DRAA-8A установили импульсно-доплеровский радар «Аркана» фирмы «Томсон-CSF». Самолет получил также спаренную инерциальную навигационную платформу «Сажем» «Улисс» и обнаружительный приемник «Томсон-CSF» «Серваль». Под фюзеляжем появился пилон для подвески одной ракеты ASMP.
В СТРОЮ ВВС ФРАНЦИИ
Самолеты «Мираж» IVA поступили на вооружение трех бомбардировочных эскадр — 91,93-й и 94-й. Каждая из них включала три эскадрильи по 4 самолета (всего 36 машины), остальные бомбардировщики находились в резерве и в учебном центре.
Во второй половине 1980-х годов в строю осталось всего две ударные эскадрильи (по 9 самолетов «Мираж» IVP) и одна разведывательная. Ударные самолеты были сняты с вооружения в 1996 году, передав свои функции «Миражам» 2000N, а разведывательные — в 2005 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДАССО «МИРАЖ» IVA
Тип: двухместный двухмоторный бомбардировщик
Двигатели: SNECMA «Атар» 9К максимальной тягой 5000 кгс (на форсаже — 7200 кгс)
Размеры, м:
длина: 23,49
высота: 5.40
размах крыла: 11,85 площадь крыла, м2:78,00
Вес, кг:
пустого самолета: 14500
нормальный взлетный: 31600
максимальный взлетный: 33475
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 2340
перегоночная дальность, км: 4000
боевой радиус, км: 1240
практический потолок, м: 20000
Вооружение: 1 ядерная бомба либо до 7200 кг обычных бомб
warfor.me
Dassault Mirage IV «Мираж 4». Фото. Характеристики.
Бомбардировщик «Мираж 4» был основным самолетом военно-воздушных сил Франции в начале 1960-х гг. По характеристикам, боевым возможностям он не уступал самолетам своего класса всех стран.
Самолет выпускался в нескольких модификациях: 4-01, 4-02, 4-03. Первый полет состоялся соответственно 12 октября 1961 г. Всякий раз были получены хорошие результаты, что являлось основанием для производства самолета в серии и принятия его на вооружение.
Dassault Mirage IV фото
Самолет имеет дельтовидное крыло без горизонтального хвостового оперения, это было новым в авиастроении.
Силовая установка: два турбореактивных двигателя SNEGMA «ATAR» 9К тягой по 6800 кг.
Характеристики Dassault Mirage IV «Мираж 4»:
Длина, м 23,5
Размах крыла, м 11,85
Высота, м 5,65
Площадь крыла, м2 47,82
Взлетный вес (max), кг 28 100
Вес пустого самолета, кг 13 600
Перегоночная дальность, км 6100
Радиус действия, км 800-1000
Потолок, м более 16 000
Скорость полета (max на высоте 12 000), км/ч 2340
Скорость крейсерская на высоте 1200, км/ч 960
Экипаж, чел 2
Dassault Mirage IV схема
Вооружение: подвесное (max боевая нагрузка, кг), одна ядерная бомба, 4УР AS 37 «Мартель», авиационные бомбы (6400)
В сентябре 1960 г. на самолете «Мираж 4» был установлен мировой рекорд скорости полета: расстояние 1000 км было пройдено со средней скоростью 1822 км/ч.
К началу 2000 г. «Мираж 4» стоял на вооружении в некоторых странах.
Военная авиация
Avia.pro
avia.pro
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК MIRAGE 4
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК MIRAGE 4
Час рождения французской атомной бомбы и носителя для нее – самолета «Мираж» IV – пробил после Суэцкого кризиса 1956 г., когда США заняли нейтральную позицию и отказались поддержать англо-франко-израильскую агрессию против Египта. Руководство Франции для выполнения своей ядерной программы выбрало уже существующий проект «Миража» IV, предложенный фирмой Дассо в 1955-1956 гг. и предусматривающий создание тяжелого истребителя. Но вместо этого «Мираж» IV стал легким бомбардировщиком, предназначенным для нанесения ядерных ударов: вначале с осуществлением сверхзвукового «броска» в зоне цели на большой высоте, а после модификации в 1967 г. – с преодолением ПВО на малой высоте.
Всего было построено 66 самолетов. В 1977 году 12 бомбардировщиков модифицированы в стратегические разведчики. Позже появилось 18 машин «Мираж» IVP, вооруженных ядерной ракетой ASMP.
Самолет цельнометаллический, выполнен по схеме «бесхвостка» и имеет среднерасположенное трехлонжеронное треугольное в плане крыло с относительной толщиной у корня /на концах 3,8/ 3,2% и запилом по передней кромке. Есть двухсекционные элевоны. На верхней и нижней поверхностях крыла установлены воздушные тормоза. Средства механизации и противообледенительная система крыла отсутствуют. Панели обшивки изготовлены с применением механического фрезерования, другие элементы – с применением химического фрезерования.
Фюзеляж полумонококовой конструкции выполнен в соответствии с правилом площадей. Киль стреловидный двухлонжеронной конструкции с отсеком для тормозного парашюта. Кабина двухместная, с катапультируемыми креслами. Шасси фирмы Месье состоит из двух основных стоек с четырехколесными тележками и передней двухколесной стойки, которая убирается назад. Внутренний запас топлива размещается в баках-отсеках, расположенных в крыле между лонжеронами, в киле и в центральной части фюзеляжа между кабиной и отсеком двигателей. Под крылом могут устанавливаться два подвесных топливных бака емкостью 2500 л. Для перегоночных полетов предусмотрена возможность установки под фюзеляжем вместо бомбы дополнительно третьего топливного бака. Имеется система перекачки топлива, обеспечивающая перекрестное питание двигателей. Работает система заправки топливом в полете от самолета «Боинг» С-135F.
Под консолями крыла для обеспечения короткого взлета могут устанавливаться 12 стартовых ракетных ускорителей. Система управления дублированная бустсрная с электрогидравлическими приводами и автоматами загрузки. Гидравлическая система состоит из двух независимых систем с двумя гидронасосами производительностью по 140 л/мин. Она обеспечивает привод поверхностей управления, конусов воздухозаборников двигателей, шасси, воздушных и колесных тормозов, системы управления передней стойкой шасси, выпуска тормозного парашюта и т.д. Имеется и аварийная подсистема со своим гидронасосом.
Электрическая система переменного тока включает два генератора мощностью по 20 кВА. Система кондиционирования кабины экипажа и отсеков радиоэлектронного оборудования фирмы SEMCA с отбором воздуха от двигателей.
Самолет «Мираж» IVA оснащен дрплеровской навигационно-бомбардировочной системой с многофункциональной РЛС «Сирано» II и оптическим прицелом. Имеется оборудование РЭБ, автопилот SFENA и контейнер с фотокамерами ОМERA.
У «Миража» IVP – новая навигационно-бомбардировочная система с РЛС ARCANA фирмы «tomcoh-csf». Предусмотрена станция предупреждения о радиолокационном облучении.
К середине 1993 г. на вооружении ВВС Франции оставалось 15 самолетов «Мираж» IVP, 45 машин «Мираж» 2000N, обладающих несколько меньшей дальностью полета, но также вооруженных ракетами ASMP и оснащенных системой следования рельефу местности.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТТХ Mirage 4
Год принятия на вооружение 1963
Размах крыла, м 11,85
Длина самолета, м 23,49
Высота самолета, м 5,4
Площадь крыла, кв.м 78,0
Масса, кг – пустого самолета 14500
Масса, кг – топлива 19000 л
Масса, кг – ПТБ 2 х 2500 л
Масса, кг – взлетная 33475
Тип двигателя 2 ТРДФ SNECMA Atar 9К-50
Тяга нефорсированная, кгс 2 х 5000
Тяга форсированная, кгс 2 х 7200
Максимальная скорость, км/ч – на высоте 11000 м 2340
Максимальная скорость, км/ч – на уровне моря 1350
Крейсерская скорость, км/ч – на высоте 11000 м 1910
Максимальная скороподъемность, м/мин 2588
Практическая дальность, км 4000
Боевой радиус действия, км 1240
Практический потолок, м 20000
Разбег, м 1700
Пробег, м 700
Посадочная скорость, км/ч 260
Экипаж, чел 2
warweapons.ru
Mirage IV
Mirage IV В 1956г. Франция приступила к разработке собственного ядерного оружия,
в результате чего были созданы так называемые ядерные силы устрашения. Первое поколение
соответствующих средств было приведено в готовность в середине 1966 г.: в их состав
вошли стратегические бомбардировщики Мираж IVA (носители атомных бомб) и самолеты-заправщики
Боинг KC-135F. В конце 70-х годов планировалось заменить их вторым
поколением сил устрашения — баллистическими ракетамии.
Для уменьшения расходов по своей ядерной программе руководство Франции не стало предпринимать разработки принципиально
нового самолета-носителя ядерного оружия и выбрало уже существовавший проект «Миража»
IV. Проект этот был предложен фирмой Дассо в
1955-1956 гг. и предусматривал вначале создание тяжелого истребителя, как
продолжение семейства легких «бесхвосток» «Мираж» I / II / III, последняя из которых впервые
поднялась в воздух в ноябре 1956 г. и поступила в серийное производство в 1960 г. Новый самолет стал
развитием «Миража» III, представляя собой (по планеру) практически увеличенную, в 1,5 раза по размерам и в два с лишним раза по
массе, копию этого истребителя. Вместо тяжелого истребителя Мираж IV стал легким бомбардировщиком, предназначенным для нанесения ядерных ударов: вначале с
осуществлением сверхзвукового «броска» в зоне цели на большой высоте, а после модификации в 1967 г. — с преодолением ПВО на
малой высоте.
Требования к самолету-носителю ядерного оружия были выпущены в 1956 г., контракт на его разработку заключен в апреле 1957 г.
Опытный образец с обозначением «Мираж»IV-01 (два двигателя «Атар» 09В, взлетная масса около 25000 кг) был построен в декабре 1958 г., наземные испытания были
проведены в феврале 1959. Первый полет «Мираж»IV-01 совершил 17 июня 1959 г. в Melun-Villaroche ( департамент Seine-et-Marne ), пилотируемый Роландом Главани.
Во время 33-го полета были достигнуты М=2.0 и высота 18000м. На опытном образце 01 в 1960 г. был установлен рекорд
скорости (1822,0 км/ч) в полете по замкнутому 1000-км маршруту.
Ввиду хороших летных качеств самолета в 1960 г. были заказаны еще 3 предсерийных образца, первый из которых был облетан 12.10.1961 г., а последний — 23.01.1963 г. У
этого самолета было 2 двигателя «Атар» 9C‚ он был больше по размеру, под центральной частью фюзеляжа перед находившейся в нише ядерной бомбой был
расположен большой круглый обтекатель радиолокационной антенны. Серийное производство самолета началось в 1963 г.
Первый полет первой серийной машины — 7 декабря 1963 г. Поступление на вооружение ВВС Франции первой
эскадрильи из 12 машин — октябрь 1964 г., окончание серийного производства — 1967 г. Всего
построено 66 самолетов, включая один опытный, три предсерийных и 62 серийных «Мираж» IVA. Цена одного самолета около 40 млн фр.
Проект модификации В, с большей взлетной массой и новой силовой установкой, так и не был реализован.
Хотя самолеты Мираж IV ВВС Франции были тяжелыми и довольно трудными в управлении‚ они могли быстро подниматься в
воздух по тревоге прямо из укрепленных укрытий или с коротких неподготовленных полос (с помощью стартовых ракетных ускорителей).
Вначале самолет «Мираж» IV считался промежуточным бомбардировщиком. Предполагалось заменить его впоследствии вновь
разработанным бомбардировщиком с увеличенными втрое размерами. Но от создания нового бомбардировщика было решено отказаться из-за его высокой стоимости, а также в связи с успешным созданием и принятием на
вооружение в 1971 г. других компонентов ядерной триады Франции: первых ПЛАРБ типа «Редутабль» (с ракетами типа М-1) и
шахтных баллистических ракет средней дальности S-2.
Также не осуществлены предлагавшиеся глубокие модификации самолета. Например, по проекту «Минерва», предусматривавшему оснащение самолета новыми
двигателями с увеличенной до 88 кН (9 тc) тягой для уменьшения взлетной дистанции на 25% и повышения дальности полета на 15%.
Не реализованы планы вооружения самолета свободнопадающей бомбой мощностью, увеличенной до 200-300 кт, и планирующей бомбой
мощностью 50 кт с дальностью полета более 285 км.
В 1977 г. 12 бомбардировщиков модифицированы в стратегические разведчики для использования на
больших высотах (16700-18200 м) при числе полета М>2 и на малых высотах (90-180 м) при скорости
полета 880-1200 км/ч. В 1981 г. началась программа работ по модификации 18 самолетов «Мираж» IVA в вариант «Мираж» IVP,
вооруженный ядерной ракетой ASMP. Первая эскадрилья самолетов «Мираж» IVP достигла боевой
готовности в мае 1986 г., последний из 18 самолетов был поставлен в декабре 1987 г. Перед принятием самолета «Мираж» IVP на
вооружение проводились испытания по оценке воздействия электромагнитного излучения на его системы и вооружение, по определению ЭПР самолета, испытания средств
противомолниевой защиты.
К середине 1993 г. на вооружении ВВС Франции оставалось 15 самолетов «Мираж» IVP, помимо которых в составе стратегических
сил имелось 45 самолетов «Мираж» 2000N, обладающих несколько меньшей дальностью полета, но также вооруженных ракетами ASMP и оснащенных, в отличие от «Миража» IV, системой
следования рельефу местности. Предполагалось, что «Миражи» IV будут полностью заменены самолетами «Мираж» 2000N в 1996-1997 гг.
Источники информации:
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 — CD-ROM /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
- Dassault «Mirage IV» / Virtual Aircraft Museum /
- Mirage IV / Dassault Aviation /
testpilot.ru
Mirage IV
В 1956г. Франция приступила к разработке собственного ядерного оружия,
в результате чего были созданы так называемые ядерные силы устрашения. Первое поколение
соответствующих средств было приведено в готовность в середине 1966 г.: в их состав
вошли стратегические бомбардировщики Мираж IVA (носители атомных бомб) и самолеты-заправщики
Боинг KC-135F. В конце 70-х годов планировалось заменить их вторым
поколением сил устрашения — баллистическими ракетамии.
Для уменьшения расходов по своей ядерной программе руководство Франции не стало предпринимать разработки принципиально
нового самолета-носителя ядерного оружия и выбрало уже существовавший проект «Миража»
IV. Проект этот был предложен фирмой Дассо в
1955-1956 гг. и предусматривал вначале создание тяжелого истребителя, как
продолжение семейства легких «бесхвосток» «Мираж» I / II / III, последняя из которых впервые
поднялась в воздух в ноябре 1956 г. и поступила в серийное производство в 1960 г. Новый самолет стал
развитием «Миража» III, представляя собой (по планеру) практически увеличенную, в 1,5 раза по размерам и в два с лишним раза по
массе, копию этого истребителя. Вместо тяжелого истребителя Мираж IV стал легким бомбардировщиком, предназначенным для нанесения ядерных ударов: вначале с
осуществлением сверхзвукового «броска» в зоне цели на большой высоте, а после модификации в 1967 г. — с преодолением ПВО на
малой высоте.
Требования к самолету-носителю ядерного оружия были выпущены в 1956 г., контракт на его разработку заключен в апреле 1957 г.
Опытный образец с обозначением «Мираж»IV-01 (два двигателя «Атар» 09В, взлетная масса около 25000 кг) был построен в декабре 1958 г., наземные испытания были
проведены в феврале 1959. Первый полет «Мираж»IV-01 совершил 17 июня 1959 г. в Melun-Villaroche ( департамент Seine-et-Marne ), пилотируемый Роландом Главани.
Во время 33-го полета были достигнуты М=2.0 и высота 18000м. На опытном образце 01 в 1960 г. был установлен рекорд
скорости (1822,0 км/ч) в полете по замкнутому 1000-км маршруту.
Ввиду хороших летных качеств самолета в 1960 г. были заказаны еще 3 предсерийных образца, первый из которых был облетан 12.10.1961 г., а последний — 23.01.1963 г. У
этого самолета было 2 двигателя «Атар» 9C‚ он был больше по размеру, под центральной частью фюзеляжа перед находившейся в нише ядерной бомбой был
расположен большой круглый обтекатель радиолокационной антенны. Серийное производство самолета началось в 1963 г.
Первый полет первой серийной машины — 7 декабря 1963 г. Поступление на вооружение ВВС Франции первой
эскадрильи из 12 машин — октябрь 1964 г., окончание серийного производства — 1967 г. Всего
построено 66 самолетов, включая один опытный, три предсерийных и 62 серийных «Мираж» IVA. Цена одного самолета около 40 млн фр.
Проект модификации В, с большей взлетной массой и новой силовой установкой, так и не был реализован.
Хотя самолеты Мираж IV ВВС Франции были тяжелыми и довольно трудными в управлении‚ они могли быстро подниматься в
воздух по тревоге прямо из укрепленных укрытий или с коротких неподготовленных полос (с помощью стартовых ракетных ускорителей).
Вначале самолет «Мираж» IV считался промежуточным бомбардировщиком. Предполагалось заменить его впоследствии вновь
разработанным бомбардировщиком с увеличенными втрое размерами. Но от создания нового бомбардировщика было решено отказаться из-за его высокой стоимости, а также в связи с успешным созданием и принятием на
вооружение в 1971 г. других компонентов ядерной триады Франции: первых ПЛАРБ типа «Редутабль» (с ракетами типа М-1) и
шахтных баллистических ракет средней дальности S-2.
Также не осуществлены предлагавшиеся глубокие модификации самолета. Например, по проекту «Минерва», предусматривавшему оснащение самолета новыми
двигателями с увеличенной до 88 кН (9 тc) тягой для уменьшения взлетной дистанции на 25% и повышения дальности полета на 15%.
Не реализованы планы вооружения самолета свободнопадающей бомбой мощностью, увеличенной до 200-300 кт, и планирующей бомбой
мощностью 50 кт с дальностью полета более 285 км.
В 1977 г. 12 бомбардировщиков модифицированы в стратегические разведчики для использования на
больших высотах (16700-18200 м) при числе полета М>2 и на малых высотах (90-180 м) при скорости
полета 880-1200 км/ч. В 1981 г. началась программа работ по модификации 18 самолетов «Мираж» IVA в вариант «Мираж» IVP,
вооруженный ядерной ракетой ASMP. Первая эскадрилья самолетов «Мираж» IVP достигла боевой
готовности в мае 1986 г., последний из 18 самолетов был поставлен в декабре 1987 г. Перед принятием самолета «Мираж» IVP на
вооружение проводились испытания по оценке воздействия электромагнитного излучения на его системы и вооружение, по определению ЭПР самолета, испытания средств
противомолниевой защиты.
К середине 1993 г. на вооружении ВВС Франции оставалось 15 самолетов «Мираж» IVP, помимо которых в составе стратегических
сил имелось 45 самолетов «Мираж» 2000N, обладающих несколько меньшей дальностью полета, но также вооруженных ракетами ASMP и оснащенных, в отличие от «Миража» IV, системой
следования рельефу местности. Предполагалось, что «Миражи» IV будут полностью заменены самолетами «Мираж» 2000N в 1996-1997 гг.
Источники информации:
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 — CD-ROM /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
- Dassault «Mirage IV» / Virtual Aircraft Museum /
- Mirage IV / Dassault Aviation /
testpilot.ru
Бомбардировщик «Мираж IV»
В 1954 году, для поднятия престижа страны после поражения во Вьетнаме и достижения независимости обороноспособности от США, Франция официально объявила о начале создания ядерного оружия. Два года ушло на развитие соответствующей научной и производственной инфраструктуры, а в апреле 1956 года министерство обороны объявило конкурс на лучший проект стратегического бомбардировщика — носителя будущей французской атомной бомбы. Военные хотели получить реактивный самолет с дальностью полета 2000 км, сверхзвуковой скоростью и полезной нагрузкой не менее 3000 кг. В борьбу за заказ включились фирмы Сюд-Уэст, Норд и Марсель Дассо. Первые два проекта не отличались глубиной проработки и были скорее эскизами, чем проектами, поэтому конкурс выиграла фирма Дассо.
Разработку бомбардировщика на фирме Дассо возглавил Жан Кабриер. В основу идеи нового самолета он положил аэродинамику и конструкцию двухдвигательного самолета «Мираж» II и однодвигательного «Мираж» III, работы над последним находились на стадии постройки опытного образца. Если сравнивать спроектированный бомбардировщик с «Мираж» III, то для удовлетворения требованиям военных геометрические размеры истребителя пришлось увеличить более чем в 1,3 раза, при этом площадь крыла возросла почти в два раза. Расчетный взлетный вес машины достиг 25 тонн.
Для поднятия самолета в воздух требовалась более мощная силовая установка из двух турбореактивных двигателей SNECMA «Атар» 9В с форсажными камерами и тягой по 6120 кг каждый. Радиус действия с двумя подвесными баками должен был составлять 1500 км. По расчетам группы инженеров Кабриера, половину этого расстояния машина могла пролетать со скоростью М=1,7-2, а оставшееся — с околозвуковой скоростью около М=1.
В апреле 1957 года правительство заказало фирме Дассо один самолет для проведения летных испытаний. Работам фирмы Дассо придавалось исключительное значение. После первой фазы летных испытаний самолет хотели использовать для испытаний первой атомной бомбы над полигоном Регган в Алжире, строительство которого было в самом разгаре.
В начале апреля 1959 года в испытательном центре Милан Вилярош состоялась демонстрация первого опытного образца французского стратегического ядерного бомбардировщика «Мираж» IV 01. Остроносый серебристый самолет, с отполированной до зеркального блеска обшивкой производил потрясающее впечатление, без сомнения это был самый элегантный «летающий треугольник» из всего семейства «Миражей». Длина самолета 20,42 м, размах крыла -11,28 м. Первый полет машины состоялся 17 июля 1959 года, в кабине находился летчик-испытатель Ролан Главани (Roland Glavany). Во второй раз «Мираж» IV 01 поднимал в воздух известный пилот Рене Биган (Rene Bigand), он собственно и провел весь цикл испытаний самолета. Во время восьмого полета «Мираж» с легкостью преодолел звуковой барьер. В 33-м полете была достигнута максимальная расчетная скорость полета М=2 на высоте 18000м.
Заводские испытания закончились на 53-м полете. «Мираж» IV 01 передали военным в испытательный центр ВВС Истр. Перелет проходил на скорости 1800 км/ч и занял 18 минут. 19 сентября 1960 года на первом самолете установили мировой рекорд скорости полета на базе 1000 км — 1820 км/ч. «Мираж» летел 33 минуты без подвесных баков с полной заправкой, дважды пройдя по замкнутому маршруту длинной 500 км, центром которого был аэропорт Орли. Одновременно с выше указанным рекордом самолет установил рекорд скорости полета по замкнутому маршруту длиной 500 км -1972 км/ч. Этот показатель превысил рекорд скорости принадлежащий американскому «Фантому» на 14 км/ч, однако это достижение официально не регистрировалось. Заход на посадку осуществлялся на скорости 320 км/ч, длина пробега с тормозным парашютом составила 700 м. После полета летчик заявил, что он мог достичь большей скорости, если бы не ограничения, связанные с максимальной температурой воздуха на входе в компрессор двигателя. На серийных самолетах хотели устанавливать двигатели «Атар» 9D с тягой 7000 кг со стальными лопатками компрессора, снимавшими все ограничения.
Дальнейшая судьба самолета могла развиваться по двум направлениям. Первое — это установка на «01» вооружения и соответствующего бортового оборудования и запуск его в серию. Такой вариант получил название «Мираж» IVA. Второе — продолжение исследований по созданию более совершенного самолета с обозначением «Мираж» IVB, взлетным весом около 50т и радиусом действия 2500 км. В случае принятия второго сценария, постройка полноценного бомбардировщика могла быть закончена только к 1961 году. Считая такие сроки не приемлемыми, правительство приняло на вооружение существующий самолет. На это решение оказало влияние и всемирное «увлечение» ракетами. Над планетой уже вертелись искусственные спутники СССР и США, на открытых наземных стартах дежурили баллистические ракеты, а в море проходила ходовые испытания подводная лодка «Джордж Вашингтон» с «Поларисами». Французы не хотели плестись в хвосте супердержав и начали свою ракетную программу, считая, что бомбардировщики простоят на вооружении не более десяти лет, до конца 60-х годов, а далее будут заменены баллистическими ракетами наземного и морского базирования. Следовательно, не стоило тратить время и деньги на разработку нового самолета. Девятого сентября 1959 года фирме Дассо заказали три машины в варианте «Мираж» IVA.
Построенный опытный образец «Мираж» IV 02, взлетевший 12 октября 1961 года, отличался от первого самолета. У него были несколько большие геометрические размеры, измененная форма киля, и все необходимое для установки бортового оборудования и вооружения. Атомная бомба типа «А» (AN-11) мощностью 60 Кт, которую заключили в бронированный обтекаемый контейнер со стабилизаторами, подвешивалась в полуутопленном положении между двигателями. Саму бомбу испытали 13 февраля 1960 года в Алжире, это было первое испытание французского ядерного оружия. Третий самолет взлетел в июне 1962 года, а четвертый — 23 января 1963 года.
Самолет 01, по сути, аэродинамический прототип «Мираж» IV, использовался в основном для подготовки экипажей и разбился в 1963 году. Самолет 02 предназначался для отработки системы бомбометания, в полетах использовались только макеты. На самолете 03 проходило испытание бортовое оборудование. На него установили панорамный радиолокатор «Сирано» 2, аналогичный локатору с противолодочного самолета Бреге 1050 «Ализе», и английскую доплеровскую РЛС Маркони AD2300, производимую во Франции по лицензии. После испытаний он использовался для отработки системы дозаправки в воздухе от американских заправщиков КС-135F.
Четырнадцать воздушных танкеров купили у США в 1963 году специально для обеспечения полетов стратегических «Миражей», с дозаправкой в воздухе дальность их полета доходила до 4000 км. Существовала и французская система дозаправки, которая испытывалась с 1961 года и демонстрировалась на 24-м Парижском авиасалоне в Бурже весной 1961 года. Тогда «Мираж» заправлялся из подвесного контейнера самолета «Вотур». «Мираж» IVA 04 полностью соответствовал серийной конфигурации самолета. На нем стояли двигатели «Атар» 9К с тягой на форсаже 7000 кг.
Когда все системы были отлажены, началось серийное производство самолетов. Государственный заказ насчитывал 50 самолетов. Первая десятка машин ожидалась к концу 1963 года. В течение 1964 года планировалось построить еще 22 самолета. Окончание поставок наметили на 1965 год. Построенные самолеты передавались на вооружение нового вида вооруженных сил «Force de dissuasions -дальней авиации Франции. К середине 1966 г. должна быть создана основа «Force de dissuasion» из 36 боевых самолетов, рассредоточенных на территории страны, на 9 аэродромах. Организационно, машины сводились в три авиакрыла из двух эскадрилий каждое. Эскадрилья состояла из четырех самолетов. На каждой базе самолеты «Мираж» IVA находились в состоянии постоянной боевой готовности, в специальном ангаре с устройствами для отвода выхлопных газов двигателя, которые позволяли запускать прямо в ангаре. Сценарий боевого применения выглядел примерно так: взлетают два самолета «Мираж» IVA, один с максимальным запасом топлива во внутренних и подвесных баках, другой с атомной бомбой и подвесными баками. После взлета и пролета некоторого расстояния, оба самолета заправляются от KC-135F до максимального веса и летят к цели. В расчетной точке «Мираж-носитель» заправляется от своего «попутчика» и далее продолжает полет к цели самостоятельно. Для сокращения времени реакции от получения приказа на вылет, до сбора машин в воздухе, все бомбардировщики стали оснащать дюжиной твердотопливных ускорителей 5EPR 841, подвешиваемых под центроплан крыла. При их включении разбег сокращался с 3300 м до 1800 м.
В 1964 году заказали еще 12 самолетов «Мираж» IV, их построили к концу 1968 года. Бомбардировщики обладали высокой степенью надежности, за семь лет эксплуатации произошло только шесть аварий. В конце 60-х годов все самолеты прошли модернизацию, которая позволила перейти к полетам на малой высоте.
В 1965 году Франция предложила Великобритании купить «Мираж» IV вместо американских самолетов F-111. В случае покупки французских самолетов англичане могли бы сэкономить по 1 млн. фунтов на каждом купленном самолете. Английские «Миражи» хотели переоборудовать двухконтурными двигателями «Спей» 101R с меньшим расходом топлива, но большим диаметром. Летные характеристики бомбардировщика должны были улучшиться, но планер самолета требовал переделки. Франция пыталась надавить на Великобританию, угрожая отказом от совместных проектов, но в результате, ни американцы, ни французы так и не добились успеха. Англичане вообще отказались от покупки самолета зарубежного производства.
В конце 70-х годов ведущая роль в стратегических силах Франции окончательно перешла к баллистическим ракетам наземного и морского базирования. 12 самолетов «Мираж» IVA прошли переоборудование в стратегические разведчики, фотооборудование размещалось в подвесном контейнере. На вооружении бомбардировочных эскадрилий осталось только 33 самолета и четыре машины были выведены в резерв.
Как ядерный бомбардировщик, самолет окончательно устарел к началу 80-х годов. Для повышения боевого потенциала «Миража», в 1983 году решили провести коренную модернизацию всех его систем. По состоянию на 1983 год, на базах Мон де Морсан, Казо, Авор и Сен-Дизье стратегической авиации Франции находилось 38 самолетов «Мираж» IVA, из них 18 бомбардировщиков, 6 разведчиков и четыре самолета числились в резерве. Остальные машины были отправлены на доработки. В первую очередь модернизация касалась системы вооружения. Входить в современную зону ПВО на машине образца 60-х годов было равносильно самоубийству. Не входить в зону ПВО могла позволить только управляемая ракета. Первые проекты вооружения «Мираж» IV ракетами относятся к 1963 году, тогда хотели вооружить самолет ракетой AS.2 «Гамма» с ядерной боеголовкой и дальностью полета 290 км. Позже на самолеты подвешивали противорадиолокационные УР «Мартель». Теперь «Мираж» решили вооружить новейшей ракетой с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем и боеголовкой мощностью 150 Кт — ASMP. Для этого на бомбардировщик вместо ядерной бомбы установили специальный подвесной пилон и доработали бортовое оборудование, добавив в его состав инерциальную навигационную систему и РЛС «Аркана» с режимом картографирования местности. Такая РЛС использовалась для периодической коррекции навигационной системы с целью повышения точности определения координат местоположения самолета. Использование для этой цели обычных радиотехнических систем навигации посчитали нецелесообразным с точки зрения помехоустойчивости. Наземные испытания ракеты начались в 1980 году. В 1983 году состоялся первый пуск ASMP с «Миража» IV. Непосредственно перед пуском штурман «Миража» вводил координаты точки пуска в инерциальную систему ракеты. После сброса ASMP включался ее твердотопливный ускоритель, который за пять секунд разгонял ракету до скорости М=2. Когда пороховой заряд ускорителя выгорал, в дело вступал маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель, разгоняющий ASMP до М=3 на средних высотах полета. Дальность полета ракеты сильно зависит от высоты пуска и профиля полета. Если ASMP летит на больших и средних высотах полета, то она может пролететь 250 км, если ракета летит к цели на малой высоте, то дальность достигает 80 км. Система автономного наведения инерциальная, и из-за этого точность попадания в цель не высокая, вероятное круговое отклонение около 150 м, но для ядерной боевой части это величина вполне приемлема. Стартовый вес ракеты 860 кг, вес боевой части 300 кг. В боевом полете, кроме ракеты, на бомбардировщик должен подвешиваться контейнер длиной 3 метра и диаметром 16 сантиметров со станцией РЭБ»Барем». Станция помех широкополосная с управляемой мощностью излучения, ставит шумовые помехи.
Носители ракет (18 самолетов) получили обозначение «Мираж» IVР. В 1996 году было принято решение о снятии бомбардировщика с вооружения. Самолеты стали постепенно списывать по выработке ресурса. В боевых подразделениях их заменили тактические истребители «Мираж» 2000N.
Dassault Mirage IVA на авиасалоне Ле-Бурже в 1965 году
Самолет выполнен по схеме <бесхвостка> и имеет среднерасположенное треугольное в плане крыло без средств механизации. В хвостовой части установлены два турбореактивных двигателя <Атар> 9K с тягой по 4700 кгс каждый на безфорсажном режиме. <Мираж> IVA оснащен доплеровской навигационно-бомбардировочной системой с многофункциональной РЛС и оптическим прицелом. Экипаж, состоявший из двух человек, имел катапультируемые кресла, установленные тандемом. Цена серийного самолета составила 25 млн. франков.
Особенностью бомбардировщика являлось отсутствие отсека вооружения: ядерная бомба (сначала — AN.11, позже — AN.22) мощностью 70 кт подвешивалась в полуутопленном положении в углублении снизу фюзеляжа. Оборонительного вооружения самолет не имел. Защиту от управляемого оружия противника обеспечивала бортовая система РЭП.
Самолет имел максимальную скорость полета 2300 км/ч на высоте 11000 м, а у земли — 1225 км/ч. Радиус действия при выполнении боевой задачи на малой высоте без дозаправки топливом в воздухе несколько превышал 1000 км, что по мнению руководства ВВС Франции было достаточно.
Mirage IVP с УР ASMP
Характеристики Dassault Mirage IV «Мираж 4»:
Длина, м 23,5
Размах крыла, м 11,85
Высота, м 5,65
Площадь крыла, м2 47,82
Взлетный вес (max), кг 28 100
Вес пустого самолета, кг 13 600
Перегоночная дальность, км 6100
Радиус действия, км 800-1000
Потолок, м более 16 000
Скорость полета (max на высоте 12 000), км/ч 2340
Скорость крейсерская на высоте 1200, км/ч 960
Экипаж, чел 2
http://www.airwar.ru/enc/bomber/mirag4.html
http://avia.pro/blog/dassault-mirage-iv
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
aviator.guru
Dassault-Breguet Mirage IV Дассо-Бреге «Мираж» IV. Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты
Dassault-Breguet Mirage IV
Дассо-Бреге «Мираж» IV
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
Предназначен для нанесения ударов по наземным целям противника.
В 1954 г. перед Францией встала задача создания собственного ядерного оружия и средств его доставки. Работы по проектированию таких средств возглавила компания «Дассо».
Проект в основном представлял собой увеличенный «Мираж» III, но для достижения требуемых скорости, грузоподъемности и дальности было необходимо внести большое количество изменении в размеры самолета и заменить силовую установку. Первый опытный «Мираж» IVA совершил полет 17 июня 1959 г., оборудованный двумя турбореактивными двигателями SNECMA «Атар» 09 тягой 6000 кг Во время своего 33-го полета он достиг скорости 2 М.
Затем было построено еще три предсерийных образца, первый из которых поднялся в воздух 12 октября 1961 г. У этого самолета было 2 двигателя «Атар» 9С он был больше по размеру Под центральной частью фюзеляжа перед находившейся в нише ядерной бомбой располагался большой круглый обтекатель радиолокационной антенны. Серийное производство началось в 1963 г., а в 1964 г. ВВС Франции получили первую эскадрилью из 12 самолетов. За период с 1963 по 1968 г. было построено 62 самолета «Мираж» IVA для стратегического авиационного командования Франции.
Цельнометаллический корпус самолета «Мираж» IV сделан по схеме «бесхвостка» и имеет среднерасположенное треугольное в плане крыло. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен по правилу площадей. В хвостовой части фюзеляжа установлены 2 турбореактивных бесфорсажных одноконтурных двигателя SNECMA «Атар» 9К.
«Мираж» IVA не имеет отсека вооружения: свободнопадающая ядерная бомба AN-22 с тротиловым эквивалентом 60 кт подвешивается в полуутопленном положении в углублении снизу фюзеляжа или до 7260 кг другого вооружения на внешних точках подвески.
Самолет оснащен доплеровской навигационной бомбардировочной системой с многофункциональной РЛС «Сирано» ff и оптическим прицелом. Имеется оборудование РЭБ, автопилот SFENA, возможна подвеска контейнера с фотокамерами OMERA.
Хотя самолеты «Мираж» IV ВВС Франции были тяжелыми и довольно трудными в управлении, они чрезвычайно быстро поднимались в воздух по тревоге прямо из укрепленных укрытий, где содержались с работающими на полную мощность двигателями, с коротких неподготовленных полос (с помощью стартовых ракетных ускорителей), а также с поверхностей, уплотненных быстро застывающими химическими веществами. Последнее из девяти подразделений стратегических бомбардировщиков «Мираж» IVA было расформировано в июле 1988 г., когда французские ядерные силы перешли на использование стратегических ракет S-3. Однако все еще эксплуатируются восемнадцать самолетов «Мираж» IVP, переоборудованных с 1983 по 1987 г. в тактические бомбардировщики, вооруженные ракетами средней дальности класса «воздух-земля» ASMP с ядерными боеголовками мощностью 300 кт. На них установлены импульсно-доплеровские РЛС Arcana, предназначенные для корректировки навигационной системы и картографирования, дублированные инерционные системы навигации, генератор помех Thomson-CSF Barem для защиты от локаторов противника, кассета с ложными тепловыми целями BOZ-IOO для защиты от самонаводящихся ракет и датчики Thomson-CSF Serval, предупреждающие о попадании самолета в поле действия РЛС. Еще восемнадцать непеределанных самолетов «Мираж» IVA остаются на хранении.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2300
максимальная на высоте до 3 км 1300
крейсерская 957
Практический потолок, м 20 000
Дальность, км:
перегоночная 4000
действия 1240 Масса, кг:
максимальная взлетная 33 475
пустого самолета 14 500
Максимальная боевая нагрузка, кг 7260
Габариты самолета, м:
размах крыла 11,85
длина 23,5
высота 5,4
Двигатель: ТРДФ Snecma «Atar» 9К, кгс 2 по 7000
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru