«КОРАБЛИ ПОГОДЫ» — это… Что такое «КОРАБЛИ ПОГОДЫ»?


«КОРАБЛИ ПОГОДЫ»

н.-и. суда; ведут океанологии, и метеорол. наблюдения, изучают взаимодействия между океаном и атмосферой, участвуют в иссл. глобальных природных процессов в разл. зонах земного шара.

Естествознание. Энциклопедический словарь.

  • КОРАБЕЛЬНЫЕ ЧЕРВИ
  • КОРАБЛИКИ

Смотреть что такое «»КОРАБЛИ ПОГОДЫ»» в других словарях:

  • КОРАБЛИ ПОГОДЫ — «КОРАБЛИ ПОГОДЫ», научно исследовательские суда (см. СУДНО НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ (НИС)) ; ведут океанологические и метеорологические наблюдения, изучают взаимодействия между океаном и атмосферой, участвуют в исследованиях глобальных природных… …   Энциклопедический словарь

  • КОРАБЛИ ПОГОДЫ — научно исследовательские суда; ведут океанологические и метеорологические наблюдения, изучают взаимодействия между океаном и атмосферой, участвуют в исследованиях глобальных природных процессов в различных зонах земного шара …   Большой Энциклопедический словарь

  • «корабли погоды» — научно исследовательские суда; ведут океанологические и метеорологические наблюдения, изучают взаимодействия между океаном и атмосферой, участвуют в исследовании глобальных природных процессов в различных зонах земного шара …   Энциклопедический словарь

  • климат — а; м. [от греч. klima (klimatos) наклон (солнечных лучей)] 1. Многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности на Земле и являющийся одной из её географических характеристик. Изменение климата. Жаркий, умеренный, континентальный,… …   Энциклопедический словарь

  • СУДНО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ (НИС) — СУДНО НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ (НИС), морское, речное или озерное судно, спроектированное и построенное (или перестроенное из судна др. типа) для выполнения научных исследований. Различают НИС: океанографические, «корабли погоды» (см. КОРАБЛИ… …   Энциклопедический словарь

  • СУДНО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ — (НИС) морское, речное или озерное судно, спроектированное и построенное (или перестроенное из судна др. типа) для выполнения научных исследований. Различают НИС: океанографические, корабли погоды , рыбопоисковые, геолого геофизической разведки,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Метеорологические организации —         международные, организации, создаваемые для международного сотрудничества в области метеорологии. Основные М. о. Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Наряду с ВМО вопросами международного сотрудничества по метеорологии… …   Большая советская энциклопедия

  • судно научно-исследовательское — (НИС), морское, речное или озёрное судно, спроектированное и построенное (или перестроенное из судна другого типа) для выполнения научных исследований. Различают НИС: океанографические, «корабли погоды», рыбопоисковые, геолого геофизические… …   Энциклопедический словарь

  • СУДНО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ — (НИС), морское, речное или озёрное судно, спроектированное и построенное (или перестроенное из судна др. типа) для выполнения науч. исследований. Различают НИС: океано графич., корабли погоды , рыбопоисковые, геолого геофиз. разведки, службы… …   Естествознание. Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Какие слова текста Как предсказывают погоду обозначают научные наблюдения — ответы на ГДЗ

В этой научной статье рассказывается о средствах которыми обладает наука метеорология для изучения и исследования погоды.

Прежде всего это метеостанции, которые расположены в разных уголках мира и на которых обитают коллективы ученых исследующих погоду.

Также для исследования погоды применяют метеоспутники — космические аппараты, метеорологические корабли — плавающие метеостанции, и метеорологические самолеты — воздушные метеостанции.

На основании полученных с этих станций ученые выдают некий прогноз предстоящей погоды.

 

Задание по окружающему миру для 2 класса 5. Из текста «Как предсказывают погоду» выпиши слова, характеризующие научные наблюдения за погодой. Раскрой значение каждого из этих слов

Прежде всего конечно выпишем слово Метеорология, которое оказывается названием науки, которая как раз и занимается изучением погоды, в том числе прогнозированием.

Далее выписываем словосочетание Метеорологические станции — они же метеостанции. Это научный поселок, где живут ученые, которые следят за погодой и изучают погоду.

Теперь выпишем слово Метеоспутник -космический аппарат, который следит за погодой из космоса.

Метеорологический корабль или самолет изучает погоду с воздуха или с поверхности воды.

Наконец само слово Прогноз означает некое предсказание погоды, которая должна случиться через некоторое время. Обычно прогнозы составляют на несколько дней, но иногда прогнозы составляют на месяцы или даже годы.

 

faston24.ru

42Д | Журнал Популярная Механика

Под блистеры, иллюминаторы для лидара, сенсорные устройства в обшивке фюзеляжа Як-42Д пришлось вырезать специальные технологические отверстия. А фюзеляж в полете, как известно, наддувается для обеспечения внутри атмосферного давления, близкого к привычному для человека. Накачиваемый воздух постоянно работает на разрыв фюзеляжа. Не ухудшат ли новые отверстия прочностные характеристики обшивки?

Вопрос важный, ведь, как известно, драматическую судьбу первого в истории реактивного пассажирского самолета De Havilland Comet предопределила неправильно рассчитанная форма иллюминаторов — самолет буквально разрывало изнутри. Инженерам завода им. Мясищева потребовалось проявить крайнюю осторожность при вмешательстве в конструкцию самолета. Каждое вновь сделанное технологическое отверстие усиливалось специальной накладкой, укрепляющей края.

Игла для атмосферы Штанга с оборудованием для сбора базовой термодинамической информации обычно устанавливается на носу испытательных самолетов. В летающей лаборатории таких комплексов два — для сравнения параметров.

Другая серьезная проблема для авиастроителей заключалась в том, что оборудование аппаратно-программных комплексов для летающей лаборатории не было специально сконструировано под эксплуатацию на борту летательного аппарата. То есть его необходимо было защитить от вибраций и установить на амортизаторы. А главное, вся эта техника должна запитываться от бытовой электросети с напряжением 220 В. Однако на борту Як-42Д такая сеть отсутствует — есть лишь переменный ток с напряжением 115 В и постоянный с напряжением 27 В. Пришлось «влезать» в электросистему лайнера и строить под нужды науки специальную энергетическую установку, которая состоит из восьми преобразователей по 2 кВт.

Рабочие места операторов тоже пришлось конструировать заново. Сиденья от прежнего салона не годились, потому что оператору требуется большая свобода действий, а значит, кресло должно вращаться. Стандартных пассажирских кресел с поворотом просто не существует. В новых креслах появились ремни безопасности с креплением к четырем точкам, как у летчиков-испытателей или автогонщиков. Помимо всего прочего, эти сиденья должны были отвечать и стандартам авиационной безопасности, то есть не разрушаться при жесткой посадке и выдерживать перегрузки до 6 единиц. На испытаниях в ЦАГИ образцы кресел пришлось сломать, чтобы выяснить пределы их прочности и подтвердить, что нужные параметры перегрузки они держат.

Работа луча Исследование прозрачности атмосферы и находящихся в ней частиц построено большей частью на лазерных технологиях. На многих элементах оборудования — предупреждения о том, что с лазером надо обращаться осторожно.

«Главная задача, которая стояла перед нами, — говорит Геннадий Беляев, — это как можно меньше вмешиваться в конструкцию серийного самолета. Внеси мы принципиальные изменения, и пришлось бы выполнить колоссальный объем летных испытаний — ведь это был бы уже фактически другой летательный аппарат. А так нам удалось свести летные испытания к минимуму, и эти тестовые полеты подтвердили, что никаких отклонений от штатных характеристик в Як-42Д не обнаружено. Машина будет эксплуатироваться в соответствии со штатным руководством».

Между землей и космосом

И все-таки зачем метеорологам понадобился самолет? Ведь есть же спутники! Действительно, в настоящее время в России сбор данных об атмосфере производится с помощью стационарных наземных станций и космических аппаратов. Преимущество самолета перед наземной станцией очевидно — это мобильность. Спутник тоже летает, но летает лишь по заданной орбите, очень быстро и очень высоко. Спутник нельзя заставить покружить в нужное время над каким-то конкретным участком Земли, а кроме того, в отличие от самолета, он замеряет параметры атмосферы, находясь не внутри нее, а за ее пределами. К тому же данные, полученные со спутника, требуют валидации, то есть проверки, выявления потерь и искажений информации. Проверка данных спутника с помощью самолета позволяет рассчитать коэффициенты поправок, которые затем можно вводить в информацию, присланную с орбиты.

Подвесное вооружение Крыло Як-42 «Росгидромета» оборудовано шестью пилонами для крепления научного оборудования (по три пилона на каждой консоли). Каждый пилон, в свою очередь, имеет узлы для пристыковки до трех «канистр».

Данные с сенсоров получают и обрабатывают установленные на борту семь аппаратно-программных комплексов (АПК), объединенных общей сетью и подключенных к центральному серверу. Первый комплекс собирает базовые данные о термодинамических параметрах атмосферы (температура, влажность, давление, направление ветра) и рассылает их по остальным комплексам — эти данные нужны всем. А вот АПК-5 занят изучением микрофизики облаков и аэрозолей. Он принимает данные сенсоров, которые информируют о том, какого размера частицы присутствуют в атмосфере и каково их фазовое состояние — жидкое или кристаллическое.

Интересно, что в распоряжении этого комплекса находятся средства активного воздействия на облака. Обрабатывая их жидким азотом через специальное сопло или обстреливая пиропатронами с йодистым серебром (специальная установка размещена в нижней части фюзеляжа), оператор может добиться выпадения осадков (в просторечье это называется «разгон облаков»).

Работа над переоборудованием самолета велась специалистами Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева под научным сопровождением ученых из Центральной аэрологической обсерватории «Росгидромета».

Детекторы частиц, установленные на летающей лаборатории, устроены так: источник лазерного луча светит в фоточувствительный сенсор. Захваченная прибором частица проходит сквозь луч, и сенсор фиксирует изменение параметров свечения. На основании этих данных программа вычисляет размер частиц. Установкой научного оборудования на самолет занимались специалисты из Центральной аэрологической обсерватории «Росгидромета» в Долгопрудном. Как рассказал нам Андрей Илюхин, заместитель начальника летного центра ЦАО, при конструировании «канистр» приходилось решать некоторые сложные вопросы научно-инженерного характера. Например, в прикрыльевых канистрах находятся приборы, которые имеют наконечники, и при встрече с частицами эти наконечники могут дробить их или иным образом искажать информацию об их параметрах или концентрации. Чтобы избежать искажений, наконечники пришлось усовершенствовать, и это проделали российские ученые, работающие в зарубежных научных центрах. Наиболее удачное решение предложил Алексей Королёв из Канады. Он провел огромную работу, экспериментируя над различными конфигурациями наконечников. Его конструкция была признана во всем мире.

Оборудование, установленное на крыле, позволяет не только измерять параметры частиц, распыленных в атмосфере, но и фотографировать их в реальном времени (два фото в нижнем углу).

Достаточно интересно устроен АПК-4, в задачу которого входит обнаружение следов радиоактивного загрязнения атмосферы. Работающий здесь прибор «Вега» включает в себя шлюзовую камеру. Оператор изнутри салона вставляет в устройство матерчатый фильтр, который после закрытия клапана обдувается забортным воздухом. Затем обратное шлюзование — и фильтр можно доставать из прибора и помещать в анализатор альфа-частиц. Впрочем, нет. Сначала его нужно… прогладить! Да-да, прогладить утюгом, чтобы примять растрепавшиеся воздухом ворсинки. Утюг установлен тут же, на рабочем месте оператора, причем удивление вызывает не столько присутствие этого не совсем лабораторного приспособления, сколько очень «винтажный» его фасон — утюги такого типа продавались в СССР лет 30 назад.

www.popmech.ru

Как изучают погоду. Метеорологические станции

АРМС — автоматическая радиометеорологическая станция. Она питается от аккумулятора и работает безотказно 6—8 месяцев и более. Станция работает и в пургу, и при сильных морозах, и в дождь. 1 — приемник скорости ветра; 2 — приемник направления ветра; 3 — приемник температуры воздуха; 4 — приемник атмосферного давления.

Вероятно, вам не раз приходилось видеть небольшие огороженные забором площадки, на которых стоят «домики», напоминающие ульи пчельника, воронкообразные сосуды и разные приборы на подставках. А над всем этим возвышается столб с флюгером. Это метеорологические станции. Они изучают состояние атмосферы и следят за явлениями погоды.

В нашей стране работают тысячи метеорологических станций. Они находятся в городах, в крупных селениях, высоко в горах, в Арктике и даже на морях, где корабли ведут наблюдения за погодой, а результаты сообщают по радио на материк.

В целях изучения климата всей метеорологической сетью ведутся наблюдения в 1, 7, 13 и 19 часов по местному времени.

Кроме того, наблюдения на метеорологических станциях в СССР ведут несколько раз в сутки, в определенное время: в 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 часа по московскому времени.

Совершенно недопустимы пропуски и опоздания в наблюдениях: они обесценивают всю работу метеорологической станции. Поэтому за 10-15 минут до наблюдения метеорологи обходят все метеорологические установки, чтобы проверить, исправны ли они. Сначала записывают показания приборов в помещении, а потом уже на метеорологической площадке. Все отсчеты по приборам заносят в специальный журнал наблюдений. По истечении месяца по этим материалам составляют сводную таблицу погоды.

Результаты наблюдений многочисленных метеорологических станций сразу же передаются по телеграфу или по радио в бюро прогнозов области и Центральный институт прогнозов. Бюро прогнозов — это учреждения, которые на основании полученных данных предсказывают погоду по данной области.

Сведения о погоде за один и тот же час из различных мест наносятся условными значками на географическую карту, что позволяет видеть состояние погоды одновременно в разных районах.

СИНОПТИЧЕСКАЯ КАРТА

Все элементы погоды — давление атмосферы, температуру, влажность, облачность, ветер — синоптик наносит на карту около каждого пункта наблюдения в строго определенном порядке, чтобы потом можно было легко «прочитать» погоду. Метеорологическая станция на карте обозначается маленьким кружком. Стрелка указывает направление ветра (стрелка как бы летит по ветру). На рисунке (см. стр. 146) направление ветра — юго-западное. Оперение на стрелке — это сила ветра в баллах. Один балл соответствует скорости ветра примерно 2 м/сек. На рисунке один штрих у стрелки длинный и один — короткий; это означает, что сила ветра равна трем баллам. Четверть кружка зачернена; значит, четверть неба покрыта облаками. Значок под кружком говорит о форме облаков — кучевые, высотой 1000 м. Слева от кружка показана температура воздуха (+16°). Цифра 127 справа показывает давление атмосферы в миллибарах. Цифра дается сокращенно, полностью будет 1012,7 мб. Сокращенно пишут потому, что первые две цифры есть у всех показаний, и они будут лишь пестрить на карте. Метеорологи условились их не писать, а также не отделять запятой и десятые доли. Всем, кто знает об этом, понятно, что цифра 127 означает 1012,7 мб. Нормальное давление в 760 мм равно 1013,2 мб. В нашем примере давление ниже нормы.

Ртутный барометр — точный прибор для измерения давления воздуха.

Но вот все сведения нанесены на карту. Теперь в них надо разобраться. Для этого на карте проводятся изобары — линии, соединяющие места с одинаковым давлением. Затем выделяются области с туманами, дождями и снегопадами, и, наконец, разграничиваются воздушные массы. В таком виде карта закончена и называется рабочей синоптической картой. По таким картам синоптики составляют прогнозы погоды.

Надо много метеорологических станций, чтобы получить все необходимые данные для прогноза.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ И ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Первые метеорологические станции, которые вели подробные дневники погоды, в нашей стране открылись в 1722 г. в Петербурге по указу Петра I.

В 1810 г. известный русский физик проф. В. Н. Каразин первым применил снаряды, собирающие атмосферное электричество на воздушных шарах, он же разработал план организации в различных районах страны большой сети метеорологических станций. В 1849 г. была открыта в Петербурге Главная физическая обсерватория. Штат ее состоял из семи человек. Обсерватория руководила сетью из нескольких десятков метеорологических станций.

Великая Октябрьская социалистическая революция направила русскую метеорологию на новый путь развития.

21 июня 1921 г. Совет Народных Комиссаров по инициативе В. И. Ленина издал декрет о широкой постановке метеорологических исследований в нашей стране. Вскоре была создана общая метеорологическая и гидрологическая служба (изучающая состояние морей, рек и озер). Сеть метеорологических станций за короткий срок выросла в несколько раз. Мощные отечественные заводы приборостроения обеспечили метеостанции сложнейшими отечественными приборами.

Советские инженеры Горилейченко, Суражский, Мальцев и другие сконструировали автоматическую радио метеорологическую станцию (АРМС), которая передает сигналы о состоянии атмосферы из труднодоступных районов нашей Родины (из тайги, с островов, с высоких гор).

АРМС действует за счет электрической энергии аккумуляторов. Работа этих станций рассчитана почти на год. Сигналы АРМС принимаются на расстоянии более 500 км.

На территории нашей страны организованы полярные, морские, курортные, горные метеостанции и обсерватории. Самые северные из полярных станций располагаются на о-ве Рудольфа (Земля Франца-Иосифа), на Северной Земле и на мысе Желания (северная окраина Новой Земли). Самые высокие горные метеорологические станции у нас устроены на Эльбрусе (на высоте 4250 м), леднике Федченко (4200 м) и на горе Казбек (3660 м).

С 1952 г. проводятся систематические наблюдения за погодой на дрейфующих станциях.

Оснащенные самой передовой техникой, многочисленные советские метеорологические станции круглые сутки исследуют состояние воздушного океана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мираж. Гало. Радуга Оборудование метеорологической станции. Наблюдения за погодой

.

de-ussr.ru

Служение стихиям не терпит суеты

Екатерина Архипова
«Популярная механика» №12, 2007

Как готовятся прогнозы погоды, которые мы ежедневно видим на экранах телевизоров или слышим по радио.

Метеорология, а именно так называется наука об атмосфере и прогнозах погоды, — это анахронизм, дошедший до нас со времен Аристотеля, автора «Метеорологики» — трактата о небесных явлениях. В те времена считалось, что на небе все изменения происходят в одной природной сфере, а значит, должны изучаться одной наукой. Аристотель подобрал ей название, исходя из греческого слова τἀ μετἐωρα (ta meteora) — «предметы в воздухе». К ним ученый причислял дожди и кометы, град и метеоры, радуги и полярные сияния, гидрометеоры, то есть «предметы», состоящие из воды или льда. Звезды к метеорологии, по мнению Аристотеля, не относились: они считались тогда неподвижными и неизменными.

В Средние века наука о природе пришла в упадок, объяснение природных явлений стало прерогативой церкви. На тысячу с лишним лет прекратилось всякое движение идей в метеорологии, если не считать фантазий астрологов. Была, правда, еще одна своеобразная форма обобщения метеорологических знаний — народные приметы погоды.

В середине XVII века была сделана первая попытка сравнить одновременно данные из десяти городов. Средства на это выделил герцог Фердинанд Тосканский. Данные этой первой метеорологической сети доставляли на лошадях — медленнее ветра, да и использовать их для составления прогноза еще не умели. В начале XVIII века был предложен первый стандарт для ведения записей о метеонаблюдениях. Их стало легче обрабатывать и создавать архивы — накапливать статистику, а затем пытаться использовать ее для прогноза.

Первые прогнозы

С 1725 года недавно учрежденная Российская Академия наук начала регулярные (дважды, а с 21 марта 1726 года — трижды в день) инструментальные наблюдения температуры воздуха, атмосферного давления, направления и силы ветра, облачности, гидрометеоров, гроз, высоты воды, вскрытия и замерзания Невы с помощью созданной в Санкт-Петербурге городской сети метеорологических станций. Вскоре наблюдательные станции стали появляться и в других частях Российской империи. Россия в то время была одной из немногих стран мира, где система регулярных метеорологических наблюдений, сеть станций и служба погоды создавались на образцовом уровне.

В Европе эта идея получила признание несколько позднее. 14 ноября 1854 года ужасный ураган нанес огромный ущерб англо-французскому флоту, блокировавшему Севастополь. Погибло и получило повреждения множество судов, среди затонувших кораблей был и знаменитый «Черный принц», везший жалование английской армии. Военный министр Франции маршал Вальян, узнав, что этот ураган наблюдался накануне в Средиземноморье, обратился к директору Парижской астрономической обсерватории Урбену Леверье с просьбой изучить вопрос. Тот запросил коллег по всей Европе о погоде, имевшей место с 12 по 14 ноября 1854 года, и получил более 250 ответов. Обработав ответы и проследив путь бури, Леверье представил Наполеону III проект большой метеорологической сети для оповещения моряков о приближении бурь. Спустя три дня Леверье при содействии главного директора почт и телеграфов представил Французской академии карту погоды, отвечавшую состоянию всего на несколько часов назад. Через полтора месяца была организована сеть из 13 регулярно телеграфирующих станций. Через два года телеграммы стали приходить из семи европейских столиц, включая Санкт-Петербург. В 1858 году обсерватория ежедневно печатала международный бюллетень.

Всемирная сеть

Погода на Земле напрямую зависит от Солнца. Его излучение нагревает атмосферу и земную поверхность. Из-за неоднородности свойств поверхности Земли нагрев ее происходит неравномерно, возникают перепады температуры и давления, в результате воздушные массы приходят в движение. Дальше в действие вступает множество сложных механизмов, управляющих эволюцией погоды (причем далеко не все из них изучены).

Наблюдения за текущей погодой — фундамент пирамиды прогноза погоды, который складывается из множества кирпичиков: наземные метеостанции, обычные и специализированные корабли, метеобуи, дрейфующие по просторам океана, самолеты и метеоспутники. Ежедневно в прогностические центры с этих наблюдательных систем поступают измерения различных параметров текущего состояния атмосферы. Погода не знакома с политикой и не имеет границ, поэтому метеорологи постоянно обмениваются наблюдениями за погодой. Это то «сырье», из которого в дальнейшем с помощью компьютеров и прогностических моделей получают так называемый численный прогноз погоды, а уже из него синоптики готовят прогнозы на любой вкус: на завтра (срочные), на неделю (среднесрочные) и месяц (долгосрочные). Работа единой глобальной сети наблюдений за погодой координируется Всемирной метеорологической организацией, в которую сегодня входит 187 стран мира.

Покрытие земной поверхности метеостанциями весьма неоднородно, наибольшее количество станций расположено в густонаселенных Европе, Китае и Северной Америке. Однако не стоит забывать, что 2/3 земной поверхности составляет океан, и здесь имеются лишь островные станции, корабли наблюдения за погодой и буи.

В последнее время большую роль в наблюдениях за погодой играют спутники, использующие различные частотные диапазоны. На основе этой информации восстанавливаются данные о температуре (ИК-диапазон), влажности и ветре на некоторых высотах (доплеровские радары и видимый диапазон). Точность этих данных уступает данным с наземных метеостанций, но зато спутники позволяют получать информацию с больших территорий.

В России сейчас действует больше тысячи только наземных метеостанций, которые каждые три часа отсылают свои данные в территориальные метеоцентры, передают их в Гидрометцентр России — один из мировых метеорологических центров во Всемирной службе погоды (наряду с Мельбурном в южном полушарии и Вашингтоном в западной части северного полушария), который обеспечивает сбор данных по восточной части северного полушария.

Компьютерный прогноз

Сами по себе данные наблюдений — это еще не прогноз. После их обработки (распознавание, раскодирование и первичный контроль) проводится так называемый «объективный анализ». Фактически это формирование массива данных о различных метеорологических параметрах (давление, влажность, температура, скорость ветра, облачность) на разных высотах в узлах регулярной широтно-долготной сетки. Название «объективный» сложилось исторически, оно пришло из времен, когда анализ производился «вручную» и сравнивался с компьютерным (последний и называли «объективным»).

Эта объемная «метеосетка» используется как начальные данные для следующего этапа — подготовки численного прогноза погоды с помощью прогностической модели, сложной компьютерной программы, которая решает систему уравнений, описывающих динамику атмосферы, причем с учетом различных физических эффектов, не наблюдаемых в идеальном газе. В прогностической модели учитываются вращение Земли, сила тяжести, солнечное и отраженное от поверхности Земли излучение, фазовые переходы воды и т. д. Полученные решения уже позволяют прогнозировать, как может повести себя погода в ближайшем будущем.

«Численный прогноз — одна из самых сложных вычислительных задач. Для подобных расчетов любых вычислительных ресурсов всегда мало, — поясняет Дмитрий Киктев, заместитель директора Гидрометцентра РФ. — Со временем модели совершенствуются, мощность компьютеров растет — и качество прогнозов улучшается. Например, сейчас успешность прогнозов погоды на трое суток находится на уровне успешности прогнозов на одни сутки 30 лет назад».

Последнее слово

Однако и численно рассчитанная на компьютере модель поведения погоды тоже еще не полноценный прогноз. Эту модель нужно оценить и интерпретировать, и здесь невозможно обойтись без специалиста-синоптика.

На сегодняшний день прогностические компьютерные модели не способны прогнозировать целый ряд погодных явлений. Это связано с тем, что многие погодные явления (в том числе опасные) имеют локальный характер и сложную природу, описать формально которую в настоящее время почти невозможно. По этой причине туманы, гололед и т. п. прогнозируются в основном специалистами на местах, которые хорошо знают условия их образования и развития в конкретном регионе. Но даже после анализа всей доступной информации последнее слово все равно остается за человеком.

Погода в интернете: маленькие хитрости

При составлении прогнозов погоды для «своей» территории местные специалисты-метеорологи учитывают специфику региона и особенности, влияющие на погоду. Поэтому если вы собираетесь в путешествие, то правильнее всего найти сайт метеослужбы той страны, в которую вы направляетесь.

Всемирная метеорологическая организация (World Meteorological Organization) имеет в интернете специальный ресурс, где выкладываются официальные данные национальных метеослужб различных стран (а также их интернет-адреса). Если вы интересуетесь погодой в России, то прогноз на завтра лучше смотреть на сайте своего регионального управления гидрометеослужбы. Если же вам нужно ознакомиться с прогнозом на неделю — стоит заглянуть на сайт Гидрометцентра России.

elementy.ru

Что такое погода. Как предсказывают погоду?

Узнать погоду на предстоящий день, на несколько дней вперед старается любой современный человек. А что же такое погода? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, из чего она складывается.

Первая составляющая погоды — это температура воздуха.

Каждый человек может по ощущениям сказать, что сегодня холодно, тепло или жарко. Но более точно измерить температуру воздуха можно термометром.

Самыми важными частями термометра являются шкала и стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом.

Шкала имеет деления. Самое маленькое соответствует одному градусу. Градус обозначается значком «˚». Числа, стоящие рядом с делениями, показывают число градусов. Нуль — это граница между теплом и холодом. Отсчёт температуры ведут от 0°.

Если окрашенный столбик жидкости поднимается, например, на 10˚ выше 0˚, то говорят 10˚ тепла. Записывают + 10˚. Если температура ниже 0˚ перед числом ставят знак « — »: — 10˚.

Вторая составляющая погоды — это облачность.

Облачностью называется наличие на небе облаков или туч. Если на небе видны лишь отдельные облака и светит солнце, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят, переменная облачность. Если же всё небо затянуто облаками или тучами и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно.

Третья составляющая погоды — это осадки.

К осадкам, выпадающим из облаков, относятся снег, дождь, град.

Четвёртая составляющая погоды — это ветер.

Ветер — это движение воздуха в горизонтальном направлении. Он может быть слабым или сильным.

Очень сильный ветер называется ураганом.

Разным бывает и направление ветра. Его определяют по той стороне, откуда дует ветер. Например, дует с севера — северный, с юга — южный.

Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра — это и есть погода. Конечно, мы назвали только основные слагаемые погоды. К ним ещё можно добавить такие погодные явления, как гроза, туман, метель.

  

Как же предсказывают погоду?

На земле существует много метеорологических станций (метеостанций), где учёные ведут наблюдения за погодой. Название «метеостанция» происходит от слова метеорология — наука о погоде. Для наблюдения за погодой используют воздушные шары — зонды. Есть также специальные метеорологические самолеты и корабли, оснащенные необходимым оборудованием.

 

В космосе работают метеоспутники.

Все собранные сведения ученые обрабатывают с помощью компьютеров и по ним составляют прогнозы погоды, на завтра, на неделю или даже месяц вперед.

Народные приметы тоже иногда помогают предсказывать погоду.

Ласточки летают низко – это к дождю.

Капельки росы висят утром на кончиках травы, днем закрылись соцветия одуванчиков – жди дождя.

Воробьи утром купаются в пыли — после обеда будет дождь.

 

А приметы, обещающие ясную погоду летом — это раскрытые белые лилии на прудах, появление радуги вечером, много звезд на ночном небе, утренняя роса и туман.

К вечеру сильно стрекочут кузнечики, а ночью поёт  соловей — тоже будет хорошая погода.

 

Ясная луна на небе зимой, кошка на печь ползёт – ожидай мороз.

А сейчас давайте подведём итог. Сегодня мы с вами узнали, что погода – это сочетание облачности, ветра, температуры и осадков.

Наблюдения учёных позволяют составлять прогнозы погоды. Народные приметы помогают предсказывать погоду.

videouroki.net

Метеорологический самолет Ил-18Д «Циклон». — Российская авиация

Метеорологический самолет Ил-18Д «Циклон».

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1980 г.

В середине 1970-х годов было принято решение о создании на базе самолетов Ту-104, Ил-18 и Ан-12 многоцелевых летающих метеолабораторий для исследования процессов образования облаков, туманов, воздушной турбулентности, колебаний температуры и давления, определения места зарождения циклонов, а также для превращения облаков в дождь или снег и рассеивания тумана над аэродромами.

Самолет Ил-18Д «Циклон» создавался по техническим требованиям Центральной аэрологической обсерватории Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. По конструкции и летно-техническим данным Ил-18Д «Циклон» мало отличался от обычной пассажирской машины. Новым во внешнем виде самолета были: носовая штанга длиной 4 м с датчиками комплекса измерителя структуры воздушного потока, подфюзеляжный носовой обтекатель для антенны обзорного радиолокатора и два обтекателя сверху фюзеляжа вблизи задней кромки крыла для метеорадиолокаторов вертикального зондирования. Кроме того, на внешней поверхности фюзеляжа установили многочисленные датчики различной научной аппаратуры, обтекатели лазерных поляриметров, инфракрасного радиометра, кино- и телеаппаратуры, люк для аэрофотоаппарата. Четыре окна пассажирской кабины заменили полусферическими блистерами. В верхней части фюзеляжа за крылом также установили блистер, а в нижней части фюзеляжа — два окна с плоскими оптическими стеклами, которые при движении самолета по земле защищались от загрязнения дистанционно управляемыми крышками.

Внутри фюзеляжа Ил-18Д «Циклон» разместили аппаратуру термодинамического комплекса, средства измерения микроструктуры облаков и осадков, метеорологическую, радиолокационную и лазерную аппаратуру, средства активного воздействия на облака, оборудование для регистрации, обработки (включая цифровую вычислительную машину) и контроля результатов исследований. Всего в фюзеляже самолета имелись 19 стендов с аппаратурой и 33 рабочих места. Стенды, установленные на штатные рельсы крепления пассажирских кресел, легко снимались. Люки с лестницами в полу кабины обеспечивали в полете доступ к оборудованию, размещавшемуся в нижних багажных отсеках. Место заднего туалета заняла фотокомната.

Первый полет Ил-18Д «Циклон» состоялся 4 апреля 1980 года. Совместно с другими самолетами серии «Циклон» эта машина использовалась в различных научных программах по изучению атмосферных явлений над территорией как Советского Союза, так и ряда зарубежных государств. Осенью 1986 года Ил-18Д «Циклон» участвовал в совместном советско-кубинском эксперименте по исследованию природы тропических циклонов.

Ил-18Д «Циклон» не был единственным самолетом Ил-18, переоборудованным для метеорологических исследований. До него и после него самолеты Ил-18 оснащались различным оборудованием и совместно с метеорологическими спутниками и геофизическими ракетами участвовали в научных экспериментах по изучению атмосферы.

ЛТХ:

Модификация: Ил-18Д
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 33760
-максимальная взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 685
Крейсерская скорость, км/ч: 610
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5.

Ил-18Д «Циклон» на стоянке.

Ил-18Д «Циклон» на стоянке.

Ил-18Д «Циклон» на стоянке.

Носовая часть самолета Ил-18Д «Циклон».

Ил-18Д «Циклон» в полете.

Ил-18Д «Циклон» заходит на посадку.

Ил-18Д «Циклон» борт № 75442. В 1987-1989 гг. самолет принимал участие в исследованиях во Вьетнаме.

Ил-18Д «Циклон» борт № 75442. Осенью 1986 г. участвовал в совместном советско-кубинском эксперименте.

Ил-18Д «Циклон». Рисунок.

.

.

Список источников:
Самолеты ОКБ им. С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Мир авиации. Сергей Цветков. Классик «золотой» эры.
Крылья Родины. Николай Якубович. Феномен Ил-18.
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *