Содержание

Самолеты Ильюшина: история побед :: SYL.ru

Конструкторское бюро Ильюшина — это одно из тех необъяснимых чудес, рожденных в советский период истории, которым можно гордиться. Благодаря талантливым конструкторам, удалось совершить рывок от разрухи, оставленной гражданской войной, прямо к звездам и в Арктику. Не так много было разработано там самолетов, но каждый из них был маленькой победой конструкторской мысли. Каждый из них был серьезным подспорьем в нелегком пути Советского Союза сквозь войны и вечно тревожное мирное время. Самые массовые и легендарные самолеты советской и мировой авиации (от «Летающего танка» до «Матрены») разработаны именно в нем.

С помощью одного выиграли войну, прорывая вражескую оборону бомбардировками, на втором летали через океан.

Начало карьеры

Начинается эта история в Вологодской глубинке с рождения в 1894 году будущего конструктора самолетов Ильюшина Сергея Владимировича. Старательно постигавший грамоту и счет в приходской школе, мальчик с самого детства подрабатывал при строительстве дорог, помощником машиниста, на фабрике. Он столкнулся с авиацией, работая на ипподроме землекопом. Как раз в тот момент, когда из него создавали один из первых аэродромов. Тогда и побывал Сергей Ильюшин на международном празднике авиации, после которого любовь к самолетам не покидала его сердце. Потом Ильюшин попадает в императорскую армию с началом Первой мировой войны. Там, послужив сначала в пехоте, он добивается перевода на должность ангарного на аэродром. Также в армии он окачивает школу пилотирования в 1917 году.

Красный воздушный флот

В 1919 году Ильюшин служит уже в Красной армии, механиком на поезде, перевозящем самолеты на ремонт в Серпухове. Он участвует в уникальной операции по перевозке сбитого самолета противника Avro. Этот биплан станет позднее прототипом русского У-1. Дослужившись до начальника этого состава, называемого авиапоездом, он отправляется в институт инженеров ВКФ. Учебу совмещает с работой в кружке планеристов, где создавал вполне реальные образцы, участвовавшие в соревнованиях на международном уровне.

После окончания института он становится председателем группы экспертов и даже вносит коррективы в работы Туполева и Поликарпова. Но ему хочется создавать самому самолеты. И вот в 1931 году он становится главой института, а в 1933 — конструкторского бюро.

Он возглавлял ОКБ вплоть до 1970 года. За это время немало прекрасных самолетов выпорхнуло из его гнезда. Последним самолетом Ильюшина был лайнер Ил-62. Личный вклад этого человека в мировое авиастроение невозможно переоценить. Конструкторское бюро, его школа, продолжает работать на благо развития авиации до сих пор.

Военные самолеты Ильюшина

Разработка военных самолетов в конструкторском бюро Ильюшина шла по двум основным направлениям: штурмовики и бомбардировщики дальней авиации.

Из первых можно выделить Ил-2 (и его модификации), ставший самым массовым военным самолетом в истории, и Ил-10. Все они отличались высокой для аппаратов этого класса скоростью и маневренностью. Особыми ценными качествами штурмовиков Ильюшина были мощная броня, серьезная вооруженность и высокие показатели полезной бомбовой нагрузки.

Из бомбардировщиков стоит отметить двухмоторный Ил-4. Самолет активно эксплуатировали в первые годы войны. Было выпущено свыше пяти тысяч машин. Их также использовали на море в качестве торпедоносцев. Эти самолеты Ильюшина участвовали в бомбардировке Берлина в 1945 году.

Следующим аппаратом этой категории стал реактивный Ил-28. Начало его массового производства пришлось на 1949 год. Он был способен нести тактическое атомное оружие. Этот самолет Ильюшина был хорошо защищен, и его активно эксплуатировали как в СССР, так и в других странах Варшавского договора. Всего этих самолетов было выпущено 6100.

«Летающий танк»

Всю войну, с 1941 по 1945 год, Ил-2 в различных модификациях «сражался» за победу. Эти машины участвовали во всех сражениях Великой Отечественной войны. За толстую броню и пушки, пробивающие немецкую технику, самолет прозвали «летающим танком». Он был эффективен, надежен и достаточно прост в обслуживании и ремонте. Все это позволило самолетам стать самыми массовыми машинами в истории военной авиации.

Более 30 процентов всей советской авиации, сражающейся на Курской дуге, — это именно эти самолеты. Пилоты, бросавшиеся на них в самое пекло, несли колоссальные потери для врага. История воздушных битв с участием Ил-2 полна героических страниц и грандиозных побед.

Самолет эксплуатировали и после войны. Машина находилась в строю армий стран социалистической Европы до 1954 года. Сверху на фото самолет Ильюшина Ил-2.

Гражданские самолеты

Ильюшин первый в Советском Союзе взялся сконструировать пассажирский самолет не на основе бомбардировщика. Им стал Ил-18. Его начали выпускать в 1959 году. Машина оказалась настолько удачной и надежной, что ее можно встретить в небе и сейчас. Его модификацией стал Ил-28. За границу было продано сто таких машин. Все они получили положительные отзывы от иностранных авиакомпаний. Пассажирские самолеты Ильюшина долго были одной из визитных карточек нашей страны. Следующим прорывом стал первый реактивный лайнер, произведенный в нашей стране, – Ил-62. Его использовали на средних и дальних линиях, вплоть до трансконтинентальных перелетов. Это не единственные гражданские самолеты КБ. Еще был Ил-12 и другие. Также КБ Ильюшина разрабатывало машины для транспортной авиации.

Ил сегодня

КБ Ильюшина и ЦАГИ — это передовые предприятия авиастроения России. Из наиболее удачных самолетов, сконструированных учениками великого конструктора, можно упомянуть Ил-76. Огромная транспортная машина двойного назначения активно эксплуатируется. Самолеты Ильюшина продолжают решать военные и гражданские задачи на всей территории нашей страны и за ее пределами.

www.syl.ru

Самолеты Ильюшина: краткая история и современность

Датой основания предприятия является 13 января 1933 года, когда на базе завода им. Менжинского было создано опытное конструкторское бюро под руководством С. В. Ильюшина. В состав этого КБ было передано из ЦАГИ несколько бригад, занимавшихся созданием легких самолетов.

В это же время образовалось достаточно много КБ различной направленности, но лишь некоторые из них смогли дожить до наших дней. Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина существует и поныне. Имя конструктора давно стало нарицательным. Самолеты Ильюшина (на фото) для многих украшают экраны компьютеров.

Боевые самолеты

В условиях надвигавшейся войны Ильюшин начал конструировать самолеты военного назначения. Прежде всего, это дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (впоследствии Ил-4), которые в предвоенный период стали основой советской ударной и морской торпедной авиации.

Именно эти самолеты участвовали в первом бомбовом ударе по столице Третьего Рейха, нанесенном уже в августе 1941 года. Немцы настолько не ожидали воздушной атаки, что светомаскировка в Берлине была включена только после того, как нападение было уже фактически завершено. После бомбежки экипажи без потерь, пролетев 7 часов, вернулись на базу.

Однако стоит отметить без преувеличения, что всемирную известность самолеты Ильюшина получили благодаря штурмовику Ил-2. До сих пор не побит мировой рекорд по количеству выпущенных машин этой марки — всего более 41 000. Они, наряду с «Катюшей» и танком Т-34, являются символом победы в Великой Отечественной войне.

Немецкие и американские конструкторы для создания поддержки наземных частей пошли по пути пикирующих бомбардировщиков, практически не имеющих броневой защиты. Самолеты Ильюшина Ил-2, в отличие от них, имели бронированную капсулу, защищавшую экипаж и жизненно важные элементы конструкции от огневого поражения, а также использовали другую тактику нападения.

За свою живучесть штурмовик получал разные прозвища, в числе которых «летающий танк», «бетонный самолет», а за эффективность – «чума», «черная смерть». Понятно, что последние прозвища были даны солдатами противника.

Разумеется, все было не так безоблачно. Ил-4 был крайне неустойчив в полете и не прощал ошибок в пилотировании. Абсолютное большинство из почти 7 000 произведенных самолетов в ходе войны было уничтожено в боях или разбилось в авиакатастрофах.

Первые модификации штурмовика Ил-2 не имели защиты в задней полусфере и становились легкой добычей немецких истребителей. Но надо помнить, что самолеты Ильюшина создавались в крайне тяжелое время и были одними из первых в советской авиационной промышленности. Исходя из опыта боевого применения в конструкцию оперативно вносились соответствующие изменения.

Послевоенные самолеты для армии

После войны коллектив КБ под руководством С. В. Ильюшина приступил к работе над экспериментальным реактивным бомбардировщиком Ил-22. Здесь впервые была применена схема подвешивания двигателей под крылом на пилонах. Впоследствии итоги этой экспериментальной работы воплотились во фронтовом реактивном бомбардировщике Ил-28, который был принят на вооружение.

В дальнейшем создание боевых самолетов бомбардировочной авиации перешло к фирме Туполева, а штурмовой – к фирме Сухого. Но и в КБ Ильюшина был выпущен целый ряд экспериментальных образцов, включая реактивный штурмовик Ил-102, которые не пошли в серию по разным причинам.

Для ВВС страны в КБ были созданы самолеты-разведчики Ил-20, противолодочные самолеты Ил-38, постановщики помех, ретрансляторы и прочая специальная авиационная техника, а также военно-транспортные машины.

Гражданские самолеты

Еще в 1943 году, когда война была в самом разгаре, ОКБ приступило к подготовке проектирования гражданских пассажирских авиалайнеров. Первенцем среди самолетов Ильюшина гражданского назначения стал Ил-12, рассчитанный на перевозку 30 пассажиров на расстояние до 2 000 км, вышедший на регулярные линии «Аэрофлота» уже в 1947 году. Самолет активно использовался и в Полярной авиации, имел много модификаций, в том числе и военно-транспортную.

В год окончания войны коллектив приступил к проектированию 4-двигательного самолета для перевозки вдвое большего количества пассажиров на дальность до 5 000 км. Первый полет был совершен в 1946 году, машина получила название Ил-18. Здесь было установлено новейшее по тем временам пилотажно-навигационное оборудование, но машина с поршневыми двигателями в серию не поступила. Этот самолет Ильюшина (Ил-18) был введен в эксплуатацию позднее, уже с турбовинтовыми двигателями и стал первым советским лайнером, который поставлялся на экспорт.

В 60-е годы прошлого века был создан самолет второго поколения Ил-62, призванный решать задачи перевозки большого количества пассажиров на межконтинентальные расстояния. При его конструировании было применено много инновационных решений. Спаренные двигатели по схеме 2 х 2 располагались в задней части фюзеляжа, была разработана новая схема шасси с убирающейся хвостовой опорой, стреловидное крыло получило ступенчатую переднюю кромку, что в сочетании с набором крыльевых профилей позволило достичь высокой управляемости и устойчивости машины в воздухе, причем без сложных автоматических систем, установленных на аналогах с таким же расположением двигателей. На этом самолете Ильюшина впервые была применена система реверса двигателя, обеспечивающая эффективное торможение на скользких взлетно-посадочных полосах.

Позднее для дальнейшего увеличения дальности полета был разработан лайнер Ил-62М, оснащенный другими двигателями и получивший дополнительный резерв топлива в кессонном баке в киле. Все это позволило довести предельную дальность полета до 12 000 км. Долгое время самолет был флагманом отечественного гражданского флота.

Пассажировместимость лайнера Ил-62 ограничивалась 165 пассажирами, дальнейшее увеличение было невозможно, а в мире началось строительство аэробусов, то есть широкофюзеляжных самолетов. Пионером в этой области в нашей стране выступило КБ Ильюшина. В короткие сроки был создан аэробус Ил-86, способный перевозить 350 пассажиров на расстояние 3 600 км. Он имел фюзеляж диаметром 6,08 метра и два прохода между креслами.

Учитывая указанную выше специализацию, здесь была применена новая концепция «багаж при себе», хотя и не исключавшая классического способа сдачи багажа и его транспортировки в контейнерах. Суть ее заключалась в том, что пассажиры самостоятельно размещали свой багаж на нижней палубе и далее поднимались на верхнюю к своим местам. Кроме этого, самолет имел встроенные трапы, позволявшие применять его в различных условиях и в любых аэропортах.

Вторым аэробусом, созданным на фирме, был Ил-96, который должен был заменить устаревшие Ил-62 и обеспечить большую дальность полета. Изначально за базу нового самолета предполагалось взять Ил-86, однако в дальнейшем было принято решение о необходимости унификации двигателей для новых самолетов Ту-204 и Ил-96.

Мотор ПС-90 не позволял оставить габариты и крыло Ил-96 без изменений. В результате фюзеляж укоротили, а площадь крыла уменьшили. Опытный экземпляр был собран непосредственно в Москве, на территории фирмы Ильюшина и совершил первый полет в 1988 году. Всего успели построить только 29 этих машин, серийное производство было освоено в Воронеже. Большая часть эксплуатируется в президентском авиаотряде.Похожая судьба была и у последней советской разработки этого КБ — Ил-114, регионального турбовинтового лайнера, совершившего свой первый полет в день распада СССР.

Военно-транспортные самолеты

Помимо гражданской тематики, ставшей для КБ основной, был разработан военно-транспортный самолет Ил-76. Это был первая машина этого класса, оснащенная турбореактивными двигателями, совершившая свой первый полет в 1976 году.

Военные, привыкшие к классическим винтовым военно-транспортным самолетам марки Ан, поначалу достаточно сильно сопротивлялись принятию этой машины на вооружение. Однако с течением времени Ил-76 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, получив в войсках ласковое наименование «Илюша». До настоящего времени он остается основным самолетом военно-транспортной авиации ВКС России.

На базе Ил-76 было разработано большое количество модификаций, предназначенных для решения самых разных задач. Помимо чисто транспортных и военных самолетов был разработан заправщик Ил-78, а также ДРЛО А-50, машина использовалась для тренировок космонавтов в невесомости, осваивала Арктику и Антарктику, тушила лесные пожары.

Современность

В результате распада СССР Россия осталась без военно-транспортной авиации. Конструированием большинства этих машин занимались в Киеве, а их серийное производство было налажено в разных городах Украины и в Узбекистане, даже Ил-76 производился в Ташкенте. Для исправления положения было решено наладить производство самолетов семейства Ил на территории России.

Первый полет модернизированный самолет Ил-76МД-90А совершил в 2014 году с аэродрома «Восточный» в Ульяновске. Параллельно с этим была решена задача воспроизводства заправщика, взлетевшего в 2018 году.

Помимо работ по модернизации, КБ завершает конструирование и готовит первый полет нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

Разумеется, коллектив фирмы Ильюшина занимается также и поддержанием летной годности эксплуатируемых самолетов, как в стране, так и за рубежом. Проводится их модернизация.

Перспективы

К новым самолетам Ильюшина можно отнести, прежде всего, машины военно-транспортной авиации. Прорабатываются варианты компоновки Ил-276. В ближайшее время планируется проведение научно-исследовательских работ по определению облика сверхтяжелого транспортного перспективного самолета Ильюшина, который должен превзойти устаревающий Ан-124.

Также ведутся работы по возобновлению производства Ил-96, но в новой модификации — Ил-96-400, приближенной к изначальному облику этого самолета с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями, а также регионального Ил-114, ранее производившегося в Ташкенте.

Появились планы совместно с соответствующими организациями разработать системы многоразового использования для околоземной орбиты.

fb.ru

от Великой Отечественной до наших дней » Военное обозрение

КБ «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» было образовано в 1933 году (с 1992 г. — ОАО). В соответствии с приказом начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова и заместителя народного комиссара тяжелой промышленности СССР на базе завода №39 имени В. Р. Менжинского было образовано Центральное конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий. Начальником только что созданного ЦКБ стал Сергей Владимирович Ильюшин. Именно под руководством этого выдающегося авиаконструктора его КБ стало одним из ведущих не только в Советском Союзе и России, но и в мире в целом.

За свою 80-летнюю историю данное КБ разработало более 200 и создало более 120 типов самолетов различных модификаций. За всю историю существования КБ Ильюшина на авиационных заводах было выпущено более 60 тысяч самолетов серийных моделей под маркой «Ил». Весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли легендарные советские штурмовики Ил-2, а также дальние бомбардировщики Ил-4, которые составляли на тот момент более 30% всего советского военного авиапарка. Уже в послевоенные годы одним из первых массовых реактивных бомбардировщиков советских ВВС стал Ил-28. По-прежнему несут службу противолодочные самолеты Ил-38 и их модернизированная версия Ил-38Н. А с середины 1970-х годов и до наших дней самым распространенным самолетом военно-транспортной авиации России остается турбореактивный Ил-76 и его модификации. Ниже будут представлены 5 лучших самолетов КБ Ильюшина, созданных за более чем 80-летнюю историю предприятия.

Штурмовик Ил-2

Ил-2 — советский бронированный штурмовик времен Второй мировой войны. Был создан в ОКБ-240 под руководством конструктора С. В. Ильюшина. Является самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч самолетов этого типа. В Красной Армии самолет получил необычное прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Сами конструкторы называли свой самолет «летающим танком», а немецкие пилоты за живучесть и недостаток маневренности прозвали самолет «бетонным» или «цементным бомбардировщиком», пехота и вовсе называла самолет «чумой» или «черной смертью» (немецкое Schwarzer Tod).

Самолет выпускался в одноместном (летчик) и двухместном вариантах (летчик + воздушный стрелок). При этом разнообразные технологические и конструктивные изменения вносились в проект на всем протяжении выпуска. К примеру, в конце 1941 года была внедрена деревянная конструкция хвостовой части фюзеляжа с внешними стрингерами из металла. Также в процессе выпуска менялось вооружение и бронирование штурмовика.

Ил-2 представлял собой одномоторный низкоплан смешанной конструкции. Основой его особенностью было включение брони в силовую схему планера. Броня корпуса заменяла собой обшивку и каркас всей носовой и средней частей фюзеляжа штурмовика. Самолет обладал несущим бронекорпусом, выполненным из клепаной гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), которая прикрывала кабину пилота, двигатель, радиаторы и ряд агрегатов (на самолете-прототипе защищен был и бортстрелок). Прозрачная лобовая броня козырька кабины обладала толщиной в 64 мм и выдерживала попадание 7,62-мм бронебойной пули в упор. Производство штурмовиков было налажено только в 1941 году. К началу Великой Отечественной войны удалось построить 249 машин.

Уже с началом войны, столкнувшись с большими потерями Ил-2, которые не имели оборонительного вооружения, ВВС потребовали от КБ Ильюшина снова сделать самолет двухместным. Перед войной производилась одноместная версия машины, которая была подогнана под требования ВВС по скорости и дальности полета. Двухместный Ил-2 появился к концу 1942 года. При этом внести изменения в бронекорпус машины уже не было возможности, по этой причине бортстрелок располагался вне бронекорпуса. Он был защищен лишь 8-мм листом брони со стороны хвоста.

Долгое время с безопасностью бортстрелков, которые располагались вне бронекорпуса самолета, дела обстояли плохо. На каждого убитого пилота приходилось примерно 7 убитых стрелков (часто на роль бортстрелков Ил-2 направлялись солдаты-штрафники). Данную проблему удалось решить лишь на новой модификации — Ил-10. Данный самолет обладал бронекорпусом, который защищал обоих членов экипажа, но его выпуск был начат только в 1944 году.

Летно-технические характеристики Ил-2:
Экипаж: 1-2 человека.
Габаритные характеристики: длина — 11,6 м, высота — 4,2 м, размах крыла — 14,6 м, площадь крыла — 38,5 кв. метра.
Масса пустого — 3990 кг.
Максимальная взлетная масса — 5310 кг.
Силовая установка — 1 ПД Микулин АМ-38, тяга — 1х1575 л.с.
Максимальная скорость — 450 км/ч (на высоте), 433 км/ч (у земли).
Дальность полета — 638 км.


Практический потолок — 7800 м.
Вооружение — 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 2х20-мм пушки ШВАК или 2х23-мм ВЯ-23.
Бомбовая нагрузка максимальная — 400 кг, в перегрузку — 600 кг, до 8 РО-132 или РО-82.

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4

Ил-4 представлял собой модернизацию двухмоторного дальнего бомбардировщика ДБ-3. Бомбардировщики ДБ-3 начали поступать в бомбардировочные полки советских ВВС для замены находящихся на вооружении дальних бомбардировщиков ТБ-3. Более совершенное оборудование и сравнительно простая техника пилотирования ДБ-3 позволяли летному составу частей довольно быстро осваивать новую машину. Для авиации ВМФ СССР был разработан торпедоносец, получивший обозначение ДБ-3Т. Новый самолет обладал отличными на тот момент характеристиками, что подтверждалось совершением в 1938-1939 годах двух беспосадочных перелетов по маршруту Москва — Дальний Восток, а также в Северную Америку через Атлантический океан. Протяженность маршрутов составляла 8 тысяч километров.

К 1939 году в СССР было построено более 1,5 тысяч ДБ-3 всех модификаций, и советский авиапром временно приостановил производство данного самолета. Считалось, что Красная Армия смогла получить машину в достаточном количестве для решения любых возможных стратегических задач. При этом С. В. Ильюшин не остановил работ по усовершенствованию машины. В мае 1939 года летчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял в небо модифицированный ДБ-3Ф, который отличался улучшенной аэродинамикой, большей скоростью полета, выросшей до 445 км/ч, улучшенными двигателями и дальностью полета в 3500 км с бомбовой нагрузкой равной 1000 кг.

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 стал глубокой модернизацией самолета ДБ-3. Самолет получил новую кабину штурмана, а также новый фюзеляж, который был рассчитан под другую технологию производства, которая создавалась для транспортного Ли-2. Также машина отличалась крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборки шасси. Свое новое название Ил-4 самолет получил в марте 1942 года. Всего вместе с ДБ-3 было выпущено 6800 дальних двухмоторных бомбардировщиков, из них 5256 — Ил-4. Благодаря этому Ил-4 в составе советских ВВС стал основным типом бомбардировщика и торпедоносца в годы Второй мировой войны.

При этом работы по выпуску самолета шли в тяжелейших условиях на эвакуированных вглубь страны предприятиях. Часто рабочие находились в недостроенных, а иногда и не обогреваемых производственных помещениях, трудились без налаженного быта. Однако самолет был нужен фронту, и он строился. В начавшемся 19 ноября 1942 года наступлении советских войск под Сталинградом удары по немецко-фашистским войскам наносили уже 480 дальних бомбардировщиков Ил-4.

Летно-технические характеристики Ил-4:
Экипаж: 4 человека (летчик, штурман, стрелок-радист средней установки и стрелок люковой установки).
Габаритные характеристики: длина — 14,8 м, высота — 4,10 м, размах крыла — 21,44 м, площадь крыла — 66,7 кв. метра.
Масса пустого — 5800 кг.
Максимальная взлетная масса — 12 120 кг.
Силовая установка — 2 двигателя воздушного охлаждения М-88Б, тяга — 2х1100 л.с.
Максимальная скорость — 430 км/ч (на высоте), 332 км/ч (у земли).
Дальность полета — 3800 км (1000 кг бомб).
Практический потолок — 8900 м.
Вооружение — 2х7,62-мм пулемета ШКАС и 1х12,7-мм пулемет УБТ.
Бомбовая нагрузка максимальная — 2500 кг.

Реактивный бомбардировщик Ил-28

Ил-28 (по натовской кодификации — Beagle, «Гончая») — стал первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, который являлся носителем тактического ядерного вооружения. В середине 50-х годов прошлого века данный самолет был основной ударной силой фронтовой авиации Советского Союза, а также стран Варшавского договора. Самолет отличался неприхотливостью в эксплуатации и выдающейся надежностью. Принимал участие в множестве локальных конфликтов XX века.

Реактивный бомбардировщик Ил-28 обладал отличными летно-техническими характеристиками и был простым в технике пилотирования. При его разработке впервые был использован предложенный С. В. Ильюшиным новый технологический метод сборки, что позволяло обеспечить получение большой точности обводов самолета (в первую очередь его крыла), существенное уменьшение трудозатрат и высокое качество клёпки. Бомбардировщик Ил-28 строился сразу на четырех заводах в нескольких модификациях, всего было выпущено более 5,5 тысяч самолетов данного типа.

Успех данного фронтового бомбардировщика во многом был связан с тем, что Ильюшину удалось уменьшить численность экипажа до 3-х человек, а также сократить состав оборонительного вооружения без потери боевых качеств машины. В этой связи бомбардировщик получился достаточно легким, обладая при этом существенной мощностью двигателей, и мог брать на борт значительную бомбовую нагрузку. При этом машина отличалась также хорошей для фронтового бомбардировщика дальностью полета. Помимо обыкновенных фугасных бомб самолет мог брать на борт тактические ядерные боеприпасы мощностью 28 кт.

Летно-технические характеристики Ил-28:
Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, стрелок-радист).
Габаритные характеристики: длина — 17,6 м, высота — 6,7 м, размах крыла — 21,5 м, площадь крыла — 60,8 кв. метра.
Масса пустого — 12 890 кг.
Максимальная взлетная масса — 23 200 кг.
Силовая установка — 2х ТРД ВК-1А, тяга — 2х2700 кгс.
Максимальная скорость — 906 км/ч.
Дальность полета — 2400 км.
Практический потолок — 12 500 м.
Вооружение — 4х23-мм пушки.
Бомбовая нагрузка максимальная — 3000 кг.

Противолодочный самолет Ил-38

Ил-38 (по натовской кодификации May) — противолодочный самолет, который был создан ОКБ Ильюшина на основе пассажирского самолета Ил-18В. Противолодочный самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и последующего уничтожения подлодок, а также для ведения морской разведки, постановки минных заграждений и проведения поисково-спасательных операций на море.

Самолет представляет собой очень удачный пример переделки гражданского судна в боевую машину. Поступил на вооружение авиации ВМФ СССР в 1968 году и с тех пор продолжает нести военную службу. При этом самолет Ил-18 начал эксплуатироваться в Аэрофлоте еще в 1959 году.

Ил-38 представляет собой классический низкоплан с прямым крылом. Он был создан на базе гражданской версии Ил-18В. При этом в фюзеляже самолета появилось два обогреваемых отсека, предназначенных для размещения в них бомб, торпед и буев. По причине изменения центровки фюзеляжа крыло пришлось перенести на 3 метра вперед, а из-за увеличения объема топлива была изменена и его конструкция. При этом смещение крыла вперед привело к увеличению уровня шума в кабине пилотов. Под носовой частью фюзеляжа появился обтекатель антенны РЛС «Беркут». Посадка и высадка экипажа самолета производиться через специальный люк, находящийся в нижней части фюзеляжа. Еще один люк находится сверху и предназначен для покидания самолета в случае его посадки на воду. По сравнению с Ил-18 на Ил-38 было усилено шасси, смонтированы новые кислородные и антиобледенительные системы, а также устройство кондиционирования воздуха.

В настоящее время самолет по-прежнему находится на вооружении авиации ВМФ России. При этом производится модернизация имеющихся бортов до уровня Ил-38Н. В марте 2014 года генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» Виктор Ливанов рассказал журналистам о том, что в интересах Минобороны России до 2020 года должны быть модернизировано 28 противолодочных самолетов Ил-38 по программе Ил-38Н.

Летно-технические характеристики Ил-38:
Экипаж: 7 человек.
Габаритные характеристики: длина — 40,1 м, высота — 10,1 м, размах крыла — 37,4 м, площадь крыла — 140 кв. метров.
Масса пустого — 34 700 кг.
Максимальная взлетная масса — 68 000 кг.
Силовая установка — 4х ТВД АИ-20М, тяга — 4х4250 л.с.
Максимальная скорость — 650 км/ч.
Практическая дальность полета — 7100 км.
Практический потолок — 8 000 м.
Боевая нагрузка — до 8 400 кг.
Вооружение — мины, торпеды, бомбы (в том числе корректируемые), гидроакустические буи.

Транспортный самолет Ил-76

Ил-76, принятый на вооружение еще в 1974 году, в настоящее время остается основным самолетом военно-транспортной авиации России. На долю данного самолета приходится более 70% всей выполняемой транспортной авиацией работы. Машина активно используется не только военными, но и в гражданской авиации. Данный самолет очень широко применялся во время Афганской войны, на втором месте по востребованности в том конфликте был Ан-12, но Ил-76 обладал гораздо большей живучестью и защищенностью. В Афганистане этот самолет совершил более 14,7 тыс. вылетов, за это время советская армия потеряла лишь два таких борта.

На тот момент это был один из самых мощных отечественных самолетов. Он наряду с Ан-22 «Антей» мог поднимать в воздух до 60 тонн различных грузов. А во время рекордных полетов самолет брал на борт и 70 тонн грузов, устанавливая мировые рекорды скорости для самолетов своего класса. Всего на данном самолете, созданном КБ Ильюшина, было установлено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета. При этом Ил-76 в отличие от целого ряда других тяжелых военно-транспортных самолетов обладает низкой минимально допустимой скоростью полета — всего 200 км/ч, что позволяет очень качественно десантировать не только живую силу, но и боевую технику.

Всего в нашей стране было построено около 950 самолетов Ил-76 всех модификаций. В настоящее время в России запускается в серийное производство модификация — Ил-76МД-90А. Всего в российской военно-транспортной авиации эксплуатируется 210 машин данного типа. Помимо ВВС России данные самолеты представлены в армиях еще 20 государств мира. При этом самолет очень активно используется и в гражданской авиации, являясь одним из основных самолетов для доставки гуманитарной помощи на планете.

Ил-76 стал самым массовым самолетом советской, а затем и российской транспортной авиации. В настоящее время самолет по-прежнему востребован рынком. На его базе производятся топливозаправщики Ил-78, самолеты ДЛРОиУ А-50, специальные машины, предназначенные для тренировки космонавтов, тушения лесных пожаров и большое количество других модификаций.

Летно-технические характеристики Ил-76МД-90А:
Экипаж: 6 человек.
Габаритные характеристики: длина — 46,6 м, высота — 14,16 м, размах крыла — 50,5 м, площадь крыла — 300 кв. метров.
Масса пустого — 88 500 кг.
Максимальная взлетная масса — 210 000 кг.
Максимальная полезная нагрузка — до 60 тонн.
Силовая установка — 4х ТРДД ПС-90А-76, тяга — 4х16000 кгс.
Крейсерская скорость — 750-800 км/ч.
Практическая дальность полета — 5000 км (с грузом 52 тонны).
Практический потолок — 12 100 м.
Количество перевозимых десантников — 126.

Источники информации:
http://www.ilyushin.org
http://svpressa.ru/post/article/109727/?rintr=1
http://airaces.narod.ru/all7/il2_bakr.htm
http://militaryrussia.ru/blog/topic-511.html
https://ru.wikipedia.org

topwar.ru

военные самолёты Ил, грузовые, пассажирские, биография авиаконструктора

Сергей Владимирович Ильюшин – это имя известно многим в нашей стране. Гениальный конструктор и потрясающий организатор.

Он совершил путь от простого землекопа до главы одного из крупнейших конструкторских бюро Советского Союза. Под его чутким руководством были разработаны и пущены в серию металлические птицы, переписавшие историю мирового авиастроительства.

Содержание статьи

Отчий дом и служба в армии Российской Империи

Ильюшин Сергей Владимирович родился в 1894 году 30 марта (по новому стилю) в бедной крестьянской семье и его биография в детском возрасте похожа на тысячи других. Родная деревня располагалась в Вологодской губернии.

В возрасте 8 лет, как и старшие братья, он постоянно подрабатывал, помогая матери и отцу. При этом он старательно учился в приходской школе, где к 6 годам обучился письму и чтению. В будущем конструктор не раз вспоминал добрым словом своего первого учителя, привившего ему любовь к учебе.

До призыва в Императорскую армию сменил немало профессий:

  • Помощник машиниста;
  • Чернорабочий на фабриках;
  • Строил железную дорогу и многие другие.

В 1910 году, по совету земляков, устроился землекопом на Коломяжский ипподром, который активно переделывали под аэродром. Работа шла ускоренным темпом – к осени на нем планировался первый Международный авиапраздник в России.

Там молодой парень и увидел выступления знаменитых авиаторов, грациозно управляющих бипланами.

Зрелище парящей в небе техники перевернуло судьбу Сергея Владимировича.

В 1914 году Россия вступила в войну со странами Оси и двадцатилетнего Сергея призвали в ряды вооруженных сил. Пройдя обучение в пехотной роте, его направили служить в Вологду. Там он служил писарем в местной военной части.

После, он вызвался добровольцем, его перевели ангарным на Комендантский аэродром. Постепенно Ильюшин дослужился до старшего моториста и занимался ремонтом и обслуживанием С–22 “Ильи Муромца”. Летом 1917 года окончил солдатскую школу пилотирования, а в 1918 был демобилизован.

Начало работы в Красном Воздушном Флоте

В 1919 году Ильюшин призван в РККА и направлен в Серпухов. Через некоторое время его перевели служить механиком на так называемый авиапоезд (железнодорожный состав, являющий собой подвижную ремонтную площадку для самолетов).

Позже, осенью участвовал в эвакуации подбитого вражеского Avro 504, в будущем ставшего основой учебного биплана У – 1.

Став начальником авиапоезда, он в 1921 году решает поступить в Институт инженеров КВФ. Делясь своими воспоминаниями, создатель “Летающих танков” признается, что сдал экзамены на тройки.

Поступить помог опыт, с годами наработанный в армии. Учебу совмещал с работой в кружке планеристов, где спроектировал и реализовал несколько образцов:

  • “Мастяжарт”;
  • “Рабфаковец”;
  • “Мастяжарт — 2”;
  • “Москва”.

Последний планер был создан в 1925 году и, пилотируемый летчиком Константином Арцеуловым, представлен в Рёнских состязаниях в Германии. А спустя год Ильюшин великолепно провел защиту своего дипломного проекта, посвященного созданию истребителя.

Карьера: Начало и окончание

Успешно закончившего обучение инженера назначают председателем в группу экспертов НТК ВВС (ранее КВФ), где он изучал опыт зарубежных коллег и разрабатывал технические требования к летательным аппаратам.

В частности, вносил коррективы в работы Туполева и Поликарпова. Но главной целью жизни оставались самолеты.

Ильюшин в 1931 году подает рапорт с прошением перевести его в авиапромышленность.

С 1931 по 1933 занимал место начальника ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический Институт). После ряда предложений и перестановок было сформировано ОКБ (Опытное конструкторское бюро), которое будущий Герой труда возглавил, так сбылась его мечта.

Он руководил ОКБ вплоть до 1970 года, когда из-за болезни вынужден был уйти на пенсию. Последней ласточкой, вышедшей из-под крыла Ильюшина, стал пассажирский авиалайнер Ил–62. За спиной остались другие линейки самолетов Ил: штурмовики, бомбардировщики.

Вклад конструктора в современное самолетостроение колоссален, а заложенное им КБ продолжает выпускать качественную авиатехнику мирового уровня.

Семья

Был женат два раза и имел 4 детей.

Первая жена — Раиса Жалковская (1897 – 1972).

Дети:

  • Дочь Ирина (1920 – 2007). Жена академика Ореховича;
  • Сын Владимир (1927 – 2010). Стал летчиком, после испытывал прототипы самолетов. Заслуженный Герой СССР.

Вторая жена — Анастасия Васильевна Советова (1915—2008). Работала в КБ инженером – проектировщиком.

Дети:

  • Сергей Сергеевич Ильюшин (1947 – 1990). Авиаинженер;
  • Сын Александр родился в 1955. Авиаинженер.

Интересные и необычные факты из жизни

  • В апреле 1938 года произошел несчастный случай. У УТ-2, которым пилотировал Ильюшин, отказал двигатель. Пришлось сажать машину в кромешной темноте и, при посадке, она перевернулась. Пилот и пассажир (Иван Васильевич Жуков) отделались легкими травмами;
  • К слову, после этой катастрофы был дан приказ, в котором черным по белому писалось: “Главным конструкторам КБ запрещается пилотировать воздушные машины самостоятельно”;
  • Между ОКБ и КБ Туполева происходила жесткая конкуренция в области разработки ближней и дальней бомбардировочной авиации. В итоге самолеты С. В. Ильюшина вытеснили разработки Туполева из гражданской авиации.

Все авиамашины ОКБ, спроектированные под руководством Ильюшина

Модельный ряд спроектированных и выпущенных летательных аппаратов марки Ил, делился на 3 ветки:

  • Штурмовики;
  • Дальние бомбардировщики;
  • Гражданские воздушные суда.

Разработки КБ отличались простотой конструкции и высокой надежностью, достигнутой кропотливым трудом и высоким творческим потенциалом главы конструкторского бюро.

Работавшие с ним люди отмечали живой характер и трудолюбие своего начальника. Он грамотно распределял обязанности среди персонала и добивался невероятных результатов.

Фронтовые штурмовики Ильюшина достойно показали себя во время Великой Отечественной Войны.

Выпущенные в невероятных количествах, они полностью покрывали нужды всех фронтов. Ближайшими аналогами были немецкие Ju – 87 и американские P – 47 Thunderbolt.

  • Ил–2/2м. Изначально предполагалось пустить в серию вариант с двухместной кабиной: пилот и стрелок-радист. Из-за проблем с центровкой вторую кабину убрали и в серию пустили без огневой точки, за спиной пилота.

Аппарат нес под крыльями до тонны бомбовой нагрузки, мог оснащаться НУРами (неуправляемыми ракетами), частенько вооружался 23 мм и 37 мм пушками.

В 1943 году выпущена модификация 2м. В ней вернули стрелка–радиста, управляющего турелью. Потери Илов сократились. Произведено: 36 000 шт.

  • Ил–10. Разработан в ходе ВОВ. Являлся развитием идеи штурмовика. Имел усиленное бронирование, превосходящую огневую мощь и высокий показатель полезной нагрузки. Машина введена в серию ближе к концу войны. Произведено: 6160 шт.

Дальние или стратегические бомбардировщики – это крупнейшие военные самолеты, несущие самую большую бомбовую нагрузку.

КБ Ильюшина дало зеленый свет нескольким машинам такого класса. Аналоги: Британские “Веллингтоны”, американские B–17.

  • Ил–4 (ДБ–3ф). Двухмоторный дальний бомбардировщик. Рабочая лошадка ВВС, произведена в количестве 5250 экземпляров. Машина обладала хорошим оборонительным вооружением и несла до 2.5 тонн полезной нагрузки.

Могла нести и торпеды для атаки противника. Участвовала в налете на Берлин летом 1941 года.

  • Ил–28. Выпускался с 1949 года и произведен в количестве 6100 штук. Это бомбардировщик нового реактивного поколения. Разрабатывался с применением новейших технологий.

Нес как простые бомбы, так и тактическое ядерное оружие. Стоял на страже границ не только нашей Родины, но и Польши, и Китая. Боевая нагрузка – 5 тонн. На огневых точках устанавливались 23 мм пушки.

Отдельного упоминания заслуживают пассажирские лайнеры. Ильюшин задумался о гражданских грузоперевозках в середине Великой Отечественной.

Предвидя необходимость такой авиатехники, Бюро приступило к созданию нового самолета: Ил–12. Требования, выдвигаемые самолету мирного времени, разительно отличались от нужд военной авиации в ситуации полномасштабной войны.

Самолет применялся для перевозки пассажиров, использовался как транспортный. На нем были установлены мировые рекорды дальности беспосадочного перелета.

Одновременно в салоне помещалось от восемнадцати до тридцати двух человек. Трехточечное расположение шасси с передним колесом под кабиной пилота, сократило необходимую для взлета или посадки длину ВПП (взлетно-посадочной полосы).

Ил-12 стал первым, но не последним мирным трудягой. Впоследствии команда Ильюшина выпустила в свет еще много машин, радуя своего идейного вдохновителя и бессменного руководителя. С.В. Ильюшина не стало 9 февраля 1977 года. Дело его трудолюбивых рук живо до сих пор.

Видео

warbook.club

Самолеты Ильюшина: краткая история и современность

Бизнес

21 ноября 2018

Датой основания предприятия является 13 января 1933 года, когда на базе завода им. Менжинского было создано опытное конструкторское бюро под руководством С. В. Ильюшина. В состав этого КБ было передано из ЦАГИ несколько бригад, занимавшихся созданием легких самолетов.

В это же время образовалось достаточно много КБ различной направленности, но лишь некоторые из них смогли дожить до наших дней. Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина существует и поныне. Имя конструктора давно стало нарицательным. Самолеты Ильюшина (на фото) для многих украшают экраны компьютеров.

Боевые самолеты

В условиях надвигавшейся войны Ильюшин начал конструировать самолеты военного назначения. Прежде всего, это дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (впоследствии Ил-4), которые в предвоенный период стали основой советской ударной и морской торпедной авиации.



Именно эти самолеты участвовали в первом бомбовом ударе по столице Третьего Рейха, нанесенном уже в августе 1941 года. Немцы настолько не ожидали воздушной атаки, что светомаскировка в Берлине была включена только после того, как нападение было уже фактически завершено. После бомбежки экипажи без потерь, пролетев 7 часов, вернулись на базу.

Однако стоит отметить без преувеличения, что всемирную известность самолеты Ильюшина получили благодаря штурмовику Ил-2. До сих пор не побит мировой рекорд по количеству выпущенных машин этой марки — всего более 41 000. Они, наряду с «Катюшей» и танком Т-34, являются символом победы в Великой Отечественной войне.

Немецкие и американские конструкторы для создания поддержки наземных частей пошли по пути пикирующих бомбардировщиков, практически не имеющих броневой защиты. Самолеты Ильюшина Ил-2, в отличие от них, имели бронированную капсулу, защищавшую экипаж и жизненно важные элементы конструкции от огневого поражения, а также использовали другую тактику нападения.



За свою живучесть штурмовик получал разные прозвища, в числе которых «летающий танк», «бетонный самолет», а за эффективность – «чума», «черная смерть». Понятно, что последние прозвища были даны солдатами противника.

Разумеется, все было не так безоблачно. Ил-4 был крайне неустойчив в полете и не прощал ошибок в пилотировании. Абсолютное большинство из почти 7 000 произведенных самолетов в ходе войны было уничтожено в боях или разбилось в авиакатастрофах.

Первые модификации штурмовика Ил-2 не имели защиты в задней полусфере и становились легкой добычей немецких истребителей. Но надо помнить, что самолеты Ильюшина создавались в крайне тяжелое время и были одними из первых в советской авиационной промышленности. Исходя из опыта боевого применения в конструкцию оперативно вносились соответствующие изменения.

Послевоенные самолеты для армии

После войны коллектив КБ под руководством С. В. Ильюшина приступил к работе над экспериментальным реактивным бомбардировщиком Ил-22. Здесь впервые была применена схема подвешивания двигателей под крылом на пилонах. Впоследствии итоги этой экспериментальной работы воплотились во фронтовом реактивном бомбардировщике Ил-28, который был принят на вооружение.

В дальнейшем создание боевых самолетов бомбардировочной авиации перешло к фирме Туполева, а штурмовой – к фирме Сухого. Но и в КБ Ильюшина был выпущен целый ряд экспериментальных образцов, включая реактивный штурмовик Ил-102, которые не пошли в серию по разным причинам.

Для ВВС страны в КБ были созданы самолеты-разведчики Ил-20, противолодочные самолеты Ил-38, постановщики помех, ретрансляторы и прочая специальная авиационная техника, а также военно-транспортные машины.

Гражданские самолеты

Еще в 1943 году, когда война была в самом разгаре, ОКБ приступило к подготовке проектирования гражданских пассажирских авиалайнеров. Первенцем среди самолетов Ильюшина гражданского назначения стал Ил-12, рассчитанный на перевозку 30 пассажиров на расстояние до 2 000 км, вышедший на регулярные линии «Аэрофлота» уже в 1947 году. Самолет активно использовался и в Полярной авиации, имел много модификаций, в том числе и военно-транспортную.

В год окончания войны коллектив приступил к проектированию 4-двигательного самолета для перевозки вдвое большего количества пассажиров на дальность до 5 000 км. Первый полет был совершен в 1946 году, машина получила название Ил-18. Здесь было установлено новейшее по тем временам пилотажно-навигационное оборудование, но машина с поршневыми двигателями в серию не поступила. Этот самолет Ильюшина (Ил-18) был введен в эксплуатацию позднее, уже с турбовинтовыми двигателями и стал первым советским лайнером, который поставлялся на экспорт.

В 60-е годы прошлого века был создан самолет второго поколения Ил-62, призванный решать задачи перевозки большого количества пассажиров на межконтинентальные расстояния. При его конструировании было применено много инновационных решений. Спаренные двигатели по схеме 2 х 2 располагались в задней части фюзеляжа, была разработана новая схема шасси с убирающейся хвостовой опорой, стреловидное крыло получило ступенчатую переднюю кромку, что в сочетании с набором крыльевых профилей позволило достичь высокой управляемости и устойчивости машины в воздухе, причем без сложных автоматических систем, установленных на аналогах с таким же расположением двигателей. На этом самолете Ильюшина впервые была применена система реверса двигателя, обеспечивающая эффективное торможение на скользких взлетно-посадочных полосах.

Позднее для дальнейшего увеличения дальности полета был разработан лайнер Ил-62М, оснащенный другими двигателями и получивший дополнительный резерв топлива в кессонном баке в киле. Все это позволило довести предельную дальность полета до 12 000 км. Долгое время самолет был флагманом отечественного гражданского флота.

Пассажировместимость лайнера Ил-62 ограничивалась 165 пассажирами, дальнейшее увеличение было невозможно, а в мире началось строительство аэробусов, то есть широкофюзеляжных самолетов. Пионером в этой области в нашей стране выступило КБ Ильюшина. В короткие сроки был создан аэробус Ил-86, способный перевозить 350 пассажиров на расстояние 3 600 км. Он имел фюзеляж диаметром 6,08 метра и два прохода между креслами.


Учитывая указанную выше специализацию, здесь была применена новая концепция «багаж при себе», хотя и не исключавшая классического способа сдачи багажа и его транспортировки в контейнерах. Суть ее заключалась в том, что пассажиры самостоятельно размещали свой багаж на нижней палубе и далее поднимались на верхнюю к своим местам. Кроме этого, самолет имел встроенные трапы, позволявшие применять его в различных условиях и в любых аэропортах.

Вторым аэробусом, созданным на фирме, был Ил-96, который должен был заменить устаревшие Ил-62 и обеспечить большую дальность полета. Изначально за базу нового самолета предполагалось взять Ил-86, однако в дальнейшем было принято решение о необходимости унификации двигателей для новых самолетов Ту-204 и Ил-96.

Мотор ПС-90 не позволял оставить габариты и крыло Ил-96 без изменений. В результате фюзеляж укоротили, а площадь крыла уменьшили. Опытный экземпляр был собран непосредственно в Москве, на территории фирмы Ильюшина и совершил первый полет в 1988 году. Всего успели построить только 29 этих машин, серийное производство было освоено в Воронеже. Большая часть эксплуатируется в президентском авиаотряде.Похожая судьба была и у последней советской разработки этого КБ — Ил-114, регионального турбовинтового лайнера, совершившего свой первый полет в день распада СССР.

Военно-транспортные самолеты

Помимо гражданской тематики, ставшей для КБ основной, был разработан военно-транспортный самолет Ил-76. Это был первая машина этого класса, оснащенная турбореактивными двигателями, совершившая свой первый полет в 1976 году.

Военные, привыкшие к классическим винтовым военно-транспортным самолетам марки Ан, поначалу достаточно сильно сопротивлялись принятию этой машины на вооружение. Однако с течением времени Ил-76 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, получив в войсках ласковое наименование «Илюша». До настоящего времени он остается основным самолетом военно-транспортной авиации ВКС России.

На базе Ил-76 было разработано большое количество модификаций, предназначенных для решения самых разных задач. Помимо чисто транспортных и военных самолетов был разработан заправщик Ил-78, а также ДРЛО А-50, машина использовалась для тренировок космонавтов в невесомости, осваивала Арктику и Антарктику, тушила лесные пожары.

Современность

В результате распада СССР Россия осталась без военно-транспортной авиации. Конструированием большинства этих машин занимались в Киеве, а их серийное производство было налажено в разных городах Украины и в Узбекистане, даже Ил-76 производился в Ташкенте. Для исправления положения было решено наладить производство самолетов семейства Ил на территории России.

Первый полет модернизированный самолет Ил-76МД-90А совершил в 2014 году с аэродрома «Восточный» в Ульяновске. Параллельно с этим была решена задача воспроизводства заправщика, взлетевшего в 2018 году.

Помимо работ по модернизации, КБ завершает конструирование и готовит первый полет нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

Разумеется, коллектив фирмы Ильюшина занимается также и поддержанием летной годности эксплуатируемых самолетов, как в стране, так и за рубежом. Проводится их модернизация.

Перспективы

К новым самолетам Ильюшина можно отнести, прежде всего, машины военно-транспортной авиации. Прорабатываются варианты компоновки Ил-276. В ближайшее время планируется проведение научно-исследовательских работ по определению облика сверхтяжелого транспортного перспективного самолета Ильюшина, который должен превзойти устаревающий Ан-124.

Также ведутся работы по возобновлению производства Ил-96, но в новой модификации — Ил-96-400, приближенной к изначальному облику этого самолета с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями, а также регионального Ил-114, ранее производившегося в Ташкенте.

Появились планы совместно с соответствующими организациями разработать системы многоразового использования для околоземной орбиты.

Источник: fb.ru

Образование

Тувинский язык: краткая история и современное состояние

Россия всегда была и остается многонациональной страной, в которой в настоящее время проживает более двухсот различных народов. И хотя официальным языком на всей территории государства является русский, каждый этнос и…

Новости и общество

Пожарный самолет. История и современность

Масштабные пожары, как природного, так и антропогенного происхождения, представляют серьезную опасность для лесного ресурса страны, флоры и фауны, экологии в целом, а зачастую несут непосредственную угрозу безопасной …

Новости и общество

Ил-20М — самолет радиотехнической разведки. Самолет-разведчик Ил-20М: история и современность

В пятидесятые годы XX века произошел технологический прорыв в мировой электронике. Полупроводниковые приборы начали вытеснять привычные всем лампы, размеры оборудования стремительно уменьшались, а возможности аппарату…

Автомобили

«Фиат-Скудо»: краткая история и обзор модели

Fiat Scudo представляет собой микроавтобус среднего размера, официальный дебют которого состоялся в 1995 году. Автомобиль является неким промежуточным звеном между модификациями Doblo и Ducato (он крупнее первой из ни…

Автомобили

Nissan Patrol: история и современность

Nissan Patrol является одним из самых знаменитых на весь мир полноприводных внедорожников.Его выпускает японский автогигант Nissan Motors с 1961 года. Естественно, за данный промежуток времени модель претерпела…

Бизнес

Нефтеэкспортирующие страны: история и современность

Нефтеэкспортирующие страны появились в экономической истории достаточно давно. Считается, что в 80-90 годах 19 века на рынок Европы поставлялись нефтепродукты из США (скважина в Пенсильвании, открытая в 1859 году) и Р…

Бизнес

Прокатный стан: история и современная классификация

Прокатный стан как устройство для обработки металлов и других материалов давлением нескольких вращающихся валков впервые упоминается в работах Леонардо да Винчи. Самый старый механизм, описанный великим мастером в 149…

Бизнес

Зерноуборочный комбайн: история и современность

В сельском хозяйстве используется самая разнообразная техника как широкого, так и узкого применения. Причем некоторые ее виды трудятся круглый год, а другие большую часть времени стоят без дела в ангарах. Но без той и…

Бизнес

Тяжелая промышленность – история и современность

Рейтинг любого государства на международной арене определяется уровнем развития его экономики. И само понятие экономики очень многогранно, но ее основой является именно промышленность, то есть совокупность различных п…

Дом и семья

Богемский хрусталь: история и современность

Богемский хрусталь – как много в этом определении… Достаточно услышать его, и сразу воображение рисует аристократические приемы и звон бокалов. Какую же посуду на самом деле можно называть данным термином и в …

monateka.com

Авиационная подборка. Самолёты разработки ОКБ им. Ильюшина

В конце марта исполнилось 120 лет одной из ключевых фигур отечественного авиастроения — Ильюшину Сергей Владимировичу. По стране прокатилась череда авиационных мероприятий, связанных с этой датой. В Челябинске, например, в областном краеведческом музее открылась выставка посвящённая этому великому человеку. Я к сожалению не успел на эту выставку сделать подборку своих работ.

В посте я собрал фотографии увиденных мной самолётов разработки ОКБ им. Ильюшина, некоторые из них, вполне могли бы занять место на выставке.

Кстати, по выставке в Челябинском краеведческом музее, очень хороший репортаж можно посмотреть ЗДЕСЬ

Начну подборку Илов по порядку создания самолётов.

Легендарный штурмовик Великой отечественной войны Ил-2 — это самый массовый боевой самолёт в истории. Также этим самолётам довелось повоевать в Советско-Японской войне. В настоящее время в мире есть только один летающий Ил-2, который был восстановлен нашими умельцами из Новосибирска для одного американского коллекционера. Зато по стране есть несколько памятников этому самолёту, например, этот памятник находится в Самаре.

1.

2.

3.

Советский поршневой самолёт Ил-14 заменил в своё время старенькие Дугласы DC-3 и их советскую копию Ли-2. Самолёт, «вырос» из Ил-12, который улучшили в соответствии с авиационными реалиями 1950-х гг. В нашей стране, если не ошибаюсь, есть два летающих экземпляра этого типа самолёта и один восстанавливается до лётного. На Урале можно взглянуть на Ил-14 в Курганском авиационном музее, что я однажды и сделал (правда музей был закрыт).

4.

5.

Первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28. И что характерно, за создание Ил-28 Ильюшину и его группе конструкторов была присуждена Сталинская премия. Интересный факт — это первый бомбардировщик, оснащенный полуавтоматической противообледенительной системой. Летающих экземпляров этого самолёта уже нет, да и памятников по стране с ним не густо, но в Челябинске такой есть в посёлке Шагол.

6.

7.

8.

Ил-18 стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке. Этот самолёт «пережил» своих ровесников Ту-104 и Ан-10. В настоящее время в качестве пассажира на таком самолёте можно прокатиться в Северной Корее. В нашей стране эти самолёты остались у ВВС и в гражданской авиации как летающие лаборатории. В Кольцово можно увидеть летающие Ил-18 с военного сектора. В Шагол бывают наведываются эти самолёты.

9.

Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт Ил-62. Был также первым самолётом, на котором применён реверс тяги двигателей. В качестве пассажира можно полетать на таком самолёте всё в той же Северной Корее. В нашей стране самолёты в лётном состоянии с салоном остались в ВВС и МЧС. Некоторые самолёты переоборудованы в транспортные.

10.

11.

12.

Модификации самолёта-трудяги Ил-76 летают с 1970-х гг. Существуют военные и гражданские версии этого транспортного самолёта.

13.

14.

15.

16.

На базе самолёта Ил-76МД создан самолёт заправщик Ил-78. На самолёт чаще всего установлено три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки).

17.

18.

19.

20.

21.

А ещё на основе военно-транспортного Ил-76МД создан самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.

22.

Ил-96 — первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт. Самолёты ещё производятся, но встретить пассажирскую версию в нашей стране можно только если это самолёт специального лётного отряда (СЛО). С 30 марта этого года, Аэрофлот прекратил полёты на самолётах такого типа.

23.

24.

Вот такая получилась подборочка.

dushlik.livejournal.com

Ильюшин ил-80. фото и видео. характеристики. история. — О самолётах и авиастроении

Ил-80 является воздушный командный пункт, выпущенный в КБ Ильюшина в конце 1980-х на базе самолета Ил-86.

29 мая 1985 года самолет совершил собственный первый полет с аэропорта Придача. Им руководил умелый летчик-испытатель Станислав Близнюк.

При конфликта с применением атомного оружия самолет будет пребывать в распоряжении Армии. При создании модели приняты меры по понижению действия ядерного взрыва, например, предельное количество люков, отсутствие иллюминаторов.

Визуально от собственного прототипа самолет отличается наличием большого накладного отсека, находящегося в носовой части фюзеляжа, в которой размещается различное радиоэлектронное оборудование. Выбор исходного типа самолета обусловлен громадными внутренними количествами кабины пассажиров Ил-86, которая легко вмещала особую аппаратуру. Иллюминаторы в Ил-80 отсутствуют, а на крыле находятся доппилоны с электрооборудованием. У части самолетов имеется штанга для возможности дозаправки в воздухе.

Выпускная тросовая антенна находится в хвостовой части, ее протяженность около 8 километров. Она употребляется для связи с подводными лодками. Приняты меры, направленные на защиту самолета от ядерного удара, что уже было указано выше.

Среди других конструктивных изюминок уменьшенное количество в фюзеляже входных люков.

Всего произвели четыре таких самолета. Все они находятся в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8 авиационной дивизии, а с 1997 г. переданы в 3-ю авиационную эскадрилью в/ч 15650.

Самолет с номером 93645 (86147) участвовал в воздушной части парада в Москве в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Ил-80 видео

Ил-80 принимал участие в проходе над Жуковском 12 августа 2012 г. в честь празднования 100-летия ВВС РФ.

Громадный горбатый кит, с сильным ревом проплывающий в небе, может приводить к притоку адреналина у каждого, кому повезло следить за его полетом. Внешний вид данной автомобили выступает визиткой аэропорта Чкаловский. Что касается внутренностей, то возможно заявить, что они хранят настоящую национальную тайну, многие загадки до сих пор остаются нераскрытыми.

Воздушные командные пункты – 4 самолета Ил-86ВКП ? в собственной базе имеют гражданскую модель и в наши дни остаются одними из закрытых образцов отечественной авиатехники.

В базе модели употреблялся Ил-86 в 144-м масштабе от «Звезды».

Не обращая внимания на внешнюю схожесть всех четырех Ил-86ВКП, их нельзя назвать близнецами. Кроме отсутствия либо наличия штанги дозаправки, они отличаются числом, расположением и формой разных антенн.

Как уже было сообщено, модель не имеет иллюминаторов. Так как на прототипе отсутствуют 5 из 8 дверей и грузовой люк, конструкторы их также удалили. Но показался горб, что был сделан из эпоксидной смолы. Позади добавились стегозавровые пластины антенн, характерные для борта 86147.

Они были вырезаны из пластикового проездного. Антенна гаргротового типа, отходящая от киля, складывается из сточенного до половины литника. Две подобные антенны, созданные из смолы, со своей стороны находятся на нижней составляющей фюзеляжа самолета, за средней стойкой шасси.

Создание подвесных гондол турбогенератов – самый сложный этап сборки модели самолета. Для их создания проводился поиск геометрической базы, что завершился проведением комплекса глубоких пластических операций внешних топливоводов от КC-97А Stratofreighter. В базу пилонов забраны фрагменты колеей от собственный модели Су-27.

Штанга дозаправки, антенны и прочие трубки ПВД складываются из тянутых литников разных формы и диаметров. Модель окрашивалась ревелловской эмалью: все белые поверхности были ею задуты. Другое же красилось акрилом. На протяжении борта были нанесены вручную светло синий полосы с применением масок.

Надпись «номера» и Аэрофлот сделаны самодельной декалью.

В следствии на выпуск модели израсходовали чуть больше года работ, каковые систематично прерывались постройкой остальных моделей.

Ил-80 чёрта:

Модификация   Ил-80
Размах крыла, м   48.06
Протяженность самолета,м   59.54
Высота самолета,м   15.81
Площадь крыла,м2   320.0
Масса, кг  
  обычная взлетная   208000
Тип двигателя   4 ТВД Кузнецов НК-86
Тяга, кгс   4 х 13000
Большая крейсерская скорость, км/ч   850
Практическая дальность, км   3600
Экипаж, чел   5

Боевые самолеты

Самолеты ОКБ Ильюшина

«Летающая крепость» Ил-80 позволит России победить в ядерной войне «Самолет судного дня»

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

stroimsamolet.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о