Эксперты объяснили сходство американского F-35 с советским Як-141 — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 7 апреля
EUR ЦБ: 88,13
(+1,03)
Инвестиции, 06 апр, 16:29
Курс доллара на 7 апреля
USD ЦБ: 80,67
(+1,18)
Инвестиции, 06 апр, 16:29
NYT узнала об утечке секретных документов США об украинском наступлении Политика, 03:24
Убийц рэпера XXXTentacion приговорили к пожизненному заключению Общество, 03:05
Кабмин рассмотрит вопрос упрощения получения учеными гражданства России Общество, 02:47
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Reuters узнал о планах КНР проложить интернет-кабель из Азии в Европу Политика, 02:30
Правительство запланировало довести внедрение ИИ в экономику до 50% Экономика, 02:16
Китайский посол отказал Западу в праве давать Пекину указания по Украине Политика, 01:54
Вучич заявил о «тяжелой окопной борьбе» на Украине Политика, 01:36
Сформируйте образ делового человека
За 5 дней на интенсиве РБК Pro вы научитесь «управлять впечатлением» о себе и грамотно вести бизнес-коммуникацию
Прокачать навык
Вучич пообещал появление в Сербии беспилотных авто и роботов-доставщиков Технологии и медиа, 01:25
Премьер Ливана осудил удары по Израилю Политика, 00:48
Армия Израиля нанесла удары по сектору Газа Политика, 00:48
AHSA узнало об особенностях диагностированной у Берлускони лейкемии Политика, 00:26
Левитин против турниров с осуждением спецоперации. Реакция федераций Спорт, 00:01
Более 70% россиян поддержали бесплатные переводы самому себе без лимитов Общество, 00:01
Пауза ЦБ в отзывах лицензий у банков стала самой длительной с 1991 года Финансы, 00:00
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Американский истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II обладает схожими техническими характеристиками с первым в мире сверхзвуковым самолетом Як-141 с вертикальным взлетом. Об этом рассказал РБК военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко.
Ранее о том, что при создании американского истребителя были использованы испытательные данные Як-141, предоставленные Опытно-конструкторским бюро имени Яковлева по соглашению с Lockheed Martin Corporation, сообщило американское издание Task and Purpose.
Заключив договор с ОКБ Яковлева, американская корпорация получила доступ ко всем материалам и разработкам, утверждает Тимошенко. По его словам, это стало возможным из-за кризиса в оборонно-промышленном комплексе в 1990-е годы. «Промышленный сектор во времена Бориса Ельцина переживал тяжелые времена, поэтому ОКБ Яковлева и его разработки практически умирали», — констатировал Тимошенко.
adv.rbc.ru
США планировали создать истребитель F-35 сразу в трех версиях — для ВВС, ВМС (с возможностью взлета с палубы авианосца) и для Корпуса морской пехоты (способный на вертикальный взлет с места), пояснил Тимошенко.
adv.rbc.ru
К тому моменту ОКБ Яковлева уже создало первый в мире сверхзвуковой самолет с вертикальным взлетом для российского флота — Як-141, отметил эксперт. Тогда американцы заключили с конструкторским бюро и другими российскими организациями договор о совместной деятельности, получив доступ ко всем материалам и разработкам, добавил Тимошенко.
Военный эксперт Алексей Леонков в беседе с РБК также подчеркнул, что создать F-35 американцам позволил «невольный жест со стороны ОКБ Яковлева».
«В 1990-х годах ОКБ Яковлева был заключен договор с американской стороной на изготовление проектирования поворотного сопла. Для осуществления вертикального взлета нужно, чтобы сопло двигателя отклонялось вниз под углом 90 градусов. ОКБ Яковлева такой проект осуществило», — пояснил эксперт.
По его словам, согласно документации разработку сопла должны были привязать к другому объекту — Як-141 — для того, чтобы рассчитать, как сопло будет влиять на положение двигателя и самолета. Эксперт отметил, что «впоследствии F-35 стал по многим характеристикам напоминать Як-141».
К 2025 году Минобороны планирует заложить новый авианесущий крейсер. Также обсуждается «создание палубного самолета, причем это может быть самолет вертикального взлета и посадки». «Это развитие «яковской» (самолетов вертикального взлета семейства «Як». — РБК) линии», — пояснил замминистра обороны Юрий Борисов.
Моментальный взлет российского Яка: откуда у американского F-35 вертикальная прыть
Американский истребитель вертикального взлета и посадки F-35B стал сенсацией международного авиасалона в Фарнборо в 2016 году. Однако мало кто вспомнил, что 20 лет назад на этой выставке был представлен советский самолет Як-141, многие технические решения которого получили развитие в американской машине. О том, что связывает два этих истребителя, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».
Споры о том, были ли заимствования или, более того, элементы плагиата при создании F-35B, не затихают с того момента, когда он был представлен широкой публике. Кто-то считает сходство Як-141 и F-35B совпадением, кто-то полагает, что оно совсем не случайно. Но обо всем по порядку.
Звериный оскал Lockheed
В 1992 году Россия представила на крупнейшей авиационной выставке в Англии множество самолетов, которые вызвали у публики самый настоящий шок: так близко их еще никто за границей не видел. Это были истребители Су-27 и МиГ-29, бомбардировщик Ту-22. Среди них опытный Як-141 несколько затерялся, однако не стоит думать, что он остался незамеченным американскими компаниями и спецслужбами.
Шутка ли, сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки, который опережал свое время как минимум лет на 10–15? Уже сегодня, сравнивая летные характеристики Як-141 и F-35B, можно отметить, что советский самолет мало чем уступает американскому. Максимальная скорость Як-141 – 1800 км/ч на высоте 11 км, у F-35B – 1930. Дальность полета советского самолета – 1400 км при вертикальном взлете и 2100 км при укороченном, американского – 1670. Схожи и размеры машин, поражает сходство их компоновок.
Но больше всего вызывает интерес конструкция поворотного сопла американского Stealth. Вот как об этом говорит шеф-пилот КБ им. А. С. Яковлева Андрей Синицын в одном из интервью:
«Основная изюминка Як-141 – трехсекционное поворотное сопло, способное работать при высоких температурах. Полагаю, слухи о том, что американцы в разработанной для корпуса морской пехоты модификации F-35B использовали наработки нашего Як-141, основаны как раз на схожести конструкции сопла подъемно-маршевого двигателя. Согласитесь, странно: имея самый мощный авианосный флот, США тем не менее вложились огромными суммами в разработку «вертикалки», а мы, аналогичных авианосцев не имеющие, свою программу свернули».
Первый из первых
Идея создания самолетов вертикального взлета и посадки появилась еще на заре авиации: это позволяло бы использовать самолеты без строительства дорогих аэродромов. Особую значимость этот тип машин в глазах военных приобрел во время холодной войны с развитием авианесущих кораблей. Кроме того, с появлением высокоточного оружия практически любой аэродром можно было вывести из строя, уничтожив взлетно-посадочные полосы, а самолетам вертикального взлета такие проблемы не грозили.
Первым серийным советским самолетом вертикального взлета и посадки стал истребитель Як-38. Машина использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). Всего был построен 231 самолет, и эксплуатировались они вплоть до 2004 года. Нужно понимать, что это был первый отечественный серийный самолет вертикального взлета и посадки, и поэтому нет ничего удивительного в том, что у него был ряд недостатков. Так, схема вертикального взлета, при которой использовалась тяга дополнительных двигателей, приводила к повышению массы конструкции и риску потери стабильности парения в случае любых флуктуаций тяги. Кроме того, отсутствие на самолете бортовой РЛС позволяло ему вести бой только на близкой дистанции, а отсутствие компактных дальнобойных ПКР ограничивало вооружение самолета ракетами Х-23 и Х-25, имевшими довольно небольшой радиус действия.
В результате по сумме своих характеристик самолет оказался практически индентичным вертолету Ка-29. Даже большая в сравнении с винтокрылой машиной скорость не давала ему никаких преимуществ, что в конечном счете и привело к снятию истребителя с вооружения и разработке самолета вертикального взлета следующего поколения.
«Вертикалка» на сверхзвуке
Работы над самолетом Як-141 начались в 1973 году, когда Як-38 еще не совершил первую посадку на палубу. Выход на испытания был запланирован на 1982 год, однако разработка затянулась, во многом из-за трудностей в разработке поворотного сопла. Изначально предполагалось использовать плоское двухкоординатное сопло, однако из-за отсутствия опыта было решено перейти к традиционному, осесимметричному. Такое сопло разделено на три сегмента, которые, вращаясь в разных направлениях, обеспечивают отклонение тяги. Это позволяет использовать форсаж как на горизонтальном, так и на вертикальном режиме. Работа была успешно завершена, но задержка в проектировании самолета сыграла с ним злую шутку.
Сначала испытания самолета было решено перенести на 1985 год, а потом начавшаяся перестройка еще больше затормозила работу над проектом. В результате Як-141 поднялся в воздух лишь в 1987 году, а в 1992 году завод имени А. С. Яковлева, пытаясь спасти лишенный господдержки проект, представил самолет на авиасалоне в Фарнборо. Надежда была на иностранные заказы, но удалось лишь договориться о сотрудничестве с компанией Lockheed.
Гудбай, Як
Существует две версии подозрений в плагиате, в котором обвиняют Lockheed Martin: радикальная и мягкая. Во втором случае говорится, что американские конструкторы просто вдохновлялись советской машиной, тем более что она была открыто представлена на международном авиасалоне. По другой версии, речь идет о якобы покупке чертежей самолета у КБ Яковлева в неразберихе 1990-х годов.
Найти документальное подтверждение этих домыслов в России почти невозможно, во многом потому, что от Саратовского авиационного завода, где производились эти самолеты, сегодня почти ничего не осталось. А вот Lockheed под натиском обвинений был вынужден сделать официальное заявление. В опубликованной в 2014 году в официальном корпоративном журнале компании Code One заметке под авторством инженера Кевина Реншоу, участвовавшего в проекте, говорится:
«Завод им. А. С. Яковлева искал деньги, чтобы сохранить программу Як-141. Компания Lockheed предоставила заводу небольшое количество средств в обмен на летно-технические характеристики и ограниченные проектные данные истребителя».
О каких именно проектных данных идет речь, в статье не говорится. Ее автор утверждает, что советское предприятие посещали представители фирмы Lockheed и американского правительства, однако якобы полученные у «Яковлева» данные не были использованы при создании F-35B, а поворотное сопло было создано и испытано еще в середине 1960-х годов на двигателе JT8D компании Pratt & Whitney, который планировали использовать в проекте сверхзвукового истребителя компании Convair в начале 1970-х годов.
Хотелось бы отметить, что даже если передача неких сведений и была осуществлена, обвинять в этом советское предприятие не поворачивается язык: в те времена речь шла в буквальном смысле о выживании и с зарубежными заказчиками сотрудничали в той или иной мере почти все авиационные предприятия.
Не стоит думать о прямом копировании. Современный самолет – это настолько сложная машина, что при всем желании наладить производство копий без серьезной потери качества почти невозможно даже при наличии больших денег. Но в то, что американцы с их прагматичностью никак не использовали полученные данные, верится с трудом.
Трагедия 141-го
Программа Як-141 была закрыта в 2003 году. Одной из главных причин была названа катастрофа опытной машины, но, скорее всего, причины остановки испытаний кроются в сложном экономическом положении страны в 1990-е годы. В результате Як-141 так и не завершил испытаний, а опытный образец был отправлен на вечную стоянку в музей ВВС РФ в Монино.
А вот программа самолета F-35 существует и закрываться не собирается. По последним данным, США потратили на нее уже 55,1 млрд долларов и останавливаться на достигнутом не намерены. Американские военные не планируют оставлять затею создания боевого летательного аппарата вертикального взлета и посадки. Так, армия США эксплуатирует единственный в мире конвертоплан Osprey, на подходе и «вертикалка» F-35B для морской пехоты.
Создание самолетов вертикального взлета оказалось намного более сложной задачей, чем предполагалось изначально, но наряду с недостатками они имеют уникальные возможности.
Такие машины способны взлетать без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке, что обеспечивает массовый ввод в бой подразделений истребителей. Они могут использоваться с поврежденных аэродромов как на авианесущих кораблях ВМФ, так и на судах морского флота, не имеющих развитой полетной палубы. Такие самолеты можно в большом количестве рассредоточить на малозаметных площадках с обеспечением повышенной выживаемости и скрытности базирования. В сравнении с ударными вертолетами они имеют малое время реагирования на вызов Сухопутных войск.
Все это означает, что по-настоящему боеспособная и современная «вертикалка» рано или поздно будет создана. Хотелось бы верить, что история отечественных самолетов вертикального взлета не закончилась на Як-141 и в будущем мы увидим машины следующих поколений.
Яковлев Як-35 | Форум секретных проектов
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
- Автор темы варварин
- Дата начала
варварин
ДОСТУП: Ограниченный
- #1
Есть ли у кого-нибудь чертежи проекта Як-35МБ?
http://www.testpilot.ru/russia/yakovlev/35/yak35.htm
боровик
ДОСТУП: Совершенно секретно
- #2
Есть только пикт. художника А.ЖИРНОВА и некоторые технические данные из книги И.БЕДРЕТДИНОВА
«Ударно-разведывательный самолет Т-4» 2005г.
1)Як-35
2)Сравнительные технические характеристики самолета соперника Т-4. (включая Ту-135, Ту-125 и Як-35)
оверскан (PaulMM)
Администратор
- #3
Як-35МВ был, кажется, другим проектом, истребителем (описан в Советских секретных проектах: Истребители на стр. 79-80). Нет иллюстрации.
оверскан (PaulMM)
Администратор
- #4
В Bastion Bombers (2) в качестве проекта фронтового бомбардировщика (Страница 249). Перечитывая SSP:JF, можно заметить вариант истребителя-бомбардировщика Як-35МВ, конкурирующий с Су-7Б.
варварин
ДОСТУП: Ограниченный
- #5
Всем спасибо!!
Сила Дельты
ДОСТУП: Конфиденциально
- #6
Кто-нибудь может перевести схему? Думаю, там содержится информация о летно-технических характеристиках и габаритах этого самолета.
Также в переводе сайта упоминается ракета Х-45 и говорится, что это противокорабельная ракета. Однако другие источники говорят, что это было вооружение Т-4 Сухого. Ее также предлагали для бомбардировщика Ту-160, но вместо нее выбрали Х-55, так что, возможно, это была крылатая ракета класса «воздух-земля»?
Cy-27
ДОСТУП: Совершенно секретно
- #7
Детали карты:
Максимальная взлетная масса (тонны)
Нормальная взлетная масса (тонны)
Практическая дальность полета
в крейсерском режиме км
Практическая дальность полета
при 850 км/ч в км
Максимальная скорость км/ч
Практический потолок км
Нагрузка на крыло кг/кв.м
Площадь крыла кв.м
Разбег, м
Взлетная тяга
Силовая установка
Тяга двигателя (форсаж) кг
Экипаж
фамвбург
Мне действительно нужно изменить свой личный текст
- #8
Растянутый Б-58! А разве у Мясищева не было похожей конструкции бомбардировщика?
redstar72
Любитель советской авиации
- #9
фамвбург сказал:
Растянутый Б-58! А разве у Мясищева не было похожей конструкции бомбардировщика?
Нажмите, чтобы развернуть…
Да, был — ранний вариант проекта М-56:
https://www.secretprojects.co.uk/threads/myasishchev-m-56.10846/
Но это был 210-тонный стратегический бомбардировщик с пробегом 10 000 км дальности полета, тогда как Як-35 был более чем в два раза легче (102 тонны МТЗ) и имел дальность полета всего 6000 км, что относило его скорее к категории Ту-22/22М. По советской классификации это дальний бомбардировщик, а не стратегический.
Делиться:
Фейсбук Твиттер Реддит Пинтерест Тамблер WhatsApp Электронная почта Делиться Связь
Яковлев Як-43
- Автор Triton
- Ответов: 7
Секретные проекты послевоенных самолетов
В
Лавочкин-325
- Автор varvarin
- Ответов: 2
Секретные проекты послевоенных самолетов
Еще один Як-44
- Автор бокскайта
- Ответов: 8
Секретные проекты послевоенных самолетов
История авиастроения в СССР 1951-65 гг. / Глава 10: Яковлев
- Автор hesham
- Ответов: 17
Секретные проекты послевоенных самолетов
Неизвестный советский конкурс 1957 года
- Инициатор hesham
- Ответов: 5
Секретные проекты послевоенных самолетов
Верх
Многоцелевой истребитель вертикального взлета и посадки Як-141 | Military-Today.com
|
Як-141 (западное отчетное название Freestyle) был вертикальным взлетом и посадкой. (СВВП) многоцелевой истребитель. Его первоначальное обозначение было Як-41, однако это обозначение было засекречено советскими военными. Як-141 на самом деле было вымышленным названием, примененным к самолету-демонстратору. которые установили ряд мировых рекордов. Под этим названием этот корабельный истребитель был известен на Западе, его применяли и для промоушена целей ОКБ Яковлева.
Развитие этого самолета началось в 1975 году. Он должен был стать первым сверхзвуковым самолет с возможностью вертикального взлета и посадки. Кроме того он должен был иметь вооружение и радар, равные таковым у фронтовики. Стоит отметить, что Яковлев Дизайн Бюро уже имело большой опыт создания самолетов с возможности вертикального взлета и посадки, такие как Як-36 и Як-38. Последнее было успешно испытано во время Советская война в Афганистане. Однако советское правительство и военные должностные лица не были полностью удовлетворены ее работой, особенно из-за малого радиуса действия и плохих электронных систем. Также Як-38 уступал англичанам Лунь. Так в 1975 Яковлев ОКБ было поручено разработать более мощный и беспрецедентный самолет со сверхзвуковой скоростью, возможностью вертикального взлета и посадки, большая дальность и мощное вооружение, способное взлетать с авианосцы.
Дизайнеры из бюро Яковлева выяснили, что двухдвигательная схема Як-38 и Харриер не годились для нового самолета. Вместо они создали макет с одним двигателем, который мог крутить 95 вниз с двумя дополнительными двигателями вертикальной тяги, расположенными посередине фюзеляжа сразу за центром тяжести. Это повернет только при вертикальном взлете, вертикальной посадке и висении. Инженерам пришлось растянуть корпус самолета для улучшения аэродинамики. стабильность. Вот почему Як-141 крупнее своего предшественника, Як-38.
Первоначально компоновка «утка» с одним двигателем квадратной формы была обсуждались, однако вскоре от этой идеи отказались из-за низкой маневренностью и техническими проблемами, хотя такая схема была малозаметна. После почти 20 лет самолет с такой компоновкой и силовой установкой, Х-32, проигравший тендер в США в рамках программы Joint Strike Fighter к Ф-35.
Первый опытные образцы Як-141 были построены в 1987. Всего 4 были построены самолеты, два для статических испытаний и два для летных испытаний. Самолет совершил свой первый полет и начались испытательные полеты же год. Летные испытания были успешно проведены в 1990 г., когда Изготовленный самолет прошел полную программу испытаний, включая вертикальные взлет и посадка, укороченный взлет, полет на сверхзвуковой скорости затем замедление до зависания и так далее. В 1991 году во время сингла В полете на новом самолете установлено 12 мировых рекордов в своем классе. Один из рекордом было достижение вертикального взлета на 12 км. После В этом полете новый самолет получил обозначение Як-141.
В 1991 году два прототип самолета совершил первую вертикальную посадку на Баку (впоследствии переименован в Адмирал Горшков ) Киев легкий авианосец класса.
Як-141 предназначался как для морской авиации, так и для авиации. Основной пользователь был советский флот. Футуристический и новаторская идея была связана с этим самолетом. Идея заключалась в том, чтобы создать подвижная взлетно-посадочная платформа, имевшая малые габариты и мог выдержать вес самолета и горячие струи двигателей. Эта платформа будет установлена на ДТ-30 Сочлененный гусеничный вездеход «Витязь» (который был также в разработке в то время). «Витязь» мог перевозить платформы на такие территории, до которых нельзя было добраться обычным внедорожников и не было возможности построить аэродром. Як-141 мог садиться на эту мобильную платформу, заправлять топливо из другой заправщик ДТ-30 и продолжить свою миссию. Грузоподъемность ДТ-30 весит 30 т, так что такая миссия для него не проблема. Реальные испытания Як-141 на базе ДТ-30 проводились, однако разработка Витязя затянулась и вскоре Як-141 программа оказалась на грани сбоя. Так это беспрецедентная идея, которая могла дать преимущество Советскому Союзу не был реализован.
Як-141 был способен поражать воздушные, наземные и морские цели. Он был вооружен с одной 30-мм пушкой. Ракетное вооружение включало Р-73. (западное отчетное название AA-11 Archer), или ракеты класса «воздух-воздух» Р-27 (AA-10 Alamo) и Х-31. (АС-17 Криптон) ракеты класса «воздух-корабль». Планировалось, что Як-141 сможет нести новые ракеты Р-77 (AA-12 Adder). ракеты класса «воздух-воздух» и Х-35 (АС-20 Каяк) разрабатываемые противокорабельные крылатые ракеты в то же время, что и самолет. Этот многоцелевой истребитель также имел возможность нести неуправляемые боеприпасы класса «воздух-земля» и бомбы. Крылья этого боевого самолета складные, как это принято у палубного самолет.
Як-141 многоцелевой истребитель в серию не пошел. Финансирование для этого программа прекращена в 1991 году после аварии при посадке самолета. авианосец, когда один прототип приземлился при сильном боковом ветре и был сильно поврежден. После распада Советского Союза военные финансирование было ограничено. В 1992 году программу Як-141 закрыли, так как она произошло и со многими другими перспективными системами вооружения. Также к 1995 году Россия вывела из эксплуатации все Для авианосцев класса «Киев» предназначался этот самолет.
В 1992 г. Як-141 был представлен на международном авиасалоне в Фарнборо и Ле Бурже в 1993 году. Посетители и оценщики дали ему самые высокие оценки. уникальный самолет. Некоторые страны проявили интерес к приобретению этого самолет, однако реальных заказов не поступало.
Это рано 1990-е годы Lockheed Martin заключила партнерское соглашение с Yakovlev Design. Бюро по дальнейшему развитию этого самолета. Результаты этого партнерство неизвестно, однако Lockheed Martin, возможно, использовала опыт, полученный от этого проекта разработки собственного F-35 многоцелевой истребитель. Вертикальная подъемная система Ф-35Б очень похож на Як-141. Многоцелевой истребитель F-35B. с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки оперативный потенциал с Корпусом морской пехоты США (USMC) в 2015 году.