40 лет назад командование Тихоокеанским флотом погибло в авиакатастрофе
7 февраля 1981 года в авиакатастрофе погибло почти все командование Тихоокеанским флотом. Крушение самолета Ту-104 произошло сразу же после вылета из Пушкина под Ленинградом. Среди жертв оказались 13 адмиралов и три генерала, 11 капитанов первого ранга и один полковник, а также супруга первого секретаря Приморского крайкома партии. Официальной версией трагедии был назван перегруз борта.
В конце января – начале февраля 1981 года в Ленинграде по инициативе главнокомандующего ВМФ СССР Сергея Горшкова прошел оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава. Лучшие результаты на командно-штабных военных учениях показали представители Тихоокеанского флота (ТОФ). После завершения сбора делегации всех флотов вылетали к месту службы с военного аэродрома в Пушкине под Ленинградом.
7 февраля 1981 года, около 16:00, приготовился к взлету экипаж Ту-104, на котором прибыло командование ТОФ. На борт поднялись сам командующий адмирал Эмиль Спиридонов с женой Валентиной, командующий ВВС ТОФ Георгий Павлов, командир эскадры подводных лодок ТОФ Виктор Махлай, начальник разведки Геннадий Леонов, начальник штаба ТОФ Степан Данилко и другие высшие должностные лица, а также супруга первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина. Им предстоял долгий полет во Владивосток с промежуточными посадками.
Опытный КВС подполковник Анатолий Инюшин, командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ, в свои 50 лет имел 8150 часов налета, в том числе 5730 на Ту-104.
Шел сильный снег, ухудшивший видимость пилотам. Самолет оторвался от ВПП на скорости, на 25 км/ч ниже расчетной. Через восемь секунд Ту-104 вышел на закритические углы атаки. На высоте около 50 метров самолет резко накренился на правое крыло, перевернулся и рухнул на землю в 500 м от ВПП. Мгновенно вспыхнули более 20 тонн горючего. Столб дыма и огня взметнулся в небо. Самолет разрушился и сгорел.
На месте катастрофы погибли шесть членов экипажа и 43 пассажира – все, кроме старшего техника группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка ВВС ТОФ Валентина Зубарева, которого выбросило на снег из кабины пилотов через носовой фонарь. Он скончался по дороге в больницу.
Вице-адмирал Рудольф Голосов в своей книге «Продуть балласт!» приводил свидетельства очевидцев крушения: «Оранжевое пламя с траурной каймой черного дыма пожирало останки людей. Живыми оставались только апельсины, раскатившиеся от места пожарища, оранжевые, как осколки пламени».
Жертвами самой жуткой катастрофы в истории ВМФ стали 13 адмиралов и три генерала, 11 капитанов первого ранга и один полковник, шесть старших и семь младших офицеров, мичман, прапорщик, старший матрос и шесть гражданских лиц, из них пять женщин.
Для сравнения, за Великую Отечественную войну советский флот потерял лишь четырех адмиралов.
После тихоокеанцев из Пушкина должны были вылетать балтийцы. Они бросились к месту падения самолета, но не смогли подобраться к его развалинам из-за сильного пожара – он продолжался больше часа.
«Безусловно, гибель руководящего состава ТОФ отразилась на боевой готовности ВМФ и на моральном состоянии всех, кто знал и вместе служил с этими людьми, — вспоминал в 2001 году контр-адмирал в отставке Константин Амбаров. — Они были глубоко уважаемы сослуживцами за морской профессионализм, беззаветную верность Отчизне, чистоту нравов, умение словом и делом помочь морякам и их семьям переносить тяготы нелегкой флотской жизни. Флот хранит память о Эмиле Спиридонове — видном военачальнике. Невозможно переоценить его вклад в дело становления и освоения атомного флота, в строительство и благоустройство городков подводников».
Поначалу ходили слухи о спланированной диверсии против представителей командования ТОФ.
Расследование продлилось около полугода.
Согласно официальной версии Минобороны, самолет упал из-за нарушения центровки в результате неправильного крепления груза и размещения пассажиров в салоне.
В разных источниках сообщалось о дефицитных в ту пору бумажных рулонах и даже мебельных гарнитурах, взятых из Ленинграда. Выяснилось, что загрузка Ту-104, как и рассадка пассажиров, производились без плана и оформления необходимой документации. При максимально допустимом полетном весе самолета 74,5 тыс. кг его фактический вес составил 77 тыс. кг. Как отмечалось в отчете, экипаж Ту-104 не входил в строевую летную часть, а его проверки проводились редко и формально.
«Сразу после катастрофы ходили разговоры, что бардак при загрузке борта был неимоверный, — рассказывал в интервью «Независимому военному обозрению» в 2008 году бывший командующий ВВС и ПВО Балтийского флота генерал-лейтенант Виктор Сокерин. — Куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается довести порядок загрузки, но его просто посылают «на …», хамски указывая летчикам: ваше место – возле … штурвалов, а «здесь все с «мухами» на погонах». Второй пилот да и командир вновь возражают, после чего их сразу несколько адмиралов «снимают», «увольняют» и просто «размазывают». Кто для «целого» адмирала второй пилот, да и какой-то командир экипажа, хоть и подполковник? Тем более что со сборов «вожди» редко улетали трезвыми».
По словам Сокерина, приехавший «очень не в духе» командующий ТОФ Спиридонов захотел лететь один в своем салоне, расположенном в передней части самолета. Из-за этого десять человек пересадили в хвост самолета. Генерал-лейтенант отметил, что для благополучного отрыва от ВПП следовало, напротив, максимально освободить заднюю часть салона и разойтись по местам уже после взлета.
«Трудно сказать, что было бы с командиром экипажа Инюшиным, откажись он выполнять полет. Предполагаю, что в лучшем случае все члены экипажа стали бы пенсионерами прямо в самолете», — констатировал Сокерин.
В освою очередь, Голосов отмечал, что «после трагедии было предписано перевозки пассажиров на военных самолетах осуществлять с взвешиванием багажа, с использованием привязных ремней и прочего, давно применяемого в гражданской авиации». Командующим объединениями при этом было запрещено летать на одном самолете со своими первыми заместителями.
«Правильные требования! Ну и что? Через год снова стали летать вместе, через два забыли про взвешивание багажа, а потом и все вернулось на круги своя. До новых катастроф, ребята!» — резюмировал Голосов.
Информация о трагедии долгое время оставалась засекреченной. Только газеты «Красная звезда» и «Правда» поместили короткие сообщения о том, что «при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота».
После катастрофы самолет Ту-104 был выведен из эксплуатации военными. В гражданской авиации он не использовался после крушения под Москвой в 1979 году.
Большинство погибших похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде. Решением Совета министров СССР всем вдовам и детям разбившихся моряков были назначены пенсии. Их обеспечили жильем в разных городах страны. В 2017 году памятник жертвам авиакатастрофы открыли во Владивостоке.
Катастрофа Ту-104 под Москвой (1971) — Википедия
Катастрофа Ту-104 под Москвой — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления , произошедшая вечером в воскресенье 10 октября 1971 года.
У этого термина существуют и другие значения, см. Катастрофа Ту-104 в Москве.
У этого термина существуют и другие значения, см. Рейс 773.
Катастрофа Ту-104 под Москвой — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления («Аэрофлот»), произошедшая вечером в воскресенье 10 октября 1971 года. Авиалайнер выполнял пассажирский рейс из Москвы в Симферополь, но почти сразу после вылета из аэропорта Внуково рухнул на землю в десятке километров от аэродрома и полностью разрушился, при этом погибли 25 человек. По результатам расследования было установлено, что причиной трагедии стал взрыв заложенной на борту бомбы.
СодержаниеShow / Hide
Самолёт
Ту-104Б с бортовым номером 42490 (заводской — 021901, серийный — 19-01) был выпущен Казанским авиазаводом 15 августа 1960 года и передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое к 3 сентября направило его в Бориспольский авиаотряд Украинского территориального управления ГВФ. Изначально авиалайнер имел салон на 100 мест, но позже был переделан в 115-местный. Общая наработка 11-летнего авиалайнера составляла 13 062 лётных часа и 10 452 цикла «взлёт—посадка»[1].
Экипаж
Лётный экипаж (в кабине) был из 208-го (Бориспольского) лётного отряда и состоял из пяти человек[2]:
- Командир воздушного судна — Клюшник Константин Романович
- Второй пилот — Воробьевский Анатолий Ефимович
- Штурман — Солодянников Владимир Алексеевич
- Бортмеханик — Безродный Валентин Алексеевич
- Бортрадист — Объедков Виктор Иванович
В салоне работали два бортпроводника[2]:
- Папушина Светлана Владимировна
- Марченко Борис Нестерович
Также на борту находился сопровождающий милиционер, но в отчёте он был учтён как служебный пассажир[2].
Катастрофа
В тот день борт 42490 должен был выполнить два рейса по маршруту Симферополь — Москва — Симферополь. Первый рейс прошёл без отклонений и в 19:02 благополучно приземлился во Внуково. Далее экипаж начал готовиться к выполнению обратного рейса в Симферополь — 773[2].
Небо в это время было затянуто тучами с нижней границей 180 метров, видимость 6 километров. В 20:16 рейс 773 с 18 пассажирами и 7 членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Внуково по магнитному курсу 242°, о чём в 20:16:24 экипаж доложил диспетчеру старта, после чего переключился на связь с диспетчером круга. В 20:16:31 командир самолёта связался с диспетчером круга и доложил, что следует по направлению на Чёрную Грязь. В ответ диспетчер дал команду на подъём до 1500 метров. В 20:16:44 диспетчер дал рейсу 773 указание доложить о проходе высоты 1200 метров. Однако ответа с самолёта не последовало. Диспетчер несколько раз пытался повторно с ним связаться, но безуспешно[2].
Пилоты едва успели доложить диспетчеру о взлёте, как через считанные секунды в салоне прогремел взрыв. Разрушило левую сторону фюзеляжа и несущие элементы левого крыла, перебило тяги рулей высоты и направления. Самолёт начал входить во всё увеличивающийся правый крен и терять высоту. В семи с лишним километрах от аэропорта, когда высота составляла 150—200 метров, у самолёта разрушился багажный отсек и выбросило часть пассажирских сидений. Ещё через 2700 метров авиалайнер на скорости 550—600 км/ч под углом 10—14° и с креном около 90° врезался в землю неподалёку от деревни Бараново Наро-Фоминского района Московской области, в 10 километрах юго-западней (азимут 220°) Внуково. Все 25 человек на борту погибли[2]. Одной из погибших была молодая киноактриса Раиса Зверева.
Расследование
При рассмотрении частей самолёта, отделившихся непосредственно ещё до падения авиалайнера, на них были обнаружены признаки горения. Также на многих фрагментах нашли частички тротила. Таким образом было установлено, что катастрофа произошла вследствие взрыва бомбы. Однако первоначально посчитали, что она находилась в багажном отсеке. Лишь позже комиссия установила, что заряд весом 400—800 грамм тротила был спрятан между стойкой сидения и стенкой на уровне 43 шпангоута. Что касается поисков заложившего данную бомбу, то в этом направлении следствие велось до 1973 года, но закончилось безрезультатно[2].
Примечания
This article uses material from the Wikipedia Русский article Катастрофа Ту-104 под Москвой (1971), which is released under the Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 license («CC BY-SA 3.0»); additional terms may apply. (view authors). Если не указано иное, содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0. Images, videos and audio are available under their respective licenses.
#Wikipedia® is a registered trademark of the Wikimedia Foundation, Inc. Wiki (DUHOCTRUNGQUOC.VN) is an independent company and has no affiliation with Wikimedia Foundation.
In other languages:
- немецкий: Aeroflot-Flug 773 — Wiki Deutsch
- английский: Aeroflot Flight 773 — Wiki English
- итальянский: Volo Aeroflot 773 — Wiki Italiano
🌐 Wiki languages: 1,000,000+ articlesEnglishРусскийDeutschItalianoPortuguês日本語Français中文العربيةEspañol한국어NederlandsSvenskaPolskiУкраїнськаمصرى粵語DanskفارسیTiếng ViệtไทWinaraySinugboanong Binisaya
🔥 Trending searches on Wiki Русский:
Заглавная страницаМулявин, Владимир ГеоргиевичРоссияYouTubeПеснярыВКонтактеГоршенёв, Михаил ЮрьевичГагарин, Юрий АлексеевичДалай-лама XIVКороль и ШутДалай-ламаСоединённые Штаты АмерикиДень космонавтикиСписок умерших в 2023 годуПасхаВторжение России на Украину (с 2022)Головкин, Сергей Александрович (серийный убийца)ChatGPTЧВК «Вагнер»Владлен ТатарскийБахмут2021 годМоскваVK (компания)Князев, Андрей Сергеевич10 апреляДжон Уик 4TelegramКитайская Республика (Тайвань)Путин, Владимир ВладимировичКазарский, Александр ИвановичСанкт-ПетербургУкраинаХасбикМатч за звание чемпиона мира по шахматам 2023Союз Советских Социалистических РеспубликБородина, Ксения КимовнаПригожин, Евгений ВикторовичКрид 3ЯндексИл-76Однопользовательская играРусский языкКара-Мурза, Владимир ВладимировичАдесанья, ИсраэльWhatsAppMail. ruЗеленский, Владимир АлександровичABBAКатастрофа Ту-154 в СмоленскеСталин, Иосиф ВиссарионовичСтрастная седмицаТерешкова, Валентина ВладимировнаМногопользовательская играОльга (телесериал)Пажитнов, Алексей ЛеонидовичКартаполов, Андрей ВалериевичСписок космонавтов СССР и РоссииГитлер, АдольфАвитоАнглийский языкВторжение России на Украину (2022)Борткевич, Леонид ЛеонидовичНАТОПервая мировая войнаТетрисМарцинкевич, Максим СергеевичВторая мировая войнаИлья Муромец (самолёт)Непомнящий, Ян АлександровичКороль и Шут (сериал)Бои за БахмутРоссийская империяЧикатило, Андрей РомановичБельмондо, Жан-ПольЕкатерина IIВеликая Отечественная войнаСолнечная система🡆 More
Related topics
Wikipedia, бесплатная энциклопедия
от Википедии, бесплатная энциклопедия
Прыгание на NavigationJump для поиска
Из сегодняшней статьи
Gold Dinar of Al-Hafiz
Al-Hafiz ( C.
—Al-Hafiz ( C. 9000 1075-111111111112 ( C.
— AL-Hafiz ( C. 9000-9001-9009 . ) был одиннадцатым халифом Фатимидов с 1132 года до своей смерти. Он пришел к власти в качестве регента после того, как его двоюродный брат аль-Амир был убит в 1130 году, оставив малолетнего сына. Армия захватила власть, посадив аль-Хафиза в тюрьму, но через год его освободили. В 1132 году он провозгласил себя халифом и имамом. Многие исмаилитские последователи за границей отказались признать его имамом, отделившись от секты тайибитов. Неоднократные восстания происходили даже в Египте, хотя в его правление не было иностранной агрессии. Он пытался сдержать своих сверхмогущественных визирей, но с переменным успехом. Ему неоднократно приходилось уступать требованиям различных военных группировок, и хотя в последнее десятилетие своего правления он правил без визиря, в конечном счете он не смог остановить эволюцию визиря в
Последние публикации:
- Banksia brownii
- Ежемесячный выпуск научной фантастики
- 27-я пехотная дивизия Савская
Знаете ли вы …
Фреска TVBoy с изображением Алексии Путеллас
- … этот уличный художник TVBoy , известный своими фресками с изображением футболистов в Барселоне (пример на фото) , нарисовал воодушевляющее искусство в районах Киева в преддверии годовщины российского вторжения в 2022 году?
- … что Фостер Лойер побил рекорд средней школы Мичигана и рекорд Дэвидсона Стефа Карри по количеству последовательных штрафных бросков?
- … что протесты школьников 2023 Соединенного Королевства были организованы на TikTok и Snapchat?
- . .. что в возрасте 27 лет новозеландский предприниматель Джейми Битон имел степени Гарварда, Стэнфорда, Оксфорда и Университета Цинхуа и работал над своей седьмой степенью Йельского университета?
- … that Было жарко, мы остались в воде исследует тему воды и был вдохновлен визитами Фила Элверума в океан?
- … что в 1956 году спортивный тренер Green Bay Packers Бад Йоргенсен стал первым спортивным тренером, выбранным Национальной футбольной лигой для лечения игроков на Pro Bowl?
- … что провинциальный парк
- … что в 1970-х жителям Белнорд в Нью-Йорке приходилось ночью проникать в холодильники?
В новостях
Джон Рам
- В гражданской войне в Мьянме военно-воздушные силы хунты убивает более 100 мирных жителей в Пазиджи.
- В гольфе Джон Рам (на фото) выигрывает турнир Masters Tournament .
- Бывший президент США Дональд Трамп предстал перед судом по 34 обвинениям в фальсификации деловой документации.
- Финляндия присоединяется к НАТО в качестве 31-го члена.
- На парламентских выборах в Андорре либеральная коалиция во главе с премьер-министром Ксавьером Эспотом получает абсолютное большинство мест в Генеральном совете.
В этот день
13 апреля : Ночь указа (шиитский ислам, 2023)
Мемориал Джефферсона
- 1742 – Знаменитая оратория Мессия немецко-британского композитора Джорджа Фридриха Генделя была впервые исполнена в Дублине.
- 1943 — Неоклассический Мемориал Джефферсона (на фото) в Вашингтоне, округ Колумбия, был официально посвящен 200-летию со дня рождения Томаса Джефферсона.
- 1946 – Накам , еврейская организация, стремящаяся отомстить за Холокост, попыталась отравить тысячи заключенных СС в лагере для интернированных Лангвассер, но никого не убила.
- 1953 — Роман Яна Флеминга Casino Royale был опубликован как первое произведение, в котором фигурирует его британский шпионский персонаж
- 2017 – Война в Афганистане: в авиаударе в провинции Нангархар американские военные сбросили самую мощную обычную бомбу, когда-либо использовавшуюся в бою .
- Arthur Matthew Weld Downing ( B. 1850)
- Joe Hewitt ( B. 1901)
- Evelyne Daitz ( 964 964
- .
Другие юбилеи:
Сегодняшняя избранная фотография
Спити — высокогорная холодная пустыня в Западных Гималаях в Индии. «Спити» означает «средняя земля», между Тибетом и Индией. Этот регион находится выше линии деревьев, здесь есть только кустарники и несколько разрозненных низкорослых деревьев. В верхней долине разветвленная река Спити течет узкими руслами по очень широкому руслу, как видно на этой фотографии, сделанной чуть выше Каза, самого большого города Спити. В нижней долине река извивается по ущельям глубиной от 10 до 130 метров (от 33 до 427 футов), которые она прорезала в осадочных отложениях. Моравский геолог Фердинанд Столичка обнаружил крупную геологическую формацию недалеко от деревни Грязь в 1860-х годах и определил ряд слоев или последовательностей. Жители Спити следуют тибетскому буддизму, и их культура похожа на культуру соседних Тибета и Ладакха. Этот регион известен приключенческим туризмом, треккингом и альпинизмом.
Фото предоставлено Тимоти А. Гонсалвесом
Последние публикации:
- Hermodice carunculata
- Восточный ковер
- Проект Меркурий
Tupolev TU-104
- Tupolev TU-104
(обозначение по классификации НАТО: Camel ) был двухмоторным советским турбореактивным двигателем средней дальности. После британского de Havilland Comet, канадского Avro Jetliner и французского Sud Caravelle Ту-104 стал четвертым реактивным авиалайнером, совершившим полет, и вторым, поступившим на регулярную службу. это был также единственный реактивный лайнер в мире, находившийся в эксплуатации с 19с 54 по 1958 год. цитировать в Интернете |url=http://dialnet.unirioja.es/servlet/libro?codigo=237370|title=Reactores Comerciales (1999a) (en: Comercial Jetliners) ISBN 84-95088-87-8 | работа = Антонио Лопес Ортега | издатель = Agualarga Editores S.l. |accessdate=2008-09-26 |language=Spanish ]INFOBOX SURCARTER
ИЗИМА
конструктор =
первый полет = 17 июня 1955
введен = 15 сентября 1956 с Аэрофлотом
выведен из эксплуатации = 1981
статус =
основной пользователь = Аэрофлот
больше пользователей = ČSA
произведено = 1956-1960
количество построено = 1032 ед. 3 стоимость = 900 1902 шт. from = Туполев Ту-16
варианты с собственными артикулами =Туполев Ту-104
Проектирование и разработка
В начале 1950-х советская авиакомпания Аэрофлот отчаянно нуждалась в современном авиалайнере с большей вместимостью и характеристиками, чем у любого другого советского самолета того времени. в действии. Запрос на проектирование был выполнен ОКБ Туполева, которое создало свой новый авиалайнер на базе стратегического бомбардировщика Ту-16 «Барсук». Первая версия была больше похожа на Ту-16 и имела квадратные иллюминаторы, как у раннего De Havilland Comet, но Позже это было изменено, прежде чем самолет совершил свой первый полет. Самолет прошел испытания под давлением в водяном баке. Крылья, двигатели и хвостовое оперение Ту-16 были сохранены в авиалайнере, но в новой конструкции был принят более широкий герметичный фюзеляж, способный вместить 50 пассажиров. Прототип (CCCP-L5400) впервые поднялся в воздух 17 июня 19 г.55 с Ю.Л. Алашеев за пультом на Харьковском заводе в Украине. Он был оснащен тормозным парашютом, который мог сократить посадочный пробег до
Его прибытие в Лондон во время государственного визита в 1956 году Николая Булганина и Никиты Хрущева шокировало западных наблюдателей, которые к тому времени думали о невозможности по советским технологиям построить коммерческий авиалайнер с такими характеристиками.
Ту-104 оснащался двумя ТРДД Микулин АМ-3, расположенными в месте соединения крыльев с фюзеляжем (так же, как у de Havilland Comet). Экипаж, необходимый для полета, состоял из 5 человек: 2 пилота, 1 штурман (размещен в конусе), 1 техник и 1 радист. Большим любопытством в этом самолете был его «викторианский» интерьер, названный так некоторыми наблюдателями из западного полушария, из-за используемых материалов: красного дерева, меди и кружева.
15 сентября 1956 года он начал коммерческие рейсы Аэрофлота по маршруту Москва-Омск-Иркутск, заменив старый Ильюшин Ил-14. Время полета сократилось с 13 часов 50 минут до 7 часов 40 минут.
В 1957 году CSA стала первой иностранной авиакомпанией, начавшей эксплуатировать Ту-104 на маршрутах с пунктами назначения в Москву, Париж и Брюссель.
Небольшая вместимость (50 пассажиров) и избыточный вес, унаследованный от Туполева Ту-16, были одними из причин его низкой рентабельности.
К моменту прекращения производства в 1960 году было построено около 200 экземпляров.
После увольнения с гражданской службы несколько самолетов были переданы советским военным, которые использовали их в качестве штабных транспортных средств и для обучения космонавтов в условиях невесомости.
Варианты
«Данные из:»
* Ту-104 — начальная версия на 50 пассажиров. На нем использовались 2 Микулина АМ-3 с тягой 6735 кг. Было построено 20 рам.
* Ту-104А — Впервые появился в июне 1957 года; продолжающиеся усовершенствования двигателей Микулина (Микулин АМ-3М с единичной тягой 8700 кг) позволили значительно увеличить Ту-104, в результате чего появился 70-местный вариант. Ту-104А стал окончательным серийным вариантом. 6 сентября 1957 летал с 20 т полезной нагрузки на высоте 11 211 м. 24 сентября 1957 года он достиг средней скорости 970,8 км/ч при полезной нагрузке 2 т.
* Ту-104Б — Дальнейшие улучшения были достигнуты за счет удлинения фюзеляжа на 1,2 м, оснащенного новыми двигателями, ТРД Микулин АМ-3М-500 (9700 кг тяги унитарного) и способного вместить 100 пассажиров. Этот вариант получил преимущества от более нового фюзеляжа от Туполева Ту-110 и существующих крыльев. Коммерческое обслуживание с Аэрофлотом он начал 15 и 19 апреля.59 по маршруту Москва-Санкт-Петербург.
** Ту-104Д — Планеры Ту-104А перестроены на 85 пассажиров
** Ту-104В — Планеры Ту-104А переоборудованы на 100 пассажиров* Ту-104Э — Рекордная версия.
* Ту-104ЛЛ Летающий стенд. Испытания тяжелых ракет класса «воздух-воздух» на вооружении.
* Ту-107 — Военно-транспортный вариант с задней погрузочной рампой и защитной пушечной башней. - Hermodice carunculata