Красные звезды во вьетнамском небе: «Фантом» теряет высоту

Причина появления советских военцспецов во Вьетнаме во время войны с США лежала на поверхности: Северный Вьетнам не мог в одиночку справиться с американской авиацией, которая начала массированные бомбардировки страны, и обратился за помощью к Советскому Союзу и Китаю. Почти 6500 военных специалистов отправились в эту страну для выполнения задач, как указывалось в приказе, «в условиях, максимально приближенных к боевым».

«Ястребы» в небе

На первом этапе авиация США только наносила массированные удары с воздуха. Американские F-4 Phantom тогда решали множество задач: от привлечения к охране истребителей и бомбардировщиков до непосредственных ударов по позициям противника. Эти самолеты, до прихода во Вьетнам советских специалистов являлись бесспорными владельцами всего воздушного пространства Вьетнама. Вьетнамские летчики были гораздо хуже вооружены и подготовлены. Используя китайские копии самолёта МиГ-17 ни о каком мало-мальски серьезном воздушном противостоянии говорить было нельзя. Однако с помощью советских и китайских военных специалистов вьетнамские летчики получили уникальную тактику ведения воздушного боя. Малочисленные звенья МиГ-17 проходили на сверхмалой высоте, ниже уровня обнаружения американской системой ПВО, в качестве которых американцы использовали прародителей современных AWACS. При появлении противника, легкие и маневренные самолеты «выныривали» из-под брюха американской авиации и фактически расстреливали их в упор. В условиях даже многократного численного превосходства американцев, такая тактика была оправдана — американские ВВС начали нести колоссальные потери.


«Фантому» обломали зубы


Тем не менее, МиГ-17 значительно уступал «Фантому» в скорости и маневренности, и активный воздушный бой мог вести лишь ограниченное время. Учитывая этот фактор, решением советского руководства во Вьетнам были переброшены сверхзвуковые МиГ-21 в модификациях 21Ф-13 и 21ПФ-В. Истребители, способные воевать практически в любых погодных условиях, были оснащены радиолокационным прицелом и ракетами Р-3С, что в свою очередь явилось причиной для очень серьезных проблем в стане американцев. Несмотря на появление новой техники у противника, американцы продолжали использовать «Фантом» как основный ударно-штурмовой самолет. Американский расчет в основной своей массе был сделан на мощное вооружение самолета, новую РЛС и высокие характеристики силовой установки. Под «Фантомы» также была разработана новая тактика нанесения ударов, но против советских МиГ-21 она не помогла. Начиная с мая и заканчивая декабрем 1966 года потери американских ВВС составили 50 самолетов, при том, что с вьетнамской стороны было подбито лишь 12 самолетов МиГ-17 и МиГ-21. Впоследствии ветеран вьетнамской войны Робин Олдс, который командовал американскими летчиками во Вьетнаме, признался, что МиГ-21 оказался «Фантомам» «не по зубам». К недостаткам американского F-4 прежде всего относили крайне плохие «штопорные» характеристики. Самолет был сконструирован так, что вероятность попадания в плоский штопор, при отсутствии должной квалификации, приближалась к 50%. До 1971 года из-за этой конструктивной особенности, американские ВВС потеряли более 80 «Фантомов».


Вытесняй и властвуй


Появление новых МиГ-21 если не окончательно решило вопрос с господством американцев в воздухе, то надолго поубавило пыл и самонадеянность американским пилотам. В музее ВВС США Райт-Паттерсон в Огайо до сих пор хранится рапорт летчика ВВС, в котором тот описывает МиГ-21 как «дьявольски быстрый самолет». В действительности же, МиГ-21 в разгонной динамике немного уступал F-4. Ускорение с 600 км/ч до 1,1М «Фантом» выполнял за 20 секунд, а МиГ-21 — за 27. Однако, как показала практика, такое скромное превосходство на качестве воздушного боя все равно не сказывалось — американцы большинство воздушных боев проиграли. Советские летчики-асы специально для «двадцать первого» разработали методику ведения воздушного маневренного боя. МиГ-21 атаковал противника на сверхзвуковой скорости, выпускал ракету, а затем быстро удалялся на максимальной тяге. Такой способ поражения целей требовал не только хорошей выучки от летчиков, но и максимальной синхронизации пилота с наземными станциями слежения. Также активно практиковался прием, который сами советские «спецы» называли «блинчик». МиГ-21 вытеснял «Фантомы» на средние высоты, где с ними расправлялся целый рой небольших МиГ-17. Американцы этому приему так ничего и не противопоставили. Лишь с появлением в американских ВВС модификации самолета F-4D статистика воздушных побед начала выравниваться в сторону американцев: за 50 воздушных боев американцы потеряли 27 своих самолетов, и сбили 20 МиГ-21.


Падение МакКейна

Спустя долгие годы под подпиской о неразглашении государственной тайны советский подполковник войск ПВО Юрий Трушечкин признался, что именно он в 1967 году поразил самолет, в котором находился тогда еще молодой республиканец и летчик по совместительству Джон МакКейн. Товарищ подполковник вспоминал, что самолет МакКейна летел не над складками местности — холмами и небольшими горами, а напрямую через джунгли. Собственно, на таком бесхитростном маневре самолет ярого республиканца был пойман советским ЗРК. Несмотря на поражение своего самолета огнем с земли, МакКейн успел катапультироваться. Получив переломы обеих рук и ноги, и кое-как приземлившись, МакКейн был избит вьетнамскими солдатами. Следует отметить, что «американскому ястребу» очень сильно повезло. Обычно катапультировавшихся американских летчиков нещадно забивали садовым инструментом до наступления смертельного исхода и в плен не брали. Но в случае с МакКейном сами звезды позволили ему выжить. Американский летчик, а намного позднее и кандидат в президенты, пробыл в «гостях» вьетнамского плена 1967 дней и был освобожден в 1973 году.

Ценный урок

Советскому Союзу опыт Вьетнамской войны пошел на пользу. Работой были загружены как предприятия оборонного сектора, так и большинство конструкторских бюро. Техника прошла испытания в боевых условиях. Трудно в период работы во Вьетнаме приходилось всем советским военным:  чудовищная жара, высокая влажность и постоянная, почти непролазная грязь. Технологический процесс обслуживания ракетной техники на земле во время войны во Вьетнаме был далек от передового. 40 минут в специальном прорезиненном костюме расчету из пяти человек приходилось проводить дважды в день. После такой процедуры советские военные теряли минимум по килограмму веса. К тому же, в ходе применения советских зенитно-ракетных комплексов С-75 «Двина» во Вьетнаме были сформированы основные принципы мобильной системы ПВО, которые используются уже российской армией.


МиГ-21, по признанию как советских и вьетнамских летчиков, так и большинства американских, остался лучшим самолетом периода Вьетнамской войны. Существует мнение, что если бы Миг-21 не появился в распоряжении вьетнамских ВВС, то американские бомбардировки смяли бы позиции вьетнамского сопротивления. Однако эта война оказалась для МиГ-21 суровым испытанием, переросшим в триумф.

Многочисленные доработки ОКБ Микояна, в которых учитывались данные реальных воздушных боев, дали жизнь почти двадцати модификациям этого самолёта. Позднее МиГ-21 широко использовался во множестве конфликтов по всему миру и стал одним из самых массовых самолетов в мире. Только для нужд ВВС Советского Союза было построено почти 14 тысяч единиц. МиГ-21 занял достойное место в истории современной авиации и был принят на вооружение в 49 странах мира. Что касается советской системы ПВО, то со времен войны во Вьетнаме советские противовоздушные системы стали считаться лучшими в мире. Надежность, неприхотливость в обслуживании и универсальность — именно эти параметры позволили закрепить за советскими ЗРК звание лучших в мире.

Автор: Дмитрий Юров

Фото: vorotila.ru

«Фантомы» против «МиГов» / / Независимая газета

Американский истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом» – символ вьетнамской войны. В ходе нее был потерян 761 самолет этого типа. Фото ВВС США

Из четырех составляющих войны во Вьетнаме («Эхо вьетнамской войны слышится на Украине», «НВО», 17.02.23) самыми заметными для внешнего наблюдателя стали две.

При этом одна из них, «мятежевойна» («Миф о непобедимости партизан давно пора пересмотреть», «НВО», 10. 03.23), была, да и остается оцененной не вполне адекватно. На самом деле эта составляющая не была решающей; при этом вьетнамские коммунисты партизанскую войну отнюдь не выиграли – наоборот, они ее проиграли.

Высокотехнологичная составляющая, то есть война американской авиации против ПВО Демократической республики Вьетнам (ДРВ), была внешне наиболее эффектной. Ее, по сути, никто не выиграл: влияние ее на исход войны в целом оказалось достаточно ограниченным. Зато она чрезвычайно сильно повлияла на развитие авиации и противовоздушной обороны всех стран мира в будущем.

АМЕРИКАНЦЫ АТАКУЮТ С ВОЗДУХА

Наземного вторжения в Северный Вьетнам (ДРВ) США так и не организовали, хотя это могло бы теоретически обеспечить им выигрыш войны в целом. Сложно сказать, чего они больше боялись: прямой поддержки противника со стороны Китая и СССР (то есть «Кореи-2»), или их не радовала мысль об «удвоении» собственно Вьетнама, поскольку противопартизанской войны им и так хватало на юге.

Скорее всего американцев пугало и то, и другое в примерно равной степени. Поэтому они ограничились авиационными ударами.

Хотя слово «ограничились» тут не очень подходит: Вьетнаму досталось больше бомб, чем какой-либо стране за всю историю войн (7,5 млн т).

Правда, американское политическое руководство бесконечно дергало своих летчиков, то накладывая на них различные ограничения по выбору целей и местам возможных ударов, то снимая эти запреты. Более того, между мартом 1968 года (когда была завершена операция «Роллинг Тандер») и апрелем 1972 года американцы не бомбили ДРВ вообще.

Причинами этой непоследовательности были как внутриполитические резоны, так и значительные потери американской авиации, встретившейся с новейшей советской техникой.

РУССКИЕ КРЫЛЬЯ НАД ВЬЕТНАМОМ

Советский Союз помогал вьетнамским коммунистам еще с конца 1940-х, внеся немалый вклад в их победу над французами («Индокитайская катастрофа», «НВО», 24.

05.19). Тем более он не мог не помогать им в войне с американцами. Когда началось воздушное наступление ВВС США на Северный Вьетнам, Советский Союз начал поставлять Ханою средства ПВО. Сначала это были дозвуковые истребители МиГ-17, имевшие только пушечное вооружение. Затем появились сверхзвуковые МиГ-21 с ракетами «воздух-воздух», а также зенитно-ракетные комплексы С-75.

Применению этого новейшего оружия надо было учить вьетнамцев. Относительно простую технику вьетнамцы осваивали настолько хорошо, что вскоре уже сами могли учить своих советских учителей ее боевому применению. В частности, это касается зенитной артиллерии, на которую и пришлось до 2/3 сбитых над севером и югом американских самолетов и вертолетов.

С обучением летчиков было сложнее. Во-первых, из-за сложности техники. Во-вторых, из-за того, что большинство вьетнамских пилотов были маленькими и слабыми по сравнению с советскими коллегами, они плохо выдерживали перегрузки, под них не подходили габариты кабин.

Вьетнамцы до самого конца войны больше любили старый МиГ-17, а не новый МиГ-21. Дозвуковой МиГ-17 был проще в освоении, имел меньшие размеры и меньшую скорость (соответственно, пилот испытывал меньшие перегрузки), но хорошую маневренность.

Однако вьетнамцы научились воевать и на МиГах-21. Летавший на этом истребителе Фам Туан, будущий вьетнамский космонавт, 27 декабря 1972 года сбил американский стратегический бомбардировщик В-52. На сегодняшний день больше ни один летчик в мире таким успехом похвастаться не может.

В апреле 1972 года вьетнамские пилоты даже провели успешную атаку на американские боевые корабли, тяжело повредив эсминец, хотя МиГи для таких действий вообще не приспособлены (до сего дня это единственная успешная авиационная атака на корабли ВМС США после окончания Второй мировой).

Почти все потери ВВС ДРВ пришлись на воздушные бои над собственной территорией, на юг они не летали, поэтому с американской наземной ПВО не встречались. Вьетнамские потери по различным данным составили от 75 до 113 МиГ-17, от 65 до 90 МиГ-21 и от 5 до 10 J-6 (китайский МиГ-19). Наиболее вероятный диапазон общих потерь – от 131 до 145 истребителей.

Еще шире разброс данных об американских потерях в воздушных боях над севером: от 79 до 350 самолетов, наиболее адекватный вариант – 114 самолетов и три вертолета. На счету МиГ-17 – не менее 40 американских самолетов (в том числе не менее 16 «Фантомов»). На счету МиГ-21, наиболее вероятно, было от 70 до 80 американских самолетов (в том числе не менее 38 «Фантомов»).

В России очень популярны разговоры о том, что над Вьетнамом воевали советские летчики. Мысль эта отражена в известной когда-то песне «Пилот «Фантома», представляющей собою монолог сбитого американского летчика: «И ответил мне раскосый, что командовал допросом: «Сбил тебя наш летчик Ли Си Цын».

Правда, уже в самой этой песне видно смешение событий вьетнамской и корейской войн (Ли Си Цын – это явная кореизация, но никак не вьетнамизация русской фамилии). На самом деле во Вьетнаме присутствовали советские летчики-инструкторы, двое из которых (капитаны Юрий Поярков и Винидикт Мрыхин) погибли. Но об участии наших пилотов в воздушных боях над Вьетнамом никаких вразумительных сведений до сих пор нет. Объяснять это секретностью не получается, поскольку факта прямого участия советских летчиков в боях в Корее и на Ближнем Востоке уже давно никто не скрывает.

«ПОДО МНОЮ ЭДВАРД С БОБОМ ПОНЕСЛИСЬ НА ВСТРЕЧУ С БОГОМ»

Как никто не скрывает и участия наших военнослужащих в боевых действиях во Вьетнаме – только не летчиков, а зенитных ракетчиков. В начальный период войны на С-75 воевали наши, лишь к концу войны основу расчетов стали составлять местные зенитчики.

Первое боевое применение зенитного ракетного комплекса (ЗРК) имело место 25 июля 1965 года, когда С-75 236-го зенитного ракетного полка Московского округа ПВО сбили три «Фантома» (США признают потерю только одного). Американские ВВС «удостоились чести» стать первыми ВВС в мире, столкнувшимися с массированным применением зенитно-ракетного вооружения, от которого они понесли потери в разы большие, чем от МиГов.

С 1965 по 1972 год во Вьетнам было поставлено 95 ЗРК С-75 и 7658 зенитных управляемых ракет (ЗУР) к ним. К концу войны было израсходовано и потеряно 6806 ЗУР, боеготовыми оставались 43 ЗРК, в том числе четыре учебных. По советским данным, они сбили от 1044 до 1770 американских самолетов.

Сами американцы признают потерю от этого ЗРК примерно 150–200 самолетов. На настоящий момент подтвержденные американской стороной потери по типам самолетов следующие: 15 стратегических бомбардировщиков В-52, два-три тактических бомбардировщика F-111, 36 штурмовиков A-4, девять A-6, 18 A-7, три А-3, три А-1, один АС-130, 32 истребителя F-4, восемь F-105, один F-104, 11 F-8, четыре разведчика RB-66, пять RF-101, один О-2, один транспортный С-123, один вертолет СН-53.

Реальные результаты С-75 во Вьетнаме заведомо гораздо больше, но каковы они – сказать уже невозможно. Хотя вряд ли они достигают даже минимальных советских данных.

Очень высокая поначалу, к концу войны эффективность (то есть количество ракет, затраченных на один сбитый самолет) С-75 снизилась в несколько раз. Произошло это благодаря применению американцами средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), противорадиолокационных ракет (сначала AGM-45 «Шрайк», затем AGM-78 «Стандарт ARM») и новой тактики.

Тактика состояла в переходе американской авиации на малые и предельно малые высоты, то есть уход под нижнюю границу зоны поражения ЗРК. Обратной стороной этого тактического приема стало увеличение потерь от зенитной артиллерии и от аварий (столкновений с землей). А также снижение боевого радиуса (у земли выше плотность воздуха и соответственно расход топлива).

ИТОГИ ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ

В декабре 1972 года американцы очень громко «хлопнули дверью», проведя против ДРВ воздушную операцию «Лейнбакер-2».

Ею закончилась высокотехнологичная воздушная война – и, по сути, война с участием США вообще.

Эта операция была единственной, в которой на американских летчиков не накладывалось из Вашингтона никаких ограничений по местам и целям ударов. Исход операции крайне противоречив и неоднозначен: обе стороны до сих пор считают его своей победой, принудившей противника подписать Парижские соглашения (каковые, впрочем, стали де-факто политической капитуляцией Соединенных Штатов).

В ходе операции американцы сбросили на районы Ханоя и Хайфона 20 370 т бомб, убив при этом «всего» 1318 мирных жителей (по этому поводу американский генерал Дэвидсон всерьез написал: «Жертвы среди гражданского населения были поразительно незначительными»). Было разрушено до 80% электростанций ДРВ (в США по сей день считают это выдающимся военным успехом, а не «варварским разрушением гражданской инфраструктуры», каковым сейчас занимаются «русские агрессоры» на Украине).

ВВС Вьетнама потеряли три-пять МиГ-21, ВВС США – не менее 26 самолетов, в том числе 17 В-52, из которых 15 сбиты ЗРК С-75, один – упомянутым Фам Туаном на МиГ-21, еще один В-52 упал в результате столкновения с другим МиГ-21 (но неясно, был ли это намеренный таран или ошибка вьетнамского летчика). Советские данные об уничтожении 34 машин В-52 явно далеки от истины. Всего над Вьетнамом было сбито 22 В-52, хотя в советских источниках встречаются большие цифры, вряд ли имеющие отношение к реальности.

Также в ходе операции «Лейнбакер-2» ВВС США потеряли два средних бомбардировщика F-111, всего же во Вьетнаме полегло не менее 10 самолетов этого типа.

Главным героем воздушной войны США против ДРВ, безусловно, стал истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом», применявшийся в нескольких модификациях, в том числе в палубном варианте. В воздушных боях было потеряно не менее 59 «Фантомов», из них от ЗРК – не менее 32. При этом общие потери, признанные американцами, составили 761 самолет этого типа! Трудно предположить, что почти 700 машин погибло от зенитной артиллерии и от аварий. Следовательно, МиГи и тем более С-75 сбили гораздо больше «Фантомов», чем признано официально.

Тактико-технические характеристики истребителя F-5 были искусственно занижены по отношению к F-4, поскольку он создавался специально для экспорта. ВВС США использовали его над Южным Вьетнамом в качестве ударного самолета. Более 200 таких машин получили ВВС Южного Вьетнама, из них около 90 в 1975 году стали трофеями коммунистов.

Испытания нескольких из них в СССР показали, что F-5Е в маневренности значительно превосходил МиГ-21. Таким образом, американское командование совершило серьезную ошибку, используя в качестве основного истребителя F-4, а не F-5.

Для еще одной американской машины Вьетнам буквально стал могилой. F-105 «Тандерчиф» считался чрезвычайно перспективным самолетом и предназначался для прорыва ПВО и нанесения ядерных ударов по территории стран Варшавского договора. Однако во Вьетнаме было потеряно 395 из 833 выпущенных самолетов этого типа, после чего его карьера быстро завершилась.

Всего США потеряли во Вьетнаме от 3,7 тыс. до 4,2 тыс. самолетов. Впрочем, более половины этого количества было потеряно в Южном Вьетнаме – от зенитной артиллерии и пулеметов, а также на земле, в результате атак южновьетнамских партизан и северовьетнамских солдат на аэродромы. Как было выше, явного победителя в воздушной войне не было, но ущерб американцы понесли в ней колоссальный.

СССР по итогам войны создал мощнейшую наземную ПВО. Ее часть, оставшаяся на Украине, не обновлялась три десятилетия, но даже в таком состоянии она создает весьма серьезные проблемы современным ВКС РФ. 

Phantom Flyers: Воздушная победа над Северным Вьетнамом

Лейтенант Билл Джон яростно крутил колесико управления своим радаром AWG-10, пытаясь зафиксировать радар, когда его F-4 Phantom перевернулся, перевернулся и сильно потянул в сторону МиГ-21 впереди на них. Он понял это и крикнул пилоту, командиру Сэму Флинну: «Стреляй!» Казалось, на мгновение все замерло, но ничего не произошло. Джон еще два раза крикнул Флинну, чтобы он стрелял, но из-за неисправности ракета «Спэрроу» с радиолокационным наведением AIM-7 не смогла запуститься. Битва только началась.

Командир. Сэм Флинн (справа) и лейтенант Билл Джон (слева) сидят в своем F-4 Phantom незадолго до взлета, во время которого они сбили МиГ-21. Этот Фантом в настоящее время выставлен в Центре Удвар-Хейзи (Фото предоставлено Биллом Джоном)

Это было летом 1972 года, в самый разгар операции «Полузащитник»: агрессивной бомбардировки в последний год крупных воздушных операций во Вьетнамской войне. Цель ударов состояла в том, чтобы подорвать недавнее наземное наступление Северного Вьетнама, начатое той весной, продемонстрировать приверженность Соединенных Штатов защите Южного Вьетнама и оказать давление на Северный Вьетнам за столом переговоров. Для экипажей 31-й истребительной эскадрильи ВМС США (VF-31, «Томкаттеры»), 21 июня 19 г.72, был последним днем ​​их первого периода продолжительных операций на борту авианосца USS Saratoga перед запланированной неделей отдыха. Этот день оказался одним из самых знаменательных в истории отряда.

Старшим офицером эскадрильи был командир Сэм Флинн. В тот день он летел на F-4 Phantom со своим офицером радиолокационного перехвата (RIO) лейтенантом Биллом Джоном. Этот F-4 в настоящее время выставлен в Центре Удвар-Хази Национального музея авиации и космонавтики. Их ведомым был младший лейтенант Ник Стрельчук, еще совсем новичок в эскадрилье, только что закончивший свое время в учебной эскадрилье F-4. РИО Стрельчука был лейтенант Дэйв Арнольдс. До 21 июня 19 года группа летала вместе всего несколько раз.72, когда они были назначены на МиГКАП (боевое воздушное патрулирование против истребителей МиГ противника) для защиты от удара бомбардировщика по северо-вьетнамскому ракетному складу к северо-западу от Хайфона. Флинн надеялся «потроллить» вражеские аэродромы поблизости и вступить в бой с ВВС Северного Вьетнама в воздушном бою. Когда группа все еще находилась на первой дозаправке в воздухе, это желание исполнилось.

Лейтенант Билл Джон (вверху) рисует отметку победы в форме МиГа на воздухозаборнике F-4 Phantom в качестве командира. Сэм Флинн (внизу) наблюдает. (Фото предоставлено Биллом Джоном)

Радиолокационное судно

«Красная Корона» сообщило им по рации, что МиГи находятся в воздухе и направляются на север. Два нетерпеливых экипажа F-4 пересекли землю перед морским пехотинцем A-6 Intruder на станции, которая могла обеспечить электронное подавление наземных радаров противника. Без того вражеские ракетные объекты начали подсвечивать «Фантомы», а в небо взлетели зенитные ракеты (ЗРК). Победить ЗРК означало лететь на него в лоб и отрываться в последнюю секунду. Но операторы вражеских ракет знали это и часто стреляли не по одной. «Это была не первая ракета, о которой вы беспокоились, — вспоминал Джон. Экипажи немедленно приступили к маневрам уклонения, сбрасывая полоски металлической мякины, чтобы сбить с толку вражеские радары, и, как могли, уворачиваясь от ЗРК. Увидев, что Стрельчук оказался в правильном положении после уклонения, Флинн закричал: «Отель «Сьерра»! У нас есть хороший ведомый!»

Красная Корона снова сообщила по рации, что МиГи находятся примерно в десяти милях. Внешние топливные баки «Фантомов» были еще слишком полны, чтобы рисковать сбросить их, не повредив самолет. Им пришлось бы сражаться с еще висящими танками, которые не позволяли выстрелить двум из четырех их ракет AIM-7 Sparrow. МиГ-21 обычно летали низко, но не в этот раз. Стрельчук посмотрел вверх, увидел впереди МиГ-21 и крикнул: «Счет, час дня!» Флинн, все еще переживавший ранее неподтвержденный сбитый Ан-2 Кольт, сделал очень трудный выбор. Хотя он был командиром звена, он договорился, что тот, кто получит первый счет, получит первый выстрел. «Ты лидировал, — сказал Флинн Стрельчуку.

Арнольдс включил радар F-4, чтобы попытаться зафиксировать его, но система не работала. Было ли это вражеским глушением или неисправностью, радар не мог зафиксироваться. Понимая, что радар не сработает, Стрельчук навел свой «Фантом» прямо на приближающийся МиГ, пройдя как можно ближе к МиГу и уйдя в вертикальный набор высоты, где у «Фантома» могло быть преимущество. Но этот МиГ был не одинок. Флинн увидел второй самолет и пошел на него. «Я занят», — сказал он, когда роли снова поменялись — на этот раз Стрельчак вернулся в оборонительную позицию ведомого, когда Флинн и Джон проходили мимо МиГа. Когда они повернулись, чтобы прицелиться, Джон увидел третий МиГ-21, летевший высоко над ними.

F-4 Phantom, на котором Флинн и Джон сбили МиГ-21, в полете. Маркировка включает логотип VF-31 «Tomcatters» с тезкой их позывного: «Феликс». (Фото предоставлено Биллом Джоном)

Тот же самый F-4 Phantom, на котором летали Флинн и Джон, в настоящее время выставлен в Центре Удвар-Хейзи после модернизации до модели F-4S и службы в Корпусе морской пехоты США. (Смитсоновский институт NASM-NASM2004-18299)

Тот же самый F-4 Phantom, на котором летали Флинн и Джон, в настоящее время выставлен в Центре Удвар-Хейзи после модернизации до модели F-4S и службы в Корпусе морской пехоты США. (Фото NASM NASM-NASM2004-18299)

Пока Флинн и Джон летали вверх и вниз, преследуя свой МиГ, их ракета «Спэрроу» вышла из строя, несмотря на крики Джона стрелять. Джон выглянул и увидел Стрельчука и Арнольдса, но один из МиГов был прямо за ними, выглядя так, будто он тянул поводок и вот-вот выстрелит из орудий. Вместо ракеты с тепловым наведением «Атолл», запущенной с МиГа, Джон вызвал предупреждение: «Отломай!» Джон сказал Флинну: «Ник в 10 часов». Флинн сказал Стрельчуку: «Держи его в горелке и тяни!» Стрельчук видел приближающуюся ракету, но она была не одна. МиГ выпустил три ракеты. Стрельчуку удалось сломать замки ракеты, одновременно потянув к атоллам и опустив задние стабилизаторы, блокируя отвод тепла массивными двигателями «Фантома».

Увернувшись от ракет, Стрельчук сманеврировал в МиГ. Флинн и Джон последовали за обоими сражающимися самолетами, а третий МиГ все еще зловеще завис над их головами. Джону удалось захватить МиГ, который боролся со Стрельчуком, но ракеты AIM-7 снова не сработали. Флинн переключился на тепловые ГСН AIM-9 Sidewinder и дважды выстрелил, но оба промахнулись. Третий «Сайдвиндер» слетел с рельсов и попал прямо в выхлопную трубу МиГа, взорвавшись внутри двигателя самолета. Пилот МиГа отчаянно пытался спасти самолет, когда он упал в плоском штопоре.

лейтенант дж.г. Николас Стрельчук носил это снаряжение, которое в настоящее время выставлено в Центре Удвар-Хейзи, во время войны во Вьетнаме, когда он летал на F-4 Phantom в составе 31-й истребительной эскадрильи ВМФ. (Смитсоновский институт/Фото автора)

Церемония награждения на борту авианосца USS Saratoga . За участие в сбитии северовьетнамского МиГ-21 лейтенант (младший) Николас Стрельчук (крайний справа) и Дэйв Арнольдс получили Крест за выдающиеся заслуги перед полетом. Лейтенант Билл Джон (второй справа вместе с CDR Сэмом Флинном, частично скрыт) получил Серебряную звезду. (Фото предоставлено Биллом Джоном)

Слева направо: Билл Джон, Ник Стрельчук и Дэйв Арнольдс на воссоединении VF-31 в Центре Удвар-Хейзи в 2022 году, стоят с F-4 Phantom, на котором Джон и Флинн сбили МиГ-21 и масштабная диорама встречи. (Смитсоновский институт NASM2022-03521-S)

Стрельчук передал по рации «топливо для бинго», сообщив, что у них достаточно бензина, чтобы вернуться на корабль. Пока Стрельчук и Арнольдс мчались домой, Флинн оставался поблизости. Джон сказал, что им нужно идти. Флинн наблюдал за падением поврежденного МиГа, преследуемый невозможностью проверить Кольт, который он сбил ранее. На этот раз ему нужно было убедиться. «Да, да, мы идем через минуту», — сказал Флинн. Когда пилот МиГа катапультировался на высоте около 1000 футов, Флинн и Джон забронировали его оттуда и поняли, что им нужно лететь обратно через те же места ЗРК, через которые они прошли по пути. Но на этот раз у них не хватило топлива, чтобы справиться с уклонение от большего количества ракет. К счастью, А-6 «Нарушитель» был наготове, чтобы подавить радары Северного Вьетнама и обеспечить безопасное возвращение группы на 9-й рубеж.0007 Саратога . После победного броска все четыре члена экипажа благополучно приземлились для большого празднования.

Этот F-4 Phantom, хотя и не тот, на котором Флинн и Джон сбили МиГ, был тем, на котором они обычно летали, и их имена были указаны под фонарем. Экипажи не всегда летали на самолетах с указанными именами из-за технического обслуживания или доступности. Знак победы в виде МиГа на воздухозаборнике обычно ставился на самолетах, отмеченных фамилиями экипажа, завоевавшего победу. (Фото предоставлено Биллом Джоном)

F-4, на котором в тот день летали Флинн и Джон, а также летное снаряжение Стрельчука в настоящее время выставлены в Центре Удвар-Хази. Оглядываясь назад, Джон невероятно гордился победой в воздухе — событием, случавшимся редко во время войны во Вьетнаме. Но и он был немного разочарован. «Если бы все наши ракеты были исправны, в тот день у нас было бы три поражения», — вспоминал он. Неисправные ракеты были широко распространенной проблемой во время войны во Вьетнаме, поскольку в то время технология управляемых ракет находилась на ранней стадии развития.

Битва, в которой участвовали Флинн, Джон, Стрельчук и Арнольдс пятьдесят лет назад, демонстрирует трудности, с которыми столкнулись американские тактические пилоты во время войны во Вьетнаме — войны, в которой использовались передовые технологии, поскольку поле боя становилось все более электронным и изощренным. Экипажам приходилось совмещать гораздо более широкий набор специализированных задач, чем пилотам предыдущих поколений, используя самолеты, датчики и компьютерные технологии, о которых их предшественники могли только мечтать. При этом они проложили путь будущим пилотам и инженерам для дальнейшего развития этих технологий и тактики в боевые возможности, которые сегодня используют ВМС США и другие военные авиаторы США.

Этот МиГ-21 (кодовое название НАТО «Fishbed»), выставленный в Центре Удвар-Хейзи, представляет собой тот же тип самолета, который Флинн и Джон сбили в июне 1972 года. Он был известен своей большей маневренностью при горизонтальном повороте. чем F-4 Phantom в воздушном бою, но был слабее в вертикальных маневрах. (Смитсоновский институт NASM2006-21732)

Похожие темыАвиацияВоенная авиацияМорская авиацияВойна и конфликтыПосле холодной войныВойна во Вьетнаме

Что не смог F-4 Phantom? | Журнал Air & Space

Во Вьетнаме ВМС США использовали F-4 для наземных атак.

Сначала попробовали F-104. «Недостаточно крыла или тяги, — вспоминает Джек Петри, полковник ВВС США в отставке. Когда инженеры НАСА запускали ракеты на мысе Канаверал во Флориде в 1960-х годах, им нужно было, чтобы пилоты летели достаточно близко, чтобы снять ракеты, разогнавшиеся до 1 Маха на высоте 35 000 футов. Петри был одним из избранных. И предпочтительным самолетом для погони был McDonnell F-4 Phantom.

«Эти два двигателя J79 имели решающее значение, — говорит Петри. После погружения со скоростью 1,2 Маха, синхронизированного с обратным отсчетом запуска, он «прошел инверсионный след [ракеты]» до точки перехвата, настраивая скорость сближения и обновляя управление полетом, в то время как камеры, установленные под каждым крылом, снимали фильм со скоростью 900 кадров в секунду. Сравнявшись по скорости с ракетой «Титан» в течение 90 экстремальных секунд, «Фантом» пронесся сквозь оглушительный поток ракеты, а затем оторвался, когда ракета устремилась к космосу. Петри говорит о поездке по Титану II в двухместном истребителе: «Абсолютно красиво. Видеть эту огромную штуку в полете и быть с ней прямо в воздухе — вы можете себе представить волнение».

***

За почти четыре десятилетия службы в вооруженных силах США «Фантом» выполнял все боевые задачи, которые перед ним ставились, — почти все когда-либо поставленные задачи.

«Все, с чем нам приходилось работать в начале, было блеском в глазах клиента», — сказал Джеймс С. Макдоннелл о создании Phantom. В 1954 году амбициозный основатель McDonnell Aircraft лично доставил в Пентагон предварительные эскизы, основанные на запросе ВМС США на двухмоторный истребитель завоевания превосходства в воздухе. ВМС одобрили концепцию McDonnell, а также конкурирующее предложение от Chance-Vought, которое обновило F8U Crusader.

Навесы на авиабазе в Дананге укрывали F-4 от минометов и ракет. Складывающееся крыло F-4 облегчало передвижение по борту авианосца. Стив Ричи (переднее сиденье) и Чак ДеБелвью вместе сбили четыре МиГа. В 2005 году четыре «Фантома», окрашенных в маркировку вьетнамской эпохи, совершают демонстрацию наследия ВВС США над Флоридой. Дуг Джойс тренировался на военной базе Дэвис-Монтан в Аризоне, прежде чем летать на F-4 в ночных полетах во Вьетнаме. F-4 совершает тренировочную посадку на USS 9.0064 Мидуэй 15 июня 1963 года. Пилот-призрак Джон Чезире выполнял боевые задания с Мидуэя во время войны во Вьетнаме. ВВС США станут крупнейшим заказчиком McDonnell Aircraft F-4. F-4M поднимается вертикально над Германией 24 октября 19.89. Компания McDonnell Douglas изготовила 116 вариантов M для британских Королевских ВВС, которые использовали этот самолет для нанесения ударов с малой высоты и разведки. Фантом был известен своими дымными двигателями. F-4G (слева) и F-16 готовятся к отправке в Саудовскую Аравию для первой войны в Персидском заливе. F-4 был Wild Weasel, которому было поручено уничтожать объекты зенитно-ракетных комплексов в Ираке. Патч миссии «Ласка».

В районе фабрики McDonnell’s в Сент-Луисе, штат Миссури, известном как клетка передового дизайна — группа из трех столов и нескольких чертежных досок, разделенных гипсокартоном с проволочной сеткой — всего четыре инженера работали над самолетом, который должен был привести в движение морскую авиацию. в будущее. Пока инженеры работали, военно-морской флот прояснил свою концепцию превосходства в воздухе: службе требовался двухместный высотный перехватчик, чтобы нейтрализовать угрозу, которую советские бомбардировщики представляли для нового американского флота суперавианосцев типа «Форрестол». Получив обозначение F4H-1, проект вскоре поглотил все ресурсы McAir, как называлась компания. К 19В 62 года руководитель программы F-4 Дэвид Льюис станет президентом компании.

Философия проектирования McDonnell’s и ВМФ предполагала следующую войну, а не последнюю. Задняя кабина F-4 предназначалась для пассажиров на заднем сиденье, которые наверняка справились бы с большим информационным грузом. В боях завтрашнего дня артиллерийская стрельба была заменена ракетами с радиолокационным наведением. Хотя планер и не был строго твердотельным, он был оснащен самыми современными средствами: радаром Westinghouse, системой управления ракетным огнем Raytheon, передовыми навигационными системами и аналоговым компьютером данных о воздухе. Сеть бортовых датчиков простиралась от носа до хвоста.

Интеграция 30 000 электронных деталей и 14 миль электропроводки на заводе дала специалистам по устранению неполадок хорошую подготовку и безопасность работы. Компоненты «щека за щекой» генерировали конфликтующие источники электромагнитной энергии. Напряжение переходило от провода к проводу, вызывая сумасшедшие сбои: датчики показывали 800 галлонов, когда топливные баки были пусты. Насколько запутанными могут быть сбои, было продемонстрировано, когда сбивающие с толку потери управления были связаны со случайным соответствием между высотой голоса одного летчика-испытателя в микрофоне гарнитуры и конкретным резонансом сигнала, управляющего активацией автопилота.

После того, как F-4 уничтожил F8U-3 в соревновательном полете, Джордж Спангенберг, официальный представитель Управления аэронавтики ВМФ, заявил: «Эпоха одноместных истребителей мертва». Хотя его двигатели General Electric J79 объявили о своем прибытии дымовым следом, видимым на расстоянии 25 миль — визитная карточка Phantom, на разработку которой уйдет два десятилетия — первые серийные модели F-4 сошли с конвейера McDonnell со скоростью 2 Маха в качестве стандартного оборудования. и гарантия 1000 часов. Доставлен на военно-морскую авиабазу Мирамар в Калифорнии 19 декабря. 60 как защитник флота, специально созданный для перехвата высоколетящих ядерных противников, мощный, оснащенный технологиями F-4, казалось, предвещал тот же отход от ортодоксальности 1950-х годов, что и инаугурационная речь Джона Ф. Кеннеди. тогда только через несколько недель.

Авиаторы ВМФ в начале 1950-х годов обходились реактивными самолетами, которым мешали посадки на авианосцы. «Я бы не сказал, что действительно стремился летать на [McDonnell] F3H Demon», — говорит Гай Фриборн, командующий ВМС в отставке, о неуклюжем дозвуковом самолете, из которого ему когда-то приходилось катапультироваться. «Но однажды рядом с ним стоял этот прекрасный новый F-4». Внезапно авианосцы, такие как «Фриборн», которые проведут два боевых вылета во Вьетнаме на переднем сиденье «Фантома», оказались единоличными владельцами самого крутого истребителя на Земле.

К новому реактивному самолету нужно было привыкнуть. Чтобы заставить F-4 летать и сражаться, требовались командные усилия: пилот впереди и офицер радиолокационного перехвата (RIO) сзади. Дух одинокого охотника-убийцы, не говоря уже о способности в одиночку смазывать ненадежные посадки на палубу авианосца, способствовал формированию сильной культуры «сделай сам» среди пилотов-истребителей ВМФ. Как обработать представление о РИО (он же «парень сзади», он же «голос в багажном отделении»), который даже не был пилотом, заглядывающим через плечо?

Воздушные бои во Вьетнаме оказали уточняющее влияние на отношение пилотов к РИО. «Мне это понравилось, — говорит Джон Чесире, совершивший 197 боевых вылетов на «Фантоме» во время двух туров по Вьетнаму. «Мы разделили наши обязанности, и он уберег меня от неприятностей. Перед боем рабочая нагрузка была настолько высока, что я действительно полагался на парня позади меня».

Лететь в бой без стрелкового оружия — другое дело. «Это была самая большая ошибка при создании F-4, — говорит Чесире. «Пули дешевы и, как правило, летят туда, куда вы их целите. Мне нужен был пистолет, и я очень хотел, чтобы он у меня был».

«Каждый в RF-4 хотел, чтобы у них было оружие на самолете», — говорит Джек Дейли, генерал морской пехоты США в отставке и директор Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. легко преобразовать стандартный F-4 в RF-4B, ​​разведывательный самолет с камерой. Однако самым удобным для фотографирования качеством самолета была скорость. RF-4B в одиночку и без оружия улетели вглубь недружественного воздушного пространства. «Скорость — это жизнь», — любили говорить пилоты «Фантомов».

Находясь на переднем сиденье фоторазведчика «Фантом» Корпуса морской пехоты в более чем 250 миссиях, Дейли было поручено поддерживать морских пехотинцев на земле с помощью пленочных и инфракрасных изображений. «Мы пытались отследить передвижение вьетконговцев, идущих по тропе Хо Ши Мина, — говорит он. «Они часто перемещали свои грузовики по ночам. Мы могли бы летать по дороге, вставлять патроны со вспышками и ловить их на открытом воздухе».

У пилотов-разведчиков на RF-4 были веские причины мечтать об оружии: фокусное расстояние объектива камеры RF-4 и необходимый охват фотосъемки требовали режима полета, не предусматривающего действия по уклонению. «Для фотографических целей они хотели, чтобы вы летели прямо и ровно на высоте около 5000 футов», — говорит Дэйли. Предсказуемая траектория полета и отсутствие оборонительного вооружения сводили калибры противника от зенитной артиллерии к стрелковому оружию. «Нас обливали каждый день, — говорит Дейли. Часто сухопутные войска использовали просто заградительный огонь — большие группы одновременно стреляли в небо из винтовок и другого оружия. Призрак Дейли попадал в девять раз. Винтовочный снаряд однажды пробил кабину, едва не попав в него. В другой раз он приземлился с настолько сильным повреждением двигателя, что «вы могли видеть сквозь него свет».

Военно-морские летчики были грубо приобщены к идиосинкразии F-4: когда самолет и палуба расходились, нос «Фантома» сначала медленно поднимался. И с небольшой скоростью нос может чрезмерно повернуться до положения, близкого к сваливанию, если его не контролировать. «Это было довольно дико, — говорит Чешире. «Всегда было очень весело наблюдать за взлетом новых парней».

Быстрая реакция турбореактивных двигателей J79 сделала посадку на авианосец более безопасной. Раньше двигатели часто отставали от срочных запросов мощности. В памятный момент посадки на USS Мидуэй Чесир понял, что его хвостовой крюк не зацепил страховочный трос — после того, как он уже полностью запустил оба двигателя на холостом ходу (ошибка новичка). Бортовая камера Midway зафиксировала, как его Фантом спрыгнул с конца носителя. Он дал газу вперед. Вместо большого всплеска снова появился F-4 — «идущий прямо вверх, на полном форсаже», — говорит Чесире, — когда J79 доставили своевременную тягу.

***

Боевое воздушное патрулирование носило упреждающий характер: вместо сопровождения или защиты F-4 отправлялись на поиски неприятностей. Пилоты МиГов ВВС Северного Вьетнама с радостью согласились. Гай Фриборн в составе патруля с двумя «Фантомами» для подстраховки МиГов, базирующихся в Ханое, стартовал с авианосца USS 9.0064 Созвездие , 10 августа 1967 года. «Мы были голодны», — говорит Фриборн, который никогда не сталкивался с МиГами. Скрываясь под тонким слоем облаков, «мы решили, что можем быть довольно близко к их пути. Тогда, черт возьми, из облаков прямо над нами вылетают три МиГ-21».

«Фантомы» перешли на форсаж и разогнались до 575 миль в час, чтобы накопить достаточно энергии для агрессивного поворота. F-4 теряли скорость при повороте — «Это был большой, грязный самолет с точки зрения лобового сопротивления», — говорит Фриборн, — так что МиГи обычно могли превзойти «Фантомы». Но причудливая работа ног русского истребителя не часто превосходила грубое ускорение F-4.

Головной «Фантом» запустил две ракеты «Спэрроу», которые потеряли радиолокационную привязку МиГов. Помимо привередливого, управляемого радаром Воробья, у Фриборна были и другие проблемы: за ним сидел РИО без боевого опыта. «Я чувствовал, что не могу рассчитывать на то, что он сохранит хладнокровие, заблокирует радар и сделает то, что он должен был сделать», — вспоминает он. Когда «Фантомы» быстро сократили разрыв, он выбрал «Heat» на своем селекторе оружия на переднем сиденье и запустил AIM-9 Sidewinder. Тепловая ГСН нацелилась на один из МиГов и поразила его. Несмотря на дым и оставшееся топливо, истребитель оставался в воздухе. Прежде чем Фриборн успел нанести решающий удар, ведущий пилот F-4 добил МиГ с помощью Sidewinder. «Я сказал своему пассажиру на заднем сиденье: «Смотри! Этот ублюдок только что выстрелил мой МиГ!»

Когда осталась только одна цель, Фриборн быстро активировал еще один Сайдвиндер, который тут же дал осечку. «Я сказал: «О, чувак, это просто не мой день». Он еще раз прокрутил селектор оружия и зажег следующий AIM-9. «Этот разорвал его на куски, — говорит он. Позже он обнаружил, что ни один пилот МиГа не выжил.

Третий МиГ-21? В последний раз его видели за много миль, «убегая в сторону Ханоя», — говорит Фриборн.

***

До стелса была ночь. Тьма прикрывала «Полуночников» ВВС 497-я эскадрилья тактических истребителей, базирующаяся в Убонратчатхани, Таиланд, во время войны во Вьетнаме. «Когда я впервые вошел в эскадрилью, я заметил, что все выкрашено в черный цвет, — говорит Дуг Джойс, ныне полковник ВВС в отставке.

Миссии сосредоточены на тактическом перехвате и передовом воздушном управлении. Стандартные удары были двусторонними делами. «Мы редко летали большими стайками, как в тот день, — объясняет Джойс. «Мы также не могли много дергаться, когда спускались по желобу во время бомбометания, из-за риска пространственной дезориентации в темноте». Из «Фантомов» с выкрашенными в черный цвет брюшками «Ночные совы» выпускали как немые бомбы, так и бомбы с лазерным наведением, а также кассетные бомбы. Надвигающаяся местность и наземный огонь представляли опасность: «37-мм зенитные установки представляли наибольшую угрозу», — говорит Джойс. «Когда они не могли тебя видеть, они просто стреляли повсюду. Конечно, если бы был хоть какой-то лунный свет, этот F-4 показался бы большой черной фигурой в лунном свете».

Одной из главных ночных смен, отведенной для самых опытных Сов, была поддержка B-52 во время бомбардировок Ханоя. «Это было довольно захватывающе, — говорит Джойс, описывая пиротехнику в ночном небе весной 1972 года. — В самом начале, даже при поддержке Wild Weasel, они выпустили в нас сотни ЗРК [ракет класса «земля-воздух»]. На высотах, на которых находились B-52, мы были близки к практическому потолку F-4. Вы не хотели использовать афтербернер, потому что просто зажгли себя. И вы не могли маневрировать в этих порядках, потому что рядом с вами были другие самолеты».

Шлейфы металлических полос, называемых соломой, были выпущены для отвлечения ЗРК с радиолокационным наведением, стрелявших по B-52. Однако Джойс говорит, что это имело противоположный эффект на F-4, рассеивающих его: «Вот мы находимся в этой очень хорошо защищенной среде ЗРК, и мы появляемся на экранах вражеских радаров на остром конце яркого потока мякины». Это было похоже на стрелку, указывающую на «Фантом» операторам ракет Северного Вьетнама (см. «Ракетчики Северного Вьетнама», декабрь 2014 г. / январь 2015 г.).

***

«Я всегда говорил, что если вы беспокоитесь о смерти, значит, вы плохо справляетесь со своей работой, — говорит Чак ДеБелвью, полковник ВВС в отставке. Он не слишком беспокоился. Во Вьетнаме ДеБелвю совершил 220 вылетов на F-4 и сбил шесть МиГов, став самым результативным асом Америки в войне.

В 1963 году с конвейера McDonnell сошел наземный вариант «Фантома». Оптимизированный как для наземной поддержки, так и для завоевания превосходства в воздухе, F-4C ВВС отличался наличием органов управления полетом как на переднем, так и на заднем сиденье и был подготовлен для ручного бомбометания с пикирования и тактического перехвата. Со временем ВВС закупили вдвое больше F-4, чем ВМФ.

Избыток пилота поместил ДеБельвью на заднее сиденье F-4 в качестве офицера по системам вооружения. В отличие от своего коллеги из ВМФ, первыми на заднем сиденье F-4 ВВС США были пилоты. Однако вскоре ВВС решили, что штурманам больше подходят F-4 WSO — или «Wizzos». «Многим пилотам не очень нравилось садиться на заднее сиденье, — говорит ДеБелвью. «Но, как штурман, я был просто как розовый». В ноябре 1971 года он был направлен в 555-ю тактическую эскадрилью в Удорне, Таиланд.

ДеБелвью вспоминает, что в тот день, когда он доложил, он получил резкое приветствие от планировщика 555-го. «Он посмотрел на меня и сказал: «У тебя есть один год, если ты жив. Завтра утром вы отправляетесь в утренний патруль». В качестве офицера по системам вооружений ДеБелвью совершил почти 100 вылетов вглубь Северного Вьетнама.

«Пересекая забор и попадая в воздушное пространство Северного Вьетнама, вы начинаете нервничать, — говорит ДеБелвью. По его словам, после того, как F-4 вступил в бой с противником, «все, что происходило за пределами кабины, для меня не имело значения». С надвигающимся событием жизни или смерти, вырисовывающимся на почти сверхзвуковых скоростях, он сузил свое внимание к управлению системами вооружения, обнаружению вражеского самолета на радаре, расчету направления перехвата и предоставлению переднему пассажиру того, что ему нужно было знать.

9 сентября 1972 года ДеБелвью вместе с пилотом Джоном Мэдденом выполняли патрульную миссию в Северном Вьетнаме. После этого он должен был совершить один из последних рейсов из Ханоя. «Мы пересекли Красную реку, и в 11 часов я заметил на радаре две метки, — вспоминает он. Он сразу понял, что они имели в виду: «МиГ-19 — очень опасный самолет, — говорит он. «Мы не могли убежать — у нас не было бензина, чтобы бежать. Так что нам пришлось драться. Мы напали на них». Оба МиГа сбросили топливные баки, готовые к грохоту. «Они превратились в нас, и бой начался, — говорит он.

«Мы выпустили два «Сайдвиндера» по следующему МиГу, — говорит он. «Один попал в него, и он выбыл из боя». ДеБелвью не мог видеть, что противник действительно разбился и сгорел, что официально сделало его асом. «Но другой парень все равно сильно обращался к нам, поэтому мы сосредоточили все свое внимание на нем», — говорит он. F-4 запустил тепловую головку самонаведения, которая тут же взлетела из виду. «Похоже, он направлялся к солнцу, что не является хорошей новостью», — говорит он. «Даже с заднего сиденья я мог видеть МиГ, и к этому времени он действительно делал на нас ракурсы».

В поле его зрения появилась полоса: заблудший Сайдвиндер снова присоединился к битве. Он попал в форсажную камеру МиГа. «Он выкатился на уровень крыльев, а затем перевернулся», — говорит ДеБельвю, пилот МиГа. «Он был на высоте двенадцать или полторы тысячи футов, когда начал сплит-S. Первые 90 градусов были идеальными. После этого он превратился в прах.

Даже когда его тост в офицерском клубе в ночь его пятой и шестой побед, «они вручили мне переводные документы и сказали, чтобы я был готов уйти в шесть утра следующего дня», — говорит он. ВВС сняли асов с боя. В Штатах, закончив курсы пилотов, он вскоре снова оказался в «Фантоме» — на этот раз на переднем сиденье. Когда 26 лет спустя он уволился из ВВС, Чак ДеБелвью был последним американским асом на действительной военной службе.

***

Джим Шрайнер летал на А-10 ВВС США и в 1990 году собирался устроиться на работу в офис, когда ему предложили еще один полет. Он предложил General Dynamics F-16 или McDonnell Douglas F-15, элитные истребители того времени. В своей книге Магнум! «Дикие ласки в буре в пустыне » в соавторстве с Бриком Эйзелем он описал свое задание вместо этого летать на F-4G 1969 года выпуска. «Это все еще был истребитель, — говорит он сегодня, — но не совсем то, о чем я думал».

Спустя двадцать лет после того, как ЗРК сбили более 200 американских боевых самолетов во Вьетнаме, пилоты «Дикой ласки», такие как Шрайнер, подняли модернизированные «Фантомы» в заполненное ЗРК небо во время операции «Буря в пустыне» 19 января.91. На этот раз результат был совсем другим: ни один американский самолет не был сбит иракским ЗРК с радиолокационным наведением.

Самолеты Wild Weasel F-4 были оснащены радиолокационной системой самонаведения и предупреждения AN/APR-47, которая позволяла им выявлять ракетные установки. Кроме того, конфигурация заднего сиденья была изменена для размещения дополнительных радиолокационных прицелов и инерциального навигационного оборудования. Наиболее подходящим вооружением Weasel были две или четыре высокоскоростные противорадиолокационные ракеты AGM-88, разработанные для того, чтобы следовать за лучом радара ЗРК прямо к его источнику.

В 2 часа ночи в первую ночь войны Шрайнер и его сидевший сзади Дэн Шарп, половина миссии с двумя самолетами, быстро обнаружили иракские точки ЗРК. Вначале северовьетнамские операторы ЗРК соединили точки (включенный радар равен ракете, взорвавшейся через крышу) и научились отключать свой радар до последнего момента перед запуском. «Иракцы еще не поняли, что открывать эти объекты — плохая идея, — говорит Шрайнер. «Значит, они включили их всех». Результатом стала «среда, насыщенная целевыми объектами», — говорит Шрайнер. «Много вещей, чтобы посмотреть и пострелять».

В кабине он наблюдал, как каждая противорадиолокационная ракета нашла свою цель, и значок, представляющий точку ЗРК на экране радара «Фантома», сменился символом, указывающим, где она раньше . Угрозы «воздух-воздух» не были проблемой — AIM-7 Sparrow, которые использовались для самообороны, никогда не использовались. «Для этого никогда не было никакой причины, — говорит Шрайнер. «Если бы возникла какая-либо угроза, у нас было бы достаточно F-15 в воздухе, чтобы уничтожить их». Ни один из «Диких ласк» не был поражен чем-то большим, чем наземный огонь малого калибра. «Мы продолжали летать, пока они не призвали к прекращению воздушной войны», — говорит Шрайнер.

***

«Да, 68 000 — это намного больше рабочего диапазона F-4», — говорит Джек Петри. «Мы не должны были подниматься выше 50, поэтому мы никому не сказали». В тот январский день 1965 года, когда он и его пассажир на заднем сиденье, капитан Рэй Сил, преследовали ракету «Титан-2», «столкновение» их «Фантома» — энергия полета — вытолкнуло космическую программу из зоны комфорта.

В наушниках своего шлема Петри слышал, как нервничает диспетчер полигона на мысе Канаверал: «Прекратите», — повторил диспетчер.

«Отрицательно», — ответил Петри, заверив диспетчера, что его ограниченный импульс не помешает ракете. «Вся идея заключалась в том, чтобы держать самолет наведенным на ракету, — говорит он. «Поэтому мы оставались с ним до тех пор, пока у нас была скорость полета — чтобы камеры работали».