Уже Крикун, а будет ли шах и мат — посмотрим
Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: | Валерий Смирнов |
Ажиотаж вокруг нового российского самолета Checkmate нарастает. Словно получив отмашку от руководства, отечественные СМИ наперебой перечисляют достоинства и технические совершенства новой машины, которая еще не то что не летала, но даже не делала пробежек по аэродрому. Эксперты, полуэксперты, аналитики и просто журналисты, весьма далекие от боевой авиации, соревнуясь друг с другом, взахлеб расхваливают Checkmate, показанный на авиасалоне «МАКС-2021». Дописались уже до того, что новый самолет называют «убийцей» F-35. В «Википедии» даже появилась страничка, посвященная Су-75 «Checkmate».
Чучело или тушка?
Что имеем? Checkmate — это коммерческое название однодвигательного легкого тактического истребителя, созданного по технологии «стелс», который, возможно, получит внутреннее обозначение — Су-75.
Но генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь настроены очень оптимистично. Заявлены сроки начала летных испытаний Checkmate — 2023 год, и год запуска самолета в серийное производство — 2026-й. Для подобных заявлений нужны веские основания, ведь разработка такой машины без инвестиций собственного государства или заинтересованных стран является рискованным делом.
Хотя вице-премьер Юрий Борисов сообщил «Интерфаксу», что заказчик на новый самолет уже есть, правда, не уточнил, из какой страны. Складывается впечатление, что Ростех и ОАК, уже имея, что вполне вероятно, иностранного инвестора, рассчитывали на господдержку или госзаказ в лице Министерства обороны.По образцу, представленному на выставке, сложно понять, что же было выставлено: натурный макет, демонстратор или же подсобранный образец, который доведут до летного состояния. Полумрак в ангаре, ограждение, не позволяющее подойти ближе, и цветная подсветка не давали возможности толком рассмотреть экспонат и сделать однозначные выводы. И мнения экспертов разошлись по этому поводу. Юрий Слюсарь, а также заместитель главного конструктора самолета Алексей Булатов утверждают, что это опытный образец и именно он поднимется в воздух меньше чем через год. Вероятно, у ПАО «Сухой» есть еще один экземпляр, на котором проводят статические испытания конструкции, так как при этом вся конструкция или ее часть, как правило, разрушается.
Заместитель главного конструктора самолета Алексей Булатов, которого цитирует ТАСС, сказал следующее: «Перед вами стоит образец — это не просто макет, это не просто демонстратор. Это самолет, который в воздух и поднимется. Необходимы, конечно, работы по подготовке его к полету. Меньше чем через год у нас закончатся статические испытания самолета, которые позволят нам выйти на организацию первого полета».
Су-75 и Су-57 — что общего
Проект под названием Checkmate может повторить судьбу самолета Су-57 и танка Т-14 «Армата». При всех очевидных достоинствах этих машин Министерство обороны не торопится заказывать их для себя, во всяком случае, в массовом порядке. Это настораживает и отпугивает потенциальных покупателей. И Су-57, и «Армата» Т-14 были с помпой представлены и на выставках, и на парадах в течение не одного года. Но до сих пор «Армат» в армии ровно столько, сколько нужно для парадного строя на Красной площади, а Су-57 не больше того, сколько необходимо для показа на авиасалонах.
Министерство обороны занимается модернизацией танков Т-72 и Т-80, заказывает традиционные для ВКС РФ тяжелые двухдвигательные истребители Су-30 и Су-35 и не торопится осваивать новинки. Учитывая все это, не спешат покупать технику и иностранцы.Бюджетное пятое
Организаторами шоу под названием Checkmate были озвучены летные и технические характеристики новинки, которые подхватили мейнстримовские СМИ, выдавая их как уже подтвержденные. Заявленные производителем данные действительно впечатляют, особенно потолок и дальность полета, но следует понимать, что расчетные теоретические выкладки могут быть весьма далеки от результатов, полученных в ходе испытаний. И это касается не только летно-технических данных, но и заявленной стоимости самолета.
Ведущие российские информационные агентства записали Checkmate в основные конкуренты Dassault Rafale, JAS 39 Gripen и самолетам пятого поколения Lockheed Martin F-35 и китайскому Shenyang J-35. Даются прогнозы, что российский самолет станет бюджетным вариантом однодвигательного самолета пятого поколения, созданного по технологии «стелс» для стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Латинской Америки. Именно поэтому на авиасалоне «МАКС-2021» в ангар с новым самолетом постоянно привозили многочисленные иностранные делегации.
Зарубежная пресса
За характерную форму воздухозаборника иностранная пресса окрестила новый самолет Screamer («Крикун»).
Обозреватели журнала Military Watch Magazine, ссылаясь на источник, близкий к российской оборонной промышленности, уверенно называют Объединенные Арабские Эмираты инвестором и основным заказчиком Checkmate. При этом проводится параллель с разработкой китайского самолета JF-17 для Пакистана на деньги заказчика, заинтересованного в этом самолете.
В феврале 2017 года Россия и ОАЭ на выставке IDEX 2017 заявляли о начале совместной разработки самолета пятого поколения. Однако американцы предложили арабам свой F-35 на интересных условиях, и от программы арабы вроде как отказались. Сейчас у Эмиратов стоят на вооружении французские самолеты Mirage 2000 и легкие американские F-16E Desert Falcon. Вполне вероятно, по мнению обозревателей Military Watch, что Эмираты возьмут на вооружение оба самолета — и американский F-35, и разрабатываемый Checkmate.
Военный эксперт журнала The National Interest Марк Епископос отмечает, что новая российская разработка имеет хороший экспортный потенциал. Даже в случае неизбежного подорожания самолета в ходе испытаний и запуска в серию Checkmate может составить сильную конкуренцию американскому и китайскому «стелсам». И если заявленная стоимость в 25-30 миллионов долларов будет просто базовой ценой без учета конфигурации, состава оборудования и вооружения для конкретного заказчика, то и в этом случае самолет дешевле двухдвигательных Су-35С и Су-57 и, несомненно, вызовет интерес на рынке вооружений.
Другой журналист, пишущий для NI, Себастиан Роблин, более осторожен в своих высказываниях и оценках перспектив нового самолета. В качестве примера он приводит историю разработки и закупок самолета Су-57. До сих пор этот самолет не получил свои запроектированные двигатели, а Министерство обороны не торопится его заказывать.
В результате есть заказ на 78 машин, но за прошлый год было выпущено всего четыре экземпляра, и этот факт плохо сказывается на экспорте самолета. Заказчики более склонны доверять машине, которая стоит на вооружении самой страны-производителя. В таком случае уже отлажена система поставок частей и оборудования для ремонта и обслуживания техники и не возникнет проблем с эксплуатацией самолета в других странах.Отсутствие государственного финансирования тоже плохо сказывается на возможности продвижения новой техники на международном рынке. Слишком оптимистичны также, по мнению Себастиана Роблина, заявления руководства Ростеха и ОАК о запуске Chekmate в серийное производство к 2026 году. Существующие производственные линии загружены сборкой других самолетов «Сухого», и для запуска в серию новой машины понадобится развертывание нового производства.
На момент написания статьи стало известно, что генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь определил завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) как базовый для производства нового Су-75. На сегодняшний день завод производит Су-35С и Су-57.
Окажется ли новый самолет, метко прозванный в зарубежной печати «Крикуном», шахом и матом своим зарубежным аналогам — покажет время.
Дайджест прессы за 12 августа 2021 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
“Стелс” в истории авиации
“Стелс” в истории авиации
От популярных СМИ часто можно услышать, что первыми придумали “невидимые” для радаров самолёты в Штатах, сразу после неудач во Вьетнаме. Между тем, это ни разу не так.
Почему? Потому что наземные РЛС для обнаружения самолётов активно использовались ещё во время Битвы за Британию (1940). Уже тогда РЛС, предупреждая силы ПВО Великобритании о воздушном нападении, доставляли определённые проблемы германским ВВС. Довольно странно было полагать, что учёные и инженеры, в деталях представляя принципы работы РЛС, не задумались бы о создании малозаметных для РЛС самолётов.
Правда, с технологиями были проблемы: использовавшиеся схемы самолётов, применявшиеся материалы, воздушные винты, поршневые двигатели – всё это делало создание малозаметных самолётов неразумным. Понятно, что в теории можно было бы уже к середине 40-х годов прошлого века сконструировать и построить малозаметный (по сравнению с) истребитель, используя деревянные, пластиковые “панели” и несущие элементы, установив реактивный двигатель, склеивая элементы конструкции, применяя другие хитрости. Однако выгода от снижения радиолокационной заметности не перевесила бы дороговизны и непрактичности такого самолёта.
(Истребитель Hawker Hurricane)
Несмотря на многолетнюю известность “в теории”, практическое применение технологии снижения радиолокационной заметности стали получать лишь тогда, когда затраты на их претворение в реальность приблизились к разумным суммам, а выгода от применения оказалась заметна на фоне диктуемых технологиями ограничений.
Кстати, к первым самолётам, реализующим идею “малой заметности”, часто относят германский Go 229 – экспериментальный реактивный самолёт начала 40-х годов прошлого века, выполненный по схеме “летающее крыло” (на иллюстрации, открывающей заметку).
А малозаметность самолётов для РЛС всё-таки использовалась и во Вторую Мировую, всеми сторонами, правда, весьма ограниченно и без вынесения “Стелс” в титульную особенность самолёта. Так, для решения некоторых задач (например, ночная бомбардировка, ночная разведка) использовались небольшие деревянные самолёты старых конструкций. Надо заметить, что такие самолёты ещё и представляли собой весьма сложную цель для ночных истребителей, оборудованных бортовыми РЛС.
Так что “невидимость” придумали вовсе не Штаты, и вовсе не после Вьетнама.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/07/28/1599/
Далее — мнения и дискуссии
(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы. )
Интернет-журнал, который ведёт Александр Венедюхин
Кратко этот сайт характеризуется так: здесь можно узнать про технологический прогресс, Интернет, математику, криптографию, авиацию, компьютеры, авиационные компьютеры, вооружения, роботов, вооружение роботов, армии мира, астрономию, космические исследования. И иногда о чём-то ещё (избранные записки).
Подробнее — см. страницу «О сайте».
Технические подробности об устройстве сайта.
Для писем:
Простой поиск по запискам
словосочетаниесамолетов-невидимок | значение и примеры использования
словосочетание на английском языке
значение слов стелс и самолет
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с самолетом.
незаметность
прилагательное [перед существительным]
великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/stelθ/нас
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/stelθ/
используется для обозначения самолетов, оружия и т. д., которых нельзя увидеть …
См. больше на
самолет
существительное [C]
uk
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈeə.krɑːft/нас
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈer.kræft/
любое транспортное средство с двигателем или без него, которое может летать, например, самолет …
Подробнее см. самолет
Примеры самолетов-невидимок
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Я всегда считал, что малозаметность самолет станет особенностью боевых самолетов будущего.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
.Большинство самолетов-невидимок используют матовую окраску и темные цвета и работают только ночью.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Земля в прошлом и земля в настоящее время могут быть сделаны дифференциальные сравнения, чтобы определить траектории полета и высоты малозаметных самолетов .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Добавлены некоторые новые юниты, такие как стелс самолет .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Эти методы заимствованы из технологии малозаметности самолетов , хотя некоторые аспекты, такие как уменьшение кильватерного следа, уникальны для конструкции кораблей-невидимок.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Программа летных испытаний подтвердила возможность создания летного самолета-невидимки .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Хорошая электронная разведка может быть очень важна для скрытных операций; малозаметность самолет нельзя полностью обнаружить и нужно знать, каких областей следует избегать.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Некоторые малозаметные самолеты имеют обшивку, прозрачную или поглощающую радар, за которой находятся структуры, называемые возвращающимися треугольниками.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Это позволяет самолету-невидимке нести больше боеприпасов, чем только во внутренних отсеках, сохраняя при этом характеристики малозаметности корабля.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Помимо других достижений, он сыграл важную роль в разработке малозаметных самолетов технологии.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Фильм рассказывает о трех лучших летчиках-истребителях, которые присоединяются к проекту по разработке автоматизированного робота-невидимки 9. 0058 самолет .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Среди них самолеты-невидимки самолеты и подводные лодки для разведывательных миссий, самолеты для бомбардировки вражеских баз и вертолеты для перевозки подразделений.
Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Этот аспект придает судну что-то вроде многогранного самолета-невидимки .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Эти методы заимствованы из малозаметность самолет технология, хотя некоторые аспекты, такие как кильватерный след и уменьшение акустической сигнатуры, уникальны для конструкции кораблей-невидимок.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Ему сказали, что первый самолет-невидимка самолет находится на ранней стадии разработки и испытаний.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Они также говорят, что он очень эффективен против малозаметных самолетов , кораблей-невидимок и т. д. В ожидании помех можно уменьшить.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Stealth Самолет , остающийся дозвуковым, может избежать слежения за звуковым ударом.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Это достигается за счет использования сложной философии дизайна, чтобы уменьшить способность сенсоров противника обнаруживать, отслеживать или атаковать стелс самолет .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Внешний вид со временем менялся; первоначально у него был пропеллер, а позже он был нарисован как реактивный самолет, напоминающий самолет-невидимку самолет .
Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Также сообщается, что он способен обнаруживать малозаметные самолеты , так как обычно они предназначены только для того, чтобы избежать обнаружения микроволновым радаром.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Хотите узнать больше?
Американский F-35 или китайский самолет-невидимка J-35, битва равных или сравнение яблок с апельсинами?
Первые изображения китайского самолета-невидимки пятого поколения J-35 в высоком разрешении не так давно произвели фурор в социальных сетях, и любители авиации сравнили его с американским самолетом F-35.
Большая часть обсуждения была сосредоточена на внешнем сходстве двух истребителей-невидимок, но внешний вид — это еще не все!
На изображении показан истребитель-невидимка J-35, также известный как FC-31, с серийным номером 35003 и серой тактической окраской. Согласно недавнему отчету Eurasian Times, это уже второй летающий прототип.
Судя по изображениям, J-35 имеет открывающийся вперед фонарь кабины, как и F-35. Существует сходство в конфигурации фонаря J-35 и варианта F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки (STOVL) для использования на универсальных десантных кораблях Корпуса морской пехоты США и ВМС США.
Аналогичная конфигурация кабиныКак у J-35, так и у F-35B верхняя часть фюзеляжа объединена с задней частью фонаря, что в случае F-35B обусловлено необходимостью для подъемного вентилятора за кабиной для обеспечения вертикального взлета и посадки.
В отличие от F-35B, FC-31 не является самолетом STOVL. Согласно сообщениям, он будет использоваться на борту китайского авианосца Fujian с электромагнитными катапультами для запуска самолета. Китайская пресса рекламирует FC-31 как конкурента палубного F-35C ВМС США.
F-35B выполняет вертикальную посадку. (Изображение: Lockheed)Кроме того, на предыдущих изображениях FC-31 на его переднем шасси можно увидеть пусковую планку, обычно используемую для запуска катапульты.
Та же логика не обязательно применима в случае с конфигурацией фонаря J-35, на что также указывает военный журналист Джозеф Чакко, который предполагает, что китайцы, возможно, решили использовать большую часть внутреннего пространства, чтобы самолет мог возить как можно больше топлива.
Самолет имеет пусковую планку катапульты (над передним колесом) для запуска катапульты. (китайский интернет)По словам Чакко, емкость для хранения топлива имеет решающее значение по двум причинам: большой боевой радиус традиционно огромных морских акваторий и «истребитель пятого поколения не должен нести подвесные топливные баки, если он хочет сохранить свою малозаметность».
Двигатели, используемые в F-35 и J-35Все варианты F-35 оснащены одним двигателем Pratt & Whitney F135, обеспечивающим максимальную тягу 191,3кН.
Принимая во внимание, что FC-31 является двухмоторным самолетом, который, как известно, использует два типа двигателей: РД-93 российского производства, который используется в истребителях МиГ-29, и двигатели серии WS китайского производства, которые аналогичны к РД-93 как по внешнему виду, так и по функциональности.
Первый прототип FC-31 имел двигатель РД-93 с максимальной тягой 84 кН, то есть два таких двигателя могли развивать тягу на форсаже 168 кН, что намного меньше, чем у F-35.
Двигатель также получил негативные отзывы после первого публичного полета FC-31 на китайском авиасалоне Zhuhai Air Show 2014 года.
Shenyang FC-31 — ВикипедияБольшая часть критики была сосредоточена вокруг темных выхлопных газов, выходящих из реактивного двигателя FC-31, что свидетельствует о низкой эффективности двигателя при сжигании топлива.
Затем РД-93 был заменен на WS-13E во втором прототипе, который имеет большую тягу, чистое горение и, вероятно, более экономичный. Сообщается, что WS-13E развивает максимальную тягу примерно в 107,8 кН, а это означает, что пара этих двигателей может производить комбинированную тягу на форсаже 215,6 кН.
Кроме того, последний прототип FC-31 имеет двигатель WS-13X, но о его характеристиках ничего не известно.
F-35C имеет максимальную скорость 1960 км/ч, боевой радиус 1100 км и максимальную дальность полета 2200 км.
Оснащенный парой двигателей WS-13E, FC-31 развивает максимальную скорость 2205 км/ч, что превышает скорость FC-31, и расчетную максимальную дальность полета 2000 километров.
По грузоподъемности F-35C может нести более 2267,96 кг внутреннего вооружения или более 8164,66 кг комбинированного внутреннего и внешнего вооружения.
Боевая нагрузка FC-31 составляет 8000 кг, из которых 2000 кг могут храниться внутри, а 6000 кг могут размещаться на внешних узлах подвески.
Достижения в области скрытности и возможностей сенсорного синтезаПомимо всего прочего, соответствующие возможности малозаметности F-35C и FC-31 имеют большое значение.
Как ранее сообщал Eurasian Times, китайские хакеры якобы похитили много терабайт данных, связанных с программой F-35, F-22 Raptor и бомбардировщиком-невидимкой B-2, который, как полагают, использовался китайской авиацией. Самолет-невидимка FC-31.
Eurasian Times спросил бывшего летчика-испытателя F-35 Билли Флинн о соответствующих возможностях малозаметности F-35C и FC-31.
Флинн начал со слов: «Подражание — это самая искренняя форма лести, которой посредственность может расплатиться с величием».
Далее он объяснил, что F-35 является «продуктом трех поколений малозаметности, произведенных в F-117, F-22 Raptor и F-35 Lighting», и «такой уровень сложности технологии производства не может будет скопировано через пару лет». 900:03 F-117 пролетел над горами в Неваде в 2002 г. (Википедия)
Таким образом, по словам Флинна, нет никакого заметного сравнения J-35 с действительно малозаметными возможностями F-35.
Флинн также отметил, что малозаметность — это лишь одна из двух существенных характеристик истребителя пятого поколения, второй — слияние сенсоров.
Sensor Fusion — это возможности интеграции и управления данными самолета, которые повышают ситуационную осведомленность летчика-истребителя.