Уже Крикун, а будет ли шах и мат — посмотрим

Источник: газета «Военно-промышленный курьер»

Автор: Валерий Смирнов
Опубликовано: 12.08.2021, 08:52

Ажиотаж вокруг нового российского самолета Checkmate нарастает. Словно получив отмашку от руководства, отечественные СМИ наперебой перечисляют достоинства и технические совершенства новой машины, которая еще не то что не летала, но даже не делала пробежек по аэродрому. Эксперты, полуэксперты, аналитики и просто журналисты, весьма далекие от боевой авиации, соревнуясь друг с другом, взахлеб расхваливают Checkmate, показанный на авиасалоне «МАКС-2021». Дописались уже до того, что новый самолет называют «убийцей» F-35. В «Википедии» даже появилась страничка, посвященная Су-75 «Checkmate».

Чучело или тушка?

Что имеем? Checkmate — это коммерческое название однодвигательного легкого тактического истребителя, созданного по технологии «стелс», который, возможно, получит внутреннее обозначение — Су-75.

Истребитель разрабатывался в инициативном порядке ПАО «Сухой» с прицелом на ВКС России и в расчете на иностранный рынок. Грамотно с точки зрения маркетинга была спланирована утечка информации в Сеть еще до начала выставки. Выстроен отдельный павильон с подиумом и лазерной подсветкой. Самолет очень кстати подоспел к авиасалону и с большой помпой был представлен первому лицу государства. Владимир Путин с интересом осмотрел машину, но обещаний о господдержке или госзаказе высказано не было. Во всяком случае, такой информации на сегодня нет. Министерство обороны тоже не проявило интерес к проекту.

Но генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь настроены очень оптимистично. Заявлены сроки начала летных испытаний Checkmate — 2023 год, и год запуска самолета в серийное производство — 2026-й. Для подобных заявлений нужны веские основания, ведь разработка такой машины без инвестиций собственного государства или заинтересованных стран является рискованным делом.

Хотя вице-премьер Юрий Борисов сообщил «Интерфаксу», что заказчик на новый самолет уже есть, правда, не уточнил, из какой страны. Складывается впечатление, что Ростех и ОАК, уже имея, что вполне вероятно, иностранного инвестора, рассчитывали на господдержку или госзаказ в лице Министерства обороны.

По образцу, представленному на выставке, сложно понять, что же было выставлено: натурный макет, демонстратор или же подсобранный образец, который доведут до летного состояния. Полумрак в ангаре, ограждение, не позволяющее подойти ближе, и цветная подсветка не давали возможности толком рассмотреть экспонат и сделать однозначные выводы. И мнения экспертов разошлись по этому поводу. Юрий Слюсарь, а также заместитель главного конструктора самолета Алексей Булатов утверждают, что это опытный образец и именно он поднимется в воздух меньше чем через год. Вероятно, у ПАО «Сухой» есть еще один экземпляр, на котором проводят статические испытания конструкции, так как при этом вся конструкция или ее часть, как правило, разрушается.

И никуда полететь, понятное дело, он уже не сможет.

Заместитель главного конструктора самолета Алексей Булатов, которого цитирует ТАСС, сказал следующее: «Перед вами стоит образец — это не просто макет, это не просто демонстратор. Это самолет, который в воздух и поднимется. Необходимы, конечно, работы по подготовке его к полету. Меньше чем через год у нас закончатся статические испытания самолета, которые позволят нам выйти на организацию первого полета».

Су-75 и Су-57 — что общего

Проект под названием Checkmate может повторить судьбу самолета Су-57 и танка Т-14 «Армата». При всех очевидных достоинствах этих машин Министерство обороны не торопится заказывать их для себя, во всяком случае, в массовом порядке. Это настораживает и отпугивает потенциальных покупателей. И Су-57, и «Армата» Т-14 были с помпой представлены и на выставках, и на парадах в течение не одного года. Но до сих пор «Армат» в армии ровно столько, сколько нужно для парадного строя на Красной площади, а Су-57 не больше того, сколько необходимо для показа на авиасалонах.

Министерство обороны занимается модернизацией танков Т-72 и Т-80, заказывает традиционные для ВКС РФ тяжелые двухдвигательные истребители Су-30 и Су-35 и не торопится осваивать новинки. Учитывая все это, не спешат покупать технику и иностранцы.

Бюджетное пятое

Организаторами шоу под названием Checkmate были озвучены летные и технические характеристики новинки, которые подхватили мейнстримовские СМИ, выдавая их как уже подтвержденные. Заявленные производителем данные действительно впечатляют, особенно потолок и дальность полета, но следует понимать, что расчетные теоретические выкладки могут быть весьма далеки от результатов, полученных в ходе испытаний. И это касается не только летно-технических данных, но и заявленной стоимости самолета.

Ведущие российские информационные агентства записали Checkmate в основные конкуренты Dassault Rafale, JAS 39 Gripen и самолетам пятого поколения Lockheed Martin F-35 и китайскому Shenyang J-35. Даются прогнозы, что российский самолет станет бюджетным вариантом однодвигательного самолета пятого поколения, созданного по технологии «стелс» для стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Латинской Америки. Именно поэтому на авиасалоне «МАКС-2021» в ангар с новым самолетом постоянно привозили многочисленные иностранные делегации.

Зарубежная пресса

За характерную форму воздухозаборника иностранная пресса окрестила новый самолет Screamer («Крикун»).

Обозреватели журнала Military Watch Magazine, ссылаясь на источник, близкий к российской оборонной промышленности, уверенно называют Объединенные Арабские Эмираты инвестором и основным заказчиком Checkmate. При этом проводится параллель с разработкой китайского самолета JF-17 для Пакистана на деньги заказчика, заинтересованного в этом самолете.

В феврале 2017 года Россия и ОАЭ на выставке IDEX 2017 заявляли о начале совместной разработки самолета пятого поколения. Однако американцы предложили арабам свой F-35 на интересных условиях, и от программы арабы вроде как отказались. Сейчас у Эмиратов стоят на вооружении французские самолеты Mirage 2000 и легкие американские F-16E Desert Falcon. Вполне вероятно, по мнению обозревателей Military Watch, что Эмираты возьмут на вооружение оба самолета — и американский F-35, и разрабатываемый Checkmate.

Таким образом они смогут заменить основные самолеты, стоящие на вооружении, и снизить зависимость своих ВВС от поставок только одной страны.

Военный эксперт журнала The National Interest Марк Епископос отмечает, что новая российская разработка имеет хороший экспортный потенциал. Даже в случае неизбежного подорожания самолета в ходе испытаний и запуска в серию Checkmate может составить сильную конкуренцию американскому и китайскому «стелсам». И если заявленная стоимость в 25-30 миллионов долларов будет просто базовой ценой без учета конфигурации, состава оборудования и вооружения для конкретного заказчика, то и в этом случае самолет дешевле двухдвигательных Су-35С и Су-57 и, несомненно, вызовет интерес на рынке вооружений.

Другой журналист, пишущий для NI, Себастиан Роблин, более осторожен в своих высказываниях и оценках перспектив нового самолета. В качестве примера он приводит историю разработки и закупок самолета Су-57. До сих пор этот самолет не получил свои запроектированные двигатели, а Министерство обороны не торопится его заказывать.

В результате есть заказ на 78 машин, но за прошлый год было выпущено всего четыре экземпляра, и этот факт плохо сказывается на экспорте самолета. Заказчики более склонны доверять машине, которая стоит на вооружении самой страны-производителя. В таком случае уже отлажена система поставок частей и оборудования для ремонта и обслуживания техники и не возникнет проблем с эксплуатацией самолета в других странах.

Отсутствие государственного финансирования тоже плохо сказывается на возможности продвижения новой техники на международном рынке. Слишком оптимистичны также, по мнению Себастиана Роблина, заявления руководства Ростеха и ОАК о запуске Chekmate в серийное производство к 2026 году. Существующие производственные линии загружены сборкой других самолетов «Сухого», и для запуска в серию новой машины понадобится развертывание нового производства.

На момент написания статьи стало известно, что генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь определил завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) как базовый для производства нового Су-75. На сегодняшний день завод производит Су-35С и Су-57.

Окажется ли новый самолет, метко прозванный в зарубежной печати «Крикуном», шахом и матом своим зарубежным аналогам — покажет время.

Дайджест прессы за 12 августа 2021 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2021 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

“Стелс” в истории авиации

“Стелс” в истории авиации

От популярных СМИ часто можно услышать, что первыми придумали “невидимые” для радаров самолёты в Штатах, сразу после неудач во Вьетнаме. Между тем, это ни разу не так.

Почему? Потому что наземные РЛС для обнаружения самолётов активно использовались ещё во время Битвы за Британию (1940). Уже тогда РЛС, предупреждая силы ПВО Великобритании о воздушном нападении, доставляли определённые проблемы германским ВВС. Довольно странно было полагать, что учёные и инженеры, в деталях представляя принципы работы РЛС, не задумались бы о создании малозаметных для РЛС самолётов.

Правда, с технологиями были проблемы: использовавшиеся схемы самолётов, применявшиеся материалы, воздушные винты, поршневые двигатели – всё это делало создание малозаметных самолётов неразумным. Понятно, что в теории можно было бы уже к середине 40-х годов прошлого века сконструировать и построить малозаметный (по сравнению с) истребитель, используя деревянные, пластиковые “панели” и несущие элементы, установив реактивный двигатель, склеивая элементы конструкции, применяя другие хитрости. Однако выгода от снижения радиолокационной заметности не перевесила бы дороговизны и непрактичности такого самолёта.

(Истребитель Hawker Hurricane)

Несмотря на многолетнюю известность “в теории”, практическое применение технологии снижения радиолокационной заметности стали получать лишь тогда, когда затраты на их претворение в реальность приблизились к разумным суммам, а выгода от применения оказалась заметна на фоне диктуемых технологиями ограничений.

Кстати, к первым самолётам, реализующим идею “малой заметности”, часто относят германский Go 229 – экспериментальный реактивный самолёт начала 40-х годов прошлого века, выполненный по схеме “летающее крыло” (на иллюстрации, открывающей заметку).

А малозаметность самолётов для РЛС всё-таки использовалась и во Вторую Мировую, всеми сторонами, правда, весьма ограниченно и без вынесения “Стелс” в титульную особенность самолёта. Так, для решения некоторых задач (например, ночная бомбардировка, ночная разведка) использовались небольшие деревянные самолёты старых конструкций. Надо заметить, что такие самолёты ещё и представляли собой весьма сложную цель для ночных истребителей, оборудованных бортовыми РЛС.

Так что “невидимость” придумали вовсе не Штаты, и вовсе не после Вьетнама.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/07/28/1599/

Далее — мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы. )

Интернет-журнал, который ведёт Александр Венедюхин

Кратко этот сайт характеризуется так: здесь можно узнать про технологический прогресс, Интернет, математику, криптографию, авиацию, компьютеры, авиационные компьютеры, вооружения, роботов, вооружение роботов, армии мира, астрономию, космические исследования. И иногда о чём-то ещё (избранные записки).
Подробнее — см. страницу «О сайте».
Технические подробности об устройстве сайта.
Для писем:


Простой поиск по запискам

словосочетание

самолетов-невидимок | значение и примеры использования

словосочетание на английском языке

значение слов стелс и самолет

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с самолетом.

незаметность

прилагательное [перед существительным]

великобритания

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/stelθ/нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/stelθ/

используется для обозначения самолетов, оружия и т. д., которых нельзя увидеть …

См. больше на

невидимость

самолет

существительное [C]

uk

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈeə.krɑːft/нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈer.kræft/

любое транспортное средство с двигателем или без него, которое может летать, например, самолет …

Подробнее см. самолет

Примеры самолетов-невидимок

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Я всегда считал, что малозаметность самолет станет особенностью боевых самолетов будущего.

Из архива

Hansard

Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0

.