16 АВГУСТА 1995 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА «КОНКОРД» УСТАНОВИЛ РЕКОРД СКОРОСТИ — Бизнес — Аналитические статьи

Самолет «Конкорд» стал настоящим событием в истории авиации. За его особый стиль он получил прозвище «Белая птица». Этот сверхзвуковой авиалайнер установил множество рекордов.

16 августа 1995 года «Конкорд» авиакомпании «Эр-Франс» завершил кругосветное путешествие за 31 час 27 минут 49 секунд.

15 августа самолет покидает аэропорт имени Кеннеди (JFK) в Нью-Йорке в 11 часов 49 минут по местному времени. Он летит на восток и по пути делает 6 остановок для дозаправки. Остановки происходят во Франции, Объединенных Арабских Эмиратах, Таиланде, Гуаме, Гавайях и Мексике. 16 августа 1995 года он возвращается в Нью-Йорк в 19:16 по местному времени.

Непосредственно в воздухе «Белая птица» проводит 22 часа и 46 минут, в том числе 18 часов и 46 минут самолет летит со сверхзвуковой скоростью.

Для осуществления этого полета «Конкорду» потребовалось 600 000 литров керосина.

Во время этого полета был побит предыдущий рекорд по кругосветному путешествию в том же направлении, с запада на восток, установленный американским бизнес-джетом Gulfstream IV за 36 часов 8 минут.

«Конкорд», что по-французски означает «согласие», – это франко-британский сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС), находившийся в коммерческой эксплуатации. Дальность полета этого чуда техники составляла 10 000 километров. Первый полет был совершен 2 марта 1969 года (в коммерческую эксплуатацию самолет поступил в 1976 году), последний – 26 ноября 2003 года.

«Конкорды» эксплуатировались авиакомпаниями British Airways и Air France, каждая из которых имела по 7 самолетов. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 миллионов пассажиров, общий налет самолетов составил 243 845 часов. Несмотря на то, что билеты на «Конкорд» были дорогими (билет из Лондона в Нью-Йорк и обратно стоил 10 500 долларов), он пользовался большой популярностью, особенно среди бизнесменов, поскольку, например, время в пути из Лондона в Нью-Йорк составляло всего 3 часа и 20 минут, то есть вдвое быстрее, чем на обычном самолете.

«Белая птица» развивала скорость до 2 440 километров в час.

В июле 2000 года при вылете из Парижа один из самолетов потерпел крушение, в результате чего погибло 113 человек. На полгода полеты на «Конкордах» были приостановлены. В 2003 году полеты на «белых птицах» прекратились вообще из-за резкого повышения цены на топливо. За 27 лет эксплуатации «Конкорд» приземлялся в 150 аэропортах по всему миру, включая Шереметьево и Пулково.

В настоящее время правительства Франции и Великобритании обсуждают возможность возобновления использования «Конкорда». Правда, для этого их необходимо сначала построить, поскольку все имевшиеся ранее самолеты уже не пригодны к полетам.

Вторым в мире сверхзвуковым пассажирским самолетом стал советский Ту-144, эксплуатировавшийся с 1975 по 1978 год.

 

16.08.2022

Александр ПАРХОМЕНКО

Concorde, Описание конструкции, ТТХ

История создания
Серийные «Конкорды»
Фотогалерея
Катастрофа Конкорда
Без «Конкордов» им не жить

    Описание самолета. «Конкорд» представляет собой построенный по схеме «бесхвостка» низкоплан с оживальным, поперечно изогнутым крылом удлинения 1,82, изготовленным с применением профилей относительной толщины 3-2,15%. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными элевонами общей площадью 32,0 м2. Управление по курсу обеспечивается классическим вертикальным оперением с двухсекционным рулем направления.
    Габариты серийного самолета увеличились, в первую очередь это — длина фюзеляжа (с 56,24 м у опытного образца и 58,84 м у предсерийного самолета до 61,66 м у серийного самолета).
    Фюзеляж выполнен в виде цилиндрической конструкции с относительно малым поперечным сечением. Ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18°) «Конкорд» снабжен высоким шасси, в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли (двери самолета находятся на такой же высоте, как и у самолета «Боинг» 747).

Для увеличения видимости из кабины пилотов во время взлета и посадки носовая часть фюзеляжа может опускаться (5° при взлете и 17,5° при посадке). При полете со скоростью М=2,2 носовая часть самолета нагревается до 130°, в результате чего длина фюзеляжа в полете может увеличиться на 24 см.
    Планер рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 / -1,0), в связи с чем скорости снижения и маневра самолета ограничены. Для изготовления планера использовались главным образом жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.
    Наиболее интересные результаты в процессе создания СПС были получены при усталостно-тепловых испытаниях его планера, проведенных в Тулузе во Франции и в Фарнборо в Англии. По данным летных испытаний было известно, что носок крыла СПС мог нагреваться до 135°С при перепаде температур за цикл в 15 мин на величину до 145° С. В Тулузе эти испытания были начаты в 1972 г. в термокамере с 35 000 кварцевыми нагревателями общей мощностью в 30 000 кВт. Регулируемый нагрев воспроизводил полетный термический режим нагружения. Одновременно планер самолета нагружался механическим путем посредством силовозбудителей через рычажную систему подвески. Эти испытания и доработки позволили фирмам назначить технический ресурс для планера в 45000 летных часов (на 15000 больше, чем у Ту-144), что означало 12-15 лет эксплуатационной жизни самолета. В целом же, по техническим характеристикам, «Конкорд» почти не уступает Ту-144, который весил на 10000 кг больше.
    Для обеспечения минимальной массы самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом фрезерования целых панелей (как и планер Ту-144), что позволило исключить множество соединений, предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете. Технологическое разделение планера также отличается от традиционного: конструкция разделена на секции, каждая из которых состоит из части фюзеляжа и прилегающей к нему части крыла. Это облегчает соединение лонжеронов крыла с силовыми шпангоутами фюзеляжа. Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно напряженных панелей, в результате чего достигнуто уменьшение массы планера приблизительно на 20% (по сравнению с традиционными конструкциями).
    Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической системы управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Такое решение было новинкой для самолетов гражданской авиации. Для повышения надежности работы систем СПС имел три независимые гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление передними колесами при маневрировании на земле, опускание и подъем передней части фюзеляжа, топливных насосов балансировочной системы самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей.

    Шасси — трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1,23 МПа, а главных 1,26 МПа.
    Двигательная установка. Четыре турбореактивных двигателя «Олимп» 593 совместной разработки фирм Rolls-Royce и SNECMA расположены в попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом, что срез сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Основная задача форсажных камер сводится к увеличению тяги во время взлета и при переходе самолета через скорость звука. Конструкция реверсов тяги обеспечивает во время посадки тормозную силу, равную 45% взлетной тяги.
    На предсерийных самолетах 01 и 02, а также на первых серийных были установлены двигатели «Олимп» 593Mk602 с форсажной тягой 17260 кгс. На последующих самолетах предполагалось использовать двигатели 593Mk621 со статической тягой увеличенной до 18100 кгс.
    Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и в фюзеляже. Их емкость составляет 119786 л. Топливо используется также для изменения положения цента тяжести самолета во время перехода через скорость звука и для охлаждения конструкции. Этой цели служат 4 балансировочных бака ( в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и 1 бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).

Описание
Разработчик BAC-Aerospatiale
Обозначение Concorde (Конкорд)
Тип Cверхзвуковой пассажирский самолет
Модификация Серийный
Летный экипаж, чел. 4
Число пассажиров, чел. шаг кресел — 86 см 125
шаг кресел — 81 см 144
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 62,10 (62,74)
Высота самолета, м 11,40 (11,32) 
Размах крыла, м 25,56
Площадь крыла, м2 358,25
Удельная нагрузка на крыло (максимальная),  кг/м2 517
Удлинение крыла 1,82
Длина салона, м 39,3
Ширина салона, м 2,64
Высота салона, м 1,95
Максимальная взлетная масса, кг 185 000 (181 400)
Максимальная масса при посадке, кг 111130
Масса пустого, кг 78698 (79300)
Грузоподъемность, кг 12700 (11340)
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ТРДФ «Олимп» 593Mk. 602
Тяга двигателя, кгс крейсерская 4550
максимал 14750
форсаж 17260
Тяговооруженность 0,37
Емкость топливных баков, л 119786
Расход топлива двигателя л/ч 28250
удельный, кг/кгс*ч 1,19
Максимальное соотношение массы самолета к форсажной тяге, кг/даН 2,73
Летные данные
Дальность полета, км с нагрузкой 8845 кг (M=2,05 на высоте 16 км) 4500 (5110)
пустой (M=2,02) 7500 (6580)
на дозвуке 4900
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) 2179 (2,04)
Крейсерская скорость, км/ч (М=) на высоте 15600 км 2146 (2,02)
дозвуковая 970
Взлетная скорость, км/ч 324
Посадочная скорость, км/ч 300
Практический потолок, м 19202
Высота крейсерского полета, м 16764 — 18288
Разбег, м 1510
Взлетная дистанция, м 3410
Посадочная дистанция, м 2220

Источники информации:

  1. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
  2. «Сверхзвуковые самолеты» / Э. Цихош /
  3. «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
  4. «Развитите самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /
  5. «Цель — 2001 год» / В.Анисимов,И.Волк, 1991 /
  6. CONCORDE Site
  7. Concorde SST
  8. Concord ( Flugzeug )
  9. NOVA Online Supersonic Spies

С какой скоростью Конкорд на самом деле летел из Нью-Йорка в Лондон?

Concorde был культовым авиалайнером, который вдохновлял мир на протяжении своей 27-летней коммерческой карьеры. Реактивный самолет был известен многими вещами, но его скорость была одним из важнейших факторов, отличавших его от дозвуковых самолетов. Нью-Йорк-Лондон был одним из его основных маршрутов, но как быстро он соединял города?

Самый быстрый трансатлантический переход Concorde

Рекорд самого быстрого коммерческого трансатлантического перехода в настоящее время, конечно же, принадлежит Concorde. Еще в 1996, самолет установил этот рекорд во время полета British Airways. 7 февраля того же года компания BA доставила Concorde из Нью-Йорка в аэропорт Хитроу за впечатляющие два часа 52 минуты и 59 секунд. В прошлом году компания Simple Flying рассказала об этом подвиге более подробно.

В то время как дозвуковые реактивные лайнеры никогда не приближались к такому быстрому полету, BA установила рекорд самого быстрого не сверхзвукового пересечения Атлантики благодаря Storm Ciara в 2020 году. Лондон Хитроу всего через четыре часа и 56 минут после вылета из Нью-Йорка JFK.

Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.

Фото: Getty Images

Стремительное расписание

Конечно, не каждый трансатлантический перелет Concorde мог быть таким же быстрым, как рекордный перелет, установленный в 1996 году. Тем не менее, самолет по-прежнему предлагал огромную экономию времени по сравнению с его дозвуковыми конкурентами. Действительно, History Hit отмечает, что обычно на перелет отводится три с половиной часа, что на четыре с половиной меньше времени, предлагаемого на не сверхзвуковых рейсах.

Между тем, Departed Flights отмечает, что в 1980 году рейс British Airways Нью-Йорк-Лондон был рассчитан на три часа и 45 минут. Скорость самолета была такой, что, как вспоминает Ultimate Classic Rock, Фил Коллинз смог выступить на концертах Live Aid в 1985 году в Лондоне и Филадельфии в один и тот же день!

Как Concorde двигался так быстро?

Конкорд благодаря тщательно продуманной конструкции мог летать со скоростью, в два раза превышающей скорость звука. Он был обтекаемым от корпуса до крыльев и удлиняющейся носовой части и был разработан для уменьшения сопротивления. Поскольку «Конкорд» мог летать на высоте 60 000 футов, с ним работали силы природы. Чем выше он летал, тем разреженнее был воздух, с которым он сталкивался. Следовательно, это привело к меньшему сопротивлению и расходу топлива.

Крейсерская высота 60 000 футов была намного выше, чем у обычных пассажирских самолетов. Фото: Getty Images

Авиационная отрасль всегда полна новых разработок! Какие новости авиации вы проверите дальше?

Кроме того, у Конкорда были мощные двигатели. В отличие от традиционных реактивных двигателей, турбовентиляторные двигатели Concorde также были оснащены форсажными камерами. Такие технологии иногда можно увидеть на военных самолетах. Эти форсажные камеры специально разработаны для улучшения тяги и могут дать Concorde на 50% больше по сравнению с их отсутствием.

Зачем Конкорду нужно было лететь так быстро?

Создание сверхзвукового реактивного самолета не отвечало интересам того, чтобы войти в учебники истории. Вместо этого в то время скорость Concorde считалась неотъемлемой частью развития авиационной промышленности. Самолет предназначался для пассажиров, которым небезразлично время, и у которых были деньги, которые они могли потратить на путешествие со скоростью и стилем.

Таким образом, Concorde нужно было двигаться быстро, чтобы удовлетворить потребности своих путешественников, и какое-то время он успешно справлялся с этим. Его карьера в конце концов подошла к концу в 2003 году, когда Air France и British Airways отказались от своих сверхзвуковых самолетов. Крушение рейса 549 ​​авиакомпании Air France.0, спад в отрасли после 11 сентября и рост затрат на техническое обслуживание — все это факторы конца эры Mach 2.

Что вы думаете о стремительных трансатлантических переходах Конкорда? Вам когда-нибудь посчастливилось летать на таком? Дайте нам знать ваши мысли и опыт в комментариях!

Источники: Departed Flights, History Hit, Ultimate Classic Rock

Concorde | Резюме, история и факты

Конкорд

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Чарльз Уилфред Батлер
Похожие темы:
самолет реактивный самолет

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое Concorde?

Concorde был сверхзвуковым пассажирским пассажирским самолетом. Построенный в 1960-х годах в рамках совместного предприятия Соединенного Королевства и Франции, Concorde был первым коммерческим самолетом в своем роде. Только 14 самолетов Concorde поступили на вооружение до того, как обе страны сняли их с вооружения в 2003 г. 

Как разрабатывался Concorde?

Concorde был разработан Великобританией и Францией в рамках первого крупного совместного предприятия по проектированию самолетов между двумя европейскими странами. В 1962 году Великобритания и Франция подписали соглашение о разделении затрат и рисков при производстве самолетов. Concorde был разработан четырьмя компаниями: в Великобритании British Aerospace и Rolls-Royce; а во Франции — Aérospatiale и SNECMA (Société Nationale d’Etude et de Construction de Moteurs d’Aviation). Окончательный продукт был завершен в 1969.

Когда был первый полет Concorde?

Конкорд совершил свой первый успешный полет 2 марта 1969 года с максимальной крейсерской скоростью 2179 км (1354 мили) в час, что более чем в два раза превышает скорость звука. Он совершил свой первый трансатлантический переход в 1973 году. В 1976 году «Конкорд» открыл первый в мире регулярный сверхзвуковой пассажирский рейс с рейсами British Airways из Лондона в Бахрейн и рейсами Air France из Парижа в Рио-де-Жанейро. Регулярные рейсы в Вашингтон, округ Колумбия, и Нью-Йорк были добавлены в 1976 и 1977 соответственно.

Сколько стоил билет на Конкорд?

Производство и эксплуатация Concorde были огромными финансовыми затратами как для Соединенного Королевства, так и для Франции, что способствовало заоблачным ценам на билеты для большинства потребителей. Например, в 1996 году British Airways взимала 7 574 доллара (12 460 долларов с поправкой на инфляцию 2020 года) за рейс туда и обратно из Нью-Йорка в Лондон. В результате многие из этих рейсов были загружены наполовину, а на борту часто находились гости авиакомпаний или пассажиры с повышенным классом обслуживания.

Почему Конкорд был списан?

Выход Конкорда из эксплуатации был обусловлен рядом факторов. Сверхзвуковой самолет был шумным и чрезвычайно дорогим в эксплуатации, что ограничивало доступность полетов. Эксплуатационные расходы требовали цен на проезд, которые были непомерно высокими для многих потребителей. В результате финансовые потери привели к тому, что и British Airways, и Air France сделали Нью-Йорк своим единственным пунктом назначения регулярных рейсов. Наконец, в 2000 году из-за отказа двигателя самолета Air France Concorde и последующей аварии погибли все 109 человек.человек на борту и 4 человека на земле. Многие считают, что это событие ускорило вывод из эксплуатации Concorde в 2003 году.   

Concorde , первый сверхзвуковой пассажирский коммерческий самолет (или сверхзвуковой транспортный, SST), построенный совместно авиастроителями Великобритании и Франции. «Конкорд» совершил свой первый трансатлантический перелет 26 сентября 1973 года, а 21 января 1976 года он открыл первое в мире регулярное сверхзвуковое пассажирское сообщение — British Airways первоначально летала на самолете из Лондона в Бахрейн, а Air France — из Парижа в Рио-де-Жанейро. . Обе авиакомпании открыли регулярные рейсы в Вашингтон, округ Колумбия, 19 мая.76 и в Нью-Йорк в ноябре 1977 года. Другие маршруты были добавлены временно или сезонно, и Concorde летал чартерными рейсами по всему миру. Однако шум самолета и эксплуатационные расходы ограничивали его эксплуатацию. Финансовые потери вынудили обе авиакомпании сократить маршруты, в результате чего Нью-Йорк стал их единственным регулярным пунктом назначения. Операции Concorde были окончательно прекращены Air France в мае 2003 г. и British Airways в октябре 2003 г. Фактически только 14 самолетов поступили в эксплуатацию.

«Конкорд» был первым крупным совместным предприятием европейских стран по проектированию и постройке самолета. 29 ноября 1962 года Великобритания и Франция подписали договор о разделении затрат и рисков при производстве SST. British Aerospace и французская фирма Aérospatiale отвечали за планер, а британская Rolls-Royce и французская SNECMA (Société Nationale d’Etude et de Construction de Moteurs d’Aviation) разработали реактивные двигатели. Результатом стал технологический шедевр — треугольный «Конкорд», совершивший первый полет 2 марта 19 г.69. Конкорд имел максимальную крейсерскую скорость 2179 км (1354 мили) в час, или 2,04 Маха (более чем в два раза больше скорости звука), что позволило самолету сократить время полета между Лондоном и Нью-Йорком примерно до трех часов. Затраты на разработку Concorde были настолько велики, что их невозможно было окупить после эксплуатации, а самолет никогда не приносил финансовой прибыли. Тем не менее, это доказало, что европейские правительства и производители могут сотрудничать в сложных проектах, и помогло сохранить Европу в авангарде аэрокосмических разработок.

Викторина «Британника»

Викторина «Транспорт и технологии»

25 июля 2000 года у самолета «Конкорд», следовавшего из Парижа в Нью-Йорк, вскоре после взлета отказал двигатель, когда обломки лопнувшей шины привели к разрыву топливного бака и его возгоранию. Самолет врезался в небольшой отель и ресторан.