Производство и поставки российских пассажирских самолетов в 2022 году

Начало нового года – традиционное время для подведения итогов года минувшего. Начнем с производства новых российских пассажирских самолетов.

В течение 2022 года были построены и взлетели 10 серийных региональных авиалайнеров SSJ100 – это на два меньше, чем в 2021-м, когда в воздух поднялись 12 новых «Суперджетов». Общий объем выпуска самолетов SSJ100 к началу 2023 года достиг 230 машин, включая опытные экземпляры. Кроме того, минувшим летом был изготовлен и передан в конце июля на испытания в ЦАГИ ресурсный образец модифицированного SSJ-NEW.

Взлетевший в ноябре SSJ100 с заводским номером 95230 стал последним «Суперджетом», построенным с использованием импортных комплектующих – все последующие серийные самолеты будут выпускаться уже в варианте SSJ-NEW, только с отечественными бортовыми системами и компонентами. В августе на сборку поступил первый летный образец SSJ-NEW, в конце ноября – второй, а в декабре – планер для сертификационных статических испытаний, которые будут проводиться в СибНИА. Летные испытания опытных SSJ-NEW начнутся в первой половине наступившего года, а к концу года по планам должны быть готовы первые две серийные машины этого типа.

По программе МС-21 из-за принятого весной решения отказаться от поставок авиакомпаниям базовой версии МС-21-300 с импортными системами, отдав приоритет ускорению разработки и запуска в производство варианта МС-21-310 в полностью отечественной комплектации, новых самолетов в 2022 году в воздух не поднималось (в 2021 году взлетел один МС-21-300, впервые оснащенный крылом из отечественных композитов, ставший шестым летным образцом МС-21). В то же время в октябре на летные испытания поступил первый экземпляр МС-21-300, прошедший ремоторизацию на российские двигатели ПД-14. К концу года в Иркутске были состыкованы планеры трех серийных МС-21, велась сборка еще двух. Но в воздух все они, как ожидается, поднимутся только в 2024 году.

Ни одного нового Ил-96, Ту-214 и Ил-114-300 в 2022 году передать на летные испытания не получилось.

Теперь поговорим о поставках. В 2022 году в отечественные авиакомпании поступило 12 новых (ранее не эксплуатировавшихся) региональных лайнеров SSJ100 (в 2021 году – 26). Нужно напомнить, что «Взлёт» учитывает здесь только самолеты, фактически прибывшие в течение года в базовый аэропорт авиакомпании для начала выполнения пассажирских перевозок, хотя формально по документам они могли быть сданы заказчику раньше (в данном случае – в декабре 2021-го), поэтому возможно некоторое расхождение итоговых цифр с «официальными».

В число этих 12 «Суперджетов» вошли по две машины для авиакомпаний «Россия» и «Азимут» и восемь – для «Ред Вингс». Первые две получили совсем «свежие» самолеты, впервые взлетевшие в 2022 году. Парк «Азимута» пополнился бортами RA-89189 «Лена» (MSN 95225, перелетел 7 сентября в Минеральные Воды и со следующего дня приступил к выполнению регулярных рейсов) и RA-89186 «Архыз» (MSN 95222, прибыл 29 декабря во Внуково, на рейсах с 30 декабря), выпущенными в версии RRJ-95LR-100. В петербургское Пулково – базовый аэропорт «России» – 30 декабря один за другим перелетели из Жуковского оба ее новых RRJ-95B: RA-89185 «Бологое» (MSN 95221) и RA-89188 «Дзержинск» (MSN 95224), выполнившие свои первые регулярные рейсы уже в наступившем году – 6 января и 2 января соответственно.

«Ред Вингс» получила три «Суперджета» в версии RRJ-95LR-100 в январе 2022 года и следующие два – в марте. Документы по их приемке, видимо, были подписаны еще в конце декабря 2021-го, поэтому, вероятно, в «официальную» статистику поставок прошлого года их не включат. Из этих пяти машин одна – RA-89184 (MSN 95220) – «свежая», впервые взлетевшая в ноябре 2021 года. Она прибыла из Жуковского в Пулково 21 января 2022-го. Остальные четыре были построены еще в 2018 году для мексиканской компании Interjet, но передать их ей так и не успели, поэтому «Ред Вингс» стала их первым эксплуатантом. Борта RA-89155 (MSN 95164) и RA-89156 (MSN 95168) прибыли в Домодедово 13–14 января 2022 года, а первые пассажирские рейсы RA-89157 (MSN 95170) и RA-89158 (MSN 95171) состоялись в марте непосредственно из Жуковского.

Следующим RRJ-95LR-100 для «Ред Вингс» стал RA-89154 (MSN 95122), отправившийся 9 мая прямо с перекраски в Ульяновске в Екатеринбург, а позднее совершавший полеты из Домодедово. Эта машина была построена в 2017 году для ирландской CityJet, но также в эксплуатацию до передачи в «Ред Вингс» не поступала. Два заключительных для авиакомпании в прошлом году SSJ100 (также в модификации RRJ-95LR-100) были поставлены ей в конце декабря. Впервые взлетевший в феврале 2022-го самолет, получивший регистрацию RA-89187 (MSN 95223), выполнил первый пассажирский рейс по расписанию «Ред Вингс» из Жуковского 2 января 2023 года, но, судя по имеющимся фотографиям, пока имеет простую белую окраску без логотипов авиакомпании. Другим, вероятно, стал RA-89190 (MSN 95226), облетанный в Комсомольске-на-Амуре в конце июня. Пока он, судя по всему, остается в Жуковском и на линии еще не выходил.

Кроме 12 ранее не эксплуатировавшихся SSJ100 российские авиакомпании получили в 2022 году три самолета, успевших полетать у других перевозчиков. Парк «Ред Вингс» 30 июня пополнился бортом RA-89007 (MSN 95015) базовой модификации RRJ-95B выпуска 2011 года, использовавшимся в 2012–2014 годах «Аэрофлотом», а затем, до октября 2015-го, на чартерных рейсах авиакомпании «Центр-Юг» в интересах ЗАО «Атлас Джет». Аналогичный 11-летний RRJ-95B с регистрационным номером RA-89004 (MSN 95012) и такой же историей получил в конце года и «Азимут» – с 30 декабря он приступил к выполнению регулярных рейсов из аэропорта Минеральных Вод. Но в отличие от «собрата» в «Ред Вингс», перекрашенного просто в белый цвет, RA-89004 получил полную ливрею «Азимута» и имя собственное «Индигирка».

Незадолго до этого в парк «Азимута» поступил конвертированный в версию RRJ-95LR-100 реэкспортный RRJ-95B-100 (MSN 95105) выпуска 2016 года, поставленный тогда ирландской CityJet и летавший под регистрацией EI-FWD с марта 2017-го по декабрь 2018-го на рейсах Brussels Airlines. С 21 декабря этот самолет, введенный в российский реестр под номером RA-89162, работает на маршрутах «Азимута» с базированием в Минеральных Водах.

Помимо этого, в июне прошлого года в российский реестр гражданских воздушных судов вернулся первый серийный RRJ-95LR-100 (MSN 95060), построенный в 2014 году для «ЮТэйр», но после ее отказа от закупок «Суперджетов» превращенный в бизнес-версию и эксплуатировавшийся в Казахстане компанией Comlux KZ под регистрацией UP-SJ001. Новым оператором этого бизнес-джета, снова получившего исходный российский регистрационный номер RA-89033, стала авиакомпания «РусДжет».

В результате, к началу 2023 года парк SSJ100 в российской гражданской авиации достиг 160 самолетов. Самым крупным их эксплуатантом является авиакомпания «Россия» (76 машин в версии RRJ-95B): кроме поставок новых «Суперджетов» она почти завершила получение бортов, ранее летавших в «Аэрофлоте» – у того сейчас формально остается всего два RRJ-95B (RA-89027 и RA-89042), фактически уже не летающие на его рейсах с мая и февраля прошлого года. На второе место вышла «Ред Вингс» с 20 бортами (включая два RRJ-95B, один из которых бизнес-джет RA-89053, остальные 18 – RRJ-95LR-100). На третьем – «Азимут» с 19 самолетами (один RRJ-95B, пять RRJ-95B-100, остальные 13 – RRJ-95LR-100).

Далее следуют «Ямал» и «Газпром авиа» – 15 и 10 машин соответственно (все – RRJ-95LR-100). В «ИрАэро» эксплуатируется семь SSJ100 (два RRJ-95B и пять RRJ-95LR-100), в «Северстали» – четыре (RRJ-95B-100). В сертификате эксплуатанта «Якутии», по официальным данным Росавиации, сейчас числятся всего два RRJ-95LR-100, хотя у нее имеются еще три самолета (пара RRJ-95B и один RRJ-95LR-100), но они уже довольно давно находятся в нелетном состоянии. Еще пять «Суперджетов» работают в нашей гражданской авиации в специальных вариантах: пара RRJ-95LR-100 – в АСК МЧС России, два RRJ-95B – в СЛО «Россия» и один RRJ-95LR-100 – в авиакомпании «РусДжет».

Помимо «Суперджетов» парк отечественной гражданской авиации в 2022 году пополнился еще двумя новыми самолетами российского производства. Но это машины не для «обычных» пассажиров, а в специальном исполнении, поступившие в СЛО «Россия». Обе впервые взлетели еще в 2021 году, но в эксплуатацию были сданы только в прошлом: Ту-214 (RA-64534) – в июле, Ил-96 (RA-96024) – в декабре.

Стоит упомянуть и еще об одном пассажирском самолете, вошедшем (а точнее вернувшемся) в состав гражданской авиации России в прошлом году: в конце осени в эксплуатацию поступил конвертированный в VIP-версию по заказу Рособоронэкспорта Ту-204-300 (RA-64039), до 2014 года летавший во «Владивосток Авиа» (он был построен еще в 2005 году). Первый полет его после конвертации состоялся 2 августа 2022 года, и 11 ноября он перелетел из Ульяновска в московское Внуково. По данным Росавиации, его эксплуатантом стала авиакомпания «Ред Вингс», уже оперирующая одним самолетом подобного назначения – Ту-204-100В (RA-64014).

Ульяновск — город комфортных инвестиций

 

Сегодня Ульяновск является крупнейшим центром российского гражданского авиастроения, научно-образовательным центром. Именно здесь создан авиационный кластер.

Авиакластер - уникальное образование. В нём объединены самолетостроительное производство, поставщики комплектующих, конструкторское бюро, два аэропорта, ряд авиакомпаний, сервисные и логистические службы, а также образовательные учреждения, готовящие весь спектр специалистов для авиации. Авиационный кластер является одним из высокотехнологичных секторов экономики Ульяновской области.

 

Структура авиационного кластера

 

Производственный потенциал

Наиболее значимым промышленным объектом является

АО «Авиастар-СП», ставшее ядром сформированного авиационного кластера.

Производственные мощности «Авиастар-СП»:

  • Развернутая площадь всех зданий- 1,4 млн м².
  • Площадь цехов- 680 тыс. м².
  • Объем производственных корпусов- 15 млн м³.
  • Оборудование- 5,2 тыс. ед.

АО «Авиастар-СП» — крупнейшее предприятие России по выпуску авиационной техники. Завод специализируется на производстве транспортных самолетов Ил-76МД-90А, пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204, сервисном обслуживании транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Предприятие осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание авиационной техники. Кроме того, на предприятии ведется монтаж интерьеров и отработка систем самолетов семейства Sukhoi Superjet 100. «Авиастар-СП» также участвует в кооперации по производству нового ближнесреднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

В настоящее время производственная деятельность АО «Авиастар-СП» концентрируется, главным образом, на проектах Ил-76МД-90А, Ил-78М-90А, МC-21, SSJ100 и Ан-124. Еще один перспективный проект для завода — производство нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

 

Производство и техническое обслуживание авиатехники обеспечивают ведущие компании России - участники авиационного кластера:

АО «УКБП» является ведущим предприятием авиаприборостроения РФ, деятельность которого основана на разработках, изготовлении и внедрении:

* систем электронной индикации и сигнализации ряда многофункциональных индикаторов и систем для наземной техники;

* интегрированных систем восприятия, измерения и вычисления воздушных параметров и лётных ограничений, в их составе приёмников и датчиков первичных аэрометрических данных;

* систем и элементов внутрикабинного освещения и светосигнализации, в том числе адаптированных для работы экипажа с очками ночного видения;

 

* наземных автоматизированных систем контроля и диагностики бортового оборудования.

АО «АэроКомпозит-Ульяновск» производит элементы и сборку крыльев, центропланов и хвостового оперения из композиционных материалов для самолетов SSJ-100 и МС-21.

 

Аэропорты

Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный»:

Ульяновск — крупнейший в России научно-образовательный авиационный центр:

    • Подготовка пилотов гражданских лайнеров — Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
    • Подготовка специалистов в области самолёто- и вертолётостроения — Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета
    • Разработка новых технологий в сфере авиастроения- Ульяновский научно-технический центр филиал Всероссийского института авиационных материалов
    • Разработка и производство оборудования для самолётостроения — Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства

 

Музей истории гражданской авиации

 

Уникальный музей истории гражданской авиации России был создан в Ульяновске в 1983 году. Музей под открытым небом расположен на площади 18 га. За время существования собрано 38 единиц самолётов и вертолётов. Фонды музея насчитывают 9 290 единиц хранения. Отдельные образцы являются уникальными среди экспонатов музеев мира.

 

 

Международный авиатранспортный форум

 

22-23 апреля 2011 года в Ульяновске состоялся первый Международный авиатранспортный форум, который стал деловой площадкой федерального уровня для обсуждения ключевых вопросов формирования стратегии и тактики развития авиационного транспорта - важнейшей составляющей транспортной отрасли России.

В настоящее время Международный авиатранспортный форум ежегодно проходит на территории Ульяновской области.

В работе первого Международного авиатранспортного форума приняли участие более 500 делегатов, представляющих профессиональную авиационную общественность России, и двенадцати иностранных государств. Активное участие в Форуме приняли представители Объединенной авиастроительной корпорации.

Проведение Форума поддержали Министерство транспорта и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. МАТФ-2011, признанный одним из крупнейших событий года в сфере авиации, позволил наладить контакты со многими заинтересованными лицами для объединения усилий по развитию авиационной отрасли.

Развитие авиационной отрасли - это, прежде всего, поддержка конкурентоспособности экономики и России, и региона. Потенциал Ульяновска, который имеет в распоряжении два аэропорта, авиастроительный завод, крупнейший учебный центр подготовки пилотов, позволяет по праву носить звание авиационной столицы страны. Во-первых, здесь достаточно развиты все виды транспортных путей: пересечение семи федеральных автомобильных трасс, доступ к речным трансфертам и прямые транзиты в Европу. Во-вторых, есть все возможности для роста грузооборота ульяновских аэропортов. В третьих, портовая особая экономическая зона, созданная в регионе, предоставляет отличные условия для инвесторов

 

 

 

Россия начинает производство 20 самолетов Ту-214, планирует выпускать по 10 самолетов в год

Российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) начала производство 20 дальнемагистральных узкофюзеляжных самолетов Ту-214.

В беседе с российским информационным агентством ТАСС 6 апреля 2022 года генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь подтвердил, что отечественные Ту-214 заменят пассажирские Boeing и Airbus иностранного производства. Компания также планирует в ближайшем будущем нарастить темпы серийного производства.

Компания также увеличит объемы производства еще двух самолетов российского производства – широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96 и советского многоцелевого самолета Ил-76. четырехмоторный турбовентиляторный стратегический авиалайнер.

Габриэль Петраускайте

07.04.2022

Воздействие международных санкций подняло много вопросов о том, как Россия может удерживать свои самолеты в воздухе. Boeing и Airbus приостановили поддержку самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, в том числе прекратили поставку новых запчастей, техническое обслуживание и услуги технической поддержки.

Это побудило Россию рассмотреть вопрос о возрождении отечественных авиационных программ, в частности Туполева Ту-214 и Ильюшина Ил-96.

В конце марта 2022 года вице-премьер России Юрий Борисов сообщил, что казанское авиационно-космическое предприятие «Казанское авиационное производственное объединение» (КАПО) планирует производить 10 Ту-214 в год.

Позже, 1 апреля 2022 года, Андрей Ельчанинов, член Коллегии Военно-промышленной комиссии России, сообщил, что Россия может создать дополнительный авиастроительный центр в Казани, столице Республики Татарстан, для избежать нехватки запасных частей, так как продолжает ощущать на себе действие международных санкций в связи с вторжением России в Украину.

Ожидается, что новый завод, который может начать работу в 2023 году, будет производить детали для различных типов самолетов, но в основном будет сосредоточен на поставках запчастей для самолетов отечественного производства, таких как Туполев Ту-214 и Ильюшин Ил- 76.

Габриэль Петраускайте

05.04.2022

Планы по открытию нового национального центра по производству запасных частей для самолетов уже обсуждались с Борисовым и президентом страны Владимиром Путиным, сообщил тогда «Интерфакс».

«Ведется работа по созданию в Казани единого центра по изготовлению деталей для различных типов самолетов, в первую очередь гражданского Ту-214 и грузового Ил-76. Предполагается, что объект будет оснащен в основном техникой российского производства». — сказал Ельчанинов.

Между тем, Россия также рассматривает возможность увеличения своего внимания к Sukhoi Superjet 100 и Иркут МС-2.

Габриэль Петраускайте

01.04.2022

 

Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Получать уведомления о самых горячих новостях

Установив этот флажок, вы подтверждаете, что прочитали и согласны с нашей Политикой конфиденциальности и Условиями использования

Похожие сообщения

Подробнее

третий дальнемагистральный самолет авиакомпании. Самолет с регистрационным номером 9XR-WX был…

byMichael Jonga

Подробнее

Сообщается, что часть парка пассажирских самолетов Superjet 100 рискует сесть на мель из-за отсутствия искры производства США…

Клеман Шарпантро

Подробнее

В феврале 2023 г. компания Airbus поставила больше самолетов, чем Boeing.

Читать дальше

Записка, найденная в ванной комнате самолета United Airlines, якобы содержала угрозу, что там…

byIan Molyneaux

США полагаются на Турцию, чтобы прекратить полеты российских самолетов на самолетах американского производства

СТАМБУЛ — США чиновники оказывают давление на Турцию, чтобы она запретила российским авиакомпаниям летать самолетами американского производства в страну и из нее, заявили официальные лица, знакомые с ходом переговоров, сигнализируя о новом стремлении Вашингтона убедить страны ввести в действие санкции, введенные против Москвы после ее вторжения в Украину в прошлом году.

В прошлом месяце высокопоставленные американские чиновники предупредили, что турецким гражданам грозит тюремное заключение, штрафы, потеря экспортных привилегий и другие меры, если они будут предоставлять такие услуги, как дозаправка и запасные части для самолетов американского производства, летающих в Россию и Беларусь и обратно в нарушение экспортного контроля, введенного в прошлом году, заявили официальные лица. По словам официальных лиц, помощник министра торговли Тея Розман Кендлер передала сообщение турецким официальным лицам во время декабрьского визита в Турцию.

Предупреждение Турции является ключевой проверкой того, смогут ли США и их союзники преуспеть в изоляции России в долгосрочной перспективе, или сможет ли Москва найти способ продолжить экономическую деятельность с помощью третьих стран, которые занимают центральное место в кремлевской политике. стратегия поиска партнеров за пределами Запада. МИД Турции не ответил на просьбу прокомментировать предупреждение.

«В определенный момент им придется принять меры, связанные с принуждением», — сказала Эмили Килкриз, бывший заместитель помощника торгового представителя США, а в настоящее время старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности в Вашингтоне. «В противном случае все развалится, если выяснится, что им известно о нарушениях, и они не смогли ничего сделать для их устранения».

Представитель Министерства торговли сказал, что агентство не может комментировать подробности. Он сказал, что Управление по контролю за экспортом агентства недавно предупредило зарубежные авиационные компании о соблюдении экспортного контроля США в отношении обслуживания российских, белорусских и иранских коммерческих самолетов.

Помощник министра торговли Тея Розман Кендлер выступила с предупреждением турецким официальным лицам во время декабрьского визита.
Фото: Род Лэмки / Zuma Press

«Эти действия и постоянное взаимодействие, такое как визит помощника госсекретаря Кендлера, важны для усилий США по обеспечению понимания наших мер контроля, поощрению партнерства и соблюдения, а также обмену информацией», — сказал представитель.

В феврале прошлого года администрация Байдена ввела экспортный контроль, запрещающий России использовать самолеты американского производства в ответ на нападение на Украину. Экспортный контроль теперь запрещает любые самолеты, произведенные в США, или те, которые содержат более 25% частей, контролируемых США, летать в Россию или Беларусь без лицензии, выданной Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли.

Российские авиалинии продолжают полеты Боинг Ко. самолетов вопреки усилиям США и Европейского Союза по их посадке, в том числе санкциям, ограничивающим доступ российских самолетов в западное небо, поставкам запасных частей, необходимых для безопасного обслуживания самолетов, и аннулированию договоров об аренде самолетов.

Российские и белорусские авиакомпании, в том числе московская государственная компания «Аэрофлот», с 1 октября выполнили более 2100 рейсов на самолетах американского производства, включая Boeing 777, 757 и 737, в Турцию, согласно данным авиационной аналитической компании Cirium. Рейсы включают регулярные рейсы из Москвы в турецкие направления, включая Стамбул, Измир и средиземноморский курортный город Анталию.

Предупреждение прозвучало, когда правительство США пытается усилить санкции против России почти через год после того, как она начала полномасштабное наступление на Украину. Официальные лица США стремятся убедить страны, имеющие экономические связи с Россией, такие как Турция и Объединенные Арабские Эмираты, сделать больше для соблюдения санкций, которые призваны лишить российское правительство средств и ключевых технологий, которые оно могло бы использовать для ведения войны.

Продолжающиеся российские полеты вызвали опасения по поводу безопасности, поскольку экспортный контроль Вашингтона запрещает продажу запасных частей, необходимых для ремонта парка гражданских авиалиний России.

Большинство гражданских самолетов в России производятся компаниями Boeing и Аэробус СЭ и были арендованы у компаний в Ирландии и на Бермудских островах. В марте прошлого года президент России Владимир Путин подписали новый закон, позволяющий авиакомпаниям перерегистрировать самолеты в России, что усложняет их изъятие. Согласно международным авиационным записям, в прошлом году несколько самолетов российских авиакомпаний, выполнявших рейсы в Турцию и из нее, изменили свои регистрационные номера.

900:39 Президент России Владимир Путин проводит селекторное совещание с министрами правительства. Фото: Михаил Климентьев/Кремлевский пул/Zuma Press

Среди самолетов, летающих в Турцию, есть по крайней мере один, принадлежащий ирландской компании, которая в прошлом году заявила, что прекратила все лизинговые операции с Россией, фактически приказав вернуть самолет. Самолет Boeing 757 в последний раз летал в Турцию 13 января, приземлившись в Анталии, согласно данным, собранным FlightRadar24, службой отслеживания самолетов.

«Технически эти самолеты украдены», — сказал Йорук Исик, глава стамбульской консалтинговой компании Bosphorus Observer, занимающейся мониторингом воздушной и морской активности, которая помогла проверить записи о полетах.

Полетные записи показывают, что те же самые самолеты, летевшие в Турцию, также летали в Индию, Таиланд и другие страны. Рейсы в Турцию могут привлечь особое международное внимание из-за ее членства в Организации Североатлантического договора и статуса крупного туристического и транзитного узла. Аэропорт Стамбула является одним из самых загруженных в Европе и ключевым транзитным пунктом для россиян, которые больше не могут летать напрямую на континент и в другие точки мира.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стремился углубить экономические связи с Россией в попытке стабилизировать переживающую трудности экономику своей страны, а также взял на себя уникальную роль посредника между Россией, Украиной и Западом. В рамках растущих экономических отношений с Россией олигархи швартуют яхты и паркуют самолеты в Турции и скупают там недвижимость на миллионы долларов, что вызывает тревогу в Вашингтоне по поводу того, что Анкара ослабляет воздействие санкций. Турецкие официальные лица говорят, что санкции неэффективны и что Турция играет важную роль в качестве собеседника с Россией.

«Турция еще раз прощупывает почву, — сказал г-н Исик.

Аэрофлот возобновил полеты в Турцию в мае после приостановки большинства международных рейсов в марте после вторжения. В прошлом году в Турцию прилетели миллионы россиян, некоторые в качестве туристов, а другие спасались от призыва на военную службу и подавления инакомыслия.

Второй по величине российский перевозчик S7 вместе с Azur Air, Utair и белорусской «Белавиа» также летал в Турцию в прошлом году, в том числе на самолетах Boeing американского производства, как показывают записи полетов.

S7, Азур и Белавиа не ответили на запросы о комментариях. Связаться с Utair для комментариев не удалось.

Российские эмигранты и туристы были ключевым источником иностранной валюты для Турции, которая пережила дестабилизирующий валютный кризис в конце 2021 года. Россияне заняли второе место по количеству туристов, прибывших в Турцию с января по август прошлого года, с более чем тремя миллионами Согласно статистике правительства Турции, количество посетителей из России увеличилось на 23% в годовом исчислении.