Италия может поставить Украине пять боевых самолетов Tornado и Amx. Что умеют эти железные птицы

Италия может поставить Украине пять боевых самолетов Tornado и Amx, пишет национальное издание La Repubblica. Единственное условие для этого состоит в том, что Италия не станет первой страной, которая будет передавать Украине боевую авиацию. В будущем Рим может передать еще большее количество таких самолетов.

Рассказываем, что умеют эти стальные птицы.

Торнадо

Tornado (полное название — Panavia Tornado) — это двухместный многоцелевой боевой реактивный двухмоторный самолет третьего поколения с крылом переменной стреловидности. Также известен под названиями MRA-75 и Panavia 200.

Самолет был разработан и построен в начале 1970-х годов европейским консорциумом Panavia Aircraft GmbH, который по инициативе британцев создали компании British Aerospace (42,5%, Великобритания), Messerschmitt-Bölkow-Blohm (42,5%, Германия) и Alenia Aeronautica (15%, Италия).

На боевое дежурство Tornado вступил в начале 1980-х годов и, кроме Великобритании, Германии и Италии, был взят на вооружение Саудовской Аравией.

Характеристики

Самолет Tornado был спроектирован по аэродинамической схеме с крылом переменной стреловидности (в зависимости от ситуации может принимать дельтовидную и стреловидную форму). Сменная геометрия крыла обеспечивает минимально возможное сопротивление воздуха во время маневров на разных высотах. Например, когда крылья отведены назад, открытая площадь крыла опускается и сопротивление значительно уменьшается, что способствует выполнению высокоскоростного полета на низких высотах.

Сменное крыло может принимать любой угол стреловидности от 25 до 67 градусов с соответствующим диапазоном скорости для каждого угла. Уровень стреловидности крыльев (т.е. угол крыльев по отношению к фюзеляжу) можно изменять в полете непосредственно пилотом вручную. Некоторые Tornado ADV дополнительно были оснащены автоматической системой изменения стреловидности крыльев, чтобы снизить нагрузку на пилота.

При разработке также значительное внимание уделялось характеристикам Tornado при взлете и посадке на коротком расстоянии.

Так, для меньшей дистанции взлета и посадки самолет может сворачивать крылья вперед до положения 25 градусов и разворачивать закрылки и передние планки в полный размах, чтобы позволить самолету взлетать и приземляться на меньших скоростях.

Эти особенности, в сочетании с двигателями Rolls-Royce RB199, оснащенными реверсом тяги, обеспечивают Tornado отличную управляемость на низкой скорости и уникальные характеристики взлета и посадки.

Для выполнения миссий на дальние расстояния Tornado располагает дополнительными подкрыловыми топливными баками и выдвижным зондом для дозаправки в воздухе. При этом система дозаправки в воздухе позволяет одному Tornado дозаправлять другой.

Модификации

Tornado существует в следующих основных модификациях: истребитель-бомбардировщик Tornado IDS, перехватчик Tornado ADV и разведчик/самолет радиоэлектронной борьбы Tornado ECR.

Истребитель-бомбардировщик Tornado IDS — базовая и наиболее массовая версия самолета. Имеет несколько подверсий: Tornado GR1 (ударный истребитель), Tornado GR1A (тактический всепогодный разведчик), Tornado GR1B (морской ударный истребитель), Tornado GR4 (модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1), Tornado GR4A (модернизированный).

Разведчик/самолет радиоэлектронной борьбы Tornado ECR — кроме сбора разведданных, этот самолет предназначен для миссий подавления противовоздушной обороны противника. Он имеет датчики для обнаружения использования радаров и оснащен противорадарными ракетами AGM-88 HARM.

Всепогодный дальний перехватчик Tornado ADV — задумывался как долговременный перехватчик для противодействия угрозам со стороны бомбардировщиков времен холодной войны. По сравнению с базовой версией, имело большее ускорение, улучшенные двигатели, увеличенный корпус (что позволило увеличить емкость горючего), лучший радар и изменения в программном обеспечении. Участие в воздушных боях с истребителями противника в его обязанности не входило из-за сравнительно низкой маневренности.

Среди современного вооружения, для развертывания которого было адаптировано Tornado, можно выделить бомбы Enhanced Paveway и Joint Direct Attack Munition, противорадарные ракеты AGM-88 HARM, а также современные крылатые ракеты Brimstone, Taurus и Storm Shadow. В противокорабельной версии GR1B каждый самолет может нести до четырех противокорабельных ракет Sea Eagle. Также Tornado является потенциальным носителем тактического ядерного оружия.

AMX

AMX — штурмовик, разработанный совместно Бразилией и Италией. Самолет был создан в 1980-х годах. Он также находился на вооружении ВВС Италии до конца 90-х годов. Всего было произведено около 200 таких боевых машин.

Этот самолет был выпущен в нескольких модификациях:

  • AMX легкий штурмовик;
  • AMX-T двухместный учебно-боевой самолет;
  • AMX-ATA двухместный легкий штурмовик;
  • AMX-R (RA-1) легкий разведчик на базе AMX для ПВС Бразилии.

dev.ua запускає джобборд з акційною пропозицією для IT-роботодавців

Надсилайте вакансії

Тактический истребитель «Торнадо-IDS» ВВС Германии — Истребители — ВВС — Справочник

Тактические истребители «Tornado» предназначены для непосредственной авиационной поддержки и изоляции района боевых действий, борьбы с авиацией противника на земле и за господство в воздухе, перехвата воздушных целей и обеспечения ПВО, нанесения ударов по морским целям, ведения разведки. Вариант самолета, оптимизированный для действий по наземным и морским целям, получил условное обозначение IDS (Interdiction Strike), вариант ПВО — ADV (Air Defense Variant), разведки и РЭБ — ECR (Electronic Combat Reconnaissance). Серийное их производство началось в 1977 году, всего построено более 850 самолетов. В боевом составе ВВС ФРГ имеется 36 «Tornado-IDS», 35 «Tornado-ECR», 144 «Tornado-ADV».

Самолеты этого типа также находятся на вооружении ВВС Великобритании, Италии и Саудовской Аравии.

Все самолеты «Торнадо» имеют идентичную базовую конструкцию и различаются главным образом бортовым оборудованием. На с.1 обложки изображено звено тактических истребителей «Торнадо» в варианте IDS (на внутренних подкрыльевых узлах подвески они несут подвесные топливные баки).

Истребитель выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом изменяемой геометрии и боковыми двухмерными воздухозаборниками. Крыло изготовлено в основном из алюминиевых сплавов, а несущие кессоны консолей — из титановых. Поворотные части консолей имеют максимальные и минимальные углы стреловидности по передней кромке соответственно 67 и 25°, а корневые — 60°. Механизация включает трехсекционные предкрылки по всему размаху поворотных частей консолей, двухщелевые четырехсекционные закрылки и спойлеры.

Элероны отсутствуют. Хвостовое оперение включает обычный киль с рулем направления и стабилизатор с поворотными консолями из стеклопластика.

Самолет «Торнадо-IDS» имеет основные характеристики: экипаж два человека, максимальная взлетная масса 24 500 кг (пустого — 12 700 кг), максимальная скорость полета у земли 1 350 км/ч (М = 1,1), практический потолок 15 000 м, перегоночная дальность 3 900 км, тактический радиус действия 550-1 200 км (в зависимости от боевой нагрузки и профиля полета), длина 16,7 м, высота 5,95 м, размах крыла 13,9 м, площадь крыла 26,6 м2. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбовентиляторных двигателей RB199-34R-OH максимальной тягой по 3 600 кгс (на форсаже — 7 260 кгс).

Истребитель вооружен двумя 27-мм встроенными пушками «Маузер» (боекомплект 125 патронов).

Подвесное вооружение размещается на семи наружных узлах подвески, из которых центральный подфюзеляжный и четыре подкрыльевых являются однозамковыми, а два боковых подфюзеляжных — трехзамковыми. На них могут быть размещены УР AIM-9, «Аспид-1А», «Скайфлэш» и AIM-120 класса «воздух — воздух», «Мейверик» и AS-30 класса «воздух — земля», ПКР «Корморан» и «Си Игл», противорадиолокационные УР AGM-88A HARM, ALARM, управляемые авиабомбы (калибр до 2 000 фунтов), кассеты MW-1, BL.755 и JP233, зажигательные бомбы (до 750 фунтов), обычные бомбы и бомбы замедленного падения (до 500 фунтов), неуправляемые авиационные ракеты.

Максимальная боевая нагрузка составляет 7 250 кг.

Самолеты «Торнадо» являются носителями ядерного оружия.

Зарубежное военное обозрение 2004 №5, С. 51

 

Панавиа Торнадо История | Боевой самолет Королевских ВВС «Торнадо»

Было половина девятого утра первого дня операции «Буря в пустыне», когда три «Торнадо» пронеслись по чистому небу. Самолеты только что дозаправились высоко над Саудовской Аравией и устремились к своей цели — гигантскому аэродрому у южной границы Ирака.

Штурман Джон Никол и его пилот Джон «Дж.П.» Петерс пилотировал один из самолетов. «Когда мы приблизились к цели, мое тело захлестнуло адреналином, — вспоминает Николь. «Наше время было точным. Цель была идентифицирована, и системам вооружения самолета можно было приказать сбросить бомбы. Через час я благополучно вернусь на базу.

Британский реактивный самолет с оружием наготове пронесся сквозь шквал разрывающегося огня — как раз для такой низколетящей атаки «Торнадо» и был создан. Но в ключевой момент бомбы с самолета не сбрасывались.

В интервью Daily Mail Никол сказал, что сама система наведения «Торнадо» фактически остановила атаку, потому что условия для выпуска были неподходящими. «В кабине был хаос», — сказал он. «JP кричал на меня. Атака не удалась, и как человек, отвечающий за системы вооружения, я виноват в этом».

Когда экипаж начал поспешное отступление, в самолет попала иракская тепловая головка.

«Одну минуту я летел на высоте 50 футов, глядя вверх на голубое небо, затем самолет кувыркался, как лист платана, и я смотрел на коричневый песок». За этим последовало одно из самых печально известных событий войны в Персидском заливе: двое мужчин, вынужденных катапультироваться, были схвачены иракцами, подвергнуты пыткам и представлены мировым СМИ.

Среди многих, кто наблюдал за происходящим дома, был ребенок по имени Джеймс Хипс, который вырос и стал одним из двух последних командиров эскадрильи «Торнадо». Здесь в 2019 году, самолет уходит из Королевских ВВС спустя почти 40 лет. Но именно эти смелые атаки во время войны в Персидском заливе, «первого конфликта CNN», сделали «Торнадо» легендой, говорит Хипс.

Копье Европы

Капрал Элли Марриотт Королевских ВВС

Война в Персидском заливе 1991 года, возможно, была первым боевым опытом для «Торнадо», но британский самолет был разработан для чего-то гораздо более темного. о возможном столкновении с Советским Союзом в период холодной войны, когда «Торнадо» могут скользить по верхушкам немецких лесов в разгар ядерной войны, готовые обрушить свою ярость на советские наземные цели. был бы настоящим самолетом, на котором Люк Скайуокер полетел бы, чтобы попытаться его сбить.0003

«Главной задачей Tornado было преодоление низкогорья после радиолокационных ядерных ударов по СССР», — говорит эксперт по обороне Билл Ходсон, директор международной инженерно-консалтинговой компании Frazer-Nash. «Он обеспечил непревзойденную в мире возможность летать в облаках ночью на высоте 250 футов, будучи незамеченным средствами ПВО противника».

Из-за ядерной угрозы «Торнадо» мог бы летать по старой схеме, если бы его системы авионики вышли из строя, а экипажи использовали карту и секундомер, а также очки ночного видения, если того требовали условия. Наличие экипажа из двух человек означало, что Tornado было легче продолжать летать.

Пилот Эдвард Смит

RAF

Первый совместный европейский проект военного самолета, Tornado, был разработан Panavia Aircraft GmbH, компанией, созданной тремя странами-партнерами — Великобританией, Германией и Италией — для создания многоцелевого боевого самолета, предназначенного для сравните с российскими МиГ-29 и Су-27. Получив прозвище «Тонка», он был разработан в трех основных вариантах: истребитель-бомбардировщик IDS (Interdiction and Strike), ECR (электронный боевой и разведывательный) и истребитель ADV (вариант противовоздушной обороны).

Пилот Эдвард Смит летал на McDonnell Douglas F-4M в качестве истребителя ПВО в Германии, когда в сентябре 1982 года его выбрали для переподготовки в качестве пилота «Торнадо». военно-воздушные силы». — сказал он «Популярной механике». «Ожидалось, что это произведет революцию в способности ВВС доставлять обычное и ядерное оружие против противника в любых погодных условиях, днем ​​или ночью, с большой точностью».

Высокотехнологичная низколетящая угроза

Существовало давление, чтобы создать что-то действительно новаторское с помощью Tornado. Чтобы осуществить эту воздушную революцию, дизайнеры обратились к нескольким ключевым технологическим приемам.

Первая привлекающая внимание особенность была встроена в крылья. Подобно американскому F-14 Tomcat, Tornado использовал так называемую конфигурацию «поворотного крыла». Большинство самолетов, в том числе современные птицы, такие как F-35, имеют неподвижные крылья. Тем не менее, Tornado может перейти от прямых крыльев для большей подъемной силы во время взлета к конфигурации со стреловидностью для лучшего воздушного потока на крейсерских скоростях.

Торнадо перед взлетом.

RAF

Грозный и смертоносный штурмовик должен иметь отличный обзор, поэтому Tornado включал в себя комплект навигационного/атакующего доплеровского радара, который одновременно сканирует цели и осуществляет полностью автоматизированное слежение за местностью при полете на малых высотах.

«Помню один момент, от которого волосы встают дыбом, когда я вдруг осознал, что звезды, которые несколько мгновений назад были видны от горизонта до горизонта, внезапно стали видны только узкой полосой надо мной», — говорит Хипс. «Взгляд вниз на движущуюся карту показал, что система слежения за местностью направляет самолет вниз по узкой горной долине с крутыми склонами. Это определенно сфокусировало ум».

Независимо от того, приземляетесь ли вы в пустыне или на окраине латвийской деревни, найти достаточно места для постройки взлетно-посадочной полосы может быть проблемой, и у Tornado было в рукаве еще кое-что, что помогло решить эту проблему. Он оснащен реактивными двигателями с обратной тягой, которые давали ему превосходную управляемость на малых скоростях и способность приземляться, а это означает, что он мог остановиться менее чем за 2500 футов.

«Торнадо имеет (очень необычно для быстрого реактивного самолета) реверс тяги, обеспечиваемый шарнирной частью выхлопных труб двигателя, чтобы отклонять реактивную тягу вперед после приземления», — говорит Смит. «Это опять же очень эффективный способ сократить посадочную дистанцию».

Опасная зона

Посмотреть полный пост на Youtube

Торнадо были разработаны для наземных атак с малой высоты над Европой, где укрытие из лесов, холмов и могло бы снять с пилотов некоторую защиту. Не было такого укрытия для 60 «Торнадо», развернутых в «Буря в пустыне». «Ближний Восток не особенно известен своими обширными лесами, — говорит Крис Хендрикс, военный историк из Музея Королевских ВВС.

Из-за того, что многие из их миссий включали бомбардировки аэродромов с малых высот и прицелы ракет «Скад», иногда на высоте иногда до 50 футов, летным экипажам негде было спрятаться. Даже одинокий солдат с автоматом Калашникова мог представлять опасность.

«Хотя «Торнадо» был очень успешным, он понес большие потери, чем другие боевые самолеты союзников, из-за своей уязвимости на малых высотах, — говорит Хендрикс.

Самолет с атомной бомбой — не истребитель

Поскольку он был разработан для ведения боевых действий во время ядерной войны с ограниченной зависимостью от электроники, «Торнадо» во многом был взрывом из прошлого, аналоговым самолетом в эпоху все более цифровых технологий.

Его механическая природа и тот факт, что он редко летал без двух внешних топливных баков, означали, что некоторым пилотам 28-тонный самолет труднее маневрировать, чем некоторые из его современников, таких как F-16 и французский Mirage.

Посмотреть полную публикацию в Instagram

Кроме того, несмотря на то, что Королевские ВВС развернули вариант перехватчика, предназначенный для патрулирования Северного моря против советских бомбардировщиков, он никогда не предназначался для использования в качестве воздушного истребителя, и его было сравнительно трудно развернуть.

«[The] Tornado… не создавался как крутой истребитель; тяга 5 g была возможна, но не могла поддерживаться долго», — говорит Хипс. «Вместо этого он должен был лететь далеко и быстро на малой высоте и быть устойчивой платформой для точной доставки неуправляемых бомб, когда он достиг цели».

Хипс добавляет, что «Торнадо» обладал такой большой инерцией, что некоторые назвали бы его «тяжелым» или «неуклюжим». Но в умелых руках самолет европейского производства представлял собой зрелище. «Глядя вперед и предвидя «мчащуюся линию» по местности, Tornado плавно и элегантно проносится через долины и вокруг холмов», — говорит Хипс.

Старение с изяществом

Подобно смартфону в вашем кармане, быстрый темп технического прогресса может сделать даже самый впечатляющий образец дизайна быстро устаревшим. Но, несмотря на то, что ему более четырех десятилетий и он окружен более молодыми, более быстрыми и изящными моделями, серия обновлений позволила Tornado оставаться на передовой в качестве грозного и ценного члена арсенала НАТО.

Модернизация RAF GR. 4 обеспечила «Торнадо» улучшенной электроникой и авионикой, что сделало его в высшей степени подходящим для новой роли носителя управляемых ракет.

Посмотреть полную публикацию в Instagram

«Торнадо» был основным скоростным реактивным самолетом Королевских ВВС на протяжении более трети существования службы и участвовал во всех крупных конфликтах с момента ее создания, от Ирака, Косово до Ливии и недавних операций против ИГИЛ. в Сирии. Было построено более 1000 самолетов, и он будет продолжать летать в других военно-воздушных силах, в том числе в Германии и Саудовской Аравии. По состоянию на 31 марта он был официально выведен из эксплуатации Великобританией, и его роли были разделены между новым Typhoon и Lightning.

«За 100-летнюю историю Королевских ВВС многие самолеты прославились своей революционной конструкцией, выдающимся вкладом в войну или просто любовью всех, кто их знал, — говорит Смит, заводя Harrier. , Спитфайр и Вулкан. «Но Tornado может соответствовать всем этим категориям с лучшими из них».

Посмотреть полную публикацию на Youtube

Марк Смит

Марк Смит — независимый журналист, который пишет для BBC, Guardian, Forbes и журналов на самые разные темы — от технологий и бизнеса до истории и кино.

Украина присматривается к 93 истребителям Tornado из Германии, которые Бундесвер заменяет боевыми самолетами F-35

В то время как Германия находится под давлением, чтобы в ближайшее время поставить Украине танки Leopard-2, заместитель министра иностранных дел Украины выступил с аргументом в пользу приобретения немецких Истребители Торнадо.

Заместитель министра иностранных дел и бывший посол Украины в Германии Андрей Мельник 15 января обратился к правительству Германии с просьбой передать Украине 93 истребителя «Торнадо», которые еще предстоит заменить на истребители-невидимки F-35.

«У меня есть творческое предложение для наших немецких друзей. Бундесвер располагает 93 многоцелевыми боевыми самолетами Tornado, которые вскоре будут выведены из эксплуатации и заменены на F-35. Тем не менее, это старый реактивный истребитель, все еще очень мощный. Почему бы не доставить эти «Торнадо» в Украину, канцлер Шольц?» Об этом Мельник написал в Twitter.

Ранее Мельник заявлял, что недавно объявленная поставка немецких бронетранспортеров Marder в Украину была правильной, но решение было принято с большим опозданием.

Бывший дипломат выразил надежду, что «после этого давно назревшего шага ничто не помешает Украине немедленно получить все имеющееся тяжелое вооружение, включая боевые танки, истребители и военные корабли, чтобы остановить геноцидную войну России в самом сердце Европы. ”

У меня есть креативное предложение для наших немецких друзей. Бундесвер имеет 93 многоцелевых боевых самолета Tornado, которые вскоре будут выведены из эксплуатации и заменены F-35.
Хоть это и старый реактивный истребитель, но все же очень мощный. Почему бы не доставить эти Торнадо в Украину @Bundeskanzler? pic.twitter.com/KxTZdUQLAS

— Андрей Мельник (@MelnykAndrij) 15 января 2023 г.

В декабре правительство Германии объявило о сделке по покупке 35 истребителей F-35 в США за колоссальные 8,4 миллиарда долларов. Приобретение современного истребителя пятого поколения позволит Берлину заменить устаревшие самолеты Tornado в своем арсенале.

«Торнадо» традиционно выполняли доктрину НАТО о совместном использовании ядерного оружия.

Изображение файла: австралийский F-35

Первый самолет F-35 для Германии будет использоваться для обучения немецких пилотов в Соединенных Штатах в 2026 году. В следующем году планируется перенести эти операции в Германию, где они останутся до 2028 года. , когда Люфтваффе, военно-воздушные силы Германии, объявляют о начальной оперативной готовности.

Таким образом, ожидается, что «Торнадо» будут находиться на вооружении Берлина в течение нескольких лет, что делает их доставку в Украину маловероятной. Кроме того, все члены НАТО воздержались от отправки в Украину истребителей западного образца, опасаясь спровоцировать президента России Владимира Путина.

Ни один из союзников Украины не предоставил стране современные истребители, хотя многие предоставили ее ВВС обновленные версии самолетов советской эпохи, таких как МиГ-29.

Ранее были сообщения о том, что Украина получит американские A-10 Warthogs, но вскоре они рассеялись, так как акцент был смещен на системы ПВО и боевые танки.

Украина неоднократно обращалась к странам НАТО с просьбой вооружить свои ВВС современными истребителями, такими как F-16 или F-15, которые находятся на вооружении нескольких европейских стран. Однако очевидно, что любая такая поставка может сделать их непосредственными участниками войны и спровоцировать Россию на развертывание более смертоносного оружия в Украине.

Однако аргумент в пользу передачи Германией самолетов «Торнадо» Украине слаб, учитывая ее общее нежелание, вызвавшее критику, и невозможность выпустить самолет из-за отсутствия замены.

Panavia Tornado — это семейство двухмоторных многоцелевых боевых самолетов с изменяемой стреловидностью крыла, которые совместно разрабатывались и производились Италией, Великобританией и бывшей Западной Германией.

Существует три основных варианта Tornado: истребитель-бомбардировщик Tornado IDS (interdictor/strike), подавление ПВО противника Tornado ECR (электронный бой/разведка) и Tornado ADV (вариант ПВО) перехватчик.

Tornado IDS (Interdiction Strike) выполняет морские удары, атаки воздух-земля и тактическую разведку. Все военно-воздушные силы стран-партнеров консорциума и Королевские ВВС Саудовской Аравии приняли базовую конструкцию этого «Торнадо» с некоторыми незначительными модификациями деталей.

С дистанционным управлением полетом и упором на наземные атаки, это был первый военный самолет в Европе, который также мог выполнять противокорабельные и разведывательные миссии на очень малых высотах.

ВВС Германии Panavia Tornado IDS — Wikimedia Commons

В отличие от этого, Tornado ECR (Electronic Combat and Reconnaissance) сохраняет все возможности Tornado IDS при использовании средств радиоэлектронной борьбы и боеприпасов для нейтрализации средств ПВО противника и ведения электронной и тактической разведки.

Только ВВС Германии и Италии используют эту специализированную версию Tornado. Он был создан специально для наблюдения, слежения и нейтрализации противовоздушных систем противника. Вариант противовоздушной обороны Tornado был разработан специально для Королевских ВВС.

Самолет является одним из самых боеспособных в мире. Во время войны в Персидском заливе 1991 года Tornado использовался Королевскими ВВС (RAF), ВВС Италии и RSAF и участвовал в многочисленных ударных миссиях с малой высотой.