Техническое описание истребителя- бомбардировщика Рипаблик F-105 «Тандерчиф». F-105 Thunderchief
Техническое описание истребителя- бомбардировщика Рипаблик F-105 «Тандерчиф»
Самолет представляет собой среднеплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Планер истребителя-бомбардировщика рассчитан на эксплуатационную перегрузку 8,67 и предельную 13G.
Конструкция
Фюзеляж технологически расчленен на три части — носовую, центральную и хвостовую.
Носовая часть фюзеляжа имеет обычную конструкцию из кольцеобразных рам-шпангоутов различного сечения и мощных лонжеронов. В передней части, до силового шпангоута крепления переднего лонжерона крыла, находятся отсек бортового электронного оборудования; пушка и снарядный ящик; ниша, в которую убирается передняя опора шасси; кабина летчика.
Конструкция центральной части фюзеляжа образована шпангоутами и уголковыми стрингерами. В нижней части находится двустворчатый бомбоотсек. Конструктивно в состав центральной секции фюзеляжа включен центроплан с воздухозаборниками.
Площадь сечения задней части фюзеляжа соответствии с правилом площадей увеличивается к хвосту. Правило площадей учтено в конструкции фюзеляжа, начиная с модификации F-105B.
Хвостовая секция — обычной конструкции, крепится к центральной секции четырьмя болтами. Хвостовая секция выполнена съемной для обеспечения доступа к двигателю. Законцовка хвостовой секции образована воздушными тормозами длиной около 1 м. В закрытом положении четыре элемента тормозов образуют сужающее-расширяющееся сопло. При интенсивном торможении в полете или на пикировании с большой высоты отклоняются все четыре элемента. Выпущенные воздушные тормоза почти удваивают лобовое сопротивление самолета без заметного изменения его балансировки. При посадке отклоняются лишь две боковые секции, верхняя и нижние блокируются. Верхняя — чтобы не мешать выпуску тормозного парашюта, нижняя — чтобы не задеть при посадке о ВПП. Максимальный угол отклонения секций 40 град.
Секции тормозов слегка открываются или закрываются при работе двигателя с «погашенной» форсажной камерой в случае, если регулируется сечение сопла. Воздушные тормоза приоткрываются при уменьшении тяги на малых оборотах двигателя и закрываются при увеличении тяги. В нижней части хвостовой секции установлен небольшой подфюзеляжный киль.Стреловидность крыла по линии фокусов 45 град. Удлинение крыла 3,18, относительная толщина профиля в корневом сечении — 5,5 %, в концевом — 3,7 %. Крыло имеет два главных лонжерона и один вспомогательный, расположенный между ними. Носовая часть крыла имеет коническую аэродинамическую крутку. Механизация крыла включает автоматически отклоняемый на больших углах атаки носок и односекционные щелевые закрылки с гидроприводом. На каждой плоскости имеется по пять секций интерцепторов и обычные элероны. Интерцепторы служат для управления самолетом по крену на больших приборных скоростях.
Вертикальное оперение однокилевое, стреловидное. Руль направления имеет осевую компенсацию, триммер отсутствует.
Управляемый стабилизатор состоит из двух половинок, соединенных стальной трубой, дифференциально отклонить половинки стабилизатора невозможно. Подвижные части отделены от фюзеляжа неподвижными частями шириной примерно по 300мм.
Приводы всех аэродинамических поверхностей управления * гидравлические.
Шасси — трехопорное убираемое с носовой стойкой. Основные одноколесные опоры убираются в центроплан по направлению к продольной оси самолета. Колесо в убранном положении размещается у корня крыла за воздухозаборником. Обшивка в нише шасси подкреплена гофром. Колеса оборудованы тормозами, на каждой опоре установлены посадочные фары.
Двигатель
Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф» оснащен одним турбореактивным двигателем Пратт-энд-Уитни J-75-P- 3/5/10 (самолет F-105B) или J-75-P-10/19W (F-105D/F). Двигатель снабжен системой впрыска воды и форсажной камерой. Воздух в двигатель поступает через воздухозаборники с внутренним сжатием. Воздухозаборники имеют скошенные заостренные кромки, вызывающие расщепление скачков уплотнения с целью уменьшения вредного влияния скачков на характер обтекания хвостового оперения. Сечение воздухозаборника регулируется подвижным клином, кроме того расход воздуха регулируется перепускными створками, расположенными непосредственно перед двигателем. Положение клина регулируется автоматически, в зависимости от числа М. Для обеспечения работы двигателя на земле внутри ниш опор шасси имеются дополнительный воздухозаборники, закрытые металлической сеткой.
У основания передней кромки киля расположен вход воздухозаборника системы охлаждения форсажной камеры, кроме того за счет подсоса воздуха между соплом двигателя и соплом, которое образуют секции воздушных тормозов создается дополнительная реактивная тяга.
Топливная система
Большие размеры фюзеляжа позволили разместить в нем значительный запас топлива, емкость внутренних баков — 2915л. Основные мягкие топливные баки находятся в центральной секции фюзеляжа над воздухозаборниками, предусмотрена подвеска топливного бака емкостью 1477л внутри бомбоотсека. В носовой части фюзеляжа по левому борту находится штанга топливоприемника дозаправки топливом в полете.
Электоросистема
Электрооборудование самолета питается от генераторов переменного тока МВ-3 мощностью по ЗОкВА и генератором постоянного тока МА-11 напряжением ЗОВ.
Бортовое оборудование
На самолете установлена система автоматического управления Дженерал Электрик FC-5 и система управления огнем AN/ASG-19. Специально для истребителя-бомбардировщика F-105 фирмой Эклипс Пионер разработан центральный вычислитель аэродинамических параметров, который выдает данные о высоте, скорости и температуре окружающего воздуха.
Навигационная аппаратура включает радиолокатор R-14 NASARR, имеющий режимы панорамного обзора местности и следования рельефа местности; допплеровская навигационная система AN/APN- 131 (на модификации F-105D), радионавигационную систему TACAN, УКВ радиопеленгатор, аппаратуру радиотехнической системы посадки ILS. В состав допплеровской навигационной системы входят допплеровский радиолокатор, первичные датчики аэродинамических параметров, вычислитель аэродинамических параметров и навигационный вычислитель. Система непрерывно рассчитывает координаты точки места самолета с учетом сноса, путевую скорость, курс, расстояние до очередной поворотной точки маршрута. Ошибка навигационной системы составляет порядка 5 км на 1 час полета.
Система управления огнем и навигационная система завязаны в единый комплекс, известный под наименованием «Тандерстрик». Система «Тандерстрик» обеспечивает автоматическое бомбометание с различных видов маневра в простых и сложных метеоусловиях.
Пространственная ориентация самолета определяется с помощью курсовертикали фирмы Лир.
Автопилот Дженерал Электрик FC-5 работает в режимах стабилизации барометрической высоты полета и числа М. Автопилот обеспечивает самолетовождение по заданному маршруту в ортодромической системе координат.
В состав приборного оборудования включены новейшие на тот период приборы с ленточными шкалами — указатель числа М, указатель высоты и вертикальной скорости.
Вооружение
На самолете стационарно установлена шестиствольная автоматическая 20-мм пушка М-61 «Вулкан» скорострельностью 6000 выстрелов в минуту.
Скорострельность удалось повысить (штатная скорострельность пушки «Вулкан» 4000 выстрелов в минуту) за счет использования двухленточного питания. Привод вращения блока стволов гидравлический. Боекомплект 1029 снарядов обеспечивает непрерывную стрельбу в течение 11 секунд.Для наружной подвески вооружения имеется пять пилонов, один центральный подфюзеляжный и четыре подкрыльевых. Масса подвесного вооружения 5400 кг (F-105B) или 7800 кг (F-105D).
Летно-технические характеристики
F-105D F-105F Размах крыла, м 10,64 10.64 Длина, м 20,43 21,06 Высота, м 6.01 6,15 Площадь крыла, кв.м 35,81 35,77 Масса пустого, кг 12700 12880 Взлетная масса, кг Нормальная 17250 Максимальная 23830 24500 Максимальная посадочная масса, кг 23150 Масса полезной нагрузки, кг 7800 5400 Макс скорость на большой высоте М=2,1 М=2,25 Максимальная скорость у земли, км/ч 1376 1531 Скороподъемность, м/с 175 162 Максимальная дальность полета, км 4000 3330Изображенный на рисунке истребитель-бомбардировщик F-105B «Тандерчиф» (57-5836) поступил на вооружение Тактического авиационного командования ВВС США в начале 60-х годов. На киле поверх молнии желтого цвета с красной окантовкой нанесена эмблема Тактического авиационного командования. Самолет имеет цвет неокрашенного металла.
Эмблема 335-й тактической истребительной эскадрильи (голова индейца) на самолете F-105B «Тандерчиф» (54-0111) была нанесена на киле поверх идентификационной полосы эскадрильи, в то время как на других самолетах подразделения она наносилась на бор га в передней части фюзеляжа, а на киле изображалась эмблема Тактического авиационного командования.
335-я тактическая истребительная эскадрилья входила в состав 4-го тактического истребительного авиакрыла, которое в 1958 г. дислоцировалось на авиабазе Сеймур-Джонсон, штат Северная Каролина.
Изображенный на рисунке истребитель-бомбардировщик F-105B (HI/57-5823) состоял на вооружении 466-й тактической истребительной эскадрильи 419-го тактического истребительного авиакрыла резерва ВВС США в период с конца 70-х но начало 80-х годов, эскадрилья в это время дислоцировалась на авиабазе Хилл, штаг Юга. Самолет окрашен но «азиатской» камуфляжной схеме, пятна камуфляжа покрывают целиком весь самолет, включая нижние поверхности.
Истребитель-бомбардировщик F-105D (60-0430) из 36-го тактического истребительного авиакрыла, авиабаза Битбург, ФРГ, начало 60-х годов. Обратите внимание на три цветные полоски на киле, отражающие все три входящие в крыло эскадрильи: красная полоска — идентификационный знак самолетов 22-й тактической истребительной эскадрильи, голубая — 23-й и желтая — 53-й. Маркировка стандартна для F-105 из 36-го авиакрыла периода начала 60-х годов.
F-105D (RK/59-1772) из 33-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактического истребительного авиакрыла, Такли, Таиланд, декабрь 1968 г. На центральном подфюзеляжном пилоне подвешены 750-фунтовые бомбы, на внешнем подкрльевом пилоне — блок НАР.
Истребитель-бомбардировщик F-105D (ЕР/60-490) — один из 30 самолетов F-105D, оснащенных системой «Таидерстик II», оборудование которой размещалось в гаргроте увеличенною объема. Изображенный на рисунке самолет принадлежал 475-й тактической истребительной эскадрильи 301-го тактического истребительного авиакрыла резерва ВВС США, в конце 70-х — начале 80-х годов эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Карсуэлл, штат Техас.
F-105F (62-4423) из 4520-го авиакрыла боевой подготовки (Combat Crew Training Wing), авиабаза Неллис, штат Невада, 1964–1965 г.г. В целях снижения коррозии самолет полностью окрашен лаком цвета алюминия.
«FAT FANNY» — F-105F (RK/62-4436) из 33-й тактической истребительной эскадрильи 355-го тактическою истребительного авиакрыла, авиабаза Корат, Таиланд, декабрь 1968 г. Самолет выполнял полеты на уничтожение РЛС противника (программа «УайлдУизил»). Под крылом на внешнем пилоне подвешена противорадиолокационная ракета AGM-45 «Шрайк».
F-105G «УайлдУизил» (JB/63-8275) из 17-й тактической истребительной эскадрильи 388- го тактического истребительного авиакрыла, авиабаза Корат, Таиланд, 1972–1973 г. г. По бортам нижней части фюзеляжей самолетов F-105G в районе крыла устанавливались контейнеры с аппаратурой РЭБ AN/ALQ-105.
F-105G (GА/62-4423) из 562-й тактической истребительной эскадрильи 35- го тактического истребительного а в и а к рыла, авиабаза Джордж, штат Калифорния, сентябрь 1979 г. 35-е крыло последним в ВВС США, сменило «Тандерчифы» на «Фантомы» в 1980 г.
F-105B пролетает нал восточным побережьем США, 1964 г. Самолет из 141-й TFS. На вооружении этой эскадрильи Тандерчифы находились с апреля 1964 по весну 1981 года. В 1965 году самолеты покрыли камуфляжем.
Один из доработанных по программе Combat Martin F-15F пролетает над Северным Вьетнамом. Сидение во второй кабине убрано и его занял, как говорили сами пилоты «Полковник Компьютер». Самолет из 357-й TFS, авиабаза Такли, Таиланд, 1967-70 гг.
Техническое описание БОК-1
Техническое описание БОК-1 Крыло БОК-1, снабженное центропланом и отъемными консолями, трехлонжеронное, в отличие от АНТ-25, в месте стыка с фюзеляжем не имеет мощных зализов. Отъемные части крыла (ОЧК) имеют 16 нервюр, верхние пояса которых выступают в набегающий поток. Пояса
Техническое описание
Техническое описание Данное описание опирается на конструкцию модификаций С и D с указанием изменений, внесенных на машинах других вариантов.Бомбардировщик В-25 — двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Он имел фюзеляж типа полумонокок с несущей
Техническое описание
Техническое описание Во многих отношения И-16 представляет собой классическую смешанную авиационную конструкцию, типичную для изделий советской авиационной промышленности первой половины 30-х годов.При создании И-16 Поликарпов остался верен своему принципу:
Техническое описание
Техническое описание Бомбардировщик Heinkel He 177A-3 был двухмоторным (два сдвоенных рядных двигателя) свободнонесущим среднепланом цельнометаллической конструкции. Самолет предназначался для нанесения бомбовых ударов, а после незначительных переделок мог выступать в роли
Техническое описание
Техническое описание Транспортный самолет Ju 52/3m — трехмоторный цельнометаллический свободно-несущий моноплан.Фюзеляж прямоугольного сечения со скругленными углами. Делился на три части: носовую (с центральным двигателем), среднюю (включавшую пилотскую и
Истребитель Рипаблик Р-47. Техническое описание
Истребитель Рипаблик Р-47. Техническое описание Самолет Рипаблик P-47D представляет собой одноместный цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси.Фюзеляж полумонококовой конструкции. Силовой набор состоит из лонжеронов и шпангоутов, изготовленных из алюминиевого
Техническое описание Ил-2 тип 3 и УИл-2
Техническое описание Ил-2 тип 3 и УИл-2 Ил-2 тип 3 представлял собой одномоторный двухместный моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Самолёты раннего выпуска имели смешанную конструкцию из металла и дерева, поздние машины были цельнометаллическими.
Техническое описание
Техническое описание Поликарпов У-2 (По-2) представлял собой одномоторный двухместный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси.Фюзеляж прямоугольного сечения состоял из задней и передней частей, которые соединялись между собой при помощи болтов. Силовая
Техническое описание истребителя Хейнкель Не 162.
Техническое описание истребителя Хейнкель Не 162. Не 162 Spatz — одноместный одномоторный истребитель с турбореактивным двигателем, высокоплан с двухкилевым вертикальным оперением смешанной конструкции и трехстоячным убираемым шасси с управляемой передней стойкой.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Основным конструкционным материалом цельнодеревянного самолёта ЛаГГ-3 была сосна, детали из которой соединялись клеем ВИАМ-Б-3. Крыло, набранное из двояковыпуклых несимметричных профилей NACA-23016 (в корне) и NACA-23010 (в консолях) относительной толщиной 16 и
Техническое описание НЕ-100 D-1
Техническое описание НЕ-100 D-1 Одноместный, однодвигательный, цельнометаллический, евободнонесущий низкоплан, с убираемым шасси.Фюзеляж.Фюзеляж представлял металлическую полумонококовую конструкцию, овального сечения, и был построен способом, характерным для многих
Рипаблик F-105 Тандерчиф | это… Что такое Рипаблик F-105 Тандерчиф?
F-105 | |
---|---|
Назначение: | истребитель-бомбардировщик |
Первый полёт: | 1955 |
Принят на вооружение: | 1959 |
Производитель: | Рипаблик Авиэйшн |
Всего построено: | 833 |
Характеристики | |
Экипаж: | 1 или 2 чел |
Макс. скорость: | 2237 км/ч |
Боевой радиус: | 625 км |
Дальность полёта: | 3550 км |
Практический потолок: | 15500 м |
Скороподъёмность: | 11700 м/мин |
Размеры | |
Длина: | 19,64 м |
Высота: | 5,99 м |
Размах крыла: | 10,64 м |
Площадь крыла: | 35,76 м² |
Масса | |
Пустой: | 12700 кг |
Снаряжённый: | 17250 кг |
Макс. взлётная: | 23830 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | 1 х ТРДФ Pratt & Whitney J75-P-19W |
Тяга (мощность): | 1 x 12000 кгс |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | 1 х 20мм, M61 Vulcan |
Боезапас: | 1028 |
Кол-во точек подвески: | 6 |
Масса подвесных элементов: | 6700 кг |
до 3 ядерных бомб. Можно подвешивать обычные бомбы, УР воздух-воздух AIM-9 и воздух поверхность AGM-12, AGM-45, AGM-78 |
Рипаблик F-105 Тандерчиф (англ. Republic F-105 Thunderchief) — истребитель-бомбардировщик ВВС США, предназначавшийся для доставки ядерного оружия и сыгравший значительную роль в американской войне во Вьетнаме.
Содержание
|
История создания
Исследования по проекту будущего F-105 были начаты в 1951 году фирмой Рипаблик Авиэйшн, специализировавшейся на создании тяжелых истребителей-бомбардировщиков (P-47 «Тандерболт», F-84 «Тандерджет», F-84F «Тандерстрик»). Самолет предназначался для маловысотного прорыва ПВО СССР с нанесением ядерного удара и должен был заменить в этой роли F-84F. Фактически конструирование велось вокруг внутреннего бомбового отсека и двигателя. Конструкторскими работами руководил известный американский авиаконструктор грузинского происхождения Александр Картвели.
Первый полёт опытный образец YF-105A совершил 22 октября 1955 года, превысив при этом скорость звука. В марте 1956 года ВВС США заключили с Рипаблик Авиэйшн контракт на поставку первых серийных F-105B. В том же году самолёт получил свое официальное название «Тандерчиф» (Громовержец). На этот момент эта машина была самым большим одноместным боевым самолётом в мире. Первые F-105B начали поступать в 355-ю тактическую истребительную эскадрилью в мае 1958 года.
Всего было построено 833 «Тандерчифа», серийное производство прекратилось в 1964 году. ВВС США намеревались заказать не менее полутора тысяч самолётов, однако эти планы были пересмотрены после принятия на вооружение истребителя-бомбардировщика F-4.
Эксплуатация
Первая эскадрилья F-105 достигла боеготовности к середине 1959 года. Самолеты ранней модификации F-105B состояли на вооружении всего двух эскадрилий и были полностью заменены более совершенными F-105D к 1964 году.
В начале 1960-х годов «Тандерчиф» являлся основным тактическим ударным самолётом ВВС США, предназначенным в первую очередь для доставки ядерного оружия. В этой роли F-105 были развернуты в Западной Германии, Японии, Испании, Турции, Южной Корее, Ливии. Основным оружием считались тактические ядерные бомбы B28 и В43, одна бомба размещалась во внутреннем бомбовом отсеке. В начале 1960-х годов отношение ВВС США к роли тактических боевых самолётов несколько изменилось, и F-105 были приспособлены к несению обычных («железных» по американской терминологии) авиабомб.
С самого начала эксплуатация самолётов этого типа проходила с многочисленными трудностями. «Тандерчифы» имели очень высокий уровень аварийности, из-за чего от их использования отказалась демонстрационная пилотажная группа ВВС США , потерявшая в катастрофе F-105 своего пилота. Самолет заслужил плохую репутацию у пилотов, давших ему нелестное прозвище «Тад» (Thud, сокращение от Thunderchief, одновременно обозначающее звук при падении), и у наземных техников, поскольку был очень тяжелым в обслуживании. Трудоемкость обслуживания составляла 150 человеко-часов на час полёта (для сравнения: простым в обслуживании считался, например, истребитель F-5, имевший показатель 17-20 человеко-часов на час полёта). За первые несколько лет службы ВВС США как минимум шесть раз временно прекращали полёты всего парка F-105 из-за аварий и катастроф. Рекордным был 1964 год, когда с «Тандерчифами» произошло 38 летных происшествий. В дальнейшем по мере доработки самолёта и осваивания его летным составом уровень аварийности снизился.
После прекращения бомбардировок Северного Вьетнама в 1968 году «Тандерчифы» стали быстро выводиться из боевых эскадрилий, заменяясь на F-4. С окончанием Вьетнамской войны в эксплуатации осталось очень небольшое число F-105, в основном в эскадрильях Национальной гвардии. Однако официальное снятие самолёта с вооружения ВВС США произошло только в июле 1980 года, а с вооружения летных частей Резерва ВВС — в 1984 году.
На сегодняшний день в мире не существует летающих F-105, однако многие самолёты этого типа являются экспонатами в авиационных музеях США, а в качестве памятников находятся на американских авиабазах за рубежом.
Рекорд скорости
11 декабря 1959 года бригадный генерал Джозеф Мур установил на F-105B мировой рекорд скорости полёта по замкнутому 100-километровому маршруту — 1958 км/ч.
Боевое применение
Дозаправка по дороге в Северный Вьетнам. 1965 год
За время своей службы F-105 не экспортировались в другие страны и приняли участие только в одном вооруженном конфликте — войне США во Вьетнаме. Первыми «Тандерчифами» в Индокитае стали самолёты 36-го тактической истребительной эскадрильи, в августе 1964 года прибывшие на авиабазу Королевских ВВС Таиланда Корат. На протяжении войны F-105 действовали преимущественно с двух авиабаз в Таиланде — Корат и Тахли, хотя в 1965 году некоторое время летали из Дананга (Южный Вьетнам). Первые четыре года они выполняли боевые задания практически исключительно над Северным Вьетнамом (в рамках воздушной кампании «Rolling Thunder») и Лаосом, и лишь с 1968 года действовали над Южным Вьетнамом.
Формально являясь истребителем-бомбардировщиком, F-105 никогда не использовался во Вьетнаме для борьбы с истребителями противника, вступая в воздушные бои только при необходимости самообороны. В первом бою с МиГами 4 апреля 1965 года было потеряно два «Тандерчифа». В американской историографии их принято считать первыми потерями от действий северовьетнамской авиации; в то же время во вьетнамских источниках первой победой национальных ВВС считается F-8, сбитый днём ранее (что не подтверждено американцами)[1].
«Тандерчифы» применялись для ударов по наиболее важным военным и экономическим объектам Северного Вьетнама; в декабре 1966 года они стали первыми американскими самолётами, бомбившими Ханой. F-105 были исполнителями всех наиболее известных акций ВВС США над Северным Вьетнамом в период 1965-1968 годов, включая налеты на основную северовьетнамскую нефтебазу в пригороде Ханоя (июнь 1966), металлургический завод в Тайнгуене (март 1967) и мост Думера в Ханое (август 1967). Холмистая местность севернее Ханоя, использовавшаяся F-105 для незаметного приближения к целям, получила среди пилотов название «Хребет „Тадов“» (Thud Ridge).
Пилот F-105 (как и любого другого боевого самолёта) за время своей службы в Юго-Восточной Азии должен был выполнить 100 боевых вылетов над Северным Вьетнамом, на что обычно уходило около 7 месяцев. Самолет, спроектированный для действий в европейских условиях, был плохо приспособлен для действий в условиях войны в Индокитае. При боевом вылете из Таиланда F-105 должен был совершить две дозаправки в воздухе — одну по пути к цели, другую при возвращении на базу; сказался недостаточный запас топлива. Самолет, получивший боевые повреждения топливной системы, был практически обречен. Слабым местом F-105 оказались его гидравлические системы: при удачном попадании они обе выходили из строя, в результате чего самолёт становился неуправляемым. Нарекания со стороны пилотов вызывало неудобство переключения оружия. С учетом боевого опыта «Тандерчиф» был доработан, в частности, получил новое катапультное кресло и аварийную механическую систему управления. Несмотря на перечисленные недостатки, F-105 обладал очень высокой живучестью для однодвигательного самолёта. Известны по крайней мере два случая, когда «Тандерчиф» возвращался на базу после прямого попадания зенитной ракеты. К этому добавлялась большая бомбовая нагрузка (эквивалентная бомбовой нагрузке стратегического бомбардировщика B-17 во время Второй мировой войны) и высокая скорость полёта, особенно у земли, делавшая самолёт менее уязвимым. Пилотам нравилась шестиствольная авиапушка M61, очень эффективная против наземных целей.
Двухместная модификация F-105F с середины 1966 года была задействована для уничтожения позиций зенитно-ракетных комплексов противника в рамках программы «Дикая ласка» (Wild Weasel). В этой роли F-105 сменил не удовлетворявший требованиям программы F-100. В качестве «охотников за радарами» «Тандерчифы» участвовали в войне практически до ее окончания. Одноместные F-105D были выведены из Юго-Восточной Азии в 1970-1971 годах, а двухместные F-105G «Дикая ласка» III все еще применялись в операции «Linebacker» I в 1972 году.
Согласно официальной статистике ВВС США в воздушных боях F-105 сбили 27,5 северовьетнамских истребителей, а собственные потери составили 17 самолётов. В воздушных боях «Тандерчиф» серьезно уступал МиГам в маневренности, превосходя их в скорости. Кроме того, у пилотов F-105 никогда не было запаса топлива для серьезного воздушного боя, а для уничтожения самолётов противника они располагали только авиапушкой и в лучшем случае одной ракетой AIM-9.
За время Вьетнамской войны F-105 полностью изменил свою репутацию и завоевал любовь всех пилотов, летавших на нем; прозвище «Тад» утратило свое первоначальное негативное значение. Поскольку F-105 почти всегда действовали против целей с наиболее сильной системой ПВО во всем Северном Вьетнаме, они понесли очень тяжелые потери. Из всех выпущенных F-105D более половины было потеряно в Юго-Восточной Азии. Всего же боевые и эксплуатационные потери «Тандерчифов» на войне составили 397 самолётов, приблизительно 45 % от общего числа выпущенных. Два пилота F-105 были удостоены Медали Почета, высшей военной награды США.
Модификации
Линейка «Тандерчифов» на авиабазе Тинкер, 1978 год. На переднем плане — двухместный F-105F, остальные самолёты — одноместные F-105D
- YF-105A: опытный прототип. Построено 2 машины.
- YF-105B: опытный самолёт. Построено 4 машины.
- JF-105B: экспериментальный самолёт. 3 машины переоборудованы из RF-105B.
- F-105B: первая серийная модификация. Построено 75 машин.
- RF-105B: разведывательный самолёт. Построено 3 опытные машины, серийно не строился.
- F-105C: двухместный учебно-тренировочный самолёт. Серийно не строился.
- F-105D: наиболее массовая модификация, отличавшаяся от F-105B более мощным двигателем и новой системой управления огнем, позволявшей действовать в любых погодных условиях. Первый полёт — 9 июня 1959 года. Построено 610 машин.
- F-105E: двухместный учебно-тренировочный самолёт. Серийно не строился.
- RF-105D: разведывательный самолёт. Серийно не строился.
- F-105F: двухместный учебно-боевой самолёт. Первый полёт — 11 июня 1963 года. Построено 143 машины.
- EF-105F: двухместный самолёт «Дикая ласка» II, часто называемый просто F-105F. Построено 86 машин.
- F-105G: двухместный самолёт «Дикая ласка» III. Переоборудована 61 машина из F-105F и EF-105F.
Примечания
- ↑ István Toperczer. MiG-17 and MiG-19 Units of the Vietnam War. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 25, 2001. — С. 31—32.
Ссылки
- Профили окраски F-105 на сайте «Палитра крыла»
- Краткое описание F-105 в биографии Александра Картвели
- Подробное описание истории создания, конструкции и боевого применения в сборнике «F-105 Thunderchief» (составитель — М. Никольский)
- История и описание F-105 на сайте AIR VECTORS(англ.)
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтикиПерейти к основному содержанию
Пожертвовать сейчас
Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Посещать Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне Центр Удвар-Хази в Вирджинии Запланируйте экскурсию Запланируйте групповое посещение В музее и онлайн Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально. Как дела События Выставки IMAX Погрузитесь глубоко в воздух и космос Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу. Исследовать Истории Темы Коллекции По требованию Для исследователей Для учителей и родителей Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились. Учиться Программы Образовательные ресурсы Запланируйте экскурсию Профессиональное развитие педагога Образовательная ежемесячная тема Будь искрой Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению. Давать Становиться участником Стена чести Способы дать Провести мероприятиеНациональный музей авиации и космонавтики
6-я улица и проспект Независимости SW
Вашингтон, округ Колумбия 20560
202-633-2214
10:00 — 17:30
Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи
14390 Музей авиации и космонавтики Parkway
Шантильи, Вирджиния 20151
703-572-4118
10:00 — 17:30
Republic F-105 Thunderchief, история, технические характеристики, уцелевшие самолеты и фотографии
F-105D Thunderchief, серийный номер 61-0146, хвостовой код HI, Музей летных испытаний ВВС, авиабаза Эдвардс, Калифорния |
Республиканская авиация F-105 был сверхзвуковым истребителем-бомбардировщиком, способным развивать скорость до 2 Маха. Самолет изначально был внутренним проектом Republic и предназначался для замены RF-84F Thunderflash.
ВВС США заключили с Republic контракт на поставку 199 самолетов в сентябре 1952 года, но позже уменьшили размер заказа. Ближе к концу 1953 года вся программа была отменена ВВС из-за ряда задержек и неопределенностей в отношении самолета.
В 1954 г. она разместила еще один заказ, и в октябре 1955 г. впервые поднялся в воздух прототип YF-105A. Первый серийный F-105B был принят ВВС в мае 1957 г.
В июне 1957 г. F-105 будет назван Thunderchief , продолжая последовательность самолетов компании под названием Thunder, например. P-47 Thunderbolt, F-84 Thunderjet и F-84F Thunderstreak. Также были построены версии
F-105 Wild Weasel .
F-105 был самым большим одноместным одномоторным боевым самолетом в истории и весил около 50 000 фунтов. В первые годы войны во Вьетнаме F-105, способные к скорости 2 Маха, выполняли большинство задач по нанесению ударных бомбардировок. За время войны было совершено более 20 000 боевых вылетов Thunderchief, при этом было потеряно 382 самолета F-105.
Одним из его прозвищ было «Удар» .
F-105 Thunderchief ВВС США Thunderbirds |
Шесть авиашоу демонстрационной группы ВВС США Thunderbirds были проведены в 1964 году с использованием F-105. Вслед за F-105 Thunderbirds вернулись к F-100 Super Sabre.
Модели и производство F-105 Thunderchief
Были произведены различные модели, включая F-105B, F-105D и F-105F.
К концу производства было построено 833 самолета F-105.
Последний F-105 закончил службу в феврале 1984 года.
На сегодняшний день около девяноста (90) F-105 Thunderchief выставлены в США. Другие выставлены в Великобритании, Германии, Франции и Мексике. Ниже показаны фотографии типичных реставраций и дисплеев F-105.
Фотографии выживших F-105 Thunderchiefs
F-105D «Железный герцог», серийный номер 62-4360 , Tail Code SH, в аэропорту Чарльза Б. Холла, база ВВС Тинкер, Оклахома-Сити, Оклахома |
F-105 Thunderchief, серийный номер 57-803, экспонируется в Музее авиации Марч-Филд в Риверсайде, Калифорния |
Хвостовая часть F-105 Thunderchief, серийный номер 57-803, хвостовой код HI, в Музее авиации Марч-Филд в Калифорнии |
Республика F-105D-10-RE Thunderchief, серийный номер 60-0500 в HAMM, Тайлер, Техас |
Республиканская авиация F-105D-10-RE Thunderchief, серийный номер 60-0500 |
Республика F-105D-10-RE Тандерчиф, Тайлер, Техас |
.
F-105G Thunderchief, серийный номер 62-4440, восстановлен и выставлен в статической экспозиции в Аэрокосмическом музее Хилла в Одгене, штат Юта, |