Самолет Су-9 — парк Патриот

Основные характеристики
Габариты 18,06 х 4,82 м
Максимальная взлётная масса 12512 кг (с ПТБ)
Нагрузка на крыло 336,5 кг/м² (расч.)
Угол стреловидности по передней кромке 60°
Дальность полета без ПТБ 1350 км
Дальность полета с ПТБ 1800 км
Площадь/размах крыла 34 кв. м / 8,54 м
Практический потолок 20000 м
Масса топлива во внутренних баках 3100 кг
Объём топливных баков 3780 л
Интересные факты
Вооружение Имел только ракетное вооружение.
Уникальность Самый быстрый и самый высотный самолет мира для своего времени, а также первый советский истребитель, созданный как часть комплекса перехвата.
Управление Отмечены как минимум два случая, в 1964 и 1965 году, когда после катапультирования пилота Су-9 продолжал полет сам по себе и даже садился почти неповрежденным. Но машины пришлось списать.
Прозвище “Ракета с пилотом” — за внешний вид и скорость полета.
Подвижность
Двигатель 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1
Максимальная скорость 2230 км/ч на 12000 м, 1150 км/ч у земли
Скороподъёмность 200 м/с
Длина разбега 1200 м
Длина пробега 1250 м (без тормозного парашюта)
Мощность двигателя 9600 кгс на форсаже
Вооружение
Боекомплект вооружения №1 4 ракеты
Вооружение №1 Ракеты воздух-воздух К-5МС
Радиус боевого применения 430-600 км
Дополнительно
Экипаж 1 человек

Самый высотный и самый быстрый самолет в мире для своего времени. Первый советский истребитель, созданный в составе комплекса перехвата. Су-9 сбивал высотные аэростаты-шпионы и гнался за самолетом U-2. Последние Су-9 продолжали служить в ПВО СССР вплоть до 1981 года.

Перехватчик Су-9 стал одной из первых машин возрождённого ОКБ (опытно-конструкторского бюро) Сухого.

Хотя легендарный авиаконструктор Павел Осипович Сухой работал над самолетами еще с середины 1920х годов, а позже создал штурмовик Су-2, в ноябре 1949 года его бюро упразднили. Страна только что вышла из тяжелейшей войны — ресурсы приходилось экономить.

Но шли годы, и 24 мая 1953 года создали новое авиационное конструкторское бюро, которое предложили возглавить Сухому.

В то время бомбардировщики буквально с каждым годом летали все быстрее и все выше. К тому же несли ядерное оружие — даже один пропущенный самолёт мог нанести непоправимый урон.

Поэтому СССР остро нуждался в перехватчиках-истребителях, которые могли бы быстро взлететь, стремительно набрать высоту и сбить врага.

Без долгих воздушных боев и сложных виражей — только перехват.

Новый перехватчик проектировали сразу в двух вариантах — с треугольным (под именем Т-3) и стреловидным (С-3) крылом. В то время полет на сверхзвуке был еще новинкой, и просчитать оптимальную конфигурацию без натурных испытаний было крайне сложно. В итоге выбрали треугольное крыло, дающее меньшее сопротивление.

Чтобы сбивать самые сложные цели впервые в СССР будущий истребитель должен был стать частью комплекса перехвата. В него вошли наземная система управления “Воздух-1”, сам перехватчик и ракеты “воздух-воздух” на нем.

26 мая 1956 года прототип впервые поднялся в воздух. Пилотировал новинку Владимир Николаевич Махалин — опытный летчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны и войны в Корее. Менее месяца спустя, 24 июня 1956 года, самолет уже показали широкой публике на авиапараде в Тушино.

“Главным калибром” Су-9 стали четыре управляемые ракеты К-5МС, наводимые по лучу радиолокатора ЦД-ЗОТ (он же РП-9У). Антенну радара разместили в подвижном конусе воздухозаборника.   Вариант с двумя ракетами средней дальности К-8М и радаром “Орел” отвергли и внедрили уже на следующем перехватчике Су-11.

Ракета малой дальности К-5МС, она же РС-2УС, была разновидностью первой советской ракеты “воздух-воздух” К-5М, адаптированной для Су-9 (ранее ее запускали с МиГ-17). Осколочно-фугасная боеголовка ракеты К-5МС весила 13 кг. Взлетев по командам с земли и обнаружив цель бортовым радаром, пилот загонял ее на экране в “перекрестие”, дожидался подхода на нужную дистанцию и пускал ракету. После пуска пилот продолжал подсвечивать цель радаром, вплоть до попадания ракеты.

Для “подстраховки” ракет на первых вариантах перехватчика предусматривали и две 30-мм пушки НР-30 в корне крыла по обеим сторонам фюзеляжа.

Серийно пушки не ставили — концепция перехватчика конца 1950-х годов не включала в себя ближний воздушный бой. Но на бортах истребителей предусмотрели жаропрочные стальные панели, чтобы не повредить фюзеляж при стрельбе.

 На государственных испытаниях 1960 года Су-9 показал, что может уничтожать цели со скоростью 800-1600 км/ч, на высоте от 5 до 20 км, с вероятностью 70-90 %. Радиус перехвата в 430 км был даже немного выше требуемых 400.

9 июля 1961 года тройка Су-9 участвовала в знаменитом авиапараде, где показали все новинки техники СССР.

К сожалению, в первые годы службы Су-9 его мощный двигатель АЛ-7Ф работал не всегда надежно, что вызвало немало аварий и катастроф. Приняли меры и внедрили специальные противопомпажные створки двигателя, которые использовали и на других самолетах — Су-7 и МиГ-21.

Поскольку сверхзвуковой Су-9 по технике пилотирования резко отличался от предыдущих истребителей, его прозвали “ракетой с пилотом”.

Летчики говорили, что Су-9 сам “хочет летать”. Были случаи, когда пилот при потере скорости катапультировался, а истребитель внезапно снова набирал скорость и “садился” сам.

Су-9 завоевал абсолютные мировые рекорды по высоте и скорости полета.

Так, 14 июля 1959 года испытатель Владимир Ильюшин достиг высоты 28 852 м. Чтобы никто не догадался об истинном назначении самолета, для регистрации рекордов в ФАИ (Международная авиационная федерация) перехватчик переименовали в Т-431.

Для новых рекордов на Су-9 поставили более мощный двигатель АЛ-7Ф-2, сняли часть оборудования и систем вооружения.

И 4 сентября 1962 года Ильюшин достиг высоты 21 170 м при горизонтальном полете. А 25 сентября пилот Анатолий Кожнов развил на замкнутом маршруте в 500 км среднюю скорость в 2337 км/ч.

26 мая 1960 года летчик Борис Адриянов на доработанном строевом Су-9 установил мировой рекорд скорости на маршруте в 100 км — 2092 км/ч.

Су-9 много раз вылетали для перехвата высотных аэростатов со шпионской аппаратурой, летящих на высоте 20-25 км. Поскольку в стратосфере ветры обычно дуют с запада на восток, спецслужбам НАТО достаточно было запустить аэростат из Норвегии, Шотландии, ФРГ или Турции, поставив фотоаппарат на таймер, и потом подобрать сброшенный контейнер с плёнкой в Тихом океане. Перехват таких беспилотных “шпионов” требовал от летчиков высочайшего мастерства.

А 1 мая 1960 года Су-9 гнался за знаменитым самолетом-шпионом U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса. В тот день капитаны Сакович и Ментюков перегнали два Су-9 с Новосибирского завода на аэродром Кольцово у Свердловска без оружия и высотных костюмов. Но тут Пауэрс, нарушив границу СССР, пролетал мимо. И только Су-9 имел хорошие шансы на перехват настолько высотного самолета. Евгений Савицкий, командующий истребительной авиацией ПВО страны, лично отдал приказ таранить нарушителя. И оба пилота по очереди взлетели выполнять приказ, отлично зная, что при таране без высотных костюмов они гарантированно погибнут. Однако наземные службы не смогли точно навести их Су-9 на цель — и U-2 был сбит ракетами С-75.

А Су-9 продолжали нести службу по охране неба вплоть до 1981 года.

Сегодня с истребителем-перехватчиком Су-9 можно познакомиться на Музейной площадке №1 парка “Патриот” в экспозиции ВВС под открытым небом.


Су-9 Фото. Видео. Скорость. Вооружение. ТТХ

История создания самолета Су-9 началась еще до выхода решения Совмина СССР от 29 мая 1953 г. Проектом постановления правительства предписывалось ОКБ П.О. Сухого спроектировать одноместный истребитель с треугольным крылом и ТРД конструкции А.М. Люльки с тягой 10 000 кгс. Самолет планировалось построить в двух экземплярах с обозначением Т-3.

Истребитель Су-9 — видео

В то время в стенах ЦАГИ еще спорили, какое крыло лучше для полетов с большой сверхзвуковой скоростью: стреловидное или иной формы в плане. Спор между стреловидным и треугольным крыльями могла решить только практика. Работая в этом направлении, коллектив ОКБ П.О. Сухого предложил ВВС проекты фронтовых истребителей. В конце 1954 г., после выхода очередного постановления, в облике Т-3 произошли существенные изменения. ОКБ обязали разработать перехватчик под две ракеты К-7.

Первый экземпляр Т-3 с двигателем АЛ-7Ф, с центральным воздухозаборником и центральным телом (внутри находился радиодальномер СРД-3 «Град») создавался более быстрыми темпами, чем самолет с радиолокационным прицелом. Но вскоре постройку самолета прекратили, так как его летные данные получились аналогичными с будущим Су-7. А весь производственный задел использовали для ускорения выпуска второй машины.

 

26 мая 1956 г. летчик-испытатель В.Н. Махалин впервые поднял самолет Т-3 в воздух. Впоследствии испытания продолжил летчик-испытатель B.C. Ильюшин. В ходе испытаний на Т-3 так и не удалось достичь заданных параметров. Хотя самолет показал неплохие летные данные: скорость 1930 км/ч и потолок 18 ООО м. Причин было несколько, но самой главной стала недостаточная тяга двигателя и ненадежная его работа, и в конце 1957 г. испытания первого прототипа Т-3 прекратили. Второй опытный образец самолета, строившийся с учетом конструктивных изменений, получил обозначение ПТ-7, а при запуске в серию — ПТ-8. Но таких самолетов было выпущено немного, все они в дальнейшем были переоборудованы в опытные машины типа Т-43 и Т-47. На базе самолета Т-43 был создан комплекс средств перехвата ТЗ-51.

В 1956 г. Советское правительство обязало авиационные ОКБ поднять потолок своих истребителей до 21 км. Для решения этой проблемы имелось два пути: либо установить дополнительный ЖРД, либо увеличивать тягу ТРД. Работа над проектом Т-3 с ЖРД так и не завершилась. Зато форсирование ТРД позволило поднять потолок до требуемого значения. Был разработан вариант Т-43 с двигателем АЛ-7Ф-1, переделав один из самолетов опытной серии. Первый полет прототипа Т-43-1 без вооружения состоялся в октябре 1957 г. На этой машине 14 июля 1959 г. B.C. Ильюшин установил первый абсолютный мировой рекорд высоты, достигнув потолка 28 852 м. Затем было установлено еще несколько мировых рекордов.

В 1959 г. на основе самолета Т-431 было организовано серийное производство нового одноместного истребителя-перехватчика Су-9. Всего было построено более 1000 машин. Перехватчики Су-9 надежно охраняли небо страны и прослужили до начала 1980-х гг. Перехватчики Су-9 и Су-11 оставались самыми скоростными и высотными самолетами ВВС до 1969 г., до появлении истребителя МиГ-25.

Модификации Су-9

Т-3, ПТ-7 — опытные самолеты;

ПТ-8 — истребитель первой серийной партии;

Т-49 — экспериментальный истребитель;

Т-5 — экспериментальный истребитель;

Су-9 — истребитель-перехватчик с ТРД АЛ-7Ф-1;

Су-9У — двухместный учебно-боевой истребитель-перехватчик.

Тактико-технические характеристики Су-9

— Первый полёт: 10 октября 1957 года
— Начало эксплуатации: 1959 год
— Конец эксплуатации: 1981 год
— Единиц произведено: ~ 1 150

Экипаж Су-9

— 1 пилот

Размеры Су-9

— Длина: 18,055 м
— Размах крыла: 8,536 м
— Высота: 4,82 м
— Площадь крыла: 34,0 м²
— Угол стреловидности по передней кромке: 60°
— Нагрузка на крыло: 336,5 кг/м² (расч. )

Вес Су-9

— Масса пустого: 7 675 кг
— Масса снаряжённого: 8 342 кг (расч.)
— Нормальная взлётная масса: 11 442 кг
— Максимальная взлётная масса: 12 512 кг (с ПТБ)
— Масса топлива во внутренних баках: 3 100 кг
— Объём топливных баков: 3 780 л

Двигатель Су-9

— 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1
— Бесфорсажная тяга: 1 × 6 800 кгс (66,7 кН)
— Форсажная тяга: 1 × 9 600 кгс (94 кН)
— Тяговооружённость: 0,60 / 0,84 (расч.)

Скорость Су-9

— Максимальная скорость: 2 230 км/ч на 12 000 м
— Скороподъёмность: 200 м/с
— Длина разбега: 1 200 м
— Длина пробега: 1 250 м (без тормозного парашюта)

Дальность полета Су-9

— Практическая дальность без ПТБ: 1 350 км
— Практическая дальность с ПТБ: 1 800 км

Практический потолок Су-9

— 20 000 м

Вооружение Су-9

— Точки подвески: 6
— Управляемые ракеты «воздух-воздух»:2-4 × РС-2УС, 2 × К-55

 

Фото Су-9

МиГ-35 и МиГ-35Д Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-57 (ПАК ФА Т-50) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-160 Белый лебедь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-25 Грач Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-35С Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-47 Беркут Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

У-2 (По-2) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-34 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-37 Терминатор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Мессершмитт Bf 109 (Ме-109) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-22М3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-124 Руслан Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-95МС Медведь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель F-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бомбардировщик Б-52 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-141 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-24М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-142 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-16 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-16 Ишак Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-26 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-15 Игл Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-12 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-31 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Экраноплан Лунь проекта 903 Каспийский монстр

Ил-76 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-22 Антей Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-21 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-18Т Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Фокке-Вульф Fw 190 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

C-130 Геркулес Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Локхид U-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет-гигант К-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

B-1 Лансер Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

F-22A Раптор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-225 Мрия Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-4 Фантом 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-130 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ли-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-35 Lightning II Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Пе-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-72 Чебурашка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ла-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-19 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-4 (ДБ-3Ф) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Нортроп B-2 Спирит Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бе-12 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-33 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F/A-18 Хорнет Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Еврофайтер Тайфун Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-28 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Т-4 Сотка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

С-22 Илья Муромец Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ер-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-32 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-128 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-200 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-28 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Гидросамолет М-5

Самолет АНТ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

МиГ-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид F-117 Найт Хок Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ла-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет-амфибия ВВА-14 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Мираж 2000 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

F-14 Томкэт Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-180 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Сааб JAS 39 Грипен Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-70 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ВМ-Т Атлант Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

ЛаГГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Брошенные самолеты

Ту-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-38 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

И-153 Чайка Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

М-55 Геофизика Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Бомбардировщик 3М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Конвертоплан V-22 Osprey Размеры. Двигатель. Вес. История. Практический потолок

Самолет Су-12 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-30 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет ТБ-3 (АНТ-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

А-40 Альбатрос Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

A-10 Тандерболт 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Р-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ан-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Дассо Рафаль Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-102 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Локхид SR-71 Блэкберд Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

СБ-2 (АНТ-40) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-38 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-214Р Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

И-15 бис Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-10 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

М-17 Стратосфера Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ар-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-14 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ОКА-38 Аист Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет УТ-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

С-21 Русский витязь Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Мессершмитт Ме 163 Комета Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Су-11 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-29К — палубный истребитель

Де Хэвилленд Москито Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-7 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-АТ Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет МБР-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-30 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель И-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ла-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

ТБ-1 (АНТ-4) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Р-10 (ХАИ-5) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Ш-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Як-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Р-6 (АНТ-7) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Ту-126 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-10 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Штурмовик ССС (Р-5ССС)

Як-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ще-2 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Че-2 (МДР-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет УТ-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет Р-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

ДБ-2 (АНТ-37) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет И-5 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Гидросамолет М-9

И-14 (АНТ-31) — истребитель Сухого

БИ-1 — ракетный истребитель

Истребитель ДИ-6 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

У-1 — учебно-тренировочный самолет

Самолет Бе-2 (КОР-1) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

И-7 — советский истребитель-полутораплан

Як-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

С-7 — самолет-разведчик Сикорского

ТШ-2 — самолет-штурмовик

М-1 — первый гидросамолет Григоровича

ИП-1 (ДГ-52) — пушечный истребитель

Лебедь-12 — самолет-разведчик

Самолет триплан Безобразова

С-16 — самолет-разведчик Сикорского

Анаде (Анатра-Д) — самолет-разведчик

Самолет Л-1 «Птенец»

Истребитель И-1 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Истребитель И-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

М-11 — морской истребитель Григоровича

Бе-4 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Дельфин — самолет Дыбовского

И-Z (И-ЗЕТ) — пушечный истребитель Григоровича

АНТ-3 (Р-3) Пролетарий Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Самолет «Гаккель-9»

Бе-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

П-2 — переходной самолет

УТБ-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Истребитель И-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Биплан «Докучаев-2» — опытный самолет

С-20 — истребитель Сикорского

МДР-4 (АНТ-27) морской разведчик бомбардировщик

Би-Кок — самолет-разведчик Пороховщикова

Четырехплан Савельева — опытный самолет-разведчик

Истребитель «МБ бис» (Моска-Б)

С-12 — учебно-тренировочный самолет Сикорского

М-24 — самолет-амфибия

Моноплан Кованько

Самолет «Стеглау-2»

С-10 — самолет-разведчик Сикорского

МУ-1 — учебно-тренировочный самолет

Моноплан Терещенко и Зембинского — опытный самолет

Самолет «Касяненко-3»

Моноплан Хиони — опытный самолет

С-8 Малютка — учебно-тренировочный самолет Сикорского

П-IV — учебно-тренировочный самолет Пороховщикова

С-9 Круглый — опытный самолет Сикорского

2У-БЗ — учебно-тренировочный самолет

С-11 «Полукруглый» — самолет-разведчик

Касяненко-4 — опытный самолет

Добавить комментарий

Су-9 Размеры.

Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок / Военные самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

История создания самолета Су-9 началась еще до выхода решения Совмина СССР от 29 мая 1953 г. Проектом постановления правительства предписывалось ОКБ П.О. Сухого спроектировать одноместный истребитель с треугольным крылом и ТРД конструкции А.М. Люльки с тягой 10 000 кгс. Самолет планировалось построить в двух экземплярах с обозначением Т-3.

Истребитель Су-9 — видео

В то время в стенах ЦАГИ еще спорили, какое крыло лучше для полетов с большой сверхзвуковой скоростью: стреловидное или иной формы в плане. Спор между стреловидным и треугольным крыльями могла решить только практика. Работая в этом направлении, коллектив ОКБ П.О. Сухого предложил ВВС проекты фронтовых истребителей. В конце 1954 г., после выхода очередного постановления, в облике Т-3 произошли существенные изменения. ОКБ обязали разработать перехватчик под две ракеты К-7.

Первый экземпляр Т-3 с двигателем АЛ-7Ф, с центральным воздухозаборником и центральным телом (внутри находился радиодальномер СРД-3 «Град») создавался более быстрыми темпами, чем самолет с радиолокационным прицелом. Но вскоре постройку самолета прекратили, так как его летные данные получились аналогичными с будущим Су-7. А весь производственный задел использовали для ускорения выпуска второй машины.

26 мая 1956 г. летчик-испытатель В.Н. Махалин впервые поднял самолет Т-3 в воздух. Впоследствии испытания продолжил летчик-испытатель B.C. Ильюшин. В ходе испытаний на Т-3 так и не удалось достичь заданных параметров. Хотя самолет показал неплохие летные данные: скорость 1930 км/ч и потолок 18 ООО м. Причин было несколько, но самой главной стала недостаточная тяга двигателя и ненадежная его работа, и в конце 1957 г. испытания первого прототипа Т-3 прекратили. Второй опытный образец самолета, строившийся с учетом конструктивных изменений, получил обозначение ПТ-7, а при запуске в серию — ПТ-8. Но таких самолетов было выпущено немного, все они в дальнейшем были переоборудованы в опытные машины типа Т-43 и Т-47. На базе самолета Т-43 был создан комплекс средств перехвата ТЗ-51.

В 1956 г. Советское правительство обязало авиационные ОКБ поднять потолок своих истребителей до 21 км. Для решения этой проблемы имелось два пути: либо установить дополнительный ЖРД, либо увеличивать тягу ТРД. Работа над проектом Т-3 с ЖРД так и не завершилась. Зато форсирование ТРД позволило поднять потолок до требуемого значения. Был разработан вариант Т-43 с двигателем АЛ-7Ф-1, переделав один из самолетов опытной серии. Первый полет прототипа Т-43-1 без вооружения состоялся в октябре 1957 г. На этой машине 14 июля 1959 г. B.C. Ильюшин установил первый абсолютный мировой рекорд высоты, достигнув потолка 28 852 м. Затем было установлено еще несколько мировых рекордов.

В 1959 г. на основе самолета Т-431 было организовано серийное производство нового одноместного истребителя-перехватчика Су-9. Всего было построено более 1000 машин. Перехватчики Су-9 надежно охраняли небо страны и прослужили до начала 1980-х гг. Перехватчики Су-9 и Су-11 оставались самыми скоростными и высотными самолетами ВВС до 1969 г., до появлении истребителя МиГ-25.

Модификации Су-9

Т-3, ПТ-7 — опытные самолеты;

ПТ-8 — истребитель первой серийной партии;

Т-49 — экспериментальный истребитель;

Т-5 — экспериментальный истребитель;

Су-9 — истребитель-перехватчик с ТРД АЛ-7Ф-1;

Су-9У — двухместный учебно-боевой истребитель-перехватчик.

Тактико-технические характеристики Су-9

— Первый полёт: 10 октября 1957 года
— Начало эксплуатации: 1959 год
— Конец эксплуатации: 1981 год
— Единиц произведено: ~ 1 150

Экипаж Су-9

— 1 пилот

Размеры Су-9

— Длина: 18,055 м
— Размах крыла: 8,536 м
— Высота: 4,82 м
— Площадь крыла: 34,0 м²
— Угол стреловидности по передней кромке: 60°
— Нагрузка на крыло: 336,5 кг/м² (расч. )

Вес Су-9

— Масса пустого: 7 675 кг
— Масса снаряжённого: 8 342 кг (расч.)
— Нормальная взлётная масса: 11 442 кг
— Максимальная взлётная масса: 12 512 кг (с ПТБ)
— Масса топлива во внутренних баках: 3 100 кг
— Объём топливных баков: 3 780 л

Двигатель Су-9

— 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1
— Бесфорсажная тяга: 1 × 6 800 кгс (66,7 кН)
— Форсажная тяга: 1 × 9 600 кгс (94 кН)
— Тяговооружённость: 0,60 / 0,84 (расч.)

Скорость Су-9

— Максимальная скорость: 2 230 км/ч на 12 000 м
— Скороподъёмность: 200 м/с
— Длина разбега: 1 200 м
— Длина пробега: 1 250 м (без тормозного парашюта)

Дальность полета Су-9

— Практическая дальность без ПТБ: 1 350 км
— Практическая дальность с ПТБ: 1 800 км

Практический потолок Су-9

— 20 000 м

Вооружение Су-9

— Точки подвески: 6
— Управляемые ракеты «воздух-воздух»:2-4 × РС-2УС, 2 × К-55

Фото Су-9

Сухой Су-9 (первый)

Ме-262А1 Су-9
Год выпуска 1943 1946
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 12,51 12,2
Длина, м 10,6 10,55
Силовая установка
Двигатель Юмо-004B РД-10
мощность, л. с. 2 × 900 2 × 900
Масса, кг
Пустой 3 800 4 466
Вес брутто 7000 6380
Производительность
Максимальная скорость, км/ч км/ч 865 885
на высоте, м 6000 8000
Дальность действия, км 1 050 1 200
Вооружение
Бомбы, кг кг 500
Пушки 4 3

Чертеж Me 262A-1a

Чертеж Су-9

Су-9истребитель проходит госиспытания в НИИ ВС

Тот же самолет, вид сзади 3/4

Конструкция самолета. Одноместный истребитель Су-9 представлял собой цельнометаллический двухмоторный среднеплан со свободнонесущим трапециевидным крылом, однокилевым вертикальным оперением и трехколесным убирающимся шасси с носовой опорой. Фюзеляж представляет собой цельную полумонококовую конструкцию овального сечения с гладкой обшивкой. Его рама состояла из 33 шпангоутов, соединенных четырьмя лонжеронами и стрингерами. В носовой части под легкосъемными панелями находился отсек вооружения, в котором размещались три пушки и фотопулемет. Под ним находилась ниша для передней стойки шасси. Далее располагался передний 1300-литровый топливный бак. В средней части фюзеляжа находилась кабина пилота, закрытая каплевидным фонарем со сдвижной задней частью. Для защиты пилота предусматривалось бронирование: спереди — броневой лист толщиной 15 мм (в передней части танка) и 90-мм пуленепробиваемое стекло; сзади — 12-мм бронированная спинка и пластина под сиденьем, а также 6-мм подголовник. За кабиной находился отсек для заднего топливного бака объемом 1066 литров, а под ним находились ниши основных стоек шасси. В хвостовой части фюзеляжа размещалось радио- и электрооборудование, а также парашютная тормозная система.

Крыло — однолонжеронное с двумя дополнительными продольными стенками, состояло из двух консолей, каждая из которых крепилась к фюзеляжу с помощью четырех стыковочных узлов. Для передачи крутящего момента обшивка крыла по контуру корневой нервюры крепилась болтами к силовому уголку, приклепанному к фюзеляжу, снабженному анкерными гайками. Корневой профиль крыла — ЦАГИ 12145, концевой — ЦАГИ 1С10-12. Угол установки крыла — +1°, поперечного «V» — +4°20′. Элероны — однолонжеронные, отклоняемые на ±17°30′. Триммер располагался в основании левого элерона. Закрылки располагались между фюзеляжем и мотогондолами и отклонялись вниз на угол до 50°. Тормозные щитки располагались между мотогондолами и элеронами, состояли из верхней и нижней половин и могли открываться как синхронно — вверх и вниз на угол до 57°5′, так и только вниз (нижняя половина), одновременно с закрылки выдвинуты.

Хвостовое оперение включало двухлонжеронный киль с рулем направления и регулируемый трехлонжеронный стабилизатор с рулем высоты. С помощью специального механизма угол установки стабилизатора можно было изменять от +3° до -6°30′. Руль высоты отклонялся на углы от +30° до -25°, а направления — на ±30°. Рули оснащались триммерами.

Передняя стойка шасси оснащалась спаренными колесами и убиралась в фюзеляж по течению. Основные опоры крепились к консолям крыла. Во время чистки колеса повернулись на 90° относительно стоек и прятался в нише фюзеляжа. Все колеса тормозные. Размер пневматики основных опор 750х260 мм, носовой 500х150 мм.

В состав силовой установки входили два ТРД РД-10 (сменные на Jumo 004), которые подвешивались под консолями на трех узлах. Топливом был керосин.

Вооружение самолета включало одну 37-мм пушку НС-37 и две 23-мм пушки НС-23. Планировалась установка батареи из четырех орудий НС-23. При необходимости НС-37 можно было заменить 45-мм пушкой Н-45. Для ведения огня в кабине имелся коллиматорный прицел ПБП-1, а для его управления в носовой части — кинопушка ПАУ-22. Под носовой частью располагался легкосъемный бомбодержатель, позволявший подвесить две бомбы ФАБ-250 или одну ФАБ-500. Правда, для того, чтобы взлетная масса самолета оставалась в пределах нормы, при использовании бомб пришлось демонтировать пушку НС-37.

Самолет был оснащен полным комплектом приборного, радио, кислородного и фотооборудования в соответствии с ОТТ ВВС 1946 г. для истребителей этого класса.

  • История проектирования самолетов в СССР, 1938-1950 гг. / В.Б. Шавров /
  • Реактивные «сушки» — первое испытание. Николай Гордюков / Авиация и время. 2006 № 1/

Су-9 FISHPOT

Су-9 был истребителем-перехватчиком Су-7, служившим исключительно в советских ПВО. Хвостатая дельта Су-9в целом был похож по конфигурации на МиГ-21, но крупнее и тяжелее. Этот самолет никогда не экспортировался за пределы Советского Союза и находился на действительной службе в течение короткого периода времени, прежде чем другие авиационные разработки перевели Су-9 на вооружение второй линии. Всепогодный перехватчик Су-11 представлял собой доработку Су-9 с новым двигателем, новой РЛС и улучшенным вооружением. Sukhoi FISHPOT был выведен из эксплуатации в СССР примерно в 1980 году.

Су-9 был истребителем-перехватчиком Су-7, служившим исключительно в советских ПВО. Хвостатая дельта Су-9в целом был похож по конфигурации на МиГ-21, но крупнее и тяжелее. Этот самолет никогда не экспортировался за пределы Советского Союза и находился на действительной службе в течение короткого периода времени, прежде чем другие авиационные разработки перевели Су-9 на вооружение второй линии. Всепогодный перехватчик Су-11 представлял собой доработку Су-9 с новым двигателем, новой РЛС и улучшенным вооружением. Sukhoi FISHPOT был выведен из эксплуатации в СССР примерно в 1980 году.

Су-9 FISHPOT не следует путать с СУ-9.(K), который был переработанным Сухим немецким Me 262, внешне напоминавшим Me-262, но представляющим собой практически новую конструкцию. Как ни странно, официальный сайт Сухого совершает именно эту ошибку, объединяя текст с описанием СУ-9(К) с фотографиями более поздних СУ-9, которых, кроме этих фотографий, на сайте нет вообще.

В ноябре 1949 г. постановлением правительства ОКБ ликвидировано по политическим мотивам. ОКБ Павла Олеговича Сухого возродилось 19 мая.53 после смерти Сталина, когда он был создан с новыми производственными мощностями. Новое дыхание конструкторское бюро получило с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Были установлены два направления развития самолетов; одним из них были истребители-бомбардировщики и штурмовики, а другим основным направлением работы были перехватчики. Основными проектами конструкторов на начальном этапе были сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3. По состоянию на лето 1953 г. ОКБ занималось проектированием сверхзвуковых истребителей в двух конфигурациях: со стреловидным и треугольным крылом (буквенные обозначения «С» и «Т» соответственно).

Официально добро на работы было дано постановлением правительства от 5 августа 1953 года. Опытный Т-3 стал платформой для первого советского воздушного ракетного комплекса перехвата целей Су-9-51 и последующих Су- 11-8М и Су-15-98(М). Первым в этой линейке самолетов с треугольным крылом был опытный самолет Т-3 1955 года. После экспериментов с различными вариантами двигателей, радаров и конструкций воздухозаборников Сухой остановился на одном двигателе АЛ-7Ф и РЛС ЦД-30 в конический воздухозаборник на Т-43, запущенном в производство в 19 г.58 как Су-9 — второй тип, получивший такое обозначение.

Простота советских конструкций связана с их скромными техническими характеристиками, достаточными только для выполнения минимально необходимых задач и не более того. Простота проявляется в дизайне в целом, в использовании обычных, легкодоступных строительных материалов и в отсутствии детальной отделки. Унифицированность означает использование стандартизированных деталей и узлов на различных типах самолетов, когда это возможно. Штурмовик Су-7 и Су-9Перехватчики, хотя и оснащены разными крыльями, вооружением и оборудованием для выполнения своих конкретных задач, тем не менее имеют идентичные фюзеляжи и хвостовое оперение.

Конструкторское бюро разработало и построило серию новых сверхзвуковых реактивных истребителей, в том числе Су-7 и Су-9, в 1950-х и 1960-х годах. Эти два самолета были значительно модифицированы за эти годы и в большом количестве использовались ВВС СССР и других коммунистических стран. Как и ряд других авиаконструкторов, Сухой придерживался концепции эволюционного развития, а не больших технологических скачков в конструкции самолетов. Например Сухой усовершенствовал исходный Су-9с треугольным крылом в серию истребителей-перехватчиков Су-11 и Су-15 для службы в Войсках ПВО СССР. Он также модифицировал штурмовик Су-7Б в самолет с изменяемой геометрией Су-17, внеся небольшие изменения в первоначальную конструкцию. Самолет Сухого символизировал общую тенденцию советского авиастроения, в которой использовались общие компоненты и стандартизация, что позволяло советским заводам очень быстро производить большое количество самолетов.

Боевой послужной список Fishpot, если таковой имеется, неизвестен. Возможно, он был причастен к перехвату (или даже сбиванию) разведывательных миссий, подробности которых остаются засекреченными, но публично ничего не признается. Сообщалось, что Су-9участвовал в перехвате U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса на советской территории 1 мая 1960 года. Недавно изготовленный Су-9, выполнявший транзитный полет, оказался рядом с U-2 Пауэрса. Су-9 был безоружен и был направлен на таран У-2. Была предпринята одна попытка тарана, и Су-9 не попал в У-2, в первую очередь из-за большой разницы в скорости двух самолетов. Дальнейших попыток тарана не предпринималось из-за нехватки топлива у Су-9. Его пилот, капитан Игорь Ментюков, позже утверждал, что из-за его слипстрима У-2 развалился на части. Он отвергает официальную версию о том, что U-2 был сбит ракетой SA-2, говоря, что капитан Пауэрс не мог пережить такое попадание.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org
Введите свой адрес электронной почты

MPM 1/72 Су-9, Кармел Дж. Аттард

MPM 1/72 Су-9, Кармел Дж. Аттард

МПМ 1/72 Су-9

КОМПЛЕКТ #: 7203
ЦЕНА: 5 евро
НАКЛЕЙКИ: Один вариант
ОБЗОР: Кармель Дж. Аттард
ПРИМЕЧАНИЯ: Вакуумирование с инъекционными насадками.

ИСТОРИЯ

Уже в 1944 году работы по ОКБ Сухого уже велось проектирование реактивного истребителя, который должен был с двумя двигателями РД-10 (Jumo 004). Этот самолет по понятным причинам произошел от известного немецкого Me 262A Schwalbe и в то время считался для внедрения в производство. Новый самолет взлетел 13 сентября.0294-й Ноябрь 1946 г. Пилот: летчик А.Г.Кочетков. Этот реактивный самолет получил обозначение Е или Су9 задумывался как дневной истребитель. Грузоподъемность бомбовой нагрузки 500 кг предопределили роль фронтового истребителя-бомбардировщика.

Сухой 9 — ранняя серия Сухой, а не Су9Б Fishpot, который должен был появиться в последующие годы. Су9 очень похож на Me 262 и был оснащен советской версией Юмо 004А. Другие отличия от Су9заключались в том, что он имел овальное сечение и Носовое колесо со сдвоенными колесами, в отличие от Me 262, также отличалось тормозной системой. парашют в хвосте. У него были очень эффективные тормоза даже на носовой части. колесная ходовая часть. Су9 был первым советским самолетом со встроенным катапультное сиденье. Было построено два самолета этого типа.

Су9 был вооружен 37-мм пушка Н-37 и две 23-мм пушки НС-23. Можно было установить либо 500 кг бомба или две 250кг под фюзеляжем. Самолет прошел парад в Тушино аэродром. Су-9был испытан с новыми двигателями РД-10 в феврале 1947 г. успех и последующую рекомендацию по серийному производству самолета. Было совершено 136 полетов общей продолжительностью 59 часов. Однако производство не было реализованы из-за отсутствия финансирования и низкой эффективности по сравнению с другими на подходе такие самолеты, как Су-11 и притом новейшего типа, более мощный реактивный самолет МиГ-15, созданный конструкторской группой Miko.

НАБОР

Это ранняя модель MPM, которая был вакуум-формован в белом стироле. Инструкция пришла в виде четырех страниц. Один страница содержала историю на трех языках, другая имела масштаб 1/72 в трех проекциях. линейный рисунок, на другой была размещена наклейка, а еще одна страница содержала покомпонентный вид, который легко проследить, показывающий, где находится вакуум и вводимые мелкие предметы должны были быть расположены или присоединены. Детали поверхности представлены выгравированными линиями; они довольно тяжелые с точки зрения масштаба, но кажутся приемлемыми.

Фюзеляж разделен по вертикали в комплекте с хвостовым оперением и рулем направления. Несколько компонентов образуют кабину в определенная деталь, состоящая из сиденья, боковых консолей, панели приборов, органов управления колонна и три полукруглые переборки, установленные одна сзади сиденья и две ниже пола. Есть ракеты РАТО, передний и задний диски двигателя, и малодетализированная ходовая часть и колесные двери. Основное крыло состоит из пяти основные части, и есть достаточно места, чтобы добавить вес в область носа.

КОНСТРУКЦИЯ


Сборка комплекта довольно проста и не должна вызывать затруднений любой, кто уже пробовал вакуумную форму, а я использовал жидкость Humbrol цементировать прямо на протяжении всей сборки.

Модель была полностью покрыта серебристым напылением. и покрыла глянцевым лаком. Места возле орудий и ракет были разбавлены смесь серого цвета и лака. Мне не подошла бомба для живота. При адекватном Масса носовой части модели прочно стояла на передней опоре. Я выбрал хороший набор красного звезды из моей коробки с запчастями, чтобы заменить довольно грубую форму декалей, которые пришли с комплектом. Я улучшил линии панели, используя карандашные линии

ВЫВОДЫ

Общий вид не соответствует непохожий на Me 262 или Nakagima Kikka. Кажется, что все три типа есть что-то общее, и поэтому стоит добавить Су9, особенно если вы сделали два других, так как все они дают хорошее представление о форме раннего действующие реактивные истребители.