в России он такой один. Элементы обороны

ИЛ-78: в России он такой один

К самому знаковому внутреннему военному контракту 2012 года на 39 военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-76МД-90А (Ил-476) Министерство обороны России решило прибавить еще один и не менее значимый — на 31 самолет-заправщик Ил-78. Реализации оптимистичных планов могут помешать загруженность заказами и реальное состояние дел на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Впрочем, завод уже начал строительство первого опытного образца самолёта-заправщика Ил-78М-90А. На серийное производство планируется выйти в 2014–2015 годах.

Указанное количество в полтора раза превосходит число имеющихся в составе дальней авиации летающих танкеров. Таким образом, отечественное военное ведомство подтверждает намерение существенно повысить возможности Военно-воздушных сил по выполнению боевых задач на большом удалении от авиабаз.

Заправочная авиация — самый молодой род ВВС, который в условиях современных войн из вспомогательного уже давно превратился в один из ключевых.

Начавшие поступать в войска с начала 50-х годов специализированные самолеты-топливозаправщики в первую очередь всегда обеспечивали действия стратегических бомбардировщиков. Сейчас от них зависит работа всех родов авиации — от тактической до военнотранспортной, и роль заправочной авиации продолжает неуклонно возрастать. Новым общемировым трендом становятся конвертируемые транспортно-заправочные самолеты.

Первые эксперименты по дозаправке в воздухе проводились в СССР в начале 30-х годов. В танкер переоборудовали самолет- разведчик Р-5, топливо в воздухе принимал бомбардировщик ТБ-1. Испытания в целом прошли успешно, но сама процедура была признана громоздкой и слишком сложной для обычных строевых летчиков.

С началом холодной войны необходимость в самолетах-заправщиках стала объективной реальностью. Основной стратегический бомбардировщик (дальность полета — 5,1 тысячи километров) — туполевский Ту-4 не мог достичь без дозаправки территории США. Именно эта машина и была с успехом переделана в летающий танкер.

Еще более удачным проектом стал созданный на базе дальнего бомбардировщика Ту-16 самолет-заправщик Ту-163 (Ту-16Ю), который прослужил в рядах советских и российских ВВС до 1995-го. С конца 50-х годов в топливозаправщики были переоборудованы все стратегические бомбардировщики М-4 разработки ОКБ Мясищева, названные М-4-2, которые стали работать со «стратегами» ЗМ (радикально модернизированный М-4), Ту-22 и Ту-95. Со временем в танкеры переделали и самолеты ЗМ. Они получили обозначение ЗМС-2. Часть из них почти до конца 90-х оставалась на вооружении 230-го полка топливозаправщиков в Энгельсе.

В 1983 году на вооружение принят унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), разработанный НПП «Звезда». Это оборудование может устанавливаться на различные типы самолетов тактической авиации. Таким образом, была решена задача увеличения радиуса действия многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков за счет дозаправки с аналогичных самолетов.

Устройства УПАЗ-1А были установлены на единственном теперь специализированном авиазаправщике Ил-78 (шифр «Сахалин»), созданном на базе ВТС Ил-76МД. Работы по этой программе начались еще в начале 1970-х годов и длились фактически более десяти лет. Прототип машины поднялся в воздух 26 июня 1983 года, а в войска танкеры стали поступать в 1987-м. В грузовую кабину установили два бака емкостью по 14 тонн керосина, включенных в общую топливную систему. Горючее передается как из фюзеляжных, так и из собственных баков в кессоне крыла. Самолет оснащен тремя устройствами УПАЗ — под консолями крыла и в хвостовой части. При взлетной массе 190 тонн Ил-78 был способен передать до 65 тонн топлива, пролетев тысячу километров. На расстоянии 2,5 тысячи километров он передавал уже вдвое меньший объем. Ил-78 заправлял за раз один тяжелый или два тактических самолета.

Модификация Ил-78М (прототип взлетел 7 марта 1988 года) обладает значительно улучшенными характеристиками. Каждый бак увеличил вместимость на четыре тонны, почти вдвое выросла дальность. До 1991 года Ташкентским авиационным производственным объединением было изготовлено 45 Ил- 78 и Ил-78М.

Ил-78 успели активно поработать до распада Советского Союза. Заправщики, прежде всего, обеспечивали боевое патрулирование советских стратегических самолетов-ракетоносцев дальней авиации в арктических широтах, в акваториях Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Средняя продолжительность патрулирования — 16–24 часа с одной-двумя дозаправками в воздухе. После развала СССР интенсивность этих полетов довольно быстро снизилась до нуля. Лишь с 17 августа 2007 года патрулирование стратегической авиации России было возобновлено на регулярной основе и соответственно — вылеты топливозаправщиков Ил-78.

В постсоветское время в условиях серьезного сокращения парка боевых самолетов резко возросло значение маневра тактической авиации между театрами военных действий — переброски ее на дальние расстояния. Это во времена СССР считалось совершенно излишним. В скудные 90-е годы Минобороны РФ, тем не менее, нашло финансы для учений «Восход-93», на которых впервые фронтовые бомбардировщики Су-24 заправлялись от Ил- 78, а не от танкеров своего типа.

Десять Су-24 с дозаправками пролетели почти восемь тысяч километров из Воронежа в Джиду (Бурятия) и провели учебное бомбометание. Этот результат был превзойден только через 17 лет в ходе оперативностратегических учений «Восток-2010», когда на Дальний Восток были переброшены 26 фронтовых бомбардировщиков Су-24М и Су- 34. Дозаправки осуществляли два Ил-78М, временно базировавшихся в Екатеринбурге.

Еще один заметный эпизод совместной работы Ил-78М и тактической авиации — беспосадочный перелет 8 сентября 2006 года тяжелого многоцелевого истребителя Су-30 по «чкаловскому» маршруту (Раменское — остров Удд, Камчатка — Раменское) в честь празднования 70-летия перелета Валерия Чкалова.

Всего в составе дальней авиации в настоящий момент восемь Ил-78 и двенадцать Ил-78М. До начала военной реформы в 2008 году они входили в состав 203-го гвардейского Орловского авиационного полка (Дягилево, Рязанская область), затем полк был включен в состав 43-го Центра боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации ВВС РФ.

Экспортный вариант машины Ил-78МКИ стал героем последней в целой цепи неудач России на традиционно лояльном индийском авиационном рынке. После проигрышей в авиатендерах многоцелевого истребителя поколения «4++» МиГ-35, ударного вертолета Ми-28НЭ и тяжелого Ми-26Т2 наш Ил- 76МКИ отдал победу в конкурсе на поставку шести топливозаправщиков (стоимость контракта — около миллиарда долларов) европейскому А330 MRTT концерна Airbus.

Индийцы, по-видимому, решили, что, несмотря на относительно низкую цену, Ил- 78МКИ намного дороже обходится в эксплуатации. К тому же у них не самый лучший опыт в послепродажном обслуживании российских воздушных танкеров. В 2002 году Индия уже приобрела шесть Ил-76МКИ с израильским оборудованием перекачки топлива типа «шланг- конус». Через несколько лет эксплуатации посыпались жалобы на российское обслуживание, поставки запчастей и расходных материалов.

Впрочем, результаты тендера отражают скорее тот факт, что российский проект устарел. «Европеец» летает в два раза дальше, полезной нагрузки берет на треть больше, скорость перекачки топлива — в три раза больше, экипаж — в два раза меньше (три в A330 MRTT против шести в Ил-78МКИ), у него цифровое оборудование.

Кроме того, A330 MRTT представляет собой самый модный тренд данного сегмента авиарынка — конвертируемые транспортно-заправочные самолеты (ТЗС), способные и заправлять другие машины в воздухе, и осуществлять перевозку грузов и десантирование войск.

Ирония судьбы состоит в том, что изначально Ил-78 тоже проектировался с учетом требований к универсальному ТЗС. Проект транспортно-заправочного Ил-78МК отвергли и остановились исключительно на специализированном варианте.

Понадобилось более сорока лет, чтобы вернуться к старым наработкам. Те самые самолеты-заправщики Ил-78М-90, которые намерены закупить наши военные в дополнение к Ил-476, будут производиться на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» в конвертируемом варианте со съемными дополнительными фюзеляжными баками. После их быстрого демонтажа самолет сможет работать как классический транспортник. Вес новой машины будет значительно снижен благодаря применению длинномерных панелей кессона крыла, отсутствию грузового люка и рампы.

160NG и европейский Airbus A-400M.

Особенно важной характеристикой универсальных ТЗС является способность к собственной дозаправке в воздухе от своих аналогов. В случае необходимости такие самолеты, оборудованные телескопической штангой или системой «шланг-конус», могут обеспечивать практически неограниченное по времени присутствие в воздушном пространстве театра военных действий крупной разнородной авиагруппировки.

В ВВС США (включая командование резерва и авиацию НГ) и Корпусе морской пехоты более 700 самолетов-заправщиков. Наиболее массовые самолеты — Boeing KC- 135 Stratotanker и Lockheed КС-130. С учетом высочайшего коэффициента оперативного напряжения ВС США в их всемирной войне с «мировым терроризмом» американская заправочная авиация стремительно стареет.

Согласно расчетам военно-транспортного авиационного командования (Air Mobility Command) ВВС США его потребность в летающих танкерах типов КС-135 или более мощного McDonnell Douglas KC-10 Extender, созданного на базе гражданского лайнера, составляет 567 самолетов. Сейчас таких машин в наличии менее 480 единиц. Характеристики: КС-135 — общая загрузка топлива — 80 тонн, дальность полета — 5,5 тысячи километров, KC-10 Extender — 161,5 тонны, семь тысяч километров.

Американская программа обновления парка заправочной авиации состоит из трех этапов. Первый: КС-Х — приобретение 179 танкеров размерности КС-135 на 35 миллиардов долларов. Второй: КС-Y — еще 179 таких же топливозаправщиков. Третий: КС-Z — замена КС-10. По оптимистичным оценкам указанные мероприятия должны завершиться к 2040 году. Участниками первого тендера стали новейший Boeing KC-767 NewGen Tanker и европейский A330 MRTT. Предсказуемо в феврале 2011 года победителем в конкурсе был объявлен «американец», который получил обозначение КС-46. Официальными причинами проигрыша конкурента указали меньший объем отдаваемого топлива, высокая стоимость в обслуживании и большое количество факторов технологического риска инноваций.

Среди американских союзников по НАТО самый многочисленный флот воздушных заправщиков у Великобритании — более 20 самолетов BAE VC10 и Lockheed L-1011 TriStar. 135FR и KC-135R. Восемь машин у Италии — четыре КС-707 и четыре КС-767. В среднем по три- четыре самолета-заправщика у других европейских членов НАТО — Испании, ФРГ, Нидерландов.

Многие европейские страны и другие союзники США — Австралия, Япония и Саудовская Аравия осуществляют обширные программы по обновлению своего парка топливозаправщиков. Основная борьба на этом рынке ведется теперь между А330 MRTT и КС-767.

Российский контракт 2008 года на поставку в КНР 34 транспортников Ил-76МД и четырех заправщиков Ил-78 был в свое время заморожен из-за банкротства ташкентского завода-изготовителя, но в 2013-м его исполнение было возобновлено. Впрочем, новые заправщики Пекин получит очень нескоро, только после исполнения внутреннего российского заказа на 31 машину. Пока же китайские ВВС используют до 20 танкеров, разработанных корпорацией Xian на базе бомбардировщика Н-6 (клон советского Ту-16). Еще один «незападный» воздушный танкер будет создан бразильской компанией Embraer на базе разрабатываемого сейчас среднего ВТС КС- 390. В 2014 году первый образец должен подняться в воздух. По оценкам экспертов, работы идут точно по графику.

Нет такой профессии — родину защищать

Нет такой профессии — родину защищать Со времен Петра Первого в России существовала рекрутская система набора в армию. Один рекрут (призывник) выставлялся от определенного числа крестьянских дворов. Кто именно пойдет служить, решал «мир», то есть сельский сход, или

«Такой армадой еще не ходили»

«Такой армадой еще не ходили» В 9.00 по берлинскому времени 5 июля 1943 г. дивизии вермахта после точечной артподготовки, сопровождаемой воем реактивных минометов «Небельверфер», перешли в наступление. Люфтваффе снова господствовали в воздухе, но командованию советских ВВС

«Мы не понимали, кто такой Хомейни»

«Мы не понимали, кто такой Хомейни» Несколько дней спустя, 1 февраля 1979 года, народная революция, в результате которой был свергнут иранский шах, открыла путь для возвращения Хомейни в Тегеран. Тысячи американцев, включая большую часть штаба посольства, были эвакуированы

«Ты кто такой?!»

«Ты кто такой?!» В один из ненастных ноябрьских дней, в воскресенье, едва вернулся со службы, меня срочно вызвали к руководителю Оперативной группы МО СССР генералу армии Варенникову В.И. По пути заскочил в Управление, где на всякий случай прихватил какие-то карты, схемы.

Кто такой «Гомер»

Кто такой «Гомер» Теперь он уже был в курсе политики трех стран, в том числе в области, которая, пожалуй, больше, чем какая-либо другая, интересовала в то время Советский Союз. Маклин превратился в обладателя таких секретов, о которых советская разведка могла только

Глава 3 Один на один с агрессором

Глава 3 Один на один с агрессором Правительства нацистской Германии, фашистской Италии, Англии и Франции подписали мюнхенское соглашение… Франко-советский пакт – краеугольный камень коллективной безопасности в Европе – был похоронен… Перед гитлеровскими полчищами

ИЛ-78: в России он такой один

ИЛ-78: в России он такой один К самому знаковому внутреннему военному контракту 2012 года на 39 военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-76МД-90А (Ил-476) Министерство обороны России решило прибавить еще один и не менее значимый — на 31 самолет-заправщик Ил-78. Реализации

Кто такой снайпер

Кто такой снайпер Слово «снайпер» впервые появилось в английской армии во время Первой мировой войны и в переводе с английского означает «меткий стрелок по летящим уткам». Когда-то в Англии так называли удачливых охотников. Название происходит от английского названия

Один народ, один лидер, одна судьба

Один народ, один лидер, одна судьба «Удивительно, насколько сильно надо предать народ, чтобы править им».Адольф ГитлерКаждый из нас гордится своей неповторимой индивидуальностью. Но, как показала эра нацизма, любой может быть сметен вихрем коллективных эмоций, захвачен

Кто такой снайпер

Кто такой снайпер Слово «снайпер» впервые появилось в английской армии во время Первой мировой войны и в переводе с английского означает «меткий стрелок по летящим уткам». Когда-то в Англии так называли удачливых охотников. Название происходит от английского названия

Глава 5. «Кто такой господин Гувер?»

Глава 5. «Кто такой господин Гувер?» Днем 30 декабря 1919 года генеральный секретарь Коммунистической партии Америки Чарльз Э. Рутенберг пошел пообедать в Нью-Йорке с семью своими ближайшими товарищами. Один из них был тайным шпионом, сообщения которого шли в министерство

Кто такой агент ЦРУ?

Кто такой агент ЦРУ? Большинство обычных людей в словосочетаниях «работник ЦРУ» и «агент ЦРУ» не видят особой разницы. Но в самом же ЦРУ под словом «агент» подразумевается не любой сотрудник управления (которого обычно называют служащий), а тот, кто тайно (по «легенде»)

КТО ТАКОЙ БУЛАК-БАЛАХОВИЧ

КТО ТАКОЙ БУЛАК-БАЛАХОВИЧ Отношение к Булак-Балаховичу со стороны большевистских деятелей всегда было крайне негативным. Так же негативно писали о нем советские историки. Даже белорусские национальные деятели 1920-х годов относились к нему отрицательно, так как он

76МД | это… Что такое Ил-76МД?

Ил-76
Назначение:военно-транспортный самолёт 
Первый полёт:25 марта 1971 
Принят на вооружение:1974 
Производитель:КБ С.В. Ильюшина 
Характеристики
Экипаж:7 чел
Крейсерская скорость:850 км/ч
Дальность полёта:6700 км
Практический потолок:14 500 м
Размеры
Длина:46,6 м
Высота:14,76 м
Размах крыла:50,5 м
Площадь крыла:300 м²
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд:25 °
Масса
Пустой:40000 кг
Макс. взлётная:172000 кг
Силовая установка
Двигатели:4 х Д-30КП 1 x вспомогательный 
Тяга (мощность):4 x 12000 кгс 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение:Спаренная кормовая пушечная установка ГШ-23Л калибра 2х23 мм 
Кол-во точек подвески:
Внутренняя бомбовая нагрузка:до 10 ФАБ-500 кг

Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid«Искренний») — советский средний военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Ильюшина.

Содержание

  • 1 Описание и лётно-технические характеристики
  • 2 Конструкция
  • 3 Применение
  • 4 Модификации
  • 5 Катастрофы
  • 6 Места дислокации
    • 6. 1 Россия
    • 6.2 Украина
    • 6.3 Беларусь
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки

Описание и лётно-технические характеристики

Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации с бетонированных и грунтовых аэродромов с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (245 — в двухпалубном варианте) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий. Грузовая кабина имеет 24,5 метра в длину (из которых 4,5 приходятся на рампу), 3,45 метра в ширину и 3,4 метра в высоту. Самолёт способен брать на борт до 109500 литров топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 тонн в час. Длина разбега на взлёте составляет 1700(1500 на практике)-1800(2000 при полной нагрузке и температуре воздуха от +25) метров, а пробег при посадке 930—1000 метров.

Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США.

Совершил первый полёт 25 марта 1971 года. Испытания самолёт проходил в гарнизоне Кречевицы (Великий Новгород) и там же впервые встал на вооружение ВВС СССР. Хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в Афганистане.

Конструкция

Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по передней кромке 25 °. Каждое крыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевыми закрылками. В наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная форма).

Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин, как то кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Десантирование личного состава возможно в четыре потока (два через грузовой люк). Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 тонны и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства погрузки и разгрузки, задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на пять метров. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.

Двигательная система представлена четырьмя турбореактивными двигателями подвешенными на пилонах под крылом. На первых серийных модификациях устанавливались двигатели Д-30КП тягой 12 000 кгс. Данные двигатели позволяют самолёту лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что с одной стороны обеспечивает удобные условия воздушного десантирования, а с другой стороны высокую скорость крейсерского полёта. В последних модификациях самолётов двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 тягой 16 000 кгс.

Применение

Страны, эксплуатирующие Ил-76. Красным помечены государства, в которых Ил-76 состоит на вооружении, зелёным — владеющие только гражданскими модификациями, синим- владеющие и военными и гражданскими модификациями

Модификации Ил-76 являются основными самолётами военно-транспортной авиации России и Украины. Состоят также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.
Самолёты Ил-76 принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою высокую эффективность. За время боевых действий было потеряно две машины.
Многочисленные коммерческие компании по всему миру используют гражданские модификации Ил-76 для осуществления транспортных перевозок.

Модификации

Ил-76МД индийских ВВС на базе ВВС США на Гавайях.

Ил-76ТД в небе над Франкфуртом.

Ил-76ЛЛ

Ил-76МФ

  • Ил-76 (Candid по классификации НАТО), первая серийная модификация. Первый полёт прототипа 25.03.1971 под командованием Э. И. Кузнецова. Первый полёт серийной машины 5.05.1973.
  • Ил-76М (модифицированный), с усиленным фюзеляжем. Грузоподъемность повышена до 42 тонн. Первый полёт 24.03.1978.
  • Ил-76Т (транспортный, Candid-А по классификации НАТО) — гражданская модификация Ил-76М. На самолёте демонтирована кормовая пушечная установка, автомат выброса дипольных отражателей, десантное оборудование и электронные устройства военного назначения. Первый полёт 4.11.1978.
  • Ил-76МД (модифицированный дальний, Candid-B по классификации НАТО) — модифицированная версия Ил-76М. Усилена конструкция планера и шасси. Грузоподъемность повышена до 48 тонн. Максимальная взлётная масса увеличена до 190 тонн. Дальность полёта с загрузкой в 40 тонн увеличена до 4200 км. Для повышения взлётно-посадочных характеристик на грунтовых аэродромах тележки основного шасси расположены поперёк корпуса. Время автономной эксплуатации увеличено до двух месяцев. Обеспечена возможность установки четырёх дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков. Первый полёт 6.03.1981.
  • А-50 (Mainstay по классификации НАТО) — Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Первый полёт 1978.
  • А-60 — Самолет носитель лазерного оружия. Построен ОКБ Бериева на базе Ил-76МД. Первый полёт 19.08.1981
  • Ил-76К — Самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости. Построен в единственном экземпляре. Первый полёт 2.08.1981.
  • Ил-76ТД (транспортный дальний) — модернизация с целью увеличения массы коммерческого груза и дальности полёта. Усилению подверглись конструкции фюзеляжа, шасси и крыльев. Демонтировано оборудование военного назначения. Грузоподъемность машины составила 50 тонн. Максимальная взлётная масса 190 тонн. Дальность полёта с максимальной загрузкой 3600 км. Первый полёт 5.05.1982.
  • Ил-78 (Midas по классификации НАТО) — Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД. Первый полёт 26.06.1983.
  • Ил-76МД «Скальпель» — Версия Ил-76МД, переоборудованная в самолёт-госпиталь. На борту находятся три медицинских модуля, выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной терапии. Первый полёт 23.07.1983. По сообщениям СМИ в июле 2008, военно-медицинский самолёт «Скальпель» находится в эксплуатации.[1]
  • Ил-76ПС (Поисково-спасательный). Первый полёт 18.12.1984.
  • Ил-76ТД «Антарктида» — Модифицированный вариант самолёта Ил-76ТД. Первый полёт 17.11.1985.
  • Ил-78М — (Ил-78 Модифицированный). Первый полёт 7.03.1987.
  • Ил-76ПП (постановщик помех) — Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД. Создан в единственном экземпляре. Первый полёт 29.04.1987.
  • Ил-76МДК «Космос» — Самолёт Ил-76МД, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости МД [2][3]. У самолёта усилены крылья и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системе для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях невесомости. Стены и потолок грузовой кабины отделаны мягким материалом, на полу закреплены спортивные маты. Первый полёт 6.08.1988. Создано три таких самолёта, все они базируются на подмосковном аэродроме «Чкаловский».
  • Ил-76П — Самолёт для тушения пожаров. Способен брать на борт 32 тонны огнегасящей жидкости. Первый полёт 22.09.1989.
  • Ил-76ЛЛ (летающая лаборатория) — Самолёт для отработки и испытания авиационных двигателей. Первый полёт в 1991 году. На самолёте изменена конфигурация электронного оборудования и радиолокационных станций. Для проведения испытания исследуемый двигатель подвешивается на пилон вместо одного из штатных.
  • Ил-76МД пожарный вариант — Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД для тушения пожаров. Способен брать на борт 42 тонны огнегасящей жидкости. Первый полёт 28.01.1993.
  • Ил-76МФ — модификация самолёта Ил-76МД. По сравнению с базовой моделью длина фюзеляжа увеличена на 6,6 метра благодаря вставке дополнительных секций по 3,3 метра за и перед крылом. Таким образом, длина грузового пола у Ил-76МФ составила 31,14 м по сравнению с 24,5 м у Ил-76МД. Модернизация коснулась также и бортового радиоэлектронного оборудования. В приборное оборудование включены два экранных индикатора, добавлен блок спутниковой навигации. Благодаря более современному оборудованию удалось исключить из экипажа бортрадиста — то есть экипаж уменьшен до пяти человек. Использование более мощных и более экономичных двигателей ПС-90А-76 позволили увеличить дальность полёта. Дальность полёта Ил-76МФ с нагрузкой 40 тонн составляет 5800 км по сравнению с 4700 км у Ил-76МД. Грузоподъемность увеличена до 60 тонн. Максимальная взлётная масса увеличена до 210 тонн. Первый полёт совершён 1 августа 1995. Государственные совместные испытания планируется завершить в 2009 году, а с 2010 года — поставлять ВВС России. Первый серийный самолёт должен быть построен в 2010 году на авиастроительном заводе «Авиастар-СП».[4]
  • Ил-76ТФ. В настоящее время создаётся гражданская модификация Ил-76МФ с более экономичными двигателями ПС-90А-76. На нём планируется уменьшение экипажа до 3-4 человек.

Катастрофы

По данным на 15 января 2009 года в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 58 самолетов типа Ил-76, причем 11 машин — в результате боевых действий.[5]

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыОписание
н.д.86742н.д.н.д.Подробности неизвестны
н.д.86711Риган.д.При движении по рулежным дорожкам врезался в здание
н. д.86834Новокузнецк0/н.д.Грубая посадка
23.11.7986714у Витебскан.д.Разбился при заходе на посадку ночью
25.12.7986036Кабул44/44Врезался в гору при заходе на посадку
23.09.80YI-AIOБагдадн.д.Сбит иранскими истребителями в ходе ирано-иракской войны
05.06.8386718?Джелалабадн.д.Подробности неизвестны (российскими источниками потеря не подтверждается)
27.10.8486739Кабул11/11Сбит душманами
19855A-DKKСебхан.д.Грубая посадка
15.04.19865A-DNFТриполи0/0Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.19865A-DNLТриполи0/0Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15. 04.19865A-DLLТриполи0/0Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
02.04.8776679Сиваш8/8Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
02.04.8776685Сиваш8/8Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
11.12.8886732у Ленинакана78/78Участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения
19.12.8878771Новая Земля0/н.д.Разбился при посадке
18.10.8976569Каспий57/57Пожар первого двигателя, упал в море
20.10.8976466у Ленинакана25/25Разбился при снижении, экипаж ошибочно запрограммировал альтиметр
01.02.9086021у Паневежиса7/7После ухода на 2-й круг и входа в облака на высоте 70 м Ил-76 внезапно потерял управление и плашмя упал в лес в 3 700 м от ВПП
27. 03.9078781Кабул11/11Разбился при снижении
12.06.9086905Кабул0/10Сбит душманами
24.05.91LZ-INKу Бахтарана4/10Аварийная посадка после исчерпания топлива, три раза заходил на посадку
28.08.9278780Кабул0/0Прилетел эвакуировать российскую дипмиссию. В стоящий самолет попала ракета душманов.
08.07.9386039Псков11/11Пожар на борту
19.07.94н.д.Луанда?0/0Уничтожен при артобстреле
31.12.9476836Сараево0/н. д.Вылетел за пределы залитой водой ВПП
05.04.9676752Камчатка19/19Врезался в гору
06.06.9676539Киншаса10/10Разбился при взлете
19. 08.9676513Белград12/12Аварийная посадка, проблемы с бортовой электроникой
12.11.9676435Индия37/37Столкнулся в воздухе с B-747. На Ил-76 был неисправен высотомер
27.11.9678804около Абакана23/23Разбился вскоре после взлета, был перегружен
25.01.9776834Анадырь0/26Разбился при взлете, экипаж выполнял взлет с нарушением инструкций
13.07.9876424Рас-эль-Хайма8/8Перегруженный самолет разбился вскоре после взлета
17.07.98UR-UCIАсмера10/10Разбился при снижении
26.07.9976819Иркутск0/7Разбился при взлете
20.06.0076723Астрахань0/228Аварийная посадка из-за проблем с гидравликой
18. 04.0178821Остенде0/8Прервал взлет из-за пожара двигателя
14.07.0176588Чкаловский10/10Разбился при взлете из-за перегруза
02.12.0176839Магаданская область18/18Пожар на борту
24.02.02н.д.Мешхед0/230Возврат в аэропорт, пожар на борту
27.07.0276717Львов0/0Был поврежден на стоянке во время катастрофы Су-27
08.12.0276758Гуам0/0Поврежден тайфуном
31.01.03RDPL-34141Восточный Тимор6/6Разбился при снижении из-за ошибочных действий экипажа
19.02.0315-22..около Кермана275/275Разбился в горах
04.04.03н.д.аль-Такадум0/0Уничтожен ракетами на авиабазе в ходе войны в Ираке
04. 03.04UR-ZVAБаку3/7Разбился при взлете из-за грубых ошибок бортинженера
18.05.044K-AZ27Урумчи7/7Разбился вскоре после взлета
30.12.04ER-IBMКабул0/8Потерял одну из стоек шасси при посадке, снова поднялся в воздух и совершил аварийную посадку
03.02.05ST-EWBХартум7/7Упал с эшелона, проблемы с топливной системой
23.03.05ER-IBRМванза8/8Разбился при взлете, экипаж не своевременно понял, что самолет уже оторвался от ВПП
11.11.054L-ZILАфганистан8/8Врезался в гору
09.03.0778826Могадишо0/15Сбит исламистами
23.03.0778849Могадишо11/11Сбит исламистами, летел за деталями предыдущего сбитого Ил-76
10. 05.07EX-093Пойнте Нуар0/0Загорелся при погрузке
14.02.08UN-76020Кандагар0/н.д.Загорелся двигатель
14.06.08ST-WTBХартум4/4Взорвался при взлете
15.01.0976825Махачкала4/7Ожидал взлета, другой Ил-76 при пробеге после посадки ударил его крылом по кабине.
09.03.09S9-SABозеро Виктория11/11Пожар на борту, упал в озеро вскоре после взлета.

Места дислокации

Россия

  • Смоленск (аэродром Северный)
  • Великий Новгород (аэродром Кречевицы)
  • Тверь (аэродром Мигалово)
  • Псков (аэродром Кресты)
  • Таганрог (аэродром Центральный)
  • Оренбург-2 (аэродром)
  • Нижний Новгород (аэропорт Стригино)
  • Калужская обл (аэропорт Ермолино)

Украина

  • Мелитополь (Запорожская обл. ) — 1 бригада военно-транспортной авиации Украины (54 самолёта).

Беларусь

  • Минск-Мачулищи (аэродром)

Примечания

  1. Для помощи пострадавшим при взрыве военным направлен самолет «Скальпель»
  2. Между небом и землей
  3. Полет без крыльев в… невесомости
  4. Поставка модернизированных самолетов Ил-76 в ВВС России начнется с 2010 года
  5. http://aviation-safety.net/database/dblist.php?field=typecode&var=314%&cat=%1&sorteer=datekey&page=1

См. также

  • А-50
  • Ил-78
  • McDonnell Douglas C-17 Globemaster III

Ссылки

  • ОАО Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина
  • Список потерянных самолетов Ил-76
  • Оперативно-тактический военно-транспортный самолет Ил-76

Самолёты ОКБ им. Ильюшина

Самолёты военного и транспортного назначения
ДБ-3 | Ил-2 | Ил-4 | Ил-6 | Ил-10 | Ил-20(1946) | Ил-20 | Ил-22 | Ил-24 | Ил-28 | Ил-30 | Ил-32 | Ил-38 | Ил-40 | Ил-46 | Ил-54 | Ил-76 | А-50 | Ил-102 | Ил-112 | Ил-214

Пассажирские самолёты
Ил-12 | Ил-14 | Ил-18(1946) | Ил-18 | Ил-62 | Ил-86 | Ил-96 | Ил-103 | Ил-114

 

Новый российский среднетяжелый транспортный самолет

23 ноября 2014 г. 17:19 UTC by Defense Industry Daily staff

Последнее обновление [?]

Ил-76МД-90А
нажмите для просмотра видео

Ил-476с/ Ил-76МД-90А начинает сходить с конвейера, сейчас проходят испытания; Война с Украиной повышает Ил-476; Первая поставка для переоборудования в новый российский самолет ДРЛО А-100.

21/14 ноября: A-100 ДРЛО. Российский флот из примерно 20 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50 основан на Ил-76, но они разрабатывают новый ДРЛО, который будет основан на Ил-476. A-100 будет оснащен более продвинутой РЛС с активной фазированной антенной решеткой вместо старой Liana, которой оснащен A-50.

Бериевский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) получил свой первый Ил-476/Ил-76МД-90А и в ближайшее время начнет процесс переоборудования. В настоящее время на различных стадиях производства «Авиастар» находится 13 самолетов семейства Ил-76, проекты которых включают новый пассажирский самолет Су-100 и модернизацию российского парка Ан-124 до статуса Ан-124-100 «Руслан». Источники: ИТАР-ТАСС, «Россия разработает новый самолет ДРЛО на базе самолета Ил-76МД-90А».

4/14 июля: Первый серийный транспорт Ил-476 окрашен и назван «Ульяновск» по местонахождению завода. Российскому Научно-исследовательскому институту авиационных материалов (ВИАМ) пришлось разработать для нового самолета пару новых типов окраски. Источники: Авиастар-СП, «Завершена покраска первого серийного транспортного самолета Ил-76МД-90А».

16/14 июня: Первый серийный Ил-476 выкатили под покраску на Ульяновском заводе «Авиастара». Источники: Авиастар-СП, «Первый Ил-76МД-90Серийный самолет сдан на покраску».

21/14 фев: Майдан. Президент Украины Виктор Янукович свергнут и бежит из Киева вскоре после подписания обширного соглашения об экономическом сотрудничестве с Россией. Этот шаг был очень непопулярен на Украине, и его свержению предшествовали массовые демонстрации с участием многих тысяч человек. К 23/14 февраля компенсация пророссийских протестов в Крыму начинает действовать по принципу домино.

По состоянию на ноябрь 2014 года Россия аннексировала Крым и его военно-морскую базу в Севастополе и ведет и поддерживает необъявленную войну, которая медленно отодвигает восточную границу Украины. Конечной целью, по-видимому, является сухопутный мост в Крым и контроль по крайней мере над некоторыми из промышленно развитых восточных центров Украины, в которых проживает значительное количество этнических русских.

Россия уже склонялась к Ил-476 как к своему будущему транспортному средству (см. 11/13 февраля), но вторжения подталкивают Украину к прекращению всего оборонного сотрудничества с Россией, фактически ставя Ан-70 в подвешенное состояние и оставляя ВВС без альтернативы, кроме Ил-476.

4/13 окт: Через год после заключения первого контракта на запуск и запуск нового типа (см. 4/12 окт) «Авиастар» предлагает обновления:

«В этом году самолет выполнил досрочно первый этап показательные летно-заводские испытания. После чего самолет был передан Минобороны для проведения общегосударственных комплексных испытаний. К середине 2014 года вся запланированная программа испытаний… будет завершена…. «Сегодня наши сборочные мощности позволяют выпускать уже 6-8 самолетов в год. Согласно заданиям, которые нам поставила Объединенная авиационная корпорация (???), мы должны к 2018 году выпускать по 18 самолетов в год», — отметил директор «Авиастара»… Сергей Дементьев».

Источники: Авиастар-СП, «Ил-76?Д-90? : Один год в небе».

Продолжайте читать всю историю с недавними событиями в контексте

Гражданский Ил-76ТД-90ВД
(нажмите, чтобы открыть полный текст) это остатки советской эпохи. 1/12 октября они представили модернизированный вариант «Ил-476», и через несколько дней Минобороны России подписало контракт на 140 миллиардов рублей о начале рекапитализации парка ВВС, наряду с 60 средними тактическими транспортными средствами Ан-70, заказанными в августе 2012 года.

Приказ также выводит Ил-476 в качестве конкурента на мировой рынок среднетяжелых транспортных средств. Производством конструкции Ильюшина займется государственное дочернее предприятие ОАК «Авиастар» в Ульяновске.

Реклама

Российский Ил-476

Допуск к первому полету

ОАК относится к самолету Ил-76МД-90А, оба обозначения взаимозаменяемы. Ил-476 имеет ряд сходств с новым гражданским Ил-76ТД-90ВД, но с более тихим и экономичным Авиадвигателем (Пермь) ПС-9.0А-76, современная цифровая авионика и навигационные комплексы, а также модернизированная конструкция крыла, включающая модифицированную топливную систему, усиленное шасси и усиленный корпус для военных задач. Сообщается, что полезная нагрузка увеличилась примерно до 52 т / 57,3 тонны, а дальность полета в полной загрузке составляет около 5000 км.

По сравнению с предыдущим самолетом Ил-76, Ил-476, как сообщается, предлагает увеличение дальности полета на 18%, снижение расхода топлива на 12%, лучшие характеристики при высоких температурах и больших высотах, а также увеличение грузоподъемности на 10,6%. Сообщается также, что он соответствует международным стандартам шума и выбросов, что влияет на маршруты, для которых он может быть сертифицирован.

Этот уровень производительности ставит их значительно выше конкурентов, таких как турбовинтовой Airbus A400M грузоподъемностью 35 т и выше, но ниже более дорогого Boeing C-17 грузоподъемностью 77,5 т. С другой стороны, производственная линия C-17, как ожидается, будет закрыта в течение нескольких лет, оставив глобальный рынок среднетяжелых самолетов Ил-476, Airbus A400M, Ан-70 и нового китайского Y-20.

В августе 2011 года РИА Новости сообщило, что будущие закупки, как ожидается, со временем доведут российские заказы на Ил-476 до 100 самолетов, а еще 50 самолетов ожидаются на экспорт.

В прошлом цены на российские Ил-76 позволяли даже конкурировать со средними транспортными средствами, такими как С-130. Проблемой России была их репутация низкой надежности и плохого обслуживания. До сих пор российские официальные лица признавали переговоры по Ил-476 с Индией и Китаем. Обе страны уже используют семейство Ил-76, но Индия только начала пополнять свой парк самолетами Boeing C-17, а Китай только что представил свой Y-20.

Контракты и ключевые события

Ил-76МД-90A
нажмите для просмотра видео

21/14 ноября: A-100 AWACS. Российский флот из примерно 20 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50 основан на Ил-76, но они разрабатывают новый ДРЛО, который будет основан на Ил-476. A-100 будет оснащен более продвинутой РЛС с активной фазированной антенной решеткой вместо старой Liana, которой оснащен A-50.

Бериевский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) получил свой первый Ил-476/Ил-76МД-90А и в ближайшее время начнет процесс переоборудования. В настоящее время на различных стадиях производства «Авиастар» находится 13 самолетов семейства Ил-76, проекты которых включают новый пассажирский самолет Су-100 и модернизацию российского парка Ан-124 до статуса Ан-124-100 «Руслан». Источники: ИТАР-ТАСС, «Россия разработает новый самолет ДРЛО на базе Ил-76МД-90А самолет».

4/14 июля: Первый серийный транспортный Ил-476 окрашен и получил название «Ульяновск», что отражает расположение завода. Российскому Научно-исследовательскому институту авиационных материалов (ВИАМ) пришлось разработать для нового самолета пару новых типов окраски. Источники: Авиастар-СП, «Завершена покраска первого серийного транспортного самолета Ил-76МД-90А».

16/14 июня: Первый серийный Ил-476 выкатили под покраску на Ульяновском заводе «Авиастара». Источники: Авиастар-СП, «Первый Ил-76МД-90Серийный самолет сдан на покраску».

21/14 фев: Майдан. Президент Украины Виктор Янукович свергнут и бежит из Киева вскоре после подписания обширного соглашения об экономическом сотрудничестве с Россией. Этот шаг был очень непопулярен на Украине, и его свержению предшествовали массовые демонстрации с участием многих тысяч человек. К 23/14 февраля компенсация пророссийских протестов в Крыму начинает действовать по принципу домино.

По состоянию на ноябрь 2014 года Россия аннексировала Крым и его военно-морскую базу в Севастополе и ведет и поддерживает необъявленную войну, которая медленно отодвигает восточную границу Украины. Конечной целью, по-видимому, является сухопутный мост в Крым и контроль по крайней мере над некоторыми из промышленно развитых восточных центров Украины, в которых проживает значительное количество этнических русских.

Россия уже склонялась к Ил-476 как к своему будущему транспортному средству (см. 11/13 февраля), но вторжения подталкивают Украину к прекращению всего оборонного сотрудничества с Россией, фактически ставя Ан-70 в подвешенное состояние и оставляя ВВС без альтернативы, кроме Ил-476.

4/13 окт: Через год после заключения первого контракта на запуск и запуск нового типа (см. 4/12 окт) «Авиастар» предлагает обновления:

«В этом году самолет выполнил досрочно первый этап показательные летно-заводские испытания. После чего самолет был передан Минобороны для проведения общегосударственных комплексных испытаний. К середине 2014 года вся запланированная программа испытаний… будет завершена…. «Сегодня наши сборочные мощности позволяют выпускать уже 6-8 самолетов в год. Согласно заданиям, которые нам поставила Объединенная авиационная корпорация (???), мы должны к 2018 году выпускать по 18 самолетов в год», — отметил директор «Авиастара»… Сергей Дементьев».

Источники: Авиастар-СП, «Ил-76?Д-90? : Один год в небе».

11/13 февраля: ВВС России могут рекомендовать выход из программы Ан-70 в пользу нового реактивного Ил-476:

«ВВС России готовятся к брифингу против предложили приобрести транспортный самолет Ан-70, по сообщениям российских СМИ…. обратил особое внимание на задержки производства в программе, поскольку серийные модели самолетов еще не готовы к статическим испытаниям…. также приводил критические замечания по поводу крыльев самолета, разработанных в 1980-х годов и построен ныне несуществующим Ташкентским авиационным производственным объединением (ТАПО), базирующимся в Узбекистане; электронные системы управления; и авионика.

Первый фюзеляж Ан-70 был построен в декабре 2012 года, но работы на российском заводе в Казани еще не начались. Задержки вызвали обеспокоенность в России…»

Если политическое руководство России отменит свой заказ на 60 самолетов, это, вероятно, будет означать конец проекта Ан0-70 и устранение глобального конкурента Ил-476. См.
IHS Джейн | Международный рейс.

5/13 фев: +9 Россия? Командующий ВВС ВВС генерал-полковник Владимир Бенедиктов говорит, что всего к 2020 году войска получат 48 тяжелых транспортных самолетов Ил-476, а не 39, о которых заявляли все заинтересованные стороны.

РИА Новости, похоже, единственный источник этого сообщения.

28/13 января: Тестирование. Авиастар СП сообщает, что их Ил-76МД-90А выполнил первый крупный летный испытательный полет из Ульяновска-Восточного, после окраски и проверки всех его систем и оборудования. Полет длился 4 часа 25 минут, а будущие испытательные полеты будут проходить из подмосковного Жуковского.

Участник: Y-20
нажмите для просмотра видео

30/12 ноября: Соревнование. Китай в качестве временной меры заказывает 10 бывших в употреблении самолетов Ил-76 у российского поставщика вооружений «Рособоронэкспорт». Как сообщил AIN начальник управления авиационной техники «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев, последующий Ил-476 предлагается Китаю, а также Индии.

Позже Китай представит свой собственный тяжелый реактивный самолет Y-20, который, как сообщается, оснащен теми же двигателями Д30К, что и Ил-76. Сильно улучшенный ПС-9 Ил-476Двигатели 0A-76, безусловно, были бы полезны в качестве шаблонов для активизации усилий Китая по разработке собственных двигателей WS-20. Небольшой заказ на Ил-476 обеспечит их безопасность, но Китай также может потребовать прямой продажи двигателей. Или переманивать инженеров по мере того, как Россия пытается консолидировать свою авиационную работу. Или возьмите пример с американцев и надейтесь, что гражданский двигатель CJ-1000A, разрабатываемый для китайского пассажирского самолета C919, преуспеет в качестве военного кроссовера. АИН | Отчет WSJ China RealTime о Y-20 | Рейс Международный относительно: Y-20.

4/12 октября: Контракт. Министерство обороны России подписывает контракт на сумму 140 млрд рублей (около 4,5 млрд долларов) на поставку 39 самолетов Ил-476 для начала рекапитализации парка ВВС МТА. Ожидается, что поставки будут осуществляться с 2014 по 2020 год.

Этот контракт будет эквивалентен примерно 115 миллионам долларов за самолет, но VVS также будет оплачивать запасные части, инфраструктуру для обучения и обучение для нового самолета, а также другие первоначальные расходы на развертывание. Контракт подписывается в день первого полета нового типа.

Эти Ил-476 будут служить в будущих ВВС России вместе с 60 средними тактическими транспортными средствами Ан-70, заказанными в августе 2012 года, и ОАК ожидает, что со временем из России будет заказано еще около 59 Ил-476. ОАК | РИА Новости | Продолжение РИА Новости.

1-й запуск и первоначальный заказ: 39 для России

1/12 окт: Внедрение. Ил-476 официально представлен Министром промышленности Денисом Мантуровым после выполнения двух коротких испытательных полетов. Обратите внимание, что некоторые статистические данные в этой статье, особенно процентные улучшения, противоречат официальным источникам. У Ил-476 улучшения есть, но цифры другие. Правда.

Представлен Ил-476

Дополнительные материалы

  • Авиастар СП – Ил-76МД-90А.

Категории: Контракты — Награды, Мероприятия, Силовая структура, New Systems Tech, Другое Корпорация, Россия, Транспорт и ЖКХ В-476 представляет собой глубокую модернизацию российского транспортного самолета Ил-76 Candid, производимого в России. До этого все Ил-78 производились на заводе ТАПОиЧ в Узбекистане. Он оснащен полностью цифровой системой управления полетом, новой авионикой и ПС-9.Двигатели 0А-76 с улучшенными системами топливной экономичности. На вооружении ВВС России находится до 300 транспортных самолетов, в том числе Ан-12 Куб, Ан-72 Уголь, Ан-22 Петух, Ан-124 Кондор и Ил-76 Кандид. Большая часть самолетов поступила на вооружение в 1960-х и 1970-х годах и считается устаревшей по современным стандартам безопасности и шумового загрязнения.

МАК Ильюшин разработал проект модернизированного Ил-476 с новым крылом, БРЭО и двигателями с пермскими ПС-90А-76. Ил-476 или «Ил-76 четвертого поколения» был оснащен ПС-9.0A76, стеклянная кабина и дополнительное повышение эффективности использования топлива на 13–17 процентов.

20 декабря 2006 г. в Ульяновске Правительство России выпустило директиву о разработке и производстве модернизированного Ил-76. Первые два Ил-76МД-90А — опытный образец (б/н 01-01) и летный прототип ( б/н 01-02) — заложены «Авиастаром» в 2009 г. Комплект узлов ресурсного опытного образца был доставлен в Жуковский Московской области осенью 2011 г. для статических испытаний в ЦАГИ, а летный прототип Ил- 76МД-90A начал свои испытания год спустя. Совершил первый полет в Ульяновске 22 сентября 2012 г., начал испытания в Жуковском в конце января 2013 г. , завершил там первый этап программы государственных испытаний, стартовавший в июле 2013 г. (38 полетов), и был возвращен производителю 4 июля 2013 г. Декабрь 2013 г. для отладки на основе испытаний и уточненных требований заказчика. Новые требования требовали в первую очередь передовых средств связи и комплекта средств защиты.

В 2012 году ВВС России начнут получать тяжелые транспортные самолеты Ил-476, заявил в пятницу, 25 декабря 2009 года, командующий военно-транспортной авиацией ВВС России. начнут поступать в военно-транспортную авиацию где-то в 2012 году», — сказал генерал-лейтенант Виктор Качалкин. Самолет будет производиться на уральском авиазаводе «Авиастар-СП». Минобороны России планирует закупить не менее 38 Ил-476 в грузовом и воздушном заправщиках в соответствии с госпрограммой закупок вооружений на период 2011-2020 гг.

До 2015 года Минобороны планировало закупить 38 новых самолетов Ил-76МД-90А, также известных как Ил-476. Ведутся работы по модернизации самолетов Ил-76МД ВВС, на которые устанавливаются двигатели ПС-90А-76. До 2015 года более половины из 119 Ил-76, стоящих на вооружении ВВС, должны быть заменены новыми моделями или модернизированы. Источник сообщил, что помимо Минобороны интерес к новым самолетам проявляют и гражданские авиакомпании, например, грузовой перевозчик «Волга-Днепр», который планирует приобрести Ил-76 с новыми двигателями.

По состоянию на середину 2008 года Ульяновский авиазавод готовился к производству совершенно новой версии Ил-76 — Ил-476. Для выпуска Ил-476 заводу потребуется модернизация оборудования, так как изначально было готово только 20 процентов необходимого оборудования. К счастью, Группа Ильюшина располагала достаточными финансовыми возможностями для организации производства.

Исторически сложилось так, что самолет Ил-76 изготавливался Ташкентским авиационным и отраслевым объединениями имени Чкалова. В России на роль конечной сборки серийного производства претендовало Воронежское авиационное объединение, хотя в последние годы грузовые самолеты не привлекались. Предложенное корпорацией решение всех устраивает: окончательный выпуск Ил-476 будет производиться на ульяновском «Авиастар-СП», ставшем центром создания транспортного самолета. Воронежцы проходят программу технологической модернизации, становясь поставщиками ответственных комплектующих Ил-476.

Восстановление серийного производства транспортного самолета Ил-76 (Ил-476 в новой версии) стало первым проектом, который в какой-то мере продемонстрировал новый промышленный образец ОАК. Этот шаг стал практически неизбежным после принятия резолюции о выходе России из украинского проекта Ан-70. Несмотря на прежние планы по сборке Ил-476 на Воронежском ВАСО, Ульяновский «Авиастар-СП» должен стать центром по созданию специального грузового флота. По программе ВАСО переходит к важному производителю комплектующих в программе, а ВАСО получил утешительный приз в виде 5 млрд рублей от ОАК на технологическое перевооружение. Менеджмент ОАК позволил найти устраивающее все решение и развести конкурентов по разным нишам.

Кроме того, в схему кооперации по Ил-476, разработанную ОАК, вошел предыдущий завод окончательной сборки Ил-76 — Ташкентское производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ). Следующим шагом стало решение о вхождении узбекского ТАПОиЧ в ОАК. Это позволило руководству ОАК получить политические дивиденды, поскольку соответствовало курсу Кремля на интеграцию постсоветского пространства, а также снизить риски, связанные с колебаниями украинской политики. Место Ан-70 занял Ил-476, а вместо регионального Ан-140 работу теперь выполняет российско-узбекский Ил-114. Вместо монополии на Ил-76 Ташкент должен был получить стабильный заказ на запчасти и роль поставщика Ил-114 для госзаказчиков в России. В свою очередь, российский авиапром не только расширяется за счет ташкентской авиации, но и решает проблему магистральных турбовинтовых лайнеров для местных авиалиний. Ранее на эту роль претендовал Ан-140, но Киев не спешил реагировать на российские предложения об интеграции ОАК и авиаконцерна в Украине.

Первый Ил-476 должен был подняться в воздух в 2010 году и в течение года пройдет летные испытания. Этот проект очень сложен, поскольку предполагает перенос заводов в Воронеже и Ульяновске на технологическую основу. Несмотря на сложности, проект реализуется в соответствии с установленными сроками.

Первые опытные Ил-476 должны быть собраны на «Авиастар-СП» в 2010-2011 годах, а к 2015 году эта машина должна полностью заменить старые версии. К 2015 году ОАК планировал собрать в Ульяновске не менее 25 Ил-476. Серийное производство самолета планировалось запустить в Ульяновске (первоначально планировалось начать серийное производство в 2011 году). К 2020 году Минобороны России намерено закупить несколько десятков самолетов Ил-476 в разных модификациях9.0003

В 2012 году Минобороны России подписало контракт, согласно которому «Авиастар-СП» должен построить 39 самолетов Ил-76МД-90А для Вооруженных Сил России.

22 сентября 2012 года на Ульяновском аэродроме ЗАО «Авиастар-СП» выполнен первый полет модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (проект 476). Спустя две недели, 4 октября, самолет совершил показательный полет в присутствии правительственной делегации во главе с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Позже был заключен крупнейший за всю историю современной российской авиационной промышленности Контракт на закупку новой авиационной техники для ВВС России на поставку 39подписан тяжелый транспортный военный самолет Ил-76МД-90А. Стоимость контракта составляет почти 140 млрд рублей (около 4,5 млрд долларов). Срок реализации Программы государственного заказа до 2020 года.

04 декабря 2013 года первый опытный образец российского модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А завода №0102 совершил полет из Летно-испытательного центра им. М.М. Аэродром Громов в ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск-Восточный) для последующей модернизации по результатам первого этапа государственных совместных испытаний. Первый этап государственных совместных испытаний проведен совместным летным составом ОАО «Ил» и Минобороны России. В ходе испытаний было выполнено 38 полетов, проверена работа навигационной системы КУПОЛ-III-76М(А) и всех входящих в нее подсистем, топливной системы, автопилота, системы связи. Испытывались также предельные режимы по надежности при максимальной скорости, предельные перегрузки, сочетание одновременного достижения предельной скорости с предельной перегрузкой. В рамках государственных совместных испытаний были проведены полеты с максимальной взлетной массой 210 ​​тонн и максимальной посадочной массой 170 тонн, а также отработана процедура ухода на второй круг при отказе одного или двух двигателей.

Самолет Ил-76МД-90А завершил первый этап государственных совместных испытаний по Графику Минобороны России в ЛИИ ОАО «Ил». Завершение первого этапа государственных совместных испытаний дало официальное право на серийное производство самолета и начало изготовления опытной партии данного самолета и его модификаций. Самолет разработан ОАО «Авиационный комплекс Ильюшина» и изготовлен на авиационно-производственном предприятии ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск). Обе компании входят в состав ОАО «ОАК». Ил-76МД-90А — первый летный прототип, собранный в России. Решение о проектировании и производстве модернизированного Ил-76 в г. Ульяновске было принято 20 декабря 2006 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации.

АО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» планирует поставить Минобороны России в этом году первую, а в 2015 году — вторую партию военно-транспортных самолетов Ил-476, сообщил ИТАР-ТАСС 19 марта 2014 года генеральный директор, главный конструктор «Ильюшина» Виктор Ливанов. «Контракт на поставку Минобороны России 39военно-транспортных самолетов новой модели Ил-76МД-90А (Ил-476) общей стоимостью 140 млрд рублей было подписано в октябре 2012 года. «Мы не сомневаемся, что в этом году мы поставим, как минимум, один самолет (в Минобороны России), а скорее всего — два. И еще два самолета — в следующем году», — сказал Ливанов.

Первый из серии модернизированных многоцелевых грузовых самолетов Ил-76МД-90А передан заказчику Таганрогскому авиационному предприятию имени Бериева, сообщила «Российская газета» 22 ноября 2014 года. Ульяновский авиазавод «Авиастар СП» впервые приступил к производству модернизированный Ил-76 двумя годами ранее. Очередной модернизированный «Ильюшин» должен был быть передан Минобороны в декабре 2014 г.

Глава СП «Авиастар» Сергей Демьентьев сообщил «Российской газете», что 13 машин находятся в разной степени готовности, а две будут переданы госзаказчикам в следующем году; Демьентьев отметил, что у компании также были планы построить новый, модернизированный вариант самолета-заправщика. По словам Демьентьева, к 2018 году объем производства этих двух самолетов [Ил-76МД-90 и заправщика Ил-78] достигнет 18 самолетов в год.

«К 2020 году мы ожидаем, что все 39такие самолеты поставлены в рамках контракта, который мы подписали с Минобороны в 2012 году, сообщил Сергей Артюхов, заместитель начальника завода по производству новых самолетов Авиационного комплекса имени Ильюшина, дочернего предприятия Объединенной авиационной корпорации (ОАК). Новая программа на 2020-2025 годы предусматривает поставку в наши ВВС большего количества самолетов Ил-76 МД-90А, заявил он 19 февраля 2015 года.

Минобороны России до конца 2015 года получит два новых военно-транспортных самолета Ил-76МД-90А, также известных как Ил-476. Об этом говорится в сообщении завода «Авиастар-СП», поступившем 18 мая 2015 года в ТАСС. «Мы должны передать заказчику три новых самолета Ил-76МД-9.0А. Один из них мы уже прошли, два других будут переданы в эксплуатацию в течение этого года», — передают слова гендиректора «Авиастара» Сергея Дементьева. Один летный образец Ил-76МД-90А, по словам Дементьева, будет отправлен на второй этап государственных испытаний.Планируется, что «Авиастар-СП» через три года будет выпускать по 14 таких самолетов в год.

Министерство обороны Российской Федерации планирует до 2030 года приобрести более 100 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, а также самолетов-заправщиков на их базе. Об этом было объявлено 21 марта 2019 года.вице-премьер Юрий Борисов. Минобороны планирует, что эта машина станет основной. Потенциально до 2030 года Минобороны намерено закупить более 100 самолетов, а если танкеров, созданных на базе этого самолета, будет больше, то количество увеличится, сказал он.