Содержание

к 25-летию первого полета Су-47

Фото: Dmitry Pichugin / wikimedia.org

Истребитель Су-47, впервые поднятый в воздух 25 сентября 1997 года летчиком-испытателем ОКБ Сухого Игорем Вотинцевым, считается одним из самых необычных самолетов. В первую очередь, благодаря своей главной особенности – крылу обратной стреловидности. Не такими приметными внешне, но не менее передовыми технологиями в Су-47 стали цифровая система управления и композитные материалы.

Полет Су-47 не пошел в серию, машина выпущена в единственном экземпляре. Однако технологии, примененные на «Беркуте», легли в основу новейших российских самолетов – истребителя пятого поколения Су-57 и авиалайнера МС-21.

История создания

В конце 1970-х годов советские конструкторы начали работы над созданием истребителя следующего поколения. Ведущие конструкторские бюро задумались над концепцией новой машины, предлагали свои варианты внешнего вида и определяли основные характеристики.

По мнению военных, новый многофункциональный истребитель должен был развивать сверхзвуковую скорость на крейсерских режимах полета, вести всеракурсный обстрел воздушных целей в ближнем бою, а также обладать малозаметностью для радаров. Помимо всего этого, одним из главных требований являлась сверхманевренность. Именно эта черта определила футуристичный вид новой машины. Сделать истребитель более маневренным должно было необычное конструкторское решение – крыло обратной стреловидности (КОС).

Работы по данной теме начались в ОКБ Сухого в 1983 году под условным шифром С-22. К тому времени уже были, в основном, завершены работы по испытаниям и внедрению в серию базового истребителя Су-27. В этой ситуации по инициативе М.П. Симонова ОКБ Сухого получило от Министерства авиационной промышленности СССР задание по созданию экспериментального самолета с крылом обратной стреловидности (КОС). Впоследствии, после распада СССР и последующего кризиса в авиапроме, финансирование проекта прекратилось, и работы продолжались по инициативе ОКБ Сухого.

Решено было остановиться на постройке одного прототипа, который получил обозначение «С-37». ОКБ Сухого удалось не только построить новую машину, но и осуществить программу ее летных испытаний.


Anna Zvereva / wikimedia.org

Самолет впервые поднялся в небо 25 сентября 1997 года. Широкой публике новинка была представлена на авиасалоне МАКС в 1999 году под именем С-37. Название Су-47 и прозвище «Беркут» истребитель получил в 2001 году – за свою способность быстро менять направление движения или угол атаки.

Самолет крыльями вперед

Су-47 отличался от своих современников более продвинутыми характеристиками и практически приближался к пятому поколению. Но главная особенность этого самолета – крыло обратной стреловидности (КОС). Если большинство рассматривает КОС просто как стильную деталь, которая, безусловно, придает самолету необычный вид, то у специалистов обоснования более аргументированные.

Экспериментировать с таким крылом авиаконструкторы начали давно. Еще в 1944 году впервые взлетел немецкий бомбардировщик Ju-287. Впрочем, до серии он так и не «долетел». Сразу же после войны исследовать КОС начали и у нас в стране. Например, в 1947 году был создан планер с КОС и пороховым ускорителем, который достигал скорости 1150 км/час. Подобные эксперименты проводились как отечественными, так и зарубежными конструкторами. Чем же их так привлекали модели «с крыльями вперед»? Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить следующие достоинства: меньшее сопротивление воздуху, хорошее «поведение» на больших углах атаки, отклоненная «внутрь» передняя кромка для лучшей малозаметности. Из этих особенностей вытекает и сверхманевренность, даже без применения двигателей с управляемым вектором тяги.


Sergey Krivchikov / wikimedia.org

Достоинства крыла обратной стреловидности плавно перетекают в его главный недостаток, а вернее в техническую сложность при конструировании. При увеличении скорости растет нагрузка на крыло, и оно изгибается. Справиться с таким «саморазрушением» крыла пытались, увеличивая жесткость, что приводило к утяжелению конструкции. Здесь на помощь пришли композиты – крыло Су-47 наполовину состоит из них. Новая технология стыковки длинных композитных панелей позволила повысить жесткость конструкции без значительного увеличения ее веса. Планер Су-47 в общей сложности на 13% состоит из композитов, что позволило снизить общий вес самолета, а также его радиолокационную заметность.


Как создают «черное крыло» и какие преимущества предоставляет лайнеру углепластик


Таким образом, Су-47 «Беркут» стал первым отечественным прототипом боевого самолета, получившим «черное крыло». В его основу был положен опыт, полученный при создании композитных изделий для «Бурана» в Обнинском НПП «Технология». Работа над крылом для «Беркута» позволила впоследствии применить композиты из Обнинска при создании истребителя пятого поколения Су-57 и авиалайнера МС-21.

Несмотря на то, что «Беркут» не пошел в серию, проект этот можно по праву назвать удачным. Испытания Су-47 позволили конструкторам ОКБ им. Сухого отработать ряд технологий, которые впоследствии появились в истребителе пятого поколения Су-57.

Истребитель Су-47«Беркут» 🔥 описание, технические характеристики, перспективы

Истребитель Су-47«Беркут» с обратной стреловидностью крыла впечатляет с первой минуты: футуристичная машина, которая летает вопреки законам физики. Интерес к самолету подогревает нетрадиционная модель крыла, а маневренность приведет в восторг любого специалиста.

Проект Су-47 пережил большое количество сложностей, но все равно был доведен до логического завершения. Работа была трудоемкой, затратной для бюджета, но все труды имели смысл. Возможно, по этой причине Су-47 «Беркут» является предметом гордости конструкторов и военных, неоднократно выступает украшением авиационных шоу.

Содержание

  1. История создания
  2. Описание конструкции Су-47
  3. Технические характеристики Су-47
  4. Производство и интересные факты
  5. Перспективы Су-47

История создания

В начале создания проект имел название Су-37.

Его развивали как перспективную модель истребителя с крылом обратной стреловидности, созданную для ВВС СССР (модернизация Су-27), однако в 1988 году программа была закрыта. Новым заказчиком на Су-37 стал ВМФ СССР, и проект начали развивать как перспективный истребитель для авианосцев. Самолет получил индекс Су-27КМ (вариант корабельный модифицированный). После распада Советского Союза вся самолетостроительная сфера погрузилась в глубочайший кризис, и все финансирование проекта было на плечах ОКБ Сухого.

Первый летный экземпляр удалось построить лишь в 1997 году, ему дали название Су-47 и представили широкой публике в 1999 году на авиавыставке МАКС-1999. В 2001 г. его переименовали и стали называть Су-47 «Беркут».

Описание конструкции Су-47

Су-47 «Беркут» выполнен по схеме интегральный продольный триплан. Он имеет высокорасположенное крыло обратной стреловидности с развитыми наплывами и переднее горизонтальное оперение (ПГО). Управление истребителем осуществляет один пилот.

Как и у других самолетов семейства Су-27, крыло Су-47 плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя с ним единое целое. ПГО и хвостовое горизонтальное оперение истребителя цельноповоротные, сравнительно небольшой площади. Вертикальное оперение – двухкилевое, оно меньше по площади, чем у Су-27. Кили истребителя имеют развал в сторону от центральной оси самолета, что обеспечивает Су-47 меньшую радиолокационную заметность.

При создании машины были широко использованы композитные материалы. По массе конструкция планера на 13% состоит из КМ. Использование композитов позволило уменьшить вес истребителя, повысить его эксплуатационный ресурс, снизить трудоемкость его изготовления и радиолокационную заметность машины.

Фюзеляж машины типа полумонокок, его сечение близко к овальному. Изготовлен он в основном из сплавов титана и алюминия. В хвостовой части истребителя находятся два обтекателя, которые можно использовать для размещения радиоэлектронного оборудования.

Крыло Су-47 имеет прямую стреловидность в своей корневой части и обратную – в консольной (-20° по передней кромке), на 90% оно состоит из композитных материалов. На передней части консоли крыла находится отклоняемый носок, а на задней – элерон и односекционный закрылок.

Во время создания Су-47 в ОКБ им. Сухого была разработана, а затем и успешно применена на практике новая технология изготовления элементов конструкции самолета и их последующего соединения. Детали обшивки сначала изготавливали в плоском виде, а уже затем из них формировали заготовки необходимой формы и кривизны. Использование длинных и гладких панелей (до 8 метров) позволило уменьшить количество крепежа и улучшить аэродинамические качества машины. При создании Су-47 впервые были использованы интеллектуальные композитные материалы, способные адаптироваться к уменьшению или увеличению нагрузок.

Цельноповоротное ПГО крепится к корневому наплыву крыла, оно имеет трапециевидную форму в плане, стреловидность по передней кромке составляет +50°.

Фонарь кабины истребителя полностью аналогичен тому, что используется на Су-27. На нескольких фото самолета можно заметить, что фонарь Су-47 не имеет переплета, такая же конструкция использована и на американском истребителе F-22 Raptor. Она улучшает обзор для летчика, а также уменьшает заметность самолета на экранах РЛС. В кабине расположено кресло пилота К-36ДМ с наклоном спинки в 30°. Это уменьшает нагрузки на летчика, которые возникают во время маневренного воздушного боя. На Су-47 планировалась установка еще более совершенного катапультного кресла, способного спасти пилота на любых высотах и даже обеспечить его эвакуацию из перевернутого положения.

Су-47 оснащен трехопорным шасси с носовой и двумя основными стойками. Передняя двухколесная стойка шасси убирается с поворотом вперед в специальную нишу фюзеляжа. Основные одноколесные стойки заходят в ниши по бокам каналов воздухозаборников.

Силовая установка Су-47 состоит из двух ТРДДФ Д-30Ф11 с тягой по 15600 кгс, которые расположены в хвостовой части машины. Этот двигатель является модификацией мотора Д-30Ф6. Истребитель имеет два воздухозаборника, расположенных под корневыми наплывами крыла. Форма их сечения близка к сектору круга. Воздушные каналы воздухозаборников имеют S-образную фор­му, что обес­пе­чи­ва­ет снижение уровня радиолокационной заметности машины. Две дополнительные створки для забора воздуха находятся на верхней части фюзеляжа. Они используются при маневрировании, а также во время взлета и посадки.

Су-47 имеет цифровую многоканальную ЭДСУ и интегральную автоматизированную систему управления. В состав навигационного комплекса истребителя входит ИНС на лазерных гироскопах, система спутниковой навигацией с «цифровой картой».

О жизни пилота заботится интегрированная система жизнеобеспечения и система катапультирования нового поколения.

Если внимательно взглянуть на размещение антенн БРЭО, то можно прийти к выводу, что создатели стремились обеспечить пилоту Су-47 круговой обзор. Кроме основной радиолокационной станции, которая находится в носу самолета под обтекателем, есть и две антенны заднего обзора, размещенные между соплами двигателей и крылом. Вероятно, что в носках вертикального оперения, в крыльевом наплыве и ПГО также находятся антенны. Об этом можно судить по их характерной белой окраске, которая обычно используется для радиопрозрачных обтекателей.

Истребитель можно оснастить оптиклокационной станцией. Она устанавливается в носовой части, перед фонарем кабины. А чтобы не мешать летчику, ее обтекатель станции смещают несколько вправо (как и на Су-33 и Су-35).

Су-47 «Беркут» — это экспериментальный самолет, который создавался для отработки новой схемы компоновки, поэтому изначально на нем не планировали устанавливать вооружение. Однако позже истребитель был модернизирован и на нем был создан один бомбовой отсек.

Кроме того, ракетно-бомбовое вооружение можно разместить и на наружных узлах подвески. Правда, в этом случае увеличиться радиолокационная заметность машины. Максимальная боевая нагрузка самолета – 8 тыс. кг.

Вероятно, что основным стрелково-пушечным вооружения Су-47 является 30-мм пушка ГШ-30-1, а главным ракетным – УР средней дальности с активной радиолокационной системой наведения, которые можно разместить внутри фюзеляжа самолета. Эти ракеты имеют складные решетчатые рули направления. Истребитель вполне можно вооружить и ракетами малой дальности типа К-74 с тепловой головкой наведения. Эти УР впервые были продемонстрированы на авиасалоне МАКС в 1997 году.

Технические характеристики Су-47

Длина, м22,6
Высота, м6,4
Размах крыла, м16,7
Площадь крыла, м256
Масса, кг:
нормальная взлетная25670
максимальная взлетная34000
Тип двигателяТРДДФ
Марка двигателяД-30Ф11
Тяга двигателя, кгс15600
Макс. скорость, км/ч (М):
у земли1400 (1,12)
на высоте2200 (2,1)
Практическая дальность, км3300
Практический потолок, м18000
Экипаж, чел1

Производство и интересные факты

Процесс сборки Су-47 «Беркут» отличается большими денежными расходами по той причине, что самолет не запущен в серийное производство. Так как проект и сегодня остается секретным (даже нет полных сведений обо всем оборудовании, которое применяется на борту), то назвать точное количество собранных машин не представляется возможным. Однако понятно, что на вооружении сегодня числятся единицы Су-47.

Сборка ведется в конструкторском бюро Сухого и на Иркутском авиастроительном заводе, некоторые комплектующие выпускаются смежными предприятиями из военной сферы.

Несмотря на то, что создание и дальнейшая эксплуатация Су-47 «Беркут» были полны трудностей, этот истребитель пользуется любовью пилотов, конструкторов и увлеченных авиацией людей. Эта любовь порождает пристальное внимание к самолету на выставках, показах, во время испытаний. Возможно, по этой причине о самолете с таким маленьким сроком службы уже появились интересные факты.

Например, долгое время само проектирование нового истребителя держалось в строжайшем секрете. Но однажды в прессу попали случайные снимки с заседания военного совета, где на столе у высших начальников стоял … макет самолета с обратной стреловидностью крыла. Этой мелочи хватило, чтобы зарубежные конструкторы нарисовали проект секретного истребителя. Несмотря на постоянные опровержения подобных разработок в КБ СССР со стороны руководства страны, после выхода самолета стало понятно, что иностранные инженеры не ошибались.

Истребители с обратной стреловидностью крыла разрабатывались не только в СССР. Некоторые проекты за рубежом даже дошли до финальных испытаний. Но кроме Су-47 «Беркут», ни один, какой-либо другой истребитель не стал перспективной разработкой. Наоборот, работы преимущественно сворачивались, а внимание уделялось универсальным и простым в производстве самолетам.

На базе Су-47 российские конструкторы обкатывали последние достижения военно-промышленного комплекса.

Во-первых, сам самолет получил передовую авионику, но и испытания новых технологий дали возможность продвинуться в создании следующего поколения истребителей — Т-50.

Су-47 «Беркут» близок по характеристикам проекту «Стэлс». Технологии русского истребителя также позволяют оставаться незамеченным для радаров. Но ориентированность на классическое исполнение фюзеляжа истребителя, применение традиционных конструкторских ходов сделали российский самолет намного дешевле.

Перспективы Су-47

Несмотря на то, что самолет Су-47 «Беркут» был и остается секретным, то, что руководство страны не оставляет этот проект без внимания, понятно без слов. Для него разрабатываются новые двигатели, вооружение. На его базе проводят испытания новых технологий производства композитных материалов (так, например, стало известно, что на 2500 км/ч оболочка истребителя не выдерживает нагрузок и начинает разрушаться, поэтому максимальная скорость намеренно ограничена).

Определенно одно: свой ресурс «Беркут» еще не выработал и наверняка будет и дальше являться площадкой для испытания достижений ВПК. При этом, он остается эффективным оружием, которое не затеряется в возможном военном конфликте.

Су-47 должен был стать самым передовым истребителем Советского Союза, а затем и России, но экономические трудности наложили отпечаток и на его судьбу тоже.

Этот самолет служит сегодня скорее опытным образцом военной техники, а не полноценной боевой единицей. Хотя можно быть уверенным наверняка, что в любой другой ситуации Су-47 мог быть успешно принят на вооружение и считаться одним из лучших мировых истребителей с серийным производством.

Россия использует Су-47 «Беркут», истребитель с крылом обратной стреловидности, для разработки боевых БПЛА как предшественник российского истребителя-невидимки 5-го поколения Су-57 («Фелон»).

Но государственный оборонный конгломерат Ростех сообщил, что этот истребитель помогает стране создавать беспилотные летательные аппараты, не сообщая никаких конкретных подробностей.

«Беркут» впервые поднялся в воздух 25 лет назад, в сентябре 1997 года, когда на этом самолете поднялся в небо летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Впервые Су-47 «Беркут» был представлен широкой публике в ходе авиасалона МАКС-1999, где он выполнил испытательный полет.

Этот экспериментальный истребитель показал, как вещи, которые в прошлом казались диковинными, возможны из современных материалов. Был построен всего один самолет, так и не дошедший до конвейера. Тем не менее, он предоставляет ценную информацию для российских авиационных инженеров.

Колоссальные знания о крыле обратной стреловидности из композиционных материалов, полученные в ходе испытаний «Беркута», используются при разработке беспилотных летательных аппаратов, говорится в сообщении ТАСС, в котором подробно рассказывается о разработке истребителя Су-47.

Стреловидные крылья уменьшают индуктивное сопротивление, улучшая взлетно-посадочные характеристики, маневренность и дозвуковую дальность полета. Однако в отчете не упоминается, какая часть этого опыта была использована в процессе разработки российских беспилотников.

Художественное исполнение Су-47.

Считается, что в процессе создания Су-47 был получен огромный багаж знаний, который очень помог российской авиационной промышленности в создании современных самолетов.

В процессе разработки «Беркут» привлек большое внимание средств массовой информации и западных экспертов в области обороны. Его тут же окрестили истребителем двадцать первого века, а сообщения о его планируемом серийном производстве получили широкую огласку.

«Беркут» был экспериментальным самолетом, предназначенным для отработки компоновочных, технических и технологических решений в рамках работ по истребителям нового поколения. Работа по этой теме началась в ОКБ [закрытое учреждение, занимающееся проектированием и прототипированием высоких технологий, в основном военного назначения] под условным шифром С-22», — отмечает ТАСС.

В 1983 году начат проект по созданию самолета с крылом обратной стреловидности для модернизации истребителя Су-27 для ВВС СССР. В то же время ВМФ СССР искал новый истребитель для действий с авианосца.

Истребитель был переименован в Су-27 КМ (модифицированный корабельный), но разработка была остановлена ​​после распада Советского Союза. На протяжении всей разработки истребитель назывался под несколькими именами, включая С-22, Су-27 КМ, С-37 и, наконец, Су-47.

Стреловидные крылья имеют ряд преимуществ; однако построить такое крыло сложно, поскольку вся конструкция может разрушиться при достижении определенных скоростей полета.

Применение композиционных материалов позволило добиться высоких показателей жесткости. В настоящее время композитные материалы широко используются в производстве самолетов. В свое время «Беркут» заложил основу для развития этих технологий, что по меркам 1990-х годов стало настоящей вехой.

Обнинскому научно-производственному предприятию «Технология» (входит в Ростех) поручили изготовить панели крыла обратной стреловидности для «Беркута». В панелях использовался новый материал, созданный ВИАМом, который превзошел лучшие образцы 19-го века.80-х по производительности.

«Это было непростое время. Заводы были закрыты, и в целом ситуация была сложной. И мы получили заказ на изготовление крыла обратной стреловидности для Су-47. Это колоссальный опыт, который послужил прорывом не только для авиации, но и для нашего производства», — вспоминает оператор станков с программным управлением ОРПП «Технология» Александр Конашенков.

«Внедрен метод автоматизированной компоновки изделий для авиационной техники, материалы доведены до высокого качества, а для рабочих это была отличная практика», — добавил он.

Тем не менее, в самолете удалось реализовать множество новаторских конструктивных и технических новшеств, которые ранее никогда не применялись в самолетах этого класса. Это включает в себя использование продольной статической неустойчивости, проектирование крупных фрезерованных панелей двойной кривизны, использование композиционных материалов в нагруженных элементах конструкции планера и т. д.

Су-47 (архивное фото)

Однако крылья обратной стреловидности имеют существенные недостатки. Самолеты с крылом обратной стреловидности имеют неустойчивые летные характеристики. Высокие скорости, в основном, сильно нагружают крылья.

Из-за 18-тонной дополнительной массы Су-47 от вооружения его грузоподъемность также была ограничена. И затраты на его содержание были бы астрономическими. Кроме того, хотя он был невероятно искусен в быстрых поворотах, у него были проблемы с сохранением скорости в длинных поворотах.

Предполагалось, что самолет будет двигаться со скоростью 2 Маха; однако Беркут зафиксировал самую высокую скорость — 1,65 Маха. Между тем на авиасалонах был замечен только один Су-47, что навело некоторых на мысль, что производитель не совсем уверен в изделии.

Тем не менее, самолет внес значительный вклад в разработку Су-57, российского истребителя пятого поколения. Су-47 также позволил российским производителям самолетов протестировать различные важные концепции и собрать информацию.

  • Свяжитесь с автором по адресу [email protected]
  • Следите за новостями EurAsian Times в Google News

Тайна истребителя Су-47 «Беркут»

11 февраля 2023 г.

Артикул:
Defencebridge


Сухой Су 47 — российский экспериментальный истребитель, принятый на вооружение в конце 1990-х годов и совершивший первый полет в 1990 году.

Сухой Су-47 был разработан российским авиакосмическим производителем Сухой в конце 1990-х годов. Его уникальная конструкция основана на крыле с прямой стреловидностью, которое создает нестабильный воздушный поток на крыльях самолета и требует компьютеризированного управления полетом, чтобы поддерживать его устойчивость в воздухе. Он предназначался для использования в качестве перехватчика и истребителя. Несмотря на новаторскую конструкцию, было построено всего два прототипа, и самолет так и не был запущен в серийное производство.

 

Особенности конструкции самолета Су-47.

Су-47 — реактивный истребитель четвертого поколения, конструкция которого сочетает в себе крыло с обратной стреловидностью и усовершенствованные аэродинамические компоненты. Помимо инновационной конструкции крыла, Су-47 оснащен цельноповоротным стабилизатором, повышающим маневренность самолета. Он также использует мощные воздухозаборники, которые обеспечивают повышенную тягу для повышения производительности. Кроме того, самолет имеет встроенную цифровую электронную систему управления полетом, способную одновременно управлять поверхностью полета.

 

Статистика боевых действий Су-47.

Су-47 — маневренный и эффективный истребитель в воздушном бою. Он может развивать скорость до 1500 км/ч и имеет запас хода более 4000 км. Сообщается, что самолет успешно поразил несколько целей одновременно, а также продемонстрировал отличные возможности по созданию помех благодаря своим современным радиолокационным системам. Кроме того, Су-47 был испытан на стрельбу различными современными видами оружия, в том числе ракетами класса «воздух-воздух» и авиабомбами.

 


СУ — 47

 

Возможные модификации Су-47 в будущем.

В последние годы возможности Су-47 были модернизированы, особенно в области авионики и систем вооружения. Самолет теперь несет более совершенные ракеты и бомбы с улучшенными системами наведения. Кроме того, его радар и средства радиоэлектронного противодействия также были значительно улучшены. Эти модернизации будут только увеличиваться, поскольку российские ВВС ищут способы сделать Су-47 еще более мощным и эффективным в бою.